Новый указ президента о рождении ребенка. Социальные инициативы Путина: поддержать семью, повысить рождаемость. В мировой практике что-то подобное есть

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Президент России Владимир Путин во вторник озвучил целый ряд инициатив в социально-демографической сфере, среди них — продление программы материнского капитала до конца 2021 года, субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых родится второй или третий ребенок, а также установление ежемесячной выплаты на рождение первенца до полутора лет.

Выступая на заседании Координационного совета национальной стратегии действий в интересах детей со своими предложениями, глава российского государства отметил необходимость "перезагрузки" демографической политики в стране.

Продлить маткапитал

Действие программы материнского капитала должно было завершиться в конце следующего года, однако во вторник Путин предложил продлить ее до конца 2021 года. Российский лидер также предложил ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

"Средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются", — сказал Путин.

По его словам, подход будет адресным. Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал для оплаты услуг дошкольного образования, а точнее на оплату ухода и присмотра за ребенком уже с двухмесячного возраста. "Я знаю, что востребованность этой меры очень большая, в частности, мама после рождения ребенка сможет продолжить работу или образование", — пояснил российский лидер.

Как считает первый зампред фракции "Единая Россия" Андрей Исаев, решения Путина, связанные с материнским капиталом и поддержкой нуждающихся семей, положительно скажутся на демографической ситуации.

"Многие семьи готовы завести второго и третьего ребенка, но у них не хватает собственных средств на решение жилищной проблемы. И часть материнского капитала остается невостребованной. Поэтому для них крайне актуально получить дополнительную помощь, такая возможность появится", — сказал он.

Поддержать первенцев

Путин заявил, что с января 2018 года в РФ будет установлена ежемесячная денежная выплата семьям при рождении первенца, которая будет выплачиваться, пока ребенок не достигнет возраста 1,5 лет. Сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 523 рубля, в 2019 году — 10 836 рублей, в 2020 — 11 143 рубля. При этом выплата будет адресной. Финансовые расходы на реализацию этих мер составят за три года 144,5 миллиарда рублей.

Глава комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая среди всех мер поддержки семьи для стимулирования рождаемости, предложенных президентом, особо выделила именно эту инициативу.

"Уверена, что для многих это станет весомым доводом, чтобы не ставить впереди материнства карьерные цели", — пояснила Гурцкая РИА Новости.

По словам общественницы, конкретные меры поддержки семей для стимулирования рождаемости — это "серьезный итог реализации Национальной стратегии действий в интересах детей".

Первый зампред фракции "Единая Россия" Исаев тоже считает важным решение по ежемесячной выплате за первого ребенка.

"Очень правильно выбрана категория с нуля до полутора, потому что для семьи, у которой дети от трех до семи лет, проблема во многом решена благодаря программе "детские сады — детям", а вот как раз когда мама не работает, остается дома, получая пособие, а не заработную плату, но хочет, к примеру, начать работать раньше, — оказание помощи в этом случае наиболее действенно, наиболее значимо. Это самый чувствительный в данном случае момент", — говорит парламентарий.

Привести в порядок детские поликлиники

Путин в своем выступлении выступил за повышение доступности и качества оказания медицинской помощи детям и коснулся проблемы состояния детских поликлиник. По его словам, чтобы провести их реконструкцию, капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным подсчетам потребуется более 50 миллиардов рублей.

"Очевидно, что регионы, имея в виду даже ту помощь, которую им оказали в последнее время, не смогут выполнить эти работы только за свой счет. Поэтому в ближайшие три года основную часть этой суммы, по 10 миллиардов рублей в год, будет предоставлять федеральный бюджет", — сказал Путин.

Правительству вместе с регионами, добавил он, "необходимо оперативно отработать детальный график реконструкции и капитального ремонта детских поликлиник, включая поликлинические отделения больниц, а также утвердить условия софинансирования и правила отбора поликлиник, сделать это с учетом готовности проектно-сметной документации и, прежде всего, остроты проблемы".

Министр здравоохранения Вероника Скворцова по итогам координационного совета заявила журналистам, что ведомство поддерживает поручение президента о реконструкции и строительстве детских поликлиник.

"Мы столкнулись с тем, что изношенные здания поликлиник, в общем, требуют существенного обновления. И действительно, (это) иногда приспособленные помещения, иногда в жилых домах. Поэтому то задание, которое дал президент, подготовить программу по реконструкции, капитальному ремонту, по строительству новых поликлиник, мы горячо поддерживаем", — сказала Скворцова.

Она также считает, что предложенные Путиным меры по улучшению ситуации в демографии России "полноценны" и "касаются всех граней и социальной помощи, социальной защиты и медицинского сопровождения".

Ипотечная спецпрограмма

Путин предложил запустить специальную программу ипотечного кредитования для семей, в которых начиная с 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок. Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых.

Как считает председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, предложенная президентом РФ программа будет востребована и такими семьями, и банками.

"Это хорошая программа, абсолютно правильная, многие благодаря участию в ней смогут решить свои проблемы. Банкам она тоже выгодна. Они будут получать деньги из бюджета, а поскольку это все-таки хороший ипотечный продукт — там есть обеспечение хорошее, то банки с интересом будут работать с ним", — сказал депутат РИА Новости, комментируя предложение главы государства.

Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов считает, что реализация данной инициативы сделает доступней для семей с двумя и более детьми квартиры в новостройках на 7-8%.

"Расширение доступности ипотечных продуктов для семей с несколькими детьми может привести к росту спроса на 2-3-комнатные квартиры, которые сейчас во многих проектах остаются нераспроданными из-за повышенной популярности студий и однокомнатных", — пояснил Попов РИА Недвижимость.

Деньги и средства найдутся

Как сообщила журналистам спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, Минфин и Минтруд РФ предварительно просчитали затраты на все предложенные президентом социальные меры и подтвердилИ возможность их реализации.

"Президент ничего никогда не вносит без предварительной проработки, я это знаю. Поэтому, естественно, предварительно Минтруда и соцзащиты, Минфин просчитали все эти меры, и подтвердили возможность их реализации", — сказала Матвиенко.

