Примеры инвестиционных программ в тко. Методические рекомендации по разработке программ в области обращения с отходами. III. Определение плановых значений показателей эффективности объектов

Строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Это установлено статьей 24.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Что относится к твердым коммунальным отходам

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

То есть к твердым коммунальным отходам относится пищевые и растительные отходы, синтетические отходы (стекло, пластик, целлюлоза, текстиль, полиэтилен и пр.).

Инвестиционная программа: что это?

Инвестиционная программа разрабатывается на основании территориальной схемы в области обращения с отходами.

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Инвестпрограмма должна содержать, в частности:

  • плановые и фактические значения показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения твердых коммунальных отходов;
  • перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции существующих объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
  • объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
  • график реализации мероприятий инвестиционной программы;
  • предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 г. № 424 утвержден прядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Данный прядок содержит в себе следующие правила, определяющие основы государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО:

  • порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО;
  • порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с ТКО;
  • порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО.

Так, постановлением Правительства РФ от 12.07.2018 г. № 815 внесены поправки в данный порядок утверждения инвестиционных программ.

Мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:

  • в части накопления твердых коммунальных отходов;
  • в части обработки твердых коммунальных отходов;
  • в части утилизации твердых коммунальных отходов;
  • в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;
  • в части хранения твердых коммунальных отходов;
  • в части захоронения твердых коммунальных отходов.

О региональном операторе по обращению с ТКО

Региональный оператор – это юридическое лицо, обладающее правом заключения договоров на оказание услуг с собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

К регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО относятся:

  • обработка твердых коммунальных отходов;
  • обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • захоронение твердых коммунальных отходов;
  • оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.

Региональный оператор наделен полномочиями по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Эксперт "НА" Е.В. Чимидова

Постановление Правительства РФ
№815 от 12.07.2018

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАЯ 2016 Г. N 424

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 21, ст. 3020).

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 2018 г. N 815

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 МАЯ 2016 Г. N 424

1. В наименовании:

3) слова "и захоронения твердых коммунальных отходов" заменить словами ", захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ".

2. В абзаце втором:

3. В абзаце третьем:

1) слово "согласования," исключить;

2) дополнить словами ", а также осуществления контроля за их реализацией".

4. В абзаце четвертом слова ", используемых для" исключить.

5. В Правилах разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных указанным постановлением:

1) в наименовании:

слово "согласования," исключить;

2) пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - инвестиционные программы), требования к содержанию инвестиционных программ и процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией.

Инвестиционные программы утверждаются для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (далее - регулируемая организация), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - объекты), в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором (далее - нерегулируемая организация).

2. Проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией и нерегулируемой организацией.

Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Если в качестве источника финансирования инвестиционной программы указаны средства, учитываемые при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом, в полномочия которого не входит установление регулируемых тарифов, то в этом случае инвестиционная программа утверждается с учетом заключения о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или органа местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации.";

3) в пункте 3:

слова "и (или) модернизации" исключить;

после слов "регулируемой организацией" дополнить словами "или нерегулируемой организацией";

слова "инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами" заменить словами "соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором";

4) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Инвестиционная программа разрабатывается на срок, определенный регулируемой организацией или нерегулируемой организацией. Для регулируемой организации срок действия инвестиционной программы не может быть менее чем срок действия тарифов регулируемой организации.";

5) в пункте 5:

в подпункте "а":

абзац четвертый после слова "объектов" дополнить словами "обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов";

в подпункте "б":

абзац второй после слова "регулируемых" дополнить словами "или нерегулируемых";

в абзаце четвертом слова "и модернизируемых" исключить;

подпункт "г" после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации";

6) дополнить пунктами 5(1) и 5(2) следующего содержания:

"5(1). В инвестиционной программе регулируемой организации или нерегулируемой организации, осуществляющей свою деятельность по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты, на которых осуществляются накопление, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, дополнительно содержатся сведения об объеме расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта, по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, размер платы концедента по концессионному соглашению на каждый год срока действия концессионного соглашения.

