Регулирование доходов населения в россии. Государственное регулирование доходов Государственное регулирование доходов населения

Качественные сдвиги в развитии производства, рост объемов продукции и ее качества не возможны без глубоких преобразований во всем хозяйственном механизме, одним из важнейших звеньев которого является регулирование доходов и оплаты труда. В условиях рыночной экономики существуют объективные и субъективные факторы, которые обязательно следует учитывать при организации заработной платы на предприятиях.

К числу основных объективных рыночных факторов относятся стоимость рабочей силы, цены на средства труда и готовую продукцию, рынок сбыта товаров и его конъюнктура, механизм конкуренции, прибыль и т.д. Подобные факторы влияют на оплату труда независимо от государства и самих предприятий. При организации заработной платы основная роль принадлежит объективным факторам; менеджеры лишь могут и обязаны их учитывать.

К числу субъективных факторов относится регулирование государственное, самими предприятиями и профсоюзное.

Известно, что при рыночной экономике государство, хотя в значительно суженном виде, но сохраняет регулирующую функцию. Эта функция распространяется и на область доходов и оплаты труда. Регулирование доходов и оплаты труда на уровне макроэкономики имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и является составной частью социально-экономической политики. Государство не может отказаться от регулирования доходов и оплаты труда, если не налажены рыночные механизмы саморегулирования, если на большинстве предприятий отсутствует реальный собственник, заинтересованный в реструктуризации и развитии производства. Кроме того, переход от централизованной системы решения проблем социальной сферы к рыночной не может произойти автоматически и стихийно, так как преобразования затрагивают глубинные, сущностные элементы системы.

Выделим следующие наиболее существенные цели государственной концепции доходов. Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение реальной заработной платы, для чего необходимо проводить ее индексацию, сократить задолженность и сделать платежи по ней первоочередными, принять законы о возмещении ущерба при невыплате заработной платы. Необходимо ускорить процесс сближения минимальной заработной платы со средним прожиточным минимумом. Для этого следует освободить минимальную заработную плату от функций регулирования социальных трансфертов, так как это сдерживает ее повышение, ибо связано со значительными бюджетными расходами.

Для обеспечения реального увеличения доходов необходимо усилить разграничения между налогообложением заработной платы и предпринимательских доходов, установив более льготный порядок для наемных работников и к ним приравненных (льготность заключается в более низком стартовом обложении и менее прогрессивных ставках). Следует укрепить финансовую базу пенсий путем увеличения номинального размера заработной платы, отчисления от которого формируют пенсионный фонд. Законодательно, организационно и экономически необходимо сформировать механизм регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности.

Политика государственного регулирования доходов сегодня противоречит финансовой стабилизации, так как осуществляется за счет сокращения государственных выплат по всем статьям социальных расходов государственного бюджета.

Изменения претерпели также основные функции, связанные с воздействием государства на доходы населения. Эти перемены проявляются, прежде всего, в переориентации административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики. Среди приоритетных направлений можно выделить такие изменения функционального характера, как:

  • o обеспечение условий для зарабатывания доходов и создание равных возможностей при реализации прав на долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов;
  • o реализация социальных программ структурной переориентации экономики, направленных на жилищное строительство, образование, здравоохранение и т.д., а также на поддержку отраслей, обеспечивающих социальное развитие общества;
  • o уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом, различий в получении и распределении доходов;
  • o проведение разумной политики сочетания налогообложения с социальной поддержкой (льготы производителям средств жизнеобеспечения, мелкому бизнесу, поощрение благотворительности, транспортные платежи, субсидии и т.д.).

Государственное регулирующее воздействие на доходы населения состоит в осуществлении мер, направленных на предотвращение негативных социальных последствий, связанных со становлением рыночного механизма. Формы государственного регулирования складываются из материальных, институциональных и концептуальных составляющих.

Материальное основание государственного регулирования доходов зависит от объемов национального производства и размеров той доли, которая перераспределяется централизовано через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельности соответствующих учреждений. Концептуальная опирается на использование той или иной теории в правительственной социальной политике.

Государственный механизм регулирования достаточно сложен и включает первичное распределение (оплату труда, другие первичные доходы населения и предприятий); перераспределение через государственный бюджет, налоговую и трансфертную системы; конечное распределение - через операции и услуги населению.

В ходе первичного государственного распределения доходов устанавливается верхний предел увеличения номинальной заработной платы в государственном секторе. Экономическое значение регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Первичное регулирование доходов используется государством как для повышения конкурентной способности национальной продукции, поощрения инвестирования, так и для сдерживания роста заработной платы и инфляции.

Перераспределение доходов осуществляется через государственный бюджет, состоит из дифференцированного налогообложения различных групп, получателей доходов и социальных выплат населению.

Организуя бюджетное перераспределение доходов, государство решает несколько проблем: повышение доходов малоимущих слоев населения, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы, ослабление социальной напряженности.

Можно выделить следующие экономические, законодательные, согласительные, административные методы.

К экономическим методам относятся определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая политика, регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и государственных служащих, занятости и др.

Рост минимальной заработной платы зависит от экономических возможностей, сложившихся в обществе на определенном этапе. Если не учитывать такой фактор, то это может привести к задержкам выплат заработной платы работникам, к дефициту бюджета и т.д. Вместе с тем минимум оплаты труда должен определяться с учетом денежных средств, которые необходимы для нормального физического воспроизводства рабочей силы, т.е. прожиточный минимум, что в свою очередь зависит от денежной политики государства.

Налоговые поступления в бюджет обеспечивает налоговая политика, без этого невозможно организовать перераспределение доходов, наладить эффективное стимулирование экономического роста. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу способствует повышению занятости населения, дает шанс выжить и занять свое место на рынке.

Регулируя оплату труда в бюджетной сфере, государство исходит из своих экономических возможностей. Усилиями этой сферы формируется человеческий потенциал любого общества. Велика роль этой сферы в укреплении здоровья, проведении досуга. Повышая расходы на содержание этой сферы, государство осуществляет социальную ориентацию экономики на развитие личности. Существует и обратная связь: более сложный, творческий труд создает в единицу времени большую массу продукции, что ведет к экономическому росту.

