Что не так с бедными людьми? Причины бедности. Абхиджит Банерджи. Экономика бедных Экономика бедных

В России сложилась уникальная ситуация с бедностью. По вице-премьера Ольги Голодец, в стране образовалась новая категория граждан - они работают, но все равно находятся на грани нищеты. Их около пяти миллионов. Это свидетельствует о неэффективности мер поддержки, но у государства пока нет приемлемых механизмов для борьбы с бедностью, кроме увеличения нагрузки на бюджет.

Чтобы выяснить, как возникла «уникальная бедность», побеседовала с руководителем проекта «Повышение эффективности и результативности социальной защиты» . Существующая система помощи, по ее оценке, не выполняет своей главной функции - деньги преимущественно тратятся не на спасение бедных, а на льготы для тех, кто в них не нуждается.

«Лента.ру»: Лилия Николаевна, вы предлагаете перекроить систему соцподдержки населения. А чем она плоха?

Лилия Овчарова : Помощь бедным и нуждающимся - главная цель системы социальной защиты, особенно в условиях кризиса и особенно когда речь идет о государственной помощи. На социальную поддержку мы тратим много - 12,4 процента ВВП. Это на уровне развитых европейских стран, у которых валовый продукт гораздо больше. Однако бедным достается незначительная часть выделяемых средств.

Система соцзащиты состоит из двух частей: страховые и нестраховые меры поддержки. Страховые - это пенсии и соцстрахование (больничные листы, пособия по беременности и родам, страхование от несчастных случаев на производстве). К нестраховым относятся различные выплаты и социальное обслуживание, и на это в 2015 году было израсходовано 2,6 процента ВВП. И именно эта часть социальной защиты преимущественно должна направляться на поддержку бедных. В нашей стране к нестраховым видам поддержки относится и пособие по безработице, хотя в развитых странах это страховая мера.

Причем одна из серьезных проблем - учет получателей социальной помощи. В нашей стране один и тот же человек может получать поддержку из разных источников и, соответственно, многократно учитываться.

Мы предлагаем привязать эти регистры к СНИЛСу (идентификационный номер пенсионной системы), чтобы посчитать, сколько человек получают социальную помощь и сколько средств в совокупности поступает нуждающимся.

Расходы на адресные программы, которые предназначены именно для бедных, сегодня составляют 0,4 процента ВВП или чуть больше 20 процентов от общего объема затрат на нестраховые меры соцподдержки. Из чего мы делаем вывод о том, что система социальной защиты неэффективна с точки зрения содействия сокращению бедности. Но это не единственная точка зрения - с нами спорят.

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Кто же в России приоритетная группа для господдержки, если не бедные?

У нас длительное время приоритетными получателями были так называемые заслуженные граждане. Большая часть средств расходуется на льготников, то есть людей, относящихся к разным категориям населения, которым предоставляются различные преференции.

У нас в стране как минимум 300 различных льгот. Но льготник льготнику рознь. Например, заслуженные категории - это спорный вопрос. Кстати, население считает, что заслуженные люди должны иметь определенные преференции. Но различные профессиональные льготы - это перекладывание расходов работодателя на государство. А в условиях рыночной экономики это означает, что бедные спонсируют крупных работодателей, поскольку государство, вместо того чтобы поддерживать бедных, предоставляет пенсии за работу в тяжелых условиях, которые должен оплачивать работодатель. В советской системе это было приемлемо, в рыночной - нет. Нуждающееся население не должно покрывать издержки бизнесменов. Но сегодня государство тратит почти 300 миллиардов рублей на особые пенсионные режимы для этих категорий и еще 92 миллиарда - в нестраховой системе социальной защиты. Это означает, что система социальной защиты спонсирует бизнес. Справедливо ли это? Думаю, нет. Сейчас просто необходимо сместить приоритеты социальной политики и направить основные расходы на помощь бедным.

Может, вообще все льготы деньгами заменить?

Это попытались сделать в 2005 году. Тогда был принят закон о монетизации льгот, который очень тяжело проходил. Но здесь есть определенная проблема. Так нельзя поступить со всеми льготами. Скажем, решили вы монетизировать льготу на оплату лекарств и даете человеку деньги. Не факт, что он на них купит лекарства. Получается, что вы жизнь ему не продлили, а деньги потратили. Или вы можете дать деньгами льготу на оплату коммунальных услуг, но люди все равно не заплатят. Помощь становится бессмысленной.

