Какая зона считается безопасной вокруг амс. Технические требования. Конструкция фундамента антенно-мачтовых сооружений

размер шрифта

ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 25-12-2002 148 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТАХ НА РАДИОРЕЛЕЙНЫХ... Актуально в 2018 году

3.5. Требования безопасности при обслуживании антенно-мачтовых сооружений и антенно-волноводных трактов

3.5.1. Обслуживание и ремонт антенно-мачтовых сооружений (АМС) и антенно-волноводных трактов (АВТ) должны производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил, проектом обслуживания или инструкцией, утвержденной главным инженером организации.

3.5.2. К работам по сооружению и обслуживанию АМС и АВТ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные безопасным методам работы, прошедшие проверку знаний требований по безопасности труда, имеющие соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационному справочнику.

3.5.3. Все работы, связанные с подъемом на АМС, должны вестись по наряду-допуску (приложение 12).

Окраска мачт и башен должна производиться специально обученными лицами с обязательным выполнением требований безопасности, изложенных в нормативных документах для этого вида работ на высоте.

3.5.3. Опасной зоной вокруг мачт и башен при их эксплуатации считается зона, граница которой находится от центра основания опоры на 1/3 ее высоты.

При работах в опасной зоне разрешается находиться только лицам, непосредственно связанным с этими работами, при обязательном использовании защитных касок. Защитные каски применяются также при любых работах на опорах.

Защита обслуживающего персонала, находящегося в опасной зоне, при возможном падении льда и снега с АМС должна, кроме того, осуществляться:

а) обозначением опасной зоны с установкой предупреждающих знаков;

б) составлением инструкций и проведением инструктажа о гололедной опасности;

в) защитой проходов, находящихся в опасной зоне навесами или сооружениями постоянной или съемной конструкции (для РРС, работающих в обслуживаемом режиме).

3.5.4. Обслуживающему персоналу запрещается при включенном оборудовании и подаче мощности в антенную систему проводить какие-либо работы на АМС и АВТ в условиях превышения нормативов, приведенных в приложении 12.

3.5.5. Все работы по обслуживанию АМС и АВТ производятся только по разрешению узловой или оконечной станции. При этом должны быть точно определены объем, время начала и окончания работ, назначены все ответственные за производство работ лица.

3.5.6. Порядок и периодичность технических осмотров и ремонта АМС и АВТ должны соответствовать инструкции, упомянутой в п. 3.5.1.

3.5.7. Право выдачи наряда и проведение инструктажа перед началом работ на АМС предоставляется лицам, определенным в приказе по организации.

3.5.8. Лицо, совмещающее обязанности ответственного руководителя, производителя работ и допускающего, может участвовать в работе только одной бригады, не имея права руководить работами других бригад.

3.5.9. Работы на высоте и верхолазные работы по монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию и ремонту АМС и АВТ должны производиться не менее чем двумя лицами.

При производстве верхолазных работ бригадой антеннщиков-мачтовиков из их числа должен быть назначен наблюдающий, который обязан с земли непрерывно следить за работающими (работающим) и иметь на себе монтерский пояс и каску, чтобы при необходимости оказать немедленную помощь работникам, выполняющим верхолазные работы.

Перед началом работ на АМС старший смены РРС или старший АПГ (для автоматизированых РРС) обязан выполнить предписанные нарядом мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ, в т.ч. при необходимости отключить питание СОМ, подогрева верхних герметизирующих вставок и др. и вывесить на соответствующих рубильниках и выключателях плакаты "Не включать! Работают люди".

3.5.10. Запрещается находиться на открытых площадках мачт и башен во время грозы и при ее приближении, а также при силе ветра более 12 м/с, гололеде, дожде и снегопаде.

3.5.11. Во время грозы и при ее приближении запрещается находиться около заземлителей. На местах установки заземлителей должны быть предупреждающие знаки.

3.5.12. Работы на мачтах и башнях в темное время разрешаются во время аварий и при отключениях для проведения профилактических работ на РРЛ. В этом случае рабочее место освещают аккумуляторным фонарем, прикрепленным к люльке антеннщика-мачтовика и обеспечивающим достаточную освещенность рабочего места. Подъемный механизм также должен быть освещен.

3.5.13. При подъеме на мачты и башни по лестнице необходимо выполнять следующие требования:

а) на антеннщике-мачтовике должны быть каска и исправный монтерский пояс, которым во время работы он должен прикрепляться к элементам конструкций мачты или башни;

б) подниматься по лестницам без ограждений, удовлетворяющих требованиям настоящих Правил, можно лишь в аварийных случаях и каждый раз по письменному распоряжению технического руководителя или главного инженера организации, эксплуатирующей РРЛ, или под непосредственным наблюдением одного из них;

в) при подъеме одного человека по стволу мачты люки секций должны закрываться по мере подъема;

г) подниматься по вертикальной лестнице разрешается только в обуви с нескользящей подошвой, в кожаных рукавицах. Одежда поднимающегося должна быть плотно подогнана;

д) если по вертикальной лестнице поднимается группа людей, то подъем очередного работника разрешается лишь при закрытом люке вышерасположенной площадки;

е) если на решетчатую башню поднимается несколько человек, то по каждому пролету лестницы должен поочередно подниматься только один человек;

ж) запрещается подъем по стволу круглой мачты на лифте или по аварийной лестнице, если мачта внутри не освещена (за исключением случаев устранения аварии внутреннего освещения мачт).

3.5.14. Во время подъема и спуска антеннщика-мачтовика его рабочий инструмент и мелкие детали должны находиться в сумке с замком, не допускающим самопроизвольного ее открывания. При подъеме и спуске антеннщика-мачтовика по лестнице сумка должна крепиться ремнями к нему, а при подъеме и спуске в люльке - к последней. Класть на конструкции мачты инструменты, гайки и другие предметы запрещается.

3.5.15. Поднимать и опускать антеннщика-мачтовика необходимо только по его команде. При работах на большой высоте антеннщик-мачтовик должен быть снабжен мегафоном или переносной радиостанцией.

Команду на подъем и опускание грузов и конструкций дает только одно ответственное лицо.

3.5.16. При подъеме антеннщика-мачтовика на мачту или башню необходимо избегать касания люлечного каната конструкций мачты.

3.5.17. Поднимаемые грузы следует крепить в соответствии с проектом производства работ (ППР). Находиться под поднимаемым грузом запрещается.

3.5.18. Для спуска антенн или других грузов (при свободном вращении вала лебедки) запрещается использовать лебедки без безопасных рукояток, применение только ленточного тормоза недостаточно. Подниматься на мачту или башню во время подъема и спуска антенны запрещается.

3.5.19. Осматривать оттяжки и механические детали с люльки разрешается только при помощи специально разработанных и утвержденных в установленном порядке систем обслуживания.

3.5.20. Оттяжки, состоящие из стальных канатов, необходимо заменить, если обнаружено нарушение норм браковки стальных канатов. Замена производится специализированной организацией по утвержденному ППР.

3.5.21. При замене оттяжек следует руководствоваться специальной инструкцией или проектом.

Снимать постоянные оттяжки разрешается только после установки временных оттяжек. Запрещено находиться на мачте в момент перевода нагрузок с заменяемой оттяжки на временную, в момент перевода нагрузок с временной оттяжки на вновь установленную, а также во время работ по регулировке оттяжек.

3.5.22. Крыши зданий РРС, используемые для проверки состояния антенно-волноводного тракта, следует ограждать по периметру металлическим ограждением высотой не менее 1,0 м.

