Кто может приватизировать землю под частным домом. Как приватизировать земельный участок под многоквартирным жилым домом его жильцам. Что такое приватизация земли, на которой расположен дом

Приватизация представляет процесс передачи земли в частную собственность из государственного или муниципального управления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Есть ли необходимость в проведении процедуры, какие документы для этого нужны и во сколько обойдется оформление, возможна ли бесплатная приватизация. Какие изменения приняты в этой сфере с 1 января 2019, вы узнаете из этой статьи.

Нужно ли

Акт о бессрочном пользовании или аренде земли, на которой расположен жилой дом, может быть отозван в любой момент. Распорядитель надела вправе изъять надел для государственных или муниципальных нужд, под развитие района или другие общественные цели.

Допускается приватизация земель под частными домами, если наделы предоставлены:

  • на праве аренды для возведения объекта индивидуального жилищного строительства либо ведения подсобного хозяйства;
  • на праве бессрочного наследуемого владения по закону, действующему на момент принятия акта;
  • участникам садоводческих, огороднических и дачных хозяйств в составе некоммерческих объединений.

Невозможно оформить землю в собственность, если даже она находится под жилым строением:

  • при изъятии из оборота – выделенная под стратегические государственные цели, под размещение Вооруженных войск РФ, на государственной границе, в резерве и т.д.
  • при размещении на территории заповедника, парка, пруда, других мест общего пользования.

После регистрации личной или долевой собственности на землю возникает возможность по распоряжению ей, то есть осуществлению сделок купли-продажи, дарения, передачи в наследство по завещанию, в аренду и т.д.

Законодательная база

Регулируются отношения по приватизации:

  • о приватизации государственного и муниципального имущества;
  • о дачной амнистии;
  • о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Как приватизировать землю под частным домом

Регулировать вопрос получения земли в собственность на уровне муниципальных образований не требуется. Все важные моменты прописаны в федеральном законодательстве, как и процедура. Местные власти вправе только согласовать важные моменты.

Процедура зависит от способа проведения приватизации. Если она проводится по закону о дачной амнистии, то открытия межевого дела не требуется. Достаточно осуществить постановку объекта на кадастровый учет.

Это требование обязательно, поскольку только это позволяет идентифицировать объект недвижимости. Ему присваивается точный адрес и кадастровый номер, по которому можно сделать запрос в органах Росреестра о получении полной информации о земле.

Зачастую жилые дома предусматривают разделение строения на два и более изолированных помещений с отдельными выходами. Так собственность на квартиры будет долевая или единоличная на два объекта недвижимости.

Главным условием оформления участка на двух хозяев является их обоюдное согласие. Для выделения придомовой территории в собственность нужно их совместное обращение в органы исполнительной власти.

Если прийти к совместному решению у двух собственников строения не получается, то один из них может обратиться с заявлением в суд. Поскольку дом представляет неделимый объект недвижимости, участок переходит в общую долевую собственность.

Части оформляются пропорционально долям в частном доме. В таких случаях требуется помимо постановки на кадастровый учет провести межевание.

Отказ должен существовать в письменном виде – отдельным документом, ответом на письмо, уведомление и др. Из содержания его должен следовать однозначное несогласие с получением земли в собственность.

Есть возможность получения земли в собственность при наличии любых правоустанавливающих документов, кроме акта (свидетельства) о получении в бессрочное наследование. Кроме того документы должны быть оформлены до 2001, когда вступил в силу Земельный кодекс России.

Необходимые документы

Для получения собственности предоставляются правоустанавливающие документы:

  • заявление по форме – предоставляется в органах Росреестра;
  • кадастровый паспорт или технический план по старому закону;

  • правоустанавливающий документ – договор аренды, акт о бессрочном пользовании или наследственном владении;

  • справка о кадастровой стоимости из Кадастрового комитета;

  • из Земельного кадастра;
  • выписка из Федеральной налоговой службы о площади участка и размере сбора;
  • соглашение об индивидуальном жилищном строительстве на предоставленном земельном участке органов власти;
  • квитанция об оплате госпошлины по тарифу;
  • выписка из ЕГРН о правах лиц на земельный участок, распорядителе наделом, гражданах или организациях, оформивших владение ранее на основании других документов.

