Экономическая и социальная география мира 10. Физическая, экономическая и социальная география. Социальная и экономическая география

Современный мир - территории, страны и государства.
Термин «политическая карта мира» несет двойную смысловую нагрузку. В прямом понимании - это географическая карта (атлас) Земли или региона, на которой отражена разнообразная политико-географическая информация, в переносном - все разнообразие данных о ткани политической жизни мира, отдельных регионов и стран.

По политико-территориальным признакам на земном шаре различают территории, страны и государства.
Территория - часть поверхности суши на Земле с природными и созданными деятельностью человека ресурсами, имеющая определенные границы в пространстве и географическое положение.

Страна - территория с определенными границами и населением, которая в политико-географическом отношении может иметь государственный суверенитет (независимость) или быть зависимой.
Государство - суверенное политическое образование, страна с определенной территорией, хозяйством и политической властью в ней. Государство является основным носителем прав и обязанностей в международных отношениях.

Содержание
Общая экономико-географическая характеристика мира.
Политическая карта мира.
Современный мир - территории, стропы н государство.
Этапы формирования современной политической карты мира.
Суверенное государство на политической карте мира.
Политические и экономические системы современных государств.
Типы стран мира по уровню экономического развития.
Международные организации.
Историко-географические районы мира.
Население мира.
Численность населения Земли, его естественное и механическое движение.
Размещение населения. Городское и сельское население. Урбанизация.
Этнический и религиозный состав населения.
Трудовые ресурсы и занятость населения.
Мировые природные ресурсы.
Взаимодействие общества и природы. Природные условия и ресурсы.
Ресурсообеспеченность и природопользование.
Минеральные, земельные, лесные, водные ресурсы.
Ресурсы Мировою океана и рекреационные ресурсы.
Мировое хозяйство: общие закономерности.
Современное мировое хозяйство.
Международное разделение труда и мировое хозяйство.
Научно-техническая и информационно-технологическая.
революция и мировое хозяйство.
Отраслевая структура мирового хозяйства.
Территориально-хозяйственная структура мирового хозяйства.
Основные системы мирового хозяйства.
Энергетика.
Производство конструкционных материалов.
Машиностроение.
Сельское хозяйство.
Транспорт.
Международный туризм.
Международные экономические связи.
Регионы и страны мира.
Страны Западной и Центральной Европы.
Географическое положение, природно-ресурсный потенциал,
население стран Западной и Центральной Европы.
Общие черты хозяйства стран Западной и Центральной Европы.
Интеграционные процессы в Европе, европейский Союз, НАТО.
Германия.
Франция.
Великобритания.
Италия.
Польша.
Юго-западные соседи Украины (Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария).
Республика Молдова.
Беларусь.
Страны Балтии (Эстония, Латвия, Литва).
Страны Восточной Европы, Северной и Центральной Азии.
Географическое положение, природно ресурсный потенциал,
население Восточной Европы, Северной и Центральной Азии. Россия. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население.
России. Промышленность.
Россия. Агропромышленный комплекс. Транспорт.
Россия. Внутренние отличия.
Страны Закавказья (Азербайджан. Армения, Грузия) Страны Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан,
Киргизстан, Туркменистан, Таджикистан).
Страны Среднего Востока, Южной и Восточной Азии.
Общий обзор стран Среднего Востока, Южной и Восточной Азии.
Япония.
Китай.
Индия.
Страны новой индустриализации в Южной и Восточной Азии.
Страны Среднего Востока.
Турция.
Страны Америки.
Соединенные Штаты Америки (США). Географическое.
положение, природно-ресурсный потенциал, население.
США. Хозяйство.
США. Внутренние отличия и города.
Канада.
Латинская Америка. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население.
Латинская Америка. Хозяйство.
Бразилия.
Тема.
10. Страны Африки.
Африка. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал, население.
Африка. Хозяйство.
Австралия и страны Океании.
Австралийский Союз (Австралия).
Океания и Новая Зеландия.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая и социальная география мира, 10 класс, Яценко Б.П., Юрковский В.М., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Сборник рефератов по географии для 10 класса

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

Кусков А. С., Сосновская Е. Б., Кривошапова И. Г., Ивашенцева Л. Н., Шилина Л. И., Новикова О. В., Панькин А. А., Виноградова Л. Ф.

Под редакцией доцента кафедры менеджмента туристического бизнеса Саратовского государственного технического университета, доцента кафедры туризма и культурного наследия Саратовского государственного университета Кускова Алексея Сергеевича.

Раздел I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Реферат БАРАНСКИЙ Н. Н. КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

1. Введение: роль Баранского Н. Н. в развитии географических идей в России.

