Влияние коррупции на государственную ценовую политику. Влияние коррупции на эффективность экономического развития. Определение понятия "коррупция"

Мы уже говорили о том, что коррупция-это система. И противодействие ей тоже должно быть системным, направленным на осуществление такой стратегии, которая обеспечивала бы условия стабилизации общественных отношений. Общественные отношения ярче всего проявляются в экономической и социальной сферах. Существуют разные точки зрения на роль государства в экономике. Одни эксперты считают, что необходимо максимальное сокращение степени влияния на экономику и социальную сферу. Недаром на заре перестройки в начале 90-х годов прошлого столетия руководство страны выдвинуло лозунг: «Рынок отрегулирует экономику сам». Что из этого вышло - мы можем оценить сегодня. Да, с точки зрения противодействия коррупции, мысль была здравая, поскольку в государстве всегда были, есть и будут инстанции, в которых возникает возможность получить взятки, откаты. Но в государстве, где самым большим приоритетом для общества является подчинение законам, число «присутственных» мест минимально, а риск для взяточников очень велик. Часто велик настолько, что делает невыгодным получение незаработанного бонуса. Так что же? Может быть надо, не мудрствуя лукаво вернуться к административно-командной системе? Но все мы понимаем абсолютную невозможность такого возврата. Тогда остается третий путь, которому, пожалуй, нет альтернативы. Этот путь заключается в четком законодательном регулировании экономики и очень жестком контроле со стороны государства за соблюдением законов с введением принципов неотвратимости наказания за коррупцию. Чтобы понять важность этого тезиса, поговорим о материальных последствиях коррупции.

  • 1. Расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, в результате государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения им бюджетных обязательств. По разным оценкам в «тени» сегодня находится более 40 % экономики. Масштабы и распространенность коррупции в определенной мере объясняются просчетами в экономической и правовой политике в конце 80-х годов прошлого века, которая, по существу, позволила легализоваться так называемому «теневому» капиталу и проникнуть в частный бизнес криминальным элементам. Это было неизбежно, так как выбранный государством путь перехода к рыночным отношениям в экономике был беспрецедентным по скорости преобразований и абсолютно стихийным из-за отсутствия необходимой законодательной базы. Законодательная база в полном смысле слова «лепилась» на ходу и такие вопросы как декларирование доходов, должное налогообложение, приобретение и накопление капитала и т.д. не были регламентированы и привели к криминализации экономических отношений уже на первом этапе
  • 2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.
  • 3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь - из-за нарушений в ходе приватизации (искусственные банкротства, рейдерство, государственный и криминальный рэкет и т.д.), очень часто по сговору с чиновниками.
  • 4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, при реализации государственных и муниципальных целевых и ведомственных программ, что сказывается на бюджетных проблемах страны. Особенно критичным это становится в периоды финансовых и экономических кризисов, так как приводит к резкому ухудшению благосостояния населения.
  • 5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов», от чего также страдает потребитель - народ.
  • 6. Ухудшается положение не только потребителей, но и отечественных производителей, так как не работают механизмы защиты собственности, бездействует антимонопольное законодательство, гигантскими темпами растут поставки импортных товаров и услуг.
  • 7. У участников рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. В связи с этим ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства и обновления основных фондов.
  • 8. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях, что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит и к снижению эффективности экономики в целом.

