Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков. Китай: внешняя политика. Основные принципы, международные отношения Тенденции развития китая в 20 веке

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Китай в конце XX в.
Рубрика (тематическая категория) История

I. Возобновление преобразований в 1992 ᴦ.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 ᴦ. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались ʼʼлевакиʼʼ.

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределœенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 ᴦ. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он всœе еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 ᴦ. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посœетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о крайне важно сти возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление ʼʼлеваковʼʼ было легко сломлено.

В октябре 1992 ᴦ. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Οʜᴎ свелись к следующему:

1. Уже в 1992 ᴦ. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределœения ресурсов. В результате уже в 1993 г лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г по государственным ценам продавалось лишь 10% всœей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2. С 1992 ᴦ. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счёт налогов, второй - за счёт неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 ᴦ. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 ᴦ. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, всœе валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 ᴦ. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции.

19 февраля 1997 ᴦ. умер Дэн Сяопин - ʼʼотец реформʼʼ. При этом к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 ᴦ. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную ʼʼПрограмму модернизации госсектораʼʼ.

Государственные предприятия давали лишь ] / 3 валового внутреннего продукта͵ но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всœей инфраструктуры страны (желœезные дороги, авиация, энергетика, ;вязь, почта), примерно 90% всœех банков, предприятий металлургии химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всœей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счёт казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Οʜᴎ должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 ᴦ. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминœем. Во время трагических событий в Пекинœе в июне 1989 ᴦ. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют ʼʼцарь эконо­микиʼʼ, за границей - ʼʼкитайский Людвиг Эрхардʼʼ (отец германского ʼʼэкономического чудаʼʼ 1950-1960-х гᴦ.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата͵ поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 ᴦ. было уволено свыше 3 млн. человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всœего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 ᴦ. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59~летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 ᴦ. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

П. Экономические достижения современного Китая

Курс реформ был продолжен, несмотря на ʼʼазиатский кризисʼʼ 1998- 1999 гᴦ. - спад в государствах Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Это на­прямую коснулось и Китая, поскольку экономически он тесно связан с этими странами.

Особую роль сыграл Гонконг, который летом 1997 ᴦ. вошел в состав КНР. Инвестиции Гонконга составляют ныне свыше 60% всœех иност­ранных капиталовложений в КНР. Это третий в мире банковский центр, с 1987 ᴦ. - крупнейший в мире порт. Его валовой внутренний продукт сократился в 1998 ᴦ. на 4%, в 1999 ᴦ. - на 2%.

В данный критический момент Национальный банк КНР оказал под­держку Гонконгу, не допустив тем самым девальвации и его валюты, и своей собственной. В 2000 ᴦ. последствия кризиса были окончатель­но преодолены.

В 1990-е гᴦ. КНР достигла выдающихся успехов в экономике: средне­годовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленно­го - 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 ᴦ.-23%.

По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 ᴦ. выполнены уже к 1995 ᴦ. Согласно прогнозам Всемирного банка, по масштабам экономики КНР к 2010 ᴦ. догонит США, а к 2020 ᴦ. превзойдет ее в 1,4 раза и станет лидирую­щей державой в XXI в. Но в сопоставлении с огромным населœением Китай всœе еще существенно отстает от развитых стран.

Тем не менее КНР устойчиво занимает первое место в, мире по про­изводству стали телœевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства). Качество китайских товаров значительно выросло, о чем объек­тивно свидетельствует огромное активное сальдо внешней торгов­ли - свыше 40 млрд. долл. в год. 11 декабря 2001 ᴦ. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался. Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий со­ставляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., да еще можно прибавить такой же примерно экспорт Гонконга. У КНР огромное положительное сальдо торгового баланса с разви­тыми странами Запада, особенно с США (самое большое положитель­ное сальдо после Японии). Только стоимость текущих строительных контрактов с американскими корпорациями превышает 100 млрд. долл.

Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона вве­сти дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллекту­альную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огром­ные золотовалютные резервы - свыше 150 млрд. долл., плюс еще ре­зервы Гонконга на сумму 100 млрд. долл.

После возобновления реформ в 1992 ᴦ. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объёму страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. Сегодня иностранные капитало­вложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всœего экспорта КНР.

Китай в конце XX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Китай в конце XX в." 2017, 2018.

  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... .


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... .


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ...

  • Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда». Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике.

    Большую роль в проведении реформы сыграли китайские руководители, в первую очередь, Дэн Сяопин. Под его руководством Китайская Народная Республика стала одной из мировых экономических стран-лидеров.

    Со второй половины 1988 года китайские ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистической товарной экономики». В «социалистической рыночной экономике» государство должно управлять экономикой посредством макроэкономических инструментов, а не административными методами и способствовать созданию единого национального рынка в Китае.

    В последние годы экономика Китая стремительно развивается. После того как была проведена либерализация внутреннего рынка для иностранных инвестиций и предоставлена свобода развитию частного сектора, в стране появились компании, обороты которых достигали миллиарды долларов. В производстве электроники, товаров народного потребления эта страна уже стала мировым лидером.
    Положительные перемены произошли в китайском автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях. Ассоциация Китайских автопроизводителей заявила, что Китай вышел на второе место по продажам автомобилей в мире.

    Социально-экономические основы и факторы развития сотрудничества Китая и России в начале XXI века.

    В конце ХХ - начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающемощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Развитие экономики характеризовалось устойчивым ростом, составившим около 10% в год (2004).

    В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы, ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.



    Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России

    Индия

    Республика Индия - государство в Южной Азии. Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке Индийский субконтинент является родиной индийской цивилизации и других древних цивилизаций. На протяжении большей части своей истории, Индия выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой.

    В период с начала XVIII по середину XX века Индия была постепенно колонизирована Британской империей. Получив независимость в 1947 году, страна достигла больших успехов в экономическом и военном развитии. К концу XX века экономика Индии стала одной из самых быстроразвивающихся в мире. По номинальному объёму валового внутреннего продукта Индия занимает 12-е место в мире, а по объёму ВВП, пересчитанному по паритету покупательной способности - четвёртое место. Насущной проблемой продолжает являться высокий уровень бедности и неграмотности населения.

    Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.



    Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном произошёл в 1999 году, в штате Кашмир.

    В 1974 году Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба». В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы.

    Индия имеет унитарную трёхступенчатую судебную власть, которая состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высшего суда и большого количества мелких судов. Верховный суд является судом первой инстанции в процессах, касающихся основных прав человека, в спорных вопросах между штатами и центральной властью и обладает апелляционной юрисдикцией над высшими судами. Верховный суд является юридически независимым, и имеет право провозглашать законы или отменять законы штатов и территорий, в случае если они противоречат Конституции. Одной из наиболее важных функций Верховного суда является конечная интерпретация Конституции.

    Индия проводила социалистическую экономическую политику с правительственным участием в частном секторе, строгом контроле над иностранной торговлей и инвестициями. Однако, начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики. Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в марте 1991 года до 308 млрд. по данным на 4 июля 2008 года, а федеральный и штатовый бюджетный дефицит заметно сократился

    За последние два десятилетия средний рост годового ВВП составил 5,5 %, что сделало индийскую экономику одной из самых быстроразвивающихся в мире. Индия обладает второй по численности в мире рабочей силой - 516,3 млн человек, 60 % из них работают в области сельского хозяйства; 28 % в области услуг; и 12 % в промышленности. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, пшеница, хлопок, джут, чай, сахарный тростник и картофель.

