Политическая реформа правления гайдара. Андрей Нечаев. Реформы Гайдара: Мифы и реальность. В какой ситуации находилась страна до реформ

Страница 4 из 28


«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы

Главным идеологом нового правительственного курса и первым вице-премьером, а также министром экономики и финансов был Е. Гайдар, в июне 1992 г. Указом Президента Б. Ельцина на него возложили обязанности Председателя Правительства России. Наряду с Е. Гайдаром в разработке и осуществлении программы радикальных реформ, основанной на западной модели развития, активное участие принимали А. Шохин, назначенный вице-премьером по социальным вопросам, А. Чубайс – председатель Комитета по управлению государственным имуществом,
П. Авен – министр внешнеэкономических связей, В. Лопухин – министр топливной промышленности и энергетики, В. Машиц – председатель Комитета по экономическому сотрудничеству со странами СНГ и др. Особенность этого «правительства реформ» состояла в том, что почти никто из новых министров не имел практического опыта государственного управления и хозяйственного руководства. Новое правительство отдало приоритет задачам перехода экономики к рыночным методам хозяйствования. Его важнейшие мероприятия предусматривали либерализацию цен на основную часть товаров и услуг; либерализацию внешней торговли как одного из важнейших средств наполнения рынка товарами и продвижения к открытой экономике; финансовую стабилизацию – подавление инфляции, ужесточение кредитной, денежной и финансовой политики, укрепление курса национальной валюты; радикальные структурные реформы – приватизацию , форсирование банкротства нерентабельных производств и ряд других.

Либерализация цен – это частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. Либерализация внешней торговли – это снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Приватизация - передача в частную собственность государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций и др.) за плату или безвозмездно.

Эти преобразования, осуществляемые в народном хозяйстве правительством Е. Гайдара до декабря 1992 г., в научной и исторической литературе получили название «гайдаровские реформы».

С самого начала реформаторы отказались от разработки и проведения в жизнь т.н. «мягкой» концепции рыночных преобразований, в отличие от бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы и Китая они стали на путь, который предусматривал проведение жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики без осуществления контроля над ценами и доходами.

Реформы изначально носили конфликтный характер. Они были направлены на выход из социально-экономического кризиса страны, но путем быстрого и радикального изменения всей прежней системы хозяйствования.

Экономические реформы Е. Гайдара проводились при пустой казне, в условиях отсутствия минимального консенсуса в обществе относительно самих реформ и соответствующего «баланса» между законодательной и исполнительной властями. Это приводило к трениям и постоянным конфликтам, что тормозило последовательное осуществление намеченных мероприятий. Консенсус - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Кроме того, допускались ошибки в проведении самой реформы, имели место недооценка объективных факторов экономического развития и преувеличение стихийных, рыночных механизмов регулирования экономики. В области экономической политики приоритет отдавался выбору общей стратегии проведения реформ в ущерб разработке тактики и выработке конкретных механизмов осуществления принимаемых решений.

Правительство, приступавшее к реформированию российской экономики, было уверено и в том, что цена реформ не станет слишком высокой, и россиянам «хуже и трудно» будет примерно полгода. «Нам будет трудно, - заявил Б. Ельцин 30 декабря 1991 г., - но этот период не будет длинным. Речь идет о 6-8 месяцах». Он обещал достижение стабилизации экономики и постепенное улучшение жизни людей к осени 1992 г.

В первоначальных мероприятиях правительства Е.Гайдара и выбранного им варианта реформ, имевшего тяжелые последствия для благосостояния населения, выделяют три этапа.

Первый этап, рассчитанный на один-полтора года – либерализационный. Он начинался в январе 1992 г., все решения, принятые в этот период по стабилизации экономики, можно отнести к решениям ортодоксального характера, поскольку государство устранялось от регулирования процесса производства и цен. На этом этапе предполагалось быстро осуществить либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также приватизацию, способную обеспечить конкурентную среду на рынке и создать многомиллионный слой собственников.

Второй этап, охватывавший период в два года, - стабилизационный. Предполагалось, что на этом этапе прекратится спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется курс национальной валюты, повысится социально-экономический уровень жизни населения.

Третий этап, рассчитанный до конца 1995 г., - инвестиционный. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением финансовой стабилизации.

