Согласование акта выбора земельного участка

Одной из многих услуг, оказываемых компанией «ГеоСфера» является совокупность работ по подготовке и получению акта выбора земельного участка .

Согласно законодательству РФ, получение акта выбора земельного участка необходимо, в тех случаях, когда Вами запланировано строительство, Вы собираетесь проложить коммунальные трассы или инженерные сети. На основе Вашего заявления о своих планах в муниципальные административные органы, происходит выбор требуемого земельного участка, основанный на документах государственного земельного кадастра и землеустройства. Этот выбор также принимает во внимание, как экологические, так и градостроительные требования к эксплуатации выбираемых земель.

Подготовка акта выбора земельного участка представляет собой получение определенного набора документов:

  1. Проект отвода земельного участка. В нем в форме ситуационного плана отображен запрашиваемый участок земли и местонахождение относительно него зоны кабелей, газопровода, линии электропередач, в совокупности, составляющие охранную зону.
  2. Схему местоположения границ земельного объекта на кадастровом плане. В этой документации также указываются все остальные параметры и целевое назначение территории.
  3. Состав комиссии по изучению земельного объекта. Ее состав может меняться, в зависимости от расположения обследуемого участка.

Акт выбора земельного участка для строительства оформляется в 3 этапа:

  1. На основе проекта строительства, на ситуационном плане фиксируется требуемая территория и ее расположение относительно различных инженерных сетей.
  2. Создается схема расположения выбранного участка на кадастровом плане с перечислением всех его характеристик.
  3. Получение акт выбора земельного участка проходит после согласования в контролирующих учреждениях. В результате проведенных действий выдается Постановление Администрации.

При подготовке акта выбора земельного участка большое значение играет профессионализм сотрудников геодезической организации, которая в минимальные сроки исполнит все необходимые инженерно-геодезические исследования, обработку полученных материалов, но и проведет все требуемые согласования в необходимых инстанциях. В связи с тем, что акт выбора земельного участка для строительства имеет определенный срок согласования и срок действия, то выполнение этой работы лучше доверить фирме, имеющей практический опыт работ такого рода. Доверив исполнение этой услуги нашей компании, Вы останетесь довольны, как отличным качеством работы, так и сроками выполнения.

Сроки и стоимость получения акта выбора участка

Под актом выбора участка земли подразумевают комплекс текстового и графического документационного обеспечения, что предоставляет данные о месте расположения земли, где собираются проводить проектно-изыскательную работу. Предназначением акта выбора является определение места, где будет проводиться постройка здания, будут прокладываться трассы или возводиться коммуникации. При создании акта выбора участка пользуются документами с государственной кадастровой службы, а также документами, что касаются земельного устройства. Берут во внимание условия экологии, градостроительства и территориальное использование.

Оформление акта

Как правило, процесс оформление акта выбора участка земли проходит в трех этапах:

  • На базе отводного проектирования, на плане ситуаций указывают нужную часть земли. Как он расположен в отношении газового провода, электрических линий, зоны водной охраны и кабеля, обеспечивающего связь.
  • Далее составляют схему места участка на карточке кадастра. Указывают площади, цели и адреса, а также различную геодезическую информацию.
  • Затем происходит согласование акта выбора земельного участка в соответствующих организациях контроля. По результату согласований выдают постановления Администрации «Об утверждении акта выбора земельного участка».
  • Муниципальная администрация района;
  • Главное Управление Архитектуры и Градостроительства МО;
  • Управления лесхозяйства по московской области и в г. Москве (Мослесхоз);
  • Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» (ФУАД);
  • ОАО “Ростелеком”;
  • Министерство культуры (Минкультуры);
  • Министерство экологии и природопользования МО (Минэкологии);
  • Территориальный департамент Роспотребнадзора по МО;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации.
  • Максимально точные границы земельного участка.
  • Составляют копию пользования землей, указывают место расположения необходимой земли.
  • Рассчитывается земельная площадь и составляется экспликация земельных угодий.
  • Определяются размеры убытка пользователей земли.
  • Согласовываются с пользователями земли и хозяевами землеустроительное дело и получение заключения (протокола) общих собраний хозяев.
  • Составляется учетный кадастр земли.
  • Общее проектное согласование краткосрочной аренды. Далее оно предоставляется органу местного управления. Завершается все
  • Завершается все подписанием и оформлением договора по аренде земельного участка.

