Объекты по налогу на имущество организаций. Налог на имущество организаций: ставка и порядок уплаты. Налоговая база как

Размер налога на имущество зависит от двух показателей: ставки и базы налогообложения. Ставку налога устанавливают региональные власти, однако данный показатель не может превышать 2,2%. Отчетность по данному налогу представляется ежеквартально. Организациям необходимо учитывать два принципа определения базы налогообложения:

В первом случае рассчитывается среднегодовая остаточная стоимость имущества, которая в разы меньше рыночного уровня. Начиная с прошлого года некоторые регионы перешли на новый принцип расчета налога – исходя из кадастровой стоимости. В отличие от среднегодовой стоимости, кадастровая оценка максимально приближена к рыночным показателям, что существенно увеличивает рассчитанную сумму налога. Данное нововведение обеспечит дополнительный источник финансирования для бюджета, который испытывает трудности с наполнением после начала кризиса.

Кадастровая оценка может применяться для следующих типов имущества:

  1. Деловые и торговые центры.
  2. Объекты, предназначенные для торговли, оказания бытовых услуг и общепита.
  3. Жилые помещения, которые не являются основными средствами (как правило, приобретаются для перепродажи).

В 2016 году у регионов осталось право определять окончательный перечень типов имущества, который подпадает под расчет налога исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, субъект федерации может установить определенный лимит, который позволит платить налог по старым правилам для компаний, владеющих небольшими и средними объектами помещениями.

Если компания, которая должна платить налог на основании кадастровой оценки, продолжает осуществлять платежи на основании остаточной стоимости, то помимо доплаты, организации придется оплатить соответствующую сумму штрафа.

Сложная оценка

Для определения принципа расчета налога на имущество в 2016 году, юридическим лицам необходимо сделать следующие шаги:

  1. Определить, перешел ли регион, в котором расположено имущество, на применение кадастровой оценки. Соответствующий закон регионы должны были принять до конца прошлого года.
  2. Уточнить, подпадет ли конкретное помещение под критерии, зафиксированные в законе.
  3. Убедиться, что данный объект есть в перечне имущества, налогообложение которого будет происходить по новой процедуре. Данный перечень опубликован на официальном сайте каждого региона.

Представителям бизнеса стоит учитывать следующие нюансы, которые непосредственно влияют на рассчитанную сумму налога:

Если фактическая площадь, используемая под торговую или деловую деятельность, меньше 20% от суммарной площади, то организация имеет право оплачивать налог исходя из остаточной стоимости.

С помощью независимого оценщика организация может снизить завышенную стоимость, которая используется в качестве базы налогообложения. Для этого потребуется подать заявление в Росреестр и приложить соответствующую оценку. В случае отказа данной инстанции пересматривать стоимость, потребуется обратиться в суд. Учитывая нынешнюю судебную практику, компании имеют все шансы отстоять свои интересы, используя данный порядок.

Переход на использования кадастровой стоимости имущества вызван желанием властей увеличить поступления в бюджет. Развитие экономического кризиса и снижение доходов от экспорта нефти вынуждает чиновников находить альтернативные способы для финансирования затратной части.

В свою очередь представители бизнеса, которые вынуждены перейти на новый принцип расчета, столкнулись практически с десятикратным увеличением суммы налога. Учитывая и без того сложное положение многих компаний, дополнительные отчисления станут новым ударом по финансовой устойчивости многих организаций.

Налоги на недвижимое имущество в России регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговый кодекс постоянно находится в состоянии развития и динамично меняется. В среднем ежегодно в него вносится более 10 изменений в соответствии с новыми федеральными законами, а также определениями и постановлениями Конституционного Суда РФ. Меняются правила определения налоговой базы недвижимости и ставки налога на недвижимое имущество организаций.

Налог на недвижимость юридических лиц / организаций в 2016 году

Налог на недвижимое имущество юридических лиц регулируется 30 главой "Налог на имущество организаций" и 31 главой "Земельный налог" Налогового кодекса РФ. Согласно 30 главе, объектами налогообложения для организации является недвижимость, которая учитывается на балансе юридического лица как объекты основных средств. Налог на земельные участки и другие объекты природопользования регулируется 31 главой.

Основные изменения в налогообложении недвижимого имущества с 1 января 2014 года связаны с поправками к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в Российской Федерации.