5(2). Объем финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы включает в себя все расходы, связанные с выполнением мероприятий инвестиционной программы, в том числе расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером.";

7) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Мероприятия инвестиционной программы распределяются по следующим группам:

а) мероприятия инвестиционной программы в части накопления твердых коммунальных отходов;

б) мероприятия инвестиционной программы в части обработки твердых коммунальных отходов;

в) мероприятия инвестиционной программы в части утилизации твердых коммунальных отходов;

г) мероприятия инвестиционной программы в части обезвреживания твердых коммунальных отходов;

д) мероприятия инвестиционной программы в части хранения твердых коммунальных отходов;

е) мероприятия инвестиционной программы в части захоронения твердых коммунальных отходов.";

8) дополнить пунктом 6(1) следующего содержания:

"6(1). В случае реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, инвестиционная программа должна содержать отдельный финансовый план, предусмотренный подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, при этом инвестиционная программа не включает в себя предварительный расчет тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в отношении таких мероприятий.";

9) в пункте 7:

после слова "объекте" дополнить словами "обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов";

"Расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы учитываются по каждому виду деятельности отдельно.";

10) в пункте 9:

11) в абзаце третьем подпункта "в" пункта 10 слова "либо модернизацию" исключить;

12) дополнить пунктом 10(1) следующего содержания:

"10(1). Подпункт "а" пункта 10 настоящих Правил не применяется при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил.";

13) в наименовании раздела III:

14) пункт 11 после слов "Регулируемая организация" дополнить словами "или нерегулируемая организация";

15) дополнить пунктами 11(1) - 11(4) следующего содержания:

"11(1). В случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация направляет разработанный проект инвестиционной программы на рассмотрение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или в орган (органы) местного самоуправления в случае передачи ему соответствующих полномочий в области государственного регулирования тарифов законом субъекта Российской Федерации, в границах муниципального образования (муниципальных образований) которого (которых) расположены или планируется расположить объекты (далее - орган регулирования), до 15 июля года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы.

В случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, регулируемая организация или нерегулируемая организация, осуществляющая строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения, захоронения твердых коммунальных отходов, направляет разработанный проект инвестиционной программы в орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня получения разрешения на строительство такого объекта, а в случае осуществления строительства и реконструкции в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором направляет разработанный проект инвестиционной программы в орган регулирования в течение 30 рабочих дней со дня заключения таких соглашений или инвестиционного договора.

Орган регулирования в течение 20 рабочих дней со дня представления проекта инвестиционной программы в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами расходов на реализацию инвестиционной программы организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом тариф регулируемой организации или нерегулируемой организации, являющейся концессионером, не может быть признан недоступным для потребителей в случае, если это ведет к неисполнению обязательств концессионера по строительству и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения.

По итогам проведения оценки доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей орган регулирования направляет регулируемой организации или нерегулируемой организации соответственно заключение о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей.

11(2). Регулируемая организация или нерегулируемая организация обязана в течение 7 рабочих дней после получения заключения о недоступности тарифов организации для потребителей доработать проект инвестиционной программы и направить на повторное рассмотрение в орган регулирования либо направить на подписание в орган регулирования протокол разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанный регулируемой организацией или нерегулируемой организацией.

Орган регулирования не позднее 7 рабочих дней со дня получения протокола разногласий к проекту инвестиционной программы обязан его рассмотреть, подписать и направить регулируемой организации или нерегулируемой организации.

Регулируемая организация или нерегулируемая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения от органа регулирования указанного протокола разногласий обязана направить проект инвестиционной программы с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы в уполномоченный орган.

В случае неполучения регулируемой организацией или нерегулируемой организацией протокола разногласий к проекту инвестиционной программы, подписанного руководителем (заместителем руководителя) органа регулирования, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, протокол разногласий к проекту инвестиционной программы считается согласованным и проект инвестиционной программы направляется в уполномоченный орган с протоколом разногласий к проекту инвестиционной программы без подписи руководителя (заместителя руководителя) органа регулирования.

11(3). Орган регулирования обязан рассмотреть доработанный проект инвестиционной программы и направить в адрес регулируемой организации или нерегулируемой организации заключение о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей в течение 7 рабочих дней со дня представления проекта инвестиционной программы на повторное согласование.

11(4). В случае повторного направления заключения о недоступности тарифов организации для потребителей дальнейшее рассмотрение проекта инвестиционной программы осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 11(1) - 11(3) настоящих Правил.";

16) пункты 12 и 13 изложить в следующей редакции:

"12. Регулируемая организация или нерегулируемая организация в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения органа регулирования о доступности тарифов организации для потребителей обязана направить вместе с указанным заключением проект инвестиционной программы в уполномоченный орган.