По ее словам, оперативно будут подготовлены изменения в законодательство и новые меры поддержки семей будут отражены в бюджете 2018 года.

Как считает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова, субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых родится второй или третий ребенок, потребует 10 миллиардов рублей ежегодно, что является относительно скромной бюджетной субсидией.

"Семьи, у которых в 2018 году родится 2-й или 3-й ребенок, — 0,5% населения РФ. Если предполагается обычный механизм — субсидирование разницы между рыночными ставками и социальной ставкой по ипотеке, то мера потребует относительно скромных бюджетных субсидий (не более 10 миллиардов рублей в год)", — говорит Порохова.

Главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Ярослав Лисоволик полагает, что инициативы в социальной сфере, озвученные Путиным, могут быть профинансированы за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета РФ.

"Я думаю, компромисс здесь скорее может заключаться в том, что проектировки бюджета Минфина достаточно консервативны и, наверное, можно предусмотреть возможность реализации такого рода инициатив за счет дополнительных доходов бюджета, которые получаются за счет превышения цен на нефть, которые мы сейчас наблюдаем. Наверное, такого рода компромисс был бы возможен в условиях, когда, с одной стороны, необходима адаптация к снижению цен на нефть последние три-четыре года и, с другой стороны, необходимо стимулировать рост и поддерживать благосостояние населения", — сказал Лисоволик РИА Новости.

"Наверное, таким образом это и будет разрешаться — то есть за счет того, что приоритет в распределении дополнительных доходов бюджета будет отдаваться такого рода проектам", — добавил он.

УДК 314.335.044

ПОДДЕРЖКА РОЖДАЕМОСТИ

© Ф.Н. Семевский

Ключевые слова: демографическая политика; демография; культурная наследственность; экономика; ВВП. Сохранение народа должно быть приоритетной задачей государства. Поддержка рождаемости должна строиться с учетом основных положений теории динамики численности популяций человека, положений макроэкономики и психологии. Поощрение рождаемости должно сочетаться с осуждением безбрачия и бездетности. Людям должен предоставляться выбор формы поддержки. Демографическая политика должна быть специфичной в каждом регионе. Сейчас правящие группы отдают предпочтение мерам, имеющим вид поощрения, а не принуждения или запрещения. В странах с высоким ВВП на душу населения наблюдается зависимость суммарного коэффициента рождаемости (СКР) от интенсивности поддержки рождаемости, выраженной как % ВВП. Причинная связь усилий по поддержке рождаемости и коэффициент суммарной рождаемости (КСР) могут иметь обратное направление, т. е. в местах, где КСР ниже, усилия по поддержке рождаемости могут быть выше. В результате эффект поддержки рождаемости должен быть занижен. Поддержка рождаемости выражается в форме многих небольших выплат и льгот, получение которых требует от родителей, и без того имеющих множество забот, значительных усилий. Средства, выделяемые для поддержки рождаемости, недостаточны для восстановления простого воспроизводства. Налог на бездетность в сочетании с выплатами родителям - наилучший способ поддержки рождаемости, не требующий дополнительных бюджетных расходов.

С момента выделения из биоты Земли человека с принципиально новым механизмом наследственности -культурой, возникла проблема снижения рождаемости.

Из теории динамики численности человека следует необходимость поддержки рождаемости в цивилизованных государствах правительством.

Действенность государственной политики поддержки рождаемости в Новейшее время не вызывает сомнений.

Рассмотрение опытов запрета абортов в России и Румынии приводят к выводу, что они существенно повышали рождаемость, хотя со временем их эффект ослабевал . Последнее неудивительно, т. к. человек приспосабливается к изменению внешней среды. Отсюда не следует, что его поведение от среды не зависит.

Сейчас правящие группы отдают предпочтение мерам, имеющим вид поощрения, а не принуждения или запрещения.

Из исследования эффекта мер поддержки рождаемости следует вывод, что они повышают рождаемость, хотя, как правило, недостаточно. К такому выводу пришли все серьезные исследователи.

Рождаемость повышают единовременные пособия (средне), ежемесячные пособия (средне-слабо), налоговые вычеты влияют, но только на богатых, субсидии (возможно, слабо), премиальные за скорость (спорно), жилищные субсидии семьям с детьми (возможно), продолжительность отпуска по уходу за ребенком (влияет нелинейно), размер оплаты отпуска по уходу за ребенком (влияет положительно), отцовский отпуск по уходу за ребенком (влияет на эгалитарные семьи), режимы гибкой и неполной занятости (влияют положительно), развитие услуг по надомному уходу и присмотру за детьми (возможно), компенсация части оплаты содер-

жания ребенка в детском дошкольном учреждении (возможно), субсидирование получения высшего образования (не влияет), субсидирование медицинских услуг (не влияет).

П. Макдональд сделал обзор оценок эффективности экономических мер поддержки деторождения . Исследователи приходят к выводу, что такая политика дает позитивные результаты. Приводятся следующие цифры: на каждые 10 % повышения размера пособия на ребенка как доли семейного дохода приходится 25 % повышения фертильности женщины; если количество детей, посещающих детские дошкольные заведения, увеличивается на 20 %, то суммарный коэффициент рождаемости (СКР) когорты возрастает на 0,05 ребенка.

В Южной Корее с внедрением программы планирования семьи СКР с 1983 по 2012 г. упал с 2,1 до 1,23. В. Ким на основе модели, включающей данные опросов о желаемом числе детей, подсчитал величину пособий, необходимых для восстановления рождаемости. Чтобы восстановить простое воспроизводство населения, по его расчетам, потребуется 6,6 % ВВП .

В начале 1980-х гг. местная власть г. Набережные Челны вызвала взрыв рождаемости, предоставляя за первого ребенка однокомнатную, за второго - двухкомнатную, за третьего - трехкомнатную квартиры.

