Традиционная экономическая система основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение. Традициями и обычаями определяются производственные технологии, виды производимых товаров и услуг. В экономической роли каждого члена общества преобладает наследственность и кастовая принадлежность. Современные технологии и инновации не применяются, широко используется ручной труд. В настоящее время традиционная экономика встречается в небольшом количестве развивающихся стран.
Что такое экономическая система? В каждом государстве в разное время имелась и имеется определённая система экономики. Охарактеризовать экономическую систему позволяет объединение элементов, состоящих из законов, норм, традиций, ценностей, институтов, с помощью которых социумом решаются задачи хозяйственного управления, и совокупность экономических и социальных отношений потребителей и производителей.
Сравнение достоинств и недостатков экономических систем производится по следующим критериям:
- преобладающей форме хозяйствования – натуральная или товарная форма ведения хозяйства;
- основным видам собственности – общинные, кооперативно-общественные, частнособственнические и смешанные;
- способам принятия решений по распределению доходов. Общинно-уравнительная система (доход распределяется по факторам производства) и распределение по качеству и количеству трудового вклада;
- степенью вмешательства государства – свободные, экономически регулируемые, административно-командные и смешанные экономические системы;
- способом координации действий субъектов хозяйствования – традиционные, рыночные и плановые системы экономики;
- степенью открытости для международных отношений – закрытые и открытые системы;
- степенью зрелости – формирующиеся, развитые и деградирующие системы.
В современной экономике экономические системы классифицируются на 4 основных типа с характерными свойствами:
- Традиционная.
- Административно-командная (плановая).
- Рыночная.
- Смешанная.
Самой ранней формой, сформированной ещё в древности, считается традиционная экономика, когда экономическая и хозяйственная деятельность, межличностные отношения в обществе и система распределения материальных благ определяются принципами традиций и обычаев.
Отличительной чертой командно-административной (централизованной) системы является преобладающая роль государства в экономике и минимум рыночных отношений. Государство регулирует основные экономические процессы:
- размещение производства;
- каналы снабжения и сбыта;
- фиксирование заработной платы и надбавок;
- установление .
Основными чертами рыночной экономической системы считаются развитые социальные институты и участие граждан в управлении. При рыночной экономике материальные блага должны распространяться саморегулирующими механизмами спроса и предложения. Следовательно, лучшие материальные блага будут приобретаться гражданами, имеющими необходимый капитал. С другой стороны, другим людям не запрещается основывать собственное дело, вкладывать труд, развиваться как субъект экономики и приобрести статус человека с капиталом.
Отличительные особенности традиционной экономики
Основные черты традиционного общества:
Нерыночное хозяйство зародилось в глубоком прошлом, и основывается натуральным производством, то есть изготовлением продукции для собственного потребления. Хозяйственными субъектами в то время являлись семья, род, племя, община.
В традиционной экономической системе свойственно преобладание крестьянских и ремесленных хозяйств, где потомками наследуются занятия предков. Основным признаком данной экономики является то, что собственность принадлежит отдельным хозяйствам, и каждый собственник имеет право распоряжаться собственными ресурсами.
Признаками традиционной экономики считаются:
- медленное внедрение и развитие современных технологий;
- власть строится на традиционных родоплеменных отношениях;
- полуфеодальный общественно экономический строй;
- характерно широкое применение ручного труда;
- фермерские хозяйства составляют основную долю в экономике;
- отсутствует или неразвита добывающая промышленность;
- эксплуатирование низших сословий и ограничение их прав и свобод;
- не развивается наука;
- получить образование может лишь небольшая прослойка общества, являющаяся правящей элитой;
- на политические взгляды народа оказывается религиозное или военное давление.
Главной характеристикой традиционной экономической системы считается низкая степень развития производственных технологий, чем обусловлена низкая производительность труда. Традиционным хозяйством, свойственным экономике этого типа является натуральное хозяйство (преобладает фермерство, охота, собирательство). Внедрение современных технологий вызывает разрушение основ подобной экономики.
Характеризует традиционную систему слабая экономическая связь между населёнными пунктами. Это мешает стабильному развитию экономики, и вынуждает людей браться за тяжёлый физический труд. К признакам относят и сами традиционные общины, являющиеся условием выживания большой группы людей, но тормозящие прогресс.
