Бай цзи гуань белый петушиный гребень. Трактат Гуань Чжуна «Гуань-цзы», его место и роль в культурной традиции древнего Китая. Рекомендованный список диссертаций

Он входит в четверку лучших утесных чаев и известен со времен династии Мин (14-17 вв). Бай Цзи Гуань имеет очень сложный вкус. В нем прослеживаются шоколадные, солодовые, персиковые, сливочные, цветочные ноты. Аромат сухой заварки глубокий, с оттенками орехов, шоколада, смородины, пряностей, послевкусие долгое, с холодком.

Название: Бай Цзи Гуань (Белый петушиный гребень)

Тип: полуутесный улун ("Бань Шань Ча")

Сорт куста: бай цзы гуань

Прожарка хун пэй: слабая

Сезон сбора: май 2013

Регион: Уишань, Фуцзянь

Хранение: комнатная температура, герметичная упаковка

Вкус, цвет и аромат:

Аромат сухой заварки глубокий, с оттенками орехов, шоколада, смородины, пряностей. Вкус нежный и яркий одновременно, насыщенный, сочный. В нем прослеживаются шоколадные, персиковые, цветочные ноты. Настой прозрачный, золотого цвета. Чай можно заваривать многократно, и каждый раз он будет играть новыми оттенками. Послевкусия продолжительное, сладкое, с легким "холодком".

Действие Бай Цзы Гуань:

Бай Цзи Гуань способен снять излишнее нервное напряжение, проясняет голову, успокаивает, восстанавливает силы.

Как заваривать Бай Цзы Гуань:

О чае Бай Цзы Гуань:

"Белый Гребень" появился как сорт гораздо раньше своего знаменитого "брата" Да Хун Пао - первые письменные упоминания относятся к эпохе династии Мин (14-16 вв.)

Этот чай известен своим гармонизирующим воздействием на организм. В Китае про него говорят: "Пьешь его - и уходят все бесы, и вот оно, небо, и вот она, земля".

На протяжении долгого времени Бай Цзы Гуань собирался с диких деревьев и был достаточно редким сортом - его саженцы очень плохо приживались в чайных садах, что делало невозможным его массовое разведение.

    Немного похож на да хун пао, но более ароматный. Аромат яркий, насыщенный, свежий. Вкус терпкий, гармоничный, с каждой заваркой со своей особенной новизной. Неплохой чай, хотя ожидал судя по описанию большего. Действительно что удивило - получил заказ с улунами - все были в вакуумной упаковкой, листья чая целые - видно мастерство хранения - за что создателям сайта огромное спасибо.

    Миха Миха

    Отличный чай. Сначала показался похож на Фэн хуан дань цун, но потом раскрылся еще более богатым вкусом. Я вот, к сожалению, не специалист описывать нюансы, но поверьте в этом чае их много, надо просто распробовать)

    Чай из набора пробников "китайские улуны". Мне его количества хватило ровно на два раза заварки, и видимо я то ли разную температуру воды брала, то ли еще что, но первый раз чай получился просто великолепным - душистым, цветочным, а второй раз получился какой-то невкусный лечебный отвар:)наверное, придется покупать отдельно и устраивать исследование на темуправильной заварки:)

