Что такое региональные налоги? Региональные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы рф

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

  • 1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  • 2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  • 3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего - расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

  • 1. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.
  • 2. В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Ермишин П.Г. Основы экономической теории (курс лекций). Хабаровск, С 39

В Российской Федерации действует трехуровневая система налогообложения. Это означает, что некоторые обязательные выплаты поступают в бюджет местного уровня, а другие - более высокого по иерархии. Знать, какие из них идут в федеральный бюджет, какие в региональный и местный необходимо для того, чтобы соблюдать порядок их уплаты. Перечень федеральных налогов устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом (НК) РФ.

Какие налоги относят к федеральным в 2019 году

Федеральные, региональные и местные налоги представляют все уровни системы налогообложения Российской Федерации. Это означает, что существует список обязательных платежей в пользу государства каждого уровня, который необходимо знать налогоплательщикам и налоговым агентам.

Верховное положение занимает федеральная система налоговых выплат и сборов. Главная отличительная особенность заключается в том, что она регулируется исключительно НК Российской Федерации, устанавливается и отменяется им же. Перечисление таких выплат обязательно на всей территории РФ. Полная сумма, перечисленная налоговым агентом или налогоплательщиком, поступает в федеральный бюджет.

Пунктом 7 ст. 12 НК РФ в 2019 году установлено, что в перечень федеральных не могут вводиться любые другие перечисления, которые не предусмотрены указанным кодексом. Окончательный список федеральных налогов устанавливается многочисленными статьями НК России и включает:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • водный.

Однако кроме перечисленных обязательных выплат, есть другие виды денежных отчислений в федеральный бюджет, а именно:

Порядок выплаты налоговых платежей в федеральный, бюджет субъектов и местный устанавливает обязанность указать в платежном поручении КБК (код бюджетной классификации). Этот реквизит позволяет правильно отнести оплату и распределить денежные средства именно в тот бюджет, для которого они предполагались. Таким образом, оплата обязательных перечислений в федеральный бюджет осуществляется при помощи указания верного КБК в соответствующем поле платежного поручения.

Региональные и местные налоги в 2019 году

Такие налоги и сборы существуют в каждом субъекте Российской Федерации, так же, как и местные - в отдельном муниципальном образовании. Перечень видов обязательных выплат устанавливается не на федеральном, а на региональном, а также местном уровнях. Они могут изменяться в зависимости от решений соответствующих органов, действующих на уровне субъектов или муниципалитета. Однако НК РФ играет определяющую роль в формировании и установке порядка выплаты и этих налогов. К региональным налогам относятся:

В перечень налоговых платежей местного уровня в 2019 году входят:

В этот же список включается торговый сбор, порядок начисления и уплаты которого установлен ст. 411, 412 НК РФ. Размер таких выплат определяется на уровне субъектов РФ и местном. Например, ставку выплаты на имущество юридического лица регулируют региональные власти, руководствуясь положениям НК РФ. Указанная ставка зависит напрямую от места регистрации той организации, имущество которой входит в перечень налогооблагаемого.

Большая часть регионов России устанавливает обязанности расчетов исходя из кадастровой стоимости имущества. Однако место, в которое перечисляют выплаты на такое имущество, зависит от его расположения. Если рассматриваемое имущество находится по адресу регистрации головной организации, то вопросов не возникает. Однако если эти адреса не совпадают на уровне субъектов РФ, то перечисления будут в бюджет субъекта, в котором фактически находится имущество.

Одной из отличительных особенностей является отсутствие права местных и региональных властей завышать ставки, указанные в НК РФ. Ниже установленных они могут быть, а вот выше - нет. Это правило защищает права плательщиков от произвола и искусственного завышения различного рода отчислений в пользу государства.

Порядок уплаты налогов в 2019 году

Независимо от вида налогового платежа законом предусмотрен специальный порядок уплаты. Он подразумевает соблюдение определенных правил. При оформлении выплат в соответствующие бюджеты, кроме указания верного КБК перечислений, необходимо учесть:

  • срок, за который происходит перечисление. Он может быть различным, в том числе предусмотрены ежемесячные авансовые выплаты по некоторым обязательным налогам, например, на прибыль;
  • соблюдение сроков предоставления отчетности и уплаты очередной суммы. Например, налог на прибыль перечисляется не позднее 28 числа каждого месяца, следующего за кварталом.