Эффект демографической политики наблюдается при сопоставлении СКР с интенсивностью поддержки рождаемости по кантонам Швейцарии. Эта политика принимается каждым контоном самостоятельно. Дж. Боноли вычислил коэффициенты множественной регрессии КСР со стандартизованными показателями факторов, не связанных с демографической политикой кантонов, пособий и числа детских садов, приходящихся на тысячи занятых женщин. Оба показателя демографической политики продемонстрировали статистически достоверную связь с КСР .

Дж. Боноли делает вывод, что наилучшей политикой является та, которая облегчает совмещение работы женщины с семейной жизнью.

В странах с высоким ВВП на душу населения наблюдается зависимость СКР (7) от интенсивности поддержки рождаемости (X), выраженной как % ВВП

7 = 0,105Х + 1,378.

Для подъема рождаемости до уровня простого воспроизводства нужно тратить на поддержку рождаемости 6,9 % ВВП1.

Заметим, что причинная связь усилий по поддержке рождаемости и КСР может иметь обратное направление, т. е. в местах, где КСР ниже2, усилия по поддержки рождаемости могут быть выше. В результате эффект поддержки рождаемости должен быть занижен.

ПСИХОЛОГИЯ

Государственная политика, для того чтобы быть эффективной, должна опираться на положения психологии. В учебниках и сводках по отдельным вопросам можно извлечь следующие положения, имеющие отношение к нашей теме.

1. Люди разные, в отличие от всех видов биоты Земли, стремятся к различным целям, оптимизируют различные критерии в разных наборах ценностей.

2. Люди не слишком умны (ограничено рациональны). Умнее эксперты.

3. Человек крайне легко поддается убеждению.

4. Добиться от животных и людей заданного поведения можно с помощью поощрения, наказания и иногда примера.

5. Люди склонны придавать большее значение событиям, происходящим сейчас, и не принимать во внимание события в отдаленном будущем.

ЭКОНОМИКА

Известно, что налоги с труда и капитала подавляют производство, а налоги с природной ренты не подавляют. У нас и почти во всех капиталистических странах рентные налоги (платежи) занимают скромную долю в доходах государств. Это вызвано тем, что присвоение природной ренты составляет фундамент доходов правящей группы и ее мощи.

Государственные доходы слагаются из налоговых поступлений (83 %). Среди них рентные платежи (плата за недра, землю, воду, лес на корню) составляют менее 12 %. Среди неналоговых поступлений не подавляют производство, пожалуй, только штрафы (1 %), поскольку плата за загрязнение среды недавно отменена.

Пороки налоговой системы приводят к тому, что пособия, направленные на поддержку рождаемости (как, впрочем, и другие бюджетные расходы), изымают у народа суммы, раза в два превышающие их величину.

В экономике для сравнения экономических событий, распределенных во времени, применяют дискон-

1 При фактической эффективности поддержки рождаемости на западе Европы. При разумной демографической политике - меньше (См. ниже).

2 Например, в связи с конфессиональным составом. В Швейцарии у женщин-протестанток среднее число детей за жизнь 1,35, католичек - 1,41, мусульманок - 2,44.

тирование. Доход А, полученный сегодня, соответствует доходу АеЬ", полученному в момент Г, где Ь - коэффициент дисконтирования. Это имеет отношение к оценке «материнского капитала»3 и других отложенных выплат на детей.

Есть полезности рыночные и нерыночные. Рыночные полезности измеряются в денежных единицах на основе теории предельной полезности. Нерыночные полезности, например безопасность, дети, жизнь и т. д., плохо поддаются измерению. Экономисты приравнивают их к затратам бюджета. Рыночная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении людей и институтов. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния. Все это хорошо, но поведение людей ограниченно рационально, а поведение государства тем более. Рыночная теория приводит к абсурду в случае товаров, подобных наркотикам. Фактически денежные оценки нерыночных полезностей задаются государством под давлением представителей правящей группы и иногда избирателей. И те и другие недостаточно знают для принятия рационального решения. Оценки нерыночных полезностей ненадежны4.

Представляется, что наука может справиться с подобными задачами лучше, но у нее нет власти. Все же советовать наука может, и иногда к ее советам прислушиваются.

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ РОЖДАЕМОСТЬЮ

Государству, которое признает, что иметь детей хорошо, а не иметь - плохо, нужно контролировать информационные потоки.

На современного человека обрушивается информация, которую можно упорядочить по многим осям. По источникам (семья, школа, Интернет); по видам (музыка, литература, синтетические); по качеству низкопробность - элитарность (анекдот, частушка, философский трактат) и т. п.

Информация - это часто товар, приносящий доход производителям и продавцам (например, детектив), либо нечто признаваемое полезным, но не удобное для продажи и требующее затрат из бюджета для производства и распространения.

Всегда информация в той или иной форме фильтровалась и сейчас фильтруется лицами и группами, имеющими власть. Государство, крупный капитал, владельцы телевизионных каналов, издатели, наконец, потребители производят отбор информации. В то же время государственная цензура крайне не популярна.

Государство фильтрует информацию, хотя ему мешают положения господствующей идеологии - светского гуманизма, декларация прав человека, междуна-

3 Возможно, законодатели просчитались и только вследствие этого имели некоторый успех. Материнский капитал с 2009 г. используется с помощью юристов для приобретения ипотечного кредита сразу после получения сертификата.

4 У русских семейная культура недавно сильно отличалась от культуры германских народов (Носевич, 2001). Даже сейчас молодые семьи, по нашим наблюдениям, получают мощную поддержку от старшего поколения. Возможно, вывод о преимуществе позднего деторождения, особенно учитывая возрастание риска генетических дефектов у детей, к России не приложим.

родные обязательства, конституция. Фильтрация порнографии производится с помощью ст. 242 УК РФ, разжигание межгрупповой ненависти - ст. 282 УК РФ, пропаганда наркотиков - ст. 6.13 КоАП РФ.

Текущая деятельность правительства в этом направлении кажется разумной, но хотелось бы увеличить ее эффективность.

