Требует возместить ущерб по осаго. Процедура взыскания денег с виновника дтп по осаго со стороны страховой компании. Оспаривание вины в судебном порядке

Коллизии законодательства – ситуация не частная, но встречающаяся в нашем правовом пространстве. С принятием новых законов об ОСАГО с такой практикой встретили автовладельцы, попавшие в аварии и пытающиеся возместить чужой ущерб за счет выплат со стороны страховых компанией. Основная проблема звучит так - страховая требует возместить ущерб по ОСАГО, европротокол и прочие данные в расчет хоть и берутся, но никак не влияют на ситуацию.

Юристы Хонест проанализировали практику и законодательство и рассказывают, как быть в подобных ситуациях.

Пример из жизни

Автовладелец на иномарке двигается по загруженной дороге, теряет внимание и сокращает дистанцию до впереди идущего отечественного автомобиля. Небольшая авария, повреждения у другого водителя минимальные. Оформили все документы, распрощались без конфликта. Водитель иномарки не волнуется – ведь сейчас по ОСАГО действует сумма до 400 тысяч рублей, этих денег вполне хватит на замену поврежденного бампера и багажника.

Через полгода владелец иномарки получает письмо, в котором страховая компания требует от него 30 тысяч рублей. Это частая ситуация, когда происходит ремонт по ОСАГО в 2018 году, где требуют доплату. Страховая поясняет требование тем, что 30 тысяч рублей – это сумма, которой недостаёт при оплате расходов на восстановление автомобиля пострадавшего в аварии.

Как мыслит страховая компания

Страховые требуют возместить ущерб из-за коллизии в новом законодательстве. И фактически они в своем праве.

Претензия строится на следующих данных. Следите за руками.

Ремонт отечественного автомобиля обошелся в 70 тысяч рублей. Страховая пострадавшего выставляет счет страховой виновника, автовладельца на иномарке.

Отечественный автомобиль уже не новый, поэтому страховая виновника выплачивает 40 000 рублей с учетом износа.

Остаток страховая пострадавшего требует с виновника аварии.

Как такое может быть? У пострадавшего КАСКО.

Ситуация с КАСКО

Вся проблема в наличии у отечественного автомобиля полиса КАСКО – именно по нему пострадавший решил оплатить восстановление автомобиля.

Потерпевшему страховая ремонтирует авто по КАСКО. Выставляется счет страховой компании виновника. Сумма возмещения по ОСАГО рассчитывается не из фактически потраченных средств на ремонт, а по единой методике расчета, которая учитывает износ деталей. Здесь и возникает разница в 30 тысяч рублей, которую требуют виновника.

С одной стороны, виновник честно застраховал машину по ОСАГО. С другой – страховая компания законно требует возместить материальный ущерб.

Эксперты сходятся во мнении, что с точки зрения закона здесь все верно. С точки зрения же справедливости – нет. Но до сих пор решения этой проблемы нет.

Простыми словами – вся проблема в обязанности страховых считать выплаты по ОСАГО с учетом износа. В КАСКО же абсолютно обратный принцип – меняется старая поврежденная деталь на новую.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда . Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Разъяснение законодательства

Чтобы лучше понять, почему возникают ситуации, когда страховые проводят ремонт по ОСАГО и требуют доплату, и почему раньше такого не было, нужно разобраться в изменениях законодательства.

Как это работало раньше

Водитель попадает в ДТП и обращается за компенсацией. Далее происходит один из двух вариантов развития событий:

  • Страховые возмещают ущерб с помощью денежной выплаты владельцу машины – сумма компенсации зависела от износа автомобиля и общей стоимости нужного ремонта;
  • Деньги зачисляются на счет автосервиса.

Автовладелец в таких ситуациях порой был вынужден или доплачивать за разницу между расчетами страховой компании и стоимостью реального ремонта. Но был и плюс – можно было отказаться от восстановительных работ, забрать разбитое авто и деньги. Далее машина или ремонтировалась самостоятельно или продавалась.

Часто приходилось судиться со страховыми компаниями, которые рассчитывали сумму компенсации в «удобном» для себя объеме. Нужно было делать экспертизу, учитывать износ авто, среднерыночные цены на запчасти и работу.

Порой были и «подставы» - люди создавали ситуации, когда страховым приходилось выплачивать компенсации за фиктивные ДТП.

Как сейчас

В актуальном виде закон о выплатах по ОСАГО выглядит иначе, чем раньше. Ремонт по ОСАГО проводится на партнерских СТО, с которыми страховые компании заключили договора. Оплачивается не натуральная компенсация, а стоимость работ сервисных инженеров и цена запчастей.