Ниже приведен список ведомств, с которыми проходят согласования, зависимо от разполажения и назначения земельного участка:

Шаги оформления договора

Обязательные данные, которые обязаны присутствовать в акте это: местоположение, назначение, точны размеры, координаты и границы земельного участка. При оформлении договора на краткосрочную аренду земельного участка во время строительства необходимо пройти следующие шаги:

Цена проведения подобных работ зависит от площади участка. Но нужно понимать, что выше перечислен ориентировочный список работ, и он может подлежать изменениям, зависимо от характера участка, задач, целей объектов и от многих других нюансов. Также необходимо понимать, что качество и положительный результат зависят только от уровня профессионализма квалификации людей, которые будет составлять акт выбора земельного участка. И именно поэтому стоит обращаться к настоящим профессионалам своего дела, у которых за плечами имеется огромный опыт земельных работ.

Выбор земельных участков для строительства

Комментарий к статье 31 ЗК РФ:

1. Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.12.2007 по делу N А55-4257/2007). Заинтересованные в предоставлении земельного участка лица должны обратиться в орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным участком, с заявлением о выборе и предоставлении земельного участка. Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

В заявлении указывается, во-первых, назначение объекта, т.е. для каких целей будет использоваться возведенный объект. При определении назначения зданий, сооружений можно руководствоваться Классификатором назначений объектов технического учета, входящим в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденный Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 N П/0425. Информация о назначении объекта требуется для установления соответствия планируемого к размещению объекта требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства, обязательным нормам и правилам, а также для определения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка при принятии решения о предоставлении земельного участка. Во-вторых, указываются предполагаемое место размещения земельного участка и обоснование его примерного размера. В данном случае необходимо осуществить привязку к адресному или иному ориентиру, произвести расчет запрашиваемой площади земельного участка с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований, например содержащихся в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. В-третьих, указывается испрашиваемое право на земельный участок, которое зависит от субъекта - заинтересованного лица и определяется с учетом положений п. 3 ст. 30 ЗК.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка (см. Определение ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). По желанию заявителя возможно приложение к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи при рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта. В частности, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). Размер санитарно-защитных зон обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Соответственно, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, обязательно разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // РГ. 2008. N 28).

Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям. ЗК не устанавливает конкретный перечень органов и муниципальных организаций, согласующих место размещения объекта. Состав таких органов определяется исходя из положений иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Такое согласование проводится только в случаях, установленных в федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, осуществляется по согласованию с компетентным органом, который определяется на основании положений названного Закона.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Ввиду значительной стоимости работ по подведению коммуникаций к объекту возложение на органы местного самоуправления такой обязанности имеет большое значение. В настоящее время данные вопросы регулируются ст. 48 ГрК , Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920).

3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено право населения на информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков и соответствующая обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения. С учетом необходимости реализации положений подп. 4 п. 1 ст. 1 и абз. 2, 3 п. 3 комментируемой статьи ЗК, данные нормы должны применяться и в тех случаях, когда земельные участки расположены за границами поселений, например, в границах межселенных территорий. В этом случае соответствующая информация должна быть доведена до тех лиц, чьи интересы затрагиваются строительством (размещением) объектов. Чаще всего информирование проводится путем публикации сообщения в местном официальном средстве массовой информации.

Требования информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства имеет обязательный, а не рекомендательный характер. Как было указано по одному из дел, из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005).

Помимо обязанности информировать население комментируемая статья устанавливает обязанность органов, осуществляющих предоставление земельных участков, выяснить мнение граждан, общественных организаций и иных указанных в законе субъектов (общественности) по вопросу предоставления участка, если при этом затрагиваются их интересы. Формы участия общественности в принятии решения о предоставлении земельных участков различны (референдумы, сходы, общественные слушания и т.п.) и четко определены только для предоставления земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и этнических общностей (референдумы или сходы).