Много написано о пользе искусства. Нет сомнения, что творцам культуры искусство приносит пользу. Представляется, что если польза для общества есть, то ее порождают лучшие произведения. Художественная литература интересовалась влюбленностью. Супружеская любовь, семья и дети занимали ее очень мало. С демографической точки зрения, в Новое время и сейчас она приносила и приносит скорее вред, а не пользу. Конечно, имеются исключения.

Многие люди сейчас убеждены, что дети не принесут им счастья. Скорее всего, они ошибаются. Возможно, информирование их в этой области будет полезно.

Очевидно, что беременность, роды и уход за ребенком причиняют неудобства, страдания, беспокойства. Воспитание ребенка, особенно когда оно совмещается с работой, связано с недосыпанием и переутомлением. Экономическое положение семьи с детьми ухудшается по сравнению с бездетными связями. Нельзя сказать, что убеждение в отрицательной зависимости между наличием детей и счастьем ни на чем не основано. Ранние исследования этого вопроса обнаружили падение уровня счастья, удовлетворенностью жизнью после родов и многие другие.

Более поздние исследования, различающие группы респондентов и опирающиеся на временные ряды изменения этих оценок, приводят к другим выводам. Состоящим в браке лицам дети приносят счастье. Сожители, разведенные, никогда не состоявшие в браке получают меньшее удовлетворение от жизни. Счастье, удовлетворенность жизнью начинает нарастать задолго до момента зачатия (4 года), достигает максимума в момент родов, затем убывает, но все же превышает уровень указанных чувств у бездетных мужчин и женщин. Поздно рожающие хорошо обеспеченные женщины получают несколько большее удовлетворение, чем рано рожающие. Первый ребенок дает наибольшее счастье. Третий ребенок часто не способствует увеличению удовлетворенностью жизнью. В старости разница между женщинами с детьми и бездетными стирается (в США, в России, возможно, это не так). Муж больше радуется рождению мальчика, чем девочки. Последующие дети не уменьшают его удовлетворенность жизнью . Эти результаты были получены на данных по Дании, Германии, Великобритании и США.

Опрос женщин старше 45 лет и мужчин старше 50 лет в Венгрии дал следующие результаты. Бездетные в 90 % случаев жалеют, что не имеют детей; имеющие одного ребенка хотели бы иметь больше в 70 % случаев; родители двоих детей - в 20 % случаев .

Людям следует предлагать несколько способов поддержки рождаемости, чтобы они могли выбрать вариант, согласующийся с их жизненными целями.

Картины мира и их ядра системы ценностей определяют жизненные цели людей и опосредствованно рождаемость. Картина мира определяется генотипом, материальной средой, семейным воспитанием, инфор-

мацией, исходящий от малой группы, в которую они включены, массовой информацией, исходящей от профессиональных информаторов, государства в виде пропаганды и принуждения. Она включает метафизические элементы.

Противостоять внешнему давлению способна редкая семья.

Жизненные цели людей разнообразны, и меняются в истории. Мужчины (господствующей группы) до нового времени стремились к подвигам, славе, добродетели, святости5. Постепенно к славе воина добавляется слава художника и ученого. Труд ценится невысоко. В XVIII в. рыцарская мораль уступает место буржуазной. В настоящее время люди стремятся к богатству, власти, успеху.

В России изменения происходили медленнее, но в последнее время мы догнали англоязычные страны и перегнали Западную Европу.

Наши гимназисты в начале XX в. выбирали будущую профессию исходя из интереса к делу и альтруистических соображений, только 1 % стремился к богатству . В 1960-1970-х гг. люди полагали, что личное счастье приносит полезный труд (96 %), хорошее здоровье (85 %), семья и дети (73 %) . В 1982 г. и снова в 1997 г. по единой методике (метод неоконченных предложений) под руководством В.Б. Ольшанского было произведено исследование ценностей и установок учащихся средних школ (6-10-е классы). За этот период доля упоминаний моральных устремлений как главной жизненной проблемы сократилась в 6 раз; доля ориентирующихся на поступление в вузы и приобретение профессий упала с 18,8 % в 1982 г. до 10,45 % в 1997 г. Стремление к деньгам возросло в четыре раза . Социологические опросы приводят к выводу, что современная молодежь нечасто выбирает в качестве цели создание семьи, предпочитая погоню за благосостоянием даже в интервале 19-30 лет, наиболее подходящем для деторождения . М.Г. Леонтьева для молодежи в возрасте 17-19 лет в провинциальном городе приводит следующее распределение по жизненным целям: жить в достатке - 26 %, устроиться на хорошую работу - 13 %, получить хорошее образование - 9 %, заработать много денег - 8 %, приобрести дорогие вещи - 7 %, иметь свою квартиру - 3 %, завести собственное дело - 2 %, обеспечить будущее детям - 8 %. Все эти цели, в конечном счете, сводятся к увеличению благосостояния (76 %). Стремятся создать хорошую семью - 24 % .

При этом поддержка рождаемости в форме, позволяющей совмещать работу и уход за детьми, будет привлекательней растянутых во времени пособий для родителей, ориентированных на карьеру. Родители с тремя детьми вряд ли интересуются яслями и детскими садами.

Кроме рассмотренных двух групп, можно выделить еще множество других. Например, есть богатые и бедные, знающие и не знающие английский язык, преступники и законопослушные граждане.

Сейчас поддержка рождаемости выражается в форме многих небольших выплат и льгот, получение которых требует от родителей, и без того имеющих множество забот, значительных усилий. Следовало бы пред-

5 Какие жизненные цели преследовали другие группы,

сказать труднее.

ложить людям несколько простых, но различных вариантов.

Выше было показано, что средства, выделяемые для поддержки рождаемости, недостаточны для восстановления простого воспроизводства. Налог на бездетность в сочетании с выплатами родителям -наилучший способ поддержки рождаемости, не требующий дополнительных бюджетных расходов.

Из отмеченной выше слабости человеческого разума следует, в частности, что оптимизация демографической политики не должна выходить за границы чисто демографических вопросов. Вопросы увеличения или уменьшения абсолютной величины государственной поддержки ниже не рассматривается. Демограф не может утверждать, что, к примеру, следует уменьшить расходы на оборону и увеличить поддержку рождаемости. В случае налога на бездетность это требование соблюдается.