Центробанк разработал специальную методику, по которой рассчитывается сумма компенсации. Страховые компании не могут отступить от правил и сделать выплаты в денежном виде. Ограничения касаются нескольких категорий граждан:

  • Владельцы легковых транспортных средств;
  • Транспортные средства прошли регистрацию в России и принадлежат гражданам.

Страховая или автосервис могут предложить вам доплатить за ремонт или заменить поврежденные детали на б/у. Вы не обязаны на это соглашаться.
А вот страховая должна обеспечить ремонт вашего ТС в установленный законом срок.

Когда придется доплатить за ремонт

Бывают ситуации, когда страховая может требовать доплату по ремонту:

  • Стоимость ремонта превышает установленного максимума по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумму сверхлимита страховая имеет право требовать с виновника аварии.
  • Когда оформляется европротокол – максимум снижается до 100 тысяч рублей.
  • Признается обоюдная вина в аварии.

Величина выплат, которые страховая может заплатить сервисному центру или выдать в виде денег, устанавливается законом в зависимости от ситуации:

  • 500 тысяч рублей – есть вред, причиненный здоровью и жизни.
  • 400 тысяч рублей – возмещение ущерба машине.
  • 100 тысяч рублей – оформление аварии проводилось по европротоколу.

Гарантия на ремонт

Обратите внимание, на ремонтные работы, проведенные по ОСАГО, устанавливается гарантийный срок. Если начались проблемы, вы можете обратиться с требованиями их устранить:

  • В течение минимум 12 месяцев на кузовные работы и работы с краской;
  • В течение минимум 6 месяцев на другие проблемы.

Как страховая может в определенных случаях требовать доплаты, так и вы можете вступить в противоборство со страховой компанией.

Обратите внимание, если страховая компания допустила нарушения в процессе восстановления автомобиля, в порядке претензионной работы с владельцем авто или в других юридически важных аспектах, то требования компании можно оспорить.

Обращайтесь к профессиональным юристам за консультацией – после предварительного анализа и уточнения деталей специалисты Хонеста подскажут, стоит ли пытаться бороться со страховой или же их действия законны.

Чем поможет экспертиза

Техническая экспертиза поможет аргументированно общаться со страховой компанией, договариваться и даже требовать компенсации в большем объеме. Заказывают такую экспертизу, когда не согласны с расчетами страховщиков.

Процесс довольно простой и не требует от автовладельца особых усилий. Нужно:

  • Выбрать экспертную организацию – специалисты должны быть с сертификатами и репутацией в профессиональном сообществе.
  • Созвониться, провести предварительную беседу, уточнить ответы на вопросы консультантов.
  • Договориться об осмотре автомобиля.
  • Вместе с экспертом приехать на прием автомобиля у СТОА.
  • Эксперт осмотрит ТС и даст заключение о качестве ремонта.
  • Если эксперт выявит какие-либо нарушения - не подписывать акт приема, заключение эксперта приложить к претензии по качеству ремонта.

Выданное экспертом заключение имеет юридическую силу, если дело дойдет до суда.

Стоимость услуги - 5 000 рублей.

Чтобы забронировать время или получить бесплатную консультацию наших экспертов, позвоните в Хонест.

Хотите пройти тест по материалам статьи после ее прочтения?

Да Нет

Обязательное автострахование надежным щитом прикрывает гражданскую ответственность участников дорожного движения. Даже став виновником аварии, держатель полиса ОСАГО спит спокойно, ведь ущерб пострадавшей стороне выплачивает страховая компания.

Какое же удивление он испытывает, когда по прошествии нескольких лет после ДТП получает от страховщика требование о возмещении ущерба.

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ действительно дает право страховой компании выдвигать регрессные требования с целью взыскать с виновника ДТП убытки, которые у нее возникли в процессе возмещения ущерба пострадавшей в аварии стороне. Однако положения статьи 14 этого закона устанавливают четкий перечень случаев, когда выдвижение такого требования возможно. Основанием для регресса по ОСАГО может стать доказанный факт того, что виновник дорожно-транспортного происшествия:

  • умышленно допустил наезд на пешехода или порчу имущества другого участника движения;
  • водитель находился под воздействием алкоголя, наркотических или психотропных средств;
  • скрылся с места дорожно-транспортного происшествия;
  • не имел право управлять автомобилем, поскольку у него нет полиса ОСАГО, отсутствует водительское удостоверение или он не включен в список водителей данного транспортного средства;
  • осуществлял перевозку пассажиров в качестве такси, не имея действующего талона ТО.