Существуют другие важные детали перечисления налоговых платежей. Например, налог на прибыль относится к группе федеральных. Ставка его по статье 284 НК в 2019 году равна 20% в стандартном случае. Однако порядок его уплаты подразумевает, что необходимо создать два отдельных платежных поручения:

  • первое - в размере 2% от рассчитанной суммы налогового перечисления от прибыли организации. Уплата должна осуществляться в федеральный бюджет;
  • второе - в сумме оставшихся 18% от общей прибыли организации. Уплата этой части налога на прибыль осуществляется в бюджет субъекта РФ.

Отсюда следует, что несмотря на вхождение в иную группу, бОльшая часть налога с валовой прибыли перечисляется в бюджет субъекта РФ. При этом порядок уплаты этого обязательного перечисления в 2019 году организацией, имеющей обособленное подразделение, должен устанавливаться следующим образом:

  • 2% по общему правилу независимо от места расположения ОП;
  • 18% следует разделить между субъектами РФ, в которых находится головное подразделение и обособленное.

Таким образом, налогоплательщику стоит знать, какие перечисления идут в бюджет какого уровня в 2019 году. Некоторые из них, относясь к определенной группе, делятся между несколькими получателями. Таковым является, например, налог на прибыль. Правильно перечислить его можно с помощью верно указанного в платежном поручении КБК.

Региональные налоги и сборы, согласно установленному порядку, должны быть отправлены в адрес того субъекта РФ, в котором зарегистрировано юридическое лицо. Однако предусмотрены особые условия для некоторых их видов, которые следует учитывать при предоставлении отчетности и расчете фактического размера перечисления.

Налоги в РФ делятся на несколько типов. Каждый из них важен для выстраивания эффективной бюджетной системы. Какова специфика региональных налогов? Какого типа сборы их формируют? Насколько значимы региональные налоги с точки зрения устойчивости бюджетной системы РФ?

Классификация налогов и сборов в РФ

Законодательством России установлены федеральные, региональные и местные налоги. К первым относятся те, что обязательны к уплате на всей территории РФ, если иные нормы не содержатся в регулирующих правовых актах. Региональные налоги уплачиваются в конкретных субъектах федерации. Вводятся они НК РФ, а также законами в регионах.

В процессе установления региональных налогов законодательные структуры власти в субъектах РФ определяют ставки, а также порядок взимания сборов — но при условии, что они не установлены на уровне положений Налогового Кодекса. В числе полномочий региональных органов власти — установление различного типа льгот для налогоплательщиков, определение оснований для них и механизмов применения на практике.

Местные налоги устанавливаются и отменяются НК РФ, а также нормативными актами муниципалитетов. Они обязательны к уплате на территории городов, районов и иных типов муниципальных образований, если федеральным законодательством не предусмотрены альтернативные сценарии.

Федеральные, региональные и местные налоги вводятся в действие и аннулируются НК РФ. Какие-либо сборы, которые не предусмотрены Кодексом, не могут быть установлены на территории России. Федеральное законодательство России может предполагать внедрение специальных режимов налогообложения.

Специфика региональных налогов

Какие типы сборов формируют региональные налоги? В соответствии с 14-й статьей НК РФ, к таковым относятся: налог на имущество предприятий, на игорный бизнес, а также транспортные сборы. Таким образом, региональных налогов российское законодательство устанавливает совсем немного.

Для сравнения, к федеральным налогам относится: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль предприятий, на добычу полезных ископаемых, государственные пошлины, водный налог, а также сборы за пользование объектами, которые относятся к животному миру.

Изучим указанные нами региональные налоги подробнее.

Налог на имущество предприятий

Объект налогообложения в рамках данного сбора — любое имущество, которое учитывается на балансе предприятия как объект основных средств. Это также могут быть активы, которые переданы компании во временное распоряжение или, например, доверительное управление. Соответствующего типа налог на имущество — региональный налог, поэтому его уплачивают предприятия, зарегистрированные в конкретном субъекте федерации.