В целях осуществления «шоковых» реформ правительство разрабатывало на основе соответствующих Указов Президента конкретные программы. Среди них: «Программа углубления реформ» (июль 1992 г.); «Трехлетний план реформ», составленный правительством в конце 1992 г. с таким расчетом, чтобы его можно было реально контролировать и ежегодно обновлять; программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики на 1993-1995 гг.» (август 1993 г.) и другие. Все они включали ряд мер в духе «шоковой терапии», ориентировали на создание рыночных механизмов, развитие конкуренции и предпринимательства.

Однако программы «шоковой терапии», включавшие в себя меры рыночного характера, в том виде, как они изначально намечались правительством Е. Гайдара, осуществлялись до декабря 1992 г. 12 декабря того же года Седьмой съезд Народных депутатов России отправил в отставку и.о. премьер-министра Е. Гайдара. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В. Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено. Политика «шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы.

Таким образом, из вышеизложенного следует: во-первых, одним из важнейших условий становления новой экономической системы в России была политика «шоковой терапии»; во-вторых, правительство Е. Гайдара пошло на радикальный вариант экономических реформ, жесткую модель рыночных преобразований; в-третьих, основными направлениями «гайдаровских реформ» стали: либерализация цен , либерализация внешнеэкономической деятельности , приватизация, жесткая монетарная и финансовая политика.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс

О пользе и вреде от его работы и о его наследии. В дни прощания с реформатором многие заметили резкий дисбаланс между елеем, который лился в его адрес с экранов телевизоров от высшего руководства страны, и проклятиями, сыпавшимися на интернет-форумах по его же адресу от рядовых «подопытных» этих реформ.

Новую вспышку дискуссий в обществе вызвало недавнее письмо действующего и бывшего мэров Москвы Юрия Лужкова и Гавриила Попова, опубликованное в одной из тиражных газет столицы и негативно оценивающее результаты гайдаровских реформ в России после распада СССР. В ответ соратники Гайдара, в частности Анатолий Чубайс, выразили свое резкое неудовольствие по поводу совместного творчества бывшего и нынешнего градоначальников, обвинив их даже в зависти к покойному и призвав сторонников установить в Москве ему памятник.

Сегодня, спустя два десятилетия, зарю истории российского либерализма уже мало кто помнит, а выросшее целое поколение 17-20-летних и вовсе ничего о ней толком не знает. А общие эмоциональные фразы, которыми время от времени «перестреливаются» многочисленные противники и малочисленные сторонники тех либеральных реформ конца 1990-х, не вносят ясности в их суть.

Что же произошло в России почти 20 лет назад в сфере экономики? В конце 1991 года новое российское правительство демократической направленности, яркими представителями которого стали Гайдар и Чубайс, объявило о полномасштабной экономической реформе, основанной на неоклассических и монетаристских экономических концепциях, разработанных в США школой Сакса-Фридмана и получивших название «шоковой терапии». Они ориентировались на опыт достаточно успешных консервативно-либеральных преобразований, проводимых Рональдом Рейганом в США и Маргарет Тэтчер - в Великобритании. Однако к началу 1990-х годов, когда российская школа молодых экономистов была увлечена монетаристской теорией, на Западе она себя уже практически исчерпала. Следует отметить важную деталь: консервативно-либеральные реформы, проведенные в 1980-х годах в ведущих западных странах, были приняты обществом. Они не сопровождались ломкой сложившихся норм, устоев и традиций, имели мягкий эволюционный характер.

Однако методы, которыми воспользовались молодые реформаторы России во главе с Егором Гайдаром, не учитывали специфику российской экономики и не отвечали интересам большинства. Как отмечали и отмечают многие ведущие экономисты, рецепты реформирования, полученные от таких консультантов, как Джеффри Сакс, может быть, и пригодились бы для Колумбии, Нигерии или Туниса, но не для мощной индустриальной системы с высоким творческим и научно-техническим потенциалом, какой на самом деле была советская милитаризированная экономика. Поэтому новаторам следовало бы не отрицать все, что было создано ранее, а использовать позитивные элементы для реформирования системы, как это сделали, например, Китай и Вьетнам.

Гайдаровско-чубайсовские консервативно-либеральные реформы в России основывались на нескольких краеугольных акциях. Это, прежде всего, либерализация цен, которая «ограбила» граждан, предприятия, организации, обесценив все их накопления. Затем - приватизация предприятий промышленности и сферы услуг. И в связи с этим - так называемая «ваучеризация», т.е. попытка разделить все основные фонды страны между всеми ее гражданами. (Старшее поколение помнит обещания Анатолия Чубайса за один ваучер получить три автомобиля «Волга».)