Интернет-сообщество и Дума крайне отрицательно относятся к налогу на бездетность6, но не возражают так решительно против налоговых вычетов и пособий для семей с детьми.

Противники налога на бездетность выдвигают ряд аргументов: налог будет носить дискриминационный характер, ущемлять права граждан и нарушать статьи международного права, конституции, законов РФ. Пострадают люди, страдающие физиологическим бесплодием. Им придется приносить соответствующие справки.

«Неэтичность и даже аморальность налога на бездетность очевидна. Бездетность (я не говорю о физиологической бездетности) - это выбор человека. Своим выбором он никому не делает хуже, он ни у кого ничего не отбирает, он никого не делает несчастным». Все это кажется нам несерьезным7.

Налог на бездетность в сочетании с выплатами родителям представляется наилучшим средством экономической поддержки рождаемости. Это происходит потому, что он по существу тоже изымает ренту, возникающую вследствие отказа от деторождения (инвестиций в будущее).

Эта идея была выдвинута и обоснована П. Демени . Она сводится к предоставлению избирательного права детям, а осуществление права возлагается на

6 За введение налога на бездетность выступали депутат Государственной Думы А.В. Чуев, председатель Общероссийской организации предпринимателей «Деловая Россия» Б.Ю. Титов, протоиерей Дмитрий Смирнов.

7 Достаточно назвать налог обязательными взносами в фонд поддержки рождаемости, и большая часть этих аргументов отпадет.

Люди, страдающие физиологическим бесплодием, представляют некоторую проблему. Однако сейчас далеко не все из них страдают от этого. Судя по широкому распространению добровольной стерилизации, их немного. Следует предоставить им право освобождения от налога, но этим правом не обязательно пользоваться. У них есть возможность взять на воспитание ребенка или платить налог, утешаясь тем, что фактически он идет детям. Во всяком случае, обязательное медицинское страхование, обязательные взносы в пенсионный фонд ущемляют свободу больше, чем налог на бездетность. Автор приведенной цитаты забывает о нерожденных детях, у которых отняли право на жизнь, и о рожденных, которые будут вынуждены содержать и защищать в старости, кроме своих родителей, и их ровесников, воздержавшихся от деторождения.

родителей или опекунов. Эта идея выдвигалась и значительно раньше и позже.

Светские гуманисты считают детей недочеловеками. Их можно убивать на фазе плода. В течение месяца после рождения убийство младенца выделено в особый вид и наказывается мягче, чем убийство взрослого че-ловека8. Ребенок до 10 лет не может выступать в суде. Жизнь подростка оценивается ниже жизни взрослого. До совершеннолетия он лишен права голоса на выборах всех уровней. Законодателей не смущают ни эти факты, ни противоречия со ст. 2 Конвенции о правах ребенка и ст. 20, 38, 45 Конституции РФ.

Такая мера представляется разумной и полезной. Автор не сторонник радикальных реформ и полагает, что ее следовало бы осуществить на региональном уровне и посмотреть, что из этого выйдет.

Прочие способы поддержки рождаемости

Рассмотренные варианты не исчерпывают возможных способов поддержки рождаемости.

В истории мы наблюдаем непрерывное расширение области вмешательства государственной власти в общественную жизнь. При каждом шаге в этом направлении решаются какие-то конкретные задачи, но при этом обычно игнорируются побочные последствия изменения среды, в которой действует человек, на его поведение.

1. Люди сейчас имеют широкие возможности предотвращения зачатия и уклонения от забот о ребенке: стерилизация, вагинальные и оральные противозачаточные средства, аборт (убийства плода), отказ от воспитания ребенка сразу же после родов. Возможность избежать деторождения отрицательно действует на рождаемость. В вымирающих народах государственная поддержка этих действий противоестественна. Эта деятельность и медицина не имеют ничего общего. Гиппократ был прав.

2. А.Н. Кошелев предлагает меры по реформированию пенсионной системы и предоставлению подросткам права на труд . Это разумные предложения.

3. Меры, направленные против наркомании, алкоголизма и других видов ненормального поведения, необходимы. Наркоманы и алкоголики оказывают на общество многообразное отрицательное воздействие и в т. ч. понижают рождаемость на 28 %9. Однако это предмет изучения скорее криминологии, а не демографии. Кроме того, политика государства в отношении групп с отклоняющимся (девиантным) поведением оказывает сильное влияние на качество потомства, но этот вопрос выходит за границы настоящего исследования.

4. Нами приводились грубые оценки отрицательного влияния двадцати одного фактора на рождаемость: 14 материальных и 7 информационных.

Подобные оценки могут и должны учитываться специалистами в других областях, когда они дают рекомендации власти. Например, мы являемся свидетелями реформирования образования. Автор не берет на себя смелость высказываться о качестве реформ, но

8 Число таких убийств после принятия закона возросло в десять раз.

9 Рождаемость у алкоголиков достаточно высокая.

считает своей обязанностью заявить, что переход к одиннадцатилетнему школьному образованию от десятилетнего снижает рождаемость на 2-3 %.

Человеческая жизнь сейчас в США оценивается государством в 1-3 млн долл. . В России ежегодно рождается полмиллиона детей. Отсюда переход на 11-летнее среднее образование приносит потери в 22 млрд долл. в год за счет снижения рождаемости.

В России нет прилично обоснованной оценки человеческой жизни властью . Эта оценка связана с валовым внутренним доходом на душу и должна быть уменьшена для России. При этом эффект перехода нужно снизить до 10 млрд долл. Возможно, что реформаторы не проводили всестороннюю оценку проводимых реформ, а просто подражали вымирающей Европе -и напрасно.

5. Для выработки оптимальной политики поддержки рождаемости нужен опыт, а наука не имеет возможности ставить опыты в этой области. Кажется многообещающей совместная работа власти и науки в форме заказа со стороны власти детально разработанных планов региональных систем поддержки рождаемости авторитетными демографами. Опыты на группах людей лучше, чем опыты на народах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тындик А.О. Обзор современных мер семейной политики в странах с низкой рождаемостью // SPERO. 2009. № 12. С. 157-176.

