Кто осуществляет строительный контроль. Строительный контроль: цели и процедура проведения Кто осуществляет строительный контроль со стороны заказчика

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 2010 года N 468

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Приложение к Положению. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, ...

Приложение
к Положению о проведении строительного
контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль (человек)

от 30 до 50

от 50 до 70

от 70 до 90

от 90 до 125

от 125 до 150

от 150 до 200

от 200 до 300

от 300 до 400

от 400 до 500

от 500 до 600

от 600 до 750

от 750 до 900


Примечание. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н=0,04193*С/С,

где:

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года;

С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года, возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Электронный текст документа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело №А45-15690/2015
г. Новосибирск
02 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2015 года

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Абаимовой Т.В., при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Ковырзиной И.Ю., после перерыва секретарем судебного заседания Волынкиной Т.М., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области, г. Новосибирск

к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области, г. Новосибирск

о признании недействительным пункта 2 Предписания от 05.05.2015 № 1-6/1096

при участии представителей:

заявителя: Кузнецова В.В. по доверенности от 26.01.2015, служебное удостоверение

заинтересованного лица: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее – заявитель, управление, ГУФСИН по НСО) с заявлением к Инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным пункта 2 Предписания от 05.05.2015 №1-6/1096 в части: «В срок до 07.08.2015 устранить нарушение части 2 статьи РФ (технический заказчик ГУФСИН России по Новосибирской области осуществляет строительный контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность вышеуказанного объекта капитального строительства, не имеющий свидетельство СРО о допуске к таким видам работ. Работы по строительству оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно пункту № 32 раздела III приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции…»).

Заявленные требования обоснованы ссылками на часть 2статьи , часть 2 статьи РФ (далее – ГрК РФ), приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, письма Минрегиона России от 06.12.2010 № 40915-ИП/08, от 08.06.2010 № 23377-ИП/08, письмо Минстрой России от 15.05.2015 № 14547-АБ/08, мотивированы отсутствием в пункте 32 Перечня видов работ…, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624, указания на необходимость заказчику (застройщику) иметь допуск СРО на осуществление строительного контроля.

Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в заседание суда не обеспечила, в отзыве на заявление считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, полагает, что проведение строительного надзора лицом, непосредственно осуществляющим строительство, не освобождает иных лиц, в частности технического заказчика, от исполнения обязанности по проведению строительного контроля, при этом, по мнению заинтересованного лица, в случае осуществления контроля заказчиком самостоятельно, он обязан иметь свидетельство о допуске на осуществление строительного контроля

В соответствии со статьями , Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено по существу в отсутствии представителя инспекции, после перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседания, объявления в судебном заседании перерыва с 24.08.2015 по 31.08.2015.

Как следует из материалов дела, в период с 06.04.2015 по 05.05.2015 инспекцией проведена проверка осуществления строительства объекта капитального объекта по ул. Волочаевская, 53 стр. в Дзержинском районе г. Новосибирска - пятисекционный 10-ти этажный крупнопанельный дом для служащих. «Второй этап строительства (секции № 3, 4, 5)», техническим заказчиком которого является ГУФСИН России по НСО, застройщиком – ФБУ «Следственный изолятор № 1 ГУФСИН по НСО», лицом, осуществляющим строительство (генеральным подрядчиком) - ООО Строительная компания «Союз Военных Строителей».

По результатам проверки составлен акт № 6/1096 от 05.05.2015, из которого следует, что ГУФСИН по НСО, как технический заказчик осуществляет своими силами и средствами строительный контроль за выполнением работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, при отсутствии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, что, по мнению инспекции, является нарушением требований части 2 статьи 53 ГрК РФ. Данное обстоятельство послужило основанием для выдачи управлению предписания, пунктом 2 которого заявителю предписано в срок до 07.08.2015 устранить нарушение части 2 статьи 53 ГрК РФ.