Законодательные методы. Важное место в регулировании доходов занимают вопросы разработки его законодательной и нормативной базы, которая является исходным моментом всего процесса регулирования. Нормативы используются для расчетов нормативных потребительских бюджетов, нормы рабочего времени - для определения режимов рабочего времени, длительности отпусков на предприятиях, создания безопасных условий труда; ставки налогов - для удержания подоходного налога, налогов с юридических лиц (включая социальные и др.)

Для регулирования доходов и качества жизни населения наиболее значимыми являются Конституция РФ (Основной закон), Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, законы о реформировании экономики, о занятости, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ (о повышении минимальной заработной платы, правовом обеспечении коллективно-договорной системы, социальном обеспечении и страховании, социальных гарантиях и др.).

Административные методы. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или риска экономического (финансового) ущерба, базируются на силе власти и включают меры запрета, разрешения или принуждения.

С переходом к рыночной экономике некоторые прежние административные меры сохранились, но появились и новые: прямой государственный контроль над монопольными рынками; разработка стандартов, контроль за их соблюдением; образование и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, ниже которой - нищета; защита интересов нации - лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом.

Согласительные методы. Во многих странах эти методы находят широкое распространение и считаются самыми экономическими и "бескровными". Социальное партнерство - согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов.

Идея социального партнерства, разработанная в 1950-е гг. Л. Эрхардом, Р. Балогом и другими, исходит из необходимости согласования общественных интересов, представленных с одной стороны профсоюзами наемных работников и с другой - объединениями предпринимателей ради успешного экономического развития страны. Оно предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальными объединениями работодателей и профсоюзами "общественного договора" в области экономической и социальной политики.

В соглашениях разного уровня (в Генеральном - на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территориальном уровнях, в коллективных договорах - на предприятиях) отражаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат, о порядке индексации доходов, продолжительности рабочего времени, возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и др.

Коллективно-договорная система является эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда. Ее становление в России тормозят два фактора:

  • 1) обесценивание рабочей силы, в результате чего заработная плата не может выполнять свою воспроизводственную функцию;
  • 2) неоправданная дифференциация заработной платы по категориям работников на предприятиях одной и той же отрасли, территории, а также по отдельным отраслям и регионам.

Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия. К числу мер прямого вмешательства государства относятся: государственная гарантия минимума заработной платы на своей территории, регулирование оплаты труда в бюджетной сфере, установление системы районных коэффициентов, государственное инвестирование, субсидирование программ по повышению эффективности производства, освобождение от налогов, прямое администрирование по обязательности выделения квоты рабочих мест для некоторых групп населения, организация переобучения работников и выделения определенного числа работников для выполнения общественно необходимых работ и т.д.

К числу косвенных способов воздействия относятся льготное налогообложение малоимущих слоев населения; избирательность процедуры распределения бесплатных благ.

Уровень жизни - социально-экономическая категория, которая определяет достигнутый уровень потребления накопления материальных и духовных благ в количественной оценке и в сопоставлении со сложившимися стандартами потребления и накопления благ в странах с высоким уровнем развития производительных сил и национальными стандартами потребления и накопления благ, используемых в управлении социально-экономическими процессами в обществе.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, свободное время.

Понятие качества жизни тесно связано с понятием уровня жизни, но все же это не одно и то же. Качество жизни - широко используемое различными общественными науками понятие, охватывающее самые различные (экономические, политические, социальные, культурные, экологические и др.) условия жизни людей и характеризующее ее качественную сторону в отличие от количественных, уровневых показателей, стандартов. Качество жизни характеризуется прежде всего рядом таких понятий как окружающая среда, здоровье человека, урбанизация населения и т.д.

Понятия уровня и качества жизни нельзя охарактеризовать лишь несколькими показателями, для этого нужна система охватывающих всевозможные стороны жизни населения показателей. Это объясняется многообразием задач, стоящих перед статистикой в области исследования уровня жизни. К наиболее важным из них относятся:

изучение уровня и динамики доходов различных социальных групп населения в региональном разрезе;

анализ динамики и структуры конечного потребления населения как в стоимостном выражении, так и со стороны его натурально-вещественного содержания;

изучение непроизводственной части сбережения, отражающей прирост материальных благ потребительского значения;

характеристика уровня и структуры расходов населения с выявлением обязательных и добровольных платежей и потребительских расходов;

исследование потребления населением важнейших потребительских товаров, а также обеспеченности населения имуществом длительного пользования;

изучение жилищных условий населения;

характеристика потребления населением непроизводственных услуг (образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха и т.д.);

изучение условий труда работников (занятость и безработица, продолжительность рабочей недели, охрана труда, производственный травматизм), а также использования внерабочего (свободного) времени;

анализ величины и динамики сбережений населения;

анализ некоторых демографических показателей, непосредственно связанных с жизненным уровнем (детская и общая смертность, рождаемость и т.д.).

Для решения этих задач необходимо провести анализ различных аспектов жизненного уровня с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей жизненного уровня, доходов, расходов и потребления населения, обеспеченности жильем и потребительскими товарами длительного пользования, денежных сбережений населения, условий труда и отдыха, экологической обстановки в местах обитания человека, демографических и прочих показателей.

Понятие "уровень жизни" охватывает как материальную, так и духовную, и культурную сферу жизни общества. Уровень жизни формируется под воздействием многочисленных факторов: исторических, природных, географических, национальных и т.д. Однако, определяющим является материальное производство, сам способ производства материальных благ и услуг и присущие ему специфические законы и отношения. Таким образом, в основе категории "уровень жизни" лежит степень материальной обеспеченности людей наряду с удовлетворением материальных, культурных и духовных потребностей.

Важнейшими показателями, характеризующими уровень жизни населения являются его доходы и их покупательная способность населением, совокупности людей, проживающих на определенной территории и объединенных общностью бюджета.

