Долги перед российской империей на 1917 год. Царские долги и большевики. Мы прощаем, а нам нет

Исследовать данную тему на некоторых временных отрезках представляется более сложным делом, чем исследование внешней задолженности Российской империи. Это связано с тем, что нет в открытом доступе Книги учета и регистрации внешних обязательств СССР, не опубликованы платёжные (расчётные) балансы СССР, и рядом других причин, которые порой стимулируют появление различных гипотез, которые принято относить к конспирологическим.

«Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы»

Ко времени взятия большевиками власти внешняя задолженность России составила до 10 млрд. р.з., что было равно примерно 5 млрд. долларов САСШ. Накопился и огромный внешний долг, что находило выражение в обесценивании выпущенных Временным правительством «керенок» (то, что сохранившиеся «царские» деньги на чёрном рынке ценились дороже, - это признак степени доверия к Временному правительству). Из огромного золотого запаса Империи больше трети было израсходовано или положено на депозит в иностранные банки. В стране осталось примерно 1100 т золота (на сумму 733 млн. долл.). Одно обслуживание внешнего долга требовало 500 млн. р.з. в год.

В этой ситуации РСФСР фактически объявляет дефолт (впрочем, тогда этого термина ещё не было). Декретом Президиума ВЦИК от 21 января (3 февраля) были аннулированы все иностранные займы. Долговые обязательства по ним, находившиеся во владении или на хранении у граждан РСФСР, у сберегательных и ссудных касс и у банков, подлежали обмену на обязательства книжного долга РСФСР.

Последнее говорит о следующем:

1. У российских физических и юридических лиц во владении находилось много обязательств внешних займов, о чем я писал в 1 части статьи.

2. В это время видение властью финансовой системы Страны Советов находилось далеко от взглядов времён военного коммунизма.

Таким образом, внешний госдолг был обнулён. Тем не менее, вопрос о его оплате будет подниматься неоднократно. Не исключено, что всё-таки СССР в разное время некоторым нужным банкам оплатил имевшиеся у них долговые обязательства Империи.

Окончательно вопрос царских долгов будет решён только уже Российской Федерацией в 1994 г., когда правительство Черномырдина заплатит Франции 400 млн. долл. как погашение всех французских займов. То, что и сейчас примерно 350 тыс. французов заявляют какие-то претензии по этим долгам, не имеет значения, т.к. эти претензии могут быть теперь адресованы только к правительству Франции.

Кредитная блокада и деньги на индустриализацию

Во время гражданской войны ни о каких внешних займах не могло быть и речи. После её окончания Советская Россия (которая позже стала СССР) из-за аннулирования царских займов подверглась кредитной блокаде.

Между тем разорённая страна остро нуждалась в иностранных товарах. В 1918-22 гг. отрицательное сальдо внешнеторгового баланса России составило 2 217 млн. руб.. Это означает, что для его погашения нужно было по официальному курсу (1.5 т = 1 млн. долл. = 2 млн. руб. после реформы) более 1 108 т. Из 1 100 т золотого запаса, перешедших к Советской власти, 98 т было отправлено в Германию в качестве репараций, 505 т отбито Колчаком, возвращено только 323 т. Итого 890 т. На 1923 год золотой запас составил примерно 400 т. Т.е. использовано из него было 490 т. Баланс не сходится на 618 т, что равно 824 млн. руб. Вероятно, он был закрыт за счёт ценностей, полученных в результате реквизиций, и ценностей из Госхрана. Возможно, что были реализованы долговые обязательства других государств и золотые акции, имевшиеся в Госбанке и Казначействе на сумму примерно 300 млн. р.з. (продать их было очень трудно, но с огромным дисконтом можно).

Часто пишется о том, что в эти годы на счета ряда лидеров РКП (б) и Коминтерна, открытых в американских и европейских банках, были положены сотни миллионов долларов. Однако в известной статье в «Нью-Йорк таймс» 1921 года, на которую ссылаются, цифры на порядок или даже на два меньше. Аккумулировать, допустим, на счёт Троцкого 800 миллионов (а и такая сумма называется) было просто невозможно по причине отсутствия таких денег.