Полагая, что в указанной части предписание выдано инспекцией необоснованно, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные в дело доказательства, выслушав выступление представителя заявителя, проанализировав действующее законодательство, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

На основании пунктов 2, 3 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В силу статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком.

В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно пункту 32 раздела III которого работы по осуществлению строительного контроля (в частности, строительный контроль за общестроительными работами - пункт 32.1 раздела III) привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем отнесены к виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Из материалов дела следует, что по ул. Волочаевская, 53 стр. в Дзержинском районе г. Новосибирска осуществляется строительство объекта капитального строительства –пятисекционный 10-ти этажный крупнопанельный дом для служащих. Второй этап строительства (секции № 3, 4, 5), техническим заказчиком которого является ГУФСИН России по НСО.

Из акта проверки усматривается, что ГУФСИН России по НСО заключен государственный контракт № 0151100014115000001-0000493-01 от 02.03.2015 с лицом, осуществляющим строительство (генеральный подрядчик) - ООО Строительная компания «Союз Военных Строителей».

Как следует из акта проверки и по существу не опровергается заявителем, ГУФСИН России по НСО, как техническим заказчиком, осуществлялся своими силами и средствами строительный контроль за выполнением работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, при отсутствии свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

В пункте 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Таким образом, технический заказчик вправе как осуществлять строительный контроль самостоятельно, так и привлечь для этого специализированную организацию.

Статья Гражданского кодекса РФ закрепляет право заказчика на привлечение специалиста к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Доводы заявителя о том, что из буквального толкования пункта 32 раздела III Перечня соответствующее свидетельство о допуске к определенным видам работ должны иметь только юридические лица или индивидуальные предприниматели, привлекаемые застройщиком или заказчиком на основании договора, судом отклоняются, исходя из следующего.

Письмом Минрегиона РФ от 30.04.2010 № 17906-ИП/08 «Об осуществлении строительного контроля» разъяснено, что под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения.

При осуществлении строительного контроля для лиц, его осуществляющих, устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц.

Свод правил «Организация строительства» (СП 48.13330.2011) устанавливает, что участники строительства - лицо, осуществляющее строительство, застройщик (заказчик), проектировщик - должны осуществлять строительный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации (пункт 7.1).

В соответствии с пунктом 6 Положения строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов; совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Исходя из смысла изложенных норм, лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.

Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком, техническим заказчиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.

При этом Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

На основании вышеизложенного, доводы заявителя об отсутствии необходимости получать свидетельство о допуске в случае осуществления строительного контроля самостоятельно судом отклоняются.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что техническим заказчикам, самостоятельно осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство. Если строительный контроль осуществляется не силами заказчика, а привлекаемой организацией, следовательно, соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.

Следует отметить, что исполнение оспариваемого предписания не предполагает обязательного получения заявителем свидетельства о допуске на осуществление строительного контроля, так, в случае заключения соответствующего договора с организацией, имеющей такой допуск, требования части 2 статьи 53 ГрК РФ будут исполнены.

На основании изложенного у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья Т.В. Абаимова

Суд:

АС Новосибирской области

Истцы:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области

Ответчики:

Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

2.1. В отношении отдельных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468
"О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

(млн. рублей)

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

(процентов)

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

(человек)

1,72. При стоимости строительства более 900 млн. рублей в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.:

а) нормативы расходов на осуществление строительного контроля заказчика определяются по формуле

Н - норматив расходов на осуществление строительного контроля заказчика в процентах;

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г., возведенная в степень 0,8022;

б) численность работников заказчика, осуществляющих строительный контроль, увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. рублей сверх указанной суммы.

Подходы к осуществлению контроля за строительными процессами регулярно меняются, дополняются и корректируются с целью повышения качества. Необходимость в надежных и долговечных объектах застройки обусловлена понятным стремлениям ответственных органов обеспечить соответствующий уровень безопасности эксплуатируемых зданий. Для выполнения этого условия сегодня применяется технический надзор, который представляет собой набор правил и нормативов, регулирующих деятельность строительных экспертов. Сформированные комиссии посредством правовым и технологических инструментариев проводят оценку качества рабочих действий и стройматериалов.

