Государственная политика в области содействия занятости населения. Государственная политика в сфере занятости населения Государственная политика содействия занятости

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями: 1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами Российской Федерации предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; одиноким и многодетным родителям, имеющим несовершеннолетних детей; инвалидам; лицам предпенсионного возраста; беженцам, вынужденным переселенцам; лицам, освобожденным из исправительных учреждений, а также длительное время не имеющим работы. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

В соответствии с указанным выше законом к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства; предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящих службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной Службы занятости населения.

«Занятость,- согласно указанному закону, - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)». Такая трактовка занятости, как видно, в целом коррелируется с перечнем лиц, определяемых выше в качестве занятых. В то же время вряд ли от этого легче тем, кого считают занятым по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства. Законодатель здесь преследовал прежде всего свои интересы, а не интересы граждан. Вместе с тем приведенное толкование занятости имеет позитивное значение не только для решения проблем рынка труда вообще, но и для более адресной разработки социальной политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования и формирования как на федеральном, так и на местном уровнях.

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Важным направлением деятельности государства по уменьшению тяжести безработицы является (т. е. должно быть) стабилизация экономической ситуации в стране, борьба с инфляцией. Значение данных шагов огромно, так как в условиях нынешнего состояния экономики в России пособие по безработице установлено в размере 70\% от минимальной оплаты труда, а она из-за инфляции значительно ниже уровня бедности.

"

Государственная политика в широком смысле - это цели и задачи, поставленные государством в какой-либо сфере его деятельности: что надо сделать, чего достичь и как это сделать, какими средствами, методами, способами. Содержание государственной политики в области содействия занятости населения декларируется в ст. 5 Закона о занятости населения, причем нельзя этого не отметить, декларируется в самом общем виде.

В п. 1 этой статьи Закона декларируется, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан страны на полную, продуктивную и свободно избранную ими занятость. Заметим, что такая редакция п. 1 вызывает известные сомнения: Конституция РФ не предусматривает такое право граждан страны. В ее ст. 37 сказано, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Поэтому никому из лиц, ищущих работу, не следует обольщаться надеждой, что государство обязано обеспечить его работой по свободно избранной им профессии, специальности.

Что же касается права, предусмотренного ст. 37 Конституции, то каждый имеет определенные права тогда, когда он уже работает. Каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного размера оплаты труда. Кроме того, каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы, что совершенно не означает, что государство обязано предоставить ему исключительно такую работу, на которую он претендует.

Соответствующий орган службы занятости может направить безработного на работу на предприятие (в организацию, учреждение), на котором есть вакансия, что еще, как правило, не означает, что он будет принят на работу. При этом служба занятости при направлении гражданина на работу исходит из того, чтобы эта работа являлась для него подходящей, а дело гражданина - согласиться или не согласиться претендовать на данное рабочее место.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В целом можно констатировать, что положения ст. 5 Закона определяют политику в области содействия занятости населения, исходя из положений Конституции РФ и международных норм, касающихся занятости и защиты населения от безработицы.

Конвенцией МОТ N 122 (1964 г.) провозглашена цель, к которой должны стремиться государства, - полная, продуктивная и свободно избранная занятость. Конвенция рекомендует осуществлять активную политику, направленную на содействие полной занятости в целях стимулирования экономического роста и развития стран, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы.

Проведение такой политики имеет целью обеспечить работу для всех, кто в ней нуждается, ищет ее и готов к ней приступить, на условиях свободного выбора. При этом у каждого гражданина должны иметься возможности для приобретения необходимой ему и обществу квалификации для выполнения работы, к которой он пригоден; использовать полученную специальность, квалификацию, свои способности к труду без какой-либо дискриминации.

Мало того, политика в области занятости должна учитывать стадию и уровень экономического развития страны и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями. Она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Меры, которые следует принять для достижения провозглашенных целей, должны быть определены, и их необходимо периодически пересматривать в рамках координированной экономической и социальной политики. При этом принятие решений в сфере занятости требует согласованных действий, как со стороны государства, так и со стороны представителей предпринимателей и трудящихся.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости будет одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Важно знать, что большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под кᴏᴛᴏᴩой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Кстати, эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, пробудет в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Отметим, что каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, будет в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам ϶ᴛᴏй политики ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на базе систем страхования по безработице. Минимальная задача данных выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии) Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Не стоит забывать, что важной основой регулирования рынка труда в стране с рыночной экономикой будет зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между данными двумя явлениями.

