Российская экономика в начале 20 века развивалась. Экономика России в начале XX века. Экономическое развитие России в середине ХХ века

К XX в. в России имелся большой государственный сектор экономики - это было одной из главных осо-бенностей экономического развития внутри страны. В этот сектор входили «казенные» заводы, которые были не-обходимы прежде всего для военных нужд государства. На тот момент в стране существовало более 30-ти крупных за-водов, они, как правило, финансировались государством и принадлежали различным ведомствам.

Государству принадлежали свы-ше 2/3 железных дорог в стране, огромная площадь земель-ных и лесных территорий, а также телеграфная и почтовая связь.

Хозяйство государства быстрыми темпами набирало рост.

Со стороны государства осуществлялся активный конт-роль за деятельностью частных предприятий, за строительством железных дорог. Особо тщательно контролировалось развитие черной металлургии, угольной промышленности.

Были установлены высокие таможенные пошлины, что огораживало российскую промышленность от конкуренции. Правительство следило за регулированием цен.

В 1897 г. с целью создания благоприятных условий для 4 Ш привлечения в страну иностранного капитала про-водилась финансовая реформа. Эта реформа ввела золотое обеспечение рубля, его свободную конвертиру-емость.

С участием иностранного капита-ла развивались отрасли промышленности, которые были ли-цом индустриализации. Несмотря на это, иностранные фир-мы и банки не могли вести в России своей самостоятельной экономической политики, они не могли повлиять на приня-тие политических решений.

У России появились реальные предпосылки включе-ния страны в мировую экономическую систему.

В конце XIX - начале XX в. в Европе произошел эко-номический кризис, который затронул и Россию. Выход из него был трудным. Для спасения экономики страны стали создаваться монополистические объедине-ния.

Одновременно в России шел процесс монополизации банков.

После упадка из-за снижения цен на хлеб на мировом рын-ке в середине 1890-х гг. начинается сельскохозяйственный подъем производства в стране. И уже к началу XX в. Россия была на первом месте в мире по объему с.х. продукции.

Ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве, вызы-вала у правительства беспокойство из-за бедности основной массы крестьянских хозяйств. Особенно тревожили следующие факторы:

Отсутствие возможности поднять налоги и рост недо-имок по уже имевшимся налогам и платежам;

Бесконечные крестьянские волнения.

Крестьяне требовали передать им часть помещичьей зем-ли. Вскоре было образовано более 20 млн крестьянских хо-зяйств и 130 тыс. помещичьих имений.

Исходя из этого можно сделать вывод, что главная проблема российской экономики - расширение модернизационного пространства за счет подключения к нему аграрного сектора. Затягивание решения этой ситуа-ции грозило революционным взрывом.

Предыдущие статьи:

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в.) Окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в следующих явлениях:

1. Рост предпринимательства и капиталов.

2.Совершенствование производства, его технологическом перевооружение.

3.Увеличение количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.

Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией.

Из отсталой аграрной страны Россия к началу xx в. стала аграрно-индустриальной державой .

По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

В начале ХХ в. для России стал характерен процесс формирования монополистического капитализма. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь.

Однако наряду с общими закономерностями и тенденциями в каждой стране имелись свои особенности монополистического капитализма. В России они проявлялись наиболее сильно.

Это было обусловлено рядом факторов.

Исторический фактор . Россия перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

Экономико-географический фактор . Необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

Социально-политический фактор . Сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

Духовный фактор . Различный уровень ментальности народов Российской империи.

Особенности экономики . Главная - современная капиталистическая промышленность и финансово-банковская система сочетались в экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Капиталистическая эволюция деревни не поспевала за быстрым темпом промышленного прогресса. Это обусловливало неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства.

Сохранялась концентрация крупных предприятий в 5 районах:

Северо-Западном;

Центрально-Промышленном;

Уральском;

Закавказском (Баку).

Экономическое состояние этих районов резко контрастировало с огромными, неосвоенными в промышленном отношении территориями Российской империи. Налицо была неравномерность развития страны по районам.

Политическая система -самодержавие с его мощным бюрократии-ческим аппаратом - и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государственно-монополистического капитализма.Это нашло конкретное проявление в ряде явлений, таких как:


Законодательное регулирование и покровительственная политика правительства при создании монополий;

Финансовая поддержка Государственным банком крупнейших промышленных предприятий, наделении их казенными заказами (Комитет по распределению железнодорожных заказов, Совещание по судостроению и др.);

Вхождение отдельных государственных чиновников в управленческий аппарат мощных промышленно-финансовых групп.

Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имевшие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам.

Своеобразие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и помещиков, и крупной монополистической буржуазии .

Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьянства, патриархальные традиции в общественном сознании, ментальность “почвы”, - вот то, что обусловило закрепление многоукладности экономики России и в период формирования монополистического капитализма . Частнокапиталистический уклад (заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с полунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремесленным производством).

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов 19 в.) окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, его технологическом перевооружении, увеличении количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия к началу 20 в. стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

Политическая система самодержавие с его мощным бюрократическим аппаратом и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государственно-монополистического капитализма (ГМК). Это выражалось в законодательном регулировании и покровительственной политике правительства при создании монополий, финансовой поддержке Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имевшие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам. Своеобразие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и помещиков, и крупной монополистической буржуазии.

