Полисы греции и их борьба с персидским нашествием. Полисы греции и их борьба с персидским нашествием Контурная карта древняя аттика

Задание № 16. Запишите, что обозначают эти слова.

Задание № 17. Заполните контурную карту «Древняя Аттика».


1. Обведите границы Афинского государства.
2. Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Напишите их названия.
3. Обозначьте знаком серебряные рудники.

Задание № 18. Впишите недостающие слова.
Главные требования афинского демоса в VII (7-ом) веке до н.э.

Задание № 19. Ответьте на вопросы к рисунку.


«Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит афинянин со свитком папируса в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идёт речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с умным видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?
Со свитком Солон. Рабыня – это земля. Земледельцам были прощены долги. Изображена отмена долгового рабства.

Задание № 20. Впишите недостающие слова.
Главное в законах Солона.
1. Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось отдавать в долговое рабство .
2. Архонтом мог стать (кто из граждан?) любой гражданин .
3. Для решения государственных дел стали созывать Народное Собрание , в котором участвовали все афинские граждане
4. Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных граждан .

Задание № 21. Выполните задание.
Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках.
Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты.
Различие в климате, земле.

Задание № 22. Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко-персидские войны».
1. Обведите границу Аттики.
Мессения
Лаконика

Обозначьте первыми буквами их названий главные города Афинского и Спартанского государств.
2. Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Напишите его название.
3. Обозначьте направления походов войск и флота персидского царя Ксеркса.
4. Обозначьте двумя скрещёнными мечами места важнейших сражений во время греко-персидских войн. Напишите первые буквы их названий.

Задание № 23. Вспомните древнегреческий миф.
Вот его начало: «По всей Греции почитали этого могучего героя…»


Как звали героя? Какой его подвиг изобразил художник?
Героя звали Геракл. Изображена победа над Немейским Львом.

Задание № 24. Найдите ошибки в текстах.
1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.
Наоборот, в Аттике не хватало хлеба, а вина и масла было вдоволь.
2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.
Солон отпустил только рабов – греков. Теперь рабами могли быть только иностранцы.
3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.
Судьями могли быть только свободные люди.
4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.
Афины были очень красивым городом.
5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.
Спартанские юноши были знамениты своей силой и храбростью.

Задание № 25. Впишите недостающие слова.
Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Чёрного моря.
Купцы из городов Греции везли в колонии:

Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:

Задание № 26. Заполните контурную карту «Основание греческих колоний».

1. Закрасьте одним цветом территорию Греции в 8-м веке до н.э., а другим цветом берега, колонизированные греками в 8-6-м веках до н.э.
2. Закрасьте кружочки, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Напишите первые буквы из названий.
3. Напишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Напишите её название.
5. Напишите названия морей – Средиземного, Чёрного.

Задание № 27. Вспомните древнегреческий миф:


Чему посвящена изображённая на рисунке сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чём были его обязанности?

Задание № 28. Рассмотрите рисунки (с. 22) и ответьте на вопросы.
1. Какой из кораблей – военный или торговый – двигался по морю быстрее? Чем объяснить большую скорость передвижения одного из кораблей?


2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Как они различаются по размерам? По скорости передвижения?)
Древнегреческие корабли изготовлены из дерева, а современные – из металла. Сейчас корабли передвигаются гораздо быстрее, чем раньше, т.к. древнегреческие суда двигались от скорости ветра.

Задание № 29. Впишите недостающие слова.
Олимпийские игры в древности.
Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Они устраивались в Олмпии, расположенной в Южной Греции.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своём родном городе десять месяцев, а затем ещё некоторое время (как долго?) 1 месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии.
Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега , затем атлеты состязались в прыжках в длину, метания копья и диска .
Последним состязанием в пятиборье была борьба .
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязание были гонки колесниц .
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были венки из ветвей оливы .

Задание № 30. Ответьте на вопросы.
Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в Играх.
Чем это можно объяснить? Во скольких Олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?
Спартанцам запретили участвовать в пяти Играх, т.к. они начали войну незадолго до Олимпийских игр. Ведь во время Игр обязательно должно было быть объявлено перемирие.