После Рапалльского договора с Германией кредитная блокада была частично прорвана. Мы начинаем получать краткосрочные кредиты под импорт и под экспорт (в сущности, последние представляют авансовые платежи). Постепенно срок этих кредитов удлиняется, как и расширяется страновой круг кредиторов. У СССР образуется внешний госдолг. На конец 1926 г. он составляет 210 млн. руб. (150 под импорт и 60 под экспорт).

Сальдо внешнеторгового оборота (т.е. источник поступления валюты) за 1923-1927 гг. составляет минус 188 млн. руб. Гасится оно также за счёт продажи золота, помогает и то, что А.А. Игнатьев передаёт СССР 225 млн. франков, положенные на его имя Империей.

Отрицательное сальдо резко растёт в 1928 г. (начинается индустриализация) до 655.7 млн. руб. На конец этого года наши долги достигают 320 млн. долл. (640 млн.руб.), а золотой запас уменьшается до 150 т. Основными кредиторами являются германские (кредит 1926 г. от «Дойче банка» на 300 млн. марок) и американские компании. В это же время СССР впервые пробует разместить в США свои облигации, но спроса они не находят, т.к. США признает СССР только в 1934 году. Забегая вперед, отмечу, что и после этого удалось сделать облигационный займ только на 5 млн. долларов.

Индустриализация, столь необходимая стране, стоила очень дорого. В подавляющем большинстве нужные деньги находились за счёт внутренних ресурсов, но велика была и роль внешних займов в разных видах и от разных стран (например, кредит 1935 г. от Чехословакии в 250 млн. крон). В основном, это были связанные кредиты (например, германский 1931 г. в 300 млн. марок). Предоставлялись они в подавляющем большинстве частными банками и компаниями под госгарантии.

В начале 1932 г. общая сумма госдолга СССР составляла примерно 1 400 млн. руб. (как можно понять из интервью корреспонденту «Нью-Йорк таймс» в начале 1934 года). Правда, иностранные источники говорят о 1 400 млн. долларов, что в рублях вдвое больше. В этом же интервью наш лидер отмечает, что за два года удалось уменьшить внешний долг на 1 млрд. руб., т.е. до 400 млн. руб.

Здесь есть некая нестыковка. Получается, что за 1932 и 1933 гг. был выплачен 1 млрд. руб. долга. Но сальдо внешнеторгового баланса за эти годы составляет всего лишь плюс 77 млн. руб.. Золота тогда продавалось мало (вообще за все 1930-е гг. было продано за рубеж не более 300 т, шло интенсивное накопление этого металла в госзапасах), изъятия его у населения дали всего 30 т, «Торгсин» был более эффективен и к 1935 г. он собрал до 200 т. Скорее всего, Сталин говорил о планах, а не о реалиях. Вот в 1933-1937 гг. сальдо внешнеторгового баланса было резко положительным - 2 402.8 млн. руб. Пожалуй, именно тогда погашались долги и был сделан задел на последующие годы (в 1938 - начале 1941 гг. сальдо было отрицательным).

Возможна и ещё одна неувязка. Все данные, которые я привёл, - из статистического сборника «Внешняя торговля СССР 1913-1937 гг.», изд. в 1938 году. В данные по импорту/экспорту включены только товары, но не услуги, а услуг мы тогда импортировали много. В частности, непонятно сколько стоили услуги компании Альберта Кана, которая осуществляла проектирование чуть ли не большинства самых значимых предприятий периода индустриализации, сколько стоила оплата труда 20 тыс. иностранных специалистов (бОльшую часть её они получали в валюте) и т.д..

Я не сторонник конспирологических гипотез, но считаю, что в вопросах финансирования индустриализации не всё ясно. Но зато предельно ясно, что внешние займы шли на производительные цели.