В случае если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас основываются на том, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. При этом было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Исключая выше сказанное, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда будут государственными и осуществляют ϲʙᴏю деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности кᴏᴛᴏᴩых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Важно знать, что большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. При этом полномочия региональных органов управления несколько сужены. К примеру, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов ϲʙᴏей политики и в рамках ϲʙᴏей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания выϲʙᴏбождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3)

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", кᴏᴛᴏᴩый определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:
  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, кᴏᴛᴏᴩый будет внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что пробудет в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, кᴏᴛᴏᴩые снижаются с течением времени.

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Сложившееся положение делает очевидным необходимость ведение государственной политики в этой сфере.

Политика занятости является одной из составляющих социально-экономической политики государства.

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена

Целью политики занятости является формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через стабилизацию экономики, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости.

Государственная политика в области занятости населения направлена на:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор формы занятости;

Поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

Соблюдение принципа добровольности труда, свободного выбора вида занятости путем поощрения работодателей, создающих новые рабочие места;

Обеспечение социальной защиты населения в области занятости на основе координации деятельности государственных органов, профсоюзов, предпринимателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения. Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.

Основными принципами государственного регулирования занятости являются:

Защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

Поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

Ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

Директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или по заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

Финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Решение задач преодоления безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

В связи с этим результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

- последовательная стабилизация уровня жизни , совершенствование социальной поддержки населения, направленной в то числе на снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы;

- улучшение качества рабочей силы , включая условия труда, вопросы заработной платы и использования рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной политики , направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда;

- развитие и повышение эффективности программ и услуг , реализуемых через государственные органы по вопросам занятости и направленных на предотвращение безработицы и возвращение не имеющих.

Политика занятости станет результативной и эффективной, когда будет ориентирована на регулирование структурой безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

1) повышение спроса на квалифицированную рабочую силу как необходимой предпосылки для роста эффективности труда, улучшения качества продукции и услуг;

2) обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование (по оценкам Института экономики РАН, из 9 тыс. предприятий, кандидатов в банкроты, подавляющее большинство потерпели неудачу вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело в рыночных условиях);

3) усиление роли профессионального труда в росте доходов и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд – высокие заработки);

4) упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации экономически активных граждан, прежде всего составляющих мобильный резерв рабочей силы, J учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;

5) расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

6) максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;

7) совершенствование учета безработных и предоставления пособий;

8) оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.

Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости.

Работодатели осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

Основными инструментами политики занятости являются активный и пассивный методы ее осуществления.

Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированных на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.

Активная политика занятости включает в себя следующие меры:

1) по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности – гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

2) инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

3) поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости.

К средствам активной политики занятости относятся:

- информация о рынке труда – сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Преградой в получении и трансляции информации о рынке труда может стать недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (это требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации;

- содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия: а) поддержание банка вакансий для информирования граждан о возможностях трудоустройства; б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя; в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов»; г) обучение навыкам работы и специальная форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Основная проблема повышения эффективности этих мероприятий связана с величиной напряженности на рынке труда (число претендентов на одну вакансию).

- профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по различным специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточной развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении лиц, ищущих работу.

- профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению: а) профессиональной информации о состоянии и перспективах рынка труда, об особенности профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к личности, об условиях, режиме труда и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности; б) профессиональной консультации о необходимых личных шагах при выборе сферы деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения; в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места; г) психологической поддержки, цель которой – развитие навыков адаптации безработных граждан, повышение самооценки и усиление мотивации на поиск работы. Здесь имеют трудности организационного и кадрового плана;

- общественные работы и организация временной занятости ; временная субсидируемая занятость , а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест – программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. Эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться;

- поддержка предпринимательской активности безработных и самостоятельной занятости заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно;

- территориальное перераспределение рабочей силы и др.

Пассивная политика занятости – это совокупность мер, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов безработных граждан (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовой обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдых и праздничных мероприятий для детей - бесплатно или по сниженным целям и др.) и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости.

