Трехпроцентная ставка налога за землю, занятую жилищным фондом, предусмотрена Законом РФ О плате за землю исходя из целевого назначения земли и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилищного

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса . Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

[ О налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по поставленным в нем вопросам сообщает следующее.

1. Разъяснения о налогообложении земельных участков, занятых многоквартирными домами, даны в направленном в ФНС России письме Минфина России от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65 , на основании которого юридическое лицо (созданное в форме ЖСК, ТСЖ) признается налогоплательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Граждане исполняют обязанность по уплате земельного налога на основании налогового уведомления. При этом налогообложение земельного участка, занятого многоквартирным домом, осуществляется с момента присвоения ему кадастрового номера.

В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.

2. Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента, в частности, в отношении земельных участков:

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" даны понятия таких земельных участков как садовый, огородный и дачный земельные участки, составляющие территорию соответственно садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

Так, садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Огородный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Давая отдельные понятия данным земельным участкам, законодатель не отождествляет их друг с другом.

В то же время считаем, если собственником дачного земельного участка зарегистрировано право проживания в жилом доме, возведенном на этом земельном участке, то с учетом положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога в отношении этого дачного земельного участка может быть применена налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента, как для земельного участка, занятого жилищным фондом.

3. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Принимая во внимание данное положение, считаем, что в отношении земельных участков, находящихся у муниципальных унитарных предприятий на праве постоянного (бессрочного) пользования, которые заняты городскими свалками, должна применятся налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

4. В отношении начисления пени за неуплату земельного налога (авансовых платежей) налогоплательщикам, осуществляющим уплату налога (авансовых платежей) на основании налогового уведомления, отмечаем следующее.

В случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налоговым органом и получено налогоплательщиком в сроки, установленные статьей 52 Кодекса , то есть не позднее 30 дней до наступления установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) срока платежа, то за неуплату налога (авансовых платежей) в установленный срок должна начисляться пеня, начиная со дня, следующего за установленным указанными нормативными правовыми актами (законами) днем уплаты налога (авансовых платежей).

В том случае, если налоговое уведомление на уплату налога (авансовых платежей) направлено налогоплательщику в более поздние сроки, чем установлено статьей 52 Кодекса , в результате чего налогоплательщик не смог исполнить обязанность по уплате налога (авансовых платежей) в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), то, учитывая нормы пункта 4 статьи 57 , пунктов 3 и 6 статьи 58 (в редакции Федерального закона от 26.07.2006* N 137-ФЗ) Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовые платежи) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а начисление пени должно осуществляться по истечении одного месяца со дня получения налогового уведомления.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: " от 27.07.2006". - Примечание "КОДЕКС".

5. На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, применяется налоговая ставка, размер которой не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости.

При этом исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости.

Если на земельном участке, принадлежащем налогоплательщику на праве собственности и предоставленном для жилищного строительства, кроме объектов жилищного фонда расположены иные объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (например, магазин), то в этом случае при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости, в отношении всего земельного участка.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
М.А.Моторин

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год (далее - земельные участки).

Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки

1. Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3-10 настоящего Закона.

2. За земельные участки, неиспользуемые по целевому назначению или используемые с нарушением законодательства Российской Федерации, базовый размер арендной платы устанавливается в двукратном размере. Двукратный базовый размер арендной платы применяется со дня установления факта указанных нарушений.

Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:

1) в границах города, микрорайона, квартала в размере двадцати процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;

2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных) в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа.

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):

1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);

2) предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

3) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для индивидуального жилищного строительства, размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,

устанавливается со всей площади земельного участка в размере пяти процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,92 рубля за квадратный метр.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для ведения дачного хозяйства, садоводства, устанавливается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,80 рубля за квадратный метр.

3. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для ведения огородничества, устанавливается в размере 0,79 рубля за квадратный метр.

4. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам для ведения животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), сенокошения и выпаса скота, устанавливается в размере 0,39 рубля за квадратный метр.

Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 462 рубля за гектар.

Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог

Базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере 2,92 рубля за квадратный метр.

Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:

1) в границах населенных пунктов в размере 1,91 рубля за квадратный метр;

2) вне границ населенных пунктов в размере 1,60 рубля за квадратный метр.

Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Статья 9. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Статья 10. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли

1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 2,92 рубля за квадратный метр.