Есть разные виды нуждаемости. Вообще, нуждаемость - это не только бедность. Некоторым категориям населения надо помогать независимо от того, бедны они или нет. Например, инвалиды. Они нуждаются в помощи в любом случае. Скажем, в результате каких-то действий государства был нанесен вред здоровью гражданина. Самый яркий пример - чернобыльцы: они не виноваты в том, что оказались на зараженных территориях. Эти категории граждан имеют право претендовать на социальную поддержку.

Или, скажем, материнский (семейный) капитал для семей, в которых родился второй ребенок. Таким образом государство поддерживает семьи с детьми. Это тоже нужная мера. Могут быть и другие особые жизненные ситуации, требующие каких-то преференций. Конечно, этим категориям граждан тоже нужно помогать, но основная помощь должна все же доставаться бедным и нуждающимся.

А как определить, кто по-настоящему беден?

Единого определения бедности нет, поскольку бедность относительна во времени и в пространстве. В каждой стране это понятие трактуется по-своему. В России это прожиточный минимум, стоимость минимальной потребительской корзины плюс необходимые налоги. Если доход гражданина меньше этой суммы, он считается бедным.

Вот, к примеру, возьмем самую обсуждаемую группу - ветераны труда. Только 10 процентов из них имеют доход ниже прожиточного минимума. Казалось бы, все просто: только им и надо оказывать помощь. Но есть еще понятие субъективной бедности: как люди сами оценивают свое благосостояние. Это очень важно! Если человек считает себя бедным, а ему вдруг говорят: «Нет, ты не бедный, и никаких льгот тебе не полагается», то я не завидую тому политику, которому придется вести этот диалог.

И согласно опросам, среди ветеранов труда бедными себя считает уже половина. А если вы не будете спрашивать, бедны ли вы, а спросите, на что вам хватает, то ветеранов, которые говорят, что им хватает только на удовлетворение минимальных потребностей, наберется и все 70 процентов.

Это связано преимущественно с тем, что у пожилых людей самый высокий «индекс лишений». Это еще одно определение бедности, не на основе доходов, а на основе анализа реального потребления. В прожиточном минимуме мы считаем, что люди получают медицинские услуги бесплатно, но в реальной жизни примерно треть расходов на здравоохранение - это платежи населения. У пожилых людей более высокие потребности в медицинских услугах, значит, и реальные расходы выше, нежели это предусмотрено в прожиточном минимуме. К слову, если говорить об объективной бедности (то есть если оценивать доходы ниже прожиточного минимума), то самые высокие риски бедности - у детей.

Мы надеемся, что будет создана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Соответствующий закон уже принят и в 2018 году должен быть введен в действие. По каждому человеку будет собираться информация, и мы поймем, кто какие выплаты получает. А то человек может быть зарегистрирован в Московской области, числиться бедным, а жить в Москве и иметь две квартиры.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Как вы предлагаете изменить систему социальной поддержки?

Мы считаем, что государство должно поддерживать в первую очередь бедных. Это главная миссия нестраховой социальной защиты. Собственно, так и происходит в странах с рыночной экономикой, где каждый гражданский институт выполняет свою функцию.

Мы прекрасно понимаем, что быстро этот переход осуществить невозможно. Конечно, переходить к новой системе предпочтительно в условиях, когда экономика на подъеме. Но если уж так сложилось, что реформировать систему приходится в условиях спада, то этот процесс должен быть более плавным и взвешенным.

Резко ничего менять нельзя. Это тоже нужно делать аккуратно. Представьте, живут два человека на одной лестничной клетке с разницей в возрасте в два года, и одному предоставят льготу, а другому нет. Это создаст социальную напряженность. Закрывать входы следует очень постепенно. Как минимум не стоит создавать новые льготные категории. Мы же все время новые плодим.

Почему так происходит?

Понимаете, социальная защита - это инструмент диалога между населением и властью в период, когда идут выборы. Поскольку уровень доверия к власти низкий, прибегают к этому ресурсу, чтобы его повысить. Поэтому каждый раз, в преддверии очередных выборов у нас возникают новые льготные категории. Так, в частности, появился материнский капитал. С этой мерой я еще могу согласиться (все-таки поддерживать семьи с детьми нужно), но вот субсидирование оплаты детских садов точно нужно было привязывать к доходам, а не к количеству детей. Это привело к тому, что мы помогаем многодетным с разным уровнем дохода, а про бедных забываем.

