Соотношение категории экономическая преступность и теневая экономика. Сущность и характеристика теневой экономики и экономической преступности. Основы теневой экономики

Понятие «экономическая преступность» в последнее время широко распространено, но толкование ϶ᴛᴏго понятия и его соотношение с такими понятиями, как «преступления в сфере экономики», «хозяйственные преступления» различными авторами понимается далеко не однозначно. Коллектив авторов (В.И.Петров, Р.Н.Марченко, Л.В.Ба-ринова) в ϲʙᴏей работе «Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений» определяют экономическую преступность как совокупность корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами в процессе их профессиональной деятельности, в связи с ϶ᴛᴏй деятельностью, и посягающих на собственность и другие интересы потребителей, партнеров, конкурентов и государства, а также на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства .

По мнению В.М.Есипова, под экономической преступностью следует понимать экономическую деятельность, осуществляемую в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг криминальными методами. Это особый вид

экономических отношений, выражающийся в криминальных формах .

А.М.Яковлев характеризует ϶ᴛᴏ явление как совокупность деяний, причиняющих ущерб государственному или общественному имуществу, экономическим интересам народного хозяйства или отдельным гражданам, когда такие деяния связаны либо с конкретным положением виновного в сфере народного хозяйства, либо с характером экономических отношений, участником кᴏᴛᴏᴩых он будет, либо с его социальной ролью, либо с социальной ситуацией, характеризующей тот или иной элемент хозяйственного механизма .

Преступления в рыночной экономике-крайне специфическая категория криминологической теории, она стоит как бы особняком от всех остальных известных разновидностей криминальных деяний. Понять природу экономической преступности, ее причинного комплекса, мотивацию и механизм совершения данных деяний, определить стратегию их предупреждения, теоретически синтезировать криминологические характеристики личности экономического преступника и др. - все ϶ᴛᴏ невозможно сделать вне рамок познания ключевых закономерностей, кᴏᴛᴏᴩым подчинено в ϲʙᴏем эволюционном развитии рыночное хозяйство и сфера самой экономической деятельности .

Важно заметить, что одной из немаловажных проблем Республики Беларусь будет решение вопросов скрытых угроз экономической безопасности страны внешнего и внутреннего характера: ϶ᴛᴏ вопросы криминализации экономики, теневого капитала и теневых экономических отношений, кᴏᴛᴏᴩые препятствуют становлению цивилизованного рыночного хозяйства. Концепция экономической безопасности должна отражать влияние теневой экономики на обеспечение экономики и госбезопасности, отношение государства к ϶ᴛᴏй важной проблеме. Существующая реальность требует реформирования экономики при обеспечении активного противодействия разрушающему действию криминальной составляющей теневой экономики.

Экономическая деятельность на базе закона стоимости не поощрялась и становилась нелегальной, т.к. действие закона стоимости объективно, а экономическая деятельность на его основе - наиболее выгодна. В результате чего огромная часть населения страны стала заниматься нелегальной экономической деятельностью.

Причиной перемещения субъективного материального интереса в нелегальную сферу стала трудность, а порой невозможность удовлетворения его легальными способами, иначе говоря, ограниченность экономической самостоятельности субъекта в сфере экономики. Участие населения в нелегальной экономической деятельности стимули-

46______________________________________________________

руется экономическим кризисом, кᴏᴛᴏᴩый пробудет в резком обнищании большей части населения.

Важно знать, что большой ошибкой следует считать допущение в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века стихийного процесса легализации криминальной и полукриминальной теневой экономики, когда в результате обвального, слабо регулируемого курса на создание частного предпринимательства в экономику ринулся нечестный бизнес, кᴏᴛᴏᴩый перенес криминальные отношения в экономическую систему страны. Принятие в 1986г. Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», фактически легализовавшего большинство существовавших в то время видов теневой экономики, отнюдь не привело к снижению преступлений и других правонарушений в сфере экономики. И, как результат, -в настоящее время нелегальная частная собственность сосуществует с легальной экономической системой, как бы в ее «тени», способствуя еще большей криминализации экономики.

Нелегальная экономическая преступность, параллельно сосуществуя с государственной, перекладывает на нее часть забот по организации ϲʙᴏего производства и сбыта и использует сложившиеся официальные формы политических, экономических, управленческих отношений в ϲʙᴏих преступных целях. Для нашей страны характерно «создание и воспроизводство теневой экономики и формирование на ее базе организованных преступных группировок (0111) с целью осуществления незаконной деятельности в экономической сфере, используя легальный хозяйственный механизм» . Система теневой экономики, нуждаясь в денежных средствах обращения, просто изымает их из сферы легального оборота и переводит в ϲʙᴏй, нелегальный, теневой оборот; в результате чего деньги инкассируются не полностью, т.к. они уже заняты в теневом обороте .

