Создание особых экономических зон в рф. Характеристика особых экономических зон как территорий. Цели создания ОЭЗ

Дата рождения: 28 марта 1483
Дата смерти: 6 апреля 1520
Место рождения: г. Урбино, Италия

Рафаэль (Рафаэль Санти) (1483-1520) – знаменитый живописец эпохи Возрождения, Рафаэль Санти - архитектор.

Родился Рафаэль 28 марта 1483 г. в Италии в городе Урбино в семье поэта и художника Джованни Санти. Обучение урокам живописи и творчества будущий художник начинает у отца.

После смерти отца в 17 лет Рафаэль перебирается в Перуджу и поступает на обучение в мастерскую художника П. Перуджино. где он продолжил художественное развитие. Уже в этот период появляются первые произведения Рафаэля имеющие общий характер религиозной мечтательности, присущей урбийской школе.

Флорентийский период

Через 2 года юноша перебирается во Флоренцию, где работали такие именитые художники Возрождения как Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео. Сама Флоренция смогла оказать сильнейшее влияние на становление художественного вкуса Рафаэля. Выбрав работы Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео эталоном для подражания.

Так в изображениях Рафаэля флорентийского периода мы можем найти и правильную передачу душевных движений, и тонкость переливов цветов, которые так присущи творчеству Леонардо да Винчи, а также глубина впечатление, умение расположить группы и отразить благоговейное вырождение, было взято из работ Фра Бартоломео. Природное чувство меры позволяло Рафаэлю брать из чужого творчества, только то что ему было близко и полезно.

Именно во Флоренции Рафаэлю пришлось заняться изучением медицины и анатомии, без знания которых художник того времени не мог правильно отразить человеческое тело.

К флорентийскому периоду творчества Рафаэля относятся картины «Три грации», «Сон рыцаря», «Христос Благословляющий», «Святая Екатерина Александрийская».

Время проживания Рафаэля во Флоренции признано считать временем Мадонн. Он единственный на тот момент изобразил Мадонну молодой и нежной матерью. Были написаны: «Мадонна дома Темпи», «Мадонна дома Колонна», «Мадонна дель Балдахино», «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Мадонна Грандука». Последняя так приглянулась герцогу Тосканскому, что приобретя ее он больше с ней не расставался.

Римский период

Изображения Мадонны сделали Рафаэля на столько знаменитым, что в результате Рафаэля сам Папа Римский пригласил в Рим, для участия с другими художниками в росписи парадных залов Ватиканского дворца. Но Папа Римский Юлий II оценив фрески Рафаэля, изгнал иных художников доверив Рафаэлю одному расписывать все залы.

Необычные задачи поставленные перед Рафаэлем, близость его кумира Микеланджело, начавшего в это время оформление фресками Сикстинской капеллы, породила в Рафаэле соревновательное начало, а классическая архитектура наиболее раскрытая в то время в Риме дала его произведениям божественное отражение и ясность для художественной идеи.

В Станца дела Сеньятура Рафаэль в 3-х залах нанес по фреске на весь объем каждой стены, но отошел от образов святых, изобразив сюжеты античной культуры: Были написаны фрески: «Богословие», «Поэзия», «Правосудие» и «Афинская школа» их фигуры как бы парят на потолке и становятся центром для изображений на стенах.

Ниже фигуры Богословия разместился Спор о святом Евхаристии, этот спор происходит как на небе (изображен Иисус Христос, Иоанн Креститель, апостолы, пророки, мученики) так и на земле (вокруг алтаря собраны отцы церкви и росто верующие люди) и посредине посредники – 4 Евангелия, принесенные ангелами.

На фреске «Поэзия» разместилось под ее олицетворением «Парнасом» разместились существующие и древние поэты. На фреске «Правосудие» над окном размещены фигуры силы, умеренности и благоразумия, а по бокам Император и Папа, как олицетворение правосудия. В «Афинской школе» Рафаэль изобразил греческих философов Сократа и Гераклита среди их учеников, особо выделив образы Аристотеля -реалиста и Платона-идеалиста, смотрящего в небо.

В это же время художник создает портреты своих современников: Римских Пап Юлия II и Льва Х, которые были написаны в такой живой манере, что современники боялись на них смотреть. Не оставил он и изображение мадонн, к этому периоду относятся: «мадонна с покрывалом», «Мадонна из дома Альбы», и самая знаменитая «Сикстинская мадонна». Рафаэль восстанавливая росписи античных храмов, в раскопках которых участвовал, привносил некоторые мотивы в свои картины.