Задание № 31. Найдите ошибки.
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьёз, что герой Троянской войны Гектор ещё в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четвёрку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, её звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?

Задание № 32. Ответьте на вопросы.
При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О всё видавшем», потому что оно начинается с этих слов.
Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?

1. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

2. Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

Задание № 16. Напишите, что означают эти слова.

Полис – небольшие самостоятельные города-государства.

Ареопаг – совет знати в Афинах.

Архонты – правители в Афинах, которые выбирались из числа знатных и богатых.

Демос – простой народ в Греции, имеющий гражданские права, но не принадлежащий к знати.

Задание № 17. Заполните контурную карту «Древняя Аттика».

Задание № 18. Впишите недостающие слова.

1. Отменить долговое рабство;

2. Переделить землю;

3. Участвовать независимо от знатности в управлении (чем?) государством.

Задание № 19. Ответьте на вопросы к рисунку.

Со свитком изображен афинский архонт Солон, отменивший долговое рабство и повелевший выкинуть с полей долговые камни. «Рабыней», получившей свободу, Солон образно назвал землю Аттики. Земледельцам были прощены все долги, за счет государства выкуплены все, кто был продан в рабство, и было запрещено обращать в рабство афинских граждан. Хмурыми изображены кредиторы, терявшие заложенные им земли.

Задание № 20. Впишите недостающие слова.

1. Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось обращать в рабство.

2. Архонтом мог стать любой богатый человек, независимо от знатности.

3. Для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане.

4. Судьи выбирались из (каких граждан?) числа всех граждан, независимо от их знатности и богатства, по жребию.

Задание № 21. Выполните задание.

Различия объясняются климатом, типом обрабатываемой земли и распространенным местности видом животных. В Египте использовались заливные земли, мягкие и легкообрабатываемые, потому для пахоты использовалась корова (зачем содержать лишних быков). В Греции земля каменистая, трудная в обработке, потому необходимо было использовать физически более сильных животных – быков.

Задание № 22. Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко-персидские войны».

2. Обведите границы двух областей в Южной Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:

1. Мессения

2. Лакония.

3. Афины, Пирей, Спарта

4. Олимпия

6. Марафонская битва, Фермопильское сражение, битва при Саламине, битва при Платеях.

Задание № 23. Вспомните древнегреческий миф.

На рисунке изображен первый подвиг Геракла – убийство немейского льва. По приказанию царя Микен Геракл разыскал пещеру, где обитал огромный зверь и вступил с ним в схватку. По мифу шкуру льва не могло пробить ни одно оружие. Геракл ударил льва дубиной, что изображено на рисунке, но она разлетелась, и тогда герою пришлось задушить зверя.

Задание № 24. Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

Земли в Аттике были каменистые и засушливые, потому хлеб произрастал плохо и его привозили из других стран. Земледельцы же Аттики выращивали оливковые деревья и виноград и торговали маслом и вином с другими странами.

2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.

Солон повелел отпустить афинян, обращенных в рабство. Отныне рабами в Афинах были только привозные чужеземцы.

3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.

Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства.

4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Обычно чужеземцы не приезжали в Спарту. В ней не было крепостных стен, не было дворцов, театров и статуй.

5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

Спартанцев воспитывали как воинов, потому они были малограмотными людьми. К примеру, афиняне называли спартанцев «неучами».

Задание № 25. Впишите недостающие слова.

Купцы из городов Греции везли в колонии:

2. оливковое масло;

3. изделия ремесла – оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции.

1. пшеницу,

3. шкуры животных, мед.

Задание № 26. Заполните контурную карту «Основание греческих колоний».

4. Карфаген.

Задание № 27. Вспомните Древнегреческий миф.

Рисунок посвящен одиннадцатому подвигу Геракла, который был послан за золотыми яблоками, росшими в саду Гесперид. По представлениям греков это происходило у края земли на берегу Океана. С яблоками изображен Геракл, а великан – титан Атлант, который держал небосвод над Землей.

Задание № 28. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

1. Какой из кораблей - военный или торговый - двигался по морю быстрее? Чем объяснить бóльшую скорость передвижения одного из кораблей?

Военный двигался быстрее, потому что имел другую конструкцию и обводы корпуса, а также за счет применения гребной силы. Парус использовался только при попутном ветре.