管子 один из крупнейших древнекит. филос. трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в осн. IV-III вв. до н. э., и состоящий из 8 тематич. разделов в 24 «свитках»-цзюань и 86 главах-пянь, из к-рых 10 глав ныне утрачены. В первоначальном варианте сложился в середине III в. до н. э. в академии Цзися (царство Ци), был окончательно сформирован Лю Сяном около 26 до н. э. и впервые напеча-тан в XIII в. Назван по имени Гуань Чжуна (Гуань И-у, Гуань-цзы; ум. 645 до н. э.), гл. министра царства Ци, прославившегося своими социально-политич. и экономич. реформами, к-рые послужили толчком для развития теории и практики легизма . Гуань Чжун, с одной стороны, стоял за абсо-лютизацию царской власти, распространяя ее на экономику в виде гос. контроля над ценами и монополии на соль и железо, а с др. — видимо, пер-вым в Китае выдвинул концепцию управления страной на основе законов (фа , разд. 1), к-рым должен следовать и сам государь («закон — отец и мать народа», гл. 16). Авторитет Гуань Чжуна, особенно в его родном цар-стве Ци, стал причиной приписывания ему и объединения в «Гуань-цзы» произведений всех главных филос. школ древнего Китая, представленных в академии Цзися. «Гуань-цзы» сначала квалифицировался как даос. («Хань шу», цз. 30, I в.; см. Даосизм), а затем как легистский («Суй шу», цз. 34, VI-VII вв.) трактат. Последняя точка зрения закрепилась и ныне домини-рует в кит. науке, распространена в науч. лит-ре др. стран. Хотя адекватное понимание «Гуань-цзы» осложнено плохой сохранностью текста, нуж-дающегося в серьезной реконструкции, по-видимому, правильнее считать его первым в ряду энциклопедич. («эклектических» — цза-цзя) произведе-ний типа «Хуайнань-цзы» и «Люй-ши чунь цю» , в к-рых представлен ши-рокий спектр знаний: филос., социально-политич., экономич., историч., естественно-научных и др., почерпнутых из учений различных школ.

Специфику «Гуань-цзы» составляет, во-первых, общая ориентация на экономич. проблематику, во-вторых, отражение самых ранних форм син-теза конф. (см. Конфуцианство), даос. и легистских идей с включением отдельных положений этики мо-цзя (моизма), гносеологии и протологики мин-цзя (школы имен) и школы Сун Цзяня - Инь Вэня (сунъинь-сюэпай), теории управления цзунхэн-цзя (школы дпломатов) и натурфилософии иньян-цзя . Концентрированным выражением этого синтеза является тезис о производности законов от этико-ритуальных норм (ли ) и их конечной зависимости от дао , «главенствующего [во всей] тьме вещей». Легистская опора на закон как основу социальной регуляции совмещена с его конф. объективизацией и морализацией: закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила (гл. 46), призванная обогащать народ, а не казну («закон и есть любовь к народу», гл. 16). Даос. трактовка дао как пустотно-бесформенного и «беспредельного» (гл. 36-38, 49) свя-зана в «Гуань-цзы» с образом идеального правителя, больше ценящего дао и законы (или законы дао), чем свое господство (гл. 30). В гл. 36-38 и 49 представлено учение о дао, его конкретизации («пристанище», шэ ) — дэ и универсальной субстанции — «пневме» (ци ), «эссенциальная» (цзин ) форма к-рой рождает разум, а высшее духовное состояние (шэнь ) — всеведение. В человеч. теле роль государя играет сердце, внутри к-рого находится руководящий им психич. центр — «сердце сердца» (синь чжи синь) (гл. 49). Это учение современные исследователи атрибутируют школе Сун [Цзяня] — Инь [Вэня], на даос. основе соединявшей конф. и моистские идеи. В гл. 40, 41 содержится учение иньян-цзя о силах инь - ян , представляющих собой «великий принцип (ли ) Неба и Земли», и «пяти элементах» (у син), определяющих основные пространственно-временные характеристики «пневмы». Гл. 39 посвящена Земле (ди ) и воде — «первоисточникам тьмы вещей ». Вода сопоставлена с дао и названа «кровью и пневмой Земли». Связанный с идеологией «школы дипломатов» (цзунхэн-цзя) ведущий социально-экономич. принцип «Гуань-цзы» — цин чжун («[установление баланса] легкого и тяжелого») изложен в обозна-ченных этим термином гл. 80-86. Данный принцип стабилизации хозяйства посредством выпуска денег и накопления товаров выражает идею гос. конт роля над экономич. жизнью и представление о законосообразном ха-рактере обществ. бытия. «Гуань-цзы» является также ценным источником по истории кит. протологич. (гл. 6) и военной (гл. 17, 27) мысли, педагоги-ки (гл. 59), календарной астрономии (гл. 8, 40), математики (гл. 58), гидро-логии (гл. 39, 57) и географии (гл. 77).