К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных зарплат). Преимущества имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в "проблемных" регионах. Однако и здесь существуют риски - риск принятия государством обязательств работодателя по выплате зарплаты.

Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы останется непреодолимой, расширится длительная безработица и сопровождающая ее социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.

Государство осуществляет политику занятости на федеральном и региональном уровнях.

Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки повышения благосостояния граждан, создания условий для разностороннего развития человека, оптимального сочетания и чередования труда и отдыха. Это возможно на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов.

Политика занятости на региональном уровне должна быть направлена на:

Устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

Подготовку и переподготовку рабочей силы;

Поддержку деятельности по созданию рабочих мест;

Расширение диапазона общественных работ;

Налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставление, в случае необходимости работы;

Государственная поддержка привлечение иностранного капитала в регионы с повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.


Главным элементом и фактором производства является труд. Взаимодействие рабочей силы, орудий и предметов труда характеризует состояние производительных сил и производственных отношений, конкретного способа производства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, защиту от безработицы, профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

В плановой системе государство является основным работодателем, и спрос на рабочую силу удовлетворяется путем организованного набора. В рыночных условиях рабочая сила превращается в товар, продается и покупается с учетом законов стоимости, спроса и предложения и других факторов; сфера приложения труда расширяется, используются различные формы занятости без участия государства (индивидуальная трудовая деятельность, фермерство, домашнее хозяйство).

Функционирует рынок труда, где продавцами выступают собственники рабочей силы, а покупателями - работодатели. Отношения между продавцами и покупателями рабочей силы характеризуются добровольностью выбора, свободой найма и цены рабочей силы, а также непрерывной борьбой по поводу условий ее купли- продажи.

Рабочая сила - особый товар. На ее формирование и воспроизводство оказывают влияние не только общественные, но и естественно-биологические факторы. Использование рабочей силы в процессе труда дополняется издержками на ее подготовку и восстановление, которые общество обязано нести, чтобы не подорвать основу своего существования. Поэтому рынок труда не рассматривается в качестве обычного товарного рынка и регулируется государством.

Рынок труда имеет соответствующую инфраструктуру, т.е. совокупность организаций, учреждений, способствующих удовлетворению требований как продавцов, так и покупателей. Инфраструктура выполняет своеобразные функции управления через нормативно-правовое регулирование, службы занятости, систему профориентации и профподготовки.

Современный рынок труда характеризуется гибкостью форм занятости, найма и увольнения, регулирования рабочего времени, заработной платы, методов социальной защиты работников. Это позволяет создавать рабочие места, удовлетворяющие требованиям различиях категорий работников, реализовывать свой трудовой потенциал, поддерживать квалификацию. Развитие трудовых отношений способствует повышению экономической эффективности предприятий, увеличению занятости и благосостояния населения.

Рынок труда предоставляет возможность, но не гарантирует свободного выбора производительной и высокооплачиваемой работы. Все определяется соотношением предложения и спроса на рабочую силу, уровнем конкуренции на рынке.

Экономически активное население предъявляет спрос на рабочие места (обратная сторона предложения рабочей силы). Он может быть удовлетворен (занятые) и неудовлетворен (безработные). Экономически неактивное население не ищет работу (обучающиеся с отрывом от производства, занятые в домашнем хозяйстве и др.).

Размеры предложения рабочей силы определяются демографической ситуацией (вступление в трудоспособный возраст, естественная убыль), масштабами сокращения рабочих мест (высвобождаемые работники поступают на рынок труда), миграцией и другими факторами.

Например, структурная перестройка, реорганизация убыточных предприятий выявляют производства, не представляющие инвестиционного интереса. Сохраняющиеся на них рабочие места имеют повышенный риск сокращения. Причинами безработицы являются ограниченные финансовые возможности предприятий и государства, банкротства. Армию безработных пополняют уволенные в запас в связи с реформой армии военнослужащие, выпускники средних и высших учебных заведений.

Безработица порождает целый комплекс проблем. При ее росте теряются квалифицированные кадры, снижается уровень жизни, повышается социальная напряженность в обществе.

Ситуацию на рынке труда можно охарактеризовать следующими показателями.