2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Чем различаются по размерам? По скорости передвижения?).

Используемый материал. Греки – дерево, парусина, пенька, волос, бронза, железо. Современность – сталь, карбон, синтетические материалы и пр. Размеры. Греки – маленькие суда. Современность – гигантские. Скорость. Греки – маленькая. Современность – большая.

Задание № 29. Впишите недостающие слова.

Олимпийские игры проводились один раз в 4 (четыре) года. Они устраивались в Олимпии, расположенной в Южной Греции.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776-м году до н.э.

Перед Играми атлеты должны были тренироваться в своём родном городе 12 месяцев, а затем ещё некоторое время (как долго?) 1 месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии.

Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега (1), затем атлеты состязались в прыжках в длину (2), метании копья (3), диска (4).

Последним состязанием в пятиборье была борьба (5).

Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были кулачный бой, бег с оружием, гонки на колесницах.

В последний день олимпийских игр победители получали награды, это были венки из ветки оливы.

Задание № 30. Ответьте на вопросы.

На время Олимпийских игр запрещались войны между враждующими греческими полисами. Спартанцы нарушили это правило, они были наказаны. Таким образом, так как Олимпийские игры проводятся раз в четыре года, то спартанцы пропустили 5 игр

Задание № 31. Найдите ошибки.

1. Во времена Троянской войны Олимпийских игр не существовало;

2. Чужеземцы не имели права участвовать в играх;

3. Женщины не имели права присутствовать на играх.

Задание № 32. Ответьте на вопросы.

Этими словами начинается «Илиада» - поэма Гомера о последнем годе Троянской войны. Начинается она с описания ссоры Ахилла и Агамемнона, а заканчивается сценой погребения Гектора.

Задание № 33. Выполните задания.

1. На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение.

Вооружение греческого воина состояло из копья, короткого меча и большого круглого щита. Тело воина защищали панцирь, поножи (щитки на ногах) и закрытый шлем.

2. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите буквы, слова и даты.

1. На Марафонской равнине в 490 году до н.э. греками командовал стратег Мильтиад. Битва завершилась победой греков (афинян).

2. В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. После битвы полчища Ксеркса вторглись в Среднюю Грецию.

3. В Саламинском проливе в 480 году до н.э. афинским флотом командовал Фемистокл.

После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден покинуть Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии.

4. Битва близ города Платеи в 479 году до н.э. завершилась разгромом сухопутной персидской армии.

Задание № 34. Ответьте на вопросы.

1. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

Большая часть персидской армии была набрана ими из покоренных персами народов и им чужды были интересы персидского царя и знати, а потому эти воины отличались низким боевым духом и дисциплиной. К тому же в Фермопильском сражении персидские войска были деморализованы серьезными потерями в безуспешных атаках и стойкостью спартанского войска.

2. Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

Греческая армия состояла из свободных граждан. Они сражались «за своих богов, за свой очаг, за свою отчизну», подчинялись законам своего государства и считали позорным бросить товарища в бою.

16) Напишите, что означают эти слова.

    Ответ: Полис - небольшие самостоятельные породки. Ареопаг - совет старейшин. Архонты - высшие должностные лица. Демос - свободные граждане.

17) Заполните контурную карту «Древняя Аттика».

1) Обведите границы Афинского государства.

2) Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Напишите их названия.

3) Закрасьте важнейший район земледелия.

4) Обозначьте знаком серебряные рудники.

18) Впишите недостающие слова. Главные требования афинского демоса в VII (7-м) веке до н.э.

    1) Отменить долговое рабство

    2) Переделить землю

    3) Участвовать независимо от знатности в управлении (чем?) государством

19) Ответьте на вопросы к рисунку. «Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит афинянин со свитком папируса в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?

    Ответ: Со свистком: Солон, Рабыня: получила свободу. Земледельцам были прощены долги.

20) Впишите недостающие слова. Главное в законах Солона.

    1) Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось - отдавать долговое право

    2) Архонтом мог стать (кто из граждан?) - любой гражданин

    3) Для решения государственных дел стали созывать народ. собрание, в котором участвовали все афинские граждане.