    За последние два десятилетия экономика Индии испытала стабильный рост, однако, если сравнивать различные социальные группы, географические регионы, и сельскую и городскую местность, экономический рост не был равномерным. Неравномерность доходов в Индии относительно невелика, хотя в последние годы наблюдается её рост.

    Череда событий, быстро приведших к революции, началась в апреле 1911 года с подписания соглашения правительства с группой банков Англии, Франции, Германии и США по поводу передачи им права на строительство Хугуанской железной дороги в центре Китая. 10 октября, после того как в Ханькоу был раскрыт антикитайский заговор, который, очевидно, не имел никакой связи с событиями вокруг Хугуанской железной дороги, в Учане взбунтовались войска. Это событие считается началом революции. Мятежники скоро захватили Учанский монетный двор и арсенал, и вскоре города один за другим стали выходить из повиновения маньчжуров. Регент, охваченный паникой, немедленно дал согласие на давно требуемое национальными силами принятие конституции и одновременно попросил находящегося в отставке бывшего имперского наместника генерала Юань Шикая вернуться и спасти династию. В ноябре Юань Шикай был назначен главой правительства.

    В Нанкине было сформировано временное республиканское правительство. Одновременно в Китай вернулся лидер демократического революционного движения Сунь Ятсен, который сразу был избран президентом.

    В декабре Юань Шикай согласился на перемирие и вступил в переговоры с республиканцами. 12 февраля 1912 года малолетний император был вынужден отречься от престола и провозгласить, что передает власть народным представителям. В свою очередь Нанкинское правительство согласилось, чтобы император сохранял свой титул и получал большое содержание пожизненно. Чтобы объединить страну Сунь Ятсен оставил президентский пост, и на эту должность был выбран Юань Шикай. Генерал Ли Юаньхун, * сыгравший выдающуюся роль в учанских событиях, был избран вице-президентом. В марте 1912 года нанкинский парламент провозгласил временную конституцию, и в апреле правительство переехало в Пекин.

    Однако дальнейшие события показали, что республика, установленная с такой потрясающей быстротой и сравнительной легкостью, была обречена в течение нескольких последующих десятилетий стать свидетелем прогрессирующего развала. Основной причиной такого положения дел стал раскол Китая на два политических лагеря -- сторонников Юань Шикая и приверженцев первого президента Сунь Ятсена.

    В августе 1912 года Сунь Ятсен создал партию Гоминьдан (Национальную Народную Партию). В основу ее программы легли «три принципа Сунь Ятсена»: национализм (свобода от иноземных правителей), демократизм (установление демократической республики) и народное благоденствие (уравнение прав на землю для всех китайцев посредством установления единых цен на нее.

    После того, как в начале 1913 года китайский президент Юань Шикай начал наступление на Гоминьдан, имеющий большинство в парламенте, с целью установления в стране собственной диктатуры, Сунь Ятсен обратился к народу с призывом ко «второй революции». В ноябре 1913 года Юань Шикай запретил Гоминьдан.

    1 мая 1914 года Юань Шикай провел через парламент новую конституцию, которая давала ему как президенту неограниченные полномочия сроком на 10 лет. В том же году Сунь Ятсен возродил Гоминьдан. А после того, как в 1915 году Юань Шикай уступил Японии Южную Маньчжурию и часть Внутренней Монголии и официально объявил о подготовке к восстановлению монархии, Гоминьдан поднял восстание в провинции Юньнань. Но 6 июня 1916 года президент Юань Шикай умер.

    Новым президентом стал Ли Юаньхун, который восстановил конституцию 1912 года и парламент в том составе, в котором он был до разгона в 1914 году. Однако фактическая власть в стране перешла в руки генералов. Один из них -- Дуань Цижуй -- стал главой китайского правительства. Однако уже в 1917 году прояпонские настроения Дуань Цижуя и его сторонников вынудили президента Ли Юаньхуна сместить главу правительства. Однако реального смещения не произошло. В этот момент вспыхнул военный путч генералов -- сторонников монархии. Путч был подавлен войсками Дуань Цижуя, которые заняли Пекин и сделали президентом Фэн Гочжана.

    Однако уже в мае 1918 года в южных провинциях Китая снова было сформировано независимое от Пекина правительство Гоминьдана, выступавшее за восстановление конституции 1912 года. Началась гражданская война, которая длилась чуть более двух месяцев, после чего стороны начали переговоры, которые шли до 1920 года.

    Надо сказать, что, наряду с группировками китайских генералов, в это время в Китае сформировалась еще одна сила, которой со временем суждено было оттеснить от власти все остальные. В 1921 году была образована коммунистическая партия Китая (КПК) во главе с Ли Дачжао и Мао Цзэдуном.

    В 1925 году скончался Сунь Ятсен, и Гоминьдан раскололся на сторонников сближения Гоминьдана с коммунистами и СССР и приверженцев ориентации на союз с китайскими генералами. Последних уже в 1926 году исключают из партии, и Гоминьдан во главе с Ван Цзинвэем берет курс на союз с КПК. Летом 1926 года Гоминьдан при поддержке КПК начинает вооруженную борьбу за объединение страны (так называемый «Северный поход»). Его целью было разгромить северных генералов и подчинить центральному правительству весь Китай. К концу 1926 года войсками под командованием гоминьдановского генерала Чан Кайши, при активной помощи СССР, Народно-революционной армией были разбиты почти все основные противники кроме «Армии умиротворения страны» под командованием генералиссимуса Чжан Цзолина.

    Сразу после того, как в марте 1927 года войска Чан Кайши вступили в Шанхай и Нанкин, английские и американские военно-морские силы в регионе начали открытое вторжение в Китай с моря.

    После взятия Нанкина в рядах Гоминьдана вновь произошел раскол на сторонников главы правительства Ван Цзинвэя и приверженцев Чан Кайши. Столицей первых был Ухань, а Чан Кайши провозгласил своей столицей Нанкин. В апреле 1927 года Чан Кайши, в связи с постоянным давлением СССР на китайских коммунистов по поводу необходимости внутреннего развала Гоминьдана, принял решение об отказе от сотрудничества с КПК. А к августу 1927 года такое решение приняло и уханское представительство Гоминьдана.

    Раскол, разумеется, не укрепил Народно-революционную армию, которая уже в 1927 году потерпела поражение от японцев. Ван Цзинвэй и его сторонники усмотрели в этом событии отличный повод, чтобы сместить с поста главнокомандующего Чан Кайши. В сентябре в Нанкине было образовано новое гоминьдановское правительство, больше озабоченное борьбой с коммунистами, чем армией Чжан Цзолина и его союзниками японцами. 15 декабря 1927 года Нанкин заявляет о разрыве дипломатических отношений с СССР, хотя Москва официально и не признавала нанкинское правительство. В январе 1928 года во главе гоминьдановских сил снова стал Чан Кайши. Вскоре он объявляет о продолжении «Северного похода». 10 октября 1928 года Нанкинское правительство официально было объявлено общенациональным. Во главе его стал Чан Кайши.

    После разрыва Гоминьдана с КПК, коммунисты, при поддержке СССР, с 1929 года начали борьбу за создание в Китае красных районов, то есть установление там власти коммунистов. С 1929 по 1932 год Китайская Красная Армия отбила 5 военных походов гоминьдановских войск. В конце 1931 года на всекитайском съезде Советов было избрано единое правительство советских районов Китая, во главе которого стал Мао Цзэдун.

