Общая экономическая теория: Конкуренция. Монополизированный рынок. Реферат: Монополизация рынка, измерение и влияние на эффективность Монополизация рынка приводит к

Современного человека вряд ли можно удивить наличием нескольких сотен сортов сыра и лимонада, огромным количеством брендов одежды и техники. Напротив, его часто смущает существование только одного производителя в отрасли. Монополизация рынков - это ситуация, когда поставщиком определенного или услуг выступает только одно предприятие или человек. В данном случае у потребителя нет выбора, он вынужден соглашаться на установленную цену. Монополизация рынков - это также процесс, при котором компания получает возможность поднимать цены и устранять своих конкурентов. И такие предприятия необязательно являются крупными, все зависит от размера отрасли, в которой они оперируют.

Понятие

Экономисты выделяют четыре вида идеальных рыночных структур:

  • Совершенная конкуренция. В этой ситуации существует огромное количество товаров-субститутов, а вход на рынок практически ничем не ограничен. Все решает «невидимая рука».
  • Монополистическая конкуренция. В отрасли оперирует много производителей, которые выпускают товары-субституты. Однако компании сохраняют некоторый контроль над ценообразованием. Это определяют уровни монополизации рынка.
  • Олигополия. В данной ситуации существует несколько предприятий, которые выпускают сходную продукцию. Они могут вырабатывать общую стратегию, устанавливая цены в отрасли.
  • Монополия. Данная предусматривает наличие только одного поставщика продукции, который имеет полный контроль над отраслью.

Характеристики монополии

Общепринятое мнение гласит, что совершенная конкуренция - это практически панацея, компромисс между желаниями продавца и потребителя. Большинство экономических моделей принимают эту структуру в качестве базиса. Однако почему в таком случае происходит монополизация рынков? Это связано с тем, что такое положение вещей крайне выгодно производителю. Во-первых, монополия позволяет максимизировать прибыль. Во-вторых, производитель устанавливает цену на свою продукцию через определение объема выпуска. В-третьих, в условиях монополии существуют большие барьеры для входа в отрасль. Единственный производитель может не опасаться быстрого увеличения конкуренции.

Формы

Когда происходит монополизация рынка, конкуренция в образовавшейся структуре является основополагающим признаком для определения ее вида. Всего выделяют три формы монополии:

  • Естественная. Она возникает вследствие причин объективного характера. Это означает, что спрос на данный товар лучше всего удовлетворяется одной фирмой. Причиной могут быть особенности производственного процесса или обслуживания клиентов. Например, к таким отраслям относят энергообеспечение, водоснабжение, железнодорожные перевозки.
  • Административная. Данная создается при участии государства. Оно в лице своих органов предоставляет определенной фирме исключительное право на осуществление деятельности в отрасли. Экономика СССР была крайне монополизированной. Большинство предприятий находились под контролем ведомств и министерств.
  • Экономическая монополия - это наиболее распространенная форма. Ее появление связано с собственной инициативой предприятий. К монопольному положению на рынке может привести как поступательное развитие, так и быстрая централизация капитала за счет поглощений и добровольных объединений.

Условия монополизации рынка

Рассматриваемые структуры могут как создаваться через серию поглощений одними компаниями других, так и формироваться естественным путем в определенных отраслях. Может их создавать и государство. Монополизация рынков - это процесс, в центре которого - три основных причины:

  • Производство товара одной фирмой обходится дешевле, чем несколькими. В этом случае мы можем говорить о
  • Одно предприятие является собственником чрезвычайно редких ресурсов или технологий. Например, фирма Xerox в свое время полностью контролировала процесс изготовления копий. Знания о данном процессе были защищены патентами. Это экономическая монополия.
  • Предоставление государством определенному предприятию исключительного права на продажу некого блага. В этом случае возникает так называемая административная монополия. В некоторых государствах законодательством разрешена только данная форма.

Источники власти монополии

В условиях совершенной конкуренции цена равна среднему значению фирм, работающих в данной отрасли. У монополии она выше. Поэтому данная рыночная структура и представляется нежелательной для потребителей. Главным помощником монополий являются барьеры для входа в отрасль. Они предотвращают возникновение конкуренции. Среди них:

  • Экономические барьеры.
  • Законодательные ограничения.
  • Преднамеренные действия.