    4) Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных граждан.

21) Выполните задание. Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках. Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты.

    Ответ: Различия: климат, обработкой земли, распр. вид. животных.

22) Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко- персидские войны».

+ 2) Обведите границы двух областей в Южном Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:

    а) Мессения

    б) Локония

+ 3) Обозначьте первыми буквами их названий главные города Афинского и Спартанского государств.

+ 4) Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Напишите его название.

+ 5) Обозначьте направления походов воиск и флота персидского царя Ксеркса.

+ 6) Обозначьте двумя скрещенными мечами (Х) места важнейших сражений во время греко-персидских войн. Напишите первые буквы их названий.

23) Вспомните древнегреческий миф. Вот начало мифа: «По всей Греции почитали этого могучего героя... » Как звали героя? Какой его подвиг изобразил художник?

    Ответ: Геракл. Победа над кровожадным львом.

24) Найдите ошибки в текстах.

    + 1) Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: Вино и масло привозили из других стран.

    • Ответ: Наоборот в Аттике не хватало хлеба, а вина и масла было вдоволь.

    + 2) Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.

      Ответ: Рабы были, но их правда отменили

    + 3) Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди

      Ответ: Судьи были свободные люди

    + 4) Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались её крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

      Ответ: Афины была очень красивым городом.

    + 5) Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

      Ответ: Спартанцы были знамениты своей силой и храбростью.

    25) Впишите недостающие слова.

    Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Черного моря.

+ Купцы из городов Греции везли в колонии:

    а) Оливки

    б) Вино и керамика

    в) Ткань и оружие

+ Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:

    а) Гончарные изделия

26) Заполните контурную карту «Основание греческих колоний».

1) Закрасьте одним цветом территорию Греции в III 98-м) веке до н.э., а другим цветом берега, колонизованные греками в VIII-VI (8-6-м) веках до н.э.

2) Закрасьте кружочек, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Напишите первые буквы их названий.

3) Напишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.

4) Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Напишите ее название.

5) Напишите названия морей - Средиземного, Чёрного.


27) Вспомните древнегреческий миф. Чему посвящена изображенная на рисунке сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чем были его обязанности?

    Ответ: Миф о Геракле. Царь города Микены приказал Гераклу принести яблоки. Изображены: Геракл и Атлант. Атлант держит небосвод, а герой Геракл обманул его.

28) Рассмотрите рисунки (с. 22) и ответьте на вопросы.

+ 1) Какой из кораблей - военный или торговый - двигался по морю быстрее? Чем объяснить большую скорость передвижения одного из кораблей?

    Ответ: Быстрее движется военный корабль. Потому что, волны волнуются сильнее, а также гребль много.

31) Найдите ошибки. Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор ещё в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, её звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!» . Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?

    а) Во времена битвы в Трои не было Олимпийских игр

    б) Чужеземцы не участвовали в играх

    в) Женщины НИКОГДА не были на Олимпийских играх.

32) Ответьте на вопросы. При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О всё видавшем», потому что начинается с этих слов. Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?

    Ответ: Начинается так «Иллиада». В начале написано о ссоре Ахилла и Агемиолич, а конец - похороны Гектора.

33) Выполните задания.

+ 1) На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение.

    Ответ: Вооружение: копья, щит, меч. Доспехи: панцирь, поногии, шлем

+ 2) Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты.

    а) На Марофонской равнине в 490 году до н.э. греками командовал стратег Мильтиад. Битва завершилась (кто победил) победой греков.

    б) В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Аттику и Биотию.

    в) В Саламииском проливе в 480 году до н.э. афинским флотом командовал Фемистокл. После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции.

    г) Битва близ города Плате и в 479 году до н.э. завершилась разгромом персидских войск.

34) Ответьте на вопросы. Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами.

+ 1) Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

    Ответ: Часть персидской армии была набрана ими из побежденных народов. К тому же в Фермопильском сражении войска Персии потеряли много чего.

+ 2) Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

    Ответ: Греческая армия состояла из одних свободных людей, которые сражались за богов.

