Численность населения постсоветского пространства. Страны постсоветского пространства. Войны и конфликты

И Российская Федерация

Постсоветское пространство включает
15 стран входивших до 1991 года
В Советский Союз“
Что же такое «Постсоветское
пространство»?

Постсоветское пространство – территориальная
локализация новых независимых государств, связанных
общностью
исторической
судьбы
(длительным
периодом существования в одном государстве – СССР)
и в силу этого сохраняющих некую идентичность и
сегодня.

Постсоветское пространства имеет определённое ядро из нескольких стран, являющихся центром притяжения других стран региона

Основанием этой зоны
тяготения выступают
Российская
Федерация, Беларусь и
Казахстан.

Страны СНГ можно разделить на три группы:

Группа I. Страны – экспортеры энергоносителей: Россия,
Казахстан,
Азербайджан,
Туркменистан.
Характеризуются значительной величиной экспорта
относительно ВВП, положительным балансом торговли и
счета текущих операций.

Группа II. Экономики Армении, Молдовы,
Кыргызстана, Таджикистана в значительной
степени финансируются за счет поступлений
трудовых мигрантов и поддержки диаспоры.
Для этих стран характерны значительные
отрицательные балансы внешней торговли и
счета текущих операций.

Группа III. Экономики Беларуси, Узбекистана и
Украины.
Эти страны отличаются заметной долей продукции с
относительно высокой степенью переработки в экспорте
(хотя все они обладают и достаточно значительным
сырьевым экспортом).
По размерам ВВП на душу населения и ряду других
индикаторов они ближе к странам первой группы, чем к
странам второй группы.

Что же объединяет эти страны между собой?

- На протяжении более 70 лет ныне независимые
республики входили в единое государство;
- Наличие в прошлом общего экономического
пространства;
- Наличие схожего типа хозяйствования (переход
в начале 1990-х от командно-административной к
рыночной эконмике);

Однако следует отметить, что взаимодействие в рамках
СНГ чаще всего не выходит за рамки, ограниченные
суверенитетом государств. Организационные и
правовые ошибки, допущенные инициаторами и
создателями СНГ, не позволили уже на начальном этапе
формирования этой межправительственной
организации заложить фундамент будущей интеграции.

Таким образом, в отличие от ЕС, где существуют структуры, являющиеся определённым «арбитром» в спорах между её членами, в СНГ

нет такого
«арбитра». идеи интеграции в СНГ в значительной степени зависит от
способности руководства стран «продать» широким массам «идею
присоединения».
Евросоюз
СНГ

ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

а) незавершенность системных социально-политических и
экономических преобразований;
б) возникновение различных интересов, функционирующих как на уровне государств,
так и на уровне хозяйствующих субъектов;
в) раздел бывшего экономического пространства СССР на «сферы влияния» стран
дальнего зарубежья (от США до Пакистана и Турции);
г) различиЯ в направленности экономических реформ стран Содружества;
д) усиление этнической идентичности и порождаемыми этим межэтническими
конфликтами.Неординарная роль России определяется объективными
факторами: сохранением за Россией статуса энергетической
державы в условиях обостряющейся мировой проблемы
энергоресурсов,
территориальным
расположением
Российской Федерации, предполагающим обретение ею
значения связующего звена между Западом и Востоком.
Потенциально же Россия может претендовать на лидерство
интеграционных процессах в региональном сообществе.

В настоящее время развитие международных и
экономических отношений на Постсоветском
пространстве пошло по пути создания автономных
интеграционных группировок. Это, безусловно, несет в
себе значительный деструктивный потенциал для СНГ
как для организации. Поэтому логично начинать
интеграцию с некоего «ядра». Именно такой основой для
будущей интеграции, вероятно, и станут организации
Таможенный союз и ОДКБ.

Экономика Белоруссии

- Частным сектором создается только около 30% ВВП;
- Присутствие государства в экономике выражается через
владение предприятиями, страховыми и кредитными организациями,
многочисленные налоговые льготы, кредиты и субсидии
предприятиям и населению и т.д.
- Нереструктуризированные предприятия энергетического сектора,
сталкивающиеся с убытками в результате предоставления населению
электроэнергии и тепла по ценам ниже рыночных.

Угрозу для устойчивости бюджетной системы Беларуси представляют квазифискальные операции:

1. Целевое кредитование государственных
предприятий.
2. Размещение депозитов правительства в банках.
3. Кредиты Национального банка для субсидирования
льготных процентных ставок по кредитам.

Однако это нивелируется участием Беларуси как в Таможенном союзе, так и «Союзном государстве», что обеспечивает республики как

льготные поставки сырья,
так и бестаможенный сбыт своих товаров в Россию и
Казахстан.

Это позволяет Беларуси беспошлинно импортировать нефть из России для внутреннего потребления, что ослабляет давление на

государственные
расходы,
возникающие
в
результате
субсидирования жилищно-коммунальных услуг для населения и
предприятий
энергетического
сектора.
В структуре экспорта России
в Беларусь в январе-декабре
2012 года преобладали
топливно-энергетические
товары, на долю которых
приходилось 56,6% от всего
объема экспорта.

Экономика Украины

Государственный бюджет Украины подвержен циклическим
колебаниям: в доходах бюджета основную долю составляют НДС
(33% доходов сводного бюджета), подоходный налог (15%
доходов сводного бюджета), налог на прибыль предприятий (14%
доходов сводного бюджета) и акцизы (9% доходов сводного
бюджета).
В период кризиса политика государства включала регулирование
тарифообразования, дотации национальной компании
«Нафтогаз», национализацию банков через вхождение в их
капитал, сохранение текущих социальных расходов за счет
снижения капитальных расходов, введение единого взноса в
социальные фонды для всех категорий граждан, выпуск
гособлигаций.

Влияние кризиса ослабило бюджетную систему
Украины. Отсутствие резервного фонда и
зависимость от налогов, имеющих циклический
характер поступлений, вынудили власти
прибегнуть к увеличению долговой нагрузки.