1. Налог на недвижимость с кадастровой стоимости в 2016 году

В НК РФ введена Статья 378.2. "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества". В соответствии с данной статьей изменяется налоговая база со среднегодовой стоимости имущества на кадастровую стоимость недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода для отдельных объектов.

С 1 января 2014 года была изменена налоговая база для следующих объектов коммерческой недвижимости:

  • Налог на офисную недвижимость
    Бизнес-центры и офисные здания, административные здания, административно-деловые комплексы, здания коммерческого назначения, офисы и офисные помещения.
  • Налог на торговую недвижимость
    Торговые центры и комплексы, торговые объекты, объекты общественного питания (рестораны, кафе, столовые и т.д.), помещения бытового обслуживания
Здание относится к данным видам недвижимости при следующих условиях: фактическое использование здания в соответствии с кадастровым паспортом (использование не менее 20 процентов его общей площади) и (или) земельный участок, на котором расположено здание, имеет соответствующий вид разрешенного использования.

В каждом субъекте РФ уполномоченный орган исполнительной власти не позднее 1-го числа очередного налогового периода назначает перечень объектов недвижимости, по отношению к которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость и налоговые ставки для них.

Установленная налоговая ставка для данной недвижимости и нежилых помещений не может превышать следующих значений:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;
  • для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента.
По факту, налоговая ставка для объектов недвижимости, которая определяется исходя из кадастровой стоимости для города Москвы составляет: в 2014 году - 0,9%, в 2015 году - 1,2%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,4%, в 2018 году - 1,5%. При соответствии объекта недвижимости ряду критериев, к налоговой ставке может быть применен коэффициэнт 0.1. Для иного имущества ставка составляет 2,2%.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения недвижимости или нежилого помещения.

Для собственников такой коммерческой недвижимости швейцарская оценочная компания Swiss Appraisal рекомендует воспользоваться услугой по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и нежилых помещений для снижения налога . 2. Налог на землю и земельные участки в 2016 году

Налогообложению подлежат земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований или городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен налог.

Налоговой базой для земельных участков выступает кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом или дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговые ставки на земельные участки устанавливаются представительными органами муниципальных образований или городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0.3% кадастровой стоимости для:
    • Земель сельскохозяйственного назначения
    • Земельных участков под жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
    • Земли для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства
    • Земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством
  • 1.5% кадастровой стоимости для иных земельных участков
Для владельцев и арендаторов земли и земельных участков оценочная компания Swiss Appraisal рекомендует воспользоваться

Налог на имущество уплачивают фирмы за возможность иметь собственное имущество. Налог считается региональным, ставка принимается субъектами РФ.

Налоговая база по налогу на имущество: что поменялось в этом году

Предусмотрено определение налоговой базы следующими способами:

  1. По среднегодовой стоимости.
    Чтобы вычислить эту величину, остаточную стоимость на первое число каждого месяца суммируют друг с другом и прибавляют стоимость на последний день года.

    Остаточная стоимость ‒ первоначальная цена имущества, уменьшенная на сумму амортизации.

    Полученный результат делят на сумму месяцев периода плюс один.
    В расчёт входит всё имущество на начало дня, то есть на 00 часов 00 минут первого дня месяца.

    Фирмы, созданные не с начала налогового периода, исчисляют налог по аналогичной схеме. Если регистрация компании произошла, к примеру, в апреле, то стоимость собственности за первые месяцы года равна нулю, далее, по мере принятия к учёту, собственность отражается в расчёте.

  2. По кадастровой стоимости.
    Она берется на 1 января отчётного года.

    Если недвижимость располагается на территории сразу нескольких субъектов, то налог будет исчислен по каждому субъекту отдельно, а налоговая база будет учитываться пропорционально кадастровой стоимости на территории каждого региона.

  1. Амортизируемым теперь считается имущество, стоимость которого более 100 тыс.
    Такое правило будет применяться к собственности, принимаемой на баланс с 2016 года.
  2. вести расчёт по кадастровой стоимости смогут не только владельцы объекта, но и фирмы, осуществляющие его хозяйственное ведение.

Кто платит налог на имущество организаций

Оплачивают такой сбор все фирмы, в распоряжении которых есть собственность, считающаяся объектом налогообложения.

Определяя налоговую базу, необходимо учитывать некоторые нюансы:

Освобождаются от налога:

  • имущество, облагаемое ЕНВД;
  • фирмы на УСН;
  • компании-плательщики ЕСХН.

