Изменения денежного довольствия военнослужащих. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы. Доходы и льготы


Судя по поступающим данным, в 2018 году военнослужащих, военных пенсионеров и приравненных к ним лиц ожидает глобальное изменение в денежном довольствии, выплатах 1010 и физо

Что известно на данный момент:

В качестве меры поддержки иных категорий работников федеральных государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, а также судей, прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов, военнослужащих и приравненных к ним лиц запланировано увеличение бюджетных ассигнований на ежегодное повышение оплаты труда, денежного содержания, денежного довольствия в соответствии с прогнозным уровнем инфляции с 1 января 2018 г. на 4 процента, с 1 октября 2019 г. и с 1 октября 2020 г. соответственно на 4 процента.

Однако, такая расплывчатая формулировка почти ни о чем не говорит, так как из всего этого перчня могут быть выбраны и профинансированы только отдельные категории, например, «по линии МВД и ФСБ».

Небольшую ясность внес министр финансов Антон Силуанов на парламентских слушаниях бюджета 2018-2020 в Совете Федерации:
На парламентских слушаниях в Совете Федерации министр финансов сказал об индексации денежного довольствия и пенсий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов

О самом главном для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов - повышении и индексации денежного довольствия и пенсий, была произнесена фраза:

На сколько пройдет индексация денежного довольствия и в каком это будет году - 2018, 2019, 2020 Силуанов не уточнил.

Но, если проанализировать его слова и ситуацию, можно прийти к определенному пониманию.

Из этой фразы абсолютно непонятно - на сколько и когда правительство предлагает поднять денежное довольствие военнослужащих, сотрудников полиции и МВД.

Но можно логически поразмыслить и все-таки из этой скупой фразы извлечь максимум информации.

Речь идет об индексации, значит денежное довольствие военнослужащих, сотрудников полиции и МВД будет индексировано, а не просто увеличено. Произойдет индексирование окладов по воинским званиям и должностям.
Коль речь идет об индексации, значит увеличение окладов по воинским званиям и должностям будет на вполне конкретную величину. Зависеть эта величина будет от величины годовой официальной инфляции по данным Росстата. Она будет составлять порядка 3,2%-3,7%.
Остается вероятность, что уже сейчас в бюджете пропишут индексацию не по официальной инфляции, а, например, в 4%. Во всяком случае эта индексация больше этой цифры не будет.
Когда индексируют? Бюджет сверстан на три года - 2018, 2019, 2020. То есть, МЕЖДУ НАМИ ГОВОРЯ, индексация окладов по воинским званиям и должностям может быть и в 2020 году. Но во фразе Силуанова

После пятилетнего перерыва государство вернется к индексации денежного довольствия и пенсий военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Говорится о «пятилетнем» перерыве. НЕ ШЕСТИЛЕТНЕМ, НЕ СЕМИЛЕТНЕМ.

Поэтому логично предположить что индексация окладов по воинским званиям и должностям состоится в 2018 году.

Ранее в Госдуму был внесен законопроект об оставлении понижающего коэффициента для исчисления пенсий военным пенсионерам в 2018 году на прежнем уровне-72,23%

Распоряжение от 29 сентября 2017 года №2088-р. Законопроектом предлагается оставить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, с 1 февраля 2018 года на прежнем уровне - 72,23% от размера денежного довольствия.

Активно обсуждается законопроект о повышении выслуги лет для приобретения права на пенсионное обеспечение, а в нем прописаны другой размер надбавок за выслугу лет.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4693; 1998, № 30, ст. 3613; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 27, ст. 2700; 2007, № 50, ст. 6232) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 13:

А) в пункте «а» слова «20 лет» заменить словами «25 лет»;

«в) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.»;

2) в части 1 статьи 14:

А) в пункте «а» слова «20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет» заменить словами «25 лет и более: за выслугу 25 лет – 65 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 25 лет»;
б) дополнить пунктом «в» следующего содержания:

«в) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.».

Статья 2

Внести в статью 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 45, ст. 6336) следующие изменения:

А) пункт 13 изложить в следующей редакции:

«13. Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах:

1) 5 процентов – при выслуге от полугода до 1 года;

2) 10 процентов - при выслуге от 1 до 2 лет;

3) 25 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;

4) 40 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;

5) 45 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;

6) 50 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;

7) 55 процентов - при выслуге от 20 до 22 лет;

8) 65 процентов - при выслуге от 22 до 25 лет;

9) 70 процентов - при выслуге 25 лет и более.».

Б) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:

«13.1. Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим выслугу лет 25 лет и более, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 25 процентов пенсии, которая могла быть им назначена в случае их увольнения с военной службы.

Размер надбавки увеличивается на три процента за каждый год сверх установленного минимального стажа выслуги лет, дающего право на получение пенсии, но не более чем 50 процентов размера пенсии, которая могла быть назначена лицам, уволенным с военной службы.».