Задание № 16. Заполните контурную карту «Древняя Аттика»

1. Обведите границы Афинского государства

2. Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Надпишите их названия

3. Закрасьте важнейший район земледелия

4. Обозначьте серебряные рудники значком

Задание № 17. Напишите, что означают эти слова

Полис — город-государство в античном мире, состоящее из самого города и прилегающей к нему территории

Ареопаг — совет старейшин, орган власти в Древних Афинах

Архонты — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах

Демос — В Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии

Задание № 18. Впишите недостающие слова

Главные требования афинского демоса в 7 веке до н.э.

1. Отменить долговое рабство

2. Переделить землю

3. Участвовать независимо от знатности в управлении государством

Задание № 19. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

«Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит афинянин со свитком в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?

Со свитком изображен афинский архонт Солон, отменивший долговое рабство и повелевший выкинуть с полей долговые камни. «Рабыней», получившей свободу, Солон образно назвал землю Аттики. Земледельцам были прощены все долги, за счет государства выкуплены все, кто был продан в рабство, и было запрещено обращать в рабство афинских граждан. Хмурыми изображены кредиторы, терявшие заложенные им земли

Задание № 20. Впишите недостающие слова

Главное в законах Солона

1. Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось отдавать в долговое рабство

2. Архонтом мог стать (кто из граждан?) любой гражданин Афин из первых трех имущественных разрядов (всего их было четыре: пентакосиомедимны, всадники , зевгиты, феты)

3. Для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане

4. Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных афинян

Задание № 21. Выполните задание

Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках.
Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты

Различия объясняются климатом, типом обрабатываемой земли и распространенным местности видом животных. В Египте использовались заливные земли, мягкие и легкообрабатываемые, потому для пахоты использовалась корова (зачем содержать лишних быков). В Греции земля каменистая, трудная в обработке, потому необходимо было использовать физически более сильных животных — быков

Задание № 22. Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко-персидские войны»

1. Обведите границу Аттики

2. Обведите границы двух областей в Южной Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:

1. Мессения

2. Лакония

3. Обозначьте первыми буквами названия главных городов — Афинского и Спартанского государств:

Афины, Пирей, Спарта

4. Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Надпишите его название:

5. Обозначьте направления походов войск и флота персидского царя Ксеркса

6. Обозначьте двумя скрещенными мечам места важнейших сражений во время греко-персидских войн и надпишите их названия первыми буквами:

Марафонская битва, Фермопильское сражение, битва при Саламине, битва при Платеях

Задание № 23. Вспомните древнегреческий миф.

Вот начало мифа: «По всей Греции почитали этого могучего героя...» Как звали героя? Какой его подвиг представлен на рисунке нашего времени? Как изображены противники — зверь и человек?

На рисунке изображен первый подвиг Геракла — убийство немейского льва. По приказанию царя Микен Геракл разыскал пещеру, где обитал огромный зверь и вступил с ним в схватку. По мифу шкуру льва не могло пробить ни одно оружие. Геракл ударил льва дубиной, что изображено на рисунке, но она разлетелась, и тогда герою пришлось задушить зверя

Задание № 24. Найдите ошибки в текстах

1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран

Земли в Аттике были каменистые и засушливые, потому хлеб произрастал плохо и его привозили из других стран. Земледельцы же Аттики выращивали оливковые деревья и виноград и торговали маслом и вином с другими странами

2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало

Солон повелел отпустить афинян, обращенных в рабство. Отныне рабами в Афинах были только привозные чужеземцы

3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди

Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства

4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями

Обычно чужеземцы не приезжали в Спарту. В ней не было крепостных стен, не было дворцов, театров и статуй

5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков

Спартанцев воспитывали как воинов, потому они были малограмотными людьми. К примеру, афиняне называли спартанцев «неучами»

Задание № 25. Впишите недостающие слова

Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Черного моря.

Купцы из городов Греции везли в колонии:

1. оливковое масло и вино

2. оружие и ткани

3. керамику и украшения

Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:

1. сельскохозяйственные продукты (скот, зерно).

2. сырье (медь, железо, сера, воск, древесина и др.)

Задание № 26. Заполните контурную карту «Основание греческих колоний»

1. Закрасьте одним цветом территорию Греции в 8 веке до н.э., а другим цветом берега, колонизированные греками в 8-6 веках до н.э.