При изучении доходов населения используются социально-экономические индикаторы, которые формируются на основе статистических данных, характеризующих объём, состав, основные направления использования и распределения доходов населения, а также, с привлечением

других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благосостояния населения. Общий объём доходов населения характеризуется показателями его номинальных и реальных доходов.

Номинальные доходы представляют собой всю сумму денег и натуральных доходов, полученных населением в форме оплаты по труду, общественных фондов потребления и финансовой системы.

В форме оплаты по труду население получает:

зарплату;

премии из фонда материального поощрения;

командировочные;

денежные и натуральные доходы от личного подсобного хозяйства;

В форме текущих трансфертов:

стипендии;

оплату отпусков, льготные путёвки и т.д.

Номинальные доходы складываются из денежных и натуральных. Денежные доходы включают оплату труда в денежной форме и денежные выплаты из общественных фондов потребления в виде пенсий, пособий, стипендий, а также другие виды денежных доходов населения, которые наиболее полно представлены в Балансе денежных доходов. Натуральные доходы населения складываются из материальных затрат в учреждениях, обслуживающих население, и доходов от личного подсобного хозяйства. Для отдельно взятой семьи все эти доходы образуют её совокупный доход.

Реальные доходы населения представляют собой количество материальных благ, непосредственно используемые населением (на потребление и накопление) для удовлетворения своих личных потребностей, в которых реализуются денежные и натуральные доходы, получаемые в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления и других доходов населения.

Для расчета показателей реальных доходов используют показатели индивидуальных и конечных доходов населения. При этом под индивидуальными понимают всю сумму денежных и натуральных доходов, получаемых в форме оплаты труда, выплат из общественных фондов потребления, доходов от личного подсобного хозяйства и других доходов населения. Конечные доходы равны индивидуальным за вычетом платежей в бюджет, денежных сбережений, добровольных взносов, оплаты услуг, но с добавлением стоимости материальных затрат культурно-бытовых учреждений и организаций, обслуживающих население. Таким образом, сумма конечных доходов соответствует части национального дохода, которая поступает населению на потребление и накопление материальных благ, а также на потребление услуг.

Прежде всего, необходимо отметить, что понятие дохода (как ни парадоксально) - сложная экономическая категория, что в свое время признал один из мировых авторитетов в данной области известный английский экономист Дж. Хикс. А согласно новой СНС, в основе всех показателей доходов лежит концепция, основанная им в работе "Стоимость и капитал":

доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течении некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был в начале. В РК при переходе от планового ведения экономики к рыночному хозяйству изменилось экономическое содержание традиционных форм распределения доходов и расходов населения и привело к появлению новых. Среди новых форм распределения, существенно меняющих содержание политики доходов, можно отметить следующие:

заработная плата постепенно превратилась из формы распределения по труду в категорию цены рабочей силы, определяющей условия воспроизводства работника и его семьи за счет продажи на рынке труда своих профессиональных способностей;

предпринимательский доход - это присваиваемая предпринимателем часть прибыли (не всегда являющаяся итогом его личной экономической деятельности), направляемая на развитие производства (накопление) и личное потребление;

доход от самозанятости представляет соединение понятий предпринимательского дохода и оплаты труда. Он не отличается значительными масштабами, но требует качественно иной классификации, чем предпринимательский доход;

дивиденды, доход инвестора, вложившего свою собственность в создание предприятия;

проценты на личные сбережения, хранящиеся в банках, ценных бумагах, а также от участия в финансовых операциях, покупка валюты.

Для оценки общеэкономической ситуации используются показатели ВВП в целом.

Валовой внутренний продукт - обобщающий показатель социально-экономического развития страны. Отражающий конечные результаты деятельности предприятий и организаций по производству продуктов и услуг; один из показателей системы национальных счетов. В отличие от валового общественного продукта не содержит стоимости производственных затрат (кроме амортизации основных производственных фондов), но включает доходы, полученные в непроизводственной сфере, и амортизацию (износ) основных средств этой сферы.

Денежные доходы - представляют собой поступления в виде оплаты труда в денежной и натуральной форме, предпринимательской деятельности, денежных и натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, выплат, полученных населением из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия, компенсации и т.д.), доходов за счет поступлений из кредитно-финансовой системы и др. Различают доходы населения конечные, доходы населения номинальные, доходы населения располагаемые, доходы населения реальные. Последние представляют собой часть национального дохода, полученную населением в результате его конечного использования.

Доходы населения конечные - доходы (в текущих ценах), получаемые населением в результате перераспределения национального дохода и используемые для удовлетворения личных потребностей. Определяется как разница между доходами семьи совокупными и вычетами из них. Совокупные доходы включают оплату труда (денежную и натуральную), доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, пособия, стипендии, компенсации и другие поступления из общественных фондов потребления, доходы от личного подсобного хозяйства (чистая продукция), поступления из финансово-кредитной системы, а также текущие материальные затраты учреждений, организаций и предприятий социально-культурного и бытового обслуживания, оказывающих населению платные и бесплатные услуги (школы, больницы, парикмахерские, театры). Из доходов населения конечных исключаются расходы на оплату услуг непроизводственного характера, налоги, сборы и платежи, денежные накопления в форме государственных займов, вклады в сберегательные банки и прирост наличных денег. Такие расчеты обеспечивают методологическое единство доходов населения конечных с частью национального дохода, использованного населением на потребление и накопление личного имущества, являются основой для исчисления доходов населения реальных.

Доходы населения реальные - один из обобщающих показателей уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Исчисляются на основе доходов населения конечных, полученных в тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых населением налогов, различных денежных сборов, обязательных платежей, взносов в общественные организации и др.

Уровень реальных доходов населения зависит от размера доходов населения конечных и цен на потребительские товары и услуги. Определяется делением размера конечных доходов населения на индекс цен на потребительские товары и услуги.

Измерение уровня жизни может осуществляться с помощью системы показателей отражающих взаимосвязь основных форм и условий жизнедеятельности людей. При этом вполне допустимо, что может быть один агрегированный показатель или индекс, достаточно надежно и точно оценивающий уровень жизни. Методическому обоснованию такого показателя должно предшествовать определение системы базовых показателей уровня жизни.