2. Макдональд П. Низкая рождаемость и государство: эффективность политики // Низкая рождаемость в Российской Федерации: вызовы и стратегические подходы: материалы Междунар. семинара. М., 2006. С. 27-56.

3. Kim W. Will Pronatalist Policy Work? The Case of South Korea. URL: http://www.brown.edu/Departments/Economics/2013-undergrad_the-ses/wookinKim thesis.pdf (accessed: 15.05.2015).

4. Bonoli G. The impact of social policy on fertility: evidence from Switzerland // Journal of European Social Policy. 2008. V. 18. № 1. P. 6477.

5. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. C. 485-487.

6. Simon H.A. How big is a chunk // Science. 1974. № 183.

7. Семевский Ф.Н. Изменение мнений. 2009 // Библиотека Мошкова. URL: samlib.ru/s/semewskij_fedor.../izmeneniemnenij3_1doc.shtml (дата обращения: 16.05.2015).

8. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.

9. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. Горностай, Т. Титаренко. Киев: «Рута», 2001 // Психологическая библиотека. URL: psylib.org.ua/books/hjelz01/txt20.htm (дата обращения: 16.05.2013).

10. Lowenstein G., Sicherman N. Do workers prefer increasing wage profiles? // J. Labor Economics. 1991. V. 9. № 1. Р. 67-84.

11. Давыдов Д.В., Тарасов А.А. Модели поведения потребителей: экспериментальная проверка в региональных условиях // Управление в социально-экономических системах. 2003. T. 2. Вып. 6. URL: http://www.khstu.ru/rus/ics/ics_pdf/N06_08.pdf (дата обращения: 16.05.2015).

12. Kohler H.-P., Behrman J., Skytthe A. Partner + children = happiness? The effects of partnerships and fertility on well-being // Population and Development Review. 2005. V. 31. P. 407-445.

13. Angeles L. Children and Life Satisfaction // J. of Happiness Studies. 2010. V. 11. № 4. P. 523-538.

14. Baetschmann G., Staub E., Studer R. Does the stork deliver happiness? Parenthood and life satisfaction // Univ. Zurich, Dep. Economics. Working Papers: Department of Economics, University of Zurich, 2012. № 94.

15. Herbst C.M., Ifcher J. The Increasing Happiness of Parents // Working Paper № 2014-05-SCU-ECON 2014. URL: http://www.scu.edu/ business/economics/wpscue (accessed: 16.05.2015).

16. Kamarâs F. Fertility preferences versus actual behaviour in Hungary // ed. by I.E. Kotowska, J. Jozwiak. Population of Central and Eastern Europe: Challenges and Opportunities. Warsaw: Statistical Publishing Establishment, 2003. P. 165-188.

17. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства: в 2 т. СПб.: Дм. Буланин, 2000.

18. Бетева Р. А. К вопросу о стирании социальных различий в понимании категории счастья в социалистическом обществе // Вопросы развития социалистического общества. Свердловск: Свердл. и Нижнетагил. пед. ин-ты, 1971.

19. Ольшанский В.Б. Школьники в изменяющемся обществе (19821997 гг.) / под ред. С.Г. Климовой, Н.Ю. Волжской // ЭСМ. 1999. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/023/071/1232/013.pdf (дата обращения: 15.05.2015).

20. Рогозин Д. Цели и притязания молодежи // База данных ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/val_/youngvalue/d047724# (дата обращения: 15.05.2015).

21. Леонтьева М.Г. Нравственные ценности будущих управленческих кадров как части современной молодежи. 2009. URL: ich.tsu.ru/Grants/Conferences/MFU/03Sect/Leontieva.doc (дата обращения: 15.05.2015).

22. Demeny P. Pronatalist Policies in Low-Fertility Countries: Patterns, Performance and Prospects // Population and Development Review. 1986. V. 12. P. 335-358.

23. Семашко Л., Девит М. Проект «Закона избирательного права детей» Российской Федерации. Избирательное право детей - ключ к решению проблем детства. СПб., 2004. URL: http://www. peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=155 (дата обращения: 15.05.2015).

24. Кошелев А.Н. Необходимые меры государственной политики по преодолению демографического кризиса и вымирания коренного населения России в XXI в. // Доклад на Общероссийском форуме «Святость материнства». 2012. URL: http://www.demographia.ru /articles_N/index.html?idR=5&idArt=2169 (дата обращения: 15.05.2015).

Semevski F.N. SUPPORT OF FERTILITY

Saving of the people should be considered as the main task of the government policy. Support of the fertility must be based on the fundamentals of the human population dynamics theory, macroeconomics and psychology. Birth rate boosting should be combined with the condemnation of celibacy and childlessness. People must have choice of the boosting rate form, and the population policy must be specific for each region. Now the ruling groups prefer measures having kind of encouragement rather than coercion or prohibition. In countries with high GDP per capita observed dependence of the total fertility rate (TFR) of the intensity of support for the birth rate, expressed as % of GDP. Causation efforts to support the birth rate and the rate of total fertility (RTF) can have the opposite direction, in places where the rate of total fertility (RTF) below, efforts to support the birth rate may be higher. As a result, the effect of supporting the birth rate must be low. Support fertility expressed in the form of many small payments and benefits, the preparation of which requires the parents already have a lot of concerns, a significant effort. The funds allocated to support the birth rate, insufficient for the recovery of simple reproduction. Family tax payments in conjunction with the parents -is the best way to support the birth rate, which does not require additional budget expenditures.

Key words: demographic policy; demography; cultural heredity; economics; GDP.

Семевский Федор Николаевич, Институт географии Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, e-mail: [email protected]

Semevski Fedor Nikolaevich, Institute of Geography of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, Doctor of Biology, Leading Scientific Worker, e-mail: [email protected]

Еще не объявивший о своем выдвижении в президенты Владимир Путин уже пообещал подарки населению. С 2018 г. для семей с детьми появятся новые пособия, программа субсидирования ипотеки и будет продлен материнский капитал. Цена подарков – больше 200 млрд руб. Деньги уже заложены в проект бюджета на 2018–2020 гг. - в президентском резерве.