Первая группа включает самое большее количество ограничительных мер. Сюда относят экономию от масштаба. Размер монополий позволяет им значительно сокращать издержки, обычные фирмы просто не могут соревноваться с ними в цене на продукцию. Поэтому их деятельность не может быть эффективной, поскольку себестоимость выпускаемых ими товаров гораздо больше.

Еще одно экономическое ограничение - это требования к капиталовложениям. Если для начала производства необходимо дорогостоящее оборудование, то это также будет препятствовать появлению конкурентов. Монополия может обладать технологическим преимуществом или выступать собственником природных ресурсов, необходимых для выпуска товаров.

Что касается законодательных ограничений, то к этой группе относят права интеллектуальной собственности, включая патенты. Они дают монополии исключительное право на производство товара или технологию его выпуска.

Третья группа ограничений включает разнообразные преднамеренные действия, предпринимаемые монополией с целью препятствования развитию конкуренции в отрасли. Например, она может лоббировать свои интересы в правительстве с помощью различных коррупционных практик.

Естественная монополия

Данную форму описываемой рыночной структуры часто рассматривают отдельно. Это связано с дебатами по поводу ее полезности не только для самого монополиста, но и для потребителей. Она возникает при наличии большого значения эффекта экономии на масштабе производства. Естественная монополия представляет собой ситуацию, когда единственная фирма обеспечивает рынок продуктами с меньшими издержками, чем это бы сделало несколько предприятий. Яркий пример - водо- и электроснабжение. Однако это не значит, что естественные монополии полностью безвредны. Поэтому их необходимо контролировать государству.

В международном бизнесе

На мировую экономику все больше влияют глобализация и интернационализация. Эти два процесса ответственны за то, что происходит монополизация рынка услуг и услуг на международном уровне. Существует два вида таких структур:

  • Транснациональные монополии. К ним, например, можно отнести пищевой концерн «Нестле» или нефтяной «Стандард ойл оф Нью-Джерси». Обе эти компании национальны по капиталу, который был в них вложен, и международны по сфере своей деятельности. Большая часть их производственных мощностей размещена не в стране базирования.
  • Международные монополии. К этому виду можно отнести трест «Агфа-Геферт», который занимается производством фотохимических товаров. Данный вид монополий международен как по сфере своей деятельности, так и по вложенному акционерному капиталу.

Отечественные реалии

Монополизация российского рынка имеет исторические корни. В СССР государство практически полностью контролировало экономику. С сокращением производства в России постепенно снижается спрос на продукцию отраслей - естественных монополий, кроме связи. Это привело к быстрому росту цен в них. Учитывая, что данные отрасли являются основообразующими, то это спровоцировало инфляцию. Некоторые экономисты видят негативные последствия монополизации рынка в качестве главного фактора кризисов в России.

Монополизация рынка

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех-нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь-ных конкурентов.

В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни-ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной.

Монополизация Рынка

Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Читайте также:

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ-ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех-нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь-ных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни-ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что-бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон-куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г.

Что такое монополизация и как она влияет на экономику?

(Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Монополизация рынков

Абсолютная монополия и экономические последствия монополизации рынка

Введение………………………………………………………………………….3

1.Основные черты абсолютной или чистой монополии. Эффективность абсолютной монополии………………………………………………………….6

2.Положительные и отрицательные последствия монополизации рынка….17

2.1 Положительные стороны монополизации экономики……………….17

2.2. Отрицательные факторы монополизации экономики……………….20

3.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в России……………………..23 Заключение………………………………………………………………….…..30

Список использованных источников и литературы…………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

На конкурентных рынках множество фирм предлагают существенно однородную продукцию, так что каждая фирма оказывает ничтожное влияние на цену, которую она принимает как данное. Напротив, монополияне имеет непосред-ственных конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену про-дукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, моно-полия назначает цену на предлагаемую рынку продукцию.

Особого рассмотрения требуют так называемые абсолютные или чистые монополии, существование которых серьезнейшим образом влияет на экономику того или иного государства или даже целого региона.

В данной работе будут рассматриваться последствия установления власти фирмы над рынком. Власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и издер-жек фирмы. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукцию как данное, после чего выбирает такой объем предложения, при котором цена продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая монопо-лией, превышает ее предельные издержки.