13. Уполномоченный орган рассматривает проект инвестиционной программы, заключение органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей и протокол разногласий к проекту инвестиционной программы (при его наличии) в течение 20 рабочих дней со дня их получения.";

17) пункт 14 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) проверку доступности тарифов регулируемой организации или нерегулируемой организации для потребителей с учетом заключения органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей.";

18) в пункте 16:

абзац первый после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации";

абзац второй после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Наличие заключения органа регулирования о недоступности тарифов организации для потребителей является основанием для отказа в утверждении уполномоченным органом проекта инвестиционной программы.";

19) абзац первый пункта 17 после слов "Регулируемая организация" дополнить словами "или нерегулируемая организация";

20) пункт 18 после слов "регулируемой организацией" дополнить словами "или нерегулируемой организацией";

21) пункт 19 изложить в следующей редакции:

"19. Уполномоченный орган утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы. Данные положения не распространяются на регулируемую организацию или нерегулируемую организацию, осуществляющую строительство, реконструкцию объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным органом в течение 20 рабочих дней со дня их представления в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.";

22) дополнить пунктом 20(1) следующего содержания:

"20(1). Контроль за реализацией инвестиционной программы осуществляется посредством представления регулируемой организацией или нерегулируемой организацией ежегодной отчетности о реализации инвестиционной программы.

Порядок и форма представления отчетности о реализации инвестиционной программы определяются уполномоченным органом.";

23) пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21. Для осуществления корректировки инвестиционной программы регулируемая организация или нерегулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект изменений, которые вносятся в инвестиционную программу и должны содержать предложения о включении (исключении) в инвестиционную программу мероприятий инвестиционной программы, переносе сроков их реализации, сведения об изменении объемов финансирования мероприятий инвестиционной программы, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки инвестиционной программы, предварительно получив в случае, указанном в абзаце третьем пункта 2 настоящих Правил, заключение органа регулирования о доступности или недоступности тарифов организации для потребителей в порядке, предусмотренном пунктами 11(1) - 11(3) настоящих Правил.";

24) пункт 22 после слов "регулируемая организация" дополнить словами "или нерегулируемая организация";

25) пункт 23 после слов "регулируемая организация" дополнить словами "или нерегулируемая организация";

26) пункт 24 изложить в следующей редакции:

"24. В случае заключения регулируемой организацией или нерегулируемой организацией концессионного соглашения при изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, подлежит изменению только в случае изменения объема инвестиции в соответствии с условиями концессионного соглашения.";

27) пункт 25 после слов "Регулируемая организация" дополнить словами "или нерегулируемая организация";

28) дополнить пунктами 25(1) и 25(2) следующего содержания:

"25(1). Инвестиционная программа, утвержденная в отношении нерегулируемой организации, подлежит изменению в соответствии с разделом III настоящих Правил в случае, если нерегулируемая организация приступила к осуществлению регулируемых видов деятельности. При этом не должны ухудшаться условия, которые были предусмотрены ранее.

25(2). Решение о внесении изменений в инвестиционную программу подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Уведомление о внесении изменений в инвестиционную программу направляется уполномоченным органом в орган регулирования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения уполномоченным органом о внесении изменений в инвестиционную программу.

Изменение расходов регулируемой организации, возникшее в связи с принятием указанного решения, учитывается при установлении (корректировке) тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".";

29) пункт 29 после слов "регулируемых организаций" дополнить словами "или нерегулируемых организаций";

30) пункт 30 после слов "Регулируемая организация" дополнить словами "или нерегулируемая организация";

31) пункт 31 после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации";

32) пункт 33 после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации";

33) пункт 35 после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации";

34) пункт 37 после слов "регулируемой организации" дополнить словами "или нерегулируемой организации".

6. В Правилах разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных указанным постановлением:

1) в наименовании:

слово "согласования," исключить;

дополнить словами ", а также осуществления контроля за их реализацией";

2) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - производственные программы) операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), требования к содержанию производственных программ, процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении, а также порядок осуществления контроля за их реализацией.";

3) в пункте 4:

слова ", используемых для" исключить;

слова ", в состоянии" заменить словами "в состоянии";

слова "и модернизации" исключить;

4) в подпункте "в" пункта 5 слово "размещаемых" заменить словом "захораниваемых";

5) в наименовании раздела III:

слово ", согласования" исключить;

дополнить словами ", а также осуществления контроля за ее реализацией";

6) в пункте 8 слово "мая" заменить словом "сентября";

7) дополнить пунктом 17(1) следующего содержания:

"17(1). Контроль за реализацией производственной программы осуществляется посредством ежегодного представления регулируемой организацией отчетности о реализации производственной программы.

Порядок и форма представления отчетности о реализации производственной программы определяются уполномоченным органом.".