Меры должны стимулировать рождаемость, объяснил Путин. После беби-бума 2000 г. она начала падать: за январь - сентябрь 2017 г. в годовом выражении практически не росла, а естественная убыль населения превысила 100 000 человек против естественного прироста за тот же период 2016 г. на 18 000 человек.

Деньги за первенца

С 2018 г. родившие первенца семьи будут ежемесячно получать прожиточный минимум на ребенка, пока ему не исполнится полтора года. Для каждого региона этот минимум разный, но в среднем в 2018–2020 гг. будет превышать 10 000 руб. Помощь будет адресной – рассчитывать на пособие смогут лишь бедные семьи. Всего правительство потратит на это больше 144 млрд руб.

Кого считать бедными, неясно, признает федеральный чиновник: без системы единого реестра людей и домохозяйств непонятна реальная структура и уровень бедности. Можно обойтись и без реестра, спорит директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева: речь идет о людях, которым не хватает денег на текущее потребление. Если доход семьи меньше 1,5 прожиточного минимума, она может попасть в программу, говорит она. В первом полугодии 2017 г. доходы ниже прожиточного минимума были у 14,4% всего населения.

Пособие по уходу за первым ребенком до полутора лет люди уже получают. Но во II квартале 2017 г. оно было чуть выше 3000 руб. Новое же пособие может стать серьезной мерой поддержки, считает Малева: многие люди даже зарплату получают ниже прожиточного минимума, а семьи не могут решиться не то что на второго или третьего ребенка, даже первого. Число семей с двумя или тремя детьми растет быстрее, чем семей без них, рассказывает она. Для семьи в регионе, которая находится на грани бедности, это очень большое подспорье, согласен другой федеральный чиновник.

Капитал на пропой?

Еще одна мера – продление программы материнского капитала до конца 2021 г. (раньше она должна была закончиться в конце 2018 г.). Расширятся и цели, на которые можно будет потратить такие деньги: особо нуждающиеся семьи смогут получать ежемесячные выплаты (ту же сумму, что и новые пособия за первого ребенка), пока ребенку не исполнится полтора года. Капитал можно будет тратить и на нянь, ухаживающих за детьми.

Мера может превратить программу в новое пособие, скептичен чиновник, только расходовать его будут не на детей, а пропивать. Сейчас из трех возможных целей – образование ребенка, улучшение жилищных условий или пополнение накопительной части пенсии матери – чаще всего деньги тратят на жилье. Но далеко не каждая семья в этом нуждается и может себе позволить, спорит Малева: с кризисом доходы падают и многим не хватает денег даже на еду. «Отдельные семьи действительно могут пропить капитал, но у нас что, 146 млн человек - алкоголики?» – говорит она, задаваясь вопросом, почему из-за проблемных семей должны страдать все. Разрешить же тратить деньги на ясли многие просили давно, рассказывает Малева, правда, без строительства новых яслей мера может не сработать, предупреждает она.

Ипотека под 6%

Модернизация для детей

50 млрд руб. будет выделено на реконструкцию и переоснащение детских поликлиник. Ситуация с больницами уже почти критическая: у 31% больниц и поликлиник нет водопровода, 35,5% – канализации, 40,5% – центрального отопления, следует из данных Счетной палаты. По ее расчетам, через 13 лет без выделения денег на обновление более 70% медицинского оборудования будет невозможно использовать

Для более богатых семей правительство возродит программу субсидирования ипотеки. Для тех из них, у кого с 2018 г. родится второй и третий ребенок, будет запущена программа субсидирования процентной ставки по ипотеке. При покупке жилья на первичном рынке или рефинансировании ипотечных кредитов они смогут рассчитывать на субсидирование ставки сверх 6% годовых в течение трех лет с даты выдачи кредита при рождении второго ребенка и пяти лет – третьего. Сейчас средняя ставка по ипотеке – 10,5%, следует из данных ЦБ, таким образом государство возьмет на себя более 4% стоимости кредита. В 2018–2023 гг. программа может охватить свыше 500 000 семей, сослался Путин на оценку Минстроя. Цена программы – 10 млрд руб., рассказывает чиновник.

В 2015–2016 гг. уже действовала программа субсидий под 12% годовых (государство компенсировало заемщику разницу между этой величиной и ставкой банка). Воспользоваться ею мог любой, но только на квартиру в новостройке. Доля кредитов, выданных с ее помощью, превышала 35% по банковской системе, вспоминает директор дирекции ипотечного кредитования банка ТКБ Вадим Пахаленко. Но у новой программы аудитория будет меньше, считает он, число кредитов таким семьям не превысит 7–8%. Банки смогут нарастить клиентскую базу, надеется Пахаленко, но главное ограничение использования субсидирования – стоимость недвижимости.

28 ноября 2017 года Владимир Путин провел в Кремле заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, в ходе которого сделал несколько долгожданных заявлений касательно новых мер социальной поддержки семей с детьми, которые заработают уже с января 2018 года.

Всего Президентом было предложено 6 новых мер социальной поддержки:

Внимание

Подробнее обо всех этих предложениях можно ознакомиться в стенограмме заседания, опубликованной на официальном сайте Кремля . Ниже приведены основные выдержки из этого выступления Владимира Путина.

Вступительная речь Президента 28 ноября 2017 года

Владимир Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей:

«Вы знаете, что в этом году в соответствии с Указом объявлено Десятилетие детства . Рассчитываю, что Правительство, реализуя этот новый проект, обязательно обеспечит преемственность с задачами Национальной стратегии действий в интересах детей, а Совет Федерации продолжит держать эти вопросы в зоне своего постоянного внимания. При этом особо подчеркну, значимость таких направлений, как укрепление института семьи, создание равных возможностей для полноценного развития всех детей, остается важнейшей для нас.