Основные понятия строительного контроля

Для понимания структуры выполнения контролирующих участников строительства следует разобраться в отдельных понятиях. Так, например, генеральный заказчик строительства является лицом, которое обеспечивает финансирование проекта. В эту поддержку входит и разработка проектной документации, и непосредственное строительство объекта с надзорной функцией. Также есть понятие В отличие от заказчика, подрядчиком нередко выступают строительно-монтажные компании, являющиеся юридическим лицом. В спектр функций этого участника строительства входит непосредственная техническая реализация объектов капитального строительства. Именно деятельность подрядчика подвергается контролю органов надзора. Эти функции на более низком уровне выполняются и застройщиком, который может входить в организацию подрядчика. Этому лицу принадлежит территория, на которой осуществляется строительство. Оно же выполняет и строительно-монтажные работы.

Все перечисленные участники строительного процесса объединяются контролирующей функцией. В сущности, строительный контроль заказчика за строительством представляет собой регулярные проверки, периодичность которых определяется договором. Что касается непосредственно надзора, то он направлен на определение качества выполнения работ в процессе сооружения целевых объектов. По результатам обследования даются соответствующие оценки на основе требований строительной проектной документации. При этом техническому анализу могут подвергаться не только базовые стройматериалы и монтажные конструкции, но и результаты инженерных изысканий. Путем сопоставления полученных данных с регламентами и нормативами выносится оценка качества обеспечения безопасности сооружений и зданий.

Контроль в капитальном строительстве

Капитальное строительство является наиболее широкой площадкой для практики использования контролирующих схем в части проектирования и выполнения ремонтно-монтажных работ. Связано это с тем, что в процессе реализации таких объектов предполагается выполнение большинства строительных мероприятий, которые должны подвергаться контролю в соответствии с нормативными актами. Впрочем, это вовсе не значит, что строительный контроль заказчика за строительством должен быть комплексным и охватывающим все стадии реализации проекта. Нередко и отчасти в целях экономии застройщики подключают специалистов данного профиля на конкретных этапах. К примеру, если нужно проконтролировать поставку стройматериалов. В данном случае служба контроля проверит ярлыки, маркировки и сертификационные документы на поставленную продукцию с точки зрения ее соответствия проектным рекомендациям. И напротив, поставка материалов может отслеживаться заказчиком самостоятельно, а сложные и высокотехнологичные процессы установки инженерного оборудования или возьмут на себя органы надзора.

Особое место занимает этап подготовки к строительству. На этой стадии ведутся разработки проектной и То есть необходим контроль иного рода, предусматривающий и анализ юридического свойства. Помимо этого, капитальное строительство завершается тем, что заказчик подготавливает документы на ввод в эксплуатацию. Чтобы исключить формальные нестыковки с техническим паспортом перед подачей документов на государственную регистрацию также проводят экспертизу с подключением надзорных служб.

Службы технического надзора

По мере повышения требований к объектам капитальной застройки, которые составляют основную часть городской недвижимости, ужесточался и контроль над процессами реализации таких проектов. Раньше эти задачи ложились на строительный контроль, осуществляемый специальными комиссиями из градостроительных органов. Недостатком таких формирований было крайне низкое качество контролирующей функции. И это не говоря о том, что сама организация их работы не предполагала комплексного подхода к оценке качества целевого объекта. В большинстве случаев комиссии посещали объект при анализе проектной документации и после завершения строительства. Ситуация кардинально изменилась, когда контроль стали осуществлять в соответствии с новыми нормативами службы надзора. Они не просто контролируют капитальное строительство в технических и правовых аспектах, но также могут выступать помощниками для исполнителей проекта. Дело в том, что надзорные организации лицензируются через оформление в саморегулирующихся профессиональных объединениях, с которыми могут взаимодействовать и специалисты в области проектирования, геодезии, архитектуры, монтажных направлений и т.д. То есть при необходимости такие службы могут обеспечить заказчику полный спектр услуг при осуществлении строительства с базовым выполнением и первичной задачи контроля качества.

