Ебрр страны участники. Европейский банк реконструкции и развития (ебрр). Фактическая помощь Украине

ЕБРР (European Bank for Reconstruction and Development - EBRD) был создан в 1990 г. и приступил к деятельности в апреле 1991 г. В настоящее время Президентом Банка является Сэр Сума Чакрабарти, избранный на данный пост в ходе заседания Совета управляющих ЕБРР в Лондоне 18 мая 2012 г. (в мае 2016 г. переизбран на очередной четырехлетний срок). Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне.

Цели. Содействие переходу к рыночной экономике и развитию частного предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ.

Членство. Банк имеет 67 акционеров: 65 государств (включая все страны бывшего СССР) и 2 международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. Акционерами Банка, согласно Уставу, могут быть и неевропейские страны, являющиеся членами МВФ. В октябре 2012 г. Совет директоров ЕБРР принял решение о включении Косово в состав членов Банка, в 2014 г. в его состав был включен Кипр, в 2015 г. – Китай.

Уставный капитал Банка. Разрешенный к выпуску акционерный капитал составляет 30 млрд. евро (в 2010 г. в ходе 19-го ежегодного собрания Совет управляющих Банка принял решение об увеличении уставного капитала на 10 млрд. евро, с 20 до 30 млрд. евро.; данная мера рассматривалась как временная и была обусловлена необходимостью увеличить объем операций ЕБРР в целях эффективного выполнения контрциклических функций многосторонних банков развития, однако на данный момент она остается в силе). Число голосов распределяется в соответствии с количеством акций.

Россия как правопреемница СССР имеет статус учредителя ЕБРР и располагает в нем долей голосов в 4,1% (доля СССР составляла 6%).

Структура. Высший орган ЕБРР – Совет управляющих . Он определяет основные направления деятельности Банка. Каждая из стран-членов ЕБРР имеет одного представителя в Совете управляющих (обычно на уровне министра финансов или председателя центрального банка) и одного заместителя. Исполнительный орган - Совет директоров - состоит из 23 членов, принимает решения о политике Банка, утверждает новые проекты и кредитные линии для их финансирования. Президент Банка руководит текущей деятельностью ЕБРР, председательствует на заседаниях Совета директоров и участвует в сессиях Совета управляющих. Избирается на 4 года и управляет персоналом ЕБРР (Общая штатная численность сотрудников Банка в штаб-квартире и в представительствах – около 1 848 чел.). Вице-президенты назначаются по рекомендации Президента Советом директоров.

Управляющий от Российской Федерации в ЕБРР – министр экономического развития А.В.Улюкаев , заместитель Управляющего –заместитель министра финансов С.А.Сторчак . Пост Директора от Российской Федерации, Беларуси и Таджикистана в настоящее время занимает Д.С.Морозов. Интересы Республики Беларусь и Таджикистана Дирекция России в ЕБРР представляет с октября 1992 г. Главными задачами Дирекции традиционно являются увеличение объема операций в стране и улучшение качества портфеля страновых проектов.

Банк имеет 38 представительств в 32-х странах операций, включая Россию (29 марта 1993 г. Правительство Российской Федерации и ЕБРР подписали Соглашение о Постоянном представителе ЕБРР в России, на данный момент осуществление новых операций приостановлено).

Финансовые результаты деятельности ЕБРР. В 2015 г. объем операций ЕБРР составил 9,4 млрд. евро, что на 6% выше аналогичного показателя 2014 г. (8,9 млрд. евро) при общем числе операций 381 (в 2014 г. –377). Чистая прибыль ЕБРР в 2015 г. составила 802 млн. евро (против убытка в размере 568 млн. евро в 2014 г.). Отмечаются негативные тенденции деятельности, такие как рост доли государственных проектов (в то время как ЕБРР призван финансировать преимущественно частный сектор), снижение качества проектов банка (показатель проблемных кредитов вырос с 3,3 % на конец 2013 г. до 5,9 % по итогам 2015 г.), рост долгового финансирования за счет снижения инвестиций в капитал.