Для органов, принимающих решение о предоставлении земельных участков, мнение населения, общественности имеет лишь рекомендательный характер. В практике арбитражных судов можно встретить и иные решения. Так, при рассмотрении одного из дел было указано, что информирование граждан о предоставлении участка для строительства, целью которого является соблюдение их прав на благоприятную окружающую среду, не должно носить декларативный характер. Органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, обязаны учитывать мнение граждан и их объединений, касающееся возможности застройки конкретных участков, и не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора такого участка, а также о предоставлении участка для строительства при наличии мотивированных возражений граждан (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2007 N Ф08-5715/2006).

Нарушение требований законодательства об информировании населения и о необходимости выяснения мнения общественности о предстоящем или возможном предоставлении земельных участков для строительства должно служить основанием для отмены принятых решений о предоставлении земельных участков (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 2479/05; Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2004 N А55-4628/03-8; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005). Необходимо учитывать, что по смыслу ст. 198 АПК для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: 1) несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии со статьёй 247 ГПК - требуется нарушение прав и свобод обращающегося в суд лица).

4. Пункт 4 комментируемой статьи требует информировать правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия (выкупа) их земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Учитывая достаточную индивидуализацию в данном случае субъектов (в отличие от субъектов, указанных в п. 3 комментируемой статьи), информирование о возможном изъятии земельных участков в связи с их предоставлением для строительства должно иметь индивидуальный характер (письменное уведомление каждого правообладателя).

Правовое значение такого информирования заключается в том, что с момента информирования правообладатели земельных участков несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или иным его улучшением (п. 8 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении заявления в порядке п. п. 1 - 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются утвержденные схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Еще одним обязательным документом, прилагаемым к акту выбора земельного участка, если предполагается его изъятие для государственных или муниципальных нужд, является расчет убытков правообладателей земельных участков. Данные документы должны быть в наличии именно на момент оформления акта о выборе земельного участка (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2006 N Ф08-510/2006).

Схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории могут утверждаться органом местного самоуправления путем издания отдельного распоряжения или путем проставления подписи и печати на самой схеме. До 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Такие проекты границ земельного участка, утвержденные до 1 ноября 2008 г., признаются действительными и имеют равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, могут прилагаться к актам выбора земельного участка (см. ст. 21 ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251).

Только после проведения данных мероприятий и подготовки указанной документации органами местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом наличие предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке является основанием для отказа в утверждении акта выбора этого участка другому лицу.

6. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства (Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2006 N Ф09-5107/06-С6).

В п. 8 комментируемой статьи императивно установлен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - 3 года. Этот срок не может быть изменен нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления. Истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта лишает заявителя права требовать предоставления ему земельного участка на основании такого решения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2006 по делу N А26-6110/2005-17, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2007 N Ф03-А59/07-1/959).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Соответственно, само по себе данное решение не является нарушением прав и законных интересов правообладателей земельных участков в пределах выбираемого участка, поскольку не рассматривается законодателем в качестве основания изменения или прекращения уже существующих прав на землю частных лиц.

Незаконное решение органа местного самоуправления, органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта может быть отменено этим органом в целях обеспечения законности своей деятельности. Принятое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Данное право следует из положений ст. 48 ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом следует учитывать, что в силу ст. 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Положения комментируемой статьи о риске правообладателя земельного участка отнесения на него затрат и убытков, связанных с улучшением земельного участка, после информирования его о возможном изъятии участка во многом схожи с положением п. 3 ст. 63 ЗК. Пункт 8 комментируемой статьи указанный риск распространил и на тех правообладателей, земельные участки которых входят в состав зарезервированных земель. Такое ограничение имеет весьма существенный характер, поскольку срок резервирования может составлять до 7 лет (см. ст. 70.1 ЗК).