7. В Правилах определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утвержденных указанным постановлением:

1) в наименовании слова ", используемых для" исключить;

2) в пункте 1 слова ", используемых для" исключить;

3) в пункте 3:

в абзаце первом:

слова ", используемых для" исключить;

слово "отходов," заменить словом "отходов";

в подпункте "б" слова ", используемого для" исключить;

4) в пункте 4:

слова ", используемых для" исключить;

слово ", является" заменить словом "является";

5) в пункте 5:

в абзаце первом:

слова ", используемых для" исключить;

слово "отходов," заменить словом "отходов";

в подпункте "б" слова ", используемый для" исключить;

6) в пункте 6:

в подпункте "б":

слова ", используемым для" исключить;

слова ", используемых для" исключить;

в подпункте "д" слова "инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами" заменить словами "соглашением о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, инвестиционным договором";

7) в пункте 10 слово ", модернизации" исключить;

8) в абзаце первом пункта 14:

слово "отходов," заменить словом "отходов";

9) в пункте 15:

в абзаце первом:

слова ", используемом для" исключить;

слово "отходов," заменить словом "отходов";

в абзаце четвертом слова ", используемом для" исключить;

в абзаце шестом:

слова ", используемого для" исключить;

слово "отходов," заменить словом "отходов";

10) в абзаце пятом пункта 16 слова ", используемый для" исключить;

11) в пункте 18:

в абзаце первом слова ", используемый для" исключить;

в абзаце восьмом слова ", используемом для" исключить.


Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены Приказом Госстроя от 18.10.2013 N 382/ГС

I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации устанавливают рекомендации по составу, разработке и утверждению программ в области обращения с отходами (далее - программа) муниципальных образований (далее - МО) и предназначены для использования органами местного самоуправления при разработке, утверждении и реализации программ.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов местного самоуправления МО, имеющих статус поселений и городских округов, а в части решения вопросов переработки и утилизации бытовых отходов и иных вопросов, отнесенных к вопросам местного значения муниципального района, также для органов местного самоуправления МО, имеющих статус муниципального района.

II. Разработка и утверждение программы
2. Программа утверждается представительным органом МО на основании документов территориального планирования.

3. Разработка программы может быть организована:

а) органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств бюджета МО;

б) органами местного самоуправления с привлечением по конкурсу разработчика за счет средств бюджета МО;

в) органами местного самоуправления с привлечением муниципальных унитарных предприятий, иных организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, сбытовых организаций, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории МО, а также любых юридических и (или) физических лиц, финансирующих разработку части или всей программы.

4. Независимо от источников финансирования разработки программы органам местного самоуправления рекомендуется организация взаимодействия исполнителей по разработке программы и представителей организаций коммунального комплекса, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, образователей отходов производства, организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства и других лиц, интересы которых затрагиваются при разработке программы.

5. Проект программы подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за две недели до ее утверждения, а также рекомендуется размещение на официальном сайте МО в сети Интернет.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту программы.

7. Утвержденная программа размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.

III. Состав программы
8. Программа - это программа развития системы обращения с отходами, образуемыми на территории муниципального образования, путем строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (далее - ТБО), отходов производства, очистки промышленных стоков и сбросов, которая обеспечивает реализацию приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие этих систем и объектов в соответствии с потребностями социально-экономического развития муниципального образования, повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории МО.

9. Рекомендуется, чтобы перспективный период, на который разрабатывается программа, был приближен к периоду, на который разработаны документы территориального планирования. При этом может быть выделено несколько периодов с разной детализацией проработки проектов программы.

10. При разработке программы рекомендуется провести проверку доступности для граждан стоимости всех коммунальных услуг с учетом затрат на реализацию предложенной программы. Для этого в составе программы рекомендуется делать прогноз стоимости всех коммунальных ресурсов и осуществлять проверку прогнозного совокупного платежа населения за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности.

12. Программу рекомендуется разрабатывать в отношении всех видов отходов, образуемых на территории МО на момент разработки программы, и тех видов отходов, которые могут быть образованы в перспективный период с учетом прогнозов социально-экономического развития МО.

13. В программе рекомендуется приоритетно представлять проекты, направленные на повышение доли отходов, направляемых в повторный хозяйственный оборот в качестве вторичных сырьевых и вторичных энергетических ресурсов, а также проекты, направленные на формирование объектов локальной тепло- и электроэнергетики с использованием вторичных энергетических ресурсов.