Охарактеризовать традиционную экономическую систему может слабо развитая торговля. Из-за низкой производительности труда в общине не остаются излишки, которые можно реализовать. Торговые связи даже с ближайшими селениями очень слабые. Это способствует закреплению укоренившихся порядков и мешает внедрению новых технологий.
Отличительной чертой традиционной экономики является социальный и экономический застой. Развитие общества происходит очень медленно или совсем не развивается. Сообщество сохраняет свой уклад с давних времён. Примером из истории, где это происходило и приводило к катастрофе, могут служить коренные жители Америки и Африки.
Экономические причины сначала обуславливают застой, затем его закрепляет система неформальных институтов, которые составляют совокупные традиции и обычаи страны. Традиции участвуют в регулировании распределения политической власти и экономических ресурсов. Традиционная экономика отличается характерными чертами:
- Догматичностью.
- Неспособностью приспосабливаться к меняющимся условиям.
- Строгостью исполнения.
При таком укладе общества наблюдается преобладание аграрного сектора в производстве. Основная ценность для подобных сообществ – продовольственные продукты, так как низкая производительность труда еле позволяет фермерам прокормиться, а несовершенство технологий при высокой рождаемости населения вызывает проблему голодания.
Влияние государства и религии
При традиционной экономической системе типичны примитивные властные структуры. В большинстве случаев форма правления в подобных сообществах — абсолютная монархия, поддерживаемая обширным воинским сословием. Основными ресурсами и материальными благами владеют высшие сословия.
Политическая власть в таком обществе не обеспечивает социальные гарантии и развитие, а собирает ренту для высших сословий. Государство не имеет социальной направленности и осуществляет насильственное сохранение существующих порядков.
Традиционная экономика основывается на кастовом и сословном делении общества и поддерживается государственным насилием. Основным системным принципом подобного общества является желание правящего класса и в дальнейшем регулярно извлекать ренту и сохранять привычный уклад жизни общества, а не внедрять современные технологии и инновации.
Государство не единственный институт, регулирующий экономику в традиционных обществах. Религия играет значительную роль в обществе с таким укладом. Религиозные институты внедряются во властные структуры и формируются в привилегированное сословие, которое тоже заинтересовано в собирании и получении ренты. Религиозными институтами закрепляется и обосновывается практика насилия государства над теми, кто пытается изменить существующий социальный уклад.
Плюсы и минусы традиционной экономической системы
Таблица преимуществ и недостатков:
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Относительная стабильность | Медленный или отсутствующий социальный и технологический прогресс, низкая производительность труда |
Предсказуемость. Текущий порядок сохраняется столетиями, значительных социальных потрясений не бывает | Общество плохо приспосабливается к внешним воздействиям, плохое сопротивление завоевателям и природным катастрофам |
Высокое качество и добротность материальных благ. Ремесленники производят товары по технологиям, которые передаются им предками по наследству и сохраняют качество | Частная собственность при подобной системе очень шаткий институт. В социуме, где право собственности обеспечивают насилием, частное предпринимательство тормозит не только низкий уровень технологий, но и низкие гарантии безопасности производителей |
Проблемы общества усугубляются религиозными институтами и монархическим укладом. Государство не способствует модернизации и прогрессу, а мешает им |
какой тип экономической системы существует а стране А.? 1. смешанная 2. рыночная 3. централизованная 4. традиционная
Спасибо!
1. В какой фразе слово «общество» употреблено в широком смысле?1)Акционерное общество провело ежегодное собрание акционеров.
2)Общество книголюбов организовало благотворительный аукцион.
3)Общество объединяет прошлое, настоящее и будущее человечества.
4)Городское общество протестует против строительства скоростной
магистрали.
2. Вера узнала, что Надежда рассказала одноклассникам её секрет. Она не стала выяснять причины этого поступка, а просто перестала разговаривать
с Надеждой. Какой способ поведения в межличностном конфликте
иллюстрирует этот пример?
1)посредничество
2)уход
3)арбитраж
4)сотрудничество
3.В ходе специальной акции были собраны средства для детского дома.
Взаимосвязь каких сфер общественной жизни, прежде всего, иллюстрирует
этот факт?