7. Заинтересованные лица могут не только заявлять требования о признании недействительными решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в принятии такого решения, но и вправе обжаловать незаконное бездействие исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии соответствующего решения по такому заявлению заинтересованного лица. Поскольку сама по себе подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не влечет обязательное предоставление земельного участка для строительства, незаконность бездействия уполномоченного органа, не принявшего решение по заявлению, не является достаточным основанием для удовлетворения судом требования о предоставлении земельного участка.

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен самостоятельно, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает субъективные права. Акт выбора является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении и согласовании с уполномоченными органами и организациями варианта размещения объекта. Оспаривание акта выбора земельного участка производится путем оспаривания решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утвержден этот акт.

Признание судом недействительным решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта предоставляет заинтересованному лицу право компенсации своих расходов, при условии их документального подтверждения и доказанности их необходимости для принятия такого решения.

8. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает специальное правило о выборе земельных участков для строительства на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которое вызвано особенностями организации местного самоуправления на данных территориях.

Стоимость услуги: от 20 000

Срок исполнения: от 2 недель

Образцы документов

Акт выбора земельного участка представляет собой ряд графической, а также текстовой документации, которая включает в себя описание, отражение месторасположения участка земли, где в будущем планируется провести какие-либо проектные изыскательные работы. Если на каком либо участке планируется возведение зданий, коммуникаций или, например, прокладка трасс, то необходим такой документ, именно он предназначен для выбора земельного участка.

Если необходимо осуществить возведение объекта капитального строительства, понадобится подготовка акта выбора земельного участка , он будет оформлен, основываясь на решении специальной административной комиссии, созданной в рамках органа местного самоуправления. Также положительное решение может быть принято исполнительным органом государственных властей субъекта Российской Федерации. Этим же органом будет утверждена и схема расположения участка земли.

Из чего состоит акт

  • Проект овода участка земли. В нем в обязательном порядке будут содержаться сведения о местонахождении участка относительно линий электропередач, водоохраной зоны, газопроводов, кабелей связи и прочих коммуникаций;
  • Схема размещения участка земли на кадастровой карте конкретной территории или же на кадастровом плане. В этой схеме указываются площадь участка, его адрес, полные геодезические сведения о координатах сторон, а также его целевое назначение;
  • Полный состав комиссии, которая проводила обследование отдельно взятого земельного участка.

Решение об утверждении данного документа будет служить основой для оформления межевого плана, для выполнения комплекса работ по межеванию границ вашего участка. Акт вместе с предварительным согласованием месторасположением объекта также необходим для проведения изыскательных работ, для дальнейшей постановки участка на кадастровый учет, для оформления права пользования этим участком на время возведения объекта, и, наконец, для принятия проектных решений. Другими словами акт выбора земельного участка, оформление которого вы можете осуществить с помощью нашей компании, крайне важен, без этого документа невозможно будет добиться желаемых результатов.

Согласно действующему законодательству, если вы хотите, чтобы вам предоставили участок под строительство, вы обязаны возместить землевладельцам либо же землепользователям абсолютно все убытки, которые могут быть напрямую связаны с прекращением прав, их изъятием, а также с возможными действующими ограничениями. Однако в то же время существует возможность получить участок земли на основании публичного сервитута, то есть другими словами это будут права ограниченного пользования. Помимо публичного сервитута также может быть заключено соглашение о частном сервитуте. Ограниченное использование участка при этом предполагает, что сам участок будет принадлежать другому лицу.

Типы сервитутов и их особенности

Сервитут может быть заключен только между собственником участка земли, находящемуся по соседству, и лицом, которое требует установления подобного соглашения. Если оно достигается, то права на недвижимость регистрируются в существующем порядке. В противном случае заинтересованному лицу необходимо будет подать иск в суд, чтобы возникший спор разрешился в судебном порядке. Лицо, которое является собственником участка земли, имеет право требовать плату за использование этого участка, если иное не было предусмотрено в действующем законодательстве. Сервитут может быть установлен для того, чтобы обеспечить проезд на соседний участок земли, проезд через него. Также такой документ может предполагать эксплуатацию линий электропередач, их прокладку, использование трубопроводов, водоснабжения и прочих нужд, которые могут понадобиться заинтересованному лицу и не могут быть обеспечены без наличия самого сервитута.