    Осенью 1931 года Япония оккупировала Маньчжурию, где было провозглашено независимое от Китая государство Маньчжоуго во главе с последним Циньским императором Пу И. Несамостоятельность Маньчжоуго подтвердила и Лига Наций, которая направляла туда свою специальную комиссию. Эта организация вынесла решение о том, что Маньчжоуго следует считать японской колонией.

    Японское вторжение заставило Китай изменить свои отношения с другими соседями, и в декабре 1932 года Гоминьдан восстанавливает дипломатические отношения с СССР. В 1933--1935 годах японцы снова вторглись в Китай и заняли северные районы, включая Пекин. Одновременно в результате массированного наступления гоминьда-новским войскам удалось вытеснить Китайскую Красную Армию и Советы из южных районов, но коммунистические силы, прорвав кольцо гоминьдановских армий, ушли на северо-запад, в провинцию Шэньси, где создали новый большой советский район.

    Во 2-й половине 1936 года военные действия между го-миньдановскими войсками и Китайской Красной Армией практически прекратились. 22 сентября 1937 года маршал Чан Кайши официально заявил о создании в Китае единого антияпонского фронта и сотрудничестве с КПК. Красная Армия была переименована в 8-ю народно-революционную армию под командованием коммуниста Чжу Дэ и начала борьбу с японцами на северо-востоке страны в провинции Шаньси. Чан Кайши стал генералиссимусом.

    Однако создание единого антияпонского фронта и активная военная поддержка Китая СССР (на стороне народно-революционной армии сражались советские летчики, летавшие на советских самолетах), а с 1941 года -- США, не смогли остановить японцев. К 1938 году японские войска дошли до Тяньцзиня, заняли Шанхай и Нанкин. К 1943 году они взяли Кантон, Ханькоу и Учан. В 1944 году японцы существенно продвинулись в направлении на северо-запад от Кантона (до 105° восточной долготы) и на запад от Шанхая до железной дороги Пекин--Ханькоу. Только после серьезных поражений в войне с США на Тихом океане чаша весов стала склоняться в пользу Китая.

    После того, как 9 августа 1945 года СССР начал военные действия против Японии, вероятность гражданской войны в Китае еще более увеличилась. К активной поддержке Китайской Красной Армии со стороны СССР оружием и боеприпасами добавилось еще и то, что после разгрома и капитуляции в Маньчжурии японской Квантунской армии все захваченное советскими войсками вооружение было передано армии коммунистов. Кроме того, в Китайской Красной Армии снова появились советские военные советники.

    Учитывая сложившуюся ситуацию, Чан Кайши под давлением США, которые стремились примирить КПК и Гоминьдан и не допустить гражданской войны, которая могла бы привести к значительному усилению позиций СССР на Дальнем Востоке, предложил КПК вступить в переговоры о формировании органов управления будущего демократического Китая. В результате прошедшей по этому поводу в октябре 1945 года конференции было решено создать временное правительство, в котором половину мест занимали бы представители Гоминьдана, а другую половину -- представители всех остальных партий и политических организаций.

    В июле 1946 года взаимное недоверие сторон окончательно переросло в гражданскую войну. На этот момент на стороне Гоминьдана был примерно четырехкратный перевес, однако, учитывая оснащение Китайской Красной

    Армии японским и советским вооружением, с одной стороны, и прекращение США поставок вооружения армии Гоминьдана с другой стороны, преимущество Чан Кайши было не столь значительным. Тем не менее, армии Чан Кайши перешли условную разграничительную границу сфер влияния Гоминьдана и КПК и весной 1947 года заняли столицу пограничного района Яньань. В ответ коммунисты немедленно развернули партизанскую войну.

    Уже в январе 1948 года в Гоминьдане произошел раскол. Сторонники мира с коммунистами выходят из партии и становятся на сторону КПК. Последствия раскола не замедлили сказаться. Летом 1948 года была образована Народно-освободительная армия Китая, основу которой составляет Китайская Красная Армия, которая переходит в наступление. В результате наступательных операций 31 января 1949 года коммунисты и их союзники взяли Пекин. Начавшиеся было после этого переговоры с Гоминьданом не дали никаких результатов, и к лету 1949 года гоминьдановские войска были почти полностью побеждены. Остатки армии Чан Кайши во главе с самим генералиссимусом, используя то, что весь имеющийся китайский флот и большая часть авиации были гоминьдановскими, эвакуировались на Тайвань и несколько мелких прибрежных островов. И только в отдельных районах континентального Китая борьба со сторонниками Чан Кайши продолжалась до 1951 года. В результате на Тайвани образовалась гоминьдановская Республика Китай, столицей которой стал Тайбэй, а первым президентом -- Чан Кайши.

    В сентябре 1949 года в Пекине было образовано Центральное народное правительство Китая. Естественно, что все главные государственные должности заняли коммунисты. Правительство и Народно-революционный военный совет возглавил Мао Цзэдун, председателем Государственного совета Китая стал Чжоу Эньлай, главнокомандующим Народно-освободительной армией Китая (НОАК) -- маршал Чжу Дэ. А 1 октября 1949 года на главной площади Пекина Тяньаньмынь Мао Цзэдун объявил об образовании Китайской Народной Республики (КНР).

    Период 1950--1976 годов вошел в историю как «Период двух Китаев» -- КНР и Республики Китай на Тайване. Однако при этом всегда следует иметь в виду, что тайваньский Китай признавали не все государства, также как и КНР. Достаточно сказать, что до 1971 года Китай в ООН был представлен Тайванем, а СССР вообще отрицал, что существует какой-то другой Китай, кроме КНР.

    Первым значительным событием после образования КНР было заключение в начале 1950 года договора о дружбе, союзе и взаимопомощи с СССР сроком на 30 лет. По его условиям СССР передал Китаю КВЖД, осуществлял вывод войск из Порт-Артура, предоставлял КНР льготный кредит в размере 300 млн долларов США и оказывал всестороннюю помощь в деле восстановления китайской экономики. КНР, в свою очередь, признал независимость Монгольской Народной Республики и принимал на себя обязательства военного союзника СССР на Дальнем Востоке. В этом качестве армия КНР приняла участие в Корейской войне.

    К 1952 году экономика Китая по основным показателям достигла довоенного уровня (1936). Не последнюю роль в этом сыграли ликвидация помещичьего землевладения и создание огромного числа мелких частных сельских хозяйств и сельских кооперативных товариществ взаимопомощи, а также развитие частного предпринимательства и национализация крупных промышленных предприятий. В результате на государственный сектор экономики приходился только 41 % промышленного производства. Неудивительно, что руководство КПК не могло не отреагировать на столь значительный удельный вес негосударственного сектора в экономике. И уже в 1952 году, решив, что дело восстановления экономики завершено и буржуазия больше не нужна, КПК выдвигает лозунг борьбы со взяточничеством, уклонением от уплаты налогов, разворовыванием государственной собственности, саботажем выполнения госзаказов, использованием секретной экономической информации в личных целях и бюрократизмом, а также проводит первое истребление национальной буржуазии, которое коммунистически настроенные китайцы по общепринятому в коммунистическом мире образцу называли чисткой. В результате этой акции было уничтожено около 2 млн человек. С этого момента КНР окончательно отходит от общедемократических принципов государственного строительства и переходит к строительству социализма.

    В конце 1952 года Центральный Комитет КПК объявляет новые задачи -- до 1967 года создать в стране современную промышленность, социалистическое (то есть государственное) сельское хозяйство, осуществить культурную революцию (то есть ликвидировать неграмотность среди населения и внушить ему коммунистические идеи).