Показатели, используемые для анализа рынка труда
Показатель
Порядок исчисления
Уровень занятости населения
Отношение численности занятых к общей численности населения
Уровень общей безработицы
Отношение численности безработных к численности экономически активного населения 1 Согласно методологии МОТ безработные - это граждане, не имеющие постоянной работы и активно ее ищущие (кроме пенсионеров). Не полностью занятые и ищущие работу также признаются безработными
Уровень регистрируемой безработицы
Отношение численности зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных к численности экономически активного населения
Доля безработных более 1 года
Отношение численности безработных, ищущих работу 12 и более месяцев к общей численности безработных
Коэффициент напряженности на рынке труда
Отношение численности работающих - рабочее время неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним предприятиям) к общей численности работников этих предприятий
Доля работающих неполное
Отношение общей численности безработных к количеству вакансий в крупных и средних предприятиях

Как свидетельствуют данные табл. 8.4, в России за 12 лет безработица увеличилась с 5,2 до 8,3%. В последние четыре года численность экономически активного населения увеличивается.

Однако в стране насчитывается 467 городов и 332 поселка городского типа, признанных градообразующими, в них проживает 25 млн. чел. Занятость здесь полностью зависит от одного-двух предприятий, многие из которых бездействуют. С точки зрения достоверности статистических данных размеры безработицы преуменьшены. Это обусловлено наличием скрытой безработицы, когда на предприятиях не платят работникам заработную плату, но не увольняют их, а потому они не регистрируются в службе занятости.

Наряду с количественными анализируются также и качественные характеристики рабочей силы на рынке труда.

Качество рабочей силы, согласно методике института «Beri» (Швейцария), представляет собой средневзвешенную величину из четырех параметров с соответствующими весами:

  • трудовое законодательство и тарифные соглашения - 30 баллов;
  • соотношение между производительностью труда и оплатой труда - 30 баллов;
  • трудовая дисциплина и отношение к труду - 25 баллов;
  • уровень квалификации - 15 баллов. Максимальное количество баллов - 100.

В некоторых странах оценка составляет, баллов:

Сингапур 82

Германия 64

Расчет среднего балла по России приведен в таблице.


Таким образом, по показателю качества рабочей силы Россия уступает многим странам. Престиж квалифицированного труда и рабочих профессий вообще невысок. При незначительной потребности предприятия мало заботятся о подготовке квалифицированных кадров.

В развитых странах на подготовку и переобучение кадров предприятия тратят более 10%, а в фирмах «Дженерал моторс», «Сони» и ряде других - 15-20% к фонду оплаты труда; на предприятиях Самарской области - 0,05%. Поэтому, винимо, доля рабочих высшей квалификации, или «синих воротничков», рабочей аристократии составляет в США 43%, Германии - 57, в Самарской области - 6-8%.

Наличие армии лишних людей свидетельствует, что перестройка хозяйства все же идет, но не на высоком техническом уровне. По мере активизации структурной перестройки безработица будет возрастать одновременно со спросом на квалифицированную рабочую силу. Следовательно, уже сейчас должна разрабатываться программа массовой переподготовки кадров рабочих профессий.

Государство регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Провалится политика содействия занятости, развертывания инфраструктуры рынка, выравнивания условий жизни, социального обеспечения временно неработающих.

Наиболее общими предпосылками ее реализации являются тесная увязка экономической и социальной политики, осуществление эффективной инвестиционной и финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.

Роструд Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, исходя из отраслевых и региональных приоритетов, разрабатывают генеральную схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства сохранения и сознания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда.

В них предусматриваются меры по улучшению использования имеющихся рабочих мест, развитию малых предприятий, соединению материальных и трудовых ресурсов на основе льготной аренды производственных объектов, в том числе входящих в состав мобилизационных мощностей. Ликвидация неэффективных рабочих мест сочетается с вводом новых рабочих мест, профессиональной подготовкой и трудоустройством высвобождающихся работников в развивающихся отраслях и регионах.

Новые рабочие места с высоким заработком открываются на основе определения приоритетных направлений развития экономики и потенциала регионов в интересах стабилизации рынка труда, особенно в районах со сложным социально-экономическим положением и экстремальными условиями проживания. Вводится обязательная экспертиза федеральных инвестиционных проектов в Роструде по критерию обеспечения сохранения и увеличения новых рабочих мест.