Как уже упоминалось ранее, сервитут может быть частным или публичным. Оба сервитута, а точнее процедура их заключения, четко регламентируются законодательством, при этом есть существенные отличия. Для установления публичного сервитута должно быть проведено общественное слушание, сервитут будет установлен по его результатам. Также важно различать постоянный либо срочный сервитут.

Помощь юристов, получение, оформление Акта выбора земельного участка

Из сказанного выше следует, что согласование Акта выбора земельного участка, оформление этого документа; процесс трудоемкий, содержащий массу законодательных нюансов и требований. Получить такой документ самостоятельно, не имея юридического образования, практически невозможно. Именно поэтому мы предлагаем услуги юристов, имеющих большой опыт в сфере земельных отношений. С помощью специалистов компании House Country вы сможете грамотно подготовить и оформить все необходимые документы, обеспечить их наличие, а соответственно сделать процедуру оформления и получения решения об утверждении акта выбора участка более быстрым и эффективным.

Со своей стороны мы готовы гарантировать корректное составление и быстрый сбор полного пакета документов, это позволит значительно ускорить процедуру. Также мы предоставим исчерпывающую информацию по интересующим вас вопросам, индивидуально решим поставленную перед юристами задачу. Отдельно отметим стоимость на услуги компании; получая высококвалифицированную и эффективную помощь в вопросах земельного права, вы платите приемлемые деньги, будучи уверенным в результате. Опытные специалисты будут рады ответить на вопросы заинтересованных клиентов. Ждем ваших звонков.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 1. Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации",1994, № 32, ст. 3301, 2006,
№ 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 239:
a) в абзаце первом слово «государством» исключить;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«Особенности определения убытков, возникающих в связи с изъятием жилых помещений, устанавливается жилищным законодательством.»;
2) статью 276 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Сервитуты могут быть прекращены в отношении изымаемого земельного участка, если их осуществление противоречит целям изъятия земельного участка»;
3) в статье 279:
а) в пункте 3:
слово «письменно» исключить;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Уведомление собственника о предстоящем изъятии принадлежащего ему земельного участка осуществляется в порядке, определенным земельным законодательством.»;
«4. Решение об изъятии земельного участка является для его собственника основанием для расторжения или изменения договоров, заключенных им в отношении изымаемого земельного участка или находящейся на нём недвижимости.»;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Допускается изъятие части земельного участка, если оставшаяся часть участка может быть признана самостоятельным участком, который возможно использовать по прежнему целевому назначению.».
4) в статье 280:
а) в первом предложении слова «с момента государственной регистрации решения об изъятии участка» заменить словами «после его уведомления о предстоящем изъятии земельного участка»;
б) дополнить второй частью следующего содержания:
«Собственник изымаемого земельного участка может требовать выкупа вещей, являющихся принадлежностью этого земельного участка».
5) в статье 281:
а) пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
«При изъятии части земельного участка оплачивается уменьшение рыночной стоимости оставшейся в распоряжении собственника части земельного участка.
Особенности определения убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков, устанавливаются земельным законодательством.»;
б) в пункте 3 слова «с зачетом его стоимости в выкупную цену.» заменить словами «или иное имущество с зачетом их рыночной стоимости в выкупную цену.».
6) во втором предложении статьи 282 слово «двух» заменить словом «трех».