Система базовых показателей уровня жизни может исходить из некоторых методологических подходов:

во-первых, для измерения сложной и многомерной категории "уровень жизни" может проектироваться блочная система показателей, отражающая разные аспекты и условия жизнедеятельности человека;

во-вторых, совокупность показателей уровня жизни должна определяться с позиций системного подхода;

в-третьих, показатели уровня жизни, входящие в один блок (группу) должны быть качественно однородны, близки по направлению отображения исследуемого объекта;

в-четвертых, различия между отдельными блоками показателей уровня жизни должны быть максимальными, в то время как внутри блока они должны быть наименьшими по содержательному признаку;

в-пятых, система показателей уровня жизни должна быть рациональной по количеству показателей, обозримой, достаточной для проведения эффективной социальной политики.

В соответствии с этими методологическими подходами система социально-экономических показателей должна отвечать некоторым требованиям:

отображать адекватно и полно все существенные стороны уровня жизни;

характеризовать уровень жизни населения;

давать возможность количественной оценки уровня жизни населения по социальным группам и в региональном разрезе;

быть единой для целей анализа, прогнозирования и планирования уровня жизни населения страны;

быть совместимой с системой показателей уровня жизни населения, используемых в межстрановых сопоставлениях.

Исходя из определенных методологических подходов и требований, можно выделить шесть блоков (модулей) показателей:

1 блок - сводные показатели (валовой внутренний продукт, валовой внутренний продукт в расчете на душу населения);

2 блок - социально-демографические показатели (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, показатели младенческой смертности, естественного прироста населения; удельный вес трудоспособного населения, уровень безработицы);

3 блок - уровень и структура доходов (среднедушевые реальные общие доходы населения, реальные располагаемые доходы населения; среднемесячная заработная плата, структура доходов, средний размер пенсии);

4 блок - уровень потребления материальных благ и услуг (индекс стоимости жизни, денежные расходы населения; структура расходов; потребление населением основных продуктов питания; покупательная способность продуктов питания; покупательная способность средней заработной платы; расходы на приобретение предметов длительного пользования; обеспеченность жильем; развитие образования, культуры);

5 блок - социальные нормативы (прожиточный минимум, рациональный уровень потребления, минимальная среднемесячная заработная плата, минимальный размер пенсии по старости);

6 блок - социальная дифференциация населения (коэффициент стратификации (отношение численности "бедных" к численности "обеспеченных" на 1000 человек населения); дифференциация населения по размеру среднедушевого дохода; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини)).

Конкретные проводимые исследования по проблемам уровня жизни населения могут различаться:

целями и задачами исследования;

объектом исследования;

методами изучения уровня жизни населения.

В зависимости от целей, задач и объекта исследования могут использоваться различные методы изучения уровня жизни населения, одним из которых является мониторинг.

Мониторинг изучения уровня жизни населения - это сложный механизм, включающий разнообразные блоки и элементы. Целью мониторинга может быть отслеживание уровня жизни населения в стране в целом, экономических регионах, территориально-административных образованиях, оценка влияния проводимых преобразований на уровень жизни. Мониторинг уровня жизни не дублирует проводимых органами статистики обследований домашних хозяйств. В рамках мониторинга выполняются аналитические расчеты, позволяющие с помощью оценочных показателей судить о происходящих изменениях в уровне жизни населения.

Проводимые в течении сравнительно длительного времени (около 15 лет) исследования уровня жизни населения Республики Казахстан убедительно доказывают, что с 2002 года наметилась устойчивая положительная тенденция по росту показателей уровня жизни. Однако следует отметить, что динамика изменения разных показателей, определяющих уровень жизни населения Казахстана, имеет различную скорость изменения, поскольку на разные аспекты жизнедеятельности человека существенное влияние оказывает временной фактор.

При изучении уровня жизни населения особое место занимают показатели удовлетворения потребностей. Количественная оценка степени удовлетворения потребностей представляется возможной при соизмерении фактического размера потребляемых благ и услуг, характеризующих ту или иную потребность, с нормативным уровнем. По содержанию нормы уровня жизни населения представляют собой расчетные величины уровня потребления материальных благ и услуг, учитывающих влияние региональных условий на потребности населения. Социальные нормы нормативы могут устанавливать минимальный и рациональный уровень удовлетворения потребности.

Минимальные социальные нормативы определяют систему минимальных социальных гарантий, обеспечиваемых государством своим гражданам. К ним относят минимальный размер оплаты труда и пенсии по возрасту, право на получение пособий по социальному страхованию (по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Рациональные социальные нормативы учитывают "нормальные" физиологические потребности, рациональные условия жизнедеятельности и сложившийся уровень развития производительных сил. В системе социальных нормативов можно выделить нормативы развития материальной базы социальной инфраструктуры, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния окружающей среды, потребительского бюджета. Особое место в инструментарии анализа жизненного уровня населения занимает определение стоимости минимального и рационального потребительского бюджета.

Для оценки уровня жизни малообеспеченных слоев и групп населения нужно иметь научно обоснованную систему расчетов, определяющую минимум средств, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Этот минимум определяется на основе научно обоснованного потребительского бюджета, выражающего минимальные физиологические потребности человека в продовольственных товарах и услугах. Минимальный потребительский бюджет должен определяться для лиц в зависимости от пола, возраста, природно-климатических условий проживания.

