Дайте определение что такое долг.  Долг это что такое Долг: определение — Психология.НЭС. Почему долг платежом красен

Гражданские, семейные, хозяйственные и множество других правоотношений влекут финансовые обязательства. Их возникновение и нарушение порождает такие понятия как долг и задолженность. Несмотря на смысловую схожесть, эти термины имеют два разных значения.

Понятие и признаки текущего обязательства

Заключение кредитного договора, лизинг, оформление ссуды предполагают, что заемщик одалживает средства и обязуется их своевременно вернуть с соблюдением согласованных условий. Это долг, то есть текущее обязательство по возврату полученных имущественных или денежных активов. Значение термина только подтверждает юридический факт, но не подразумевает, что договоренность нарушена или не соблюдается.

Основания возникновения:

  • Обоюдная договоренность – контракты, кредиты, займы;
  • Законные основания – алименты, штрафы, судебное решение, налоги.

Другими словами понятие трактуется, как обязанность заплатить что-либо в установленный срок на оговоренных или закрепленных законодательно условиях в строгом соответствии с порядком оплаты.

Нарушение договоренностей

Задолженность – это несвоевременно выполненное или проигнорированное обязательство, то есть сумма денег, подлежащая оплате для того, чтоб долг был покрыт.

Признаки:

  • Это не текущая обязанность по оплате, а ее нарушение;
  • Применяется для юридических и физических лиц (кредиторская и дебиторская задолженности);
  • Предусмотрена юридическая ответственность.

Примеры – неуплата налогов, уклонение от алиментов, отсутствие платежей по кредиту.

Задолженность всегда выражается в денежной сумме. Для защиты своих интересов займодатель имеет право обратиться в суд, что означает вероятность взыскания не только основной суммы, но и начисления штрафных санкций в виде пени, процентов и упущенной выгоды.

Вы или ваши знакомые, друзья, родственники наверняка использовали когда-либо в своей речи такие словосочетания, как «моральный долг», «я буду должен», «возвращать долги» и т. д. А вы не задумывались, что такое долг? В каком эквиваленте он может измеряться?

Определение слова «долг»

Данное слово может пониматься как в прямом значении, так и в переносном:

    Прямое значение. Долг — это что-то (чаще всего речь идет о деньгах) взятое взаймы, то есть подлежащее возврату через оговоренный срок. Например, займы у друзей или банка, кредиты — все то, что человек обязан вернуть.

    Переносное значение. Долг — обязанность человека перед кем-то или чем-то. Причем человека не заставляют выполнить эту обязанность, внутренний зов побуждает его поступить именно так. Обычно в этом смысле понятие, слово «долг» связано с патриотизмом, честью и т. п.

Этимология слова «долг»

Относительно этого слова единого мнения не существует, а потому лингвисты не решаются сказать наверняка, откуда взялось слово «долг». Существует два наиболее вероятных предположения возникновения рассматриваемого в данной статье слова:

    Оно пришло из готского наречия, имеющего похожее слово - dulgs, которое обозначает то же, что и русское «долг».

    Слово «долг» произошло на Руси от слова «долгий». Обычно займы берут на продолжительное время, соответственно, долго ждут, а потому занимаемые суммы, подлежащие возврату, прозвали долгами.

Что такое «долг» как часть речи?

В русском языке множество частей речи: имя прилагательное, глагол, имя существительное, наречие, имя числительное, местоимение, причастие, деепричастие, а также союзы, частицы, междометия, предлоги.

Чтобы определить, к какой части речи относится выбранное слово, следует подобрать к нему вопрос. В данном случае к слову «долг» уместен вопрос «что?». Таким образом, легко догадаться, что перед вами - имя существительное.

Какие можно допустить ошибки в слове «долг»

Разбираемое в данной статье слово практически не вызывает сомнений, потому как состоит всего из четырех букв и только одного слога. Однако буква «г», что находится в самом конце слова, при произношении слышится как «к». Это может продемонстрировать транскрипция слова: [долк].

Чтобы проверить сомнительную букву, следует подобрать такое слово, в котором она будет отчетлива слышаться. Если это безударный гласный, то проверочное слово должно быть таким, в котором звук в этой позиции находится под ударением. Если же, как в данном случае, «проблемная» согласная, ищите вариант, где после нее будет стоять гласная.

Букву «г», при написании которой возможны ошибки, легко проверить, поставив «долг» в форму множественного числа: долГи . Таким образом, правильно писать разбираемое в данной статье слово с буквой «г» в конце.

Синоним

Нередко бывает такое, что какое-то слово следует заменить другим, схожим по смыслу. Чаще всего это необходимо при написании информационного материала. Например, такого, как сейчас перед вами.

Замена слов синонимами нужна для того, чтобы текст получился более выразительным, интересным и ни в коем случае не однообразным. А также синонимы способствуют тому, чтобы информация была представлена наиболее понятно, а само слово не «приедалось» по мере чтения.

Итак, вы уже знаете, что слово «долг» может быть представлено в двух значениях. А потому в зависимости от необходимого вам контекста используйте слова, подходящие по смыслу. К слову «долг» синонимами могут быть: займ, кредит, одолжение, обязанность, призвание, «хвост», повинность, бремя.

Антоним

Помните, на уроках русского языка вы изучали такое понятие, как антонимы? Сможете ли сейчас подобрать его к разбираемому в данной статье слову?

Если вы забыли, что такое антоним, не беда. Антонимы - слова, имеющие противоположное значение. Например, белое — черное, слабость — сила, глупый — умный, веселый — грустный, бежать — стоять и т. п.

Имеет ли слово «долг» противоположное значение? На самом деле подобрать такое довольно-таки сложно. Прямого антонима к слову «долг» нет. Зато есть косвенные: подарок, взятка, дар, свобода.

Так понятнее?

Что такое долг простыми словами? В статье представлены максимально понятные определения разбираемого слова. Однако они взяты из словарей, а значит, могут быть несколько мудрёными. Поэтому, если вы все еще не разобрались, что же обозначает слово «долг», прочтите данный раздел.

Итак, самое главное значение слова «долг» — это обязанность. Но чему или кому обязан человек? И как этот долг следует отплатить?

Для начала необходимо пояснить, что долг может быть материальным и нравственным.

Первый — это все то, что человек занимает и обязуется отдать. Чаще всего, в таких случаях существует некий договор о займе и последующем возврате. В нем оговаривается предмет или сумма, которые берутся взаймы, срок, на который они даются в долг и возможные проценты (могут налагаться на срок выплаты или же в случае неуплаты вовремя, хотя бывают и оба варианта).

Такой договор может быть устным, если люди хорошо друг друга знают. Или же письменным — долговая расписка, договор займа. Оформляется том случае, если долг берется у незнакомых людей, в банке, или представляет собой сумму, образовавшуюся в случае, например, проигрыша в карты.

Второй — нравственный долг. Существует несколько его разновидностей:

    Перед людьми — уважать права и свободу окружающих, не мешать их существованию, не причинять им вреда.

