Эффективность решения демографических проблем в мире. Демографическая политика. Пути решения демографических проблем. Проблема роста населения в Азии, Африке и Латинской Америке

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Демографическая проблема РФ – глобальная проблема человечества, связанная с убылью населения, при падении рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения и ниже уровня смертности.

Демографический кризис в РФ – глубокое нарушение воспроизводства населения РФ, угрожающее его существованию. Появление кризиса – начало 1990-х гг.

Причины:

    демоэкономические – снижение рождаемости и детности;

    социо-экономические – изменение общества, коренные экономические реформы, ухудшение среды обитания, снижение уровня жизни;

    социо-медицинские – резкое снижение качества жизни и здоровья населения, массовая наркомания и алкоголизм, повышение смертности;

    социально-этические – резкая деформация социальной структуры общества, деградация его институтов и общественной морали, массовая психологическая депрессия, кризис института семьи.

1. Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни в России: ♂57,7 лет и ♀71,2 года.

Сравни : США, Канада, Франция, ФРГ и др. развитые страны: ♂73-74 года и ♀79-80 лет; Япония: ♂75,9 и ♀81,6.

Разрыв продолжительности жизни ♂ и ♀ в РФ – 13 лет – чрезвычайный показатель.

2. Снижение рождаемости

2003 г. – рождаемость упала по сравнению с 2002 г. на 15% и достигла 9,0 родившихся на 1 000 чел.

3. Высокая смертность

2003 г. – смертность: 16,6 умерших на 1 000 чел. Сравни : США – 9,0.

4. Детская смертность

Показатель – 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до 1-го года на 1 000 родившихся живыми. Сравни : США – 5, Канада, Япония – 7, наиболее развитые страны Западной Европы – 6-8. В РФ младенческая смертность в 3 раза выше, чем в мире.

5. Рост числа абортов

Число абортов на 1 000 женщин детородного возраста в РФ – 83. Сравни : ФРГ – 5,1; Австрия – 7,7; Франция – 13,8; Венгрия – 35,6; Югославия – 38,6; Болгария – 67,2.

Примеры решения демографической проблемы в России:

2001 г. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. – констатируется плачевная демографическая ситуация в РФ, сформулированы цели и задачи демографической политики.

2007 г. – новая Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г .

Комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы:

    увеличение средней продолжительности жизни населения;

    подъём здравоохранения + улучшение медицинского обслуживания женщин страдающих бесплодием;

    укрепление института семьи, возрождение традиционных семейных ценностей;

    организация планирования семьи;

    пересмотр программы по половому воспитанию школьников;

    поддержка многодетности (ордена «Мать-героиня», «Материнская слава»);

    финансовая поддержка семьи (выплаты при рождении ребёнка, помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям, закон о «материнском капитале» (387 640 руб. 30 коп. в 2012 г.));

    обеспечение жильём молодых семей с 2 и более детьми на льготных условиях;

    взвешенная миграционная политика, направленная на привлечения русскоязычного населения.

Решение проблем демографического развития в России и за рубежом

В соответствии с результатами статистико-математических расчетов и прогнозов, выскажем гипотезу, что повышение уровня производства ВВП, уровня жизни, основных показателей занятости населения и других экономических показателей способны вернуть демографическую ситуацию в России на ту стадию "демографического перехода", на которой он был прерван в начале 1990-х годов с началом экономического, социального и демографического кризисов. Таким образом, перспективные задачи распадаются на две группы. Первая группа задач актуальна в настоящее время и решается на стадии выхода России из демографического кризиса и возвращения на рельсы "демографического перехода". Вторая группа задач связана с отдаленной перспективой и началом движения России вслед за странами, наиболее далеко ушедшими по траектории "демографического перехода", особенно в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Разумеется, двигаясь за этими странами, Россия неизбежно будет сталкиваться с угрозами старения населения, балансирования рождаемости на сравнительно низком уровне, не обеспечивающем естественного воспроизводства, проблемами в сфере иммиграции.

Можно сделать вывод, что повышение рождаемости и снижение смертности до уровней, близких к наблюдавшимся в конце 1980-х годов, может произойти в результате роста ВВП и уровня жизни до соответствующих значений. Это означает, что основу демографической политики на ближайшие годы составляют рост производства, занятости, доходов населения, увеличение строительства жилья и его реальной доступности для населения. То есть демографическая политика в широком смысле - это вся экономическая политика. Тем не менее, это не означает, что государство вправе устраниться от проведения демографической политики в узком смысле - решения конкретных проблем воспроизводства населения методами, давно апробированными во Франции и других зарубежных странах и частично применявшимися в нашей стране до 1991 года.

В первую очередь необходимо усилить стимулирование рождаемости путем повышения семейных пособий в связи с рождением и воспитанием детей до уровней, сопоставимых с прожиточным минимумом (в расчете на каждого ребенка соответствующего возраста). Расходы, которые могут при этом быть возложены на государственный бюджет, несопоставимы с будущим ущербом от депопуляции, если меры против этой последней не будут безотлагательно приняты. Разумеется, необходимы также специальные программы развития здравоохранения, оздоровления условий труда, борьбы с бытовым травматизмом и другие меры по борьбе со смертностью.

Кроме того необходимо:

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования;

доступность жилья для семей с детьми;

стимулирование рождаемости – предоставление материнского (семейного) капитала, гибкость форм…, запрет на пропаганду абортов, укрепление семьи, улучшение материальных условий жизни;

улучшение здоровья, особенно молодежи;

сокращение смертности (борьба с алкоголизмом, наркоманией);

повышение средней продолжительности жизни (борьба с массовыми заболеваниями, подъем благосостояния, улучшение здоровья);

стремиться к изменению нравственных ценностей, когда приоритетом семейной жизни становится потребность не водном ребенке, а в нескольких;

в любви к детям;

необходимо поднимать престижность многодетной семьи.

В дополнение к перечисленным мерам могут быть полезны усилия по формированию установок на самосохранительное поведение, здоровый образ жизни населения.

Стратегические цели миграционной политики исходят из приоритетов, которыми являются: сохранение демографического, трудового и оборонного потенциала, геополитическое равновесие, нормализация пропорций расселения, в первую очередь - заселение слабоосвоенных и приграничных территорий и др. Реализация эффективной политики в области регулирования миграции и населения, в частности, предполагает использование миграционного потенциала стран СНГ и Балтии в интересах демографического развития РФ, действенную защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев на всей территории страны, содействие интеграции вынужденных мигрантов в российское общество.

Остается необходимым профилирование различных категорий иммигрантов в Россию и переход к дифференцированной полните привилегированного привлечения на территорию России соотечественников (репатриантов) из числа представителей коренных народов РФ и стран, находящихся с ней в интеграционных отношениях – в настоящее время это Белоруссия, - с соответствующим обеспечением их жильем, работой, всеми видами социальных пособий (по образцам Германии и Израиля), ограниченного допуска, на основе жестких критериев, всех прочих категорий иностранных граждан (безотносительно к их происхождению из стран СНГ и Балтии или иных стран). Среди критериев допуска последней категории мигрантов в Россию могут быть воссоединение семей, веские основания для получения статуса политического беженца, наличие капитала для инвестиций в российскую экономику, наличие дефицитных на российском рынке труда специальностей и квалификации (по образцу США и ряда других стран). Целесообразно также введение квот для последней категории иммигрантов и проведение жесткой политики депортации лиц, необоснованно (нелегально) находящихся на территории Российской Федерации. При проведении миграционной политики следует иметь в виду, что прием и достойное размещение желательных (привилегированных) категорий иммигрантов должны носить массовый характер и послужить как восполнению демографических потерь России (в частности, отрицательного естественного прироста), так и повышению качества ее рабочей силы в результате притока квалифицированных специалистов и лиц, имеющих достаточно высокий уровень образования.

