Выездные проверки малых предприятий ифнс в. Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку. Как узнать о плановой налоговой проверке

Налоговые проверки в 2017 году стали опаснее. Инспекторы чаще привлекают полицейских. Чек лист: как подготовиться к налоговым проверкам, в каких сделках проверяющие находят схемы.

Сейчас на камералках по НДС инспекторы в первую очередь отслеживают трехступенчатые сделки. И если выявляют расхождения и неуплату налога, то начинают углубленную проверку. Нам стали известны новые подробности. Инспектор, который участвует в таких проверках, на условиях анонимности рассказал, как на практике раскручивают незаконные вычеты. Главный трюк - нагрянуть с полицией.

Какие сделки отслеживают налоговики на проверках 2017

Инспекторы отслеживают цепочки «однодневка - транзитер - покупатель» каждый квартал. Их суть в следующем. Покупатель- выгодоприобретатель - это компания, которая пытается получить незаконный вычет НДС. Транзитер - это поставщик выгодоприобретателя. Он отражает в декларации значительные обороты, но сумма налога минимальна за счет высокой доли вычетов. Транзитера ставят в цепочку, чтобы непосредственным контрагентом компании не был поставщик-однодневка. Она не отчитывается по НДС или сдает нулевую декларацию.

Из-за этого проверочная программа налоговиков выдает расхождения. Инспекторы запрашивают пояснения, поставщики-однодневки подают уточненки с НДС к уплате в той сумме, которую покупатель поставил к вычету. Но по факту ничего не перечисляют. Компании думают, что на этом все заканчивается, ведь расхождений больше нет. А инспекторы начинают тщательную проверку (подробно на схеме ниже). В документах контрагентов они находят и другие неувязки, которые дополнительно подтверждают незаконность вычетов (см. таблицу).

Важные цифры по выездным налоговым проверкам в 2017 году

Когда возбуждают уголовные дела

Многие думают, что инспекторы приходят с полицией, только когда нарушений достаточно, чтобы возбудить уголовное дело за неуплату налогов. То есть когда недоимка превышает 5 млн руб. за три года подряд при условии, что недоимка больше 25 процентов от общей суммы налогов. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 млн руб. (). Это заблуждение.

Налоговики назначат выездную проверку с полицией, если увидят, что компания хотя бы два раза участвовала в схемах с однодневками. Следовательно, риск совместной проверки слишком высок, если компания в двух кварталах заявляла в декларации сомнительные, по мнению инспектора, вычеты. Особенно если речь идет о миллионах.

Что смогут сделать полицейские

Проверка с полицией опасна по двум причинам. Во-первых, на таких проверках налоговики доначисляют на 75 процентов больше, чем на обычной ревизии. За девять месяцев 2016 года средняя цена проверки с полицией составляет 25,4 млн руб. А обычной выездной - в среднем 14,6 млн руб.

Во-вторых, полиция эффективнее, чем налоговики, разыскивает директоров и учредителей однодневок, проводит допросы и выемку документов, печатей, флешек с данными серой бухгалтерии и т.д. Часто директор контрагента говорит налоговикам, что руководит компанией. А когда за него берется полиция, то отрицает и отказывается от всех сделок. Бывало, к примеру, номинальный директор признавался, что представитель компании пообещал ему вознаграждение или сказал, что достаточно заверить заявление о том, что он подписывал накладные, и налоговики больше не будут его беспокоить (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2016 г. № Ф05-7588/2016).

Дополнительные мероприятия налогового контроля (статья 101 НК РФ)