    Перед государством — охранять, оберегать и защищать свою страну, свое отечество, нести свою службу с честью и достоинством.

    Перед Богом — выполнять заповеди Божьи, быть благочестивым христианином, ставить превыше всего свой моральный и нравственный долг перед людьми и страной.

Эти нравственные обязанности нередко соперничают между собой, в результате человека терзают муки совести. В идеале следует пытаться совместить разное значение слова «долг» в единое стремление.

Каким может быть долг?

Что такое долг, было подробно освещено выше. Но по-прежнему осталось непонятным, каким все-таки он бывает:

    Перед людьми - общественным, супружеским, карточным, игорным, сыновним, отцовским, материнским, дочерним, родительским, семейным, врачебным, родственным, человеческим и т. п.

    Перед государством - гражданским, служебным, воинским, патриотическим, солдатским, национальным, рыцарским и т. п.

    Перед собой - моральным, личным, нравственным, собственным, мужским и т. п.

    Перед Богом - священным, святым, христианским, религиозным и т. п.

Почему долг платежом красен?

Приходилось ли вам слышать когда-либо пословицу «долг платежом красен»? Как вы думаете, что она означает?

Вполне возможно, что речь в ней идет о том, что одалживать какую-либо сумму в долг — это хорошо и очень приятно, ведь потом она к вам вернется. А кто не любит получать деньги?! Пусть и свои, пусть и обратно...

Однако каждая пословица, поговорка, присказка русского языка несет в себе огромный смысл, который копился и проверялся множеством поколений, а со временем сформировывался в определенную фразу. Исходя из этого, следует, что на самом деле у пословицы «долг платежом красен» должен быть другой, более глубокий смысл. Как вы считаете, какой?

Данная пословица выражает многовековую народную мудрость о том, как важно человеку вовремя отдавать свои долги. И это не пустые слова, а рекомендация. Ее следует выполнять для того, чтобы избежать негативных последствий, которые непременно настигнут, если человек не рассчитается с долгами в нужный срок.

Экстрасенсы, маги и другие представители всевозможных мистических учений нередко используют такое понятие, как карма. Неуплаченный долг, что повисает как на самом человеке, так и на всем его роду, проделывает огромную брешь на его карме. И со временем у человека или его потомков может развиться какая-нибудь болезнь, вполне возможно, что и смертельная.

Почему так происходит? Причина довольно проста. Человек не хочет возвращать долг из-за своей жадности, скупости, душевной черствости и отсутствия чести. Ведь при наличии реальной причины, по которой нет возможности рассчитаться с долгами (например, действительно нет денег, сидит на паперти), он может попросить о переносе даты возврата. В большинстве случаев ему пойдут навстречу или предложат другой вариант погашения.

Но все равно тянуть с возвратом долга крайне не рекомендуется. Ведь астрологи утверждают, что каждому человеку необходимо рассчитаться со всеми своими долгами (как духовными — обещаниями, так и материальными — деньгами) до наступления следующего года.

Вот что такое долг и почему он платежом красен.

Почему друзьям лучше не давать в долг?

Пословиц со словом «долг» существует огромное количество. Но есть одна из них, которая многим людям не дает покоя. Она гласит: «Хочешь потерять друга — дай ему в долг». Почему так говорят?

Все довольно просто, и ответ, можно сказать, лежит прямо на поверхности. Знакомым, друзьям, родственникам нецелесообразно давать деньги в долг, потому что очень велика вероятность того, что обратно вы ничего не получите. Ведь с незнакомого человека их можно вытребовать, а другу или родственнику и напоминать лишний раз неудобно. Получается, что придется свое же клянчить и выпрашивать. Неприятная ситуация.

Не зря в русском языке существует еще одна пословица: «Дать другу в долг, а у недруга самому взять». То есть, если ваш друг долг не вернет долг, отношения с ним испортятся, и «выбивать» свои деньги вам придется уже у недруга.

Цицерон о долге — мудрость на века

Марк Туллий Цицерон — древнеримский философ, оратор и политический деятель — сказал однажды: «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга». Перестаньте читать и на миг задумайтесь, какой смысл заложен в этих словах.

Пожалуй, главная мысль, которую стремился донести до своих сограждан и будущих потомков Цицерон, заключается в том, что человек может получить истинное удовольствие от жизни, только принося радость другим.

Это вовсе не значит, что он должен во всем себя ущемлять или идти против своих принципов ради желаний другого человека. Есть такое понятие, как «благо всего человечества». Оно подразумевает деятельность, поведение, которые помогут жителям всей Земли стать лучше, сильнее, счастливее и богаче духовно.

Именно этому учат людей и другие учения. Не только божественные заповеди, представленные в Библии, но и юридический закон также призывает жить не для себя, убивая, грабя, потворствуя низменным желаниям, а для других. Вспомните, ни один богатей, получавший от жизни все, что ему заблагорассудится, не остался в веках. О нем со временем забыли. А великие ученые, военные или политические деятели, писатели, актеры, а также многие другие люди, что жили не только для себя, но и для других, до сих пор в большом почете у граждан. Многие даже были причислены к лику святых, именно к ним обращаются в трудные жизненные моменты, их просят о помощи и благословении.

Вот вы и узнали, что означает слово «долг», а также почему так важно отдавать долги вовремя. Теперь не только сможете использовать слово грамотно, но и жить начнете лучше. Ведь вы узнали мудрость, пронесенную через века.

В современном обществе часто можно услышать слово «долг». Но не все знают его истинное понятие и предназначение. В статье рассмотрим сущность долга, какие стороны наука предлагает различать в нем. Также разберемся, что такое профессиональный долг и обязанность перед Родиной.

Долгом принято называть добровольно принимаемое человеком обязательство, которое исходит «от души». Если у личности присутствует чувство долга, то ее уважают в обществе, восхваляют. Именно оно позволяет людям совершать великие поступки.

Долг является многогранным понятием. Так, в каждой сфере жизни ему присущи свои особенности. Например, долг можно рассматривать как финансовые обязательства между людьми. В этом случае проявляется сущность, которая обязывает человека отдавать заемные средства, совершать сделки и вести деловые переговоры. Подобные обязательства, как правило, оформляются письменными документами и имеют юридическую силу.

Какие стороны предлагает наука различать в долге? Здесь рассматриваются две стороны: общественный и моральный долг, которые будут рассмотрены ниже. Долгом также можно считать обязательства группы людей. Например, перед другими субъектами или Богом.

Исполнение долга контролируется, с одной стороны, совестью и, с другой стороны, общественным мнением.

Моральный долг

Чаще всего понятие долга рассматривается как нравственное обязательство человека. То есть когда он принимает культурные нормы общества и ставит перед собой задачу их выполнения.

Что такое Это такие обязательства, которые человек предъявляет сам к себе без посторонней помощи и принуждения. Это происходит по внутреннему побуждению, добровольно и бескорыстно.

