Закон осаго – поправки и новые редакции. Банк россии ограничил на полгода действие лицензии «росгосстраха» на продажу полисов осаго Новые введения по осаго

К примеру, для ответственного и аккуратного в вождении водителя при расчете цены полиса применяется максимальная 50%-ная скидка (коэффициент 0,5) за долголетнюю безаварийную эксплуатацию машины. Это совсем не означает, что конечную стоимость страхового полиса ОСАГО снизят на такой коэффициент. Поскольку в настоящее время полис ОСАГО относится к транспортному средству, в случае если водителя, которому положена максимальная скидка, нужно вписать в полис, где вписан владелец другого автомобиля, попавший в ДТП по своей вине, его максимальный коэффициент обязательно снизят.

Как было запланировано, с 1 января будущего 2017 года полис ОСАГО отвяжут от автомобиля и привяжут к конкретному водителю. Говоря другими словами, для всех водителей рассчитают их индивидуальный бонус-малус (КБМ), изменяемый по причине аварийности другого автомобиля и водителя.

2. Классы убыточности водителей (коэффициенты КБМ)

С нового 2017 года Российским союзом автостраховщиков для водителей будут введены 14 индивидуальных классов (класс убыточности «М» и 13 классов).

Например, для класса убыточности «М» применяется коэффициент 2,45. Для водителей, часто попадающих в ДТП из-за нарушения правил дорожного движения, будет присвоен соответствующий класс убыточности с коэффициентом 2,45. Такие водители смогут оформить полис в 2,5 раза дороже.

На данный момент классы убыточности применяют к автомобилю, а к водителям присвоен первый класс. За безаварийную езду водителям начисляется 5%-ная скидка. За год коэффициент бонус-малус может снизится на 0,05 процента. А максимальная скидка за десятилетнюю безаварийную езду составит 50 процентов (отсюда — коэффициент 0,50).

В случае попадания водителя по его вине в ДТП, независимо от предоставленной скидки, на следующий страховой период к нему применяется повышающая надбавка в размере коэффициента 1,55. Возвращение коэффициента бонус-малус до 1,0 возможно при управлении машиной без аварий на протяжении двух лет.

Кроме того, из-за привязанности коэффициента бонус-малус и к автомобилю, и к водителю, при страховании водителем — собственником автомобиля и внесении в полис других водителей для одного водителя могут применяться разные коэффициенты КБМ, зависящие от количества вписанных водителей и КБМ, применяемых к ним и автомобилю.

3. С 01.01.2017 года для всех водителей будет применяться личный КБМ при оформлении полиса ОСАГО, изменяемый ежегодно.

На данный момент коэффициент бонус-малус изменяют после оформления договора страхования на следующий срок. С отвязкой водителей от автомобилей, они получат более справедливый для них коэффициент КБМ. А еще с нового года страховым компаниям запретят самостоятельно производить расчет коэффициента бонус-малус. РСА будет подготовлена электронная онлайн система, рассчитывающая индивидуальный коэффициент КБМ всем водителям и передающая его страховым компаниям при заключении договора страхования.

Таким образом будут предупреждены злоупотребления, допускаемые страховыми компаниями при расчете цены полиса ОСАГО.

4. Вырастет ли скидка на полис ОСАГО с 01.01.2017 года?

Если водителя надо вписать в чужую страховку, рассчитываться будет не средний коэффициент, применяемый к двум страховкам, а намного справедливее. Когда водителю с коэффициентом 0,5 надо вписаться в страховой полис, он не теряет свой коэффициент и ему предстоит минимальный коэфициент.

Согласно данных РСА пятая часть водителей благодаря применению новой методики расчета с 01.01.17 получит скидку на окончательную стоимость полиса ОСАГО в 2-15% процентов.

5. Подорожает ли полис ОСАГО без ограничения количества допущенных к управлению водителей?

Однако, с применением новой системы расчета коэффициента бонус-малус с 01.01.17, отменив привязку стоимости полиса к автомобилю, ощутимо повысится стоимость страхового полиса ОСАГО без ограничения допущенных к управлению водителей. На данный момент при расчете стоимости такого полиса ОСАГО применяется коэффициент КБМ 1,80. Подорожание этого полиса ОСАГО коснется около 13,6% водителей.

6. Предусмотрен ли переходный период с введением новой системы для расчета коэффициента бонус-малус?