Экономика Республики Молдова

Существенную долю в экономике
Республики Молдова составляет
сельское хозяйство, а также переводы
из-за границы. Последние выступали
как двигателем экономического роста
в период с 2004 по 2008 год, так и
ключевым
источником
экономического кризиса в 2009 году.

-
-
Ключевыми источниками доходов являются поступления по налогу на добавленную
стоимость, таможенные пошлины, поступления по налогу на прибыль и подоходному
налогу, а также отчисления в социальные фонды.
Государственный сектор в Молдове характеризуется значительными размерами и
низкой эффективностью, что является значительным препятствием для улучшения
инвестиционного климата и достижения устойчивого экономического роста.
Республике Молдова не удалось произвести реструктуризацию расходных обязательств
в период экономического кризиса. В связи с этим в республике возник дефицит
бюджета. В 2008 году он составил 1% ВВП. В 2009 году дефицит бюджета достиг 6,4%
ВВП, а в 2010 году снизился до 2,5% ВВП.
К концу 2010 года внешний долг составил 952 млн долл. Внутренний долг составил 5,3
млрд рублей. Размер государственного долга составил около 23% ВВП.
ВВП Молдовы упал в 2011 году на 6,5%. Что говорит о экономической слабости

Экономика Азербайджана

Для Азербайджана характерна
низкая
диверсификация
экономики.
Доля
нефтегазового
сектора
в
период 2006–2008 годов, по
данным
Министерства
финансов
республики,
составляла более 60% ВВП.

- Для обеспечения устойчивости бюджетной системы страны в 1999 году был
сформирован Государственный нефтяной фонд, в который поступала часть
доходов от продажи нефти.
- К 2008 году размер Нефтяного фонда составил 3,6 млрд манатов, или около
20% ВВП республики. Это позволило стране сохранить расходы бюджета на
уровне, необходимом для обеспечения расходных обязательств и реализации
антикризисных мероприятий.
- Вопросы увеличения объемов взаимной торговли и развития нормативной
правовой базы двустороннего взаимодействия находятся в центре внимания
России и Азербайджана.
- Россия
заинтересована
в
максимальном
ускорении
заключения
межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите
капиталовложений, отсутствие которого негативно сказывается на уровне
российско-азербайджанского инвестиционного сотрудничества.

Сотрудничество России и Азербайджана

- В Азербайджане создано и действует совместное предприятие «Хазар-Лада» с
участием капитала ОАО «АВТОВАЗ» по сбыту, сервису и техническому
обслуживанию автомобилей LADA.
- Лидерами продаж на рынке среди новых автомобилей являются автомобили LADA
(42,5%). Всего в 2012 году на азербайджанский рынок ОАО «АВТОВАЗ» по ставило
более 11 тыс. автомобилей.
- В 2012 году более 3 млн долл. вложено в развитие совместного предприятия по
производству в Азербайджане бентонитовой глины.
- В конце 2013 года приступил к активной фазе деятельности VTB Bank (Azerbaijan) с
уставным капиталом в размере около 25 млн долл., и в настоящее время на его
рассмотрении находятся шесть проектов, по которым планируется предоставить
кредиты на сумму до 100 млн долл.

Экономика Армении

Местные бюджеты в Армении
относительно
устойчивы,
поскольку базовые источники
доходов местных бюджетов -
налоги на имущество и землю -
относительно стабильны. Их доля
в консолидированном бюджете
невелика (4–5% доходов).

- В 2012 году рост доходов государственного бюджета привел к уменьшению доли местных
бюджетов до 3% в государственном.
- В стране имеются месторождения железной руды, запасы медно-молибденовых и
полиметаллических руд, залежи барита с примесями золота и серебра, свинца и цинка,
разведаны месторождения нефелиновых сиенитов - сырья для производства алюминия и
марганца.
- По состоянию на 1 января 2012 года общее число предприятий и обособленных подразделений с
российским капиталом в Армении составило 1380 (в 2008 году - 1234). Удельный вес этих
предприятий в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составил
25,7% (25,1% - в 2008 году).
- Активно работает на армянском рынке ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», которому принадлежит 100%
акций ЗАО «Электрические сети Армении».
- Компанией ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в Армении создано 26 компаний,
деятельность которых служит удовлетворению нужд железнодорожной отрасли Армении. Это
компании «O-live», «CK-2000», «Барсис», ООО «Интеркабель», ОАО «Электроприбор», ООО
«Производственная технологическая компания» и другие. Диапазон производимой продукции
- от пошива спецодежды до производства шпал и ка белей. При этом создано 1915 новых
рабочих мест.
- На армянском банковском рынке активную деятельность осуществляет российский
Газпромбанк, являющийся 100%-м собственником армянского ЗАО «Арэксимбанк-Группа
Газпромбанка» и банк ВТБ

Экономика Казахстана

В сфере общественных финансов
Казахстан традиционно - лидер
реформ
на
Постсоветском
пространстве. Общий вектор этих
реформ направлен на повышение
стабильности бюджетной системы, а
также внедрение элементов успешной
мировой практики: переход на
трехлетнее бюджетное планирование,
внедрение
программно-целевых
принципов

- Залогом устойчивости бюджетной системы страны является Национальный фонд
Республики Казахстан, созданный в 2001 году.
- К концу 2011 года размер фонда оценивался в 29% ВВП, что почти в 1,5 раза
превышало общий объем расходов государственного бюджета в 2011 году.
- Доходная база местных бюджетов выглядит довольно стабильной и хорошо защищена
от кризисных явлений в экономике, поскольку привязана к наиболее стабильным
источникам доходов, главными из которых являются подоходный и социальный
налоги, а также налог на собственность, составляющие около 80% всех налоговых и
неналоговых доходов местных бюджетов.
- Правительство Республики Казахстан проводит достаточно жесткую бюджетную
политику, последовательно снижая уровень налоговой нагрузки и одновременно
сдерживая рост бюджетных расходов, что позволяет обеспечивать интенсивный рост
объема Национального фонда
- Таким образом, расходы государственного бюджета после 2005 года остались на
относительно стабильном и самом низком в СНГ уровне - примерно 20–22% ВВП
(19,8% в 2011 году).