Статья 3

При увольнении с военной службы и других видов федеральной государственной службы до 1 января 2019 года за лицами, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», сохраняется право выхода на пенсию за выслугу лет и на назначение пенсии за выслугу лет на условиях, действовавших до вступления настоящего Федерального закона в силу.

Думаем, что активная работа по этому законопроекту начнется уже после избирательной компании президента.

О чем говорят в кулуарах:

С верхних штабов потекли слухи о увеличении надбавки за выслугу лет, ликвидацию 1010, отказ от премии за физо и отказ от подоходного налога.

Давайте проанализируем эту фразу, взятую с форума военнослужащих. Про увеличение надбавки за выслугу лет все более или менее понятно. Как приведено выше - с принятием законопроекта о повышении выслуги лет для приобретения права на пенсионное обеспечение, размеры процентных надбавок за выслугу лет повышаются.

Отказ от премий по приказу 1010 и премии за квалификационный уровень по физической подготовке тоже обсуждаются давно. Для их выплат требуются весьма значительные средства, которых не всегда хватает. Так что с принятием вышеприведенного законопроекта вполне могут последовать и дальнейшие меры по оптимизации расходов на выплату денежного довольствия военнослужащих.

Про отмену подоходного налога - без комментариев.

Содержание

Уже четыре года заработные платы военным не повышаются и не индексируются. Намечается повышение денежного довольствия военным в 2018 году, рост цен по стране поднялся на 46%, стоимость набора минимальных продуктов питания подскочила до 60%, увеличились расходы, поэтому и финансовое содержание военнослужащих должно индексироваться по нарастающей.

Что такое денежное довольствие военнослужащих

Общая сумма дохода по денежному довольствию (ДД) состоит из ежемесячных окладов: воинского звания, воинской должности и начисленных дополнительных денежных выплат. Величина ДД военнослужащих и по военным пенсиям устанавливается федеральными органами, должна ежегодно увеличиваться на уровне темпа инфляции. Средний уровень зарплаты военных настоящего времени представлен в таблице:

Какие факторы влияют на его размер

Новая система материального обеспечения, начатая с 2011 года, имела цель повышение престижа отрасли и доходов людей, исполняющих боевой долг. По нормам законодательства, на увеличение денежного содержания военнослужащим влияют следующие факторы:

  • Оклад. Зависит от звания и занимаемой должностью.
  • Территориальное расположение военной части. Для регионов существуют надбавки.
  • Секретность. Надбавка по данному пункту может превысить половину оклада.
  • Квалификационные аттестации. Успешная сдача экзамена увеличивает довольствие на одну третью оклада.
  • Условия по рискам. Надбавка может достигать размера оклада.
  • Премии за личные успехи.
  • Вознаграждения за отличное несение службы.
  • Компенсация оплаты проживания, единоразовые выплаты стартовой помощи для проживания на новом месте.

До 2012 года за каждый из перечисленных факторов полагалась добавка установленного размера. После реформы эти факторы стали определять размер жалованья военнослужащих. Механизм расчета оплаты труда стал прозрачнее, доходы соизмерялись с темпом инфляции. Система сыграла роль для престижности службы в армии и привлекла новых людей в профессию.

Когда будет индексация денежного довольствия военнослужащих в 2018 году

Минфин РФ на днях заявил, что в государственный бюджет заложена на ближайшие три года индексация для военнослужащих. Выплата планируется индексироваться ежегодно по прогнозам инфляции. Остается ждать января, принятия законодательными властями соответствующего постановления, надеяться на повышение денежного довольствия военным в 2018 году.

На сколько процентов увеличится

В официальном документе указывается, что правительство проиндексирует размер выплат на 4 процента. В комитете Государственной думы по обороне страны уверены в обратном и делают акцент на стабильности начисления заработных плат для военных. Есть информация, что изменение в 2018 году разрешится на уровне инфляции, составит одинаковый процент с другими бюджетниками страны.

Как изменится размер окладов в соответствии с воинскими званиями

Размеры выплат по должностям воинских званий устанавливаются правительством РФ на основаниях, предоставленных руководителями исполнительной власти, в части которых федеральным законом назначена военная служба.

Приведен сравнительный анализ по отдельным званиям, где можно отследить изменения средней зарплаты и сделать вывод, что индексация денежного довольствия военным в 2018 году идет на увеличение:

Воинское звание Ежемесячная сумма на 2018 год, тыс. рублей
Матрос /Рядовой 5 5,2
Старший матрос /Ефрейтор 5,5 5,72
Старшина второй статьи / Младший сержант 6 6,24
Старшина первой статьи / Сержант 6,5 6,76
Главный старшина / Старший сержант 7 7,28
Главный корабельный старшина / Старшина 7,5 7,8
Мичман / Прапорщик 8 8,32
Старший мичман / Старший прапорщик 8,5 8,84
Младший лейтенант 9,5 9,88
Лейтенант 10 10,4
Старший лейтенант 10,5 10,92
Капитан-лейтенант / Капитан 11 11,44
Капитан третьего ранга / Майор 11,5 11,96
Капитан второго ранга / Подполковник 12 12,48
Капитан первого ранга / Полковник 13 13,52
Генерал-майор / Контр-адмирал 20 20,8
Вице-адмирал / Генерал-лейтенант 22 22,88
Генерал-полковник / Адмирал 25 26
Адмирал флота / Генерал армии 27 28,08
Маршал РФ 30 31,2