Российским союзом автостраховщиков после начала действия нового расчета коэффициента КБМ определены льготы для переходного периода. К примеру, водители, вписанные в несколько полисов ОСАГО, для которых применяется несколько коэффициентов бонус-малус, смогут воспользоваться минимальным КБМ (на данный момент страховыми компаниями в подобном случае применяется средний коэффициент бонус-малус.

7. Подорожает ли стоимость полиса для таксистов и юридических лиц?

Для юридических лиц с 01.01.17 при оформлении полиса ОСАГО будет применяться средний коэффициент по автопарку юридического лица. Естественно, компании с большим автопарком будут вынуждены увеличить расходы на ежегодное страхование.

Особенно некомфортны изменения для крупных таксомоторных парков, машины которых часто попадают в аварии по вине самих водителей. С нового года попадание хотя бы одного водителя в ДТП приведет к значительному подорожанию страховки в следующем календарном периоде.

8. Вырастет ли стоимость полиса ОСАГО при внесении в него водителя, по своей вине ранее попадавшего в ДТП?

Новые правила расчета цены полиса Осаго после 1 января 2017 года при внесении в полис нескольких водителей предусматривают его расчет по водителю с худшим коэффициентом КБМ. В процессе оформления полиса любой автовладелец должен внимательно изучить нововведения и ответственно отнестись к внесению в полис ОСАГО водителя, к которому применяется большой КБМ коэффициент. Из-за аварийности такого водителя значительно увеличится итоговая стоимость страхового полиса ОСАГО.

Июнь 2016 года запомнится очередным и довольно массированным наступлением на права автолюбителей. Причем речь не идет о новых поправках в Правила дорожного движения – изменения предлагаются в совсем другие законы, однако угрожают они именно владельцам автомобилей и особенно – их кошелькам.

Страховщики добились нужной им экспертизы

О дин закон уже принят Госдумой и даже одобрен Советом Федерации. В нем говорится, что срок действия страховых тарифов по ОСАГО не сможет быть менее года, а потерпевшему в ДТП теперь будет запрещено проводить независимую экспертизу только по собственной инициативе.

Изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в части срока действия страховых тарифов по ОСАГО предусматривают, что срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов не может быть менее одного года. То есть даже если вы собираетесь ездить на машине недолго, купить полис на три месяца или полгода теперь невозможно - придется платить за год сразу. Положение вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

Пожалуй, гораздо более неприятным для автовладельцев новшеством станет необходимость предоставлять машину страховщику для осмотра, чтобы получить компенсацию по «автогражданке».

Страховщик будет обязан

осмотреть поврежденное транспортное средство (далее мы ограничимся аббревиатурой ТС) или то, что от него осталось, и организовать независимую техническую экспертизу и оценку. Причем – в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате (с приложенными необходимыми документами) или прямом возмещении убытков. При этом потерпевшему закон запрещает самостоятельно организовывать независимую экспертизу или независимую оценку застрахованного имущества.

А если потерпевший не представит свое авто на осмотр, то страховщик вправе вернуть представленное потерпевшим заявление без рассмотрения. Такие поправки давно лоббировались страховыми компаниями. Они не раз публично заявляли, что терпят большие убытки от деятельности автоюристов, которые выкупали право требования возмещения убытков и через суд заставляли страховщика выплатить не только то, что предусмотрено полисом ОСАГО, но и расходы на юридическую помощь. То есть, строго говоря, не только сами юристы получали неплохие гонорары, но и автовладельцу доставалось намного больше, чем ему был готов выплатить страховщик.

Более того, потерпевшему не нужно было терять время на препирательства, предоставлять страховщику машину на осмотр и ждать, пока тот примет решение о выплате (или об отказе от выплат). Он сразу получал солидную сумму от юристов, которые затем сами проводили независимую экспертизу, оценивая машину и необходимые на ее ремонт затраты. Теперь такой «номер» не пройдет.

Статьи / Автоправо

Новые поправки в ПДД: кого объявят опасными рецидивистами

Три нарушения - одно лишение Кабинет министров предлагает лишать водительских прав за три грубых нарушения в год и наказывать автомобилистов за опасную езду. Очевидно, что это часть проводимой властями в последние годы...

