Отменят ли Платон? «Платон» - не друг! За федеральные трассы заплатят все Принципы функционирования системы

Владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой превышающей 12 тонн обязаны вносить плату в качестве компенсации за вред, который наносят их автомобили дорогам общего пользования. Система «Платон» разрабатывалась, исходя из принципа, «пользователь платит», согласно которому за разрушение дорог общего пользования должны платить те, кто наносит им наибольший ущерб в результате осуществления своей коммерческой деятельности.

Акции протеста за отмену «Платона» начались сразу после введения системы – в ноябре 2015 года. Владельцы транспортных средств требовали отмены «Платона» для грузовиков. Владельцы машин протестовали против штрафов, тарифов и несправедливости (по мнению забастовщиков) введения «дополнительного налога» - ведь они уже платят транспортный налог.

Из-за массовых забастовок, направленных на отмену «Платона», из-за неготовности владельцев грузовиков работать по новым принципам (многие собственники многотонников не успели пройти регистрацию и получить бортовые устройства) было решено отложить наложение штрафов за нарушения на полгода, вплоть до 1 мая 2016 года. Изменили и размер штрафов: изначально планировалось, что штрафы будут взиматься со всех лиц, участвующих в процессе грузоперевозки, а размер штрафа при первом нарушении составит до 450 тысяч рублей (для юрлиц), а при повторном нарушении до 1 миллиона рублей. Размеры штрафов были существенно снижены. Для собственников большегрузов, а также для водителей транспортных средств, которые принадлежат иностранным перевозчикам, сейчас предусмотрены одинаковые размеры штрафов: при первом нарушении штраф составляет 5000 руб., при повторном нарушении – 10 000 руб.

Кроме снижения штрафов, хорошими новостями для владельцев большегрузов стало и изменение тарифов системы «Платон». Перед запуском системы постановлением правительства было установлено временное снижение тарифов на 59% от предусмотренного ранее – 3,73 рубля за каждый километр, пройденный транспортным средством по трассам общего пользования. Величина минимального тарифа составила 1,5293 руб./км. На период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года предполагалась постепенная индексация в два раза, до платы 3,06 рубля за каждый пройденный километр, однако и эта индексация была отложена до 2017 года.

При этом протесты и споры вокруг системы «Платон» не утихают и даже приводят к позитивным для владельцев большегрузов изменениям. Многие собственники многотонников пристально следят за происходящими изменениями, о чем сообщают новости «Платона» сегодня. При этом, ясно, что надеяться на отмену «Платона» нельзя. В ближайшее время можно лишь ожидать усиление внимания властей к системе, а также опвышения как платы самой по себе, так и штрафов за бесплатное использование дорого.

26 апреля 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. №310, согласно которому пользователи системы «Платон» получили право на отсрочку платежа. Внесение платы может быть отсрочено на один календарный месяц, но при выполнении некоторых условий: автомобиль и собственники зарегистрированы в России, в автомобиле установлено бортовое устройство, у собственника отсутствуют действующие штрафы за неуплату, а также в течение полугода до этого не было задолженности по уплате.

Кроме того, 3 июля 2016 года в статью 28 НК РФ были внесены изменения, согласно которым владельцы большегрузов могут уменьшить транспортный налог, начисленный на каждый многотонник, зарегистрированный в системе «Платон», на уплаченный сбор в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам. Данный порядок был введен с 1 января 2016 года и будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно. Это, к слову, одна из немногих льготу по транспортному налогу для юрлиц на сегодня.

Отменят «Платон» или нет, вопрос, скорее, риторический. Согласно последним новостям, об отмене «Платона», несмотря на активные протесты владельцев транспортных средств, говорить не приходится. В декабре 2016 года на официальном сайте «Платона» были опубликованы итоги работы системы, согласно которым, несмотря на массовое недовольство, 87% автомобилей российских перевозчиков уже снабжены бортовыми устройствами (выдано 581 тысяча бортовых устройств). За время работы «Платона» на ремонт дорог регионов было направлено 22,9 млрд рублей, были выделены денежные средства на строительство и реконструкцию 31 моста в 19 субъектах страны.