Выполнение морального долга считается самой сложной задачей. Ведь человек не знает конкретных правил его исполнения. Он постоянно сталкивается с внутренними противоречиями, сомнениями и конфликтами. Также присутствует обычный страх, свойственный каждому. Преодоление всех препятствий позволяет человеку совершать обдуманные и осознанные поступки.

Общественный долг

На протяжении всей своей жизни человек связан общественными отношениями с другими людьми. Сначала это взаимодействие проявляется в семье, потом в садике, школе, высшем учебном заведении и так далее. Это значит, что человек имеет обязанности перед каждой окружающей его личностью, а также несет ответственность за свои действия.

Одной из сторон, какие наука предлагает различать в долге, является общественный долг. Он рассматривается как объективная обязанность, то есть то, что человек может выполнить. Например, обязанности на работе, дома. В эту категорию также включают долг перед природой и самим собой.

Выполнение общественного долга позволяет развиваться всему социуму. Отношения между людьми контролируются законодательством, которое выступает как принуждение в случаях невыполнения долга человеком.

Профессиональный долг

Это категория этики, и проявляется в отношении человека к своему труду. Чувство такого долга формируется на основании необходимости согласования потребностей отдельной личности и общественных обязанностей. То есть, с одной стороны человек, который стремится зарабатывать для удовлетворения своих нужд, а с другой - работа, выполнение которой необходимо для развития общества.

Профессиональный долг предполагает, что человек будет использовать все свои возможности для развития города или страны. Для этого личность должна постоянно совершенствовать свои навыки и умения, соблюдать традиции и расширять свои связи в обществе.

Если человек обладает профессиональным долгом, то он обязательно добивается высокого профессионального роста.

Патриотический долг

Когда человек задумывается о долге перед Родиной, то он сравнивает понятия «государство» и «родина». С государством люди обычно соблюдают формальные отношения, которые регламентируются правовыми актами и устанавливают порядок всего происходящего. В этом случае человек обязан выплачивать налоги и соблюдать установленные требования. Аппарат власти, в свою очередь, также берет на себя обязательства, которые прописаны в конституции.

Родина выступает в качестве той территории, на которой растет человек, со всеми особенностями и качествами ее природы. Выполнение призвания перед Родиной является частью моральной обязанности - одной из сторон, какие наука предлагает различать в долге. В этом случае человек ощущает необходимость защищать и беречь родные земли, совершать поступки для сохранения природы.

Можно сказать, что понятие долга для каждого человека субъективно. Многое зависит от воспитания и привитых в детстве качеств. Например, некоторые люди считают необязательным следование законодательству, а другие принимают своим долгом посещение церкви по воскресеньям, участие в благотворительности.

ДОЛГ

(греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere) - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную , выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Д. воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями; « » говорит о том, что (какое действие) совершается, а понятие Д. - о том, почему совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Д. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную , является для субъекта личностно значимым.
Рус. «Д.» имеет еще второй (то, что взято взаймы и необходимо вернуть, гл.обр. деньги). Значение Д., в смысле отношений заимодавца и должника, позволяет вскрыть исторические корни и социально-коммуникативный его морального значения. По крайней мере, отчасти «в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий « », « », «долг», «священность долга» (Ф. Ницше). Долговые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идет о такой безусловности, которая не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального Д.
Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Китиона выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть нравственно должного, его ; само нравственно должное в этом случае выступает как поступков, неприродная . Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве Д., обязанностей. Цицерон трансформировал учение о Д. т.о., что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Его кн. «Об обязанностях» и содержательно, и терминологически стала своего рода каноном философско-культурологических рассуждений о Д. вплоть до И. Канта.
Учение Цицерона о Д. заимствовал Амбросий Медиоланский и перенес его на средневековую почву. В Новое понятие Д. осмысливается в рамках концепции естественного права. Д. Юм пишет, что «у нас нет иных мотивов исполнять обещания, кроме долга». По Т. Гоббсу, как невозможен в том случае, если противоречит тому, что он утверждал раньше, так и общественная невозможна, если человек произвольно разрушает то, что раньше добровольно сделал; то, что в схоластических спорах именуется абсурдом, в мирских спорах именуется несправедливостью, неправомерностью, нарушением Д. Контрактная Д., согласно которой сама процедура соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам соглашения, вполне логично выводится из социально-договорной теории общества и гос-ва, но в самой этой теории, как она воплотилась в творчестве философов Нового времени, мыслящих еще онтологично и полных пафоса истины и блага, была только намечена в общих чертах. Контрактная версия Д. стала основой самостоятельной теории в наши дни в рамках т.н. дискурсивной этики (К.О. Апель, Ю. Хабермас).
Наиболее развитую теорию Д. предложил Кант.
Т.к., считает Кант, выступает в форме категорического императива, безусловного принуждения к поступку, то единственным субъективным основанием, благодаря которому он приобретает действенность и становится человеческим нравственным законом, является Д. Д. есть принуждение к поступку нравственным законом. Д. дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Д. не отменяет прочие максимы, которые все можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с т.зр. соответствия критерию общезначимости и в случае положительного результата выступает их нравственной санкцией, которая является дополнением и усилением этих . Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить себе на , совершил бы он соответствующий также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д.: «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону». Последующие размышления о Д. были формой смягчения этического ригоризма Канта (в школах неокантианства) или его критики (почти во всех последующих оригинальных этических системах).
Современная , которую принято называть постклассической, в этическом аспекте в целом характеризуется антинормативизмом. Это обнаруживается, в частности, в критике императивной формы морали, снижения ценностного статуса Д. и его смещении на периферию моральной жизни. Понятие Д., его и в особенности , остаются для филос. этики открытой проблемой.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

категория этики, в которой выражается нравств. задача отд. индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм) . В истории нравств, сознания человечества Д. толковалось различно, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху; оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему общечеловеч. содержанию понятие Д. включает в себя выполнение ряда исторически выработанных «простейших правил человеч. общежития». Что касается природы Д., то данная всегда была ареной столкновения различных школ и направлений фи-лос. этики. Основания Д. связывались с той или иной формой толкования нравств. необходимости (исполнения божеств. велений, к.л. космич. или потусторонних законов, офиц. или неофиц. обществ. установлений, самоосуществления внутр. потенций личности и т. д.) . В марксистской этике моральный Д. рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историч. происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют и меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В Д., т. о. , выражается нравств. специфика социально-идейной позиции личности во отношению к создавшейся обществ. ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т. п., внутр. убеждений и способов их реализации.

