Сферы и подразделения экономики. Сферы и подразделения национальной экономики. Народнохозяйственный комплекс России

1. Введение

2. Сферы и подразделения экономики

3. Структурная перестройка экономики

4. Заключение.

5. Литература

Введение

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Народнохозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.

1. Сферы и подразделения экономики

При анализе народного хозяйства в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики.

Сферы экономики

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства. К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Отрасли экономики

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевые комплексы

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др.

В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

По признаку разделения труда можно выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.

Секторы экономики

Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.

2. Структурная перестройка экономики

Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Особенности и направления структурной перестройки в России

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Национальная экономика структурируется по воспроизведенному и отраслевому признакам.

Воспроизводственная структура предполагает деление общественного продукта по принципу их функционального назначения.

Отраслевая структура - это деление хозяйственной системы по основным видам деятельности. Структура общественного производства предполагает наличие народнохозяйственных пропорций. Рассмотрим их.

Общеэкономические пропорции отражают количественные соотношения, например между накоплением и потреблением, между производством средств производства и производством предметов потребления и т. д. Все они относятся к общественному воспроизводству макроэкономического уровня.

Межотраслевые пропорции - это количественные соотношения между различными отраслями общественного производства, например между добывающей и перерабатывающей промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством и т. д.

Внутриотраслевые пропорции - это количественные соотношения между отдельными производствами отрасли (например, заготовка пиломатериалов и изготовление мебели).

Межгосударственные пропорции - это количественные соотношения между национальными отраслями производства различных стран.

Экономисты различных школ предлагают свои варианты достижения пропорциональности в развитии экономики. Один из первых вариантов предложил К. Маркс в 1885 г. во втором томе «Капитала» в своих знаменитых схемах воспроизводства.

Он исходил из того, что в производстве имеются два подразделения: первое (I), где производятся средства производства (продукция машиностроения), и второе (II), где создаются предметы потребления (сфера жизнеобеспечения). Необходимость выделения этих двух подразделений обусловлена тем, что средства производства и предметы потребления выполняют разные функции: первые служат для воспроизводства вещественных элементов производительных сил (замена оборудования), вторые - для воспроизводства человеческого фактора.

Современное общественное воспроизводство сложнее и объемнее по сравнению с тем, которое исследовал К. Маркс. Оно охватывает не только материальное производство (I и II подразделения), но также нематериальное и военную экономику, которые образуют III и IV сферы.

Более разветвленные и сложные связи, существующие ныне между ними, уже не укладываются в схему Маркса .

В современной западной литературе (А. Фишер, К. Кларк) используется теория «трех секторов». В основе этой теории лежит деление всех отраслей национального хозяйства на «первичный», «вторичный» и «третичный» секторы.

В «первичный сектор» входят отрасли, связанные с производством, добычей и использованием естественных ресурсов (сельское, лесное, рыбное хозяйство).

«Вторичный сектор» состоит из отраслей обрабатывающей промышленности. Добывающую промышленность относят иногда к первому, иногда ко второму сектору.

К «третичному» относят «отрасли услуг» - транспорт, коммунальное обслуживание, строительство, торговлю, финансы, образование, здравоохранение, госаппарат, армию и т. п.

Организационно-экономическая структура отражает отношения, складывающиеся в процессе организации производства общественного продукта. Данная структура характеризуется системой пропорций между долями общественного продукта, созданными хозяйственными звеньями, которые сгруппированы по уровню концентрации или специализации производства.

С точки зрения концентрации производства она может быть представлена соотношением удельных весов крупных, средних и мелких предприятий в отраслевом производстве, ВНП или ВВП; с точки зрения специализации - пропорцией между долями специализированных или многопрофильных производств, исчисляемой как по народному хозяйству в целом, так и в отраслевом разрезе. Рассматриваемые в своем единстве обе разновидности организационно-экономической структуры достаточно полно характеризуют сложившийся в национальной экономике уровень технологической монополизации производства.

Социально-экономическая структура характеризует, с одной стороны, вклад предприятий различных форм собственности в производство общественного продукта, с другой - дифференциацию доходов различных групп населения .

Организационно-экономическая и социальная структуры общественного продукта в Российской Федерации претерпевают значительные изменения в ходе создания современной рыночной системы. В дореформенный период организационно-экономическая структура России по сравнению со странами с развитой рыночной экономикой отличалась чрезвычайно высокой концентрацией производства, а социально-экономическая структура - почти безраздельным господством государственной формы собственности и относительно равномерным распределением дохода между различными группами населения. Развертывание процессов приватизации и демонополизации производства, развитие мелкого бизнеса привели к снижению уровня концентрации производства, повышению доли частного сектора экономики и усилению дифференциации доходов.