Эти реформы, основанные на монетаристской экономической концепции, слепо, механически наложенные на российскую ситуацию, привели в результате к самым печальным для России последствиям. И об этом свидетельствует статистика. Уже после шести лет «эксперимента века» ВВП России снизился на 42%. В два раза упало промышленное производство, число убыточных предприятий к 1 июня 1997 г. составило почти 50%, а доля импорта в товарообороте страны выросла до 51%.
Степень падения ВВП за первые 6-7 лет после «шокового» экономического похода превысила границы устойчивости макроэкономической системы страны. На 1997 год ВВП России составлял 6% от американского, 10% - от японского и 39% - от британского.

Очень быстро одним из главных итогов внедрения в народное хозяйство России «гайдарономики» - так оппозиция назвала реформы младореформаторов - стали взаимные неплатежи. На 1 декабря 1997 г. суммарная просроченная задолженность по обязательствам предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта составила 789,9 триллиона рублей (неденоминированных), что составляло 33% ВВП. Внутренняя и внешняя задолженность России в 1998 году составляла $200 миллиардов, то есть почти половину ВВП страны (!).

В человеческом измерении «шоковые» реформы уже через несколько лет после их начала выглядели просто удручающе. Буквально за 5-6 лет «нового порядка» произошла беспрецедентная деградация науки, образования, здравоохранения. В бюджете 1998 г. на науку были выделены микроскопические 2,2%, на образование - 3,5%, здравоохранение - 1,9% от суммы общих расходов. За первые годы реформ затраты на проведение научно-исследовательских работ снизились в 4 раза, их доля в ВВП составляла на 1998 г. всего 0,73% (!). Оплата труда в науке не достигала даже прожиточного минимума и составляла 54% от средней зарплаты в промышленности. Из-за бедственного положения за первые 6-8 лет «реформаторства» страну покинули около 200 тысяч не худших, востребованных на Западе, ученых и специалистов.

Стремительно теряло свое качество образование, как в средних школах, так и в вузах (его система при СССР считалась лучшей в мире - в том числе и из-за доступности). Кроме того, высшее образование быстрыми темпами стало дрейфовать в сторону платного. Да и в средней школе (и в детских садах) с родителей стали требовать заплатить почти за все, начиная с охраны.

Основательно было разрушено и бесплатное здравоохранение. На него в России в первые годы реформ выделялось в среднем всего 2,8% ВВП, а на одного человека расходовалось... $9 в год. Но и это было только на бумаге. Достаточно сказать, что в 1997 г., например, программы здравоохранения были профинансированы всего на 15% от запланированного.

Деградация системы охраны здоровья не могла не сказаться на самочувствии нации. В 1996 г. по сравнению с 1987-м (начало перестройки в СССР) смертность населения в России возросла на 34%. С 1992 по 1995 годы не вынесли «шоковых» экспериментов и умерли 2,7 миллиона человек, невосполнимые потери населения продолжаются до сих пор. Порог жизни российских мужчин опустился на 15-17, а женщин — на 7-10 лет ниже, чем в Западной Европе. По средней продолжительности жизни мужчин (57,6 года) Россия скатилась на 135-е место в мире, женщин - на 100-е. Это ниже, чем даже в большинстве африканских стран.

Детская смертность через несколько лет после начала гайдаровских реформ составила 16 детей на тысячу родившихся и доживших до года (в Японии, например, 5). Уже спустя 5-7 лет после внедрения «шокотерапии» только 10% российских школьников можно было считать здоровыми, 40% из них числились хронически больными (по данным Вячеслава Иванченко, д.э.н., Институт экономики РАН). Пролонгированный во времени результат бесчеловечной «терапии» таков: с 2000-го по 2005 гг. (отчет этого же института) число детей-инвалидов в России увеличилось на 155 тысяч и насчитывалось более 600 тысяч. Только 30% малышей рождались здоровыми.