Политическая повестка ЕБРР. Банк постоянно расширяет географию своей деятельности. В 1997 г. ЕБРР приступил к реализации первых проектов в БиГ (стала членом ЕБРР в июне 1996 г.) и Таджикистане, в 2001 г. – в Сербии и Черногории. Фактически Банк сейчас является крупнейшим источником прямых инвестиций в регионах ЦВЕ и СНГ.

В 2011-2012 гг. в политической повестке ЕБРР доминировали события «Арабской весны», результатом чего стало принятие поправок в учредительные документы ЕБРР, направленные на дальнейшее расширение региона операций Банка, в частности ряда стран Северной Африки и Восточного Средиземноморья, и прием новых стран в число акционеров.

Еще одним заметным «сюжетом» в работе ЕБРР является продолжение помощи восточноевропейским банковским системам («Инициатива Вена 2.0») с целью предотвратить потерю ими ликвидности и капитала вследствие снижения уровня закредитованности (делевериджа) западноевропейских банков, которые в свою очередь долгое время были основой банковских систем целого ряда стран Восточной Европы.

В 2014 г. начался процесс приостановления утверждения новых проектов Банка в России, что негативно сказалось на результатах его деятельности, однако операции в России до сих пор не возобновлены. Компенсируя потери на российском направлении ЕБРР нарастил портфель операций в Турции, на Украине и в средиземноморских странах.

В 2015 г. в ходе заседания Совета управляющих в Тбилиси была принята «Стратегическая капитальная программа ЕБРР на 2016-2020 гг.» (среднесрочная стратегия развития банка), заменившую собой очередной «обзор капитальных ресурсов». Стратегия акцентирует внимание на глобальных проблемах по достижению устойчивого развития, продовольственной безопасности, тендерной проблематике, равенству экономических возможностей, содействию занятости и т.п.

Инвестиционная деятельность ЕБРР в странах операций. ЕБРР оказывает содействие развитию частного сектора, укреплению финансовых учреждений и правовых систем, а также развитию инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора. При этом, в отличие от других международных финансовых организаций, Устав Банка содержит своего рода политический мандат, предусматривающий, что все страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демократии, плюрализма и т.п.

К числу наиболее важных структурных показателей деятельности ЕБРР относится портфельное соотношение – процентная доля средств, направленных в частный сектор экономики стран операций. Этот показатель отражает степень выполнения Банком уставных задач, связанных с поддержкой развития частных предприятий и предпринимательства в странах с переходной экономикой (в частный сектор, согласно Уставу, должно направляться не менее 60% ресурсов Банка).

Предоставление государственных гарантий по проектам в частной сфере не требуется, и они осуществляются на основе расчетов окупаемости с учетом степени риска. Главными критериями отбора проектов являются: «здоровые банковские принципы» (sound banking principles); «дополняемость» (additionality) (т.е. ЕБРР не пытается заменить собой коммерческие источники финансирования); возможность воздействовать на процессы перехода к рыночной экономике (transition impact).

Общая стоимость типичного проекта составляет порядка 25 млн. евро, из которых ЕБРР непосредственно финансирует 35% суммы, а остальные средства предоставляются спонсорами – участниками проекта. Поэтому активность Банка в той или иной стране является своего рода барометром для иностранных инвесторов.

Банк оказывает также техническое содействие развитию малого и микробизнеса, которое финансируется как за счет основных ресурсов ЕБРР, так и ресурсов 11-ти специальных фондов: восьми специальных инвестиционных фондов и трех спецфондов технического сотрудничества. Важное место в деятельности ЕБРР занимают вопросы охраны окружающей среды, обеспечения ядерной безопасности и др.

Портфель проектов ЕБРР по секторам и регионам. В отраслевом разрезе основная часть операций Банка приходится на финансовый сектор, инфраструктурные проекты, энергетику и промышленный сектор. Распределение операций по секторам в 2015 г. было следующим: 22% (2,1 млрд. евро) пришлось на корпоративный сектор (промышленность, торговля и агропромышленный сектор), 31% (2,9 млрд. евро) – на финансовый сектор, 27% (2,5 млрд. евро) – энергетика и природные ресурсы, 19% (1,7 млрд. евро) – на инфраструктуру.

