Нормативная экономическая теория изучает что есть. Экономическая теория: предмет, метод, функции, принципы. Шокотерапия Е.Гайдара опиралась на теорию

Позитивная экономическая теория изучает

  • а) национальную экономику в целом;
  • б) поведение отдельных хозяйствующих субъектов;
  • в) оценочные суждения об экономике;
  • г) экономическую реальность.

Позитивная экономическая теория (в дальнейшем - ЭТ) (positive economics) - часть ЭТ, которая изучает и объясняет происходящие в действительности экономические факты, события, реальные экономические процессы, устанавливает связь между ними (изучает то, что есть) в отличие от нормативной экономической теории, рассматривающей тенденции развития экономики, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой (то, что должно быть).

Исходя из вышесказанного, позитивная ЭТ изучает:

г) экономическую реальность.

Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является:

  • д) кривой произвольного вида;
  • е) выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастания альтернативных издержек;
  • ж) выпуклой вниз кривой в результате действия закона предельной полезности.

Ограниченность ресурсов порождает ограниченность производственных возможностей. Оптимально возможный объем производства определенного продукта при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, выделяемых для производства этого продукта, называется пределом производственных возможностей.

Каждое предприятие, каждая отрасль, экономика страны в целом обладают таким пределом. Но в реальной жизни в масштабах всей страны производится не один, а множество товаров. В этом случае ресурсы должны быть распределены между этими различными товарами. Но тогда производственные возможности выпуска каждого товара в отдельности будут изменяться. Для того чтобы выяснить эти изменения, в экономической науке широко используется двухпродуктовая модель экономики.

Допустим, что стране необходимо произвести два вида продукции: а и б, которые представляют альтернативы производства. Так как ресурсы ограничены и применяются целиком в экономике полной занятости, то всякое увеличение производства продукции а потребует переключения части ресурсов с производства продукции б. И наоборот, всякое увеличение производства продукции б ведет к сокращению производства продукции а (см. график). инфляция спрос конкурентный

При рассмотрении альтернативных вариантов (комбинаций) количества продукции а и б, из которых может выбирать данная страна, становится ясно, что данные комбинации не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.

По мере передвижения от альтернативы А к альтернативе Е увеличивается производство продукта б и сокращается производство продукта а. И наоборот, при движении от точки Е к точке А производство продукции а возрастает за счет снижения производства продукции б.

Кривая АЕ на графике называется кривой производственных возможностей, которая обозначает границы максимально возможного производства двух видов продукции при данном объеме производственных ресурсов в любом их сочетании. Каждая точка на этой кривой показывает, какой максимум продукции а и б может быть произведен при данном объеме и варианте использования производственных ресурсов.

Любая точка на кривой производственных возможностей означает Парето-эффективность (Парето - итальянский экономист). В нашем примере общество находится на максимальном уровне производственных возможностей и потому не может переместиться в точку 3, которая находится выше пределов этих возможностей.

В варианте же неполной занятости (загрузки) производственных возможностей (или безработицы) различные варианты производства продуктов а и б находятся не на кривой, а ниже ее, например, в точке Ж. Эта точка показывает, что производственные возможности используются не полностью. Но при применении дополнительных ресурсов можно одновременно увеличить производство продукции а и б.

Следует иметь в виду, что в условиях полной занятости ресурсов любая страна в каждый данный момент времени обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы этих возможностей. Встает вопрос, а может ли общество перейти с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей. Например в точку З? Да, такой переход вполне возможен, если страна внедрит в производство новейшие достижения НТР, разработает новые месторождения полезных ископаемых, усовершенствует организацию производства и труда, повысит культурно-образовательный и профессионально-квалификационный уровень населения.

Таким образом, прогресс общества позволяет постоянно раздвигать границы производственных возможностей. На практике это достигается двумя путями: либо за счет экстенсивных, либо за счет интенсивных факторов.

В результате граница производственных возможностей раздвигается. Но равномерное перемещение границы есть следствие равномерного прироста всех ресурсов. В реальности же наращивание различных элементов производственных ресурсов происходит неравномерно, в связи с чем изменение кривой производственных возможностей приобретает асимметричный вид.

Используя кривую производственных возможностей, можно определить одновременно возможный и желательный выпуск продукции.

Из точек, лежащих на кривой производственных возможностей и представляющих различные сочетания выпуска альтернативных продуктов, необходимо выбрать ту, которая является для общества наиболее предпочтительней.

Если общество выбирает точку Б, то оно предпочитает производство меньшего количества предметов потребления (Хб) и большее количество средств производства (Yб), чем, если бы оно выбрало точку В. Иначе говоря, большее количество средств производства означает меньшее количество предметов потребления. Это положение имеет большое практическое значение, поскольку общество всегда должно выбирать между текущим потреблением и накоплением. Потребительские товары непосредственно удовлетворяют текущие потребности. Поэтому переключение ресурсов страны на производство предметов потребления весьма заманчиво. Однако, двигаясь в этом направлении, общество наносит удар по своему будущему, так как при данных производственных возможностях увеличение производства предметов потребления означает снижение производства станков, машин т.п. А это ведет к уменьшению потенциала будущего производства. Поэтому общество всегда должно определенную часть своих ресурсов направлять на строительство новых предприятий и на создание новых машин и оборудования для восстановления парка износившихся средств труда, на расширение и совершенствование имеющегося парка оборудования. Тем самым общество увеличивает свой производственный потенциал. А это позволяет увеличить объем производства в целом и, в частности, расширить потребление в будущем.

Количество одного продукта, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количества другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками производства этого товара.

Следовательно, вмененные издержки выступают как потери других, альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.

Продвигаясь по кривой производственных возможностей от точки В до точки Б, мы устанавливаем, что издержки производства одной единицы предметов потребления равны издержкам производства какого-то количества средств производства. По мере того, как мы следуем за движением издержек производства при переходе к дополнительным производственным возможностям (от Б к В и т.д.) нам открывается важный экономический закон: в процессе движения (от альтернативы А к альтернативе Г стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать, чтобы получить каждую дополнительную единицу предметов потребления, возрастает.

Форма кривой имеет выпуклость вправо вверх. Эта выпуклость объясняется тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, а другие - при производстве средств производства. Перемещаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя, таким образом, структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, придется все больше вовлекать в производство сравнительно малоэффективные для выпуска потребительских товаров ресурсы. Это и понятно, так как экономические ресурсы не пригодны для полного их использования в производстве альтернативных товаров. Поэтому каждая дополнительная единица производства предметов потребления будет требовать все большего сокращения выпуска средств производства. Этот же процесс происходит при движении по кривой производственных возможностей в обратном направлении от точки Г к точке А. Таким образом, по мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки (альтернативные затраты).

Исходя из вышесказанного, границей производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является:

г) выпуклая вверх в результате действия закона возрастания альтернативных издержек кривая.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

1. Позитивная экономическая теория изучает:

A) Что есть.

B) Что должно быть.

C) Положительные явления в жизни.

D) Экономический рост.

E) Проблемы процветания общества.

2. Если экономическое обобщение основывается на фактах, то такой метод познания называется:

A) Аналогия.

B) Дедукция.

C) Сравнение.

D) Анализ.

E) Индукция.

3. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

A) Воздух.

B) Магнитофон.

C) Знания.

D) Развлечения.

E) Компьютер.

4. Что означает простое воспроизводство:

5. Что характеризует интенсивное воспроизводство:

C) Сокращение ВВП.

E) Кризис в экономике.

6. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

E) Верны ответы B) и D).

7. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

E) Правильные ответы C) и D).

8. Понятие метода экономической науки включает в себя:

A) Эксперимент.

B) Набор фактических данных.

C) Структуру предмета.

9. Что такое экономические законы:

E) Юридические законы.

10. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

11. Если в стране имеет место значительная безработица, в какой точке находится экономика данной страны:

E) Правильные ответы Б) и D).

12. Какое из приведенных ниже благ является экономическим:

A) Образование.

B) Вода в водоемах.

C) Воздух.

E) Снег зимой.

13. Что такое индукция:

14. Что такое дедукция:

C) Упрощенное утверждение.

15. Чем характеризуется метод синтеза:

C) Постановка экспериментов.

D) Моделирование экономических процессов.

E) Верны ответы B) и D).

16. Чем характеризуется метод анализа:

D) Постановка экспериментов.

17. Какие стадии включает общественное воспроизводство:

A) Обмен и потребление.

D) Производство и обмен.

18. К какой форме общественного воспроизводства можно отнести наличие экономического роста в данной стране:

B) Простое воспроизводство.

19. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»:

A) Менеджмент.

E) Система правомочий.

20. Как можно охарактеризовать отношение «присвоения»:

A) Право дарения.

D) Право пользования.

A) Присвоение-отчуждение.

B) Базис-надстройка.

C) Сущность-явление.

D) Причина - следствие.

E) Субъект - объект.

22. Как можно охарактеризовать право владения:

23. Как характеризуется право пользования:

A) Право наследования.

E) Верны ответы С) и D).

24. Чем характеризуется право распоряжения:

E) Верны ответы В) и С).

25. В Республике Казахстан по Конституции существуют следующие формы собственности:

A) Частная и государственная.

26. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

A) Форма собственности.

C) Система управления.

27. Приватизация государственной собственности - это:

E) Верны ответы B) и C).

28. Что из ниже перечисленного является товаром:

B) Дары природы.

C) Неэкономическое благо.

E) Правильные ответы В) и C).

29. Каковы источники экстенсивного пути развития:

C) Современная техника.

D) Это золото и серебро.

E) Это свойство товара.

31. Укажите, что характеризует смешанную экономику:

A) Верны ответы В) и D).

32. Укажите, что характеризует экономику централизованного планирования:

C) Свободная конкуренция.

E) Верны ответы В) и С).

33. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

A) Смешанная.

B) Рыночная.

C) Традиционная.

D) Командная.

E) Переходная.

34. Выберите, наш взгляд, правильное определение понятия «экономическая система»:

D) Это способ производства.

E) Это способ управления.

35. Переход от доиндустриального общества к индустриальному обществу происходит в процессе:

A) Кооперации.

B) Неолитической революции.

C) Революции менеджеров.

E) Промышленной революции.

36. К недобросовестной конкуренции не относится:

C) Технический шпионаж.

37. Что не характерно для труда в первобытном обществе:

E) Необходимый труд.

38. Какая сфера общественного производства является важнейшей в индустриальной экономике:

A) Промышленность.

B) Сельское хозяйство.

C) Сфера услуг.

E) Правильны ответы В) и С).

39. Какая сфера общественного производства является важнейшей в доиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Промышленность.

C) Сфера услуг.

D) Информация.

E) Правильны ответы В) и Д).

40. Какая сфера общественного производства является важнейшей в постиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Сфера услуг и информации.

C) Промышленность.

E) Правильны ответы С) и Д).

41. На какой стадии развития производительных сил находится экономика Казахстана:

A) Доиндустриальной.

B) Индустриальной.

C) Постиндустриальной.

D) При феодальном строе.

42. Постиндустриальная система характеризуется как:

E) Аграрно-индустриальная.

43. В экономике спрос - это:

44. Не относится к числу наиболее важных отличительных признаков социалистической экономики:

D) Правильные ответы А) и В).

E) Плановое ценообразование.

45. Эластичный спрос:

46. Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

D) Владельцы ресурсов.

47. Понятие "совершенная конкуренция" характеризуется тем, что:

A) Верны ответы В), D) и Е).

48. Олигополия - это:

D) Верны ответы А) и В).

E) Монопсония.

49. Монопсония - это:

50. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

51. Закон спроса выражает:

52. Уменьшение величины спроса является результатом:

A) Увеличения предложения.

B) Повышения цены.

C) Уменьшения предложения.

D) Снижения цены.

53. Кривая спроса показывает:

54. Сигналом для торговцев снизить рыночную цену является:

E) Правильные ответы С) и D).

55. Закон предложения выражает:

56. Кривая предложения показывает:

B) Наличные запасы в резерве.

57. Рынок товаров и услуг находится в равновесии, если:

A) Спрос равен предложению.

58. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

A) Горизонтальную линию.

B) Кривую линию.

D) Вертикальную линию.

59. Ценовая эластичность спроса считается неэластичной, если ее значения:

A) Меньше 1, но больше 0

C) Больше 0

E) Больше 1

60. Спрос на благо является эластичным, если коэффициент ценовой эластичности спроса:

A) Еdp > 1

B) Еdp < 1

C) Еdp = 0

61. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что:

62. Как повлияет на спрос и равновесную цену то обстоятельство, что товар стал модным:

A) Спрос и цена вырастут.

B) Спрос и цены снизятся.

63. Какая из целей деятельности фирмы является наиболее важной:

A) Получение прибыли.

B) Максимизация продаж.

64. К важнейшим факторам производства относятся:

A) Человек и природа.

B) Только капитал.

C) Менеджмент и информация.

E) Рабочая сила и деньги.

65. Основные производственные фонды - это:

66. Амортизация - это:

67. Оборотные производственные фонды - это:

B) Созданная на производстве готовая продукция.

C) Здания, оборудования.

68. Из чего состоят общие издержки:

A) Из переменных затрат.

69. Прибыль равна:

A) Общей выручке.

B) Сумме всех издержек.

C) Сумме издержек и выручки.

E) Выручка минус издержки.

70. Общая выручка - это:

E) Верны ответы А) и В).

71. Номинальная заработная плата - это:

C) Индекс цен.

72. Реальная зарплата - это:

A) Повременная.

B) Помесячная.

D) Поденная.

73. Укажите товар неэластичного спроса:

A) Бензин.

B) Сложнобытовая техника.

C) Автомобиль.

D) Мебель.

E) Драгоценности.

74. Систематизированный свод, включающий перечень различных сведений и данных о земле, как о средстве производства, и о конкретных земельных угодьях, называют:

A) Кадастром.

B) Рентой.

C) Реестром.

D) Паритетом.

E) Элементом арендной платы.

75. Номинальный ВНП - это:

A) ВНП в текущих ценах.

D) ВНП по расходам.

E) ВНП по доходам.

76. Укажите вид безработицы, связанный со спадом в экономике:

A) Циклическая.

B) Временная.

C) Структурная.

D) Добровольная.

E) Фрикционная.