2. Основные этапы жизни и деятельности.

3. Научное творчество, особенности концепции.

4. Заключение: вклад ученого в развитие отечественной географии.

Введение: роль Баранского Н. Н. в развитии географических идей в России

Николай Николаевич Баранский вошел в историю науки как основоположник советской экономической географии. В сложнейший послереволюционный период – со второй половины 1920-х годов – он возглавил развитие этой области географических знаний, сочетая стремление дать научно обоснованные ответы на самые острые и важные вопросы, вставшие перед страной, вступившей на путь планируемого развития, с продолжением лучших традиций русской классической географии и систематическим изучением достижений мировой географической науки.

Н.Н. Баранский – автор первого учебника «Экономическая география Советского Союза. Обзор по областям Госплана», вышедшего в 1926 г., а позже – учебника по экономической географии СССР для средней школы, который начал издаваться с 1930-х годов и выдержал 16 переизданий (вплоть до 1955 г.), воспитывая поколения советских людей и развивая районное направление экономической географии. Баранский разрабатывал основополагающие методологические проблемы учета природной среды в экономической географии и географического разделения труда, экономико-географического положения, экономического районирования и страноведения, географии городов и экономической картографии.

Он был Учителем в самом глубоком понимании этого слова – создателем школы своих последователей, воспитателем многочисленных учеников и ученых, наставником преподавателей географии и в школах и вузах, блестящим популяризатором географических знаний в народных массах.

Профессиональный революционер в самом начале века, занимавший высокие государственные посты в начале 1920-х гг., Баранский пришел в науку с богатейшим жизненным опытом, истинным демократизмом и широким государственным подходом к нуждам Отечества – к организации географического образования, географических исследований, издательского дела.

Основные этапы жизни и деятельности

Н. Н. Баранский родился 27 июля 1881 г. в семье учителя гимназии города Томска, преподававшего русский язык, литературу (словесность) и географию, – человека «крупного ума и широкой натуры». Особенности характера и образа жизни отца, его высокая образованность, интеллигентность, демократизм оказывали сильное воздействие на воспитание детей – трех старших сестер и двух младших братьев, – из которых Николай был предпоследним. Он блестяще учился, окончив в 1899 г. гимназию с золотой медалью, владел «древними» – латинским и греческим и современными языками – французским, немецким, английским. Позже Баранский-ученый знакомился с географической литературой почти на любом из европейских языков и множество работ рецензировал, редактировал переводы для опубликования на русском языке.

В 13 лет он начал помогать отцу в его репетиторской работе, занимаясь с «приготовишками». С пятнадцати лет «каждый год составлял два документа: 1) мое мировоззрение на такой-то год и 2) что я должен сделать к ближайшему году».

Сибирские города, включая Томск, играли заметную роль в развитии революционного движения на востоке страны. В процессе постоянных дискуссий молодежь имела возможность знакомиться с разнообразными политическими взглядами, вырабатывать собственные убеждения. В томской гимназии действовал нелегальный кружок, созданный ссыльными народовольцами. Николай Баранский стал в нем первым марксистом и, как он вспоминал, «тащил публику от Писарева и Добролюбова к Лассалю, Марксу, Энгельсу, Плеханову» (из личных воспоминаний и архивов МГУ). С 1897 г. Николай Баранский участвует в работе нелегальных кружков, начинает сам вести пропагандистскую работу в кружке, объединившем типографских рабочих.

Поступивший в 1899 г. на юридический факультет Томского университета Н.Н. Баранский был исключен из него в 1901 г. за активное участие в студенческой забастовке и демонстрации. В этом же году он принял предложение Общества любителей исследования Алтая и провел подворную перепись в селе Чистюньки Барнаульского уезда, где исследовал быт новоселов-переселенцев, что стало основой его первой научной публикации, появившейся в книге Н. М. Трегубова, изданной Западно-Сибирским отделением Русского географического общества в 1907 году.

По возвращении с Алтая он становится профессиональным революционером. Под именем «Николай Большой» он вошел в историю революционного движения в Сибири, одним из руководителей которого являлся в течение 1902–1907 гг., неоднократно подвергаясь арестам и тюремному заключению.

В этот период Н.Н. Баранский многократно посещает все организации Сибирского социал-демократического союза с центрами в Красноярске, Иркутске, Чите, Харбине, родном Томске, выступает в конце 1905 г. на Таммерфорсской общероссийской конференции большевиков с сообщением о работе Сибирской партийной организации. В 1907 г. в Чите он был в третий раз арестован и пробыл в читинской тюрьме почти год. В 1908 г. он был освобожден, но официальным распоряжением о воспрещении жительства в местностях Иркутского генерал-губернаторства – Н. Н. Баранский был выслан из всех традиционных районов политической ссылки.