Конец 19 - начало 20 в. - время ощутимых количественных и качественных перемен в российской экономике. Высокими темпами росла отечественная промышленность. Ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политика форсированной индустриализации страны, которая в первую очередь была связана с именем С.Ю.Витте (1849-1915) - одного из крупнейших государствеиных деятелей последних десятилетий существования Российской империи, занимавшего в 1892-1903 гг. пост министра финансов.

Взятый С.Ю.Витте курс на всемерное содействие промышленному развитию не был принципиально новым явлением. Он в какой-то мере опирался на традиции еще петровской эпохи и опыт экономической политики последующих периодов. Составными частями "системы" С.Ю.Витте являлись таможенная защита отечественной промышленности от иностранной конкуренции (основы этой политики были заложены еще таможенным тарифом 1891 г.), широкое привлечение зарубежных капиталов в виде займов и инвестиций, накопление внутренних финансов ресурсов с помощью казенной винной монополии и усиления косвенного налогообложения. Государство активно "насаждало" промышленность, оказывая содействие (административное и материальное) в возникновении новых и расширении существующих предприятий. Одной из крупнейших мер, осуществленных С.Ю.Витте в рамках реализации его "системы", явилось введение в 1897 г. золотого денежного обращения. Золотое содержание рубля при этом уменьшилось на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп, золотом. Государственный банк, ставший эмиссионным учреждением, получил право выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму не более чем в 300 млн. руб. Финансовая реформа способствовала стабилизации курса рубля и притоку в Россию иностранных капиталов.

Содействуя развитию российской промышленности, "система" С.Ю.Витте отличалась противоречивостью. Широкое государственное вмешательство в экономику, способствуя в известном отношении быстрой капиталистической эволюции России, с другой стороны, мешало естественному становлению буржузных структур. Форсированная индустриализация осуществлялась за счет перенапряжения платежных сил населения, прежде всего - крестьянства. Таможенный протекционизм оборачивался неизбежно ростом цен на промышленные товары. На положении широких народных масс отрицательно сказывалось усиление налогообложения.

Важнейшим средством пополнения государственного бюджета стала винная монополия. В 1913 г. она обеспсчнвала 27-ЗО% всех бюджетных поступлений. Негативно отражавшаяся на благосостоянии широких слоев населения политика форсированной индустриализации сыграла известную роль в подготовке революционного взрыва в 1905 г.

Курс самодержавия на форсированную индустриализацию страны дал весомые результаты. 90-е годы 19 в. Ознаменовались промышленным подъемом невиданной прежде продолжительности и интенсивности. С большим размахом велось железнодорожное строительство, К 1900 г. было построено 22 тыс. верст железных дорог, т.е. больше, чем за 20 предыдущих лет.

К 900-м годам Россия располагала второй в мире по протяженности сетью железных дорог. Интенсивное железнодорожное строительство стимулировало развитие промышленности, в первую очередь - тяжелой. Российская индустрия росла самыми высокими в мире темпами. В целом за годы подъема промышленное производство в стране более чем удвоилось, причем производство средств производства увеличилось почти в три раза.

Экономический подъем сменился острым промышленным кризисом, первые симптомы которого проявились в самом конце 90-х годов 19 в. Кризис продолжался до 1903 г. Прирост промышленного производства в эти годы сократился до минимума (в 1902 г. он составил лишь 0,1%), однако в силу разновременности охвата кризисом отдельных отраслей общего уменьшения объема выпускаемой продукции не наблюдалось. Первое десятилетие 20 в. для отечественной промышленности было неблагоприятным временем. На ее развитие негативно повлияли русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Тем не менее промышленный рост не прекращался, составив за 1904-1909 гг. в среднегодовом исчислении 5%. Повышательная тенденция в экономической конъюнктуре обозначилась в конце 1909 г., а с 1910 г страна вступила в полосу нового промышленного подъема, продолжавшегося до начала первой мировой войны. Среднегодовой прирост промышленной продукции в 1910-1913 гг. превысил 11%. Отрасли, производящие средства производства, увеличили за этот же период выпуск продукции на 83%, а отрасли легкой промышленности - на 35,3%. При этом необходимо отметить, что до начала первой мировой войны еще не успели дать должного эффекта увеличившиеся в годы подъема капиталовложения в промышленность и ее техническая модернизация. Рост крупной индустрии сочетался в России с развитием мелкого производства, промыслов.

Наряду с 29,4 тыс. предприятий фабрично-заводской и горной промышленности (3,1 млн рабочих и 7,3 млрд руб. валовой продукции) в стране накануне первой мировой войны имелось 150 тыс. мелких заведений с числом рабочих от 2 до 15 человек. Всего на них было занято около 800 тыс. человек, а продукции выпускалось на 700 млн руб.