Источники:
Го Мо-жо, Вэнь И-до, Сюй Вэй-юй. Гуань-цзы цзи цзяо (Собрание редакций «Гуань-цзы»). Т. 1-2. Пекин, 1956; Штейн В.М. «Гуань-цзы»: Исслед. и пер. М., 1959; Гуань-цзы. Гл. 30, 31, 40, 46 / Пер. С. Кучеры; гл. 36-39, 49 / Пер. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия. Т. 2, М., 1973. С. 14-57; Даос-ские главы из трактата «Гуань-цзы» / Пер. В.В. Малявина // Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер., вступ. ст., примеч. и указ. В.В. Малявина. М., 1995; Maverick L., Т\\\" ang Po-fu, Wen Kung-wen. Economic Dialogues In Anciеnt China: Selections from the Kuan-tzu. Carbondale, 1954; Rickett W.A. Kuang-tzu. A Repository of Early Chinese Thought. A Translation and Study of Twelve Chapters. Vol. 1. Hong Kong, 1965; Он же. Guanzi. Political, Economic and Philosophical Essays from Early China. Vol. 1. Princ, 1985. Vol. 2, Princ, 1998.

Литература:
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959. С. 318-361; Иванов А. Материалы по китайской философии. Вве-дение. Школа фа. «Хань Фэй-цзы». СПб., 1912. С. XXXVI-LV; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 76-77; «Гуань-цзы» яньцзю (Исследование «Гуань-цзы»): Сб. 1. Цзинань, 1987; Ло Гэнь-цзэ. Гуань-цзы тань юань (Выявление истоков «Гуань-цзы»). Шанхай, 1931; Ши И-сань. Гуань-цзы цзинь цюань («Гуань-цзы» с современными разъясне-ниями). Пекин, 1988; Grinpas В. Quelques notes sur Kouan-tseu / Труды XXV международного конгресса востоковедов. Т. V. М., 1960. С. 226-232.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 204-206.


Относительно недавно открыл для себя чудесный утесный улун с гор У И. Бай Цзы Гуань (, Bai Ji Guan) - один из тех четырех утесных улунов, который лучше один раз попробовать, чем 100 раз о нем написать. Но я попробую. Это из тех чаев, который нравится сразу, к нему не нужно подбирать специальное настроение, время суток или сезон.

История и легенда происхождения

Бай Цзи Гуань считается одним из самых необычных чаев с гор У И, получивший заслуженное признание еще во времена правления династии Цин (нач.17 - нач.20 вв.). Существует 2 версии происхождения названия (на самом деле их больше) - по имени китайского ученого и гос. деятеля Гуань Цзы и конечно же, как полагается, существует особая легенда о чудесном спасение монаха от чая, выросшего на месте захоронения курицы-пеструшки, практически спасенной им ранее.

→ Она гласит, что где-то в горах У И в одном из монастырей, где монахи издревле занимались разведением чайных садов среди них был один - Лэ Хань, Смеющийся Лохань. В один не очень солнечный день, все таки горы У И обходя чайные кусты он спас курицу-пеструшку от когтей коршуна, раненная, она все же погибла. Монах похоронил курочку в чайном саду, а позже на том месте обнаружил новый чайный куст с тонкими и нежными листочками, покрытыми белесым ворсом. Монах сделал чай из листьев с этого куста, положил в коробочку и убрал на полку. Однажды Лэ Ханя начала донимать сильная боль в животе, пока тот не решил заварить чай из припрятанной коробки. Выпив несколько чашек, монах почувствовал облегчение и рассказал об этом своему настоятелю. Тот, оценив благотворное действие и вкус чая, послал его императору. С тех пор часть собранного чая отсылалась почтенному императору, а часть оставлялась в монастыре как напиток здоровья.

→ Очень здравая идея мыслителя Гуань Цзи (от имени которого и произошло название чая, по альтернативной версии) призывает нас к обретению собственного пути, к, обретению гармонии жизненной энергии. “Белый Петушиный Гребень” на самом деле отлично подходит для человека, ищущего свой собственный путь. Он помогает снять напряжение, очистить дыхание, расслабиться, восстановить жизненные силы, но при это поднимет тонус и повысит настроение. Проверено на себе, подтверждаю.