ниєм» денег посредством вложения их в легальные коммерческие структуры, но и сами официально приобретают статус легальных предпринимателей . Побудут легальные коммерческие предприятия с участием нелегального, в том числе криминального капитала. Нелегальный капитал будет легализовываться, но определенная его часть останется в тени. Думать, что «дельцы»-преступники будут приносить реальную пользу обществу и государству, вовлекая в легальный оборот огромные денежные средства, ошибочно. Легализовавшиеся лидеры преступных групп вносят в легальную рыночную экономику законы и обычаи криминальной среды; навязывая их прочим предпринимателям, подчиняя себе по праву сильного всех остальных.

Отметим, что теневая экономика будет питательной средой для организованной экономической преступности. Важно заметить, что один из факторов экспансии преступности в экономику - стремление легализовать незаконно полученные средства. По оценкам экспертов, около 70% всех денежных средств, полученных незаконным путем, отмывается в легальном бизнесе .

Особенностью организованной преступности будет ее коррумпированность. Значительная часть взяточников уличается в тесных связях с организованными преступниками. В сотрудничестве с организованными преступными группами изобличены работники правоохранительных органов, даже перспективные начальники управлений по борьбе с организованной преступностью .

Чем шире распространяется коррупция, тем изощреннее становятся связи должностных лиц с преступными структурами. Повсеместное распространение получает сговор должностных лиц различных сфер и категорий, в результате чего инвестиции из государственного бюджета идут в те коммерческие структуры, кᴏᴛᴏᴩые находятся под контролем мафии; таким же путем создаются лжепредприятия. Преступления в сфере экономической деятельности носят сложный характер и одновременно подпадают под несколько составов преступлений . Должностные преступления в сфере экономики идут рядом с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями.

Коррупция в государственных органах существует, так как у чиновника есть возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами (бюджетными средствами, государственной и муниципаль-

48______________________________________________________

ной собственностью, государственными заказами и льготами и т.п.) путем принятия или отклонения тех или иных решений .

В наибольшей степени пораженными коррупцией будут структуры власти и управления, связанные с разрешением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации организаций и предприятий, проведения земельной реформы .

Коррупция не только латентна, она имеет согласительный характер, т.к. стороны, получая взаимную выгоду, не выдвигают жалоб.

Коррупция оказывает негативное влияние на все сферы деятельности, особенно негативными будут экономические последствия :

1. Расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, т.к. часто выигрывает не тот, кто конкурентоспособен, а кто смог получить или дать взятки, что приводит, в первую очередь, к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции.

3. Неэффективно могут быть использованы бюджетные средства, в частности при распределении госзаказов и кредитов.

4. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов», из-за чего страдает потребитель.

5. Отметим, что теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Вследствие ухудшения инвестиционного климата не решаются проблемы преодоления спада производства и обновления основных фондов.

6. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижению эффективности экономики страны в целом.

Достаточно часто встречаются попытки отождествить теневую экономику с преступлениями в сфере экономики.

В советской литературе высказывались мнения о необходимости ограничения круга экономических преступлений только хозяйственной, должностной и имущественной преступностью. Так, А.М. Яковлев употребляет термин «экономическая преступность» и включает в него преступления, причиняющие вред охраняемым законом экономическим интересам государства и граждан, связанные с особенностями экономического, хозяйственного механизма и совершаемые лицами, выполняющими определенные функции в системе экономических отношений.

Представляется, что данная позиция была вполне оправданной в условиях командной (о государственной) экономики, но она вряд ли приемлема в период расширения рыночных отношений, когда практически любое частное поведение, имеющее экономическую мотивировку, всегда оказывается связанным в той или иной степени с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно поэтому большая часть совершаемых преступлений в той или иной степени причиняет вред экономическим интересам личности, общества или государства. Кроме того, с особенностями хозяйственного механизма могут быть связаны преступления, не являющиеся экономическими по своей сути. (Например, на предприятиях, эксплуатирующих источники повышенной опасности, часто допускаются преступные нарушения различного рода правил безопасности.)

В.В.Колесников, пытаясь определить категорию «экономическая преступность», полагает, что это преступления, совершаемые субъектами бизнеса в связи с их предпринимательской деятельностью. Такое понятие преступлений в сфере экономической деятельности является неопределенным, поскольку включает в себя не только преступления, совершаемые в сфере предпринимательства, но и преступления, связанные с обеспечением условий предпринимательской деятельности.

В.В.Лунеев употребляет термин «экономическая преступность» в достаточно широком толковании и относит к этой группе все преступления, определяемые разделом 8 УК РФ (преступления в сфере экономики), а также должностные и компьютерные преступления.

Весьма близка к изложенной точка зрения А.Н. Ларькова, который к преступлениям в экономической сфере относит все действия, которые наносят ущерб экономической безопасности, интересам государства и интересам потребителей. Очевидно, что под указанные критерии подходит гораздо больший круг преступлений, чем это указано в главах 8 и 9 главе УК РФ.

