Методы обеспечения внешнеэкономической безопасности. Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономических связей (Теоретический аспект) Бородовская Марина Борисовна. Механизмы реализации внешнеэкономических интересов: проблемы выбора и совершенст

Диссертация

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидат экономических наук, Бородовская, Марина Борисовна

Введение.

Глава 1 Внешнеэкономические связи России: современный этап.

1. Внешнеэкономические связи как фактор экономического развития страны.

2. Внешняя торговля: тенденция развития.

3. Миграция капитала (инвестиции в Россию; бегство капитала из России).

4. Роль международных экономических организаций.

Глава 2. Национальная экономическая безопасность: внешнеэкономические параметры.

1. Внешнеэкономическая безопасность как важнейшая составляющая экономической безопасности.

2. Основные направления и показатели обеспечения внешнеэкономической безопасности России.

3. Внешнеэкономическая сфера России и обеспечение финансовой безопасности.

4. Взаимосвязь открытости страны и ее экономической безопасности.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономических связей"

В настоящее время Россия стоит на пути формирования качественно новой организации экономических отношений и связей, хозяйственных механизмов и институциональных структур. Включение России в общемировую систему хозяйствования - объективный процесс интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, необходимостью "открытия" западных рынков для отечественной продукции и повышения конкурентоспособности нашей индустрии. Именно потенциал этого повышения в контексте безальтернативности задачи реализации сравнительных преимуществ российской экономики, возможность развития конкурентоспособных производств национальной специализации Ч вот главная выгода, которую Россия получит от включения в мирохозяйтвенные процессы.

Вслед за трасформацией прежних социально-экономических отношений происходит эволюция взглядов на то, что представляет собой экономика как саморазвивающаяся система, какие задачи в области внешнеэкономических связей и экономической безопасности дожно решать государство и какими средствами.

Ситуация, сложившаяся ныне в отечественной экономике, обуславливает актуальность систематизации предварительных результатов экономического развития России на рубеже веков, позволяет сравнить место в мировой экономике, которое страна занимала ранее и занимает сегодня, оценить масштабы вовлеченности России в мирохозяйственные связи и степени ее безопасности.

В связи с этим важно выделить четыре основные направления, которые требуют наибольшего внимания в рамках исследования экономической безопасности.

Во-первых, внешняя торговля и ее влияние на экономическое развитие страны. Стало почти общепризнанным то, что внешнеэкономические связи выступают в качестве мощного усилителя тенденций развития. В условиях подъема эти связи усиливают благоприятную конъюнктуру, стимулируют технологический прогресс в стране, ведут к снижению издержек и улучшению качества выпускаемой продукции, содействуют прогрессивным изменениям в отраслевой структуре; в периоды спада и кризиса - наоборот, усугубляют экономические трудности.

Во-вторых, миграция капитала и проблема финансовой безопасности. Рассмотрение этой проблемы позволяет говорить о причинах, мотивах и последствиях бегства капиталов, а также исследовать количество и качество иностранных инвестиций, методы их привлечения и причины их низкого объема.

В-третьих, влияние участия в международных экономических организациях на развитие экономики страны. Экономические отношения России с разными регионами мира имеют свою специфику, особенно сегодня, вследствие перемен и в самой России, и во внешнем мире, а также то, что структурная адаптация к мировому хозяйству России происходит в значительно более сложных условиях, чем в западноевропейских или восточноазиатских государствах.

В-четвертых, взаимосвязь открытости страны и ее экономической безопасности. Современные факты говорят о том, что даже успешно развивающиеся и интегрирующиеся с мировым хозяйством страны очень рискуют, поностью открывая свою экономику для международных потоков капитала. Но это не означает призыв к замкнутости, а только лишь к оптимальному открытию экономики страны.

В отечественной экономической литературе в последнее время достаточно широко освещаются вопросы, связанные с внешнеэкономическими связями и экономической безопасностью. Традиционным является рассмотрение отдельных аспектов этих процессов, при этом, однако, не достигнута систематизация всех вопросов в единое взаимосвязанное целое.

Проблема исследования внешнеэкономических связей России и вопросов ее экономической безопасности подробно представлена в трудах по общим проблемам мирового хозяйства и вопросам безопасности отечественных авторов: Абакина JL, Аникина А., Васильевой Н., Глазьева С. Гусакова Н. Иларионова А., Киреева А., Олейникова Е., Ольсевича Ю. Попова В. Пороховского А., Сенчагова В., Сидоровича А. Фаминского И. Черковца О. Ясина Е. и др., а также зарубежных авторов: Линдерта П., Пебро М. Сакса Дж., Фишера С. и др."

В качестве основы для анализа и систематизации были привлечены официальные издания Госкомстата РФ, публикации в научных журналах, работы ведущих российских и западных экономистов. В исследовании были использованы официальные документы российского правительства, материалы и статистические данные Таможенного комитета, Банка России и других ведомств страны.

Предметом исследования является экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономических связей. При этом объектом исследования являются конкретные явления, выделенные для детального изучения в данной работе: внешняя торговля и ее влияние на экономическое развитие страны; миграция капитала и проблема финансовой безопасности; влияния участия в международных экономических организациях на развитие экономики России; взаимосвязь открытости страны и ее экономической безопасности.

Цель исследования заключается в анализе и систематизации общих тенденций функционирования внешней торговли, миграции капитала и их влияния на экономическую безопасность Российской Федерации.

Реализация цели исследования предусматривает решение следующих задач:

Изучить, обобщить и систематизировать основные подходы к проблемам внешнеэкономических связей России и экономической безопасности, имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе;

Выявить и проанализировать основные тенденции развития внешней торговли России и ее влияние на экономическую безопасность страны;

Установить значимость финансовой безопасности для стран с переходной экономикой;

Определить роль международных экономических организаций в развитии экономики страны;

Исследовать возможность формирования открытой экономики в условиях сохранения экономической безопасности страны.

Цель и задачи исследования предполагают применение диалектического метода, что позволяет систематизировать проблемы внешнеэкономических связей и экономической безопасности не только в данный момент, но и в развитии. В то же время в работе выпонен экономический анализ страновой специфики России в ведении внешней торговли, миграции капитала и их взаимосвязи с экономической безопасностью.

Теоретической базой исследования являются фундаментальные работы в области экономической теории, монографии и статьи отечественных и зарубежных ученых по методологическим, теоретическим и прикладным проблемам внешнеэкономических связей и экономической безопасности. В целях сравнительного анализа в работе широко использовались законодательные и нормативные документы, указы Президента РФ. постановления правительства РФ, Государственной Думы, министерств и ведомств РФ, Центрального Банка и других органов государственного управления Российской Федерации.

Информационной базой работы послужили справочно-стагистические материалы Госкомстата РФ, материалы периодической печати, аналитические отчеты.

В диссертации сделана попытка систематизировать разнообразные подходы развития экономической безопасности в сфере внешнеэкономических связей.

Научная новизна темы заключается в следующем:

1. Выявлены основные тенденции развития внешней торговли и ее влияния на экономическую безопасность страны, что позволяет говорить о важности внешнеэкономических связей в обеспечении безопасности страны. Определена тенденция к постепенному снижению доли сырья и материалов и увеличению доли машинотехнической продукции в экспорте России.

2. Установлена особая значимость финансовой безопасности для стран с переходной экономикой, выпонен сравнительный анализ взаимосвязи миграции капитала и финансовой безопасности в переходной экономике России. Выделены несколько основных причин низкого объема иностранных инвестиций в экономику России.

3. Проанализирована роль международных экономических организаций в развитии экономики страны и доказано весомое воздействие международных организаций на экономическое развитие России и на ее отношения с разными странами. Определены приоритетные страновые направления для России на современном этапе.

4. Исследована и теоретически обоснована противоречивость открытия экономики и укрепления ее экономической безопасности, особенно в странах с переходной экономикой.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов Мировая экономика, Международные экономические отношения, а также спецкурсов по вопросам экономической, финансовой и международной безопасности.

Основные положения работы докладывались на научно-практической конференции Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России на экономическом факультете Российского университета дружбы народов и были опубликованы в виде тезисов в материалах конференции в 1998 году; на кафедре экономической теории ИППК МГУ, где также были опубликованы две статьи в сборниках Проблемы переходной экономики - выпуски второй и третий; на кафедре Политической экономии Экономического факультета МГУ.

Концептуальные подходы и выводы исследования отражены в публикациях по теме диссертации, общим объемом 1,5 п.л.

Логика изложения материала в диссертационной работе обусловлена целью и задачами исследования. Она позволяет через призму анализа внешнеэкономических связей и экономической безопасности показать их взаимосвязь. Для этого было выделено четыре основных направления, которые анализировались в каждой из глав в соответствии с влиянием их на внешнеэкономические связи и экономическую безопасность страны. Особое влияние уделяется проблеме включения России в мирохозяйственные связи и влияние этого включения на экономическую безопасность страны.