Рассматривая влияние коррупции на состояние экономики государства, необходимо остановиться подробнее на основополагающих базовых конструкциях государственного устройства, без которых невозможно существование самого государства. Одной из таких конструкций является государственный бюджет. Наполнение бюджета осуществляется за счет налогов, которые платит бизнес и рядовые граждане. Все мы являемся налогоплательщиками и, следовательно, вправе требовать от государства эффективного расходования бюджетных средств и справедливого распределения ресурсов. Точно также государство несет ответственность перед гражданами за наполнение государственного бюджета. Таким образом, граждане должны получать достоверную и открытую информацию о бюджете страны не только в виде общих цифр доходов и расходов, но и об эффективности управления бюджетом и государственными фондами. Основной антикоррупционный фактор здесь - прозрачность бюджета. Причем, речь идет не только о бюджете страны, но и о бюджетах регионов и муниципальных образований. В РФ в бюджете есть статьи, абсолютно закрытые даже для депутатов Государственной Думы, которая принимает бюджет. Кстати, в США закрытых статей нет, более того - все расходы свыше 1,0 миллиона долларов доступны для широкого обсуждения. Поэтому, наверное, антикризисный план Полсона, вынесенный на обсуждение конгресса США, содержал более пятисот страниц доказательного текста, а Российский план - несколько страничек. Надо понимать, что именно закрытость и не информированность - прямой путь к коррупционным правонарушениям. Главный механизм предотвращения нарушений в бюджетной сфере - парламентский и общественный контроль. Но, к сожалению, система исполнительной власти в России пока еще является весьма закрытой для граждан и бизнеса. Например, при таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 % вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов Правительства РФ, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46 %.

Широко распространенная коррупция сдерживает процесс развития, замедляет экономический рост стран ввиду порождаемой ею инерции и неэффективности, тем самым, возлагая невидимое бремя налогов на жителей страны. Завышенная (благодаря взяткам и другим злоупотреблениям) стоимость сделок передается в виде высоких цен потребителям, повышая стоимость жизни населения, той его части, которая имеет низкий уровень доходов. Административные решения в этом случае принимаются уже на основе объективных критериев, поскольку контракты на выполнение государственных заказов получают не компании, которые предлагают наиболее низкие цены, а компании, которые дали наиболее крупные взятки. Позднее эти компании возвращают себе предоставленные ими в виде взяток деньги за счет снижения качества выполняемых ими государственных заказов. Не удивительно, что вслед за этим мосты и здания рушатся, дороги смываются после первых дождей, дамбы прорывает, и многие деревни оказываются под водой (из доклада Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступной деятельности на общество в целом»).

Строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, жилищно-коммунальное хозяйство так тяжело поддаются реформированию как раз по причине огромных по величине откатов за получение подрядов. На протяжении последних десяти лет население России наблюдало беспрецедентный рост цен на жилье. Всем понятно, что таких цен быть не может, что они в десятки раз превышают себестоимость строительства, но кто-нибудь взял себе за труд посчитать настоящую стоимость 1 квадратного метра жилья в домах разной категории за вычетом взяток и откатов. А потом мы удивляемся, почему национальный проект «Доступное жилье» оказался самым проблемным. Поэтому Президент страны и Премьер-министр лично занимаются национальными проектами, хотя есть достаточное количество должностных лиц, ответственных за эффективность реализации Национальных проектов и Государственных целевых программ.

Государственные и региональные целевые программы также являются базовой конструкцией и одновременно механизмом, позволяющим государству правильно и четко распределять государственные и региональные финансы, решая самые актуальные проблемы страны и регионов, и одновременно удовлетворять нужды и потребности населения страны. Это в идеале. Реально ситуация осложняется тем, что формирование и утверждение программ является в большинстве случаев результатом лоббирования со стороны заинтересованных лиц в зависимости от уровня программы (губернаторы, мэры, министры, депутаты, олигархи, руководители крупнейших компаний и т.д.) Лоббирование - процесс далеко не бескорыстный, если он не регламентирован законодательно. А Федерального закона «О лоббировании» в России до сих пор нет. Большой опасностью для реализации программ является недофинансирование или прекращение финансирования, что ведет к ликвидации недовыполненной программы или затягиванию сроков выполнения на неопределенное время. А ведь на программу уже были затрачены средства, часто очень большие. На вопрос, где эти средства и где результат ответа не будет, но определенная часть чиновников свою мзду уже сняла. И вот что самое интересное - в данном случае мы не можем сказать, что закон молчит. В Бюджетном кодексе Российской Федерации (главный финансовый документ страны) четко сказано, что бюджет должен быть ориентирован на результат, дано определение программ, метод их формирования, регламентация по срокам исполнения, определен орган контроля за реализацией - Счетная палата РФ и соответственно Контрольно-счетные палаты регионов. К сожалению, сложилась ситуация, когда законодательство не гарантирует результат. Отсутствие правоприменительной практики резко снижает эффективность самых важных для страны решений. Если мы спустимся на уровень любого муниципалитета - мы увидим такую же картину.