20578 0 14 08.06.2016

И это весьма печально, так как экспертизу, которую проводит страховая компания, назвать «независимой» можно с известной долей условности. Как правило, «прикормленные» страховщиками эксперты сильно занижают стоимость авто и необходимых запчастей, из-за чего потерпевший если и получает возмещение, то лишь в незначительной сумме, которой не хватает даже на «гаражный» ремонт.

Страховщики просили вообще запретить переуступку требований, однако им сразу дали понять, что это общепринятая практика, соответствующая гражданским правоотношениям. Поэтому автоюристы не теряют возможность судиться со страховыми компаниями, но теперь им придется противопоставлять свои экспертные оценки результатам экспертизы, которую организовал страховщик.

Недобросовестных страховщиков накажет ЦБ

Есть, правда, и хорошая новость. Автовладельцы нашли эффективный, хотя и длительный, способ добиться полиса ОСАГО от страховых компаний безо всяких дополнительных условий (страхование жизни и прочие навязанные услуги). Сняв на видео отказы сотрудников одной из страховых компаний оформить полис ОСАГО в день обращения, они направили этот ролик в Центробанк, который контролирует деятельность страховщиков. Итог – штраф в отношении директора компании. Два штрафа по двум заявлениям, каждый из которых составляет 50 тысяч рублей, – серьезное наказание, считают сами заявители из Иваново. После этого полисы им оформили без разговоров. Правда, процедура отняла четыре месяца.

Это решение Центробанка юристы считают прецедентным. При желании наказать страховщика за отказ продажи полиса ОСАГО в день обращения в страховую компанию можно, сославшись на имеющийся прецедент и, не доводя дело до суда, добиться от недобросовестной компании соблюдения законодательства.

Правительство «стимулирует» должников

Второе предложение пока даже не является законопроектом. Однако изменения в законы «О безопасности дорожного движения» и «Об исполнительном производстве» намерено внести Правительство РФ, и потому есть веские основания полагать, что обнародованные Кабинетом министров поправки будут приняты. А в них, в частности, содержится запрет должникам ставить на учет автомобиль и получать водительские права.

«будут стимулировать должников погашать задолженность по исполнительным производствам».

В Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предлагаются изменения, обязывающие кредитные организации, почту, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему.

Статьи / Автоправо

Как правильно доказать свою невиновность в ДТП или нарушении с помощью видео?

Законопроектом предлагается закрепить право использования аудио- и видеозаписей, материалов фото- и киносъемки, иных носителей информации, в том числе в цифровой форме, для этого в Кодексе РФ об...

22406 0 41 19.04.2016

А в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» предлагается внести запреты на регистрацию ТС и сдачу экзаменов на право управления транспортными средствами лицами, имеющими непогашенную задолженность, сумма которой превышает 10 000 рублей. Если информация о такой задолженности включена в банк данных, а информация об уплате отсутствует, то начинают действовать меры, «необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц».

Отличная идея, которая полностью соответствует общему политическому курсу давления на нерадивых должников. Уже звучали предложения не предоставлять им государственные услуги: не регистрировать браки, не выдавать загранпаспорта и другие документы. Но первыми пострадают, как водится, автовладельцы, которым, как полагают в коридорах власти, есть что терять.

При принятии этого закона спор может возникнуть лишь относительно природы непогашенной задолженности. Одни депутаты считают, что наказывать нужно всех должников, в том числе, например, злостных алиментщиков, другие – только тех, у кого скопились неоплаченные штрафы за нарушение ПДД. Однако во вторую категорию явно не попадут те, кто только собирается сдать экзамен и получить водительские права.

Соответствующие решения, по мнению авторов этой шальной идеи, повысят безопасность дорожного движения, «так как автохламу будет труднее попасть на дороги страны», а покупатели будут уверены в безопасности покупаемых машин. Но главное, конечно, что дилеры получат дополнительные приработки, а бюджет – дополнительные отчисления по налогообложению, сумма которых, по экспертной оценке, может достигать 3 трлн рублей ежегодно. Министерство промышленности и торговли России пока не сознается, что ему это предложение очень интересно, и говорит, что оно лишь собирается рассмотреть вопрос о необходимости принятия таких решений.