Глава 18. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

18.1. Обслуживание и ремонт антенно-мачтовых сооружений (АМС) должны производиться в соответствии с проектом обслуживания или инструкцией, утвержденной главным инженером предприятия, с выполнением требований настоящих Правил.

18.2. К работам на высоте допускаются лица, которым разрешена работа на высоте, и соответствующие требованиям п. 2.1 настоящих Правил.

Работы на конструкциях, не имеющих ограждения, а также работы, связанные с выходом за пределы ограждений, должны выполняться верхолазами.

К самостоятельным верхолазным работам допускаются лица (рабочие и инженерно-технические работники) не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и тарифный разряд не ниже 3-го. Работники, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом руководителя предприятия.

Примечание. Верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которым производятся работы, непосредственно с конструкций при монтаже или ремонте, при этом основным средством, предохраняющим работников от падения с высоты, является предохранительный пояс.

18.3. Работники ремонтно-строительных организаций, работающие на эксплуатируемом объекте, допускаются на антенное поле в соответствии с требованиями Положения, указанного в п. 2.2. При этом ответственность за соблюдение Правил возлагается на технического руководителя ремонтно-строительной организации.

18.4. Опасной зоной вокруг мачт и башен при эксплуатации считается зона, граница которой находится от центра основания опоры на расстоянии, равном 1/3 ее высоты.

При работах в опасной зоне разрешается находиться только лицам, непосредственно связанным с этими работами, при обязательном использовании защитных касок.

На антенных полях передающих радиостанций, телецентров, телевизионных ретрансляторов нахождение лиц, не связанных с их обслуживанием, не разрешается.

18.5. Подъем людей на АМС запрещается:

при неснятом напряжении свыше 42 В;

во время грозы и при ее приближении;

при гололеде, сильном дожде, снегопаде или тумане;

при непристегнутом к люльке карабине предохранительного пояса;

при скорости ветра выше 12 м/с;

в темное время;

на подъемном устройстве, срок очередного испытания которого истек;

на бракованных канатах;

без защитной каски и предохранительного пояса.

В пролетах трубчатых опор, ограниченных сплошными перекрытиями, с откидными люками запрещается одновременное перемещение более чем одного антеннщика-мачтовика. При этом люки должны быть закрыты.

18.6. Работы на опорах в темное время возможны только во время устранения аварий и в случаях, специально разрешенных соответствующей вышестоящей организацией. В этом случае необходимо обеспечить соответствующее освещение.

18.7. Антеннщик-мачтовик должен:

иметь на себе исправный предохранительный пояс и во время работы на опоре прикрепляться цепью к ее конструкциям. При подъеме на мачту на когтях для возможности безопасного перехода через бугель, к которому крепятся оттяжки, следует пользоваться поясом с двумя цепями;

выполнять ремонтные работы на опоре лишь после того, как он прикрепится к ее конструкциям предохранительным поясом. Красить опоры следует с лестниц, подмостей или с люльки;

работать в защитных касках и специальной обуви, имеющей подошву без металлических гвоздей. Исключение могут составлять работы в мастерских, а на поверхности земли - вне опасных зон.

18.8. Работая на антенно-фидерных сооружениях, необходимо пользоваться брезентовыми рукавицами.

18.9. Верхолазные работы на АМС должны выполняться не менее чем двумя мачтовиками, один из которых является наблюдающим.

Наблюдающий должен находиться вне опасной зоны и иметь при себе монтерский пояс, в случае работ на деревянных опорах, и когти.

18.10. Сварочные работы разрешается производить с инвентарной люльки подъемного устройства при условии подвески люльки к грузовому канату через изолятор типа ИТ и принятия мер против ее падения.

18.11. Во время грозы и при ее приближении запрещается находиться около заземлителей. Работы на антенном поле необходимо прекратить, а людей перевести в помещение. На местах установки заземлителей должны быть установлены предупреждающие плакаты "Стой. Напряжение".

18.12. На радиоцентрах, где действуют одновременно несколько передатчиков, работать на опорах, антеннах и фидерах можно только после того, как установлены переносные заземления, обеспечивающие минимальное наведение ЭДС на рабочем месте.

18.13. Работать на антенных сооружениях (мачтах, антеннах, фидерах и т.п.) действующих передающих центров и радиостанций можно только с разрешения старшего по смене, получив специальный наряд (Приложение 9), который выписывается для проведения работ на каждом антенном сооружении.

Наряд на работу выписывает лицо, уполномоченное на это приказом по предприятию. Письменным распоряжением по предприятию назначается также ответственный руководитель работ, производитель работ и допускающий.

Лицо, совмещающее обязанности ответственного руководителя, производителя работ и допускающего, может участвовать в работе только одной бригады, не имея права руководить работами других бригад.

Выписывающий наряд должен иметь V группу по электробезопасности, ответственный руководитель - не ниже IV группы, производитель работ - не ниже III.

Порядок оформления и хранения наряда на производство работ на антенно-мачтовых и фидерных сооружениях такой же, как и наряда для работ в электроустановках (см. гл. 10 настоящих Правил).

18.14. Антенно-фидерные устройства приемных центров обслуживаются без наряда, но с записью в оперативном журнале.

18.15. Перед работой на антенных сооружениях старший по смене должен разрешить допуск на место производства работ, предварительно выполнив технические мероприятия согласно наряду.

18.16. На антенном коммутаторе лицо, производящее отключение, вывешивает запрещающий плакат "Не включать. Работают люди".

18.17. Если у передатчика только одна антенна и работы на ней или фидере антенны ведутся при отключенном передатчике, то эти работы могут выполняться без наряда с оформлением записи в оперативном журнале.

Старший по смене в этом случае должен отключить разъединитель или рубильник механической блокировки передатчика и вывесить на нем запрещающий плакат "Не включать. Работают люди".

На передатчике с жезловой блокировкой ключ от замка рубильника или разъединителя блокировки выдается ответственному руководителю работ под расписку в оперативном журнале.

18.18. На фидерных опорах и порталах с несколькими фидерами, из которых хотя бы один находится под напряжением, должны работать по наряду два человека, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, другой - не ниже III группы.

Противофазные провода участка фидера передающей антенны, на котором ведутся работы, должны быть закорочены между собой с обеих сторон и заземлены.

Запрещаются ремонтные и другие работы на верхнем фидере, если нижний фидер находится под напряжением.

18.19. При любых коммутаторах и любой схеме коммутации перед переключением антенны нужно предварительно выключить анодное напряжение на передатчике. Персонал на антенном поле или внутри антенных павильонов или технических зданий должен переключать фидерные линии в соответствии с инструкцией, в которой учтены существующая на радиоцентре система коммутации и особенности установленного там оборудования.

Перед переключением антенн на фидерном столбе или в отдельном помещении дежурный должен отключить анодное напряжение на передатчике, наложить заземление на фидер, вывесить на разъединитель блокировки плакат "Не включать. Работают люди".

Заземление накладывается на фидер, если переход на другую антенну осуществляется без переключателя, снабженного штурвальным приводом.

Анодные напряжения на передатчик могут быть поданы только после закрытия наряда. Дежурный отключает заземление и снимает запрещающие плакаты.

18.20. Настройка антенно-фидерных устройств передающих радиоцентров и измерения на них, связанные с подключением приводов к частям антенны или фидера, находящихся под напряжением, должны выполняться не менее чем двумя лицами, одно из которых должно иметь IV группу по электробезопасности, другие - III.

Работы должны выполняться по нарядам.

Перед началом настройки или измерений работник с IV группой по электробезопасности должен убедиться в отсутствии постоянного напряжения на антенне или фидере и исправности высокочастотных дросселей, предназначенных для стекания статических зарядов.