В коммунистической нравственности Д. человека осмысляется прежде всего в плане борьбы за уничтожение эксплуатации и построение социализма и коммунизма.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь является «материалом исполнения долга», есть только одна – долг. Единственно верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Для большинства школ совр. бурж. этики, особенно для прагматизма, экзистенциализма, гедонизма характерен полный этич. , доходящий до отрицания Д. "Чувство долга, – пишет т. В. Смит, – это последний молчаливый свидетель прошлого, и чем скорее мы преодолеем и забудем его, тем лучше" ("Encyclopaedia of the Social Sciences", v. 5–6, N. Y., 1950, p. 294). Различные школы позитивистской этики сводят проблему Д. к логич. анализу, к выяснению соотношения суждений факта и долженствования; им совершенно безразлично фактич. содержание человеч. поведения. Так, представители школы этич. интуитивизма доказывают, что Д. самоочевиден, не выводим, не основывается на социальных потребностях и внеисторичен. Другая школа в совр. бурж. этике – – утверждает, что чувство Д. – лишь выражение нашей склонности, психологич. "настройки"; оно не отражает никакого объективного содержания. Суждения, в к-рых формулируется Д., безосновательны, произвольны и даже бессмысленны. Вместе с тем бурж. мораль сохраняет и использует в целях укрепления бурж. порядков религ. мораль с ее понятием Д. перед богом. Так, совр. протестантская доказывает, что Д. абсолютен, т.к. диктуется сверхразумным авторитетом – богом и вместе с тем относителен, т.к. истинен только для данного человека и только в данный и не может быть всеобщей нормой для всех людей. Эклектически соединяя абсолютизма, свойственного интуитивистам, и элементы релятивизма, характерного для эмотивистов, протестанты-теологи обосновывают "сверхразумность" норм бурж. нравственности и оправдывают моральную беспринципность буржуазии. Существенный вклад в разработку Д. внесли рус. революц. демократы. Выводя Д. из назревших потребностей революц. борьбы за интересы нар. масс против крепостничества и самодержавия, они в то же время видели в Д. выражение внутр. потребностей и стремлений человека. "...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным, – писал Н. А. Добролюбов, – кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжёлое иго, как "нравственные вериги", а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно – необходимы, но и доставляли внутреннее " (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 213).

Воспитываемое Коммунистической партией сознание и чувство Д. перед обществом является одной из важнейших моральных сил, побуждающих сов. людей добросовестно трудиться на благо народа. Сознание Д. сов людей проявляется в движении за коммунистич. труд, в борьбе за технич. нар. х-ва, за дальнейший расцвет культуры и благосостояния народа. По мере успешного продвижения к коммунизму и перерастания социалистич. государственности в обществ. коммунистич. самоуправление сознание и чувство Д. будет играть в поведении членов общества все более важную роль. В коммунистич. обществе люди будут выполнять свои нравств. обязанности сознательно и по привычке.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235–36; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Программа КПСС, М., 1961; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1958; Глущенко М. Г., Общественный долг советского человека, Киев, 1953 (Автореф. канд. дисс.); Кон И. С., Марксистская и проблема долга, "Вопр. философии", 1954, No 3; Шишкин Α., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 144–99; его же, Из истории этических учений, М., 1959 (см. Предм. указатель); Подберезин И. М., Мотивы долга и моральной ответственности в оценке поступков школьниками, "Уч. зап. Сев.-Осетинского Гос. пед. ин-та", Орджоникидзе, 1956, вып. 20; Морозов В. И., Проблема воинского долга в марксистской этике, М., 1956 (Автореф. канд. дисс); Ρазмустов Б. Α., Проблема долга в этике М. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, "Тр. Воронежского ун-та", 1957, т. 60, вып. 1; Дробницкий О. Г., К вопросу о категории долга в марксистской этике, "Философские науки", 1960, No 3; Кант И., Критика практического разума, пер. , СПБ, 1897, § 7–8; Смайльс С., Долг, СПБ, 1904; Гюйо Ж. М., Нравственность без обязательства и без санкции, пер. с франц., М., 1923; Гольбах П.А., Система природы, пер. [с франц.], М., 1940; Wendt H., Die sittliche Pflicht, Gött., 1916; Ross W. D, The right and the good, Oxf., 1930; Ayer A. J., Philosophical essays, L.– N. Y., 1954.

О. Дробницкий, В. Морозов. Москва.

И. Кон. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДОЛГ (греч. δέον, лат. officium, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; франЦ. devoir, obligation; итал. dovere)-одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями.

Кроме “обязанности” русское слово “долг” обозначает также “то, что взято взаймы” (гл. о. денежный долг). Семантика слова, связанная с отношениями заимодавца и должника, позволяет вскрыть исторические корни и социальнокоммуникативный контекст его морального значения. Как указывал Ф. Ницше, “в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий “вина”, “совесть”, “долг”, “священность долга”” (“К генеалогии морали”, 2, 6.-Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 445). В сложной, необычайно разветвленной и субординированной сети обязательств, складывающихся в определенные , есть обязательства, выполняющие в рамках последних роль несущих конструкций. Оставаясь, как и все обязательства, добровольными, они выступают в качестве подлежащих безусловному осуществлению (в рамках имущественных отношений, в частности, таковыми являются обязательства, связанные с займом, кредитом). Однако требуемая безусловность их исполнения не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.

Начало теоретического осмысления долга восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного κατορ-Οωμα и надлежащего καβηκον. В древнегреческом языке правильные (должные) действия обозначались рядом слов, в числе которых δέον (буквально: насильственное опутывание); от него Бентамом был образован деонтология для обозначения учения о долге; этим словом описывались государственные и военные обязанности, правильные, своевременные действия. В собственно моральном значении впервые встречается в двух высказываниях Демокрита, в дальнейшем такое словоупотребление стало частым. В 1-й книге “Государства” Платона Фразимах, добиваясь от Сократа, что такое , произносит: “Да не вздумай мне говорить, что это-должное...” (336d); в “Федоне” утверждается, что “все связуется и удерживается благим и должным” (99с). Аристотель в “Никомаховой этике”, подчеркивая огромное воздействие познания на , замечает: “И словно стрелки, видя мишень перед собой, не вернее достигнем мы должного?” (1094а); как должное он квалифицирует также середину (1121Ь; 1123а). Через слово δέον “мысль о должном как таковом впервые обрела языковое выражение” (Schmidt, . 345). Античные авторы нередко пользовались также причастием προδηκον (возможный переводподходящее) для характеристики достойных восхваления жизненных ситуаций и действий. Схожим является слово “καΰήκον”, введенное в качестве нового термина (специфического обозначения долга) стоиками, которые разработали учение, позволившее перейти к исследованию долга как этического понятия.

