Международная ассоциация развития в рамках всемирного банка. Всемирный банк и его деятельность. Международная ассоциация развития

Международный Банк Реконструкции и Развития, более известный как Всемирный банк, является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. Всемирный банк помогает развивающимся странам бороться с бедностью и добиваться стабильного, устойчивого и справедливого экономического роста.

Всемирный банк был основан в 1945 году с первостепенной задачей оказания помощи Западной Европе в восстановлении после Второй мировой войны. Вслед за восстановлением и перестройкой Европы сфера деятельности Всемирного банка переключилась на предоставление поддержки развивающимся странам. В 1950 гг. оказалось, что бедные развивающиеся страны не могут позволить заимствовать необходимые для развития своей экономики средства на условиях Всемирного банка и нуждаются в смягчении условий кредитования. Таким образом, в 1960 г. в составе Всемирного Банка была создана Международная ассоциация развития (МАР), которая предоставляет беспроцентные займы. Средства МАР образуются за счет взносов богатых стран, а также погашаемых сумм ранее выданных кредитов.

В настоящее время в состав Всемирного банка входит 184 государства. Штаб-квартира находится в г. Вашингтон, США.

За годы присутствия в мировой экономике и социальной сфере приоритеты Всемирного банка претерепели существенные изменения. В 1980 году 21% кредитов Банка инвестировались в электроэнергетический сектор. Сегодня эта цифра составляет лишь около 7%. В то же время, объем ресурсов, непосредственно выделяемый в поддержку развития здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и других социальных услуг, увеличился с 5% в 1980 году до 22% в настоящее время. Всемирный банк, членами которого являются 184 страны, взял на вооружение новый подход к процессу развития, решая новые задачи, в том числе задачи гендерного развития, развития силами общин, проблемы коренных народов, а также прилагая усилия к созданию жизненно важной инфраструктуры для бедного населения.

Организационная структура Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены. Каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения. Всемирный банк осуществляет свою деятельность через департаменты вице-президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию.

Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются страны-члены этой организации. Количество акций у каждой из стран приблизительно рассчитывается в зависимости от масштабов экономики. Крупнейшим акционером являются США (16,41 процента акций), за ними следует Япония (7,78 процента), Германия (4,49 процента), Соединенное Королевство (4,31 процента) и Франция (4,31 процента). Остающиеся акции распределены между остальными государствами-членами.

Государства-члены Всемирного банка представлены Советом управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например, Министр финансов или Министр развития. Совет управляющих является высшим органом, определяющим политику Банка. Совет проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных совещаний Банка. Поскольку эти министры проводят свои совещания лишь раз в год, конкретные полномочия передаются исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка. Каждое государство-член Группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются пятью государствами-членами, обладающими крупнейшими пакетами акций, – США, Японией, Германией, Францией и Соединенным Королевством, – а остальные государства-члены представлены 19 исполнительными директорами.

По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается на пятилетний срок и может быть переизбран, председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. В настоящее время Президентом Всемирного банка является г-н Пол Вулфовиц, вступивший в эту должность в июне 2005 года.

В Банке работает около 10 000 человек, в том числе экономисты, инженеры специалисты по вопросам образования, а также в таких областях деятельности, как экология, финансовый анализ, антропология, и многие другие. Сотрудники Банка являются гражданами 160 стран, и более 3 000 человек работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.

Направления деятельности Всемирного банка

1. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования

С 1963 года, когда было начато финансирование образования, Всемирный банк выделил около 31 млрд долл. США в виде займов и кредитов и в настоящее время финансирует 158 проектов в сфере образования в 83 странах. Банк тесно взаимодействует с правительствами стран, учреждениями ООН, донорами, неправительственными организациями и другими партнерами, помогая развивающимся странам достичь цели всеобщего образования. Эта цель заключается в том, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки и дети из малообеспеченных семей, обучались в начальной школе и имели возможность получить начальное образование. Хорошим примером выделения Банком кредитов на цели образования является реализуемая в Индии Программа начального образования в районных школах, в рамках которой особое внимание уделяется девочкам, проживающим в районах, где процент грамотного женского населения ниже среднего показателя по стране. К настоящему времени этой программой, на финансирование которой Банком выделено до 1,3 млрд долл. США, охвачено более 60 миллионов учащихся в 271 районе с низкими показателями грамотности в 18 из 29 штатов Индии. В финансируемых Банком проектах, реализуемых в Бразилии, Эль Сальвадоре и Тринидаде и Тобаго, основное внимание уделяется усилению роли местного населения в повышении качества образования, благодаря тому, что местное население имеет возможность оценивать эффективность работы местных школ и преподавателей.

2. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования в борьбе с ВИЧ/СПИДом

Eжедневно 14 000 человек становятся носителями вируса ВИЧ; причем половина из них – люди в возрасте от 15 до 24 лет. ВИЧ/СПИД быстро сводит на нет многие из успехов, достигнутых развивающимися странами за последние 50 лет в процессе социально-экономического развития. Действуя совместно с программой ООН ЮНАИДС, в рамках которой координируются предпринимаемые в глобальном масштабе действия по борьбе с эпидемией, Всемирный банк выделил более 1,7 млрд долл. США на цели борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа во всем мире. Банк заверил страны в том, что ни одна страна, разработавшая эффективную стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом, не останется без финансирования и, совместно с правительствами африканских стран, разработал и приступил к реализации региональной программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом (МАП), в рамках которой выделяются значительные суммы средств общественным организациям и местным общинам.