Как система национальная экономика имеет определенные показатели, характеризующие уровень ее развития. Идентичность показателей, основанная на общей методике их подсчета, одновременно позволяет проводить международные сопоставления и выводить агрегатные данные в целом по мировой экономике.

Экономический потенциал отражает объем, структуру, качество и технический уровень производимых в ней товаров и услуг, а также накопленные в стране и за рубежом материальные и духовные ценности. Для его полной характеристики необходим целый ряд показателей, однако основными являются валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и национальное богатство. Для окончательного определения экономического потенциала необходимо его сравнение с аналогичными показателями других стран .

Национальное богатство (НБ) -- это совокупность ресурсов страны, необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. Оно включает: нефинансовые производственные и непроизводственные активы, финансовые активы (пассивы), прямые иностранные инвестиции, товары длительного пользования в домашних хозяйствах. При оценке элементов национального богатства используют как натуральные, так и стоимостные показатели. Данные о национальном богатстве позволяют оценить экономический потенциал страны, уровень развития экономики и степень благосостояния населения.

Национальный доход (НД) -- часть валового внутреннего продукта, которая остается после вычета затрат на его производство, Национальный доход может быть: а) произведенный, б) используемый на потребление и накопление.

Наиболее универсальным показателем оценки внутреннего экономического потенциала любой страны служит объем валового внутреннего продукта (ВВП). По показателям ВВП можно определить стоимость товаров и услуг, произведенных национальной экономикой и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта.

ВВП рассчитывается тремя способами: по производству -- как сумма добавленной стоимости всех отраслей материального производства и сферы услуг; по распределению -- как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных капиталовложений, прироста или уменьшения запасов; по доходам -- как сумма заработной платы наемных работников, всех видов прибыли, рентных доходов, амортизационных отчислений и косвенных налогов. Все три метода подсчета ВВП должны дать один и тот же результат. Динамизм и устойчивость экономического развития страны определяются другим показателем -- среднегодовым темпом прироста ВВП. Дополняет общую картину расчет ВВП на душу населения.

Национальная экономика представляет собой сложную многоуровневую хозяйственную систему, определение сущности которой зависит от целей исследования. Для анализа экономической деятельности понятие национальной экономики определяется следующим образом.

Национальная экономика - это единый комплекс взаимосвязанных отраслей (видов экономической деятельности), сформированных в результате общественного разделения труда, научно-технического развития, международного сотрудничества, специфичных в пределах той или иной страны.

В структурном плане национальную экономику можно рассмотреть с точки зрения правовой, отраслевой и пространственной организации.

В правовом плане национальная экономика - это совокупность организаций, имеющих статус юридического лица (коммерческие и некоммерческие организации).

В отраслевом плане при анализе национальной экономики используются такие понятия, как сфера, сектор, отрасль, вид экономической деятельности.

Подразделение национальной экономики на сферы осуществляется с точки зрения участия их в формировании валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД). Кроме того, деление на сферы позволяет проследить единую цепь экономической деятельности. В соответствии с этим вся национальная экономика делится на две сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Сфера материального производства представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения. Результатом деятельности в данной сфере являются продукция производственно-технического назначения, товары и изделия широкого потребления (потребительские товары), услуги транспорта, связи и др.

В мировой практике используется также деление сферы материального производства на три элемента:

  • первичная (часть экономики, связанной с добычей сырья, растениеводством, животноводством);
  • промышленная (часть экономики, относящейся к производству промежуточного продукта - материалов, комплектующих, машин и оборудования);
  • конечного продукта (часть экономики, где производятся предметы потребления).

Непроизводственная сфера объединяет отрасли и виды деятельности по обслуживанию населения:

  • образование;
  • здравоохранение и социальные услуги;
  • деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг и др.

Для обобщающей характеристики экономических процессов национальная экономика разделена на секторы.

Сектором национальной экономики называется совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, поведения и методов финансирования затрат на производство.

Таким образом, группировка по секторам позволяет разделить части национальной экономики, обладающие общими характеристиками, в теоретических и практических целях (для статистических наблюдений, государственного регулирования и т.д.).

В зависимости от формы собственности различают секторы экономики: государственный и частный.

Государственный сектор представлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами.

Частный сектор представлен совокупностью предприятий, организаций и учреждений, непосредственно не контролируемых государством.

В соответствии с принятой системой национальных счетов (СНС) в отечественной экономике сформированы следующие секторы:

  • нефинансовых предприятий;
  • финансовых учреждений;
  • государственных учреждений;
  • домашних хозяйств;
  • некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Сектор нефинансовых предприятий представляет совокупность хозяйственных единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческих организаций, занятых нерыночным производством.