1)социальной и экономической
2)политической и духовной
3)экономической и политической
4)духовной и экономической
4.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной
деятельности человечества.
Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего
человечества.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5.Целенаправленную деятельность человека по получению новых знаний и
умений называют
1)искусством
2)образованием
3)творчеством
4)моралью
6.Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям
своей страны.
Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и
культуры.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
7.К факторам (ресурсам) производства относится(-ятся)
1)прибыль
2)потребности
3)труд
4)налоги
8.Определённая сумма денег, которую граждане и предприятия должны
уплатить государству, называется
1)налог
2)процент
3)издержки
4)дивиденды
9.В период предновогодних распродаж в разных городах мира потребители
активно приобретают одежду и обувь по сниженным ценам. Покупатели
нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются
в длинные очереди. Какое экономическое явление проявляется в данном
факте?
1)кооперация
2)инфляция
3)предложение
4)спрос
10.Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
Б. В современном мире единственной формой платежа является
использование наличных денег.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
11.Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и
типичное для данной общественной группы, называют
1)социальным статусом
2)социальной мобильностью
3)социальным престижем
4)социальной ролью
12.В семье С. есть хорошая традиция: каждое воскресенье родители со своими
детьми посещают музей или театр. Какую роль семьи иллюстрирует этот
пример?
1)совместное ведение домашнего хозяйства
2)распределение домашних обязанностей
3)обеспечение материального достатка
4)духовное развитие детей
13.Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми
членами.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
«Современная научно-техническая революция (НТР) характеризуется глубокой интеграцией науки и производства, что выражается в замене традиционных технологий, техники принципиально новыми, сопровождается коренной перестройкой организации труда и производства. <...>
Начало современной научно-технической революции относится к 50-м гг. XX столетия. С этого времени научная деятельность становится неотъемлемой и важнейшей частью общественного производства. Наука обособляется в самостоятельную сферу со специфической материально-технической базой, высококвалифицированными работниками и особым видом конечной продукции и занимает ведущее место в производстве в качестве непосредственной производительной силы. <...>
Начало нового этапа НТР в развитии производительных сил характеризуется: особенностями динамики производительности труда; объёмами производства, использующего принципиально новые научные достижения; масштабами ресурсосбережения важнейших видов сырья, материалов, энергии; переходом большинства отраслей хозяйства к трудосберегающему типу экономического развития; увеличением темпов роста финансирования и экономической результативности научных исследований и опытно-конструкторских разработок. <...>
НТР решительно меняет положение человека... в системе производства: он выводится за пределы процесса создания готового продукта, становится рядом с ним и выступает по отношению к нему в роли контролёра. Ранее человек передавал машине сначала исполнительную функцию (воздействие с помощью инструмента на предмет труда), а затем и двигательную, энергетическую; теперь вместе с сокращением непосредственного участия человека в производстве происходит расширение видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих... функций всё более высокого уровня, с принятием ответственных решений». (Текст взят из книги: Обществознание: Пособие-репетитор / Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И. Филоненко.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- С. 426, 427, 431- и адаптирован.)
C1
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
К какому времени, согласно тексту, относится начало современной НТР? Почему? Найдите два объяснения в тексте.
C4
Используя содержание текста и обществоведческие знания, перечислите любые три направления современной НТР.
C5
Рассказывая на уроке об особенностях современной НТР, ученик отметил, что её развитие в XXI в. даёт возможность обеспечить технико-технологическую сторону решения глобальных проблем человечества. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
C6
Согласны ли вы с тем, что НТР характеризуется позитивными социальными последствиями, благодаря которым сформировалось всемогущество человека, его превосходство над природой? Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
членов семьи, а также следующие методы:
Внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, песен, наполненных родительской любовью;
Включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстниками;
Организация совета родителей и старших членов семьи при выборе детьми ответственных решений в жизни;
Поощрение детей с целью воспитания чувства собственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважительность к старшим членам семьи и к другим людям;
Намёк (прямой или косвенный) - способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности в этичном и корректном тоне;
Упрёк - выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступками и поведением детей;
Испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни, к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа;
Благословение - комплекс родительских наставлений, поучений, предостережений, наказов и просьб к детям в самые ответственные периоды их жизнедеятельности (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).
Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их действенности, важности для дальнейшей жизни детей, гуманности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?