Другие исследователи (А.И. Алексеев, Ю.Г. Козлов), пытаясь определить конкретные критерии экономической преступности, считают, что к экономическим преступлениям следует относить корыстные преступления экономической направленности. Очевидно, что указанные признаки не обладают достаточной четкостью.


Позднее Ю.Г. Козлов высказал оптимальное, на наш взгляд, суждение о связи экономической преступности с криминальным сектором «теневой экономики», под которой он понимает совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. В соответствии с таким пониманием экономической преступности автор считает, что криминальный сектор «теневой экономики» охватывает криминальный рынок оружия и военной техники; незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов; «отмывание» денег, полученных незаконным путем; сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения; криминологически значимые последствия приватизации; преступления в финансово–кредитной сфере; обман вкладчиков, мошенничество; активизацию деятельности расхитителей добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней.

Позитивными в этой позиции является более точное указание автора на ту сферу экономики, где существует экономическая преступность, – криминальный сектор «теневой экономики». Отметим, что такое понятие является чрезвычайно широким, поскольку охватывает многообразные сделки, которые могут носить разовый характер и быть направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей личности, не преследовать цель производства криминальных экономических преступлений. На наш взгляд, преступность в сфере экономической деятельности складывается из системы преступлений, совершаемых с целью получения прибыли в области производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, выполнения работ и оказания услуг, то есть преступлений, представляющих собой криминальное предпринимательство.

Приведенная трактовка экономических преступлений в целом разделяется российскими учеными. Так, по мнению Г.К. Мишина, экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений.

Существуют три основные позиции в определении круга преступлений, охватываемых определением «экономические» . Первая – наиболее широкая – относит к таковым все преступления, совершенные с целью получения экономической выгоды (обогащения). Вторая – исключает из числа экономических преступления, не связанные с хозяйственной деятельностью. Третья – наиболее узкая – признает собственно экономическими лишь преступления юридических лиц как хозяйствующих субъектов.

Теневая экономика и экономическая преступность
Глава 1. Основы теневой и криминальной экономики, (начало) §1.1 – §1.8.

Глава 1. (Окончание) §1.9 – §1.11.

Глава 2. Экономическая преступность

Глава 3. Организованная преступность в системе криминальных экономических отношений

Глава 4. Легализация (отмывание) криминальных фондов денежных средств

Глава 5. Оффшорные территории и экономическая преступность

Глава 6. Транснациональная криминальная экономическая деятельность

Глава 7. Криминальные деформации и преступность в экономике России

Глава 8. Экономическая преступность в государственной финансовой системе России

Глава 9. Экономическая преступность в финансово-кредитной системе России

Глава 10. Контроль над экономической преступностью в России

Глава 11. Юридические и экономические аспекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности

Глоссарий
^ Глава 1. Основы теневой и криминальной экономики ^ Глава 1.Основы теневой и криминальной экономики 1.1. Понятие и структура криминальной экономики
Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30 - х годах. В конце 70 - х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем.

В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования. Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ.

В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики.

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.

Возможно, наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Понимание теневой экономики различными ее исследователями во многом определяется выбором основного критерия отнесения экономических отношений к этой сфере.

В зависимости от этого критерия различаются учетно-статистический, формально-правовой и комплексный подходы.

Рассмотрим конкретные подходы к определению и структурированию теневой экономики.

Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС – максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы:

а) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;

б) преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.

В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;

Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:

Деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто – семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;

Деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

Легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);

Нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.

Вместе с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.

Существует также категория экономических правонарушений и преступлений, которым в рамках данной методологии количественная оценка не может быть дана в силу их специфического воздействия на экономическую систему. Это происходит в том случае, если в результате их совершения имеет место либо перераспределение, не приводящее к изменению общего объема ВВП, либо упущенная выгода экономики в целом или отдельных субъектов, например, в результате недобросовествной конкуренции, монополизации рынка, возрастания инвестиционных рисков. Кроме того, неоцененным является ущерб, возникший в ситуациях информационной асимметрии, перенесения ущерба от преступлений на потребителя посредством увеличения цен, значительных отрицательных внешних эффектов (например, в связи с наркотизацией населения).

Серьезной проблемой при использовании этого подхода может стать отсутствие или несовершенство информационной базы статистических расчетов.

Например, масштабы теневой экономики в России являются заниженными, поскольку Госкомстат России при расчетах объема ВВП не учитывает последний из перечисленных видов теневой экономической деятельности в связи с отсутствием информации.

По мере совершенствования информационной основы расчетов, статистический подход может быть более эффективно использован для оценки масштабов деструктивных видов экономической деятельности, а также для оценки роли теневой экономики не только в производстве, но и в потреблении ВВП. Таким образом, учетно-статистический подход к определению теневой экономики, основанный на методологии СНС, может быть эффективно использован для выявления производительных секторов теневой экономики, оценки их масштабов и формировании экономической и правовой политики. Вместе с тем он нуждается в дополнении иными подходами, в большей степени способными отразить перераспределительный характер противоправной и общественно вредной экономической деятельности.