5 декабря, в полдень, смоленские дальнобойщики на санкционированном властями митинге возле кинотеатра «Современник» будут собирать подписи за отмену системы «Платон» - «платы за тонны».

Они считают, что «введение платы для грузовиков за проезд по федеральным трассам - это проблема не только дальнобойщиков». «Вы уверены, что дороги станут лучше после того, как все послушно понесут деньги в компанию, которая наполовину является частной? - спрашивают водители фур и тут же отвечают: - А ведь именно это и происходит, когда за каждый пройденный километр нужно будет платить в карман сына олигарха. Вы думаете, что это не коснется вас? Вы считаете, что стоимость продуктов в магазинах такая низкая, что их повышение из-за роста стоимости перевозок будет незаметным? А ведь рост и без того высоких цен может составить до 20 процентов».

Напомним, «Платон» - система, которая отслеживает путь дальнобойщика и взимает с него плату по установленному тарифу. Стоимость проезда по федеральным дорогам составляет 1,53 рубля за 1 км, с 1 марта 2016-го - 3,06 рубля. Однако больше всего водителей беспокоит, скорее всего, не сам сбор, а система штрафов. Работа «Платона» регламентируется ст. 12.21 КоАП, и за нарушение ее требований водителя ждет финансовая потеря в 5 тыс. рублей, должностное лицо и индивидуального предпринимателя - в 40 тыс. рублей, юрлицо - в 450 тыс.

Митинги протеста уже прошли в Красноярске, Тольятти, Ярославле, Орле, Брянске, Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге, Москве…

«Только было «разрулили» ситуацию с тахографами, которые, кстати, обошлись в 50 тыс. рублей на фуру, а тут новая напасть - «Платон». Но если к тому, что нужно приобретать контрольное устройство для регистрации скорости машины, режима труда и отдыха водителя, нас готовили заранее, в том числе и сотрудники ГИБДД, то очередные поборы, благодаря ноябрьскому нововведению под названием «Платон», стали для многих как снег на голову, - сетует рославльский дальнобойщик. - Да и где на все это деньги брать? Если три года назад за перевозку товаров по маршруту Смоленск - Екатеринбург дальнобойщику платили 95-100 тыс. руб., то сегодня хорошо, если найдешь заказ за 70 тыс. Между тем дизельное топливо поднялось в цене с 27 до 35 рублей за литр. Замена одного лопнувшего колеса оценивается сегодня в 20 тыс., масла - в 25 тыс… Подорожало все, а на запчасти цены вообще космические. Недовольство у водителей вызывает и масса технических накладок. Я пытался зарегистрироваться в системе «Платон», но, увы, там все виснет… И непонятно, прошел твой авансовый платеж или нет, ждать тебе возможного штрафа или на этот раз пронесет. Поэтому многие дальнобойщики сейчас не работают - находятся в состоянии «вынужденной забастовки». Поскольку выезжать на федеральные трассы может стать себе дороже. Перевозчики выстроились в очередь для получения специальных передатчиков, отслеживающих передвижение фур, однако достать их пока удалось лишь самым большим счастливчикам. Я знаю только двоих. Пока возникают проблемы со всем - и с маршрутными картами, и с оплатой определенного «Платоном» и зачастую довольно странного маршрута… Если бы эту систему сначала пару лет обкатали в тестовом режиме, а потом ввели, то недовольных было бы гораздо меньше».

«Предлагаю немножечко посчитать, - продолжает тему Сергей, еще один смоленский дальнобойщик с пятилетним стажем. - Допустим, в России 1 млн. фур, а их, к слову, гораздо больше, и каждая из них за год наматывает в среднем по дорогам нашей необъятной страны около 100 тыс. км. Умножаем миллион на 100 тыс. и на действующий сегодня тариф в 1,53 руб. за км - получается кругленькая сумма в 153 млрд. рублей. 40 из них пойдет, как официально заявлено, на ремонт старых дорог и строительство новых, еще 10 млрд. - на обслуживание системы «Платон», а куда потекут остальные? В чьи карманы? А когда с марта 2016-го за каждый километр мы будем вынуждены отдавать в два раза больше, то речь пойдет уже о более солидной сумме - более 300 млрд. целковых. А нашего брата-водителя хотят оставить, простите, вообще без порток… Если посчитать, сколько сейчас за свою нелегкую работу получает дальнобойщик, то у многих и 30 тыс. «чистыми» не наберется, за вычетом ремонтов, запчастей и жижки. По нашим подсчетам, в Смоленской области порядка 3 тыс. человек занимаются дальними грузоперевозками, и думаю, что все они поддержат нашу резолюцию за отмену «Платона».