Всесторонность, глубина и эффективность анализа уровня жизни населения определяется принятой системой сопоставлений. В анализе уровня жизни могут найти применение такие виды сопоставлений, как:

динамические - за последние годы и за более длительные периоды времени, могут использоваться с целью выявления характера и темпов динамики показателей уровня жизни;

региональные - по территориально-административным образованиям, экономическим регионам с целью выявления региональной дифференциации, а также по отношению к средней по стране и экономическим регионам;

социальные - по экономическим группам населения с выявлением социальной дифференциации по отношению к среднедушевым показателям и показателям децильных групп. При исследовании уровня жизни важное значение имеет выделение бедных и наиболее обеспеченных;

нормативные - сопоставления с минимальным и высоким уровнями жизни, с нормами питания, жилищной обеспеченностью, удельным весом затрат на питание, жилищно-коммунальные услуги в структуре расходов;

международные - сопоставления с уровнями жизни в различных странах. В международных сопоставлениях особую сложность представляют различия в системе показателей, используемых при оценке уровня жизни населения, в экономических, природных и исторических факторах, различия в покупательной способности национальных валют. Проведение международных сопоставлений уровня жизни населения требует от исследователя сведения до минимума несопоставимости сравниваемых показателей.

Минимальные социальные нормативы можно принять, как жизненные стандарты и рассматривать, как инструмент социальной политики, в котором должны содержаться:

полный перечень услуг по отраслям, которые государство обязано оказывать гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы страны и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

минимальные социальные нормативы, представляющие собой показатели необходимой обеспеченности в натуральном выражении на соответствующую единицу вида услуг;

финансовые нормативы как денежное выражение социальных нормативов;

минимальная бюджетная обеспеченность, определяемая в качестве минимально допустимой стоимости государственных или местных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной и местной власти в расчете на душу населения территории за счет средств соответствующих бюджетов.

Очевидно, что многие из давно установленных и действующих до настоящего времени социальных нормативов устарели и нуждаются в серьезной ревизии. При знакомстве с ними возникает вопрос - на базе каких административно-территориальных единиц они проходили проверку?

Наряду с нормативом бюджетной обеспеченности, характеризующем финансовые возможности государства, необходимо реальное введение норматива социальной обеспеченности, который отражает потребности, вытекающие из требований закона, отраслевых норм, обещаний правительства и депутатов. Образно говоря, необходимо установить стоимость социальных законов в расчете на одного потребителя (жителя, пенсионера, студента, ученика, ребенка и др.).

По-нашему мнению, следует различать нормативы социальной обеспеченности и жизненные стандарты. Первые рассчитывают путем моделирования применения законов, а вторые определяются количественными показателями, обеспечивающими качество социальных услуг согласно отраслевым нормам. Разумеется, в идеале социальные нормативы должны гармонировать с жизненными стандартами.

Инновационные изменения в механизме социального управления регионом во многом связаны с внедрением жизненных стандартов в непроизводственных отраслях (образование, здравоохранение, культура и т.д.), с которыми согласуются нормативы социальной обеспеченности.

Государственное регулирование доходов включает в себя систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющихся общественными организациями и правомочными государственными учреждениями для достижения стабилизации доходов населения и их увеличения в зависимости от социально -- экономических условий в обществе. Целью государственного регулирования является создание необходимый условий для воспроизводства рабочей силы.

По размахам вмешательства государства в экономику страны в современной экономической теории выделяется три наиболее характерных модели государственного вторжения в экономику:

1) Тотальное, жесткое управление экономикой. Характерными чертами такой модели являются: ограничение рыночного механизма, процветание дефицита и черного рынка, распределение ВВП путем талонной (карточной) системы.

2) Либерально -- демократическая модель, которая имеет несколько модификаций, одна из которых берет курс на поддержание рыночной экономики и ведет к увеличению экономической эффективности.

Другая модификация либерально -- демократической модели -- модель «Рейгана -- Тэтчер», предполагающая умеренное государственное вмешательство в экономику посредством приватизации и разрушения монополий, ограничения протекционистской политики, низких налогов, защиты компаний через правительственные постановления и торговые ограничения.

3) Модель, которая характерна для стран с переходной экономикой. Ее характерной чертой является государственное вмешательство в рыночную экономику посредством системы ограничений внутренней конкуренции, которая в свою очередь способствует увеличению количества монополий. Проводимая протекционистская политика выключает страну из системы международной кооперации и закрывает экономику от международной конкуренции. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 12

Вследствие того, что по своей природе рыночное распределение несправедливо, в современных условиях нельзя полностью исключить государственное вмешательство в социально -- экономические процессы. Следовательно существует потребность в государственном вмешательстве. Возможность регулирования государством возникает вследствие достижения определенного уровня экономического роста, концентрации капитала и производства. Необходимость государственного регулирования доходов предполагает борьбу с количеством увеличивающихся трудностей.

В настоящее время регулирование доходов государством является составной частью воспроизводства. Государственное регулирование доходов стимулирует экономический рост, поддерживает экспорт, поощряет прогрессивные сдвиги в региональных и отраслевых структурах, регулирует налогообложение, занятость, цены. Конкретные формы, цели и масштабы регулирования государством доходов определяются в соответствии с остротой социально -- экономических проблем. Роль органов государственной власти состоит в стимулировании становления организационной инфраструктуры инновационной экономики, в создании условий для повышения эффективности существующих производств. Повышение качества жизни населения/Семенова Г. Н.//Вестник.-2010г.-№4, с.138

К основным объектам государственного регулирования доходов относятся условия, ситуации, сферы, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, нерешаемые автоматически либо решаемые, но в далекой перспективе. Устранение данных проблем способствует нормальному функционированию экономики, воспроизводству рабочей силы, поддержке стабильной ситуации.

Объекты государственного регулирования доходов:

1) Минимум оплаты труда, доходов

2) Подготовка и переподготовка кадров, занятость

3) Цены, налоги

4) Социальные отношения, социальные гарантии

5) Правовое обеспечение.

Основная задача государственного регулирования доходов -- перераспределение доходов через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения для разных групп получателей дохода. Вследствие этого значительная часть национального дохода переходит к слоям населения с низким доходом от слоев с высокими доходами. Таким образом, растущие доходы у малоимущих, создают необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, регулируют занятость, способствуют снижению социальной напряженности.

Государственную активность в данной сфере можно измерить объемом социальных расходов из местного и федерального бюджетов. Исходя из этого, получается, что возможности государства в области перераспределения доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. В случае наращивания социальных расходов поверх налоговых поступлений происходит рост инфляции и бюджетного дефицита. Если это случается, то возникает чрезмерный рост налогов и инфляционное повышение номинальных доходов.