И хотя Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» поспешила опровергнуть эту информацию, чтобы успокоить автолюбителей, те, конечно, немедленно начали бить в набат. Словам вице-президента Ассоциации Олега Мосеева «Мы всегда выступали за цивилизованное развитие рынка автомобилей с пробегом. Без каких-либо ограничений! Поэтому запрета на продажу подержанных машин нет и не будет» никто, кажется, не поверил.

В этой ситуации автовладельцев могут успокоить только юристы, которые уже высказали мнение, что подобное ограничение прав будет неконституционным, так как оно нарушает не только свободу договора, но и право человека распоряжаться своим имуществом так, как он считает нужным.

Впрочем, если продавать машину с рук все-таки запретят, то россияне легко обойдут нелепые запреты, начав «дарить» свои машины (в обмен на нигде не учтенные деньги). Или же повсеместно возродится давно забытый механизм продажи автомобилей по доверенности.

Действующим законодательством предусмотрены коренные изменения в работе СК. С начала будущего года возможность приобрести или продлить полис ОСАГО в онлайн-режиме будут предоставлять все без исключения страховщики, начала работать система Единый агент, призванная облегчить приобретение полиса в убыточных районах.

Ингосстрах запустил е-ОСАГО, а Росгосстрах страхует выборочно

Ноябрьское заявление представителей Ингосстраха о начале онлайн-продаж ОСАГО уже в текущем году соответствует действительности. В первых числах декабря компания открыла сервис по оформлению и продлению е-полисов. Покупка подобной страховки доступна на сайте компании после внесения в форму заявления необходимых сведений, их проверки и последующего расчета стоимости. Пока оплатить покупку можно через платежную систему Вебмани или интернет-ресурс Альфа-банка , но в дальнейшем планируется расширить возможности оплаты.

Сейчас идет отладка работы сервиса, в рабочем режиме устраняются и корректируются недостатки. Подробный процесс вскоре будет опубликован на сайте Ингосстраха как отдельная поэтапная инструкция, хотя преимущества и недостатки сервиса уже активно обсуждаются форумчанами.

Одновременно с этим, признанный «первопроходец» рынка продаж Росгосстрах не спешит открывать публичный доступ к оформлению е-ОСАГО , приостановленный еще в марте текущего года, хотя пользователями отмечено кратковременное подключение сервиса в начале декабря. В настоящее время ресурс не функционирует, но по сообщениям форумчан SMS с предложениями оформления е-полисов приходят некоторым абонентам, вероятно СК продолжает работать с «выгодными» клиентами.

Какой «единый агент ОСАГО» настоящий, а какой - мошенник

Законодательно установленная обязанность страховщиков по реализации всем без исключения владельцам авто, невзирая на уровень убыточности, не всегда исполняется СК, поскольку их не обязали реализовывать полисы во всех российских регионах. А проблемных районов в стране достаточно: на юге РФ тысячи автолюбителей неделями простаивают в очередях , готовые приобрести вожделенный полис на любых условиях, даже с увесистым пакетом ненужных услуг.

Именно такая ситуация спровоцировала РСА и ЦБ осуществить запуск необычного способа продаж страховки ОСАГО всеми СК – организацией Единого агента, оформляющем в случайном порядке полисы на распределенный РСА перечень автомобилей в неблагополучных регионах.

Подобная система достаточно громоздка, не всегда удобна, но способна как-то разрешить создавшуюся ситуацию. В агентскую систему входят исключительно компании – участники РСА , объединенные договором об осуществлении совместной работы по повышению доступности услуг ОСАГО на отдельных территориях РФ. Адреса этих страховщиков публикуются на .

Реализация по Единому агенту исключает оформление онлайн-полисов, она осуществляется только в офисах СК.

Понятно, что мошенники не могли не воспользоваться ситуацией и запустили сайты-однодневки с зазывающими названиями «Единый агент ОСАГО». Отличить их можно по рекламе, призывающей покупать е-полисы , что невозможно, так как при осуществлении агентской деятельности не разрешены онлайн-продажи. К тому же, должно насторожить и требование перечислений средств за услуги на Яндекс.Кошелек, что неприемлемо для официальных сайтов, принимающих оплату по реквизитам банковских счетов.

Прежде чем обратиться за помощью, ознакомьтесь с отзывами. Покупать е-полис без риска быть обманутым можно лишь на официальном сайте СК.

