Налоговый учет и способы его организации. Особенности организации и ведения налогового учета. Доходы и расходы: налоговый и бухгалтерский учет

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:
  1. Первичные учетные документы.
  2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хронологическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогообложения. Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регистров реквизиты (наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
  3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей Налогового кодекса РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

    порядок формирования суммы доходов и расходов;

    порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

    сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

    порядок формирования сумм создаваемых резервов;

    сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

    первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    аналитические регистры налогового учета;

    расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

    принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

    принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

    принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

    принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

    принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

    принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

    налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

    налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

    налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налоговый учет: подробности для бухгалтера

  • Неотделимые улучшения. Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя

    Тем что в бухгалтерском и налоговом учете организации сумма амортизации отличается (бухгалтерская... и, соответственно, не амортизируются в налоговом учете ни арендодателем, ни арендатором. Вместе... которых они осуществлены. Следовательно, в налоговом учете амортизация по возвращенному (с неотделимыми... арендатором. Для целей бухгалтерского и налогового учета ежемесячная сумма амортизации по зданию... здания (с неотделимыми улучшениями). В налоговом учете в расходы ежемесячно включается амортизация...

  • Неотделимые улучшения. Бухгалтерский и налоговый учет у арендатора

    Улучшения для целей бухгалтерского и налогового учета у арендатора признаются отдельным... улучшений. Итак, порядок бухгалтерского и налогового учета неотделимых улучшений арендованного имущества, осуществленных... Организация применяет метод начисления в налоговом учете. Организация применяет линейный способ начисления... превышать сумму ежемесячной амортизации в налоговом учете. Поскольку по окончании срока... использования капитальных вложений для целей налогового учета установлен равным 80 месяцу (...

  • Физлицо приобретает у юрлица основное средство по цене меньше остаточной стоимости: бухгалтерский и налоговый учет

    Необходимо сделать в бухгалтерском и налоговом учете? Физическое лицо приобретает у... остаточную стоимость, рассчитанную по данным налогового учета. Убыток от реализации здания... при его приобретении, по данным налогового учета. Убыток от реализации земельного... . Бухгалтерский учет реализации недвижимости. Налоговый учет НДС Согласно пп. 1 п... при его приобретении, по данным налогового учета, в составе расходов (письма... данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете продавца? Какие проводки нужно...

  • Нематериальный актив полностью самортизирован, но продолжает использоваться: как учеть в бухгалтерском и налоговом учете

    В учете не нужно. В налоговом учете организация вправе использовать такие активы... (п. 40 ПБУ 14/2007). Налоговый учет Согласно п. 2 ст. 258 ... отражая факт хозяйственной жизни в налоговом учете (письмо Минфина России от 20 ... по отражению в бухгалтерском и налоговом учете увеличения срока полезного использования актива...

  • Как повлияет маркировка лекарственных препаратов на налоговый учет аптек?

    Дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2). Если уведомление по...

  • Траснспортные расходы при закупке материалов организацией на УСН: бухгалтерский и налоговый учет

    Должны учитываться в бухгалтерском и налоговом учете транспортные расходы в этих двух... должны учитываться в бухгалтерском и налоговом учете транспортные расходы в этих двух... мы придерживаемся следующей позиции: В налоговом учете при УСН затраты организации, связанные...

  • Возмещение судебных расходов истцу по решению суда: бухгалтерский и налоговый учет

    Данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)? По решению... данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)? Рассмотрев вопрос...

  • Организация приобрела автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет

    Списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... списывать расходы в бухгалтерском и налоговом учете по этому транспортному средству? Надо... /244). Налог на прибыль В налоговом учете автомобиль признается амортизируемым имуществом, если...

  • Возврат магазином поставщику продукции ненадлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

    Продажей этой продукции. Особого порядка налогового учета операций, связанных с возвратом покупателем... на то, как отражать в налоговом учете возврат некачественного товара и как... не будет, поскольку исправление данных налогового учета будет иметь место до представления...

  • Налоговый учет государственных учреждений в «1С» с 2017 г.