О пользе Бай Цзы Гуань

Специалисты по чаю утверждают, что Бай Цзи Гуань укрепляет зубную эмаль и десна, освежает дыхание, снимает головные боли, повышает общий иммунитет, очищает печень от токсинов, улучшает обмен веществ, снижает вероятность заболевания мочеполовой системы, положительно влияет на поджелудочную железу. А вот это утверждать не буду, но хотелось бы верить. Хотя для того, чтобы ощутить лечебный эффект какого-то вещества из Традиционной Китайской Медицины, к которой причисляют и китайский чай, необходимо регулярно и в течении реально длительного времени употреблять снадобье, в данном сллучае пить чай. Не могу сказать, что я пил один и тот же сорт чая в течении очень длительного времени, поэтому и правильных выводов сделать не могу.

Внешний вид, аромат, вкус

Бай Цзы Гуань до сих пор редкая “птица”, аутентичный классический чай собирают со старых утесных деревьев, которых не так много. На светло-зеленых листьях сорта этого чая встречается белизна, почки немного изогнуты и покрыты пушистым ворсом. Их форма напоминает все тот же петушиный гребешок на голове белого фазана.

Сам чай внешне не сильно отличается от остальных северо-фудзяньских улунов, но по положительному воздействию на организм действительно немного превосходит своих собратьев. Китайские мудрецы говорят про такой чай - его пьешь и уходят все бесы, и вот оно небо и вот она земля. По классификации он относится к слабоферментированным улунам.

Аромат сухого листа чая очень глубокий, сладкий с ореховыми, смородиновыми, сильными пряными оттенками. После прогревания чайных листьев добавляются тона хлебцев и сушеной малины.

Первый (сливаемый) пролив дает очень легкий, почти желтый, цвет. Со следующими проливами цвет настоя Бай Цзи Гуань становится темнее и насыщеннее - золотистый, медовый, янтарный.

Размытый по началу вкус (первый выпитый чахай) к 3-ему проливу и далее раскрывается полным глубоким букетом : выраженные фруктовые и ягодные (персиковый, малиново-яблочный), цветочные и медовые, шоколодные, сливочные и пряные вкусовые нотки. На поверхности чая образуется масляная пленка, присущая улунам в принципе, особенно отчетливо наблюдается у Бай Цзи Гуань.

Послевкусие яркое, немного терпкое, довольно долгое. Чай точно выдержит не менее 10-12 проливов. Листья спитого чая очень красивые, с коричневой каймой по краям.

О другом знаменитом улуне с гор УИ - Те Лохань .

Please enable JavaScript to view the

4.3 Трактат "Гуань-цзы"

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей вКитае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится кIV-III в. до н.э. В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

Проявляя заботу окрестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов иростовщиков. Вцелях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться вэкономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

Авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались "бесплодными", как полагали легисты).

Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. "Гуань-цзы" предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. "Гуань-цзы" советует "взять в казну горы и моря". Трактат ставил перед государством одно важное условие - регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь "возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.".

"Гуань-цзы" выдвинул "принцип уравновешивания хозяйства". Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он "управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

Столкновение двух тенденций всоциально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, содной стороны, рост иукрепление позиций рабовладения- сдругой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального итоварного хозяйства.


5. ЭКОНОМИЧЕСКА МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

5.1 Законы Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни, содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Заменитые "Законы Ману" составлялись на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал осоциально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману"- это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". Вних устанавливались формы превращения свободного человека враба, закреплялось его бесправное положение вобществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения идр.

Содержание "Законов Ману" значительно шире того, что мы понимаем под правом. По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения. Там есть рассуждения об этапе жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искуплении вины и покаяния, о дхарме царей (предмет артхашастр), о суде и о том, что мы отнесли бы к гражданскому и уголовному праву. Понятия права по-прежнему нет. Дхарма объемлет все.