Федеральные органы участвуют в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и ОПК, а также в регулировании высвобождения в тех регионах, где из-за структурных особенностей или изменений государственной экономической политики складывается острая ситуация с занятостью, для изменения которой местных возможностей недостаточно.

Региональные службы занятости подключаются к единому федеральному банку данных о вакансиях, налаживают связи с работодателями, поощряя обустройство рабочих мест, обучение новым профессиям; помогают гражданам переселяться в другие регионы, на село.

Конкретными мерами содействия занятости являются:

  • поддержка и поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые рабочие места;
  • профессиональная подготовка и профориентация;
  • поддержка самозанятости, временной занятости, общественных работ;
  • поддержка граждан с особыми потребностями (с ограниченной трудоспособностью, уволенных с военной службы, длительно безработных, женщин, молодежи, освобожденных из мест заключения);
  • регулирование миграционных потоков;
  • защита отечественных производителей от внешней конкуренции.

За счет федерального бюджета финансируются:

  • содействие трудоустройству (проведение ярмарок вакансий, информирование о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство, содействие самозанятости);
  • профобучение и профориентация безработных;
  • социальная поддержка (пособие и др.).

Разработаны критерии отнесения регионов к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда и массового высвобождения работников.

К территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (согласно постановлению Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. № 875) относятся субъекты РФ, у которых коэффициент напряженности на рынке труда превышает средний по России в 1,5 раза. Такие территории определяет на основании расчетов Роструд, он же формирует их перечень и утверждает его по согласованию с Минэкономразвития России и Росстатом. Перечень направляется федеральным и региональным органам исполнительной власти для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.

Критериями массового высвобождения работников являются:

1) ликвидация предприятия с численностью работающих 15 человек и более;

2) сокращение численности работников предприятия:

50 человек и более в течение 30 календарных дней,

200 человек и более в течение 60 календарных дней,

500 человек и более в течение 90 календарных дней;

3) увольнение 1% общего числа работающих в течение 30 календарных дней в регионе с общей численностью занятых менее 5 тыс. чел.

Для содействия занятости в условиях массового высвобождения образуются комиссии экстренной помощи; в комиссию входят представители работодателя, службы занятости, профорганы.

Напряженная ситуация снимается как текущими целевыми действиями по социальной поддержке населения, так и реализацией специальных программ экономического развития.

Меры по предотвращению массового высвобождения могут быть обязательными (установленными нормативно для работодателей) и инициативными.

Возможности предприятий по предотвращению массовых увольнений определяются организационными и финансовыми факторами. Финансовые факторы - это наличие ресурсов у работодателя, которые можно использовать на эти цеди. Организационные факторы - это позиция органов местного самоуправления и службы занятости, желание работодателя сохранять или увеличивать количество рабочих мест.

Одной из обязательных мер является разработка предприятиями социальных планов. В план включаются следующие разделы:

A. Общие сведения и анализ причин, вызывающих массовые увольнения.

Б. Численность подлежащих увольнению работников (персональный состав, сроки, очередность увольнения).

B. Меры по ограничению увольнения:

  • отказ от сверхурочных работ, работ в выходные дни;
  • ограничение (запрет) приема иностранной рабочей силы;
  • приостановление найма, пока не будут трудоустроены все высвобождаемые работники предприятия;
  • отказ от услуг субподрядчиков с целью заполнения рабочих мест своими работниками;
  • внутрипроизводственные перемещения работников в те структурные подразделения, где не заполнены рабочие места;
  • временный перевод отдельных структурных подразделений или работников на неполное рабочее время;
  • опережающая профессиональная подготовка работников, подлежащих высвобождению, повышение их квалификации;
  • предоставление работникам с их согласия отпуска без сохранения заработной платы;
  • добровольный уход работников пенсионного возраста.

Указанные меры могут быль также предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях.

Во Франции предприятия всех форм собственности составляют социальные планы и утверждают их в органе местного управления. Пока план не утвержден, предприниматель не имеет права уволить работника в связи со структурной перестройкой или перепрофилированием.

Работодатели получают от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда, данные об учебно-производственной базе на соответствующей территории, перечень профессий, пользующихся устойчивым спросом, о возможностях сезонных и общественных работ, работ вахтовым методом и т.д. Работодатели в свою очередь предоставляют органам службы занятости и профоргану информацию о возможных массовых увольнениях.