Рекомендуется представить в программе разделы, обосновывающие выбор проектов с учетом прогноза социально-экономического развития МО, производства наиболее востребованных видов вторичных сырьевых ресурсов и изделий (полуфабрикатов) из них, и выбор наилучших доступных технологий для такого производства.

14. В программе рекомендуется представлять проекты, направленные на улучшение экологической ситуаций на территории МО, с учетом достижения организациями коммунального комплекса и ресурсоснабжающими организациями нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

15. При включении в программу проектов, направленных на формирование объектов локальной тепло- и электроэнергетики с использованием вторичных энергетических ресурсов рекомендуется учитывать, что:

1) решение о строительстве объекта по производству тепловой энергии может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления только при условии обоснования невозможности и (или) экономической нецелесообразности удовлетворения потребности в тепловой энергии за счет проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также за счет электрических станций, существующих или строящихся, либо планируемых для строительства и осуществляющих производство тепловой энергии;

2) выбор между реконструкцией существующего объекта по производству тепловой энергии и строительством нового такого объекта и (или) определение при строительстве нового объекта по производству тепловой энергии типа такого объекта и его характеристик осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления таким образом, чтобы минимизировать совокупные затраты (включая постоянную и переменную части затрат) на производство и передачу потребителям планируемого объема тепловой энергии.

а) Программный документ;

б) Обосновывающие материалы к программному документу (далее - Обосновывающие материалы).

Кроме того, в случае разработки в рамках программы транспортно-логистических схем сбора и транспортирования ТБО к объектам утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО с учетом перспектив жилищного и общественно-делового строительства рекомендуется также включать их в состав Обосновывающих материалов.

IV. Состав программного документа
18. В состав программного документа рекомендуется включить следующие разделы:

а) "Паспорт программы";

б) "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО";

в) "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства";

г) "Перспективы развития муниципального образования, прогноз образования отходов и динамики их морфологического состава";

д) "Целевые показатели развития системы обращения с отходами";

е) "Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей";

ж) "Источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения и образователей отходов производства";

з) "Управление программой".

19. В состав раздела 1 "Паспорт программы" программного документа рекомендуется включить таблицу с основными параметрами программы, в том числе:

а) наименование программы;

б) основание для разработки программы;

в) заказчик программы;

г) разработчик программы;

д) цель программы;

е) задачи программы;

ж) важнейшие целевые показатели программы;

з) сроки и этапы реализации программы;

и) объемы и источники финансирования программы.

20. В состав раздела 2 "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО" и раздела 3 "Характеристика существующего состояния инфраструктуры, используемой для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

а) краткий анализ существующего состояния инфраструктуры накопления и сбора ТБО (отходов производства);

б) краткий анализ существующего состояния объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения ТБО.

в) Краткий анализ существующего состояния рекомендуется проводить по следующим характеристикам:

г) институциональная структура (организации, работающие в данной сфере, действующая договорная система и система расчетов);

д) характеристика системы обращения с отходами (основные технические характеристики, а также общие и специальные технико- экономические показатели объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов);

е) транспортно-логистические схемы сбора и транспортирования ТБО и технологические зоны обслуживания, закрепленные за объектами;

ж) резервы и дефициты по технологическим зонам и по МО в целом;

з) надежность работы системы;

и) воздействие на окружающую среду;

к) тарифы, структура себестоимости утилизации, обезвреживания и захоронения отходов с выделением расходов на транспортирование к объектам от мест накопления и сбора;

л) технические и технологические проблемы в системе;

м) указание на утвержденную программу энергоресурсосбережения;

н) анализ состояния выполнения программы в части установки приборов учета и в части реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе выполнение целевых показателей программы.

21. В состав раздела 4 "Перспективы развития муниципального образования, прогноз образования отходов и динамики их морфологического состава" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

Количественное определение перспективных показателей развития МО, на основе которых разрабатывается программа, со ссылкой на их обоснование в разделе 1 "Перспективные показатели развития МО для разработки программы" Обосновывающих материалов.

Перечень рекомендуемых перспективных показателей включает: динамику численности населения, динамику ввода, сноса и капитального ремонта многоквартирных домов, динамику частной жилой застройки, площадей бюджетных организаций, административно-коммерческих зданий, прогнозируемые изменения в промышленности на весь период разработки программы, с выделением этапов.