2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

« 03 » июля 2018 года
№ 103/2018-ОЗ

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 N 15пв04пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя Лебедева В.М.,

членов Президиума Радченко В.И., Верина В.П., Жуйкова В.М., Смакова Р.М.,

Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А.

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по делу по жалобе Ж. на действия инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Курортному району Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации З.Д. Беспаловой, адвоката Левчишиной Е.П. в интересах Ж., представителей межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) России N 12 по Санкт-Петербургу П. и Б., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего представление удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


установил:


Ж. является собственником земельного участка площадью 1600 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 24 мая 1999 года указанный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов" и имеет целевое назначение "под индивидуальный жилой дом".

В августе 2001 года Ж. обратился в суд с жалобой на действия инспекции МНС РФ по Курортному району Санкт-Петербурга, указав на то, что действия инспекции по направлению ему налогового уведомления N 2510 об оплате земельного налога на указанный участок за 2001 год в размере 12686 руб. 40 коп. (в размере 100% ставки налога) являются незаконными. Заявитель сослался на то, что данный земельный участок предоставлен ему Зеленогорской городской администрацией по распоряжению N 457-р от 22 октября 1992 года как очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий; в течение 9 лет с момента получения этого земельного участка налог с него взимался в размере 3% от ставки земельного налога и этот размер не подлежал изменению.

Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года Ж. в удовлетворении жалобы отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года протест прокурора Санкт-Петербурга оставлен без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, рассмотревшей дело в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, все принятые по делу судебные постановления были отменены, вынесено новое решение об удовлетворении жалобы Ж.

Определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года отменено, оставлены в силе решение Зеленогорского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года и постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился с представлением о пересмотре определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Президиум находит определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года подлежащим отмене применительно к вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно части 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ).

Отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на неправильное применение Судебной коллегией норм Налогового кодекса РФ и Закона Российской Федерации "О плате за землю".

В частности, Президиум исходил из того, что приведенное выше положение ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" о льготном (3%) налогообложении земель, занятых жилищным фондом, применимо лишь к землям, на которых строительство жилых домов завершено, и, соответственно, неприменимо к землям, на которых строительство домов не завершено, право собственности на них, как это предусмотрено ст. 219 Гражданского кодекса РФ, не зарегистрировано, дома не включены органами технического учета в состав жилищного фонда.

Президиум, отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, исходил также из того, что понятие "жилищный фонд", используемое в ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", следует применять в том значении, в каком оно используется в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилищный фонд образуют находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (т.е. дома, строения, строительство которых закончено с осуществлением регистрации прав на построенный объект недвижимости), а, следовательно, установленная частью 5 ст. 8 указанного Закона налоговая льгота, по мнению Президиума, должна применяться лишь в отношении земель, на которых полностью закончено строительство объекта недвижимости с регистрацией прав на этот объект.

При этом при разрешении дела Президиум Верховного Суда Российской Федерации руководствовался пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако в данном случае Президиумом Верховного Суда Российской Федерации допущена ошибка в применении норм материального права, поскольку понятие "жилищный фонд" использовано не в Налоговом кодексе РФ, а в специальном Законе Российской Федерации "О плате за землю" (часть 5 ст. 8 Закона).

Поэтому использование Президиумом Верховного Суда Российской Федерации при применении части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" понятия "жилищный фонд" в значении, в котором оно дано в статье 4 Жилищного кодекса РСФСР, является ошибочным.

С учетом смысла и содержания всей части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю", следует прийти к выводу о том, что эта норма Закона предусматривает 3% ставки налога за землю, исходя из целевого назначения земли, и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилищного фонда.

Именно такое толкование данной нормы Закона было дано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при вынесении определения от 13 февраля 2003 года, ошибочно отмененного определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем допущенная при рассмотрении 19 мая 2004 года дела судебная ошибка подлежит устранению применительно к вновь открывшимся обстоятельствам посредством отмены определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года и оставления в силе определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года.

Придя к такому выводу, Президиум учитывает и то обстоятельство, что в результате указанной судебной ошибки права и законные интересы заявителя Ж. оказались существенно нарушенными.

Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. ст. 392, 397 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


определил:


определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года отменить, оставив в силе определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ – СТАВКИ, ЛЬГОТЫ, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

С приобретением земельного участка, у владельца земли возникает обязанность по уплате земельного налога. Земельный налог является местным налогом , то есть уплачивается на территориях соответствующих муниципальных образований по месту нахождения участка и устанавливается налоговым кодексом, законами Москвы и Санкт-Петербурга, а также представительными органами муниципальных образований, при этом ставка налога, установленная на местных уровнях не может быть превышать ставок , установленных налоговым кодексом (ст. 394 НК РФ).

Земельный налог уплачивают лица , обладающие земельными участками по праву

  1. собственности
  2. постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ)

Земельный налог не уплачивается , если земельный участок принадлежит физическому лицу

  1. на праве безвозмездного срочного пользования
  2. по договору аренды .

СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Ставки, установленные Налоговым Кодексом (ст.394 НК РФ):0,3% от кадастровой стоимости участка для следующих видов земель:

  • Земли сельскохозяйственного назначения;
  • Земли ИЖС - занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
  • Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% от кадастровой стоимости участка используется для прочих земельных участков.

Однако не все участки подлежат налогообложению, так, например Вы можете купить таунхаус в Подмосковье на землях, которые относятся к землям населенных пунктов (городские земли). В данном случае налогооблагаемой базы не возникает. С примерами таких таунхаусов Вы можете ознакомиться .

В качестве примера установления ставок Москвой и органами муниципальной власти, рассмотрим пример имеющихся в 2012г. ставок земельного налога.

Москва * Городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района М.О. ** Сельское поселение Первомайское Наро-Фоминского муниципального района М.О. ***
0,3% 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения 0,3% Земли сельскохозяйственного назначения
Земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства

Земли под домами индивидуальной жилой застройки; земли личных подсобных хозяйств

0,1%

Земли, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и гаражами-стоянками

0,5% Земли, предоставленные (приобретенные) физическими лицами в гаражно-строительных кооперативах в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков Земли садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
Земли, предоставленные для индивидуальных гаражей
*** Решение Совета депутатов сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района МО от 30.09.2010 № 14/6 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Первомайское Наро-Фоминского муниципального района»
** Решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района МО от 13.10.2010 № 1/11 «О земельном налоге»* Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»

Возможность не иметь дополнительных затрат в виде налога на землю Вы можете обеспечить себе купив таунхаусы в Подмосковье от застройщика. Такие таунхаусы оыормлены как (новостройки).

Порядок расчета и уплаты земельного налога

Сумма земельного налога рассчитывается и начисляется налоговыми органами по месту расположения участка по следующей формуле:

РАЗМЕР ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА= Площадь участка (м 2) * Кадастровую стоимость 1 м 2 земли * Ставка налога.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра www .rosreestr.ru . Введя кадастровый номер своего земельного участка, вы узнаете его кадастровую стоимость. За информацией о налоговой ставке можно обратиться в представительный орган муниципального образования, в которое входит ваш земельный участок. Выяснив оба показателя, вам останется лишь подсчитать величину земельного налога.

Пример:

Кадастровая стоимость земельного участка площадью 1 000 кв.м составляет – 1 586 420 рублей. Налоговая ставка для категории земель данного земельного участка предусмотрена в размере 0,15%. Сумма земельного налога на земельный участок равна: 1 586 420: 100 * 0,15 = 2 380 рублей.

ВАЖНО! Если земля находится в общей совместной собственности, т.е. участком владеют несколько лиц , то кадастровая стоимость участка определяется для каждого владельца в равных долях.

Пример:

Иванов В.П. и Смирнов А.Г. владеют землей на праве общей долевой собственности. При этом Иванову В.П. принадлежит ¾ участка, а Смирнову А.Г. – ¼ участка. Согласно полученным сведениям, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года равна 3 690 000 руб. Рассчитаем кадастровую стоимость каждой доли участка.

Кадастровая стоимость доли участка, принадлежащей Иванову В.П., равна: 3 690 000: 4 * 3 = 2 767 500 руб. Кадастровая стоимость земли, принадлежащей Смирнову А.Г., равна: 3 690 000: 4 * 1 = 922 500 руб.

Таким образом, каждый собственник должен уплатить налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли земельного участка .

В срок, не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты, налоговый орган самостоятельно направляет налогоплательщику по месту его регистрации уведомление, в котором указаны налоговая база, размер налога, и дата, до которой налог должен быть оплачен.