Во многих странах разработаны качественно новые подходы к борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа, которые в настоящее время перенимаются другими странами и приспосабливаются к местным условиям. В 2002 году сумма средств, выделенных странам Африки в рамках МАП в порядке оказания помощи в расширении масштабов национальных программ профилактики, лечения и ухода за больными, составил 1 млрд долл. США. Кроме того, Банк принял решение выделить странам Карибского бассейна 155 млн долл. США на цели борьбы с ВИЧ/СПИДом и продолжает оказывать помощь в реализации программ в данной области деятельности в других регионах.

3. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ здравоохранения

Обеспечение элементарного медицинского обслуживания и питания бедного населения имеет решающее значение для сокращения бедности и содействия экономическому росту. Несмотря на значительные успехи, достигнутые многими странами за последние несколько десятилетий, остаются нерешенными сложные задачи. Из 11 миллионов детей, ежегодно умирающих в развивающихся странах, около 70 процентов умирают от инфекционных заболеваний (таких как пневмония, малярия, диарея, корь и ВИЧ/СПИД) и недоедания. Всемирный банк ежегодно выделяет в среднем 1 млрд долл. США в виде новых кредитов на финансирование реализуемых в развивающихся странах проектов, имеющих отношение к здравоохранению, питанию и народонаселению. Выделяемые Банком средства помогают бороться с малярией в 46 странах и с туберкулезом в 30 странах. В Китае Банк помог обеспечить более 90 процентов семей иодированной солью, что способствовало существенному сокращению количества случаев выкидышей и мертворождений, физических уродств и замедленного умственного развития – проблем, возникающих в результате нехватки йода. Кроме того, в Сенегале Банк помогает матерям предотвращать и решать проблему недоедания среди детей и содействует принятию комплексных лечебно-профилактических мер.

4. Всемирный банк решительно поддерживает облегчение бремени задолженности

В 1996 году Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК), которая представляет собой первый комплексный подход к облегчению долгового бремени беднейших стран мира, имеющих наибольшую задолженность. В настоящее время 26 стран получают помощь в виде облегчения бремени задолженности, и, согласно прогнозам, объем этой помощи должен со временем достичь 40 млрд долл. США. В сочетании с другими механизмами облегчения бремени задолженности Инициатива ХИПК позволит сократить внешнюю задолженность этих стран на две трети, снизив ее до уровня, который будет намного ниже среднего показателя по всем развивающимся странам. В рамках этой инициативы страны стараются переориентировать свои бюджетные приоритеты на важнейшие сферы социального развития и развития людских ресурсов. Например, в Руанде установлены целевые показатели увеличения числа детей, зачисленных в начальную школу, и найма на работу преподавателей. В Гондурасе планируется обеспечить охрану здоровья матери и ребенка и элементарное медицинское обслуживание не менее чем 100 000 человек из бедных общин. В Камеруне ресурсы используются для повышения эффективности борьбы с ВИЧ/СПИДом, в частности, путем разъяснения населению, подверженному высокому риску, важности использования презервативов.

5. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ сохранения биоразнообразия

Начиная с 1988 года Банк становился одним из крупнейших международных источников финансирования проектов сохранения биоразнообразия. Хотя сокращение биоразнообразия представляет собой глобальную проблему, в первую очередь страдает население сельских районов в развивающихся странах, поскольку оно в наибольшей степени зависит от окружающей среды, обеспечивающей его продуктами питания, крышей над головой, лечебными средствами, средствами к существованию, работой, а также способствующей сохранению самобытности культуры местного населения. Именно поэтому совместно с организацией Conservation International, Глобальным экологическим фондом, Фондом МакАртура и правительством Японии Всемирный банк участвует в создании фонда, который будет способствовать более эффективной охране “горячих точек” биоразнообразия в развивающихся странах. В этих подвергающихся наибольшей угрозе регионах, которые составляют лишь 1,4 процента поверхности земли, обитают около 60 процентов всех наземных биологических видов. Решение проблем окружающей среды является неотъемлемой частью стратегии Банка, имеющей целью сокращение бедности. Помимо проведения оценок потенциального воздействия на окружающую среду и принятия мер предосторожности, в центре внимания новой стратегии находятся климатические изменения, сохранность лесных и водных ресурсов и биоразнообразия. В настоящее время общая сумма портфеля проектов Всемирного банка, в рамках которых установлены задачи охраны окружающей среды, составляет 14 млрд долл. США.

6. Всемирный банк как никогда активно взаимодействует со своими партнерами

Последние шесть лет Всемирный банк сотрудничает с широким кругом партнеров в процессе борьбы с бедностью в глобальном масштабе, например, со Всемирным фондом дикой природы с целью сохранения лесов, а также с государственным и частным секторами с целью создания Прототипного углеродного фонда, который поможет смягчить последствия глобального потепления. Кроме того, Банк сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Программой развития ООН (ПРООН), выступая спонсором широко известной Консультативной группы по международным исследованиям в области сельского хозяйства, использующей последние достижения науки для борьбы с недоеданием и сокращения бедности, улучшения питания и состояния здоровья населения и охраны окружающей среды.