При этом по формам контроля различаются три подсектора:

  • государственный;
  • национальный частный;
  • иностранный.

Сектор нефинансовых предприятий вносит наибольший вклад в производство валового внутреннего продукта, но не участвует в конечном потреблении.

Сектор финансовых учреждений представлен совокупностью коммерческих и некоммерческих организаций, основными видами деятельности которых являются финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность в области финансового посредничества и страхования. В сектор финансовых учреждений включаются: Банк России; коммерческие банки, прочие финансовые посредники (инвестиционные и инновационные фонды, лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы и т.д.); финансовые вспомогательные учреждения (фондовые биржи), страховые корпорации и пенсионные фонды. Следует различать государственные, национальные частные и иностранные учреждения.

Сектор государственных учреждений включает совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Основными функциями сектора государственных учреждений являются: организация предоставления товаров и оказания услуг обществу и финансирование такого предоставления из средств от налогообложения или других доходов; перераспределение доходов и материальных ценностей путем трансфертов; производство нерыночных услуг. Сектор государственных учреждений имеет федеральный, региональный и местный уровни.

Сектор домашних хозяйств представлен совокупностью домашних хозяйств, состоящих из небольшой группы лиц. В рамках домашнего хозяйства они объединяют часть или все свои доходы и активы, совместно потребляют отдельные виды товаров и услуг. Некоторые из домашних хозяйств осуществляют производственную деятельность в форме некорпорированных предприятий.

В зависимости от вида доходов (наибольшего источника доходов) можно различать следующие подсекторы сектора домашних хозяйств: работодатели; работники наемного труда; лица, работающие по найму; получатели доходов от собственности и трансфертов. Домашние хозяйства делятся также по роду занятий, отрасли труда, образованию и квалификации лица, признанного его главой. Наконец, подсекторы сектора домашнего хозяйства могут формироваться в соответствии с размером общего дохода, числом членов или местом его расположения.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, представлен совокупностью некоммерческих организаций, основной функцией которых является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам на нерыночной основе. Этот сектор финансируется в основном за счет добровольных взносов, спонсорской помощи, доходов от собственности. К данному сектору относятся также самостоятельные подразделения предприятий и организаций, оказывающие услуги социально-культурного характера своим работникам.

Единую цепь экономической деятельности, формирующую современный экономический процесс в рамках национальной экономики, можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

Секторы национальной экономики в свою очередь складываются из однородных видов экономической деятельности - отраслей, перечень которых определяется по принятой классификации.

Рис. 1.1.

Отраслью (видом экономической деятельности) является совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли имеет целью решение многочисленных задач, среди которых основными являются:

  • идентификация экономической деятельности, заявляемой хозяйствующими субъектами при регистрации;
  • разработка нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  • осуществление государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
  • обеспечение потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др.;
  • подготовка статистической информации для сопоставления ее на международном уровне.

Для решения последней из перечисленных задач постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-СТ с 1 января 2003 г. вводится в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), построенный на базе Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономической сообществе (КДЕС). Он заменяет Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), части I и IV (применительно к экономической деятельности).

В табл. 1.1 приведен укрупненный перечень отраслей (видов экономической деятельности) согласно ОКОНХ и ОКВЭД.

С точки зрения пространственной организации в течение многих лет для целей экономического прогнозирования и программирования, а также индикативного планирования территориального развития Российской Федерации используется сетка экономического районирования.

Экономическим районом считается часть территории страны, отличающаяся примерным единством природных условий, демографических особенностей, расселения, специализации хозяйства и социальной сферы, определяющим его место в экономике страны, и ограниченная административными границами входящих в его состав субъектов Российской Федерации. Созданные в соответствии с Указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» семь федеральных округов - Центральный (центр округа -

Москва); Северо-Западный (центр округа - Санкт-Петербург); Южный (центр округа - Ростов-на-Дону); Приволжский (центр округа - Нижний Новгород); Уральский (центр округа - Екатеринбург); Сибирский (центр округа - Новосибирск); Дальневосточный (центр округа - Хабаровск) не совпадают с сеткой экономического районирования.

Перечень отраслей (видов экономической деятельности) согласно ОКОНХ и ОКВЭД

Таблица 1.1

ОКОНХ

ОКВЭД

Промышленность Сельское хозяйство Строительство Транспорт Связь

Торговля и общественное питание Материально-техническое снабжение и сбыт Заготовки

Жилищное хозяйство Коммунальное хозяйство Непроизводственные виды бытового обслуживания населения Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение Образование Культура и искусство Наука и научное обслуживание

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства Деятельность экстерриториальных организаций

Сферы экономики

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Отрасли экономики

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль - группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевы е комплексы

Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта.

Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли народного хозяйства.


Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др.

В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

По признаку разделения труда можно выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.

Секторы экономики

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор. Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений - совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор «остальной мир», - это совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор - производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

Выводы

1. Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.

2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».

3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.

В данном разделе рассмотрен хозяйственный комплекс России, в котором главную роль играет ФИРМА как самостоятельный хозяйственный субъект экономики, обеспечивающий экономический рост и подъём национальной экономики в целом, дана общая характеристика фирмы, а также её цели, задачи, функции, структура. Показана модель функционирования фирмы в рыночной среде, отражено влияние изменяющейся внешней среды на её хозяйственную деятельность. Рассмотрены организационная структура фирмы и формы организации бизнеса в рыночном пространстве.

Фирмой называется предприятие (организация), которое осуществляет коммерческую деятельность в целях получения прибыли, наделено правами юридического лица, имеет собственное наименование и прошло требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В таком смысле понятие фирма не зависит от формы собственности (федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной).

Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов, других обязательных платежей. То есть предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. В современных условиях каждое предприятие, чтобы выжить, должно заниматься предпринимательской деятельностью: и производственным, и коммерческим, и финансовым предпринимательством, предприятия наделены правом юридического лица, имеют своё наименование и зарегистрированы в уполномоченных государственных органах. Предпринимательство как вид человеческой деятельности возникает и существует только в рамках товарного производства и рыночного товарообмена, что характерно для существующей российской действительности.

1.1. Сферы и подразделения национальной экономики

Хозяйственный комплекс России

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.

Национальное хозяйство является результатом экономического и социального развития общества, развития специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

Хозяйственный комплекс имеет особые отраслевые, воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики.

Сферы и подразделения экономики

При анализе хозяйства стран в экономических исследованиях обычно используются такие понятия, как сфера , отрасль , сектор экономики .

Сферы экономики

С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

Отрасли экономики

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевые комплексы

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые хозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, лесной и минерально-сырьевой комплексы, транспортный комплекс и др.

В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

По признаку разделения труда можно выделить многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, территориально-производственные комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы.

Секторы экономики

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор, или сектор "остальной мир", – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

Иногда дополнительно выделяют смешанные отрасли, которые оказывают рыночные и нерыночные услуги.

По международной статистике, экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К первой группе относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т. д.). К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и др.

1.2. Структурная перестройка экономики

Хозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой . Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Особенности и направления структурной перестройки в России

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики.

Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании хозяйственной структуры. Прежняя структура хозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой хозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Тенденции развития промышленности

Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально- производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

Сегодня доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.

Произошли структурные изменения в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась.

Существенное сокращение произошло в производстве машин и оборудования, их доля в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6 % в 1991 г. до 17,7 % в 1998 г.

С учетом потребностей структурной перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.

Намечаемые структурные сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16 % в 1995 г. до 10 % в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих отраслей (с 84 % в 1995 г. до 90 % в 2010 г.). В течение ближайших 2-3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.

Правительство намечает целую систему мер поддержки и стимулирования развития этих отраслей: формирование институциональных и законодательных условий, реформирование налоговой системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных и иностранных инвестиций. Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп. Так, для отраслей с большим научно-техническим потенциалом, способных в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.), намечаются государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.

В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных преобразований будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.

При нефтепереработке будут предприниматься меры по улучшению экологической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов.

Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.

В отдельных отраслях промышленности приоритетными будут следующие основные направления развития.

В черной металлургии и, в частности, в прокатном производстве основным направлением совершенствования структуры будет расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.

Рентабельность в черной металлургии составила в 1999 г. 8,2 %, т. е. произошло снижение за год в 3,1 раза. Выход из сложившейся ситуации – техническое перевооружение металлургических предприятий за счет увеличения методов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трудового процесса. Кроме того, прогнозируемый рост мировых цен практически на все металлы может повысить привлекательность данной отрасли для инвесторов, способствовать притоку финансовых средств и росту ликвидности акций металлургических предприятий.

В цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим "сухим" способом и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий.

В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей и организация выпуска крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных средств.

В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса. В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.

В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи. Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Контрольные вопросы

1. Дать определение хозяйственного комплекса России.

2. Что входит в хозяйственный комплекс страны?

3. Что называется сферой экономики, отраслью экономики, сектором экономики?

4. Назвать основные секторы экономики современной России.

5. В чём состоит суть специфической структурной перестройки экономики?

6. Назвать основные тенденции развития современной России.

Поделиться