Сущность, цели и принципы регулирования российского рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг в рф Значения государственного регулирования рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование —это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее регулирование— это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Цели регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

2) защита участников рынка от недобросовестности отдельных лиц или организаций;

3) обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

4) создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

5) в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;

6) воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей. Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

Создание нормативной базы функционирования рынка;

Отбор профессиональных участников рынка;

Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

Систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных;

Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости;

При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не учитывать и всерастущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

. оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления


Регулирование РЦБ это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все операции на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

· Государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

· Регулирование со стороныпрофессиональных участников РЦБ, или саморегулирование;

· Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

Цели регулирования:

· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

· защита участников рынка от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц;

· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а риск адекватно вознаграждается;

· в отдельных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, нововведений и т.д.;

· воздействие на рынок с целью достижения определенных общественных целей (повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативно-правовой базы функционирования рынка;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль соблюдения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за уклонение от норм.

Принципы регулирования РЦБ:

· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

· выделение тех ценных бумаг, которые в наибольшей степени нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги);

· обеспечение конкуренции между участниками рынка;

· обеспечение гласности нормотворчества;

· соблюдение принципов преемственности российской системы регулирования РЦБ и учет опыта мирового рынка.

Под системой регулирования и контроля на фондовом рынке следует понимать совокупность институтов, осуществляющих регулирование и контроль за функционированием рынка ценных бумаг и набор законодательных и правовых актов, которые обеспечивают нормативно-правовую базу фондового рынка.

Регулирующими институтами фондового рынка в РФ являются органы государственного регулирования рынка ценных бумаг, представленные правительственными органами, и саморегулируемые организации.


Вопрос 2. Государственное регулирование РЦБ

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг состоит из высших органов государственной власти (Президент, Государственная Дума, Правительство), государственных органов регулирования министерского уровня (Министерство финансов, ЦБ РФ, федеральная антимонопольная служба, и др.).

Высшие органы государственной власти осуществляют общее (концептуальное) руководство развитием рынка ценных бумаг через органы регулирования министерского уровня (органы исполнительной власти), осуществляют подготовку и утверждение законов, указов и распоряжений в области ценных бумаг, проводят мониторинг их выполнения.

Органы государственной власти министерского уровня (исполнительные органы власти) осуществляют регулирование рынка ценных бумаг путем нормотворческой деятельности, а также выполняют надзорную функцию за деятельностью на этом рынке.

Выдача лицензий на профессиональную деятельность осуществляется Службой Банка России по финансовым рынкам, которая с 01.09.2013 года заменила Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), существовавшую с марта 2004 г. после упразднения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ).

Служба Банка России по финансовым рынкам (СФР) создана решением Совета директоров Банка России от 08.08 2013 в связи с интеграцией в структуру Банка России Федеральной службы по финансовым рынкам.

СФР является подразделением Банка России, которому переданы полномочия ФСРФ по регулированию, контролю и надзору за финансовыми рынками (на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

Задачами СФР среди прочих являются:

· участие в развитии, обеспечении стабильности финансового рынка Российской Федерации и его инфраструктуры, оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

· формирование конкурентной среды на финансовом рынке Российской Федерации

· проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций; регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями,

· защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению

· обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных бумаг и контроля соблюдения условий эмиссии;

· лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками РЦБ;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», ст. 38).

К функциям службы Банка России по финансовым рынкам среди прочих относятся:

разработка

o основных направлений развития финансовых рынков,

o единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности на РЦБ;

· установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; к порядку ведения реестра;

· осуществление лицензирования;

· в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, контроль порядка проведения операций с денежными средствами и иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками РЦБ.;

· обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг, а также создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Помимо прямого административного управления рынком ценных бумаг существует еще и косвенное государственное управление этим рынком через имеющиеся в распоряжении государства экономические рычаги и капиталы, к которым относятся система налогообложения, денежная политика, государственные капиталы, собственность и ресурсы. В совокупности инструменты прямого и косвенного регулирования позволяют воздействовать на рынок ценных бумаг, исходя из сложившейся ситуации на данном рынке, в экономике государства в целом, а также на мировых финансовых рынках.

РЦБ может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. Поэтому отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ:

· существует определенная процедура выпуска ценных бумаг;

· в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами;

· осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации. Лицам, владеющим такой, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам.

Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. Однако в России роль государства на фондовом рынке двойственна. С одной стороны, на российском рынке ценных бумаг государство выступает крупнейшим заемщиком, оказывая прямое воздействие на количественные и качественные параметры рынка. С другой стороны, одновременно государство является и крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на корпоративном рынке ценных бумаг. Поэтому важнейшей особенностью российского рынка является самостоятельная роль государства не только как регулятора РЦБ (при написании законов и подзаконных актов), но одновременно и как:

· эмитента (при выпуске государственных ценных бумаг);

· профессионального участника (продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации);

· акционера значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ;

· верховного арбитра в спорах между участниками рынка (через систему судебных органов).

Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:

o эмитентов;

o инвесторов;

o профессиональных фондовых посредников;

o организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

o эмиссионные;

o посреднические;

o инвестиционные;

o спекулятивные;

o залоговые;

o трастовые и т.п.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

o государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

o регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

o общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

o поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

o защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

o обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

o создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

o в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;

o воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

o создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

o отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

o контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

o систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Направления :

1. Лицензирование деятельности проф участников

2. Защита прав инвесторов

3. Защита от противоправных действий на РЦБ

4. Аттестация кадров для финансового рынка

5. Выработка нормативно-правовой базы

Модели регулирования:

1. Модель ограниченного вмешательства. Большая роль в саморегулировании. Государство только контролирует. Объект со стороны государства - только деятельность проф участников. (В США только налоги регулируют). Наличие большого количества типовых стандартов - федеральные стандарты (что-то вроде рекомендательных актов)

2. Модель жесткого вмешательства (Россия)

Принципы регулирования:

1. Принцип сочетания саморегулирования и государственного регулирования. В виде передачи государством своих нормотворческих и контрольных функций определенным категориям участников рцб, организованным в саморегулируемые организации.

2. Принцип гос контроля за проф участниками. Государство имеет право осуществлять контроль надзор за любыми проф участниками. (система регулирования определяется государством, осуществляющим меры по защите прав и законных интересов участников рынка)

3. Принцип рыночного регулирования. Приоритет отдается экономическим мерам воздействия.

4. Принцип открытости информации о рынке.

5. Принцип обеспечения эффективности финансового рынка. Регулирование не должно мешать развитию финансового рынка.

6. Единство нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

Государственно-правовое регулирование:

Лицензирование

Контроль за исполнением законодательства

Привлечение к ответственности

Регистрационные действия

Правотворчество

Разрешение споров.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

o разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

o осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

o контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

o информационная деятельность на рынке;

o обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Саморегулирование :

Организация торговли фин инструментами

Аттестация кадров

Защита интересов инвесторов и клиентов

Разрешение споров

Применение санкций

Внутренний контроль.

Формы контроля за участниками . Это то, как регулятор получает информацию.

1. Проверки регулятором. Плановые и внеплановые.

2. Проверки саморегулирующими организациями. Проверяют узкий круг: соответствие квалификационных требований (аттестация кадров, имеется несколько ступений разных прав); соблюдение правил СРО; оценка рисков.

3. Предоставление информации. Обязаны все предоставлять информацию: об операциях, акционерах, держателях ценных бумаг.

4. Оперативно-розыскная деятельность. Негласная. Осуществляют право-охранительные органы. Все крупные учасники находятся под постоянным контролем (ммвб, московский депозитарий и др).

Способы регулирования. Бывают прямые (юридические) и косвенные.

Прямые :

2) ограничения

3) предписания

4) лицензирование

5) приостановление деятельности участников

Косвенные :

1) учетные ставки, ставка рефинансирования

2) нормы резирвирования

3) собственные средства.


Похожая информация.


Кафедра финансов и кредита

контрольная работа

по дисциплине

«ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Преподаватель: Мохина М.И.

Выполнил: студент группы Ф4-28С(и)

Ахиярова И.М.

(№ зачетной книжки)

Вариант № 2

Пермь, 2011

1. Финансовые рынки. Принципы и система регулирования рынка ценных бумаг

Финансовый рынок (от лат. financia - наличность, доход) в экономической теории - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.

Исторически сформировались две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование - bank based financial system, так называемая континентальная модель, - и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) - market based financial system, или англо-американская модель.

Финансовый рынок подразделяется на:

    Рынок капиталов

Рынок акционерного капитала (рынок акций)

Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)

    Денежный рынок

    Рынок производных инструментов (деривативов)

    Валютный рынок (форекс)

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок - это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функции мирового финансового рынка:

Перераспределение и перелив капитала;

Экономия издержек обращения;

Ускорение концентрации и централизации капитала;

Межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

Содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Система финансовых отношений, функционирование финансового рынка предполагают введение понятия «финансовое состояние» экономики, ее секторов и субъектов экономической деятельности. На конкретном уровне (макро-, микро-) финансовое состояние оценивается с помощью конкретного набора показателей.

Финансовое состояние - ключевой показатель эффективности деятельности финансового рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование:

Это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование:

Это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

Эмиссионные;

Посреднические;

Инвестиционные;

Спекулятивные;

Залоговые;

Трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

Поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

В определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

К основным принципам регулирования рынка ценных бумаг относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

* стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

* равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;

* гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

* отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

* запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;

* отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

5. Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка, который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования.

6. Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

Поделиться