Под определение объекта налогообложения не попадают:

  • объекты природопользования;
  • суда, ледоколы и космические объекты;
  • вторая группа амортизации;
  • имущество исполнительных органов, если оно используется для военной службы.

В целях устранения двойного налогообложения, оплаченные в других странах российскими компаниями налоги на имущество, принимаются к зачёту в счёт оплаты в России. Чтобы избежать повторной уплаты, фирма должна рассчитать налог по российскому законодательству и подать заявление в налоговую, попросив о зачёте средств.

Налоговый период 2016: когда платить

Законодательно установленный налоговый период – календарный год.

Для новых фирм этот период устанавливается:

  • с момента регистрации до конца года;
  • если фирма организована в декабре, то период будет продлён до конца следующего года.

Кроме этого, существуют отчётные периоды:

  • 1 квартал;
  • 2 квартал;
  • 3 квартал.

Расчет авансовых платежей осуществляют в конце каждого периода, если такие периоды не определены на региональном уровне, фирмы могут не перечислять авансы, а сдавать отчёт единственный раз в конце периода. Компания, имеющая обособленные подразделения в разных регионах, должна подчиняться законодательству каждого субъекта и осуществлять отчисления по установленным в регионе правилам.

Изменения в ставках по налогу на имущество организаций

Окончательный размер отчислений зависит от ставки, принимаемой регионами. Федеральный закон лишь ограничивает размер такой ставки: в 2016 года она не должна быть больше 2,2%.

Ставки могут существенно различаться и зависеть от деятельности или вида имущества в конкретном субъекте.

По максимальному тарифу облагаются:

  1. Линии электропередач, при этом, если такое сооружение не относится к определённому электросетевому комплексу, имущество не облагается этим налогом.
  2. Магистральные трубопроводы.
  3. Железнодорожные пути.

Но максимальные ставки таких сооружений ограничены:

  1. 2014 г.- 0,7%.
  2. 2015 г. – 1%.
  3. 2016 г. – 1,3%.
  4. 2017 г. – 1,6%.
  5. 2018 г. – 1,9%.

Для имущества, облагаемого по кадастровой стоимости, предусмотрены иные тарифы.

Регион Год
2015 2016
Москва 1,7% 2%
Прочие регионы 1,5% 2%

Если региональные ставки не установлены, то налог рассчитывается по федеральному законодательству.

Налог на имущество и авансовые платежи: пример расчёта

Стоимость имущества фирмы изменилась за год следующим образом:

Ставка – 2,2%. Фирма ведет расчет по среднегодовой стоимости.

  1. Чтобы рассчитать сумму отчислений, ставку умножаем на налоговую базу.
    Сложив остаточную стоимость за период и поделив её на 13, получаем базу для расчета: (500000 + 495835 + 491670 + 487505 + 483340 + 479175 + 475010 + 470845 + 466680 + 462515 + 458350 + 454185) / 13 = 440393.

    Сумма перечислений в бюджет составит: 440393 * 2,2% = 9 688.

  2. Чтобы рассчитать авансовый платеж за первые три месяца, среднюю стоимость собственности за период умножаем на налоговую ставку и на ¼. В примере база для расчёта составила: 493752 (500000 + 495835 + 491670 + 487505), а величина авансового платежа: 493752 * 2,2% * 1/4 = 2962.
  3. База для авансового платежа за шесть месяцев: 481257 (487505 + 483340 + 479175 + 475010), а авансовый платёж = 481257 * 2,2% * 1/4 = 2646.
  4. Расчёт за третий квартал выглядит следующим образом: 479175 + 470845 + 466680 + 462515 = 469803 * 2,2% * 1/4 = 2583.

Об изменениях в порядке уплаты налога на имущество организаций, которые необходимо учитывать в работе начиная с 2016 года, узнайте из видео.

Льготы по налогу: кто не платит его в 2016 году

Льготы для плательщиков налога делятся на два вида:

  1. Федеральные, устанавливаемые соответствующим кодексом и действующие по всей стране.
  2. Дополнительные. Право на установку этих льгот делегировано регионам.