И еще непростой вопрос: мы тратим огромные средства на восстановление утраты здоровья вследствие вредных привычек (пьянство, курение, наркомания). Сегодня мы не задаемся вопросом, почему человек заболел.

Есть очень трудная проблема, которую политики даже боятся обсуждать. Но мы, эксперты, должны задаться вопросом: как вести себя государству в условиях, когда в мире появляются дорогостоящие лекарства, методы лечения и средства реабилитации? Например, специальные костюмы, которые позволяют парализованным людям ходить. Кому мы должны помогать? Или никому, а ждать, когда они станут доступны всем? Пока мы идем по пути, что доступно только то, что дешево, ресурсов государства недостаточно для развития и внедрения дорогостоящих медицинских и реабилитационных технологий.

Богатые и элитные группы получают такие услуги за границей. Но если дальше двигаться по этому пути, то мы окончательно отстанем, и люди будут уезжать из страны ради большей продолжительности жизни. И в подобной ситуации должны ли мы привлекать ресурсы наиболее обеспеченных семей для решения данной проблемы? Я думаю, что должны.

Если в семье есть какой-то нереализованный материальный потенциал, то мы должны его учитывать при оценке нуждаемости. Допустим, в Москве есть семья, у которой две квартиры, и она претендует на социальную помощь. Мы должны вменить ей доход от сдачи жилья, не проверяя, сдается она или нет.

Это задача общественного договора. Наиболее слабые люди должны получить преференции, а те, у которых есть ресурсы и компетенция, обязаны реализовывать свой потенциал. По-моему, это справедливо.

Одной из главных в мире является проблема бедности, под которой понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни . Большие масштабы бедности, особенно в , представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

Критерии бедности

Различают следующие виды уровней бедности:

  • национальный;
  • международный.

Национальный уровень бедности — это доля населения , живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира, и в том числе в России, под национальной чертой бедности понимается доход ниже прожиточного минимума , т.е. не позволяющий покрывать стоимость потребительной корзины — набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40-50% от среднего дохода по стране.

Международный уровень бедности — это доход , обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по . Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или иначе — сверхбедности) — доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.

Распространение бедности

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е. живущих менее чем на 2 долл. в день, составляет в мире 2,5-3 млрд человек . В том числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности (менее чем на 1 долл. в день) — 1-1,2 млрд чел. Иными словами, 40-48% населения мира — бедные, а 16-19% — сверхбедные .

С 80-х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90-х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве — Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20 лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных.

Распределение беднейшего населения по регионам мира за период с 1980 г. не претерпело существенных изменений. Две трети бедноты мира по-прежнему проживает в Восточной и Южной Азии и одна четверть — в Африке южнее Сахары. Большая часть бедного населения сосредоточена в сельских районах развивающихся государств.

Чрезвычайная бедность в регионах мира (2002 г.)

В отдельных развивающихся странах проблема бедности уже давно достигла критического уровня. Например, в начале XXI в. менее чем на 1 долл. в день вынуждено существовать 76% населения Замбии, 71% — Нигерии, 61% — Мадагаскара, 58% — Танзании, 54% — Гаити.

С начала 90-х гг. XX в. проблема бедности и сверхбедности затронула и бывшие социалистические государства. Так, в Молдавии к категории бедных относится 64%, а к категории сверхбедных — 22% населения (2001 г.), в Монголии соответственно 75% и 27% (2001 г.). По результатам обследования, проведенного Всемирным банком в 2002 г., в России доля населения с доходом менее 1 долл. в день составляет менее 2%, с доходом менее 2 долл. — 7,5%.

Пути преодоления бедности

Важнейшим фактором решения проблемы бедности является , поскольку именно экономический рост ведет к увеличению , за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста (как, например, в Нигерии, где в 1990-2003 гг. ВВП увеличивался в среднем на 2,9% в год). Это связано как с очень быстрым ростом населения (2,6% в Нигерии в эти же годы), так и с тем, что экономический рост может обеспечиваться узкой группой отраслей с небольшим спросом на рабочую силу (ТЭК в Нигерии).

В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным , хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).