"Законы Ману" свидетельствуют о том, что в Индии брахманизм одержал победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, включая кшатриев, их причастность к сверхъестественны силам. В консерватизме "Закона Ману" отразились застойные явления, которые стали характерными для древнеиндийского общества на рубеже старой и новой эры.

Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.


Того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. К. Маркс создал систему, которая охватила все социальные науки: экономическую теорию, философию, социологию и историю. В данной теме мы рассмотрим лишь основные идеи экономического учения К. Маркса, изложенные им в его знаменитой и обширной работе «Капитал», имеющей подзаголовок «Критика политической экономии». По мысли К. Маркса, ...

Начало XX вв Начало XIX в. - период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления российской экономической мысли. Теоретические постулаты политической экономии воспринимались российской аудиторией главным образом с позиций их социальной значимости, идеологического воздействия. Михаил...

Промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа наиболее заметный вклад в историю экономической мысли внесли французы Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа и англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус и Н. ...

Древней Греции /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1986, 2000. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. В 2 т. М.: Дрофа, 1996. Постернак А.В. История древней Греции и древнего Рима. Учебное пособие. М., 1999. * * * Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948, 1986. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1948, 1956. История...

Бай Цзи Гуань входит в чётвёрку знаменитых кустов У И Шань. Этот чай прославился еще в династию Мин, причем известность пришла к нему раньше чем к его более раскрученному нынче соседу – Большому Красному Халату (Да Хун Пао). Вместе с Железным Архатом (Те Лохань) и Золотой Черепахой (Шуй Цзинь Гуй) эти сорта чайного дерева как раз и составляют четверку самых великих чайных знаменитостей с утёсов У И.

Чайное дерево этого сорта было найдено в двух местах: 1) у пещеры Внешних демонов (Вайгуйдун, 外鬼洞) под вершиной Хуоянь (Пламенный пик, 火焰峰) в районе утёса Хуэйюань (慧苑岩); 2) в районе дворца У И (Уигун, 武夷宫) у обители Чжичжиань (止止庵). Листья и почки у него особые и удивительные, цвет листа светло зелёный, поверх зелени встречается белизна, почки изогнутые и ворс на них пушистый-пушистый. Их форма как раз напоминает петушиный гребень на голове белого фазана, поэтому называется белый петушиный гребень. В династию Мин случались факты излечения с помощью этого чая злокачественных болезней, что привело Бай Цзи Гуань к настоящей славе. Бытует легенда, что некогда один правитель области вместе со своей семьёй приехал в эти прекрасные места и остановился на постой во дворце У И. Так случилось, что его сын подхватил какую-то неведомую болезнь: у него живот раздуло будто у буйвола, и никакие лекарства не помогали. Но в один прекрасный день к ним во дворец явился монах из одной окрестной обители и предложил высоким гостям по маленькой чашечке чая. Сам правитель, только пригубив чуток чая, уже понял, что вкус его особенно прекрасен. А вот сына его эта чашечка чудесным образом излечила. Когда монаха спросили об имени этого чая, он ответил: Белый Петушиный Гребень.

Чай этот начинают собирать каждый год в конце мая, берут 2 или 3 листа. Цвет зелёный, с розовыми вкраплениями, послевкусие очень многогранное и впечатляющее. Выделанный лист по цвету бежевый с молочно-белыми проявлениями. Цвет настоя оранжево-жёлтый блестящий, попадая в рот, вкус остаётся на зубах и щеках, дух очищается, взор проясняется.