Статья 2. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147, 2004, № 41, ст. 3993, 2005, № 1, ст. 17; 2004, № 52, ст. 5276, 2005, № 30, ст. 3128, 2006, № 1, ст. 17; 2006, № 23, ст. 2380, 2006, № 50, ст. 5279, 2006, № 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 9, пункте 1 статьи 10, пункте 1 статьи 11, пункте 7 статьи 23, пунктах 3,5 и 8 статьи 31, названии и пунктах 1 и 3 статьи 49, пункте 2 статьи 51, пункте 1 статьи 55, пункте 5 статьи 69 и пунктах 5 и 9 статьи 95 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить;
2) Статью 30 дополнить пунктами 14 и 15 в следующего содержания:
«14. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов осуществляется в случаях предоставления земельного участка:
в постоянное (бессрочное) пользование на основании проектов планировки или документов территориального планирования;
взамен изымаемого земельного участка;
лицу, по заявлению которого был изъят земельный участок для государственных или муниципальных нужд или его правопреемнику;
для строительства объектов недвижимого имущества в границах территорий особых экономических зон, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
При этом землеустройство и кадастровый учёт осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета, за исключением случая предоставления земельного участка в особой экономической зоне, которые осуществляются за счет лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
15. Предоставление земельного участка взамен изъятого земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется на праве:
постоянного (бессрочного) пользования - лицам, указанным в пункте 1
статьи 20 настоящего Кодекса;
собственности – гражданам и организациям, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность;
аренды на 49 лет, если меньший срок не будет установлен по просьбе заинтересованного лица, - иным лицам.»;
3) пункт 2 статьи 30.1 изложить в следующей редакции:
«2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2 статьи 28, пунктами 2.1 и 14 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса»;
4) в статье 31:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«Гражданин или юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления поселения (городского округа), а на межселенной территории – в орган местного самоуправления муниципального района, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.»;
б) в абзаце первом пункта 2 слова «по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти» заменить словами «в трехмесячный срок со дня обращения»;
«4. Орган местного самоуправления публикует сообщение о проведении выбора земельного участка для размещения объекта строительства в печатных изданиях, являющихся источником публикации его нормативных правовых актов, не позднее чем за три месяца до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В сообщении должны быть указаны место, время и порядок ознакомления с материалами, касающимися выбора земельного участка для размещения объекта.»;
г) пункт 6 после слов «акт о выборе земельного участка» дополнить словами «в месячный срок со дня поступления акта о выборе земельного участка»;
д) в пункте 8:
абзац второй исключить.
в абзаце третьем слова «независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта» исключить.
5) в статье 32:
а) пункт 2 перед словами «Исполнительный орган» дополнить словами «Если для предоставления земельного участка не требуется его изъятия»;
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Если для предоставления земельного участка требуется изъятие земельного участка, то оно осуществляется по заявлению заинтересованного лица, в порядке установленном настоящим Кодексом и федеральными законами.»;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При предоставлении ранее изъятых земельных участков в собственность за плату цена земельного участка определяется в размере не меньшем размера выкупной цены земельного участка.»;
6) в статье 44 слова «в порядке, установленном гражданским законодательством» заменить словами «в порядке, установленном федеральным законодательством»;
7) в пункте 3 статьи 45:
слова «пунктом 2» заменить словами «подпунктами 1-4 пункта 2»;
дополнить словами «а в случаях, установленных подпунктами 5, 6 пункта 2 настоящей статьи соответственно – статьёй 55, статьёй 51 настоящего Кодекса.»;
8) в статье 49:
а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«3) проведением работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр.»
б) дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
«4. Изъятие допускается в тех исключительных случаях, когда достижение целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, невозможно на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности или путем установления ограничений или обременений прав (установление сервитутов, особого охранного режима).
5. Запрещается изъятие земель, являющихся мобилизационным резервом.».
9) в статье 54:
а) в пункте 1 слова «пунктом 2» заменить словами «подпунктами 1 - 4
пункта 2»;
б) в пункте 5 второе предложение исключить.
10) в статье 55:
а) в пункте 1 слова «по основаниям, установленным» заменить словами
«в случаях, предусмотренных»
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определяется соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данный порядок может предусматривать принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Правительством Российской Федерации непосредственно»;
в) дополнить пунктами следующего содержания:
«4. Для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд заинтересованное лицо подает в исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, к чьим полномочиям относится обеспечение соответствующих государственных или муниципальных нужд, заявление об изъятии и предоставлении земельного участка.
В заявлении должны быть указаны:
основания для осуществления изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
расчёт выкупной цены в отношении каждого собственника, а также убытков, причиненных изъятием в отношении землепользователя, землевладельца или арендатора изымаемого земельного участка;
реквизиты документа планировки территории или решения о предварительном согласовании места размещения объекта в случае, если на предоставляемом после изъятия земельном участке предполагается вести строительство или реквизиты утвержденных документов территориального планирования, обосновывающие изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в иных случаях.
К заявлению об изъятии и предоставлении земельного участка прилагаются:
кадастровые планы изымаемых земельных участков или в случае необходимости образования для изъятия новых земельных участков проект границ изымаемых земельных участков;
гарантированное банком обязательство заявителя об оплате выкупной цены или убытков, причиненных изъятием земельного участка, указанной заявителем в представленных расчётах. Предоставление гарантированного банком обязательства не требуется для лиц, имеющих право на получение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со статьёй 20 настоящего Кодекса.
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления отказывает в удовлетворении заявления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случаях, если:
не представлены документы, предусмотренные настоящим Кодексом;