В 1910–1914 гг. Баранский закончил экономическое отделение Московского коммерческого института (ныне Института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова), где углубленно изучал высшую математику, экономику, математическую статистику, разрабатывал тему о Германском имперском банке.

В 1915–1917 гг. он работал в качестве экономиста в Главном комитете земского и городского союзов, созданном в годы первой мировой войны для помощи больным и раненым воинам. Однако в 1916–1918 гг. из-за тяжелой болезни горла он стоял в стороне от активной деятельности.

1918–1925 гг. – период работы Н.Н. Баранского на ответственных административно-организационных постах: в составе Высшего совета народного хозяйства РСФСР (ВСНХ), чрезвычайного ревизора Народного комиссариата госконтроля (Москва), заведующего Челябинским отделением Народного комиссариата Госконтроля, заведующего экономическим отделом Сибревкома (Омск), члена коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), откуда он с большим трудом ушел в 1925 г., когда наркомом РКИ вместо И. В. Сталина, прямого начальства Н. Н. Баранского, стал В. В. Куйбышев.

Н. Н. Баранский так вспоминал об этом периоде своей деятельности. «Первоначально работа в РКИ была для меня близким и интересным делом. Особенно увлекала меня работа по привлечению рабочих к контролю над деятельностью советских учреждений и предприятий. Это был настоящий „кусок социализма“, и именно мне было поручено руководить им. Но… эта работа, которой я отдавал всю душу, не встречала сочувствия у Сталина и постепенно, с каждым годом, угасала. Рабочий дух и сами рабочие из РКИ исчезали на моих глазах и скоро совсем исчезли. Тогда решил уйти из РКИ и я. Но сделать это было нелегко» /1/.

С юных лет Н.Н. Баранский, практически не переставая, занимался просветительской и пропагандистской деятельностью, которая постепенно перерастала в профессорско-преподавательскую, а центр его интересов все более перемещался из области политики, политэкономии и экономии в географию, что подготавливалось самой его жизнью, практической работой, наблюдениями.

Баранский сам задавал себе вопрос: «Почему я стал заниматься экономической географией?» – и в качестве одной из главных причин называл следующее: «… поездки по революционным делам в 1903–1910 гг., в которых я исколесил около 200 тыс. км от Киева до Таммерфорса, от Таммерфорса до Харбина и особенно от Челябинска до Читы и обратно, а затем сверх того еще около 100 тыс. км по делам всяческих ревизий (1918–1923 гг.), показали мне наглядно, до чего значительно изменяются от места к месту и природа, и люди, и их хозяйство. А в этом ведь суть экономической географии и интереса к ней»/2/.

Осенью 1918 г. по приглашению Н. К. Крупской (с которой он был знаком со времен профессиональной революционной деятельности) Н. Н. Баранский стал работать на Пречистенских рабочих социалистических курсах и там впервые стал читать курс экономической географии России, одновременно читая лекции и в других рабочих клубах Москвы.

География – наука о природе земной поверхности, о населении и его хозяйственной деятельности. Географическую науку можно разделить на два больших раздела: физическую географию с одной стороны и социально-экономическую географию – с другой.

Физическая география

Объектами изучения физической географии является географическая оболочка Земли, почвоведение, климатология, гляциология, которая изучает льды, океанология и гидрология, а также палеогеография, которая изучает прошлое географической оболочки. Физическая география изучает климат и рельеф стран мира, их особенности расположения на материках.

В последние годы проявляется интерес к такой дисциплине физической географии, как урбанистика. Урбанистика – наука о городах, о взаимодействии городских систем между собой и с человеком.

Рис. 1. Нью-Йорк – огромный мегаполис.

Физическую географию изучают с 6 класса школы, а социальную и экономическую, как более сложную отрасль науки, проходят в 10 -11 классе.

Физическая география в зачаточном виде зародилась еще в IV веке до нашей эры. Но только спустя столетия, после крупных морских экспедиций Колумба, Поло, Магеллана человечество осознало, как важно изучать и постигать окружающий мир.

Рис. 2. Ф. Магеллан.

Социальная и экономическая география

Социальную и экономическую географию зачастую объединяют в один большой раздел – социально-экономическую географию. Социальная география изучает общество, жизнь и взаимодействие людей в нем. Экономическая география изучает экономическую жизнь общества, его место в мировом хозяйстве. Но в центре любого общества находится человек, поэтому две отрасли одной науки объединились в одну.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Рис. 3. Человек и общество.

