Закон 212 фз утратил силу. Российской федерации, федеральный фонд обязательного

Основным документом, служащим руководством по исчислению и оплате обязательных взносов во внебюджетные фонды, являлся Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Периодически в него вносились изменения, касающиеся порядка проведения необходимых расчетов. Данное положение содержало в себе информацию о лицах, которые обязаны начислять и уплачивать взносы в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС. В начале 2017 года было принято решение об отмене данного документа, что повлекло за собой ряд определенных изменений.

ФЗ-212: причины отмены и частичное действие

Основной причиной для отмены данного документа послужило решение о передаче контроля за поступающими взносами налоговому органу. Это в свою очередь упразднило порядок расчетов, который был прописан в 212-ФЗ в связи с уплатой взносов по ОПС, ОМС и в другие фонды:

Решение об отмене действия данного федерального закона исключило вероятность возникновения ошибок и путаницы, связанных с текущей процедурой предоставления различных форм отчетности и перечисления средств в ФНС.

Сейчас контроль за начислением обязательных страховых взносов и за перечислением средств осуществляет налоговый орган, а сотрудники Пенсионного фонда и фонда социального страхования будут проверять правильность начислений, выполненных в периоды до 01.01.2017 г. В своей работе они будут руководствоваться отдельными положениями 212-ФЗ, в той редакции, которая действует на текущий момент.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 «О страховых взносах» продолжат действовать.

Как изменится отчетность в связи с отменой закона № 212-ФЗ

Согласно новым условиям предоставления отчетности, с 1 квартала 2017 года, расчет по страховым взносам будет предоставляться не в Пенсионный фонда, а в ИФНС. Следует отметить, что данная форма будет абсолютно новой и, соответственно, все старые положения, касающиеся начисления и проверки предоставленных данных, уже не будут действительными:

С другой стороны, если для налогоплательщика потребуется уточнить сведения, представленные в предыдущие периоды, то с его стороны нужно передать расчет по старой форме в отделение ПФР, где предприятия было зарегистрировано.

Уточненный расчет должен быть представлен не просто в старой форме, но именно в том виде, который действовал в конкретный период. Иными словами, действия ФЗ-212 будут продолжать распространяться на все уточняющие и корректирующие отчеты, подаваемые в отделения ПФР.

Что касается коэффициентов и предельных баз для начисления взносов в ПФР и ФСС, то они останутся неизменными:

  • для Пенсионного фонда — 796 000 руб. с тарифом в 22% и 10% с суммы, превышающей базовую;
  • для взносов в ФСС – 718 000 руб. с тарифом в 2,9%, с суммы превышающей базовую, средства не выплачиваются.

Установленные базы будут ежегодно индексироваться с учетом уровня заработной платы. Взносы в ФФОМС также будет исчисляться по ставке в 5,1%, а для ИП сохраниться прежний порядок оплаты налогов с лимитом доходов в 300 000 руб.:

Как изменится порядок и сроки уплаты страховых взносов

В связи с тем, что введены новые формы отчетности, налогоплательщики и застрахованные лица должны будут при заполнении данных бланков руководствоваться не положениями 212-ФЗ, а новыми рекомендациями и инструкциями. Эти документы находятся в свободном доступе и их можно скачать на официальном портале ФНС РФ, а также на сайте ПФР. В новых инструкциях приведены примеры расчета того или иного показателя, указаны различные нюансы и особенности заполнения новых форм документации.

Важным показателем является срок предоставления отчетности. Для новых форм документации установлены другие сроки подачи. Начисления должны быть уплачены, как и раньше до 15-го числа следующего периода, а вместо форм РСВ-1 и 4-ФСС, страхователи обязаны будут подавать в ФНС единый расчет по всем взносам. Срок его предоставления:

  • в бумажном варианте — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • в электронном виде — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Проверять достоверность сведений теперь будут налоговые инспекторы, а информацию о стаже — работники Пенсионного фонда РФ. Чтобы исключить вероятность получения штрафов и пени, а также проблем, связанных с несвоевременным или неправильным заполнением конкретной формы, следует внимательно изучить подробные инструкции и иметь в виду, что старый 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» будет действовать только в ограниченных случаях.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

3. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

4. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1) организации - юридические лица, образованные в соответствии с Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

3) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

4) обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца;

6) счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

8) счета Федерального казначейства - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Российской Федерации;

11) место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).

2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

3. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

1. Сроки, установленные настоящим Федеральным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

212 ФЗ о страховых взносах был разработан для утверждения порядка расчета и перечисления взносов в ПФ РФ, ФСС РФ и ФФОМС. В 212-ФЗ о страховых взносах установлены лица, которые уплачивают взносы, порядок расчета, сроки погашения задолженности перед фондами, а также виды контроля.