Оклад денежного содержания военных по воинским должностям

Размеры ДД Вооруженных Сил РФ по воинским должностям возрастут. На примере некоторых по государственной службе:

  • Первичные должности военных солдат, матросов с 10 тыс. увеличение до оклада 10,4 тыс. рублей.
  • Старшина 18 тыс. – 18,72 тыс. р.

Увеличение денежного содержания военным в 2018 году по должностям, подходящие замещению офицерами.

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 12

Федеральным законом N 306-ФЗ <1> с 1 января 2012 г. предусмотрено установление новой системы денежного довольствия военнослужащих. Дело в том, что сложившаяся на сегодняшний день система денежного довольствия военнослужащих является довольно сложной в силу обширной нормативной базы, устанавливающей большое количество различных дополнительных выплат, часть из которых не входит в оклады денежного содержания военнослужащих. В принятом Законе все выплаты систематизированы: определен состав денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу как по контракту, так и по призыву, перечислены дополнительные и отдельные выплаты, уточнен порядок формирования фонда денежного довольствия. Что касается законодательных актов и нормативных документов по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат, то они также будут применяться в части, не противоречащей Федеральному закону N 306-ФЗ.

<1> Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Федеральный закон N 306-ФЗ устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты им с учетом:

  • условий и порядка прохождения военной службы;
  • занимаемых воинских должностей;
  • присвоенных воинских званий;
  • общей продолжительности военной службы;
  • выполняемых задач.

Состав денежного довольствия военнослужащих в значительной мере зависит от того, как проходит военная служба: по контракту или призыву. При этом для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, денежное довольствие является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит:

  • из оклада месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания);
  • из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В свою очередь, оклад денежного содержания включает в себя:

  • месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию);
  • месячный оклад согласно занимаемой воинской должности (далее - оклад по воинской должности).

Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Частью 12 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ установлены следующие дополнительные выплаты:

  • ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
  • ежемесячная надбавка за особые достижения в службе;
  • премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  • ежегодная материальная помощь;
  • повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию при прохождении военной службы за пределами территории РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

Рассмотрим, какие размеры установлены для дополнительных выплат.

Согласно ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания начисляется в размере:

  1. 10% - при выслуге от 2 до 5 лет;
  2. 15% - при выслуге от 5 до 10 лет;
  3. 20% - при выслуге от 10 до 15 лет;
  4. 25% - при выслуге от 15 до 20 лет;
  5. 30% - при выслуге от 20 до 25 лет;
  6. 40% - при выслуге 25 лет и более.

При этом правила исчисления выслуги лет для назначения данной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ.

Ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности устанавливается в следующих размерах (ч. 15 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ):

  1. 5% - за третий класс (квалификационную категорию);
  2. 10% - за второй класс (квалификационную категорию);
  3. 20% - за первый класс (квалификационную категорию);
  4. 30% - за класс (квалификационную категорию) мастера.

Если отдельными федеральными законами не предусмотрено иное, правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации (квалификационной категории, квалификационного класса) определяются Правительством РФ.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65% оклада по воинской должности. Размер указанной ежемесячной надбавки в зависимости от степени секретности сведений, к которым военнослужащий имеет доступ, и правила ее выплаты определяются Президентом РФ (ч. 17 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы военнослужащими соответствующих категорий (ч. 18 ст. 2 данного Закона).

Ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий выполнения задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, военнослужащими соответствующих категорий (ч. 19 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Ежемесячная надбавка за особые достижения в службе устанавливается в размере до 100% оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Генеральным прокурором РФ - в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета РФ - в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ. В пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета РФ имеют право устанавливать указанную ежемесячную надбавку в большем размере (ч. 20 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты такой премии определяются Правительством РФ (ч. 21 ст. 2 данного Закона).

Ежегодная материальная помощь устанавливается в размере не менее одного оклада денежного содержания. Правила выплаты такой помощи определяются Правительством РФ (ч. 22 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию. Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством РФ в зависимости от мест дислокации воинских формирований и выполняемых военнослужащими задач (ч. 23 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

На основании ч. 24 ст. 2 названного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Размеры коэффициентов и процентных надбавок, а также порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством РФ. При этом в состав денежного довольствия, на которое начисляются коэффициенты и процентные надбавки, входят:

  1. оклад по воинскому званию;
  2. оклад по воинской должности;
  3. ежемесячная надбавка за выслугу лет;
  4. ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  5. ежемесячная надбавка за особые условия военной службы.