Согласно первым стоикам, благо есть , зло есть порок, все остальное есть безразличное. Однако в сфере безразличного выделяются предметы предпочтительные и избегаемые: предпочтительно все, чтоспособствует жизни человека в ее физическом и социальном измерениях (здоровье, сила , богатство, о родителях, красота и т. д.), избегаемо все противоположное. Это произведено по разным критериям: в первом случае по этическому критерию самодостаточности, позволяющему выделить в поведении нравственно должное; во втором- по прагматическому критерию природосообразной целесообразности, вычленяющему класс надлежащих поступков. Направленные на предпочтительные вещи, надлежащие поступки целесообразны с точки зрения сохранения и воспроизводства жизни и поддаются обоснованию. “Согласно школьной традиции, Зенон выводил это понятие от κα-βήκω (налагаю): “надлежащее” есть то, что “налагается” природой” (Столяров А. А., с. 184). Надлежащие действия этически нейтральны, они не могут влиять на человеческую добродетель. Однако это не значит, что они сами никак не зависят от нравственного качества человека. Остается открытым вопрос о том, в какой мере надлежащие действия зависят от должных действий. В любом случае несомненно, что идет о двух измерениях (двух точках обзора) одной и той же реальности: человека обнаруживается не в какой-то особой совокупности поступков, существующей наряду или независимо от надлежащих действий, ав особом внутреннем отношении к последним. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть предметная область нравственно должного, его материя; само нравственно должное в этом случае выступает как их принцип, неприродная форма. Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве долга, обязанностей. Стоическое “κατόρθωμα” выражает универсума; то, что кажется неразумным с точки зрения человеческого разума, оказывается разумным по критериям космического разума. Представители Средней Стой в понимании нравственно должного отступили от догматической последовательности и нормативной строгости основателей школы, усилили свойственный им эвдемонистический телеологизм. Безразличное, находящееся по ту сторону блага и зла, было помещено между ними. Цицерон стоическое “καΰηκον” перевел на латинский как “officium” (этимологически восходит к opificium - изготовление, работа). Его книга “Об обязанностях” (De officiis) и содержательно, и терминологически стала своего рода каноном философско-культурологических рассуждений о долге вплоть до Канта. Учение о долге Цицерон трансформировал т. о., что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделяет обязанности на “совершенные” и “обыкновенные”, или “средние”. “Совершенную” обязанность он называет прямой и соотносит ее с “κατόρθωμα”, а “обыкновенную” отождествляет с “катекон”; первую может достичь один только мудрец, вторые касаются всех людей и находят широкое применение (“Об обязанностях”, I, 8; 111, 14). Такая постановка вопроса открывала возможность для моральной квалификации многообразия конкретных обязанностей человека, вытекающих из государственных, частных, домашних, судебных и иных аспектов его жизни, чем и занимается Цицерон в своей книге. Изменения в способе обоснования обязанностей были связаны с изменением нормативного идеала: на гордого своей автаркией стоика пришел достойный гражданин (vir bonus).

Учение Цицерона о долге заимствовал Амвросий Медиоланский, перенесший его на средневековую почву; работа последнего “Об обязанностях церковнослужителей” (De fficiis ministorum) представляла собой христианизированное переложение “Об обязанностях”. Высшее благо, на службе которого находятся обязанности, Амвросий понимает как богоподобие и переносит в потусторонний мир. Деление обязанностей на совершенные (“officia perfecta”) и несовершенные, средние (“officia media”), он конкретизирует на примере Декалога и Нагорной проповеди. Совершенными обязанностями, или обязанностями в узком, собственном смысле слова, являются десять заповедей, а несовершенными {обязанностями в широком смысле слова)-дела милосердия. Первые направлены на преодоление грехов, исправление недостатков, вторые-на приобретение заслуг, совершенствование; первые четко обозначают подлежащие исполнению или запрещенные действия, вторые оставляют большой простор индивиду; первые жестко предписаны (praecepta), вторые лишь рекомендованы (consüia evangelica). Стоическое учение о долге благодаря этой двухступенчатой схеме было адаптировано к религиозно-христианскому строю ; его телеологическая основа при этом не только не исчезала, а в известном смысле была усилена. Объективно-телеологическое обоснование долга получило методически систематизированное оформление у Фомы Аквинского, обосновавшего обязанности в рамках логики гипотетического императива, что типично для эвдемонистически ориентированной этики: “Если хочешь достичь цели А, ты должен совершить действия а, Ь...” Но т. к. цель, поскольку речь идет о Боге и божественном устройстве мира, задана необходимо, то необходимыми являются и все направленные на ее достижение действия, которые становятся обязанностями, долгом. Оппозицию телеологическому обоснованию долга составило теологическое его обоснование (Августин , Дунс Скот, Оккам), согласно которому источником норм и обязанностей является ничем не скованная Бога. Преимущество такой позиции состояло в том, что прямо указывалось долга, однако она чревата полным релятивированием нравственных норм. Оккам, напр., в теологическом волюнтаризме доходил до утверждения, что Бог не связан даже первыми двумя заповедями; не мешает предположить, что Бог мог бы предписать не к себе, а прямо противоположное - . Такой подход подрывал возможность рационально обоснованного учения о долге.

В новоевропейской философии идеи свободного волеизъявления и добровольного самообязывания индивидов с учетом общего, лежащего за пределами индивидуальных склонностей интереса (см. Общественный договор) составили канву естественно-правового обоснования долга. Юм указывает, что “у нас нет иных мотивов, которые побуждали бы нас исполнять обещания, кроме чувства долга” (О морали, 2, § 5.-Соч. в 2т., т. l. M., 1966, с. 674); Гоббс проводит сравнение: как спор невозможен в том случае, если человек противоречит тому, чтоон утверждал раньше, так и общественная жизнь невозможна, если человек произвольно разрушает то, чтораньше добровольно сделал; то, что в схоластических спорах именуется абсурдом, в мирских спорах называется несправедливостью, неправомерностью, нарушением долга. Контрактная версия долга, согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, о которых говорится в соглашении, вполне логично выводится из социально-договорной теории общества и государства. В творчестве философов Нового времени, которые мыслили еще онтологично и были полны пафоса истины и блага, эта версия была только намечена в общих чертах. Она стала основой самостоятельной теории в наши дни в рамках т. н. дискурсивной этики (К.-О. Апель, Ю. Хабермас), что произошло после того, как деонтология попыталась полностью очиститься от эвдемонистического телеологизма и прошла высшую точку развития в этике Канта.

