Причины списания шин. Учет автомобильных шин. Учетная документация по работе автошин

Штраф за нелегальное такси без лицензии в 2018 г. хотят увеличить в разы по сравнению с предшествующими годами. А при повторном нарушении «бизнесменами» норм транспортировки пассажиров, к финансовым санкциям будет добавлена еще и конфискация водительского удостоверения на срок до полугода.

Участились случаи задержания неофициально подрабатывающих частным извозом автомобилистов, в народе «бомбил». Граждане вместо того, чтобы трудоустраиваться, следуя букве закона, предпочитают неофициальную деятельность, которая не требует регистрации и не идет под запись в трудовую книжку. Преимущество якобы в том, что, не нужно адаптироваться к графику и «правильному» общению с работодателем, делиться заработками, целиком оставляя себе выручку без уплаты процентов «хозяину» и налогов государству.

Каким законом регулируются правила и порядок перевозки пассажиров и багажа на такси? Какие штрафы за нарушение правил перевозки пассажиров на такси предусмотрены? Какая ответственность и штрафы за частный извоз без лицензии предусмотрены в 2018 году? Какой новый закон о такси хотят принять и как планируется повысить штрафы за перевозку пассажиров на такси без лицензии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Чем регулируются отношения «перевозчик - пассажиры»?

В январе 2009 года высший коллегиальный орган исполнительной власти в РФ издал Постановление №112 о Правилах, регламентирующих транспортировку пассажиров и багажа легковым такси. Характер ответственности за не следование Правилам закреплен в статье 11.14.1 КоАП РФ и в Федеральном законе от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Так, статьей предусмотрены штрафы в ряде моментов:

  • внутри «легковушки» нет информации, указанной в Правилах;
  • пассажирам не выдается ни кассовый чек, ни квитанция БСО;
  • на кузове отсутствуют цветографическая схема в виде шашечек и/или оранжевый осветительный прибор на автомобильной «кровле», сообщающий о готовности к перемещению людей и клади.

Еще эксперты рекомендуют ознакомиться с Федеральным законом № 34-ФЗ от 23 апреля 2012-го, который вносит поправки в отдельные нормативных акты РФ в части улучшения госрегулирования пассажирских и багажных перевозок в легковом таксомоторе.

Наказание за частный извоз без лицензии

С 2012 года нелегальных таксистов штрафовали в размере до 5 000 рублей, но в городах федерального значения размер штрафных санкций мог достигать и 10 000 рублей. Согласно законопроекту №472515-6 в 2018 законодатели готовы штрафовать каждого нарушителя уже на 30 000 рублей. За повторное правонарушение, сверх уплаты административного штрафа, нарушителю придется на срок от 3 до 6 месяцев попрощаться с водительскими правами. Диспетчер, передавший заказ таксисту без лицензии, будет выплачивать 45 000 рублей. Причем в зависимости от конкретного субъекта РФ, суммы могут изменяться.

Существуют обстоятельства, усугубляющие положение провинившихся, например, отсутствие опознавательных знаков - сумма денежного взыскания составит 3000 рублей. А незаконное использование опознавательных знаков в 2018 году, таких как «шашечки» или сигнальная расцветка легкового такси, будет караться санкциями в размере 5000 рублей. За невыдачу чека пассажиру придется заплатить в качестве штрафа 1000 рублей.

Пример

Гражданин Д. занимался нелегальными перевозками пассажиров на своем личном автомобиле. Сотрудник ГИБДД, остановивший гражданина, обнаружил, что на авто есть опознавательные знаки (фонарь), но машина не окрашена в установленный цвет, в салоне авто не размещены правила перевозки, отсутствует таксометр и кроме того, пассажиру не выдан чек за оплату проезда. Согласно действующему законодательству гражданину Д. придется заплатить внушительную сумму штрафа за:

  • отсутствие информации в салоне авто о правилах перевозки пассажиров - 1 000 руб.;
  • невыдачу квитанции, подтверждающей оплату проезда - 1 000 руб.;
  • отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке - 5 000 руб.;
  • незаконное установление фонаря легкового такси - 5 000 руб. (согласно ч.3 ст. 12.4 КоАП).