    В 1954 году в КНР вступает в силу новая конституция. Согласно ей высшим органом государственной власти в КНР стало Всекитайское собрание народных представителей. Верховная исполнительная власть по-прежнему принадлежала Государственному совету. Кроме того, был введен пост Председателя КНР. Им стал Мао Цзэдун.

    В экономике к 1957 году в Китае произошли существенные изменения. Исходя из советского опыта и задач создания мощного военного потенциала в КНР была построена национальная тяжелая промышленность. Государством были выкуплены все частные предприятия. Хотя за них было заплачено гораздо менее их реальной стоимости, бывшим хозяевам были оставлены повышенные зарплаты и особые премиальные выплаты. Почти не осталось в КНР и частной торговли. Почти полностью исчез частный производитель и в сельском хозяйстве. Свыше 96 % из них было объединено в кооперативы, причем 90 % -- в хозяйства типа советских колхозов (то есть фактически в государственные предприятия).

    Как и следовало ожидать, китайская коллективизация привела к голоду и крестьянским бунтам в деревне, которые подавлялись военной силой.

    В результате, прошедший в 1956 году VIII съезд КПК вынужден был отказаться от проводимой политики и косвенно осудил Председателя Мао за форсирование строительства социализма. Раз «большой брат», как называли в КНР СССР, так сказал, руководству КПК пришлось на время сделать вид, что политика будет изменена. Был объявлен курс на демократизацию общества. Инакомыслие более не преследовалось в судебном порядке, и в китайском обществе начались политические дискуссии.

    Однако сам Мао Цзэдун с этим был не согласен. Учитывая, что с 1953 по 1957 год рост промышленности иногда достигал 19 % в год, посмотрев на советскую оттепель со всеми ее отрицательными с точки зрения построения социализма последствиями, а также видя, что Китай снова перестает быть страной единомыслящих сторонников идей Маркса -- Ленина -- Сталина --Мао, руководство КПК дает указания арестовать 100 тыс. инакомыслящих, а еще 400 тыс. было объявлено пособниками буржуазии. После этого, в мае 1958 года, КПК созывает вторую сессию

    VIII съезда партии. На ней был осужден курс на демократизацию и объявлена политика «трех красных знамен»: новая линия партии, предусматривавшая ускоренное строительство в Китае коммунизма; «великий скачок» в экономике, что означало увеличение выпуска промышленной продукции за четыре года в 6,5 раза, сельского хозяйства--в 2,5 раза, а выплавки стали и чугуна -- в 8 раз; создание народных коммун, то есть полное обобществление всей жизни китайцев, имевшее целью обеспечение минимальных потребностей каждого при накоплении всего созданного в качестве государственного достояния. По этому плану КНР через 7 лет должен был обогнать СССР и США, а через 10 лет построить коммунизм.

    Начало этого «великого созидания» было положено уже в том Же 1958 году. До конца года практически все сельскохозяйственные кооперативы страны были преобразованы в народные коммуны. С этого момента каждый коммунар считался мобилизованным для строительства коммунизма. Он не должен был иметь ничего собственного, кроме мелких личных вещей. Жить коммунары должны были не отдельными семьями, а в казармах, есть -- в общих столовых, а дети коммунаров воспитывались не в семье, а в специальных детских садах. И разумеется, все должны были работать столько, сколько позволяет физическое состояние.

    На фоне гигантомании и возвеличивания лично Мао Цзэдуна у КПК начались серьезные разногласия с Советским Союзом. В 1958 году СССР осудил идею «великого скачка» как нереальную, а Мао Цзэдун и его соратники выразили несогласие с КПСС по поводу критики Сталина. Разногласия возникли и в военной сфере. После того, как артиллерия КНР обстреляла один из островов, который принадлежал гоминьдановскому Китаю, Пекин обратился к Москве с просьбой предоставить ему ядерное оружие и поддержать военными силами вторжение на Тайвань. Справедливо полагая, что это будет третья мировая война, СССР отказал. Однако вместо этого Москва предложила разместить на территории КНР базу для своих подводных лодок. Но на это не согласился Мао Цзэдун.

    После всех этих размолвок отдаление СССР и КНР стало нарастать. Мао Цзэдун под нажимом очевидных проблем в экономике вынужден был уйти с поста Председателя КНР, а уже в 1959 году стало ясно, что Советский Союз был прав -- идея «великого скачка» провалилась (в стране наступил голод, а к 1962 году производство промышленной продукции в КНР упало более, чем в 2 раза). В результате продолжающихся разногласий в 1960 году СССР отозвал своих специалистов из КНР, а китайские студенты перестают учиться в советских вузах.

    В 1961 году КПК прекращает политику «трех красных знамен» и объявляет о новой политике «урегулирования экономики», которая проводилась до 1965 года Этот курс в истории КНР связывают с именами нового Председателя КНР Лю Шаоци и члена Политбюро ЦК КПК Дэн Сяопина, которых в истории КПК принято называть прагматиками в отличие от догматиков -- тех сторонников Мао, которые безоговорочно следовали его учению. В ходе реализации новой политики крестьянам вернули приусадебные участки и собственность, коммуны были распущены, вместо них созданы производственные бригады. За свою работу рабочие теперь получали зарплату в зависимости от своей квалификации. Крестьяне теперь были обязаны сдавать государству только часть своей продукции и при этом могли сами выбирать, что выращивать на своих наделах, получали разрешение продавать свою продукцию на вновь открывшихся базарах, а также имели право заниматься домашними промыслами и мелкой торговлей. В результате этого курса экономика КНР достигла значительных успехов. Рост национального дохода в 1963--1965 годах составлял 15,5 % в год, а в октябре 1964 года была успешно испытана собственная атомная бомба. И только сельское хозяйство оставалось единственным сектором, который так и не был полностью восстановлен после осуществления политики «трех красных знамен».

    Однако Мао Цзэдун и его соратники продолжали настаивать на своей правоте и ошибочности курса, которым идет КПСС. И в июле 1963 года произошел окончательный разрыв КПК и КПСС. Китайские коммунисты обвинили советских в отходе от основных принципов марксизма-ленинизма и намеренной дезориентации мирового коммунистического движения в своих целях. СССР был объявлен страной социал-империализма.

    Мао Цзэдун и его приверженцы не были довольны и тем, что происходит внутри КНР. У Мао появилась новая идея -- о необходимости проведения в КНР «великой пролетарской культурной революции». Ее целью должно было стать освобождение страны от старых культурных традиций, правил и привычек, а также от их носителей, уже неспособных постичь новые культурные нормы, которые возникли в связи с новыми реалиями социалистической экономики. Реализация этой идеи началась в 1966 году.

    В мае 1966 года при ЦК КПК была организована специальная группа по делам «культурной революции». Ее возглавили жена Мао Цзэдуна Цзян Цин и личный секретарь Мао Чэнь Бода. За чистку рядов КПК в свете «культурной революции» выступил и министр обороны КНР, член Политбюро ЦК КПК Линь Бяо. В результате в Пекин были введены войска, и ряд видных деятелей КПК, которые не были безоговорочно согласны с «Великим кормчим» Мао Цзэдуном и догматиками, были смещены со своих постов. Когда в стране увидели, что противники пути КНР к коммунизму засели даже в ЦК КПК, в стране добровольно начали формироваться отряды защитников пути Мао Цзэдуна, то есть «культурной революции». Они получили название «хунвэйбины» («красная гвардия»). Надо сказать, что, видя такой ход событий, прагматики в Политбюро ЦК КПК попытались остановить реализацию очередной великой идеи Председателя Мао. Для этого они начали подготовку к перемещению Мао Цзэдуна с поста Председателя КПК на должность Почетного Председателя партии. Однако сам «Великий кормчий» с этим не согласился и, проплыв вниз по течению реки около 15 км, продемонстрировал всему Китаю, что в свой 72 года он еще вполне способен оставаться настоящим главой партии.