Кант связывает с понятием долга специфику нравственности: нравственный выступает в форме категорического императива, адолг -в качестве его субъективной опоры. Нравственный закон есть закон чистого разума. Однако человек является несовершенным разумным существом, ибо на его волю воздействуют еще и склонности (чувства , потребности, интересы и т. д.), и для него нравственный закон предстает в форме категорического императива, т. е. безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон приобретает действенность и становится человеческим нравственным законом, является долг. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; долг и - по сути дела одно и то же. Долг принимает в расчет только максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чем говорит первая формулировка категорического императива. В действительности не существует человеческих поступков, субъективным принципом которых был бы исключительно долг, ибо воля, поскольку она является человеческой, не может быть свободна от влияния склонностей, придающих поступку конкретность, единичность. Поэтому долг дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Долг не отменяет прочие максимы, которые все можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с точки зрения соответствия критерию общезначимости и в случае положительного итога выступает их нравственной санкцией, дополнением и усилением этих максим. Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить на вопрос, совершил бы он соответствующий поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он даже противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен долгу, а совершается ради долга. Кантовский долг формален - он на максиму воли налагает форму закона. Но эта форма не является совершенно пустой, она содержательна: испытание максимы с точки зрения ее быть всеобщим и общезначимым требованием означает требование чтить разумное существо как разумное, т. е. чтить (которая на языке Канта является синонимом разумности) в каждом индивидуальном воплощении. Вторая формулировка категорического императива как раз вменяет в долг относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Хотя долг полностью замкнут на нравственный закон, он не является внешней принудительной инстанцией или полномочным представителем такой инстанции в индивиде, о чем гласит третья формулировка категорического императива, рассматривающая нравственный закон как автономию воли. Согласно Канту, “все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству” (Соч. в 6 т., т. 4 (1). M., 1965, с. 274). Долг есть моральный закон, явленный как человеческий . Каким образом закон по себе может непосредственно определяющим основанием воли, мотивом-это, по мысли Канта, неразрешимая для человеческого разума проблема. Возможно только проследить, как этот мотив действует в душе человека. Механизм долга-уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Уважение к моральному закону и есть моральное чувство; оно не предшествует моральному закону и не вытекает из него, оно означает, что сам нравственный закон и есть мотив, в силу которого он практикуется. Понятие “уважение”, присоединенное к двум другим понятиям - “необходимость поступка” и “закон”,-дает долга, по Канту, как “необходимости поступка из уважения к закону” (там же, с. 236). Своеобразие, сильные и слабые стороны кантовского обоснования долга состоят в том, что оно перевернуло традиционные представления о соотношении бытия и долженствования. По крайней мере в человеческом опыте долг, по Канту, изначален и основополагающ. В общефилософском плане он сохраняет с бытием (истоками уходит в ноуменальный мир, в конечных результатах через Бога соединяется с счастьем), но эта связь является проблематичной, формулируется в сослагательном наклонении и сохраняется только ради логической цельности системы.

От этого “недостатка” стремился освободиться И. Г. Фихте, обосновывающий абсолютную независимость нравственности от чего-либо другого, кроме Я; он развил систему этического идеализма, в рамках которого моральное рассматривается как бесконечный эмансипации, а мир-как воплощения безусловного долга. Деонтологизм Фихте явился своего рода карикатурой на Кантово учение о долге; Кант не узнал в нем себя, сам поздний Фихте также отступил от гипертрофированного волюнтаризма раннего периода. Последующие размышления о долге были формой смягчения этического ригоризма Канта (в школах неокантианства) или его критики (почти во всех последующих оригинальных этических системах).

По мнению Шопенгауэра, учение Канта о долге логически ошибочно: выводить долг из абсолютной необходимости нравственного закона-значит предвосхищать основания, а пользоваться понятием безусловного долженствования - значит впадать в определения. Он полагает, что императивную форму морали Кант заимствовал из теологической этики и именно поэтому был вынужден задним числом обратиться к постулатам бессмертия души и существования Бога. Главный Шопенгауэра состоит в том, что для понимания метафизической, простирающейся в этической значимости поступка совершенно несущественно, чтобы мораль имела форму повеления и повиновения, закона и обязанности.

Современная философия в этическом аспекте характеризуется в целом антинормативизмом. Это обнаруживается, в частности, в критике императивной формы морали, снижении ценностного статуса долга и его смещении на периферию моральной жизни. Коммунистическая этика (К. Маркс, Ф. Энгельс) видела в императивности морали выражение ее отчужденности от реальных индивидов, полагая, что конкретная людей в форме коммунистического братства снимает их абстрактную общность, задаваемую надличностными нормами. Ф. Ницше считал, что человек разрушается тогда, когда он действует без удовольствия, как автомат “долга”, что “народ идет к гибели, если он смешивает свой долг с понятием долга вообще” (“Антихрист”, § 11.-Соч. в 2т., т. 2. M., 1990, с. 639); ницшеанский не приемлет императивности морали, у него нет другого долга, кроме собственной воли к власти. Аксиологическая этика (М. Шелер, Г. Райнер и др.) видит основу моральных норм в бытии ценностей, ее центральное понятие-нравственное , узрение (вчувствование) ценностей, долг здесь появляется как момент волевого стремления, предопределенного онтологическим порядком самих ценностей. Метаэтика (Дж. Мур, Э. Айер и др.), основываясь на том, что нет логически обоснованного перехода от предложений со связкой “есть” к предложениям со связкой “должно”, утверждала нормативную нейтральность философской этики; она отказывала понятию долга в научной санкции. В ряде этических учений ( Спенсера, социологические концепции, советский и др.) долг рассматривается в его обыденном значении как подчинение человека обществу, обязанностей, способ социализации, дисциплинирования индивида, интегрирования в социум. Признавая ценность послекантовских интерпретаций долга в их критической части, следует отметить, что в позитивной части они не содержат новых идей, если не считать таковой саму критику безусловной императивности морали.