77. Инфляция- это

A) Рост уровня цен.

C) Удешевление золота.

E) Удешевление товара.

78. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально-экономическим проблемам:

A) Демографическая проблема.

E) Экологическая проблема.

79. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

A) Относится к безработным.

E) Самозанятый.

80. Потерявший работу из-за изменений в структуре производства попадает в категорию безработных, охваченных:

81. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

A) Уровнем безработицы.

B) Предложением денег.

C) Уровнем процента.

D) Экономическим циклом.

82. Политика "дешевых денег" используется в период:

A) Депрессии.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Подъема.

83. Политика "дорогих денег" используется в период:

A) Инфляции.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Депрессии;

E) На всех фазах промышленного цикла.

A) Изобретения и инновации.

B) Потребление.

C) Инвестиции.

D) Сбережение.

85. Что не характерно для периода подъема:

A) Сокращение инвестиций.

B) Рост производства.

C) Увеличение кредитов.

D) Снижение безработицы.

E) Снижение инфляции.

86. Увеличение объема производимой продукции за счет расширения количества применяемых факторов без изменения их качества характеризует:

A) Простое воспроизводство.

87. Какая форма безработицы требует переподготовки или повышения квалификации:

A) Структурная безработица.

B) Фрикционная безработица.

C) Циклически безработица.

D) Все формы.

E) Ни одна форма.

88. Что является показателем экономического роста:

B) Уменьшение ВНП.

C) Уменьшение национального дохода.

89. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:

90. Кредит, предоставляемый под залог недвижимости, называется:

A) Коммерческим.

B) Потребительским.

C) Ипотечным.

D) Банковским.

E) Государственным.

91. Финансовый план государства называется:

A) Государственным бюджетом.

B) Государственным долгом.

C) Государственным банком.

D) Налогообложением.

E) Внебюджетными фондами.

92. Зависимость между налоговыми ставками и поступлениями в госбюджет иллюстрирует:

A) Кривая Лаффера.

B) Кривая Филлипса.

D) Кривая безразличия.

E) Изокванта.

93. Налоговая система страны:

A) Верно все перечисленное.

D) Периодически изменяется.

94. Государственный бюджет становится дефицитным, когда:

A) Налоги увеличиваются.

B) Налоги сокращаются.

95. Индивидуальный подоходный налог является:

A) Прогрессивным.

B) Регрессивным.

C) Пропорциональным.

D) Несправедливым.

E) Справедливым.

96. К косвенным налогам относятся:

B) НДС и акцизы.

D) Налог на имущество.

E) Земельный налог.

97. Государственный долг- это:

D) Мировые деньги.

98. Таможенная пошлина - это:

B) Прогрессивный налог.

C) Нетарифный инструмент.

D) Демпинг.

E) Эмбарго.

99. Каково место Казахстана в международном разделении труда:

100. Что из нижеследующего не относится к инструментам макроэкономики?

A) Фискальная политика.

B) Ценовая политика фирмы.

C) Международная торговля.

D) Монетарная политика.

101. Что из следующего перечня является неэкономическим благом:

A) Воздух.

B) Магнитофон.

C) Знания.

D) Развлечения.

E) Компьютер.

102. Что означает простое воспроизводство:

A) Процесс постоянного возобновления производства всех товаров.

B) Сокращение производства из года в год.

C) Возобновление производства в увеличенных масштабах.

D) Вовлечение в производство большего количества только трудовых ресурсов.

E) Возобновление производства в неизменных масштабах.

103. Что характеризует интенсивное воспроизводство:

A) Улучшение технологий при неизменном количестве ресурсов.

B) Вовлечение дополнительных ресурсов при неизменной технологии.

C) Сокращение ВВП.

D) Возобновление производства в тех же масштабах.

E) Кризис в экономике.

104. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

A) Использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях.

B) Экономическое поведение индивидуальных предпринимателей и мелких фирм.

C) Отношения между отдельными представителями разных классов общества.

D) Экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов.

E) Верны ответы B) и D).

105. Макроэкономика определяется как область экономической теории, которая изучает:

A) Процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

B) Роль государства в экономике.

C) Глобальные проблемы экономического развития человечества.

D) Те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном значении этого термина.

E) Правильные ответы C) и D).

106. Понятие метода экономической науки включает в себя:

A) Эксперимент.

B) Набор фактических данных.

C) Структуру предмета.

D) Мировоззренческие установки ученого.

E) Способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств.

107. Что такое экономические законы:

A) Существенные внутренние, устойчивые причинно-следственные связи в производственных отношениях.

B) Формализованные представления об экономических явлениях.

C) Научные абстракции, позволяющие определить существенные стороны экономических явлений.

D) Статьи уголовного и гражданского кодексов, которые регулируют экономические отношения, экономическую деятельность.

E) Юридические законы.

108. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

A) С постоянным объемом производства другого продукта.

B) С ростом производства другого вида продукта.

C) С уменьшением производства другого вида продукта.

D) Возможен любой их указанных ответов.

E) С пропорциональным увеличением потребления.

109. Если в стране имеет место значительная безработица, в какой точке находится экономика данной страны:

A) Точка внутри кривой производственных возможностей.

B) Точка, находящаяся на кривой производственных возможностей.

C) Точка, находящаяся выше кривой производственных возможностей.

D) Точка, находящаяся на кривой производственных возможностей и равно удаленная от обеих координат.

E) Правильные ответы Б) и D).

110. Какое из приведенных ниже благ является экономическим:

A) Образование.

B) Вода в водоемах.

C) Воздух.

E) Снег зимой.

111. Что такое индукция:

A) Исторический подход к экономическим явлениям.

B) Обоснование частностей на основе общих положений.

C) Научное обоснование эксперимента.

D) Разработка экономико-математических моделей.

E) Выведение общих положений на основе частностей.

112. Что такое дедукция:

A) Обоснование частностей на основе общих положений.

B) Выведение общих положений, принципов на основе частностей.

C) Упрощенное утверждение.

D) Моделирование экономических процессов.

E) Исторический подход к экономическим явлениям.

113. Чем характеризуется метод синтеза:

A) Соединение отдельных элементов в единое органическое целое, исследование их взаимодействия.

B) Обоснование частных положений на базе общих.

C) Постановка экспериментов.

D) Моделирование экономических процессов.

E) Верны ответы B) и D).

114. Чем характеризуется метод анализа:

A) Расчленение экономического явления на составляющие его простые элементы.

B) Соединение элементов в единое органическое целое.

C) Логическое выведение общих положений.

D) Постановка экспериментов.

E) Моделирование экономических процессов.

115. Какие стадии включает общественное воспроизводство:

A) Обмен и потребление.

B) Производство, распределение, обмен и потребление.

C) Характеристика только доиндустриальных систем.

D) Производство и обмен.

E) Расширенное и простое воспроизводство.

116. К какой форме общественного воспроизводства можно отнести наличие экономического роста в данной стране:

A) Расширенное воспроизводство.

B) Простое воспроизводство.

C) Уменьшение национального дохода.

D) Не подвержена изменениям в зависимости от инфляции.

E) Включает все стадии общественного воспроизводства.

117. Какие отношения выражает экономическая категория «собственность»:

A) Менеджмент.