Формально-правовой подход. В качестве ключевого критериям выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер.

Д.Макаров (1) В.М.Есипов (2) главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают ее неконтролируемый характер. Последний заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами.

В.О.Исправников для отнесения экономических явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации (3).

П.Ореховский использует для отнесения к теневой экономике более жесткий критерий – отсутствие государственной регистрации сделок.

Даллаго Б. (Dallago B.) для обозначения теневых экономических процессов использует понятие иррегулируемая экономика, под которой понимается деятельность экономических агентов, которая не подчиняется регулярным правилам и законам или каким либо образом скрыта от государственных органов управления и контроля (4).

Криминологический подход. В рамках подходов, которые могут быть обозначены как криминологические, используется критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности. Рассмотрим некоторые примеры.

К.Улыбин (5) для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования.

Вместе с тем, этому подходу присущ такой недостаток, как чрезмерное расширение сферы теневой экономики за счет включения в ее остав легальных, однако экономически неэффективных, неоптимальных форм экономических отношений, к которым можно отнести различные несовершенства рынка и государства.

В работе Вакурина и А.В.Нестерова (6) воспринят предыдущий подход, однако сфера теневой экономики ограничена деформациями экономических отношений, которые не нашли отражения в законодательстве, не признаются правонарушениями, а их совершение не влечет наступления юридической ответственности.

Комплексные подходы. В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.

Например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность (7).

Т.И.Корягина (8) в состав теневой экономики включает экономическую деятельность не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления).
^ Классификация теневых экономических явлений
Рассмотрим классификацию теневых экономических явлений по различным основаниям. В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:

производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;

Перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.

По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.

Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым (9).

Параллельная (вторгающаяся) экономика – теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается Гинзбург В. (Ginsburgh V.), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы (10). В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

теневое производство;

Теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);

Теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);

Теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.

Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:

теневой рынок;

Неформальную экономику;

Властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.

Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают (11). Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями (12). По видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:

теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;

На рынках инвестиционных товаров;

На финансовых рынках;

На рынке труда;

Других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).

В литературе, с точки зрения данного критерия, развиваются следующие концепции.

Потребительская концепция, при которой сфера теневой экономики ограничивается в основном нелегальным потребительским рынком. Данный подход был реализован Т.И. Корягиной (13). Среди зарубежных авторов данной позиции придерживались Welish и Findlay.

Трудовая концепция теневой экономики ограничивает последнюю нерегистрируемой и нерегулируемой трудовой деятельностью.

Обе названные выше концепции были эффективны при изучении теневых явлений в условиях административно-командной системы. Для условий рыночной и переходной экономики отмеченные подходы являются узкими.

Предпринимательская концепция теневой экономики развивалась А.А.Крыловым и была основана на отождествлении теневой экономики с теневым предпринимательством (бизнесом) (14).

Названные концепции являются конструктивными для решения конкретных исследовательских задач, однако, не могут рассматриваться в качестве основы для формулирования универсального определения теневой экономики, которая охватывает сегодня практически все виды рынков и экономических ресурсов.

Предложенные в литературе подходы к определению теневой экономики существенно различаются в зависимости от избираемого элементарного объекта теневой экономической деятельности. В числе наиболее конструктивных можно назвать такие как контракт, сделка, операция, производственные (экономические) отношения, институт, деловое предприятие, количественные параметры теневой экономической деятельности. Соответственно, можно выделить следующие концептуальные подходы.

Контрактная (договорная) концепция, развиваемая В.Исправниковым, трактует теневую экономику как уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение при их регистрации (15). Данный подход к определению является необоснованно узким, поскольку общепринятое понимание коммерческого контракта исключает из анализируемой сферы трудовые отношения, отношения в сфере политического рынка, деятельность криминальных институтов организованной преступности. Таким образом, по критерию субъекта теневых экономических отношений рассматриваемая концепция может быть обозначена как предпринимательская.

Кроме того, данное определение неявно предполагает, что в составе теневой экономики учитываются лишь коммерческие договора, которые должны быть, согласно закону, официально зарегистрированы. Данное определение является также чрезмерно узким, уже только потому, что исключает большинство экономических преступлений и сектор запрещенных видов экономической деятельности.

Трансакционная концепция (концепция незарегистрированных государством сделок) (16). Введение понятия сделки как первичной единицы теневой экономической деятельности расширяет границы теневой экономики по сравнению с предыдущей точкой зрения поскольку договор является лишь частным случаем сделки, в которой необходимо согласование воли двух и более лиц. Вместе с тем, концепция необоснованно ограничивает сферу теневой экономики лишь сделками, которые не зарегистрированы государством. Государственная регистрация предусмотрена российским законодательством для ограниченного круга сделок, к которым относятся сделки внешнеэкономические, с недвижимостью и ряд других. Кроме того, подобное понимание теневой экономики исключает из нее неформальную и нелегальную экономику, а также перераспределительный криминальный сектор.