В целом общие итоги развития отечественной индустрии в конце 19 - начале 20 в. были весьма внушительны. По объему промышленного производства Россия в 1913 г занимала 5-е место в мире, уступая лишь США, Германии, Англии и Франции. При этом, хотя объем промышленной продукции Франции был примерно вдвое больше, чем России, такое превосходство достигалось главным образом за счет ряда отраслей легкой и пищевой промышленности. По выплавке же стали, прокату, машиностроению, переработке хлопка и производству сахара Россия опережала Францию и находилась на 4-м месте в мире. По добыче нефти Россия Б 1913 г.уступала только США. Несмотря на впечатляющие успехи в развитии промышленности, Россия оставалась все же аграрно-индустриальной страной. Валовая продукция земледелия и животноводства в 1913 г. в 1,5 раза превышала валовую продукцию крупной промышленности. Весьма значительно страна отставала от наиболее развитых государств по производству промышленных товаров на душу населения. По этому показателю США и Англия в 1913 г. превосходили Россию примерно в 14 раз, а Франция в 10 раз. Таким образом, несмотря на исключительно высокие темпы промышленного роста, Россия по уровню экономического развития по-прежнему уступала к началу первой мировой войны другим великим державам.

Монополии занимали господствующее положение и в промышленности дореволюционной России. Они играли особенно большую роль в решающих отраслях индустрии-в металлургии, добыче угля и т. д. Крупную роль в царской России играл синдикат «Продуголь» (Русское общество торговли минеральным топливом Донецкого бассейна). Его организовали в 1906 году 18 крупнейших угольных предприятий Донбасса, находившихся под командой французского капитала. Синдикат «Продуголь» с первых же шагов своей деятельности охватил около трех четвертей всей добычи угля в Донбассе.

В металлургии решающую роль играл синдикат «Продамет», сосредоточивший в своих руках до 95 проц. всего производства черных металлов. Синдикат загребал огромные сверхприбыли, резко ограничивая производство и искусственно создавая в стране состояние металлического голода.

Спичечный синдикат распоряжался тремя четвертями всего производства спичек. Крупные компании безраздельно хозяйничали в речном и морском транспарте. Синдикатское общество «Океан» захватило почти полное господство на рынке соли. Накануне первой мировой войны крупнейшие капиталисты хлопчатобумажной промышленности - Рябушинские, Коноваловы, Егоровы - начали сколачивать монополистическую организацию.

Синдикат «Продвагон» (общество для продажи изделий русских вагоностроительных заводов) был создан в 1904 году. В его состав вошли 13 предприятий, которые держали в своих руках почти вое производство и сбыт вагонов. Синдикат паровозостроительных заводов объединял семь-восемь заводов, дававших 90- 100 проц. всей продукции. Синдикат сахарозаводчиков настолько взвинтил цены на сахар, что сбыт сахара в стране сокращался. Сахар вывозился в Англию и продавался там по бросовым ценам. Потери от этой операции с избытком покрывались за счет высоких цен внутри страны и специальных премий за экспорт, которые выплачивало синдикату царское правительство.

Наиболее крупные монополистические объединения царской России были тесно связаны с иностранными синдикатами, картелями и банками. В ряде случаев они представляли собой фактически отделения иностранных монополий. Такими филиалами были синдикаты «Продвагон», «Океан», спичечный, цементный, табачный, сельскохозяйственных машин и др. Нефтяная промышленность царской России, занимавшая видное место на мировом рынке, фактически находилась в руках иностранных монополистических групп, конкурировавших между собой. В годы первой мировой войны монополии, находившиеся в зависимости от иностранного капитала и тесно связанные с ним, - своим хищническим хозяйничаньем углубили разруху и развал экономики царской России.

Актуальней стали события начала ХХ века, ведь именно в тот период произошло множество тяжелых для России моментов: революционных потрясений 1917 года и гражданской войны. Во многом произошедшие события связаны с внутренней политикой последнего императора России Николая II, в которой свою роль сыграл и Петр Аркадьевич Столыпин, неожиданно оказавшийся у вершин власти.

Многие его современники стали говорить о том, что у него нет собственных идей, что он «приказчик», исполняющий чужие приказы, локомотив, вытягивающий поезд в указанном кем-то направлении. Такие характеристики появились еще при жизни П. А. Столыпина.

Стержнем его политики, делом всей его жизни стала земельная реформа. Эта реформа должна была создать в России класс мелких собственников - новую «прочную опору порядка», опору государства. Тогда России были бы «не страшны все революции». Свою речь о земельной реформе 10 мая 1907 года Столыпин завершил знаменитыми словами: «Им (противникам государственности) нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».

Для более успешного рассмотрения политики Петра Аркадьевича Столыпина сначала разберем атмосферу, в которой пришлось ему работать - политическое и экономическое положение в стране с конца 19 до начала ХХ века.

На стыке этих веков общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой. Россия вступила на путь капиталистического развития позже других стран Запада и поэтому попала во второй эшелон стран, такие страны называли «молодыми хищниками». В эту группу входили такие страны, как Япония, Турция, Германия, США.

Скорость, с которой развивалась Россия, была очень велика, этому способствовала уже развитая Европа, всячески оказывая помощь, делясь опытом, а также направляя экономику в нужное русло. После экономического подъема 90-х годов 19-ого века Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 годов, затем погрузилась в длительную депрессию 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 года экономика России сделала еще один резкий скачок. Объем промышленного производства вырос в 1,6 раза, процесс монополизации экономики получил новый импульс, в результате кризиса слабые, маленькие предприятия разорились, что и ускорило процесс концентрации промышленного производства. В результате этого в 80-90 годы временные предпринимательские объединения были замещены крупными монополиями; картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть и т.д.). Одновременно шло укрепление банковой системы (Русско-Азиатский, Петербургский международный банки).