Наступивший рубеж веков представляется хотя и несколько формальным, но весьма удобным поводом для того, чтобы подвести предварительные результаты экономического развития России в уходящем веке, сравнить место в мировой экономике, которое страна занимала столетие назад и занимает сегодня, оценить масштабы поистине огромных сдвигов, произошедших за это время, сформулировать важнейшие уроки.

Диссертация: заключение по теме "Экономическая теория", Бородовская, Марина Борисовна

Заключение

Радикальные экономические преобразования, кардинальные изменения геополитического положения России после распада СССР, формирование качественно новой основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, осуществление комплекса мер по выводу экономики из кризиса существенно усилили взаимосвязь выделенных автором направлений экономической безопасности в сфере внешнеэкономических связей.

Включение в мирохозяйственные процессы - это сложный и длительный процесс для каждой национальной экономики, в том числе российской, но он соответствует ведущим тенденциям мирового развития и национальным интересам.

По мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью. Это наглядно продемонстрировали не только финансовые кризисы вонами расходящиеся по всему миру, не взирая на уровень развития экономики страны, которую затрагивают, но и военные конфликты, захлестнувшие Европейский и Азиатский континенты в течение последних трех лег. Следует отметить, что военные действия часто являются определенной предпосыкой всплесков и падений котировок на фондовых и товарных биржах ведущих стран мира.

За понятием интернационализации хозяйственной жизни сегодня стоит эффективное функционирование многоуровневой мировой системы хозяйственных связей, объединяющей отдельные страны в мировой комплекс, в котором степень тесноты их хозяйственного взаимодействия находится в соответствии с достигнутым ими уровнем экономического прогресса. Исследование закономерностей формирования этих связей и перспектив их дальнейшего развития дает основание утверждать, что генеральной тенденцией мирового хозяйства является движение к экономическому сближению и объединению отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс.

В результате расширения мирохозяйственных связей изменяется общий объем ресурсов, которыми располагает страна, преобразуется их материально-вещественная форма, усиливаются возможности заимствования знаний.

Необходима выработка концепции экономической безопасности, которая опирается на высшие договременные национально-государственные интересы. В связи с этим она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая дожна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала.

При определении конкретных инструментов и механизмов обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать сформулированные выше угрозы экономической безопасности, а также принимать во внимание краткосрочный либо догосрочный характер действия этих угроз, возможности их предотвращения в настоящем периоде и не допущения в будущем, учитывая, чго Россия находится на пути формирования открытой экономики, либерализации внешней торговли.

В работе представлен анализ ряда современных тенденций в развитии внешнеэкономических связей и экономической безопасности. Необходимо подчеркнуть, что анализ основывася как на работах российских, так и зарубежных ученых, исследующих эту проблему на протяжении нескольких лет. а также на систематизации статистических данных, опубликованных официальными российскими и иностранными изданиями.

Выделенные автором современные тенденции свидетельствуют о том, что. не смотря на преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте, что, безусловно, является отражением реальных конкурентных преимуществ страны в международном разделении труда в последнее десятилетие. России начала выходить на международный рынок товаров и услуг с современной машинотехнической продукцией, готовыми изделиями и, конечно, высококлассными специалистами в прикладных и теоретических областях.

При разработке перспективной внешнеэкономической политики следует по-новому сформулировать импортную политику. Подход к импорту дожен быть дифференцированным в зависимости от народнохозяйственной и социальной значимости того или иного товара, необходим решительный курс на развитие импортозамещающих и жизненно важных производств по товарам, которые Россия может и дожна производить сама в достаточном количестве.

Высший дог государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и развитие, отразить возможные угрозы безопасности страны. При этом решающее значение имеет упреждение еще только зарождающихся опасностей, а не пассивное следование за событиями. Для того, чтобы реализовать подобный подход на практике необходимо четко определить систему индикаторов, или показателей экономической безопасности. Разработка системы таких индикаторов - один из важнейших инструментов политики обеспечения экономической безопасности страны.

Проблема безопасности России во внешнеэкономической сфере непосредственно связана с успешностью решения задач финансовой стабилизации и выхода на траекторию экономического роста.

Особенно это важно на этапе переходного периода к рыночной экономике, характеризующегося слабой защищенностью российских товаропроизводителей от экспансии импортных товаров на российский рынок, дискриминационными ограничениями при экспортировании собственной продукции и бегством российского капитала за рубеж.

Одним из важнейших критериев экономической безопасности стран с переходной экономикой является их финансовая безопасность, которая складывается из таких компонентов как, валютно-кредитная безопасность, включающая весь комплекс валютно-кредитных отношений государства с внешним миром и его внутреннюю задоженность, между которыми прослеживается определенная взаимосвязь; привлечение иностранных инвестиций, которые, не смотря на неблагоприятный инвестиционный климат, огток российского капитала из отечественной экономики, низкого уровня транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры и коррупции, начали увеличиваться после кризиса 1998 года; отток капитала за рубеж, причинами которого многообразны и затрагивают как базисные основы переходной экономики, специфику валютно-финансовых инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, так и психологию поведения субъектов рныка. инвесторов, их доверия к политике правительствва, к стабильности национальной валюты и др.

Одной из основных проблем стран с переходной экономикой является их особая финансовая неустойчивость в периоды мировых кризисов и катаклизмов. в результате которых они терпят колоссальные финансовые убытки. Предотвратить это можно, используя профилактические меры по оздоровлению экономической, правовой и политической ситуации в стране. В противном случае обострение данной проблемы, запаздывание в принятии необходимых решений и документов может нанести огромный вред реформам в стране, подорвать ее экономическую безопасность и независимость.

Умелое и своевременное принятие комплексных мер по вышеназванным проблемам может способствовать снижению потребностей в привлечении иностранного капитала, развязке неплатежей, быстрому погашению внешнего дога, оживлению инвестиционного процесса и структурной перестройке экономики, расширению базы налогообложения и росту налоговых поступлений в бюджет.

В работе была проанализирована роль международных организаций в развитии экономики страны. Следует отметить, что экономические отношения России с разными регионами мира, безусловно, имеют свою специфику вследствие перемен и в самой России, и во внешнем мире.

К концу XX столетия в мире возникло несколько десятков интеграционных экономических группировок. Благодаря этим реально и эффективно функционирующим интеграционным группировкам можно предполагать, что в ближайшем будущем мирохозяйственные связи будут представлять собой совокупность макроэкономических группировок, использующих в различных сочетаниях видов и форм преимущества экономической интеграции.

В работе были выделены несколько приоритетных страновых и интеграционных направлений во внешнеэкономической политике России. Безусловно, одним из основных направлений являются страны азиатскотихоокеанского региона и интеграционные группировки, включающие эти страны - АТР, АТЭС, АСЕАН. Взаимодействие с этими странами и группировками позволяет России не только улучшать структуру экспорта (наукоемкие технологии, вооружение, машины и оборудование), но и выступать равноправным партнером во взаимоотношениях, что, отнюдь, нельзя сказать о взаимоотношениях с ведущими западными державами.

Следующим, несомненно важным, направлением является взаимоотношения в рамках СНГ, где Россия выступает не только в качестве партнера, но и в качестве лидера. Структура экспорта, безусловно, включает не только сырье и материалы, но и высокие технологии, вооружение, машины и оборудование, комплектующие детали.

Участие России в международных экономических интеграционных группировках означает согласие не просто на соблюдение определенных мироторговых стандартов, но и на существенные изменения внутри страны: в ее экономике и экономической политике, в том числе в правовом обеспечении предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции, в защите прав собственности во всех ее формах и проявлениях.

Взаимосвязь открытости страны и ее экономической безопасности наглядно проявляется в периоды мировых кризисов, обострения военных конфликтов и других всемирных катаклизмов. В связи с тем, что открытие страны подразумевает либерализацию ее экономической политики, свободный доступ иностранцев на внутренний рынок и отечественных предпринимателей на мировой, взаимный переток капиталов, т.е. снятие почти всяческих ранее существовавших ограничений, встает вопрос об оптимальности открытия экономики страны в виду обеспечения экономической безопасности как гарантии независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества.

Главный принцип, которым правительства дожны руководствоваться при нахождении баланса между либерализацией экономики и обеспечением устойчивости кредитно-финансовых институтов, можно сформулировать следующим образом: в зависимости от конкретных условий в той или иной стране правительства дожны иметь моральное право отложить отмену ограничений (таких, как потолочные процентные ставки, которые заставляют заимодавцев кредитовать только надежных заемщиков или контроль за притоком/оттоком капитала, затрудняющий доступ всех желающих к дешевым и кажущимися бездонными источниками внешнего финансирования), если есть сомнения в способности обеспечить дожный надзор за кредитно-финансовыми институтами и их устойчивостью.