В середине 1970-х гг. уровни рождаемости в "старом" и "новом" свете практически совпадали. Однонаправленными были и изменения институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. Острие молодежных волнений второй половины 1960-х гг. по обе стороны Атлантики было не в последнюю очередь направлено против неприемлемых для нового поколения форм такого контроля. Хотя "майская революция" 1968 г. в Париже закончилась, как тогда казалось, поражением молодежи, бунтовавшей против "системы", спустя всего несколько лет и в Европе, и в США началась существенная либерализация семейного и репродуктивного законодательства. Отчасти это произошло потому, что в термоядерную эру "демографическое соревнование" великих держав утратило военно-политическую актуальность, отчасти - в силу повсеместно начавшегося пересмотра функций государства.

Законодательные акты, легализующие аборт, были приняты: в Англии в 1967 г., Дании и США - в 1973 г., Швеции - в 1974 г., Франции - 1975-1979 гг., ФРГ - 1976 г. В Италии на референдумах 1974 и 1978 гг. большинство избирателей высказались против отмены законов, разрешивших разводы и легализовавших аборт. События складывались в столь согласованную картину триумфа либеральных ценностей, что впору было говорить о "конце истории" за десятилетие до того, как об этом (в более широком контексте) написал Ф. Фукуяма. Неожиданно эта картина начала распадаться. Сформировались три уровня рождаемости:

Наиболее высокий, близкий к уровню простого воспроизводства - в США;

Относительно низкий - западноевропейский;

Сверхнизкий - южноевропейский (наиболее ярко выражен в Италии).

Почти одновременно с расхождением тенденций рождаемости начали проявляться различия в тенденциях институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. По мере того, как отношение европейских политиков и общественности к абортам, внебрачным сожительствам и однополым бракам становилось все более либеральным, в США набирали силу консервативные тенденции.

"Первой ласточкой" стал отказ в 1984 г. администрации Р. Рейгана - непримиримого противника абортов - финансировать иностранные организации, способствующие их проведению. В 2003 г. Дж. Буш-младший подписал указ, запрещающий аборты на поздних сроках беременности, а год спустя - акт о защите нерожденных жертв насилия. В феврале 2004 г. он также выступил с предложением внести в Конституцию США поправку, исключающую возможность юридической регистрации однополых браков. Эти инициативы обосновывались соображениями морали и основополагающим значением христианских ценностей для американской нации.

Вообще, различия в отношении американцев и европейцев к религии все более увеличиваются. Так, недавние сравнительные исследования показали: в жизни 59% жителей США религия играет очень важную роль. Это намного больше, чем в Великобритании (33%), Италии (27%), Германии (21%), России (14%), Франции (11%). В американском: обществе усиливаются позиции противников абортов. Если в середине 1990-х гг., судя по опросам Института Геллапа, определяли свою позицию как pro - life (в защиту жизни, против абортов) 33% опрошенных американцев, a pro - choice (за свободу выбора, против запрета абортов) - 56%, то в 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 45% и 47%. Инициированные республиканской администрацией изменения в репродуктивном законодательстве поддерживаются подавляющим большинством консервативно настроенных избирателей-христиан

На протяжении последних десятилетий среди населения США были по-прежнему широко распространены консервативные модели демографического поведения. Коэффициент суммарной рождаемости белых жительниц страны нелатиноамериканского происхождения составляет 1,9, что заметно выше, чем в подавляющем большинстве стран Европы. К 2002 г. 40,4% американок упомянутой категории в возрасте 40-44 лет, состоящих (или ранее состоявших) в браке, уже родили двоих детей, еще 20,1% - троих, а 8,7% - четверых и более детей. Экономически неактивны (то есть не работают и не ищут работу или не готовы приступить к ней) 45% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей. Можно, таким образом, говорить о широкой распространенности в США "консервативно-демографического" синдрома, включающего взаимосвязанные консервативные модели не только политического и электорального, но и демографического поведения.

Необходимо отметить и ряд других факторов, положительно влияющих на рождаемость в США. Это - быстрый рост заработной платы американских женщин, позволивший многим из них рожать детей "без оглядки" на не слишком надежных партнеров; бурный рост рынка услуг по уходу за детьми; достаточно щедрое субсидирование расходов родителей на оплату таких услуг из федеральных фондов. Кроме того, структурные изменения рынка труда повлекли за собой расширение числа рабочих мест с частичной занятостью (на них трудятся 32% работающих женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей). Наконец, следует упомянуть быстрый рост численности выходцев из Латинской Америки (в настоящий момент около 13% всех жителей США), для которых характерна несколько более высокая, чем для остального населения страны, рождаемость (значения суммарного коэффициента рождаемости составляли в 2000 г., соответственно, 3,1 и 2,1).

С начала 1980-х гг. стали расходиться и тенденции рождаемости в странах Западной Европы. Если в последних произошла стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне (в среднем по региону) 1,6-1,7 при быстром росте доли внебрачных рождений, то в Италии суммарный коэффициент рождаемости упал до небывало низких (около 1,2) отметок, тогда как доля внебрачных рождений росла гораздо медленнее.

Корни данного феномена лежат в характерных для Италии специфических отношениях между такими институтами, как государство, церковь, семья и брак. Крепость семейных уз и семейное предпринимательство издавна компенсировали в Италии слабость и неэффективность государства. Подобная организация общества резко усиливает зависимость индивида от семьи и накладывает на старших членов семьи особые обязанности перед младшими, ибо без родственной протекции найти достойное место в жизни весьма сложно.

В Италии брак по-прежнему имеет безусловный моральный приоритет перед внебрачным союзом. Отношение к институту брака остается достаточно серьезным - в возрастной группе 20-24 лет этот институт представляется устаревшим лишь 11,6% женщин и 15,3% мужчин. Кроме того, процедура развода все еще остается достаточно сложной. В результате люди не вступают в брак, потому что это слишком ответственно, и не создают внебрачного союза ввиду его предосудительности. Если в Северной и Западной Европе внебрачная рождаемость вносит значительный вклад в общее число рождений, то на юге Европы этого не происходит.

Низким оказывается и уровень брачной рождаемости. Итальянцам по-прежнему хотелось бы, чтобы в их семьях было двое-трое детей5. Однако нормы итальянского фамилизма (familismo), то есть семейственности, оказывают понижающее влияние на рождаемость, ибо требуют от родителей ревностной заботы об образовании и профессиональной карьере детей, а это - весьма дорогостоящие предприятия. Вдобавок рынок труда в Италии предлагает меньшие по сравнению с другими экономически развитыми странами возможности для гибкой занятости женщин. В результате молодые люди до последней возможности откладывают вступление в брак, что неблагоприятно сказывается на уровне брачной рождаемости. Поздней брачности способствуют также многовековые традиции совместного проживания родителей и Детей в ряде областей Италии, дороговизна арендуемого жилья, высокий, хотя и имеющий тенденцию к снижению, уровень молодежной безработицы. Многое из вышесказанного характерно и для Испании, где рождаемость также заметно ниже западноевропейской.