По классификации Международной организации труда, в первые годы реформ численность безработных в России возросла с 3,6 миллиона человек в 1992 году до 6,7 миллиона в 1996-м. За первые пять-шесть лет реформ произошло также небывалое падение реальной заработной платы. Такой мизерной зарплаты (как и пенсии) не было (и нет) ни в одной из развитых промышленных стран мира. Разрыв в оплате труда директоров и рабочих достигал (и достигает) ста и более раз. А в нефтяной отрасли, если включить дивиденды, которые получал (и получает) топ-менеджмент, эти цифры — просто запредельные.

Результатом либеральных реформ стала массовая и хроническая невыплата зарплат: по состоянию на 1998 г. задолженность по ним составляла около 70 триллионов рублей (неденоминированных), на то время — около $11 миллиардов.

В 1997 году 65% населения по официальным данным, которые стыдливо замалчивались главными либералами страны, жили ниже или на уровне мизерного прожиточного минимума. Независимый эксперт профессор Татьяна Заславская утверждает, что в те труднейшие для страны годы 40% российского населения пребывало за чертой бедности и еще 36% - только немного выше нее. А 15 миллионов россиян и вовсе голодали.

И наряду с этим с 1992 г. стремительно росли траты новых «хозяев» жизни. Уже в 1996 г. суммарные расходы «новых русских» на личное потребление оценивались экспертами в $45 миллиардов. По сути, на то время это был весь бюджет огромной страны с почти 150-миллонным населением. И это было в несколько раз больше, чем расходы государства на оборонные нужды и армию в расчете на год.

Приведенная статистика свидетельствует: российский народ заплатил непомерную цену за счастье нескольких тысяч семей нуворишей, которые, ограбив его с помощью «знатоков» либеральной экономики, наслаждаются жизнью, захлебываясь напоказ в богатстве, покупая все новые и новые замки, яхты и футбольные клубы. Эти люди вполне могут быть довольны проведенной либеральной гайдаровской реформой в их шкурных интересах. Однако для миллионов рядовых «новых нищих» имя Гайдара и его коллег по шоковому эксперименту все еще остается как красный платок для быка на испанской корриде.

Алла Ярошинская

«Формы экономических систем» - Традиционная экономическая система. Ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с традициями. Необходимые условия для рыночной экономики: Функции рыночной системы. Функция ценообразования. Негативные стороны рыночной системы. Смешанная система. Обеспечение социального минимума, высокие гарантии социальной стабильности.

«Экономические системы» - Экономические системы- формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по: То же самое можно сказать и о выборе производимых благ и технологий. Создание общественных благ. Смешанная экономическая система. Ослабление внешних эффектов. Согласование экономической деятельности происходит с помощью планов (плановая экономика).

«Биография Гайдара» - Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел. Потом я стал писать. Пробегают паровозы – привет Мальчишу! Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Комбат А. Голиков. 1922 г. Пролетают летчики – привет Мальчишу! Кроссворд. А. ГАЙДАР. АВТОБИОГРАФИЯ. И поставили над могилой большой красный флаг.

«Электронное правительство в Евросоюзе» - Принципы организации ЭП. ЭП в Евросоюзе: проблема безопасности. Электронное правительство: опыт Евросоюза. Эл. администрация. Новые технологические решения. Что такое электронное правительство? Эл. демократия. Эл. администрация Эл. демократия. ЭП в Евросоюзе: основные тенденции. Особенности ситуации в Европе.

«Правительство Пензенской области» - По выполнению гособязательств по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов и инвалидов. По продвижению турпродукта туроператоров области. По консультативной помощи в сфере социального обслуживания. Правительство Пензенской области. Отдел реализации административной реформы. Стандартизация и регламентация.

«Аркадий Гайдар биография» - В тишине. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси. Диплом А. Гайдара – Почётного Гражданина города Арзамаса. Все ушли от Гайдара товарищи. 1941 год. Прогремел на север далёкий поезд. Аркадий Гайдар (Аркадий Петрович Голиков) (1904 - 1941). Дом, где жил А. Голиков перед уходом на фронт.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть "командой Гайдара". гайдар экономист министр председатель

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Дополнительные источники

  • 1. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.
  • 2. Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  • 3. Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

В ноябре 1991 года, после августовского путча и незадолго до окончательного распада Совесткого Союза, первый президент России Борис Ельцин искал человека, который сможет, в составе правительства страны, провести радикальные экономические реформы, покончив с плановой экономикой. Этим человеком оказался экономист Егор Гайдар. В год 25-летия начала работы правительства Ельцина-Гайдара «Лента.ру» вспоминает, как страну переводили на рельсы рыночной экономики.