Измерительные приборы и индикаторы, применяемые при настройке АФУ на передающих радиоцентрах, должны иметь изолирующие рукоятки.

18.21. При совместном расположении на опоре антенно-фидерных устройств, относящихся к телевизионным, УКВ ЧМ передатчикам, радиорелейным станциям и т.п., работы на опоре разрешаются только при условии, что напряженность ЭМП на рабочем месте не превышает установленных норм. В остальных случаях работы должны производиться при отключении соответствующих передающих устройств.

18.22. Движение транспорта по антенному полю разрешается только по трассам, установленным администрацией радиопредприятия. Движение транспорта вне установленных трасс возможно лишь с разрешения, которое выдает на каждую поездку главный инженер; он же назначает сопровождающего на время проезда транспорта. Администрацией радиопредприятия должны быть установлены также места возможных стоянок на антенном поле.

18.23. Деревянные мачты, якоря и фидерные столбы, у которых толщина загнившего слоя у поверхности земли составляет 10% диаметра и более, подлежат замене.

18.24. Заменяя подгнившие якоря, оттяжки нужно переводить на заранее установленный в непосредственной близости от старого новый якорь.

18.25. Постоянные оттяжки разрешается снимать, лишь установив временные. Запрещено находиться на опоре во время работы по регулировке оттяжек.

18.26. Основания антенн-мачт, изолированных от земли, должны быть обнесены оградой с запирающейся калиткой. На ограждении следует вывешивать предупреждающий плакат "Стой. Напряжение". Ключ от замка двери ограждения должен находиться у начальника дежурной смены и выдаваться под расписку в оперативном журнале.

18.27. В случаях, когда на опоре смонтировано постоянно действующее оборудование нескольких предприятий, определяется следующий порядок проведения работ.

Каждое из предприятий-арендаторов и головное предприятие (организация), на балансе которого находится опора, своими приказами назначают лиц, ответственных за проведение работ на опоре с правом выдачи нарядов на их проведение. Фамилии ответственных лиц и занимаемые ими должности должны быть официально сообщены в головную организацию.

Наряд на проведение работ на оборудовании, находящемся на опоре, выдает организация-владелец этого оборудования. Эта организация несет ответственность за выполнение всех мероприятий по безопасному проведению работ.

Перед проведением работ предприятие-арендатор должно согласовать время, срок и условия проведения работ с другими предприятиями-арендаторами, после чего получить разрешение главного инженера головной организации. Штатные работы должны проводиться по заранее составленному графику, согласованному со всеми предприятиями-арендаторами и утвержденному главным инженером головной организации.

Допуск к работам на опоре осуществляют головная организация и предприятие-арендатор, ответственное за проведение работ на оборудовании, находящемся на опоре. Одновременно головная организация записывает в оперативный журнал название организации, выдавшей наряд для производства работ на опоре, номер наряда, дату его выдачи, срок проведения и вид работ, фамилию лица, выдавшего наряд.

При необходимости представитель головной организации в наряде и журнале указывает дополнительные организационно-технические мероприятия по безопасному проведению работ на опоре.

Подписывают журнал представители обоих предприятий (головного и арендатора).

После окончания работы наряд закрывается в обычном порядке с отметкой и записью об окончании работ в журнале.

Наряд остается у предприятия-арендатора, производящего работу.

18.28. Антенно-мачтовые сооружения, монтируемые на крышах технических зданий или на других сооружениях подобного рода, должны ремонтироваться с учетом требований гл. 22 настоящих Правил.

18.29. При работах на опорах при необходимости антеннщик-мачтовик должен быть снабжен средствами связи: приемно-передающей радиостанцией, мегафоном или телефоном.

18.30. Подъем на опоры на когтях разрешается только при высоте опоры не более 16 м. Подъем на опоры высотой более 16 м разрешается только в люльке, поднимаемой с помощью ручной или электрической (при высоте опор более 60 м) лебедки, в лифте (при наличии) или по специально оборудованной лестнице.

18.31. Расстояния от проводов фидера до поверхности земли, а также различных сооружений должны соответствовать требованиям, приведенным в табл. 5.

Наименование объекта Расстояние от проводов фидера до объекта, м, не менее
для передающих антенн для приемных антенн
Поверхность земли 3,0 <*>
Полотно дороги на технической территории радиостанции 4,5
Полотно дороги за пределами технической территории радиостанции 6 5,5
Конек крыши 2,5 1,5
Головка рельса при пересечении фидером железных дорог 7,5
Элементы деревянной и асбестоцементной опор фидера 0,4 0,1
Элементы железобетонной опоры 0,5 <**> 0,3
Стены здания 0,8 0,3
Ветви деревьев или кустарников 2,0 <***>

<**> При мощности свыше 250 кВт - 0,8 м; при мощности ниже 5 кВт - 0,3 м.

<***> Ветви деревьев на любой высоте над фидером недопустимы.

18.32. Во время подъема и работы антеннщика-мачтовика в люльке его рабочий инструмент должен быть привязан к конструкции люльки.

Мелкий инструмент и детали должны находиться в монтерской сумке, прикрепленной к люльке.

Класть на конструкции опоры инструменты, другие предметы запрещается.

18.33. При выполнении работ на антенных полях и в помещениях передающих радиостанций должны быть приняты меры безопасности, исключающие поражение людей, а также возгорание или взрыв горючих веществ от воздействия электрического тока, наводимого электромагнитным полем на резонирующие колебательные контуры из металлоконструкций, канатов и проводов.

Проведение работ в зонах возможной опасности должно быть согласовано с расписанием работы технических средств, являющихся источником наводимого электромагнитного поля.

В зонах возможной опасности должно быть запрещено размещение взрыво- и пожароопасных материалов и проведение буровзрывных работ.

В качестве способов защиты персонала и оборудования от наводимых напряжений следует использовать:

изоляцию (секционирование изоляторами) несущих канатов, в частности строп монтажных кранов;

заземление металлоконструкций и неизолированных (открытых) частей конструкций, шин проводов;

шунтирование электрических цепей конденсаторами;

подключение к токопроводящим цепям и контурам расстраивающих высокочастотных контуров или элементов;

экранировку оборудования и конструкций.

Глава 19. ПОДЪЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА

19.1. В подъемных устройствах используются лебедки с ручным или электрическим приводом. Лебедка должна устанавливаться на горизонтальной поверхности и закрепляться на усилие не менее двойной максимальной рабочей нагрузки. Лебедки и отводные блоки должны крепиться к постоянным (эксплуатационным) или монтажным якорям. Использование старых якорей с канатными тягами запрещается. Для обслуживания нескольких близко расположенных опор можно использовать передвижные лебедки, установленные на салазках или колесах с соответствующим креплением к свае-якорю.

19.2. Связь вала электродвигателя электролебедки с валом барабана должна осуществляться с помощью зубчатой или червячной передачи. Использование лебедок с ременными и фрикционными передачами, фрикционными и кулачковыми муфтами не допускается.

19.3. Допустимые выработки деталей лебедки определяются в соответствии с паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации этого механизма.

19.4. Пульт управления электролебедкой должен устанавливаться на расстоянии не более 3 м от нее. Подключение пульта к линии электроснабжения должно осуществляться через разъем, который закрепляется с внешней стороны пульта, в доступном месте для экстренного обесточивания электродвигателя при "залипании" кнопки управления.

19.5. Все нетоковедущие части электролебедок должны быть заземлены.