Как на налоговых проверках распознают схему

Ошибка Как ошибка помогла налоговикам
Накладные противоречат актам приемки-сдачи работ В накладных на передачу материалов субподрядчику указали дату позже даты акта сдачи готового объекта заказчику (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2016 г. № 09АП-41557/2016).
Накладные не соответствуют технике компании В накладных указан большой вес и объем товаров. Однако ни у компании, ни у контрагента нет техники и оборудования для погрузки и разгрузки таких товаров. Кроме того, масса перевозимого груза превышает допустимую по ПТС (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2016 г. № Ф08-551/2016).
Ответы заказчика расходятся с документами генподрядчика Генподрядчик списал на расходы стоимость работ по договорам субподряда. Но заказчик сообщил, что допуск на объект предоставлял только работникам генподрядчика ().
По документам склад использует поставщик, а по факту - другая компания Налоговики осмотрели склад, на аренду которого у поставщика был договор. На складе налоговики обнаружили только картонные коробки, на которых грузополучателем указана другая организация, и распечатку письма менеджера еще одной сторонней компании (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2016 г. № Ф05-15548/2016).
Работники подрядчика должны были выезжать на объект, но командировочных расходов нет По документам подрядчик проводил монтажные работы в другом регионе, однако билеты для работников не приобретал и другие командировочные расходы не оплачивал (решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2016 г. № А40-216329/15-108-1761).
Один договор есть в разных вариантах У налоговиков оказалось два варианта одного договора с контрагентом: один подписал директор, другой - его зам ().

У полицейских есть и особые методы - они могут прослушивать телефоны. Если возбудят уголовное дело, то возможен обыск. При обыске следователь вправе запретить работникам общаться и перемещаться по офису.

Еще полицейские нередко участвуют в суде по доверенности от инспекции, если компания оспаривает доначисления. Налоговики говорят, что участие полиции усиливает их позицию и помогает выигрывать споры. При этом судьи ВАС разрешили налоговикам использовать материалы, полученные полицией (п. 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Поэтому судьи принимают в качестве доказательства опросы директоров, учредителей, которые провела полиция (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2016 г. № А40-49897/16-115-424).

Как налоговики проверяют участников схемы

Сколько в среднем инспекторы доначисляют на выездной проверке с полицией (данные за девять месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ

Средняя цена выездной налоговой проверки с полицией (руб.)

г. Москва

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Санкт-Петербург

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область и Ненецкий автономный округ

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

- (проверок с полицией не было)

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Башкортостан

Республика Марий-Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Пермский край

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Ямало-Ненецкий автономный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Забайкальский край

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Можно ли избежать выездных налоговых проверок

Аналитический доклад ИКСИ об основных итогах налоговых проверок банков, компаний и индивидуальных предпринимателей в регионах РФ за I квартал 2017 г.

В I квартале 2017 г. на фоне сокращения налоговой задолженности во многих регионах России наблюдался рост объемов доначислений по итогам налоговых проверок компаний, индивидуальных предпринимателей и банков

Последние данные ФНС об итогах налогового контроля демонстрируют, что в I квартале 2017 г. началось сокращение налоговой задолженности. По состоянию на 1 апреля ее суммарный объем (включая недоимку по налогам и сборам, а также пени и штрафы) составил 1081,1 млрд. руб., что на 21,7% ниже, чем в начале 2017 г. Для сравнения, во второй половине 2016 г., напротив, наблюдался рост налоговой задолженности.

Снижение налоговой задолженности в значительной степени связано с активизацией работы налоговых органов в отношении т.н. «контрольной работы» – проведения проверок, а также действий по обеспечению взыскания необходимых сумм. Вместе с тем, данные о налоговых проверках в региональном разрезе показывают, что в регионах России сохраняются значительные различия в масштабах этой деятельности. Наиболее «жестким» подходом к налоговому контролю, характеризующемуся значительным ростом доначислений, отличились налоговые органы регионов Уральского ФО, а наименее «жестким» – налоговые органы Северо-Кавказского ФО.

Основные характеристики налоговых проверок

Основная тенденция I квартала 2017 г. в части камеральных проверок (проводимых налоговыми органами без выезда к налогоплательщику) – это резкое увеличение количества проверок и одновременное снижение сумм доначислений по итогам этих проверок (таблица). В целом по стране число камеральных проверок за I квартал превысило 10,6 млн., хотя в аналогичных периодах 2015 и 2016 гг. их число составляло 6,7-6,8 млн. Лишь небольшая часть этих проверок приводит к выявлению нарушений (по данным ФНС, нарушения были выявлены только в 6,5% случаев), поэтому объемы доначислений по итогам этих проверок, как правило, невелики.

Совершенно иная ситуация сложилась с выездными налоговыми проверками. Число этих проверок в I квартале 2017 г. продолжило сокращаться и составило только 5572 шт. (на 20% меньше показателя аналогичного периода прошлого года). При этом доля таких проверок, заканчивающихся доначислениями для налогоплательщиков, чрезвычайно высока (в последние годы она находится на уровне 99%), а средний объем доначислений в расчете на 1 проверку исчисляется десятками миллионов рублей (например, в I квартале 2017 г. он составил 17,0 млн. руб.).