Вы знаете, что уже с начала 2000ых мы плотно, последовательно занимаемся вопросами демографического развития . И благодаря продуманным и, можно уже сказать, эффективным решениям, задачи в этой сфере последовательно решаются. Среди мер, которые были введены и которые работают до сих пор, особую роль сыграла программа материнского капитала . В этом отношении многое уже удалось сделать, рождаемость начала расти. Иметь в семье двух детей стало устойчивой тенденцией. Снизилась младенческая смертность, благодаря созданию системы перинатальных центров, прежде всего, удалось выйти на плюсовые показатели естественного прироста населения, чего, откровенно говоря, никто не ожидал, но это произошло».

«Сегодня нам необходимо принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие. Здесь нужна активная, последовательная работа по всем направлениям — и по снижению смертности, и по стимулированию рождаемости. Фактически, нам нужно перезагрузить нашу политику демографического развития ».

«Что касается рождаемости, то на первый план выходит поддержка многодетных семей , семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребенка.

Необходимо также уделять особое внимание молодым семьям . Это, как правило, и есть семьи с небольшими доходами, ведь это молодые люди, которые либо еще учатся, либо только вступили в трудовую деятельность, доходы очень скромные, как правило. Это часто сдерживает рождение первого ребенка, появление первенца».

Какие меры предлагаются Президентом уже с 2018 года?

Владимир Путин: «Мы, не скрою, обсуждали различные меры достаточно долго, пришло время принять решение, и эти предлагаемые новые меры объявить. Для поддержки рождаемости предлагаю уже с января наступающего, 2018 года начать реализацию целого ряда новых мер поддержки российских семей:

А именно средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются. Здесь будет действовать такой же адресный подход, как при выплатах на первого ребенка. То есть выплаты будут определены в размере прожиточного минимума ребенка в регионе и семьям с доходами, размер которых не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Тоже до достижения ребенком полутора лет.

Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования (а точнее на уход и на присмотр за ребенком) уже с двухмесячного возраста ребенка. Знаю, что востребованность этой меры очень большая. В частности, мама после рождения ребенка сможет продолжить работу или образование.

— Третье направление. Как вы знаете, уже объявлено решение расширить число регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребенка. Такие пособия выплачиваются с 2013 года. Право на них имеют дети до трех лет. Критерии нуждаемости семей, а также порядок назначения выплат устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом напомню, что софинансирование из федерального бюджета поступает в те регионы, где сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и суммарный коэффициент рождаемости — ниже среднего по России. В текущем году такими условиями софинансирования воспользовались 50 регионов Российской Федерации.

С 1 января 2018 года поддержку смогут получить 60 субъектов Российской Федерации. Смогут получить те регионы, где в среднем у одной женщины рождается двое или меньшее число детей, то есть региональный коэффициент рождаемости увеличивается до двух. Как я уже сказал, такое изменение коэффициента даст возможность 60-ти регионам получить федеральную помощь на выплату пособия на третьего ребенка.

— Четвертое. Чрезвычайно важным является — особенно для молодых семей и семей с детьми вообще — жилищный вопрос. Предлагаю запустить специальную программу ипотечного кредитования . Ее возможностями смогут воспользоваться те семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок. Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых. Объясню, к примеру, сегодня средневзвешенная ставка на рынке ипотечного кредитования составляет, по данным Банка России, 10,05 процента. То есть в таком случае государство берет на себя более 4 процентов стоимости кредита. По оценке Минстроя, в предстоящие пять лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей.

Еще поподробнее скажу. Программа ипотечного кредитования будет носить срочный характер, предусматривает субсидирование процентной ставки сверх 6 процентов при рождении второго ребенка — в течение 3 лет с даты выдачи кредита; третьего ребенка — в течение 5 лет с даты выдачи кредита. Могут возникать вопросы: программа будет подходить к концу, а ребенок только-только родился, что в этом случае. В случае рождения третьего ребенка в течение срока предоставления субсидии, но не позднее 31 декабря 2022 года включительно, срок предоставления субсидии будет продлеваться на 5 лет — с даты окончания срока предоставления субсидии по кредиту, полученному в связи с рождением второго ребенка. В случае рождения третьего ребенка после окончания срока предоставления субсидии по кредиту, полученному в связи с рождением второго ребенка, но не позднее 31 декабря 2022 года включительно — предоставление субсидии возобновляется, начиная с даты рождения третьего ребенка.

— Пятое. Мы практически решили проблему с местами в детских садах. Теперь нужно ликвидировать очереди в яслях — для детей от двух месяцев до трех лет. Сделать это нужно как можно быстрее. Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года.

— Шестое. Нам необходимо предметно и последовательно заниматься повышением доступности медицинского обслуживания детей и, безусловно, улучшением его качества. Уже говорил неоднократно, в последние годы был совершен хороший рывок по созданию в регионах перинатальных центров. Однако состояние большинства детских поликлиник, их оснащенность оборудованием оставляет желать лучшего. Здесь есть проблемы с очередями, с записью к нужному специалисту. Такое положение дел также служит сдерживающим фактором при принятии решения о рождении детей. Да и вообще это просто нужно исправлять и улучшать.

Для того, чтобы провести реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным расчетам, потребуется более 50 миллиардов рублей. Очевидно, что регионы, имея в виду даже ту помощь, которую мы им оказали в самое последнее время, не смогут выполнить эти работы только за свой счет. Поэтому в ближайшие три года основную часть этой суммы — по 10 миллиардов в год — будет предоставлять федеральный бюджет.

Правительству вместе с регионами необходимо оперативно отработать детальный график реконструкции и капитального ремонта детских поликлиник, включая поликлинические отделения больниц, а также утвердить условия софинансирования и правила отбора поликлиник, сделать это с учетом готовности проектно-сметной документации и, прежде всего, остроты проблемы».

«Уверен, что реализация всех предложенных мер принесет отдачу. Повторю, речь идет о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей, и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание».

«Вот то, что хотел сказать в начале. Спасибо большое».

Президент Российской Федерации Владимир Путин 28.11.2017

RedRocketMedia

Брянск, ул Ульянова, дом 4, офис 414


Поделиться