Накануне Великой Отечественной войны

В 1935 г. было получено 200 млн. марок кредита от Германии на 5 лет под поставки товаров, которые должны были начаться в 1940 году. На таких же условиях был получен германский кредит 1938 г. ; его возвращение начиналось в 1944 году. Первый кредит был погашен на 25%, погашение второго не состоялось по известным причинам. Не был полностью выплачен и чехословацкий кредит в связи с ликвидацией в 1938 г. Чехословакии. Тем не менее, формально на начало 1941 г. СССР имел внешний долг примерно в 200 млн. руб.

Великая Отечественная война и проблема задолженности по ленд-лизу. Репарации

За годы, последовавшие за окончанием 2-й пятилетки шло постоянное уменьшение объёма внешней торговли СССР. Если в 1930 г. на нашу страну приходилось 2% от всей мировой торговли, то в 1937 - 1.3%. По БСЭ, в 1940 г. объём нашего экпорта-импорта составил всего 0.5 млрд. руб.. В статье того времени прямо говорится: «Советский Союз не нуждается во внешних рынках как в средстве разрешения проблемы сбыта продукции» («Таможенное дело в России», Д.А. Александров, С.С. Дмитриев).

Но в годы войны вынужденно растёт объём импорта. В страну ввозится сырьё, продовольствие, военная и гражданская техника, медикаменты и т.д. Сальдо внешнеторгового баланса становится резко отрицательным. Наибольшим оно будет в 1943 г.: (млн. руб.) экспорт - 373, импорт - 8 460, отрицательное сальдо - 8 097. Часть импорта идёт в качестве поставок по ленд-лизу, но часть подлежит краткосрочной оплате. Ещё в октябре 1941 г. заключается рамочное соглашение о кредите с Великобританией, и в её банки в качестве депозита перемещается более 100 т золота. Позже такое же соглашение подписывается с США. Золото поставляется и туда. Возможно, что на оплату кредитов военного времени ушло до 1000 т золота.

Споры эти возникли из-за разной позиции сторон по тому, какую поставленную технику нужно возвращать, в каком количестве и по какой цене учитывать. Принципиально СССР свою задолженность признавал, но размер её оспаривал. Только в 1972 г. США и СССР пришли к соглашению, и наша задолженность была определена в 722 млн. долл. Полностью она была погашена уже Российской Федерацией в 2006 году.

В послевоенное время СССР получил лишь два небольших кредита от США (1945 г.) и Швеции (1947 г.). Все послевоенное восстановление шло за счёт внутренних ресурсов и, в значительно меньшей степени, репараций.

Рост долговых обязательств СССР

Активное возвращение СССР на рынок внешних заимствований начинается с 1960-х годов. Как правило, кредиты предоставляются частными банками под реализацию тех или иных проектов на территории нашей страны с помощью западных компаний.

Так, в 1966 г. было подписано 7 кредитных соглашений на сумму в 449 млн. руб., что равно примерно 760 млн. долл. по официальному курсу. В основном они пошли на строительство ВАЗ. В 1970-х годах под сделку «газ - трубы» было получено до 11 млрд. долл. Погашаться эти кредиты стали с 1984 года. Наблюдается довольно резкий рост долговых обязательств, который идёт вплоть до распада СССР: 1975 г. - 15.4; 1980 г. - 25.2; 1985 г. - 38.3; 1990 г. - 62.5; 1991 г. - 67.9 млрд. долл. (Попова Г.В. Государственный долг и кредит. РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Д). С 1960-х годов СССР кредитуется и у стран-членов СЭВ.

С увеличением экспорта углеводородов начинает проявляться опасная зависимость внешнеторгового баланса СССР от цен на мировом рынке. В середине 1970-х гг. цена на баррель нефти колебалась в районе 30 долл. (по покупательной способности это выше недавних 100), но затем она пошла вниз. Уже к 1986 г. валютная нагрузка на обслуживание и погашение внешних обязательств стала ощущаться. Её усугубил последовавший после начала «перестройки» самостоятельный выход на внешний рынок заимствований субъектов СССР и РСФСР и либерализация внешней торговли.