1) Какую роль играют политические знания в политической деятельности? 2) К чему ведет использование неверной информации? 3) Как человек знающийпревращается в человека могущего? 4) Какое значение имеют верные представления о действительности для принятия властных решений? ПОЖАЛУЙСТА
Способы принятия экономических решений (р.т.4). Традиционная экономика. Командная экономика. Рыночная экономика. В соответствии с обычаями и традициями. Через приказы и распоряжения сверху вниз. С помощью рынка.
Картинка 15 из презентации «Главные вопросы экономики» к урокам экономики на тему «Экономика»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока экономики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Главные вопросы экономики.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 74 КБ.
Скачать презентациюЭкономика
«Предмет экономики» - Много рецептов экономического благоразумия. Экономика – это жизнь. НПО. Уровень инфляции. Страна может устойчиво развиваться. Ему пришлось разобраться в сущности экономических процессов. Экономика-замечательная наука. Необходимо защищать конкуренцию. Функции денег. Что такое прибыль. Фото учащегося, задумчиво глядящего вверх.
«Экономическая сфера жизни общества» - Производство. Человек в мире экономических отношений. Структура экономической системы. Государство. Экономика. Что такое экономическая сфера. Экономическая сфера жизни общества. Объективный анализ экономической сферы. Характеристика экономических систем. Кто самый умный. Факторы производства. Работа в группах.
«Экономика и экономическая наука» - Позже возникает стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д. Экономическая наука сочетает признаки точной и описательной наук. Платой за использование труда в производственной деятельности является заработная плата. Собственник капитала, авансируемого для производства, получает доход, называемый процентом.
«Основные проблемы экономики» - Кривая производственных возможностей. Допущения модели КПВ. Экономическая эффективность. Количество. Смещение кривой вправо. Возрастание альтернативных издержек. Модель КПВ. Оценка альтернативной стоимости. Основные проблемы экономики. Отказ от некоторых исходных допущений модели КПВ. Принцип максимума.
««Экономика» 5 класс» - Девиз. Аристотель. Работник. Экономические отношения. Рабочая тетрадь. Хозяин. Закон. Что человеку нужно для жизни. Экономические интересы. Типы хозяйства. Примеры натурального типа хозяйства. Экономика. Хозяйство.
«Человек и экономика» - Золотые руки работника. Экономика как сфера деятельности людей. Виды и формы бизнеса. Экономика и ее основные участники. Прибыль. Мастерство работника складывается из специальных знаний, умений. О чем ты узнаешь. Производство: затраты, выручка, прибыль. Формы бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность.
Всего в теме 25 презентаций
Чтобы лучше понять как сложилась современная , как человечество научилось находить ответы на ее главные вопросы, необходимо проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы можно выделить четыре основных типа экономических систем : 1) традиционная; 2) рыночная (капитализм); 3) командная (социализм); 4) смешанная.
Из них самая древняя — традиционная экономическая система.
Традиционная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.
Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.
Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились.
Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».
Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.
Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.
Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин — органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.
Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.
На смену традиционной пришла рыночная система (капитализм) . Основу этой системы составляют :
1) право частной собственности;
2) частная хозяйственная инициатива;
3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.
Право частной собственности есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм.
Частная собственность — признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определенным объемом (частью) любых видов экономических ресурсов.
К сведению. Поначалу право частной собственности защищалось лишь силой оружия, а собственниками были только короли и феодалы. Но затем, пройдя долгий путь войн и революций, человечество создало цивилизацию, в которой стать частным собственником смог каждый гражданин, если его доходы позволяли приобрести собственность.
Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать (лишь бы это не наносило ущерба интересам общества). Вместе с тем эта почти неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования.
Частная хозяйственная инициатива есть право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере использовать их для получения дохода. При этом благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке ресурс, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия своих рук, собственный земельный участок, продукцию своей фабрики или умение организовывать коммерческие операции.
И, наконец, собственно рынки — определенным образом организованная деятельность по обмену товарами.
Именно рынки:
1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;
2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;
3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.
Достоинство рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, чтобы добиться выгоды для себя самого. Если он этого делать не будет, то его товар может оказаться ненужным или слишком дорогим и вместо выгоды он получит одни убытки. Но и покупатель вынужден считаться с интересами продавца — он может получить товар, лишь уплатив за него сложившуюся на рынке цену.