    ... ». Затраты в налоговом учете Теперь рассмотрим учет затрат в налоговом учете. В соответствии... 50). Благодаря установленному соответствию счетов налогового учета счетам бухгалтерского учета (с... с точки зрения налогового учета; учитывать специфические требования налогового учета к определенным видам... идентификации затрат в налоговом учете. Подведем итоги настройки налогового учета в «1С:Бухгалтерии... выбирается метод начисления амортизации в налоговом учете: «линейный» или «нелинейный» Пользователь...

  • Возврат части товара надлежащего качества: бухгалтерский и налоговый учет

    В бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Покупатель возвращает... , в бухгалтерском учете и в налоговом учете в части НДС? Рассмотрев вопрос...

  • Сроки хранения документов бухгалтерского и налогового учета

    Обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... должно хранить документы бухгалтерского и налогового учета, в том числе по объектам... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для... момента завершения начисления амортизации в налоговом учете (учет расходов на приобретение такого...

  • Налоговый учет при частичной ликвидации основных средств

    Норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... норм, регламентирующих порядок отражения в налоговом учете операций, связанных с частичной ликвидацией... до 20 лет включительно). В налоговом учете амортизация по нему начисляется линейным... основное средство будет числиться в налоговом учете, равна 1 120 000 руб...

  • Договор мены: порядок бухгалтерского и налогового учета

    Содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... содержит. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета операций по договору мены? По... в бухгалтерском, так и в налоговом учете отражается на дату получения автомобиля... РФ). Налог на прибыль В налоговом учете организация признает доход в сумме...

  • Списание испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете, когда виновное лицо не установлено

    Испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее... испорченных товаров в бухгалтерском и налоговом учете? Необходимо ли восстанавливать НДС, ранее...

Требования к системе налогового учета и составлению отчетности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учета определяют:

Объекты учета;

Правила группировки доходов и расходов;

Порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

Методы налогового учета;

Требования к составлению регистров налогового учета.

Основные правила составления отчетности определяют:

Налоговый и отчетный период;

Ставки налога;

Алгоритм расчета налоговой базы.

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами.

1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). 2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям. 3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.

5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.

6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.

Элементы налогового учета. Требования, предъявляемые к ним.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:

1) субъекты налогового учета;

2) объекты налогового учета;

3) основания налогового учета;

4) место постановки на налоговый учет;

5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;

6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).

Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.

Принципы ведения налогового учета и требования к элементам налогового учета.

Первый способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета.

Второй путь сближения бухгалтерского и налогового учета, наоборот, позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями.

Требованиями являются соблюдение нормативно-правовых актов, своевременность исполнения. Налоговые элементы должны соответствовать современным реалиям.