Получается, что при регрессе страховая компания взыскивает убытки с собственного клиента, который в результате нарушения им требований ПДД и КоАП допустил возникновение аварийной ситуации, повлекшей страховые выплаты в пользу пострадавшей стороны.


Кроме того, страховая компания имеет право требовать возмещение убытков от виновника аварии, реализуя свое право на суброгацию после оплаты урона держателю полиса КАСКО. Если в результате аварии страховщик компенсировал по программе КАСКО стоимость ремонта обеих пострадавших машин, он получает возможность взыскать свои убытки с виновника аварии.

Если же третьей стороны в происшествии нет, а держатель полиса КАСКО сам наехал во дворе на бордюр, поцарапав собственный автомобиль, страховщик после осуществления выплаты не имеет права требовать от него компенсации расходов.

Что делать, если СК требует возмещения ущерба

Как правило, страховые компании не спешат выдвигать претензии в адрес виновника аварии по «горячим» следам. Пользуясь тем, что Гражданский кодекс устанавливает срок исковой давности, равный трем годам, чаще всего они формируют претензию по истечении как минимум 2-2,5 лет после дорожного инцидента.


Делается это намерено, ведь за несколько лет шансы, что документы по давнишнему происшествию будут либо утеряны его участниками, либо выброшены за ненадобностью, многократно увеличиваются. А без документов оспорить претензии от страховой компании или доказать собственную невиновность в происшествии достаточно сложно.

Что же делать, если страховая компания требует возместить компенсированный ею ущерб за ДТП? Если пришло письмо с претензией, не стоит паниковать, мучиться воспоминаниями об инциденте, корить себя за беспечность, а также мгновенно соглашаться на все обозначенные в нем условия и прикидывать, с каких доходов и в какой срок возможно погасить все выдвинутые денежные требования. Полученная претензия является поводом разобраться с возникшей неожиданной и неприятной ситуацией.

Специалисты утверждают, что помощь опытного автоюриста может помочь:

  • оспорить законность полученной претензии;
  • значительно снизить размер выплаты;
  • доказать собственную невиновность в давно минувшем происшествии.

Оспаривание вины

Иногда страховщики требуют вернуть средства того участника происшествия, который был по факту не виновной, а потерпевшей стороной. Причиной такой ошибки может стать неправильная трактовка данных из протокола о ДТП. В подобной ситуации доказывать свою невиновность предстоит в суде.

Страховщики, направляя письмо о возврате денег, ссылаются на данные справки об аварии, выданной инспекторами ГИБДД.


Большое значение имеют и данные протокола об административном правонарушении, в котором указано лицо, признанное виновным в транспортном инциденте. Но чаще всего вина в дорожном происшествии является обоюдной для его участников, и опытные юристы способны доказать частичную вину своего подзащитного или вовсе добиться признания его невиновным в аварии.

Снижение размера ущерба

Сумма убытков, которая указывается в претензии, может быть существенно завышена. Страховщики не брезгуют применением следующих приемов:

  • завышение стоимости нормо-часа для восстановительных работ;
  • использование в расчетах стоимости запчастей по ценам официального дилера и без учета их естественного износа;
  • несоответствие представленного перечня повреждений автомобиля тому, который указан в справке о ДТП;
  • включение в калькуляцию «лишних» деталей;
  • начисление пени.

Чтобы установить истину, следует:

  • внимательно изучить все документы, на которые ссылается страховая компания;
  • в случае необходимости заказать независимую экспертизу;
  • если есть сомнения в реальности размера компенсации, которую рассчитал страховщик, потребовать произвести перерасчет затрат.

В результате предпринятых мер сумма, которую требовала страховая компания, может существенно уменьшиться.

Оспаривание законности

Получив от страховщиков требования о выплате, в первую очередь необходимо проверить, не истек ли срок давности, отведенный законом на выставление претензионных требований. При этом нужно иметь в виду, что срок по регрессивному требованию исчисляется со дня происшествия, а в случае суброгации – от даты осуществления страховой выплаты.

Если срок давности не прошел, можно (в случае несогласия с полученными требованиями) постараться доказать свои права в ходе досудебного или судебного разбирательства.

Досудебное разбирательство

Действующее законодательство предусматривает проведение процедуры досудебного разбирательства, которое предшествует подаче гражданского иска непосредственно в суд.


Теперь первым шагом на пути к решению спорного вопроса мирным путем является выдвижение досудебной претензии. Если сторонам удается прийти к соглашению, они могут существенно сэкономить собственное время и деньги, отказавшись от дорогостоящего и длительного судебного производства.