Важно: принять участие в приватизации можно только один раз. Если заявление подается вторично, то в его рассмотрении отказывают, руководствуясь соответствующими положениями закона.

Органы местной власти могут предложить воспользоваться возможностью заключения с выкупом земли.

Если ходатайство оформляется в рамках Закона о приватизации государственной и муниципальной собственности дополнительно требуется акт власти о разрешении по передаче участка в частную собственность.

В случае с установлением правомочий по упрощенному порядку в рамках Закона о дачной амнистии решение местного органа не требуется.

Особую сложность представляет составление кадастрового паспорта, поскольку только этот документ позволяет идентифицировать участок. Если границы установлены, межевание проводить не нужно.

Если в отношении них имеется спор с владельцами или пользователями соседних участков, то необходимо обратиться в специализированную организацию, уполномоченную на картографическую и геодезическую съемку.

Если получен отказ от администрации, распоряжающейся землей, или из Росреестра, то заявитель вправе обратиться для решения вопроса и обжалования акта государственной или муниципальной власти в суд.

При получении решения в его пользу помимо заявления ему потребуется только вступившее в силу постановление суда.

Этот документ будет рассматриваться как правоустанавливающий и на него основании в госреестр внесут запись о собственности. Иных справок в таком случае не потребуется.

Невыигрышным будет иск о предоставлении земли в собственность, если она находится на природоохранной территории, ограничена в обороте, находится на землях особо охраняемых объектов, находится в общественном пользовании, либо состоит в резерве государственных или муниципальных органов.

Сколько стоит

Органами исполнительной власти заявления рассматриваются без взимания платы. За изготовление кадастрового плана придется оплатить за собственный счет 1 500 руб. гражданам и 3 000 руб. юридическим лицам. При срочном исполнении заказа тариф повышается.

При необходимости составления межевого плана заявителю необходимо будет оплатить за счет собственных средств от 8 до 12 тыс. руб. в зависимости от региона нахождения объекта недвижимости.

Также нужно будет оплатить госпошлину за регистрацию права в размере 400 руб. для физических лиц и 2 000 руб. организациям.

Если осуществление приватизации бесплатно не представляется возможным, будет предложен вариант с выкупом земельного надела.

Стоимость определяется приближенной к рыночной и указывается в едином кадастре недвижимости. Зависит оценка от региона нахождения объекта, его характеристик, категории разрешенного использования.

Сроки

Администрации районов рассматривают заявления в срок не более 30 дней. Изготовление кадастрового паспорта занимает от 5 до14 дней. Сложнее дело обстоит с межеванием. В общей сложности процесс установления границ занимает примерно 2 недели.

В некоторых случаях, если возникают сложности с поиском собственников соседних участков, подписания ими акта установления границ, а также при расхождении данных в правоустанавливающем документе и результате постановке на кадастровый учет или других сведений, ведение дела может занимать до 6 месяцев и более.

Регистрация собственности в упрощенном порядке при наличии всех документов занимает 10 рабочих дней при подаче документов через Росреестр и 14 суток при направлении бумаг через МФЦ.

При отсутствии определенных документов или необходимости запроса сведений из архива период регистрации может увеличиться на то же время.

Определенный период занимает рассмотрения дела в суде на основании норм Гражданского процессуального кодекса. В зависимости от его сложности и необходимости запроса правоустанавливающих документов, согласования границ и других юридически значимых действий может потребоваться от 1 месяца до года и более.

Бесплатная

Время действия закона, позволяющего оформлять землю в собственность, продлено до 1 марта 2019. В этот период предполагается передача наделов в частную собственность граждан без взимания платы.

После этого, предполагается, если положение не будет распространяться, будет возможен только выкуп участков по кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.

Ранее допускалось приобретение собственности путем подписания договора купли-продажи с муниципалитетом или органом региональной власти по инвентаризационной стоимости, которая намного ниже принятой на свободном рынке.