Предпосылки реформ

К концу 1991 года в СССР сложилась безвыходная ситуация. Страна, только что пережившая попытку августовского государственного переворота (ГКЧП), была готова распасться на союзные республики. Причиной тому в немалой степени была экономическая ситуация, сложившаяся в Советском Союзе к началу 1990-х годов.

Низкие цены на нефть и изжившая себя плановая экономическая система, ориентированная на оборонный комплекс, поспособствовали тому, что к этому времени государство стало фактически банкротом. Зерно и другие товары первой необходимости частично закупалось за границей, существовал ужасный дефицит товаров народного потребления. Золотовалютный резерв практически иссяк, рубль был ничем не обеспечен. И если в крупных городах кризис не так сильно ощущался, то в глубинке складывалась катастрофическая ситуация.

Необходимость полномасштабных экономических реформ, а не постепенных мягких преобразований в то время была очевидна. Разные коллективы экономистов создавали свое видение будущей России. Наиболее известной из нереализованных программ является «500 дней» Григория Явлинского и Станислава Шаталина, основной особенностью которой была постепенная приватизация жилья и мелких предприятий, плюс осторожное акционирование крупных. Все это должно было происходить в рамках единой страны - СССР.

Но ГКЧП фактически поставил крест на новом союзном договоре между советскими республиками. Последний гвоздь в гроб Советского Союза был вбит 8 декабря 1991 года, когда главы России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В этой ситуации первый президент Российской Федерации Борис Ельцин сделал ставку на радикальную программу реформ экономиста Егора Гайдара. Гайдар, занимая должность Первого заместителя Председателя Правительства РФ, и занялся ее реализацией, начиная с января 1992 года.

Либерализация цен

В конце 1991 года желающих возглавить правительство России было немного, и поэтому Борис Ельцин решил сам встать во главе кабинета министров. Он понимал, что шансов на то, что население страны воспримет реформы положительно, практически нет, и, как авторитетная фигура, решил взять на себя груз ответственности. Несмотря на то, что народ адекватно оценивал сложившуюся в экономике страны ситуацию, подавляющее большинство было против либерализации цен, да и вообще всего, что могло ударить и так почти пустому карману.

Днем начала реализации программы Гайдара можно считать 2 января 1992 года, когда были отпущены цены (на все, кроме некоторые жизненно важные категории продуктов и услуг) и временно отменены пошлины на импорт, - Россия шагнула в рыночную экономику. Понятно, что шаг не пришелся на твердую поверхность - забрызгало всех. Только за один месяц цены в среднем поднялись в 3,5 раза. Но, благодаря этому и отмене пошлин, прилавки магазинов стали наполняться продуктами, пусть и очень малая часть населения могла их себе позволить.

Большая барахолка

Следующая веха - указ о свободе торговли, принятый в конце января. Страна превратилась в одну большую барахолку. Все торговали буквально всем, устанавливая цены на товар по собственному усмотрению.

Фиксированные цены на социально значимые категории продуктов (хлеб, молоко и другие) продержались недолго - их отпустили в мае 1992 года. Колхозы не хотели отпускать зерно за копейки - если все зарабатывают деньги, то почему нельзя им?

Внешних источников зерна не было, золотовалютные резервы были проедены еще до краха СССР, и закупать его было не на что. Помощь Запада запаздывала - только в июне 1992 года МВФ наконец-то выделил мизерный кредит России.

В стране набирала обороты инфляция. Происходило это не столько потому, что государство начало печатать деньги, а по причине того, что бывшие союзные республики, в то время находившиеся в общем рублевом пространстве, стремились выпустить как можно больше советских рублей, которые стекались в Россию.

Чем платить

Промышленность в этих условиях практически умирала. Качество советских товаров оставляло желать лучшего, и их мало кто покупал, но зарплату сотрудникам все равно надо было платить. Тогда правительство приняло решение о выделении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств. У людей появились деньги, которые они смогли тратить, и это тоже подхлестнуло рост цен. Впрочем, альтернативой было оставить людей вообще без возможности что-либо приобрести (зато цены бы не взлетели так сильно).