Как правило, страховщики выставляют досудебную претензию в рамках суброгации по КАСКО. Ведь регрессные требования по ОСАГО могут быть направлены виновнику происшествия только в том случае, если вина его доказана судом.

Как оформляется досудебная претензия

Нередки случаи, когда страховщик не утруждался сбором доказательств, и требование от него приходило адресату в виде письма, в котором содержались:


  • краткие сведения об инциденте;
  • финансовые претензии к лицу, по вине которой произошла авария, приведшая к компенсации ущерба;
  • ссылки на законодательные акты;
  • требуемая к выплате сумма.

Форма досудебной претензии действительно не утверждена законом, поэтому инициатор имеет право составить ее в произвольной форме. Однако получатель должен знать, что подобный документ не будет являться законным, если он не содержит ряд обязательных разделов и сведений, а также если к нему не приложены документальные подтверждения указанных сведений и выставленных требований.

Правильно составленный досудебный документ должен содержать:

  1. Персональные данные адресата.
  2. Подробные сведения об аварии.
  3. Заключения экспертов.
  4. Сведения, которые сообщили свидетели.
  5. Сумму, требуемую к выплате.
  6. Наименование и контактные данные страховой компании.
  7. Срок рассмотрения претензии.
  8. Ссылки на нормативные акты.

В качестве подтверждения заявленных сведений страховщик в обязательном порядке должен приложить к претензии:

  • расчет суммы возмещенного потерпевшей стороне вреда;
  • акт независимого эксперта с приложенными фотографиями места происшествия;
  • подтверждение факта осуществления страховой выплаты;
  • справка о дорожном происшествии из ГИБДД;
  • постановление об имевшем место административном правонарушении;
  • копии страхового полиса и ПТС пострадавшего автомобиля;
  • справка, подтверждающая возникновение страхового случая.

Почему не стоит соглашаться на суброгацию

Чаще всего на рассмотрение претензии в рамках суброгации отводится 30 дней. В редких случаях безоговорочного согласия с выдвинутыми требованиями получатель имеет возможность договориться о рассрочке выплаты. Если же адресат не соглашается с суброгацией в безусловном порядке и платить по ней деньги не намерен, ему предстоит заручиться поддержкой адвоката и ждать вызова в суд.


Специалисты рекомендуют идти по второму пути. Однако не стоит ждать суда, сложа руки. Ответчику необходимо провести полноценную досудебную подготовку, которая поможет впоследствии доказать собственную невиновность либо существенно снизить заявленную в требовании сумму возврата. За отведенное время он может, изучив предоставленные документы, скорректировать размер ущерба, найти свидетелей, готовых дать показания в суде в пользу его невиновности, обнаружить несоответствие составленных по факту ДТП документов требованиям действующего законодательства.

Практика показывает, что чаще всего страховая требует возместить ущерб по суброгации, завышая свои требования практически на четверть от реальных сумм. Поэтому вовсе не следует безоговорочно сдаваться на милость страховщика. Борьба за собственные права способна существенно облегчить участнику аварии финансовое бремя выплат или даже полностью избавить от него.

Страховая обязана возместить нанесенный ущерб пострадавшей стороне, причиненный её клиентом. Причем касается это не только того ущерба, который причинен материалам или конструкции ТС. К ущербу также причисляется сумма расходов на лечение, уход либо погребение (в летальных случаях). К чему мы это ведем? А к тому, что в определенной части (как правило, меньшей) всех страховых случаев, компания после выплат потерпевшей стороне, будет требовать возмещения затрат с виновника в судебном порядке. Это и называется регресс ОСАГО (статья 14, часть 1, закона Об ОСАГО и ст.1081 п.1 ГК РФ).

Регресс по ОСАГО

Если найти хорошего юриста (без него вам будет сложно защищать себя), то есть вероятность, что он сможет найти определенные несоответствия в деле и таким образом, избавит вас от выплаты регресса или хотя бы снизит сумму.

По законодательству (статья 14 закона «Об ОСАГО»), страховая имеет право требовать возмещения, действуя по следующей «схеме»:

Провести оценочные экспертизы (это обязательно, в противном случае, если страховая направит ТС на ремонт, без предварительной экспертизы, оценки, то у виновника появится возможность в принципе обжаловать регресс, из-за невозможности подтверждения действительного ущерба), выплатить всю сумму потерпевшей стороне.

После этого, страховая направляет претензию (заказным письмом, под роспись) виновнику, где указывается сумма ущерба, которую необходимо погасить в досудебном порядке. Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, страховая подает регрессивное исковое заявление в суд, на виновную сторону. И если, все положения истцом были учтены, заявление будет рассмотрено судом.