19.6. В тех случаях, когда при подъеме электролебедкой возможно задевание люльки, предназначенной для подъема и спуска антеннщика-мачтовика, за выступающие части антенного сооружения, а также когда скорость движения люльки превышает 0,33 м/сек., необходима установка оттяжечного каната или направляющих (гибких или жестких) и должны быть приняты меры, предохраняющие люльку от возможного задевания за выступающие части сооружения. Гибкие направляющие могут устанавливаться горизонтально, наклонно или вертикально, а концы их должны быть надежно закреплены к конструкциям. Необходимо исключить касание люлечного каната конструкций мачты или полотна антенны.

19.7. Люлька, предназначенная для подъема и опускания мачтовиков на одноствольные мачты с помощью ручной лебедки, может быть изготовлена без ограждения, из сухих дубовых или сосновых досок толщиной 50 мм и размерами 600 x 300 мм. Для крепления люльки в углах доски на расстоянии не менее 50 мм от краев делают четыре отверстия, через которые пропускают канат диаметром от 7,7 до 8,7 мм. Концы каната сплетают под доской по диагонали на длине не менее 200 мм и при числе пробивок не менее 5,5 с каждой стороны. Длина каната должна быть такой, чтобы после сплетки над доской оставались две петли длиной около 1,2 м каждая, которые прямым узлом должны скрепляться с подъемным канатом. Конец подъемного каната закрепляется тремя зажимами.

19.8. Сцепка каретки с люлькой должна исключать возможность самопроизвольного расцепления.

19.9. Каждый блок, скоба или крюк, применяемые для подъема людей, должны быть снабжены заводским паспортом или протоколом испытания в установленном порядке.

19.10. Запрещается: применять монтажные блоки на втулках в системе с электромеханическим приводом; применять люльки из лесоматериалов для подъема и опускания мачтовиков с помощью электролебедки; подвешивать к люльке кабели, шланги и другие предметы, кроме инструмента и запасных деталей; устанавливать рядом с лебедками подъемных устройств механизмы и другие предметы, не имеющие к ним прямого отношения.

19.11. На передающих антеннах во время работы передатчиков должно быть исключено нахождение рабочих канатов подъемных устройств. При этом через блок подъемного устройства должна быть пропущена просмоленная веревка, предназначенная для оперативной запасовки подъемного каната. Антенные сооружения, на которых проводятся монтажные и другие виды работ, должны быть выведены из эксплуатации на весь период проведения этих работ.

19.12. Подъемные устройства и вспомогательные приспособления к ним, предназначенные для подъема людей и грузов на опоры АМС, перед пуском в эксплуатацию, а также периодически каждые 12 мес. (весной) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию комиссией организации, эксплуатирующей данные устройства, в составе руководителя антенной группы и антеннщика-мачтовика.

Если в процессе освидетельствования выявляются опасные дефекты, то эксплуатировать подъемное устройство или вспомогательное приспособление запрещается.

Осенью подъемные устройства и вспомогательные приспособления осматриваются (без испытаний).

Результаты освидетельствования и осмотра заносятся в акт, утверждаемый техническим руководителем предприятия.

Подъемное устройство для подъема людей может быть допущено к эксплуатации только после испытания в течение 10 мин. статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность устройства в 1,5 раза, и динамической - на 10%. Требования по техническому освидетельствованию лебедок для подъема грузов указаны в таблице Приложения 10.

19.13. Подъемные устройства должны иметь:

журнал периодических осмотров;

паспорта лебедок с указанием типа, назначения, завода-изготовителя, года изготовления, заводского номера, грузоподъемности, типа тормозов, данных электродвигателя, диаметров барабана, принципиальной электрической схемы электропроводки (для лебедок с электроприводом) и т.п.;

паспорта блоков;

установочный чертеж с указанием расположения оттяжек, подъемных и направляющих канатов, а также чертежи крепления блоков.

19.14. При подъеме антеннщика-мачтовика на опору лебедку с ручным приводом должны обслуживать два обученных или проинструктированных работника. Лебедку с электрическим приводом может обслуживать одно лицо. Лицам, обслуживающим лебедку, запрещается отлучаться от нее, когда антеннщик-мачтовик находится на мачте.

19.15. При горизонтальном подходе каната к лебедке он должен навиваться на барабан электролебедки сверху, а ручной лебедки - снизу.

19.16. Управление электроприводом лебедки должно производиться путем непрерывного нажатия на одну из кнопок "Подъем" или "Спуск" без фиксации. При отпускании кнопки электропривод должен выключаться.

19.17. Подъем или спуск должен быть приостановлен при сигнале любого участника работ, заметившего опасность.

производить подъем-спуск людей без команд из люльки (команду на подъем или опускание грузов и конструкций подает только одно ответственное лицо);

производить ремонт или отключение пульта во время нахождения людей в люльке;

стоять над канатом, идущим на барабан;

производить чистку, смазку или ремонт лебедки во время ее работы;

поднимать в люльке более 2-х человек;

снимать защелку храпового колеса ручной лебедки.

19.19. Во избежание травм у обслуживающего персонала при падении предметов из люльки лебедку нужно устанавливать вне опасной зоны. Если это невозможно, то место работы у лебедки должно быть защищено от падающих сверху предметов.

19.20. Перед каждым подъемом на опору:

подъемную лебедку осматривают, проверяя состояние храпового механизма, шестерен, защелки, крепления лебедки к раме и рамы к якорю;

осматривают подъемный канат во время его запасовки.

При осмотре следует обращать особое внимание на состояние подъемных канатов, которые могут быть повреждены не только коррозией и обрывами проволок, но и искровыми разрядами.

19.21. При использовании ручных лебедок скорость подъема и спуска груза регулируется только путем изменения скорости вращения рукоятки.


В настоящее время услуга, связанная с обслуживанием антенно-мачтовых сооружений (АМС) становится все более популярной и востребованной. Регулярного технического обслуживания требует любые приборы, оборудования, ретрансляционные станции, объекты сотовой связи. Сейчас на территории нашего государства огромное количество антенно-мачтовых сооружений. Все они, рано или поздно, но нуждаются в техническом облуживании.
На сегодняшний день выделяют несколько типов применения антенно — мачтовых сооружений , которые получили наибольшее распространение на отечественных просторах. Среди них:

1. Металлические мачты . В этот тип АМС включены специальные конструкции, изготовленные из стали и алюминия. Система оттяжек обеспечивает таким конструкциям устойчивость. Они могут быть установлены в различных местах. Такие конструкции можно увидеть на крышах домов, административных зданий, инженерных сооружений. Нередко они возводятся и на поверхности земле. В качестве материала, при изготовлении данного типа АМС используется стальные уголки. Могут быть использованы уголки, изготовленные из алюминия. Можно встретить конструкции, которые изготовлены из круглых стальных прутьев или труб, имеющих круглое сечение. Они могут различаться по своей высоте. Данный высотный диапазон находится в пределах 8 – 80 метров. Что касается абсолютного высотного диапазона таких конструкций, то над уровнем земли он составляет 35-80 метров.

2. Стальные башни . Этот тип антенно-мачтовых сооружений включает в себя специальные конструкции из стали, которые свободно стоят, а не крепятся на крышах или при помощи специальных оттяжек. Они обладают высокой степенью жесткости. Ее устойчивость обеспечивается за счет силовой схемы самого АМС. По сравнению с первым типом, данный тип конструкций намного разнообразнее. Они могут быть решетчатыми и комбинированными, трехгранными или круглыми, четырехгранными. Нередко можно встретить подобного рода конструкции, которые изготовлены из стальных труб или угловой стали. В большинстве случаев высота подобных конструкций над поверхностью земли, находится в диапазоне от 40 до 70 метров.