50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

  • Особые правила
  • § 2. Метод начисления. Признание расходов Общие правила
  • Длительный цикл производства
  • Распределение расходов
  • Особые правила
  • Расход в отсутствие дохода
  • § 3. Кассовый метод
  • § 4. Методы оценки сырья, материалов и товаров
  • § 5. Амортизация
  • Инвестиционная премия
  • Методы начисления амортизации
  • Специальные коэффициенты амортизации
  • Повышающие коэффициенты
  • Понижающие коэффициенты
  • Глава 3. Формирование резервов
  • § 1. Резерв по сомнительным долгам
  • § 2. Резерв на гарантийный ремонт
  • § 3. Резерв на ремонт основных средств
  • Резерв на текущий ремонт
  • Резерв на особо дорогостоящий и сложный ремонт
  • § 4. Резерв на предстоящую оплату отпусков
  • § 5. Резерв предстоящих расходов на выплатуежегодных вознаграждений за выслугу лет
  • § 6. Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год
  • Глава 4. Метод списания на расходы выбывших ценных бумаг
  • Глава 5. Метод признания расходов в виде процентовпо кредитам и займам
  • Глава 6. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Глава 7. Распределение прибыли между обособленными подразделениями
  • Глава 8. Учет расходов на приобретение прав на земельные участки
  • Раздел III. Учетная политика по ндс
  • Определяем выручку
  • Что предъявить в налоговую инспекцию?
  • Что дальше?
  • Как продлить право на освобождение?
  • Еще один случай уплаты налога
  • Самое неприятное
  • Глава 2. Операции, не подлежащие налогообложению
  • Глава 3. Порядок ведения раздельного учета § 1. Облагаемые и необлагаемые операции
  • § 2. Когда раздельный учет не нужен?
  • § 3. Специальные налоговые режимы
  • § 4. Выдача займов
  • § 5. Операции с векселями
  • Является ли вексель товаром?
  • Продажа векселя и начисление ндс
  • Расходы на реализацию векселей
  • Распределение общехозяйственных расходов
  • § 6. Разные налоговые ставки ндс и экспорт
  • Раздел IV. Учетная политика для "упрощенцев"
  • Глава 26.2 нк рф не содержит требования о составлении учетной политики для целей налогообложения. Однако, по мнению автора, при определенных условиях она необходима.
  • Раздел V. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
  • Глава 1. Основы учетной политики Понятие учетной политики
  • Задачи учетной политики
  • Разработка учетной политики
  • Выбор вариантов
  • Сроки разработки
  • Изменение учетной политики
  • Учетная политика для организаций на усн и енвд
  • Глава 2. Учетная политика и бухгалтерская отчетность
  • Раздел VI. Учетная политика для материально-производственных запасов Глава 1. Материально-производственные запасы
  • Глава 2. Товары
  • Раздел VII. Учетная политика для основных средств Глава 1. Амортизация
  • Глава 2. Переоценка
  • Глава 3. Первичная документация
  • Раздел VIII. Учетная политика для нематериальных активов
  • Раздел IX. Учетная политика и образование резервов
  • Раздел X. Учетная политика и признание доходов Доходы и прочие поступления
  • Длительный цикл изготовления
  • Глава 1. Незавершенное производство
  • Глава 2. Выпуск готовой продукции
  • Раздел XI. Учетная политика и косвенные расходы
  • Раздел XII. Учетная политика в отношении специальных инструментов,приспособлений, оборудования и спецодежды
  • Раздел XIII. Учетная политика и расходы будущих периодов
  • Раздел XIV. Учетная политика и некоммерческая деятельность
  • Раздел XV. Учетная политика и финансовые вложения
  • Раздел XVI. Учетная политика и расходы на ниокр
  • Раздел XVII. Учетная политика в отношении кредитов и займов
  • ПриказN ____ от "__" ______ 200 _ г."Об учетной политике зао "АвтоШина" для целей налогообложенияв 2008 г."
  • I. Налог на добавленную стоимость
  • II. Налог на прибыль
  • Приложение
  • ПриказN ____ от "__" ________ 200 _ г."Об учетной политике зао "АвтоШина" для целейбухгалтерского учета в 2008 г. "
  • 5.1. Учет основных средств
  • 5.2. Учет нематериальных активов
  • 5.3. Учет материально-производственных запасов
  • 5.4. Оценка незавершенного производства
  • 5.5. Порядок списания финансовых вложений
  • 5.6. Порядок создания резервов
  • 5.7. Учет расходов будущих периодов
  • 5.8. Учет кредитов и займов
  • Глава 1. Порядок ведения налогового учета

    Разработка порядка ведения налогового учета целиком и полностью ложится на плечи организаций. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусмотрен прямой запрет на установление налоговыми и иными органами обязательных форм регистров налогового учета. Это подтверждается и судебными решениями (см., например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.07.2003 N А43-1400/03-31-57 и постановлением ФАС Уральского округа от 21.04.2004 N Ф09-1522/04-АК).

    Порядок ведения налогового учета фиксируется в налоговой учетной политике, к которой прилагаются и формы налоговых регистров, используемые предприятием.

    Обязательными элементами этих форм в соответствии со ст. 313 НК РФ должны быть:

    наименование;

    период (дата) составления;

    измерители операции в натуральном и денежном выражении;

    наименование хозяйственной операции;

    подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление налогового регистра.

    Все остальное - на усмотрение организации.

    Формирование регистров налогового учета значительно упрощается, если предприятие использует какую-либо автоматизированную бухгалтерскую программу. В зависимости от фирмы - разработчика программы построение налогового учета в ней будет различаться. Но поскольку порядок ведения налоговых регистров в программе уже существует, следовательно, пользователю достаточно изучить документацию к системе, чтобы вести на своем предприятии налоговый учет.