Через Консультативную группу по оказанию помощи беднейшему населению (CGAP) Всемирный банк сотрудничает с донорами и международными финансовыми учреждениями с целью расширения возможностей учреждений микрофинансирования для оказания финансовых услуг беднейшим группам населения. Благодаря усилиям партнерства, созданного для борьбы с онхоцеркозом (“речной слепотой”), удалось предотвратить более 600 000 случаев этого заболевания, высвобождено 25 миллионов гектаров земли для возделывания и ежегодно от болезни излечиваются более 22 миллиона человек.

7. Всемирный банк играет ведущую роль в борьбе против коррупции в международном масштабе

Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы. Начиная с 1996 года Банк реализует 600 программ борьбы с коррупцией и инициатив по повышению эффективности управления почти в 100 странах-клиентах. Эти инициативы предусматривают принятие самых различных мер – от заполнения государственными служащими деклараций с указанием доходов, имущества и их происхождения до повышения квалификации судей и обучения журналистов методам проведения журналистских расследований. В настоящее время почти одна четверть всех новых проектов включает компоненты, имеющие отношение к государственным расходам и финансовой реформе. Еще важнее то, что приверженность Банка делу искоренения коррупции послужила стимулом к активизации поистине глобальной борьбы с этой проблемой. Всемирный банк старается полностью интегрировать меры, направленные на повышение эффективности государственного управления и борьбу с коррупцией, в процесс планирования и операционную деятельность. Кроме того, Банк твердо намерен приложить усилия к тому, чтобы исключить какие-либо возможности для коррупции в рамках финансируемых им проектов. За последние четыре года Банк установил строгие правила и процедуры закупок, принципы борьбы с коррупцией и открыл анонимную “горячую линию”, по которой можно сообщить о фактах коррупции. По состоянию на июль 2002 года, 77 фирм и физических лиц были объявлены Банком не имеющими права заключать контракты в рамках финансируемых Банком проектов.

8. Гражданское общество играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка

Более двух третей проектов развития, утвержденных банком в прошлом финансовом году, реализуются при активном участии неправительственных организаций (НПО), а большинство стратегий содействия странам были разработаны Банком на основе консультаций с гражданским обществом. В настоящее время сотрудники Банка работают в 70 представительствах этой организации по всему миру, взаимодействуя с населением и НПО в различных областях деятельности – от образования и борьбы с ВИЧ/СПИДом до охраны окружающей среды. В Южной Азии Банк консультируется с гражданским обществом, разрабатывая стратегии гендерного развития, в странах Восточной Европы консультации с общественными организациями проводятся по вопросам оказания помощи с целью ликвидации последствий вооруженных конфликтов и повышения эффективности государственного управления, а в странах Латинской Америки обсуждаются возможности, создаваемые благодаря реформе, и социальные последствия реформы. Одним из показательных примеров участия гражданского общества в проектах Банка является Восточный Тимор, где в рамках Проекта расширения возможностей местных общин и повышения эффективности управления на местном уровне, поддерживаются избранные демократическим путем местные сельские советы, включающие молодых людей, женщин, представителей религиозных и фермерских групп и занимающиеся ремонтом дорог, обеспечением населения питьевой водой и возобновлением экономической деятельности в рамках проектов, реализуемых силами общин на местном уровне.

9. Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты

В настоящее время Банк работает в 40 странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, поддерживая международные усилия по оказанию помощи пострадавшему населению, возобновлению мирного развития и предотвращению новых вспышек насилия. При этом Банк прилагает усилия к решению целого ряда задач, таких как возобновление экономической деятельности, инвестирование средств в регионы, пострадавшие от войн, восстановление инфраструктуры, пострадавшей в результате военных действий, и придание программам адресного характера, с тем чтобы они ориентировались прежде всего на наиболее уязвимые группы населения, такие как вдовы и дети. Кроме того, Банк поддерживает усилия по разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь, а также инициативы по обнаружению мин и предупреждению населения об их наличии. Среди широкомасштабных и качественно новых проектов, финансируемых Банком, следует отметить реконструкцию инфраструктуры и расширение возможностей местного населения в Афганистане, перевоспитание беспризорных детей в Демократической Республике Конго, проекты развития на местном уровне на юге Сербии, обучение новых государственных служащих в Восточном Тиморе и программы в Гаити, целью которых является достижение общественного согласия и которые реализуются с участием граждан страны.

10. Всемирный банк чутко реагирует на потребности бедного населения

Беседы с 60 000 бедных в 60 странах мира, а также опыт нашей повседневной работы, научили нас тому, что бедность – это нечто большее, чем неравенство доходов или низкие темпы общественного развития. Бедность – это когда бедное население не имеет возможности высказать свое мнение, будучи лишенным права голоса, или возможности отстаивать свои интересы, когда оно не защищено от злоупотреблений и коррупции. Бедность – это отсутствие элементарных свобод, таких как свобода действий, свобода выбора, отсутствие возможностей. Мы считаем, что к человеку, живущему в нищете, следует относиться не как к какой-то обузе, или пассиву, а как к производительному активу, который способен внести больший вклад, чем кто-либо другой, в искоренение бедности. Подход к сокращению бедности, основанный на создании более широких социально-экономических возможностей, отводит бедному населению основную роль в процессе развития и создает условия, позволяющие бедным мужчинам и женщинам становиться хозяевами своих судеб, предоставляющие им доступ к информации, позволяющие вовлечь бедное население в процесс развития и обеспечить его активное участие в этом процессе, обеспечивающие подотчетность и расширение организационно-технических возможностей на местах. В настоящее время Банк финансирует проекты развития, реализуемые силами местного населения, на которые выделено более 2,2 млрд долл. США. В Индонезии 15 000 деревень и общин составляют свои собственные предложения с целью получения финансирования на местном уровне, в то время как в Бенине женщины объединяют свои усилия, защищая леса, с тем чтобы они использовались в качестве источника дохода, а не просто как топливо.