С 1515 г. Рафаэль был постоянно в работе, Папа римский назначил Рафаэля своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Рафаэль водил дружбу со многими представителями высшего римского общества и всегда вокруг него собиралась толпа учеников, ловящих каждое слово.

Рафаэль бы разносторонен в творчестве: по его планам было воздвигнуто несколько церквей, вилл, дворцов. Он делал эскизы для скульпторов и даже сам занимался скульптурой: например руке Рафаэля принадлежит мраморная статуя ребенка на дельфине, в настоящее время находящиеся в Эрмитаже.

После смерти Микеланджело Рафаэль применил свои обширные знания и продолжил работу начатую Микеланджело над собором святого Петра.

Не смотря на наставления Папы Льва Х, Рафаэль не изменил проект выбранный Микеланджело и составил проект 2 колоннад вокруг собора, в них он хотел отразить всю монументальность древнего Рима, но не успел в связи со смертью. Его труд был завершен позднее архитектором Л. Бернини.

Рафаэль явился основателем портретной живописи на следующие несколько столетий, т.к. для него был важен сам человек, как нечто не обычное, что он и старался подчеркнуть. Художник умел отразить и алчность пап и необычайную красоту мадонн.

6 апреля 1520 г. Рафаэль умирает в 37 лет от распространенной в те времена чахотки, так и не завершив собор святого Петра.

Достижения Рафаэля Санти:

1225 – количество произведений, созданных Рафаэлем.
Из под его кисти вышли такие произведения как «Сикстинская мадонна», «Несение Креста», «Триумф Галатеи», «Три Грации».
Занимался украшением Ватикана фресками в стиле античной культуры: «Богословие», «Философия», «Юриспруденция» и «Поэзия».

Даты из биографии Рафаэля Санти:

28 марта 1483 г. родился в Италии
1494 г. обучение живописи у умбрийского художника П.Перуджино
1504 г. начало флорентийского периода в творчестве, обучение у Фра Бартоломео и Леонардо да Винчи.
1508 г. был вызван в Рим для украшения нескольких залов Ватикана.
1514 г. назначен главным смотрителем за строительством собора святого Петра.
6 апреля 1520 г. умер, не окончив строительство.

Интересные факты Рафаэля Санти:

Благодаря мирному характеру Рафаэля вокруг него всегда не было места ссорам и дрязгам.
Умело сочетая обобщение с конкретной реалистичность, образы божественных младенцев у него всегда аллегория.
Является автором эскизов, названных «Рафаэлевская библия», эскизы написанные на сюжеты Ветхого и Нового завета и которые должны были украсить Ватиканские лоджии.

Все картины Рафаэля – яркое отражение его тонкой натуры. С ранних лет он был наделен закаленным трудолюбием и стремлением к духовной и чистой красоте. Поэтому в своих работах неустанно передавал чарующие формы высоких замыслов. Возможно, поэтому под кистью мастера родилось такое огромное количество произведений, которые передают совершенство окружающего мира и его идеалы. Наверное, никто из художников эпохи Возрождения так мастерски и глубоко не оживлял сюжеты своих картин. Вспомнить хотя бы настоящий шедевр искусства того времени «Сикстинскую мадонну ». Незыблемо и желанно перед зрителем возникает образ неповторимого, чудесного видения. Оно будто спускается с синеватой глубины небес и окутывает окружающих своим величественным и благородным золотистым сиянием. Мария спускается торжественно и смело, держа на руках своего младенца. Такие картины Рафаэля – яркое отражение его возвышенных чувств и чистых искренних эмоций. Монументальные формы, четкие силуэты, уравновешенная композиция – в этом весь автор, его стремления к высоким идеалам и совершенству.

На своих полотнах мастер заново влюблялся в женскую красоту, изящное величие и нежное очарование героинь. Не зря он, как минимум, два своих произведения «Три грации » и «Амур и грации » посвятил прекрасным богиням римской мифологии – древнегреческим харитам. Их мягкие формы и насыщенные линии воплотили самое радостное, доброе и светлое начало всей жизни. Рафаэль неустанно черпал от них вдохновение. Целенаправленно он изображал богинь обнаженными, чтобы приблизить каждого зрителя к девственной и нежной природе высокого искусства. Возможно, поэтому в остальных работах художника ярко отображена божественная сила, чувственная красота, неразрывно связанная с идеалами окружающего мира.