Экономика Таджикистана

Экономика
Таджикистана
характеризуется высоким уровнем
бедности. Она в большой степени
зависит от денежных переводов из-за
границы, а также от экспортных
доходов.
Значительная
часть
государственных
инвестиций
осуществляется
за
счет
международных
грантов
и
двусторонних кредитов.

- Без учета грантов дефицит консолидированного бюджета Республики
Таджикистан составлял около 5% ВВП в 2007–2009 годы. Вместе с тем
налоговые поступления бюджета находятся на довольно низком уровне.
- В 2008–2009 годах на экономику Таджикистана серьезное влияние оказал
мировой финансово-экономический кризис в связи с резким снижением
мировых цен на основные экспортные товары республики, а также
резким сокращением размеров денежных переводов трудовых мигрантов
(Денежные переводы сократились более чем на 30%, сокращение доходов
составило 15% от запланированных показателей. Кроме того, произошла
девальвация сомони).

Отличительной особенностью расходной структуры бюджета
Таджикистана является достаточно большая доля капитальных
расходов, что связано с политикой властей страны по увеличению
экономического потенциала. Однако это приводит к сжиманию текущих
расходов, в том числе направляемых на социальные нужды.
Долговая устойчивость государства обеспечивается на основе
реализации утвержденной правительством Таджикистана Стратегии
управления государственным долгом на 2009–2011 годы
(устанавливает лимит государственного долга на уровне 40% ВВП)
Внешний долг республики по состоянию на 1 января 2011 года -
1942,8 млн долл., что составляет 34,37% ВВП.

Ведущие отрасли в экономике

- В республике имеются запасы полиметаллов, угля, нефти, газа. Страна богата гидроресурсами.
- Ведущие отрасли промышленности: хлопчатобумажная, шелковая, швейная, ковроткацкая, пищевая,
химическая, цветная металлургия, машиностроение, стройиндустрия.
- Действуют шесть ГЭС, наиболее мощная из которых Нурекская, а также ряд крупных ТЭС.
- Основная отрасль топливной промышленности - угольная (Шурабадское буроугольное
месторождение). Нефть невысокого качества добывается на севере и юге, газ - в Вахшской и
Гиссарской долинах. Север страны снабжается узбекским газом.
- Таджикистан - один из ведущих хлопководческих регионов СНГ (43% производства
тонковолокнистого хлопка). Развито шелководство, овощеводство, садоводство и виноградарство.

Сотрудничество с Россией

- Объем накопленных российских инвестиций в экономику Республики
Таджикистан в конце 2012 года составлял около 60% от общей суммы
инвестиций (около 800,0 млн долл.).
- В 2012 году по сравнению с 2008 годом объем российских вложений в
экономику Республики Таджикистан уменьшился почти на 60%. Такое
снижение главным образом связано с завершением в 2009 году
строительства и вводом в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1 (ОАО
«ИНТЕР РАО ЕЭС»).
- В настоящее время в Республике Таджикистан зарегистрировано 148
совместных российско-таджикских предприятий, из которых достаточно
активно работает около 25.

Экономика Кыргызстана

Разграничение
полномочий
между
уровнями
государственной
власти
привело
к
их
существенной
централизации и общему сокращению
количества уровней бюджетной системы
(с четырех до двух).
В настоящее время консолидированный
бюджет включает в себя государственный
бюджет (республиканский бюджет и
бюджеты
органов
местного
самоуправления) и бюджет Социального
фонда.

- Доля ВВП, перераспределяемая через бюджетную систему Кыргызской Республики,
существенно выросла с 2005 по 2011 год: по доходам консолидированного бюджета - с
23 до 33%, по расходам - с 27 до 38%.
- Рост доходов ресублики был обусловлен улучшением налоговой политики и повышением
качества администрирования, но также в значительной степени связан с поступлениями от
золоторудного месторождения Кумтор.
- Однако кризис, произошедший в стране в 2010 году и повлекший за собой экономическую
дестабилизацию, потребовал существенного увеличения социальных расходов и расходов на
поддержку экономики, что не позволило снизить расходы и привело к дальнейшему росту
дефицита.
- После волнений 2010 г. Техническим правительством проводилась большая работа по
обеспечению энергетической безопасности (финансовое оздоровление предприятий,
укрепление финансовой дисциплины и ликвидация коррупционных схем)
- В обход территории Узбекистана завершается строительство высоковольтной линии «ТашКумыр - Караван», а также линий «Парники - Тепе-Курган», «Алай – Кадамжай»,
«ТЭЦ г. Ош – Карасуу».

Благодаря сотрудничеству с Россией

- Несмотря на прошедшие события, внешнеторговый оборот в 2011 году
возрос на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и
составил 2,8 млрд долл.
- Экспортные поставки увеличились на 21,2%, импорт возрос на 3,4%.
- Несмотря на произошедшие события, поступление прямых иностранных
инвестиций за 2012 год
увеличилось на 14,2% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о том, что
инвесторы доверяют новым властям и ожидают, что будут созданы
благоприятные условия работы.

Экономика Узбекистана

Экономика Узбекистана сильно не
зависит от цен на нефть. Слабое влияние
кризиса
объясняется
структурой
внешнеэкономических
связей
республики,
а
также
достаточно
эффективной
антикризисной
программой расходов. По данным МВФ,
темпы роста ВВП составили 9% в
2008 году, в 2009 и 2010 годах
экономика
Узбекистана
выросла
соответственно на 8,1 и 8,5%.

- Профицит консолидированного бюджета достиг в 2010 году 4,9% ВВП,
увеличившись с 2,8% ВВП в 2009 году отчасти благодаря более высоким
ценам на биржевые товары.
- Более низкие налоговые поступления а также использование единой
налоговой ставки для малого бизнеса более чем компенсировались
широкомасштабным
сокращением
неприоритетных
расходов.
Государственный и гарантированный государством долги остаются на
низком уровне.
- Узбекистан был одним из лидеров СНГ по темпам экономического
роста в связи с эффективной реализацией антикризисной политики, а
также благодаря высоким ценам на газ и золото.