Легковые машины, задействованные в транспортировке физических лиц, должны быть оборудованы таксометром, опознавательными знаками и окрашены в определенный цвет. Остальные нормы, устанавливающие ответственность перевозчика перед пассажирами, остаются пока без изменений.

Как избежать наказания?

Чтобы не преступать нормы законодательства, проходят процедуру получения соответствующей лицензии. Для этого обращаются в органы Министерства транспорта на местах, имея при себе пакет документов: бумаги на авто и основной удостоверяющий личность документ (оригиналы, копии). Получив лицензию и легализовав свою деятельность, таксист перестает быть нарушителем и отвечать за неблагоприятные последствия штрафами. Также автомобилисту будет необходимо иметь водительский стаж не менее 3 лет и регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Кстати, чтобы зарегистрировать ИП в 2017 году, россиянам придется столкнуться с меньшим объемом трудностей, если выбрать УСН. Во-первых, процедура получения такого статуса будет выглядеть проще, а во-вторых, созданная специально для малого бизнеса система налогообложения будет более мягко «относиться» к доходам бизнесмена за счет не такой большой процентной ставки, как у других систем. Приятным дополнением при выборе данной системы также будет возможность индивидуального предпринимателя уменьшать сумму налога на страховые взносы.

Межрегиональные пассажирские автобусные перевозки «прославились» тем, что были и остаются одним из самых непрозрачных видов бизнеса в России. Нелегальные перевозчики - в этом собственно и состоит смысл их деятельности - не платят налоги, работают без лицензии, не оформляют билеты и не заботятся о безопасности перевозок. Ну и, конечно же, демпингуют. По оценкам экспертов, примерно 60% от всех автобусных пассажирских перевозок находятся в «серой зоне».

«Нелегальные перевозчики не выполняют всех тех законных требований, которые предписаны для легальных перевозчиков с точки зрения безопасности, а также они не контролируются. Нелегальный перевозчик - это не перевозчик, а путь на кладбище», — считает заведующий кафедрой МАДИ, директор Транспортной ассоциации Московской агломерации (ТАМА) Норайр Блудян.

В течение уже практически десятилетий на эту проблему закрывают глаза, в результате чего в целом ряде регионов страны отрасль оказалась, если называть вещи своими именами, во власти криминальных группировок. Более того, стремясь сохранить полный контроль над «крышуемым» бизнесом, они еще и активно противодействуют легальным транспортным компаниям, делая их работу «по-белому» во многом бессмысленной.

После каждого ужесточения законодательной базы злоумышленники находили новые лазейки.

Теперь же наблюдается стабильная тенденция: объем нелегальных перевозок продолжает медленно, но верно расти. В том числе благодаря распространившейся в последнее время практике, когда лицензированные компании позволяют работать под своей вывеской перевозчикам, не имеющим необходимых разрешений.

И еще одно негативное явление, получившее в России широкое распространение — деятельность онлайн-агентов (агрегаторов), пользующихся в том числе услугами «попутчиков» и нелицензированных перевозчиков.

Оборот рынка «попутчиков» в этом году составит 16,3 млрд. рублей и 31 млн. пассажиров.

Рост теневых схем в сфере междугородних автобусных перевозок происходит, понятное дело, за счет сокращения легального рынка. Так, отток пассажиров с автовокзалов и маршрутов легальных перевозчиков на «попутчиков» только за последние три года составил примерно 20%.

Это вызывает настолько сильную озабоченность легальных участников рынка, что они ищут правду в судах. Неделю назад несколько десятков автоперевозчиков и автовокзалов обратились в Таганский суд Москвы с требованием заблокировать популярный сервис райдшеринга BlaBlaCar. Компанию обвиняют в организации нелегальных перевозок, взимания несогласованной платы за перевозки, а также в том, что из-за работы сервиса под угрозой находится работа регулярного автобусного сообщения.