Земельно-имущественные отношения:российская программа приватизации 1992 года как основной источник коррупции при смене общественного строя. Земельный вопрос в России всегда был самым сложным. Его решение было равносильно хождению по минному полю. Одним из главных лозунгов Октябрьской революции был лозунг «Земля крестьянам». Прошел почти век, а земельный вопрос так и не отрегулирован. Не так давно принят Земельный кодекс Российской Федерации, но он в основном касается земель поселений, т.е. около 7% всей территории и вводит ограниченную частную собственность на землю, оставляя на откуп чиновников местного уровня решение вопросов на многие миллионы рублей. Надо сказать, что выдача разрешений на оформление земли под дачными участками, так называемая «дачная амнистия» уже превратилась в настоящее мучение для миллионов россиян и в гигантскую кормушку для местных чиновников. Вот, казалось бы, прекрасное решение, принятое лично В.В. Путиным в интересах всех граждан страны, было извращено чиновниками до неузнаваемости. Но зато, сколько людей кормится вокруг дачной амнистии. И это не только чиновники. Это бабушки, которые занимают очередь с ночи, а потом продают ее. Это посредники, которые помогают оформлять необходимые документы, пользуясь связями с местными органами власти. Ведь не наездишься, например, из Москвы в Тверскую область. Это судейские и прокурорские работники, рассматривающие многочисленные жалобы. В общем, все при деле и при деньгах, в проигрыше только конкретные граждане, оформляющие свои участки.

Не оставляет сомнения тот факт, что в начале 90-х годов XX века произошла смена общественно-экономической формации в России. При таких глубочайших социально-экономических преобразованиях не могло не произойти и кардинальных изменений в сфере общественных отношений. Они стали определяться тем, какой статус получил человек в результате этих изменений, на какой уровень иерархической лестницы он поднялся или наоборот опустился. Этот статус стал зависеть от того, какую долю общественного пирога он получил. Понятно, что владение землей, имуществом, недрами, основными производственными фондами давало неоспоримые преимущества в новом общественном устройстве. То есть надо было придумать схему, при которой бы безболезненно и бескровно образовалась новая политическая и экономическая элита общества, а все население оказалось бы в сфере рыночных отношений и научилось обходиться без государственного патернализма, но при этом было уверено, что получило свою долю общественного пирога. И такая схема была придумана А.Б. Чубайсом - «отцом» российской приватизации. В 1992 году была принята Программа приватизации, в результате реализации которой каждый гражданин страны получил свою долю собственности в виде ваучеров, что положило начало гигантскому переделу собственности в интересах определенных лиц и групп влияния. Осуществление таких масштабных акций по переделу собственности без использования коррупционных схем попросту невозможно. Надо сказать, что в начале 90-х годов был принят еще один документ «Закон о собственности в РФ», который фактически передал российские предприятия, т.е. основные фонды в пользование, владение и распоряжение действующим на то время директорам предприятий. Они получили огромные права, например, право сдачи помещений предприятий и научно-исследовательских институтов в аренду. Контроля за их деятельностью практически не было. Этим было обеспечено молчание и повиновение директорского корпуса при проведении приватизации в России.