B) Отношения человека к природе.

C) Отношения между людьми по классовому признаку.

D) Отношения между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.

E) Система правомочий.

118. Как можно охарактеризовать отношение «присвоения»:

A) Право дарения.

B) Оно означает невозможность превращения какого-то объекта отношений в собственную жизнедеятельность данного субъекта.

C) Обобществление средств производства.

D) Право пользования.

E) Оно означает превращение какого-то объекта отношений в собственную жизнедеятельность данного субъекта.

A) Присвоение-отчуждение.

B) Базис-надстройка.

C) Сущность-явление.

D) Причина - следствие.

E) Субъект - объект.

120. Как можно охарактеризовать право владения:

A) Право исключительного физического контроля над благами.

B) Право извлекать из вещи ее полезные свойства.

C) Право определять судьбу вещи.

D) Право на передачу благ в наследство.

E) Право определять возможности использования объекта.

121. Как характеризуется право пользования:

A) Право наследования.

B) Право определять судьбу вещи.

C) Право физического контроля над вещью.

D) Право извлекать из вещи ее полезные свойства.

E) Верны ответы С) и D).

122. Чем характеризуется право распоряжения:

A) Возможность осуществлять владение вещью.

B) Возможность определять фактическую и юридическую судьбу вещи.

C) Возможность извлекать из вещи ее полезные естественные свойства.

D) Возможность получать доходы от собственности.

E) Верны ответы В) и С).

123. В Республике Казахстан по Конституции существуют следующие формы собственности:

A) Частная и государственная.

B) Государственная, коллективная, индивидуальная.

C) Государственная, частная, смешанная.

D) Государственная, смешанная, совместная.

E) Государственная, кооперативная, частная.

124. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

A) Форма собственности.

B) Форма собственности и система управления.

C) Система управления.

D) Уровень благосостояния одного человека.

E) Уровень благосостояния общества.

125. Приватизация государственной собственности - это:

A) Преобразование государственной собственности в частную собственность.

B) Преобразование государственной собственности в коллективную собственность.

C) Преобразование общественной собственности в иную.

D) Процесс формирования личной собственности.

E) Верны ответы B) и C).

126. Что из ниже перечисленного является товаром:

A) Продукт труда, предназначенный для обмена.

B) Дары природы.

C) Неэкономическое благо.

D) Продукт, предназначенный для собственного потребления.

E) Правильные ответы В) и C).

127. Каковы источники экстенсивного пути развития:

A) Улучшение организации производства.

B) Увеличение производительности труда.

C) Современная техника.

D) Повышение квалификации работников.

E) Увеличение численности рабочей силы.

A) Это товар, исполняющий роль всеобщего эквивалента.

B) Это товар, выражающий свою стоимость относительно другого товара.

C) Это стоимость товара, выраженная в золоте.

D) Это золото и серебро.

E) Это свойство товара.

129. Укажите, что характеризует смешанную экономику:

A) Верны ответы В) и D).

B) Сочетание государственного и частного секторов экономики, взаимодействующих на основе рыночного механизма.

C) Централизованное плановое руководство экономикой, осуществляемого на основе командно-административного механизма.

D) Сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования экономики.

E) Плановые формы экономических связей.

130. Укажите, что характеризует экономику централизованного планирования:

A) Плановое распределение ресурсов и капиталовложений.

B) Многообразие форм собственности.

C) Свободная конкуренция.

D) Действие рыночных регуляторов.

E) Верны ответы В) и С).

131. Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика:

A) Смешанная.

B) Рыночная.

C) Традиционная.

D) Командная.

E) Переходная.

132. Выберите, наш взгляд, правильное определение понятия «экономическая система»:

A) Совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность.

B) Это конкретно-историческая форма функционирования производственных отношений как единого целого.

C) Это особым образом упорядоченная связь между производителями материальных и нематериальных благ и услуг.

D) Это способ производства.

E) Это способ управления.

133. Переход от доиндустриального общества к индустриальному обществу происходит в процессе:

A) Кооперации.

B) Неолитической революции.

C) Революции менеджеров.

D) Научно-технической революции.

E) Промышленной революции.

134. К недобросовестной конкуренции не относится:

A) Улучшение качества конкурирующей продукции.

B) Самовольное использование чужого товарного знака.

C) Технический шпионаж.

D) Копирование внешнего оформления товара другой фирмы.

E) Подкуп работников конкурента.

135. Что не характерно для труда в первобытном обществе:

A) Высокопроизводительный труд.

B) Совместная трудовая деятельность.

C) Непосредственно общественный труд.

D) Естественное разделение труда.

E) Необходимый труд.

136. Какая сфера общественного производства является важнейшей в индустриальной экономике:

A) Промышленность.

B) Сельское хозяйство.

C) Сфера услуг.

D) Сферы, основанные на ручном труде.

E) Правильны ответы В) и С).

137. Какая сфера общественного производства является важнейшей в доиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Промышленность.

C) Сфера услуг.

D) Информация.

E) Правильны ответы В) и Д).

138. Какая сфера общественного производства является важнейшей в постиндустриальной экономике:

A) Сельское хозяйство.

B) Сфера услуг и информации.

C) Промышленность.

D) Сферы, где используется ручной труд.

E) Правильны ответы С) и Д).

139. На какой стадии развития производительных сил находится экономика Казахстана:

A) Доиндустриальной.

B) Индустриальной.

C) Постиндустриальной.

D) При феодальном строе.

E) При рабовладельческом строе.

140. Постиндустриальная система характеризуется как:

A) Экономика с развитой сферой услуг, высоким информационным обеспечением.

B) Экономика, где преобладает сельское хозяйство и господствует ручной труд.

C) Экономика на основе машинизированного промышленного производства и разделения труда.

D) Экономика, основанная на обычаях, традициях народа.

E) Аграрно-индустриальная.

141. В экономике спрос - это:

A) Количество товара, на приобретение которого у покупателя есть средства и желание его купить.

B) Количество товара которые люди хотят иметь независимо от того могут ли они купить его.

C) Связь между количеством товара, которые потребители готовы купить и ценой этого товара.

D) Количество товара, которое производители предлагают к продаже по соответствующим ценам.

E) Количество товара, которое покупатели приобретут только при увеличении денежного дохода.

142. Не относится к числу наиболее важных отличительных признаков социалистической экономики:

A) Многообразие форм собственности.

B) Планомерное регулирование экономики из единого центра.

C) Распределение материальных благ по труду.

D) Правильные ответы А) и В).

E) Плановое ценообразование.

143. Эластичный спрос:

A) Ситуация, при которой объем (величина) спроса меняется на больший процент, чем цена.

B) Ситуация, при которой кривая спроса горизонтальна.

C) Ситуация, при которой кривая спроса вертикальна.

D) Ситуация, величина спроса изменяется на меньший процент чем цена.

E) Ситуация, величина спроса изменяется на одинаковый процент.

144. Основными субъектами рыночного хозяйства являются:

A) Домохозяйство, фирмы и государство.

B) Промышленные и торговые олигархии.

C) Наемные рабочие, капиталисты, землевладельцы.

D) Владельцы ресурсов.

E) Профсоюзы, объединения предпринимателей, государственные институты.