Социально-экономическая география ставит перед собой конкретный предмет и задачи. Предметом является исследование мировой экономики в целом, а также экономика отдельных государств и обществ внутри различных государств. Также предметом является процесс формирования и развития социально-экономических систем, а также способы управления ими.

Объектом изучения социально-экономической географии являются отдельные страны, их население, политические институты. Главной целью являются совершенствование территориальной организации общества и рациональное размещение производственных сил.

Социально-экономическая география начала развиваться еще в античности. Происходило это во время процесса заселения новых территорий.

Место социально-экономической географии в системе наук очень велико, так как в нашем стремительно развивающемся обществе необходимо обладать знаниями о социально-экономическом развитии общества, о свойствах и особенностях образа и качества жизни людей.

Что мы узнали?

Физическая, экономическая и социальная география являются важными отраслями одной науки. Социальную и экономическую географию часто объединяют в одну отрасль, и рассматривают их как зависящие друг от друга дисциплины.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 107.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области

ПРИНЯТО

На заседании методического объединения______________________________________________________

Протокол №_______ от ___________

Руководитель МО_________________

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

__________________________________________________

«_______» ________________________20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор ___________________________________________________________________________________

«_______» __________________________20____г

Рабочая программа учебного предмета

География 10 класс

на 2017/2018 учебный год

(базовый уровень)

Разработана

учителем географии и биологии

Шакировой Закией Барыевной,

1 квалификационная категория

2017-2018 уч.год

Примерная программа для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень;

Количество часов в неделю: 1 час

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

    Рабочие программы по географии.10-11 классы (линии учебников издательств:»Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»)/авт.-сост. Н.В.Болотникова.- М.:Планета,2015.-120с.

Программа курса «Экономическая и социальная география мира» соответствует образовательному стандарту и полностью реализует Федеральный компонент среднего образования по географии в 10 – 11 классах. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на изучение предмета в 10 и 11 классах отводится 68 часов учебного времени. Этому требованию отвечает структура данного учебника: он состоит из двух частей, двух книг, каждая из которых рассчитана на 34 часа учебного времени.

Данный курс в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи курса:

    сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

    развить пространственно-географическое мышление;

    воспитать уважение к культурам других народов и стран;

    сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

    научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

    воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Особенности программы. Данная программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и, таким образом, в наибольшей степени соответствует современным образовательным нормам.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части – «Общая характеристика мира» и «Региональный обзор мира», - несколько изменено распределение материала внутри разделов.

Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса (11 кл.) и изучается в начале учебного года. Перемещение этой темы в региональный раздел позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы .

Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

В остальном настоящая программа является достаточно традиционной.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.

Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.

Следующая тема, которую для краткости можно назвать « Мировые природные ресурсы и экологические проблемы », также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.

Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:

Статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;

Такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.

Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно-насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в решении этих проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Знать:

Методы географических исследований и уметь применять их на практике;

Особенности размещения основных видов природных ресурсов;

Динамику населения мира в целом, а также отдельных регионов и стран; современные проблемы населения;

Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

Географическую специфику отдельных стран и регионов мира;

Особенности современного положения России в мире, её роль в МГРТ.

2. Уметь:

Составлять комплексную географическую характеристику стран и регионов;

Объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;

Оценивать ресурсообеспеченность стран;

Использовать разнообразные источники географической информации.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Перечень практических работ

работы

Название

Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

Сравнительный анализ карт народов и мировых религий.

Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий.

Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных.

Объяснение причин миграционных процессов в Европе.

Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий.

Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов

Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов

Составление тест-опросника по теме

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Общая характеристика мира

Современная география (1 час)

География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.

Основные понятия: геоинформационные системы.

(2 часа)

Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.

Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».

Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.

(5 часов)

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.

Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.

Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.

Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.

(13 часов)

Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.

Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.

Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.

Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.

Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.

Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..

Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.

Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.

(10 часов)

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.

Практическая работа: 1. Составление тест-опросника по теме.

Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час)

Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.

Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе. Учебники изданы в издательстве «Русское слово».

УМК включает :

    Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: В 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.

    Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 10(11) класс. Часть 1 – М. «Русское слово», 2015 год.

    Сиротин В.И. Экономическая и социальная география мира. 10 кл.: Рабочая тетрадь с комплектов контурных карт. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2014.

    Экономическая и социальная география мира. 10 класс.: Атлас с комплектом контурных карт. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2014

Дополнительная литература:

Для учителя: 1) Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч. I . Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2002.

2) Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч II . Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского / Авт.-сост. О.И. Ануфриева. – Волгоград: Учитель, 2004.

3) Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2002.