Игорь Сергеевич, который ходит на «дальники» уже третью пятилетку, резюмирует: «Если так пойдет дальше, то скоро нам счетчики за воздух установят - за каждый вдох и выдох, но мы же, простите, не овощи, чтобы платить какому-то сеньору Помидору, будем бороться до победного конца! Мы сегодня и так вынуждены доставлять грузы по смешным ценам, лишь бы окупить «дизель»!»

Одним словом, российские дальнобойщики настроены решительно. Правда, здесь мнения разделились. Одни, как смоляне, намерены бороться только за отмену системы «Платон». Другие, самые радикальные, настаивают в том числе и на наказании ее инициаторов - вплоть до наложения миллиардных штрафов на олигархов, а еще на возбуждении против каждого из них уголовного дела по подозрению в участии в коррупционных схемах. Третьи голосуют за отмену весового контроля для большегрузов, транспортного налога, роста цен на бензин, дизельное топливо и запчасти. А если эти требования не будут удовлетворены, обещают блокировать не только федеральные трассы, но и Москву, оставив мегаполис без продуктов. Но, как говорится, поживем - увидим. Минтранс уже заявил, что отмена системы «Платон» на данный момент невозможна.

Информация о проектах дорожной инфраструктуры, на которые пошли деньги от системы взимания платы с большегрузов «Платон», станет доступна в специальном разделе сайта системы. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщил глава Минтранса Максим Соколов по итогам встречи с перевозчиками в Санкт-Петербурге.

«Обеспечить прозрачность последующих расходов - об этом мы как раз в том числе говорили. Будет создан специальный раздел на сайте, где будет информация о том, какие средства, собираемые за счет системы «Платон», направляются на какие конкретно проекты», - сообщил он.

Как отмечает министр, отмена системы на данный момент невозможна. «Необходимые компромиссные шаги Правительство РФ, депутаты Госдумы уже сделали: мы снизили соответствующие налоги», - сказал Соколов.

При этом глава Минтранса во время встречи с перевозчиками в Санкт- Петербурге предложил им принять участие в отборе проектов дорожной инфраструктуры, на которые будут направлены собранные системой «Платон» деньги.

Система «Платон» запущена с 15 ноября для взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. По итогам двух недель работы государственной системы в Федеральный дорожный фонд собрано 550 млн. рублей. Планируется, что в 2016 году сбор платежей принесет 40 млрд. рублей в Федеральный дорожный фонд. Эти деньги будут потрачены на ремонт федеральных трасс. На сегодняшний день в системе взимания платы зарегистрировано более 600 тысяч транспортных средств, что составляет 60% от общего объема парка. Крупные компании с парком от 50 автомобилей и более зарегистрированы на 90%.

ЦИФРА

По данным Минэкономразвития, введение «платоновского оброка на водителей» подогреет инфляцию в стране как минимум на 4 процента, а все, что производится или потребляется в России, подорожает, по разным оценкам, на 10 - 30 процентов.

Собственники многотонных грузовиков обязаны делать выплаты в пользу государственного бюджета за проезд по трассам федерального назначения. Такое нововведение появилось в конце 2015 года. Споры и недовольства со стороны дальнобойщиков породили множество обсуждений. Вот и сейчас люди часто интересуются, отменили или нет Платон.

Платон представляет собой специализированную систему сбора платы с грузовых транспортных средств, чья разрешенная масса составляет больше 12 тонн, за движение по дорогам федерального значения. Платные автострады под эту категорию не подпадают.