Географическая структура операций Банка по регионам по состоянию на конец 2015 г. изменилась по сравнению с предыдущими годами: доля Юго-Восточной Европы уменьшилась с 19% в 2014 г. до 13,6% в 2015 г. (примерно 1,3 млрд. евро), стран Восточной Европы и Закавказья также упала с 24% до 17,8% (около 1,7 млрд. евро), доля стран ЦЕ и Балтии увеличилась с 12% до 12,8% (до 1,2 млрд. евро), доля стран Южного и Восточного Средиземноморья выросла с 12% до 15,5%, или почти до 1,5 млрд. евро). Доля России в связи с приостановление новых операций в 2014 г. продолжила падать -– с 21,3% в 2013 г. до 6,9% в 2014 г. и до 1% в 2015 г. (106 млн. евро).

Крупнейшими странами операций ЕБРР в 2015 г. стали: Турция (1,9 млрд. евро), Украина (0,99 млрд. евро), Египет (0,8 млрд. евро) и Казахстан (0,7 млрд. евро).

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1991 г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики после крушения административно-командной системы. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии.

Расположенный в Лондоне, ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров банка.

Функции ЕБРР. ЕБРР оказывает поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путем содействия:

Организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего - малых и средних предприятий;

Мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению ими;

Инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения ее эффективности, качества жизни и улучшения производительности труда;

Оказанию технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;

Стимулированию и поощрению развития рынков капитала;

Реализации солидных и экономически обоснованных проектов, включающие более чем одну страну-реципиента;

Экологически устойчивому развитию.

Структура управления. 1. Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем, является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Собрания проводятся раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного фонда, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалования директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Устав и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству голосов его подписных акций в акционерном капитале Банка.

2. Президент ЕБРР избирается на четыре года (возможно переизбрание) Советом управляющих простым большинством голосов от общего числа управляющих. Президент руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент согласно установленным Директоратом правилам отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции.

3. Совет директоров - это главный исполнительный орган. В его ведении находятся текущие вопросы работы Банка. Директорат принимает решения в отношении предоставления кредитов, в отношении гарантий инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов и оказания технической помощи. Он утверждает бюджет ЕБРР.

4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам экологической политики и стратегии, касающимися "экологического мандата" Банка.

Капитал. Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные на выплату кредитов или гарантий Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов его специальных фондов. В соответствии с Учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции - Балтийский специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки малых и средних предприятий в прибалтийских странах, а также Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономики в этих странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;

3) Российский специальный фонд технического содействия малому бизнесу.

Удвоение капитала Банка до 20 млрд. евро стало реальностью в апреле 1997 г. Это позволило Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.

Финансирование ЕБРР. Финансирование ЕБРР зависит от конкретных проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую - совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды.

Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других организаций, является поддержка им частного сектора, что составляет суть Устава ЕБРР, согласно которому не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.

Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или тех, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.

Протокол:

Год образования: 1991г.

Акционеры банка: 66 государств и 2 международные организации: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Китай, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Марокко, Мексика, Молдавия, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония, Европейский союз, Европейский инвестиционный банк.

История образования: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в 1991 году, в период крушения коммунистической системы, с целью поддержать становление и укрепление частного сектора в условиях демократии. Сегодня ЕБРР использует инвестиции в качестве инструмента содействия утверждению рыночной экономики и демократии в 36 странах на трех континентах. ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе и помимо выделения своих собственных средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций.

Операционная деятельность: Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен: способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, т.е. обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода; брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка; применять рациональные принципы ведения банковской деятельности. С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует: проведению структурных и отраслевых реформ; развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства; укреплению финансовых организаций и правовых систем; развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора; внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Справка подготовлена по материалам сайта ЕБРР www.ebrd.com

ЕБРР стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций; привлекает отечественный капитал; оказывает техническое содействие.

Структура управления: Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, в который каждый член назначает по управляющему (им, как правило, является министр финансов). Совет управляющих делегирует большую часть полномочий Совету директоров, который отвечает за определение стратегического курса ЕБРР. Президент, избираемый Советом управляющих, является законным представителем ЕБРР. Президент управляет текущей деятельностью Банка под управлением Совета Директоров.

Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.