    В августе состоялся специальный Пленум ЦК КПК, на котором впервые присутствовали не только члены и кандидаты в члены ЦК, но и безоговорочные приверженцы идей Мао из университетов КНР и хунвэйбины. Прагматики подверглись критике, сам Председатель Мао призвал бороться с противниками «культурной революции», какие бы посты они ни занимали. Теперь во всех организациях должны были быть созданы отделы по делам «культурной революции», всячески поощрялось создание из молодежи отрядов хунвэйбинов и цзаофаней («бунтовщиков»), задачей которых было активное распространение «культурной революции» и активная борьба с теми, кто ей сопротивляется.

    Результаты такой пропаганды и деятельности хунвэйбинов и цзаофаней не замедлили сказаться. Школы и вузы страны перестали работать, поскольку занявшие их хунвэйбины считали, что знания, которые дают эти учреждения, устарели и более не нужны. Те жители страны, которые попали в ряды неблагонадежных, отправлялись в концлагеря «на исправление».

    В ходе борьбы с контрреволюционерами в 1969 году был арестован и замучен в тюрьме Председатель КНР Лю Шаоци, Дэн Сяопин был снят со всех должностей и выслан в провинцию, где «перевоспитывался», работая простым слесарем. Всего за годы «культурной революции» из 97 членов ЦК КПК 60 были объявлены предателями, шпионами и репрессированы.

    Чтобы избежать массовых возмущений населения действиями культурных революционеров, в январе 1967 года Мао Цзэдун ввел в КНР военное положение. Обязанности по поддержанию порядка в стране были возложены на армию. Местные органы власти были заменены на революционные комитеты, которые состояли из военных, хунвэйбинов и надежных государственных чиновников. Вскоре после введения военного положения армия пришла к выводу, что главным источником беспорядков является не деятельность агентов международного империализма, а разнузданность и бесчинства хунвэйбинов и цзаофаней. И уже с лета 1968 года армия стала выселять хунвэйбинов и цзаофаней из городов в сельскую местность. Закончился этот процесс только в 1976 году. Всего было выслано около 30 млн. человек.

    Весной 1969 года прошел IX съезд КПК. Он заявил о победе «культурной революции». Но наряду с этим был сделан вывод, что окончательная победа социализма в КНР невозможна до тех пор, пока существует империализм во главе с США и социал-империализм во главе с СССР. Поэтому КНР всеми силами должен продолжать борьбу за чистоту своей страны от предателей и шпионов и готовиться к войне. На съезде снова было заявлено, что теоретической основой деятельности КПК являются идеи Председателя Мао. Его официальным преемником был назначен Линь Бяо.

    Конечно, подготовка к войне для КНР была первоочередной задачей с момента ее основания. Но если раньше главными врагами были США и гоминьдановский Китай, то с 1963 года в этот список под № 2 (сразу после США) постепенно попал СССР. В ответ на такую позицию КНР СССР, в рамках договора о взаимопомощи, ввел войска в Монгольскую Народную Республику.

    В 1969 году войска КНР напали на советский пограничный остров Даманский, а в августе перешли границу в Семипалатинской области (современный Казахстан). Сразу после этих событий вооруженные силы СССР на Дальнем Востоке были приведены в повышенную боевую готовность. Все шло к тому, что начнется война и советская авиация нанесет удар по ядерным объектам КНР. Однако в сентябре Председателю Госсовета КНР Чжоу Эньлаю удалось ослабить напряжение. Он пригласил в Пекин самого Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина и во время короткой встречи острота взаимных претензий была значительно ослаблена.

    Но с таким поворотом событий был категорически не согласен Линь Бяо. Его позиция стала еще более резкой, когда КНР начал сближение с врагом № 1 -- США. Дело в том, что Президент США Р. Никсон пошел на изменение позиции в отношении Тайваня. В 1970 году начались взаимные консультации по вопросу о признании США КНР. В ответ Линь Бяо ввел в стране военное положение и еще более ужесточил содержание политических заключенных. Но в 1971 году Линь Бяо и этого показалось мало, и он_ возглавил заговор против Мао Цзэдуна. Однако поезд, в котором следовал Мао, взорвать не удалось. И очень скоро после этого Линь Бяо очень своевременно погиб в авиакатастрофе.

    Состоявшийся в 1973 году X съезд КПК осудил группу, Линь Бяо. После съезда был реабилитирован Дэн Сяопин.

    Между тем, все более улучшались отношения между Китаем и США. В феврале 1972 года и декабре 1975 года американские президенты Р. Никсон и Г. Форд посетили Пекин. И с 1972 года США наконец согласились с заменой представителя гоминьдановского Китая на представителя КНР в ООН. В этом же году Япония и КНР установили дипломатические отношения между собой. По условиям соглашения Китай отказался от своей доли репараций, которые выплачивала Япония после 1945 года.

    9 сентября 1976 года скончался Мао Цзэдун, и его наследником стал премьер Госсовета Хуа Гофэн. С помощью военных ему удалось одержать верх над четырьмя ближайшими сподвижниками Председателя Мао -- Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь, которые были названы «бандой четырех». После их ареста Хуа Гофэн заявил о прекращении «культурной революции». Однако уже на этот момент результаты революции оказались более чем ощутимыми. Было репрессировано более 100 млн. человек, из них 8--10 млн. погибло.

    К концу 1978 года группа прагматиков, руководимая Дэн Сяопином, потеснила последовательных маоистов во главе с Хуа Гофэном. Декабрьский пленум ЦК КПК 1978 года положил начало процессу реформ в КНР, или «строительству Нового Китая», как его называли сами китайцы. В 1980 году генеральным секретарем ЦК КПК стал Ху Яобан, а пост премьера вместо Хуа Гофэна занял Чжао Цзыян. В 1981 году Хуа Гофэн ушел и с поста председателя ЦК КПК. В 1982 году эта должность была упразднена. Сторонники реформ одержали окончательную победу.

    На первом этапе реформ в 1979--1984 годах основное внимание уделялось сельскому хозяйству. Семьи, бригады или кооперативы получали землю в подряд до 50 лет. Часть продукции они сдавали по контракту государству, остальной долей урожая крестьяне распоряжались по своему усмотрению.

    С 1984 года промышленность Китая перешла на новые принципы работы -- самоокупаемость, хозрасчет, самостоятельный сбыт продукции, подрядную и арендную системы. В экономику КНР стал широко привлекаться иностранный капитал. Открытыми для него были объявлены 14 крупных городов и портов. Была создана специальная провинция Хэйнань, ставшая полностью открытой зоной. Были образованы четыре специальные экономические зоны для зарубежных предпринимателей -- Шэньчжэнь, Чжухай, Сэмэнь, Шаньтоу. Государство должно было регулировать рыночные отношения.

    Экономические реформы обеспечили в 1980 -- 1988 годах невиданный подъем народного хозяйства. Китай решил продовольственную проблему, собирая более 400 млн. т зерна в год. Доходы крестьян выросли более чем в 3 раза. Среднегодовые темпы роста валовой продукции промышленности составили в 1979--1988 годах 12 %, сельского хозяйства -- 6,5 %. Благосостояние горожан возросло в 2,6 раза.