145. Понятие "совершенная конкуренция" характеризуется тем, что:

A) Верны ответы В), D) и Е).

B) Значительное число фирм, занятых в отрасли, выпускает однородные товары.

C) Имеется много дифференцированных товаров.

D) Много мелких независимых продавцов и покупателей на рынке.

E) Отсутствие барьеров, предполагающее свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

146. Олигополия - это:

A) Рынок, на котором господствует несколько крупных фирм, производящих однородные или разнородные товары.

B) Союз крупнейших капиталистов с целью извлечения монопольно высокой прибыли.

C) Рынок свободной конкуренции.

D) Верны ответы А) и В).

E) Монопсония.

147. Монопсония - это:

A) Наличие на рынке одного продавца.

B) Наличие на рынке одного покупателя.

C) Наличие на рынке множества продавцов.

D) Наличие на рынке множества покупателей.

E) Наличие нескольких продавцов и покупателей.

148. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

A) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

B) Продаются однородные товары.

C) Продаются дифференцированные товары.

D) Имеют высокий уровень технологии.

E) Каждая фирма сталкивается с ценовой дискриминацией.

149. Закон спроса выражает:

A) Зависимость спроса от неценовых факторов.

B) Прямую зависимость величины спроса от цены товара.

C) Зависимость спроса от цены.

D) Обратную зависимость величины спроса от цены товара.

E) Зависимость цены от спроса.

150. Уменьшение величины спроса является результатом:

A) Увеличения предложения.

B) Повышения цены.

C) Уменьшения предложения.

D) Снижения цены.

E) Действия неценовых факторов.

151. Кривая спроса показывает:

A) Обратную связь между ценой и объемом спрашиваемого товара.

B) Превышение предложения над спросом.

C) Что если доходы потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

D) Прямую связь между ценой и объемом спрашиваемого товара.

E) Что когда растет спрос, цена повышается.

152. Сигналом для торговцев снизить рыночную цену является:

A) Неожиданно начавшееся накопление запасов товара.

B) Быстрое исчезновение товара с торговых прилавков.

C) Производители стали больше получать заказов, чем они могут выполнить.

D) Повышенный спрос в результате роста числа покупателей.

E) Правильные ответы С) и D).

153. Закон предложения выражает:

A) Прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара.

B) Обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара.

C) Связь между взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми товарами.

D) Меру эластичности каждого товара.

E) Зависимость предложения от стоимости ресурсов.

154. Кривая предложения показывает:

A) Количество товара, который торговцы предлагают по различным ценам.

B) Наличные запасы в резерве.

C) Прибыль, которую имеет фирма.

D) Количества продаваемого производителями товара.

E) Доход, получаемый производителем.

155. Рынок товаров и услуг находится в равновесии, если:

A) Спрос равен предложению.

B) Количество покупателей и количество продавцов постоянно.

C) Объем предложения равен объему спроса.

D) Цена устраивает покупателей и продавцов.

E) Спрос постоянен при росте реального ВНП.

156. Кривая абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

A) Горизонтальную линию.

B) Кривую линию.

C) Линию с отрицательным наклоном.

D) Вертикальную линию.

E) Линию с положительным наклоном.

157. Ценовая эластичность спроса считается неэластичной, если ее значения:

A) Меньше 1, но больше 0

C) Больше 0

E) Больше 1

158. Спрос на благо является эластичным, если коэффициент ценовой эластичности спроса:

A) Еdp > 1

B) Еdp < 1

C) Еdp = 0

159. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что:

A) Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю.

B) Предельная полезность уменьшается по мере того, как потребляется все больше единиц товара.

C) Полная совокупная полезность увеличивается до определенной точки и затем уменьшается по мере того, как потребляется все больше единиц товара.

D) Полная и совокупная полезность может быть отрицательной величиной, когда потребление товара нежелательно.

E) Полезность блага не может быть измерена.

160. Как повлияет на спрос и равновесную цену то обстоятельство, что товар стал модным:

A) Спрос и цена вырастут.

B) Спрос и цены снизятся.

C) Спрос снизится, цена вырастет.

D) Спрос вырастет, цена упадет.

E) Спрос останется неизменным, цена упадет.

161. Какая из целей деятельности фирмы является наиболее важной:

A) Получение прибыли.

B) Максимизация продаж.

C) Повышение качества продукции.

D) Увеличение заработной платы работников.

E) Удовлетворение потребностей людей.

162. К важнейшим факторам производства относятся:

A) Человек и природа.

B) Только капитал.

C) Менеджмент и информация.

D) Труд, капитал, земля, предпринимательство.

E) Рабочая сила и деньги.

163. Основные производственные фонды - это:

A) Многократно используемые в производственных циклах материальные средства, которые переносят свою стоимость на создаваемую продукцию по частям.

B) Созданная на производстве готовая продукция.

C) Материальные средства, участвующие только в одном производственном цикле.

D) Здания, оборудования, станки.

E) Сырье, материалы, рабочая сила.

164. Амортизация - это:

A) Ежегодные отчисления, равные стоимости потребленного за этот период основного капитала.

B) Накопления, связанные с демонстрацией музейных ценностей.

C) Отчисления от накоплений в результате коммерческой деятельности.

D) Временно не используемые средства предприятия.

E) Плата за рискованное использование денежных средств.

165. Оборотные производственные фонды - это:

A) Материальные средства, полностью используемые в течение одного производственного цикла и включаемые в стоимость готовой продукции.

B) Созданная на производстве готовая продукция.

C) Здания, оборудования.

D) Готовая к отгрузке потребителям готовая продукция.

E) Материальные средства, переносящие свою стоимость в течение производственного цикла по частям.

166. Из чего состоят общие издержки:

A) Из переменных затрат.

B) Затраты на организацию фирмы плюс затраты на производство продукции.

C) Из частных и общественных затрат.

D) Из суммы постоянных и переменных издержек.

E) Из явных издержек и неявных издержек.

167. Прибыль равна:

A) Общей выручке.

B) Сумме всех издержек.

C) Сумме издержек и выручки.

D) Постоянные издержки минус переменные издержки..

E) Выручка минус издержки.

168. Общая выручка - это:

A) Выручка, полученная от реализации всей продукции.

B) Стоимостное выражение всей производимой продукции.

C) Выручка от реализации - бухгалтерские издержки.

D) Выручка от реализации - экономические издержки.

E) Верны ответы А) и В).

169. Номинальная заработная плата - это:

A) Сумма денежных выплат за определенный период времени.

B) Средняя заработная плата в стране.

C) Индекс цен.

D) Покупательная способность денежной заработной платы.

E) Сумма потребительных стоимостей, товаров и услуг, которые можно купить на заработную плату.

170. Реальная зарплата - это:

A) Повременная.

B) Помесячная.

C) То же, что и номинальная зарплата.

D) Поденная.

E) Номинальная зарплата за минусом темпов инфляции.

171. Укажите товар неэластичного спроса:

A) Бензин.

B) Сложнобытовая техника.

C) Автомобиль.

D) Мебель.

E) Драгоценности.

172. Систематизированный свод, включающий перечень различных сведений и данных о земле, как о средстве производства, и о конкретных земельных угодьях, называют:

A) Кадастром.

B) Рентой.