3. Железобетонные башни . К этому типу антенно — мачтовых сооружений относятся специальные свободно стоящие конструкции, изготовленные из железобетона. Основанием данного типа конструкций является специальная стока. Это может быть стока марки СК-26 либо СК-22. На нее, до нужной высоты наращивается конструкция из металла. Максимальная устойчивость всей конструкции обеспечивается благодаря ее силовой схеме. По своей высоте такие конструкции могут достигать 32 или даже 40 метров над поверхностью земли.

Что входит в техническое обслуживание АМС

Существует несколько видов технического обслуживания АМС. Рассмотрим их на примере АМС оператора сотовой связи.

  1. 1. Профилактический осмотр . Этот вид включает в себя несколько подвидов технического обслуживания:


Осмотр
контейнеров и основания АМС, оградительных заграждений территории . Другими словами при его проведении специалистами проводится визуальный осмотр железобетонного фундамента, который находится над поверхностью земли. В случае необходимости основание, опорные плиты, на которых установлены мачты подливаются. Здесь же осматриваются внешние анкера, имеющиеся закладные детали, контейнера с целью выявления их состояния.

Осматривается почва, находящийся около самого, а так же внутренних ростверк на предмет просадки, в каком состоянии находится отмостка, грунтовая обволока, нет ли внутри ростверка воды.

Кроме того визуально осматриваются ЛКП, ее внешняя облицовка, контейнерная опорная рама. Подлежит осмотру и каждый отдельный элемент конструкции, в каком состоянии находится оградительные заграждения (это касается не только лакокрасочных покрытий, но и столбов, всевозможных сварочных соединений, проверяется наличие смазки в петлях и замках, расположенных на калитке).

Подлежит визуальному осмотру и все имеющиеся кронштейны, производится уборка мусора не только на огражденном участке, но и вокруг него в радиусе полутора метров. При необходимости проводится скашивание травы внутри ограждения и снаружи на вышеуказанном расстоянии.


Проведение
осмотра АМС . В обязательном порядке проверяются состояние опорных соединений, стыкуемых и фланцевых элементов, соединение всех поясов (все элементы должны быть плотно прижаты друг к другу, между ними не должно быть даже малейшего зазора), в каком состоянии находятся болты и как надежно они затянуты.

После этого проверяется, в каком состоянии находится решетка опорного ствола конструкции. Нет ли зазоров между крепежными узлами (между раскосами и поясами, между распорками и элементами площадок, антенными трубостойками и диафрагмами…) и фасонками.

В обязательном порядке проверяются сварные соединительные швы, околошовные зоны на элементах ствола, в каком состоянии они находятся, нет ли трещин или других повреждений.

В визуальный осмотр также входит и визуальный осмотр имеющихся резьбовых соединений на каждом элементе решетки ствольной опоры, на ее соответствие предъявляемым требованиям. Подлежит визуальному осмотру и технологические площадки.

Помимо них осматриваются ограждения, все имеющиеся люки и проверяется исправность устройств, обеспечивающих безопасность (ограждения и страховочный желоб..), крепления. В каком состоянии находится лакокрасочное покрытие, а также не пришла ли в негодность нанесенная дневная маркировка ствола АМС.

Отдельному осмотру подлежит система светового ограждения . Здесь проводится проверка по состоянию оборудования светового ограждения, его работоспособность. Проверяются все имеющиеся каналы контроллера, всевозможные выводы, подключены ли шлейфы аварийной сигнализации. Подлежат проверке все имеющиеся светодиодные лампы, их состояние, не требуют ли они замены.

Отдельно визуально осматриваются состояние и герметичность ЗОМ светильников, короба распределения, имеется ли дренажное отверстие и герметичность коробов, в каком состоянии находится броня кабеля заземления. Помимо этого, проверяется и в каком состоянии находится кабели СОМ, их целостности, броня заземлителя.


Проверка
качества заземления и молниезащиты . При проведении данных работ, подлежит визуальной проверке молниезащитное заземление. Устанавливается наличие или отсутствие повреждений на полосах молниезащиты, нет ли дефектов в местах сварного соединения, степень коррозии. Здесь же подлежат проверке и все элементы оборудования, входящие в систему заземления, устройства защиты АМС от молнии.


Осмотр
АМС . В данный подвид профилактического осмотра входит проверка комплектности, состояния усилителей и антенн, насколько надежны крепления и не требуют ли они замены.

Отдельно осматривается коаксиальные кабеля, в каком состоянии находятся их крепления к металлическим конструкциям. Имеются ли противогололедные козырьки (они должны быть в обязательном порядке на горизонтальных участках кабель-роста и располагаться не ниже чем на 1\3 высота самой конструкции), в каком состоянии они находятся.

Подлежат проверке и все имеющиеся изоляционные кабеля, нет ли на них повреждений, имеется ли изоляция в местах, где они соединяются с усилителями, антеннами. Отдельно проверяется состояние соединений экран кабеля с устройством заземления, в каком состоянии находится изоляция. Имеются ли маркировки на самих антеннах и всех кабелях. Здесь же проверяется состояние заделки ввода кабелей. Проверяется нанесена ли графитная смазка в местах, где заземляющие устройства присоединяются к заземлителям, надежно ли соединены кабеля заземления с заземляющими усилителями, целостной всей сети и соединение имеющихся блоков РРС.

  1. 2. Проведение измерений является еще одним из видов обслуживания АМС. При этом виде техобслуживания проводится проверка соответствия положения ствола конструкции, другими словами его геодезическое положение. Не дают ли осадку опорные детали основания АМС (проверяется просадка не только относительно друг друга, но и относительно опорных нивелированных плит). Проводятся измерения прямолинейности поясов, и какое электрическое сопротивление имеют изоляционные кабеля, отвечающие за световое ограждение. Целостность цепи молниезащитных заземлителей и их электрическое сопротивление.
  1. 3. Проведение ревизии . Данный вид технического обслуживания включает в себя работы, связанные с проверкой состояния наземной части основания антенно-мачтового сооружения, есть ли необходимость подливать опорные плиты, нет ли на них трещин и раковин, сколов и следов эрозии, состояние гидроизоляционного слоя. В случае необходимости устраняются все выявленные недостатки. Другими словами в данный вид входят все вышеперечисленные работы, которые указаны в профилактическом осмотре. А это осмотр: ограждений и контейнеров, основания АМС; работы, связанные с осмотром самого антенно-мачтового сооружения, его стволов; система заземления и молниезащитная система; антенно-фидерные устройства; система светового ограждения антенно-мачтового соединения.

Дополнительные технические и профилактические работы на антенно-мачтовых сооружениях.

В качестве отдельного подвида можно выделить работы, которые связаны с профилактическим и техобслуживанием АМС. Другими словами, данный подвид можно назвать как аварийно -восстановительные работы . Они выполняются, когда возникает необходимость:

  • когда ствол опоры отклоняется от допустимой вертикальности и необходимо его восстановить в нужное положение;
  • башня металлоконструкции требует проведения покраски;
  • когда необходимо восстановить контуры молниезащиты башни. Сюда входят работы по восстановлению молниезащитного контура в электрических соединениях, необходимость установления дополнительных соединений, используя специальные болты на АМС, при возникновении необходимости в замене имеющихся болтовых соединений на сварные, на полосах молниезащиты необходимо убрать остатки старого покрытия, зачистка, окрашивание молниезащитных полос;
  • на металлоконструкциях башни требуют замены метизы. Это может быть установка контргаек или высокопрочные болты выработали свой ресурс и нуждаются в замене;
  • на кабельной полке необходимо установить или заменить защитный кожух;
  • башенная система светоограждения требует ремонта или необходимо дополнительно установить антивандальные устройства;
  • контейнерная аппаратная требует ремонта или необходимо провести демонтаж старого оборудования, установить новое;
  • установка инжекторов или МШУ;
  • необходимо провести измерения антенно — фидерного тракта…
Опубликовано в СП "Украинская мобильная связь", август-сентябрь 2004