Практика установления монополией высокой цены на продукцию вряд ли вы-зывает удивление. Может показаться, что у покупателей нет иного выбора, кроме как приобретать товар по той цене, которую установит единственный поставщик. Монополии не имеют воз-можности достичь любого желаемого ими уровня дохода, так как высокая цена ведет к снижению количества товара, приобретаемого покупателями. Хотя монопо-лия и управляет ценой на товары, но ее прибыли ограниченны.

Изучая решения монополий об объеме выпуска и назначении цены, будут рассмотрены последствия существования монополий для общества в целом. Фирмы-монополии, так же как и конкурентные фирмы, преследуют цель максимизации прибыли. Но движение к одной и той же цели влечет весьма разные последствия. Преследующие исключительно эгоистические интересы покупатели и продавцы на конкурентных рынках независимо от их воли направляются “невидимой рукой” к обеспечению всеобщего экономического процветания. Но поскольку моно-полии удалось избежать контроля конкуренции, результат деятельности рынка в случае монополии часто не соответствует интересам всего общества.

Правительство иногда имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка. Анализ, который будет производиться в этой работе, расширит наши знания о “видимой руке государства”. Изучая возникающие в связи с деятельностью монополий проблемы, мы обсудим различные способы, которыми политики, находящиеся у власти, реагируют на их появление.

Целью работы является установление признаков абсолютной монополии и рассмотрение экономических последствий монополизации рынка

В связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие монополии и выявить признаки абсолютной или чистой монополии

2.Выявить положительные и отрицательные факторы монополизации рынка

3.Рассмотреть государственное регулирование и антимонопольную политику в мире и на примере России.

Источниковую базу составили документы по антимонопольной политике в Российской федерации, схемы и графики, показывающие последствия монополизации рынка

Степень изученности данной темы , несмотря на большое количество источников остается невысокой.

В работе были использованы труды как российских так и зарубежных авторов, проводящих макроэкономический анализ монополизации рынка.

1.Основные черты абсолютной или чистой монополии. Эффективность абсолютной монополии.

Модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые не всегда реализуются на практике. Более же адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции.

Суть механизма рынка несовершенной конкуренции наиболее полно раскрывается критериями, определяющими типы рыночных структур. Важнейшие из них: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции; входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля или власти над ценой.

Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают входные барьеры:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций.

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов.

4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки.

5. Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.).

Анализ входных барьеров помогает понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах экономики, а также причины отклонения от идеальной модели рынка совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм.

В настоящее время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции ее три разновидности:

1. Чистую или абсолютную монополию (от греч. «monos» – один, единственный, «polio» – продаю);

2. Олигополию (от греч. «oligos» – немногий, немногочисленный);

3. Дифференциацию продукции, благодаря которой складывается многочисленная конкуренция.

В первом варианте (сугубо монополистическая конкуренция) на каком-либо определенном рынке устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае используют термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста (монопсониста) над ценами.

К примеру, если в небольшом городке единственное «серьезное» предприятие, скажем, маслосырзавод, то оно может оказаться монополистом на местном рынке молочных продуктов и монопсонистом на рынке труда как самый крупный покупатель рабочей силы.

Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкуренции и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

Таким образом, в производстве и на рынке основными признаками монополизма являются: высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм; доминирующее, т.е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ; установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбылей. Суть конкретных действий монополиста сводится к тому, что, намеренно сокращая количество своих продаж и создавая тем самым искусственный дефицит на рынке, он добивается повышения цены. Монопсонист же, напротив, уменьшает закупки у своих поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера), создает для них искусственные трудности сбыта продукции, вынуждая тем самым снижать цены.

Учитывая те обстоятельства, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага на рынке, в экономической теории выделяют такие виды монополии: закрытая, открытая, естественная, организационная, простая.

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т.п.). Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д.

Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточный для покрытия издержек производства.

Монополизация рынка

В таком случае разукрупнение фирмы приведет к потере эффективности и экономии от эффекта масштаба. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Простая монополия – монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.

Организационная (рукотворная) монополия представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота); либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно); либо добровольно объединяются друг с другом (чаще путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно совместно владеть рынком; либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения Такая классификация видов монополий весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. К их числу, например, можно отнести фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (поскольку присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой (поскольку существуют барьеры для конкуренции). Классификация монополий может быть проведена с учетом временных интервалов. К примеру, патентное свидетельство делает фирму закрытой монополией в краткосрочном временном интервале, но такая монополия может оказаться открытой на долгосрочном интервале из-за ограниченности срока действия патента, а также из-за того, что конкуренты могут изобрести новые экономические блага.