За годы независимости в Республике Узбекистан создан
благоприятный инвестиционный климат, широкая система
правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов,
разработана целостная система мер по стимулированию деятельности
предприятий с иностранными инвестициями.
Из всех преимуществ ключевыми факторами успеха ведения бизнеса
в Узбекистане являются богатая сырьевая база, выгодное
географическое расположение в центре крупнейших региональных
рынков, интегрированная в сеть наземных и воздушных
коммуникаций международного значения транспортнологистическая система, диверсифицированная индустриальная
база и научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики.

Сотрудничество с Россией

- Существуют предпосылки для сотрудничества России и Узбекистана в сфере
модернизации и согласования инновационной политики.
- Производственный потенциал местной электроэнергетики значительно вырос в
рамках реализации совместно с Россией «Программы развития и
реконструкции генерирующих мощностей» на 2001–2010 годы.
- В ГАК «Узбекэнерго», введен энергоблок мощностью 300 МВт на НовоАнгренской ТЭС. Стал выдавать электрическую энергию блок № 1
мощностью 800 МВт Талимарджанской ТЭС. Его ввод повысил надежность
электроснабжения потребителей Самаркандско-Бухарского региона.

Введено в строй более восемнадцати тысяч километров линий электропередачи всех
напряжений, соединившие Ново-Ангренскую ТЭС и подстанцию Узбекистанская, а
также подстанции Гузар–Сурхан, создали в стране единую энергетическую систему, что
позволило обеспечить надежное снабжение населения Ферганской долины и юга
Узбекистана электроэнергией.
Построенная в прошлом году высоковольтная линия ПС Гузар – ПС Сурхан
существенно повысила экспортный потенциал узбекской энергосистемы, увеличивающей
поставки электрической энергии в Кабул.

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, страны СНГиПрибалтикиилиближнее зарубежье(в отличие от зарубежья дальнего - стран, никогда не входивших вСССР), - это независимыегосударства, которые вышли из составаСоветского Союзаво времяего распадав1991 году.

Постсоветские государства обычно делят на следующие пять групп. Принцип, по которому государство относят к той или иной группе основывается на географических и культурных факторах, а также на истории взаимоотношений с Россией.

    Россия обычно рассматривается как отдельная категория, из-за своей доминирующей роли в регионе.

    Прибалтика : Латвия,ЛитваиЭстония.

    Восточная Европа : Украина,БелоруссияиМолдавия.

    Закавказье : Грузия,АрменияиАзербайджан.

    Центральная Азия : Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Узбекистан,Туркмения.

После распада СССРв регионе возникло несколько международных организаций и содружеств.

Три Прибалтийских государства не присоединились ни к одной из этих постсоветских организаций, их курс изначально и однозначно был направлен на интеграцию только в мир Запада (включая вступление в Европейский союзиНАТО).

Содружество Независимых Государств(СНГ) - межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после войны в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа2009.

Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) - Россия,Белоруссия,Казахстан,Киргизия,Таджикистан,Армения. Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из ОДКБ.

Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ ) - Грузия,Украина,АзербайджаниМолдавия.ГУАМрассматривается многими как организация, созданная в противовес доминированию России в регионе. Государства-члены ГУАМ не входят ни в одну другую созданную на территории бывшего СССР организацию, за исключением СНГ

Евразийское Экономическое Сообщество(ЕврАзЭС) -Россия,Белоруссия,Казахстаном,Киргизия иТаджикистанна основе Таможенного союза СНГ.Армения,Молдавия,Украинаимеют статус наблюдателей в этом сообществе.

Центрально-Азиатское Сотрудничество(ЦАС) - Казахстан,Киргизия,УзбекистаниТаджикистан- было создано в2002г. 6 октября2005г. на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлениемУзбекистанав ЕвразЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС, то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская Организация Сотрудничества(ШОС) - Китай,Россия,Казахстан,Киргизия,ТаджикистаниУзбекистан. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась «Шанхайская Пятёрка», и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Новые независимые государства (ННГ) с момента обретения суверенитета в 1991 г. стали двигаться по расходящимся траекториям развития, постепенно отдаляясь от советского наследия. Общим выбором стала рыночная трансформация. Но страны использовали разные модели реформирования экономик, имели разные структурные приоритеты, разными темпами вели преобразования, по-разному включались в международные экономические отношения.

В ходе становления государственности усиливались и различия в стратегических ориентирах. Усиление дивергенции стран было также обусловлено интересом к ним третьих государств, которые стремились расширить рынки сбыта своей продукции, обеспечить альтернативное энергоснабжение, укрепить геополитические позиции на постсоветском пространстве и т.д.

В начале и середине 90-х годов во всех ННГ произошел глубокий экономический спад.Наиболее сильно пострадали Молдавия, Грузия, Украина, Армения, Таджикистан и Азербайджан, сократившие физический объем ВВП по сравнению с 1989 г. более чем в два раза. С наименьшими потерями 90-е гг. прошли Узбекистан, Белоруссия и Эстония. Масштабы спада зависели от многих факторов. Среди них следует выделить характер проводимых реформ – страны, осуществлявшие трансформацию по шоковой модели, в среднем пострадали сильнее, чем страны, проводившие реформы по консервативному сценарию. Для многих ННГ весьма чувствительным оказался финансовый кризис 1998 г. в России – их главном торговом партнере.

В 2000-2007 гг. постсоветский регион – быстрорастущая часть мировой экономики. Но темпы роста у стран сильно различались. За 2000-2011 гг. ВВП Азербайджана и Туркменистана (в постоянных ценах) увеличился в 4 раза, Казахстана – в 2,4 раза, Таджикистана – в 2,3 раза. Более чем в два раза увеличился ВВП у Армении, Узбекистана и Белоруссии, почти в два раза – у Грузии. ВВП стран Балтии, Киргизии, Молдавии, Украины и России в это период вырос в 1,5 – 1,7 раза.

За последнее десятилетие лидерами роста на постсоветском пространстве стали страны, богатые энергоресурсами. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан имели возможность существенно наращивать свой экспортный потенциал, прежде всего, в производстве углеводородов. Именно в этих странах отмечались и самые высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В России, Узбекистане и Украине рост экономики практически в равной степени поддерживался внутренним спросом, инвестициями в основной капитал и наращиванием экспортных поставок.