Текст: Ksusha Kors

Биография

Эпоха Высокого Возрождения в Италии дала миру великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Каждый из них в своём творчестве воплотил дух и идеалы эпохи. В творчестве Леонардо ярко отразилась познавательная целеустремлённость, в работах – Микеланджело – пафос и драматизм борьбы за великое совершенство, у Тициана – жизнерадостное свободомыслие, Рафаэль воспевает чувства красоты и гармонии.

Рафаэль (точнее Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года (по другим данным 28 марта 1483 года) в семье придворного художника и поэта герцога Урбинского Джованни Санти в городе Урбино. Отец Рафаэля был человеком образованным и именно он привил своему сыну любовь к искусству. И первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца.

Когда Рафаэлю было 8 лет, умерла его мать, а в 11 лет после смерти отца он остался сиротой.

Город Урбино, в котором родился и вырос Рафаэль, в середине ХV – блестящий художественный центр, очаг гуманистической культуры Италии. Юный художник мог знакомиться с замечательными произведениями искусств в церквах и дворцах г. Урбино, а благотворная атмосфера красоты и искусства будила воображение, мечты, воспитывала художественный вкус. Биографы и исследователи творчества Рафаэля предполагают, что следующие 5-6 лет он обучался живописи у посредственных урбинских мастеров Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити.

В 1500 году Рафаэль Санти переезжает в Перуджу, чтобы продолжить своё образование в мастерской самого крупного умбрийского живописца Пьетро Перуджино (Ваннуччи). Художественная манера Перуджино созерцательная и лиричная была близка. Первые художественные композиции были исполнены Рафаэлем в 17-19 лет «Три грации », «Сон рыцаря » и знаменитая «Мадонна Конестабиле ». Лирическому таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка и не случайно она останется одной из главных в его творчестве.

Мадонны Рафаэля, как правило, изображены на фоне пейзажей, их лица дышат спокойствием и любовью.

В перуджинский период живописец создает первую монументальную композицию для церкви – «Обручение Марии », знаменующую новый этап в его творчестве. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию. Во Флоренции он прожил четыре года, изредка выезжая в Урбино, Перуджу, Болонью. Во Флоренции художник приобщается к художественным идеалам ренессансного искусства, знакомится с произведениями античности. В это же время во Флоренции работали Леонардо да Винчи и Микеланджело, создававшие картоны для батальных сцен в Палаццо Веккью.

Рафаэль изучает античное искусство, делает зарисовки с работ Донателло, с композиций Леонардо и Микеланджело. Он много рисует с натуры, изображает модели обнажёнными, добивается правильной передачи строения тела, его движения, пластики. Одновременно изучает законы монументальной композиции.

Стиль живописи Рафаэля меняется: в нём сильнее находит выражение пластика, формы – более обобщёнными, композиции – более простыми и строгими. В этот период его творчества образ мадонны становится главным. На смену хрупким, мечтательным умбрийским мадоннам пришли образы более земных полнокровных, их внутренний мир стал более сложным и богатым эмоционально.

Композиции, изображающие мадонн с младенцами, принесли Рафаэлю известность и популярность: «Мадонна дель Грандука » (1505), «Мадонна Темпи » (1508), «Орлеанская мадонна », «Мадонна Колонна ». В каждой картине на этот сюжет художник находит новые нюансы, художественные фантазии делают их абсолютно разными, образы обретают большую свободу и движение. Пейзажи, окружающие богоматерь, – это мир безмятежности и идиллии. Этот период живописца, «художника мадонн » – расцвет его лирического дарования.

Флорентийскй период творчества Рафаэля заканчивается монументальным полотном «Положение во гроб » (1507) и знаменует его переход к монументально-героическому обобщённому стилю.

Осенью 1508 года Рафаэль переезжает в Рим. В ту пору по приглашению папы Юлия II в Рим съезжались лучшие архитекторы, скульпторы, живописцы со всей Италии. Вокруг папского двора собирались учёные – гуманисты. Папы, могущественные духовные и светские владыки коллекционировали произведения искусств, покровительствовали науке и искусствам. В Риме Рафаэль становится великим мастером монументальной живописи.