Размеры районных коэффициентов и процентных надбавок, порядок их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством РФ.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории РФ, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и рублях в случаях, размерах и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Президента РФ и (или) Правительства РФ (ч. 26 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

Правилами ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ установлено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит:

  • из оклада по воинской должности;
  • из дополнительных выплат.

Согласно ч. 6 ст. 2 указанного Закона размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, устанавливаются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, устанавливаются размеры окладов по воинским должностям и дополнительных выплат по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Обратите внимание! Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством РФ (ч. 9 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ).

В ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 306-ФЗ перечислены дополнительные выплаты, установленные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву:

  1. ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  2. ежемесячная надбавка за особые условия военной службы;
  3. ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  4. ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Размеры перечисленных дополнительных выплат устанавливаются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Отдельные выплаты военнослужащим

Отдельным выплатам, производимым военнослужащим, посвящена ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 названной статьи независимо от порядка прохождения службы военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

Отдельные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производятся следующие выплаты:

  1. подъемное пособие - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и 1/4 оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения);
  2. суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути - в размере, установленном Правительством РФ для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.

Военнослужащему, который проходит военную службу по контракту и общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, - в размере семи окладов денежного содержания (ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). При этом ч. 4 данной статьи предусмотрено, что такое пособие не выплачивается военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при его увольнении с военной службы:

  1. в связи с лишением воинского звания;
  2. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
  3. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
  4. в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;
  5. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинскую должность в течение определенного срока;
  6. в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы РФ и назначением на должность рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  7. в связи с невыполнением условий контракта;
  8. в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  9. в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  10. как не выдержавшего испытание;
  11. в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ).

Кроме того, ч. 5 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) РФ, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания РФ, размер названного единовременного пособия увеличивается на один оклад денежного содержания.

Отдельные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. В ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ сказано, что военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинским должностям, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинским должностям.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории РФ, а также военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях РФ, размер указанного пособия исчисляется исходя из размеров окладов по воинским должностям, установленным по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Отдельные выплаты в случае гибели военнослужащего. В случае гибели военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. (ч. 8 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).

В ч. 9 ст. 3 указанного Закона приведен порядок расчета ежемесячной денежной компенсации членам семьи погибшего военнослужащего. Такая компенсация рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 данного Закона для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

Кроме того, Законом предусмотрена ежемесячная выплата каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели). Такая выплата рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).

Согласно ч. 11 ст. 3 вышеназванного Закона членами семьи военнослужащего, которые имеют право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации, считаются:

  1. супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеет супруга (супруг), достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
  2. родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
  3. дети младше 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Отдельные выплаты при увольнении военнослужащего в связи с признанием его не годным к военной службе. Согласно ч. 12 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

  • 2 000 000 руб. - военнослужащему, проходящему военную службу по контракту;
  • 1 000 000 руб. - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.

Следует отметить, что такое единовременное пособие выплачивается независимо от выплаты пособий, предусмотренных ч. 3 и 6 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ.

При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

  • 14 000 руб. - инвалиду I группы;
  • 7000 руб. - инвалиду II группы;
  • 2800 руб. - инвалиду III группы.

К сведению. Размеры единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством РФ (ч. 16 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ).

Фонд денежного довольствия военнослужащих

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 306-ФЗ фонд денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, состоит:

  • из фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • из фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В свою очередь, фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из фонда денежного довольствия военнослужащих центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, воинских формированиях и органах соответствующего федерального органа исполнительной власти, в том числе территориальных.

При формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год):

  1. для ежемесячной надбавки за выслугу лет;
  2. для ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  3. для ежемесячной надбавки за особые достижения в службе;
  4. для премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
  5. для ежегодной материальной помощи.

При формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинским должностям, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год):

  1. для ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
  2. для ежемесячной надбавки за особые условия военной службы;
  3. для ежемесячной надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
  4. для ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Фонд денежного довольствия военнослужащих отдельных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируется также за счет средств, предусмотренных:

  1. на выплату повышения денежного довольствия с учетом коэффициентов или надбавок, устанавливаемых Правительством РФ в соответствии с ч. 23 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ;
  2. на выплату коэффициентов и процентных надбавок согласно ч. 24 и 25 ст. 2 данного Закона;
  3. на иные установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ выплаты.

Порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, определяется Правительством РФ.

К сведению: Статьей 5 Федерального закона N 306-ФЗ предусмотрено сохранение размеров денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, иных выплат. Так, в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу данного Федерального закона за ними сохраняются размеры ежемесячного денежного довольствия и пенсий, установленные в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ, до приобретения ими права на получение ежемесячного денежного довольствия и пенсий в больших размерах на условиях, установленных этим Законом.

О применении законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с вступлением в действие Федерального закона N 306-ФЗ

Согласно ст. 6 Федерального закона N 306-ФЗ со дня его вступления в силу законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормативные правовые акты СССР по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат применяются в части, не противоречащей указанному Закону.