    XII и XIII съезды КПК в 1982 и 1987 годах одобрили ход экономических реформ и нацелили народ на построение социализма с китайской спецификой. Признанным руководителем «перестройки» в Китае и самой большой компартии в мире (более 46 млн. человек в 1987 году, 51 млн. в 1992 году) стал Дэн Сяопин, член Постоянного комитета Политбюро

    ЦК КПК, занимавший посты председателя Центрального военного совета КНР, председателя Центральной комиссии советников и другие должности в партии и государстве. Новые установки маоистов-прагматиков нашли отражение в принятой в 1982 году конституции КНР.

    Элементы рыночных отношений в экономике Китая, некоторая либерализация в области культуры, влияние Запада вызвали подъем демократического движения, авангардом которого стала студенческая молодежь и часть интеллигенции. Они требовали демократизации общественного строя страны, отказа КПК от руководящей роли. В ночь с 3 на 4 июня 1989 года площадь Тяньаньмынь обагрилась кровью студентов. Погибли тысячи молодых людей. Было арестовано более 120 тыс. человек. Запад справедливо осудил кровавую расправу маоистов с демократическим движением и ввел экономические санкции против КНР. Однако Горбачев не осудил нарушения прав и свобод человека в Китае.

    Большинство лидеров КПК испугались политических последствий реформ, а также остерегались влияния хода советской перестройки на Китай. В середине 1988 года правительство резко уменьшило кредиты предприятиям и затормозило реформы. Зарплата в стране снизилась до 200 юаней (70 марок). Произошло резкое падение объема промышленного производства.

    После июньских событий 1989 года на площади Тяньаньмынь Чжао Цзыян был обвинен в инспирировании студенческих выступлений. Он потерял свой пост. Генсеком стал шанхайский партократ, ставленник Дэн Сяопина Цзян Цзэмин. Сам Дэн Сяопин в конце 1989 года ушел в отставку, но из-за кулис продолжал руководить КПК. 1989--1992 годы прошли в КНР под знаком расправы с демократами. Была усилена борьба против «буржуазной либерализации» и развернута кампания «учиться у Лэй Фэна», то есть на примере жизни солдата НОАК. КПК отвергла политическую реформу и не пошла на разделение партийной и государственной власти.

    Спад в экономике вынудил руководство КПК заявить на XIV съезде (осень 1992) о продолжении реформ и переходе к «социалистическим рыночным отношениям».

    В марте 1993 года сессия Всекитайского собрания народных представителей избрала Цзян Цзэмина председателем КНР. Ли Пэн был переизбран на пост премьера.

    Новое тысячелетие Китай встретил в качестве одного из мировых экономических лидеров. Страна сумела создать собственную экономическую модель, в которой использовались сильные стороны централизованного государственного управления в сочетании с рыночными механизмами конкуренции в производственной сфере.

    Наличие дешевой рабочей силы делало страну привлекательной для иностранного капитала. Производство дешево продукции и выход это продукции на мировой рынок стали прорывом страны в сфере получения валютных прибылей.

    Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Окончательное формирование и поддержка рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика КНР остается многоукладной. Хотя доля иностранных инвестиций в экономику страны высока, почти 80% всех иностранных инвесторов - этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. То есть Китай вовлекает в сферу своей экономики в первую очередь патриотически настроенных сограждан, продвигая, тем самым. Свои интересы в развитые страны мира. К 2020 году Китай, согласно планам КПК, должен догнать США по совокупному доходу ВВП.

    Для поддержки структурных изменений экономики Китай активно развивает собственную систему образования, а также поддерживает обучение студентов за рубежом (в первую очередь в США и Японии). Поощряется импорт технологий, которые позволяют развивать такие прогрессивные и перспективные направления экономики как разработка программного обеспечения, телекоммуникационная индустрия, производство новых материалов, биотехнологии, медицинская и фармакологическая промышленность. В КНР свыше 384 миллионов пользователей сети Интернет, страна является мировым лидером по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 миллионов пользователей на апрель 2007 года, что объясняется, конечно, численностью населения страны). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская "Силиконовая долина". Интенсификация производства имеет, однако, и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности почти в два раза превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm.

    Динамика экономики Китая хорошо иллюстрируется рядом диаграмм, приведенных на рисунке 1.

    ВВП КНР в млрд. долларов США

    Темпы роста ВВП Китая в %

    Темпы промышленного производства в КНР

    Объем экспорта Китая, млрд. долларов США


    Объем импорта Китая, млрд. долларов США

    Рис. 1 Основные показатели экономики Китая в динамике

    Приведем некоторые статистические данные, говорящие о современном уровне китайской экономике и. тем самым, подтверждающие эффективность проведенных в стране реформ.

    К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (после США). Производство автомобилей очень резко выросло за время реформ. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Сегодня говорят также о том, что за последние несколько лет произошел и скачек в качестве выпускаемых в КНР автомобилей.

    Китай - крупнейший производитель стали в мире, причем сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в начале ХХI века. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло от 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году (цифры приведены с округлением). Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

    Бурный рост экономики потребовал от Китая приобретать энергетические ресурсы, в то время, как до реформ страна была их поставщиком. Крупнейшим поставщиком нефти и газа в КНР является Россия. В то е время Китай наращивает и собственные энергетические мощности. "В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты…

    В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

    Активно развивается и ядерная энергетика. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране…

    Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

    Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

    Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

    В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США. " Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm

    Таким образом, сегодня экономика Китая оказалась не только конкурентоспособной, но и более устойчивой к кризисным явлениям. Чем экономики развитых стран Запада.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ВВЕДЕНИЕ

    Китай был и остается страной, которая дала миру богатую традициями, обычаями, законами культуру.

    Китай начал торговать с Европой с XVI в., но эта торговля имела ограниченный характер. Это было связано с тем, что Китай не нуждался в товарах внешнего мира. Китай получал все необходимые товары благодаря собственному производству.

    В середине XIX в. ситуация меняется - в результате «Опиумных войн» китайская граница становится открыта для европейских государств, что дает европейцам огромный рынок сбыта товаров (прежде всего опиума), которые обмениваются на серебро и золото. Это приводило к обнищанию основных масс населения Китая. Китай становился полуколонией европейских держав и Японии. Экономическое и политическое порабощение Китая сопровождалось культурной и религиозной интервенцией. Китайская цивилизация саморазрушалась под влиянием европейского капитализма, все культурные и экономические новшества противоречили сложившейся восточной социальной системе. Появилась угроза существования самой китайской цивилизации.

    Начиная с первой Опиумной войны (1840 - 1842) гг. и до возникновения Китайской Народной Республики в конце 1949 г. длилась западная интервенция в Китай.

    Спасение Китая пришло с Запада, так как в мире изменилась геополитическая ситуация. Великобритания и эпоха колониальных империй ушли в прошлое. Будущие лидеры мирового развития, СССР и США, повернули свой взгляд на Восток.

    С середины 80-х годов китайское руководство вырабатывает концепцию многополюсного мира, в котором КНР должна занять подобающее ей место одного из новых «центров силы» не только в Азии, но и в мире в целом. В этом желании КНР находит активную поддержку со стороны России, поддерживающую и развивающую данную идею со второй половины 90-х годов /Самтурова, Медведев, 1991, с. 302/.

    Китай - страна, которая в первой половине XX века прошла Синхайскую революция, систему «дуцзюнат», японскую оккупацию и гражданскую войну. Во второй половине удар по ее экономике нанесла «Культурная революция», проходившая в 60-е гг., и вдруг в 80-е гг. показывает удивительные результаты, а в 90-е гг. выходит на позиции бурно развивающихся стран. Китаю удалось за три десятилетия выйти на уровень, который Западной Европе удалось совершить за столетия.