Саратовская область официально стала проблемным регионом по ОСАГО

С 6-го декабря Саратовская область пополнила перечень убыточных (для страховщиков) районов страны , в которых реализация осуществляется по Единому агенту. Список компаний, практикующих подобную реализацию страховки, планируется к опубликованию спустя некоторое время.

Эта система предусматривает схему, когда каждая СК реализует полисы всех других страховщиков, объединенных договором, обязательным для участников – членов РСА. Невыполнение обязательств грозит лишением лицензии и исключению из организации. Агентскую систему практикуют в 9-ти российских областях , в южных районах, Башкортостане, Татарстане, Мордовии и Осетии.

Присоединение Саратовской области к этому перечню обусловлено печальной статистикой: за 9 м-в 2016 года СК выплачено более 600 млн. руб., половина из которых (293 млн. руб.) ушла на оплату накладных и судебных расходов, что и вызвало кризисную ситуацию, поскольку страховщикам не выгодно реализовывать полисы в регионе.

По данным РСА в октябре 2016 общий объем продаж в новой системе составил 127 тыс. полисов. Однако проверить достоверность этих сведений пока невозможно. Слабая отлаженность системы позволяет страховщикам механически «прогонять» обычного клиента по статусу Единого агента, увеличивая показатель. Криминальной составляющей здесь нет, но и опираться на статистические данные пока рано.

На грядущую реформу по введению возлагают надежды и законодатели, и рядовые автомобилисты , так как теоретические расчеты весьма оптимистичны. С наступлением будущего года можно будет увидеть практические результаты.

Минфин разошелся во взглядах на реформу ОСАГО с ЦБ и РСА

Уходящий год щедр на самые разные предложения по реформам рынка страхования по ОСАГО , исходящие, как правило, от ЦБ, РСА и Минфина, завершившего недавно работу над целым рядом законодательных поправок. Анализ новостей показал, что предложения Минфина зачастую не разделяют ЦБ и РСА. Разногласия выражаются в следующем:

  • Минфин не приемлет принцип «ремонт вместо денег» , каким его видит ЦБ – натурализацией выплат, подразумевающей переход к возмещению ущерба не финансовым покрытием, а проведением ремонтных работ на станции ТО за счет средств СК. О подобном изменении в апреле 2016 говорил президент России. Летом депутатом Емельяновым аналогичный проект был внесен в Думу и предварительно рассмотрен в октябре. Однако вопрос, кем должно приниматься решение об отправке авто в ремонт либо выплате денежной суммы, остался открытым – ЦБ и Минфин не пришли к согласию. В законопроекте Емельянова предложено решение этого вопроса передать в ведение СК, действующей по собственному усмотрению, но выполняющей условие: СТО, где автомашину ремонтируют, должна располагаться поблизости от места жительства пострадавшего автовладельца.
  • Минфин не согласен с предложением РСА о реализации е-ОСАГО на сайте РСА, а не только на сайтах непосредственных страховщиков , вероятно преследующего целью контроль над партнерами в части неправомерного ограничения объемов продаж. Мотивирует свое несогласие Минфин опасностью создания РСА своеобразного аналога Единого агента в режиме онлайн, а также законодательным запрещением посреднических услуг при продаже е-полисов.

ЦБ смягчил правила продажи е-ОСАГО. Полчаса на оформление? Нет.

По сообщениям газеты «Ведомости» умерил требования к техническим проблемам работы сайтов СК по реализации е-полисов. Речь идет об исключении ситуаций, когда страховщики саботируют продажи в режиме онлайн, ссылаясь на технические неполадки в функционировании сервисов.

Эти, весьма жесткие требования вызвали вполне оправданные протесты страховщиков, поскольку не все зависит от собственно СК. Их сайты взаимодействуют с различными сторонними сервисами (РСА, базой техосмотра и др.), также работающими нестабильно, что не раз отмечалось рядовыми автомобилистами и должностными лицами.

Вице-президент Д. Быстров отметил, что сотрудники СК не раз сталкивались с невозможностью доступа на сервисы РСА, ЕАИСТО , др., и, соответственно, продолжения оформления е-полиса. И хотя, число подобных неприятностей заметно снижается, уверенно говорить о бесперебойной работе сервисов пока нельзя.

Озвученные в документе изменения касаются увеличения допустимых временных периодов зависания сайта. С 1 января 2017 сервисы по могут законно простаивать до 30 минут, в отличие от установленных прежним проектом 2 минут. СК также разрешено ежемесячно осуществлять техобслуживание в ночные часы, известив об этом пользователей на главной странице сайта за сутки до начала работ.