2. Закрасьте кружочки, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Надпишите первые буквы их названий

3. Надпишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр

4. Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Надпишите ее название

5. Надпишите названия морей — Средиземного, Черного

Задание № 27. Вспомните древнегреческий миф

Чему посвящена изображенная на рисунке нашего времени сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чем были его многотрудные обязанности?

Рисунок посвящен одиннадцатому подвигу Геракла, который был послан за золотыми яблоками, росшими в саду Гесперид. По представлениям греков это происходило у края земли на берегу Океана. С яблоками изображен Геракл, а великан — титан Атлант, который держал небосвод над Землей

Задание № 28. Рассмотрите рисунок нашего времени и ответьте на вопросы

1. Какой из кораблей — военный или торговый — двигался по морю быстрее? Чем объяснить бóльшую скорость передвижения одного из кораблей?

Военный двигался быстрее, потому что имел другую конструкцию и обводы корпуса, а также за счет применения гребной силы. Парус использовался только при попутном ветре

2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Чем различаются по размерам? По скорости передвижения?).

Используемый материал. Греки — дерево, парусина, пенька, волос, бронза, железо. Современность — сталь, карбон, синтетические материалы и пр.
Размеры. Греки — маленькие суда. Современность — гигантские
Скорость. Греки — маленькая. Современность — большая

Задание № 29. Впишите недостающие слова

Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Они устраивались в Олимпии , расположенной в области Элида на Пелопоннесе
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе десять месяцев, а затем еще некоторое время (как долго?) месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии
Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега (1), затем атлеты состязались в прыжках в длину (2), метании копья (3), метании диска (4) . Последним состязанием в пятиборье была борьба (5)
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были бег с оружием, гонки колесниц и кулачный бой
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были венки из ветвей оливы

Задание № 30. Ответьте на вопросы

Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

Во время Олимпийских игр запрещались войны между греческими городами. Спартанцам запретили участвовать в пяти играх

Задание № 31. Найдите ошибки

Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?

1. Во времена Троянской войны Олимпийских игр не существовало;

2. Чужеземцы не имели права участвовать в играх;

3. Женщины не имели права присутствовать на играх

Задание № 32. Ответьте на вопросы

При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О все видавшем», потому что оно начинается с этих слов.

Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?

Этими словами начинается «Илиада» - поэма Гомера о последнем годе Троянской войны. Начинается она с описания ссоры Ахилла и Агамемнона, а заканчивается сценой погребения Гектора

Задание № 33. Выполните задания

1. На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение

Вооружение греческого воина состояло из копья, короткого меча и большого круглого щита. Тело воина защищали панцирь, поножи (щитки на ногах) и закрытый шлем

2. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты:

1. На Марафонской равнине в 490 году до н.э. Греками командовал стратег Мильтиад . Битва завершилась (кто победил?) победой греков

2. В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. Греками командовал спартанский царь Леонид . После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Беотию и Аттику

3. В Саламинском проливе в 480 году до н.э. Афинским флотом командовал Фемистокл . После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции

4. Битва близ города Платеи в 479 году до н.э. завершилась разгромом персидских войск под командованием Мардония, оставленных Ксерксом после его ухода из Греции

Задание № 34. Ответьте на вопросы

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

Большая часть персидской армии была набрана ими из покоренных персами народов и им чужды были интересы персидского царя и знати, а потому эти воины отличались низким боевым духом и дисциплиной. К тому же в Фермопильском сражении персидские войска были деморализованы серьезными потерями в безуспешных атаках и стойкостью спартанского войска

Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

Греческая армия состояла из свободных граждан. Они сражались «за своих богов, за свой очаг, за свою отчизну», подчинялись законам своего государства и считали позорным бросить товарища в бою

Задание № 16.

Заполните контурную карту «Древняя Аттика».
1. Обведите границы Афинского государства.
2. Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Надпишите их названия.
3. Закрасьте важнейший район земледелия.
4. Обозначьте серебряные рудники значком.

Задание № 17.

Напишите, что означают эти слова.

Полис - город-государство в античном мире, состоящее из самого города и прилегающей к нему территории.
Ареопаг - совет старейшин, орган власти в Древних Афинах.
Архонты - высшее должностное лицо в древнегреческих полисах.
Демос - В Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии.