Напомним, что основным документом, регулирующим порядок выплаты военнослужащим денежного довольствия, на сегодняшний день является Федеральный закон N 76-ФЗ.

В заключение отметим, что согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 306-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. При этом ч. 2 названной статьи предусмотрено, что положения ст. ст. 1, 2, ч. 1 - 7 ст. 3, ст. ст. 4 и 6 Федерального закона N 306-ФЗ применяются с 1 января 2013 г. в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки РФ, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета РФ.

С.Е.Нестеров

Эксперт журнала

"Оплата труда

в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Бюджет 2018-2020 внесен в Госдуму и уже можно делать первые выводы об увеличении и индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий

В первую очередь скажем о военных пенсиях. Вместе с бюджетом на 2018-2020 годы, в Государственную Думу был внесен такой незаметный и небольшой законопроектик. Называется он:

«О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Вроде бы такое безобидное название — приостановление. Непосвященный обыватель скажет — «ну спешил закон куда — то, опережал события, вот его и приостановили». Но все военные и военпенсы уже давно сталкиваются с этим «приостановлением». Аж с 2013 года.

Речь идет о части второй статьи 43 закона о пенсионном обеспечении, от которого зависят все пенсии лиц, которые проходили военную службу или приравненную к ней. Вот эта часть 2:

Частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) предусмотрено, что указанное в части первой данной статьи денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 1 января 2017 года до 1 января 2018 года приостановлено действие части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении. При этом размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона о пенсионном обеспечении, с 1 февраля 2017 г. составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия (далее — размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии).

Все дело в том, что этот унижающе — понижающий коэффициент (так назвали его сами военные пенсионеры и действующие военнослужащие) хоть как — то последние годы увеличивался, даже не покрывая инфляцию, но все — таки увеличивался. А вот что предлагается законопроектом, внесенным в Госдуму с бюджетом:

Проектом федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — законопроект, лица, проходившие военную и приравненную к ней службу) предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении до 1 января 2019 г., сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 72,23 процента.

Законопроект позволит обеспечить сбалансированность федерального бюджета в 2018 — 2020 годах с учетом фактически поступающих доходов, необходимости осуществления приоритетных расходов и минимизации дефицита бюджета в соответствии с основными принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

То есть военные пенсионеры находятся не в приоритете бюджетной политики. Вот как!

Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств

Ну это мы знаем… Наш премьер сказал проще и короче: ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ!

Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источника ми финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

В связи с принятием федерального закона «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных нормативных правовых актов не потребуется.

Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация решения, предлагаемого законопроектом, не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В данном случае, если не предполагается повышение и индексация понижающего коэффициента для расчета военных пенсий, то может быть рассматривается возможность повышения окладов военнослужащим по воинской должности и по воинским званиям. Ведь в этом случае пенсии военным пенсионерам тоже должны увеличиться. Но в статье пояснительной записки к бюджету о таком повышении нет ни слова.

В таком случае, пока получается, что ни денежное довольствие, ни пенсии военнослужащим и военным пенсионерам повышаться не будут. Может быть, конечно, есть упоминание об этом вопросе в секретной части бюджета или профильные комитеты Госдумы внесут соответствующие поправки, но пока, в момент первого ознакомления с документами бюджета, следов и упоминаний о повышении и индексации не обнаружено…

Продолжаем тему об изменениях денежного содержания военнослужащих, начатую в прошлом номере газеты «ВПК». Наиболее существенным событием реформы денежного довольствия последних лет было вступление в силу с 1 января 2012 года федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с упомянутым документом и принятым на его основании постановлением правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», существенно увеличились как базовый размер денежного довольствия военнослужащих, так и величина военных пенсий.

Вступление в силу данного закона сопровождалось беспрецедентным пиаром. Во-первых, более чем за год до начала действия закона на высшем уровне начали звучать (и уже не прекращались до декабря 2011-го) публичные обещания в разы повысить уровень оплаты воинского труда, а также соответствующие поручения государственным органам и отдельным должностным лицам. Во-вторых, уже на следующий день после подписания упомянутого закона подавляющее большинство средств массовой информации, в том числе правительственная «Российская газета», опубликовало сообщения под сходными заголовками: «Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», «С 1 января 2012 года денежное довольствие военнослужащих будет увеличено в 2,5–3 раза».


Закон есть, с выплатами неясно

При этом, по всей видимости, намеренно (ведь трудно заподозрить всех писавших на эту тему журналистов в некомпетентности и незнакомстве с текстом нормативного правового акта, о котором они сообщают) умалчивалось о том, что федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» вообще не повышал денежное довольствие (он лишь предписывал правительству Российской Федерации установить единые размеры окладов по воинским званиям, размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву). Наоборот, упомянутый закон и принятый в тот же день федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отменяли целый ряд выплат и натуральных льгот военнослужащим. Ниже приведен их неполный перечень. Для оценки изменения реального размера оплаты воинского труда необходимо рассчитать не только изменение абсолютной величины денежного довольствия, но и стоимостное выражение отмененных льгот.

1. Отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года единовременного денежного вознаграждения в размере трех окладов денежного содержания.

2. Отменена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, которая в числе прочего несла функцию денежной компенсации ранее отмененных натуральных льгот.

3. Существенно снижен относительный размер процентной надбавки за выслугу лет, в частности увеличена продолжительность службы, при которой начинает выплачиваться данная надбавка (с шести месяцев до двух лет) и снижена ее максимальная величина (с 70 до 40 процентов оклада денежного содержания).

4. Фактически отменены надбавки к окладам за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук военнослужащим, проходящим службу на должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В результате сложилась абсурдная ситуация. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (п. 5 ст. 30) устанавливает, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений выплачиваются надбавки к должностным окладам в размере 40 процентов – за должность доцента, 60 процентов – за должность профессора, 3000 рублей – за ученую степень кандидата наук, 7000 рублей – за ученую степень доктора наук. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не содержит запрета на выплату перечисленных надбавок. Однако фактически они с 1 января 2012 года не выплачиваются.

Отметим, что по имеющимся сведениям – данный приказ издан с пометкой «Для служебного пользования», в финансовые органы не рассылался, до личного состава не доводился и на практике пока не применялся (по состоянию на июнь 2012 года), в связи с этим содержание приказа излагается здесь на основе неофициальных источников – некое подобие упомянутых выплат введено приказом министра обороны Российской Федерации от 21 марта 2012 года № 500, а именно: при определении размера ежемесячной надбавки за особые достижения в службе учитывается наличие у военнослужащего ученой степени, а также занятие им должности профессора или доцента. Однако при этом установлено, что общий размер надбавки (с учетом перечисленных, а также всех иных оснований) не может превышать ста процентов должностного оклада. Следовательно, если военнослужащий будет иметь право на установление надбавки за особые достижения в службе по иным основаниям (например за хороший уровень физической подготовленности), то размер фактически получаемой доплаты за ученую степень и должности профессора и доцента будет снижен, возможно, до нуля с тем, чтобы не превысить упомянутое ограничение.

5. Отменены выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости, которые ранее производились в размере до 12 окладов месячного денежного содержания. Для воинской должности «Командир танкового (мотострелкового) взвода» (10-й тарифный разряд) и воинского звания «Лейтенант» выплата составляла 70 764 рубля. Если учесть, что данная льгота предоставлялась один раз за время службы, то ее размер, распределенный на 20 лет, может показаться довольно несущественным (около 300 рублей в расчете на месяц военной службы).

6. Отменено право на льготную оплату санаторно-курортного лечения и организованного отдыха в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны. Ранее военнослужащие оплачивали 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки. Одновременно отменена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, денежной компенсации вместо обеспечения санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом.

Таблица 1

Средняя стоимость путевки в санатории Минобороны в 2012 году составляет 26 000 рублей. Если считать, что правом на санаторно-курортное лечение помимо военнослужащего пользовался только один член семьи, стоимостное выражение потерь в результате отмены данной льготы составит 32 500 рублей в год (75 процентов от стоимости путевки на военнослужащего и 50 процентов – на члена его семьи) или 2708 рублей в месяц.

7. Отменена ежегодная выплата денежной компенсации в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на его супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. Для семьи с двумя детьми величина данной выплаты составляла 1500 рублей в год или 125 рублей в месяц.

8. Отменена ежегодная выплата военнослужащим для оплаты стоимости путевок их детей в возрасте от шести с половиной до 15 лет включительно в организации отдыха и оздоровления детей в размере до 10 800 рублей на каждого ребенка.

9. Отменена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие заболевания, полученного ими при исполнении обязанностей, в размере 60 окладов денежного содержания. Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, размер данного пособия снижен со 133 260 рублей до 50 000.

Например, для военнослужащего, занимающего должность командира танкового (мотострелкового) батальона и имеющего воинское звание «Подполковник», сумма такого пособия до 1 января 2012 года составляла 448 260 рублей.

10. Отменена выплата на содержание детей военнослужащих в детских дошкольных учреждениях. Ранее ее размер составлял 80 процентов внесенной родителями платы на первого и второго, 90 процентов – на третьего и последующих детей.

11. Отменено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на проезд на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков. Одновременно военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, отменена выплата соответствующей денежной компенсации.

Право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно сохранено за военнослужащими, проходящими службу в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также на территории Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Даже для указанных выше категорий льготы сохранены не в полном объеме.

12. Отменена выплата гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, ежемесячного социального пособия в течение пяти лет в размере 40 процентов суммы оклада денежного содержания при общей продолжительности военной службы 15 лет и дополнительно трех процентов суммы оклада денежного содержания за каждый год свыше 15 лет. Вместо этого данной категории военнослужащих в течение лишь года после увольнения сохранена выплата оклада по воинскому званию.