Страны СНГ значительно сильнее пострадали от глобального финансово-экономического кризиса по сравнению с другими регионами мира. Падение реального ВВП в регионе СНГ в 2009 г. составило – 6,4%, что в три раза превысило спад мировой экономики (на основе обменного курса). Но еще сильнее кризис ударил по странам Балтии, спад экономики у которых начался в 2008 г. Там в качестве «переносчиков кризиса» выступили зарубежные банки, составляющие основу национальных банковских систем.

В 2010-2011 гг. наиболее высокие темпы экономического роста показали центральноазиатские страны, что связано с восстановлением объемов переводов трудовых мигрантов после спада в 2009 г. и ростом внешней торговли с Китаем. Заметно медленнее выходили из кризиса страны Балтии. Белоруссию в первой половине 2011 г. охватил валютный кризис – отложенное проявление кризиса 2009.

В целом же по итогам двадцатилетия наиболее высокую динамику экономики показали Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, более чем удвоившие объемы ВВП по сравнению с 1991 г. К неудачникам же следует отнести Молдавию и Украину, ВВП которых в 2011 г. был на четверть меньше, чем двадцать лет назад. Экономический рост в этих странах в нулевые годы был недостаточно высок из-за внутриполитической нестабильности, что не позволило «отыграть» потери 90-х годов.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

    разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

    длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах. Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

    технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Сложность интеграционных процессов на постсоветском пространстве лежит в ее основе. Одними из наиболее важных факторов, препятствующих интеграционным тенденциям можно выделить следующие:

    Разбалансированное экономическое развитие среди постсоветских государств

    Рост культурно-религиозного отличия

    Политика определенных глав государств, идущая в разрез интеграционных процессов

    Ряд внешних факторов (воздействие внешних игроков).

Основные угрозы глобального порядка, исходящие из постсоветского пространства, сводятся к таким, как неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химичес­кого оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.

За двадцать лет суверенного существования постсоветское пространство сильно изменилось по уровням и условиям социально-экономического развития. Наиболее высокие темпы роста были у нефте- и газодобывающих стран, которые нашли свои ниши в глобальной и региональной экономике. Но узкий профиль их участия в международной экономике, как показал кризис 2008 г., не гарантирует от экономических потрясений. Не уберегло от экономического провала страны Балтии и членство в ЕС.

Постсоветские страны по-прежнему сильно отстают от развитой части мира. Самые успешные из них находятся всего лишь на среднемировом уровне развития. Это результат беспрецедентной деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. Темпы деиндустриализации к концу двадцатилетия замедлились, но пока не оснований утверждать, что они остановились полностью.

Все постсоветские страны, независимо от модели развития, невелики по размерам внутреннего рынка (за исключением России) и представляют собой периферийную и полупериферийную часть мировой экономики. У всех стран проблемы роста прямо или косвенно зависят от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Среди них относительно независимую экономическую политику могут проводить только экспортеры углеводородов. Но ее реализация сдерживается нехваткой кадров, слабостью инновационной сферы, системой сложившегося государственного управления.

Постсоветские страны, как известно, серьезно отстают от развитой части мира. Самые успешные из них находятся всего лишь на среднемировом уровне развития. Все это результат беспрецедентной деиндустриализации, произошедшей в результате рыночной трансформации и распада СССР. Чтобы компенсировать понесенные в 1990-е годы потери, все постсоветские страны заинтересованы в стабильных темпах роста экономики, превышающих среднемировые.

Экономический рост начала 2000-х годов не сопровождался технологическим рывком, масштабным обновлением производственной части экономики и специализации постсоветских стран в мировой экономики. Наоборот, произошло усиление их функции как поставщиков энергоресурсов и сырья для рынков ЕС и Китая. По факторам и условиям экономического развития рассматриваемые страны можно разделить на три группы.

Первую группу составляют Азербайджан, Казахстан и Туркменистан - разные по уровню либерализации и открытости экономики страны, которые объединяют широкие возможности наращивать экспортный потенциал в традиционных отраслях, прежде всего в топливно- энергетическом секторе. В развитии углеводородной сферы активно участвуют ТНК. Именно в этих странах в нулевые годы наблюдались самые высокие темпы роста ВВП при растущем положительном сальдо внешней торговли. Часть углеводородных долларов аккумулируется в специальных фондах этих стран, что обеспечивает им достаточно стабильное финансовое положение.

Но все эти страны, несмотря на усилия по диверсификации промышленности, подвержены «голландской болезни». Имея устойчивый приток финансовых ресурсов, они располагают ограниченными внутренними рынками для продукции многих современных производств. Импорт в большинстве случаев оказывается выгоднее национального производства. Определенные ограничения в диверсификацию вносит дефицит рабочей силы необходимой квалификации. Наиболее активные попытки диверсификации осуществляет Казахстан на основе иностранных инвестиций и технологий. Для стран этой модели развития серьезные риски создают колебания цен на углеводороды и инфраструктурные условия доставки углеводородов на рынки. Именно последнее обстоятельство определяет их интерес к региональному сотрудничеству.

У России - схожий тип экономики. Эти страны важны для нее c точки зрения как конкуренции на мировых рынках углеводородов, так и партнерства в сфере ТЭК. Большие доходы от экспорта углеводородов расширяют внутренний спрос этих стран, что может интересовать российских производителей. Россия в экспорте этих стран занимает менее 10%, ее доля в их импорте в 2-3 раза больше. Перед Россией стоят те же проблемы, что и в указанных странах, и ей интересен опыт этих стран в проведении валютно- финансовой политики, диверсификации и модернизации национальной экономики в системе мирового хозяйства.