Особую остроту глобальной проблеме бедности придает то, что многие развивающиеся страны в силу низкого уровня доходов пока не имеют достаточных возможностей для смягчения проблемы бедности. Именно поэтому для ликвидации очагов бедности в требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия , определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав сориентировать свои программы помощи на их достижение. Первой в числе этих задач в декларации названа задача уменьшения к 2015 г. вполовину числа людей, вынужденных существовать менее чем на 1 долл. в день.

9 Общий

Рецензия getAbstract

Несмотря на израсходованные в течение десятков лет миллиарды долларов, усилия тысяч сотрудников гуманитарных организаций и сотни программ по ликвидации бедности, 865 миллионов человек существуют менее чем на один доллар в день. Однако, как рассказывается в этой книге, получившей в 2011 году премию Financial Times и Goldman Sachs “Бизнес-книга года”, даже небольшие шаги могут привести к серьезным улучшениям в жизни малообеспеченных людей. На основании исследований авторы утверждают, что повышения уровня жизни бедных во всем мире можно достичь с помощью относительно простых мер. Они призывают изучить мотивацию поведения людей, независимо от их благосостояния, и использовать полученные знания для решения проблемы глобальной бедности. getAbstract искренне рекомендует это описание методов улучшения жизни миллионов людей, которые могут получить возможность участвовать в экономическом и социальном прогрессе.

Из краткого содержания книги вы узнаете:

  • Почему сотни миллионов человек не могут выбраться из ловушки бедности;
  • Каким образом даже небольшие перемены могут серьезно повлиять на уровень доходов;
  • Как практические исследования в сфере поведения и мотивации привели к улучшению жизни бедных.

Об авторах

Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло преподают экономику в Массачусетском технологическом институте и заведуют Лабораторией борьбы с бедностью им. Абдул-Латифа Джамиля, которая занимается исследованиями в области мер ликвидации бедности.

99 центов в день

Глобальная проблема бедности представляется неразрешимой. Несмотря на огромные объемы внешней и внутренней помощи, достаточное количество продуктов питания для обеспечения каждого человека на земле пищей, достижения медицины и техники, которые спасают людей и целые народы от голодной смерти, до сих пор около 13% жителей планеты пытаются выжить, имея доход, эквивалентный 99 центам в день. При таких средствах к существованию люди не могут вырваться из заколдованного круга нищеты. Малоимущим недоступны жизненно необходимые знания: им неизвестно, что такое вакцинация, и неведомы способы очистки воды. Учреждения и услуги, к которым в развитых странах давно привыкли, например банковская система и страхование, просто не существуют для 865 миллионов беднейших людей мира.

Согласно исследованиям, несмотря на огромные проблемы, с которыми приходится сталкиваться неимущим, “эти люди в целом ничем не отличаются от нас”. Они питают такие же надежды, обладают теми же слабостями и таким же здравым смыслом. Кроме того, эксперименты показали, что иногда незначительное на первый взгляд вмешательство, например выплата поощрительных вознаграждений или предоставление важной...

Бедность создает ограничения для развития экономики, а именно низкая покупательная способность общества, низкий спрос на товары и услуги, сокращение внутреннего рынка, низкая покупательная способность населения. Бедное население (около трети граждан России) не может накапливать денежные средства. Накопления населения во всем мире являются основным источником инвестиций, давая толчок развитию экономики.

Бедность не позволяет привлекать кредиты и инвестиции. В результате того, что население не может обеспечить себя материально, усиливается взаимное недоверие как между рыночными агентами, так и между людьми. Нынешнюю российскую экономику можно назвать «экономикой недоверия» - экономикой без кредита. В инвестициях в российской компании соотношение собственных и привлеченных средств достигает 12:1; в активах российских банков кредиты на срок более года не превышают 3-4%. Фондовый рынок практически не влияет на экономику - лишь 30-50 крупнейших компаний способны привлекать на нем средства Последствия - Режим доступа: .

Бедность понижает качество человеческих ресурсов. Бедность отражается на здоровье нации (смертность превышает рождаемость) и на качество образования (люди не всегда могут получить хорошее образование в тех местах, где живут).

Бедность негативно сказывается на мотивации к труду и социальной активности населения, без которых экономический рост страны не реален. Принадлежность к среднему классу дает людям ощущение свободы. Свобода бедняков (не имеющих средств, чтобы ею пользоваться) - по сути, иллюзорна.