Необходимые выплаты фирма должна производить в бюджет, соответствующий ее местонахождению. Что касается иностранных предприятий, то они должны уплачивать сбор и авансовые платежи в территориальной привязке относительно постановки своих представительств на налоговый учет.

Срок уплаты имущественного сбора предприятиями определяется законодательными актами на уровне субъектов РФ. При этом предприятия должны своевременно вносить необходимые авансовые платежи, если, конечно, в региональных правовых актах нет иных положений.

Налог на игорный бизнес

Под игорным бизнесом в законодательстве РФ принято понимать активности, которые направлены на получение доходов от различных видов азартных игр, а также пари. Сюда входит организация работы казино, залов игровых автоматов, прием ставок на результаты спортивных соревнований.

В 2009 году в законодательстве РФ появились нормы, по которым азартные игры стало возможно проводить только на территории специальных игорных зон, а именно в Алтайском и Краснодарском краях, Приморье, а также в Калининградской области. Резиденты этих субъектов РФ стали в полной мере платить соответствующие региональные налоги. 2014-й год характеризовался достаточно высокой активностью законодателей в некоторых сферах налоговой политики, однако в аспекте изменения структуры региональных сборов существенных нововведений власти не установили.

Уплачивается налог на игорный бизнес до 20 числа месяца, который следует за установленным налоговым периодом. Также предприятию необходимо предоставлять декларации по данному виду сбора. В данных документах, как и в иных, что относятся к подобному типу, должны быть отражены показатели по налоговому периоду.

Транспортный налог

Транспортный налог должны платить граждане и организации, которые распоряжаются соответствующего типа имуществом в порядке частной собственности. Если речь идет об уплате сбора предприятиями, то исчисление сумм налога фирмы должны осуществлять самостоятельно. Касательно обязательств физлиц — соответствующего типа налог исчисляет ФНС. Предприятия должны вносить авансовые платежи по транспортному налогу в рамках периодов, установленных законодательством. Срок уплаты соответствующего сбора устанавливают региональные власти. Вноситься платежи должны в бюджет по месту функционирования транспортных средств.

Нормативное регулирование сборов в регионах

Какими законодательными актами регулируются региональные налоги и сборы? Как мы отметили выше, полномочиями, связанными с взиманиями соответствующих платежей, могут обладать власти субъектов РФ.

Но их активности могут быть ограничены критериями, которые прописаны в Налоговом Кодексе. Другой источник права, имеющий отношение к налоговой политике в регионах — это Бюджетный Кодекс.

Налоги остаются в регионах?

Региональные налоги, как мы отметили выше, в России представлены в небольшом количестве. Однако в распоряжении финансовых структур на уровне государственных органов субъектов федерации могут быть денежные средства, значительно превышающие объем сборов, установленных законодательством. Как это возможно?

Дело в том, что в ряде законодательных источников федерального уровня — Налоговом, Бюджетном Кодексах — содержатся положения, в соответствии с которыми налоги в региональный бюджет могут поступать не только за счет поступлений от предприятий, заплативших сбор за имущество, от игорных бизнесов и от субъектов уплаты транспортных сборов. Так, в 284-й статье НК РФ содержатся положения, в соответствии с которыми сумма налога на прибыль, которая исчисляется в соответствии со ставкой в 18%, должна зачисляться именно в бюджет субъекта. Иные нормативы подобных отчислений отражены в БК РФ. Рассмотрим их.

Нормативы отчислений в региональный бюджет

Некоторые положения Бюджетного Кодекса фактически дублируются рядом формулировок НК РФ. Так, в Налоговом Кодексе сказано, что к региональным налогам относятся сбор на имущество предприятий, на игорный бизнес и транспортный сбор. В Бюджетном Кодексе указано, что суммы, которые ФНС взимает по соответствующим основаниям, должны на 100% перечисляться в региональный бюджет — фактически то же самое, но в иных формулировках.