Однако, вывод, прозвучавший в СМИ, о возможности оформления е-полиса в течение получаса с момента составления заявки, неверен, поскольку сведения, внесенные покупателем должны полностью совпадать с данными , а информация о наличии техосмотра проверяется по базе ЕАИСТО. На все требуется время, и трактовка «оформления за полчаса» по меньшей мере некорректна.

Предписание о недопущении простоя сайта более получаса совершенно не означает обязательств страховщика продать е-полис в течение 30 минут.

ОСАГО по новому. Видео

Минфин предлагает сделать три тарифа ОСАГО

Минфин завершил работу над поправками к действующему закону и направил проектный документ в соответствующие инстанции для ознакомления и обсуждения. Планируемые сроки рассмотрения предложений, по мнению ТАСС – весна 2017, а вступления в силу – 2017-2018 годы.

Сенсаций не предвидится, все вопросы, инициируемые Минфином, а также ЦБ и депутатами, на протяжении 2016 года выносились на обсуждение.

Предлагается:

  1. Введение 3-х тарифов на страховку ОСАГО:
  • «эконом» с действующими выплатами в размерах 400 тыс. руб. на восстановление имущества, 500 тыс. руб. – на реабилитацию;
  • «стандарт» с увеличением лимита до 1 млн. руб.;
  • «премиум» с лимитом 2 млн. руб.
  1. Установить предельный размер штрафа 10 тыс. руб. за допущение просрочек выплат, расчет санкций осуществлять исходя суммы в 200 руб. за каждый просроченный день;
  2. Провести реформу системы КБМ ОСАГО;
  3. Уменьшить или полностью упразднить соотнесение стоимости полиса ОСАГО к мощности машины в л/с;
  4. Расширять с предоставлением СК права определения пути к определению коэффициентов страховых тарифов.

Перечисленные предложения изложены в проекте документа, пока не согласованного с другими инстанциями. Не исключено, что в процессе обсуждения они претерпят значительные изменения, либо будут полностью отклонены парламентариями.

Центральный Банк РФ дал «Росгосстраху» полгода на устранение нарушений, из-за которых ограничил действие лицензии компании на ОСАГО.

«Установить срок для устранения выявленных нарушений — шесть месяцев со дня опубликования приказа», — говорится в приказе ЦБ, опубликованном в среду в «Вестнике Банка России». Отметим, что ограничение на действие лицензии «Росгосстраха» вступает в силу с 27 мая.

Днем ранее ЦБ ограничил действие лицензии «Росгосстраха» на осуществление ОСАГО владельцев транспортных средств.

Решение принято «в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности применения коэффициента бонус-малус, который учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат при расчете страховой премии по ОСАГО».

По оценке регулятора,

страховая компания не предоставляла автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованно отказывала в заключении договоров, а навязывания дополнительных услуг носили массовый характер.

«Только с 1 апреля по 25 мая в ЦБ поступило более 2300 жалоб от граждан на действия «Росгосстраха» при заключении договоров ОСАГО, — говорится в заявлении регулятора. — С начала года компании было выдано 385 предписаний, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования)».

Поясним, что ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров ОСАГО и внесение изменений в действующие договоры, влекущих увеличение обязательств.

С начала нулевых годов правительство РФ стало всерьёз задумываться об организации единой и общеобязательной страховой системы для автовладельцев. В итоге все задумки вылились в выход Федерального закона «Об ОСАГО».

С течением времени данный законодательный акт видоизменялся, что ярко прослеживается при рассмотрении всех внесённых в него поправок. Последние носят чуть ли не ежегодный характер и имеют огромное значение для всех автомобилистов. Именно о поправках в закон «Об ОСАГО» пойдёт речь в сегодняшнем материале. Точнее, наш ресурс подробно рассмотрит внесённые изменения в систему обязательного страхования за 2016 и 2017 года.

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Федеральный закон (ФЗ) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят Госдумой РФ в апреле 2002 года. С того времени данный законодательный акт регулирует порядок и общеобязательность получения полисов ОСАГО всеми автовладельцами нашей страны, которые эксплуатируют свои автомобили на дорогах общего пользования. Именно к данному закону необходимо обращаться в том случае, когда вас интересуют какие-либо вопросы, касающиеся обязательного страхования автогражданской ответственности.