Наверно своим ответом я навлеку негодование и меня забросают камнями, однако скажу, что существование коррупции в той или иной мере практически никак не влияет на экономическое развитие. Да-да, вы не ослышались. Нет такой корреляции и никогда не будет в связке «уровень коррупции и развитие экономики». Наличие коррупции больше связано с другими понятиями как справедливость и законность, но мало с экономикой.
Коррупционные деяния больше связаны с незаконным перераспределением денежных средств, но никои образом с выводом их из страны или финансового оборота. Коррупция как негативное явления для экономики опасна исключительно только как с выводом капитала за границу, в оффшоры например. Второй негатив – тратта госсредств на закупку по завышенным ценам в связке с поставщиком. Но такие операции легко могут быть проверены и в принципе они достаточно прозрачны, поскольку ревизоры могут легко исследовать рыночные цены и обнаружить завышение цен. Скандалов на эти темы – тьма тьмущая.
Классика жанра - откаты. Но что здесь происходит, собственно говоря? Тендеры выигрывают нужны компании за некоторое денежное вознаграждение организаторам. С точки зрения экономики – фирма получившая подряд, которая получает финансирование и выполняет работы в рамках заказа. С точки зрения финансов – деньги остаются в стране, платится зарплата, генподрядчик платит своим подрядчикам деньги за работу, поставку материалов. С точки зрения налогов – налоги платятся фирмой победителем. С точки зрения других участников – возможно победитель не совсем выбран справедливо, но это вопрос моральных отношений, но не экономических. С точки зрения государства – оно получает свой заказ от данной фирмы. В принципе результат государством получен за те деньги, которые на это выделены. С точки зрения незаконности полученных доходов при откате организаторами тендера – нарушение закона, это уголовное деяние, но здесь же снова, к экономике это не имеет почти никакого отношения. Те деньги, которые получены незаконно и остаются в стране, в принципе и дальше работают на экономику: владельцы покупают активы в стране, тем самым стимулируя, другие фирмы, которые к этому незаконному происхождения денег не имеют никакого отношения. А кто поиздержался? А как раз та фирма, которая была готова отдать откат за победу на тендере. То есть по сути она готова расстаться в частью прибыли ради того чтобы получить подряд. В итоге мы четко видим что откаты – это всего лишь перераспределение будущей прибыли между участниками сделки.
Да, это незаконно ибо такие деяния запрещены законодательством, в результате которых должностные лица получают доход и конечно же не платят с него налогов, поскольку такие доходы не засвечиваются. Но с этих доходов фирмой победителем уже были заплачены налоги, а значит, государство не теряет своих доходов. И здесь вопрос как мы видим больше законности, нежели экономики. А особо зажравшихся чиновником можно легко вычислить по наличию у него активов сравнив их с его доходом, из-за чего и погорел в свое время Аль-Капоне, который не смог налоговым службам объяснить происхождение у него огромных капиталов.
В нашем примере это всего лишь незаконное перераспределение денежных потоков, но данное перераспределение не влияет на экономическое развитие как таковое. Никого в данном процессе не кошмарят, предприятия не отжимают, маски шоу на фирмах не страивают. Нет денег на откат или тебе не выгодно – просто не участвуй в тендере, вот и всё.
К чему я? Дело в том, что сама постановка вопроса о коррупции как губительное явление в экономике является не более чем дешевым популизмом. В сто раз острей стоит проблема серых зарплат, с которых не платятся налоги.
В Европе официально признано, что коррупция в странах ЕС составляет около 120-130 млрд. евро. И это при самом бюджете Евросоюза в примерно такую же сумму. А думается что неофициальная коррупция в раза два так точно выше, то есть около 250 млрд. евро. Признаемся что это солидная сумма, которая могла бы с лихвой перекрыть все негативные последствия от российского эмбарго. Как видим – на экономику ЕС это почти не влияет. Ну нет такой зависимости что коррупция сдерживает развитие экономики на какие-то проценты или их доли.
В России коррупция оценивается примерно на уровне 250 млрд. долл. И тем не менее страна за последние 10 лет в принципе активно развивалась и проблемы появились только с санкциями и падением цен на нефть.
Вся демагогия и страхи тем, что у нас высокая коррупция, и она влияет на уровень жизни полный бред. Просто одни становятся богаче, но другие не становятся беднее.
Ни в коем случае я не пытаюсь оправдать данное явление. Но связывать ее с бедами в экономике никак нельзя.
Коррупция в чем-то является маслом к ведению бизнеса, но не к его разрушению, а значит и к хозяйственной деятельности.
Коррупция страшна в юриспруденции, но ни в экономике.
В коррупции есть только один негативный момент для финансовой стабильности – вывод капиталов за границу, но отследить их не составляет особого труда для финансовой разведки, если заняться этим конечно серьезно. Кстати как раз на этом и акцентируется сейчас главное внимание власти: деньги должны оставаться в стране, а у кого эти капиталы незаконны – это дело уже компетентных органов.
Поэтому если вам будут в качестве аргумента бед России говорить про коррупцию и низкие международные рейтинги в этом вопросе – не введитесь. Здесь просто хотят вызвать эмоции, которые у особо впечатлительных затмевает логику.
Я не отношусь ни к чиновникам, ни к коррупционерам. Все было рассмотрено с экономической точки зрения.
Огород готов, жду камней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Экономическая теория и управление»