Дифференциация заработной платы между рядовыми работниками и топ-менеджерами отечественных компаний 1:14-1:20. В мире же данное соотношение находится в границах 1:5-1:6. Неудивительно, что слой представителей среднего класса в России так тонок. Порог социальной безопасности уже перейден, а значит, нельзя исключать того, что нынешняя социальная апатия населения может трансформироваться в формы, чреватые неприятными последствиями.

Бедность препятствует вертикальной миграции населения. Человеку из бедных слоев становится труднее получить высшее образование в столице, причем не только потому, что в большинстве московских вузов обучение фактически платное, но и потому, что прожить на стипендию здесь нельзя. Рассчитывать же на материальную поддержку родителей большинство потенциальных студентов не может. Таким образом, искусственно перекрывается вертикальная миграция даже талантливых людей, потенциально способных в дальнейшем войти в элиту страны. Количество студентов в вузах регионов растет, однако качество получаемого ими образования значительно ниже, чем в столице.

Бедность лишает людей возможности горизонтальной миграции. Человек оказывается привязанным к тому месту, где он родился и вырос. Трудовая миграция, существовавшая прежде благодаря системе общежитий, рабочих поселков, малых городов, сегодня - в отсутствии временного жилья для работников - по сути, прекращается. Даже если человек продаст дом или квартиру в одном городе, он не всегда сможет на эти деньги приобрести жилье в другом, где для него есть работа. В экономически успешных регионах (благополучие значительной части которых связано с освоением топливно-сырьевых ресурсов) больше рабочих мест, выше уровень жизни, дороже жилье.

Бедность разрывает экономические и социальные связи. В связи с намерением России вступить в ВТО Евросоюз выдвинул требование о сближении тарифов российских естественных монополий с общеевропейскими. Казалось бы, это чисто экономический вопрос, но у него есть и геополитическое измерение. Во многих войнах и исторических катаклизмах Россию спасали масштабы ее территории. При нынешней бедности этот фактор из плюса превращается в минус. Если железнодорожные тарифы на внутрироссийские перевозки сравняются с европейскими, то себестоимость транспортировки окажется столь высокой, что перевозить грузы на большие расстояния станет нерентабельным. Это приведет к обособлению регионов, оторванности их от центра, разрыву экономических связей. Прекратится горизонтальная миграция, порвутся семейные и дружеские связи между людьми. Тогда - то и может превратиться в реальность предсказываемый некоторыми геополитиками распад страны на три - четыре государства Тощенко, Ж. Т. Социология / Ж. Т. Тощенко. - М. : Юнити-Дана, 2012. - с. 340.

Данные из большинства стран демонстрируют, что дети, выросшие в бедности, более уязвимы: они чаще болеют, у них трудности в учебе и поведении, они учатся ниже своих возможностей в школе, рано беременеют, у них более низкие навыки и стремления, низкооплачиваемая работа, они часто без работы и живут на социальные пособия.

Люди, которые оказываются в ситуациях чрезвычайной бедности из-за ряда неблагоприятных условий или которые страдают от унижающих их достоинство обстоятельств, страдают от «социального отчуждения». Дети бедных родителей в особой мере страдают от социальной изоляции и ограниченных возможностей в образовании, занятости и развитии. В дополнение к праву на адекватный уровень жизни, бедность лишает бедных детей и других прав человека: она может лишить ребенка права на образование, ассоциации, отдых и досуг, участие в жизни своего города и других гражданских и политических прав. Экономические, политические и социальные процессы, в результате которых появляется бедность, взаимодополняют друг друга, усиливая воздействие на жизнь бедных. По этой причине бедный ребенок из группы меньшинств может страдать вдвойне от расовой дискриминации и лишений бедности. Множество иммигрантов, беженцев и детей сталкиваются не только с социальной изоляцией, но с неудовлетворительным уровнем образования, недостаточным доступом к медицинскому обслуживанию и детским трудом.

Государства должны вплотную заняться проблемой детской бедности, обеспечить доступ к социальным услугам (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Местные организации также должны участвовать в борьбе с бедностью путем предоставления немедленной помощи в виде пищи, одежды, услуг в сфере медицины и образования. Как государственные, так и неправительственные организации могут предложить таким группам населения участие в приносящих доходы проектах, поддержку малого бизнеса и возможности трудоустройства, коррекционного обучения и курсов по обучению практическим навыкам. Предоставление бедным пищи и крова важное, но краткосрочное решение. Сокращение бедности в долгосрочной перспективе требует усиление участия бедных слоев населения в процессах принятия решений, содействия развитию местности, где проживает такое население, и устранение дискриминации на основе пола, этнической принадлежности или социального статуса.