Рыночная система (капитализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки . В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства , когда одни купаются в роскоши, а другие прозябают в нищете.
Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как «несправедливую» экономическую систему и мечтать о более совершенном устройстве своей жизни. Эти мечты привели к появлению в Х I Х в. общественного движения, названного марксизмом в честь его главного идеолога — немецкого журналиста и экономиста Карла Маркса . Он и его последователи утверждали, что рыночная система исчерпала возможности своего развития и стала тормозом для дальнейшего роста благосостояния человечества. А потому ее предлагалось заменить новой экономической системой — командной, или социализмом (от лат. societas — «общество»).
Командная экономическая система (социализм) — способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций , идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана вождями Российской коммунистической партии В.И.Лениным и И. В. Сталиным.
В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, устранения конкуренции и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху Средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно на XX в., когда возник социалистический лагерь.
Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы , насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:
а) для предприятий — степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые — будь у них свобода выбора — предпочли бы иные блага;
б) для людей — характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в «закрытые распределители», где такие дефицитные блага можно купить свободно.
В результате в странах командной системы:
1) даже самые простые из необходимых людям благ оказались «дефицитом». Привычной картиной в крупнейших городах стали «парашютисты», т. е. жители маленьких городов и деревень, приезжавшие с большими рюкзаками закупать продукты питания, так как в их продовольственных магазинах просто ничего не было;
2) масса предприятий постоянно несли убытки, и даже существовала такая поразительная их категория, как планово-убыточные предприятия. При этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;
3) самой большой удачей для граждан и предприятий было «достать» какой-то импортный товар или оборудование. В очередь за югославскими женскими сапогами записывались с вечера.
В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы, а бывшие социалистические страны занялись нелегким делом возрождения частной собственности и системы рынков.
Говоря о планово-командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем.
Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются здесь государством.
Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:
1)некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;
2)оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т. д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система.
Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству (например, немецкая авиакомпания «Люфтганза»), но которые: а) не получают от государства планов; б) работают по рыночным законам; в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов (рис. 1).
Рис. 1. Основные элементы смешанной экономической системы (I — сфера действия рыночных механизмов, II — сфера действия командных механизмов, т. е. контроля со стороны государства)
На рис. 2 показана шкала, условно представляющая, к каким экономическим системам относятся сегодня различные государства.
Рис. 2. Типы экономических систем: 1 — США; 2 — Япония; 3 — Индия; 4 — Швеция, Англия; 5 — Куба, Северная Корея; 6 — некоторые страны Латинской Америки и Африки; 7— Россия
Здесь расположение цифр символизирует степень близости экономических систем различных стран к тому или иному типу. Наиболее полно чисто рыночная система реализуется в некоторых странах Латинской Америки и Африки . Факторы производства там уже находятся преимущественно в частной собственности, а вмешательство государства в решение экономических вопросов минимально.
В таких странах, как США и Япония , господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось больше элементов традиционной экономической системы, чем в США. Вот почему цифра 2 (экономика Японии) стоит несколько ближе к вершине треугольника, символизирующей традиционную систему, чем цифра 1 (экономика США).
В экономиках Швеции и Великобритании роль государства в распределении ограниченных ресурсов еще больше, чем в США и Японии, и потому символизирующая их цифра 4 стоит левее цифр 1 и 2.
В наиболее полном виде командная система сохранилась сейчас на Кубе и в Северной Корее . Здесь частная собственность ликвидирована, а государство распределяет все ограниченные ресурсы.
Существование значительных элементов традиционной экономической системы в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и здесь преобладает рыночная система) определяет размещение соответствующей ей цифры 3.
Расположение России (цифра 7) определяется тем, что:
1)основы командной системы в нашей стране уже разрушены, но роль государства в экономике еще очень велика;
2)механизмы рыночной системы еще только формируются (и развиты пока слабее, чем даже в Индии);
3)факторы производства перешли в частную собственность еще не полностью, а такой важнейший фактор производства, как земля, фактически находится в коллективной собственности членов бывших колхозов и совхозов, лишь формально преобразованных в акционерные общества.
К какой же экономической системе лежит дальнейший путь России?