Операционная концепция в качестве первичного элемента теневой экономики использует понятие теневой экономической операции. Данный подход хотя и декларирован в литературе, но не проведен последовательно, поскольку зачастую фактически экономическая операция отождествляется со сделкой (17). Однако понятие операции шире понятия сделки и может включать любые экономически значимые действия, имеющие целью получение теневого дохода. К ним, например, относятся незаконные операции в системе бухгалтерского учета и многие другие.

Концепция делового предприятия является разновидностью предпринимательской концепции теневой экономики и развивается применительно к криминальным формам экономической деятельности. Ее особенностью является рассмотрение теневой экономики как системы криминальных деловых предприятий. Она развивается как на методологической основе экономических наук (теория фирмы Р.Коуза), так и юридических (концепция преступного делового предприятия, реализованная в правовой системе США в целях контроля над организованной преступностью).

Институциональная концепция рассматривает теневую экономику как совокупность институтов, то есть правил поведения, норм, санкций за их нарушение. Исследование институтов осуществляется на основе социологической теории, а также неоинституциональной экономики.

Политико-экономическая концепция (18) рассматривает теневую экономику как совокупность производственных отношений и как сектор производства. Результаты ее дальнейшего развития на базе ортодоксальной марксистской методологии имели ограниченную ценность для формирования государственной политики в отношении неконтролируемого сектора. Вместе с тем, необходимо отдать должное его объяснительному и прогностическому потенциалу, что наглядно проявилось в ряде опубликованных работ, посвященных накоплению криминального капитала и формированию криминальной буржуазии в советский период (19).

Некоторой спецификой отличается подход к определению теневой экономики для условий нерыночной хозяйственной системы.

Понимание теневой экономики определяется также типом хозяйственной системы. В частности, в условиях административно-командной экономики это понимание имеет ряд особенностей.

Гроссман (Grossman) (1977 г.) определяет теневую экономику в СССР как все производство и обмен, для которых выполняется хотя бы одно из следующих свойств: деятельность для частной выгоды; деятельность, нарушающая существующее законодательство (20). Данное определение исходит из того, что, поскольку социалистическая экономика не может служить частной выгоде, оба эти свойства достаточно надежно определяют сферу теневой экономической деятельности.

В работах других исследователей (Welish и Findlay, 1986 г.) рассматривается теневой сектор, который ограничивается производством продукции исключительно потребительского назначения.

Особое внимание в работах зарубежных исследователей (Lipton, Stahl, Alexeev, Polterovich) уделяется анализу важнейшего сектора советской теневой экономики – "черного рынка", то есть отношениям, связанным с перепродажей по рыночным ценам товаров, выпущенных государственным сектором.

Таким образом, для зарубежных исследователей было характерно понимание теневой экономики в нерыночной хозяйственной системе как производительного сектора, скрытого от учета и контроля либо противоправного, а также перераспределительной сферы – теневого рынка. Характерной особенностью теневого сектора в условиях командной экономики признается также его ограниченность сферами потребительского рынка и занятости.

Рассмотрев основные подходы к пониманию феномена теневой экономики, рассмотрим собственную ее трактовку, пригодную для использования в дальнейшем для решения вопросов контроля над криминальной экономической деятельностью. Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие:

получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;

Осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

В качестве элементарного объекта теневой экономической деятельности целесообразно рассматривать операции и паттерны (схемы, модели, шаблоны) экономического поведения. Паттерн теневой экономической деятельности – это совокупность взаимосвязанных действий, направленная на получение экономической выгоды и сокрытие значимых параметров деятельности. Его можно определить также как стратегия или множество стратегий такой деятельности. Паттерн включает в качестве элементов теневые операции и иные действия. Он характеризуется повторяемостью, стабильностью, наличием устойчивой структуры, алгоритма. Характеризуя этот аспект деятельности в криминальной сфере речь идет о схемах совершения преступлений, специфическом "почерке" и т.п.

К операциям относятся прежде всего сделки (трансакции), а также учетные, расчетные, информационные процедуры. К прочим действиям можно отнести различные скрытые соглашения, организационные, коммуникативные, физические действия.

Среди теневых операций в сфере легальной экономики можно выделить:

а) хозяйственные операции (технологические, производственные, трудовые, маркетинговые, сбытовые, операции по материально-техническому обеспечению, торговые и ряд других);

б) финансовые операции (расчетные, кредитные, фондовые, валютные, страховые);

в) учетные операции, связанные с осуществлением бухгалтерского, управленческого, статистического учета экономической деятельности.

В зависимости от цели теневые операции в легальной экономике могут быть направлены на достижение различных целей, среди которых наиболее важны:

а) снижение налоговой нагрузки;

б) ограничение конкуренции;

в) получение льгот, привилегий, исключительных прав у государства, в том числе путем коррупции и лоббирования законопроектов;

г) ограничение риска;

д) легализация незаконно полученных доходов;

е) незаконное присвоение прав на экономические блага.