Другую, наиболее многочисленную группу, составляют страны - импортеры энергоносителей. Эти страны при больших различиях объединяет устойчивое отрицательное сальдо внешней торговли, хронические проблемы платежного баланса, которые они решают c помощью экспорта рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций, кредитов и помощи. У всех этих стран более слабая финансовая база развития. Риски и угрозы для стран этой группы составляют быстро меняющиеся условия торговли, прежде всего за счет роста мировых цен на энергоносители, которые серьезно влияют на состояние платежного баланса, бюджета и задолженности. Страны именно этой группы - Армения, Грузия, Молдова, Украина, а также Белоруссия наиболее сильно пострадали от глобального финансово-экономического кризиса. Ситуацию усугубило то, что экспорт этих стран во многом зависел от спроса на рынках ЕС и России, который во время кризиса резко сократился. Одновременно резко сократились и потоки капитала из этих стран.

Страны этой группы в основном проводят более либеральную и открытую экономическую политику. Они видят решение проблем своего развития в интеграции либо в ЕС, либо в постсоветские региональные образования. Для них важен широкий доступ на рынки товаров, услуг, труда и капитала стран-партнеров. Доля России во внешней торговле этих стран колеблется от 10 до 50%.

Страны этой модели развития можно разделить на две подгруппы - малые страны: Армения, Грузия, Молдова, Киргизия и Таджикистан c узкой отраслевой структурой производственного сектора и более крупные Украина и Белоруссия c диверсифицированной структурой промышленности, играющие важную роль транзитной территории во взаимных торгово-экономических связях между Россией и ЕС.

Третью группу составляет Узбекистан. Специфику этой страны, занимающей серединное положение в Центральной Азии, определяет закрытая внешнеэкономическая политика. Эта страна самодостаточна в плане энергоресурсов, не имеет особых проблем в платежном балансе. При небольшом экспортном потенциале у нее сравнительно диверсифицированная промышленность, ориентирующаяся на достаточно емкий внутренний рынок и рынки соседних стран. Внутренний спрос определяется как растущими инвестициями в основной капитал, так и переводами трудовых мигрантов. Угрозы экономике страны создают перепады в спросе на ее товары и рабочую силу, а также в условиях получения иностранных кредитов и инвестиций.

Все постсоветские страны, независимо от модели развития, невелики по размерам их внутреннего рынка, они представляют собой периферийную и полупериферийную часть мировой экономики, во многом зависят от конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков и от отношений c более мощными соседями. У всех рассматриваемых стран проблемы роста прямо или косвенно зависят от конъюнктуры мирового нефтяного рынка. Среди них относительно независимую экономическую политику могут проводить только экспортеры углеводородов. Но ее реализация сдерживается нехваткой кадров, слабостью инновационной сферы, системой сложившегося государственного управления.

Рыночная трансформация в странах СНГ до сих пор не сопровождалась широкой структурной и технологической модернизацией производственной части экономики. Ощущая острую потребность в модернизации, в формировании нового профиля национальной экономики как части мирового хозяйства, эти страны испытывают дефицит финансовых и интеллектуальных ресурсов для ее проведения. Модернизация здесь в основном проявляется в технологическом обновлении отраслей, работающих на внутренний рынок, и отраслей традиционного экспорта

Российский фактор в развитии этих стран сегодня проявляется прежде всего в восстановлении и развитии традиционных производств. Россия во многом влияет на экономики стран СНГ через экспортные цены и пошлины на углеводороды, потребление товаров их традиционного экспорта, импорт рабочей силы, через экспорт и импорт транзитных услуг, инвестиции и деятельность российских компаний. Модернизационный импульс от России, выражающийся в появлении новых технологий и производств в странах Содружества, действует пока довольно слабо. Он в основном выражается в заимствовании ими российского дизайна рыночных нововведений, ускоренном развитии благодаря российским компаниям, мобильной связи и Интернета. Как показали нулевые годы, Россия ретранслировала колебания мировой конъюнктуры на экономики большинства стран в период как подъема, так и спада.

Вторая половина минувшего десятилетия отмечена активизацией усилий России и других стран Содружества в создании многосторонней зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ и Таможенного союза (ТС) - в рамках ЕврАзЭС. Формирование региональных торгово- экономических блоков непосредственно не обеспечивает устойчивых темпов развития стран-участниц, прогрессивных структурных изменений в их экономике, выравнивание уровней развития, но создает для этого предпосылки в виде расширения рыночного пространства, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, расширения потребительского выбора и усиления конкуренции между производителями.

Постсоветские страны в результате произошедшего упрощения промышленности и при широком использовании мер нетарифного и административного сдерживания нежелательного импорта не могут продуктивно расширять свое рыночное пространство. На экономический рост стран импортеров энергоносителей больше влияет динамика цен на углеводороды, чем либерализация взаимной торговли готовыми изделиями.

Интерес Белоруссии к ТС и ЕЭП во многом продиктован обещаемой «интеграционной скидкой» c цены на газ и отменой странами ТС экспортной пошлины на нефти. Для эффективного использования более широкого рыночного пространства необходима согласованная модернизация экономик стран участниц интеграционных проектов.

В настоящее время постсоветские страны для модернизации национальной экономики все шире используют заимствованные из третьих стран бизнес-идеи и технологии, что приводит к формированию трансграничных технологических цепочек и опережающему росту торговли c ними, что проявляется в наращивании технологического и торгового сотрудничества c третьими странами. Доля взаимной торговли постсоветских стран (в общем объеме) за нулевые годы снизилась c 28,5 до 22,5%. Ситуация, безусловно, двусмысленная. ТС и ЗСТ создаются для того, чтобы торговать продукцией, созданной на основе технологий третьих стран. Однако модель догоняющего развития допускает это.

Но, на мой взгляд, в определенных пределах, поскольку она нацелена на создание условий для реализации продукции, а не трансграничных производственно- технологических цепочек, образующих субстрат интеграционного объединения. Как показывает мировой опыт, успешность интеграционной группировки и ее устойчивое развитие зависит от того, насколько она опирается на национальные технологические разработки и каково ее место в мировом инновационном процессе.