Первая Государственная дума собралась в апреле 1906 года, когда почти по всей России пылали усадьбы, не утихали крестьянские волнения. Как отмечал премьер-министр Сергей Витте, «самая серьезная часть русской революции 1905 года, конечно, заключалась не в фабричных забастовках, а в крестьянском лозунге: «Дайте нам землю, она должна быть нашей, ибо мы ее работники». К столкновению пришли две мощные силы - землевладельцы и землепашцы, дворянство и крестьянство. Теперь Дума должна была попытаться разрешить земельный вопрос - самый жгучий вопрос первой русской революции.

Если в деревнях проявлениями войны были поджоги усадеб и массовые порки крестьян, то в Думе кипели словесные сражения. Депутаты-крестьяне горячо требовали передачи земли в руки земледельцев. Им столь же страстно возражали представители дворянства, отстаивавшие неприкосновенность собственности.

До революции 1905-1907 годов в русской деревне уживались две различные формы владения землей: с одной стороны, частная собственность помещиков, с другой - общинная собственность крестьян. При этом у дворянства и крестьян сложились два противоположных взгляда на землю, два устойчивых мировоззрения.

Помещики считали, что земля - такая же собственность, как и любая другая. Они не видели никакого греха в том, чтобы ее продавать и покупать. Крестьяне думали иначе. Они твердо верили, что земля «ничья», Божья, а право пользоваться ею дает только труд. Этому вековому представлению отвечала сельская община. Вся земля в ней делилась между семьями «по числу едоков». Если численность семьи сокращалась, уменьшался и ее земельный надел.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был окончательно перечеркнут: Дума «крестьянская» превратилась в Думу «господскую».

16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не «реформы», а борьба с революцией.

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося «коренной мыслью теперешнего правительства...».

Из «реформ» были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и др.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ - аграрная политика.

Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей у реформы было несколько:

социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее - великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. И Столыпин это осознавал.

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий. Рассмотрим основные направления реформ.

С конца 1906 года государство начало мощное наступление на общину. Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно-правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне теперь могли выходить из нее и получать землю в полную собственность. Они могли теперь выделить, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 г. из общины в чересполосное укрепление вышло 2 млн. домохозяев. Им принадлежало 14,1 млн. дес. земли. 469 тыс. домохозяев, живших в беспредельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 млн. дес. 1,3 млн. домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 млн. дес.). Кроме того, на банковских землях образовалось 280 тыс. хуторских и отрубных хозяйств - это особый счет. Но и другие приведенные выше цифры нельзя механически складывать, поскольку некоторые домохозяева, укрепив наделы, выходили потом на хутора и отруба, а другие шли на них сразу, без чересполосного укрепления. По приблизительным подсчетам, всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляет несколько меньше третьей части общей их численности в тех губерниях, где проводилась реформа. Впрочем, как отмечалось, некоторые из выделенцев фактически давно уже забросили земледелие. Из общинного оборота было изъято 22 % земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котел.

За 11 лет столыпинской земельной реформы из общины вышло 26% крестьян. 85% крестьянских земель осталось за общиной. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно творить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы.

Объявление войны в царской России вызвало панику среди промышленных кругов. На заводы посыпалась масса заказов, с которыми они не справлялись, большая часть военной продукции вырабатывалась на государственных военных заводах. Казенная промышленность с отсталым техническим оборудованием, не смогла удовлетворить запросы фронта. Многое из того, что имелось на вооружение других армий русская военная промышленность вообще не выпускала.

Пытаясь выйти из создавшегося трудного положения, царское правительство пошло сначала по пути организации больших военных заказов в союзных странах. Но длительные сроки их выполнения и трудности доставки, связанные с боевыми действиями на Черном и Балканском морях, заставили царское правительство привлечь для удовлетворения военных нужд частную промышленность. Принятые меры позволили в значительной степени улучшить снабжение армии.

Гигантский размах войны, ее колоссальный спрос на предметы боевого и материального снабжения армии вызвали серьезные пертурбации в промышленном производстве России. Не будучи подготовленной к войне, промышленность царской России, как, впрочем, и промышленность ряда других стран, вынуждена была в ходе войны приспосабливаться к новой конъюнктуре, к новым заказчикам, к новым видам продукции, не выпускавшимся в мирное время.

Многие предприятия, не имевшие отношения к войне, стали получать военные заказы. В результате сократили или совсем приостановили выпуск мирной продукции. Милитаризация частных предприятий вызвала развал в тех отраслях промышленности, которые удовлетворяли насущные потребности всего народного хозяйства и населения, что вело к анархии производства и к хозяйственной разрухе. Милитаризация экономики, рост военных расходов, свертывание гражданских отраслей промышленности, инфляция, служившая основным источником финансирования войны для царского и временного правительств, все это привело хозяйство страны в состояние глубокого упадка. Промышленное производство катастрофически падало. По данным Министерства торговли и промышленности, к 1 октября 1914 г., т. е. лишь в результате двух половиной месяцев ведения войны, 502 предприятия с 46.5 тыс. рабочих из 8.5 тыс. крупных промышленных объектов с 1.6 млн рабочих (без учета польских) вынуждены были прекратить производство, более тысячи -- значительно сократить его. Причиной послужили недостаток сырья, топлива, рабочей силы, финансовые затруднения и, разумеется, расстройство железнодорожного транспорта, принявшее с 1915 г. поистине угрожающие размеры.