Начиная с 1988 г. хозяйственные организации СССР стали неаккуратно обслуживать свои внешние долги. В этом году СССР был вынужден разместить на внешнем рынке свои еврооблигации на 1.9 млрд. долл.. Уже с 1985 г. СССР свой платёжный баланс сводил с дефицитом: 1985 г. - 2.4%, 1986 г. - 6.2%, 1987 г. - 8.4%, 1988 г. - 11% от ВВП (документы Хьюстонского совещания 1991 г.), но в 1990 он уменьшился до 9%, по плану 1991 г. - до 8.3%.

С 1989 г. ряд частных банков начинают кредитовать СССР только под гарантии собственных правительств. Фактически это означает, что СССР кредитуется последними. Доля таких кредитов в портфеле внешних обязательств вырастает. На 1990-1991 гг. падали даты погашения ряда краткосрочных кредитов и начало погашения нескольких кредитов краткосрочных. В плане бюджета на 1991 г. на эти цели и на обслуживание остального долга было выделено 16 млрд. долл. (Попова Г.В. Указ. соч.). Это было тяжело, но не смертельно.

Согласно справке последнего председателя Совмина СССР В. Павлова, на момент его ареста в августе 1991 г. по документам наши долги составляли 31.1 млрд. долл., но только в центральном хранилище Гохрана находилось 180 т золота и на 30 млрд. долл. алмазов и бриллиантов. Но, похоже, в это время планы на будущее у ряда лидеров страны были не связаны с сохранением СССР.

В октябре о своей неплатёжеспособности объявил ВЭБ. Как-то незаметно за 4 месяца успели взять кредитов еще на 36 (!) млрд. долл. (здесь, правда, нужно учесть, что данная цифра была определена «задним числом»).

Наследство долгов СССР. Внешний долг Российской Федерации

После Беловежского соглашения под давлением внешних кредиторов было предложено как внешние активы, так и пассивы поделить между новыми государствами - бывшими советскими республиками пропорционально ВВП. Первоначально с этим согласились 7 из них, но впоследствии после долгих и трудных переговоров все активы и пассивы к 1994 г. достались Российской Федерации. С фиксированием объёма советских внешних долгов не всё ясно.

29 мая 2001 г. по инициативе В. Никитина и С. Глазьева в Госдуму был внесён проект закона «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР». В пояснительной записке к нему авторы просили разъяснения по ряду вопросов, в частности:

Почему в разных документах Минфина содержатся разные цифры обслуживания долга СССР?

Почему Книга учёта и регистрации внешних обязательств СССР хранится у германской консультационной фирмы Warburg Dilon Read, а не в Минфине РФ?

Отмечено было и то, что до сих пор Правительство Российской Федерации не объяснило парламенту причины увеличения долга СССР на 19.6 млрд. долл. к 1994 г. с даты прекращения юридической ответственности Правительства СССР.

В 1994 г. весь внешний долг России составил 119.9 млрд. долл., и сумма просроченных выплат и выплат процентов по долгу превысила 15 млрд. долл. (здесь нужно отметить, что кредиторы в 1992-93 гг. согласились на отсрочку ряда выплат).

Новая Россия активно кредитуется и перекредитуется на внешних рынках. В число кредиторов входят международные финансовые организации: МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. Падение ВВП продолжается до 1997 г., когда намечается его небольшой рост. По данным ЦБ России на 01.01.1998 г. внешний госдолг равен 149.9 млрд. долл.

Вновь взятые займы направляются на обслуживание внешнего долга, на поддержание курса рубля, на погашение бюджетного дефицита, - цели, которые с очень большой натяжкой можно отнести к производительным. Этим займы РФ отличаются от займов Империи и, тем более, догорбачёвского СССР. Ситуация осложняется большим внутренним долгом и «пирамидой» ГКО, которая принципиально мало отличалась от «МММ». В августе 1998 г. власть объявляет технический дефолт по своим долговым обязательствам.

Дефолт в конечном итоге приводит к оздоровлению экономики в целом (хотя и тяжёлой ценой) и финансов в частности. Но самый главный, на мой взгляд, его итог - нарастание во власти понимания того, что нельзя жить одним днём. Начинают делать то, что должны были сделать раньше.