Законы рыночной экономики автоматически не обеспечивают процветания, в том числе и в сфере внешнеэкономических отношений. Кроме того, в сложившихся условиях быстрая либерализация внешнеторгового режима оказалась не оправданной.

Реализация мер, направленных на совершенствование внешнеэкономической политики и экономической безопасности, дожна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной сфере и продожения институциональных преобразований.

Проводимая экономическая политика дожна привести к созданию основных элементов эффективной финансовой инфраструктуры и обеспечению финансовой устойчивости государства на основе сбалансированной бюджетной системы и комплекса инструментов денежно-кредитной политики, позволяющих гарантировать защиту от неблагоприятных внешних воздействий. Реализация мер в области структурной политики придаст российской экономике новый импульс, обеспечивающий ускоренное развитие отраслей с новым технологическим укладом, активное использование результатов инновационной деятельности, более тесную интеграцию России в международную систему разделения труда. Целенаправленное и согласованное движение по всем указанным направлениям позволит добиться сохранения высоких темпов экономического роста, последовательного повышения уровня жизни населения, активизации интелектуального потенциала страны, увеличения степени открытости российской экономики, а также создания необходимых предпосылок для обеспечения догосрочной экономической устойчивости государства.

Диссертация: библиография по экономике, кандидат экономических наук, Бородовская, Марина Борисовна, Москва

1. Монографии, справочники.

2. Авдокушин Е. Международные экономические отношения М. 1996.2. Альтернативы модернизации российской экономики под ред. Бузгалина

3. A., Коганова А., Шульца П., М., 1997.

4. Бабин Э. Основы внешнеэкономической политики, М., 1997.

5. Богданов И.Я., Калинин А.П., Родионов Ю.Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты (1992 1998), М., 1999.

6. Буглай В. Ливенцев Н. л Международные экономические отношения, М. 1996.

7. Бузгалин А. Переходная экономика, М., 1994.

8. Васильева Н. Зарубежные капиталовложения и российский инвестиционный климат: проблемы и перспективы, М. 1998.

9. Давидов О. Внешняя торговля: время перемен, М., 1996.

10. Друзик Я. Мировая экономика на финише века, Минск, 1997.10. Европа и Россия. Опыт экономических преобразований под ред. Кудрова

11. B. Шенаева В. и др. М, 1996.11. Иностранные инвестиции в Россию. Современное состояние и перспективы под ред. Фаминского И., 1995.

12. Киреев А. Международная экономика, в 2 т., М., 1997.13. Курс переходной экономики под ред. Абакина Л., М. 1992.14. Курс экономической теории под ред. Сидоровича А., М., 1997.

13. Лебедева С., Шлихтер С. Мировая экономика. М., 1994.

14. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей, М. 1992.17. Международные экономические отношения под ред. Хасбулатова Р. М. 1991, т.1,2.18. Международные экономические отношения под ред. Рыбакина В., М, 1997.

15. Метекина Н. Мировое хозяйство и его регулирование, М., 1994.20. Мировая экономика под ред. Ломакина В., М., 1995.21. Мировая экономика с 1945 г. до наших дней пер. с фр., М., 1996.

16. Монтес М., Попов В. Азиатский кризис или Голандская болезнь? МД 1999.

17. Нухович Э., Смитиенко Б., Эскиндаров М. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков, М., 1995.

18. Ольсевич Ю. Трансформация хозяйственных связей, М., 1994.

Выход, распространение и увеличение коммерческих и логистических процедур, операций, активностей на национальных и международных рынках увеличивает относительную степень опасностей, угроз и риска этой внешнеэкономической деятельности, в силу наличия необычайно жесткой конкуренции, присутствия разнообразных мошенников, а также существенного различия исторического, жизненного уклада, культурных и религиозных традиций, экономических, социальных и политических ситуаций в государствах, являющихся потенциальными партнерами, котировок их валют и т.д.

Следовательно, при выходе на международный рынок товарных продуктов, услуг и инвестиций предпринимателям следует выяснить, выделить и использовать основные элементы внешнеэкономической деятельности, а также, что собой представляют экономические интересы, какие возможные коммерческие риски их подстерегают, и соответственно, какие методы, способы защиты, условия предпринимательской деятельности следует заранее предусмотреть и широко использовать при работе с иностранными партнерами.

включают в себя в соответствии с рис. 1 следующее:

Рис. 1.

Экономические интересы и основные причины, по которым требуется их защищать;

Экономические риски, их сущность, оценка возможности наступления и классификация;

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие защиту экономических интересов участников при осуществлении внешнеэкономической деятельности;- основные методы определения надежности иностранного партнера во внешнеторговой деятельности;

Основные способы защиты интересов покупателя товаров и услуг при составлении внешнеторгового контракта;

Основные способы защиты интересов продавца товаров и услуг при составлении внешнеторгового контракта;

Методы защиты интересов сторон от нарушения платежных обязательств по внешнеторговому контракту;

Типичные ошибки, допускаемые при составлении внешнеторгового контракта купли-продажи.

Экономические интересы определяются как побудительные мотивы хозяйственной, коммерческой деятельности людей и организаций, физических и юридических лиц, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда. В практике международной торговли товарами, услугами и инвестициями эти интересы проявляются в получении прибыли при осуществлении внешнеторговой сделки, поэтому иногда их называют коммерческими интересами.

Коммерческая, предпринимательская, экономическая, торговая, маркетинговая, логистическая, транспортная, инновационная, интеллектуальная, инвестиционная и т.д. деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с определенными опасностями, угрозами, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности. Поэтому осуществление ВЭД всегда сопряжено с различными рисками.

Риски это любые возможные неблагоприятные события, которые потенциально могут произойти и в результате которых могут возникнуть потери части условленной прибыли, даже убытки, имущественный ущерб, частичная или полная утрата собственности у участника ВЭД. Следовательно, риск означает неуверенность в получение необходимого, ожидаемого результата осуществления сделки, договора или другой рыночной транзакции.

Это вполне естественно, поскольку в коммерческой деятельности всегда присутствует вероятная опасность осуществления определенных денежных и имущественных потерь, вытекающая из характерной специфики тех или иных хозяйственных операций.

Поэтому степенью риска можно назвать уровень вероятности потери предпринимательской организацией или частным собственником (юридическим или физическим лицом) части своих прогнозируемых доходов в результате осуществления экономической деятельности.

Поскольку существующие, возможные опасные риски и угрозы в экономической деятельности, в том числе и международной весьма ассортиментно разнообразны и многоплановы, то их следует рассматривать и классифицировать в зависимости от различных факторов.

Поэтому рассмотрим классификацию экономических рисков при участии деловых предпринимателей во внешнеэкономической деятельности относительно ряда характерных, специфических факторов, в соответствии со схемой, приведенной на рис. 2.44.

1. Применительно к управлению деятельности предпринимательской организации (фирмы, компании, физических и юридических лиц) существует целый ряд некоторых характерных рисков, например, следующие.

1.1. В зависимости от специализированных функций управления маркетингом экономические риски подразделяются на риски: прогнозирования; стратегического и оперативного бизнес-планирования; организационные; исполнительские; учета и контроля.

1.2. В зависимости от зон проявления случайности в рыночном пространстве (национальном и международном) выделяются риски: ликвидности; страхования управленческих решений; управления товарным портфелем; выбора сегмента рынка и его ниши; конкурентного позицирования на рынке.


Рис. 2.

1.3. В зависимости от стадий и этапов проявления в сфере маркетинга риски разделяются на: предпроектных и проектных управленческих решений; инновационный; кредитный; инвестиционный; невыполнения договорных обязательств; реконструкции (трансформации) организационной системы и системы управления.

1.4. При разного рода и вида колебаниях национальных и международных рынков риски бывают: банковский или процентный (колебания рыночных ставок); фондовый (колебания ценных бумаг, акций, облигаций, казначейских билетов и т.д.); ценовой (колебания цен на топливо, продовольствие, металлы и т.д.); валютный (колебания курсов валют).

1.5. В зависимости от уровня оценки и возникновения выделяют следующие виды риска на уровне: отдельно взятой компании; взаимодействия нескольких предпринимательских организаций (двух и более); развития отрасли; региона; муниципального образования; государства; континента, межгосударственном; мировой экономики.

1.6. В зависимости от действий, активности, жесткости и агрессивности конкурентов риски подразделяются на: войны с демпинговыми ценами на товарные продукты и услуги; промышленного и коммерческого шпионажа (раскрытия коммерческой, технической, технологической тайны предпринимательской организации); усиления уровня конкуренции с аналогичными товарными продуктами более высокого потребительского качества.