Всемирный банк

Всемирный банк – структура, состоящая из нескольких самостоятельных финансовых организаций. Основные декларируемые задачи – создание условий для устойчивого экономического роста в мире, борьба с бедностью путем направления инвестиций и помощи государств-лидеров развивающимся странам, повышение уровня жизни.

Датой создания Всемирного банка считается 27 декабря 1945 года, когда большинство стран ратифицировали Бреттон-Вудское соглашение 1944 года. Первый предоставлен в 1947-м Франции на восстановление после Второй мировой войны - в размере 250 млн долларов США.

Займы Всемирного банка, как правило, должны гарантироваться правительствами стран-участниц. Они предоставляются на реализацию конкретных обоснованных проектов. Приоритетными считаются инвестиции в структурные преобразования: либерализацию рынков, приватизацию, социальные реформы (образование, здравоохранение).

Государства заинтересованы в получении кредитов Всемирного банка, так как, во-первых, проценты по ним ниже, чем по другим займам, а во-вторых, вложение банка в страну, как правило, открывает дорогу для частных инвестиций.

В структуру Всемирного банка входят пять организаций:

  • реконструкции и развития, специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
  • , помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов;
  • , отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
  • , предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
  • , оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.

Россия считается полноправным участником Всемирного банка с 1992 года. При этом она входит в четыре из пяти организаций, не участвует только в деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.

Крупнейшие акционеры Всемирного банка - США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Каждые три года вырабатывается стратегия взаимодействия со странами-участницами в виде отдельного рамочного документа, который увязывает предоставление кредитов с экономическими рекомендациями. Текущее руководство осуществляется президентом Всемирного банка.

Главный офис Всемирного банка в Вашингтоне


Смотреть что такое "Всемирный банк" в других словарях:

    Всемирный банк - англ. World Bank фр. Banque mondiale исп. Banco Mundial нем. Weltbank … Википедия

    Всемирный Банк - World Bank Banque mondiale Banco Mundial Weltbank логотип Всемирного банка Членство … Википедия

    Всемирный банк - Группа из трех международных финансовых институтов, объединяет более чем 180 стран членов. В группу входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР, Всемирный банк), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая… … Финансовый словарь

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - (World Bank) См.: Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000.… … Экономический словарь

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - (World Bank) международная экономическая организация и специализированное учреждение ООН. Находящиеся в Вашингтоне учреждения Всемирного Банка включают в себя Международный банк реконструкции и развития (МБРР, создан в 1945 г.) и его филиалы:… … Политология. Словарь.

    Всемирный Банк - См. Банк всемирный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Всемирный банк - (Международный банк реконструкции и развития, МБРР) (World Bank), междунар. кредитная орг ция, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Идея создания В.б. была предложена на Бреттон Вудской конференции в 1944 г., открытие состоялось в… … Всемирная история

    Всемирный банк - Крупнейшая международная финансовая организация, образованная в 1944 45 году, вместе в МВФ – Всемирным валютным фондом, по соглашению участников Бреттонвудской конференции (точное ее название Валютно финансовая конференция Организации… … Справочник технического переводчика

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - одно из 14 специализированных учреждений ООН, включает: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития (MAP) … Юридический словарь

    ВСЕМИРНЫЙ БАНК - одно из 14 специализированных учреждении ООН, группа из трех международных финансовых институтов, включающая в себя Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию развития… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Куда ведут Россию МВФ, Всемирный Банк и ВТО? Книга 2. Россия в неолиберальной петле , А. А. Ждановская. Сокращение социальных расходов, приватизация здравоохранения и образования, повышение тарифов на ЖКХ, повышение пенсионного возраста, отмена прогрессивного налогообложения, низкие зарплаты…

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоит из 5 тесно связанных между собой институтов, общая цель которых – повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран:

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 г. – предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам. МБРР – главная составляющая группы Всемирного банка. Часто этот банк называют Всемирным.

    Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 г. – предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

    Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. – содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) основано в 1988 г. – поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 г. 1 – содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве различных стран.

Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 г. после того, как 28 стран подписали «Статус соглашения о международном банке реконструкции и развития», который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк, как специализированное учреждение ООН, входит в систему Объединенных Наций.

Местопребывание – Вашингтон. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставной капитал составляет 142 млрд. долл. Страны оплачивают 20 % своих квот в Уставном капитале, причем 2% – в конвертируемой валюте, а 18 % – в национальной.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в т.ч. СНГ. Россия вступила в МБРР 16 июня 1992 г.

Вступить в МБРР могут только государства МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна-член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком.

Цели:

    содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

    поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

    стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Структура:

    Совет управляющих.

    Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет), комитеты.

    Комитет по развитию.