Государственная политика доходов осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения, перераспределение доходов через государственный бюджет. Юрьева. Т,В., Марыганова. Макроэкономика., M., 2008г., с. 235

Политика регулирования доходов населения предполагает:

1) Установление минимальной заработной платы, имеющей большое значение для следующих категорий населения: женщины, малоквалифицированные рабочие, иностранные рабочие, молодежь. Также установление такого минимума нередко используется как исходная база для определения заработной платы более высоких категорий работников.

2) Регулирование в некоторых случаях верхнего порога увеличения номинальной заработной платы с целью снижения издержек производства и на этой основе роста инвестиций, сдерживания инфляции и повышения конкурентоспособности национальной продукции

3) Защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения посредством индексации, то есть повышения номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцировано в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов предполагает:

1) Сосредоточение денежных средств в государственных руках для проведения социальной политики через взимание с населения налогов: прямых и косвенных

2) Предоставление населению социальных гарантий через финансирование систем медицинского обслуживания, образования, искусства, учреждений культуры и прочее финансирование систем социальной защиты, которая включает систему социального страхования и систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. Социальная политика государства ставит задачи поддержания баланса доходов и расходов различных социальных групп и обеспечения через государственные механизмы повышения уровня жизни и, в конечном счете, воспроизводства населения, развития технического уровня страны и поддержания культуры. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 16

Социальная защита основана на выплате государством трансфертных платежей, то есть безвозвратных. Социальными трансфертами называют систему натуральных и денежных выплат населению, которые не связаны с его участием в хозяйственной деятельности в прошлом или в настоящее время. Глубина вмешательства государства в ход перераспределения доходов населения должна осуществляться в оптимальных размерах. Процесс выравнивания доходов, призванный для современного общества необходимым в силу множества причин, может привести в результате чрезмерного роста налогов к сокращению эффективности экономики, уничтожению стимулов к предпринимательству, а также к подрыву стимулов у получателей трансфертных выплат. Проведение такой политики требует немалых средств на содержание бюрократического аппарата. При проведении социальной политики, государство использует следующие инструменты: потребительские бюджеты, социальные стандарты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты - это средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальными государственными социальными стандартами являются государственные услуги, которые предоставляются гражданам на безвозвратной и безвозмездной основах (за счет финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов) и гарантируются государством на минимально уровне на всей территории Российской Федерации. Они используются для определения финансовых нормативов, которые необходимы для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по здравоохранению, образованию, науке устанавливаются объемы их финансирования.

Государственное регулирование доходов населения

Прежде всего, регулирование доходов проявляется в механизме регулирования заработной платы, представляющем собой сочетание и взаимодействие трех механизмов:

1) государственное вмешательство (роль скорее социальная, чем экономическая; характер скорее косвенный, чем прямой);

2) колдоговорное (общенациональное, отраслевое, фирменное) регулирование;

3) рынок труда , подчиненный действию закона стоимости.

Опыт государственное регулирование доходов населения свидетельствует, что государственные органы управления участвуют в регулировании заработной платы по таким направлениям:

 установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.), но он может устанавливаться и на основе общенациональных соглашений;

 налоговая система (в отношении доходов и заработной платы);

 предельные размеры роста заработной платы в период усиления инфляции (или компенсация падения доходов в период роста цен);

 прямое регулирование заработной платы в государственном секторе экономики (однако имеет ограниченный характер, так как большая часть госпредприятий функционирует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и окупаемости);

 институциональные основы колдоговорного регулирования.

Минимальная ставка заработной платы устанавливается для взрослого, возраст которого по странам различается. Минимальная ставка для молодого устанавливается в % от минимальной ставки взрослого. Продолжительность испытательного срока различается же в зависимости от категории персонала и страны.

Колдоговорное регулирование осуществляется предпринимательскими организациями и профсоюзами на общенациональном (государственном), отраслевом и фирменном уровнях. Если на государственном уровне роль регулирования скорее социальная, то на отраслевом - не только социальная, но и экономическая, стимулирующая, а на фирменном уровне - прежде всего стимулирующая роль. Имеется определенная иерархическая подчиненность, чтобы установленный минимум заработной платы в национальном масштабе, был не ниже (возможно и выше) на отраслевом и фирменном уровнях.

По мере продвижения на первичный уровень колдоговоры все более детализируются с учетом особенностей отрасли, фирм и их экономическими возможностями.

В общенациональных (секторальных) колдоговорах регулируется (устанавливается) минимальная заработная плата для нации в целом или по секторам экономики и общий порядок индексации заработной платы.

В отраслевых колдоговорах регулируется: минимальная тарифная ставка по основным профессионально-квалификационным группам, формы и системы заработной платы, надбавки и доплаты, механизм индексации заработной платы, размер социальных выплат и льгот.

В фирменных колдоговорах регулируются вопросы размера и дифференциации тарифных ставок, надбавок и доплат, индексации заработной платы, системы участия в прибылях и акционированном капитале, размеры социальных выплат и льгот. В них также находят отражение рабочее время (продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д.). Прежде всего в таких колдоговорах регулируется оплата труда рабочих. Для руководителей, специалистов эти вопросы оговариваются в контрактах.

Рыночную самонастройку нельзя считать как рыночную стихию. На рынке труда представлена широкая дисперсия заработной платы в государственных и частных компаниях, неорганизованном секторе, где нет профсоюзов. Рынок труда - это та область, где в конечном счете формируется общественная оценка различных видов труда. Она представлена среднестатистической заработной платой по различным профессионально-квалификационным группам, категориям, отраслям, регионам, стажу, полу, возрасту.

В выявлении среднестатистической заработной платы заинтересованы и государство, и частные компании. Государство периодически проводит обследования, а частные компании и неорганизованный рынок труда предоставляют все необходимые сведения. Полученные данные о среднестатистической заработной плате администрация компаний закладывает в середину диапазона заработной платы по каждому разряду.