В области внешнего долга это касается прежде всего реструктуризации долга СССР (некоторые соглашения по этой проблеме были достигнуты и ранее, но создаётся впечатление, что правительство подписывало их с боязнью не обидеть кредиторов рублём). Переговоры с Лондонским клубом (он неформально объединяет частные банки-кредиторы) заканчиваются подписанием в 2000 г. соглашения о том, что списываются 36.5% основного долга и 33% облигаций ВЭБ, а оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации. Парижский клуб (неформальное объединение официальных кредиторов, т.е. государств) согласился с тем, что на период до 2020 г. должно быть выплачено 45% всего долга, а 55% выплачиваются до 2115 г. Забегая вперёд, скажем, что во время второго президентства В. Путина все долги Парижскому клубу были погашены досрочно.

Пик внешнего долга РФ падает на 1 января 1999 г. и равен 158.4 млрд. долл. Начиная с этой даты долг снижается до минимума на 1января 2009 г. - 32.1 млрд. долл. (ЦБ России), после чего происходит его некоторый рост. Отмечу, что если использовать данные Минфина, то будут получаться несколько отличные цифры, хотя тенденции они покажут те же самые, что и данные ЦБ. Это связано с тем, что у этих структур разные методики подсчёта долгов.

На 1 января 2016 г., по Минфину, внешний госдолг был равен 50 002.3 млн. долларов. ВВП России за 2015 г. составил 80 412.5 млрд. рублей. Соотношение первого с последним вполне благоприятное. Но если использовать данные Центробанка, то будет иная. По его статистике, внешний госдолг на 1 января 2015 (более поздних данных у меня нет) равнялся 304 892 млн. долл., и с 1 января 2012 г. вырос более чем на 83 млрд. Дело в том, что с последней даты ЦБ изменил методику его расчёта. Теперь им за внешний госдолг принимается внешний долг государственного сектора в расширенном определении, куда включается внешняя задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного урегулирования напрямую или опосредствованно владеют 50 или более процентов участия в капитале или контролируют их иным способом.

На этом мы заканчиваем повесть о внешнем долге Российского государства в разных формах его существования. Выводы предоставляем сделать проницательному читателю.


Отличный и познавательный материал, с цифрами описывающими всю "мощь" и "независимость" от западных кредиторов экономики Российской Империи, перед 17-м годом, ставшим последним для империи и её экономики с лёгкой руки, бездарной антигосударственной буржуазии. Ещё один "гвоздь в крышку гроба" мифа о процветающей Российской империи. Ссылка на материал о состоянии экономики Российской империи к началу Первой мировой в конце материала уважаемого arctus
Оригинал взят у arctus в Финансовый крах Российской Империи



Продолжая тему экономического могущества Российской Империи - которую, по господствующему мнению, "подбили" на взлёте - рассмотрим финансово-экономический потенциал и государственный долг России в начале ХХ века.
Начнём с долга.
"Государственный долг Российской Империи к началу 1917 г. составлял 33 млрд. руб., к концу — 60 млрд. Каждый год требовалось платить более 3 млрд. руб. по процентам.

Эти цифры взяты из доклада В. П. Милютина. Они присутствуют и в докладе директора департамента Государственного казначейства Дементьева, опубликованном 10 лет спустя. В нем приведена динамика русского государственного долга “с причислением к государственным долгам также и краткосрочных обязательств, замена которых долгосрочными займами — лишь вопрос времени”.
Долг составил (на 1 января ):
- 1914 г.—8,8 млрд. руб.,
- 1915 г.—10,5 млрд.,
- 1916 г.—18,9.
- 1917 г.—33,6,
- а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб.
Ожидалось, что к началу 1918 г. он поднимется до 60 млрд. руб.

Фактически до 60-миллиардного долга не дотянули, поскольку кредиторы не проявили активного желания девать взаймы. <...>
“Надо изыскивать для полного покрытия всех расходов до конца 1917 г. около 15 млрд. руб.” ,—писал Дементьев. Столько же удалось изыскать за три года войны. Об этом же — нервные телеграммы министра торговли и промышленности Временного правительства Терещенко от 18 августа 1917 г. русским послам по Франции, Англии и США.
<...>
Структура государственного долга России в конце 1917 г.