    Президент Банка.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих, высший орган МБРР. Каждое государство представлено в Совете одним управляющим (плюс 1 заместитель управляющего), назначаемым каждой страной-членом на 5 лет (возможно повторное назначение). Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра (министр финансов или председатель центрального банка). Раз в год Советы управляющих, как МВФ, так и МБРР, проводят раздельные и совместные сессии в рамках Ежегодного совещания. За исключением определенных полномочий, специально сохраненных за ними в соответствии со Статусом соглашения (прием новых стран, увеличение или сокращение Уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства и др.), управляющие делегируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей. Решения принимаются большинством поданных голосов, если специально не предусмотрены иные правила процедуры (по важным вопросам необходимо собрать 85 %). Вес голоса каждого государства находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка (у США более 17 % голосов, т.е. столько же, сколько у 140 развивающихся государств, а квота России – 1,8 %, а Украины – 0,8 %).

Совет директоров-исполнителей (избирается на 2 года) отвечает за осуществление основной текущей (оперативной) деятельности (политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка). Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами – крупнейшими держателями акций Банка (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. Количество стран, которые представляет каждый из этих 19 директоров-исполнителей, значительно колеблется. То, как будут сгруппированы государства, решают они сами – зачастую в соответствии с географическим положением, а также с учетом политических и культурных факторов. В своей работе Совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский и временные комитеты, комитеты по вопросам кадровой политики, по выработке регламента, по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, по административным вопросам.

Комитет по развитию, совместный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам, состоит из 24 человек (министры финансов или должностные лица сопоставимого уровня) был создан в 1974 г. Он дает консультации и подготавливает доклады для Советов управляющих Банка и Фонда. Комитет рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности и передача ресурсов. Рекомендации комитета направляются Советам управляющих МБРР и МВФ.

Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором-исполнителем, представляющим США и избирается директорами-исполнителями на 5 лет. Он не может быть ни управляющим, ни директором, ни их представителем. Он отвечает за управление повседневной деятельностью Банка, организацию которой, назначение и увольнение штатных сотрудников он осуществляет под общим контролем директоров-исполнителей. Его помощники – 3 директора-распорядителя. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей, которые избирают его на этот пост и снимают с него. Он руководит штатом оперативных служащих и управляет, согласно указаниям директоров-исполнителей, текущими делами Банка.

Источники финансирования.

МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Группа Всемирного банка осуществляет банковское кредитование в основном двух типов:

    представление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

    кредиты предназначены только для беднейших стран, которые обычно некредитоспособны на международных финансовых ранках и не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным. Предоставление займов таким странам осуществляет Международная ассоциация развития (МАР).

Приоритетные для МБРР – такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы систем образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначены для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит – не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

В 1995 г. МБРР сформулировал 4 основных направления своей деятельности:

    Стремление к заключению нового соглашения с целью привлечения достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей развивающихся стран.

    Единый подход к политике развития Банка для ее продолжения в неизменном виде.

    Укрепление и расширение круга партнеров Всемирного банка, как на глобальном, так и на локальном уровне.

    Совершенствование функций Банка.

Деятельность Банка по оказанию технической помощи подразделяется на 3 основные категории:

    техническая помощь, финансируемая как составные части займов и кредитов Банка, бессрочные займы и кредиты на техническую помощь, и техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов (ФПП);

    техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком (Банк в качестве административного учреждения; проекты, осуществляемые под руководством Банка), и программа оплачиваемой технической помощи для развивающихся стран с высоким уровнем доходов, например, нефтеперерабатывающих и для Международного фонда сельского развития;

    техническая помощь, обеспечиваемая по линии административного бюджета.

Гарантийная политика Банка предоставляет 2 возможности для получения гарантий: частичные рисковые гарантии, допускающие ограниченный регресс при проектном финансировании, и частичные кредитные гарантии, используемые для распределения рисков.

Проектный цикл у МБРР состоит из 6 этапов: определение проекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и представление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.

Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих процедур и политики.

Институт экономического развития, основанный в 1995 г., занимается организацией и проведением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.

Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. Цели таких исследований: обеспечение информацией по экономической и технической тематике, а также по вопросам разработки и осуществления программ, связанных с его кредитной, аналитической, учебно-подготовительной деятельностью и оказанием технической помощи; повышение уровня знаний в области развития; содействие политическому диалогу со странами-членами и увеличению их исследовательского потенциала.

С 1995 г. МБРР – член консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Голландией, США, АзБР (Азиатский банк развития), МФСР (Международный фонд сельскохозяйственного развития) и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения этих стран и стран-заемщиков необходимым инструментом.

Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения.

Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды посредством содействия щадящему окружающую среду развитию. Банк при этом выполняет задачи попечителя и секретариата Фонда, а также заказчика проектов.

Всемирный банк – 1 из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах. Банк и около 40 доноров оказывают совместную поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые в тесном сотрудничестве с национальными исследовательскими институтами разрабатывают более эффективные, с точки зрения потребляемых ресурсов, технологии производства продовольствия, что одновременно способствует охране и улучшению состояния природных ресурсов как основы этого производства.

МБРР сотрудничает на национальном и местном уровнях с рядом негосударственных организаций, консультируя и финансируя их и помогая им при реализации различных проектов.

Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Информация

В 1994 г. Банк открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах, одобренных исполнительным директором после 3 января 1994 г. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран, их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах).