4) Перлов Л.Е. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 класс. Программный и методический материал углубленного курса изучения географии. – М.: «Евразийский регион», 1999.

5) География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий с электронным приложением/ Авт.-сост. И.А. Кугут. – М.: Планета, 2011. (Современная школа)

6) Уроки географии с применением ИКТ. 10-11 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост.: С.В. Донгорунова, И.А. Кугут. – М.: Издательство «Глобус», 2011.

7) Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. – М.: «Просвещение», 1992.

8) Амбарцумова Э.М. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. – М.: Интеллект-Центр, 2003.

Для учащихся: 1). Единый государственный экзамен. 2009. География. Универсальные материалы для подготовки уч-ся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009.

2) Единый государственный экзамен. 2011. География. Универсальные материалы для подготовки уч-ся./ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011.

3) Шатных В.В. Современный урок географии. Ч. 3. Методические разработки уроков географии в 10 классе / под ред. И.И. Бариновой. – М.: Школьная Пресса, 2002.

ИКТ: 1) Диск. Уроки географии. 10-11 класс. Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «ГЛОБУС», 2010.

2) Диск. География. Дидактические и развивающие игры. 6-11 классы. Электронное приложение. Издательство «ГЛОБУС», 2010.

3) Диск. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ. География. Компания «Бука-Софт», 2007.

2) Диск. География. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. «Новая школа», 2006.

3) Диск. География. 6-10 класс. Набор мультимедиа-компонентов. «1С», 2005.

4) Диск. Сдаём Единый экзамен. 2008. «1С: Репетитор», 2008.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела, тем уроков

Кол-во часов

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Дата

План

Факт

Часть 1. Общая характеристика мира. Современная география (1 час)

1/1

Географическая наука

НМ

Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе

Знать: основные географические понятия и термины

Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план - конспект, работать с учебником

Фронтальный опрос Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. .

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

2/1

Типы стран современного мира. Пр/р №1 «Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации».

НМ

О типологии стран, основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально - экономического развития.

О разных формах государств

Уметь : характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; умение давать оценку геополитическому положению отдельных стран.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

3/2

Развитые и развивающиеся страны

КБ

Индивидуальный опрос, работа с картой. Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, стран с различным государственным устройством.

Тема 2. География населения мира (5 часов)

4/1

Численность и динамика населения мира

НМ

Численность и воспроизводство населенияю ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации.

Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровни и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации.

Уметь : определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

5/2

Расовый и половозрастной состав населения. Пр/р №2 « Анализ половозрастных пирамид некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий».

Индивидуальный опрос, работа с картой.

6/3

Этнический и религиозный состав населения. Пр/р№3 «Сравнительный анализ карт народов и мировых религий»

Пр/р№4 «Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных».

Пр/р№5 « Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий»

Индивидуальный опрос, работа с картой.

7/4

Размещение населения и его миграции. Пр/р №6 «Объяснение причин миграционных процессов в Европе»

Индивидуальный опрос, работа с картой.

8/5

Сельское и городское население. Пр/р№7 «Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов»

Индивидуальный опрос, работа с картой.

Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (13 часов)

9/1

История взаимоотношений между природой и обществом

НМ

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование.

Комплексная географическая характеристика ЭГП, природных ресурсов, населения КНР. Современные проблемы развития Китая.

Комплексная географическая характеристика ЭГП, природных ресурсов, населения Индии. Современные проблемы развития страны.

Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь : определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Знать и понимать основные понятия и термины по теме. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, территориальную концентрацию населения и производства, феномен развития страны на современном этапе.

Знать и понимать основные понятия и термины по теме. Оценивать и объяснять демографическую ситуацию, территориальную концентрацию населения и производства Индии, достижения и современные проблемы государства.

10/2

Природопользование и экологические проблемы

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

11/3

Природные ресурсы

НМ

12/4

Минеральные ресурсы

НМ

13/5

Рудные и нерудные полезные ископаемые

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

14/6

Земельные ресурсы

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

15/7

Лесные ресурсы

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Сообщения учащихся.

16/8

Водные ресурсы

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

17/9

Ресурсы Мирового океана

НМ

18/10

Другие виды природных ресурсов. Пр/р №8 «Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов»

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

19/11

Загрязнение окружающей среды

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

20/12

Пути решения экологических проблем

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

21/13

Обобщение №1 по темам «География населения мира», «Мировые природные ресурсы»

ОКК

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

22/1

Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство. Пр/р №9 «Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг»

НМ

Научно-техническая революция. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

23/2

Современная эпоха НТР и мировое хозяйство

НМ

Сообщения учащихся, работа с картой.

Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов)

24/1

Топливно-энергетическая промышленность

НМ

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений.

Уметь давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности их размещения по территории земного шара. Составлять комплексную географическую характеристику.

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

25/2

Металлургия

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

26/3

Машиностроение

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Сообщения учащихся

27/4

Химическая, лесная и легкая промышленность

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой. Практическая работа

28/5

Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство.

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

29/6

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

30/7

Виды транспорта

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

31/8

Транспорт и мировое хозяйство

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

32/9

Международные экономические отношения

НМ

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

33/10

Обобщение №2 по темам «Мировое хозяйство и научно-техническая революция», «Характеристика отраслей мирового хозяйства». Пр/р№10 «Составление тест-опросника по теме»

ОКК

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

Тема 6. Глобальные проблемы современности(1 час)

34/1

Глобальные проблемы и их взаимосвязь. Пр/р№11 «Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем»

НМ

Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Знать и понимать основные понятия и термины по теме. Оценивать и объяснять причины и взаимосвязь глобальных проблем человечества

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картой.

Практические работы (по В.И. Сиротину)

    Основные этапы формирования политической карты мира;

    Типы стран современного мира;

    Составление экономико-географической характеристики страны (ФРГ);

    Составление картосхемы производственных связей различных стран;

    Доказательство наличия территориальных диспропорций в экономическом развитии стран и регионов мира;

    Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран;

    Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки;

НОМЕНКЛАТУРА

Зарубежная Европа

1. Северная Европа

Дания – Копенгаген

Исландия – Рейкьявик

Норвегия – Осло

Финляндия – Хельсинки

Швеция – Стокгольм

2. Средняя Европа

Австрия – Вена

Бельгия – Брюссель

Великобритания – Лондон

Германия (ФРГ) – Берлин

Ирландия – Дублин

Лихтенштейн – Вадуц

Люксембург – Люксембург

Нидерланды – Амстердам

Франция – Париж

Швейцария – Берн

3. Южная Европа

Андорра – Андорра-Ла-Велья

Ватикан – Ватикан

Греция – Афины

Испания – Мадрид

Италия – Рим

Кипр – Никосия

Мальта – Валетта

Монако – Монако

Португалия – Лиссабон

Сан-Марино – Сан-Марино

4. Восточная Европа

Албания – Тирана

Белоруссия – Минск

Болгария – София

Босния и Герцеговина – Сараево

Венгрия – Будапешт

Латвия – Рига

Литва – Вильнюс

Македония – Скопье

Молдавия – Кишинёв

Польша – Варшава

Россия – Москва

Румыния – Бухарест

Сербия – Белград

Словакия – Братислава

Словения – Любляна

Украина – Киев

Хорватия – Загреб

Черногория – Цетине

Чехия – Прага

Эстония – Таллин

Косово – Приштина

Зарубежная Азия

1. Юго-Западная Азия

Афганистан - Кабул

Бахрейн – Манама

Израиль – Тель-Авив

Ирак – Багдад

Иран – Тегеран

Иордания – Амман

Йемен – Сана

Катар – Доха

Кипр – Никосия

Кувейт – Эль-Кувейт

Ливан – Бейрут

ОАЭ (Объединённые Арабские Эмираты) – Абу-Даби

Оман – Маскат

Саудовская Аравия – Эр-Рияд

Сирия – Дамаск

Турция – Анкара

Палестинские территории – Рамалла

2. Центральная и Восточная Азия

Китай – Пекин

КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) – Пхеньян

Республика Корея – Сеул

Монголия – Улан-Батор

Япония – Токио

3. Южная Азия

Бангладеш – Дакка

Бутан – Тхимпху

Индия – Дели

Мальдивы – Мале

Непал – Катманду

Пакистан – Исламабад

Шри-Ланка – Коломбо

4. Юго-Восточная Азия

Бруней – Бандар-Сери-Бегаван

Восточный Тимор – Дили

Вьетнам – Ханой

Индонезия – Джакарта

Камбоджа – Пномпень

Лаос – Вьентьян

Малайзия – Куала-Лумпур

Мьянма – Янгон

Сингапур – Сингапур

Таиланд – Бангкок

Филиппины – Манила

5. Страны Закавказья и Средней Азии

Азербайджан – Баку

Армения – Ереван

Грузия – Тбилиси

Казахстан – Астана

Киргизия – Бишкек

Таджикистан – Душанбе

Туркмения – Ашхабад

Узбекистан – Ташкент

Абхазия – Сухуми

Южная Осетия – Цхинвал

Америка

I . Северная Америка

Канада – Оттава

Соединённые Штаты Америки (США) – Вашингтон

II . Латинская Америка

1. Центральная Америка

Белиз – Бельмопан

Гватемала – Гватемала

Гондурас – Тегусигальпа

Коста-Рика – Сан-Хосе

Мексика – Мехико

Никарагуа – Манагуа

Панама – Панама

Сальвадор – Сан-Сальвадор

2. Страны Карибского бассейна (Вест-Индия)