2. Применительно к управлению предпринимательской организацией на рынке существует три основных вида рисков.

2.1. Предпринимательский риск. Данный риск возникает в том случае, когда, например, торговая компания выходит на рынок со своими услугами и товарной специализацией, а происходящие на рынке вероятностные процессы создают ситуацию неустойчивости, вариабильности, неожиданности потребительского спроса, в сфере оценки товарного продукта покупателями, в том числе и логистической услуги либо ценовой политики фирмы, либо содержания ее ассортиментного профиля, либо способа информационного сообщения о товаре (рекламная деятельность), либо выбранных форм и каналов продвижения товарных продуктов на рынок, либо оформление упаковки и т.д.

Предпринимательский риск - это риск, связанный с конкретным бизнесом, отраслью в определенной рыночной нише компании.

Неустойчивость спроса на готовую продукцию, колебание ее цены, а также неустойчивость на сырье, комплектующие и энергоносители, к сожалению, не всегда осуществимое стремление к тому, чтобы себестоимость не превысила цену реализации, и отсутствие реальной возможности обеспечить нормальную массу, нормы и динамики прибыли. Все это и определяет в основном степень предпринимательского риска, а следовательно, и уровень организации профессиональной маневренности поведения торговой компании на рынке.

2.2. Финансовый риск обуславливается, прежде всего, тем, что каждая предпринимательская организация сталкивается не только с организационно-технологическим процессом производства, продвижения и реализации товарных продуктов, но и с отслеживанием процессов и процедур финансового обеспечения торговых сделок.

Это в основном предопределяет возникновение финансового риска, который порождает неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность в возврате собственных финансовых средств, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае возможной ликвидации акционерного предприятия с большим объемом заемных средств, неуверенность в стабильности таможенного законодательства и т.п.

Следует особо отметить, что предпринимательский и финансовый риски тесно и неразрывно связаны в хозяйственном процессе предпринимательской организации, взаимозависимы и зачастую финансовый риск составляет неотъемлемую часть предпринимательского риска.

2.3. Управленческий риск обусловлен несогласованным или ненадлежащим осмыслением важности взаимодействия правотворчества, страхования и коммерции, в том числе и логистической деятельности на национальных и международных рынках. В частности, например, в современных условиях активная работа акционерных предпринимательских организаций на финансовых рынках значительно увеличила уровень возможного риска в данной сфере деятельности, тенденции, ведущие к финансовому кризису.

Во внешнеторговом бизнесе наибольший управленческий риск или неопределенность результатов управленческих решений связаны, прежде всего с социально-экономическими, организационно-техническими, производственно-технологическими аспектами, которые в реальности отражают особенности экономических, социальных, культурных, политических, национальных, правовых и других форм общественных отношений.

Здесь также следует отметить специфический менталитет российских менеджеров, которые в некоторой степени до сих пор пользуются опытом, принципами и методами административной (командной) экономики, искаженно используя их в рыночных условиях.

Наконец в самой внешней торговле каждого государства особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен на основную номенклатуру товарных продуктов;

6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения государства-импортера и недополучении объема прибыли;

7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке результатов интеллектуальной деятельности (лицензий, патентов, "ноу-хау" или с невозможностью должной наладки купленного оборудования) .

Так же риски можно классифицировать по последствиям, основные из которых следующие:

· допустимый риск - это риск управленческого решения, в результате неосуществления которого предпринимательской организации грозит потеря прибыли, в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

· критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки, иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью возможных потерь, которые заведомо превышают размер ожидаемой прибыли и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предпринимательской организацией в проект;

· катастрофический риск - это риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия, поскольку потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предпринимательской организации. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф .

Анализ, приведенной выше классификации видов и форм рисков, позволяет определить круг способов и методов, позволяющих эти риски устранить полностью или частично уменьшить, тем самым повысив экономическую безопасность предпринимательской организации, реально действующей на рынке товарных продуктов и услуг.

Экономическая безопасность предпринимательской организации заключается в следующем:

Это надежное состояние экономических, юридических, страховых, организационных связей и отношений, материальных и нематериальных активов, экономических ресурсов, включая финансовые, интеллектуальные, высшего и оперативного менеджмента предприятия, его штатного персонала профессиональных кадров, при котором гарантируется относительная стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие компании, корпоративной культуры ее собственников (акционеров) и работников;

Это законодательная система государств, комплекса, интегрированных нормативно-правовых документов, актов, инструкций, положений, принципов, правил, условий, регулирующих внешнеэкономическую деятельность между странами, на международных рынках, включая, маркетинговую и логистическую, а также профессиональное использование комплекса методических подходов к составлению внешнеторговых контрактов.

На современном этапе развития мировой экономики и международных экономических связей и отношений возрастает число и разнообразие потенциальных угроз коммерческой безопасности предпринимательских организаций, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности. Происходит перегруппировка, трансформация и формирование новых экономических центров в системе мирового хозяйства.

Острая конкурентная борьба за передел мирового рынка и сфер влияния на логистические потоки, национальные рынки происходит как на уровне континентов, регионов, государств, так и на уровне их хозяйствующих субъектов. Такая конкурентная борьба, достигая своего высшего накала, зачастую переходит в экономические, торговые и финансовые войны.

Правительства разных государств активно участвуют в экономических и финансовых войнах, товарных блокадах, эмбарго, бойкотах, обеспечивая всяческую поддержку и преимущества своим национальным производителям и экспортерам, гласно и негласно субсидируя специальными грантами научные, инновационные разработки и технологии, обеспечивая льготное кредитование перспективных производств и ограждая таможенными барьерами национальные рынки от импорта нежелательных видов товарных продуктов и услуг.

Для борьбы с потенциальными рисками, т.е. для уменьшения возникающего ущерба от возможных потерь, практически все крупные зарубежные компании имеют специальные, солидные, функциональные подразделения (аналитические, экспертные отделы, службы прогнозирования и безопасности), которые разрабатывают комплексные программы, системы защитных мероприятий, направленные на минимизацию возможного ущерба.

Целью любой предпринимательской деятельности является максимизация прибыли, т.е. получение максимально возможных доходов при минимальных затратах основного и оборотного капитала в условиях рыночной конкуренции, что обязательно предполагает соизмерение имеющегося капитала или возможно доступного капитала с финансовыми и ресурсными затратами и учетом возможного неблагоприятного стечения внутренних и внешних обстоятельств, что требует осуществление защиты своих экономических интересов.

В настоящее время можно выделить несколько характерных основных способов защиты экономических интересов при ВЭД в соответствии с приведенными методами на рис. 3.

Рис. 3.

Основные способы защиты экономических интересов состоят в следующих направлениях:

- во-первых , это нормативно-правовая база внешнеэкономических сделок (международные акты Венской и Гаагской конвенций, Государственная конституция Российской Федерации, Закон РФ о защите экономических интересов, нормативные акты, правила, положения, условия и т.д.);

- во-вторых , для обеспечения своей коммерческой безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности, любая предпринимательская организация должна реально убедиться в полной надежности своего иностранного партнера;

- в-третьих , необходимо наиболее по возможности полно защитить свою предпринимательскую организацию при составлении положений внешнеторгового контракта.

К нормативно-правовой базе внешнеэкономической деятельности относятся международные и государственные нормативно-правовые акты, документы, положения, регулирующие внешнеторговые сделки и защиту экономических интересов при их осуществлении.

Федеральный закон РФ от 14 апреля 1998 года "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" регламентирует осуществление внешнеторговых процессов, процедур, операций и активностей на международном рынке.

Сущность этого закона кратко сформулирована в его преамбуле: "Настоящий Федеральный закон устанавливает меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, порядок, порядок введения и применения таких мер". Что буквально означает следующее: закон принят для защиты интересов российских предпринимателей, компаний, отраслей российской экономики в целом от неблагоприятного воздействия, вызванного экономической деятельностью некоторых зарубежных компаний и государств.

Среди основных целей этого федерального закона можно выделить пять главных, представленных на рис. 4.


Рис. 4.

Основные цели федерального закона РФ:

1) защита целых отраслей российской экономик и отдельных российских компаний от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

2) обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику и внешнеторговые процессы;

3) поддержание относительного равновесия платежного баланса Российской Федерации;

4) обеспечения потребностей внутреннего рынка (физических и юридических лиц, конечных потребителей) в случае критического недостатка определенных видов товарных продуктов, например, энергетических, продовольственных, сельскохозяйственных и иных товаров на нем;

5) продвижение российских товаров на мировой рынок и национальные рынки зарубежных государств.