К федеральным льготам можно отнести:

  1. Льготы по виду имущества. От налогообложения освобождены фирмы, работающие в Сколково, прибыль которых не превышает 300 млн.
  2. Льготы для объектов с высоким классом энергоэффективности.
  3. Льготы для уголовно-исполнительной системы, в неё входят уголовно-исполнительные органы и учреждения, приводящие в исполнения наказания, в отношении собственности, необходимой для исполнений их функций.
  4. Льготы для религиозных обществ, в отношении средств осуществления религиозной деятельности.
    Налог не уплачивают с культовых сооружений, используемых для богослужений и собраний, а также прочих предметов религии.
    Следовательно, хозяйственное имущество, не используемое в религиозных нуждах, является объектом налогообложения.
  5. Льготы для фармацевтических производств.
    Следует уточнить, что от налогообложения освобождены лишь компании, производящие препараты по борьбе с эпидемиями, таким компаниям следует разделять учёт имущества для изготовления препаратов против эпидемий и производство прочих препаратов.
  6. Льготы для организаций инвалидов.
    Сюда входят общероссийские союзы, на 80% состоящие из инвалидов и компании, уставный капитал которых является вкладами таких союзов, а также компании, собственниками которых являются такие союзы в отношении собственности для оздоровительной и лечебно-спортивной и иной деятельности для реабилитации инвалидов.

Не подлежат налогообложению:

  1. Памятники и объекты исторического наследия.
  2. Хранилища радиоактивных отходов и материалов, а также радиоактивные установки, целью которых являются научные исследования.
  3. Судостроительные фирмы, имущество которых предназначено для ремонта и обслуживания судов.
  4. Суда и ледоколы, зарегистрированные в российском реестре.
  5. Космические объекты.
  6. Имущество адвокатских коллегий.
  7. Имущество протезно-ортопедических фирм.
  8. Имущество научных центров.

В регионах могут быть предоставлены следующие виды льгот:

  1. Освобождение определённых категорий от уплаты со всей собственности.
  2. Освобождение всех категорий от уплаты налога на строго определённые виды собственности.
  3. Освобождение некоторые категорий плательщиков, в отношении имущества, применяемого в определенных целях.
  4. Уменьшение сумм отчислений для определённых категорий.

Помимо этого, для некоторых категорий регионами могут устанавливаться пониженные ставки.

Сроки оплаты налога

Регионы самостоятельно принимают сроки уплаты авансов и сроки перечисления основной суммы.

Существует два варианта:

  1. Регион определяет лишь налоговый период, и сдавать платить придётся всего один раз.
  2. Установлена необходимость подачи расчетов и перечисление авансовых платежей поквартально.

Например, авансовые платежи нужно перечислить:

  • в Краснодарском крае — не позже 5 дней после сдачи соответствующего расчёта;
  • в Москве — не позже 30 дней после окончания периода;
  • в Адыгее — не позже 5 мая, 5 августа и 5 ноября.

Срок перечисления основной суммы также может быть разным:

  • в Краснодарском крае в срок, не превышающий 10 дней со дня сдачи отчётности;
  • в Москве до 30 марта;
  • в Ленинградской области не позднее 35 дней.

Заключение

Налог на имущество оплачивает большинство компаний, имеющих собственное имущество.

Ставка и порядок сдачи отчётности устанавливается регионами, они могут отличаться, если регионы не регулируют эти вопросы — отчётность сдаётся по федеральным законам.

Компаниям, имеющим собственность сразу в нескольких субъектах, следует вести раздельный учёт и отчитываться по месту регистрации собственности. Для компаний, имеющих имущество за рубежом, предусмотрен зачёт уплаченного налога в службы других стран.

Некоторые компании могут попадать под льготы, устанавливаемые как федеральными властями, так и регионами.

Об изменениях по налогу на имущество организаций с 2016 года можно узнать из видео.

Вконтакте

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные ) органы субъектов РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

  • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
  • внесенное в совместную деятельность;

Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
  • полученное по концессионному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прямо связано с землей;
  • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

ЭТО ВАЖНО

Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база как

Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт

СргСт = (ОС 1 + ОС 2 + ОС 3 + ОС 4 + … + ОС 12 + ОС 13) / (12 + 1), (1)

где ОС 1 , ОС 2 , ОС 3 , …, ОС 12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

12 — число месяцев налогового периода.