В настоящее время, по данным Ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны», ситуация на рынке регулярных пассажирских перевозок выглядит следующим образом: 55% - пассажиропоток регулярных перевозчиков, 25% - «серые» перевозчики, 20% - сервисы «попутчиков» (онлайн-агенты).

Нелегалы также пользуются приемом, при котором регулярные перевозки маскируются под заказные — по тем же маршрутам, что и официальные, тем самым, перехватывая пассажиропотоки и лишая легальные автопредприятия выручки.

При этом билеты на автобусы доступны в свободной продаже в интернете, а рекламу соответствующих сервисов размещают на своих автобусах сами нелегальные перевозчики.

По данным Общественной палаты РФ, около 75% рынка межрегиональных пассажирских перевозок приходится на «псевдозаказных» перевозчиков. При этом действующий порядок регулирования перевозок по заказу не позволяет сделать однозначное разграничение. В результате возникают постоянные споры и конфликты между контрольными органами и перевозчиками.

Угроза безопасности пассажиров

Очевидно, что нелегальные перевозки пассажиров не отвечают требованиям безопасности. «Серые» компании используют старые и даже неисправные автобусы, отказываются страховать пассажиров на случай ДТП, не контролируют режим труда и отдыха водителей. Кроме того, водители не проходят медкомиссию, а транспортные средства - должный технический контроль. В целом по стране доля автобусов, находящихся в эксплуатации с превышением нормативного срока службы, с 2000 по 2016 годы увеличилась с 43% до 51%.

В последние годы фиксируется стабильно высокое количество ДТП, связанных именно с технической неисправностью транспортных средств. По данным ГИБДД, за первые шесть месяцев 2018 года по этой причине произошло 2 626 ДТП (103 человека погибли, еще 3,9 тыс. получили ранения). В 2017 году произошли 5 тыс. серьезных ДТП, в которых погибли 290 и были ранены 7700 человек.

В Твери, например, недавно произошел резонансный случай, когда в аварии погибли 13 человек.

Причем по одному и тому же маршруту шли два автобуса. Первым - нелегальный перевозчик. Его услугами воспользовалось большинство пассажиров, которые согласились ехать за меньшие деньги, сев в автобус не на остановочном пункте и не на автовокзале.

МЧС России/РИА «Новости» Авария с участием автобуса и микроавтобуса в Тверской области, октябрь 2018 года

Работа низкоквалифицированных водителей в процессе нелегальных перевозок также повышает вероятность ДТП. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области около 55% водителей автобусов являются трудовыми мигрантами. По их вине в этих регионах ежегодно происходит 50-60 ДТП.

В целом за 9 месяцев текущего года произошло 11 ДТП с участием лицензионных перевозчиков, погибло 25 человек и 109 ранены, а в случае с перевозками пассажиров «по заказу» - 16 ДТП, погибло 40 человек и ранено 206.

Любая нелегальная деятельность игнорирует определенные требования правил безопасности и отчетности, замечает автор блога «Пробок.Нет» .

«В случае, если водитель не проходит предрейсовый осмотр, неизвестно, сколько он находится за рулем без отдыха: день, неделю. Это в дальнейшем приведет к серьезному ДТП. Также если техническое состояние автобуса никто не проверяет, то у него могут отказать тормоза», — заявил он в интервью «Газете.Ru». - Нелегалы обычно очень часто попадают в ДТП. Это проблема плохой подготовки водителей: как и где он получил права, непонятно».

Кроме того, пассажиры могут стать заложниками деятельности криминальных структур, которые порой в жесткой и агрессивной форме «выдавливают» легальных перевозчиков с рынка. Нередко под угрозу ставится безопасность и здоровье пассажиров - например, неоднократно имели место случаи обстрела из пневматического оружия автобусов, находящихся в рейсе, и проколы шин.

Ущерб для экономики

Из-за незаконной деятельности «серых» перевозчиков в бюджеты регионов не поступают налоги. К примеру, только Московская область теряет по этой причине ежегодно около миллиарда рублей. При финансовой неустойчивости «белых» перевозчиков возникает недостаток средств на обновление автобусов и снижается качество обслуживания.