Основным органом, на который одновременно ложится основное бремя, как исполнения, так и контроля за соблюдением закона, является Правительство Российской Федерации. Однако, прежде чем Правительство РФ примет специальные защитные меры, протекционисткие и другие меры, необходимо провести тщательное специальное, аналитическое, экспертное исследование и профессионально обосновать полученные результаты.

Следует отметить, что если в результате специального исследования или расследования будет установлено, что импорт какого-либо товарного продукта осуществляется в Россию в таком возросшем количестве и на таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или потенциально угрожает его причинить. То Правительство Российской Федерации в этом случае может применить специальные защитные меры в отношении такого товарного продукта посредством введения импортных квот или специальных пошлин на не дискриминационной основе независимо от государства происхождения товарного продукта.

Специальные защитные меры - это временные меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию России для свободного обращения на внутреннем рынке, которые применяет Правительство Российской Федерации посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе и временной специальной таможенной или антидемпинговой пошлины или квоты и другие защитные меры в соответствии с рис. 5.


Рис. 5.

Импортная квота - это правительственное ограничение импорта товарной продукции в отношении ее количества (общего веса, объема, числа единиц) и (или) общей ввозимой стоимости.

Специальная пошлина является одной из специальных защитных мер национальной экономики и взимается сверх ставки таможенной пошлины. Ее может применить Правительство Российской Федерации. Она может быть временной, например, на период проведения специального экспертного расследования, но действовать по закону не более 200 дней.

Если в результате расследования будет установлено, что какой-либо отрасли российской экономики причиняет ущерб или потенциально угрожает причинить существенный ущерб демпинговый импорт товарного продукта , то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Под демпинговым импортом товарного продукта понимается импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости (ст. 2 Федерального закона РФ).

В качестве антидемпинговой меры может быть применена антидемпинговая пошлина , которая применяется при введении антидемпинговых мер сверх базовой ставки таможенной пошлины. Законом предусмотрено, что ставка антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (отношение нормальной стоимости товарной продукции за вычетом экспортной цены такого товарного продукта к его экспортной цене).

Экспортная цена товарной продукции - это цена, по которой товарные продукты ввозятся на таможенную территорию России. Правительство Российской Федерации также применяет компенсационные меры по ограничению импорта товаров, субсидированных при вывозе правительствами иностранных государств или союзом зарубежных государств, посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной.

Компенсационная пошлина применяется сверх базовой ставки таможенной пошлины для поддержания относительного равновесия платежного баланса Российской Федерации Правительством РФ по представлению Центрального банка России или по согласованному с ЦБ РФ представлению федеральных органов исполнительной власти, которое может применить решение о временном ограничении импорта товарных продуктов, которое осуществляется посредством введения импортной квоты и иных ограничительных мер (ст. 15 Закона РФ).

Ограничение импорта товарных продуктов может быть принято и для выполнения ряда целевых федеральных программ развития, в связи с выпуском новых видов товарных продуктов, в целях защиты претерпевающих внутреннюю перестройку отраслей российской экономики и при проведении мероприятий по расширению внутреннего производства сельскохозяйственных товаров в агропромышленном комплексе.

Законом также предусмотрены специальные меры при защите экономических интересов России при экспорте (ограничение экспорта ) товарной продукции. Это в основном касается продовольственных товаров в случае их критического недостатка (дефицита) на внутреннем рынке.

Временный запрет или ограничение экспорта могут быть применены Правительством России по представлению заинтересованного федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не должны превышать трех лет.

Далее исходя из логики данной работы следует рассмотреть особенности защиты экономических интересов законодательными актами Государственной Конституции Российской Федерации (ГК РФ) и Венской конвенции 1980 года в соответствие со схемой на рис. 6.


Рис. 6.

Договоры международной купли-продажи товарных продуктов должны оформляться и совершаться российскими предпринимателями в письменной форме . Несоблюдение формы таких сделок влечет за собой их недействительность в соответствии с законодательством (ст. 162 ГК РФ).

Из этого положения следует главное правило, согласно которому письменные доказательства в виде деловой переписки, переговоров по факсу, выставленных счетов и т.п. в подтверждение заключения внешнеторговой сделки в Российской Федерации не допускаются.

Эффективная деятельность по обеспечению безопасности ВЭД предполагает учет всего многообразия порождающих экономические риски факторов и условий, знание характера действия механизмов и инструментов регулирования ситуации в данной сфере.

Прямое управление рисками ВЭД является функцией самих участников ВЭД, в качестве которых выступают, как указано в Федеральном законе №183-Ф3 «Об экспортном контроле», хозяйствующие субъекты - юридические и физические лица, осуществляющие международный обмен товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (или правами на них).

Государственная политика в сфере ВЭД направлена на формирование благоприятного предпринимательского климата, на гармонизацию интересов участников ВЭД. Тем самым государство косвенно влияет на минимизацию рисков в сфере ВЭД.

Государства-партнеры по внешнеэкономической деятельности проводят свою внешнеэкономическую политику, в которой переплетаются элементы конкурентного противостояния и партнерских отношений. Так формируются специфические связи и отношения в сфере ВЭД на наднациональном уровне.

Следовательно, обеспечение экономической безопасности и противодействие рискам в сфере ВЭД охватывают микро- мезо- и макроуровни. На каждом из них возникают свои специфические риски и угрозы, применяются особые комплексы мер по защите от них. При этом могут иметь место и конфликт интересов, и совпадение интересов, и их взаимная нейтральность, что значительно усложняет взаимодействие сторон в процессе внешнеэкономической деятельности.

Все большую значимость обретают факторы возникновения рисков ВЭД, связанные с вступлением мира в эпоху нового технологического уклада- эпоху информационного общества. Организационноправовое обеспечение безопасности ВЭД все более должно быть ориентировано на особые требования, обусловленные официально провозглашенной стратегической целью России - переходом страны в перспективе к модели информационного общества, предполагающего создание в России цифровой экономики. Первооснову обеспечения безопасности составляет правовая база.

Правовое обеспечение внешнеэкономической безопасности представлено всей совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок правоотношений в данной сфере с позиций создания условий, противодействующих возникновению угроз безопасности. Круг таких правоотношений включает два уровня отношений: 1) взаимодействие государственных органов и участников внешнеэкономической деятельности и 2) межстрановые договорные отношения в данной сфере - двусторонние, многосторонние, международные.

Предметом правового регулирования первого уровня выступают отношения государства и других субъектов ВЭД (юридических и физических лиц), в отношении которых предусматриваются нормы таможенного, налогового и валютного регулирования. Они направлены на обеспечение эффективного функционирование инфраструктуры, обеспечивающей экспортно-импортные операции, на предупреждение правонарушений во внешнеэкономической сфере, на поддержку и создание благоприятных условий ВЭД. Применяются инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. По второму направлению государство осуществляет регулирование отношений с другими государствами в целях обеспечения правопорядка и безопасности во внешнеэкономической сфере. Таможенное законодательство комплексно регулирует все основные стороны правовых отношений во внешнеэкономической сфере. В нем представлена группа норм, определяющих методические аспекты, включая порядок определения таможенной стоимости, порядок установления страны происхождения товара, способы предоставления тарифных преференций и др. Другую группу норм составляют таможенно-тарифные параметры - ставки таможенных пошлин. Еще одна группа представлена нормами, обеспечивающими соблюдение установленного в таможенно-тарифной сфере правопорядка, предусматривающего ответственность (уголовную, административную, экономическую) за совершение правонарушений в таможенно-тарифной области.

Одним из главных качеств таможенного законодательства должна быть стабильность, обеспечивающая участникам ВЭД устойчивость и предсказуемость условий осуществления экспортно-импортных и иных экономических операций. Столь же важны гласность и прозрачность норм таможенного права. Но при этом существуют нормы с грифом «секретно», «для служебного пользования». К их числу относятся, например, нормы, регулирующие технологию таможенного контроля.

Важную часть правового регулирования внешнеэкономической сферы составляют экономические и административные меры нетарифного регулирования. К экономическим мерам относятся таможенный и тарифный контроль, субсидии и дотации, антидемпинговые пошлины и др. Административные нетарифные меры регулирования включают эмбарго, лицензирование, квотирование. Нетарифные меры различаются по степени жесткости используемых средств воздействия. К числу наиболее жестких относятся таможенная блокада и эмбарго, применяемые в условиях крайних форм противостояния стран на мировых рынках. В связи с правоприменением этих законодательных норм могут возникнуть проблемы, несущие угрозы внешнеэкономической деятельности.

Правоотношения в области нетарифного регулирования определяются нормами права каждой страны и международным правом. Цели и характер правового регулирования ВЭД различны в разных странах, что вызывает противоречия на мировых рынках товаров, услуг, работ. Усложняет ситуацию для участников ВЭД тенденция постепенного перехода некоторых функций регулирования рынков с национального на наднациональный уровень. Регулирование внешнеэкономических отношений может использоваться как средство политического давления.