Анализ потерь от отмены данной выплаты будем проводить на примере того же среднестатистического офицера, занимающего должность командира батальона, в воинском звании «Подполковник», имеющего на момент увольнения с военной службы выслугу 18 лет. Размер пособия, которое выплачивалось бы ему до 1 января 2012 года, составлял 3661 рубль в месяц или 219 647 рублей за весь установленный законом пятилетний период данной выплаты. Эту сумму необходимо уменьшить на величину предусмотренной действующим законодательством выплаты в размере оклада по воинскому званию в течение года со дня увольнения. Для рассматриваемого офицера ее величина – 144 000 рублей, то есть потери составят 75 647 рублей.

13. С 1 января 2015 года отменена выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

В настоящее время отсутствует какая-либо достоверная информация о том, какова величина упомянутых налогов будет в 2015 году.

Отмена ряда выплат, не имеющих внятных целей их введения (кроме желания не увеличивать размер военных пенсий при повышении денежного довольствия), с одновременным повышением окладов денежного содержания давно назрела и не может оцениваться иначе как положительно. Это относится к ежемесячному денежному поощрению, ежемесячным надбавкам за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. Более сбалансированным стал и размер надбавки за выслугу лет (фактически он вернулся к ранее установленным в ВС СССР и в 90-е годы в ВС РФ). Оклады по воинской должности и воинскому званию вновь стали главенствующими в составе денежного довольствия.

Поэтому указанный перечень приведен здесь лишь для того, чтобы продемонстрировать, мягко говоря, нечестность или некомпетентность многих СМИ, объявивших как о свершившемся факте о трехкратном повышении денежного довольствия за месяц до выхода соответствующих нормативных документов. Реальный рост доходов многих военнослужащих с 1 января 2012 года вообще отсутствовал, а в тех случаях, когда он действительно имел место, был ни трех-, ни даже двукратным, а измерялся процентами, сопоставимыми с индексом роста потребительских цен. Потери среднестатистического офицера от отмены с 1 января 2012 года ряда натуральных льгот составили примерно 9100 рублей в месяц (сумма строк 9–16 в таблице 2).

Доходы и льготы

Таблица 2



В дальнейших расчетах мы не будем учитывать потери от отмены ежемесячного социального пособия гражданам, уволенным без права на пенсию, имеющим выслугу 15 лет и более, а также единовременного пособия при увольнении военнослужащих, проходящих службу по контракту, в связи с признанием их негодными к военной службе по здоровью. Отказ от учета данных выплат объясняется тем, что одновременно с отменой указанных льгот был увеличен размер ряда выплат в рамках обязательного государственного социального страхования жизни и здоровья военнослужащих, а также абсолютный размер ежемесячного пособия уволенным без права на пенсию в размере оклада по воинскому званию, сохраняемому в течение года со дня увольнения. Без учета потерь от отмены названных льгот среднестатистический офицер потерял с 1 января 2012 года 6850 рублей в месяц.

Теперь выясним, как изменилось с указанной даты суммарное денежное довольствие военнослужащего. Чтобы не загромождать материал расчетами, приведем их результат для одного усредненного военнослужащего, которого мы рассматривали выше. Напомним, что это подполковник, проходящий службу в городе Москве или Московской области, имеющий выслугу 18 лет, занимающий должность командира танкового (мотострелкового) батальона, имеющий двоих детей: школьника и дошкольного возраста.

На декабрь 2011 года размер его денежного довольствия составлял 60 843 рубля. Сюда включены следующие выплаты:

оклад по воинскому званию (3034 рубля);
оклад по воинской должности (4437 рублей);
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы (7099 рублей);
ежемесячное денежное поощрение (4437 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (3736 рублей);
ежемесячная процентная надбавка военнослужащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе (1331 рубль);
материальная помощь (1/12 годового размера – 1245 рублей);
ежемесячная надбавка за командование (руководство) воинскими подразделениями и воинскими частями (400 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 355 рублей);
ежегодная денежная компенсация в размере 600 рублей на самого военнослужащего и 300 рублей – на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка (1/12 годового размера – 125 рублей);
премия за образцовое выполнение воинского долга (1/3 максимального размера квартальной премии – 1868 рублей);
единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение обязанностей военной службы (1/12 максимального размера годового вознаграждения – 1868 рублей);
дополнительная выплата, предусмотренная приказом министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 (в размере одной трети расчетной величины за IV квартал 2011 года – 40 000 рублей).

Полученная сумма уменьшена на величину налога на доходы физических лиц – 9092 рублей.

Расчет получаемого в 2012 году денежного довольствия произведен на основе положений приказа министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. Вместе с тем названный приказ был возвращен Министерством юстиции без государственной регистрации (письмо Минюста России от 12 марта 2012 года № 01/17687-ДК). В соответствии с правилами вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти такой приказ не подлежит применению как не вступивший в силу.