После вынесения решения, виновнику предоставляется установленный законом срок для добровольного погашения долга. В противном случае, если в указанный период, сумма возмещения не была возвращена, за дело берутся приставы.

Как правило, суд удовлетворяет иски от страховых компаний

Виновнику следует помнить, что пункт о проведении экспертизы и выплата компенсации потерпевшим, обязательные. В противном случае, суд может отказать в регрессе.

На сегодняшний день страховые суммы составляют:

При имущественном вреде - 400 000 руб.

Вред жизни, здоровью - 500 000 руб.

Кстати, у виновника есть возможность обратиться со встречным иском, если он не согласен с назначенной суммой возмещения. Особенно это касается тех случаев, когда пропускались заседания, и виновная сторона узнавала о решении только из судебного уведомления. В качестве доказательств того, что назначенная сумма не соответствует реальным затратам, виновник должен предоставить результаты независимых экспертиз или например получить доказательства реальной выплаты страховой потерпевшей стороне.

Кроме того, помимо суммы непосредственного ущерба, страховая вправе требовать компенсацию на проведения экспертиз, судебных издержек.

Когда страховая требует возврата денег?

Существует немало причин, когда страховая компания вправе потребовать регрессивного возмещения затрат (статья 14 закона об ОСАГО). Итак:

Водитель управлял чужим ТС, при этом, не имея никаких разрешающих документов на этот автомобиль.

ВУ виновника было или его вовсе не было.

Водитель виновник с места ДТП.

ДТП было совершено в момент нахождения виновника в состоянии наркотического, медицинского (снотворным), опиатного или другого вида опьянения.

Виновник не был вписан в страховой полис.

Страховка просрочена.

Умышленное совершение или провоцирование аварии.

Не уведомление страховой о ДТП. При оформлении протокола с участием полицейских или «европротокола», дается рабочих 5 дней для предоставления сведений в свою страховую. Отсутствие переданных сведений означает право компании требовать регресс.

Не предоставили автомобиль на осмотр или экспертизу.

Просрочена . Это касается водителей легковых такси, автобусов, грузовых автомобилей, в том числе переоборудованных под перевозку пассажиров (более восьми мест).

Предоставления недостоверных сведений при оформлении страховки, для уменьшения страховой премии (действует с 01.01.17).

В целом, прежде чем подписывать договор страхования, следует очень внимательно изучить весь пункты. Потому что, основанием для требования регресса может выступать только наличие каких-либо противозаконных действий. То есть это не касается тех случаев, когда ДТП были совершены случайно или неумышленно.

Можно ли избежать регресса?

Существует немало возможностей избежать оплаты регресса, причем законных. Итак:

1. Следите за сроком действия полиса, как понимаете, по его истечению с вас вправе потребовать компенсацию. Проверьте, вписаны ли вы в бланк полиса, где перечисляются водители для ТС (не касается тех случаев, когда полис неограниченный).

2. Не покидайте место ДТП.

3. Не ремонтируйте ТС до момента пока не наступит установленный срок или страховая не даст разрешения.

4. Следите за сроком действия диагностической карты.

6. Смогли доказать, что страховая отправила ТС на ремонт, без проведения предварительной экспертизы. В таком случае, не возможно достоверно просчитать реальные затраты. Сервис может брать завышенные цены на запчасти. Тогда, при участии хорошего юриста можно добиться вовсе отказа в регрессе.

7. Соблюдайте правила ПДД, в целом законодательство.

8. Кроме того, не стоит забывать, что в законе «Об ОСАГО» статья 14, пункт 2, речь идет и о том, что ответственным лицом становится и эксперт, выдавший диагностическую карту. То есть, если удастся доказать, что причиной ДТП стала неисправность ТС. Эксперт будет отвечать, если:

Выявлен дефект, о котором не сказано в диагностической карте, но он привел к аварии.

Дефект не был выявлен в момент осмотра ТС экспертом.

Заключение

В итоге хотелось бы сказать, что нужно придерживаться правил, законов, тогда вероятность возмещения по регрессу будет минимальной. Кроме того, каждый должен понимать, что срок давности по возмещению определяется законом (ГК РФ статья 966 ч. 2), поэтому по истечению давности, страховая не вправе требовать компенсации. К примеру, при нанесенном вреде здоровью, жизни, имуществу третьих лиц, срок исковой давности составляют не более трех лет .

Особенность в том, что срок действия рассчитывается не с момента ДТП, а с момента фактического перечисления потерпевшей стороне компенсации. Кроме того, СИД приостанавливается при подаче иска в суд.