Выше были отмечены только отдельные частные примеры того, как могут возникать угрозы безопасности во внешнеэкономической сфере. Меры по обеспечению безопасности внешнеэкономических отношений должны быть способными противостоять всему комплексу угроз и рисков. Необходима долгосрочная стратегия в данной области национальной безопасности, обязательным компонентом которой является нормативно-правовая база. Многоаспектность проблем экономической безопасности определяет их междисциплинарный характер .

Хотя в РФ специального нормативного документа по данному вопросу не существует, но в ряде основополагающих правовых актов полноценно представлены положения, касающиеся вопросов государственного регулирования внешнеэкономической безопасности. Очевидно, что лишь создания полноценной правовой базы для обеспечения внешнеэкономической безопасности недостаточно. Совершенно необходимо также организационно обеспечить практическую реализацию положений, закрепленных в нормативно-правовых актах. При этом важно дифференцировать нормы, касающиеся разных видов и форм внешнеэкономической деятельности, таких, например, как импорт и экспорт стратегически важных товаров, импорт товаров и услуг для государственных нужд, приграничная торговля, транзитные операции, инфраструктура, информационное обеспечение, реэкспорт и реимпорт, международная гуманитарная помощь, иностранные инвестиции и т.д.

В целом правовое регулирование внешнеэкономической безопасности в России должно отвечать одновременно ряду требований: а) обеспечивать эффективную защиту национальных интересов страны; б) отвечать интересам и не создавать избыточную нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности; в) соответствовать нормам международного права и условиям межстрановых договоров, заключенных Российской Федерацией.

По мере развития Российской Федерации в направлении формирования основ информационного общества будут становиться все более актуальными требования привести законодательную базу внешнеэкономических отношений в соответствие с новыми условиями функционирования данной сферы.

В сформированном комплексе официальных документов, определяющих цели и пути безопасного развития национальной экономики России, не представлен какой-либо акт, определяющий стратегию и политику государства в области обеспечения безопасности ВЭД. Но данный блок вопросов достаточно полно представлен в документах более общей направленности.

Прослеживаются строгая преемственность и последовательность в формировании нормативно-правовой базы, определяющей перспективы развития страны и способы достижения поставленных целей, и развитие внешнеэкономических отношений в том числе. Законодательную основу составили федеральный закон от 28.12.2010 г. «О безопасности» и федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г.

Далее следует утверждение указами Президента трех стратегий. Это Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г., В мае 2017 г. синхронно были утверждены указом Президента две стратегии на период до 2030 года: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

С точки зрения состояния правового поля для развития экономики России 2017 год является переломным в том смысле, что заложена нормативно-правовая база для перехода страны в фазу безопасного информационного общества. Уже через два месяца после принятия двух «майских» стратегий 2017 года - в июле 2017 г. - было исполнено требование Стратегии экономической безопасности - Правительством РФ утверждена развернутая программа развития - «Цифровая экономика Российской Федерации». В Программе представлена подробная дорожная карта ее практической реализации. Следующим шагом должно стать формирование комплекса законодательных и подзаконных актов, предусматривающих создание конкретных механизмов и инструментов, ресурсной базы и корпуса исполнителей, обеспечивающих поэтапное движение экономики страны к намеченным в Стратегиях целям.

Примечательно, что впервые в России создан столь мощный синхронизированный и сбалансированный комплекс нормативноправовых актов, определяющих будущее страны на долгосрочную перспективу. Станет ли данная нормативно-правовая база основой для реальных трансформационных процессов - вопрос воли институтов власти, готовности субъектов экономической деятельности, адекватности ресурсной базы поставленным амбициозным задачам, наличия позитивного осознанного восприятия гражданским обществом новых целей и программ развития.

К сожалению за истекший со времени принятия указанных выше стратегий полугодичный период в российском обществе не ощущается ни реальных сдвигов в социально-экономических процессах, ни адекватного поставленным грандиозным целям общественного резонанса. Отсутствует информация о начале каких-либо институциональных преобразований, направленных на практическую реализацию выдвинутых стратегиями задач. Скорее всего, проведенная в 2017 году реформация правового поля воспринимается во всех слоях российского общества как очередная бесплодная попытка радикально преломить ситуацию, реализовать новую прогрессивную модель развития страны. Вероятно, самое сложное в реалиях российской жизни - это преодоление инертности и скептического настроя значительной части гражданского общества, но, прежде всего, - должностных лиц в структурах власти разного уровня, от федерального до муниципального.

Жизнеспособность новых инициатив высших органов власти, направленных на создание правовых основ для развития безопасного информационного общества в России к 2030 году будет определяться согласованностью и эффективностью действий всех участников процесса, в котором одним из ответственных компонентов выступает безопасное развитие внешнеэкономической сферы.

Во всех названных выше официальных документах с необходимой полнотой представлены положения, касающиеся внешнеэкономической сферы и вопросов обеспечения ее безопасности. Мы здесь ограничимся рассмотрением с данного аспекта нормативно-правового регулирования лишь в одном документе - Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. В данной Стратегии нашли отражение следующие три проблемы, прямо или косвенно касающиеся основ обеспечения внешнеэкономической безопасности России:

  • 1. В первом разделе Стратегии «Общие положения» представлено следующее положение, раскрывающее смысл понятия «экономическая безопасность» (ст. 7, п. 1): «Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». В данном определении явно представлена внешнеэкономическая составляющая- «защищенность от внешних угроз» и «экономический суверенитет», который обеспечивается в рамках защиты экономики от внешних угроз. Это раскрывается в следующей принятой в Стратегии формулировке - «Экономический суверенитет Российской Федерации... объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней политики с учетом международных обязательств». Следует также обратить внимание на упоминание национальных приоритетов, в качестве которых, как следует из другого документа - Стратегии развития информационного общества в России, выступают цели, обозначенные единым термином - «цифровая экономика».
  • 2. Во втором разделе Стратегии экономической безопасности России в ст. 12 названы 25 видов вызовов и угроз, среди которых 12 относятся к внешнеэкономической сфере. Следовательно, можно, предельно упрощая ситуацию, констатировать, что почти на 50% экономическая безопасность России должна обеспечиваться путем защиты от внешних угроз. Тем самым подтверждается исключительно высокая актуальность проблем обеспечения внешнеэкономической безопасности. Следует особо отметить, что из 12 внешних рисков угроз только 4 непосредственно связаны с состоянием российской экономики и, следовательно, поддаются регулированию на национальном уровне. Остальные 8 внешних рисков и угроз определяются глобальной экономической конъюнктурой или односторонними действиями других стран мира. Возможности противодействия им ограничены только мерами по созданию соответствующих противовесов и по нейтрализации негативных последствий их воздействия.
  • 3. Третий раздел Стратегии, определяющий цели, направления и задачи в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, также имеет весомую составляющую, относящуюся к проблемам обеспечения внешнеэкономической безопасности. В данном разделе существенное место занимают положения, раскрывающие цели Стратегии во внешнеэкономической сфере. Все четыре указанные ниже цели относятся к числу необходимых условий для формирования в России основ информационного общества. К их числу относятся:
    • - укрепление экономического суверенитета страны;
    • - повышение устойчивости экономики к воздействию внешних вызовов и угроз;
    • - поддержание научно-технического потенциала на мировом уровне;
    • - поддержание потенциала оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военноэкономического обеспечения обороны страны.

В Стратегии экономической безопасности среди основных направлений государственной политики в сфере обеспечения внешнеэкономической безопасности Российской Федерации представлено направление «Повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики. Данное направление государственной политики непосредственно раскрывает главные условия обеспечения безопасности внешнеэкономической сферы, особенно актуальное для России при формировании информационного общества.

Реализацию данного направления, как отмечено в ст. 21 Стратегии, должно обеспечить решение конкретных задач:

  • 1. Выстраивание соответствующей международно-правовой системы экономических отношений.
  • 2. Расширение партнерского взаимодействия и интеграционных связей в рамках СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и других международных организаций.
  • 3. Создание региональных и трансрегиональных интеграционных объединений.
  • 4. Содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий.
  • 5. Расширение номенклатуры и объема несырьевого экспорта, географии внешнеэкономических связей.
  • 6. Правовая консультационная поддержка экспортеров за рубежом.
  • 7. Заключение межправительственных договоров и расширение международной экономической кооперации и других форм содействия российским участникам ВЭД.
  • 8. Содействие развитию предприятий несырьевого сектора в достижении ими уровня глобальных лидеров мировой экономики.
  • 9. Развитие рыночной инфраструктуры в целях содействия продвижению российской продукции на зарубежные рынки.