Адрес: One Exchange Square, London EC2A 2JN, Соединенное Королевство

Телефон: +44 20 7338 6000 Факс: +44 20 7338 6100

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в отличие от МВФ и МБРР, созданных в 1944 г. на основе Бреттон-Вудского соглашения, был учрежден спустя 45 лет на основе Соглашения от 29 мая 1990 г.

Учредителями ЕБРР были 40 стран, включая СССР. В их числе: все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впоследствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. Его членами могут быть помимо европейских стран все члены МВФ.

В настоящее время акционерами ЕБРР являются 63 страны (в том числе все европейские страны), а также Европейский союз и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Структура управления, как и в других международных финансовых организациях, включает совет управляющих и совет директоров.

ЕБРР начал функционировать с 15 апреля 1991 г. Непосредственной причиной создания этого международного банка стали политические и экономические реформы в бывших социалистических странах и их переход от планово-централизованной к рыночной экономике. Это определило цель и функции его деятельности.

Цель и функции ЕБРР

Главная цель ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой рыночной экономике на основе частной и предпринимательской инициативы.

Для выполнения этой цели Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

  • содействие развитию, образованию и расширению конкурентоспособного частного сектора, в частности малого и среднего предпринимательства
  • привлечение национального и иностранного капиталов и управленческого опыта для выполнения вышеуказанной деятельности;
  • содействие инвестициям в производственную сферу, а также в финансовый сектор и сферу услуг, инфраструктуру, которые необходимы для поддержки частной предпринимательской инициативы, создания конкурентной среды, повышения производительности труда, уровня жизни;
  • оказание технического содействия для подготовки и реализации инвестиционных проектов;
  • стимулирование развития национальных рынков капитала;
  • оказание поддержки экономически обоснованным проектам, в которых участвует более одной страны-бенефициара;
  • содействие экономически здоровому и устойчивому развитию;
  • осуществление иной деятельности в целях выполнения изложенных функций.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (ст. 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны соблюдать принципы многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Организационная структура ЕБРР

Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и президент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по два представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его управляющий или его заместитель может быть отозван в любой момент. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. При этом его исключительной компетенцией является решение следующих основных вопросов:

  • прием новых членов ЕБРР и приостановка членства в ЕБРР;
  • избрание директоров и президента ЕБРР;
  • увеличение или уменьшение разрешенных к выпуску акций;
  • предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;
  • утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) баланса ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли;
  • изменения в Соглашении об учреждении ЕБРР, решения по апелляциям, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.

Совет директоров - исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление полномочий, делегированных Советом управляющих. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голосов стран-членов). Страны - члены ЕС и ЕИБ обладают наибольшей долей капитала Банка (62,8% в 2012 г.) и могут влиять на принятие его решений (табл. 9.8).

Таблица 9.8. Акционеры ЕБРР (апрель 2012 г.)

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, англ. European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) — инвестиционный механизм , созданный в 1991 году 61 страной и двумя международными организациями для поддержки рыночной экономики и демократии в 29 странах — от Центральной Европы до Центральной Азии. Как международная организация, ЕБРР пользуется рядом привилегий, таких как юридическая неприкосновенность сотрудников.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объёмы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия , как правило, совместно со своими коммерческими партнёрами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства .

ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счёт эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы , включая российский рубль .

Структура ЕБРР . Полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета управляющих , в состав которого каждое правительство акционера назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Совет управляющих делегирует большинство полномочий Совету директоров , который отвечает за стратегическое направление ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 директоров и возглавляется Президентом . Каждый директор представляет одного или более акционеров. С учётом общего руководства Совета управляющих, Совет директоров отвечает за руководство общей деятельностью и политику банка. Он осуществляет полномочия прямо возложенные на него Соглашением и те полномочия, которые делегированы ему Советом управляющих.

Президент избирается Советом управляющих и является законным представителем ЕБРР. Под руководством Совета директоров, Президент руководит текущей работой банка. Президент избирается Советом управляющих большинством голосов на 4 года и может быть переизбран на второй срок. Вице-президенты назначаются Советом директоров по рекомендации Президента и обычно по срочному контракту на четыре года. В случае отсутствия или недееспособности Президента, вице-президент осуществляет полномочия и выполняет функции Президента.