Страховая компания, выплачивающая возмещение по ОСАГО, является коммерческой организацией, нацеленной на прибыль от оплат полисов и сведение расходов на возмещение до минимума. Когда есть основания перевести финансовые обязательства на виновника аварии, страховая требует возместить ущерб по ОСАГО в регрессном порядке. В каждой компании ежедневно возникают подобные ситуации взыскания, и если есть возможность, Росгосстрах, требует деньги за произошедшее ДТП с виновного лица в качестве регресса.

В каких случаях возможен регресс по ОСАГО

Согласно действующим правилам ОСАГО, установленным законом №40-ФЗ, СК при определенных обстоятельствах вправе требовать погашения ремонтных расходов по регрессным требованиям. В статье 14 ФЗ № 40 приводится список обстоятельств, когда можно требовать взыскания от виновного автомобилиста. К таким случаям относят:

  • допущение осознанного наезда на человека, нанесение имущественного ущерба вовлеченным в ДТП сторонам;
  • наличие алкоголя в крови виновного водителя, вождение под воздействием наркотиков и психотропных препаратов;
  • сокрытие с места аварии после столкновения;
  • отсутствие прав в момент нахождения за рулем, отсутствие полиса страховки в салоне авто.
  • использование машины в качестве такси без наличия соответствующего ТО.

Таким образом, выявив вышеуказанные обстоятельства, при ДТП страховщик взыскивает убытки со своего клиента как нарушителя, действия которого спровоцировали аварийную ситуацию.

Страховая требует возместить ущерб после ДТП: что делать?

Когда происходит ситуация, допускающая применение регрессного иска, многие СК предпочитают выждать срок, выдвигая финансовые требования в отношении виновника к окончанию срока исковой давности, т. е. спустя 2 с лишним года. Подобное поведение вызвано желанием повысить свои шансы на успех при рассмотрении дела в суде, ведь зачастую поднять информацию о ДТП, совершенном почти 3 года назад, довольно сложно, а многие документы, которые могли бы помочь в оспаривании претензий, могут быть испорчены или утеряны. Защитить себя в таком случае довольно сложно – требуется помощь опытного юриста, специализирующегося на автостраховании. Совместными усилиями разрабатываются меры по оспариванию претензии, снижению суммы, доказательству невиновности.

Оспариваем вину

В отдельных ситуациях регрессные требования выдвигаются в отношении потерпевшей стороны.


Подобные действия возможны в результате неправильной трактовки сведений о происшествии на дороге, описанных в составленном ГИБДД протоколе. Чтобы освободиться от необоснованных претензий, придется выстроить защиту для судебного разбирательства.

Страховые компании, формулируя претензии к невиновной стороне, опираются на информацию из переданных документов – извещения, протокола, составленного представителями Госавтоинспекции.

Для суда по установлению виновника приоритетное значение будет иметь утверждение из протокола о правонарушении, в котором назначают наказание по отношению к одному из водителей. Однако в большинстве случаев можно доказать, что события на дороге, повлекшие повреждения авто и последующие обращения за выплатами происходили при обоюдной вине автомобилистов. При наличии достаточных познаний в области страхования есть высокие шансы признать вину частичной либо обосновать перед судом непричастность водителя к ДТП.

Проверяем законность требования


Когда страховщик выдвигает регрессные требования, следует проверить на законность выдвинутых обвинений. В первую очередь, устанавливают срок, прошедший с момента возникновения права на регрессное требование. Если после аварии прошло более 3 лет, все действия автостраховщика с попыткой возврата средств, уплаченных при возмещении ремонта пострадавшего автомобиля, могут быть оспорены в связи с истечением периода, отведенного для иска.

Если компенсация требуется на основании суброгации, точкой отсчета трехлетнего срока исковой давности станет момент произведения выплаты. Данный факт необходимо учитывать при определении законности требований.

Снижаем размер регрессного иска

Не всегда суммы, указанные в исковых требованиях, соответствуют действительному ущербу. Завышение калькуляции часто практикуется в регрессных исках, в следующих ситуациях:

  • неверное определение оплаты нормо-часа, учитываемой при расчете страхового возмещения;
  • расходы на замененные в процессе ремонта детали рассчитаны по полной цене от дилеров, не включая возможное снижение стоимости через учет степени изношенности.
  • повреждения, указанные к ремонту страховщиком, превышают объем ущерб, установленный справкой из ГИБДД;
  • появление в смете расходов лишних запчастей;
  • применение пени в отношении водителя.