Также в распоряжение финансовых структур на уровне органов власти в субъектах федерации попадают суммы, которые исчислены на основе ряда федеральных сборов. Так, например, 70% от НДФЛ, уплаченного резидентами субъекта, должно оставаться в региональном бюджете. Что касается налогов на доходы физлиц, которые уплачены иностранцами за пользование патентом — это тоже федеральный сбор — то они на 100% попадают в казну субъекта РФ.

Норматив в 50% установлен в отношении отчислений по акцизам — на спирт и продукцию, которая его содержит. Касательно сельскохозяйственного налога, в региональный бюджет попадает 30% от сумм, уплаченных резидентами субъекта. Полностью попадает в распоряжение региональных финансовых структур власти сумма государственной пошлины. Налог на добычу полезных ископаемых на 60% остается в регионах.

Специфика местных налогов

Региональные и местные налоги, в соответствии с нормами законодательства, разграничены. Однако в правовых актах предусмотрены механизмы, предполагающие некоторую корреляцию процедур, отражающих сбор и зачисление соответствующих финансовых потоков в бюджеты различных уровней.

С одной стороны, местных налогов в РФ только два: это земельный сбор, а также налог на имущество физлиц. С другой, бюджеты муниципалитетов могут пополняться не только за счет взимания платежей по указанным основаниям с плательщиков, но также и за счет большого количества иных оснований. Вполне возможен сценарий, при котором региональные и местные налоги при формальном их разграничении фактически будут попадать в бюджет одного и того же уровня. Рассмотрим данную специфику подробнее.

Отчисления региональных налогов в местные бюджеты

Для начала полезно обратить внимание на 58-ю статью БК РФ. В ней сказано, что субъекты РФ обладают полномочиями по внедрению нормативов финансовых отчислений от федеральных и региональных сборов в пользу местных бюджетов. При этом активности властей субъектов могут касаться всех типов муниципальных образований: городских, сельских поселений, районов, городских округов и т. д.

Подробно рассказывается о том, каким образом региональные налоги и сборы должны попадать в местный бюджет, в 8-й и 9-й Главах БК РФ. Возможен также сценарий, при котором финансовые средства, формируемые на уровне местных бюджетов, будут, наоборот, переданы в вышестоящие финансовые системы. Однако он рассматривается многими экспертами как перспективный. Его практическая реализация зависит от того, как будет развиваться система муниципальной власти в РФ, насколько города и районы окажутся готовыми к тому, чтобы стать источниками финансовых потоков в системы распределения денежных ресурсов на вышестоящих уровнях.

Единство бюджетной системы

Местные бюджеты, как и региональные, также получают значительные отчисления в рамках установленных нормативов от платежей по федеральным сборам. И в этом — один из признаков единства российской государственной системы управления денежными потоками. Выстраивается трехуровневая модель взаимодействия разных бюджетов. Платежи, относящиеся к местным, полностью остаются в муниципалитетах. Те налоги, которые классифицируются как федеральные и региональные, также могут быть в значительной степени возвращены в бюджет города или района. В свою очередь, сборы, которые взимаются в соответствии с компетенциями органов власти субъектов РФ, полностью перечисляются на уровень регионального бюджета. Финансовая система региона может дополняться за счет отчислений из платежей по федеральным налогам, а в перспективе — и по местным сборам.

Насколько значимы региональные налоги?

Многие субъекты РФ рассчитывают, прежде всего, на финансовые потоки, формируемые за счет федеральных сборов, а в ряде случаев — и на дотации. Региональные налоги РФ занимают значимую, но относительно небольшую долю в бюджетных поступлениях. Однако с учетом глубокой взаимной интеграции бюджетных систем разных уровней в фактическом распоряжении региона могут быть значительные объемы финансовых средств.

К региональным налогам относятся всего три типа сборов. Но в законодательстве РФ закреплен принцип единства бюджетной системы. То есть на данном этапе развития экономики России федеральные и региональные налоги имеют столь несхожую пропорцию в большей степени для того, чтобы политический центр имел возможность аккумулировать финансовые потоки и обеспечивать сбалансированное развитие бюджетов всех уровней — в том числе и за счет дотаций. Экономические возможности разных субъектов РФ иногда совершенно несопоставимы. И потому те субъекты, которые более платежеспособны, направляют финансовую ликвидность в бюджет посредством федеральных налогов, на основании которых могут формироваться дотации и иные методы поддержки экономически отстающих субъектов и муниципалитетов.