2.1. Положительные стороны монополизации экономики

Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

С другой же стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, "естественных монополий", не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно — конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. venture — рискнуть) компаниями. На этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример — Microsoft, имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США, ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах, рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с капиталистически ориентированной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Может показаться, что монополия и конкуренция совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополия способна устранить свободную конкуренцию, а конкуренция подрывает чье-либо господство на рынке.

Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. С другой стороны, если какой-то предприниматель стремиться победить своих соперников, то он добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.

Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, приникающие на внутренний рынок.

Конкуренция (лат. «конкурро» — сталкиваться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание — экономический закон товарного хозяйства.

Высокие цены, по которым в монопольной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.

В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта (ВНП), они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Таким образом, монополии содействуют развитию малых предприятий.

2.2. Отрицательные факторы монополизации экономики

Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок — вещи взаимоисключаимые.

В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. Так, в недалеком прошлом, либерализация цен свелась к простому их повышению, укреплению позиций предприятий-монополистов, которые даже при сокращении объемов производства решают свои проблемы за счет конечных потребителей. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.

Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация к труду, накоплению, расширению, обновлению, к технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию». Монополия тормозит научно-технический прогресс, приводит к застою во всех областях жизнедеятельности общества, к полной беззащитности потребителя.1

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 2.1) и таблично (табл. 2.1).

Рис. 2. 1. Последствия монополизации рынка

Таблица 2.11

Чистый убыток общества в результате монополизации рынка — это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов, в США достигает 2% валового национального продукта страны.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

3.Антимонопольноезаконодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в России

Под антимонопольным регулированием (регулированием в области конкуренции) понимается целенаправленная деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению ее приобретения и злоупотребления ею экономическими субъектами, которая реализуется через систему соответствующих экономических, административных и законодательных мер. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов, возникающие в связи с их деятельностью по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, к направлениям которой относятся: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

Антимонопольное регулирование впервые возникло в США в конце XIX века с принятием серии федеральных законов, названных антитрестовскими. В настоящее время оно направлено преимущественно на профилактику монополизации, то есть действий, противозаконных по своей сути и действий, законность которых определяется правилом разумности. В первом случае достаточно наличия факта незаконных действий или соглашений, подрывающих конкуренцию, чтобы вина фирмы была доказана. К ним относятся: горизонтальное фиксирование цен; горизонтальный сговор о доле рынка; согласованный отказ торговать; договоренность о взаимных продажах и закупках; связанные продажи (в ассортименте, установленном поставщиком). Во втором случае, по правилу разумности, все действия и соглашения, способные оказать антиконкурентное воздействие, должны подвергаться тщательному анализу, на основании чего и выносится решение.

Основы антитрестовского законодательства в США

Акт Шермана (1890). Запрещает контракты и объединения в форме треста (либо в иной форме), ограничивающие торговлю, тайную мо-нополизацию торговли или отрасли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Акт Клейтона (1914). Запрещает и предупреждает ограничительную деловую практику сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), горизонтальные слияния путем частичного или полного приобретения акционерного капитала компании-конкурента, ведущие к ограничению конкуренции и др.

Закон о Федеральной торговой комиссии (1914). Направлен на предотвращение и пресечение недобросовестных методов конкуренции и установление контроля за коммерческой этикой компаний. Федеральная торговая комиссия имеет право издавать инструкции и правила регулирования торговли, запретительные предписания, осуществлять контроль за деятельностью той или иной компании и при необходимости расследовать ее действия.

Акт Робинсона-Патмана (1936). Запрещает ограничительную деловую практику в сфере политики ценообразования в торговле: «ножницы цен», ценовая дискри-минация и др.1

Поправка Уилера-Ли к закону «О Федеральной торговой комиссии» (1938). Расширила права Федеральной торговой комиссии в отношении компаний, наносящих вред не только конкурентам, но и потребителям и обществу в целом, а также в отношении ложной или вводящей в заблуждение рекламы и искаженной информации о качестве продуктов.

Поправка Селлера-Кефовера к Акту Клейтона (1950). Уточняет понятие незаконного слияния, запрещает слияния путем скупки активов, в отличие от акта Клейтона, ограничивает горизонтальные слияния путем приобретения неакционерного капитала компании и вертикальные слияния, ведущие к ограничению конкуренции.