C) Реестром.

D) Паритетом.

E) Элементом арендной платы.

173. Номинальный ВНП - это:

A) ВНП в текущих ценах.

B) ВНП с учетом изменения уровня цен.

C) Объем производства в условиях полной занятости.

D) ВНП по расходам.

E) ВНП по доходам.

174. Укажите вид безработицы, связанный со спадом в экономике:

A) Циклическая.

B) Временная.

C) Структурная.

D) Добровольная.

E) Фрикционная.

175. Инфляция- это

A) Рост уровня цен.

B) Подорожание денег в обращении.

C) Удешевление золота.

D) Уменьшение денег в обращение.

E) Удешевление товара.

176. Какая из перечисленных проблем не относится к глобальным социально-экономическим проблемам:

A) Демографическая проблема.

B) Экономическая отсталость (бедность).

C) Проблема роста преступности в городе.

D) Продовольственная проблема.

E) Экологическая проблема.

177. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

A) Относится к безработным.

B) Относится к разряду занятых.

C) Не учитывается в составе рабочей силы.

D) Рассматривается как неполный занятый.

E) Самозанятый.

178. Потерявший работу из-за изменений в структуре производства попадает в категорию безработных, охваченных:

A) Фрикционной формой безработицы.

B) Циклической формой безработицы.

C) Структурной формой безработицы.

D) Перманентной формой безработицы.

E) Добровольной формой безработицы.

179. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

A) Уровнем безработицы.

B) Предложением денег.

C) Уровнем процента.

D) Экономическим циклом.

E) Реальной процентной ставкой.

180. Политика "дешевых денег" используется в период:

A) Депрессии.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Подъема.

E) На всех фазах промышленного цикла.

181. Политика "дорогих денег" используется в период:

A) Инфляции.

B) Кризиса.

C) Оживления.

D) Депрессии;

E) На всех фазах промышленного цикла.

A) Изобретения и инновации.

B) Потребление.

C) Инвестиции.

D) Сбережение.

E) Правительственная политика в области налогов и расходования государственных средств.

183. Что не характерно для периода подъема:

A) Сокращение инвестиций.

B) Рост производства.

C) Увеличение кредитов.

D) Снижение безработицы.

E) Снижение инфляции.

184. Увеличение объема производимой продукции за счет расширения количества применяемых факторов без изменения их качества характеризует:

A) Простое воспроизводство.

B) Интенсивный тип экономического роста.

C) Нулевой экономический рост.

D) Экстенсивный тип экономического роста.

E) Смешанный тип воспроизводства.

185. Какая форма безработицы требует переподготовки или повышения квалификации:

A) Структурная безработица.

B) Фрикционная безработица.

C) Циклически безработица.

D) Все формы.

E) Ни одна форма.

186. Что является показателем экономического роста:

A) Увеличение реального ВНП или увеличение реального ВНП на душу населения.

B) Уменьшение ВНП.

C) Уменьшение национального дохода.

D) Исключение из потребления низкокачественных товаров.

E) Уменьшение располагаемого дохода.

187. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах:

A) Технологические изменения в производстве.

B) Увеличение объема рабочего времени.

C) Увеличение объема применяемого капитала.

D) Реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту.

E) Рост квалификации рабочей силы.

188. Кредит, предоставляемый под залог недвижимости, называется:

A) Коммерческим.

B) Потребительским.

C) Ипотечным.

D) Банковским.

E) Государственным.

189. Финансовый план государства называется:

A) Государственным бюджетом.

B) Государственным долгом.

C) Государственным банком.

D) Налогообложением.

E) Внебюджетными фондами.

190. Зависимость между налоговыми ставками и поступлениями в госбюджет иллюстрирует:

A) Кривая Лаффера.

B) Кривая Филлипса.

C) Кривая производственных возможностей.

D) Кривая безразличия.

E) Изокванта.

191. Налоговая система страны:

A) Верно все перечисленное.

B) Формируется с учетом особенностей данного экономического периода.

C) Зависит от проводимой данной экономической политики.

D) Периодически изменяется.

E) Является частью финансовой системы.

192. Государственный бюджет становится дефицитным, когда:

A) Налоги увеличиваются.

B) Налоги сокращаются.

C) Государственные расходы больше, чем доходы.

D) Государственные расходы растут.

E) Государственные расходы сокращаются.

193. Индивидуальный подоходный налог является:

A) Прогрессивным.

B) Регрессивным.

C) Пропорциональным.

D) Несправедливым.

E) Справедливым.

194. К косвенным налогам относятся:

A) Корпоративный подоходный налог.

B) НДС и акцизы.

C) Индивидуальный подоходный налог.

D) Налог на имущество.

E) Земельный налог.

195. Государственный долг- это:

A) Сумма дефицитов государственного бюджета за минусом излишков:

B) Сумма дефицитов и профицитов государственного бюджета.

C) Средство накопления государства.

D) Мировые деньги.

E) Сумма долгов предприятий данной страны.

196. Таможенная пошлина - это:

A) Денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

B) Прогрессивный налог.

C) Нетарифный инструмент.

D) Демпинг.

E) Эмбарго.

197. Каково место Казахстана в международном разделении труда:

A) Специализация на новых технологиях.

B) Специализация на поставках нефти, газа и других полезных ископаемых.

C) Специализация на производстве пищевой продукции.

D) Специализация на производстве новых синтетических материалов.

E) Специализация на компьютерах.

198. Что из нижеследующего не относится к инструментам макроэкономики?

A) Фискальная политика.

B) Ценовая политика фирмы.

C) Международная торговля.

D) Монетарная политика.

E) Внешнеэкономическая политика.

4 - E

5 - A

6 - D

7 - A

8 - E

9 - A

10 - C

11 - A

12 - A

13 - E

14 - A

15 - A

16 - A

17 - B

18 - A

19 - D

20 - E

21 - A

22 - A

23 - D

24 - B

25 - A

26 - B

27 - A

28 - A

29 - E

30 - A

31 - A

32 - A

33 - A

34 - A

35 - E

36 - A

37 - A

38 - A

39 - A

40 - B

41 - B

42 - A

43 - A

44 - A

45 - A

46 - A

47 - A

48 - A

49 - B

50 - A

51 - D

52 - B

53 - A

54 - A

55 - A

56 - A

57 - C

58 - D

59 - A

60 - A

61 - B

62 - A

63 - A

64 - D

65 - A

66 - A

67 - A

68 - D

69 - E

70 - A

71 - A

72 - E

73 - A

74 - A

75 - A

76 - A

77 - A

78 - C

79 - A

80 - C

81 - A

82 - B

83 - A

84 - A

85 - A

86 - D

87 - A

88 - A

89 - A

90 - C

91 - A

92 - A

93 - A

94 - C

95 - A

96 - B

97 - A

98 - A

99 - B

100 - B

101 - A

102 - E

103 - A

104 - D

105 - A

106 - E

107 - A

108 - C

109 - A

110 - A

111 - E

112 - A

113 - A

114 - A

115 - B

116 - A

117 - D

118 - E

119 - A

120 - A

121 - D

122 - B

123 - A

124 - B

125 - A

126 - A

127 - E

128 - A

129 - A

130 - A

131 - A

132 - A

133 - E

134 - A

135 - A

136 - A

137 - A

138 - B

139 - B

140 - A

141 - A

142 - A

143 - A

144 - A

145 - A

146 - A

147 - B

148 - A

149 - D

150 - B

151 - A

152 - A

153 - A

154 - A

155 - C

156 - D

157 - A

158 - A

159 - B

160 - A

161 - A

162 - D

163 - A

164 - A

165 - A

166 - D

167 - E

168 - A

169 - A

170 - E

171 - A

172 - A

173 - A

174 - A

175 - A

176 - C

177 - A

178 - C

179 - A

180 - B

181 - A

182 - A

183 - A

184 - D

185 - A

186 - A

187 - A

188 - C

189 - A

190 - A

191 - A

192 - C


Узнай цену своей работы

c. что есть;