Отдельное направление налогового контроля представляет собой контроль банков (в части перечисления ими налогов в бюджет, исполнения требований налоговых органов в отношении счетов клиентов и т.д.), по итогам которого на банки могут быть наложены штрафы и начислены пени. В последнее время происходит рост этих сумм. Например, в I квартале 2017 г. общая сумма таких начислений достигла 27,6 млрд. руб., что на 26% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

Камеральные проверки в регионах

Наибольшее число камеральных проверок традиционно относится к крупнейшим в экономическом смысле регионам РФ. Например, на долю Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Краснодарского края и Свердловской области приходится около 30% камеральных проверок. В I квартале 2017 г. рост числа проверок в этих регионах составил 50-60% по сравнению с I кварталом 2016 г. При этом в отдельных регионах число проверок выросло в значительно большей степени. Например, в Республике Крым оно увеличилось в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, в Севастополе – почти в 2 раза, в Калининградской и Архангельской областях – более чем на 80%. Наименьшие темпы роста числа таких проверок были характерны для регионов Северо-Кавказского ФО, однако и в них число проверок выросло на 35% (рисунок 1).

Несмотря на общее снижение объемов доначислений налогоплательщикам по итогам I квартала 2017 г., в 48 регионах доначисления, напротив, выросли. В наибольшей степени это относится к регионам Уральского ФО, где темпы роста доначислений по сравнению с I кварталом 2016 г. составили 40,9%. Наиболее высокие темпы роста доначислений по итогам камеральных проверок наблюдались в Ямало-Ненецком АО (в 3,3 раза) и Челябинской области (в 2,3 раза). Кроме того, высокие темпы роста доначислений были характерны для Сибирского (на 30,4%) и Дальневосточного ФО (на 23,5%) (рисунок 2). Среди сибирских регионов следует отметить рост доначислений по камеральным проверкам в Кемеровской (в 2,4 раза), Иркутской (в 2,3 раза) и Новосибирской областях (на 89,3%). Обращает на себя внимание резкий рост доначислений в Республике Хакасия, где годом ранее доначисления составляли только 6 млн. руб., а в I квартале 2017 г. – увеличились до 82,2 млн. руб.

Резкий рост доначислений также наблюдался в ряде крупнейших регионов, включая Москву (доначисления выросли на 50,8%), Краснодарский край (на 77,4%) и Свердловскую область (на 5,5%). В результате, на три этих региона пришлось почти 40% средств, доначисленных в стране по итогам камеральных проверок.

Выездные проверки в регионах

В большинстве регионов России в I квартале 2017 г. число выездных проверок было ниже, чем годом ранее. Однако в ряде регионов, а также в межрегиональных инспекциях, обслуживающих крупнейших налогоплательщиков, их число все же увеличилось. Значительный рост числа проверок наблюдался в частности в Санкт-Петербурге (на 31,8%), в Амурской (на 21,3%), Челябинской (на 18,1%) и Ярославской областях (на 17,3%). Межрегиональные инспекции тоже значительно увеличили число проверок крупнейших налогоплательщиков: в среднем по 9 таким инспекциям число выездных проверок выросло на 31,0%. При этом, как и в случае с камеральными проверками, около 30% выездных проверок в стране приходится на 5 крупных регионов: Москву, Московскую, Самарскую и Свердловскую области и Краснодарский край.

В 70 регионах РФ (а также в 8 из 9 межрегиональных инспекций) 100% выездных проверок в I квартале 2017 г. закончились доначислением сумм налогов и сборов, пеней и штрафов. При этом только в 10 субъектах РФ этот показатель составил менее 99% (Бурятия и Кабардино-Балкарская республики, Алтайский край, Курганская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская и Омская области, а также Москва и Санкт-Петербург). Самый низкий среди субъектов РФ показатель доли проверок, по итогам которых были сделаны доначисления, был в Новосибирской области (94,7%).