Следует отметить, что по ряду других направлений государственной политики также представлены задачи, непосредственно относящиеся к сфере внешнеэкономических отношений. Так, в разделе Стратегии «Оценка состояния экономической безопасности» приведен перечень оценочных показателей, в число которых включены следующие характеристики внешнеэкономической сферы: внешний долг РФ и государственный в том числе; чистый ввоз (вывоз) капитала; индекс физического объема экспорта; индекс физического объема импорта; сальдо торгового баланса; доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта в общем объеме импорта; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта; доля импорта в в объеме ресурсов продовольственных товаров. Таковы наиболее значимые аспекты внешнеэкономической безопасности, государственное регулирование которых предусмотрено Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года.

Общие для национальной экономики проблемы обеспечения безопасности ВЭД особым образом преломляются в каждом отдельном регионе страны. Так, например, в пределах Дальневосточного региона для обеспечения его экономической безопасности требуется решение следующих наиболее актуальных проблем: сокращение масштабов зависимости от импорта продовольствия и высокотехнологичной продукции; упорядочение на паритетной основе международных финансовых операций; наращивание в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей экономики; оптимизация модели внешнеэкономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Рассмотрим проблему обеспечения безопасности ВЭД на примере Дальневосточного региона.

Движение в направлении разрешения проблем противодействия рискам определяется как самими участниками ВЭД, так и институтами власти региона. Последние, действуя в рамках своих законодательно закрепленных полномочий, формируют и реализуют территориальные программы развития ВЭД, координируют и контролируют работу участников ВЭД, заключают межгосударственные соглашения по вопросам внешнеторговых отношений,

Особая значимость государственного регулирования ВЭД на уровне регионов обусловлена такими обстоятельствами, как: возможность оперативного решения возникающих проблем; более высокая информированность о ситуации; преимущества организационного характера при создании межтерриториальных центров и программ по развитию ВЭД и снижению экономических рисков в данной сфере. Примером тому может служить создание макрорегиона, включающего Дальневосточный и Байкальский регионы. Подобное содружество призвано облегчить преодоление повышенных уровней рисков внешнеэкономической деятельности, обусловленных такими факторами, как суровые климатические условия, слабо развитая инфраструктура, дефицит кадрового потенциала, относительно низкий уровень социально- экономического развития в целом.

Общие тенденции развития внешних торгово-экономических отношений в Дальневосточном регионе оцениваются по данным текущей статистики. Так, например, по Хабаровскому краю внешнеторговый оборот в 2016 году в процентах к 2015 году составил 121,1%. В первом квартале 2017 года внешнеторговый оборот возрос в сравнении с соответствующим периодом 2016 года на 25,3%. Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 78%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 99,3% внешнеторгового оборота и только 0,7% - на долю стран СНГ . Приведенные данные свидетельствуют о позитивной направленности развития внешней торговли в Хабаровском крае.

Новые возможности для развития ВЭД в Дальневосточном регионе должны возникать по мере реализации положений комплекса государственных программных документов - «Дальневосточный гектар», Концепция демографической политики Дальнего Востока, портфель соглашений о привлечении корейских инвесторов в ДФО, проекты соглашения с Китаем о развитии транспортных коридоров, создание территории опережающего развития «Николаевск», введение правил упрощенного въезда иностранцев на территорию Дальнего Востока и др.

Ожидаемый новый этап в развитии Дальнего Востока не только создаст новые возможности для сферы ВЭД, но и потребует особого внимания к вопросам обеспечения безопасности ВЭД. Будет меняться структура рисков ВЭД. Может, например, возрасти доля внеэкономических рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Может обостриться ситуация в области рисков, обусловленных человеческим фактором, так как расширение масштабов деятельности сопряжено с привлечением новых кадров, профессионализм и надежность которых не всегда поддаются необходимому контролю. Таковы региональные особенности условий внешнеэкономической деятельности, показанные на примере Дальневосточного федерального округа. Они подтверждают необходимость учета территориальной специфики при формировании комплекса мер по управлению рисками в сфере ВЭД.

Специфика условий развития Дальневосточного федерального округа определяется, следующими основными обстоятельствами:

  • 1. На всем экономическом пространстве России, и территории Дальнего Востока в том числе, действуют единые для страны механизмы и закономерности формирования текущей ситуации и трендов динамики социально-экономического потенциала, реализации целей и принципов внешнеэкономической деятельности.
  • 2. В рамках этих общих тенденций четко выделяется специфика Дальнего Востока, обусловленная, прежде всего, такими хорошо известными объективными детерминантами, как его историко- культурное, этно-национальное, демографическое и экономикогеографическое положение.
  • 3. Влияние указанных объективных детерминант как главных условий развития региона крайне неоднозначно. Они могут выступать одновременно и как мощные стимулы опережающего устойчивого социально-экономического развития, и как труднопреодолимые препятствия на пути действия позитивных стимулов к реализации программ комплексного развития дальневосточной зоны России. Соотношение данных двух векторов воздействия объективных факторов зависит, в первую очередь, от: а) характера воздействия субъективной составляющей системы детерминант развития (особенно, человеческого фактора во всем многообразии его проявлений); б) институтов государственной власти региона и федерального центра, формирующих текущую модель управления регионом и долгосрочную стратегию его развития.
  • 4. Влияние человеческого фактора может быть представлено различными вариантами сочетания трех основных компонент: а) системой ценностей, потребностей, поведенческих стандартов населения региона, определяющих доминирующие предпочтения в области трудовой деятельности и удовлетворения потребностей в сфере личного жизнеобеспечения домохозяйств; б) осознанным выбором стиля, направленности и инструментов регулирования общественных отношений в регионе со стороны органов государственной и муниципальной власти; в) особенностями формирования состава и выбора способов реализации бизнес-планов представителями предпринимательского сектора экономики Дальнего Востока.
  • 5. Особое значение для эффективного развития Дальневосточного региона имеет целевая установка высших органов власти России на приоритетное развитие данного региона и создание для решения данной задачи комплекса организационно-правовых, материально- технических и внешнеполитических условий. Основными официальными документами по данному вопросу являются: Постановление Правительства РФ от 17.09.2013 г. №819 (ред. От 15.11.2016) «О Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона»; утвержденная распоряжением Правительством РФ от 29.03.2013 г. №466-р государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», рассчитанная на период 2014-2025 гг. и др.
  • 6. При обеспечении экономической безопасности Дальневосточного региона необходимо осуществление системы мер по противодействию основным рискам, связанным с: а) проблемами реализации программ развития дальневосточного региона - риски недостаточного финансирования социально-экономических программ развития региона; риски возникновения проблем нормативного правового и научно- методического обеспечения государственных программ развития региона; риски некачественного планирования развития региона; риски неэффективного управления процессом реализации государственных программ развития региона ; б) рисками, связанными с нестабильностью международной политико-экономической ситуации; в) внутренними макроэкономическими рисками РФ; г) рисками, обусловленными неблагоприятными для Дальнего Востока закономерностями размещения элементов ресурсной базы производства.
  • 7. Механизм обеспечения экономической безопасности должен быть представлен совокупностью взаимосвязанных и сбалансированных мер противодействия вызовам и рискам экономического, политического, социального, правового и организационного характера. Более детально по данному вопросу см. .
  • 8. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности должен быть интегрирован в единую систему управления социально- экономическим развитием региона Более детально по данному вопросу см. .

В условиях усиления интеграции экономики Украины в мировую экономическую систему вопрос внешнеэкономической безопасности приобретает все больший вес. Внешнеэкономическая безопасность - это такое состояние соответствия внешнеэкономической деятельности национальным экономическим интересам, что обеспечивает минимизацию убытков государства от воздействия негативных внешних экономических факторов и создания благоприятных условий развития экономики благодаря ее активному участию в мировом разделении труда.

Внешнеэкономическая безопасность заключается в минимизации убытков государства от воздействия негативных внешних экономических факторов, создании благоприятных условий для развития экономики путем ее активного участия в мировом разделении труда, соответствия внешнеэкономической деятельности национальным экономическим Интересам.

Внешнеэкономическая безопасность Украины должна основываться на таких принципах:

Верховенство закона в регулировании внешнеэкономической деятельности;

Безусловную защиту национальных экономических интересов и экономического суверенитета Украины;

Согласованность экономических Интересов отдельных субъектов внешнеэкономической деятельности и экономических интересов государства;

Своевременность И адекватность мер по предотвращению и нейтрализации угроз национальным экономическим интересам;

Равноправие и взаимовыгодность отношений между субъектами внешнеэкономической деятельности;

Системность и эволюционность открывания национальной экономики;

Соблюдения общепризнанных норм И принципов международного права во внешнеэкономической деятельности;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Ускоренный процесс открытия экономики Украины, несмотря на ее деформируемость и кризисное состояние, может иметь некоторые негативные последствия, а именно:

Отвода Украине роли поставщика сырья и потребителя готовых импортных товаров, усиление деформации товарной структуры экспорта и импорта;

Потеря некоторых важных рынков сбыта отечественной продукции, в частности продукции машиностроения;

Усиление процессов деградации отечественной промышленности;

Усиление технологической и финансовой зависимости от развитых стран.