Какая из школ экономической теории была исторически первой

c. меркантилизм;

Исследование экономики как целостной системы означает:

c. макроэкономический анализ;

Какая из перечисленных экономических целей имеет точное

количественное измерение:

d. полная занятость;

Представители какого течения видели причины богатства в торговле:

d. меркантилисты;

Основными факторами производства являются:

d. труд, капитал, земля;

Капитал – это:

d. используемые произведенные средства производства;

Главное отличие продукта от услуги заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. можно перемещать во времени и пространстве.

Эффективность производства характеризует:

b. отношение между полученным результатом и затратами на него;

Производительность труда – это:

Выберите один ответ:

a. количество благ, произведенных работником в единицу времени;

Трансакционными издержками называют:

d. затраты, связанные не с производством как таковым, а с потреблением;

Количество благ, от которых надо отказаться, чтобы получить больше необходимых нам благ называется:

d. альтернативные издержки

Альтернативные издержки по мере увеличения объема производства в условиях ограниченности и специфичности ресурсов будут:

d. возрастать;

Утверждение, что при прочих равных условиях дополнительная единица данного фактора дает худший результат, отражает содержание:

b. закона убывающей производительности;

Экономическая эффективность означает:

Выберите один ответ:

a. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения других;

Проблема «что производить»:

d. может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей

Затраты, связанные с преобразованием ресурсов в процессе создания благ называются:

Выберите один ответ:

a. трансформационные издержки

c. альтернативные издержки

d. экономические издержки

Кривая производственных возможностей показывает различные

комбинации двух продуктов при:

c. полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной
технологии;

Экономика страны эффективна, если в ней достигнуты:

c. и полная занятость, и полное использование производственных
ресурсов.

Кривая производственных возможностей не объясняет:

Выберите один ответ:

a. альтернативные издержки;

d. стоимость производимой продукции.

Если экономика движется по выпуклой кривой производственных

возможностей вправо и вниз, то это значит, что:

d. альтернативные издержки повышаются;

Важной характеристикой экономических благ является:

редкость

Что не относится к факторам производства:

Что подразумевается под таким фактором производства как капитал?

Выберите один ответ:

b. заработная плата работника.

c. деньги;

d. стоимость, приносящая доход;

Альтернативные издержки нового кинотеатра – это:

b. цена других товаров и услуг, производство которых «принесено в
жертву» строительству этого кинотеатра;

Собственность – это:

a. исторически определенный способ присвоения благ;

Закрепление определенных прав собственности за отдельными субъектами называется:

c. спецификация;

Сколько элементов в полном «пучке прав»?

Что не относится к объектам собственности:

d. трудовой коллектив;

Что подразумевается под таким правом собственности, как владение?

b. физическое обладание вещью;

Собственность – это:

b. отношение человека к вещи;

d. отношение людей по поводу производства вещей;

Что из перечисленного не относится к субъектам собственности:

b. рабочая сила человека;

Право собственности предполагает:

c. владение, пользование, распоряжение

Что из перечисленного не относится к объектам собственности:

a. жизнь человека;

Что подразумевается под таким правом собственности, как пользование?

d. право производительного или личного потребления имущества;

Что подразумевается под таким правом собственности, как распоряжение?

a. право изменять присвоенность имущества;

Что не относится к правам собственности:

a. покупка;

Затраты, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами называются?

c. трансакционными издержками

Субъектами собственности могут быть:

a. люди или государство в лице органов управления;

собственности:

Выберите один ответ:

d. присвоение – отчуждение.

Если экономические проблемы решаются частично рынком, частично

правительством, то это экономика:

Выберите один ответ:

a. смешанная;

Способы координации экономической деятельности:

a. стихийный/иерархический

Экономика, которая характеризуется государственной собственностью на подавляющую часть ресурсов и использованием иерархического порядка координации называется:

c. командная экономика;

.Современная российская экономика относится к типу экономических систем:

a. переходная.

Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

Система, в которой экономические проблемы решаются только рынком без участия государства называется:

a. рыночная.

Не относится к рыночной экономике:

a. централизованное планирование;

Если экономические субъекты в своих действиях приспосабливаются к условиям, основываясь на информации, которая передается путем ценовых сигналов, это:

c. стихийный порядок

Если экономика характеризуется централизованным планированием, то она:

c. командная.

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это:

d. ограниченность ресурсов;

Для командной экономики характерна:

d. централизованное планирование;

Один из элементов «пучка прав»

c. право на использование

Потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества это:

d. природные ресурсы

А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является:

a. частный интерес;

Рассматривают экономику как систему отношений между хозяйствующими агентами, складывающуюся под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов сторонники:

a. индустриального направления

Минимизация затрат и максимизация выгоды есть суть:

c. рационального экономического поведения;

Собственность – исторически определенный способ:

c. присвоения благ.

Товар – это…

c. благо, предназначенное для обмена

Функции рынка:

a. информационные, стимулирующие, распределительные.

Рынок – это …

c. способ взаимодействия производителей и потребителей

Максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное кол-во данного блага – это:

a. цена спроса

Что такое рыночный механизм?

Выберите один ответ:

d. это процесс взаимодействия спроса, предложения и рыночной цены;

Дефицит благ усиливает конкуренцию между:

b. покупателями

Разница между рыночной ценой данного блага и ценой, по которой продавец был готов его продать называется:

b. рента покупателя

Для установления рыночного равновесия, его стабильности важное значение имеет:

c. чувствительность рынка к изменению цен

Избыток благ ведет к повышению конкуренции между:

d. продавцами

Дефицит благ характеризуется соотношением:

Выберите один ответ:

a. Qd больше Qs

Выберите те функции, которые соответствуют функциям рынка:

d. защита конкуренции

Текст вопроса

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 10 руб. до 20 руб., что привело к уменьшению его продаж с 9 тыс. штук до 6 тыс. штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?:

Функция спроса на товар: Q D = 20 – 3P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 4 + P. Равновесная цена товара будет равна:

Выберите один ответ:

Функция спроса на товар: Q D = 10 – P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 6 + 3P. Q D и Q S – соответственно объемы спроса и предложения в тыс. штук, Р – цена в рублях. Определить равновесный объем продаж данного товара

a. 6 тыс. штук;

Эффективность рынка становится максимальной, если:

d. сумма ренты покупателей и продавцов достигает максимального значения.