Задание № 18.

Впишите недостающие слова.

Главные требования афинского демоса в 7 веке до н.э.

1. Отменить долговое рабство .
2. Переделить землю .
3. Участвовать независимо от знатности в управлении государством .

Задание № 19.

Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.

«Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит афинянин со свитком в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?

Со свитком изображен афинский архонт Солон, отменивший долговое рабство и повелевший выкинуть с полей долговые камни. «Рабыней», получившей свободу, Солон образно назвал землю Аттики. Земледельцам были прощены все долги, за счет государства выкуплены все, кто был продан в рабство, и было запрещено обращать в рабство афинских граждан. Хмурыми изображены кредиторы, терявшие заложенные им земли.

Задание № 20.

Впишите недостающие слова.

Главное в законах Солона.

1. Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось отдавать в долговое рабство .
2. Архонтом мог стать (кто из граждан?) любой гражданин Афин из первых трех имущественных разрядов (всего их было четыре: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) .
3. Для решения государственных дел стали созывать Народное собрание , в котором участвовали все афинские граждане .
4. Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных афинян .

Задание № 21.

Выполните задание.
Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках.
Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты.

Различия объясняются климатом, типом обрабатываемой земли и распространенным местности видом животных. В Египте использовались заливные земли, мягкие и легкообрабатываемые, потому для пахоты использовалась корова (зачем содержать лишних быков). В Греции земля каменистая, трудная в обработке, потому необходимо было использовать физически более сильных животных - быков.

Задание № 22.

Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко-персидские войны».

1. Обведите границу Аттики.
2. Обведите границы двух областей в Южной Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:
1. Мессения.
2. Лакония.
3. Обозначьте первыми буквами названия главных городов - Афинского и Спартанского государств (Афины, Пирей, Спарта ).
4. Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Надпишите его название (Олимпия ).
5. Обозначьте направления походов войск и флота персидского царя Ксеркса.
6. Обозначьте двумя скрещенными мечам места важнейших сражений во время греко-персидских войн и надпишите их названия первыми буквами (Марафонская битва, Фермопильское сражение, битва при Саламине, битва при Платеях ).


Задание № 23.


Вот начало мифа: «По всей Греции почитали этого могучего героя...» Как звали героя? Какой его подвиг представлен на рисунке нашего времени? Как изображены противники - зверь и человек?

На рисунке изображен первый подвиг Геракла - убийство немейского льва. По приказанию царя Микен Геракл разыскал пещеру, где обитал огромный зверь и вступил с ним в схватку. По мифу шкуру льва не могло пробить ни одно оружие. Геракл ударил льва дубиной, что изображено на рисунке, но она разлетелась, и тогда герою пришлось задушить зверя.

Задание № 24.

Найдите ошибки в текстах.

1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран.

Земли в Аттике были каменистые и засушливые, потому хлеб произрастал плохо и его привозили из других стран. Земледельцы же Аттики выращивали оливковые деревья и виноград и торговали маслом и вином с другими странами.

2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало.

Солон повелел отпустить афинян, обращенных в рабство. Отныне рабами в Афинах были только привозные чужеземцы.

3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди.

Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства.

4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями.

Обычно чужеземцы не приезжали в Спарту. В ней не было крепостных стен, не было дворцов, театров и статуй.

5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков.

Спартанцев воспитывали как воинов, потому они были малограмотными людьми. К примеру, афиняне называли спартанцев «неучами».

Задание № 25.

Впишите недостающие слова.

Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Черного моря.
Купцы из городов Греции везли в колонии:

1. оливковое масло и вино
2. оружие и ткани
3. керамику и украшения

Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:

1. сельскохозяйственные продукты (скот, зерно).
2. сырье (медь, железо, сера, воск, древесина и др.)
3. рабов

Задание № 26.

Заполните контурную карту «Основание греческих колоний».
1. Закрасьте одним цветом территорию Греции в 8 веке до н.э., а другим цветом берега, колонизированные греками в 8-6 веках до н.э..
2. Закрасьте кружочки, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Надпишите первые буквы их названий.
3. Надпишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.
4. Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Надпишите ее название (Карфаген ).
5. Надпишите названия морей - Средиземного, Черного.