Именно региональные технологические и продуктовые нововведения, получающие мировое признание, лежат в основе роста взаимного товарооборота и национальных экономик. Россия должна инициировать создание постсоветского инновационного региона c претензией (в некоторых инновационных сегментах) на мировое технологическое лидерство. Международный инновационный регион предполагает сотрудничество стран на всех стадиях инновационного передела, фундаментальная наука, прикладная наука, разработки и опытные образцы, массовое производство. Сейчас контуры такого инновационного региона просматриваются в Союзном государстве. Именно формирование такого региона c сохранением сырьевой роли постсоветских стран в мировой экономике, на мой взгляд, может обеспечить устойчивые темпы роста их экономик.

Постсоветское пространство после распада Советского Союза представляло собой единое геополитическое целое. Но результаты последующего развития новых независимых государств (ННГ), возникших на территории бывшего СССР, свидетельствуют о том, что теперь едва ли возможно рассматривать их в таком качестве: дезинтеграционные процессы привели к фрагментации, что проявляется в различной внешнеполитической ориентации существующих здесь субъектов международных отношений. Учитывая это, можно выделить три группы стран.

К первой относятся государства, которые участвуют в реализации интеграционных проектов, инициированных и возглавляемых Россией, - Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. Их лидеры, сформировавшаяся там политическая элита исходят из необходимости тесного сотрудничества с Москвой. Они являются членами Евразийского экономического союза, ОДКБ.

Вторая группа состоит из стран, стремящихся войти в евроатланти­ческую систему безопасности и при­­соединиться к европейской экономи­ческой интеграции, став, соответствен­но, членами НАТО и ЕС. Это Украина, Молдавия и Грузия. Они провозгласили курс на вхождение в Европу, который последовательно и неуклонно реализуют. Все они имеют напряженные отношения с Москвой.

В третью группу входят страны, которые не проявляют интереса к участию в интеграционных проектах, возглавляемых Россией, и не стремятся войти в Европу, предпочитая сохранить за собой свободу рук, развивая сотрудничество как с Россией, так и с ЕС, США, а также с Китаем. Это Азербайджан, Узбекистан, Туркмения.

ННГ возникли на месте бывших советских республик, народы которых совместно прожили в одном государстве не одно столетие и экономики которых входили в единый народно-хозяйственный комплекс Советского Союза. Казалось бы, после распада СССР они должны были ориентировать свою внешнюю политику на сохранение единого политического и эко­номического, а также геополитического постсоветского пространства. Однако этого не произошло. Даже в оформившемся на постсоветском пространстве интеграционном ядре в виде Евразийского экономического союза по-разному понимается сущность интеграции, темпы, формы и ме­ханизмы ее осуществления.

Геополитическое единство постсоветского пространства все более и более размывается, и остановить этот процесс не представляется возможным. Для подавляющего большинства этих государств СНГ не является главным приоритетом их внешней политики и, видимо, таковым уже и не будет. Политические элиты не заинтересованы в формировании эффективных и дееспособных институтов и механизмов интеграции, опасаясь лишиться власти и попасть под влияние бывшего «имперского центра» - России. Главного гаранта своей независимости они видят в лице Запада: США, ЕС, НАТО. Но одновременно Запада опасаются, так как западные демократии требуют - может быть, и не всегда настойчиво - уважения прав человека, принципов демократии, совершенствования институтов собственности, что угрожает властным позициям правящей политической элиты, которая рассчитывает остаться у власти надолго, а лучше навсегда. Отсюда и усиливающаяся заинтересованность в расширении связей с Китаем, который, предоставляя кредиты, предлагая различные инвестиционные программы, не выдвигает никаких политических требований, не критикует за нарушение прав человека и вообще не предпринимает никаких шагов, которые могли бы быть расценены как вмешательство во внутренние дела. Пекин для них сегодня самый удобный партнер. Конечно, они видят опасные последствия экономической экспансии КНР на свои рынки и пытаются их ослабить с помощью различных заградительных протекционистских законов. Но разворот в сторону сотрудничества с Китаем очевиден. Политические и в том числе геополитические результаты такой политики зримо проявятся через несколько лет.

США еще в 1993 году заявили о том, что не рассматривают постсоветское пространство в качестве зоны исключительно российских интересов и провозгласили доктрину геополитического плюрализма в регионе. ЕС также проводит активную политику по вовлечению ННГ в зону своего влияния, выделяя для этого немалые ресурсы. В рамках политики «нового соседства», а затем «восточного партнерства» Брюс­сель стремится включить европейские и южнокавказские ННГ в систему особых отношений с ЕС, что подрывает усилия РФ по налаживанию экономической интеграции на постсоветском пространстве. Эту же роль была призвана играть одобренная ЕС в июне 2008 года стратегия нового партнерства в отношении стран Центральной Азии. Тем самым Европейский союз создает необходимые предпосылки для ускорения политической ассоциации и экономической интеграции с заинтересованными странами региона.

Анализ внешней политики ННГ неизбежно ставит вопрос о соответствии международной активности правящих в них политических элит национальным интересам этих стран. Что касается взаимоотношений с Россией, ЕС, США и Китаем, то общенациональный консенсус в этих государствах не сложился, что проявляется и в их внешней политике. Это особенно отчетливо видно на Украине и в Молдавии, хотя и в других ННГ сформировались сходные тенденции. Достигнуть консенсуса по вопросам внешнеполитической стратегии удастся не скоро, и разногласия еще долго будут сотрясать государственные здания в ННГ, обрекая многие из них на существование в статусе несостоявшихся государств.

Интеграционные проекты на постсоветском пространстве, инициированные Россией, встречают там скрытое или открытое отторжение из-за опасения потерять свой суверенитет. Поэтому все ННГ предпочитают строить свои отношения с Москвой на двусторонней основе, руководствуясь принципами международного права.

Распаду единства евразийского геополитического пространства способствует нарастание противоречий между самими ННГ. Противостояние Азербайджана и Армении - из-за Нагорного Карабаха, России и Грузии - из-за статуса Южной Осетии и Абхазии, России и Молдавии - из-за Приднестровья, Узбекистана и Киргизии - из-за водных ресурсов, Узбекистана и Таджикистана - из-за разногласий по поводу демаркации государственной границы и особенно российско-украинский конфликт делают воссоздание единства в рамках какой-то институализированной структуры в обозримом будущем маловероятным.