По итогам 2016 года среди организаций, предоставляющих услуги регулярных автобусных перевозок, убыточными являются 63% предприятий, а сальдированный финансовый результат их деятельности составляет убыток в размере 9,5 млрд. руб.

В последнее время также усиливается тенденция падения доходов автовокзалов и автостанций - они оказались на острие атаки со стороны онлайн-сервисов (агрегаторов), работа которых не регулируется надлежащим образом.

Нерешенность проблемы функционирования нелегального перевозочного бизнеса наносит существенный вред российской экономике, препятствует формированию цивилизованного рынка транспортных услуг и развитию конкурентной среды.

Что делать

Государство является фактическим заказчиком безопасных и качественных транспортных услуг для населения, а также экономическим регулятором, обеспечивающим равные условия для всех участников на рынке. Поэтому решением обозначенных выше проблем должно заниматься государство, в первую очередь, путем внесения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены эксперты.

Такая работа ведется. 31 октября президент Путин подписал закон об обязательном лицензировании автобусных перевозок, который предписывает перевозчикам получить лицензии в течение четырех месяцев со дня вступления закона в силу.

Вместе с тем, по мнению экспертов, упорядочение системы государственного лицензирования усилит контроль над перевозчиками, но не решит всех проблем отрасли. Как считает Норайр Блудян, искоренить нелегальные перевозки возможно только в случае, если все органы власти будут жестко и без личных корыстных интересов выполнять свои обязанности. «Если есть те лазейки, благодаря которым нелегальные перевозчики продолжают свою деятельность, то почему государственные органы их не перекроют. Все всё прекрасно знают и понимают. Всем известно, кто владелец этого бизнеса, чей автобус и куда он приезжает», — подытожил Блудян.

Шумский соглашается с ним, добавляя, что для искоренения нелегальных перевозок, необходимо действовать не только запретительными методами, но и предлагать выгоду.

«То есть необходимо сделать так, чтобы выгоднее было стать легальным перевозчиком. Штрафы не смогут искоренить проблему. Можно конфисковать транспортное средство. Сейчас нелегальные перевозчики маскируются под частные заказы, поэтому бороться с ними не так легко», — пояснил он.

Среди других необходимых мер эксперты называют внедрение государственного регулирования сервисов попутных перевозок, повышение эффективности взаимодействия автовокзалов, интернет-агрегаторов и перевозчиков.

В свою очередь, администрация сервисов «попутчиков» должна нести ответственность за противоправные действия, также как и владельцы транспортных предприятий.

Автовокзалы же должны исключить предоставление билетов на рейсы легальных автобусных перевозчиков сервисам, не готовым отказаться от рекламы «попутчиков» и нелегальных перевозчиков, перейти на автоматизированные системы управления и новую модель работы, документально закрепляющую перечень обязательных и дополнительных услуг.

Однако, как показывает практика в смежных отраслях, все эти меры не позволят в полной мере решить проблему нелегальных перевозок. Для достижения результата необходимо также максимально исключить человеческий фактор и автоматизировать процесс контроля. Подобный подход, например, был использован при решении проблемы неоплаты парковок и превышения скорости на дорогах. При этом, чтобы такая цифровая система была эффективна, она должна не только выполнять контрольные функции, но и опираться на запросы легальных перевозчиков, позволяя им решать проблему недобросовестной конкуренции, а также помогать снижать затраты и повышать результативность работы.

Согласно отечественному законодательству, перевозка пассажиров без лицензии может стать причиной наложения штрафов. Их размер зависит от нескольких факторов, включая тип транспортного средства, лицо (юридическое или физическое), а также длительность езды без соответствующей документации.

Обратите внимание! Для получения лицензии организация, специализирующаяся на перевозке людей, обязана иметь в своем автопарке несколько автомобилей, профильных водителей и обслуживающий персонал. Кроме того, в управляющие органы передается полный набор документов, являющихся доказательством соблюдения требований.