Среднестатистичекая заработная плата отражает общественную оценку труда. Она является не только связкой между рынком труда и конкретной фирмой, но и служит инструментом равной оплаты за равный труд.

Все предприятия (фирмы) стремятся к соблюдению этого принципа, так как он позволяет:

1) сдерживать рост заработной платы;

2) предотвращать утечку наиболее квалифицированных кадров.

Рыночная самонастройка представляет собой систематическую, самостоятельную корректировку заработной платы каждой фирмой с учетом среднестатистической заработной платы по всем указанным параметрам.

Защита номинальных доходов от инфляции является составной часть политики доходов. В развитых капиталистических странах она осуществляется путем индексации доходов как на государственном уровне (на основе соответствующего законодательства) так и на уровне отдельных фирм (компаний) через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход (от полной компенсации самых низких доходов и полного ее отсутствия у высокодоходных групп населения).

Во всех РКС осуществляется государственная (и не только) поддержка доходов бедных семей, имеются определенные системы социального обеспечения (страхования), поддержки самостоятельных работников и т.п. В связи с национальными особенностями и экономическими возможностями отмечается их большое разнообразие. Например, в США на государственном (правительственном) уровне можно выделить две группы программ:

1) программы социального страхования (возмещают частично потери заработков у пенсионеров, безработных, по временной нетрудоспособности, иждивенцев, переживших застрахованного и т.д.);

2) программы государственной помощи (благотворительные программы) - установление пособий для тех, кто не может работать (престарелые, слепые, нетрудоспособные), помощь неполным семьям и т.д.

При совершенствовании государственной политики доходов в России опыт, накопленный в ПРС за 200 лет рыночных отношений, целесообразно учитывать.

Доходы участников рыночной экономики распределяются по степени участия факторов производства (земля, труд, капитал и предпринимательство). Факторная теория доходов не фиксирует размеры доходов отдельных лиц, которые формируются из различных нефакторных источников.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

От уровня доходов прямо зависит уровень потребления населения. По степени воздействия на процесс потребления различают: номинальные, реальные и реально располагаемые доходы населения.

Номинальные доходы населения - это денежное выражение доходов, полученных за определенный период. Они характеризуют уровень доходов независимо от налогообложения и изменения цен.

В социально ориентированной экономике доля номинальных доходов населения в ВВП колеблется в зависимости от уровня развития страны и составляет в среднем 65-75%.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы, уменьшенные на сумму обязательных платежей и налогов, которые представляют собой денежное выражение суммы, присваиваемой непосредственно населением для окончательного потребления. Их величина определяется по формуле:

Др = Дн - Нп,

где Др - располагаемые доходы;

Дн - номинальные доходы;

Hn - сумма налогов и обязательных платежей.

Располагаемые доходы выражают отношение между государством и населением по поводу использования полученных денежных средств. В системе национального счетоводства располагаемые доходы соответствуют той части ВВП, которая поступает населению для потребления. Чем больше величина располагаемых доходов, тем большая часть ВВП расходуется на потребление и тем больший объем необходимых материальных благ поступает для поддержания жизнедеятельности населения.

Реально располагаемые доходы - это доход, скорректированный на уровень цен.

Величина реально располагаемых доходов растет, если рост цен не опережает роста реальных доходов, в противном случае - располагаемые доходы падают, что приводит к снижению платежеспособного спроса и сокращению объемов производства. Снижение располагаемых доходов вызывается следующими причинами:

во-первых, несбалансированными пропорциями между динамикой цен (на продукты питания, непродовольственные товары, транспорт, жилье) и доходами;

во-вторых, ростом тарифов на услуги, которые увеличиваются быстрее, чем цены на потребительском рынке;

в-третьих, ростом доли населения, уровень жизни которого ниже прожиточного минимума; усугублением процессов бедности, увеличением доли той части населения, которая живет ниже черты бедности.

Таким образом, несмотря на рост номинальных доходов, их реальная величина с учетом инфляции и налогов может падать, что приводит к снижению покупательной способности, сужает потребительский рынок, сдерживает рост объемов производства.

Основными видами доходов населения являются: оплата труда (вместе с различными начислениями и доплатами), социальные трансферты, доходы от собственности и др. В целом система видов доходов населения представлена на рис. 17.1.1.

Оплата труда - это регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, за отработанное время, включая оплату ежегодных отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени, оплачиваемого в соответствии с трудовым законодательством и коллективными трудовыми договорами.

Ее источником выступает фонд заработной платы.

Этот вид денежных доходов населения включает начисленные предприятием, учреждением, организацией любой формы собственности все виды оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Наряду с оплатой труда в условиях формирования рыночной экономики составляющим элементом системы доходов населения стали доходы от предпринимательской деятельности.

Характеризуя предпринимательство и доходы, получаемые от данного вида деятельности, необходимо подчеркнуть, что его социально-экономические типы существенно различаются: предпринимателем может быть мелкий собственник, управляющий акционерным обществом (менеджер), кооператор, арендатор, использующие наемный труд. Предпринимательской деятельностью занимаются как отдельные люди, так и группы людей (коллективное предпринимательство).

Рис. 17.1.1. Виды доходов населения 44

Формирование рыночных отношений внесло существенные коррективы в доходы, получаемые, с одной стороны, в форме заработной платы - с другой, от собственности, предпринимательской деятельности, самозанятости населения. Если в 1990 г. эти доходы в их общем объеме составляли лишь 11,2%, то в 1998 г. - уже 54,4%, а снижение их в 1999 г. до 21% объясняется снижением доли других доходов (из этого показателя выводится скрытая заработная плата). Доходы от предпринимательской деятельности возросли в 3,5 раза, достигнув 12,7%. Быстрыми темпами росли доходы от собственности, хотя удельный вес их остается небольшим - 7,4%.

Важное место в доходах населения занимают общественные или так называемые социальные трансферты.

К ним относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, страховые возмещения, выигрыши по лотереям, возмещение расходов инвалидам, возмещение ущерба репрессированным гражданам, а также бесплатные услуги, составляющие часть доходов граждан.