В 1992-98 гг. МБРР предоставил России кредиты на 14,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-98 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает 5-е место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 105 млрд. долл. Срок погашения – 7 лет с 3-летним льготным периодом. Выделение кредита было предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 (в июне 1999 г.).

Став членом МБРР, Россия вступила и в МАИГ.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют 1 и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главные различия между этими двумя организациями в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Источники ее финансирования – взносы стран-доноров.

Цели:

    содействие экономическому развитию;

    повышение производительности труда;

    повышение уровня жизни в развивающихся странах-членах МАР.

Государства-члены разделены на 2 группы:

    группа I – экономически более развитые страны (более 25 стран);

    группа II – менее развитые страны (более 130 стран).

Членство открыто для всех стран-членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.

Структура:

    Совет управляющих.

    Исполнительный директорат.

    Президент.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президента в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной Ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на 4 сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.

Источники финансирования

Основная часть финансовых ресурсов МАР состоит из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчики которого – государства-члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые 3 года). 34 государства-члены согласились предоставить 18 млрд. долл. США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-96 гг. в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экономически устойчивого развития.

Деятельность

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее 1305 долл., могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляется странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долл. или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10 лет льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без %.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.

МФК была создана по инициативе США в качестве филиала МБРР в 1956 г. путем ратификации устава Международной финансовой корпорации. МФК является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных Наций в качестве специализированного учреждения. Местопребывание – Вашингтон. В состав МФК входят более 170 государств. Россия вступила 12 апреля 1993 г.

Цель:

Содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, т.е. на микро уровне, дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

Структура:

      Совет управляющих.

      Директорат.

      Президент, исполнительный вице-президент.

      Банковская консультативная комиссия.

      Деловой консультативный комитет.

Высшим органом Международной финансовой корпорации яв­ляется Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом Международной финансовой корпорации, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместите­лем управляющего в составе ее Совета управляющих. За исключе­нием отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета (такие, как прием новых членов, опре­деление условий приема, повышение или понижение уставного капитала, приостановка членства, внесение поправок в устав), управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегод­ное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собра­нием МБРР.

Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по долж­ности являются все директора-исполнители Банка (и их заместите­ли), назначаемые/избираемые членом или группой членов Корпо­рации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.

Президентом Корпорации является президент Всемирного бан­ка. отвечает за общее управле­ние и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществля­ют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через 5 региональных (Афри­ки южнее Сахары; Азии; Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бас­сейна) и четыре отраслевых (агробизнеса; химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента. Департамент рынков капитала и корпоративных финансовых услуг оказывает платные консульта­ционные услуги государственным предприятиям и правительствам по вопросам приватизации и частным компаниям по вопросам финансовой реструктуризации.

Банковская консультативная комиссия , состоящая из 10 руководящих работников ведущих междуна­родных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.

Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государствен­ных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.

Источники финансирования

Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, фи­нансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.

Деятельность

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР, без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором. При этом МФК обычно ограничивает свое участие в каждом конкретном проекте 25-ю % его стоимости. Но она помогает найти инвесторов.

Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:

    принцип катализатора: привлечение к участию в проекте частных инвесторов;

    принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;

    принцип участия МФК как меры, дополняющей естествен­ный рыночный процесс.

МФК содействует развитию частного сектора путем:

Финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);

Мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых зай­мов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

Управления рисками (своп операции, связанные с валютны­ми курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);

Технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала, прямые иностранные инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);

Разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).

Международная финансовая корпорация является инвестицион­ным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. МФК – крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирова­ния для проектов частного сектора, таких, как:

1) содействие предпри­нимательской деятельности, включая малый бизнес;

2) мобилизация финансовых средств;

3) инвестиции в проекты по развитию инфра­структуры;

4) инициативы по охране окружающей среды;

5) консульта­ционные услуги и техническая помощь.

МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги ком­паниям в развивающихся странах-членах:

    долгосрочные займы,предоставляемые в основных валютах по фиксированным или ме­няющимся ставкам;

    вложения собственного капитала, другие меха­низмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом);

    предоставление гарантий и вспомогательное финансиро­вание;

    менеджмент рисков (мобилизация капиталов за счет своп операций с валютами и процентными ставками; обеспечение средств хеджирования).

Корпорация консультирует деловые круги и правительства раз­вивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринима­тельской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилиза­цию ресурсов для финансирования проектов.

Созданная в 1986 году Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ), конт­роль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правитель­ствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей раз­вития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций (капиталы, технологии, управленческие опыт и зна­ния). КСИИ предоставляет правительствам консультации по во­просам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестицион­ного климата.

Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в 1986 году, предо­ставляет консультации африканским предпринимателям, стремя­щимся расширить или модернизировать существующие предпри­ятия или создать новые.

Консультативное бюро по разработке проектов для южной час­ти Тихого океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств - членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создании новых предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.

В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи 1 частным фирмам, финансирование которойосуществляется с помощью Фонда технической помощи.

Представители МФК работают в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки.

ИНФОРМАЦИЯ

В 1994 году МФК определила политику по вопросам раскрытия информации и предлагает информацию об оперативной деятель­ности Корпорации, документы, касающиеся окружающей среды, а также другие данные о проектах, финансовую информацию и дис­куссионные материалы МФК (экономика и исследования).

Открытая для общественности информация о деятельности МФК может быть получена в Центре общественной информации Всемирного банка (ЦОИ) в Вашингтоне; запрашивать нужную информацию можно через Интернет или в отделениях Всемирного банка в Лондоне, Париже и Токио.