ООО «СВЯЗЬТЕХСЕРВИС»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Данные, которые легли в основу настоящего документа, были получены в результате детальных обследований технического состояния действующих антенно-мачтовых сооружений (АМС) ЦТУ СП «УМС» (мачты наземного и кровельного базирования, башни), а также проведения технического надзора за строящимися АМС.
Для унификации данных, и упрощения проведения анализа, все обследованные АМС были условно разбиты на три группы:
Группа I. «Мачты стальные». Сюда вошли мачты типа «сосна» (или «чинара»), типа «УНЖА» и другие решетчатые стальные конструкции, устойчивость которых обеспечивается системой оттяжек. Установлены они как на крышах зданий и сооружений, так и на земле. Конструкции выполнены из стального уголка, из круглого стального прутка или труб круглого сечения. Диапазон высот АМС колеблется от 20 до 80 м. Диапазон абсолютных высот (от уровня земли) - 35 - 80 м.
Группа II. «Мачты алюминиевые». Все конструкции данного типа установлены на крышах зданий и сооружений. Все элементы, за исключением монтажных элементов, выполнены из алюминиевого сплава. Конструкция имеет трехгранное сечение и, как правило, один ярус оттяжек Высота АМС обычно не превышает 15 м. Абсолютная высота 30 - 40 м.
Группа III. «Башни стальные». К данному типу относятся свободно стоящие стальные конструкции, устойчивость (жесткость) которых обеспечивается силовой схемой самой конструкции. Конструктивно башни более разнообразны нежели мачты - решетчатые и комбинированные; трехгранные, четырехгранные и круглые; из угловой стали и из стальных труб. Высотой, как правило: 50 - 70 м.

Характерные дефекты, выявленные при обследованиях, были классифицированы согласно ДБН 362-92, некоторые из них совмещены и в результате сгруппированы в девять типов, представленных в следующем разделе. Совмещены и сгруппированы были дефекты схожие по своему воздействию на сооружение и имеющие общую природу. Такое допущение было сделано для удобства статистических расчетов, анализа причин возникновения дефектов. Дабы данная работа несла практический смысл, а не имела целью теоретические рассуждения, дефекты, не встречавшиеся в реальных обследованиях, упомянутых выше, либо имевшие единичный характер, в анализе не принимались во внимание. Для оценки опасности типа дефектов условно определим их как: опасные, средней опасности и незначительные.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

В период с февраля по июль 2004г. Было обследовано 83 АМС Центрального территориального управления СП «УМС», расположенных в Киевской, Черниговской, Житомирской, Винницкой и Черкасской областях. Из них:
- мачты стальные (наземного и кровельного базирования) - 46 шт.;
- мачты алюминиевые (кровельного базирования) - 12 шт.;
- башни стальные (наземного базирования) - 25 шт.
Развернутые статистические данные о наличии дефектов представлены в Приложении №1, а итоговые (обобщенные) данные приведены ниже в таблице.

По группам АМС

Группа I

Группа II

Группа III

Общ. кол-во

НАИМЕНОВАНИЕ ТИПА ДЕФЕКТА*

Отклонение от вертикальности и искривление ствола АМС.

Скручивание ствола АМС вокруг вертикальной оси.

19, 7

Нарушения регулировок оттяжек.

72,4

Отсутствие или замена сечения элементов конструкции.

Нарушение и дефекты лакокрасочного или защитного покрытия.

85,9

Коррозия элементов конструкции.**

Коррозия элементов системы оттяжек.

75 ,9

Недостаточная гидроизоляция и коррозия анкеров (шпилек, гаек), опорных плит.

Разрушение и дефекты гидроизоляции и бетонных конструкций фундаментов.

52, 1


Примечание. *Представлены только характерные типовые дефекты, поддающиеся классификации (обнаруженные при обследовании).
**В алюминиевых конструкциях имеется в виду контактная коррозия алюминий-сталь .

АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ

1. Отклонение от вертикальности и искривление ствола АМС .
Данные дефекты характерны для стальных мачт и башен. На алюминиевых конструкциях, ввиду их незначительной высоты и достаточно большого поперечного размера, отсутствуют.
Наличие данных дефектов может привести к потере несущей способности и отказу АМС. Поэтому, дефекты данного типа должны быть признаны опасными .
Нарушение вертикальности или прямолинейности вновь возводимых АМС является, как правило, следствием производственного брака, не устраненного при монтаже, а увеличение отклонения со временем может свидетельствовать о просадке фундаментов (естественной просадке в течение первых лет эксплуатации, или ненормированной просадке - в результате, например, вымывания грунта). В мачтах, деформации возникают вследствие изменения (по каким-либо причинам) натяжения оттяжек в процессе эксплуатации, либо задания изначально неверного натяжения - недостаточного, избыточного или неравномерного.
Устранение дефекта в процессе проведения ремонтных работ (в полевых условиях) может быть проведено стандартной процедурой - подкладывание регулировочных шайб, регулировка натяжения оттяжек и т.д., но, может вылиться в целый комплекс мероприятий, включающих применение специальной оснастки и приспособлений, или, даже, изготовление таковых под конкретный объект, в виду, практически, уникальности каждого. В результате устранение дефекта может быть не возможно без демонтажа, или частичного демонтажа сооружения.

2. Скручивание ствола АМС вокруг вертикальной оси.

Данный дефект, встречается не часто. Обычно присутствует в комплексе с Типом 1.
Наличие дефекта непосредственной угрозы потере устойчивости или работоспособности АМС не несет. Однако создается не проектное перераспределение нагрузок и усилий в конструкции. Данное обстоятельство требует наблюдения за развитием деформации, так как прогрессирование может привести к разрушению некоторых силовых элементов конструкции, что в свою очередь, может вызвать отказ АМС. В начальной стадии дефект можно отнести к дефектам средней опасности, но способным к развитию и провокации других отклонений.
В основном возникает вследствие не соблюдения требований проекта в процессе изготовления и/или монтажа конструкций АМС. Гипотетически может образоваться в процессе эксплуатации конструкций, не обладающих достаточной жесткостью на скручивание, в результате касательных (скручивающих) ветровых нагрузок на технологическое оборудование большой парусности.
Устранение дефекта без демонтажа конструкции практически невозможно. Необходим контроль на стадии производства конструкции и монтажа.

3. Нарушения регулировок оттяжек.

Один из самых распространенных дефектов, встречающийся у мачт.
Непосредственно влияет на устойчивость АМС, может привести к нарушению вертикальности, искривлению и скручиванию ствола АМС, и, как результат - к потере несущей способности и отказу АМС. Относится к категории опасных.
Причин возникновения достаточно много. Основная причина в несоблюдении правильной технологии монтажа: монтаж канатов без предварительной их вытяжки; использование канатов, не соответствующих требованиям прочности; погрешности (неточности, неверная методика) расчета проектного усилия натяжения; игнорирование температурного режима работы оттяжек; отсутствие контроля натяжения оттяжек при монтаже, или измерение натяжения приборами недостаточной точности, и пр. В процессе эксплуатации АМС нарушение может появиться в результате естественного растяжения оттяжек (что мало вероятно, если оттяжки правильно подготовлены), или в результате несанкционированного доступа к системе регулировок.
Устранение данного дефекта, при всей кажущейся простоте, сопряжено с рядом существенных проблем. На сегодняшний день в Украине отсутствует единая методика расчета усилий натяжения. Результаты, получаемые расчетом по различным методикам, существенно разнятся. Для соблюдения проектных требований при монтаже требуется наличие комплекта специального измерительного оборудования и квалифицированного персонала. А так как регулировка натяжения оттяжек напрямую связана и с регулировкой вертикальности ствола мачты, то требования к Подрядчику сильно ужесточаются.
Для избежания подобных дефектов, очень важно точно соблюдать технологию и требования норм при работе с канатами и выполнять всю последовательность подготовительных и завершающих мероприятий. Обязательно неоднократно контролировать натяжение в процессе выполнения монтажных работ и по их завершении. Использовать только штатные системы регулировок и монтажные приспособления.