Фонды общественного потребления, достаточно объемно и доступно функционировавшие при социализме, сегодня практически разрушены. Единственно, что их сегодня еще представляет - это частично бесплатное образование и здравоохранение.

Доходы населения от собственности включают:

■ доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;

■ проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вкладов в конце года);

■ выплаты дохода по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;

■ предварительную компенсацию по вкладам граждан;

■ доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.

Определенная и всевозрастающая часть доходов населения страны приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), коллективное садоводство и огородничество. До 70-х гг. преобладало негативное отношение к ЛПХ, и масштабы их развития были незначительны. Так, в начале реформ доходы от ЛПХ составляли 2,3% в семьях рабочих и служащих, 21,5% в семьях крестьян .

В основном ЛПХ ориентированы на удовлетворение личных потребностей владельцев (на получение доходов в натуральной форме). В 90-е гг. сельское население из ЛПХ удовлетворяло свои потребности в картофеле на 95%, мясе - 79%, молоке - 82%, яйцах - 97%. Приусадебные и садово-огородные участки городских семей и жителей поселков обеспечивают около 50% потребностей в картофеле, овощах, ягодах и фруктах. Около четверти произведенных в JlllX продукции реализуется на рынке, принося доход в денежной форме. Но, по большему счету, реализуется так называемая традиционная или «пролетарская» стратегия модельного поведения домашних хозяйств, основанная на выживании внерыночного сектора эко-

Таким образом, JlllX превратилось для некоторой части населения в основное средство выживания.

Доходы от продажи продуктов личного подсобного хозяйства включают выручку от продажи скота и другой сельскохозяйственной продукции на рынках, заготовительным организациям потребительской кооперации, фермерским и государственным хозяйствам, различным организациям и др.

Доходы от JlllX оказывают положительное воздействие на рост доходов и снижение дифференциации доходов населения, особенно сельского. В совокупных доходах сельских семей доля доходов от них достигает 25-35%, а в городских - 3-5%.

Это связано не только с различиями в уровне доходов этих групп, но и с различиями в обеспечении городского и сельского населения земельными участками. По данным социологов, в среднем четверть городских семей имеют дачи, от 3 до 8% - земельные участки, а среди сельских семей 80% имеют садовые, огородные и приусадебные участки. У сельских семей, как правило, участки большие. Среди городских семей у 64,5% размер участка составляет 0,06 га, а среди сельских семей более чем у половины участок превышает 0,1 га.

Доходы от JlllX могут выступать не только в денежной, но и в натуральной форме.

Натуральные доходы представлены продуктами, которые используются производителями для собственного потребления или бартерного обмена на товары и услуги с другими гражданами. По-

требление продукции JlllX позволяет домашнему хозяйству сэкономить денежные средства, уменьшить долю расходов на питание в структуре денежных расходов. Экономия денежных средств в домашнем хозяйстве может быть рассчитана по формуле:

где j - виды продуктов;

Q - количество продуктов каждого вида, потребленных в домашнем хозяйстве;

р - цены на продукты аналогичного качества. Аналогично можно рассчитать и экономию, полученную в результате бартерного обмена продукции JlllX на товары и услуги, произведенные другими гражданами.

Кроме того, граждане получают и другие виды доходов от самозанятости, оказывая услуги другим гражданам и получая плату за них наличными, не отражаемую в документах. Определить точно размер доходов от самозанятости невозможно. Не могут быть точно отражены в балансе также доходы от теневой экономики. В данном случае возможно применение экспертных оценок и результатов социологических обследований.

Другие поступления включают:

Доходы работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда и выплат социального характера;

Поступления из финансовой системы, в том числе изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели; изменение задолженности по ссудам, выданным кредитными организациями гражданам на потребительские цели; изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица;

Доходы населения от продажи иностранной валюты (коммерческим банкам и Сбербанку России);

Прочие поступления, в том числе: от продажи утильсырья, металлолома и т. д. (несельскохозяйственные заготовки), другие доходы;

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм);

Доходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, включая командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплаченные работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы, полевое довольствие, стоимость выдаваемых бесплатно форменной одежды, обмундирования, остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам и т. п.;

Изменение задолженности по ссудам, выданным гражданам на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

Изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели кредитными организациями;

Изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит;

Изменение задолженности по ссудам, выданным коммерческим предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица.

В составе прочих поступлений учитываются выручка от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий (несельскохозяйственные заготовки) и другие доходы.

В этой статье учитываются выплаты из средств, выдаваемых предприятиям и организациям кредитными организациями на хозяйственно-операционные и другие расходы. В ней также отражены доходы населения от индивидуальной предпринимательской деятельности. Отражается здесь часть неучтенной заработной платы (например, денежное и вещевое довольствие военнослужащих Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.), а также заработная плата, укрываемая от налогообложения и выплачиваемая в различных формах - в виде покупки своим работникам автомобилей, квартир, денежной помощи на строительство индивидуального жилья, приобретение садового участка, предметов длительного пользования, беспроцентного кредита, открытия индивидуального счета в банке и т. и.

Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных сумм), увеличивают объем денежных ресурсов населения, предъявляемых в данном регионе (республике, крае, области) на покупку

товаров и оплату услуг, и поэтому учитываются в доходной части баланса. Если сумма денег, переведенных по почте, больше полученных сумм, то разность (сальдо) учитывается в расходной части баланса, поскольку в этих случаях уменьшается объем денежных ресурсов на покупку товаров и оплату услуг в данном регионе (республике, крае, области). Для расчета полученных (отправленных) сумм по переводам используются данные о почтовых и телеграфных переводах через предприятия связи.

Изменение структуры доходов населения за период перехода к рыночной экономике показано в таблице 17.1.1.

Таблица 17.1.1

Структура доходов населения РФ в 1990-2000 гг. (%) 47

Наименование денежных доходов 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Денежные доходы - всего, в т.ч.: 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
оплата труда 74Д 623 73,6 61,1
Поделиться