Исполнительный комитет контролирует все ключевые аспекты стратегии, эффективности и финансовой устойчивости банка. Исполнительный комитет банка состоит из Президента (возглавляет его), вице-президентов и других членов высшего руководства банка. Также создан ряд других комитетов, управлений, которые подчиняются Президенту по направлениям деятельности банка.

Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам «демократии». Забота об окружающей среде является составным элементом надёжно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Устав ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, укрепление финансовых институтов и правовых систем, развитие инфраструктуры, необходи-мой для поддержки частного сектора.

Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен :

  • способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
  • брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
  • применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует :

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надёжно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Являясь катализатором перемен , ЕБРР :

  • стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • привлекает отечественный капитал;
  • оказывает техническое содействие.

В 2004 банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд евро, из них 1,24 млрд евро получила Россия. Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд евро. В 2004 прибыль банка составила 297,7 млн евро. Собственный капитал Банка по итогам 2008 года составил 11,8 млрд евро.

Основная цель ЕБРР заключается в содействии переходу к ры-ночной экономике и стимулирование развития частной и предприни-мательской инициативы в странах Центральной и Восточной Евро-пы.

К приоритетным направлениям деятельности банка относится содействие приватизации, демонополизации и децентрализации, o6ъединению энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, защите окружающей среды.

Кредитная политика ЕБРР. Банк не предоставляет гарантии под экспортные, кредиты и не работает с индивидуальными клиентами. ЕБРР не предоставляет финансирование, если считает, что заявитель может получить средства из других источников на приемлемых ус-ловиях. ЕБРР, как правило, заключает напрямую соглашения с крупными организациями-клиентами. Кредиты малым и средним предприятиям предоставляются через посредников.

Кредитные операции подразделяются банком на обычные и спе-циальные.

Первый вид операций финансируется за счет основных ресурсов банка (уставный капитал, средства от погашения кредитов банка и проценты, выплаченные по ним, заемные средства), а вто-рой — из ресурсов специальных фондов (целевые средства).

ЕБРР прибегает либо к самостоятельному финансированию, либо к совместному.

Самостоятельное финансирование осуществляется пу-тем предоставления кредитов, приобретения акций предприятий или выдачи гарантий. Последние позволяют заемщикам получать кредиты по другим каналам, а ЕБРР берет на себя ответственность либо за все риски, либо за отдельные виды. При финансировании через по-средников им открываются средне- и долгосрочные кредитные линии. Посредниками чаще всего выступают национальные банки и в некото-рых случаях правительства.

Совместное финансирование может осу-ществляться в различных формах: кредиты ЕБРР и других участни-ков синдиката предоставляются в одних случаях в согласованных пропорциях для финансирования одного и того же набора товаров или услуг, в других — различных (параллельное финансирование). После предоставления полной, суммы кредита ЕБРР продает ка-кую-либо долю кредита другим банкам (долевое финансирование).

ЕБРР принимает участие в инвестиционных фондах , которые вкладывают средства в средние частные предприятия путем покупки их акций. Он реализует также программы содействия торговле с уча-стием местных финансовых институтов. Такие программы подразуме-вают открытие кредитных линий для гарантирования подтверждений аккредитивов, предоставляемых местным банкам, а также прямое фи-нансирование крупных предприятий в виде револьверных кредитов.

Очень важную роль в деятельности ЕБРР играют экологические проекты. При этом особое внимание уделяется операциям, направ-ленным на рациональное использование ресурсов и энергии, сокра-щение отходов, переработку и регенерацию ресурсов, использование более экологически чистых технологий. Любой проект, предоставляе-мый ЕБРР, подвергается тщательной экологической проверке. ЕБРР способствует принятию и повсеместному выполнению международно признанных экологических норм и стандартов.

ЕБРР часто действует в других странах через основанные им ре-гиональные венчурные фонды. Он создает также фонды поддержки малого бизнеса для предоставления малых и микрокредитов.

Хотя ЕБРР декларирует в программных документах необязатель-ность государственных гарантий , последние в той или иной форме во многих случаях все же востребуются.

Государственные гарантии не требуются, только если финансирование осуществляется при по-средничестве одного из фондов, организованных для кредитования малых предприятий и проектов.

Поделиться