в настоящее время внешнеэкономическая деятельность в значительной мере либерализована без овладения государством соответствующих контрольно-регулирующих функций, присущих рыночной экономике, без учета специфики переходного периода, что создает серьезную угрозу экономической безопасности Украины.

Процесс "открывание" национальной экономики должен осуществляться в результате ее структурной перестройки, поэтапно и взвешенно, с учетом особенностей Украины. К тому же, следует учесть, что абсолютно открытой экономики, то есть такой, когда без каких-либо ограничений через государственные границы осуществляется движение товаров, капиталов и рабочей силы не имеет ни одна страна мира. Повсюду, исходя из национальных интересов, правительства соответствующих стран регулируют внешнеэкономическую деятельность. Процесс открывания должен соответствовать состояния конкурентоспособности национальной экономики, иначе под давлением сильных иностранных конкурентов отечественные производители будут устранены с внутреннего рынка.

Уровень внешнеэкономической безопасности характеризуется широким спектром индикаторов (показателей), а именно:

Коэффициент открытости национальной экономики (соотношение объема внешней торговли, то есть экспорта и импорта к ВВП);

Коэффициент покрытия импорта экспортом;

Отношение объема экспорта к ВВП;

Отношение объема импорта к ВВП;

Сальдо внешнеторговой деятельности;

Товарная структура экспорта и импорта;

Товарная структура критического импорта;

Соотношение между объемами привлекаемого капитала и экспортом отечественного капитала;

Соотношение цен на внешнем и внутреннем рынках;

Энергоемкость и материалоемкость экспорта;

Соотношение между объемами национального производства и экспорта определенных стран;

Влияние производства экспортной продукции на экологию;

Удельный вес экспорта наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;

Удельный вес импорта наукоемкой продукции в общем объеме импорта;

Доля экспорта на душу населения;

Доля иностранных инвестиций в ВВП;

Соотношение тарифного и нетарифного регулирования. Чрезвычайно важно осуществлять постоянный мониторинг

названных основных индикаторов для определения уровня обеспечения внешнеэкономической безопасности.

Состояние внешнеэкономической безопасности демонстрирует следующая таблица 14. 3.

Таблица 14.3 Сопоставления фактических данных с количественными параметрами пороговых значений внешнеэкономической безопасности

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 5
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению:

Показатели, единица измерения

Пороговые значения

Фактические значения

Динамика нормализованных значений

Коэффициент покрытия импорта экспортом (отношение между объемами экспорта и импорта), раз

не меньше 1

опасная зона

Отношение объема импорта к ВВП, %

не более 50

опасная зона

Отношение объема экспорта к ВВП. %

не более 50

безопасная зона

Доля импорта во внутреннем потреблении государства. %

не более ЗО

безопасная зона

Доля импорта продовольствия во внутреннем потреблении государства. %

не больше 25

опасная зона

Удельный вес сырьевого и низкой степени переработки экспорта (промышленности) в общем объеме экспорта товаров. %

не более 40

опасная зона

Удельный вес ведущей страны-партнера в общем объеме внешней торговли. %

не более ЗО

безопасная зона

Данная таблица демонстрирует преобладание опасной зоны в зовнішньоеконмічній деятельности Украины. Такое положение обусловили такие факторы прямого воздействия:

Опережение темпов роста импорта товаров и услуг над экспортом, что является причиной увеличения отрицательного сальдо внешней торговли. За i полугодие 2008 г. объемы импорта товаров и услуг выросли на 52,9 %. одновременно экспорт-лишь на 40,9 %, отрицательное сальдо внешней торговли выросло в 2,7 раза;

Рост доли импорта в соотношении к ВВП - с 53,5% до 58,6 %. Показатель ухудшился, оставаясь в опасной зоне, что негативно влияет на безопасность во внешней торговле. Негативный фактор усугубляется дисбалансом по сравнению с долей экспорта в ВВП (незаметный рост с 48,6 %до49,0 %), что обусловливает рост доли отрицательного торгового сальдо к ВВП (с 4,9 % до 9,6%);

Отставание темпов роста экспорта товаров и услуг от импорта на 12,0 %, что обусловлено, прежде всего, сохранением высоких темпов поставок импортных товаров, в т. ч.в сфере топливно-энергетических материалов (+43,9 %), оборудования (+40.5 %) и транспортных средств (+80,5 %), которые вместе составляют более половины товарных поставок в Украину;

Рост отрицательного сальдо текущего счета плате ясного баланса: по результатам i полугодия 2008 г. оно составляло "минус" 6,6 млрддол. США(-7,9 % к ВВП), а за соответствующий период 2007 г.-"минус" 1,7 млрддол" США(-2,8%к ВВП). В целом, за 6 месяцев 2008 г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 2,5 раза. Этот негативный показатель лишь частично было компенсировано за счет роста положительного сальдо внешней торговли услугами (в 1,4 раза);

Сохранение сырьевой ориентированности экспорта. Основу товарной структуры экспорта традиционно составляли сырьевые товары, прежде всего, продукция металлургии, химической промышленности и минеральные продукты. их доля в экспорте выросла на 2. п. до 65,1 %. При этом наблюдался положительный тренд роста экспорта продукции машиностроительной отрасли, однако ее доля в общем экспорте увеличилась только на 0,4. п. до 16,1 %.

Положительными были такие факторы влияния:

Рост объемов экспорта машиностроительной продукции в страны СНГ (на 44.1 %), что обусловлено, наряду с высоким инвестиционным и потребительским спросом на эту продукцию в странах СНГ, также ростом стоимости поставок механических и электрических машин и оборудования (на 40,7 %), железнодорожных вагонов и запчастей к ним (на 56,5 %). Экспорт продукции машиностроения обеспечил около 17 % прироста экспортных поставок из Украины за этот период. При этом следует отметить, что объем экспорта машиностроительного сектора (5.2 млрд долл. США) значительно уступает объему экспорта металлургической продукции (14,7 млрд долл. США).

Что касается интеграции страны в мировую экономику, то, с одной стороны, значительная доля ее экспорта в мировой торговле дает возможность влиять на другие страны, а с другой - проникновение иностранного капитала в национальную экономику усиливает влияние на ее экономическое развитие извне.

Украине во внешнеэкономической деятельности особенно следует учитывать географический фактор. В частности, факт ее чрезмерной зависимости от России, которая является доминирующим поставщиком в Украину некоторых стратегических товаров, прежде всего критического Импорта, и потребителем значительных объемов отечественной продукции следует считать серьезной угрозой национальной экономической безопасности. То же самое касается и необходимости диверсификации экспорта и Импорта. Высокая концентрация торговли отдельными товарами усиливает зависимость государства от внешнего влияния.

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается также значительным удельным весом в национальной экономике государственного сектора и несовершенством соответствующих рыночных механизмов. Государственное регулирование должно заключаться в:

Разработке и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности;

Эффективном использовании административного, экономического и валютного Инструментарии в внешнеэкономической политики государства;

Разработке и реализации ежегодных программ развития внешнеэкономической деятельности;

Разработке и реализации Концепции внешнеэкономической безопасности Украины;

Совершенствовании Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности";

Оптимальном сочетании государственного протекционизма с режимом свободной торговли;

Налоговой поддержке отечественного товаропроизводителя;

Максимальном использовании выгодного географического положения Украины относительно транзита через ее территорию иностранных грузов и энергоносителей;

Совершенствовании таможенного валютного контроля;

Прекращении нелегального вывоза из Украины капитала;

Принятие эффективных мер по возврату в Украину валютных средств от реализации экспортной продукции;

Активном привлечении иностранных инвестиций;

Совершенствовании методов управления внешнеэкономической деятельностью с учетом мирового опыта и национальных экономических особенностей;

Дипломатической и политической поддержке внешнеэкономической деятельности;

Осуществлении правовой защиты внешнеэкономической деятельности;

Обеспечении в сфере внешнеэкономической деятельности гласности, стабильности и предсказуемости;

Создании экономической системы, общего с западноевропейской, что будет способствовать налаживанию эффективных связей с развитыми странами;

Совершенствовании статистики внешнеторговых операций и разработке украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности с учетом гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

Развития различных форм международного экономического сотрудничества:

Создании национальной информационной системы для обеспечения внешнеэкономической деятельности всех ее субъектов;

Обеспечении положительного сальдо внешнеторгового баланса;

Повышении уровня образования и качества подготовки кадров для сферы внешнеэкономической деятельности.

Поделиться