Среди теневых операций в легальном секторе экономики, направленных на уклонение от налогов, выделяют: неучтенные, сокрытие части оборота, псевдооперации, незаконные операции (21).

Объектами теневых экономических операций являются имущественные и неимущественные права, материальные, финансовые, человеческие, информационные и иные виды экономических ресурсов.

По отношению к действующим базовым социальноэкономическим институтам теневые действия и операции могут носить двойственный характер:

а) укрепление базовых институтов, обеспечение выполнения ими функций более эффективным способом;

б) деформация, разрушение, усиление дисфункций базовых институтов, их использование в асоциальных и преступных целях.

При этом часто обе целевые функции тесно взаимосвязаны. Наиболее общим признаком теневых экономических отношений является их неконтролируемость. При этом следует выделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений.

Во-первых, это экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля.

Во-вторых, к данной сфере может быть отнесена экономическая деятельность, за осуществление которой предусмотрена юридическая ответственность. Это экономическая деятельность в нелегальном секторе.

В-третьих, в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Это деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов.

В числу причин подобного положения можно отнести:

коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

Неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

Несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Последняя особенность нормативной системы регулирования исследовалась в специальной литературе, а формы ее проявления были обозначены как lex imperfecta и lex simulata (22).

Lex imperfecta – несовершенный закон, беззубое право.

Lex simulata – имитационное, мнимое право – законодательство, создающее успешный, на первый взгляд, механизм, применять который не предполагают ни связанные с его реализацией исполнители, ни потенциальные объекты воздействия. Данное явление имеет место, если законодательство становится средством утверждения интересов социальных групп, оказывающих воздействие на законодательный процесс.

Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет значение для выработки мер по контролю над анализируемой сферой.
^ Структура теневой экономики
В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.

Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:

а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Т.И.Корягина использовала термин "фиктивная экономика" – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег (23).

В.О.Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей (24).

Существую два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Общинная экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.

Признаками общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываетмый характер.

Данные сектора, на наш взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрирации и уплаты налогов законодательство не предусмотривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики (25).
^ Понятие и структура криминальной экономики
Важнейшей тенденцией развития теневой экономики является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности, усиление ее общественной опасности. В связи с этим в системе экономических отношений целесообразно выделить самостоятельный сектор криминальной экономики.

Концепция криминальной экономики ориентирована, прежде всего, на исследование причин, механизмов экономических общественно опасных явлений, а также предупреждение и пресечение общественно опасной активности.

Первое исследование криминальной экономики было выполнено А.А.Крыловым. Он ввел в научный оборот само понятие "криминальная экономика" и дал следующее ее определение: "Криминальная экономика – это сложная система незаконных социально-экономических отношений и материально

Коренная криминализация экономики, экономических отношений, рост теневого сектора экономики, масштабы экономических преступлений способствуют расширению экономической организованной преступности.

Под экономической преступностью понимается экономическая деятельность, осуществляемая криминальными методами и имеющая целью достижение незаконного обогащения , где выделяется ряд условий, обусловливающих ее рост:

  • (1) несовершенство соответствующей законодательной базы;
  • (2) отсутствие адекватного правового механизма контроля и защиты;
  • (3) несовершенство системы работы правоохранительных органов;
  • (4) кризис финансово-денежных, кредитных и т.п. отношений, системы налогообложения.

Анализ сложившейся экономической ситуации в стране показывает, что в силу действия указанных условий криминальные факторы в значительной мере определяют возможные пути развития российского предпринимательства, по крайней мере, на ближайший период.

Характеризуя состояние преступности в сфере предпринимательства в современный период, следует отметить существенную долю в этом процессе организованной преступности.

В России в настоящее время действует 116 преступных сообществ , имеющих межрегиональные и международные связи. Общая численность активных участников этих ОПГ достигает 4 тыс. человек. Под их контролем находится, по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов.

Преступные сообщества активно распространяют свое влияние «за рамками национальных границ, создав финансово- экономические позиции более чем в 40 зарубежных странах. При этом организованный криминалитет проявляет «повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления» .