по дисциплине

«Правовые основы противодействия коррупции »

Влияние коррупции на государственную экономику

Слушатель курсов переподготовки:

Руднева Е.В.

Научный руководитель:

Кандидат юридических наук,

Егоров Геннадий Геннадьевич

Волжский 2015г

«Не подмажешь -- не поедешь»

Русская пословица

Коррупция представляет собой социальный феномен, предполагающий деятельность государственных служащих, их взаимоотношения с другими членами общества, связанные с использованием ими своего должностного положения в личных корыстных целях, приносящим ущерб государственными общественным интересам.

Коррупция является универсальным явлением, поскольку она, возникнув вместе с человеческой цивилизацией объективно присуща всем моделям социального устройства. Ее возникновение возможно с момента обособления функций управления обществом, формированием соответствующих институтов и появлением группы управляющих людей. Именно в этом случае у должностного лица появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в общественных, а в личных корыстных интересах. А у остальных членов общества может возникнуть желание повлиять на властителей при помощи различных форм вознаграждения с целью получения решения, учитывающего их интересы по спорным или насущным проблемам жизнедеятельности.

Для коррупции при этом характерны следующие признаки: 1) особое социально-привилегированное положение властвующих субъектов как основных участников коррупционных отношений, 2) неправомерное использование ими общественных и государственных ресурсов, 3) скрытый, неформальный и согласительный характер коррупционных отношений, 4) способность коррупционных действий к постоянному изменению и совершенствованию.

Коррупция негативно сказывается на всех сферах общественной жизни. Она приводит к росту теневой экономики, нарушению конкурентных рыночных механизмов, уменьшению налоговых поступлений, ослаблению государственного бюджета. В результате снижается работоспособность государственного аппарата управления, уменьшается доверие населения к представителям власти, падает престиж страны на международной арене. Из-за развития коррупционных практик происходит увеличение имущественного неравенства и бедности основной части населения. Коррупция прямо содействует криминализации общества, укреплению организованной преступности и дискредитации права как основного инструмента регуляции жизни государства и общества.

Эксперты Всемирного банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности: по их данным, 40 % предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки.

В России решение проблемы коррупции еще далеко от окончательного. Все количественные индикаторы, построенные как отечественными, так и иностранными исследователями, свидетельствуют либо о росте, либо о стабилизации уровня коррупции. По итогам 2010 года правоохранительным органам удалось пресечь более 31 тысячи преступлений коррупционной направленности, из них около 10 тысяч - это факты взяточничества. Ущерб от коррупционных преступлений за 2012 год оценивается, по словам генпрокурора РФ Юрия Чайки, почти в 21 млрд. рублей, за указанный период было выявлено более 40 тысяч коррупционных преступлений. Независимые эксперты подчеркивают, что официальная статистика и раскрываемость преступлений такого рода не отражают в полной мере реального объема взяточничества и лихоимства: так, по мнению профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Елены Румянцевой, ущерб от коррупции составляет триллионы рублей в год.