При движении по таким дорогам осуществляется расчет длительности маршрута и стоимость платежа в пользу государственного бюджета. Производить расчет можно несколькими способами:

  • составляя маршрутные карты;
  • автоматически при помощи специализированных бортовых устройств.

Хотя законопроект о взимании платы был введен в действие еще в ноябре 2015 года, действовать он стал несколько позже для тех, кто передвигается за пределами Московской области. Отмена Платона при этом не рассматривается Правительством как способ решения возникших волнений со стороны дальнобойщиков.

О пикете дальнобойщиков и дальнейших нововведениях

После поступления в прессу информации о введении платы за проезд многотонных фур по федеральным дорогам многие дальнобойщики вышли на акцию протеста. Митинг проходил 19 ноября 2015 года по всей России.

Главным аргументом недовольных дальнобойщиков было то, что страна не готова к введению такой системы технически и психологически. Практика по взиманию платы за проезд пришла в Россию из европейских стран, уровень развития которых намного выше.

После такого негативного отклика от грузоперевозчиков Минтранс РФ внес некоторые коррективы. Уже в середине ноября было принято решение отложить до 1 мая 2016 года наложение штрафов за нарушение обязательств по компенсации ущерба, наносимого большегрузами федеральным дорогам.

Сразу же после появления закона о системе Платон был подготовлен законопроект, предусматривающий отмену взимания платы на 3 года. Авторами стали представители автобизнеса, которых п
оддержала партия ЛДПР.

Привели несогласные и основания для такой меры: нестабильность и экономический кризис и без того серьезно ухудшили положение всех представителей бизнеса, грузоперевозчиков в том числе.

Законопроект о моратории не был принят, но все же были внесены некоторые изменения, облегчившие жизнь дальнобойщиков. Отмена Платона сегодня практически невозможна, ведь на реализацию программы ушло огромное количество средств федерального бюджета.

Об изменении размера штрафов и тарифов

После внедрения системы Платон Минтранс РФ получил множество сообщений от грузоперевозчиков о неготовности работать по новым принципам. Большинство компаний просто не успели пройти процедуру регистрации и установки бортовых устройств. Именно поэтому и было решено отложить наложение штрафов вплоть до 1 мая 2016 года.

Были изменены и сами размеры штрафов, взимаемых с неплательщиков. Изначально планировалось, что при первом нарушении владелец автомобиля должен будет выплатить 450 тысяч рублей, а при повторных нарушениях – 1 миллион рублей.

Размер штрафов был официально снижен, что закреплено в КоАП РФ. Первичное нарушение карается обязательством выплатить в государственную казну 5 тысяч рублей. Повторный инцидент подразумевает увеличение штрафа до 10 тысяч рублей.

Были внесены поправки и относительно тарифов по оплате. До 29 февраля 2016 года размер платы был равен 1,53 рублей за каждый километр по федеральной трассе. Действовали такие тарифы только на территории Московской области.

Начиная с 1 марта 2016 года вплоть до 31 декабря 2018 года, должно было производиться повышение тарифа до отметки 3,06 рублей за каждый километр, но и эту индексацию отложили до 2017 года.

Подробнее о штрафах за отсутствие Платона читайте в .

Водители грузовиков, выступающие против системы взимания платы за проезд по федеральным дорогам «Платон», сегодня объявили о начале забастовки по всей России. Об этом сообщила пресс-секретарь дальнобойщиков, стоящих лагерем в подмосковных Химках, Таисия Никитенко .

По словам активистки, с 20 февраля по 1 марта пройдет забастовка водителей большегрузов. Участники протестной акции, в которой участвуют дальнобойщики из 43 регионов, призывают не брать заказы и не выезжать в рейсы, отметила Никитенко.

«Цель дальнобойщиков – отмена «Платона», введение моратория на повышение тарифов ЖКХ на два года, возвращение льготного проезда для пенсионеров и инвалидов, отмена платы за капремонт», – сообщила она в интервью радиостанции «Говорит Москва».