В законодательстве РФ нет четкого определения организованных форм преступности, не сформулированы и признаки, отличающие преступления, совершаемые группой лиц по предварительному сговору и организованной группой лиц по предварительному сговору или просто организованной группой, поэтому понятия банды, преступного сообщества, преступной организации, организованной преступной группы, организованных преступных группировок будут условно взаимозаменимы, хотя анализ практики и постоянно обновляющейся информации убеждает, что в сфере теневого предпринимательства действуют более сложные по своей внутренней структуре криминальные образования, чем организованная группа или банда, и они не ограничиваются совершением одного экономического преступления. Поэтому, криминальное образование в сфере предпринимательства, имеющее иные качественные черты, чем организованная группа, может быть названо «организацией». Если в гражданском праве невозможно исключить двойное толкование понятия «организация», то для борьбы с организованной преступностью на современном этапе было бы вполне достаточно сформулировать более четкие основания разграничения деяний, совершаемых группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Однако организованной преступности в сфере предпринимательства, как социальному явлению, невозможно дать экономическое определение исходя только из юридических признаков, обусловленных самой «природой» исследуемого предмета, основанных на внутренне присущих явлению свойствах. Хотя криминологи, как в России, так и во всех развитых странах , столкнулись с фактом самовоспроизводства преступности, говорить о преступности как самостоятельной субкультуре с отлаженным механизмом воспроизводства, не зависящим от внешних условий, было бы неправильно, хотя анализ уголовных дел российских олигархов, указывает на то, что признанные социальные, экономические, политические корни питают преступность, служат как бы каналами связи между разными субкультурами - общества и преступности.

Преступность во многом предопределена целевой деятельностью, направленной на получение сверхприбыли самого преступного мира в лице конкретных его лидеров. Но воля этих лидеров, в свою очередь, организуется и направляется субкультурой, как внутренней (собственной, родовой), так и внешней, продуктом которой они сами являются. Поэтому судить только о внутренних факторах преступности в сфере предпринимательства как единственных, способствующих ее воспроизводству, было бы не совсем верно. Преступность, как социальное явление существует в силу действия внешних для нее обстоятельств - конкретных, общественноисторических (переходная экономика) и территориально-временных причин и условий (приход к власти в регионах олигархов и крупных бизнесменов). С экономической точки зрения, организованная преступность как многоуровневое и сложно структурированное явление имеет материальное (экономическое) воплощение в форме конкретной незаконной (преступной) экономической деятельности, в виде конкретных внутренних и внешних финансово-экономических связей, взаимодействия партнеров и их посредников внутри данной иерархии и за ее пределами.

Организованная преступность в сфере предпринимательства имеет ряд признаков, анализ которых помогает объяснить характер данного явления.

  • (1) Деятельность объединений преступных лиц или группировок, объединившихся с целью получения сверхприбыли (сверхдоходов). Экономические выгоды извлекаются, или путем предоставления незаконных услуг и товаров, или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме.
  • (2) Конспиративная преступная деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств.
  • (3) Организованные преступные группировки имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку, таким образом, гарантируется получение более высоких доходов.
  • (4) Организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Она включает в себя также такие изощренные виды деятельности, как «отмывание» денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности.
  • (5) Организованные преступные группировки используют в своей «работе» различные меры, которые могут быть изощренными и тонкими или, наоборот, грубыми, прямыми, открытыми для установления монополии на предоставление незаконных товаров и услуг, для проникновения в законные виды деятельности, для коррумпирования должностных лиц и т.п.

Таким образом, участвующие в организованной преступной предпринимательской деятельности лица занимаются законной коммерческой деятельностью, но вносят в нее методы насилия и запугивания, которые применяются в незаконных видах деятельности.

Следовательно, организованная преступность - это не совокупность преступных деяний, а сложная системно-структурная совокупность деятелей преступного мира. Организованная преступность существует в виде преступных сообществ, т.е. качественно иного явления, чем обычное соучастие.

Новыми признаками развития организованной преступности в сфере предпринимательства в настоящее время стали:

  • (1) тенденции консолидации преступной среды, связанные с:
  • (а) объединением преступных групп и лиц, совершающих преступления в сфере предпринимательства, в целостные, многоуровневые, централизованные преступные системы, т.е. с формированием качественно новых организационных структурных образований (преступные организации, объединения, сообщества);
  • (б) упорядочением преступной деятельности, подчинением ее постоянной экономической программе преступного характера;
  • (в) усилением преступных взаимосвязей между субъектами организованной преступности в сфере предпринимательства;
  • (2) систематическое извлечение нелегальных сверхдоходов путем организации и осуществления разных форм преступного предпринимательства;
  • (3) использование в преступных целях легальных структур общества и сращивание с государственным аппаратом - соучастие отдельных государственных чиновников в преступной предпринимательской деятельности;
  • (4) возможность оказания обратного влияния на официальные социальные структуры.
  • Колесников В. Условия и причины криминализации экономических отношенийна этапе рыночных реформ. СПб., 1995. С. 13.
  • Российская газета. 2013. № 16(57). 24 марта.
  • Там же.
  • Колесников В. Указ. соч. С. 13.

Теневая экономика - деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.

Это сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего - неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления.

Существуют разнообразные виды деятельности, которые противостоят полезному развитию экономики, наносят вред обществу и создают теневую экономику - экономику деформирующую и общественно опасную. Выявление подобных негативных образований, их блокирование и преодоление - непременное условие полноценного развития общества.

Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, увидеть внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность вскрыть условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики как социально-экономического явления, присущего любой общественной формации.