Сложившаяся с коррумпированностью должностных лиц в российском государстве ситуация во многом объясняется социокультурными причинами. С одной стороны, к ним относятся устойчивая воспроизводимость коррупции на протяжении всей истории российской государственности, доминирование коллективистических ценностей и неформальных отношений в среде государственных служащих, высокий уровень дистанции власти между государственными служащими и гражданами. С другой стороны, воспроизводство коррупции обусловлено переходным этапом развития современной России, повлекшем упадок экономики и политическую нестабильность, падение общего уровня культуры населения, изменения в иерархии ценностных установок членов общества в сторону доминирования материальных потребностей над духовными.

Эти социокультурные основания коррупции привели к развитию в российском обществе многих форм коррупционной деятельности. В системе государственной службы получили распространение такие формы коррупционной деятельности, как взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм, коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и политическая коррупция.

Поэтому игнорирование данных оснований коррупции не может способствовать разработке эффективной антикоррупционной политики, приводящей к снижению распространенности коррупционных отношений до уровня, не вредящего нормальному общественному функционированию и развитию современного российского общества.

Российское государство для получения положительного результата в сфере борьбы с коррупцией должно осуществлять антикоррупционную политику, предполагающую проведение целого комплекса мероприятий. Она должна включать в себя систему мер, направленных как на пресечение и уголовно-правовое преследование совершаемых коррупционных действий, так и на предотвращение их возникновения путем устранения возможностей злоупотребления властью.

Предпосылки развития коррупции

Среди инструментальных предпосылок развития коррупции в органах исполнительной власти можно выделить следующие:

Низкий уровень официальных доходов в органах исполнительной власти; коррупция должностной власть

Низкая степень ответственности чиновников: ожидаемая вероятность наказания за коррумпированное поведение и его тяжесть;

Низкая профессиональная квалификация государственной бюрократии;

Низкая эффективность институционального контроля за коррупцией;

Непрозрачность действующей системы формальных правил;

Лояльное отношение к административной коррупции политического руководства страны.

В докладе специалистов Всемирного банка о конкурентоспособности стран мира за 2012-2013 годы, среди факторов, затрудняющих ведение бизнеса в России, коррупция занимает первое место (20.5%), далее идут бюрократизм и неэффективность государственного аппарата (11.9%), трудности финансирования (10.0%), высокие ставки налогов (9.3%) и другие факторы.

Коррупция и инвестиции.

Как показывают достаточно многочисленные эмпирические исследования, чем выше уровень коррумпированности чиновников в государстве, тем менее привлекательно это государство для иностранных инвесторов. Дело в том, что для инвесторов представляют угрозу не сами по себе взятки, а тот уровень неопределенности, который присущ коррумпированной системе: коррупция, в отличие от налогообложения, непредсказуема и непрозрачна. Практически всегда отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы обеспечения выполнения коррупционных соглашений.

Инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций - это исследования Пауло Моро, в том числе «Коррупция и рост» (PaoloMauro, 1995). Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные организацией BusinessInternational. Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран. Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты». Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, то есть уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими исследованиями, так, исследования специалистов Всемирного банка свидетельствуют о том, что коррупция существенно уменьшает объемы внутренних и внешних инвестиций. Рассматривая коррупцию, как своеобразный «налог» на бизнес, они считают, что каждое увеличение этого «налога» на один процент сокращает приток прямых инвестиций в страну на пять процентов.

Коррупция и экономический рост.

Еще одним весьма актуальным вопросом является взаимосвязь между уровнем коррумпированности страны и темпами экономического роста. Учеными выявлена значительная отрицательная корреляция между ВВП на душу населения и уровнем коррумпированности страны: бедные страны,

как правило, сильнее коррумпированы, чем богатые. Этот вывод

подтверждают многочисленные статистические исследования.

Коррупция и государственные расходы.

Влияние коррупции на государственные расходы также рассматривалось в ряде исследований. Интуитивно ожидается, что высокий уровень коррупции исказил бы весь процесс принятия решения, связанный с проектами государственного инвестирования. Оказывая предпочтение большим капиталоемким проектам за счет небольших проектов социальной инфраструктуры, те, кто распределяет ресурсы, могут иметь больше возможностей для получения нелегальных доходов. Конкретные факты подтверждают это предположение. Статистические исследования на основе межстрановых данных (и среди них исследование П. Моро) показывают, что эффективность государственных расходов и, в частности, расходов на образование и здравоохранение, падает с ростом коррумпированности страны.