Органами исполнительной власти предоставлено право бюджетного финансирования поэтапного высвобождения и возмещения расходов работодателю на проведение мероприятий по содействию занятости в форме льготных кредитов, субсидий, рассрочек при уплате налогов и др. Решению об оказании финансовой помощи предшествует проверка экономического состояния предприятия, анализ местного рынка труда, оценка целесообразности сохранения рабочих мест.

Органы исполнительной власти на местах определяют допустимый уровень безработицы с учетом необходимой социальной поддержки безработных, возможность смягчения последствий длительной (более одного года) безработицы. При повышении уровня безработицы осуществляются специальные меры по ограничению ее роста.

В качестве одного из самых доступных видов увеличения занятости используются общественные работы.

Общественными работами признаются виды трудовой деятельности, не требующей, как правило, предварительной профессиональной подготовки, имеющей социально полезную направленность и вводимой для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются исполнительной властью субъектов РФ, местным самоуправлением при участии службы занятости на предприятиях, в учреждениях и других организациях независимо от форм собственности.

Органы исполнительной власти и службы занятости в регионах ежегодно определяют объемы и виды общественных работ с учетом количества и состава незанятого населения. В случаях массового высвобождения работников разрабатываются территориальные (районные, городские) программы организации общественных работ и временных рабочих мест. Органы службы занятости информируют граждан о видах организуемых общественных работ, условиях, режиме, оплате труда, направляют их в организации для выполнения общественных работ. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице и состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает трудовой договор на срок до шести месяцев. На занятых на общественных работах распространяется законодательство о труде и социальном страховании. Оплата производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда. Производится доплата к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице.

Финансирование общественных работ осуществляется за счет средств предприятий, в которых организуются эти работы; при необходимости привлекаются средства субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных предприятий для их проведения, предоставляют льготы по налогам предприятиям, активно содействующим организации общественных работ.

На принципах общественных работ реализуется совместная программа (Роструд, Росстрой) по строительству автомобильных дорог. Деньги, предназначенные на выплату пособий безработным, перечисляются в строительную фирму, которая выполняет общественные работы.

В рамках программ поддержки предпринимательства, разрабатываемых органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организуется обучение незанятого населения предпринимательской деятельности. Направление на учебу осуществляется органами по труду и занятости, органами образования и фондами поддержки малого предпринимательства. Финансирование обучения незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, производится за счет средств, находящихся в распоряжении региональных органов службы занятости, а других граждан - за счет средств предприятий, организаций, фондов поддержки малого предпринимательства, личных средств граждан и других источников.

Малый бизнес может быстрее востребовать те категории работников, которые высвобождаются в процессе структурной перестройки и связанного с ней вывода ряда предприятий, а также их закрытия и перепрофилирования. Малые фирмы способствуют повышению адаптивности работников к овладению смежными специальностями или параллельному выполнению ими ряда разнородных функций. Наиболее перспективны инновационные малые и средние фирмы.

Для нормального функционирования рынка труда необходима подвижность населения. Но трудовая миграция может стать фактором развития экономики лишь при грамотном управлении ею. Внутренняя миграция рабочей силы сдерживается неразвитостью ипотеки для покупки жилья на новом месте, привязанностью бюджетных трансфертов к региону. Внешняя миграция требует надежного правового и административного регулирования, иначе она становится нелегальной и дезорганизует рынок труда.

«Основами пограничной политики Российской Федерации», утвержденными Президентом РФ. Председателем Совета Безопасности РФ 5 октября 1996 г., демографическая экспансия рассматривается в числе возможных угроз национальным интересам.

Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции рассмотрены в таблице.

Основные принципы государственной политики в сфере внешней трудовой миграции
Привлечение и использование иностранной рабочей силы
Трудовая миграция граждан России за границу
Удовлетворение потребностей российского рынка труда в необходимой рабочей силе
Обеспечение и защита прав и законных интересов граждан России на всех стадиях трудовой миграции
Обеспечение на национальном рынке труда приоритетного права граждан России на трудоустройство
Развитие международного сотрудничества, заключение международных договоров с государствами - главными импортерами российской рабочей силы
Предотвращение нелегальной трудовой миграции

Для предотвращения нелегальной трудовой миграции и защиты отечественного рынка труда приняты меры к усилению иммиграционного контроля. Введено квотирование приглашений на въезд в Россию иностранных граждан с целью трудовой деятельности. Размер квоты утверждает Правительство РФ на основе заявок субъектов РФ.