Чтобы провести работу по снижению стоимости иска, предстоит:

  • подвергнуть тщательному анализу документацию, которую упоминает в иске страховщик;
  • настоять на проведении независимой экспертизе;
  • при выявлении подозрительных расчетов в калькуляции возмещения, насчитанного СК, заявить о своих требованиях провести повторные вычисления.

Для обоснованного оспаривания необходимо тщательно анализировать каждое утверждение страховщика, проверить статьи расходов по каждому пункту. Особое внимание обращают на акт осмотра ТС и выполненную калькуляцию понесенных расходов. При определении законности исковых требований следует учитывать принятие в конце 2014 года единого стандарта проведения подсчетов суммы ущерба и ремонта. Новым регламентом обязаны пользоваться все эксперты, работающие в сфере автострахования.

Для составления калькуляции специалист по оценке обязан использовать установленные справочники, в которых есть информация о стоимости деталей, расходных материалов, а также услуг авторемонтных мастерских. Данные справочники утверждены РСА и приняты в использование всеми экспертными бюро на территории России.

После внимательного изучения расходных статей, следует проверить учет износа в калькуляции, представленной к регрессному иску. В результате проведенной работы, сумма к возмещению может быть значительно снижена.

Досудебное разбирательство

Перед тем, как обращаться в суд, СК обязана провести досудебные мероприятия в отношении установленного виновного. Между тем, иск не может быть принят на рассмотрение, если не проведена работа по взысканию расходов до обращения в суд.

Часто возникают ситуации, когда СК, не разобравшись в деталях страхового случая, высылает досудебную претензию. Письмо, в котором страховщик требует компенсировать понесенные расходы, не имеет унифицированной формы, однако обязано содержать следующие пункты:

  1. Данные получателя требований по регрессу.
  2. Детальная информация об аварии.
  3. Заключение экспертизы.
  4. Свидетельские показания.
  5. Размер взыскиваемой компенсации.
  6. Данные и реквизиты для перечисления от СК.
  7. Отведенный срок для выполнения требований.
  8. Законодательные ссылки, которыми руководствовался страховщик, выдвигая претензию к водителю.

К документу должен прилагаться список доказательств, на которые опирался страховщик при выставлении претензий:

  • калькуляция ремонтных расходов и закупки деталей;
  • акт экспертизы с фото с места ДТП;
  • финансовые документы о произведенных расчетах;
  • справка Госавтоинспекции;
  • выписанное ГИБДД постановление о правонарушении;
  • ксерокопия страховки и документы на автомобиль, отремонтированный за счет компании;
  • документ о признании случая страховым (соответствующий акт, подготовленный силами СК).

Водитель, в отношении которого взыскивается сумма компенсации, должен получить документ, составленный юридически грамотно, с подтверждениями в виде документальных приложений. На практике СК часто высылает упрощенный вариант письма, без представления доказательной базы, с указанием лишь основным обстоятельств дела:

  1. Краткие данные о происшествии.
  2. Сумма, подлежащая взысканию.
  3. Статьи законов, позволяющие требовать в регрессном порядке.

Подобный документ оформлен с нарушениями процедуры досудебного урегулирования, поэтому не может быть признан законным основанием для признания досудебной процедуры состоявшейся.

Судебная практика по делам

Защищать права автомобилисту спустя много времени после ДТП довольно сложно – нет достаточных познаний и опыта в соблюдении норм гражданско-процессуального законодательства. Однако полностью передоверить право на выступление в суде и подачу обращения через своего представителя не стоит.

В интересах автомобилиста внимательно следить за ходом разбирательства, принимать участие в рассмотрении дела судьей. Не следует исключать тот факт, что суд, в отсутствие обвиняемого, может удовлетворить исковые требования СК в полном объеме, посчитав доводы страховщика основательными.


Добиться вынесения справедливого решения без работы опытного юриста довольно сложно. Не следует экономить на услугах специалиста в области защиты прав автомобилистов, так как в его основные задачи входит полное снятие обвинений или сведение исковых требований к минимуму. Более того, в случае рассмотрения дела в пользу обвиняемого, расходы на адвоката могут быть взысканы с истца. А в случае удовлетворения иска компании, следует помнить об успешной практике дальнейшего обжалования вынесенных ранее постановлений.

Как избежать регресса?

Получать регрессные требования – дело малоприятное. Гораздо проще не допускать нарушений, чтобы исключить возможность проигрыша в суде. Садясь за руль, автомобилист обязан соблюдать действующие Правила (ПДД) и другие нормы закона, действующие для всех граждан РФ.