Смертность в странах с переходной экономикой: различия в глубине и сроках выхода из кризиса.

СССР и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с середины 1960-х гг. столкнулись со стагнацией или снижением продолжительности жизни. Трансформационный спад повсеместно ухудшил ситуацию. Доклад ООН в этой связи называет потери человеческих жизней, связанные со снижением продолжительности жизни мужчин молодого и среднего в возраста в ряде стран ЦВЕ (особенно в России), наиболее тяжелой "человеческой ценой" перехода от одной социально-экономической системы к другой. Тем не менее, величина такого снижения и последующая динамика показателей на востоке и западе рассматриваемого региона были различны.

Первыми вышли из спада продолжительности жизни Чехия и Словакия (в 1991 г.), Польша (в 1992 г.), Венгрия (в 1994 г.), вслед за ними - Румыния, Болгария и Молдавия (соответственно, в 1997, 1998 и 1999 гг.). В России, Белоруссии и Украине устойчивый рост продолжительности жизни не начался до настоящего времени.

Глубина кризиса продолжительности жизни в различных странах региона и сроки выхода из него определялись характером взаимодействия институтов различного типа и уровня:

правоохранительных и здравоохранительных институтов;

прав собственности;

постоянных способов мышления и действия, ставших привычкой и обычаем.

Быстрее и с меньшими потерями из кризиса - как социально-экономического, так и демографического - вышли страны, в которых:

характер социально-экономических преобразований соответствовал умонастроениям большинства населения;

институты охраны правопорядка и здравоохранения легче поддавались реформированию;

алкогольная субкультура оказывала меньшую роль на экономическую, политическую и повседневную жизнь;

уровень жизни до трансформационного спада был относительно высоким;

существовали благоприятные политические и экономические условия для иностранных инвестиций.

Боровикова Мария

Демогра́фия - наука о закономерностях воспроизводства населения . Она изучает численность

миграции и других причин.

    по уровням рождаемости и смертности;

    по разности между ними - уровню естественного прироста;

    по состоянию половозрастной структуры,

Цель моего проекта

Задачи исследования :

1. Изучить историю образования и причины демографических кризисов;

2. Оценить последствия демографического кризиса

Методы исследования :

Скачать:

Предварительный просмотр:

г. Воскресенск 2012 год

Стр.

Введение

Заключение 16 Список используемой литературы 18 Приложение 20

Введение

Демогра́фия - наука о закономерностях воспроизводства населения . Она изучает численность , территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дает рекомендации по их улучшению.

Демографическая ситуация - состояние воспроизводства населения, которая зависит от социально-экономических, природных условий, миграции и других причин.

Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика оцениваются:

  1. по уровням рождаемости и смертности;
  2. по разности между ними - уровню естественного прироста;
  3. по состоянию половозрастной структуры, которая оказывает активное влияние как на состояние демографических процессов.

Цель моего проекта : проанализировать нынешнюю демографическую ситуацию в России на основе имеющихся самых свежих статистических данных

Задачи исследования :

  1. Изучить историю образования и причины демографических кризисов;
  2. Оценить последствия демографического кризиса
  3. Предложить пути выхода из демографического кризиса.

Методы исследования :

  1. Статистический (данные о численности населения);
  2. Математический (определение коэффициента рождаемости в России);
  3. Аналитический (анализ данных о естественном приросте н) и др.

1. История образования демографических кризисов

Демографический кризис в Российской Федерации - нарушение воспроизводства населения России , угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 1990-х годов.

Главными причинами демографического кризиса в Российской Федерации демографы считают:

1. Снижение рождаемости. Начиная с 1965 года и до настоящего времени уровень рождаемости в России не обеспечивает простого воспроизводства населения

Причиной снижения рождаемости называют изменение под влиянием СМИ репродуктивных установок, внедрение в сознание российской молодёжи зарубежных образцов семейного, репродуктивного и сексуального поведения.

Начиная с 1988 года начинается резкое снижение числа рождений, на фоне роста смертности возникла демографическая убыль (смертность больше рождаемости), однако естественный прирост населения сохранялся до 1992 года , когда впервые число рождений составило 1,58 млн. человек, а смертей - 1,80 млн. человек.

Коэффициент рождаемости в России превышает аналогичные показатели в странах ЕС (9,9 на 1000 чел.), Японии (7,7 на 1000 чел.), Канаде (10,2 на 1000 чел.) и примерно соответствует уровню Франции и Австралии. Смертность же по-прежнему перекрывает рождаемость. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились - на 5,6 % . В 1999 году суммарный коэффициент был равен1.15, а к 2009 году он увеличился 1.55. (см. приложение рис.6).

Региональные различия рождаемости частично сглаживаются . Если в 60-е годы суммарный коэффициент рождаемости составлял в Москве 1,4, а в Дагестане - 5, то к 2009 году этот показатель в Москве снизился до 1,3, а в Дагестане - до 1,9. Прирост населения с 2002 года по 2010 в Москве составляет до 11%, а в Дагестане свыше 15% (см. приложение рис.7.)

  1. Сокращение продолжительности жизни. Смертность среди российских мужчин и женщин в трудоспособном возрасте значительно выше среднеевропейского показателя. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 61,4 года, продолжительность жизни женщин значительно выше - 73,9 года (см. приложение рис.8).

    Рост смертности . Особенно велика смертность у российских мужчин, что связано, в частности, с высоким уровнем потребления крепких алкогольных напитков, большим количеством несчастных случаев, убийств и самоубийств. (см. приложение рис.9). Однако детская смертность в России лишь немного выше, чем в среднем по Европе и составляет 8,1 умерших до года на 1000 родившихся живыми (2009 год, данные Министерства здравоохранения и социального развития ). Основные классы причин смертности в России в 2007 году:

    Справочники

    1. Russia’s Peacetime Demographic Crisis: Dimensions, Causes, Implications
    2. Vladimir M. Shkolnikov, G. A. Cornia. Population crisis and rising mortality in transitional Russia. - in.: The mortality crisis in transitional economies. - Oxford: Oxford University Press, 2000: p. 253-279.
    3. А. Г. Вишневский, В. М. Школьников. Смертность в России. Главные группы риска и приоритеты действий . - М.: Московский Центр Карнеги, Научные доклады, Вып. 19, 1997

    Приложение

    Рис 1. В XX веке Россия пережила несколько демографических кризисов.

    Рис.2 Данные о количестве рождений и смертей с 1950 года.

    Рождаемость Смертность Прирост


    Общемировые тенденции

    Рис.3 Карта мира по среднему количеству детей рождённых женщиной в течение жизни , с учетом средних показателей для женщин всех возрастов, данные 2011 года.

    7-8 детей 6-7 детей 5-6 детей 4-5 детей

    3-4 детей 2-3 детей 1-2 детей 0-1 детей

    Рис.4 Динамика естественной убыли и миграционного прироста населения России в 1993-2009 годах, в тыс. чел.