Стимуляция экономического роста, улучшения работы рынка на благо бедных слоев населения и улучшения их навыков являются ключевыми положениями стратегии по сокращению бедности. И отдельные лица, и институты, как государственного, так и гражданского сектора, должны объединиться, чтобы успешно воплотить такую стратегию в жизнь Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г. В. Сулеманова. - М.: Феникс, 2010. - c. 201.

Так как детская бедность и растущая маргинализация создают угрозу безопасности, в последние годы несколько европейских стран обнародовали государственные стратегии по борьбе с такими явлениями. Эти интегрированные стратегии направлены не только на улучшение мер поддержки, таких как социальное обеспечение, здравоохранение и доступ к дошкольным учреждениям, но и на увеличение возможностей семей и также детей, таких как доступ к качественному образованию для всех детей, образование взрослых и содействие участию детей в процессе принятия решений, имеющих отношение к развитию города или района, где они проживают. Борьба с расизмом и различными формами дискриминации является ключевой составляющей стратегии, направленной на сокращение бедности.

Таким образом, бедность имеет много различных последствий. Спутниками бедности являются депрессии, так как бедные считают себя лишними и отвергнутыми обществом людьми, возможны даже суицидальные последствия, а также развитие таких болезней как наркомания и алкоголизм.

Бедные всеми силами стремятся выжить, а не преодолеть бедность. Они воспринимают себя людьми, лишёнными власти над обстоятельствами. Бедность также является фактором социальной напряжённости в обществе. Люди, находящиеся за чертой бедности или у её черты легче идут на преступления, оправдывая свои действия бедностью.

Бедность -- крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Бедность -- характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

Бедность -- состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.

«Экономика слишком важная сторона нашей жизни, чтобы отдавать ее на откуп профессиональным экономистам», - уверен экономист из Кембриджа Ха-Джун Чанг. В своей книге «Как устроена экономика» он объясняет, как экономика влияет на бедность, а бедность на экономику. В этой статье мы рассказываем о плюсах, минусах и причинах неравенства в обществе.

Неравенство - движущая сила истории

Стремление к равенству стало мощной движущей силой человеческой истории. Равенство было одним из идеалов Французской революции. Liberte, egalite, fraternite ou la mort, помните? В Русской революции и других социалистических революциях, последовавших за ней, идея равенства тоже была движущей силой. Многие промышленные забастовки, демонстрации, революции и бесчисленные другие человеческие конфликты не произошли бы без погони за равенством.

Великая французская революция -

Как измерить неравенство

Неравенство легко можно измерить по доходам и благосостоянию. Для этого используется коэффициент Джини, названный в честь итальянского статистика начала ХХ века Коррадо Джини. Чем больше значение коэффициента отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Ни одно общество, максимально равное с точки зрения идеологии и политики, не способно обеспечить своим членам полного равноправия (коэффициент Джини = 0). В обществе, где коэффициент Джини соответствует 1, абсолютно равны все, кроме одного человека, который, вероятнее всего, скоро умрет. Тем самым снижая коэффициент Джини до 0, поскольку это будет совершенно равноправное общество - без единого человека. В реальном мире нет ни одной страны с коэффициентом Джини ниже 0,2 и выше 0,75.

Карта стран мира «Коэффициент Джини» -

Наиболее равноправные общества главным образом сосредоточены в Европе, их коэффициенты Джини лежат между 0,2 и 0,3. Многие из них - развитые капиталистические страны с хорошей системой социального обеспечения, например (в алфавитном порядке): Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Норвегия (страна с наиболее равномерным распределением доходов в мире), Финляндия, Франция и Швеция.

На другом полюсе расположены страны, коэффициенты Джини которых превышают 0,6: Ботсвана, Мадагаскар, Намибия и ЮАР (в алфавитном порядке). Все они находятся в Южной Африке.

Любая страна с коэффициентом Джини выше 0,5 может считаться очень неравноправной. Много таких находится в Латинской Америке: Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Гондурас, Панама и Парагвай. Но некоторые из них расположены в Африке (Кот-д’Ивуар, Мавритания и Руанда) и Азии (Камбоджа, Филиппины и Таиланд). К этой группе также принадлежит одна страна на территории бывшего социалистического блока - Грузия.