Про БЦГ есть ещё одна история. Говорят, что в древние времена в У И Шань жил один чаевод. Однажды его тесть отмечал свой день рождения, и ему пришлось взять самый ценный товар в хозяйстве - большого петуха и понести его тестю в подарок. По пути солнце прямо обжигало своими лучами, и он в высшей степени перегрелся. Проходя около утёса Хуэйюань, он положил петуха под дерево, а сам в поисках прохладного тенистого местечка снял шляпу и с треском стал обмахиваться ею как веером. Прошло немного времени, как вдруг он услышал истошное «кукареку» его петуха. Он быстро побежал посмотреть и увидел, как одна тёмная змейка толщиной с большой палец ноги чиркнула его по ноге, и от этого он весь покрылся холодным потом. Затем он увидел, что у петуха голова свешивается набок, а из гребня стекает тёмно-красная кровь, капля за каплей падая рядом с корнями чайного дерева. Тот крестьянин возмутился до такой степени, что его глаза налились кровью, зубы заскрежетали. Но ничего не поделаешь, ему только и оставалось, что хорошенько выкопать под чайным деревцем ямку, большого петуха в ней схоронить, и с поникшей головою и с пустыми руками отправиться к тестю поздравить его с днём рождения. И неизвестно каким образом, но это деревце поблизости от утёса Хуэйюань с того времени стало расти особенно пышно. Прямо попёрло вверх с огромной силой, ветки стали густыми, листья – пышними. Оно несколько выделялось на фоне окрестных чайных деревьев. Его листья день ото дня всё сильнее превращались из тёмно-зелёных в светло-зелёные, а из светло-зелёных уже в белёсые. За несколько чжанов (чжан = 3,33 метра – прим.перев.) можно было учуять его густой-прегустой чистый аромат. Выделанный лист расцветкой сильно отличается от всех остальных в У И. Другой чай всегда там в сухом виде имеет коричневый цвет, а у БЦГ на бежевом проступает молочная белизна. Заваренный чай имеет кристально-чистый вид. Ещё не поднёс к краю рта, а в нос уже ударяет чистый аромат. А уж отведав глоток, ещё сильнее ощущаешь его прохладительную сладость. Говорят, что питьё этого чая излечивает многие болезни.

Каждая заварка этого чая богата ягодно-фруктовым вкусом, аромат цветочный и слегка отдаёт жареными каштанами. Гребень выдерживает много завариваний, непрерывно меняясь. Один раз заварил – и будто пьёшь зеленый чай, второй раз – желтый, на третий раз появляется ощущение красного чая. И так далее.

Немного биологических параметров. Дерево в высоту имеет 1,75 метров, ширина – 2 метра. Кора имеет пепельно-серый цвет, толстая и шероховатая. Ветвистость относительно хорошая, растёт обильно, ветки книзу выпрямляются, а кверху – загибаются, расстояние между сочленениями веток короткое, 1,2 – 1,5 см. Листья имеют среднюю длину 7,2 см, ширину – 2,6 см. Старый лист имеет тёмно-зелёный цвет. Край листа повёрнут немного в сторону, кончик листа немного тупой. Зубчики по краю листа частые и тупые. Мякоть листа выпуклая. Главные прожилки толстые и хорошо заметные, боковые прожилки тонкие, на листе их 5-8 пар. В раннем возрасте лист светло-зелёный и немного жёлтый, поверхность у него раскрыта, пигментация тёмная. У весенних побегов верхние почки загибаются.

Ну и напоследок история, вычитанная у Бронислава Виногродского. Жил-был один даосский монах, который занимался чаем. Один раз он увидел, как на окраине его чайного сада коршун атакует курицу-пеструшку. Монах бросился защищать бедную курочку, но было уже поздно: птичка отдала Небу душу прямо на руках у чаевода. Тогда монах вырыл на краю чайного сада яму и похоронил в ней курицу. Через год на этой могиле выросло чайное деревце со светлыми листьями. Когда монах обработал собранный чай, тот получился светлее обычного, и листья отливали краснотой. Тогда монах написал на банке «Гребешки пеструшки», положил в банку этот чай и поставил его на дальнюю полку. Через год в храме, где служил монах, случилась страшная болезнь. Чаевод оставался единственным, кто не заразился, и он, проводя очередное обследование храмовых закромов в поисках забытых снадобий, случайно наткнулся на гребешки пеструшки. Ну а дальше, как вы и сами догадываетесь, вся даосская братия испила гребешков и дружно вылечилась, а чай достаточно быстро стал очень знаменит.

| следующая лекция ==>
Поделиться