22. В состав раздела 5 "Целевые показатели развития системы обращения с отходами" программного документа рекомендуется включить следующие показатели:

а) критерии доступности для населения коммунальных услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО;

б) показатели потребностей в утилизации, обезвреживании и захоронении отходов по видам;

в) величины новых нагрузок (по каждому виду отходов), возникающих в соответствии с прогнозом социально-экономического развития МО;

г) показатели качества утилизации, обезвреживания и захоронения отходов по видам (специальные ТЭП);

д) показатели эффективности транспортирования отходов (удельные расходы топлива, количество используемого транспорта, доля отраслевого спецтранспорта в нагрузке на улично-дорожную сеть, в том числе в часы пиковых нагрузок);

е) показатели воздействия на окружающую среду.

23. В состав раздела 6 "Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

а) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации ТБО;

б) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для обезвреживания ТБО;

в) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для захоронения ТБО;

г) программа поэтапного закрытия и ликвидации полигонов и свалок ТБО с производством вторичных сырьевых и энергетических ресурсов из свалочного тела в связи с повышением доли отходов, вовлекаемых в повторный хозяйственный оборот;

д) программа строительства и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства;

е) взаимосвязанность проектов.

Каждый из указанных разделов рекомендуется представлять в виде таблицы с перечнем инвестиционных проектов, которые были отобраны для обеспечения целевых показателей развития системы обращения с отходами, со ссылками на соответствующие разделы Обосновывающих материалов.

а) краткое описание проекта;

б) конкретную цель проекта;

в) технические параметры проекта;

г) необходимые капитальные затраты;

д) срок реализации проекта;

е) ожидаемые эффекты, с выделением каждого из ожидаемых эффектов и количественное их определение;

ж) сроки получения эффектов;

з) простой срок окупаемости проекта.

24. В состав раздела 7 "Источники инвестиций, тарифы и доступность программы для населения и образователей отходов производства" программного документа рекомендуется включать:

а) таблицу с указанием объемов и каждого источника инвестиций по каждому проекту со ссылкой на их обоснование в разделе 12 "Финансовые потребности для реализации программы" Обосновывающих материалов. Рекомендуется выделить следующие источники инвестиций: собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления, снижение затрат за счет реализации проектов), дополнительная эмиссия акций, бюджетные средства (местного, регионального, федерального бюджетов), кредиты (указать условия привлечения кредитов), средства частных инвесторов (в том числе по договору концессии);

б) краткое описание форм организации каждого или групп проектов со ссылкой на их обоснование в разделе 13 "Организация реализации проектов" Обосновывающих материалов. Рекомендуется выделить следующие группы проектов:

проекты, реализуемые действующими ОКК;

проекты, выставляемые на конкурс для привлечения сторонних инвесторов (в том числе организаций или индивидуальных предпринимателей по договору коммерческой концессии);

проекты, для реализации которых создаются организации с участием МО;

проекты, для реализации которых создаются организации с участием действующих ОКК;

таблицу с указанием необходимой для реализации программы динамики уровней тарифов, платы (тарифа) за подключение (присоединение) на весь период разработки программы по каждой организации в ценах отчетного года (со ссылкой на обоснования в разделе 14 "Программы инвестиционных проектов и тариф" Обосновывающих материалов);

в) таблицу на весь период разработки программы (со ссылкой на раздел 15 "Прогноз расходов населения на коммунальные ресурсы, расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии, проверка доступности тарифов на коммунальные услуги" Обосновывающих материалов) с показателями:

рассчитанной платы населения за коммунальные услуги с выделением каждого вида коммунальных услуг;

рассчитанных дополнительных (по отношению к отчетному году) расходов бюджета на социальную поддержку и субсидии населению;

рассчитанных численных значений каждого из критериев доступности коммунальных услуг для населения.

Рекомендуется сравнить рассчитанные значения критериев доступности для населения коммунальных услуг с целевыми показателями критериев доступности на всем периоде разработки программы и сделать вывод об их соблюдении.

25. В состав раздела 8 "Управление программой" программного документа рекомендуется включить следующие подразделы:

а) ответственный за реализацию программы;

б) план-график работ по реализации программы (включая сроки разработки технических заданий для организаций коммунального комплекса, утверждения тарифов, принятия решений по выделению бюджетных средств, подготовка и проведение конкурсов на привлечение инвесторов, в том числе на концессию и т.д.);

в) порядок предоставления отчетности по выполнению программы;

г) порядок и сроки корректировки программы.

Перспективные территориальные схемы (системы) обращения с отходами рекомендуется разрабатывать с учетом требований СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

В состав территориальной схемы обращения с отходами поселения рекомендуется включать:

а) расчет перспективных количеств образующихся отходов и прогноз их морфологического состава;

б) расчет систем сбора и транспортировка отходов;

в) распределение образующихся отходов по действующим и проектируемым предприятиям по утилизации и переработке отходов;

г) распределение образующихся отходов по действующим и проектируемым полигонам;

д) закрепление площадок под полигоны и предприятия;

е) размещение баз предприятий по обеспечению вывоза, захоронения (утилизации) отходов поселения.