Условия законной езды

Как частная организация, так и физическое лицо обязаны соблюдать следующие требования:

  1. Перевозчик должен иметь лицензию, позволяющую вести деятельность, связанную с пассажирскими перевозками. Для оформления необходимо обратиться в профильную Федеральную службу транспортного надзора. На территории каждого региона есть филиал организации, поэтому найти его не составит труда.
  2. Перевозка, выполняемая по схеме предварительного заказа, производится только при условии составления договора фрахтования. В качестве сторон выступают пассажиры и организатор перевозки. В качестве исключения можно выделить легковые автомобили, работающие по схеме такси. В данном случае договор фрахтования заключается исключительно в устном виде.
  3. Если перевозчик планирует вести деятельность на регулярной основе, при обращении в профильную инстанцию надо подать на проверку согласование маршрута. Оно обсуждается вместе с представителями Департамента транспорта, сотрудники которого и выписывают этот документ. После успешного согласования транспортное средство получит номер, а водитель, в свою очередь, – маршрутную карту. Последняя определяет время отправления от «пункта А», время приезда в промежуточный пункт (их количество указывается в маршрутной карте), а также время приезда в конечный «пункт Б».

Водитель получает информацию о потенциально опасных местах в пути поездки, местонахождении пунктов отдыха и питания, автозаправочных комплексов и больниц.

Обратите внимание! Для перевозки пассажиров необходимо соответствовать установленным требованиям, которые предъявляются профильным законодательством Российской Федерации.

Также стоит отметить, что при лицензировании физические лица никак не смогут оформить разрешение. Гражданам необходимо обязательно получить статус индивидуального предпринимателя, чтобы в дальнейшем без проблем оказывать свои услуги.

Если, минимум, одно из указанных условий не соблюдено, это приводит к признанию перевозки незаконной. В таком случае человек понесет наказание.

Каковы последствия

Если транспортное средство зарегистрировано на компанию, которая ведет нелегальную деятельность, последняя несет ответственность в различных формах. Так, например, наиболее распространенной мерой является выписывание штрафов. Ввиду небольшой их суммы, которая регламентируется отечественными нормативными актами, нелегалы не всегда перестают работать. Полученный штраф за перевозку легко перекрыть ценой предоставляемых услуг.

Государственное правительство делает все возможное для упрощения схемы легализации регулярных и заказных перевозок, которые базируются на увеличении суммы штрафов. В 2016 году на рассмотрение попал законопроект, повышающий суммы штрафов. Тем не менее, сейчас никто не знает, когда его реализуют на практике.

Если после наложения штрафа физическое или юридическое лицо не ответило за совершенные действия, государство применяет штрафные санкции в виде конфискации автомобиля. Эта мера уже давно работает в КоАП, ее используют очень часто.

Но даже если и это не помогло, и частная организация дальше ведет неправомерную деятельность, компанию могут ограничить не только в осуществлении пассажирских перевозок, но и не позволят заниматься другими видами деятельности. Профильные органы будут проводить комплексную проверку, в рамках которой возможна временная остановка деятельности с обязательной заморозкой банковских счетов.

Пассажиры

Из-за того, что граждане не могут увидеть разницу между легальными и нелегальными перевозчиками, незаконная перевозка пассажиров для последних имеет менее тяжкие последствия. Так, например, клиент может не получить комплексную услугу, которая предусматривается в договоре фрахтования. Соответственно, люди не могут в дальнейшем передвигаться и попасть в нужное им место.

Также могут появиться задержки в доставке. Этот аспект является весьма актуальным при задействовании перевозчиков, работающих на регулярной основе, катаясь по определенному маршруту.

Пассажиры получают возможность взыскать компенсацию за причиненный материальный и моральный ущерб. При нарушении правил грузоперевозки ведение деятельности может повлечь за собой причинение вреда здоровью людей.

Обратите внимание! Заключив фиктивный договор аренды, транспортная компания не может привлекаться к ответственности за доставку людей. Соответственно, если в документе указаны пункты, согласно которым предусматривается выплата компенсации, получить ее на практике будет невозможно.