4. Отсутствие или замена сечения элементов конструкции.

Здесь можно отметить отсутствие или несоответствие требованиям таких элементов: молниеприемник, ледозащита отвода фидеров, кабельрост, зажимы оттяжек, талрепы, анкера, петли, и пр. Реже встречается отсутствие или несоответствие размеров силовых элементов конструкции.
Подобные дефекты не могут возникать в процессе эксплуатации. Причины возникновения - некачественное исполнение монтажных работ, несоблюдение проектных требований при монтаже, иногда - несоблюдение норм и правил в процессе выполнения проекта.

5. Нарушение лакокрасочного и/или защитного покрытия.

Данный дефект непосредственно на работоспособность АМС не влияет, однако, являясь причиной развития коррозии, вследствие которой происходит уменьшение площади сечения элементов конструкции и, как следствие, ухудшение их прочностных характеристик, приводит к потере несущей способности всей конструкции АМС и ее разрушению. Поэтому дефект должен быть признан весьма существенным при оценке технического состояния АМС, особенно вновь построенных.
Основной причиной возникновения дефекта является изначально некачественная антикоррозионная обработка металлоконструкций в процессе их изготовления. Это происходит вследствие применения в проектах устаревших материалов, или использования некачественных антикоррозионных и лакокрасочных защитных материалов, не способных противостоять агрессии окружающей среды должным образом; недостаточная (некачественная) подготовка поверхности в процессе изготовления металлоконструкций; несоблюдение технологии монтажа (несоблюдение требований транспортировки и складирования металлоконструкций, проведения стропальных и подъемно-крановых работ).
Второй причиной возникновения данного дефекта может служить нарушение периодичности проведения регламентных работ и текущих ремонтов.
Устранение связано с работой в полевых условиях, поэтому - это довольно трудоемкая работа, требующая тщательного соблюдения всех технологических требований нанесения защитного покрытия, так как нарушение технологии не позволит добиться нужного результата.
Ввиду своеобразности данного дефекта, главное - его профилактика: предупреждение и устранение его на стадии проектирования, изготовления и монтажа металлоконструкций. А обнаружение данного дефекта в процессе эксплуатации должно служить сигналом к проведению очередного текущего ремонта, если даже срок проведения такового не настал.

6. Коррозия элементов конструкции.

Данный дефект характерен практически для всех АМС.
Наличие данного дефекта в течение достаточно короткого времени (по сравнению с расчетным временем эксплуатации АМС) способно привести к потере работоспособности АМС и его отказу. Поэтому этот тип в зависимости от степени его развития можно отнести как к опасным дефектам, так и к дефектам средней опасности.
Возникновение дефекта является следствием развития дефекта Типа 5 и его логическим завершением.
Исключение составляют алюминиевые конструкции, где данный дефект был классифицирован как «контактная коррозия» в местах расположения крепежных (монтажных) элементов.
Основная проблема состоит в исключении контакта алюминия со стальными крепежными элементами (болтовые соединения), так как контактная коррозия алюминий - сталь развивается намного интенсивнее, чем коррозия от агрессии окружающей среды и, как раз в самых напряженных местах конструкции. Для решения этой проблемы можно применять болты и гайки из алюминиевых сплавов, однако, это приведет не только к дополнительному удорожанию и так не дешевого изделия, но и к потере прочностных характеристик. Применение оцинкованных метизов тоже не является достаточной мерой защиты от контактной коррозии. Таким образом одно преимущество алюминия вылилось во множество недостатков, не говоря уже о стоимости изделия.
Устранение дефекта требует проведения мероприятий в зависимости от степени, глубины, места, площади поверхности, пораженной коррозией, и других причин.

7. Коррозия элементов системы оттяжек.

Данный дефект встречается только у мачт. В большей мере коррозии подвержены элементы крепления и натяжения системы оттяжек, нежели сами канаты. Данное обстоятельство обусловлено применением для производства канатов специальных легированных сталей (более стойких к коррозии), применением на многих мачтах оцинкованных канатов и пространственным положением самих оттяжек.
Дефект непосредственно не влияет на устойчивость конструкции. Однако, прогрессируя, может привести к потере работоспособности и отказу АМС, в связи с чем, должен быть поставлен в категорию средней опасности.
Причины возникновения дефекта аналогичны Типу 6 - недостаточная антикоррозионная защита, несоблюдение технологии монтажа.

8. Недостаточная гидроизоляция и коррозия анкерных элементов (шпилек, гаек), опорных плит.

Данный дефект аналогичен дефекту Типа 6, однако, относясь к более ответственным элементам конструкции, вынесен в отдельный тип.
По степени важности он вполне может быть признан опасным на стадиях его прогрессирования .
Причины возникновения, - как и у коррозии других элементов конструкции. Но из-за позиционного расположения данных элементов конструкции, действие факторов, вызывающих коррозию в значительной степени усиливается. Находясь в самом низу конструкции (на уровне 0-й отметки) в контакте с плоскими горизонтальными элементами кроме высоких механических нагрузок они испытывают усиленное воздействие химических (гидратационных) от дождевых и талых вод, стекающих по конструкции, снежного покрова, обледенения, (парниковый эффект).
Профилактика данного типа дефектов - соблюдение технологии монтажа, применение качественных защитных материалов.
Влияние данного дефекта на работоспособность АМС аналогично Типу 6, но более существенно ввиду ответственности элементов конструкции
.

9. Разрушение и дефекты гидроизоляции в бетонных конструкциях фундаментов.

Довольно часто встречающийся дефект всех конструкций наземного базирования.
В начальной стадии данный дефект угрозы не представляет, однако в процессе развития способен привести к разрушению бетонных конструкций фундамента и, как следствие, к отказу АМС, особенно при пиковых нагрузках. В зависимости от обширности поражения (стадии развития), дефекты подобного типа могут быть классифицированы в интервале от незначительных до опасных.
В качестве профилактики достаточно выполнять все проектные требования, соблюдать технологию монтажа, а в процессе эксплуатации - следить за целостностью гидроизоляции и отмостки и своевременно ее восстанавливать.

В результате проведения анализа данных, полученных в результате обследований, изучения типовых дефектов, причин их возникновения и методов их устранения, можно с полной уверенностью сказать, что подавляющее большинство дефектов заложено изначально в процессе .