Задание № 27.

Вспомните древнегреческий миф.
Чему посвящена изображенная на рисунке нашего времени сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чем были его многотрудные обязанности?

Рисунок посвящен одиннадцатому подвигу Геракла, который был послан за золотыми яблоками, росшими в саду Гесперид. По представлениям греков это происходило у края земли на берегу Океана. С яблоками изображен Геракл, а великан - титан Атлант, который держал небосвод над Землей.

Задание № 28.

Рассмотрите рисунок нашего времени и ответьте на вопросы.

1. Какой из кораблей - военный или торговый - двигался по морю быстрее? Чем объяснить бóльшую скорость передвижения одного из кораблей?

Военный двигался быстрее, потому что имел другую конструкцию и обводы корпуса, а также за счет применения гребной силы. Парус использовался только при попутном ветре.

2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Чем различаются по размерам? По скорости передвижения?).

Используемый материал. Греки - дерево, парусина, пенька, волос, бронза, железо. Современность - сталь, карбон, синтетические материалы и пр.
Размеры. Греки - маленькие суда. Современность - гигантские.
Скорость. Греки - маленькая. Современность - большая.

*Примечание. Вопрос, конечно, некорректный, если не сказать глупый. С одной стороны, чем отличается праща от автомата Калашникова? С другой стороны, до сих пор применяется древесина и строится множество «допотопных» судов в разных регионах мира, а многие суда уступают по размерам и скорости греческим триерам. Но вопрос задан, потому постараемся ответить.

Задание № 29.

Впишите недостающие слова.

Олимпийские игры в древности.

Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Они устраивались в Олимпии , расположенной в области Элида на Пелопоннесе .
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе десять месяцев, а затем еще некоторое время (как долго?) месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии .
Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега (1), затем атлеты состязались в прыжках в длину (2), метании копья (3), метании диска (4). Последним состязанием в пятиборье была борьба (5).
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были бег с оружием, гонки колесниц и кулачный бой .
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были венки из ветвей оливы .

Задание № 30.

Ответьте на вопросы.
Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

Во время Олимпийских игр запрещались войны между греческими городами. Спартанцам запретили участвовать в пяти играх.

Задание № 31.

Найдите ошибки.
Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?

1. Во времена Троянской войны Олимпийских игр не существовало;
2. Чужеземцы не имели права участвовать в играх;
3. Женщины не имели права присутствовать на играх.

Задание № 32.

Ответьте на вопросы.
При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О все видавшем», потому что оно начинается с этих слов.
Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?

Этими словами начинается «Илиада» - поэма Гомера о последнем годе Троянской войны. Начинается она с описания ссоры Ахилла и Агамемнона, а заканчивается сценой погребения Гектора.

Задание № 33.

Выполните задания.

1. На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение.

Вооружение греческого воина состояло из копья, короткого меча и большого круглого щита. Тело воина защищали панцирь, поножи (щитки на ногах) и закрытый шлем.

2. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты:

1. На Марафонской равнине в 490 году до н.э. Греками командовал стратег Мильтиад . Битва завершилась (кто победил?) победой греков .
2. В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. Греками командовал спартанский царь Леонид . После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Беотию и Аттику .
3. В Саламинском проливе в 480 году до н.э. Афинским флотом командовал Фемистокл . После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден отступить из Греции .
4. Битва близ города Платеи в 479 году до н.э. завершилась разгромом персидских войск под командованием Мардония, оставленных Ксерксом после его ухода из Греции.

Задание № 34.

Ответьте на вопросы.

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

Большая часть персидской армии была набрана ими из покоренных персами народов и им чужды были интересы персидского царя и знати, а потому эти воины отличались низким боевым духом и дисциплиной. К тому же в Фермопильском сражении персидские войска были деморализованы серьезными потерями в безуспешных атаках и стойкостью спартанского войска.

Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

Греческая армия состояла из свободных граждан. Они сражались «за своих богов, за свой очаг, за свою отчизну», подчинялись законам своего государства и считали позорным бросить товарища в бою.

Поделиться