    Китай стал еще одним государством, наряду с Германией и Японией, где произошло «экономическое чудо» (1978-1997гг). На сегодня Китай одно из бурно развивающихся стран, чей прирост ВВП составляет около 8-9 % в год.

    опиумный экономика торговый китай

    1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

    Изменение геополитической ситуации в мире после Второй Мировой войны приводит к социальным и политическим трансформациям в государстве. Именно с этого момента Китай получил независимость и избавился от интервентов, начался долговременный период реформ.

    Происходит восстановление целостности государства (кроме Тайваня) и на смену чиновникам децентрализованной эпохи со старыми идеалами приходят новые кадры, которые были воспитаны на идеалах марксизма.

    В 1958 г. вождь китайских коммунистов Мао Цзэдун провозгласил политику "большого скачка вперед", поставив задачу догнать Англию по производству чугуна на душу населения, а в деревне создать "народные коммуны" с полным обобществлением орудий труда и распределением продуктов. Этот авантюристический курс привел к дезорганизации экономики, массовому голоду в деревне и резкому охлаждению отношений с СССР; из Китая был отозван многочисленный отряд советских специалистов. В последующие годы пекинское правительство было вынуждено отказаться от крайностей "большого скачка" и проводить политику "урегулирования".

    В 1966 г. Мао Цзэдун предпринял новую авантюру, начав так называемую Великую пролетарскую культурную революцию. Ударной силой новой "революции" стали студенты и учащиеся средних школ, реорганизованные в отряды хунвэйбинов, то есть "красногвардейцев". Начались гонения на многих кадровых работников КПК и зараженных "контрреволюционным духом" - прежде всего представителей интеллигенции. Многие горожане были направлены в сельскую местность на "трудовое перевоспитание". К началу 70-х годов движение хунвэйбинов угасло, но курс на "культурную революцию" не был отменен до самой смерти Мао Цзэдуна в октябре 1976 г.

    Для того чтобы совершать социалистические преобразования в государстве, необходимо было участвовать в мировой политике по установившемся капиталистическим правилам, а вождь китайской революции на это не хотел идти, но при этом все прекрасно понимал. Он дал возможность Китаю нормального дипломатического общения с остальным миром, а самое главное с Восточной Азией.

    Месяц спустя смети Мао Цзэдуна вдова Цзян Цин и ее ближайшие сподвижники - так называемая банда четырех, руководившая "культурной революцией", - были арестованы, а "культурная революция" объявлена "большой ошибкой" и "национальной трагедией".

    К власти пришел Дэн Сяопин, провозгласивший программу модернизации Китая. Главная заслуга Мао Цзэдуна заключается в том, что он создал базис для последующего экономического роста при Дэн Сяопине. Он понимал, что проводит реформы в стране, где большая часть населения проживает в деревне, необходимо начинать с аграрной сферы. В деревне были упразднены народные коммуны, а земля передана в пользование отдельных семей; вновь появился рынок сельскохозяйственной продукции. Благодаря этим мерам Китай стал полностью обеспечивать себя продовольствием, появился слой зажиточных крестьян.

    С учетом прошлого и нынешнего опыта социально-экономических преобразований китайскими реформаторами выработаны принципы их проведения:

    1. В ходе реформ необходимо преобразовывать экономическую систему, а не социально-экономический строй общества, который, напротив, должен развиваться и совершенствоваться.

    2. Главное в экономическом обеспечении заключалось в выборе на начальном этапе таких отраслей хозяйства, которые дают быструю прибыль, накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат как бы базой для развития своего хозяйства.

    3. Китайское руководство старалось не упускать возможность управления экономикой на макроуровне, с тем, чтобы она не пошла в разнос.

    4. Важным принципом реформирования стала постепенность, практическая отработка теоретических моделей на выборочных направлениях, отраслях хозяйства и территориальных единицах.

    5. Экономическая реформа активно подкреплялась политическими средствами, что выражалось в создании благоприятной внешней и внутренней обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций, возникающих в процессе реформ.

    6. Реформы нужно вести последовательно и комплексно, стремясь к прорыву на важных направлениях.

    Эти реформы в политической и экономической областях привели к тому, что Китай из «бумажного дракона» превратился в реальную политическую и экономическую силу в мире. Эта цивилизация завоевывает рынки Европы, Африки.

    И все это стало возможным благодаря формированию новой социально-экономической системы в Китае. Произошло слияние государственных структур (аппарата редистрибуции) с капитализмом - появляется новый тип социальных отношений - государственный капитализм.

    Правительство КНР перешло к политике "открытых дверей" и поощрению иностранных инвестиций. На морском побережье появились "особые экономические зоны", где были созданы благоприятные условия для иностранных предпринимателей. Быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства позволил Китаю занять важные позиции в мировой экономической системе.

    Капитал и производственные мощности из богатых государств Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг, Корея) переводятся на юго-восток КНР. При этом зона «Большой Китай» отличалась тем, что в отличие от других свободных экономических районов, партнеры ни разу не проводили межгосударственные переговоры друг с другом, более того между Тайванем и Китаем вообще не подписано никаких дипломатических договоров. Благодаря этому Китай совершает диверсификацию промышленной структуры, происходит рост занятости, которая осуществляется за счет переноса производственных мощностей из регионов с дорогой рабочей силой в Китай с дешевой рабочей силой, и, самое главное, происходит приток зарубежных инвестиций. Главными поставщиками инвестиций стали хуацяо (китайцы, проживающие за границей). Суммарный годовой доход китайских эмигрантов составляет примерно 3 триллиона долларов. Из этой суммы китайские бизнесмены направляют на производственные цели до 300 млрд. долларов ежегодно.

    Беспрецедентные успехи экономического развития Китая стали одним из важнейших событий мировой истории (1978-1997 гг.). В этот период экономических реформ ВВП страны возрос в 5,7 раза, или в среднем на 9,6% в год. Это означает, что он удваивался практически каждые 7,5 лет.

    За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП не одного занятого) - в 3,4 раза.

    При провозглашении экономической либерализации и жесткого контроля, китайцам, тем не менее, было дано больше свободы, чем они имели за всю историю цивилизации. В 1999г. 2,5 млн. китайцев путешествовали по миру за свои деньги. Они свободно могут выбрать работу или же открыть собственное дело. В людях возродились генетически заложенные коммерческие инстинкты.

    В последнее десятилетие были урегулированы вопросы о границе между Китаем и большинством сопредельных государств, включая страны СНГ. В июле 1997 г. Китай возвратил себе Гонконг, который, впрочем, сохранил за собой особый административный статус. В декабре 1999 г. Китай восстановил свой суверенитет и над португальской колонией Макао. Экономический прогресс в Китае не сопровождался столь же кардинальными политическими переменами. КПК продолжает обладать монополией на власть, в стране отсутствуют свободные выборы, выступления оппозиции решительно подавляются.

    Однако, достигнув этого, Китай столкнулся так же и с проблемами, которые характерны для капиталистических государств - появление огромного разрыва в доходах городского и сельского населения, между различными классами, областями, что стало одной из главных угроз социальной стабильности и продолжения роста экономики КНР.

    2. РАЗВТИЕ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РОСТА В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

    Возвышение Китая до статуса мировой державы наиболее отчетливо наблюдалось в последнее десятилетие XX в. Выход страны на первые роли в мировой геополитике изменил всю геометрию международных отношений. Усиление Китая не затронуло ни одну страну мира в большей степени, чем Россию.