Срок уплаты земельного налога не может быть, установлен ранее 1 ноября следующего года (земельный налог за 2011 год оплачивается в 2012 году). В Москве, например, земельный налог уплачивается не позднее 1 декабря следующего года, а в городском поселение Одинцово Московской области 1 ноября следующего года. Оплата земельного налога производится на основании налогового уведомления, которое налоговый орган направляет владельцам участков по их месту регистрации.

ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Владельцам земельных участков отдельных категорий лиц законодательством предоставляются льготы по уплате земельного налога . Рассмотрим предоставление льгот на примере города Москвы и одного из муниципальных образований Московской области.

В Москве от уплаты земельного налога освобождаются:

  • Герои Советского Союза,
  • Герои Российской Федерации,
  • Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

Уменьшить кадастровую стоимость земельного участка на 1 000 000 рублей имеют право следующие владельцы:

  • физические лица, которые имеют I и II группу инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Пример:

Ветерану Великой Отечественной войны принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 1 650 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%. В данном случае кадастровая стоимость уменьшается на 1 000 000 рублей, и сумма налога рассчитывается следующим образом: 1) 1 650 000 – 1 000 000 = 650 000 рублей (уменьшенная кадастровая стоимость участка) 2) 650 000: 100 * 0,3 = 1 950 рублей (сумма земельного налога). Без указанного уменьшения, сумма земельного налога составила бы 1 650 000: 100 * 0,3 = 4950 рублей

На территории городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от уплаты земельного налога освобождаются физические лица - в отношении одного земельного участка , расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды, имеющие II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалиды с детства, а также семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, боевых действий, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
  • лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • лица, награжденные званиями "Почетный гражданин города Одинцово", "Почетный гражданин Московской области",

а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе, - в отношении одного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области:

В полном размере от уплаты земельного налога освобождаются:

  • лица, являющиеся членами многодетных семей, имеющие в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных заведениях любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста двадцати трех лет;
  • неработающих пенсионеров по возрасту: женщины - по достижении 55 лет, мужчины - 60 лет;
  • членов семей военнослужащих, потерявших кормильца:
- родителей (мать, отец); - супруга (супругу), не вступившего (не вступившую) в повторный брак; - несовершеннолетних детей.
  • лица, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на иждивении которых находятся совместно проживающие члены семьи, являющиеся инвалидами, имеющими II и III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Уменьшить сумму земельного налога имеют право:

В размере 50 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования городское поселение Одинцово, бюджета Одинцовского муниципального района, если оба супруга являются работниками указанных организаций и учреждений.

В размере 25 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, если оба супруга являются работниками финансируемых из бюджетов различных уровней организаций и учреждений.

Пример:

Физическому лицу, которому предоставляется льгота в размере 50 % от начисленной суммы налога, принадлежит земельный участок с кадастровой стоимостью 2 500 000 рублей, налоговая ставка для данного участка составляет 0,3%.

В данном случае сумма налога рассчитывается следующим образом:

1) 2 500 000: 100 * 0,3 = 7 500 рублей (сумма земельного налога без учета предоставленной льготы) 2) 7 500: 100 * 50 = 3 750 рублей (сумма земельного налога, с учетом предоставленной льготы, которая должна быть оплачена владельцем участка).

Следует отметить, что в поселении Одинцово льгота в виде уменьшения кадастровой стоимости земельного участка не предоставляется.

Как мы видим, категории лиц, имеющих право на получение льгот, частично совпадают, но и имеются различия. Поэтому для того, что бы узнать свою принадлежность к одной из категорий лиц, имеющих право на предоставление льготы и сроке предоставления в налоговый орган документов, подтверждающих право на льготы, необходимо обратиться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения участка.

Штрафы и пени за несвоевременную уплату налога

Если вы не уплатили земельный налог , то налоговая инспекция вправе вас оштрафовать. Размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога.

Налоговики не смогут привлечь вас к ответственности (наложить штраф), если вы нарушили сроки уплаты земельного налога, но успели уплатить налог до составления налоговой соответствующего акта о неуплате налога . Так как ответственность устанавливает за неуплату (неполную уплату) налога. А вы, хотя и с опозданием, налог уплатили.

Кроме того за каждый календарный день просрочки уплаты налога вам будут начислены пени . Они начисляются со дня, следующего за последним днем, когда вы должны были уплатить налог (срок уплаты налога). Последнее начисление пеней происходит в день фактической уплаты налога.

Пени рассчитываются исходя из процентной ставки, равной 1/300 действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ.

Поделиться