Предложение кофе увеличится, если (при прочих неизменных условиях):

b. будут снижены экспортно-импортные пошлины на кофе;

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 500 руб. до 600 руб., что привело к уменьшению его продаж на 10% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара снизилась с 500 руб. до 450 руб., что привело к уменьшению предложения на 15% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 300 руб. до 350 руб., что привело к уменьшению его продаж с 5 тыс. штук до 4 тыс.штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени рыночная цена товара повысилась с 15000 руб. до 16000 руб., что привело к увеличению предложения на 6% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

Начало формы

Провалы рынка требуют участия:

b. государства

Мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение монополизации рынка:

a. защита конкуренции

Функции, выполняемые государством для повышения эффективности рыночного механизма:

c. защита конкуренции

Позитивная экономическая теория изучает

c. что есть;

Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

b. неограниченные производственные ресурсы;

Предназначение экономической теории заключается в том, чтобы, во-первых, описать и объяснить процессы производства и обращения; во-вторых, обеспечить должное экономическое поведение хозяйственных субъектов. В обоих случаях мы сначала имеем дело с позитивной экономикой, а затем - с нормативной. Позитивная экономика описывает факты, условия, отношения в сфере экономики, взаимосвязи между ними, наиболее существенные процессы хозяйственной деятельности и их взаимодействие с другими экономическими и социальными процессами. Одним словом, позитивная экономика занимается раскрытием содержательной стороны явлений и процессов хозяйственной жизни общества, т.е. раскрытием экономических законов и закономерностей.

Нормативная экономика охватывает моральные и стоимостные оценки экономических явлений и процессов, руководствуясь знанием позитивной экономики. Скажем, каков допустимый уровень инфляции или нормы процента? Следует ли через системы налогообложения перераспределять доходы в пользу бедных слоев общества? Какими темпами должны расти или сокращаться расходы на оборону? Ответы на эти вопросы диктуются

политическим выбором. В заключение можно сказать, что позитивная экономика занимается познанием и действием экономических законов, тогда как нормативная экономика - их использованием.

Экономика, природа, общество

Экономическая система позволяет трансформировать природные ресурсы в пригодные для потребления обществом блага. Отсюда следует, что экономика служит связующим звеном прежде всего между природой и человеком. Общественная система, хотя и выделилась из природной системы и может рассматриваться обособленно от последней, тем не менее базируется на восприятии человеком законов природы. В этом смысле она может рассматриваться как часть природной системы. Собственно, и сам человек - частица природы.

В то же время экономика - часть общественной системы, ибо, с одной стороны, она функционирует в соответствии с объективными потребностями, формируемыми обществом, а с другой - создает материальные и духовные блага, необходимые для развития цивилизации. Беспрерывно возобновляющийся процесс производства как форма реализации трудовой деятельности должен рассматриваться и как процесс воспроизводства физического существования индивидов, и как определенный способ их жизнедеятельности.

Экономическая деятельность позволила человеку совершить качественный скачок в своем развитии, вырвавшись из жесткой зависимости от окружающей среды. На первый взгляд, все дело здесь в том, что прогрессируют наука и техника. Это так, но это далеко не все. Сам прогресс науки и техники происходит в общественных масштабах лишь в меру действия экономических механизмов. Экономические механизмы - это способы и формы взаимодействия людей при решении задач роста своего благосостояния.

Экономика и этика

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со своими многочисленными функциями. Все это человечество может позволить себе только потому, что в экономике имеются требуемые материальные и нематериальные условия. Вряд ли люди занимались бы такими возвышенными видами деятельности, как наука и искусство, если бы экономика не давала возможности удовлетворить основные потребности человека. Однако нельзя забывать о том, что культура, духовность - не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и этической категорией. В этом находит свое проявление единство экономики и этики.

Исследование социально-экономических систем хозяйства при игнорировании этико-культурных ценностей, придающих национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Поэтому экономическая мысль XX в. пришла к выводу о необходимости включать в большей или меньшей степени этическую составляющую в социально-экономический анализ, ибо без нее невозможно понять конкретные процессы, происходящие в рамках национальных экономик, тем более если ограничиваться абстрактными общетеоретическими моделями развития. На взаимосвязь этики и экономики существуют различные воззрения: предопределенность этики экономикой, первичность этики по отношению к экономике; непреходящая значимость этико-культурных ценностей в развитии экономики, общества, цивилизации; консерватизм этико-культурных ценностей, обуславливающий их отставание от изменений в области технологий производства и экономики.

Несмотря на имеющиеся глубокие научные исследования в этой области, учебная экономическая литература продолжает игнорировать

данный аспект экономической теории. В предлагаемом учебнике рассматривается этико-экономический аспект трансформации российского общества, тем более что исконно русская общественная мысль с самого своего зарождения стремилась к полному конкретному знанию - «живознанию», объединяющему в себе духовность и материальность, силу духа и силу интеллекта.

Методология экономической науки

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному - в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей - воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Позитивные и нормативные теории

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной - в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивная экономическая теория изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивная теория строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу "если - то". Например, "если увеличится цена молока, люди станут меньше его покупать, "если фирма будет получать большую прибыль, она может расширить производство* и так далее. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения "хорошо" или "плохо" и подходит к ним беспристрастно. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос, как должно быть устроено хозяйство, и оценивает все события с точки зрения "хорошо" или "плохо". Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях (например, "все люди должны быть равны"), из которых потом выводится устройство всего хозяйства (например, "собственность должна принадлежать всем поровну", "все должны работать одинаковое время и получать одинаковую зарплату" и т. д.).

Нормативная теория любое событие может оценивать (говорить, хорошо это или плохо) с точки зрения соответствия этому "идеальному" состоянию. Например, "повышение цены молока - это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко" или "расширение производства - это хорошо, так как больше людей получат работу".

Таким образом, позитивная теория изучает то, что ЕСТЬ, а нормативная теория - то, что ДОЛЖНО БЫТЬ.

Прикладная экономика

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри.

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве.

Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже.делится на три большие части - в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики.

Прикладная экономика фирмы - совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель - увеличение прибыли фирмы, прикладную экономику фирмы называют еще теорией бизнеса (от англ. business - буквально "дело, занятостью, в переносном смысле "зарабатывание денег).

Домоводство - совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства (планировании бюджета, осуществлении покупок, организации потребления и т. д.). Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руководствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство.

Теория экономической политики - совокупность знаний о регулировании хозяйства государством (регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов, распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.).

В чем состоит деятельность экономистов? Какие цели они преследуют? Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем.

Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря - более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Цели могу быть как взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). А так же, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые, например, те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Рассмотрим методы используемые экономистами. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2. Дедуктивный , или гипотетический, метод решает задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и

систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Рисунок 1 Связь между фактами, принципами и политикой в экономике.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"".

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов

Экономические принципы - это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Например, когда экономисты говорят, что в 1999 г. среднее домашнее хозяйство получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного меньше. Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар приведет повышению прибыли многих фирм.

При построении своих обобщений используется термин допущение "при прочих равных условиях" . Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта Х и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество Х (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена Х изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена Х - закупки X", игнорируя влияние других переменных.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями . Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать - значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории - хорошие теории - основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Макроэкономика и микроэкономика.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

Поделиться