    Рис 5. Численность населения России в 1950-2010 гг.

    Рис.6 Суммарный коэффициент рождаемости в России в 1990-2009 годах

    Рис.7 Изменение численности населения в разных субъектах РФ.

    Рис.8 Динамика общего коэффициента смертности мужчин в РСФСР и РФ с 1950 года

    Рис.9 Динамика продолжительности жизни для мужчин и женщин в РФ с 1950 года

    Рис. 10 Число погибших от убийств в России в 1990-2009 годах, на 100 тыс. человек населения

    Половозрастная пирамида

    Рис.11 Пирамида населения России в 2011 году по полу и возрасту.

    Рис.12 Тенденции увеличения продолжительности жизни в России.

Совокупность всех людей, живущих на планете (человечество) или на определенной территории – материка, страны, республики, области, отдельного населенного пункта – называется населением. Разнообразные события, которые непрестанно совершаются с людьми, складывающиеся в определенные процессы, изучает специальная наука – демография.

Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений.

Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).

Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами, осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере этому способствовало создание в 1969 г. в рамках ООНспециального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения.

Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет.

В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования.

В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, а также к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать рост населения.

Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка.

В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Проблемы демографии в мире являются частью так называемых глобальных проблем. Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие весь мир, и решения, требующие усилий всего человечества. Эти проблемы произошли во второй половине 20-го века, а в 21-м веке они ухудшаются. Их характеристикой является стабильная связь между собой.

Демографическая проблема делится на две части:

  • Проблема сильного увеличения численности населения в Азии, Африке и Латинской Америке.
  • Проблема сокращения и старения населения в странах Западной Европы, Японии и России.

Проблема роста населения в Азии, Африке и Латинской Америке

Проблемы демографии в мире стали особенно важными во второй половине XX века. За это время произошли значительные изменения в социальной сфере общества:

  • Во-первых, медицина добилась больших успехов благодаря использованию новых лекарств и нового медицинского оборудования. В результате нам удалось решить эпидемии болезней, которые ранее уничтожили сотни тысяч людей и снизили уровень смертности из-за работы других опасных заболеваний.
  • Во-вторых, с середины 20-го века человечество не вело мировые войны, которые могли бы уменьшить население.

В результате смертность во всем мире резко сократилась. Население планеты в начале XXI века достигло 7 миллиардов человек. Около 6 миллиардов живут в странах третьего мира — в Азии и Латинской Америке.

В этих странах произошел процесс, названный демографическим взрывом.

Основные причины демографического взрыва в странах третьего мира:

  • Все еще высокие показатели рождаемости наряду с низкой смертностью.
  • Важная роль традиционных религиозных и национальных ценностей, запрещающих аборты и использование контрацепции.
  • В некоторых странах Центральной Африки влияние языческой культуры зависит. А следовательно — низкий уровень нравственности и распущенности.

В 50-е и 60-е годы прошлого века последствия демографического взрыва вызвали оптимистичный спад для населения. Однако позже выяснилось, что сильный рост рождаемости вызывает много проблем:

  • Проблема числа трудоспособного населения.

    В некоторых странах число детей в возрасте до 16 лет одинаково, а в некоторых даже превышает число взрослых.

  • Проблема отсутствия территорий, которые отвечают необходимым условиям жизни и развития граждан.
  • Проблема нехватки продовольствия.
  • Проблема нехватки сырья.

Таким образом, демографическая проблема тесно связана со многими другими глобальными проблемами.

На рубеже 20 и 21 веков в ряде стран третьего мира была начата политика на государственном уровне, что способствовало снижению рождаемости населения. Это касается прежде всего Китая и Индии, где широко распространен девиз серии: «Одна семья — один ребенок».

Семьи с одним или двумя детьми стали пользоваться преимуществами правительства. Это дало некоторые результаты, в то время как рождаемость была несколько уменьшена.

Однако рост населения в этих странах по-прежнему очень высок.

Получите бесплатную медицинскую консультацию

Характеристики демографической ситуации в развитых странах

Развитые страны Запада оказывают серьезное влияние на проблемы демографии в мире.

В этих странах наблюдается явная тенденция к сокращению стареющего населения за последние пятьдесят лет.

Это означает, что, с одной стороны, увеличивается число пожилых людей и ожидаемая продолжительность жизни. Причины: улучшение уровня здоровья и социальных услуг для граждан.

С другой стороны, рождаемость резко снижается, а это означает, что процент молодых людей уменьшается.

Развитые страны мира с точки зрения демографической ситуации можно разделить на несколько групп:

  • Страны, где население растет из-за собственной фертильности. Это означает, что уровень рождаемости в стране превышает смертность. Это Словакия, Ирландия, Франция, Англия.
  • Страны, в которых рост населения по-прежнему зависят от рождаемости, выше из-за миграции: Испания, Нидерланды, Финляндия, Кипр, США, Канада, Италия, Греция, Германия.
  • Страны, в которых население сокращается из-за чрезмерной смертности из-за рождения и эмиграции своего населения в другие страны: Болгарию, страны Балтии, Польшу.

Каковы причины снижения фертильности на Западе?

Во-первых:

  • Последствия сексуальной революции в шестидесятых и семидесятых годах года, когда широко использовались различные методы контрацепции.
  • Интерес к карьерному росту в официальной области, что обычно значительно увеличивает сроки вступления в брак и появление детей на Западе.
  • Семейный кризис в современном обществе: увеличение доли разводов и незарегистрированного сосуществования.
  • Увеличение числа однополых браков.
  • Очень современная западная культура «комфорта». Родитель не поощряет расходы на дополнительные усилия по увеличению и предоставлению материальной поддержки большему числу детей.

Дальнейшее продолжение процесса сокращения рождаемости в странах Западной Европы угрожает исчезновению собственного населения и замене его потомков из стран Азии и Африки. Начало этого процесса теперь можно увидеть в Европе и проанализировано новейшее развитие мигрантов из стран третьего мира.

Нынешняя демографическая ситуация в России

Проблемы демографии в мире коснулись России. Наша страна может быть отнесена к европейским странам второй группы. Это означает, что у нас небольшой прирост населения, но он осуществляется с помощью не только рождаемости, но и иммиграции из стран СНГ.

В 2016 году смертность в России превысила рождаемость примерно на 70 000 в год. Он перемещается в государство, за тот же период времени около 200 тысяч.

Причины демографической проблемы в России:

  • Последствия экономического и социального спада девяностых годов прошлого века.

    Низкий уровень жизни, который многие семьи оправдывают отказ ребенка. Однако следует иметь в виду, что на практике высокий уровень жизни в Западной Европе приводит к снижению уровня рождаемости в регионе.

  • Отсутствие общества во многих католических и мусульманских странах за рубежом из-за давнего коммунистического правления твердых религиозных убеждений.
  • Неправильная политика государства, которая заставляет семьи с большим количеством детей в стране получать долгосрочные выгоды.
  • Отсутствие пропаганды на национальном уровне, направленной на аборты.

    Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству абортов, наряду с Вьетнамом, Кубой и Украиной.

Правительственная политика, направленная в последние годы на финансовую поддержку семьям, выбирающим второго и третьего ребенка, принесла результаты.