В результате в настоящее время сформировался правовой вакуум. Приказ министра обороны от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» перестал соответствовать нормативным правовым актам более высокого уровня (федеральному закону «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и принятым в соответствии с ним постановлениям правительства Российской Федерации), но формально не отменен. Приказ главы военного ведомства от 30 декабря 2011 года № 2700, призванный устранить существующие пробелы правового регулирования, в силу не вступил и, по всей видимости, не вступит в его существующем виде. Финансовые органы Вооруженных Сил в настоящее время вынуждены руководствоваться в своей деятельности по начислению денежного довольствия не действующими нормативными правовыми актами, а телеграммами, разъяснениями, недействующими актами органов военного управления, в частности упоминавшимся приказом министра обороны от 30 декабря 2011 года № 2700. С учетом изложенного приведенный здесь расчет также основан на содержании последнего приказа.

С 1 января 2012 года тот же военнослужащий начал получать 64 206 рублей. Данная сумма получена путем учета следующих составных частей денежного довольствия:

оклад по воинскому званию (12 000 рублей);
оклад по воинской должности (24 000 рублей);
процентная надбавка за выслугу лет (9000 рублей);
денежное вознаграждение за классную квалификацию (за первый класс – 4800 рублей);
ежемесячная надбавка за особые условия военной службы (7200 рублей);
ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (4800 рублей);
премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (1/3 максимального размера квартальной премии – 9000 рублей);
ежегодная материальная помощь (1/12 годового размера – 3000 рублей).

Итоговая величина также уменьшена на величину налога на доходы физических лиц (9594 рубля).

Таким образом, без учета потери в размере стоимости отмененных натуральных льгот рост денежного довольствия с 1 января 2012 года составил для рассматриваемого офицера шесть процентов (в декабре 2011-го – 60 843 рубля, в январе 2012-го – 64 206). Если же учесть потери в стоимости отмененных льгот (6850 рублей), то общий объем социального обеспечения такого военнослужащего в январе 2012-го снизился примерно на шесть процентов по сравнению с декабрем 2011 года.

В таблице 1 приведены результаты аналогичных расчетов для некоторых распространенных должностей военнослужащих. Отметим, что для анализа нами выбраны должности командиров танковых (мотострелковых) подразделений, проходящих военную службу в Московской области, не принимающих участия в несении боевого дежурства и иных специальных мероприятиях, подразумевающих в новой системе денежного довольствия дополнительную оплату.

Как видно из таблицы, наиболее существенное снижение доходов имеет место для профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений. В первую очередь это обусловлено фактической отменой с 1 января 2012 года надбавок за должности доцента и профессора, ученые степени кандидата и доктора наук, ученое звание профессора и доцента. Если бы не были отменены льготы, можно было бы считать, что государство проявило реальную заботу о своих защитниках.

В таблице 2 приведен список социальных гарантий, отмененных в период с 2002 по 2012 год, с указанием для льгот, предоставляемых в натуральной форме, их стоимостного выражения.

Существенным положительным сдвигом в оплате воинского труда стал весьма достойный уровень денежного довольствия военнослужащих, выполняющих задачи с риском для жизни и здоровья, а также в отдаленных районах. Так, командир боевой части ракетного подводного крейсера стратегического назначения капитан 2-го ранга, проходящий службу в городе Североморске, в среднем получает на руки 184 300 рублей в месяц. К сожалению, в случае перехода на службу в органы военного управления (Главный штаб ВМФ, Генеральный штаб) его денежное довольствие может уменьшиться в два раза. Это, возможно, станет существенным доводом для отказа от такого перевода. Кем же тогда будут комплектоваться высшие органы военного управления: командирами рот и батальонов из подмосковных бригад?

Вместе с тем, рассматривая изменение системы социального обеспечения военнослужащих с 1 января 2012 года, нельзя не отметить такой, несомненно, положительный момент, как давно ожидавшееся повышение размера военных пенсий. Например, командир батальона, подполковник, уволившийся с выслугой 22 года, до 2012 года получал пенсию 6903 рубля, а с 1 января 2012-го ее размер составил 14 152 рубля, то есть для такого пенсионера из числа бывших военнослужащих произошло двукратное увеличение пенсии. При этом большинство имевшихся ранее льгот сохранено, отменена лишь выплата компенсации в размере фактически уплаченных земельного налога и налога на имущество физических лиц (с 1 января 2015 года).

Кроме того, несомненным плюсом реформированной системы денежного довольствия стало снижение коррупционной составляющей нормативных правовых актов в данной сфере. В частности, ограничено право командира перераспределять крупные суммы денег между подчиненными военнослужащими без законодательно установленных критериев такого решения. Имевший место ранее волюнтаризм в данном вопросе заменяется нормативным установлением размеров и условий каждой из выплат.

Поделиться