По объемам доначислений, сделанных налоговыми органами по итогам выездных проверок, наблюдаются значительные отличия между регионами. Как и ранее, в I квартале 2017 г. на уровне регионов сохранилась высокая концентрация объемов доначислений: 32,4% суммарных доначислений пришлось на Москву, при этом аналогичная доля для Московской области и Санкт-Петербурга, находящихся на 2-м и 3-м местах по данному показателю, составляла 5,7% и 5,0% соответственно.

По сравнению с I кварталом прошлого года, наибольший рост доначислений по итогам выездных проверок наблюдался в регионах Уральского ФО (рост на 64,2%), а наибольшее падение – в регионах Дальневосточного ФО (-54,8%). В Уральском федеральном округе значительный рост доначислений по выездным проверкам наблюдался в ЯНАО (в 2,6 раза), в Челябинской области (на 88,6%) и в Тюменской области (на 60,1%). На Дальнем Востоке снижение доначислений в основном связано с Сахалинской областью, где в I квартале 2016 г. выездные проверки привели к доначислению 2,9 млрд. руб. (это составляло более половины доначислений, сделанных в то время во всем Дальневосточном ФО).

Значительные отличия между регионами сохраняются также и в отношении средних сумм доначислений в расчете на 1 проверку. В I квартале 2017 г. рекордно высокими были доначисления, сделанные межрегиональной инспекцией №2: в среднем на 1 проверку они достигли 718,5 млн. руб. Среди налоговых проверок, не относящихся к крупнейшим налогоплательщикам, своеобразное «лидерство» принадлежит ЯНАО, Санкт-Петербургу и Москве со средними объемами доначислений 50-60 млн. руб. на 1 выездную проверку. При этом в 18 субъектах РФ доначисления составляют менее 5 млн. руб. на 1 проверку. В основном это регионы Сибирского, Дальневосточного и Северо-Кавказского ФО.

Проверки ИП и банков

Следует отметить, что большинство выездных проверок (как по числу, так и по сумме доначислений) относятся к организациям, а на проверки индивидуальных предпринимателей в целом по РФ приходится около 10% общего количества выездных проверок. Однако в ряде регионов (не являющихся при этом крупнейшими ни по числу проверок, ни по объему доначислений) к значительным суммам выплат в I квартале 2017 г. привели проверки ИП и лиц, занимающихся частной практикой.

Так, в 8 субъектах РФ (Архангельская область и Ненецкий АО, Курская, Московская, Кемеровская, Пензенская, Волгоградская, Омская и Брянская области) в среднем на 1 проверку ИП и лиц, занимающихся частной практикой, приходилось от 10 до 30 млн. руб. доначислений. Всего в этих регионах в I квартале 2017 г. было проведено 53 таких проверки, и все они завершились доначислением данных сумм. Объем средств, доначисленных по результатам проверки ИП, в расчете на 1 выездную проверку оказывается сопоставим или даже превосходит объем доначислений для более крупных организаций.

Объемы штрафов и пеней, накладываемых налоговыми органами на банки по итогам проверок исполнения требований, также существенно отличается по регионам РФ. В I квартале 2017 г. треть таких штрафов и пеней, начисленных банкам, приходилась на Москву и Московскую область (9,1 млрд. руб.). При этом в 26 регионах (как правило, это регионы с низким уровнем развития банковской системы) суммы штрафов и пеней для банков составляли менее 100 млн. руб. Важно отметить, что для подавляющего большинства регионов было характерно увеличение сумм этих начислений по сравнению с I кварталом 2016 г., что говорит об усилении контроля за банками. Только в 12 регионах объемы начислений пеней и штрафов для банков снизились. При этом в ряде регионов суммы пеней и штрафов выросли в значительных масштабах. Например, в Москве эти суммы увеличились на 55,8%, в Санкт-Петербурге – на 48,4%, Калининградской области – на 90,0%, а в Крыму, Севастополе и Ульяновской области наблюдался более чем двукратный рост пеней и штрафов для банков.

Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):

  • наименование организации или ФИО ИП;
  • месяц проверки;
  • наименование органа государственного контроля или надзора;
  • адрес проверяемого объекта.

Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).

Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.

Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.

Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12 .

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете. В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств. График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок , опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Дата публикации: 27.01.2017 04:54 (архив)

Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.

Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.

Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.

За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).

Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.

Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

Поделиться