Особую роль сыграло улучшение медицинских услуг. Уровень рождаемости в стране значительно увеличился, а смертность незначительно снизилась.

Однако в России необходимо разработать долгосрочные и комплексные программы содействия рождаемости, поддержки многодетных семей, матерей-одиночек и сокращения абортов.

Важную роль может сыграть государственная деятельность, направленная на повышение нравственных норм населения.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный технологический университет»

Факультет экономики, управления и бизнеса

Кафедра экономики и финансового менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

на тему: «Мировая демографическая проблема и пути ее решения»

Выполнил

Пучкова О.Н.

Краснодар — 2013

Введение

Теоретические основы мировой демографии

2 Причины, влияющие на динамику численности населения

Анализ мировых демографических проблем

1 Анализ динамики численности населения

2 Пути решения демографической проблемы

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современную эпоху стремительный рост народонаселения оказывает возрастающее влияние, как на жизнь отдельных государств, так и на международные отношения в целом.

В современном мире существует огромное количество проблем, таких как предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней, загрязнение окружающей среды и ряда других проблем, но, по-моему, особое место среди них занимает демографическая.

Она обусловливает развитие практически всех глобальных проблем человечества.

Из-за лавинообразного роста населения на планете у человечества появляются все новые и новые проблемы. Земле несколько миллиардов лет. Если этот отрезок времени сжать до одного дня, окажется, что человечество существует не больше секунды. Тем не менее, по оценкам ООН, к 2015 году на планете будет жить около 8 млрд. людей. Всем им нужны будут вода, пища, воздух, энергия и место под солнцем. Но планета уже не может предоставить этого каждому человеку.

Чтобы обеспечивать людей всем необходимым строятся заводы, фабрики, добываются полезные ископаемые, вырубаются леса.

Это наносит огромный ущерб природе, а исправить свои ошибки человеку трудно или невозможно. Это может привести к глобальной экологической катастрофе.

Важность и значимость демографической проблемы признана всеми государствами. В конечном пространстве рост населения не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире — одно из важных условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию.

1. Теоретические основы мировой демографии

1 Понятие и сущность демографии

Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения.

История демографической науки долгое время была связана с развитием эмпирической формы познания, ограничиваясь сбором, обработкой и интерпретации данных о населении в соответствии с практическими потребностями.

Выполнение этой функции сопровождалось постоянным совершенствованием методов исследования.

Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Официальное признание понятие «демография» получило в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии, проходившего в Женеве в 1882 г.

Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения

Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т.д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни.

Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

Обычно движение населения подразделяют на три группы:

  • естественное

Включает в себя брачность, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.

  • миграционное

Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые, в конечном счете, определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.

  • социальное

Переходы людей из одних социальных групп в другие.

Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей.

И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.

Процессы рождаемости, смертности, а также брачности и разводимости, будучи составными частями воспроизводства населения, называются демографическими процессами.

Для изучения демографических процессов используют систему статистических показателей: все эти показатели имеют, как правило, количественное выражение, в основе которых лежат измерения демографических явлений и процессов.

Демографический анализ — основной метод обработки информации для получения демографических показателей.

Наиболее распространены два типа демографического анализа.

ØПродольный анализ — метод изучения демографических процессов, при котором они описываются и анализируются в когортах, т.

е. в совокупностях людей, одновременно вступивших в какое-либо демографическое состояние. Это значит, что демографические события рассматриваются в их естественной последовательности. Преимущество продольного анализа заключается в возможности изучить календарь демографических событий (т.

е. распределение событий по периодам жизни когорты) и изменения этого календаря под влиянием тех или иных условий. Сравнивая при продольном анализе частоту демографических событий у разных когорт на этапах их жизни, можно получить верное представление как о влиянии изменения условий жизни на динамику демографических процессов, так и о самой этой динамике.

Недостатки: «отставание» результатов наблюдения от реальных процессов. Полностью демографическая история когорты становится известной только тогда, когда она выходит из данного демографического состояния

ØПоперечный анализ заключается в том, что частота событий рассматривается на «срезе» в какой-либо момент времени. В результате изучается условное поколение, в которое входят люди в каждом интервале возраста, и в течение, например, года у части из них наступают некоторые демографические события.

Частота событий охватывает полный набор продолжительности данного состояния. Поперечный анализ — наиболее распространенный прием демографического описания и анализа ввиду доступности информации.

Большинство показателей — обычно показатели для условного поколения. Однако есть и недостаток: при резких изменениях интенсивности демографических процессов во времени он может дать искаженную картину закономерности изменения данного процесса .

население демографический политика

1.2 Факторы, влияющие на динамику численности населения

В составе факторов, влияющих на характер демографического развития, различают две группы.

Первую группу образуют факторы объективные: сложившиеся традиции, состояние международной обстановки, последствия войн, иных социальных потрясений и др.

Вторую группу образуют факторы, влияние которых в большей или меньшей степени управляемо.

Например, прогресс в медицинской науке, качество медицинского обслуживания, культурно-образовательный уровень населения, уровень жизни по различным аспектам — жилищная обеспеченность, бытовые условия, размер доходов и др.

Влияние каждого фактора рассчитывается отдельно, после чего определяется суммарное влияние всех факторов.

В прогнозных расчетах используются многофакторные динамические модели, в которых значения демографических показателей представлены как функции, а факторы — как аргументы.

В интегральной форме совокупное влияние всех факторов может быть выражено в виде следующей формулы:

Дп = F(y1+y2+…yn) (1.1)

где Дп — прогнозное значение демографического показателя;;y2…yn — количественные значения различных факторов в прогнозируемом периоде;количество факторов, учитываемых в расчетах.

В составе прогнозируемых показателей наиболее важны следующие: численность населения страны по годам прогнозируемого периода, темпы роста численности, структура населения, ее динамика, трудовой потенциал, экономический потенциал населения, потребительский потенциал населения, жизненный фонд населения и др.

Прогнозная численность населения зависит от рождаемости, смертности, структуры населения, масштабов и интенсивности миграционных процессов.

На рождаемость оказывает влияние половозрастная структура населения, масштабы помощи государства молодым семьям и др.

Динамика смертности зависит от качества медицинского обслуживания, эффективности социальной защиты малообеспеченных слоев населения, от интенсивности труда и его условий, состояния экологической обстановки и др.

На интенсивность миграционных процессов влияет возможность трудоустройства на новом месте жительства, психологическая готовность к переезду, способность адаптироваться в новых условиях.

Трудовой потенциал населения — показатель, отражающий его экономические возможности.

Для определения трудового потенциала необходимо иметь информацию о средней продолжительности трудовой жизни отдельных возрастных групп населения (или поколений).

Длина поколения составляет около 30 лет.

Это промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери.

Теоретически средняя продолжительность трудовой жизни равняется 44 годам для мужчин и 39 годам для женщин.

В действительности она меньше. Уменьшение фактической продолжительности трудовой жизни учитывается с помощью соответствующих коэффициентов. Кроме того, в расчетах учитывается трудовой фонд нетрудоспобного населения.

На основе трудового потенциала населения рассчитывается его экономический потенциал. Он определяет возможные результаты реализации трудового потенциала населения и рассчитывается как произведение прогнозной производительности труда людей, занятых трудовой деятельности, на прогнозную численность с учетом того, что производительность труда лиц различных возрастных групп неодинакова.