Задачи и функции технадзора

Все же основные задачи контролирующего предприятия сводятся к организации и обеспечению эффективной работы представителей надзора. Служба надзора должна отслеживать проведение ремонтно-строительных мероприятий с целью дальнейшего результата установленным нормативам. Вместе с этим участники контролирующего процесса обязаны составлять ведомости по объемам выполненной работы, что в дальнейшем позволит разработать и сметную документацию. Уже говорилось выше, что над оформлением документов по результатам проверок может работать и сам заказчик. Также к непосредственным функциям технадзора можно отнести осуществление систематических проверок по финансовым затратам. Дело в том, что комплексная цель проведения строительного контроля выражается не только в обеспечении технического качества объекта. При необходимости заказчик может договориться с контролирующей организацией и об отслеживании финансовых затрат. То есть функция надзора в данном случае будет иметь и характер средства оптимизации строительного процесса, что тоже является актуальным на сегодняшний день.

Проведение технического надзора

Действия и организацию работы службы надзора определяют нормативные документы и договор, который был заключен с заказчиком. Чаще всего такие службы нанимаются в формате осуществления инжиниринговых услуг. В соответствии с техническими стандартами, порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства предусматривает назначение ответственного лица, которое будет курировать конкретный объект. Этот человек контролирует оформление на строительство, отслеживает процесс выноса границ участка под застройку, участвует в разбивках осей домов, коммуникаций и инженерных сетей.

При этом базовые работы поручаются подразделениям надзорной организации, которые выполняют контроль получения лабораторных и геодезических экспертиз, а также их результатов. Эта часть работ также относится к контролю документации. Отдельно курируются и производственные процессы при выполнении строительно-монтажных работ. По результатам завершения отдельных операций составляется и акт о проведении строительного контроля, в котором указываются параметры соответствия выполненной работы нормативным или проектным требованиям. Также акт может составляться по факту обнаружения дефектов или выявления неподходящих по качественным характеристикам материалов или конструкций. В таких случаях предусматривается выполнение процедуры исправления обнаруженного дефекта. К слову, в этом и заключается достоинство проведения операционного контроля, так как он позволяет выявить недостаток до завершения строительства.

Обязанности заказчика в строительстве

До утверждения основной документации по будущему проекту заказчик обязан получить заключение государственной экспертизы положительного свойства. Также к моменту начала выполнения реконструкционных или ремонтно-монтажных мероприятий у него должно быть разрешение на строительство. Впрочем, бывают и случаи исключений, когда вместо разрешения на рабочие операции есть справка из местного градостроительного отдела, которая позволяет выполнять работы без экспертизы проекта. Опять же, до начала рабочих действий застройщик должен надлежащим образом подготовить объект. В дальнейшем строительный контроль заказчика за строительством может быть передан органам надзора. Вместе с этим уже контролирующие службы должны курировать передачу заказчиком документов, на основе которых исполнители технических операций будут осуществлять свои задачи. В частности, при строительстве дома заказчик передает подрядчику документацию с результатами инженерных изысканий, проектно-сметные материалы, а также упомянутые выше разрешительные документы.

Надо отметить, что заказчик может в некотором роде выступать и контролирующим участником в процессе реализации проекта, даже если он нанял специализированную службу для этой цели. Распространена практика, когда технический надзор в основной его части, например, выражаемой входным осмотром материалов, поручается службе контроля, а документальное оформление все же ведет сам заказчик или его представители. Есть и другой нюанс, касающийся взаимодействия заказчика с непосредственными исполнителями. Нередко рабочий процесс организуется таким образом, что выявление органами надзора нарушений лишь фиксируется в документах, но не проверяются исправления выявленных отклонений от правил. При этом контроль подобных ситуаций входит в перечень обязанностей не службы, а заказчика, который должен зафиксировать в документах проверки и факт ликвидации недостатков.