Понятие «бесплатная» приватизация достаточно условно и предполагает отсутствие необходимости выкупа земельного надела у государства или муниципалитета.

Однако при проведении процедуры придется понести ряд расходов на оформление собственности – включение сведений в единый реестр недвижимости, изготовлении документов с описанием и установлением границ.

Судебная практика

Несмотря на обширную нормативную базу, на практике закон о приватизации земли под частным домом зачастую не применяется или административные органы настаивают на платном оформлении участков в собственность, что недоступно для граждан и они отказывают от своих прав, не заручившись поддержкой квалифицированного юриста.

Встречается много отказов о предоставлении земли именно по основанию бесплатного. Заявления возвращаются гражданам с разъяснениями о необходимости выкупа наделов. В этом случае ситуацию решить есть возможность только по решению суда.

Однако в некоторых ситуациях и этой инстанцией принимается акт о возможности получения земли только на платной основе. Как пример, при повторной подаче заявления, если гражданин уже воспользовался ранее правом на получение земли без выкупа.

Другая категория дел предусматривает отказ в возможности выкупа земли по кадастровой стоимости. Так один из соседей заявил, что приватизацией доли в собственности на участок приведет к нарушению его прав и законных интересов в связи с уменьшением площади занимаемого надела.

В материалах дела содержится акт муниципального органа о предоставлении участка в пределах фактически установленного ограждения. Документов, подтверждающих реальность границ, не было предоставлено.

Ответчиком был подан встречный иск об установлении реальных границ участка и об устранении препятствий в пользовании выделенным для ведения сельского хозяйства надела.

Важно: наследники частных домов, обустроенных на неприватизированных землях, обязуются выкупать участки. Предоставления им наделов в собственность, как при бессрочном пользовании, не предусмотрено законом.

Как альтернатива, они могут воспользоваться предложением по получению их в аренду от органов исполнительной власти.

Порядок перехода земельного участка в долевую собственность владельцев помещений в многоквартирном доме и придомовой территории утвержден жилищным законодательством с 2005 года.

Причинами этого стала необходимость содержания земельного участка рядом со строением и при использовании площадок некоммерческими организациями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В каких случаях допускается оформление земли в долевую собственность, возможность приватизации, плюсы и минусы, последствия таких мер, обо всем подробно в этой статье.

Можно ли

Любые нарушения, допущенные в отношении собственников, наказуемы на основании ГК РФ.

Какие нужны документы

Для установления права собственности на землю необходимо собрать пакет документов:

  • кадастровый паспорт на землю. Также нужна топографическая съемка, которая проводится специализированными аккредитованными учреждениями, выполняющими межевые работы. Это производится с целью установления фактически занимаемых границ на местности;
  • подтверждение прав на землю под многоквартирным домом. Не всегда эти документы будут идентичны. Это может быть свидетельство о праве собственности из Росреестра или договор с муниципалитетом о предоставлении участка на землю под строительство или о бессрочном пользовании, иные государственные и местные акты;

  • справка об оценке земли. Выдается Земельным комитетом по запросу;
  • документ о площади земельного надела с расчетом налоговых ежегодных выплат. Предоставляется по заявлению налоговой службой;
  • заключение БТИ о примерной стоимости строения на участке. Рассчитывается цена исходя из средних цен на идентичную недвижимость на рынке;
  • копии паспортов заявителей;
  • кадастровые паспорта на квартиры, офисы и иные изолированные помещения в составе дома с документами о праве собственности на каждый объект недвижимости.

Важно: главная сложность при оформлении земли под многоквартирным домом состоит в составлении кадастрового паспорта на весь земельный участок. Обычно эти расходы несет строительная компания, которая получила разрешение на возведение объекта.

Однако по факту не всегда организации завершают оформление документов по причине банкротства, поэтому эти затраты ложатся на собственников помещений в многоквартирном доме.

Сроки и стоимость

Выдача решения органа исполнительной власти о возможности предоставления земли в собственность жилого комплекса осуществляется в течение 30 дней.