Коррупция и международная торговля.

«Коррупция делает взаимоотношения иностранного инвестора с правительственными чиновниками, необходимые, например, для получения экспортных лицензий или разрешений на организацию производства, менее прозрачными и более дорогостоящими. В этом случае, существование местного экономического партнера сокращает для иностранного инвестора трансакционные издержки».SmarzynskaandWei.

Исследования воздействия коррупции на международную торговлю осложняется большим количеством показателей, которые необходимо учитывать при таком анализе, в частности: языковые барьеры, географическая протяженность, структура экспорта и импорта, торговые барьеры и многое другое. Однако доказано, что коррупция также является причиной барьеров в торговле и, в частности, приводит к значительному росту и многообразию тарифных ставок на импортируемые товары. Большое разнообразие (т.е. сложность) импортных пошлин увеличивает возможность таможенных чиновников получать коррупционные доходы, манипулируя классификацией импортируемых товаров.

Коррупция и возможности макроэкономического управления.

Коррупция сказывается на потенциальных возможностях макроэкономической политики. Рост коррупции сокращает доходную часть бюджета государства, так как, с одной стороны, как было показано, коррупция оказывает дестимулирующее воздействие на экономическую активность индивидов, а с другой стороны, высокая коррупция в фискальных органах способствует уменьшению собираемых налоговых платежей. Коррупция оказывает негативное воздействие на так называемый коэффициент производительности налога на добавленную стоимость - отношение доли собранного НДС в ВВП к стандартной ставке НДС. Понятно, что теоретически, при отсутствии коррупции в налоговых органах и, соответственно, массовых уклонений от уплаты данного налога два этих показателя должны быть равны между собой. Однако, на практике, коэффициент корреляции между уровнем коррупции и коэффициентом производительности НДС равен -0,34 Статистический анализ подтверждает, что коррупция взаимосвязана со средствами управления потоками капитала. На это есть две причины: во-первых, чем более коррумпирована страна, тем меньше ее способность собирать налоги, предельные издержки взимания налогов резко увеличиваются с ростом коррупции; во-вторых, прямые иностранные инвестиции составляют относительно меньшую долю импорта капитала в коррумпированных странах, чем в странах с меньшим уровнем коррупции. Коррумпированные страны имеют более неустойчивый портфель сбережений, что, в свою очередь, снижает возможности макроэкономического управления.

Коррупция и размер теневой экономики.

Размер теневого сектора в различных странах был предметом изучения в течение последних двух десятилетий в многочисленных исследованиях. Существуют, очевидно, двусторонние взаимосвязи между коррупцией и деятельностью теневой экономики. С одной стороны, ясно, что любая экономическая деятельность какого-либо масштаба нерегулируемая законами, нуждается в бюрократической и политической протекции, которая может быть обеспечена только незаконно, чаще всего через коррупцию. Спрос на незаконные действия часто может быть последствием издержек, связанных с законной регистрацией и организацией, и с использованием бюрократией своих полномочий. Законность означает значительные постоянныеиздержки. В бедных странах относительный размер теневой экономики вероятнее будет выше, чем в богатых. Также обнаруживается, что незаконные структуры должны платить относительно больше из их чистого дохода (в виде взяток), чем законные. Тем не менее, сама коррупция также является причиной того, что фирмы уходят в подполье. Более того, коррумпированность увеличивается с увеличением доли теневого сектора в экономике.

Положительная эмпирическая связь между коррупцией и долей теневого сектора в экономике подтверждается и теоретически, и эмпирически, являясь одним из основных механизмов, с помощью которого коррупция глубоко закрепляется в обществе. Коррупционные сборы с теневой экономики, достающиеся легальным бюрократическим структурам, весьма выгодны для них, и поэтому бюрократии выгодней как можно больший теневой сектор, если страна сильно коррумпирована.