Папа Юлий II поручил Рафаэлю украсить росписями папские покои в Ватиканском дворце, так называемые станцы (комнаты). Над фресками станц Рафаэль работал девять лет – с 1508 по 1517 год . Фрески Рафаэля стали воплощением гуманистической мечты возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях. Темы фресок, образующих единый цикл – это олицетворение и прославление Истины (Vero), Добра, Блага (Bene), Красоты, Прекрасного (Bello).Вместе с тем это как бы три взаимосвязанные сферы деятельности человека – интеллектуальная, нравственная и эстетическая.

Тема фрески «Диспута » («Диспут ») утверждение триумфа высшей истины (истины религиозного откровения), причастия. На противоположной стене – лучшая фреска ватиканских станц, величайшее творение Рафаэля «Афинская школа ». «Афинская школа » символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. В «Афинской школе » живописец изобразил собрание античных мыслителей и учёных.

Третья фреска Станцы делла Сеньятура «Парнас » – олицетворение идеи Bello – Красоты, Прекрасного. На этой фреске изображён Аполлон в окружении муз, вдохновенно играющий на виоле, ниже изображены знаменитые и безымянные поэты, драматурги, прозаики, в большинстве античные (Гомер, Сафо, Алкей, Вергилий, Данте, Петрарка…). Аллегорическая сцена, находящаяся напротив «Парнаса », прославляет (Bene) Добро, Благо. Эту идею олицетворяют фигуры Мудрости, Меры и Силы, ритмически объединенные фигурками маленьких гениев. Трое из которых символизируют добродетели – Веру, Надежду, Милосердие.

Монументальной живописью Рафаэль занимался до последних лет жизни. Сохранившиеся рисунки Рафаэля ярко раскрывают своеобразие творческого метода художника, подготовку и воплощение главной задачи произведения. Главная цель – это создание композиции целостной и завершённой.

В годы работы в Риме Рафаэль получает много заказов на исполнение портретов. Портреты, созданные им, просты, строги по композиции, в облике человека выделяется главное, самое значительное, неповторимое: «Портрет кардинала », «Портрет писателя Бальдассаре Кастилионе » (друга Рафаэля)…

И в станковой живописи Рафаэля неизменной темой остаётся сюжет с мадонной: «Мадонна Альба » (1509), «Мадонна в кресле » (1514-1515), алтарные картины – «Мадонна ди Фолиньо » (1511-1512), «Св.Цецилия » (1514).

Величайшее творение станковой живописи Рафаэля «Сикстинская мадонна » (1513-1514). Царственно – величавая заступница человеческая нисходит на землю. Мадонна прижимает к себе маленького Христа, но её объятия многозначны: в них и любовь, и расставание – она отдаёт его людям на страдание и муку. Мадонна движется и неподвижна. Она остаётся в своём возвышенном идеальном мире и идёт в мир земной. Мария вечно несёт сына людям – воплощение, символ высшей человечности, красоты и величия жертвенной материнской любви. Рафаэль создал образ богоматери, понятный каждому.

Последние годы жизни Рафаэля были посвящены разным сферам деятельности. В 1514 году он был назначен руководить строительством собора Святого Петра, Осуществлял надзор за ходом всех строительных и ремонтных работ в Ватикане. Создал архитектурные проекты церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509), палаццо Пандольфини во Флоренции, виллы Мадама.

В 1515-1516 годах вместе со своими учениками создал картоны к коврам, предназначенным для украшения в праздничные дни Сикстинской капеллы.

Последнее произведение – «Преображение » (1518-1520) – исполнено со значительным участием учеников и было завершено ими уже после смерти мастера.

Живопись Рафаэля отражала стиль, эстетику и мировоззрение эпохи, эпохи Высокого Возрождения. Рафаэль был рождён, чтобы выразить идеалы Возрождения, мечту о прекрасном человеке и прекрасном мире.

Рафаэль умер в возрасте 37 лет, 6 апреля 1520 года . Великий художник похоронен со всеми почестями в Пантеоне. Гордостью Италии и всего человечества Рафаэль остался на века.