Плательщики страховых взносов

Страховые взносы перечисляют (ст. 5 212-ФЗ):

  1. организации и ИП, выплачивающие вознаграждения физлицам, причем как российские, так и иностранные компании, созданные в РФ (п. 1 ст. 2 212-ФЗ);
  2. физлица, не имеющие свидетельства ИП, но нанимающие за плату иных физических лиц в личных целях;
  3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без найма других лиц, например, частные адвокаты, нотариусы.

Если плательщик принадлежит не к одной из перечисленных категорий, а к нескольким, то он рассчитывает взносы по каждому из приведенных выше оснований отдельно.

Все налогоплательщики должны пройти обязательную регистрацию в фондах (ст. 6 212-ФЗ).

Объект и налоговая база по страховым взносам

Для организаций, ИП, а также физлиц, не являющихся ИП, к объектам налогообложения относятся вознаграждения работникам и выплаты иным физическим лицам за работы (услуги) (ст. 7 212-ФЗ), а базой признается сумма указанных вознаграждений (ст. 8 212-ФЗ). В расчет налоговой базы включается период с 1 января до последнего числа месяца нарастающим итогом по каждому лицу. База взносов в ФСС имеет предельное значение — 670 000 руб. Для взносов в ПФР также существует предельный размер — 711 000 руб.

Не входят в базу: госпособия, расходы на профпереподготовку, форменную одежду и т.д. (ст. 9 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов

Для страховых взносов установлены следующие тарифы (ст. 12 212-ФЗ):

  1. ПФ — 26%;
  2. ФСС — 2,9% для выплат российским гражданам;
  3. ФОМС — 5,1%.

Для ИП, которые не применяют труд наемных работников, 212 ФЗ о страховых взносах установил такие тарифы (ст. 14 212-ФЗ):

  1. ПФ — МРОТ х 26% x 12 (если доход составил до 300 000 руб.), МРОТ x 26% +1% от суммы превышения, но не более 8 х МРОТ x 26% x 12 (если доход превышает 300 000 руб.);
  2. ФОМС — МРОТ х 5,1% х 12.
  3. Взносы в ФСС ИП не перечисляют.

О перечислении взносов ИП, не нанимающих работников, см. в материале «ПФР разъяснил, как в 2015 году платить взносы самозанятым лицам»

Сроки уплаты страховых взносов и представления отчетности

Страховые взносы перечисляются ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за тем, за который они рассчитаны (п. 5 ст. 15 закона 212-ФЗ). А ежеквартально организации предоставляют отчеты:

  1. в ПФ — до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в бумажном варианте и до 20 числа — с помощью электронных программ;
  2. в ФСС — на бумаге до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в электронном виде — до 25 числа.

Для ИП, не производящих выплат в пользу физлиц, нотариусов и адвокатов, закон о страховых взносах установил иные сроки — до 31 декабря календарного года, а в случае превышения дохода 300 000 руб. — до 1 апреля следующего года.

О том, как получить отсрочку по уплате взносов, см. в материале «С 2015 года можно получить отсрочку/рассрочку по страховым взносам»

Ответственность за нарушение закона «О страховых взносах»

Закон 212 о страховых взносах устанавливает штрафы в случае правонарушения:

  1. если расчет по страховым взносам не передан в фонды — 5% от суммы страховых взносов , рассчитанной за последние 3 месяца, за каждый месяц с того дня, когда он должен быть предоставлен, но не выше 30% указанной суммы и не меньше 1 000 руб. (ст. 46 212-ФЗ);
  2. неуплата или недоплата страховых взносов — 20% от суммы, которая рассчитана к перечислению, но не уплачена (ст. 47 212-ФЗ).

О взыскании задолженности по взносам см. в материале «Порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам»

Итоги

212 ФЗ является основным документом, регламентирующим расчет и уплату страховых взносов . В нём последовательно отражены правила, которым обязаны следовать все плательщики взносов, а также ответственность в случае совершения действий, ему противоречащих.

Главная » Федеральный закон о ПФР, ФСС, ФОМС » Все о страховых взносах » Полезные статьи » Статья 8 ФЗ 212-ФЗ

Внимание! с 2017г. Введен в действие новый Раздел XI Страховые взносы в Налоговый Кодекс РФ.

Смотри полный текст Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ

Статья 8. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
2. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
3. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Справочно:

База для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей:

— с 1 января 2014 года — 624 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101);
— с 1 января 2013 года — 568 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276);
— с 1 января 2012 года — 512 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974);
— с 1 января 2011 года — 463 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

4. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

Справочно:

Положения части 5 данной статьи не применяются при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьями 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и 58.3 данного документа, в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, предусмотренных пунктами 1 — 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (часть 3 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, часть 3 статьи 58.3 данного документа).

5. Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.
(часть 5 в ред.