    Значительно сложнее вести бухгалтерский учет вручную или с частичной автоматизацией. В этом случае разрабатывать налоговые регистры налогоплательщику придется самому. А результат этой работы будет являться разделом в налоговой учетной политике.

    Конечно, можно воспользоваться и наработками налоговых органов, которые появились на сайте МНС России еще в декабре 2001 г. Там была дана система налоговых регистров, которая, по мнению налоговиков, полностью обеспечивает ведение налогового учета в организации. Однако эти регистры официально утверждены не были, поэтому могут применяться налогоплательщиками на свой страх и риск.

    Обратите внимание! Данная система была взята за основу для разработки блока ведения налогового учета в программе "1С:Бухгалтерия".

    Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит из пяти групп. Первые четыре группы регистров предназначены для работы коммерческих организаций:

    регистры промежуточных расчетов;

    регистры учета состояния единицы учета;

    регистры учета хозяйственных операций;

    регистры формирования отчетных данных.

    Пятая группа регистров направлена на учет целевых средств некоммерческих организаций.

    Основная задача регистров первой группы - помочь организации при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

    В состав этой большой группы регистров входят:

    1. Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета.

    2. Регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов.

    3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и(или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр-расчет стоимости сырья (материалов), списанных в отчетном периоде.

    6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

    8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

    9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

    10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

    11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

    12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

    13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

    14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

    15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

    16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

    Например, чтобы сформировать стоимость основного средства, которая, как известно, будет складываться из многих видов затрат, налогоплательщику понадобится заполнить Регистр-расчет формирования стоимости объекта учета.

    Основная задача регистров второй группы - накопление сведений об имуществе организации (стоимости основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения в течение налогового периода.

    К этим документам относятся:

    1. Регистр информации об объекте основных средств.

    2. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

    3. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

    4. Регистр информации о приобретенных партиях сырья (материалов), учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

    5. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

    6. Регистр информации о движении приобретенного сырья (материалов), учитываемого по методу средней себестоимости.

    7. Регистр учета расходов будущих периодов.

    8. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

    9. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

    10. Регистр учета расчетов с бюджетом.

    11. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

    12. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

    13. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

    В частности, в регистре информации об объекте основных средств будут содержаться данные:

    первоначальная стоимость;

    назначение объекта;

    способ начисления амортизации;

    срок начисления амортизации;

    применение понижающих или повышающих коэффициентов;

    информация об изменении первоначальной стоимости;

    дата снятия объекта с учета и основания для этого.

    Регистры третьей группы будут содержать информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Они заполняются на основании первичных учетных документов организации.

    К этим регистрам относятся:

    1. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).

    2. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

    3. Регистр учета поступлений денежных средств.

    4. Регистр учета расхода денежных средств.

    5. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

    6. Регистр учета расходов на оплату труда.

    7. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

    При этом под выбытием имущества подразумевается его реализация. Таким образом, в этих документах указывается информация о том, кому и как было продано имущество, или от кого и как оно было получено. Если по этим операциям возникла задолженность, то необходимо отразить ее сумму в регистрах дебиторской или кредиторской задолженности.

    Налоговые регистры четвертой группы предназначены для непосредственного переноса данных из них в налоговую декларацию.

    Их довольно много:

    1. Регистр-расчет учета амортизации основных средств.

    2. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

    3. Регистр учета прочих расходов текущего периода.

    4. Регистр-расчет финансового результата от реализации амортизируемого имущества.

    5. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

    6. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

    7. Регистр учета внереализационных расходов.

    8. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операции по оказанию финансовых услуг.

    9. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

    10. Регистр учета доходов текущего периода.

    11. Регистр учета убытков обслуживающих производств.

    12. Регистр-расчет финансового результата от деятельности обслуживающих производств и хозяйств.

    Как видим, система учета громоздка, требует больших временных затрат, поэтому организации потребуется несколько дополнительных учетных работников, чтобы вести налоговый учет по предложенной системе.

    Однако предложив налогоплательщикам 51 форму регистров, МНС России в своем сообщении подчеркнуло, что их перечень не является полным. А предложенные формы можно (и нужно) расширять, дополнять, разделять или иным способом преобразовывать их с сохранением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям. Поэтому в данной ситуации, по мнению автора, проще разработать систему налоговых регистров самостоятельно.

    "
    Поделиться