Суммы штрафов

Так какой штраф предусмотрен законодательством? Ниже предлагаем ознакомиться со списками:

  • автобусы: для физического лица – от 5 до 50 тысяч рублей, юридического – от 100 тысяч до 1 000 000 рублей;
  • такси: для физического лица – от 5 до 50 тысяч рублей, юридического – от 100 до 400 тысяч рублей;
  • Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование - сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Принципы бухгалтерского учета автошин

Основными параметрами учета являются:

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Название операции Бухгалтерские контировки
Покупка шины для автотранспорта ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),

ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),

ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),

ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету)

Ввод шины в пользование ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете»

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → “ ». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Шины автотранспорта оборотного фонда (в подотчете) учитываются раздельно от тех, которые числятся за складским помещением.

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную). Основное назначение учетной карточки - оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация:

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий - для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц - для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.

Норма эксплуатационного пробега для списания

Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.

Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:

  • заводского изготовителя;
  • по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
  • опыт организации по эксплуатации транспорта.

Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.

В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.

Учет износа и замены автомобильных шин

Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.

Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.

Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).

Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».

Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке

ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.

Название операции Бухгалтерские контировки
Оприходование запчастей автотранспорта на складское помещение ДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»,
Отображение НДС ДТ 19, КТ 60
Отчисление денег за покупку продавцу ДТ 60, КТ 51
НДС к вычету ДТ 68, КТ 19
Учтена цена купленных запчастей в тратах по обыкновенной деятельности ДТ 20, КТ 10, субсчет «Запчасти», «Запасные автошины», «Новые автошины»

Пример 2. Отображение замены сношенных автомобильных шин в бухучете

Руководителем организации назначена комиссия из числа должностных лиц с целью проверки технического состояния автошин. Во время ее проведения проверяющие признали установленные детали на авто непригодными для эксплуатации. По результатам был составлен акт на списание материалов. Согласно ему полностью сношенные запчасти следует отправить на утилизацию, а взамен их установить новые.

В учетной карточке при выводе запчастей из пользования отмечаются время и основание демонтажа, единый пробег и направление на утилизацию. Замена автошин отображается следующим образом: ДТ 20, КТ 10, субсчет «Эксплуатируемая автошина» (учет цены непригодных запчастей в тратах по обычной деятельности), ДТ 10, субсчет «Другие материалы», КТ 91-1 (учет сношенных запчастей), ДТ 10, субсчет «Автошина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная автошина» (отображение цены установленных запчастей).

Ответы на вопросы по учету шин у автотранспорта

Вопрос №1. Как учитываются расходы по утилизации непригодных для пользования шин автотранспорта, исчисляют ли с них налоги?

Траты, связанные с утилизацией отходов, причисляются к расходам по текущей деятельности. На них тоже распространяется налогообложение.

Вопрос №2. Что представляет собой акт на списание, утилизацию автомобильных шин?

Используется общепринятая форма, которая включает сведения о назначенном составе комиссии, проведенном осмотре. Акт содержит полную информацию о характеристиках осмотренного объекта (заводской номер, общий пробег, размер, модель и т. д.). Проверяющие устанавливают техническую непригодность запчастей для автотранспорта, тут же указывают причины. Затем решают вывести их из эксплуатации и отправить в утиль. Готовый акт визируется председательствующим и остальными компетентными лицами из числа комиссии.

Вопрос №3. Какими нормативными документами можно руководствоваться при учете основных средств?

Работнику бухгалтерии следует взять на вооружение «Методические указания по бухучету основных средств», которые утверждены приказом Министерства финансов РФ № 91н от 13 октября 2003 г. Сейчас активно применяется редакция от 24.12.2010. Она освещает вопросы оценки, амортизации, содержания, восстановления и выбытия основных средств.

Вопрос №4. Можно ли не заводить учетную карточку на автомобильные шины?

Ведение учетной формы карточки, применение эксплуатационных норм пробега - обязательные составляющие эксплуатации автошин, используемые на предприятиях. Не делать это вправе только те владельцы транспортных средств, которые занимаются перевозкой грузов, пассажиров для личных нужд.

Поделиться