ОКВЭДы для применения п.8 ч.1 ст.58 №212-ФЗ от 24.07.2009

Федеральных законов от 16.10.2010 N 272-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

5.1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на период 2015 — 2021 годов предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год:

Размер повышающих коэффициентов

Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

5.2. Установленная частью 5.1 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 2022 года подлежит ежегодной индексации (с 1 января соответствующего года) в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.
(часть 5.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

6. При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

7. Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Наименование

Нормативы затрат (в процентах суммы начисленного дохода)

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Создание музыкальных произведений:

музыкально-сценических произведений (опер, балетов,

музыкальных комедий), симфонических, хоровых,

камерных произведений, произведений для духового

оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

других музыкальных произведений, в том числе

Исполнение произведений литературы и искусства

Создание научных трудов и разработок

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования)

8. При определении базы для начисления страховых взносов расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

Справочно:

Статья 5. Плательщики страховых взносов (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014))

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

Закон № 212-ФЗ

ВНИМАНИЕ!!!

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 – ФЗ. В то же время Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению и порядку представления в орган контроля установленной отчетности, а также за отказ в представлении или непредставление должностному лицу органа контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст.

46 Закона № 212-ФЗ)

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС), далее – расчет, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа — не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ),

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов(ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

(ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ)

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 1 ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

12 August 2018 07:05 PM :: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года Статья 1 Статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2001, N 53, ст. 5026; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3436; 2008, N 48, ст. 5519; 2013, N 30, ст. 4081; 2016, N 18, ст. 2506; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176) дополнить пунктом 4.2 следующего содержания: "4.2. Положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие налоговые ставки, тарифы страховых взносов, налоговые льготы, порядок исчисления налогов и страховых взносов, порядок и сроки уплаты налогов и страховых взносов, вводящие новые налоги, страховые взносы для организаций или индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статус резидента свободного порта Владивосток, в части правоотношений, связанных с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" либо Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", не применяются до окончания налогового периода по соответствующему налогу и (или) расчетного периода по страховым взносам, в которых истекли десять лет со дня получения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития либо статуса резидента свободного порта Владивосток, при условии, что такие акты законодательства о налогах и сборах вступили в силу после получения им соответствующего статуса.". Статья 2 Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2016, N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; N 52, ст. 7497; 2017, N 1, ст. 16; N 49, ст. 7307, 7325; 2018, N 1, ст. 20; N 18, ст. 2565) следующие изменения: 1) подпункт 7 пункта 1 статьи 422 изложить в следующей редакции: "7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;"; 2) в статье 427: а) пункт 10 изложить в следующей редакции: "10. Плательщики, указанные в подпункте 11 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус. Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны. Для плательщиков, утративших статус участника свободной экономической зоны, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен такой статус."; б) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания: "10.1. Плательщики, указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус. Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. В целях настоящего пункта под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" или Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее в настоящем пункте — соглашение об осуществлении деятельности). При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" ведение реестра резидентов свободного порта Владивосток, организация, признаваемая управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", представляют в налоговые органы в порядке, определенном соглашением об информационном обмене, информацию о получении и об утрате плательщиком страховых взносов статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или статуса резидента свободного порта Владивосток, а также информацию об изменении перечня рабочих мест плательщика, относящихся к новым рабочим местам. Для плательщиков, утративших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или статус резидента свободного порта Владивосток, пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи, не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был утрачен соответствующий статус.

О применении пониженных тарифов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ

Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития (за исключением резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа), получившего такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей территории опережающего социально-экономического развития. Пониженные тарифы страховых взносов, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, применяются в отношении резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, резидента свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус не позднее 31 декабря 2025 года, при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее: 500 тысяч рублей — для резидента территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа; 5 миллионов рублей — для резидента свободного порта Владивосток.". Статья 3 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 1 настоящего Федерального закона. 2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2019 года. 3. Положения пункта 4.2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к актам законодательства о налогах и сборах, вступившим в силу после 1 января 2019 года, и распространяют свое действие также на резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, резидентов свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус до 1 января 2019 года. 4. Действие положений пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, и резидентов свободного порта Владивосток распространяется на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 года. Президент Российской Федерации В. Путин Москва, Кремль 3 августа 2018 года N 300-ФЗ
Правовой центр ИВВ МВД России www.nashyprava.ru

Кто и какие отчисления в Пенсионный фонд производит? Как распределяются эти средства? Эти вопросы волнуют не только работодателей, но и индивидуальных предпринимателей, а также работников. То есть каждого из нас, ведь размер отчислений в Пенсионный фонд напрямую определяет размеры пенсий в будущем. Неплохо бы проверить надежность своего работодателя в части уплаты взносов.

До 2010 г. в России был установлен единый социальный налог. После 01.01.2010 г. вместо уплаты такого налога введены обязательные стразовые взносы в государственные фонды: Пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Регламентируются отчисления Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, а отчисления в Пенсионный фонд еще и законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ.