За 1917 г. (против 1916 г.) промышленная продукция сократилась в стране на 36%. По сравнению с довоенным временем резко снизилась выплавка чугуна (на 24.3%), бездействовали 44 доменные печи. За март-ноябрь 1917 г. было закрыто 800 предприятий с 170 тыс. рабочих. Были остановлены такие крупные металлургические заводы, как Константиновский, «Русский провиданс», Дружковский. На 6 недель была прекращена работа текстильных предприятий Москвы.

В катастрофическом состоянии находился и транспорт. Крупнейшие паровозо-вагоностроительные заводы, выполняя военные заказы, резко снизили выпуск подвижного железнодорожного состава. Разбитые в войне старые паровозы и вагоны не могли справиться с перевозкой важнейших грузов. Население центральных городов голодало, в то время как из-за отсутствия транспорта на Волге, Каспии и Дону портились огромные запасы мяса, рыбы, хлеба. В 1916 году гора не перевезенных грузов составила 127 тыс. вагонов. Транспорт находился в состоянии глубокого кризиса, справиться с которым в условиях царской России оказалось невозможным.

Все это имело свои последствия. В стране до крайности обострилась продовольственная проблема, связанная с транспортом, другими неурядицами. Она все больше охватывала и армию, и гражданское население. Положение в значительной мере усугубилось расстройством финансов. Товарная ценность рубля к 1917 году составляла 50% довоенного, а выпуск бумажных денег увеличился в 6 раз.

Иностранные займы и вызванное ими катастрофическое увеличение внешнего государственного долга, составившего к началу мировой войны 5.5 млрд руб. и возросшего за время войны, по подсчетам А. Л. Сидорова, на 7.2 млрд руб. (общая государственная задолженность России к концу войны достигла 50 млрд руб.), внутренние займы, резкое повышение косвенных налогов на предметы первой необходимости не могли покрыть неизбежных затрат для нужд фронта. Недальновидность правящей верхушки, не подготовившей страну к ведению затяжной изнурительной войны, повлекла за собой лихорадочные поиски новых источников средств. Между тем каждый день войны стоил стране 50 млн рублей.

Испытывая постоянную нужду в средствах, правительство прибегло к чрезмерному выпуску бумажных денег, переполнившему каналы обращения обесцененными денежными знаками. С января 1914 г. по январь 1917 г. сумма находившихся в обращении кредитных билетов возросла с 1.5 до 9.1 млрд руб. За все военные годы было выпущено в общей сложности кредитных билетов на 10 млрд руб., в то время как реальный золотой запас составлял всего лишь около 1.5 млрд руб. Ничем не обеспеченный выпуск бумажных денежных знаков вызвал резкое падение покупательной способности рубля. Если к началу 1915 г. официальный курс рубля снизился до 80 коп., к концу 1916 г. -- до 60 коп., то к февралю 1917 г. он упал до 55 коп. К марту 1917 г. покупательная способность рубля составила всего лишь 27 коп. Падение курса рубля обусловливалось в значительной мере также пассивностью торгового и расчетного баланса страны, поскольку ввоз недоставленного союзниками военного снаряжения и боеприпасов резко превышал экспорт товаров, неудовлетворительным размещением займов (в том числе «займа свободы») и рядом других причин. К тому же, явственно ощущая волнения масс, чувствуя шаткость царского режима, русские предприниматели охотно переводили значительную часть своих солидных капиталов в иностранные банки.

Инфляция привела к полному расстройству денежного обращения, резко сократила покупательную способность населения и способствовала его обнищанию.

Первая мировая война явилась тяжелым испытанием для всех отраслей экономики России, в том числе и для сельского хозяйства. Сильное влияние оказала война на помещичьи хозяйства, причем на разные типы их влияние ее было неодинаковым. Хозяйства отработочного типа, крепостнические латифундии понесли значительный урон вследствие сокращения кабальных аренд, падения арендных цен, уменьшения отработок и т. п. В то же время хозяйства с капиталистической организацией производства сравнительно успешно приспособлялись к условиям войны, используя создавшуюся рыночную конъюнктуру для обогащения и укрепления своих экономических позиций. В результате произошло заметное усиление роли капиталистических помещичьих хозяйств в ущерб крепостническим латифундиям, что было главным проявлением дальнейшего развития капитализма в помещичьем земледелии в годы первой мировой войны.

В результате первой мировой войны Россия потеряла 28 миллионов подданных, 817 тысяч квадратных километров территории, 10 процентов всех железнодорожных путей. Война выявила все слабые политические стороны государства. Вот несколько цифр, дающих представление о внутреннем положении страны после первой мировой войны: общий объем промышленной продукции упал в 7 раз. Выплавка чугуна была в 2 раза меньше, чем в 1862 году. Из-за отсутствия топлива большинство предприятий бездействовало. Хлопчатобумажных тканей вырабатывалось в 20 раз меньше, чем в 1913 году. Разруха царила и в сельском хозяйстве. Производство зерна сократилось вдвое. Значительно сократилось поголовье скота. В стране не хватало хлеба, картофеля, мяса, масла, сахара, других необходимых продуктов питания. Огромными были невосполнимые людские потери: с 1914 года погибло 19 млн. человек.

Экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось формированием капитализма. Это было выражено в росте предпринимательства, совершенствовании производств, увеличении объема наемного труда, технологическом перевооружении предприятий. В стране шла вторая которая совпала с индустриализацией. По объему выпускаемой промышленной продукции государство вошло в пятерку лучших вместе с Германией, Францией, Англией и США.

Особенности на рубеже 19-20 веков

В этот период капиталистическая система вступила на новый, монополистический этап. Начали образовываться крупные финансовые и производственные объединения. Экономическое развитие России начала 20 века, кратко говоря, дало толчок к сращиванию денежного и промышленного капитала. Производственно-финансовые группы заняли в этот период господствующее положение в хозяйстве страны. Они регулировали объем продаж и изготовления продукции, устанавливали цены, разделяли мир на сферы своего влияния. Интересам промышленно-финансовых групп стала подчиняться внешняя и внутренняя политика более развитых стран.

Монополистический капитализм

Он затронул социально-экономическое и политическое развитие России. В начале 20 века в стране сформировались собственные особенности монополистического капитализма. Обуславливалось это определенными факторами. В первую очередь, государство перешло к этой системе позже, чем многие страны Европы. Немаловажное значение имели и географические особенности России. Страна занимает огромную территорию с разными климатическими условиями, что сказалось на неравномерном ее освоении. Вместе с этим социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века проходило крайне медленно. Сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное неравноправие, угнетение определенных слоев населения.

Экономическое развитие России в начале 20 века: краткое содержание

Капиталистическая промышленность и финансовая система сочетались с отстающим аграрным сектором. В последнем сохранялись полукрепостнические методы ведения хозяйства и формы собственности. Капиталистическая эволюция в сельской местности не успевала за достаточно высокой скоростью промышленного прогресса. Вследствие этого отмечалось неравномерное экономическое развитие Крупные предприятия концентрировались в тот период в пяти районах: Закавказском, Южном, Северо-Западном, Уральском и Центральном. Их состояние резко контрастировало с неосвоенными в промышленном плане огромными территориями страны.

Власть

Самодержавие, отличавшееся мощной бюрократической структурой, и сравнительно слабая буржуазия предопределили активное государственное вмешательство в становление монополистического капитализма. Это выражалось в покровительственной политике и законодательном регулировании процесса создания монополий, денежной поддержке Госбанком крупных предприятий, распределении между ними казенных заказов. Некоторые госчиновники состояли в управленческом аппарате мощных производственно-финансовых групп. Крупнейшие банки находились под руководством бывших высших госдеятелей. Эти чиновники, как правило, имели отношения к военным, торговым, финансовым ведомствам. Экономическое развитие России в начале 20 века происходило при поддержке государством интересов помещиков и представителей монополистической буржуазии.

Многоукладность

Она была важной особенностью экономического развития России начала 20 века. Многоукладность сформировалась преимущественно вследствие позднего перехода к капитализму. Немаловажное значение имели малоземелье крестьян, а также сохранение патриархальных традиций в сознании общества. Частнокапиталистический уклад (банки и заводы, кулацкие и помещичьи хозяйства) сочетался с мелкотоварным (кустарным ремеслом) и полунатуральным (крестьянским производством).

Вывоз капитала

В отличие от прочих государств, в России за пределы страны вывозилось достаточно мало средств. Это было связано с недостатком собственных финансов страны и широкими возможностями их внутреннего перемещения на северные территории европейской части, в Среднюю Азию, Сибирь. Такие приоритеты были обусловлены стремлением получить сверхприбыль за счет наличия огромных ресурсов и дешевой рабочей силы. Зарубежные инвестиции поступали в страну через отечественные банки. На территории государства они становились частью его капитала. Средства вкладывались в экономическое развитие. В России в начале 20 века шло активное финансирование машиностроительной, обрабатывающей, добывающей промышленности. Такая форма распределения средств обеспечивала ускоренный темп индустриализации, предупреждала превращение государства в сырьевой придаток западных держав.

Промышленность

Она оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие России. Начало 20 века ознаменовалось мировым кризисом. Он возник после всеобщего подъема 90-х годов предыдущего столетия. В России промышленный кризис проявился наиболее остро. В стране снизились цены на основные товары, резко сократилось производство, началась массовая безработица. Поддержка государства для производителей оказалась недостаточной. В результате множество предприятий стали нерентабельными и обанкротились. Кризис коснулся не только промышленности, но и аграрного сектора. Упадок значительно усложнил ситуацию в обществе, спровоцировал серьезные политические потрясения.