Коэффициенты Джини в большинстве других стран распределены между 0,3 и 0,5. США и Китай находятся с того края полюса этого распределения, где сильнее неравенство, - 0,45–0,5. Такие страны, как Уганда, Польша, Новая Зеландия и Италия, - на другой стороне (около 0,3). Грубо говоря, коэффициент Джини 0,35 служит границей между относительно равноправными странами и теми, которые таковыми не являются

Глобальный коэффициент Джини

Согласно широко используемой оценке Бургиньона и Моррисона, глобальный коэффициент Джини составлял около 0,5 в 1820 году и вырос до 0,61 в 1910 году, 0,64 в 1950-м и 0,66 в 1992 году. Таким образом, если бы мир был одной страной, два столетия назад он начинал бы как очень неравноправное государство вроде Панамы или Руанды и перерос бы в высшей степени неравноправное, как Южная Африка, хотя, возможно, стал бы немного, совсем чуть-чуть менее неравноправным с 1990 года, в значительной степени благодаря Китаю, который быстро превращается в процветающую страну.

Но эти цифры менее надежны, чем национальный коэффициент Джини. Глобальный коэффициент Джини в действительности не очень актуален, поскольку мир не есть истинное сообщество.

Чтобы лучше понять эту идею, проведите небольшой мысленный эксперимент. Предположим, вам сказали, что ученые нашли в пределах нашей галактики 55 планет с разумными существами, которые значительно богаче, чем земляне, а также имеют огромный разрыв в доходах между собой, коэффициент Джини которого просто космически огромный. Вы были бы сильно расстроены этим? Наверное, нет, потому что на самом деле вы не знаете, что там есть какие-то существа, и даже не можете себе представить, как они живут.

Что не так с бедными людьми? Причины бедности

С раннего детства, начиная еще с мультфильмов Диснея, где говорится, что мы можем достичь всего, чего пожелаем, если будем верить в себя, нас засыпают сообщениями, что люди, и только они, несут ответственность за то, что они получают в своей жизни. Нас убеждают принять то, что называется принципом L’Oreal: если некоторым людям платят десятки миллионов фунтов стерлингов в год, то это потому, что они «того достойны».

Подразумевается, что если люди бедны, то потому что они недостаточно хорошие или прикладывают недостаточно усилий. В конце концов, люди несут ответственность за то, что они делают со своей жизнью. Даже если в целом люди происходят из одной среды, в итоге они занимают разное положение, поскольку обладают разными талантами в разных сферах и прилагают разные усилия разных типов.

Некоторые причины бедности являются «структурными» в том смысле, что они не зависят от конкретного человека. Недостаточное питание в детстве, отсутствие стимулов к обучению и школы, дающие знания ниже среднего уровня (часто встречающиеся в бедных районах), ограничивают развитие бедных детей, уменьшая их перспективы в будущем.

Родители до определенной степени могут контролировать то, сколько стимулов к обучению и какое питание получают их дети. И некоторые бедные родители, к их чести, прилагают немало усилий, чтобы дать своим детям максимум из этого, в отличие от других родителей, находящихся в подобных условиях, - но все же есть предел и их возможностям.

Даже на пути преодоления лишений детства и стремления подняться по социальной лестнице людям из бедных семей наверняка встретится больше препятствий. Отсутствие личных связей и культурный разрыв с элитой часто означают, что людей из малообеспеченных слоев общества несправедливо дискриминируют при приеме на работу и продвижении по карьерной лестнице. Если же им «посчастливилось» иметь другие неподходящие характеристики - с точки зрения пола, расы, касты, религии, сексуальной ориентации, - им будет еще сложнее получить справедливый шанс продемонстрировать свои способности.

Государственное вмешательство

В доиндустриальной Корее часто говорили, что «даже всемогущий правитель ничего не может сделать с бедностью». Больше это утверждение не соответствует истине, если когда-либо вообще соответствовало. Современный мир производит достаточно материальных благ, чтобы победить абсолютную бедность. Даже без всемирного перераспределения доходов все страны, за исключением самых бедных, производят достаточно, чтобы сделать это.

Неравенство всегда будет существовать, но при соответствующей политике мы сможем жить в равных по уровню дохода и возможностям обществах, о чем вам охотно расскажут многие норвежцы, финны, шведы и датчане.

Благополучия вам!

P.S.: Вы можете самостоятельно сравнить показатели бедности России с другими странами, перейдя на

Поделиться