Акт Харта-Скотта-Родино (1976). Ужесточает требования по предотвращению слияний, ориентированных на создание монополий или ослабление конкуренции, расширяет полномочия агентств по обеспечению выполнения антитрестовского законодательства.

Акт Таннея и Декрет согласия (1995). Приняты в связи с деятельностью компании Майкрософт и требуют, чтобы до введения какого-либо соглашения между компаниями суд определил, насколько отвечает это соглашение общественному интересу. Ужесточают контроль над отношениями между корпорациями и Правительством, над коррупцией, лоббированием корпорациями своих интересов в ущерб общественным. Роль суда заключается в тщательной проверке не только экспертного заключения Правительства о наличии нарушений антитрестовского законодательства, но и его беспристрастности.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

1234Смотреть все

  1. Монополия и конкуренция в российской экономике

    Реферат >> Экономика

    монополия , её сущность и виды, чем отличаются российские монополисты от зарубежных, каковы экономические последствия монополизации рынка … , стихийный рынок . Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на …

  2. Монополия . Проблемы антимонопольного регулирования

    Реферат >> Экономическая теория

    … или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков . Пытаясь компенсировать несовершенства рынка , государство, прибегая … исполнением. Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление …

  3. Монополии в экономике

    Реферат >> Экономическая теория

    экономической мощи навязывать наиболее выгодные для себя условия сделок остальным участникам рынка . Монополия монополия , прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия монополизации распространяется …

    Что такое "Монополизация рынка? К чему она приводит? От чего происходит?

  4. Монополия . Определение монопольной цены. Диверсификация цен. Монопольная власть. Показатели мон

    Реферат >> Финансы

    абсолютная монополия ). 2. В зависимости от характера и причин возникновения выделяют естественные монополии … естественных монополий – невозможность или экономическая нецелесообразность … обзор негативных последствий монополизации рынка , остановимся еще …

  5. Монопольная власть источники,показатели и экономические последствия

    Курсовая работа >> Экономика

    … . Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии . … показатели и экономические последствия» , следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики …

Хочу больше похожих работ…

Монополизация рынка – ситуация, когда на кого-то из продавцов или покупателей приходится такая большая доля общего объема продаж или покупок на конкретном товарном рынке, что он может влиять на формирование цен и условий сделок в большей мере, чем остальные участники этого рынка.

Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

1) экономического преимущества;

2) различных сговоров или вытеснения конкурентов.

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателя наиболее выгодное им соотношение «цена-качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу – обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низ­ких цен.

Совсем иное дело – монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей тех­нологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения осталь­ных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограни­ченных ресурсов, И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, что­бы прекратить монополизацию рынка и восстановить нормальную кон­куренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно.

Ограничить монополизацию может только государство с его возможностями законодательной и иной антимонополистической деятельности, использования силовых структур в случае необходимости.

Первый опыт организованной антимонопольной деятельности государства был положен принятием антитрестовского законодательства в США в 1890 г. (Закон Шермана). Позже аналогичные законы появились в других странах. Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40 процентов того или иного вида продукции. Законодательство запрещает всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Рыночная экономика с ее механизмами регулирования свободной конкуренции и предпринимательства во многом поспособствовала становлению той картины мира, которую мы имеем на сегодняшний день. Преимущества данного вида системы неоспоримы, но так было не всегда. Более того, до сих пор некоторые сектора экономики разных стран имеют монополистическую основу. Это является единственно возможным вариантом их эффективного функционирования. Так что же такое монополия? В чем ее суть?

Раскрываем понятие

Монополия – это рыночная ситуация, когда в отрасли господствует крупное предприятие или их объединение, занимающееся производством и продажей уникальной продукции. Такой хозяйствующий субъект защищен от конкуренции. Он является единственным представителем рынка, производящим определенный товар.

Поскольку монополистическое предприятие находится в привилегированных условиях существования и является единственным источником предложения, то и опасаться за размеры спроса не приходится. Это дает ему возможность самостоятельно формировать цены и осуществлять планирование производственных процессов по качественным и количественным характеристикам. Таким образом, монополизация – это захват всего рынка или его большей доли одной крупной компанией.

В современном законодательстве такая деятельность определяется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим положением против экономики и существующих законов.