"Несение креста" является одним из самых трагических произведений Рафаэля. Оно передает не только момент их жизни Христа, описанный в религиозных источниках, а и человеческие эмоции, которые так старательно передавал автор. Ощущение скорби, […]

"Бриджуотерская мадонна" входит в серию картин Рафаэля Санти, посвященных изображениям Мадонны. Кисть легендарного художника старательно вырисовывала образы мадонны, каждый раз стремясь найти, "прощупать" тот самый идеал, таинственный и недостижимый. Стремление к изображению […]

Фреска "Пожар в Борго" повествует о событиях, происходящих в одном из центральных районов Рима. По легенде, возле дворца папы римского вспыхнул пожар, который утих только после появления самого папы Льва IV. Появившись […]

Потолочная фреска, мозаика. Размеры: 120 на 105 см. Датирована 1509-1511 гг. Находится в Станца делла Сеньятура, Апостольский дворец, Ватикан. Указанная станца – переводится с итальянского как комната – это рабочий кабинет Папы […]

Великий итальянский художник Рафаэль Санти рано остался сиротой, однако первый опыт как живописец приобрел в мастерской своего отца, рисовавшего при дворе герцога Урбинского. В дальнейшем в своем творчестве Рафаэль ориентировался в первую […]

Удивительное время эпохи Возрождения подарило истории многих гениальных скульпторов и художников. Примечательно, что талантливые люди того времени обладали именно разносторонним даром — живописным, скульптурным, графическим, а порой, и архитектурным. Гений Рафаэля более […]

В изображении четко можно проследить насколько на Рафаэля повлияло творчество другого художника, Микеланджело. По центру полотна изображена священная группа – четверых евангелистов изображают четыре зверя. В центре не одетый Бог-Отец. Тело его […]

Работа написана в 1502-1503 годах для алтаря Одди. Интересным фактом при создании данного полотна послужило то, что художник не самостоятельно определил основные составляющие изображения. При этом его излюбленная религиозная тематика на ранних […]

Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

Основными целями создания ОЭЗ являются:

  • - развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
  • - производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
  • - развитие туризма и санаторно-курортной сферы.

Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов зон освобождаются от налога на имущество и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается применять повышающий (удвоенный) коэффициент по амортизационным отчислениям и без ограничений списывать убытки на будущий период и затраты на НИОКР. Для технико-внедренческих зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.

На территории ОЭЗ не допускается:

  • - Добыча и переработка полезных ископаемых;
  • - Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • - ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Промышленно-производственные особые экономические зоны

Создаются на участках территории, которые имеют общую границу, и площадь которых составляет не более чем двадцать квадратных километров.

Технико-внедренческие особые экономические зоны

Создаются не более чем на трех участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра. Запланированный объем государственных инвестиций 44,9 млрд. рублей. На сегодняшний день государство инвестировало 15 млрд. рублей.

Запланированные государственные инвестиции в технико-внедренческие ОЭЗ составляют 78 млрд. рублей. Из этой суммы реализовано на сегодняшний день 28 млрд. рублей

Туристско-рекреационные особые экономические зоны

Создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Располагаются на самых живописных местах России. Данные ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, рекламного и других видов бизнеса.

Портовые особые экономические зоны

Создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности. Запланированный объем государственных инвестиций 4,74 млрд. рублей.

По данным Минэкономразвития России, с 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 45 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов. С 2006 года по 2011 год в особые экономические зоны России пришло 272 инвестора (по состоянию на 01 октября 2011 года) из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Novartis, Plastic Logic и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций - более 308 миллиардов рублей или порядка $ 9,9 миллиардов.

Согласно ст. 10 Закона №116-ФЗ на территории ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность вправе не только резиденты, но и индивидуальные предприниматели, а также коммерческие предприятия - нерезиденты. Подобное положение предоставляет последним такую льготу без заключения с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности, что является обязательным для их резидентов.

По закону резиденты ОЭЗ не могут иметь обособленных подразделений вне зоны, поэтому, скорее всего, в ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т.п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) - частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Однако, несмотря на достаточно бодрые цифры Минэкономразвития России, фотографий и отчетов с официального сайта, большинство ОЭЗ в нашей стране не функционирует

О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них еще даже не достроена инфраструктура. Основные работы по ее созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных - до 2012 года, а в портовых - до 2014-го.

Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года выпустит 7 тыс. одноименных грузовых автомобилей, а российско-итальянская «Соллерс-Елабуга» - 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано несколько российско-итальянских СП по производству стройматериалов и сложной бытовой техники. Предполагается, что к концу года объем выпуска двух этих ОЭЗ составит 11 млрд. рублей.