Если кадастровый паспорт на землю отсутствует, то необходимо заказать его составление у специалистов, что займет примерно 2 недели.

Предварительно нужно получить технические паспорта на жилые и коммерческие помещения в многоквартирном доме для определения пропорций по площади занимаемого надела.

Эти сведения будут включаться в свидетельство о собственности с указанием долей. Подготовка такого документа на все здание составит около 2 недель.

Интересно: Составление паспорта на каждое помещение, что необязательно, но желательно для выделения земли, может затянуться на годы, поскольку владельцы помещений могут игнорировать сообщения о готовности объекта застройки, ввода его в эксплуатацию и возможности постановки на кадастровый учет и регистрации собственности.

При готовности акта передачи земли в собственность и технической документации нужно обратиться в орган Росреестра по месту нахождения недвижимости.

Процесс внесения данных о владении составит 14 дней. При подаче документов через МФЦ срок увеличиться на 3-4 дня в связи с осуществлением учреждением посреднической функции между заявителями и непосредственно государственным регистратором.

Стоимость оформления кадастрового паспорта на все здание может достигать десятков тысяч рублей, точная стоимость определяется в регионе нахождения недвижимости.

Аналогична ситуация с техническим паспортом на строение. Регистрация в Росреестр отдельно для гражданина составляет 500 руб., для организаций – 2 000 руб.

Плюсы и минусы

Присоединение территории и регистрация собственности на землю под домом влечет положительные последствия в виде:

  1. Возможности создания инфраструктуры для жильцов дома.
  2. Защищенность территории от притязаний третьих лиц, в том числе органов муниципальной власти, которые могут изъять надел для развития района и нужд населения.
  3. Получение дополнительной прибыли участникам многоквартирного строительства за счет сдачи общего имущества в аренду третьим лицам.
  4. Оформление сделок с землей, распоряжение наделом или его частью, проведение благоустройства на нем с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности хозяев дома.

Выделяются и минусы, такие как:

  1. Необходимость платить земельный налог. Ставка определяется на основании НК РФ согласно кадастровой стоимости участка с применением коэффициента рыночной цены. Принимается во внимание показатель, принятый местными властями. Оплата сбора производится ежегодно. Юридические лица производят оплату в безналичном порядке с расчетного счета, граждане – в банке при предоставлении налоговыми органами уведомления о размере и дате уплаты налога.
  2. При нарушении правил эксплуатации участка возможно наложение санкций в виде штрафов со стороны администрации района, в частности это касается размещения определенных объектов, к примеру, несогласованной парковки, либо несогласование графика вызова с обслуживающей организацией.
  3. Повышение платы за аренду коммерческих помещений при увеличении кадастровой стоимости и соответственно ставки налога на занимаемые площади.

Процесс передачи земли в долевую собственность нельзя назвать простым. Закон о приватизации земли под многоквартирным домом в одиночку дает возможность совершения такого правового действия, однако для гражданина или организации получение документов на дом и территорию, направление запросов в архивы, БТИ и другие инстанции будет достаточно трудоемким.

Проще скоординировать действия с другими жильцами и подавать коллективные заявления и жалобы. К таким ходатайствам государственные и муниципальным органы относятся более внимательно.

Также привлечь к процессу, если дом представляет новостройку, можно компанию, осуществившую возведение объекта недвижимости на основании допусков СРО и иной разрешительной документации.

Тем более что выделение придомовой территории входит в ее обязанности при строительстве многоквартирного комплекса, поскольку согласно градостроительного законодательства к жилому строению должна примыкать территория для благоустройства.

Необходимо отметить, что при получении отказа на любой стадии оформления земли, в органах исполнительной власти, кадастрового учета или регистрации сделок на недвижимость, можно обратиться в суд за получением постановления об установлении права собственности.





Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод.

Правовые предпосылки.

Сначала немного о правовых предпосылках. В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно ст.16 Жилищного Кодекса РФ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Государственная регистрация не нужна.

Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания Конституции РФ с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме. Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом РФ, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

На что имеет право местное самоуправление.

Однако, исходя из конституционной презумпции равенства граждан РФ, закон не может ставить лиц, находящихся в одинаковых условиях, в разное правовое положение. Следовательно, не может быть нарушено общее положение гражданского законодательства, что для приобретения права собственности, пусть и долевого, необходимо принятие в первую очередь решения самим будущим собственником, а предоставление земельного участка под многоквартирным домом это обязанность, но никак не право органа местного самоуправления.

В силу части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Таким образом, действия органа местного самоуправления, направленные на отказ от формирования границ в рамках площади необходимой и достаточной для обслуживания и управления многоквартирными домами, в границах, утвержденных решением общего собрания собственников помещений, можно считать незаконным и необоснованным.

Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.

Плюсы и минусы наглядно.

Если систематизировать плюсы и минусы для собственников помещений в многоквартирных домах (МД), то выглядеть это будет следующим образом:

1) Дополнительные гарантии:

1.1. Без согласия собственников невозможно использование земельного участка, как например, прокладка новых дорог, строительство, организация коммерческих и иных предприятий (мойки, автостоянки, гаражи и т.п.) на территории принадлежащей собственникам МД;

1.2. Без согласия собственника невозможно какое-либо отчуждение части земельного участка, равно как и невозможен снос (постройка) каких либо строений;

1.3. Невозможно изъять земельный участок для муниципальных (государственных) нужд бесплатно.

1) Собственники земельного участка (его доли), обязаны ежегодно платить земельный налог (он рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка). Кадастровая стоимость земли, на настоящий момент, весьма приближается к рыночной. Ставка земельного налога в Нижегородской области составляет 0,02%.

2) Дополнительная возможная прибыль. Собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

2) Собственники обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка. Следовательно, обязанность по содержанию, ремонту, уборке дорог, элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.п.) несет собственник, а, значит, к нему могут быть применены меры ответственности. Собственник (его домоуправляющая компания) могут быть оштрафован за неубранный снег, за невывезенный мусор и т.д.

3) Удобство использования. Собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в т.ч. направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности МД.

3) В качестве минуса также следует указать и увеличение стоимость квадратного метра помещений, поскольку это сужает для собственников круг покупателей и арендаторов, равно как и увеличение расходов на содержание общего имущества МД.

Отрицательные плюсы.

Как мы видим, количество плюсов перевешивает количество минусов, однако же, на второй взгляд явные плюсы могут стать отрицательными. Собственники помещений в многоквартирном доме в Приокском районе нашего города недолго радовались, когда на публичных слушаниях по поводу формирования границ земельного участка их представителям предоставили проект границ под их МД площадью около 7000 м.кв. Причем две трети сформированного земельного участка занимали общегородские инженерные коммуникации и внутриквартальные дороги. Для того, чтобы понять глубину проблемы, необходимо вспомнить, что согласно приказа Министерства коммунального хозяйства РФ №197 от 17.08.1992г. в пределах территории охранных зон тепловых сетей запрещается проведение строительства, капитального ремонта, реконструкции, земляных работ (планировка грунта, посадка деревьев и кустарников), работ связанных с разбиванием грунта и дорожных покрытий и т.д. На настоящий момент обязанность по содержанию придомовых территорий, дорог и проездов, ремонту тротуаров, парковочных «карманов», детских и спортивных площадок, озеленение и благоустройство дворовых территорий, уборку снега и наледи в зимнее время, листвы осенью, по наружному освещению и т.д. на земельных участках, находящихся не в собственности граждан, возложена на соответствующие городские службы.

Таким образом, приняв земельный участок в границах, сформированных городом, собственники помещений многоквартирного дома, получили бы на самом деле огромную территорию, не пригодную для нужд собственников, невозможную к использованию для обеспечения деятельности домоуправляющей организации (ТСЖ в данном случае) и получения собственниками финансовой и иной выгоды, поскольку какие - либо объекты на охранных зонах инженерных коммуникаций возводить нельзя, благоустройство, детские площадки или парковки делать не целесообразно (как все мы знаем, сети имеют тенденцию к нарушению своей целостности). Тогда как расходы по содержанию общего имущества собственников возросли бы существенно, а именно: налог на землю, затраты на содержание, в т.ч. затраты на содержание внутриквартальных проездов, которыми пользуются далеко не только собственники данного многоквартирного дома.