В общем, ФЗ «Об ОСАГО» регламентирует, что любой автовладелец должен оформить на свой автомобиль и конкретно на себя полис страхования, который в случае аварии покроет расходы за ущерб пострадавшей стороне. Страхование «автогражданки» осуществляется всеми страховыми компаниями в соответствии с действующими законами РФ. Отсутствие полиса ОСАГО является административным правонарушением, вследствие чего наказуемо.

Федеральный закон «Об ОСАГО» состоит из 6 глав, которые объединяют в единую систему 34 отдельные статьи. Все они являются регуляторами той или иной части процесса оформления и использования полиса обязательного автострахования. Обобщая информацию, представленную в ФЗ, можно выделить, что:


В соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО» он может изменяться. Однако все поправки должны быть направлены на упрощение процедуры обязательного страхования и получение прочей выгоды со стороны страхуемых лиц. Стоит отметить, что подобная практика в России активно осуществляется, поэтому со времён вступления ФЗ в силу он существенно модернизировался.

Важно! Закон «Об ОСАГО» — это кодифицированный акт, регулирующий общий порядок обязательного страхования автогражданской ответственности гражданами РФ и поддающийся некоторой правке.

Поправки к закону в 2016 году

Стоит понимать, что внесение изменений в какой-либо закон - это небыстрый процесс. Несмотря на то что подобная практика в РФ уже достаточно хорошо налажена, её осуществление занимает немалое время. Так, поправки в закон «Об ОСАГО» в 2016 году были внесены по решениям, принятым правительством ещё в 2015 году. Конечно, в данном явлении никакой вины правительства нет, ведь изменения в ФЗ сначала предлагаются, затем рассматриваются, а уже после этого принимаются и ещё через некоторое время вступают в силу.

Что касается закона «Об ОСАГО», то в 2016 году поправки в него вносились несколько раз: летом и осенью. Изменения в законодательство предлагались со стороны многих лиц и организаций (депутаты Госдумы, объединения страховщиков и т. п.), однако все они были направлены на улучшение системы обязательного автострахования. Обобщив весь список поправок, можно выделить следующие:

  • Изменения в порядке осмотра повреждённого в ДТП транспорта. В соответствии с ними страховщик обязуется провести экспертизу пострадавшего автомобиля в течение пяти рабочих дней после поступления в его отделение заявления о наступлении страхового случая и возмещения ущерба. После проведения проверки страховщик должен осведомить застрахованное лицо о результатах. При наличии разногласий между застрахованным лицом и страховщиком первый имеет полное право на проведение независимой экспертизы за свой счёт для отстаивания своей позиции в суде или перед страховой компанией.
  • Изменения, касающиеся обязательности проведения экспертизы именно страховщиком, а не пострадавшим. Теперь, страховая компания имеет полное право отказать в выплате, если сама не провела экспертизу пострадавшего в ДТП транспорта. То есть, первоочередное право проверки автомобиля имеется не у пострадавшего (через его экспертов), а именно у страховой компании. В противном случае у страховщика имеются веские поводы отказать в оплате ущерба.
  • Изменения в порядке решения споров между страховщиком и пострадавшим. На данный момент срок проверки аргументов со стороны пострадавшего в споре со страховщиком составляет не 5 дней (как было ранее), а 10 суток.
  • Изменения в порядке предоставления электронного полиса ОСАГО ГИБДД. Напомним, с лета 2015 года можно совершенно законно оформлять электронные полиса ОСАГО. В соответствии с внесёнными поправками автовладелец, имеющий электронное ОСАГО, может предоставить сотрудникам ГИБДД распечатанную версию документа. Последние могут просто проверить его законность по своей базе.
  • Изменения в возможности изменения стоимости ОСАГО со стороны ЦБ РФ . На сегодня ЦБ РФ и прочие уполномоченные организации могут изменять стоимость оформления полиса ОСАГО не более раза в год.

Как видите, особо существенных поправок в Федеральный закон «Об ОСАГО» за 2016 год нет. Однако для «общей информации» их рассмотреть всё же стоило.