Кто и когда производит отчисления в Пенсионный фонд

Отчисления в Пенсионный фонд представляют собой уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В свою очередь, последний термин, по сути, означает создание предпосылок для обеспечения гражданину права на пенсию. То есть государство принимает меры (и экономические, и правовые, и организационные) для обеспечения пенсионных выплат в будущем (из понятия пенсии как компенсации заработка) – трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, накопительной пенсии и т.п. При этом, из страховых взносов обеспечивается и выплата некоторых социальных пособий (компенсация за похороны), фиксированные выплаты к пенсии (размеры пенсий).

Производить отчисления в Пенсионный фонд обязаны:

  • организации, которые производят выплаты по трудовым и возмездным (за вознаграждение) гражданско-правовым договорам физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели: за себя и тех лиц, которым они произвели выплату денежных средств или иным образом произвели оплату труда, работ, услуг по любого рода договорам;
  • физические лица, если они произвели выплаты по договорам и в случае, когда ИП они не являются;
  • адвокаты, нотариусы и иные категории самозанятых граждан (член КФХ) – как и индивидуальные предприниматели.

То есть даже в повседневной жизни, если мы пользуемся услугами другого лица, мы обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд за таких физических лиц.

Размер отчислений в Пенсионный фонд

Сразу оговоримся, что в отличие от НДФЛ, который высчитывается исходя из оклада, премий, районного коэффициента работника, страховые взносы не включаются в заработную плату.

Статья 8 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ

То есть работник получает заработную плату за вычетом НДФЛ. А В ПФР плательщик платит также исходя из доходов, но не удерживает эту сумму непосредственно из зарплаты.

Собственно размер отчислений в ПФР зависит от категории плательщика. Для организаций, которые находятся на общем режиме налогообложения, т.е. для большинства, в 2016 г. такой размер составит 22 %. И плюс 10 % в том случае, если величина базы (общий размер доходов) составляет более 796 000 руб. Это за каждого работника. В 2017 г. такая база, вероятнее всего, изменится в соответствии с ежегодно принимаемым по этому вопросу постановлением Правительства РФ. База определяется отдельно в отношении каждого работника за каждый месяц с начала отчислений за него и нарастающим итогом.

Организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения заплатят 20 %, как и индивидуальные предприниматели за каждого работника.

Дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд введены для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами, т.е. в пользу лиц, имеющих право на льготную пенсию. Тариф определяется исходя из проведенной оценки условий труда и присвоенного класса.

Производить отчисления необходимо до 15 числа каждого месяца (оплата идет за предыдущий месяц).

Самозанятое население уплачивает за себя фиксированный взнос в ПФР. В 2016 г. он составляет 19 356,48 коп. + 1 % с суммы его дохода свыше 300 000 руб. Такая выплата производится до 31.12.2016 г. каждым ИП, адвокатом, частным нотариусом и т.п.

Как проверить размер отчислений в ПФР

Все отчисления в Пенсионный фонд отражаются на индивидуальном счете застрахованного. То есть Вашем персональном лицевом счете. Помните, что если человек решил воспользоваться накопительной пенсией (о чем мы писали в соответствующей статье), то можно узнать пенсионные накопления по СНИЛС.

Пенсионные отчисления, сформированные на индивидуальном лицевом счете, можно узнать через портал госуслуг, заказать справку на сайте ПФР, либо обратившись лично в ПФР по месту жительства. С собой необходимо иметь СНИЛС и паспорт. Другое лицо может узнать информацию только при наличии соответствующей доверенности.

Проверяя отчисления в Пенсионный фонд, помните, что в настоящее время на личном счете учитывается 16 % взносов, а если формируется и накопительная пенсия – 10 % на страховой части и 6 % на накопительную (в 2016 г. у всех работников отражается 16 % в связи с «заморозкой» положений закона в этой части).

1. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в настоящего Федерального закона.

2. База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 2 настоящего Федерального закона, за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в настоящего Федерального закона.

3. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

4. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

5. Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей. При этом сумма 500 рублей и более округляется до полной тысячи рублей, а сумма менее 500 рублей отбрасывается.

5.1. Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 настоящего Федерального закона, на период 2015 - 2021 годов предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий финансовый год:

2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Размер повышающих коэффициентов 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3.

Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов округляется до полных тысяч рублей в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

5.2. Установленная частью 5.1 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с 2022 года подлежит ежегодной индексации (с 1 января соответствующего года) в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

6. При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

7. Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

Наименование Нормативы затрат (в процентах суммы начисленного дохода)
Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка 20
Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна 30
Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике 40
Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов) 30
Создание музыкальных произведений:
музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок 40
других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию 25
Исполнение произведений литературы и искусства 20
Создание научных трудов и разработок 20
Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования) 30.

8. При определении базы для начисления страховых взносов расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

Поделиться