Собственники помещений данного многоквартирного дома уполномочили председателя ТСЖ на обращение в суд и найм квалифицированного юридического представителя. Совместно с ТСЖ мы обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением по оспариванию действий Администрации города Нижнего Новгорода по утверждению проекта границ земельного участка под домом и обязании органа местного самоуправления утвердить иные границы, устраивающие собственников. Арбитражный суд встал на сторону собственников помещений данного многоквартирного дома и принял решение в их пользу, апелляционная инстанция поддержала выводы Арбитражного суда Нижегородской области.

Еще ложка догтя.

Возвращаясь к вопросу о плюсах, которые совсем и не плюсы. В качестве аргумента для скорейшего оформления в собственность земли некоторые жители приводят такой - возможность строительства полезных и нужных для граждан объектов на придомовой территории.
Но здесь необходимо знать и помнить, что любая территория в городе имеет свое назначение и на участке под многоквартирным домом ларек, торгующий алкогольной продукцией, например, построить никто не разрешит. Возможности использования придомовых территорий очень ограничены. Это обусловливается многими факторами: скученностью застройки жилых домов, градостроительными ограничениями, нормативно-техническими требованиями, и т.д. Помимо этого в качестве плюса оформления земли в собственность некоторые считают увеличение рыночной стоимости жилья после оформления общедолевой собственности на землю. На самом деле это не так. Сама по себе доля в земельном участке под многоквартирным домом существует лишь гипотетически: ее реально нельзя продать, подарить, получить под него кредит. Земельный участок неотторгаем от жилого дома, т.е. лишен самостоятельной оборотоспособности. Как неотторгаема и часть общедомовой собственности, которой владеет собственник, — кусочек лестничной площадки или квадратный дециметр чердака.

Подводим итоги.

Подводя итог рассуждениям о полезности или вредности приватизации придомовой территории, следует помнить об одном весьма существенном обстоятельстве: передача земельных участков в собственность под многоквартирными домами, в первую очередь, снизит финансовую нагрузку органа местного самоуправления, а соответственно, органам власти сейчас очень выгодно «повесить» расходы на содержание домовых территорий на граждан. Даже приблизительный подсчет показывает, что ежемесячные платежи собственников могут вырасти в среднем на 150-400 рублей. По опыту других стран можно сказать, что быть землевладельцем и собственником недвижимости очень накладно. Такие налоги могут составлять от 6-7 до 15-25% от вашего совокупного годового дохода. Это очень большой минус, по моему мнению, поскольку тенденции показывают стремление нашей страны к повторению зарубежного опыта в т.ч. и в части увеличения налогового бремени.

Заместитель директора юридической компании «ПРЕЦЕДЕНТ»

Елена Никоненкова

Приватизация земельного участка под частным домом после 1 марта 2017 года по-прежнему осуществляется на бесплатной основе - процедура продлена до весны следующего года. Прежде чем активировать процесс, необходимо тщательно изучить информацию относительно оснований для проведения приватизации, ознакомиться с перечнем обязательных к сбору бумаг и в целом изучить последовательность предстоящих действий.

Что дает приватизация

Еще во времена СССР государство абсолютно безвозмездно предоставляло земельные наделы гражданам страны, предполагая применение их последними в качестве территории для индивидуальной застройки либо для ведения подсобного хозяйства. Угодья оформлялись в аренду, и от распорядителей не требовался взнос денежных средств за их использование. При этом лица, получившие надел имели право лишь на владение участком и эксплуатацию земли согласно собственному усмотрению. Возможности продавать, сдавать внаем, дарить арендованную площадь не предоставлялось.