Поправки к закону в 2017 году

Поправки в закон по ОСАГО в 2017 году носят более существенный и глобальный характер для водителей, которые оформляют соответствующие страховые полиса. На данный момент можно констатировать, что в текущий год ФЗ будет изменён дважды:

  • Первый раз уже наступил, в силу вступили поправки от 1 января 2017 года. Все они направлены на улучшение системы электронного страхования в РФ.
  • Второй раз будет более глобальным. Поправки по, так называемому, второму изменению вступят в силу либо весной (1 марта), либо летом (1 июня или июля) в 2017 году. Они будут носить более глобальный характер, нежели правки в ФЗ от 1 января.

Для полного понимания картины давайте рассмотрим все вступившие и потенциальные к вступлению поправки в закон «Об ОСАГО». Сначала ознакомимся с изменения от 1 января 2017 года, которые уже имеют законную силу. Точнее, они таковы:

  • Поправки к ситуациям, при которых доплату за ущерб при страховом случае придётся производить самому автовладельцу (естественно, на которого оформлен полис ОСАГО и который является виновником ДТП) . В соответствии с внесёнными правками в закон страховая компания имеет полное право взыскать со своего клиента некоторую часть компенсации при наступлении страхового случая, если застрахованное лицо каким-либо образом нарушило правила оформления электронного ОСАГО (ввод неправильных данных, неполная оплата и т. д.).
  • Поправки к порядку оформления электронного ОСАГО. Теперь при оформлении электронного полиса ОСАГО страхуемый может не предоставлять полный перечень документов в электронном виде. Это связано с тем, что большинству страховщикам был открыт доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Оттуда они могут взять всю необходимую информацию для оформления полиса на конкретного гражданина.
  • Поправки к общему порядку получения полисов ОСАГО, оформленных через Интернет. Согласно внесённым поправкам к закону «Об ОСАГО» любой страховщик обязуется оформить электронный полис на того автовладельца, который подал соответствующее заявление в компанию. Отказ в оформлении возможен только на законных основаниях. При желании страхуемого получить полис не только в электронном виде, но и в вещественном, он должен: уведомить об этом страховщика и получить полис в его офисе бесплатно или заказать полис на дом (оплата доставки осуществляется страхуемым лицом). Также страховщики теперь обязаны наладить бесперебойную работу своих интернет-ресурсов, иначе будут наказаны.

Поправки в закон «Об ОСАГО», которые ещё рассматриваются в правительстве, также будут приняты в 2017 году. Точная дата пока не определена. Общий список потенциальных изменений затрагивает следующие аспекты обязательного автострахования:

  • увеличение стоимости оформления страхового полиса ОСАГО для нарушителей-рецидивистов;
  • отказ от использования коэффициента мощности при расчёте стоимости ОСАГО;
  • отказ от выплат компенсаций материальными средствами, а предоставление компенсации ремонтом повреждённого в ДТП транспорта на специализированном СТО (без учёта естественного износа деталей);
  • внедрение общеобязательного оформления ОСАГО и для иностранцев (при эксплуатации с их стороны своих автомобилей на дорогах РФ);
  • изменение ряда категорий транспорта, который не должен быть застрахован по ОСАГО;
  • повышение максимального лимита получения страховки без оформления ДТП в ГИБДД (с 50 000 рублей до 100 000);
  • изменение в порядке возмещения ущерба здоровью пострадавших в ДТП по ОСАГО.

Конечно, некоторые из представленных выше поправок в 2017 году не будут приняты. Однако на внесение 5-7 изменений рассчитывать вполне реально. Тем более что все потенциальные поправки носят положительный тон для всей системы обязательного автострахования в РФ.

Важно! Все потенциальные поправки в закон «Об ОСАГО» в 2017 году будут рассмотрены и утверждены/упразднены к вступлению в законную силу зимой этого же года.

Заключение

В целом новые поправки в закон «Об ОСАГО» носят положительный характер для всех субъектов обязательного автострахования. На данный момент глобальных изменений к ФЗ принято не было, однако в перспективе подобная практика возможна. Стоит понимать, что большинство поправок были внесены для улучшения работы системы электронного страхования в РФ, которая не так давно увидела свет.

Не забывайте, что представленная выше информация актуальна на 2017 год, поэтому смело может быть использована любым автовладельцем в своих целях. Надеемся, статья дала ответы на все интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах!

Видео о поправках в закон «Об ОСАГО» в 2016-2017 годах:

Поделиться