Впрочем, несмотря на заявленное стремление следовать лучшей мировой практике, мы опять пошли своим путем. Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

Во-первых, инициатор создания зоны - будь то частная компания или государственное агентство - не изобретает льготы, а выступает в роли девелопера, действующего на свой страх и риск. На собственные деньги и на собственном (или подконтрольном) участке территории он создает привлекательную инфраструктуру, а затем приглашает туда инвесторов-пользователей для размещения производственных мощностей. Функция организатора зоны ограничивается предоставлением услуг: он не вправе контролировать производственные планы инвесторов, а взаимодействует с ними на равноправных договорных началах. При этом все преференции и правила поведения для участников зон обычно прописаны в соответствующем законе заранее и напрямую, то есть не подлежат дальнейшим уточнениям с администрацией зоны или федеральными ведомствами. В российских же зонах органы их управления выступают в странной двоякой роли: вступая с резидентами ОЭЗ в договорные коммерческие отношения (через специально созданную компанию развития), они одновременно берут на себя ряд контролирующих функций.

Во-вторых, в современной мировой практике отраслевая специализация резидентов особых зон, как правило, не регламентируется: приоритет отдается заявительному порядку осуществления инвестиций, особенно в частных зонах. Хотя это не означает, что зоны не имеют специализации: на стадии бизнес-плана, просчитывая потенциальный спрос на свои услуги, инициатор-девелопер, конечно же, представляет, на пользователей какого масштаба и профиля он ориентируется. То есть в мировой практике отбор инвесторов осуществляет сам рынок: в каждую зону приходят те, кому она больше всего подходит по особенностям инфраструктуры и условиям ведения бизнеса. А у нас государство в лице РосОЭЗ и местных зональных администраций не только ведет отбор будущих пользователей (то есть реализует разрешительный порядок инвестирования - наименее привлекательный для бизнеса), но и принуждает их брать на себя задачи девелоперов - финансировать исходные инфраструктурные затраты. Не удивительно, что наши предприниматели как-то вяло пока стремятся брать на себя несвойственную ношу и делить с государством слабо просчитанные риски. Вот если бы власти допустили возможность создания частных зон, как это делается сегодня повсюду, тогда в среде бизнеса нашлись бы, возможно, и свои застройщики, и свои пользователи.

Пока же правительство уповает на механизм частно-государственного партнерства, хотя при создании локальных ОЭЗ оно нигде за рубежом не применяется (в отличие, скажем, от крупных энергетических проектов национального масштаба). Популярный же аргумент о том, что государство вправе рассчитывать на «взаимность», так как дает льготы и недобирает налоги, безоснователен: ОЭЗ создаются на территориях, где не было ни производств, ни налоговых сборов.

Надо к тому же заметить, что классические промышленно-производственные зоны, где инвесторы-резиденты пользуются широкими таможенными и налоговыми льготами, - это, прежде всего, инструмент догоняющего развития. Поэтому свое наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки на этапе их индустриализации. Что же касается США и развитых стран Европы, то там давно поняли, что для стимулирования технологической модернизации нужны не столько таможенные анклавы, сколько промышленные и научные парки, где преференции (налоговые и административные) предоставляются частным инициаторам-застройщикам, а отнюдь не резидентам-пользователям. Последние не имеют здесь каких-то особых льгот, но стремятся в парки по той причине, что эффекты компактного размещения и эксплуатации единой инфраструктуры обеспечивают приличную экономию затрат.

Например, Южная Корея, пройдя этап индустриализации и экспортного рывка, ликвидировала в своих локальных зонах специальные таможенные льготы, но сохранила модельную основу таких территорий - их парковый принцип организации. То же самое во многих случаях сделали и другие азиатские «тигры». Не исключено, что через какое-то время эти парковые структуры снова станут полноценными особыми зонами, но только уже с другим составом инвестиционных льгот, рассчитанных на задачи инновационного, постиндустриального роста.

Российские же власти все смешали в кучу, поскольку не сделали четкого стратегического выбора в своей политике развития. С одной стороны, в апреле этого года правительство вроде отказалось от идеи энергетической сверхдержавы и взяло курс на инновационный прорыв, о чем свидетельствует известная «Концепция-2020». С другой стороны, оглядываясь на Китай 1980-1990-х годов, мы культивируем в зонах селективную поддержку отраслей-лидеров и технологий-локомотивов, то есть используем методы господдержки из арсенала догоняющей реиндустриализации. Но в эпоху глобальной конкуренции невозможно заранее угадать, какой именно сектор или технология станут бесспорными лидерами лет через двадцать.

Поэтому никакой гарантии того, что затея с особыми зонами окажется на этот раз успешной, у нас, увы, нет. И практика уже начинает подтверждать эти сомнения.