Представитель химкинского лагеря дальнобойщиков Андрей Бажутин сообщили телеканалу «Дождь», что «в регионах максимально остановится транспорт – машины будут на стоянках у дороги, у торговых центов и в других местах». По его словам, сегодня в Химки в поддержку коллег приедут водители из регионов. «Они будут на легковых автомобилях – так проще добраться. К тому же, многие уже не работают и у них просто нет денег на топливо. Думаю, уже вечером мы сможем оценить масштаб акции». Он добавил, что прошлые акции не всегда были эффективны из-за отсутствия координации между водителями. Однако теперь дальнобойщики планируют объединиться.

В свою очередь член координационного совета грузоперевозчиков Ярославской области Сергей Садиков подтвердил участие в забастовке в Химках и своем регионе. «Водители большегрузов из Ярославской области возвращаются из рейсов и остаются на домашних стоянках. Сколько конкретно человек примет участие, пока говорить преждевременно», – цитирует активиста «Интерфакс».

Добавим, что сегодня ночью лагерь дальнобойщиков появился в Санкт-Петербурге. По разным данным от 8 до более 10 грузовых автомобилей встали на стоянке перед гипермаркетом «Мега Дыбенко». Водители фур требуют отмены системы «Платон», а также выступают против повышения акцизов на топливо, передает «Эхо Москвы». Один из участников протеста Михаил Шипачев сообщил «Фонтанке.ру», что в акции участвуют фуры из Петербурга и Великого Новгорода. «Мы ожидаем, что к нам будут присоединяться новые машины. Лагерь будет стоять вплоть до полной отмены «Платона», – заявил Шипачев.

Накануне вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил , что было принято принципиальное решение об отмене повышения с 1 марта платы для большегрузов в рамках системы «Платон». Таким образом, тариф сохранится на уровне 1 рубль 53 копейки. Предполагалось, что с 1 марта этого года тариф будет увеличен до 3 рублей 6 копеек за километр. Чиновник отметил, что по итогам девяти месяцев этого года будет проведен мониторинг ситуации и уже в октябре появится решение, в какие сроки повышать плату.

Ранее правительство России выступило против идеи депутатов Госдумы отменить транспортный налог. Если это сделать, то регионы лишатся 146 млрд руб., а компенсировать их неоткуда. От идеи отменить транспортный налог только для владельцев грузовиков чиновники также отказались: вместо этого они предложили грузоперевозчикам налоговый вычет, равноценный оплаченному проезду по федеральным трассам.

Напомним, с 15 ноября прошлого года в России заработала система взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой 12 тонн в счет возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам, получившая название «Платон». Введение «Платона» вызвало массовое недовольство среди дальнобойщиков. Протестные акции проходили во многих регионах России.

Оператором «Платона» является созданное в 2014 паритетное СП «Ростеха» и «РТ-Инвеста» «РТ-Инвест Транспортные системы». Оно реализует соглашение с Росавтодором. Участником соглашения является сын Аркадия Ротенберга бизнесмен Игорь Ротенберг, под контроль которого перешла доля «Ростеха». «РТ-Инвест» принадлежит структуре Андрея Шипелова. Концессионное соглашение подписано на 13 лет.

Власти после протестов дальнобойщиков пошли на уступки. В частности, были приняты поправки о существенном снижении штрафов за неоплату сбора – до 5 тысяч рублей с водителя или – в случае фиксации нарушения камерами наблюдения – с собственника большегруза. За повторное нарушение предусмотрен штраф в 10 тысяч рублей. Если проезд без оплаты будет зафиксирован камерами несколько раз за сутки, штраф будет взиматься только за первое нарушение. Ранее за неоплату проезда для водителей 12-тонных автомобилей предусматривались штрафы: 450 тыс. рублей для юрлиц и 40 тыс. рублей для физлиц.

В январе стало известно, что Минэкономразвития России собирается предложить правительству отложить до осени увеличение платы за проезд большегрузных автомобилей, запланированное на 1 марта.

Москва, Светлана Петрова

Москва. Другие новости 20.02.16

© 2016, РИА «Новый День»

Поделиться