В млрд. руб .

В % к общей сумме

долгосрочный

краткосрочный

Итого

долгосрочный

краткосрочный

Итого

Внешний

Внутренний

ИТОГО

Это, понятно, верхушка айсберга. Заглянем ниже, посмотрим на "подводную часть".
Про финансово-экономический потенциал пишет журнал «Вопросы Истории» №2 1993 год.

Обладая большим национальным богатством — 160 млрд. руб. (или 8,6% мирового богатства), значительную часть которого (90 млрд. руб.) составляли различного рода природные ресурсы, Российская империя, тем не менее, находилась на третьем, после США (400 млрд. руб., 21,6%) и Британской империи (230 млрд. руб., 12,4%) месте, разделяя его с Германской империей и ненамного превосходя владения Франции (140 млрд. руб., 7,5%). Качественный же показатель — среднедушевое распределение национального богатства в России (900 руб.) едва приближался к средне мировому (1 тыс. руб.), превосходя в 1,5—1,8 раза лишь японский, но в 3—5 раз уступая американскому, британскому, французскому и германскому, и в 1,5—2 раза австрийскому и итальянскому.

То же вытекает из данных, характеризующих роль финансового капитала и его место в формировании национального богатства. Обладая финансовым капиталом в 11,5 млрд. руб. (4,6% мирового финансового капитала), из которых 7,5 млрд. руб., или 2/3 составляли иностранные капиталовложения, Россия по абсолютным показателям превосходила только державы второй величины: Австро-Венгрию (8,9 млрд. руб., 3,5%), Италию (5,1 млрд. руб., 2%) и Японию (4,5 млрд. руб., 1,8%), но в несколько раз уступала ведущим мировым державам: в 4,5 раза США и Британской империи (по 52,5 млрд. руб., 21%), в 4 раза Франции (47 млрд. руб., 18,8%) и в 3 раза Германии (35,1 млрд. руб., 14%). Если же взять только собственно российский национальный финансовый капитал, без учета иностранных инвестиций, то абсолютные и относительные показатели уменьшатся еще как минимум в 3 раза.

Доля финансового капитала в национальном богатстве России, которая соразмерно отражает процесс капитализации народного хозяйства, по всем ее структурам от имперских до центрально-метропольных колебалась, составляя 7,1%—11,6%, то есть была, по крайней мере, вдвое меньше всех средних показателей: среднемирового — 13,5%, среднеимперского — 17%, среднеметропольного — 19% и средне-центрально-метропольного — 23,4%. По всем этим важнейшим качественным показателям Россия в 2,5—4,5 раза уступала не только ведущим, наиболее развитым французским (33,5—43,7%), британским (22,8—36,2%), германским (23— 24,5%) параметрам, но и в 1,5—2,5 раза австрийским (15,3—37,8%), американским (13,1— 14,8%), итальянским (12,1—17,9%) и даже наименьшим — японским (12,5—15,5%).

В конечном счете из всех ведущих мировых держав, вставших на путь капитализации народного хозяйства, по всем имперским структурам Россия занимала последнее место, и только Великороссия едва дотягивала до среднемирового уровня. Хотя по размеру национального дохода (16,4 млрд. руб., 7,4% общемирового) Российская империя занимала четвертое место после США, Германской и Британской империй, среднедушевые ее показатели находились на предпоследнем месте, опережая только Японию, но не достигая среднемирового значения.

По валовому промышленному производству (5,7 млрд. руб., 3,8% общемирового) Российская империя уступала даже Франции, находясь на пятом месте в мире. Все российские качественные показатели (объем промышленного производства на человека и годовая выработка одного рабочего) составляли только половину среднемировых значений , превосходя лишь японские и итальянские имперские данные, но значительно, в 5—10 раз, уступая США, Германии и Великобритании .