заявленные в качестве оснований для изъятия земельных участков документы, не утверждены или признаны утратившими силу (несоответствующими закону);
соответствующие государственные или муниципальные нужды, в целях которых проводится изъятие, обеспечиваются полномочиями иного исполнительного органа государственной власти или органами местного самоуправления;
нарушаются требования пункта 4 статьи 49 настоящего Кодекса.
6. Заявление об изъятии и предоставлении земельного участка подаётся в срок:
не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
не позднее двух лет со дня утверждения проекта планировки территории, если на изымаемом земельном участке предполагается осуществлять строительство;
не позднее пяти лет со дня утверждения документа территориального планирования, являющегося основанием для изъятия земельного участка, не указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта.
7. Исполнительный орган власти, орган местного самоуправления обязан в течение месяца со дня получения заявления об изъятии и предоставлении земельного участка принять решение об изъятии земельного участка или оказать в удовлетворении заявления.
8. Решение об изъятии земельного участка должно содержать:
цели изъятия земельного участка;
предположительные сроки осуществления изъятия,
указание на лицо, в пользу которого осуществляется изъятие и предоставление земельного участка,
кадастровые номера земельных участков, полностью или частично подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для заключения с собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, соглашения об изъятии земельных участков или, в случае отсутствия возможности заключить такое соглашения, для обращения с иском в суд о принудительном изъятии земельного участка.
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления может поручить лицу, заинтересованному в изъятии и предоставлении земельного участка, подготовку соглашений об изъятии земельных участков, в том числе путём выкупа, а также обращение в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
9. О предстоящем изъятии земельного участка землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение пяти дней с момента принятия решения об изъятии.
Уведомление о предстоящем изъятии земельного участка осуществляется путём почтового отправления соответствующего сообщения по адресу, указанному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или единого государственного реестра земель, а также путём публикации соответствующего объявления в печатном издании, являющимся источником официальных публикаций нормативных правовых актов органа местного самоуправления, на территории которого расположены изымаемые земельные участки.
Участники общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, число которых составляет более пяти, уведомляются также через печатное издание, определенное законом субъекта Российской Федерации для подачи объявлений в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В объявлении указывается место и время ознакомления с проектом границ земельного участка и имеющимися дополнительными сведениями по вопросу изъятия земельных участков. Данные сведения должны быть доступны для заинтересованных лиц до заключения соглашения о выкупе земельного участка или до обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Сведения о выкупной цене земельных участков и возмещении убытков предоставляются только правообладателям земельных участков. Дополнительные требования к уведомлению лиц об изъятии принадлежащих им земельных участков могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Заинтересованные правообладатели считаются уведомленными о предстоящем изъятии земельных участков со дня публикации объявления в печатном издании.».
11) в статье 57:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов, за исключением случаев возмещения убытков, вызванных установлением охранных или санитарно-защитных зон или ухудшением качества земель. В названных случаях убытки возмещаются лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон или ухудшает качество земель.
Право постоянного (бессрочного) пользования, осуществляемое на изымаемых земельных участках организациями, оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на установленный законом предельный срок. Право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования в денежной оценке приравнивается к праву собственности на них.»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При расчёте цены изымаемого земельного участка не подлежат учёту изменения рыночной цены земельного участка под влиянием:
планируемого размещения объекта, для целей строительства которого осуществляется изъятие земельного участка, за исключением случаев, если планируемое размещение объекта оказывает влияние на рыночную стоимость земельных участков всего муниципального образования или большей его части;
осуществленных на земельном участке улучшений, выходящих за пределы разрешенного использования земельного участка, в том числе, осуществленных незаконно;
улучшений, осуществленных на земельном участке, после уведомления собственника о предстоящем изъятии, за исключением тех случаев, когда такие улучшения требовались для содержания недвижимого имущества или были направлены на предотвращение или устранение непредвиденного вреда недвижимому имуществу;
улучшений, противоречащих решению о резервировании земельных участков, если участок был зарезервирован;
убытков по соглашениям, касающимся недвижимого имущества и самого изымаемого земельного участка, если такие соглашения явно выходят за пределы обычаев гражданского оборота и будет доказано, что основной их целью являлось увеличение рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Если стоимость земельного участка, предоставляемого в зачет выкупной цены земельного участка, превышает более чем на 10 процентов сумму выкупной цены земельного участка, собственник, землепользователь, землевладелец изымаемого земельного участка должен оплатить разницу в цене при предоставлении ему такого земельного участка.»;
13) статью 63 изложить в следующей редакции:
«Статья 63. Обеспечение интересов лиц, у которых изымается земельный участок
1. При изъятии земельных участков граждане и организации вправе требовать предоставления земельных участков взамен изымаемых.
Предоставление земельных участков взамен изымаемых осуществляется при наличии в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в государственной собственности до ее разграничения равноценных земельных участков.
Первоочередное предоставление земельных участков взамен изымаемых осуществляется в случаях, если изымаемый земельный участок:
обеспечивает общественные потребности в коммунальном или транспортном обслуживании, предназначен для отдыха и занятий спортом, используется в целях просвещения, здравоохранения, научных исследований, благотворительности или религиозными организациями;
используется для размещения жилого дома, являющегося единственным жильем собственника изымаемого земельного участка;
является единственным источником дохода гражданина, осуществляющего на нем свою трудовую деятельность.
2. Выплата выкупной цены или предоставление земельного участка осуществляется заблаговременно, если иное не предусмотрено договором.