Ответственность заказчика строительства

На заказчике лежит ответственность практически за все этапы реализации проекта. Для начала стоит отметить обеспечение самой подготовки проектной документации, а также прохождение государственной экспертизы. Здесь же на заказчика ложится и ответственность за качество проектного решения требованиям нормативной документации, в том числе, и в части, касающейся прав и обязанностей, которые были предоставлены ему договорными соглашениями. Далее это лицо отвечает за проведение строительного контроля в том смысле, что оно назначает генподрядчика, участвующего в процессе выполнения работ. Кроме того, заказчик в некоторых случаях осуществляет приемку работ, качество которых может быть не подтверждено надзорными службами. В таких ситуациях на него ложится и ответственность в части контроля качества объекта.

Обязанности службы строительного контроля

Представители экспертной службы на первых этапах реализации проекта осуществляют входной контроль сметной документации, в которой также подробно изучаются технические материалы по будущему объекту. В частности, специалисты оценивают документацию с точки зрения достаточности для реализации строительства и общей компетентности. При необходимости служба контроля принимает меры по пересмотру проектно-сметных документов, курирует ликвидацию обнаруженных дефектов, не допускает ухудшения технических решений и необоснованное повышение стоимости объекта. Как требует положение о проведении строительного контроля в работе с капитальными объектами, ответственные службы также должны отслеживать взаимоотношения между генподрядчиком и поставщиками материалов.

В этом плане главная задача службы контроля заключается в недопущении использования строителями конструкций и материалов, которые не соответствуют требованиям проектной документации по своим характеристикам. Это же относится и к инженерному оборудованию, используемому в монтажных работах в процессе ремонтных операций. На практике эти задачи реализуются посредством организации упомянутого входного контроля, проверка на котором позволяет отсекать бракованную и неподходящую по требованиям строительную продукцию. То есть строительно-технический контроль отслеживает не только готовые результаты выполненной работы, но и создает условия для обеспечения надлежащего качества в решении поставленных задач.

Как выбрать надзорную компанию?

Учитываются разные критерии от истории выполненных работ до квалификации специалистов, которые будут выполнять конкретные операции. Также практикуется использование экспертов из разных областей, работающих в индивидуальном порядке. Например, такая группа будет выполнять по отдельности анализ технической документации, геодезических исследований, контролировать качество монтажных операций и стройматериалов. С точки зрения качества это неплохое решение, но компания, которая комплексно охватывает весь спектр работ, все же выигрывает за счет более эффективной организации процесса контроля. Также следует учитывать, какими документами устанавливается проведение строительного контроля в конкретной организации. Желательно, чтобы организация ориентировалась на основной свод правил, распространяющихся на нормативы выполнения контроля капитального строительства. Но, лицензированные организации, входящие в СРО, могут иметь и особые стандарты выполнения своих задач, которые, впрочем, также закрепляются в действующих нормативных документах. В любом случае на выходе заказчик получает комплексный набор производственно-технической документации, в котором присутствует журнал выполнения работ, результаты лабораторного контроля, сертификаты на стройматериалы и т.д.

Заключение

Зачастую участники рынка недвижимости жалуются на большие объемы технических и экспертных процедур, которые следует пройти от запуска проекта в строительство до сдачи в эксплуатацию. Однако, в части надзора за качеством выполнения основных строительно-монтажных операций такие требования себя оправдывают. Правильно организованный строительный контроль заказчика за строительством позволяет документально подтвердить должный уровень безопасности конкретного объекта. Это очень важно, в первую очередь, с точки зрения будущей эксплуатации здания, но и этим выгода не ограничивается. Контролирующие организации сегодня предоставляют обширный перечень услуг, который дает возможность оптимизировать производственно-строительные процессы. Это делается за счет более эффективного управления проектно-сметными данными и рационального выбора технических решений лицами, которые действительно заинтересованы в получении качественного результата.

Поделиться