По объему внешнеторгового оборота (2,9 млрд. руб., 3,4% мирового) Российская империя превосходила Австро-Венгерскую империю, Италию и Японию, но значительно, в 7 раз, отставала от Великобритании, в 4 раза — от Германии, в 3 раза — от США и Франции. По среднедушевым параметрам контраст был еще более разительным. Все российские показатели. в 2—12 раз были меньше, чем у других ведущих держав.

По длине железных дорог (79 тыс. км в однопутном исчислении) Российская империя занимала второе место в мире, уступая, правда в 5 раз, только США. По таким качественным показателям, как длина железных дорог на 100 кв. км., российские имперские показатели (0,3) приближались только к данным Франции (0,4) и Британской империи (0,1), но в 6 раз были меньше, чем у США, в 20—50 раз меньше метропольных структур европейских государств. По длине железных дорог на 10 тыс. жителей (4,2 —5,2) Российская империя опережала только традиционные морские державы — Японскую и Британскую империи, но по сравнению с США этот показатель был в 8 раз меньше. Только у Великороссии этот показатель (5,2) приближался к среднемировому (5,9).

Хотя формально под российским флагом находилось 2,5 млн. регистровых тонн грузе пассажирского флота, фактически ей принадлежала только пятая его часть , остальные были собственностью французских судовладельцев . Поэтому по тоннажу ее торговый флот находился на уровне Австро-Венгрии — традиционно сухопутной державы — и значительно (в 60 раз) уступал британскому торговому флоту. Этот разрыв объясняется преимущественно cyxoпутным характером Российской империи, а также относительно слабым развитием ее морского флота в целом. По количеству регистровых тонн на 1 тыс. жителей (2,7—4,1) российские показатели были наименьшими и составляли лишь 10—20% среднемировых (24,3), в 5—100 раз меньше, чем у других ведущих держав.

Хотя по объемным показателям Россия занимала промежуточное положение между ведущими индустриальными державами (США, Германская и Британская империи), с одной стороны, и индустриально развитыми (Австро-Венгрия, Италия и Япония) — с другой, и имела в целом потенциал, близкий к французскому, по качественным показателям она делила последнее и предпоследнее места с Японией. В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3—8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5—3 раза.

Этот разрыв можно объяснить только тем, что если Англия встала на путь индустрииализации с середины XVII в., США и Франция — с конца XVIII в., Германия, Италия и Австро-Венгрия — с 1805—1815 гг., то Россия и Япония — только с 1860-х годов. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России во второй половине XIX и в XX в. когда стали очевидны преимущества нового индустриального общества, особенно в экономический сфере. Разрыв между традиционным (феодальным) и индустриальным обществом приобрел качественный характер, что особенно заметно при сопоставлении среднедушевых показателей, которые стали отличаться на порядок и более.

Другие посты

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE

Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.


Очереди в магазины: СССР 80-е годы

4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.



Ассортимент продуктов в советских магазинах - СССР 80-е годы

При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).


Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века

В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ «О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ», который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .


Очередь за водкой, СССР, 80-е годы

На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял $ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Занимать деньги на стороне на Руси начали еще до образования Империи, со времен Великой Смуты. Первый российский император Петр I брать в долг у иностранных держав отказывался принципиально, чем гордился. Зато потом, начиная с правления Екатерины II и заканчивая периодом царствованием Николая II, Россия постоянно нуждалась во внешних займах.

«Боже сохрани от войны с Голландией!»

Первые займы в Российской империи были связаны с финансированием разного рода войн, в которые втягивалось государство. Последующие также в значительной степени были обусловлены военными расходами.

Во второй половине XVIII века Россия вступает в войну с турками. Нам требовались корабли, чтобы ударить по неприятелю со Средиземноморья, а денег на приобретение этой флотилии в Европе в российской казне не было. Заем пришлось делать в Амстердаме, в то время финансовом центре Европы. Голландский негоциант де Смет получил от России облигации на 7,5 миллионов гульденов, на которые выпустил ассигнации, впоследствии заверенные российским послом. Ассигнации реализовывались банкиром по рыночной цене, которая всегда была ниже номинала.