Показатель потребительского потенциала населения отражает объем продовольственных и непродовольственных товаров, который может быть потреблен населением в течение прогнозируемого периода. Он рассчитывается как произведение норм потребления товаров, дифференцированных по половозрастным, профессиональным, социальным и другим группам на прогнозируемую численность населения соответствующих групп.

Разница между величинами экономического и потребительского потенциала выражает экономическую эффективность жизни населения (Эж):

Эж = Опр — ПП.

Показатель жизненного фонда населения определяет то количество лет, которое возможно прожить различным возрастным группам и всему населению при социально-экономических условиях прогнозируемого периода.

Он рассчитывается как произведение средней продолжительности жизни населения различных возрастных групп на численность контингента каждой группы.

Численность населения постоянно увеличивается, в 1961 г.

на Земле проживало 3 млрд. чел., в 2011 г. — 7 млрд. чел. По прогнозам демографов, к 2050 г. население мира достигнет 9 млрд. чел. Больше всего людей в начале 2012 г. проживало в КНР (1 млрд. 350 млн.), Индии (1 млрд. 222 млн.), Пакистане (175 млн.), Бангладеш (162 млн.), Нигерии (154 млн.), России (143 млн.) и Японии (127 млн.).

Cуществуют два типа воспроизводства населения:

эволюционный;

демографический взрыв.

Для первого характерны невысокие показатели естественного прироста, для второго — высокие и очень высокие темпы.

По странам и регионам численность населения увеличивается разными темпами.

С целью регулирования численности населения правительства приводят демографическую политику — комплекс административных, экономических, социальных и других мер, с помощью которых осуществляется воздействие на естественное движение населения в желаемом направлении.

В Китайской Народной Республике политика направлена на сдерживание роста населения: «Одна семья — один ребенок», в Индии она осуществляется по принципу: «Нас двое — нам двоих».

Правительства многих европейских стран создают дополнительные материальные стимулы для заключения ранних браков и рождения детей.

Также рождаемость зависит от исторических традиций, религии, географического фактора, состояния здравоохранения, уровня жизни. Чем выше уровень экономического развития и благосостояния населения, тем темпы прироста населения ниже. В определенной степени это объясняется эмансипацией женщин, которые хотят получить высшее образование, сделать карьеру, реализовать как личность, поэтому срок создания семьи и рождения ребенка переносится с 18-20 лет на 27-30 лет.

Чем ниже уровень экономического развития страны, тем рождаемость выше. Каждый новый ребенок в семье, особенно мальчик, рассматривается как будущий кормилец и опора стареющих родителей. Наиболее высокие темпы рождаемости в Африке и Латинской Америке, а самые низкие — в Европе. Современная возрастная структура населения мира выглядит так: дети (0-14 лет) — 34%, взрослые (15-64 года) — 58%, пожилые (65 лет и выше) — 8%.

Важным показателем уровня социально-экономического развития страны является продолжительность жизни, которая зависит от многих факторов: климата, экологии, уровня благосостояния, физической активности, системы здравоохранения, рационального питания и др.

По мнению ученых, период биологической жизни человека может составлять 150-160 лет, а фактическая продолжительность жизни у мужчин 72-74 года, у женщин — 70-80 лет. Дольше всех живут в Японии: мужчины — 78 лет, женщины — 86 лет. Кроме внимания к своему здоровью, геронтологи отмечают у японцев оптимизм, эмоциональную сдержанность, доброжелательность в общении.

Россия занимает 129 место с показателями 59 лет у мужчин и 73 года у женщин. На последнем месте Свазиленд — 32 и 33 года соответственно.

Соц.-демографические проблемы современного Российского общества: состояние и пути решения

И главная причина нынешнего демографического кризиса состоит в том, что в стране на протяжении последних 15 лет проводится социально-экономический и политический курс, абсолютно чуждый национально-государственным интересам страны и интересам российского народа.

А это означает, что решить проблемы демографии можно, только решив в комплексе основные социально-экономические проблемы страны.

Иными словами — создав максимально благоприятные условия для жизни людей в России.
нынешние демографические проблемы в России:

— низкая рождаемость, которая давно уже не обеспечивает даже простого воспроизводства населения.
— это крайне высокая смертность россиян.

В-третьих — это низкая продолжительность жизни в нашей стране.

Все вместе это ведет к общему сокращению численности населения в России.

В настоящее время численность жителей страны ежегодно сокращается почти на 700 тысяч человек.

Среди других острых демографических проблем следует отметить следующие:

— заметное снижение доли детей и молодежи в структуре населения;

— рост доли граждан пенсионного возраста;

— более чем двукратный рост числа инвалидов за последние 13 лет;

— нарастание доли мигрантов, в том числе нелегальных.

В стране существует 13 тысяч населенных пунктов без жителей и почти столько же — где проживает менее 10 человек.

Такое положение имеет особую опасность для приграничных регионов на востоке страны, где плотность населения в сопредельных регионах соседних государств в 100 и более раз превышает плотность российского населения. А значит, мы рискуем попросту утратить данные территории.

Прежде всего в России не существует какого-либо одного метода решения демографической проблемы. Обеспечить рост численности нации можно только в комплексе, поднимая и экономику, и социальную сферу, а также качественно развивая инфраструктуру в стране.

Пути выхода из «демографической ямы»

Первое. Поскольку ухудшение состояния здоровья — одна из главных причин сверхсмертности россиян всех возрастов, нужна качественная модернизация всей системы здравоохранения в стране.

Второе. Это незамедлительное решение жилищной проблемы в масштабах всей страны.

Нельзя не замечать, что отсутствие нормального жилья напрямую тормозит рождаемость, особенно среди молодежи. В стране должна быть создана эффективная система ипотеки, доступной для всех желающих приобрести свое жилье.

Ее условия должны быть понятными людям и выгодными для них.

Третье. Это изменение системы распределения доходов всех граждан России. Главная задача — это значительный рост доходов каждой российской семьи. Фактически стране нужна новая социальная политика. Ведь бедность и нищета остаются злейшими врагами основной массы российских семей.

Четвертое. Это смена курса государственной экономической политики, препятствующей нормальному развитию нации.

Пятое. Нужно возродить в стране традиции здорового образа жизни. Ведь сегодня повсеместно наблюдается абсолютно обратная ситуация. Массовыми явлениями стали пьянство и алкоголизм, особенно на селе.

Шестое. Необходимо подавить преступность, восстановить нравственные устои общества и в первую очередь — ценность человеческой жизни.

Так, самоубийств у нас совершается больше, чем даже умышленных убийств. Уровень суицидов в нашей стране более чем в два раза превышает среднемировые показатели. В стране продолжается настоящий беспредел на дорогах. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет число граждан, равное населению небольшого города.
Остаются крайне высокими гибель и травматизм людей на производстве, а также в быту. Крайне негативное влияние на морально-психологическое состояние общества оказывает неспособность государства подавить терроризм и организованную преступность, насаждение через средства массовой коммуникации культа силы и насилия.

Если реализовать представленные шесть основных позиций, то этого будет достаточно для коренного перелома в развитии демографической ситуации в нашей стране: от глубочайшего кризиса к нормализации положения и постепенному возрождению нации.