Теневая экономика тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.

Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака:

· противоправная деятельность в целях получения исключительно в собственных интересах неконтролируемого дохода;

· получение дохода, который полностью или частично выведен из- под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод.

В период становления и развития теневая экономика соединяла в себе три укрупненных элемента: неофициальная, куда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производства товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогообложения и т.д.; фиктивная - приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничество, связанное с передачей денег; подпольная - запрещенные законом виды экономической деятельности. Оценивался этот феномен как негативное явление, а как положительные могли рассматриваться аспекты, связанные с формированием новых рыночных отношений. Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства. Считается, что границы понятия «экономическое преступление» в силу его условности вообще очень трудно определить в строго уголовно-правовом смысле. Следует разграничить две группы экономических преступлении.

Первая группа - это деятельность предпринимателей, вынужденных укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени, которое навязывается государством. Таким образом, причиной распространения теневой экономики в широких масштабах является несостоятельность государственной власти, ее интеллектуальная непригодность, когда правила ведения законной предпринимательской деятельности вынуждают предпринимателей искать обходные пути, чтобы сохранить свой бизнес и не пополнить ряды безработных. Следовательно, государство должно привлечь весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы разработать такие нормативные правовые акты (или законы), которые позволяли бы привлечь большинство предпринимателей в сферу законной экономики, сохраняя мотивацию труда, моральную и материальную заинтересованность. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес предприятий, которые ведут законную деятельность, значительно больше, чем в странах с переходной экономикой.

Вторая группа - это экономические преступления, выходящие за рамки налогового укрывательства, от которых страдает не только бюджет и его различные фонды, но и общество в целом. Торговля оружием, наркотиками, присвоение государственных средств и т.н. - все это экономические преступления, являющиеся одновременно и уголовными. Для них требуются совершенно иные меры пресечения, чем для первой группы. Незаконно нажитый капитал, отвлекая существенные финансовые ресурсы общества, провоцирует обострение финансового кризиса, подрывает экономическую среду функционирования законного капитала и, легализуясь, определяет приоритеты инвестиционной политики государства.

Общепринятого уголовно-правового и криминологического понятия "экономическая преступность" в настоящее время не выработано, несмотря на его широкое использование в научном обороте. Понимание экономической преступности крайне неопределенно. Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей на протяжении всей истории развития данного феномена.

В развитии экономической преступности в России выделяют несколько этапов.

Первый этап : 1992-1993 годы. В этот период наибольший ущерб был нанесен хищениями денежных средств банков с использованием фиктивных платежных документов.



Второй этап: 1993-1994 годы связан с мошеннической деятельностью трастовых и финансовых компаний - "финансовых пирамид". Причиненный ими ущерб оценивается в 20 трлн неденоминированных рублей. Количество пострадавших граждан, по разным оценкам, составляло до 10 млн. человек. При совершении преступлений наиболее часто использовались: заведомо невыполнимые договоры займа, траста, селенга, страхования; продажа акций и суррогатов ценных бумаг без денежного обеспечения. Многие финансовые компании собирали денежные средство под строительство жилья, коттеджей, приобретение автомашин, устройство на работу за границей и др.

Третий этап : 1994 - 1996 гг. Типичными преступлениями являлись хищения кредитных ресурсов коммерческих банков.

Четвертый этап : 1996 - настоящее время, связан с ростом преступлений, совершаемых с использованием электронных средств доступа (кардинг), компьютерной преступности, активное использование в криминальных целях ресурсов Интернет. Современный этап характеризуется также многочисленными злоупотреблениями в сфере вексельного обращения.

На протяжении всего периода реформ типичным является незаконный экспорт капитала.

При совершении традиционного преступления есть преступник, который должен быть пойман, а факт самого преступления в большинстве случаев очевиден. В экономическом преступлении сам факт совершения преступления сомнителен либо труднодоказуем. При этом используются изощренные способы сокрытия следов, исполнителей, преступно полученных средств.

Если традиционный преступник приговаривается к лишению свободы, то для него сдерживающий эффект этого наказания в большинстве случаев мал. Применение же этой меры в отношении экономического преступника более эффективно, поскольку он, прежде всего, боится потерять свой социальный статус и респектабельность, без чего он не сможет выступать как деловой партнер. К тому же, лишение свободы отрезает путь преступнику к распоряжению деньгами, что делает бессмысленным само преступление. Такая концепция, выработанная рядом американских криминологов, в частности, К. Эскриджем, применяется в уголовном праве многих стран. Большинство членов общества относятся безразлично к экономической преступности. Основанием такого безразличия может служить те обстоятельства, что факт причинения ущерба обществу трудно установить, что экономический преступник не соответствует сложившемуся стереотипу традиционного преступника, и что в представлении большинства населения в совершении преступления виноваты как государство, так и сам потерпевший, у которого было столько денег, происхождение которых зачастую потерпевший не может объяснить.

Поделиться