Интересно, что Гознак в то время не знал, кому он подчиняется: Гайдару, главе Верховного Совета Хасбулатову, или вообще советскому Министерству финансов, которое прекратило своей существование, но по закону имел в подчинении это ведомство. Хасбулатов вызвал Леонида Алексеева, руководителя Гознака, и устроил ему выволочку за то, что, мол, он печатает бумажки, из-за чего в стране инфляция. Из-за этого заказ правительства на выпуск денег крупного номинала для кредитования предприятий не был выполнен в срок, и многие их сотрудники остались без зарплаты.

Разумеется, население страны никак не могло быть довольно таким ходом дел. Однако самого худшего не произошло: массовый голод не наступил, электричество зимой отключать не пришлось, и к весне ситуация в экономике худо-бедно стабилизировалась.

Враг всех

Но этих трех месяцев вполне хватило парламентариям Верховного Совета и вице-президенту России Александру Руцкому, чтобы по их прошествии заявлять о необходимости отставке правительства и совершении коренного поворота в экономическом курсе страны. Рецепт процветания был прост: снизить налоги и цены, а зарплаты повысить - пункты, фактически, взаимоисключающие.

Гайдар и его команда отреагировали на такие заявления быстро - немедленным заявлением об отставке кабинета министров из-за невозможности взять на себя популистские обязательства, навязываемые Верховным Советом. Но это не удовлетворило депутатов - казалось бы, все так хотели, чтобы правительство ушло, но, видимо, брать реальную ответственность за происходящее в стране никто больше не хотел. В тот же день Верховный Совет одобрил проводимые реформы.

Впрочем, лоббисты иного экономического курса - в основном, бывшая советская номенклатура - начали сразу после Съезда давить на Ельцина, убеждая создать в правительстве блок в противовес гайдаровскому. Президент не стал этого делать и продолжал поддерживать преобразования, проводимые командой Гайдара, из-за чего эти люди начали распускать слухи о том, что Ельцин пляшет под дудку Запада, и конечный итог реформ - отдать страну на растерзание представителям иностранного капитала. Именно здесь и стоит искать истоки попытки захвата власти консервативными группами в октябре 1993 года.

Приватизируй это

Третий этап реформ - официальное начало приватизации, хотя неофициально она и так шла в стране еще с 1986 года - полная власть на предприятиях была отдана в руки директоров, развивалась так называемая кооперация (по сути - частный бизнес). В 1992 году Анатолий Чубайс объявил об издании приватизационных чеков - сертификату, который давал каждому гражданину право на часть государственной собственности.

На предприятиях ваучеры меняли на акции - всего трудовым коллективам было решено передавать 51 процент акций каждого завода или фабрики, чтобы трудящиеся стали их совладельцами. Но в реальности приватизационные чеки у финансово неграмотного населения скупали за бесценок все те же директора.

Ваучеры скупали у народа и инвестиционные фонды, которые, по идее, должны были их выгодно вложить и выплачивать дивиденды своим клиентам. Свежо предание - конечно же, приватизационные чеки продавались этими фондами заинтересованным в приобретении государственной недвижимости личностям.

Итоги

История правительства Гайдара-Ельцина закончилась в декабре 1992 года. Верховный Совет не утвердил его на посту премьер-министра страны. Говорят, что дело не столько в непопулярных реформах, а в том, что все его противники перед голосованием ходили к нему и требовали ввести в правительство своих людей, предлагали деньги. По этой версии отказ Гайдара играть по их правилам и привел к его отставке.

Оценки проведенных его правительством преобразований резко разнятся. Кто-то говорит, что альтернативы гайдаровским реформам не было. Другие утверждают, что именно он развалил великую страну или просто действовали слишком резко, в спешке. Тот же Григорий Явлинский, один из авторов «500 дней» впоследствии утверждал, что России вовсе не грозил голод - теневая экономика отлично работала, и катастрофы бы не произошло, если бы преобразования производились мерно, чинно, постепенно.

Есть и другая точка зрения. Сторонники политики Егора Гайдара уверены, что нужно учитывать не только экономическую, но и политическую ситуацию в стране: полный развал институтов, волнения граждан, неразбериха и анархия. Именно это, а не только угроза голода, по их мнению, представляло основную угрозу - постепенные реформы просто никто не стал бы терпеть. Так это, или нет, можно гадать вечно, но Егор Гайдар сделал свое дело и ушел. На его месте мог быть кто-то другой, с другими взглядами на проблему, но оказался именно он.

Поделиться