По нашему мнению обязательно необходим единый подход к вопросам проектирования, изготовления и монтажа АМС по всем ТУ СП «УМС». Для этого необходимо:

1. Отказаться от применения быстроразвертываемых конструкций временного базирования (алюминиевые мачты, стальные мачты типа «сосна», «чинара», УНЖА и т.д.).
2. Унифицировать конструкции . Определиться с типами и номенклатурой наиболее надежных конструкций АМС (3, 4, 5 типов, предпочтительно стальных конструкций).
3. Унифицировать проектирование . С привлечением специалистов «НИИ ПСК им. Шимановского» и «Укринвестэкспертизы» организовать экспертизу проектов повторного применения.
4. Унифицировать технологию монтажа . Из лучших проектов производства работ (ППР) создать рекомендованные технологические карты (ТК) для повторного применения всеми Подрядчиками. В состав ТК включить перечень обязательных приборов контроля выполнения СМР.
5. Уделять должное внимание антикоррозионной защите всех элементов конструкций АМС:
- применять в проектах новые современные антикоррозионные и лакокрасочные материалы;
- контролировать наличие у субподрядчика - изготовителя металлоконструкций, возможности соблюдения технологии нанесения ЛКП;
- обязательно производить гидроизоляцию оголовков фундаментов;
- во избежание подтапливания фундаментов, площадку под АМС (вокруг фундаментов) покрывать асфальтом или бетоном.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий потребует некоторых затрат, но экономия (в результате унифицированного подхода к проектированию, изготовлению и монтажу) даст неизмеримо большую экономию сил и средств, в процессе эксплуатации, ремонта и поддержания работоспособности АМС.

10.1.1. Установка и монтаж АМС и АФУ осуществляются по документации, поставляемой фирмой - поставщиком оборудования в комплекте с оборудованием, и производятся согласно требованиям Отраслевых строительно-технологических норм на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения ОСТН-600-93 в соответствии с проектом производства работ, разрабатываемым монтажными организациями.

10.1.2. К работам по сооружению и обслуживанию АМС и АФУ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и допущенные к работам на высоте.

10.1.3. Все работы, связанные с подъемом на АМС, должны вестись по нарядам (Приложение 8) бригадами в составе не менее 2 человек, один из которых должен иметь группу по электробезопасности не ниже IV, другой - не ниже III группы.

10.1.4. Право выдачи наряда и проведение инструктажа перед началом работ на АМС предоставляется лицам, определенным в приказе по организации.

10.1.5. Все работы с АФУ в пределах зон с превышением норм напряженности ЭМП должны производиться при выключенных передатчиках, при этом должны быть вывешены предупреждающие плакаты.

10.1.6. Опасной зоной вокруг мачт и башен (далее - опоры) при их эксплуатации считается зона, граница которой находится от центра основания опоры на 1/3 ее высоты.

При работах в опасной зоне разрешается находиться только лицам, непосредственно связанным с этими работами, при обязательном использовании защитных касок. Защитные каски применяются также при любых работах на опорах.

Защита обслуживающего персонала, находящегося в опасной зоне, при возможном падении льда и снега с АМС должна, кроме того, осуществляться:

А) обозначением опасной зоны с установкой предупреждающих знаков;

Б) составлением инструкций и проведением инструктажа о гололедной опасности;

В) защитой проходов, находящихся в опасной зоне, навесами или сооружениями постоянной или съемной конструкции.

10.1.7. Запрещается находиться на открытых площадках опор во время грозы и при ее приближении, а также при силе ветра более 12 м/с, гололеде, дожде и снегопаде.

10.1.8. Во время грозы или при ее приближении запрещается находиться около заземлений. На местах установки заземлителей должны быть предупреждающие знаки.

10.1.9. При подъеме на опоры по лестнице необходимо выполнять следующие требования:

А) подниматься по лестницам без предохранительных ограждений, удовлетворяющих требованиям настоящих Правил, можно лишь в аварийных случаях и каждый раз по письменному распоряжению технического руководителя организации, эксплуатирующей объекты радиотелефонной связи, или под непосредственным наблюдением одного из них;

Б) при подъеме одного человека по стволу мачты люки секций должны закрываться по мере подъема;

В) подниматься по вертикальной лестнице разрешается только в обуви с нескользящей подошвой, в рукавицах. Одежда поднимающегося должна быть плотно подогнана;

Г) если по вертикальной лестнице поднимается группа людей, то подъем очередного работника разрешается лишь при закрытом люке вышерасположенной площадки;

Д) если на решетчатую башню поднимается несколько человек, то по каждому пролету лестницы должен поочередно подниматься только один человек;

Е) запрещается подъем по стволу круглой мачты на лифте или по аварийной лестнице, если мачта внутри не освещена (за исключением случаев устранения аварии внутреннего освещения мачт).

10.1.10. Антенщик должен:

Иметь на себе исправный предохранительный монтерский пояс и во время работы на опоре прикрепляться цепью к ее конструкциям. При подъеме на опору на когтях для возможности безопасного перехода через бугель, к которому крепятся оттяжки, следует пользоваться поясом с двумя цепями;

Работать в защитных касках и специальной обуви, имеющей подошву без металлических гвоздей. Исключение могут составлять работы в мастерских, а на поверхности земли - вне опасных зон.

10.1.11. Работая на антенно-фидерных сооружения, необходимо пользоваться брезентовыми рукавицами.

10.1.12. Верхолазные работы на АМС должны выполняться не менее чем двумя антенщиками, один из которых является наблюдающим.

10.1.13. Во время подъема и спуска антенщика на опоре его рабочий инструмент и мелкие детали должны находиться в сумке с замком, не допускающим самопроизвольного ее открывания. При подъеме по лестнице сумка крепится ремнями к антенщику, при подъеме на люльке - крепится к последней. Класть на конструкции опоры инструменты, гайки и другие предметы запрещается.

10.1.14. В случаях, когда на опоре смонтировано постоянно действующее оборудование нескольких организаций, определяется следующий порядок проведения работ.

Каждая из организаций-арендаторов и головная организация, на балансе которой находится опора, своими приказами назначают лиц, ответственных за проведение работ на опоре с правом выдачи нарядов на их проведение. Фамилии ответственных лиц и занимаемые ими должности должны быть официально сообщены в головную организацию.

Наряд на проведение работ на оборудовании, находящемся на опоре, выдает организация - владелец этого оборудования. Эта организация несет ответственность за выполнение всех мероприятий по безопасному проведению работ.

Перед проведением работ организация-арендатор должна согласовать время, срок и условия проведения работ с другими организациями-арендаторами, после чего получить разрешение технического руководителя головной организации. Штатные работы должны проводиться по заранее составленному графику, согласованному со всеми организациями-арендаторами и утвержденному техническим руководителем головной организации.

Допуск к работам на опоре осуществляют головная организация и организация-арендатор, ответственная за проведение работ на оборудовании, находящемся на опоре. Одновременно головная организация записывает в оперативный журнал название организации, выдавшей наряд для производства работ на опоре, номер наряда, дату его выдачи, срок проведения и вид работ, фамилию лица, выдавшего наряд.

При необходимости представитель головной организации в наряде и журнале указывает дополнительные организационно-технические мероприятия по безопасному проведению работ на опоре.

Подписывают наряд представители обоих организаций (головной и арендатора).

После окончания работы наряд закрывается в обычном порядке с отметкой и записью об окончании работ в журнале.

Наряд остается у организации-арендатора, производящей работу.

10.1.15. Работы по обслуживанию АФУ, смонтированных на крышах технических зданий или на других сооружениях подобного рода, должны осуществляться с использованием специальных устройств, предназначенных для работ на высоте, и с учетом требований к ним, изложенных в главе 10.2 настоящих Правил.

10.1.16. При обслуживании АМС, расположенных на крышах технических зданий, перед выходом на крышу необходимо проверить индикатором отсутствие постороннего напряжения на кровле здания, металлической лестнице и т.п.

10.1.17. Работы на плоских огражденных крышах допускаются с применением предохранительного монтерского пояса и в обуви с нескользящей подошвой.

Если необходимо подойти к краю плоской крыши, то обязательно применение страховочного каната.

10.1.18. При работах на опорах при необходимости антенщик должен быть снабжен средствами связи: приемно-передающей радиостанцией, мегафоном или телефоном.

Поделиться