Прежде всего, при создании зон очень быстро проявилась непоследовательность. Даже базовый принцип локальности, положенный в основание закона 2005 года, строго говоря, реализован только для двух типов ОЭЗ, которые создавались первыми, - промышленно-производственных и технико-внедренческих. Но дальше стали появляться туристско-рекреационные зоны, охватывающие крупные и, главное, неопределенные по размерам территории. И именно этот, «негабаритный» тип зон сегодня численно доминирует в российской практике.

Второй момент: закон об ОЭЗ не является актом прямого действия. Слишком многое при их организации отдано на усмотрение исполнительной ветви власти - и федеральной, и региональной. В результате все ключевые вопросы жизнедеятельности ОЭЗ требуют сложных бюрократических согласований в рамках триады РосОЭЗ - администрация региона - администрация конкретной ОЭЗ. Это ухудшает инвестиционный климат, создает широкие возможности для коррупции. Пикантный момент: администрации ОЭЗ по своему юридическому статусу являются некоммерческими организациями, то есть выпадают из регулярной системы как хозяйственного, так и административного права.

После недавней проверки ОЭЗ прокуратура предъявила РосОЭЗ претензии по поводу нецелевого использования свободных средств (их прокрутки через банковские счета), а отдельным зонам - по поводу того, что реальную деятельность здесь ведет абсолютное меньшинство зарегистрированных пользователей. Все это во многом напоминает практику 1990-х годов, когда отдельные территории со специальным статусом и индивидуальными льготами (Калмыкия, Алтай, Эвенкийский автономный округ, Ингушетия и др.) быстро превращались в классические центры прибыли, где инвесторы только регистрировались ради ухода от налогов.

При ответе на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - можно сказать что есть. Однако несомненно и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;

организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;

взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль за выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета;

предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Вероятнее всего проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание у нас СЭЗ может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

Президент России Владимир Путин . Все действующие ОЭЗ передаются регионам.

Причиной такого решения стал доклад главы контрольного управления Кремля Константина Чуйченко , согласно которому с 2006 года на 33 особые экономические зоны потратили 186 миллиардов рублей. При этом налоговые и таможенные платежи из самих зон составили лишь 40 миллиардов рублей. Кроме этого, вместо плановых 25 тысяч рабочих мест к 2016 году было создано 18 тысяч, при этом создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 миллионов рублей.

Что такое особая экономическая зона?

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории и льготные экономические условия для предпринимателей. ОЭЗ стали создавать в России в 2005-2006 годах с целью:

— привлечения прямых иностранных инвестиций;
— создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
— развития экспортной базы;
— минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;
— приближения производства к потребителю;
— использования более дешёвой рабочей силы;
— развития территории.

Согласно Федеральному закону «Об особых экономических зонах» инвесторам представлена система льгот и преференций, а именно:

— особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
— готовая инфраструктура для развития бизнеса;
— выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов;
— особый налоговый режим (комплекс налоговых льгот);
— особый таможенный режим (процедура свободной таможенной зоны);
— возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
— правовые гарантии защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Какие особые экономические зоны уже существуют в России?

На 1 января 2016 года в 30 субъектах было 33 особых экономических зоны. По данным Министерства экономики, с 2006 по 2015 год в них пришли более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 зарубежных стран.

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот ОЭЗ делятся на:

Логистические ОЭЗ — территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.

ОЭЗ ПТ «Ульяновск», Ульяновская область.
ОЭЗ ПТ «Советская Гавань», Хабаровский край.

Промышленные ОЭЗ — территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, инвесторам предоставляются различные льготы.

ОЭЗ ППТ «Липецк», Липецкая область.
ОЭЗ ППТ «Алабуга», Республика Татарстан.
ОЭЗ ППТ «Моглино», Псковская область.
ОЭЗ ППТ «Тольятти», Самарская область.
ОЭЗ ППТ «Людиново», Калужская область.
ОЭЗ ППТ «Титановая долина», Свердловская область.

Технологические ОЭЗ — территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации — технопарки, технополисы.

ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», Москва.
ОЭЗ ТВТ «Дубна», Московская область.
ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург.
ОЭЗ ТВТ «Томск», Томск.

Туристические ОЭЗ — территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, оказываются услуги в сфере туризма.

ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», Республика Алтай.
ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», Республика Бурятия.
ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», Алтайский край.
ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала», Иркутская область

Поделиться