Они направляют свои предложения на каждый год с учетом:

  • приоритетного использования национальных трудовых ресурсов:
  • ситуации на рынке труда;
  • возможностей по обустройству иностранных граждан.

Утвержденную квоту Роструд совместно с МВД России и Минэкономразвития России распределяют по субъектам РФ. Между субъектами РФ они могут по взаимному согласию перераспределяться.

Иммиграционный контроль проводится в пунктах пропуска через государственную границу, которые являются структурными подразделениями миграционной службы. Функции федерального органа исполнительной власти по миграции переданы в МВД России, миграционная служба является его подразделением.

Для использования иностранной рабочей силы работодатель должен получить разрешение, а иностранный гражданин - иметь подтверждение на право занятия трудовой деятельностью. С работодателей взимается плата за каждого привлекаемого иностранного работника. В случаях, не требующих разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, за выдачу подтверждения на право трудовой деятельности иностранным гражданам с работодателей взимается плата в размере 15-кратной минимальной месячной оплаты труда на дату выдачи подтверждения. Работодатели несут ответственность за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения. Иностранные граждане, въехавшие на территорию России и принятые на работу с нарушением установленных правил, подлежат выдворению органами МВД за счет средств работодателя.

Работа с мигрантами требует индивидуального подхода к каждому человеку. В мировой практике решающую роль в управлении миграцией играют общественные организации. Особенно эффективны общественные организации самих мигрантов. В Германии общественные организации осваивают более 80% государственных средств, выделяемых на обустройство мигрантов.

На рынке труда продавцы рабочей силы оказываются малозащищенной и наиболее уязвимой стороной. Кроме государства, их поддерживать некому. Поэтому оно вводит определенные гарантии работникам для обеспечения занятости независимо от формы собственности предприятия. Так, законодательно установлена поддержка неконкурентоспособных граждан: молодежи, лиц предпенсионного возраста, уволенных с военной службы, инвалидов, женщин. Для нуждающихся в социальной защите устанавливаются особые условия приема на работу и увольнения, обучения по специальным программам.

При продаже предприятия в условия конкурса включается обязательное требование сохранения числа рабочих мест, если оно является градообразующими. К градообразующим отнесены предприятия:

  • на которых занято не менее 30% общего числа работающих на территории города (поселка);
  • имеющие на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города (поселка).

Гражданам, признанным безработными, разрешено оформлять пенсию по возрасту на два года раньше.

В коллективные договоры включаются и работодателями осуществляются мероприятия по обеспечению занятости:

  • сокращение рабочего времени без сокращения численности;
  • льготы и компенсации, предоставляемые сверх установленных законодательством;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора;
  • заключение договоров коллективного страхования рабочих и служащих на случай потери работы;
  • временное приостановление найма на вакантные рабочие места.

Работодатели несут ответственность за повышение квалификации работников, с которыми находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы затрат на эти цели для предприятий, учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.

В социально-трудовых отношениях используется принцип трипартизма. Три стороны - рабочие, работодатели, государство - образуют поле социального партнерства. Рабочих представляют профсоюзы, работодателей - их ассоциации, государство - правительство и его органы. Ассоциации и отраслевые союзы работодателей при участии РСПП учредили Координационный совет отечественных работодателей (КСОР). Правительство РФ утверждает состав представителей в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (30 человек). Средством обеспечения партнерства служит договорной механизм. Функционируют трехсторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение договоров и соглашений, служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Актом, устанавливающим общие принципы и условия согласованного проведения социально-экономической политики, является генеральное соглашение . Участниками генерального соглашения являются Правительство РФ, общероссийские объединения профсоюзов (иные уполномоченные работниками общероссийские представительные органы), работодатели (их объединения), которым делегированы права на ведение переговоров и заключение соглашений.