Характерные черты монополизированного рынка

Среди них следующие:

  • Наличие только одного продавца.
  • Продукт или технология уникальны и незаменимы. Поэтому у покупателей нет выбора.
  • Для входа в рынок конкурентов существуют непреодолимые барьеры.
  • Компания диктует свою цену рынку.
  • Юридические. Когда монополия целенаправленно создается государством, она находится под ее тотальным контролем. А во избежание появления конкуренции на законодательном уровне объявляется запрет на вхождение аналогичных предприятий в конкретную отрасль.
  • Естественные. Барьеры для вхождения конкурентов образуются сами собой. К примеру, коммунальное хозяйство регулируется государством, и по совершенно естественным причинам здесь не допускается конкуренция.
  • Экономические. Данный вид барьеров на рынке организует сам монополист либо они появляются в силу политической или экономической ситуации в стране.

Виды барьеров при входе на монополистический рынок

Причины возникновения монополий:

  • Есть ряд секторов экономики, управлением которых экономически эффективнее лучше всего заниматься одной компании или государству. К таким секторам относятся: энергообеспечение, газо- и водоснабжение, трубопроводный транспорт, почта, железнодорожный транспорт, метрополитен и т. д. Экономия на масштабах в отсутствии конкуренции делает монополию в данных отраслях финансово обоснованной.
  • Владение уникальным ресурсом или технологией. Монополизация – это временное явление, пока конкуренты не догонят вырвавшуюся вперед компанию.
  • Пониженная потребность в товаре. Низкий уровень спроса также приводит к образованию естественной монополии, поскольку каждый понимает нецелесообразность создания конкуренции в связи с маленьким спросом.
  • Объединение крупнейших компаний отрасли. Фирмы могут добровольно объединиться с целью устранения конкурентов. Также может произойти вынужденное слияние или даже поглощение, когда более успешная компания покупает менее крупного или прибыльного конкурента.

Классификация

Монополизация – это многогранное сложное явление, поэтому выделяют много ее видов в зависимости от того, что брать за основу. Самыми распространенными критериями для классификации являются следующие.

По форме собственности виды монополий бывают:

  • государственные;
  • частные.

По характеру и причине возникновения:

  • Естественные. В силу ограниченности ресурсов или особенностей производства товара экономически выгоднее и эффективнее создать монополию.

Например, управление такими природными ресурсами как нефть и газ, осуществляется исключительно государством.

  • Искусственные. Данный вид монополии возникает в случае объединения компаний или при отсутствии конкурентов.
  • Временные, когда компания является временным монополистом до тех пор, пока обладает уникальным товаром или технологией и не имеет конкурентов. Данное положение продлится, пока другие предприятия не начнут производить аналогичный продукт.
  • Легальные. Разрешены государством. Охраняются от конкуренции правовым полем.

По уровню государственного регулирования:

  • Опосредованно контролируемые. Создаются субъектами предпринимательства и находятся под наблюдением государства.
  • Непосредственно регулируемые. Монополии создаются и упорядочиваются по воле государства в общественных интересах.

По территориальному характеру: локальные, региональные, национальные и транснациональные.

Виды монополий – целый раздел в экономической теории. В связи с разносторонностью существует также разделение по формам. Рассмотрим их разновидности.

Формы монополий

Самая простая – это картель, поскольку экономическая самостоятельность сохраняется за каждой из участниц. Основной смысл сводится к обмену информацией и заключению соглашения относительно цен и разделения рынков сбыта.

Синдикат – объединение нескольких компаний из одной отрасли, в результате которого сохраняется контроль каждой из них над собственными производственными мощностями, но коммерческая деятельность осуществляется по согласованию сторон. Как правило, для упрощения функционирования создается общий департамент сбыта.

Трест – объединение нескольких компаний-представительниц одного или нескольких секторов экономики. Происходит слияние производства, сбыта и финансового управления. В соответствии с процентным вкладом каждой из организаций в общее дело происходит распределение акций, а впоследствии и прибыли.

Концерн – объединение компаний из разных отраслей на основе диверсификации. Юридическая самостоятельность участников сохраняется, при этом создается единый финансовый центр. Это увеличивает потенциал развития производства.

Конгломерат – слияние или поглощение разноотраслевых компаний с целью единого финансового контроля. Предприятия могут находиться в совершенно никак не связанных между собой отраслях. Основная цель этого – диверсификация.