Роль региональных сборов — в обеспечении должного уровня устойчивости бюджетной системы России. На данном этапе экономического развития РФ она очень значима, несмотря на то что соответствующие платежи имеют не самую заметную долю в бюджетных доходах. Но вполне возможно, что законодатель постепенно будет модернизировать подходы к организации налоговой политики, и тогда региональные сборы приобретут заметно больший вес в аспекте формирования денежных потоков на уровне субъектов федерации. И тогда их роль будет еще более значимой.

Виды налогов. · федеральные, региональные, местные;

Налоги делятся на:

· прямые и косвенные;

· федеральные, региональные, местные;

· налоги с физических и юридических лиц.

По способам взимания различают налоги прямые и косвенные. К прямым налогам относятся подоходные и поимущественные (налоги на доход и на имущество), а к косвенным – налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.

Эффективность обложения прямыми налогами зависит от способности граждан и предприятий вносить те или иные назначенные платежи в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т.д.

Иное дело, косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения иным способом: налогом облагаются производители товаров и торговцы, этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции и, таким образом, налоговое бремя (величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика) несут те, кто покупает данные товары.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта, но в конце концов, эти налоги уплачиваются гражданами, покупающими товар и пользующимися услугами.

Налоговый кодекс РФ подразделяет налоги на федеральные, региональные и местные.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. взносы в социальные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и таможенные сборы;

9. налог на пользование недрами;

10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13. лесной налог;

14. водный налог;

15. экологический налог;

16. федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги – налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом (НК) РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К этим налогам относятся:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся следующие налоги:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

Несмотря на большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

Рассмотрим поподробнее некоторые виды налогов:

Налог на прибыль. Прибыль российского предприятия равна доходам, уменьшенным на величину производственных расходов.

Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 11% до 7,5%. Налоговая ставка, по которой исчисляется ставка налога, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, устанавливается в размере 14,5%. Законодательным органом субъектов Федерации предоставлено право снижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку налога, но не ниже 10,5%. Также вводится фиксированная налоговая ставка в размере 2%, по которой исчисляется сумма налога, подлежащая зачислению в местные бюджеты.

Налог на добавленную стоимость . Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Налогоплательщиками признаются:

· организации;

· индивидуальные предприниматели;

· лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории РФ, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов граждан в размере 13%.

Единый социальный налог (взнос) (ЕНС) зачисляется в государственные внебюджетные фондыПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования РФ – с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.



ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними "по горизонтали", с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio - различение) - ущемление или лишение прав одних экономических субъектов (государств, предприятий, граждан) в сравнении с другими без законных на то оснований. Экономическая дискриминация приводит к тому, что дискриминируемый субъект оказывается в невыгодном, неблагоприятном положении. Дискриминация по отношению к государству способна вызвать с его стороны ответные меры к обидчику

ОЛИГОПОЛИЯ - ситуация на рынке (структура рынка), когда действует небольшое количество продавцов продукции (фирм ). Особенность ее в том, что здесь каждая из конкурирующих фирм способна влиять на цену продукции, предлагаемой остальными фирмами, а следовательно, и на их уровень затрат .

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость ;

2) акцизы ;

3) налог на доходы физических лиц ;

4) налог на прибыль организаций ;

5) налог на добычу полезных ископаемых ;

6) водный налог ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

8) государственная пошлина .

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций ;

2) налог на игорный бизнес ;

3) транспортный налог .

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог ;

2) налог на имущество физических лиц ;

3) торговый сбор .

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Налог считается установленнымтолько в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Установление налогаозначает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.

Федеральные налогиустанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.

Региональные налогиустанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.

Местные налогиустанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.

Ввести налог (сбор) –значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Под налоговым периодомпонимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

Поделиться