Усиление монополизации

В кризисной ситуации продолжали формироваться картели. Они появились в России еще в конце 19 столетия. Участники картелей договаривались о производственных объемах, условиях реализации продукции и порядке найма работников. Вместе с этим объединения сохраняли независимость в своей деятельности. В 1901-м году Брянский, Путиловский и ряд других паровозостроительных заводов объединились в "Продпаровоз". Начали формироваться новые монополистические формы - синдикаты. Такие объединения регулировали процесс получения заказов, закупки сырья. Синдикаты согласовывали цены и осуществляли централизованный сбыт товаров. Предприятия, входившие в эти объединения, сохраняли самостоятельность в производственной сфере. В 1902-м были сформированы синдикаты в металлургии. Ими стали "Трубопродажа" и "Продамет". Спустя некоторое время были созданы объединения в добывающей промышленности ("Нобель-Мазут", "Продуголь").

Период застоя

В странах Европы с 1904 года отмечался промышленный подъем. В России по 1908-й начался спад производства. Такое состояние было обусловлено двумя факторами. В первую очередь, сказалось резкое ухудшение финансово-экономического состояния государства из-за больших вложений в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Отрицательно повлияла на производственный сектор и революция 1905-1907 гг. Существенно сократились капиталовложения в промышленность, разорилось сельское хозяйство.

Подъем

Он пришелся на 1909-1913 гг. Промышленный подъем стал следствием усиления покупательской способности граждан после отмены в 1906-м а также проведения реформы в аграрном секторе (1906-1910 гг.). Преобразования значительно активизировали капиталистическое развитие сельского хозяйства. Увеличение военных правительственных заказов вследствие обострения ситуации в мире также способствовало промышленному подъему. В этот период процесс монополизации стал усиливаться. Начали формироваться новые синдикаты ("Электропровод", "Проволока"), а также концерны и тресты. Последние считались монополиями высшего типа. Ими регулировалась добыча сырья, выпуск и реализация готовых изделий. Последующее развитие концернов связано с образованием крупных финансово-производственных групп. В них объединялись предприятия от различных отраслей на базе банковского капитала. По уровню монополизации Россия шла в ногу с развитыми странами Европы.

Сельское хозяйство

Несмотря на интенсивное развитие промышленности, аграрный сектор считался передовым в экономике страны по своему удельному весу. в сельском хозяйстве формировались крайне медленно. Это было обусловлено сохранением помещичьего землевладения, агротехнической отсталостью, нехваткой участков для крестьян, общинными отношениями на селе. Вместе с этим экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось урбанизацией. Начали расти промышленные центры, увеличиваться численность городского населения, развивалась транспортная сеть. Все это способствовало усилению спроса на продукцию сельскохозяйственного сектора и на внешнем, и на внутреннем рынках.

Формы землепользования и владения

В начале 20-го столетия в России их сложилось несколько. В частном землевладении все еще преобладали помещичьи латифундии (обширные поместья). Из них на рынки поступала приблизительно половина хлеба. В большинстве поместий производилась капиталистическая реорганизация. В имениях использовались наемные работники, повышался уровень агротехнического развития. Это способствовало увеличению товарности и рентабельности. Некоторые помещики отдавали часть угодий в аренду и получали оплату в виде отработков. Для 20% имений были характерны полукрепостнические методы. Эти поместья постепенно разорялись. После выкупа земли монополиями, банками и рядом буржуазных династий (Морозовыми, Рябушинскими и пр.), сложился новый вид землевладения. Владельцы таких угодий вели хозяйство капиталистическим способом.

Население

По уровню урбанизации Россия на начало 20-го столетия являлась сельской страной. В городе проживало порядка 30 млн чел. (18% всего населения). Треть жителей сосредотачивалась в крупных центрах. Так, в Петербурге проживало около 2 млн, в Москве - ненамного меньше. Большая часть людей расселялась по небольшим торгово-ремесленным городам. Эти граждане не были связаны с работой на производственных предприятиях. Большое количество промыслового и промышленного населения оставалось в деревнях.

Финансовая система

Она определялась частным и государственным типами банковского капитала. Основное место в системе занимал Госбанк. Он исполнял две существенные функции: кредитную и эмиссионную. Госбанк поддерживал монополии, выдавал государственные займы торговым и промышленным предприятиям. В развитие кредитной системы активно участвовали акционерные коммерческие банки. Они сконцентрировали у себя 47% всех активов. На базе этих банков сформировалась финансовая олигархия, которая была тесно связана с крупным дворянством и бюрократией.

Заключение

Выше были описаны основные направления, в которых осуществлялось экономическое развитие России в начале 20 века. Таблица, представленная далее, содержит обобщающую информацию по всем аспектам.

Цикличность

Подъем в 90-х годах 19 в. сменился спадом в 1900 годах.

1900-1903 - кризис.

1904-1908 - депрессия.

1909-1913 - подъем.

Формирование монополий

Образовались картели, синдикаты, тресты. К 1914 году в стране существовало около 200 монополий.

Государственное вмешательство

Деятельность правительства способствовала формированию монополий.

Многоукладность

Основные формы уклада:

  1. Частнокапиталистическая.
  2. Полунатуральная.
  3. Мелкотоварная.

Ускоренное становление промышленности

Россия находилась на 1 позиции по темпам производства в Европе и 2 - в мире.

Отсталость аграрного сектора

Полукрепостнические методы в 20% поместий, сохранение выкупного платежа.