Оценка степени монополизации рынка

Она зависит преобладания в экономике того или иного вида отношений. С целью оценки уровня монополизации и конкуренции выделяют:

  • Рынок чистой борьбы. Это ситуация, когда функционирует много компаний с разнообразной продукцией в масштабах массового производства. Более того, для вхождения новых участников экономических отношений практически не существует никаких барьеров.
  • Рынок монополистической конкуренции. В отрасли присутствует много продавцов с взаимозаменяемым дифференцированным товаром, поэтому есть риск, что при неадекватном завышении цены покупатель может уйти к более дешевому конкуренту. Это самый распространенный вид рыночный структуры на сегодняшний день. Сюда можно отнести производителей известных марок спортивной одежды, косметические бренды и т. д.

  • Олигополия. Данный тип рыночной структуры возникает, когда количество компаний, производящих аналогичные и взаимозаменяемые товары, не превышает пяти. Барьеры на вход очень высоки. Поэтому зачастую, но не всегда, присутствует согласованность между конкурентами. В таком случае они могут договориться разделить между собой рынок сбыта. Примерами являются компании, занимающиеся выпуском самолетов, автомобилестроением.
  • Монополия. В данном случае конкуренции нет, это полная противоположность первому типу рыночного устройства.

Показатели монополизации

Одним из них является количество производителей, выпускающих конкретный товар, и их разделение по группам в зависимости от размера и специализации. Чтобы оценить уровень монополизации, также смотрят на объем доли рынка по производителям.

Другие показатели:

  • Определение того, какая доля от общего объема рынка приходится на маленькие, средние и крупные предприятия.
  • Индекс Хиршмана-Херфинделя как главный коэффициент монополизации выражается суммой квадратов долей компаний в процентах. Рынок не захвачен, когда показатель ниже 1800. В таком случае допускается возможность осуществления слияния и поглощения компаний. Если этот коэффициент находится в диапазоне между 1800 и 2500, то существует определенный риск захвата крупным предприятием слишком большой доли рынка, что позволит ей диктовать свои правила оставшимся конкурентам и покупателям. В таком случае для объединения компаний требуется согласие государства. Если же показатель индекса окажется свыше 2500, то любое укрупнение предприятия за счет поглощения или слияния запрещены.

Положительные стороны: есть ряд секторов экономики, где недопустимо наличие конкуренции. Присутствие монополии в данных сферах способствует рациональному распределению ресурсов и экономии за счет фактора массового производства и снижения издержек. Контроль над природными ресурсами, высокотехнологическими и военными разработками, коммунальными службами, предприятиями с уникальным направлением категорически нельзя отдавать в частные руки. Наиболее эффективным будет управление одной компанией.

Главные отрицательные последствия монополизации связаны с отсутствием конкуренции. Из этого вытекает длинный перечень негативных факторов, сказывающихся на развитии экономики страны.

Следствие монополизации

  1. Установление завышенных цен.
  2. Неэффективное распределение ресурсов.
  3. Отсутствие стимулов для обновления производственных мощностей и внедрения новых технологий.
  4. Снижение эффективности производства.
  5. Риск для эффективно функционирующего сектора экономики.


Регулирование монополий

Государство неустанно следит за состоянием рынка. Оно соблюдает баланс между конкуренцией и монополизацией. Иначе чрезмерный рост количества господствующих компаний может ухудшить функционирование всей отрасли. Как и любая другая составляющая экономики, деятельность монополий находится под контролем специализированного органа власти.
Его основными целями являются:

  • Регулирование цен.
  • Создание и поддержание здоровой конкуренции.
  • Обеспечение экономической свободы всем хозяйственным субъектам рынка.
  • Формирование и поддержание единства экономического пространства.

Таким образом, конкуренция и монополизация – это два кардинально разных понятия, противовес друг друга. Однако оба имеют двойственную характеристику, что подразумевает наличие у данных рыночных структур как положительных, так и отрицательных сторон. Конкуренция необходима для прогрессивного развития всех отраслей экономики. Однако, как показывает практика большинства государств, без монополистических структур тоже не обойтись.

Монополизация – это экономически обоснованное явление в определенных секторах рынка. Но без ее регулирования возможно проявление негативного влияния на развитие отрасли. Именно поэтому было разработано антимонопольное законодательство, которое позволяет держать ситуацию под контролем и сохранять баланс между этими двумя видами экономических отношений.

Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие экономики. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику.

1. Поскольку в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий, поэтому оно имеет возможность:

– применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства (иметь положительный эффект на масштабе) и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, что очевидно ведет к экономии ресурсов. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства;

– выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

– противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств , ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это автомобилестроение, авиастроение и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей.

3. Относительно устойчивое положение монополий в экономике обеспечивает и большую устойчивость для связанных с ними мелких и средних компаний, а следовательно, устойчивую занятость и доходы их работников. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали.

4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение.

5. Существенный вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга , ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками.

6. Продукция крупных компаний часто отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения дорогостоящих научных исследований и разработок. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса».

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает определенное положительное влияние на экономику.

Однако наряду с положительным монополии оказывают на экономику и общество в целом отрицательное воздействие.

1. Монополии имеют возможность:

– увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

– «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;

2. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов , а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.

3. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.

4. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.

Монополии стали использовать методы прямой манипуляции поведением потребителей, побуждая их к покупкам товаров не всегда им нужных, широко используя в этих целях рекламу.

5. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс , поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются.

6. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции. Более того, монополии проявили стремление подчинить себе государство , сделать его орудием своего господства. Тем самым государство при таком устремлении монополий перестает отражать интересы всего общества, превращаясь в своего рода «комитет по заведованию» делами монополий. Подобное превращение ослабляет национальную экономику и общество в целом.

Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий ведёт к ограничению конкуренции и нарушению объективных законов рынка, наносит серьёзный ущерб потребителям и обществу в целом, т.е. носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Для противодействия неоправданному монополизму в развитых странах действует антимонопольное законодательство и соответствующая система органов.

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер (свод законов), направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, – вопрос о факте монополизации.

Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

1) на долю одного продавца на нем приходится 33%;

2) на долю трех – 50%;

3) на долю пяти – 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

По закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) рынок считается монополизированным, если доля одного продавца на нём составляет более 35%.

Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельной фирме и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Поэтому в качестве главной характеристики структуры рынка используют так называемый индекс Херфиндаля-Хиршмана, а для определения степени монопольного влияния фирмы используется индекс Лернера .

Индекс рыночной концентрации (индекс Херфиндаля-Хиршмана ) используется для определения степени монополизации рынка:

Н = р 1 2 + р 2 2 +... + р п 2 ,

где: Н – показатель концентрации;

р 1 , р 2 , ... р п – процентная доля фирм на рынке.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10 х 100); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8 x 100 + 400).

Пример. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продук­ции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и ко­гда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

в первом случае Н = 80 2 + 6,67 2 + 6,67 2 + 6,67 2 = 6533;

во втором случае Н = 25 2 х 4 =2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:

1) ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;

2) ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;

3) ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.

Индекс Лернера. В качестве измерителярыночной(монопольной) власти считается величина, на которую цена, максимизирующаяся прибыль, превышает предельные издержки. В условиях чистой конкуренции цена равна предельным издержкам и предельному доходу: P = MC = MR , что позволяет максимизировать прибыль. Для монополии цена превышает предельные издержки P > MC . Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P – MC) / P,

где: L – Лернеровский индекс монопольной власти;

Р – монопольная цена;

МС – предельные издержки;

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. В условиях совершенной конкуренции МС = Р . Следовательно, L = 0 . Если L представляет из себя положительную величину (L > 0 ), то фирма обладает монопольной властью.

Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы.

Само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного (законодательного) характера.

Административные меры , направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

3) принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий);

4) национализациюкомпаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам.

Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон, закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского».

С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

Однако, по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий.

В России впервые был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в конце 1991 г. и создано Антимонопольное министерство для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности.

Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции.

Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, существуют специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, созданы специальные государственные органы. В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей и т.д. В России создана Федеральная антимонопольная служба (или просто ФАС). К основным задачам ФАС относятся:

– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции.

В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона «О естественных монополиях», который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Цель государственного регулирования деятельности естественных монополий – обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемого ими товара для потребителей, с другой стороны, создать условия для эффективного функционирования субъектов естественных монополий.

В этих целях органы, регулирующие деятельность естественных монополий, могут осуществлять:

– ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

– определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

1) «потолка цен» – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

2) предельного темпа роста цен;

3) предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

3) предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

4) открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

5) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

6) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

7) государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Поделиться