Меры борьбы с коррупцией

Для повышения эффективности противодействия коррупционной преступности необходимо осуществлять согласованные действия всех структур, занимающихся вопросами противодействия коррупции по следующим основным направлениям:

Развитие и внедрение общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

Обеспечение прозрачности всех административных и правовых процедур и принятия решений, их жесткую регламентацию;

Ужесточение ответственности за коррупционные преступления и совершенствование экономических мер противодействия (необходимо, чтобы коррупционное преступление было экономически невыгодным);

Расширение международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;

Искоренение сложившейся системы подбора кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства, личной преданности и дружеских отношений для создания команды «единомышленников». Жесткая регламентация в подборе кадров, жесткий контроль доходов должностных лиц, эффективная система поощрения работников;

Развитие системы социального контроля, осуществляемого над поведением человека, функционированием институтов, предприятий и организаций, общества в целом;

Формирование у граждан антикоррупционной устойчивости, т.е. систему социально-психологических качеств, позволяющих противостоять соблазнам злоупотребления служебным положением и полномочиям, даче или получению взятки. Это возможно через развитие и продвижение соответствующей идеологии, распространяемой как со стороны государства, так и общественных объединений, средств массовой информации.

Предпринятые меры по противодействию коррупции являются только первым шагом и сложно пока говорить о серьезных результатах такой работы. В дальнейшем необходимо данные мероприятия ввести в систематическую практику правоохранительных органов при активном взаимодействии с другими органами власти (законодательной, исполнительной, судебной), общественными организациями и бизнес-сообществом. Только всеобщие усилия позволят снизить уровень коррупции и ее системные проявления, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию страны.

Современная Россия из-за широкого распространения и институционального оформления коррупционных отношений терпит все возможные негативные последствия от распространения этого феномена. Поэтому коррупция превратилась в угрозу национальной безопасности российского государства и указывает на объективную необходимость комплексной антикоррупционной политики, способной решить эту проблему и обеспечить нормальные условия для развития российского общества.

Использованная литература

Левин М.И., Сатаров Г.А, Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого // Российская газета. 2011.19.02.

Левин М.И., Сатаров Г.А. Явление коррупции России // Независимая газета. 12.2010

Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. - М.: Логос, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика сущности и основных проявлений коррупции в российском обществе. Особенности правовой политики в сфере противодействия коррупции в России. Изучение предложений для разработки мер противодействия распространению этого криминального феномена.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Понятие, характеристика и формы коррупционной деятельности. Подходы к исследованию коррупции. Исторический и религиозный аспекты распространения коррупции на Ближнем Востоке. Экономические, институциональные и социально-культурные причины коррупции.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Сущность, структура, масштабы и влияние коррупции в Украине. Уголовно-правовая характеристика должностных преступлений. Коррупция в органах правопорядка и власти. Организационные, правовые и экономические основы по борьбе с коррупционной деятельностью.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Понятие коррупции в российском законодательстве и науке. Понятие коррупции в международном праве. Особенности и масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования. Меры борьбы и профилактика коррупции в системе высшего образования (в СФУ).

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Правовое закрепление государственных мер по противодействию коррупции. Антикоррупционная политика Российской Федерации, её перспективные направления. Средства противодействия коррупции в системе государственной власти. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2017

    Понятие и общие признаки коррупции, исторические аспекты развития антикоррупционной деятельности, меры ее профилактики. Предпосылки распространения коррупции в современной России, этапы становления и перспективы развития антикоррупционной политики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Понятие и сущность коррупции как социального и общеправового явления. Конституционно-правовой механизм противодействия коррупции в деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Причины и предупреждение политической коррупции.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2012

    Предпосылки распространения коррупционной преступности в современной России. Совершенствование антикоррупционной политики Краснодарского края, основываясь на опыте Сингапура. Анализ деятельности государственных органов по противодействию коррупции.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2015

    Исторический аспект антикоррупционной деятельности. Понятие и формы коррупции, ее результаты и следствия. Причины коррумпированности государственных служащих. Государственно-правовые, специальные, организационные меры борьбы с коррупционной преступностью.

Поделиться