Часть доходов де Смет оставлял себе в качестве комиссионных, остальные средства направлялись в места, указанные российским правительством. Заем гарантировался таможенными пошлинами на товары, ввозимые в Россию.

Сын и старший внук Екатерины также неоднократно занимали деньги на военные нужды в Голландии, причем Павел I клятвенно заверял, что при любом раскладе долг должен быть возвращен, даже в случае войны с Голландией, «… чего Боже сохрани».

Новичкам не всегда везет

Российская империя только начинала нарабатывать свой внешний долг, поэтому кредитная политика в отношении государства была не слишком щадящей – на облигацию номиналом 1000 гульденов нам давали 750 гульденов реальных денег, а проценты приходилось платить со всей тысячи.

К концу правления Екатерины II Россия имела внешний долг, превышающий 41 миллион рублей серебром, с учетом процентов – 55 миллионов, тогда как доходы империи превышали 62 миллиона рублей. Последующая война с Францией, развязанная Павлом Алексеевичем, увеличила сумму внешнего долга до более чем 60 миллионов, сын Павла I Александр, продолживший воевать с французами, прибавил к этой сумме еще 10 миллионов. К 1824 году внешний долг Российской империи превышал 100 млн. рублей серебром.

При царствовании Николая Павловича долги Российской империи перед остальными государствами выросли до 340 миллионов рублей (с учетом долга Польши) – в стране в эти годы проходила промышленная революция – строились железные дороги, заводы и фабрики. Занимаемые суммы расходовались главным образом на эти цели.

Частники «плюсуются» к долгу

Александр II в определенной степени либерализировал российскую экономику, что увеличило внешний долг Российской империи. Частное предпринимательс тво, получив некоторую свободу, начало брать кредиты в зарубежных банках (в отечественных это делать было невыгодно). Однако западные банкиры соглашались на выдачу кредитов только под гарантии государства. И оно их давало, особенно если речь шла о финансировании проектов по возведению железнодорожных магистралей. Соответственно, к общей сумме долга империи прибавлялись и долги частников.

Сумму внешнего долга Российской империи увеличила и Крымская кампания, в результате чего на начало 80-х годов XIX века государство было должно Западу уже более 2 млрд. рублей.

Финансовые последствия войны с японцами

Правительства Александра III и Николая II (до начала Русско-Японской кампании) несколько стабилизировали тенденцию к росту внешнего долга государства – до начала ХХ века он составил «всего» 2,4 млрд. рублей, вместе с тем, доходы у государства росли быстрее.

Война с Японией оказалась сильнейшим финансовым ударом для экономики страны – за неполные три года, с 1904-го по 1906-й, Российская империя разместила разного рода займы в Германии и Франции на общую сумму, превышающую 1,8 млрд. рублей! Большая часть средств занималась на невыгодных для государства условиях.

Займы укрепляют систему, но не спасают от революции

Зарубежные аналитики накануне начала Первой мировой войны утверждали, что займы к 1910 году укрепили финансовую систему Российской империи, она к тому времени была вполне стабильной. На начало 1914 года внешний долг государства с учетом гарантированных обязательств частных компаний составлял 6,3 млрд. рублей (доход бюджета – 3,4 млрд. руб., 5,5% его уходили на обслуживание внешнего долга).

Относительно стабильная финансовая система пошатнулась с началом российско-герман ской войны и последующей за ней Февральской революцией – сложившаяся к тому времени социально-эконом ическая ситуация привела к эскалации революционных настроений в обществе, вылившихся в государственный переворот.

Большевики: «Шиш вам, а не долги»

Когда власть в России захватили большевики, у страны был десятимиллиардный внешний долг (золотом). Ленин поступил просто: он обнулил его, объявив специальным Декретом Пленума ВЦИК об аннулировании всех иностранных займов.

… За время существования СССР проблема возврата задолженности главами зарубежных государств перед советским правительством ставилась неоднократно. Платил ли Советский Союз по царским долгам – неведомо. Известно только, что лишь правительством В. С. Черномырдина в 1994 году было заплачено Франции 400 млн. долларов в счет погашения французских займов.

Поделиться