Социальные проекты и программы в системе СР

Проект СР понимается как система: сформулированных проектных целей; создаваемых для этих целей соц.

учреждений, физических объектов, систем соц. защиты; разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов — программ, планов, расчетов, смет и др.; рассчитываемых необходимых ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, временных; комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.

Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е.

период времени с момента его появления до окончания практической реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы; разработка концепции; разработка проекта; оценка результатов; подведение итогов.

Выполнение (реализация) соц. проекта требует определенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка соц.

проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение соц. проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых корректив; подведение итогов выполнения проекта. Рассмотрим каждую стадию.

Предпроектный анализ включает изучение (исследование, анализ, диагностику) соответствующей соц.

проблемы, решение которой предполагается осуществить в «проектном» варианте, например с помощью разработки и реализации какой-то программы. Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики условий, социальной «фотографии», паспорта и др. Главная цель определяется на основе предпроектного анализа и отражается в формулировке цели (целей).

Планирование соц.

проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта. Разработка соц. проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др.

Результатом разработки являются, например, конкретная социальная программа или план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.

Принятие и утверждение соц. проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе. Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой.

Работы, обеспечивающие соц.

проект, группируются по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные, правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-технические, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские.

Важное условие в обеспечивающей организационно-управленческой работе — назначение руководителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями, обязанностями и правами.

Руководитель проекта может наделяться правом формирования «своей команды» (временного коллектива), выполняющей обеспечивающие работы.

Социальные программы

Программа — это разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.

Социальные программы — один из видов программ. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровневую, временную. Программы можно рассматривать как разновидность проектов.

Различные соц. мероприятия могут не иметь между собой никаких связей и выполняются изолированно, но при их наличии мероприятия по разработке и реализации одного или нескольких соц. проектов объединяются в одну соц. программу.

В процессе управления возникают ситуации, когда то или иное направление деятельности необходимо выделить особо. Тогда оно приобретает форму целевой программы, которая «вписывается» в существующую оргструктуру управления или для ее реализации создается специальная структура или происходит то и другое.

Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется программно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зависает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из распространенных «программных болезней».

Соц. проекты: «Поддержка культуры и искусства»; «Поддержка благотворительного проекта Фонда «Надежда»»; «Книжки для слабовидящих и слепых детей» и т.д.

программы: "Социальное развитие села до 2013 года"; Программа "Юг России (2008 — 2013 годы)"; "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 — 2015 годы и т.д.

90 .Критерии эффективности реализации соц. программ и соц. проектов

Оценка эффективности реализации гос. программ включает в себя определенные принципы и критерии, которые должны отражать концептуальные положения программно-целевого планирования и управления — управления по результатам.

Характерная черта управления по результатам — четкая привязка бюджетных средств к планируемым результатам в отличие от нормативного (затратного) бюджетирования.

Мировая практика позволяет выделить следующие достоинства программно – целевого планирования и бюджетирования, ориентированного на результат:

Обеспечивается финансирование тех общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых в наибольшей мере отвечает потребностям общества и характеризуется наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях.

Появляется возможность критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от многих видов расходов, осуществляемых без надлежащего социально-экономического обоснования необходимости этих расходов.

3. Выбор решений производится с учетом не только сиюминутных, но более отдаленных последствий; усиливается ответственность государственных министерств за конечный результат, под которым имеется в виду не просто предоставление определенного объема услуг или выполнение определенного объема работ, но и достижение определенных качественных показателей.

Регулярная публикация отчетов о достигнутых результатах деятельности министерств позволяет обществу реально оценивать деятельность правительства.

4. Повышается обоснованность решений о государственных расходах. Существенно повышается информационная база принимаемых правительством бюджетных решений. В частности, благодаря наличию информации о том, как могут повлиять разные уровни финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, появилась возможность сокращать расходы, не сокращая программы.

Появляется возможность реально оценивать финансовое состояние государства, благодаря более полной картине имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Это имеет особо важное значение для управления будущими рисками, прежде всего, риском того, что на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств.

Переход на бюджетирование, ориентированное на результат, предполагает разработку системы показателей, которые позволили бы отслеживать и оценивать результаты произведенных бюджетных расходов в рамках программ, разработанных на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Основные принципы оценки эффективности реализации государственных программ: независимость, объективность, обеспечение, максимальной социально-экономической эффективности, профессиональная компетентность, открытость и прозрачность.

Учитывая существующие принципы оценки эффективности реализации государственных программ определим основные критерии оценки эффективности государственных программ:

Целесообразность (релевантность) — соответствие цели проекта тем задачам, которыми предстояло заняться в рамках проекта, а также условиям физического и стратегического характера, в которых осуществлялся проект, включая анализ качества подготовки и структуры проекта – логику и завершенность процесса планирования проекта, а также внутреннюю логику и согласованность со структурой проекта.

Эффективность – насколько хорошо осуществлены мероприятия проекта. Факт того, что результаты были достигнуты за разумную цену, т.е. насколько хорошо вложенные средства были преобразованы в достигнутые результаты в качественном, количественном и временном исчислении, а также в качество достигнутых результатов: целевое распределение финансовых ресурсов, кадровое соответствие, техническое соответствие, временное соответствие по этапам и мероприятиям.

Результативность — анализ роли результатов в достижении цели проекта, и каким образом сделанные прогнозы отразились на достижениях проекта: достижение конечного результата программы, достижение непосредственных результатов программы.

Контролируемость проектаналичие четкого функционального, ресурсного и временного закрепления, наличие механизмов мониторинга и освещения в СМИ, наличие системы самооценки на различных этапах реализации программы.

Эффект от проекта(социально-экономический эффект) – значение проекта для более широкого окружения, и его вклад в расширение (секторных) задач, сведенных в общие задачи проекта, а также в достижение стоящих над всеми другими целей политики государства.

6. Устойчивость – оценка вероятности того, что преимущества и выгоды от проекта продолжат поступать после завершения внешнего финансирования, с конкретной ссылкой на факторы, связанные с правом собственности, принадлежащем бенефициарам, на фактор поддержки политики, на экономические и финансовые факторы, на аспекты социально-культурного характера, на фактор гендерного равенства, наличия должной технологии, экологических аспектов, а также на факторы институционального и управленческого потенциала.

Системы показателей и индикаторов для проведения оценки эффективности программ, на уровне которых конкретизируются критерии оценки, разрабатываются в процессе работы над программой, что позволяет избежать многих ошибок:

Декларативность цели программы и, как следствие, невозможность проведения оценки результативности и эффективности программы.

2. Отсутствие связи между декларируемой абстрактной целью и столь же декларативными задачами.

Показатели мониторинга программы, в случае наличия, не увязаны в логичную систему, что не позволяет делать выводы о ходе выполнения программы.

Процесс промежуточной и конечной оценки программы крайне трудоемкий, а, иногда, и невозможный, что не позволяет использовать опыт, накопленный в процессе реализации программы для разработки последующих программных документов.