Статья 3. Статью 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3018; 2005, № 30, ст. 3098), дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят для государственных или муниципальных нужд, в порядке, установленном федеральным законодательством, с особенностями, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В случае изъятия части земельного участка должно быть указано время, в течение которого общее собрание участников долевой собственности могло бы высказать свои предложения по поводу местоположения части земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд и условий изъятия земельного участка. Данный срок не может быть менее трех месяцев со дня опубликования объявления о предстоящем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Участник долевой собственности не вправе выдвигать возражения против местоположения изымаемой части земельного участка и иных условий изъятия, согласованного решением общего собрания участников долевой собственности.
Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в общей собственности более пяти лиц, осуществляется одновременно с проведением обязательного территориального землеустройства, направленного на уменьшение убытков, причиняемых изъятием земельных участков.».

Статья 4. Внести в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в пункте 2 второе предложение изложить в следующей редакции:
«Порядок подготовки и принятия этих решений определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.»;
2) пункт 3 исключить;
3) первое предложение пункта 4 изложить в следующей редакции:
«Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен о решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, в порядке, установленном статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.»;
4) в пункте 9 слово «двух» заменить словом «трех».

Статья 5. Статью 25.1 Закона Российской Федерации
«О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823) изложить в следующей редакции:
«Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном федеральным законодательством.».

Статья 6. Признать утратившим силу пункт 9 статьи 25 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52, ст. 5498).

Президент
Российской Федерации

Я выделил тот момент, на его основании ВАМ и доверяют подготовку документов и их согласование

Поделиться