В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

ПРИМЕР 1

В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

  • на 1 января — 200 000 руб.;
  • на 1 февраля — 190 000 руб.;
  • на 1 марта — 180 000 руб.;
  • на 1 апреля — 170 000 руб.;
  • на 1 мая — 160 000 руб.;
  • на 1 июня — 150 000 руб.;
  • на 1 июля — 140 000 руб.;
  • на 1 августа — 130 000 руб.;
  • на 1 сентября — 120 000 руб.;
  • на 1 октября — 110 000 руб.;
  • на 1 ноября — 100 000 руб.;
  • на 1 декабря — 90 000 руб.

Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества :

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб .).

По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт ):

СрСт = (ОС 1 + ОС 2) / (К + 1), (2)

где ОС 1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

ОС 2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

К — количество месяцев отчетного периода.

ПРИМЕР 2

Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

Средняя стоимость имущества:

  • за первый квартал:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

  • за первое полугодие:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

  • за девять месяцев:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций , необходимо знать налоговую ставку.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

ПРИМЕР 3

На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

Авансовые платежи за отчетные периоды :

  • за первый квартал:

1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

  • за первое полугодие:

1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

Сума налога за налоговый период:

140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб .

По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 - 1017,5 - 935 - 852,5).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества , признаваемого объектом налогообложения :

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий :

1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/7028@ «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

  • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

  • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно . В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К ) рассчитывается следующим образом:

К = К 1 / К 2 , (3)

где К 1 — количество полных месяцев владения объектом;

К 2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения , должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014-2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/8853@ «О налоге на имущество организаций»).

Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

Информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости, включенного в региональный перечень, можно получить на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru ). Для целей налогообложения желательна официальная информация о кадастровой стоимости имущества или справка по состоянию на 1-е число налогового периода.

В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы . Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

НА ЗАМЕТКУ

Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016-2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям :

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
  • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
  • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

ПРИМЕР 4

По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 % .

Сумма налога на имущество за 2015 г . составит:

50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб .

Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

Авансовые платежи на отчетные периоды:

  • за первый квартал:
  • за первое полугодие:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

  • за девять месяцев:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

150 000 руб. × 3 = 450 000 руб .

По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб . (600 000 руб. - 450 000 руб.).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации , налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации , осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества .

ЭТО ВАЖНО

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук

Во время подготовки отчета по налогу на имущество предприятий необходимо обратить особое внимание на определенные изменения, произошедшие в законодательстве в 2016 году, а также поправки в правилах бухучета. Чтобы избежать ошибок при подаче деклараций, которые могут повлечь за собой серьезные последствия, в этой статье будут рассмотрены основные типы изменений, внесенных в законопроекты.

Общие сведения

Налог на имущество организаций – платеж регионального значения, который накладывается как на движимые, так и на недвижимые типы имущества. При этом порядок исчисления, а также размер материального взноса для предприятий отмечены в Налоговом кодексе, а если точнее – в главе 30. Какие лица обязуются выплачивать данный тип налога? Согласно материалам 374 статьи НК налогообложению подлежат предприятия, которые имеют любой тип имущества.

В случае с зарубежными учреждениями, которые не реализовывают свою деятельность в пределах РФ посредством постоянных представительств, налогообложению подлежит только недвижимый тип имущества. Также следует отметить категории предприятий и видов имущества, которые в принципе не могут стать объектами данного типа налогообложения:

  • имущество, которое относится к числу культурного наследия РФ;
  • ледоколы и суда с атомным обслуживанием;
  • космические типы объектов (шаттлы, спутники);
  • предметы природопользования, а такжеземельные наделы;
  • недвижимость, принадлежащая на основании управления органами местной власти;
  • объекты, которые применяются для проведения научных опытов в области ядерной физики.

Понятие налоговой базы

Налоговая база просто необходима при подсчете авансовых взносов. При этом она рассчитывается предприятием самостоятельно и определяется, как усредненная годовая стоимость имущества, подпадающего под налогообложение. С учетом некоторых нововведений, принятых 1 января этого года, остаточная стоимость имущества налогообложения обязательно включает финансовую оценку предстоящих трат, которые относятся к данному имуществу.