Перспективные территориальные схемы (системы) обращения с отходами поселений рекомендуется выполнять комплексно, с увязкой между собой различных этапов обращения с отходами: сбора, сортировки, транспорта, переработки, утилизации, захоронения. Предложениями рекомендуется предусматривать возможность поэтапного развития системы обращения с отходами без коренного переустройства сооружений на каждом этапе.

В: состав перспективной территориальной схемы обращения с отходами рекомендуется включать:

а) анализ существующего положения территориальных схем обращения с отходами;

б) перспективные количества образующихся отходов;

в) предложения по новому строительству и расширению полигонов для хранения и переработки отходов;

г) предложения по новому строительству и реконструкции действующих объектов по переработке и утилизации отходов;

д) потребность в основном оборудовании и материалах;

е) стоимость строительства и реконструкции;

ж) технико-экономические показатели территориальных схем обращения с отходами.

В раздел "Перспективные количества образующихся отходов" рекомендуется включать:

а) сведения о количествах образующихся ТБО, в том числе: отходы городского населения, отходы сельского населения, отходы сезонного населения;

б) сведения о количествах образующихся промышленных отходов, приравниваемых к ТБО;

в) сведения о количествах образующихся строительных отходов и отходов ремонта зданий и сооружений;

г) сведения о количествах образующихся загрязненных грунтов;

д) сведения о количествах образующихся медицинских отходов;

е) сведения об объектах размещения отходов, в том числе: действующих полигонах, действующих объектах сортировки и предварительной переработки отходов, закрытых свалках, требующих рекультивации;

ж) сведения о прочих объектах обращения с отходами (например, комплексах по сортировке отходов производства и потребления);

з) сведения о переработчиках отходов.

В раздел "Предложения по строительству и расширению (рекультивации) системы обращения с отходами" рекомендуется включать:

а) сведения об объектах систем обращения с отходами, предлагаемых к новому строительству для обеспечения перспективного увеличения объемов образующихся отходов;

б) сведения о действующих объектах, предлагаемых к расширению для обеспечения перспективных приростов образующихся отходов;

в) сведения о закрытых полигонах, предлагаемых к рекультивации;

г) сведения о запланированных к новому строительству заводов и комплексов по сортировке, подготовке, утилизации, переработке отходов;

д) цели и задачи нового строительства/реконструкции головного объекта;

е) юридический статус объекта;

ж) место размещения;

з) исходные технические требования к созданию полигона и/или основному оборудованию заводов и комплексов;

и) описание структуры и количества принимаемых отходов;

к) обоснование выбора предлагаемой технологии (складирование, захоронение, сортировка, переработка, утилизация);

л) состав основного оборудования;

м) обоснование загрузки оборудования;

н) оценка воздействия на окружающую среду;

о) технико-экономические показатели головного объекта.

В раздел "Предложения по созданию и модернизации систем сбора, транспортировки и сортировки отходов" рекомендуется включать:

а) сведения о предлагаемых к созданию системах сбора, сортировки и транспортировки отходов, обеспечивающих совершенствование систем обращения с отходами;

б) цели и задачи создания системы;

в) описание вариантов маршрутов сбора отходов;

г) исходные технические требования к транспортным и сортирующим системам;

д) прогноз прироста образующихся отходов;

е) диспетчеризация.

В раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" рекомендуется включать следующие разделы:

а) краткая характеристика климатических условий района расположения объекта;

б) сведения о составе и количестве выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от отвалов ТБО;

в) расчет выбросов от проектируемого полигона на основе объектов- аналогов;

г) обоснование интенсивности горения;

д) обоснование учета нестационарности выбросов во времени;

е) обоснование исходных данных, принятых для расчета приземных концентраций вредных веществ в атмосфере;

ж) расчет концентраций загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы;

з) предложения по установлению санитарно-защитной зоны;

и) воздействие на атмосферный воздух при аварийных ситуациях;

к) методы и средства контроля за состоянием воздушного бассейна;

л) оценка воздействия на поверхностные и подземные воды;

м) защита подземных вод;

н) оценка воздействия на растительность и животный мир;

о) предложения по комплексному экологическому мониторингу.