Лит.: Фрагменты ранних стоиков, пер. и

  • Что включает в себя понятие долг? Приведите пример морального долго
  • Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. Он состоит из определенных (объективных) обязанностей и ответственности каждого человека перед самим собой и окружающими людьми. Вся наша жизнь состоит из долга, мы должны, обязаны, делать то, другое, третье. Без ответственности, без выполнения обязанностей, в мире наступит хаос.
    Моральный долг, это когда человек превращает требования морали в личную задачу. Он сам себе эти требования предъявляет и практически следует им в жизни. Моральный долг как бы руководит общественным долгом, направляет его, придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными, а не импульсивными.
  • Помогите ответить на вопросы:
    1. Назовите основные компоненты социальной структуры общества. Дайте их характеристику. Конкретизируйте примерами.
    2. Почему средний класс является гарантом экономической, полити-ческой и социальной стабильности в обществе?
    3. Проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов.
    4. Что такое нация? Конкретизируйте процесс формирования наций на примере белорусской нации.
    5. Докажите или опровергните тезис: «современная семья переживает кризис».
    6. Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений.
    7. Приведите примеры, показывающие конфликты социальных групп в различных видах социальных отношений. Какие интересы социальных групп столкнулись в этих конфликтах?
    8. Каждый человек от рождения занимает какую-либо ячейку в соци-альной структуре общества. Мог ли он ее изменить в условиях феодального общества? В условиях классического капитализма? В современном общест-ве? Что для этого необходимо?
    9. Подготовьте сообщение «Пути решения демографических проблем современного общества».
    10. В современном мире существует более двух тысяч различных на-ций, причем большинство из них проживает в многонациональных государ-ствах. Национальный вопрос на всѐм протяжении истории является одним из самых острых.
    Проанализируйте известные вам из курса истории примеры националь-ных движений. Какие тенденции прослеживаются в национальном движе-нии? Охарактеризуйте межнациональные конфликты по плану: причины, сущность, последствия, пути решения.
    11. Каковы основные социально-психологические особенности молоде-жи как социальной группы?
    12. Что включает понятие «молодежная субкультура»? В чем особен-ности субкультуры белорусской молодежи?
  • 1. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д. , указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная и т. д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
  • Пожалуйста, помогите. .. Любую из тем. Срочно надо. Листа на 2, чтоб вышло.
    Сочинение рассуждение на темы:
    1. Какие проблемы стоят перед современной культурой России+(3 примера).
    2. Что включает в себя "долг"?+(пример морального долга).
    3. Как в Р. Ф. реализуется принцип свободы вероисповедания
    4. Какими качествами должен обладать человек, чтобы отвечает запросам информационного общества?
  • 2. Понятие долга весьма разностороннее, если не рассматривать его только лишь как необходимость. Это нравственная и личностная установка человека, характеризующая его направленность на совершение какого -либо действия из личного побуждения.
    Наибольший смысл в понятие долга вкладывает один из великих философов 18 века Имануил Кант: "Подлинно моральный настрой человека должен состоять в том, чтобы не ожидать наград ни в этом, ни в ином мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам, пусть даже желание счастья". Это означает, что поступки, совершаемые человеком и преследующие только нравственные ценности без намека на корысть или эгоистический мотив есть этика долга. Кант прав в том, что нравственный императив требует оказания людям нужной помощи, но совсем не вынуждает любить их за это. И, действительно, чувство долга как будто исключает чувство любви, ибо любить по обязанности невозможно.
    В любом случае и во всех понятиях, долг-это некое обязательство, ставящее человека в положение выбора. Человек свободен в своем выборе, но так же он ответственен за свой выбор. Долг же подразумевает выбор в пользу освобождения от этой самой ответственности. В отличие от условных правил поведения долг выступает по своей сущности абсолютным требованием, следовать которому надлежит безусловно. "Действие не «сообразно с долгом», а «из чувства долга» - вот что имеет истинно нравственную ценность. Человек поистине нравственен только тогда, когда исполняет долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга. "-снова вносит свое веское слово Кант.
    Моральный долг следует понимать немного по-другому. Это означает, что человек самостоятельно превращает требования морали и долга в личную задачу. Здесь не может быть указаний начальства или родителей, это – индивидуальный выбор человека. Тогда человек не просто осведомлен о законах морали, он сам ставит себе целью следовать им – предъявлять самому себе такое требование. Часто бывает так, что подобный вид долго дается человеку с трудом – он испытывает множество внутренних противоречий и не знает, какому долгу следовать в первую очередь. Но когда моральный долг сформирован и он становится неотъемлемой частью сознания личности, проявляется сила и мужество, на которую способен только человек с моральным долгом. Высшим проявлением морального долга является процесс преодоления своих внутренних конфликтов и разладов, и выбор в пользу морали и совести.
    Ярчайшим примером морального долга является самоотверженность польского педагога и учителя Януша Корчака. Его любовь к детям, забота о них были смыслом его жизни, и дети отвечали ему взаимностью. Перед самым началом войны он стал директором дома сирот, почти единственным родным человеком для одиноких детей. Когда германские войска вошли в Польшу, фашистский топор был занесен и над детским приютом: приказано было уничтожить его маленьких обитателей, потому что все они были евреями. На директора приказ не распространялся, он имел необходимые документы, мог в любое время скрыться продолжать борьбу. Но он поступил иначе: когда фашисты, вытолкав детей из помещения, повели их на вокзал, в первом ряду пошел учитель. На руках, крепко прижав к себе, он нес больную девочку. Поезд увез всех в концлагерь, в камеру смерти. Почему Януш Корчак не стал спасать себя, хотя такая возможность у него была? Почему пошел на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не сможет изменить в их судьбе? Это и есть высшее проявление нравственности и морали по отношению к долгу совести.
  • Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.

    Глобализация уходит корнями глубоко в толщу истории, и все же это феномен XX века. С данной точки зрения наше столетие можно определить и как век глобализации. Поэтому уроки XX века особенно значимы и важны для понимания ее перспектив.

    Историки и политики еще долго будут спорить о богатейшем наследии уходящего века, но его идейно-политические итоги вряд ли будут пересмотрены в обозримом будущем. Вкратце они сводятся к следующему: права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции. Эта система ценностей и установок, создателем и активным пропагандистом которой исторически выступил Запад, получила широкое распространение и признание в современном мире. .. Впервые в истории абсолютное большинство живущих на Земле людей постепенно вырабатывают общее понимание основных принципов жизнеустройства.

    Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция, базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара. Она превращает индивидов в граждан мира. ..

    Среди внушительного комплекса проблем, требующих объединения усилий жителей Земли, на первом месте, бесспорно, состояние окружающей среды. Сегодня оно столь тревожно, что под вопросом выживание человечества как высокоразвитого, цивилизованного сообщества. Положение усугубляет большая инерционность процессов в биосфере. Чтобы остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции, требуется многолетняя мобилизация огромных ресурсов.

    Небывалая интенсивность связей между людьми, отдельными группами, народами, государствами, цивилизациями делает индивидов человечеством, открывает вселенский простор для сил добра и зла. Глобализация подрывает основы «островного сознания». При всем желании в Современном мире нельзя надолго, а тем более навсегда, изолироваться от глобальных проблем. Если мир становится взаимозависимым, то, значит, он и взаимоуязвим.

    (В. Кувалдин)

    С 2. Какие идейно-политические итоги XX века привел автор? Назовите любые четыре. Каким термином обществоведы называют процесс реализации новой системы ценностей, сложившейся к XX в. ?

    С4. С опорой на содержание текста объясните употребленный автором термин «островное сознание». С опорой на текст, знания курса и факты общественной жизни приведите два проявления «островного сознания» в современном мире.

    С 5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

    С 6. Каждый человек в своей жизни сталкивается с экономическими явлениями, которые оказывают на него заметное влияние. Приведите три примера влияния экономических явлений на жизнь человека.