После развала СССР, возникла необходимость получения имеющихся в аренде земельных угодий в частную собственность. Для этого государство открыло свободную приватизацию предоставленных гражданам наделов. Иными словами, государство, муниципалитет либо региональные власти приступили к передаче прав собственности на землю тем лицам, в распоряжении которых находилась земля либо частный дом, построенный в пределах конкретного участка. Подобное право закреплено в Земельном Кодексе РФ.

Благодаря так называемой «дачной амнистии », вступившей в силу 1 сентября 2006 года, земельные площади под частными домами, а также еще некоторые категории земель, стало возможно приватизировать в упрощенном порядке. Первоначально период действия закона был установлен до 1 января 2010 года. Впоследствии дата несколько раз передвигалась и на данный момент безвозмездная приватизация земельных наделов под частным домом и других категорий земель продлена до 1 марта 2018 года. Вероятно, подобный перенос сроков будет продолжаться еще некоторое время, но существует мнение, что к 2020 году процедура перестанет быть бесплатной.

Преимущества приватизации земли

Приватизация участка земли, на котором расположен частный дом, имеет множество преимуществ. Гражданин получает право продавать, завещать, дарить и совершать абсолютно любые действия со своей законной собственностью. К тому же, вовремя не позаботившись о приватизации, существует риск впоследствии вовсе остаться без земельного надела - государство вполне может изъять его из пользования, не посчитавшись с тем фактом, что на нем расположен дом, находящийся в собственности.

Исходя из этого, лицам, владеющим частными постройками жилого типа, юристы настоятельно советуют как можно быстрее позаботиться о будущем земель, на которых они расположены и пройти процедуру приватизации, предоставляющую законное право владения и полного распоряжения наделом.

Когда возможна приватизация и в каких случаях вероятен отказ

Процедура приватизации земельной площади под частным строением осуществляется на бесплатной основе в случае если:

  1. Территория, на которой находится частный дом, предоставлена гражданину по праву аренды в целях индивидуальной застройки либо ведения подсобного хозяйства.
  2. Дом, расположенный на участке, находится в собственности гражданина вследствие покупки. При этом сделка должна быть совершена до 30 октября 2001 года, то есть до момента вступления в силу Земельного Кодекса.
  3. На землю распространяется право бессрочного пользования.
  4. Участок получен в пользование в качестве дачного, садового надела, а также в виде земли под гаражными строениями.

Важным моментом является возможность приватизации территории под частными домами, полученной в пользование до 30 октября 2001 года, когда свою законодательную силу обрел Земельный Кодекс РФ. На участки либо строения, полученные и приобретенные позднее, бесплатная процедура не распространяется.

Желание гражданина приватизировать землю, которая находится в его распоряжении, отклонено быть не может. В виде исключения могут выступить ситуации, когда частный дом расположен на изъятых из оборота землях, например, зараженных химикатами либо в границах наделов, зарезервированных для государственных нужд. Это могут быть природоохранные объекты, земли водного фонда, парки и прочие категории земель.

Возможность подать заявку на безвозмездную приватизацию имеет право гражданин, ранее не участвовавший в подобной процедуре. Повторная приватизация недопустима. Это касается не только земельных участков, но и других видов недвижимого имущества.

Процесс приватизации земель, на которых имеется частный жилой дом, начинается со сбора обязательных документов и подачи их в органы администрации либо МФЦ.

Список основных бумаг не меняется из года в год, но в силу разнообразных нюансов, относительно каждого конкретного случая, могут потребоваться вспомогательные справки. Прежде чем приступать к процедуре сбора, рекомендовано уточнить конкретный перечень в местном Земельном комитете.