Раздел "Оценка капитальных вложений в создание и модернизацию системы обращения с отходами поселения" рекомендуется разрабатывать с учетом следующих положений:

а) оценку капитальных вложений в создание и модернизацию системы обращения с отходами поселения рекомендуется выполнять в соответствии с территориальными справочниками на укрупненные приведенные базисные стоимости по видам капитального строительства и видам работ;

б) оценку капитальных вложений следует проводить в ценах, установленных территориальными справочниками на момент выполнения программы с последующим их приведением к текущим прогнозным ценам.

Документы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов», являются первым значимым шагом к новому порядку государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами после издания Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 вступает в силу 27.05.2016 и содержит в себе следующие правила, определяющие основы государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО:

  • Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО;
  • Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с ТКО;
  • Порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО;

Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 не содержит норм о придании его положениям обратной силы и требований о приведение тарифных предложений, уже поданных в орган регулирования в 2016 г., в соответствие с новым порядком разработки программ обращения с ТКО. Активное применение документа намечается при осуществлении деятельности по обращению с ТКО в 2017 году.

Комментарий руководителя направления « » ООО «ЛЕКС-Консалтинг» Масловой Ольги:

«Прежде чем перейти к разъяснению норм комментируемого подзаконного акта нужно вернуться к источнику – Федеральному закону № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон 89-ФЗ), который определяет состав услуги и участников обращения с ТКО.

Итак, в соответствии со ст. 1 Федерального закона 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой весь комплекс цикла от сбора, накопления, транспортировки отходов до их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Каждый из этих этапов законодательно разъяснен и закреплен в той же ст. 1 Федерального закона 89-ФЗ. И все это составляет коммунальную услугу обращение с ТКО в соответствии с действующей редакцией ЖК РФ.

Напомню, раньше коммунальной услугой являлась только утилизация (захоронение) ТБО.

Участники деятельности обращения с ТКО с 01.01.2016 г.:

- Вместо организаций коммунального комплекса – операторы в сфере обращения с отходами. Кроме того, появляется единый субъект, отбираемый по результатам конкурса – региональный оператор в сфере обращения с ТКО, аккумулирующий в себе финансовые, информационные потоки и договорные отношения. Так, потребители услуг (УК, ТСЖ, бюджетные и прочие потребители) должны заключить договор и соответственно вносить плату за услугу именно региональному оператору в сфере обращения с ТКО, а он, в свою очередь, заключает договоры и рассчитывается с операторами в сфере обращения с отходами в каждом из муниципальных образования субъекта РФ.

Примечание: по итогам состоявшейся 14 апреля 2016 года Прямой линии с Президентом РФ общероссийскому общественному движению «Народный Фронт «За Россию» рекомендовано провести анализ принятых в субъектах РФ нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по сбору и переработке твердых коммунальных отходов, а также организацию работы по обеспечению прозрачности и информационной открытости конкурсных процедур по отбору региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Изменения, безусловно, коснулись и системы тарифов в сфере обращения с ТКО (тарифы на коммунальную услугу обращение с ТКО в 2017 году):

Порядок разработки и утверждения инвестиционных программ в сфере обращения с ТКО, важные аспекты Постановления Правительства РФ от 16.05.2016 № 424:

В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, реализуемые регулируемой организацией, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами, соглашением между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, концессионными соглашениями, инвестиционными договорами и (или) государственными контрактами. Если в указанных документах какие-то из мероприятий не предусмотрены, их нельзя включать в инвестиционную программу оператора в сфере обращения с ТКО

Инвестиционная программа в сфере обращения с ТКО по аналогии с порядком утверждения инвестиционных программ по иным коммунальным услугам утверждается на уровне субъекта РФ.

СРОКИ : оператор направляет разработанный проект инвестиционной программы на утверждение в уполномоченный орган до 15 марта года, предшествующего первому году действия инвестиционной программы . Так, например, при подаче инвестиционной программы в сфере обращения с отходами в 2017 году (до 15 марта 2017 года), первым годом реализации инвестиционной программы оператора в сфере обращения с ТКО будет 2018 год.

Разработка и утверждение производственных программ в сфере обращения с ТКО: производственная программа по обращению с ТКО утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, срок и подачи ее в орган регулирования – до 01 мая. Производственная программа, содержащая основные показатели деятельности, балансы, мероприятия по текущей деятельности, является основой для утверждения тарифа на коммунальную услугу обращение с ТКО».

Таким образом, на сегодня в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами вышли и вступили в силу следующие подзаконные акты:

  • Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»)
  • Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами», «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами», «Правилами определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов»).
Поделиться