  • C1: "Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах [...] более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве"
    C2: "Права человека имеют основополагающее значение, демократия сильнее тирании, рынок эффективнее командной экономики, открытость лучше самоизоляции". Глобализация.
    C3: "Состояние окружающей среды". Можно упомянуть глобальное потепление, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, таяние ледников, повышение уровня мирового океана, вымирание животных видов и т. д.
    C4: Островное сознание - это устройство жизни древних племенных народов, которые практически не взаимодействовали с другими племенами и народностями. Сегодня, в эпоху глобализации, такой способ жизни становится невозможным. Примеры: неучастие в глобальных мировых процессах.
  • с тестом по обществознанию
    1. Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе:
    1)социальная структура 2)социальная стратификация
    3)социальная дифференциация 4)социальная мобильность
    2. Верны ли утверждения?
    А. Группы людей, объединённые природными признаками, называются биосоциальными.
    Б. Социальная стратификация позволяет представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким признакам.
    3. Завершите предложения:
    1) Группы общества, которые занимают промежуточное, переходное положение в обществе, называются ….
    2) Положение человека в обществе называется … ….
    3) Статус человека в обществе, данный ему от рождения, называется ….
    4. Понижение офицера в воинском звании - это

    5. Переход из одного гражданства в другое без изменения социального статуса - это
    1)восходящая вертикальная мобильность 2)нисходящая вертикальная мобильность
    3)горизонтальная мобильность 4)восходящая горизонтальная мобильность
    6. Совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия:
    1)социальная связь 2)социальные взаимодействия 3)социальный контакт 4)интеракция
    7. Приведите пример социального конфликта.
    8. Соотнеси примеры и виды социальных норм:
    А. Обряд венчания 1)правовая норма
    Б. Заключение международного договора 2)моральная норма
    В. Быть справедливым 3)религиозная норма
    9. Верны ли утверждения?
    А. Социальный контроль включает в себя только санкции наказания.
    Б. Девиантное поведение человека в обществе может быть только негативным.
    1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    10. Приведи пример неформальной негативной санкции.
    11. Семья, включающая в себя супругов и их детей – это семья
    1)расширенная 2)партнёрская 3)патриархальная 4)нуклеарная
    12. Приведи пример функции первичного социального контроля семьи.
    13. Кто относится к группам социального риска?
    14. Соотнесите примеры и общественные группы
    А. Скифы 1)класс
    Б. Наёмные рабочие 2)этнос
    В. Крестьяне 3)малая группа
    Г. Члены клуба любителей кошек
    Д. Предприниматели
    15. Все примеры, за исключением одного, относятся к понятию «семья».
    Укажи лишний пример.
    Брак, горем, нуклерная, родство, признак, многопоколенная, партнёрская
    16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «молодёжная субкультура»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о молодёжной субкультуре.
  • 1-3
    2-2
    3)1-соц мобильность, 2-статус3-предрисанным
    4-2
    5-3
    6-1
    7-Вот яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и приведшее к смене правящих кругов. Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранение студентов от какого-либо участия в решениях университетских
    8-3, 1, 2, 3
    9-3
    10замечание, насмешки
    11-4
    12-воспитательная, духовная, хозяйственная
    13-неблогополучн семьи, дети сироты, в тр ситуации
    14-2, 3, 1, 3, 1
    15 признак
  • Срочно.
    В наше время на вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. Один из исследователей, делая обзор научных работ, посвящённых личности, составил список из пятидесяти определений этого понятия. Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, а становятся. Для этого человек должен предпринять немалые усилия: вначале овладеть речью, а затем с её помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками.
    При этом надо иметь в виду следующее. Понятие «человек» включает все человеческие качества, свойственные людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у конкретного человека. А понятие «индивид» относится именно к конкретному человеку и включает кроме общих для всех людей только этому человеку присущие психологические и биологические качества.
    Существует и ещё одно понятие, которое используют при разговоре о проблемах личности. Это понятие «индивидуальность». Индивидуальность включает лишь те качества человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других. Можно сказать, что индивидуальность - это личность в её своеобразии.
    Надо сделать ещё одно замечание. В русском языке термин «личность» происходит от древнерусского слова «личина». Так называли маски, которые надевали на себя скоморохи во время представлений. Но со временем значения слов «личность» и «личина» совершенно разошлись. Понятие «личность» всегда связано с определением настоящего в человеке. Понятие «личина», или «маска», психологи используют, когда говорят о том, что человек скрывает свои истинные качества.
    (По материалам энциклопедии для школьников.)
    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    2. На уроке обществознания среди учеников возник спор о том, можно ли говорить о личности ребёнка. Объясните, почему некоторые ученики сомневаются в правильности словосочетания «личность ребёнка». Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
    3. Предположите, какие проблемы могут являться «проблемами развития личности». Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите любые две проблемы и поясните каждую из них.
    4. Ученик на уроке высказал мнение, что негативные качества человека (например, нечестность, ленность) не относятся к чертам его личности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.
  • Вот, что я думаю:
    .
    План:(по возможности напиши, где начинается новый абзац).
    1. "Личностью не рожлаются, личностью становятся"
    2. "Человек и индивид"
    3. "Индивидуальность - это личность в ее своеобразии".
    4. Происхождение слова личность.
    .
    "Исследователи согласны только в одном: личностью не рождаются, личностью становятся. .."(до слов "культурными навыками").
    .
    Другие два незнаю (((
  • Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны.
    Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать
    общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный
    образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть
    социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные
    нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но
    и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным
    характеристикам социального пространства, только и становится возможным
    ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется
    соответствующим образом.
    <…> Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения
    миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно
    говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются
    внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и
    ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы
    суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди
    должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
    Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью
    строгости <…> нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к
    другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще,
    чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов
    определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с
    начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных
    отношений в группе, обществе.
    Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека
    окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы
    движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по
    левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При
    нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно
    действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если
    партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало
    быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая
    включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие,
    ожидание, оценку и средства
    ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ
    С1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»
    употребляется в тексте.
    С2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия
    «социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,
    выражающейся в ролевом поведении.
    С3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по
    отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера
    обязанностей старшеклассника в любых сферах его жизни.
  • С1) Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
    С2) Социальные нормы – предписанные правила поведения - характеризуют не только статус, но и роль. Пример: когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. (Каждый пешеход выполняет свою роль)
    С3) Старшеклассник обязан уважительно относиться к старшим, учиться, исполнять закон
  • Статья 13

    a

    b

    Статья 15

  • Насчёт статьи 15 -незнаю

  • Статья 13

    1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

    2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

    a ) для уважения прав и репутации других лиц; или

    b ) для охраны государственной безопасности или общественного порядка (ordre public), или здоровья или нравственности населения.

    Статья 15

    1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

    2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

    1)Какие 2 права ребенка зафиксированы в приведенных статьях Конвенции?

    2)Используя собственный социальный опыт, приведите пример реализации каждого из названных прав.

    3)Какие ограничения этих прав предусмотрены Конвенцией?

    4)Подтвердите необходимость любого из ограничений прав ребенка конкретными примерами.

  • 1)Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение

    право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний

    2) Когда ребёнок находиться в магазине и выдит, например, плесень на помидоре, то он может подойти к продавцу, т. к. имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО по статье 13.

    Насчёт статьи 15 -незнаю

    3) 1- а) и б) из вышеперечисленного в ст. 13

    2- огорничения, которые необходимы в демократическом обществе и. ..(вышеперечисленное в ст. 15)... Прав и свобод других лиц.

    4)Если ребёнок находится в том же магазине и видит тот же помидор с плесенью и кричит об этом на весь магазин + говорит покупателям уйти из этого места из-за испорченности товара, то это нарушение ст. 13.

  • Поделиться