База данных по новым рынкам предлагает информацию о новых рынках. Введение в действие инвестиционных индексов МФК, отражающих степень открытости отдельных новых рынков для иностранных инвесторов, предназначено для удовлетворения возрастающих потребностей инвесторов. База данных будет постоянно расширять сферу предлагаемых услуг.

С 1956 г. МФК выделила более 21,2 млрд. долл. собственных средств на осуществление различных проектов и организовала финансирование 852 предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл.

С 1993 г. МФК утвердила финансирование 38 российских проектов на 563 млн. долл. из собственных средств и 223 млн. долл. – из средств участников программы по привлечению синдицированных средств. Совокупная стоимость этих проектов составила 1,9 млрд. долл.

Общий объем кредитов и инвестиций по всем направлениям деятельности корпораций составляет 7 млрд. долл.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение, Агентство входит в систему ООН. В состав МАИГ входят более 130 государств, включая РФ. Членство открыто для всех членов МБРР.

Цель:

Поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах, путем:

    предоставления гарантий, включающих совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других;

    осуществление надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функции:

    увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования;

    страхование инвестиций в страны, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

    обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам;

    предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

Структура:

    Совет управляющих.

    Директорат, председатель Директората.

    Исполнительный вице-президент.

Высший орган Агентства – Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по 1 от каждой страны-члена). Председатель Совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров (у каждого – по 1 заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председатель Директората – президент МБРР.

Исполнительный вице-президент МАИГ назначается Директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования – основной капитал (948млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долл. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10 % своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10 % каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте.

Деятельность

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством сострахования и перестрахования. Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90 % объема инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающиеся страны) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:

Не конвертируемость валюты

Защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью кон­вертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны.

Экспроприация

Защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахованные инвес­тиции.

Война и гражданские волнения

Защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесе­нию ущерба материальным активам предприятия или к созданию препятствий для его деятельности.

Нарушение контракта 1

Защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и/или его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушившей инвестиционный контракт.

МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потреб­ностей развития страны пребывания.

МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию техни­ческой помощи в целях содействия усилиям стран-членов по сти­мулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политике улучшения инвестиционных режимов до помо­щи в увеличении притока иностранных инвестиций и консульта­ций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.

В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находиться во­просы создания потенциала поощрения "инвестиций; началась разработка электронных средств (глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов «CD-ROM») в целях ускорения распространения информации об инвестиционных воз­можностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке по­литики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработки стратегической политики, за исключением поощрения капитало­вложений и распространения информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по разработке политики и кон­сультационным услугам было переименовано в Службу инвестици­онного маркетинга.

Содействие инвестициям включает проведение встреч, конфе­ренций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Инфор­мационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддер­жания контактов с потенциальными инвесторами.

В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи странам-членам в "создании потенциала маркетинга для улучшения услуг, предоставляемых инвесторам, и укрепления свя­зей с ними, а также осуществления миссий по привлечению инвес­тиций.

ИНФОРМАЦИЯ

МАИГ издает, среди прочего, бюллетень «MIGA News» (с 1994 г. на французском языке) и публикует ежегодный отчет.

ИПАНЕТ является глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций в сети «Интернет».

ЕБРР

ЕБРР – III влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1990 в результате подписания Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития (приступил к операциям в апреле 1991 г.). Местопребывание – Лондон.

Цели:

    поддержание перехода стран Центральной и Восточной Европы и к ориентированной на открытый рынок экономике;

    содействие развитию частного предпринимательства в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Функции:

      поддержка стран-членов – получателей помощи в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путём содействия:

      • организации, модернизации и расширению производст­венной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

        мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению;

        инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни и улучшения условий труда;

        оказанию технической помощи в подготовке, финансирова­нии и реализации проектов;

        стимулированию и поощрению развития рынков капитала;

        реализации солидных и экономически обоснованных проек­тов, включающих более чем одну страну реципиента;

        экологически устойчивому развитию.

В ЕБРР входят около 60 стран и институты (Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк).

Членами Банка могут стать:

    Европейские страны.

    Неевропейские страны, являющиеся членами МВФ.

    Европейское сообщество (Европейский Союз).

    Европейский инвестиционный банк.

Структура:

    Совет управляющих.

    Директорат, комитеты.

    Президент, вице-президенты.

    Консультативный совет по вопросам окружающей среды.

Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем (всего 118 членов), является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Каждый член Банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. Собрания проводятся один раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного капитала, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалованья директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Соглашение и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству его подписных акций в акционерном капитале Банка.

Президент (четырехлетний мандат, возможно переизбрание) руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Он является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент, согласно установленным Директоратом правилам, отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции. В структуру ЕБРР входят девять департаментов (банковских операций, финансовый, оценки проектов, отдел главного экономиста и др.). Департамент банковских операций имеет три отдела: групп по странам, 1 групп по отраслям, 2 групп по поддержке операций. Каж­дый отдел состоит из групп, в состав которых входят специалисты из частного и государственного секторов стран - членов Банка.

Консультативный совет по вопросам окружающей среды со­стоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам политики и стратегии, касающимся «экологического мандата» Банка.

