Общая характеристика налогов субъектов российской федерации. Система налогов в российской федерации. Регламентирующие правовые акты

Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны. Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст. 8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды.

Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги;

Местные налоги.

Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.



В России установлены и действуют следующие федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

В перечень региональных налогов входят:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Классификация налогов можно провести по различным основаниям
:

8. Специальные налоговые режимы: понятие, виды и значение

Налоговый кодекс РФ использует понятие «правовой режим» в целях установления особого порядка правового регулирования налоговых отношений. В теории права правовой режим определен как определяемая законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.

В ст. 18 НК РФ говорится, что специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, а также дается перечень специальных налоговых режимов. Там же установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ.

Специальный налоговоправовой режим - это особый порядок правового регулирования налоговых отношений, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий определенную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

Специальные налоговоправовые режимы по отношению к общему налоговоправовому режиму имеют отличия.

Во-первых, конкретный специальный налоговоправовой режим затрагивает определенную, более узкую область налоговых отношений. Во-вторых, установление специальных налогово-правовых режимов основывается на специальных налогово-правовых нормах, отличающихся от правовых норм, регулирующих общий режим налоговых отношений. При этом приоритетом в отношениях между общими и специальными налоговоправовыми нормами обладают специальные нормы налогового права.

В соответствии с п. 1 ст. 18 НК РФ основаниями применения специальных налогово-правовых режимов являются положения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах.

Пункт 2 ст. 18 НК РФ содержит закрытый перечень специальных налоговых режимов, к которым относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения.

Часть вторая НК РФ посвящает им отдельный раздел VIII1: глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»; глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» и глава 26.5 «Патентная система налогообложения».

Неотъемлемым элементом каждого специального налогового режима выступает непосредственный носитель конкретного специального налоговоправового режима.

Носителем режима могут выступать определенные территории, например особые экономические зоны, а также закрытые административно-территориальные образования. Носителями налоговоправового режима могут быть отдельные категории налогоплательщиков, например субъекты малого предпринимательства при упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Носителей специальных налогово-правовых режимов отличает обладание необходимым статусом, с которым связывается право применять особую систему налогообложения. В связи с этим Налоговый кодекс РФ и федеральные законы должны определять четкие критерии, позволяющие относить определенную категорию налогоплательщиков или территорий к носителям режима. Например, для применения упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства необходимо определить круг налогоплательщиков, имеющих статус «субъект малого предпринимательства». Данное понятие раскрывает Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88ФЗ.

Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, участников выполнения соглашений о разделе продукции.

9 . Понятие и система НП

Налоговое право в российской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения - общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Термин "налоговое право" может быть рассмотрен и истолкован с различным содержанием:

1) налоговое право как учебная дисциплина;

2) налоговое право как отрасль юридической науки (система категорий, суждений и выводов о налогово-правовых отношениях);

3) налоговое право как часть отрасли (подотрасль) российского права.

Необходимо помнить, что налоговое право как учебная дисциплина и налоговое право как научные знания базируются на отрасли права, так как они изучают нормы и институты конкретной отрасли (подотрасли) права.

Как учебная дисциплина налоговое право представляет собой систему сведений, знаний и информации об основных положениях налогового права. В рамках учебной дисциплины рассматриваются такие вопросы, как предмет, метод налогового права, история налогового законодательства, различные теоретические проблемы.

Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как наука налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений.

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Подобно любой правовой общности, налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Налоговое право является подотраслью финансового права, но вместе с тем имеет свою систему. В системе налогового права выделяются комплексы однородных налогово-правовых норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система налогового права основывается на логическом, последовательном разделении налогово-правовых норм и их объединении в однородные правовые комплексы (институты и субинституты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере налоговой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налоговоправовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением. Следовательно, система налогового права - это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

Единство юридических норм, образующих налоговое право, определяется, во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством принципов, а также конечных целей и задач налогового законодательства; в-третьих, единством механизма правового регулирования налоговых отношений.

В то же время нормы налогового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика налоговых отношений, присущий им имущественный характер. Поэтому налоговое право подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налоговоправового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налоговоправовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

  • PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  • А Классификация и общая характеристика основных методов контроля качества.
  • Актиномицеты. Таксономия. Характеристика. Мик­робиологическая диагностика. Лечение.
  • Акционерный способ финансирования инновационных проектов. Характеристика его выгод и недостатков.
  • Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Сбор - это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Налоги и сборы взимаются как с организаций, так и с физических лиц. Участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством, являются организации и физические лица, выполняющие функции налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов, налоговые и таможенные органы.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом (ст. 13) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

    К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС ; акцизы ; налог на доходы физических лиц - НДФЛ ; налог на прибыль организаций ; налог на добычу полезных ископаемых - НДПИ ; водный налог ; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ; государственная пошлина .

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом (ст. 14) и законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов РФ.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов; также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК.



    К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций ; налог на игорный бизнес ; транспортный налог .

    Местными налогами признаются налоги, установленные Налоговым кодексом (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Местные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

    К местным налогам относятся: земельный налог ; налог на имущество физических лиц .

    К специальным налоговым режимам относятся:

    единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;



    н упрощенная система налогообложения - УСН ;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - ЕНВД ;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции .

    Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные. Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

    Система налогообложения в России. Виды налогов

    Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

    1. налог на добавленную стоимость (НДС);
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    4. налог на прибыль организаций;
    5. налог на добычу полезных ископаемых;
    6. водный налог;
    7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    8. государственная пошлина.

    Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

    Налог на доходы физических лиц

    Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

    Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный. Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

    – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

    • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
    • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
    • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
    • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
    • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

    В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

    Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

    Физическим лицам Индивидуальным предпринимателям Юридическим лицам
    Плательщики Резиденты России и нерезиденты Физические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Российские организации;
    — Индивидуальные предприниматели;
    — Нотариусы, занимающиеся частной практикой;
    — Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
    Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
    Налоговая база — Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;
    — Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;
    — Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;
    выигрыши и призы;
    — Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;
    — Суммы, полученные на основе договора дарения.
    — Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.
    — Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.
    Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
    Порядок расчета Ставка налога * налоговая база (сумма дохода) — С подтверждением расходов: доход * 13%.
    — Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.
    Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.
    Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
    Налоговые ставки Действуют вышеуказанные ставки — 13% — используется при расчете полученной прибыли;
    — 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов
    — 20% на налог от прибыли в определенных структурах;
    — 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
    Уплата налога Подача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июля Подача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.
    Авансовые платежи вносятся:
    — Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;
    — Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;
    — Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.
    До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

    Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

    • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
    • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
    • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
    • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
    • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
    • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

    Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

    Налог на прибыль организаций

    Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций. Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог. Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

    • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
    • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
    • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
    • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
    • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

    Для организаций существует . УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства. Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня. Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

    Налог на добавленную стоимость (НДС)

    НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели. Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг. Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

    Важно знать: : виды, отличия от косвенных налогов, таблица.

    В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

    Акцизы

    Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг. Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам. Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

    Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

    • по твердой ставке;
    • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
    • по комбинированной ставке.

    Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

    Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

    Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

    • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
    • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
    • ископаемые, которые добываются за пределами России.

    Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
    (В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)).

    Водный налог

    Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

    • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
    • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
    • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
    • налоговый период – квартал;
    • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
    • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

    Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

    Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

    Механизм исчисления федеральных налогов

    Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

    Порядок уплаты

    Чтобы уплатить федеральный налог, необходимо предварительно подать декларацию в Налоговую службу. Это можно сделать по почте России (отправить письмом с уведомлением), на сайте ФНС или обратиться лично. После подачи декларации сотрудники составляют квитанцию для уплаты сбора налогоплательщиком. В назначенный срок проводят оплату.

    С каких товаров не взимается федеральный налог

    Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

    В список входят:

    • хлебобулочные изделия;
    • детская одежда и обувь;
    • лекарства и ортопедические изделия;
    • услуги ЖКХ;
    • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
    • учебная и научная книжная продукция и прочее.

    Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

    Обязательно ли платить федеральные налоги?

    Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

    Подробно были рассмотрены вопросы, какие налоги относятся к федеральным выплатам, и каковы особенности их уплаты. Представленные сведения важны для граждан России, как и следующие интересные факты:

    • Резидентами России являются люди, находящиеся на территории страны более 183 дней в году. В противном случае налогоплательщики признаются нерезидентами, а значит, уплачивают федеральные налоги РФ по повышенным ставкам.
    • В налоге на прибыль существуют специальные КБК (коды бюджетной классификации), где выделяют федеральный бюджет в частности. Система используется для лучшего отслеживания уплаты всех налогов, которые должен уплачивать налогоплательщик.
    • – региональный или федеральный? Однозначно, региональный. Каждая область имеет право устанавливать свою ставку для внесения сборов.

    Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой !) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

    Принцип подвижности (эластичности) налогообложения за-ключается в том, что некото-рые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

    Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардиналь-ное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Од-ним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сбо-ров должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их офици-ального опубликования.

    Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по пово-ду установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

    Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплатель-щика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогопла-тельщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

    Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

    Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налого-обложения.

    1.75

    Система налогов и сборов - определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве. В системе налогов и сборов, как правило, отражаются особенности государственно-территориального устройства страны.

    Одним из важнейших принципов налогообложения является принцип единства системы налогов и сборов, вытекающий из Конституции РФ (ст.

    8, 71, 72). Гарантии единства экономического пространства нашли отражение в НК РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    Принцип единства системы налогов и сборов означает действие на всей территории страны одних и тех же налогов и сборов, что обусловлено задачей государства в области налоговой политики унифицировать обязательные платежи. Цель подобной унификации состоит в достижении равновесия между правом субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать налоги и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России (ст. 34, 35), а также конституционного принципа единства экономического пространства. Данной цели служит и установление исчерпывающего по своему характеру перечня региональных и местных налогов.

    Таким образом, система налогов и сборов России представляет собой совокупность налогов, пошлин и сборов, отражающих федеративное устройство России, установленных на основе принципов и в порядке, предусмотренных федеральными законами, взимаемых на территории РФ с физических и юридических лиц и поступающих в бюджетную систему РФ и внебюджетные фонды. Современная система налогов и сборов России определяется Налоговым кодексом.

    В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: -

    федеральные налоги и сборы; -

    региональные налоги и сборы; -

    местные налоги и сборы.

    Такая трехуровневая система присуща многим государствам, имеющим федеративное устройство.

    Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации22.

    Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

    Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

    Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

    Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ.

    В России установлены и действуют следующие федеральные налоги: -

    налог на добавленную стоимость; -

    налог на прибыль организаций; -

    налог на доходы физических лиц; - единый социальный налог; -

    государственная пошлина; -

    налог на добычу полезных ископаемых; -

    налог на наследование или дарение; -

    водный налог; -

    сбор за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов1.

    В перечень региональных налогов входят: -

    налог на имущество организаций; -

    транспортный налог; -

    налог на игорный бизнес2; К местным налогам относятся: -

    земельный налог; -

    налог на имущество физических лиц3.

    Классификация налогов по различным основаниям представлена на схеме (см. схему 12).

    Перечень дан в редакции Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 95-ФЗ по состоянию на 1 января 2005 г. 2

    Еще по теме § 1. Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов в Российской Федерации:

    1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    2. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА
    Поделиться