Антигуа и Барбуда – Сент-Джонс

Багамские острова – Нассау

Барбадос – Бриджтаун

Гаити – Порт-о-Пренс

Гренада – Сент-Джорджес

Доминика – Розо

Доминиканская Республика – Санто-Доминго

Куба – Гавана

Сент-Винсент и Гренадины – Кингстаун

Сент-Китс и Невис – Бастер

Тринидад и Тобаго –

Порт-оф-Спейн

3. Андские страны

Боливия – Ла-Пас

Венесуэла – Каракас

Колумбия – Санта-фе-де-Богота

Перу – Лима

Чили – Сантьяго

Эквадор – Кито

4. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности

Аргентина – Буэнос-Айрес

Бразилия – Бразилиа

Гайана – Джорджтаун

Парагвай – Асунсьон

Суринам – Парамарибо

Уругвай – Монтевидео

Африка

1. Северная Африка

Алжир – Алжир

Египет – Каир

Ливия – Триполи

Мавритания – Нуакшот

Марокко – Рабат

Тунис – Тунис

2. Западная Африка

Бенин – Порто-Ново

Буркина-Фасо – Уагадугу

Гамбия – Банжул

Гана – Аккра

Гвинея – Конакри

Гвинея-Бисау – Бисау

Кабо-Верде – Прая

Кот-д’Ивуар – Ямусукро

Либерия – Монровия

Мали – Бамако

Нигер – Ниамей

Нигерия – Абуджа

Сенегал – Дакар

Сьерра-Леоне – Фритаун

Того – Ломе

3. Центральная Африка

Ангола – Луанда

Габон – Либревиль

Камерун – Яунде

Демократическая Республика Конго (Заир) – Киншаса

Конго – Браззавиль

Сан-Томе и Принсипи – Сан-Томе

Центральноафриканская Республика (ЦАР) – Банги

Чад – Нджамена

Экваториальная Гвинея – Малабо

4. Восточная Африка

Бурунди – Бужумбура

Джибути – Джибути

Замбия – Лусака

Кения – Найроби

Малави – Лилонгве

Руанда – Кигали

Сомали – Могадишо

Судан – Хартум

Танзания – Додома

Уганда – Кампала

Эритрея – Асмэра

Эфиопия – Аддис-Абеба

Южный Судан – Джуба

5. Южная Африка

Ботсвана – Габароне

Зимбабве – Хараре

Коморские острова – Морони

Маврикий – Порт-Луи

Мадагаскар – Антананариву

Мозамбик – Мапуту

Лесото – Масеру

Намибия – Виндхук

Свазиленд – Мбабане

Сейшельские острова – Виктория

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – Претория

Австралия и Океания

Австралия – Канберра

Вануату – Порт-Вила

Западное Самоа – Апиа

Кирибати – Баирики

Маршалловы острова – Маджуро

Науру – Ярен

Новая Зеландия – Веллингтон

Палау – Корор

Папуа-Новая Гвинея – Порт-Морсби

Соломоновы острова – Хониара

Тонга – Нукуалофа

Тувалу – Фунафути

Федеративные Штаты Микронезии – Паликир

Фиджи – Сува

Тематическое планирование по курсу «География. Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Практические

работы

Виды и формы контроля, КИМы

Оборудование

Дом. задание

1.

2.

3.

Часть 2. Региональный обзор мира

Тема 1. Политическая карта мира

Этапы формирования ПКМ

Типология стран мира

Регионы мира и международные организации

3

1

1

1

1. Основные этапы формирования политической карты мира

2. Типы стран современного мира

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура (обзор)

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь

П. 1 в.

Записи в тетради

П. 2 в.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Тема 2. Зарубежная Европа

Состав и ГП

Природа и люди

Хозяйство

Внутренние различия

Федеративная Республика Германия

Республика Польша

6

1

1

1

1

1

1

3. Составление экономико-географической характеристики страны (ФРГ)

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, географический диктант, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Зарубежная Европа», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 3 в.

П. 4 в.

П. 5 в. к/к

П. 5 в., таблица

П. 6 в.