Источники финансирования

Капитальные ресурсы Банка включают уставной капитал, заем­ные средства и средства, полученные за выплату кредитов или га­рантии Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ре­сурсов специальных фондов Банка.

Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро (евро является официальной валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью 10000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30 % от первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР – 40 тыс. акций, что обеспечивает ей собственного директора в Совете директоров.

В соответствии с учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский специальный инвестиционный фонд содейст­вия частному сектору путем поддержки малых и средних пред­приятий в балтийских странах и Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономи­ки в балтийских странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;

3) Российский специаль­ный фонд технического содействия малому бизнесу.

Деятельность

ЕБРР стремится оказывать помощь государствам-членам в осу­ществлении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с учетом потребностей этих стран на различных этапах перехода к рыночной экономике. Его деятельность включает содействие раз­витию частного сектора, укреплению финансовых институтов и правовых систем, созданию или модернизации инфраструктуры, необходимой для деятельности в частном секторе. Банк поощряет совместное финансирование 1 и прямые иностранные капиталовло­жения, осуществляемые частным и государственным секторами. ЕБРР сотрудничает с международными финансовыми институтами и другими международными организациями.

ЕБРР работает на коммерческой основе, предоставляя займы на условиях рыночных процентных ставок, учитывающих риски (фи­нансовые инструменты: займы, инвестиции собственных средств и гарантии). Банк осуществляет прямое финансирование проектов развития частного сектора, структурные реформы и проводит при­ватизации, а также развивает инфраструктуру. Совместные пред­приятия являются основным объектом кредитования Банком, в особенности те, которые имеют иностранных спонсоров.

В рамках программы технического сотрудничества Банк финан­сирует исследовательские и связанные с проектами аналитические работы, консультационные услуги и подготовку кадров.

Приоритетными областями являются приватизация и струк­турные реформы, финансовая система, энергетика (включая без­опасность атомных реакторов), телекоммуникации, транспорт и экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ре­сурсы и туризм.

В 1993 паду «Группа 7-ми» официально предложила ЕБРР учре­дить «Счет ядерной безопасности» для привлечения вкладов стран-доноров в целях субсидирования проектов обеспечения ядерной безопасности в регионе. Банк под­готавливает проекты и представляет их на рассмотрение Ассамб­лее вкладчиков. Он действует как секретариат «Счета ядерной безопасности». Первоочередное внимание уделяется реакторам, представляющим высокую степень риска, которая должна быть сокращена путем оперативных и экономически эффективных дей­ствий по их усовершенствованию в целях обеспечения безопас­ности. ЕБРР – универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

Банк открыл представительства в странах Восточной и Цент­ральной Европы (Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия (для государств Балтии), Польша, Румыния, Российская Федерация (Москва с региональными бюро в Санкт-Петербурге и Владивостоке), Словакия, Украина, Узбекистан и Чехия).

ИНФОРМАЦИЯ

Банк публикует общую информацию о деятельности ЕБРР, пе­риодику, материалы о политике в отношении различных секторов, документы по вопросам окружающей среды и приватизации, а так­же исследования и рабочие материалы.

Всемирный банк - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

Всемирный банк основан в 1944 году. Штаб-квартира находится в г. Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). Организация имеет более 100 представительств по всему миру, в которых работают около 9 000 человек.

Структура Всемирного банка

Сейчас Всемирный банк состоит из нескольких организаций, являющихся частью единой структуры, известной как Группа Всемирного банка. Эти организации:

  1. Meждународный банк реконструкции и развития (МБРР). Предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом.
  2. Международная ассоциация развития (МАР). Предоставляет беспроцентные займы и гранты правительствам беднейших стран мира.
  3. Международная финансовая корпорация (МФК). Крупная организация развития, ориентированная на частный сектор. Помогает развивающимся странам инвестициями, привлечением средств с международных финансовых рынков, консультациями компаниям и правительствам.
  4. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Помогает привлекать прямых иностранные инвестиции в развивающиеся страны путем страхования инвесторов и кредиторов от политических рисков.
  5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

Управление Всемирного банка

Всемирный банк управляется как кооперативное общество, акционерами которого являются 188 стран-членов организации. Акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, определяющим политику Банка. Обычно, управляющими являются министры финансов или развития стран. Совет управляющих проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных собраний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Конкретные полномочия переданы 25 исполнительным директорам. Пять исполнительных директоров представляют государства, обладающие крупнейшими пакетами акций: США, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство. Остальные 20 исполнительных директоров представляют группы стран.

(The World Bank) - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Всемирный банк не является «банком» в общем смысле этого слова; он является международным сообществом стран-акционеров, имеющих своих представителей в Совете исполнительных директоров. Эти представители определяют политику Банка и осуществляют надзор за его деятельностью.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • , специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
  • , помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка еще три организации:

  • , отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
  • , предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
  • , оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка . В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Всемирный банк является одной из двух (наряду с ) крупных финансовых организаций, созданных по итогам , состоявшейся в США в 1944 году. Делегаты из 45 стран обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активного кредитования вследствие повышенных требований к заемщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя в качестве первого заемщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долларов США. Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя . Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объемы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнес в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд. Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заемщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Основные цели и задачи Всемирного банка :

  1. ликвидация нищеты и голода;
  2. обеспечение всеобщего начального образования;
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4. сокращение детской смертности;
  5. улучшение охраны материнства;
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким , позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны. Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Поделиться