Стабильность на постсоветском пространстве размывается и неустойчивым социально-экономическим и политическим положением в ННГ. Они приступили к преобразованиям примерно в одно и то же время, что и бывшие социалистические восточноевропейские страны. Но их политические режимы принципиальным образом отличаются друг от друга. Если бывшие союзники СССР смогли создать устойчивые институты демократии с действенной системой сдержек и противовесов и реальной многопартийностью, избежать авторитаризма, то большинство постсоветских стран еще очень далеки от этого. НАТО и ЕС выступили в качестве мощной политической си­лы, заставившей политический истеб­лишмент восточноевропейских стран проводить эти преобразования. Страны постсоветского пространства оказались предоставленными сами себе и пошли по накатанному пути традиционализма. Поэтому и результаты реформ здесь совершенно иные.

За два с лишним десятилетия в них не была создана дееспособная и устойчивая модель экономического развития, способная адекватно реагировать на вызовы глобализации. Ощущения бесперспективности и отчаяния, которые охватывают широкие слои населения ННГ, с одной стороны, ведут к политической пассивности, а с другой - создают мощный социальный заряд огромной разрушительной силы, способный привести к выходящим из-под контроля массовым стихийным протестам в виде «цветных революций».

К наиболее тяжелым последствиям и для самой страны, и для европейской безопасности, и для постсоветского пространства привела украинская «цветная революция». За годы независимости украинская политическая и бизнес-элита не смогла создать современную эффективную экономику, устойчиво работающую систему государственных институтов, политических партий, ориентированных в своей деятельно­сти на защиту интересов общества и го­сударства. Аналогичные общественные настроения характерны для Грузии и Молдавии.

Украинский кризис потряс Содружество Независимых Государств. Некоторые страны поддержали Украину, но никто не заявил открыто о поддержке России. Тем самым украинский кризис явился еще одним весомым фактором дезинтеграции постсоветского пространства. Его урегулированием занимаются внерегиональные страны и институты - ЕС и ОБСЕ. После российско-грузинской войны 2008 года и признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, присоединение к ней Крыма было воспринято как намерение проводить политику собирания земель, воссоздание российской империи, что вызвало у новых независимых государств заметное отчуждение от Москвы.

Мыслители XIX и XX веков полагали, что евразийское пространство, сформированное в виде Российской империи, а затем СССР, в случае его распада на независимые государства будет источником нестабильности, ареной соперничества различных центров силы. И эти пророчества сбываются. Без объединения государств постсоветского пространства в рамках большого геополитического проекта по созданию интеграционной системы невозможно стабилизировать ситуацию и придать ей устойчивость. В противном случае оно будет раздираться межгосударственными столкновениями, сопровождаться распадом государств, переделом границ очень и очень долго.

В этом плане имеется убедительный опыт Европы, которая прошла длительный путь, прежде чем смогла наслаждаться плодами мира и процветания. Однако здесь такого проекта не имеется. В строительстве Евразийского экономического союза большинство ННГ не участвует и положенные в его основу идеи не разделяет. Местный бизнес в рамках функционирования единого экономического пространства оказался не в состоянии конкурировать на равных с российскими товарами и добивается введения ограничений на поставку российской продукции. Большинство ННГ заинтересовано в участии в реализации китайского проекта создания экономического пространства Великого шелкового пути, связывая с ним надежды на восстановление своей экономики.

Усилия Российской дипломатии использовать механизмы ООН, ОБСЕ, «нормандской четверки» для нормализации обстановки, для прекращения идущей на юго-востоке Украины гражданской войны успеха не имели. Запад, и в первую очередь США, судя по всему, в этом не заинтересован. Он намерен сохранить нарастающий хаос в стране, что исключает возможность установления стабильных отношений между Россией и Украиной. Запад достиг своей стратегической цели. Установившееся враждебное противостояние между двумя странами сохранится, видимо, на долгие годы, что исключает их объединение в рамках каких бы то ни было интеграционных союзов.

Что Россия потеряла и что обрела в результате своей политики на Украине? Она получила Крым, что существенно улучшило ее геополитические позиции в мире, в Европе и Причерноморье. Но потеряла Украину, если не навсегда, то надолго. Но с другой стороны, и пассивное созерцание развития ситуации на Украине не сулило ничего хорошего. По существу, Москва была поставлена перед необходимостью выбора между плохим вариантом развития двусторонних отношений и очень плохим…

…Распад Советского Союза дал мощный толчок борьбе народов на пост­советском пространстве за самоопределение вплоть до образования своих собственных независимых государств, одновременно в некоторых новых независимых государствах началось нацстроительство, в результате чего они начали развиваться не как демократические, а как национальные государства. Это приводит к конфликту между титульными нациями и национальными меньшинствами. Исторически борьба за самоопределение на постсоветском пространстве является четвертой волной самоопределения в Европе.

В результате первой волны в XIX ве­ке завершился процесс формирования национальных государств в Западной Европе и частично на Балканах, затем возникли национальные государства в межвоенный период в Восточной Европе, и наконец, в конце ХХ века началась борьба за самоопределение народов бывшего СССР и Югославии. Распад СССР и образование ННГ не завершили борьбу за самоопределение, напротив она приобрела новую динамику и более острые формы выражения, стремления к самоопределению народов, являющихся там национальными меньшинствами. Это стремление к самоопределению и нежелание национальных элит титульных наций его предоставить способны взорвать как государственность этих стран, так и безопасность на всем постсоветском пространстве. Национализм может превратиться в разрушительную силу, блокирующую трансформацию общества и государства. Его проявления отмечаются в Армении, Азербайджане, Грузии, Украине, странах Балтии. Для его изживания требуется немало времени, в течение которого безопасность в Евразии будет неустойчивой.

Распад СССР еще не завершен. Это произойдет только после создания устойчивой государственности ННГ, решения проблем нацстроительства, нормализации отношений между новыми независимыми государствами, и в первую очередь - между Россией и Украиной. Но для этого потребуется немало времени, в течение которого евразийское геополитическое пространство будет лихорадить, и оно может окончательно исчезнуть как геополитическое целое.

Поделиться