Генеральное соглашение регулирует социально-трудовые отношения на федеральном уровне, совместные действия сторон по их реализации и признается сторонами обязательным для выполнения. Каждая сторона после подписания генерального соглашения разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств. В течение срока действия генерального соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию возникающих трудовых конфликтов.

В области развития социального партнерства предусматривается обеспечение прав и гарантий профсоюзной деятельности, контроль за соблюдением законодательства о труде, содействие заключению на местах соглашений и коллективных договоров. Намечается ратификация конвенций МОТ, касающихся основных вопросов социальной политики, регулирования трудовых отношений, социального партнерства.

Генеральное соглашение ограничивает уровень безработицы в среднем по Российской Федерации. В целях обеспечения реализации договоренностей генерального соглашения Правительство РФ разрабатывает и утверждает план мероприятий. Ответственными исполнителями его являются федеральные органы власти. Информация о ходе выполнения плана ежеквартально представляется в Роструд, на который возложен контроль за реализацией плана. Информация о выполнении плана представляется в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Отраслевое (тарифное) соглашение отражает направления социально-экономического развития отрасли, оплату и условия труда, социальные гарантии, регулирует вопросы занятости работников отрасли (профессиональной группы). Содержание соглашения определяется отраслевой комиссией, которая формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон. Отраслевые соглашения подписываются министром или его заместителем, которому делегировано это право. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.

Контроль за выполнением отраслевых соглашений осуществляется подписавшими их сторонами. Каждая из сторон разрабатывает комплекс необходимых мер для выполнения обязательств.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ, в частности условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет инспекция труда при Роструде. Ей подведомственны инспекции труда в субъектах РФ, районах и городах, отраслевые инспекции труда, в совокупности образующие единую систему контроля за соблюдением законодательства о труде на предприятиях всех форм собственности.

Контролируется соблюдение законодательства о труде, охране труда, возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве предприятий, коллективных договорах и соглашениях. Инспекция защищает работников от незаконных действий работодателей и должностных лиц. Инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия в целях надзора и контроля; налагать штрафы на руководителей и должностных лиц предприятий, виновных в нарушении трудового законодательства; приостанавливать работу подразделений и оборудования при выявлении нарушений правил охраны труда, которые создают угрозу жизни работников.

Суммы взысканных штрафов за нарушение законодательства о труде направляются на бюджетный счет Роструда и используются на улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Роструд оценивает состояние и прогнозирует перспективы занятости, разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости, помогает гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в подборе нужных работников, организует подготовку и повышение квалификации безработных, выплачивает пособия по безработице. В каждом субъекте РФ имеется территориальный орган службы занятости, который не входит в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Он анализирует ситуацию на рынке труда, разрабатывает меры по предупреждению массового высвобождения, содействует в поддержке малого бизнеса.

В городах и районах образованы отделы занятости в качестве структурного подразделения службы занятости, действующей в субъекте РФ, которые ведут непосредственно работу с населением.

Регулирование отношений в сфере занятости могут также осуществлять профсоюзы, объединения работодателей, общественные организации. Обращение граждан в негосударственные организации содействия занятости не влечет за собой каких-либо взаимных обязательств граждан и государства.

Создаются координационные комитеты содействия занятости из представителей объединений профсоюзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных органов, общественных объединений.

Деятельность по содействию занятости населения лицензируется. Лицензии выдают органы исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения службы занятости. Лицензируется также деятельность по трудоустройству граждан за пределами территории России.

Введен всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы как государственная система непрерывного наблюдения социально-экономических процессов для предупреждения и устранения негативных тенденции. Объектом мониторинга являются коллективы предприятий, других организаций всех форм собственности, регионы, отрасли, группы населения. Ведение мониторинга возложено на Роструд и Росстат.

Эффективность реализуемых мероприятий по повышению занятости измеряется отношением численности безработных, снятых с учета в органах службы занятости, к приросту численности зарегистрированных безработных. Чем больше значение показателя, тем результативнее политика повышения занятости.

Куда девать лишних, в том числе и молодых, людей? Капитализм может использовать технический прогресс, но с решением социальных проблем запаздывает. Социалисты Франции пытались урезать рабочую неделю, чтобы работы хватало всем. Сейчас наступает время временной занятости: в мире 70% рабочих мест занимают люди, с которыми не заключено никаких трудовых договоров.

Поделиться