Разработка принципов, критериев оценки эффективности государственных программ имеет особое значение для избежания растраты бюджетных средств и контроля эффективности программ социально – экономических развития Республики Казахстан.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Алкоголизм – социальная угроза

2. Пути решения глобальной проблемы населения

Анализ состояния социальной сферы России и Ивановской области

Во-первых, обострение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве…

Виктимология: учение о жертве

5. Виктимность: пути решения проблемы

Хотелось бы верить, что когда-нибудь у нас в стране настанет день, когда руководитель силового подразделения на вопрос журналистов об актуальных задачах вверенной ему структуры сосредоточится не на ”борьбе” с преступностью…

Вредные привычки молодёжи в зеркале социологии

2.

Возможные пути решения проблемы

По моему мнению, вредные привычки молодёжи нужно вытеснять полезными. Как говорится, клин клином вышибают.

Я имею ввиду то, что нужно обеспечить подросткам возможность заниматься спортом, посещать музеи и выставки…

Демографические последствия эмиграции

3. Пути решения проблемы

В настоящее время в России назрела необходимость действий по предотвращению негативных («выталкивающих») условий эмиграции.

Эмиграция учёных приводит к резкому замедлению приоритетных направлений науки, то есть тех направлений…

Маргинальный слой в российском обществе

3. Пути решения проблемы маргинальности в России

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне…

Молодежь и ее отношение к гражданскому браку

2 Проблемы гражданского брака и пути их решения

Молодежь как объект социальной защиты

4.

Проблемы занятости молодежи и пути их решения

Социальная работа в пространстве трудовых отношений адресована, прежде всего, безработным. Однако было бы в принципе неверно рассматривать ее только под этим углом зрения…

Проблемы молодых семей и пути их решения

2.Проблемы молодых семей и пути их решения

В настоящее время основные усилия государства направляются на те сферы социально-экономической политики, которые прямо определяют качество жизни граждан.

Приоритетным среди них являются вопросы молодой семьи…

Проблемы финансирования социальной сферы в РФ на примере пенсионного обеспечения

2.2 Проблемы финансирования пенсионной сферы и пути их решения

Переориентация российской экономики с жесткой планово-распределительной стратегии на рыночные отношения и уничтожение монополии государства в экономической сфере…

Сельская местность: основные проблемы и перспективы развития

2.

Основные проблемы и возможные пути решения

Если подвести итоги сказанному…

Состояние социальной сферы в России и регионе

2.2 Проблемы социальной политики России и пути их решения

I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем .

Во-первых, обострение ситуации в жилищно — коммунальном хозяйстве…

Социальный статус молодой семьи

3. Проблемы молодой семьи и пути их решения

Старение общества

2.2. Пути решения проблемы постарения населения

Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей.

Демографическое постарение становится государственной проблемой…

Структура женских проблем с акцентом на семейный аспект

Первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос, может ли Земля прокормить всех на ней живущих связана с именем Томаса Мальтуса, который в быстром росте населения усматривал губительные экологические последствия. Он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост населения ничем не сдерживать, то каждые 25-30лет население будет удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал. Утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией. Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни и пороки. В других изданиях своей книги Мальтус предлагал другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство, поздние браки. Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.

Последователи Мальтуса объясняют бедность населения не уровнем развития производительных сил, а "естественным законом природы", а социально-экономическую отсталость развивающихся стран не экономической ситуацией в стране и мире, а исключительно чрезмерным ростом населения. В действительности, замечена тенденция, что рост средств существования вызывает немедленный рост рождаемости, на некотором этапе переходит в прямо противоположную сторону - повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения, а даже к абсолютному его снижению.

Население мира будет моложе нынешнего по составу, а это уже само по себе осложнит социальные вопросы. В развивающихся странах молодежь составляет почти 60% населения, в том числе дети до 15 лет -40%.

Итак, главная предпосылка смягчения демографической проблемы - как можно скорее стабилизировать численность населения Земли. Как конкретно это сделать? Частичный ответ на это дали итоги переписи 1990 года в Китае, переписи, которую проводили семь миллионов людей, переписи, число объектов которой превысило 1 млрд. (1180 млн.). Актуальность ее итогов определилась тем, что КНР довольно давно проводит демографическую политику, пожалуй, наиболее жесткую в мире, стимулирующую семью с одним ребенком. Стимулирующую самыми разными мерами: и агитационными (плакаты, лозунги), и техническими (расширение производства противозачаточных средств), и экономическими (всякие льготы однодетным семьям в городе и деревне - снижение налогов, добавки к зарплате и т. д.). К решительному повороту могут привести лишь самые серьезные социальные преобразования. Об этом говорит сам перечень стран, которые, ведя контроль над рождаемостью, не ограничились этим и пошли на большие затраты, подняли жизненный уровень, улучшили социальную обстановку и достигли заметного снижения роста населения - КНР, Индонезия, Южная Корея, Таиланд.

Проблема снижения прироста населения носит глобальный характер. Как в мире в целом, здесь самое важное - соотношение прироста населения и роста производства, если второе отстает - улучшения условий жизни людей быть не может, наоборот, еще сильнее обострятся проблемы жилья и занятости. Демографическая политика не может быть стандартной, одинаковой и для стран СНГ, так как различны и обстановка, и проблемы разных государств. Суверенные государства сами будут решать эти вопросы, чем скорее, тем лучше. Демографическая проблема - одна из проблем века.

Демографический кризис развитых стран привел к нарушению воспроизводства населения, к сокращению его численности. Демографы называют такой процесс депопуляцией.

Демографическая политика - регулирование воспроизводства населения, которое определяется демографической ситуацией в стране. Возраст является главным критерием при определении трудовых ресурсов. Численность активной части населения мира составляет 2 млрд. человек. Уровень грамотности, общего и специального образования, условия жизни, питания, здоровье, способность к восприятию нововведений являются показателями качества населения. С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения». Прогрессивные силы считают, что программа планирования семьи может содействовать улучшению воспроизводства населения. Но одной демографической политики недостаточно. Главный путь решения демографической проблемы - изменение экономических и социальных условий жизни.

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития. Распространение опасных заболеваний - СПИД, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности. Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Связь между развитием населения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее. Рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области населения и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Одним из основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет. В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем населения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования.

На третьей Всемирной конференции по народонаселению и развитию, был принят итоговый документ конференции - 20-летняя программа действий в области народонаселения и развития. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием. В ней содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, урбанизация и миграция. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. Это было нелегко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По пути Китая решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья- два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. Поэтому население Индии стремительно растет.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия,

Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

В России официальных заявлений по поводу целей демографической

политики не делалось. Правительство РФ только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.

Таким образом, опасность современной демографической ситуации заключается не просто и не столько в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5раза, сколько в том, что появится новый миллиард голодающих, не находящих применения своему труду людей в городах, полтора миллиарда обездоленных людей, живущих за «чертой бедности». Такое положение было бы чревато глубокими экономическими, социальными и политическими потрясениями как внутри отдельных стран, так и на международной арене.

В России же демографическая ситуация обратная мировой - происходит убыль населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по1млн. человек. Эти цифры говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме.

Исключительная сложность решения проблем народонаселения в современном мире состоит в том, что из-за инерции демографических процессов, чем дольше откладывается решение этих проблем, тем больший масштаб они приобретают. У человечества еще есть шанс справиться с этой огромной, угрожающей жизни проблемой, но только в том случае, если с ней будут бороться все люди и каждый человек в отдельности. Для этого нужно побороть и инертность в самом человеке.

Поделиться