    В 2002 году в Китае состоялся XVI съезд КПК, который, по сути, стал новым этапом в развитии китайской реформы.

    Цзян Цзэминь выдвинул следующие стратегии развития: дальнейшее следование идеям Дэн Сяопина, претворение в жизнь идеологии «трех представителей», проведение модернизации социального строительства ускоренными темпами, формирование среднезажиточного общества в Китае, приложение максимальных усилий для построения социализма с китайской спецификой.

    2001-2005 гг. - годы 10й экономической пятилетки. За эти годы ускоренно развивается третичный сектор экономики: сферы финансов и информации, растет производительность труда. Так же ускоряется процесс реформирования государственных предприятий, сокращается их доля в народном хозяйстве страны. Существенно возрастает доля негосударственного сектора в экономике, повышается уровень его конкурентоспособности. Правительство продолжает контролировать миграцию населения из города в город, минимизирует перемещение граждан из сельской местности.

    Так же особое внимание уделяется региональному развитию страны. Было принято решение, что нужно сделать все для того, чтобы приостановить тенденцию разрыва уровня развития запада и востока страны. Восточные регионы должны передать свой динамизм западным. В своей политике регионального развития Китай старается выработать особый подход к каждому из регионов, учитывает не только специфику природных и ресурсных факторов, но и социальных.

    В этот период разработаны определенные стратегии развития:

    1) Поэтапность.

    2) Долгосрочность.

    3) Всеобъемлющий характер.

    Благодаря соблюдению этих стратегий, даже после того, когда произошел мировой экономический кризис в 2009 году, темпы экономического роста резко не снизились, а прирост ВВП сильно не упал, а в последнее время он начал расти, и восстановление экономики вышло к докризисному состоянию.

    Мировой экономический кризис оказал противоречивое влияние. С одной стороны - увеличилась безработица из-за падения уровня потребления в мире, но с другой стороны - вырос ВВП Китая. Китай фактически стал монополистом роста ВВП (8% в год). Это обеспечивается за счет мер по стимулированию внутреннего потребления, снижаются налоги для предприятий, а также продолжается улучшение инвестиционного климата. Так же это связано с деятельностью партийного аппарат. Именно он ответственен за низкий курс юаня, за экспортные пошлины, создание в государстве свободных экономических зон и особых районов - главных причин роста экономики КНР. Члены партии постоянно помнят, что основная цель проведения реформ в стране - это создание условий для обогащения народа.

    Рост инвестиций в экономику Китая увеличился на 7 млрд. долларов в ноябре 2009 года, по сравнению с тем же периодом 2008 года. Специфика китайской экономики такова, что она должна все время расти, причем не менее, чем на 7% в год, но и не более, чем на 10% в год. Такой коридор обусловлен тем, что при росте менее 7% будет возрастать безработица, а при росте более 10% наступает, так называемый, перегрев экономики, когда будет расти инфляция, перепроизводство товаров. Исходя из этого, неизбежно будет только возрастать китайская экспансия в мире - пока экономическая, и не только в рамках реального сектора (производства и торговли), но и в финансовом.

    На ближайшую перспективу в КНР намечены несколько направлений, реализация которых определит экономическое развитие страны на длительную перспективу. В первую очередь, это реформа госсектора и банковской системы, изменение системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.

    Однако, у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения, согласно прогнозам, в течение 25 лет возрастет до 1,6 млрд. человек.

    Рост численности населения будет сопровождаться изменением его поло-возрастной структуры. Прежде всего, это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.

    Очень большая проблема - нищета. В 1999г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценке, составила 35 млн. человек. Но по данным Мирового банка в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).

    Задача преодолеть нищету представляется чрезвычайно сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры.

    КНР предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых - проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам.

    Вместе с тем, официальные прогнозы развития страны на 2000-2050г. (таблица 1) все же весьма оптимистичны.

    Табл.1 - Прогнозные оценки роста экономического потенциала КНР

    В силу размеров Китая, его населения, его экономики и степени взаимодействия с миром - проблемы Китая неизбежно становятся проблемами всего мира. Китай стал моделью, демонстрирующей возможности роста и его пределы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключении можно сказать, что выбранный Китаем путь преобразования и введения новых реформ уникален. Он сочетает в себе, с одной стороны, ориентацию на социалистический строй и главенствующую роль государства в экономике, а с другой - переход к рыночной экономике. На первый взгляд, подобное сочетание кажется парадоксальным. Но практические результаты проводимых преобразований показывают, что подобные явления все же могут существовать и даже давать ожидаемые результаты, то есть экономический подъем и рост страны, улучшение жизнедеятельности людей.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Бергер Я.М. Население Китая на рубеже 21 века. //Китаеведение, №1, 2001.

    2. Делюсин Л. Китай: полвека - две эпохи. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2001. - 294 с.

    3. История Китая. Учебник: под ред. Меликсетова А.В. - М., 2004.

    4. Социальная статистика: Учебник. / Под редакцией И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2005.

    5. [Электронный ресурс] http://www.customs.ru// Свободный доступ.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Формирование новых общественно-политических структур - одна из основных задач, возникших для государственной системы Китая после Синьхайской революции. Вклад Сунь Ятсена в политическую и идеологическую жизнь Китайского государства в начале ХХ века.

      дипломная работа , добавлен 11.12.2017

      Политическая история Китая в период правления Мао Цзэдуна. Политика "большого скачка", строительство социализма. Китай после смерти Мао Цзэдуна. Становление "культурной революции". Экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика современного Китая.

      дипломная работа , добавлен 20.10.2010

      Предпосылки активизации деятельности тайных обществ (ТО) и их типология. Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX – начале XX века. Традиционные ТО и их развитие: Доцинские тайные союзы, ТО цинского периода, ТО и восстание ихэтуаней.

      курсовая работа , добавлен 22.11.2017

      Сельское хозяйство – основа экономической системы Китая: традиционное земледелие, расширение посевной площади. Города как средоточия культуры, ремесла и торговли. Возникновение торгово-ремесленных посадов (чжэнь), "внешних городов". Развитие торговли.

      реферат , добавлен 25.12.2008

      Значение впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике. Путь развития Китая, процесс модернизации внешней политики как важная трансформация политики Китая. Китайская трактовка тенденции к усилению многополюсности современного мира.

      контрольная работа , добавлен 20.05.2010

      Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

      реферат , добавлен 09.01.2011

      Начало развития капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XІX века. Аграрная политика царизма в Казахстане. Переселение крестьянства. Переселение уйгуров и дунган. Система землепользования. Последствия столыпинских аграрных реформ.

      курсовая работа , добавлен 01.10.2008

      Политика "самоусиления" правительства Цин (1864-1895 гг.). Положение Китая в конце ХIХ в. и главные реформы Кан Ювэя (1898 г.). Последствия попыток модернизации для страны. Теория Ж.Ж. Руссо в работе Лян Цичао. Семь принципов китайских революционеров.

      дипломная работа , добавлен 14.12.2015

      Предпосылки Маньчжурского завоевания Китая во главе с вождем Нурхаци. Аграрное и экономическое положение Китая в конце XVII в. Государственный строй маньчжурского владычества в конце XVII в. Борьба китайского народа против маньчжурского владычества.

      курсовая работа , добавлен 08.02.2014

      Усиление экономической вовлеченности Китая в мировой рынок. Перестройка китайского народного хозяйства и рост национального капитала. Своеобразие производственных и социально-экономических процессов аграрной сферы. Эволюция социальной структуры общества.

    Поделиться