Помимо этого, налоговая база в отношении к некоторым видам недвижимости вполне может определяться как кадастровая стоимость. При этом последняя обычно рассчитывается в отношении таких типов имущества:

  • нежилые сооружения, оборудованные под торговые центры, сооружения бытового обслуживания и офисы;
  • недвижимость, принадлежащая зарубежным компаниям, не реализующим деятельность посредством представительств, но расположенные в пределах РФ;
  • жилые сооружения, которые не числятся на балансе, установленном для осуществления бухучета;

Также стоит отметить, что последовательность формирования базы в отношении объектов, которые принадлежат учреждениям, согласно статье 376 НК, определяется отдельно:

  • по месторасположению учреждения;
  • по отношению к объектам, которое облагаются по различным типам налоговых ставок;
  • по отношению к объектам, относящимся к системе единого газоснабжения;
  • по отношению к объектам, имеющим отдельный баланс, которые располагаются вне местоположения самого предприятия.

Какова ставка налога в 2019 году

Величина налоговой ставки устанавливается региональными законами, которые действуют на территории отдельных федеративных округов. При этом общий минимальный размер ставки не определен органами центральной власти, поэтому для каких-то объектов, относящихся к числу налогооблагаемых, она может составлять совершенно символические суммы. Однако с максимальным значением ставки дело обстоит иначе, поскольку оно ни при каких условиях не может превышать 2,2 процента. К примеру, Москва имеет максимальную ставку.

Кроме того, для отдельных типов имущества, согласно законодательству, существуют некоторые ограничения на размеры налоговых ставок. Согласно поправкам 2016 года, по которым налоговая база формируется с учетом кадастровой стоимости, налог на имущество организаций даже в Москве не может быть выше 1,7 процента, а в других регионах страны – 1.5.

КБК налога на имущество

В соответствии с законопроектами, принятыми Минфином России, КБК для налога на имущество учреждений претерпели некоторые изменения. В частности, изменения появились в кодах для выплаты процентов, а также пеней. Поэтому их уплата, начиная с этого года, обязана производиться по различным КБК. Все изменения в кодах бюджетной классификации можно рассмотреть на официальном сайте Минфина РФ.

Сроки выплаты налогов

Сумма налога определяется по результатам налогового периода как произведение налоговой базы предприятия и ставки, определенной региональными властями. При этом налог, уплачиваемый в бюджет федеративного округа, исчисляется как разница между налогом, сумма которого определена за год, а также суммами авансовых уплат, вовремя выплаченные в течение всего налогового периода. Отдельно исчисления производятся в отношении таких видов имущества:

  • подпадающего под налогообложение по месторасположению предприятия;
  • обособленного подразделения учреждения, которое имеет свой баланс;
  • объектов недвижимости, которые расположены вне местонахождения самого предприятия.

Срок, а также порядок выплат всех авансовых платежей и налогов не являются едиными, поскольку регламентируются законопроектами субъектов РФ. Однако по общим правилам по отношению к имуществу, которое находится на балансе российского предприятия, уплата происходит в бюджеты по месторасположению учреждения-налогоплательщика.

Алгоритм расчета налога в примерах

Чтобы правильно определить сумму налоговых выплат, предприятиям рекомендуется использовать готовые образцы для совершения индивидуальных расчетов. В случае определения размера налога, следует применять такую формулу:

Налоги на имущество = ставка, определенная местными властями, × налоговую базу. В сокращенном виде представляется как: НИ = НБ х НС / 100.

Пример расчета: допустим, что на балансе отечественного предприятия числится станок. При этом остаточная стоимость на состояние по 2019 году составит 65 000 рублей. Каждый месяц на оборудование начисляется амортизация в размере 1 500 рублей. Тогда за квартал остаточная стоимость будет определяться как:

  • 1 месяц: 65 000 – 1 500 = 63 500;
  • 2 месяц: 63 500 – 1 500 = 62 000;
  • 3 месяц: 62 000 – 1 500 = 60 500.

Тогда размер налоговой базы составит: (65 000 + 63 500 + 62000 + 60500) / 4) = 62 675 рублей. С учетом налоговой ставки для отдельного региона, допустим, 1,5%, получим авансовый платеж: 62 675 х 1.5 = 94 012,5 рубля.

Виды льгот по налогу

Следует отметить, что в законопроектах, принятых в 2016 году, выделяется категория организаций, которые полностью освобождаются от необходимости уплаты налога на имущество. К ним относятся:

  • объекты уголовно-исполнительной системы;
  • предприятия, которые занимаются изготовления фармацевтических препаратов;
  • недвижимость, принадлежащая коллегии адвокатов и адвокатским бюро;
  • имущество предприятий, которым дан статус государственных исследовательских центров;
  • религиозные учреждения;
  • общероссийские объединения инвалидов.
Поделиться