П. 7 в. ЛОК

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Тема 3. Зарубежная Азия

ГП и ресурсы

Население и хозяйство

Япония. ГП, ресурсы и население

Хозяйство Японии

КНР. ГП, ресурсы и население

Хозяйство Китая

Республика Индия. ГП, ресурсы и население

Хозяйство и внутренние различия Республики Индии

8

1

1

1

1

1

1

1

1

4. Составление картосхемы производственных связей различных стран

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Зарубежная Азия», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 8 в.

П. 9 в. к/к

П. 10 в. ЛОК

П. 11 в.

П. 12 в. ЛОК

П. 13 в.

П. 14 в. ЛОК

П. 15 в.

18.

19.

20.

Тема 4. Северная Америка

США. ГП, ресурсы и население

США. Хозяйство, внутренние различия

Канада

3

1

1

1

5. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карты «Северная Америка», «США», «Канада», презентации, ЛОК

П. 16 в.

П. 17 в. к/к

П. 18 в. ЛОК

21.

22.

23.

24.

Тема 5. Латинская Америка

ГП, ресурсы и население

Хозяйство и внутренние различия

Федеративная Республика Бразилия. ГП, ресурсы и население

Хозяйство Бразилии

4

1

1

1

1

6. Доказательство наличия территориальных диспропорций экономическом развитии стран и регионов мира

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Латинская Америка», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 19 в.

П. 20 в. к/к

П. 21 в.

П. 22 в.

25.

26.

27.

28.

Тема 6. Африка

ГП и природные ресурсы

Население и хозяйство

Южно-Африканская Республика

Кения

4

1

1

1

1

7. Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Африка», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 23 в.

П. 24 в. к/к

П. 25 в.

П. 26 в.

29.

30.

Тема 7. Австралия и Океания

Австралия

Океания

2

1

1

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, номенклатура, творческая работа, ЛОК

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Австралия», немая ПКМ, презентации, ЛОК

П. 27 в. к/к

П. 28 в. «визитка»

31.

32.

Тема 8. Россия в современном мире

Экономико-географическая история России

Современная Россия

2

1

1

Тестирование, выполнение заданий на контурной карте, творческая работа

Политическая карта мира, учебник, атлас, рабочая тетрадь, карта «Российская Федерация», презентации

П. 29 в.

П. 30 в.

33.

Полугодовая контрольная работа

1

Тестирование

34.

Годовая контрольная работа

1

Тестирование

Размеры знаков промышленных пунктов и добычи полезных ископаемых на экономических картах показывают их относительное экономическое значение
Электростанции даются знаками двух размеров с учетом их мощности
Условные знаки, помещенные в легендах карт атласа, в данную таблицу не входят.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА.
Примечания. 1. Международноправовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60 южной широты, регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г.
2. Будущее Западной Сахары подлежит урегулированию согласно соответствующим решениям ООН
3. Фолклендские (Мальвинские) острова-спорная между Аргентиной и Великобританией территория; фактически является владением Великобритании с центром Порт-Стэнли.
4. Палестинские территории (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) оккупированы Израилем в 1967г. В настоящее время в рамках мирного урегулирования на Ближнем Востоке идет процесс формирования палестинского самоуправления.

ОГЛАВЛЕНИЕ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА
РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОЛУ
НАРОДЫ
ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
УРОВЕНЬ УРБАНИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИКА
ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
ТРАНСПОРТ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВО-ФИНАНСОВЫЕ СВЯЗИ
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА. Общегеографическая карга
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА. Минеральные ресурсы
Народы
ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА. Экономическая карта
ГЕРМАНИЯ. Административно-территориальное деление
Рурский промышленный район
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. Общегеографическая карта
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ЯПОНИЯ. Экономическая карта
ЮЖНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ. Экономическая карта
ИНДИЯ. Экономическая карта
ИНДИЯ. Административно-территориальное деление
Народы
АФРИКА. Общегеографическая карта
АФРИКА. Экономическая карта
ДЕЛЬТА НИЛА л
ПЛАН КАИРА
МЕДНЫЙ ПОЯС В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКЕ
ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН ВИТВАТЕРСРАНД
КАНАДА. США. Общегеографическая карта
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Административно-территориальное деление
Минеральные ресурсы
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. Экономическая карта
КАНАДА. Административно-территориальное деление
Экономическая карта
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. Общегеографическая карта
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. Экономическая карта
АВСТРАЛИЯ. Общегеографическая карга
Экономическая карта
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРА.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Атлас, Экономическая и социальная география мира, 10 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • География, 10 класс, Гарибов Я., Алхасов О., Гусейнли Ш., Бабаева М., 2018
  • География, 10-11 класс, Экономическая и социальная география мира, Региональная характеристика мира, Часть 2, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2008
Поделиться