Исключить риск регрессных требований помогут следующие рекомендации:

  1. Если водитель перед поездкой принял алкогольные напитки, следует забыть о передвижении на собственном авто. Проще вызвать такси, избавив себя от риска стать виновником ДТП.
  2. Водитель обязан быть внимательным в процессе эксплуатации автомобиля, учитывая повышенный риск на дороге. Следует помнить, что на улицах хватает «специалистов», провоцирующих ДТП для того, чтобы затем требовать компенсации.
  3. Если срок страховки истек, следует ехать в СК или оформить полис онлайн, чем кататься за рулем без какой-либо защиты на случай аварии.
  4. Когда используется специализированный автотранспорт (сюда относят и такси, автобусы, грузовики), важно следить за своевременным прохождением регулярного ТО.
  5. Если водитель садится за руль не своей автомашины, лучше еще раз проверить, вписан ли человек в страховку, чем потом компенсировать расходы пострадавших в ДТП автомобилей.
  6. В момент ДТП ни при каких обстоятельствах не стоит покидать место аварии, если нет острой потребности в транспортировке пострадавших. Необходимо дождаться приезда представителей ГИБДД и внимательно следить за составлением протокола и фиксацией обстоятельств аварии.
  7. Уведомлять виновник аварии страховщика должен лишь в одном случае – при составлении европротокола. Срок обращения – 5 дней.

Регрессные иски сложны при отстаивании своих прав, прежде всего, в силу давности случая. Так как при оформлении исков часто происходят нарушения в процедуре, а размер компенсации довольно значителен, не рекомендуется заниматься защитой на суде самостоятельно. Привлечение автоюриста поможет решить вопросы с СК с наименьшими потерями.

Страховая требует деньги с Вас?

Страховая требует деньги с ВАС


Несколько лет назад Вы попали в ДТП и были признаны виновным!!!

Машина пострадавшего была разбита не сильно.

Вы уже успели забыть эти печальные события.

И вдруг сейчас оказывается, что ремонт пострадавшей машины составил 200000 рублей и с Вас требует страховая компания 80000 рублей, не покрытых страховкой по ОСАГО (120000).

Что делать?

При возникновении описанной выше ситуации принесите предъявленные Вам страховой компанией документы, наши юристы бесплатно оценят юридическую перспективу Вашего дела, а наши эксперты бесплатно проверят, объективны ли расчёты стоимости ремонта повреждённого автомобиля.

В соответствии с п.1 ст. 965 Гражданского кодекса РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Что это значит?

Приведем пример.

В результате ДТП, в котором Вы были признаны виновным, был поврежден автомобиль, застрахованный по КАСКО. Казалось бы, все в порядке, вы ремонтируете свой автомобиль, а потерпевший ремонтирует свой за счет страховой компании, с которой у него договор. И ни у кого никаких претензий.

Проходит год, иногда два и Вы получаете по почте требование (а иногда сразу исковое заявление) о возмещении вреда/ущерба в порядке суброгации. В указанном требовании Вам будет разъяснено, что страховая компания потерпевшего оплатила ремонт его автомобиля. Стоимость восстановительного ремонта составила, предположим, 300 000 рублей (в практике нашей компании суммы бывали и значительно больше). Дальше будет указано, что Ваша страховая компания по ОСАГО выплатила страховое возмещение в пределах лимита ответственности. А именно 120 000 рублей, и, таким образом, Вы должны страховой компании 180 000 рублей, и если вы не погасите задолженность в течение 10 - 20 дней, страховая компания взыщет с Вас эти деньги через суд, а кроме них еще и судебные издержки и пени.

Злость? Паника?

Как бороться с огромной страховой компанией со штатом юристов в 30 человек?

И основной вопрос - что делать?

На самом деле ответ очевиден - необходимо обратиться к нам и ни в коем случае не платить.

Даже при очевидной, с первого взгляда, правоте страховой компании (деньги то они действительно заплатили, и именно в такой сумме) есть огромное количество вариантов если не полностью отбиться от требований страховой компании, то уменьшить её претензии в несколько раз.

В суде можно поставить под сомнение абсолютно все доказательства представленные Истцом (страховой компанией) начиная от виновности в ДТП и заканчивая необходимостью ремонта некоторых элементов автомобиля потерпевшего. В ходе судебного процесса может возникнуть необходимость в назначении автотехнической, трасологической и автотовароведческой экспертизы.

Естественно, что такую работу необходимо поручить специалисту, четко понимающему как необходимо действовать.

С уважением, коллектив Агентства Профессиональных Автоюристов.

Поделиться