Список документов включает:

  1. Заявление. Бланк должен быть заполнен владельцем частного дома либо руководителем организации, претендующей на право собственности. Образец предоставляется в Земельном комитете и требует отражения данных о заявителе, включая ИНН и адрес. Здесь же указывается просьба, адресованная органу власти, в данном случае - разрешение на приватизацию земли под частным строением.
  2. Паспорт лица, претендующего на приватизацию участка.
  3. Документ, подтверждающий право пользования наделом. Это может быть договор аренды, акт о наследственном владении либо бессрочном пользовании участком или соглашение, подтверждающее разрешение на застройку предоставленного участка в индивидуальном порядке в целях личного использования.
  4. Технический план, а также кадастровый паспорт земельного надела.
  5. Документы, освещающие нормативную стоимость участка. Получить бумагу можно в отделении Земельного комитета.
  6. Справка, содержащая сведения об оценочной стоимости надела. Оформление документа осуществляется в БТИ.
  7. Справка о площади надела и размерах налогового сбора, полученная в органах налоговой службы.
  8. Документы, подтверждающие право обладания строениями, расположенными на участке земли.
  9. Кадастровый паспорт дома или иного сооружения, построенного в границах земельного надела.
  10. Справка из БТИ о стоимости строения.
  11. Выписка из ЕГРН , содержащая информацию относительно всех лиц, обладающих правами на земельный участок и подтверждающая наличие таковых. Здесь же должны быть прописаны сведения о гражданах либо организациях, оформивших владение наделом ранее на основании иных документов.

В случае если домом владеет не один гражданин, потребуется согласие всех собственников строения. Отсутствие соглашения потребует обращения в судебные органы.

Нередко возникают ситуации, когда участок не состоит на учете в кадастровой палате. В таких случаях, прежде всего, потребуется позаботиться о регистрации надела в кадастре недвижимого имущества и оформлении кадастрового паспорта. Для этого заявителю следует обратиться в местный муниципалитет и озвучить требование о постановке территории на учет.

Дальнейшие действия осуществляются специалистами по геодезическим работам, определяющими физические показатели конкретного участка. На основании полученных сведений составляется соответствующий акт. Данная процедура требует дополнительной оплаты и входит в личные расходы заявителя.

Подобные же действия следует осуществить в случае, если у надела не определены и не задокументированы границы. Потребуется провести процедуру межевания, что может существенно увеличить время проведения процедуры приватизации.

Стоимость

Приватизация территории под частной постройкой осуществляется на бесплатной основе, что подразумевает исключение выкупа земель под застройками, находящимися в собственности гражданина. В этом случае лишь потребуется оплатить госпошлину в размере 2000 рублей.

Кроме того, вероятно потребуется позаботиться об оформлении недостающих документов, за что также следует внести плату. В частности, подобное касается кадастрового паспорта, стоимость которого составляет от 1500 до 3000 рублей. Сюда же можно отнести процедуру межевания, цена которой варьируется от 8000 до 12000 рублей.

На рассмотрение заявки администрации отведено 30 дней, а упрощенный порядок еще более сократил указанный срок - процедура оформления занимает не более 2-х недель. По истечении указанного периода уполномоченное лицо обязано предоставить согласие либо отказ в приватизации. При этом последний должен быть подкреплен документально соответствующим актом с указанием причин отказа.

В случае если у заявителя не оформлены какие-либо бумаги, требуемые при подаче заявления, процесс приватизации может затянуться. Так, на изготовление кадастрового плана и процедуру межевания может уйти от 7 до 14 дней.

К тому же, возможны различные спорные вопросы, для разрешения которых потребуется обращение в суд, например, разногласия между владельцами соседних участков относительно границ наделов. Нередко процесс затягивается по причине ошибок в правоустанавливающих документах, вследствие чего требуется повторное их оформление. Именно по этой причине, прежде чем приступать к процедуре и сбору бумаг, следует предварительно получить консультацию специалиста по земельным вопросам.

Приватизация земли под частным домом по-прежнему является актуальной и востребованной процедурой. Неудивительно, владение земельным наделом дает абсолютное право на распоряжение участком по собственному усмотрению. Важно помнить, что на данный момент процедура проводится на безвозмездной основе и подобное продлится до 1 марта 2018 года. Будет ли приватизация разрешена в дальнейшем - неизвестно, поэтому собственникам частных домов рекомендовано как можно быстрее приступить к оформлению прав собственности на землю.

Поделиться