Приток иностранного капитала

Зарубежные инвестиции составляли около 40%

В стране в целом отмечалось соединение процессов индустриализации и монополизации. Правительственная экономическая политика ориентировалась на ускоренные темпы промышленного развития и отличалась протекционистским характером. Государство выступало во многих случаях инициатором формирования капиталистических отношений. При этом власть внедряла уже использующиеся другими странами методы. К началу 20 века существенно сократилось отставание России от передовых держав, была обеспечена экономическая независимость. У государства появилась возможность вести активную внешнюю политику.

Основные черты и тенденции экономического развития в 20 веке

Экономическое развитие в новейшее время происходило неравномерно и неоднозначно для различных стран и регионов. Но в целом можно выделить несколько основных тенденций, характерных для экономики всех стран.

1. Весь ход развития мировой экономики в 20 веке определил глубокий раскол мира, начало которому было положено Октябрьской революцией в России. Мир раскололся на две социально-экономические системы: капиталистическую, основанную на рыночной экономике, и социалистическую, командно-административную систему. Начались долгие годы противостояния - экономического, политического, идеологического и военного. Усиливается милитаризация экономики, в первую очередь ведущих стран. Гонка вооружений обескровливала экономику, поглащая огромные финансовые, интеллектуальные и материальные ресурсы. Раскол мира усилился с образованием мировой системы социализма после второй мировой войны и закончился во второй половине 80-х - начале 90-х годов 20 века с крушением СССР и мировой системы социализма.

2. Современная экономика всех стран развивается под воздействием научно-технической революции (НТР). НТР - это глубокие, радикальные изменения во всех элементах производительных сил: в технике, технологии, материалах, источниках энергии, системах хранения и переработки информации, в положении человека на производстве (появляются новые отрасли, создана ракетная техника, используется ядерная энергия, информационные, лазерные и биотехнологии, созданы материалы с заданными свойствами, развивается генная инженерия и др). Меняется облик аграрного сектора, происходит “зеленая революция”, призванная решить проблему голода (в сельском хозяйстве широко используется электроника, достижения химии, генная инженерия, капельное орошение и др.). Индустриальная эпоха сменяется постиндустриальной, информационной.

Достижения НТР непосредственно сказываются на росте доходов и улучшении качества жизни населения (широко используется современная бытовая техника, компьютеры, личный транспорт, современные строительные технологии).

В 60-х - 70-х гг. произошел переход развитых стран к преимущественно интенсивному типу экономического роста, основанному на завоеваниях НТР. Главная причина такого перехода - ограниченность всех видов ресурсов и крушение колониальной системы, бывшей источником этих ресурсов для метрополий.

3. Главной позитивной чертой экономического развития в 20 веке стало усиление государственного регулирования экономики. Глобализация экономики, усложнение современного рынка, обусловили снижение его способности к саморегуляции. Следующие внутренние и внешние причины обусловили необходимость его внешнего регулирования:



Усиление экономической нестабильности (систематические экономические кризисы);

Обострение социальных проблем и усиление классовой борьбы на рубеже 19 - 20 веков;

Монополизация экономики;

Масштабные войны и локальные конфликты с их негативными экономическими последствиями;

Усиление инфляционных процессов;

Глобализация экономики и др.

Исходя из этого, основными целями усиления государственного вмешательства в экономику стали:

Обеспечение стабильного экономического роста (без глубоких спадов, затяжных депрессий и перегрева экономики во время экономического подъема);

Обеспечение социальной стабильности и классового мира в обществе;

Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на рынке;

Антиинфляционное регулирование,

Внешнеэкономическое регулирование, направленное на интеграцию национальных экономик в мировое рыночное хозяйство и др.

Основными формами государственного участия в экономике стали: государственное прогнозирование, целеполагание и программирование экономики (не путать с планированием в условиях административной экономики); законодательная деятельность и контроль за исполнением законов; государственная собственность и государственная предпринимательская деятельность; регулирование основных макроэкономических параметров инструментами финансовой и денежно-кредитной политики и др.

Трансформация рыночной экономики в 20 веке связана в первую очередь с усилением государственного регулирования и решением на основе этого регулирования многих острых социальных и экономических проблем.

4. Следующей принципиальной чертой современной рыночной экономики стала трансформация экономических отношений:

Гуманизация производства (сокращение рабочего времени; повышение реальной заработной платы; государственный контроль за режимами труда, отдыха и санитарно-гигиеническими условиями, соблюдением трудового законодательства и др.);

Усиление социальной защищенности населения (пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, поддержка безработных и малообеспеченных, защита детства и материнства и др.), развитая система государственного образования и медицинского обслуживания;

Участие трудящихся в прибылях (“демократизация капитала”) за счет получения доходов от ценных бумаг и банковских вкладов; стимулирование труда из прибыли предприятий, что создает основу для роста среднего класса - класса собственников.

Все эти изменения становятся предпосылками социальной стабильности в обществе и социального партнерства труда и капитала. И чем более развито общество, тем больше у него возможности для реализации социальных программ и роста национального благосостояния.

5. Важные изменения произошли в 20 веке в мировой экономике: глобализация, экономическая интеграция и завершение формирования единого мирового хозяйства. Новыми формами мирохозяйственных связей стали: международный маркетинг, лизинг и инжиниринг, усилились научно-техническое сотрудничество и финансовые взаимосвязи в современном мире. Возросла открытость национальных экономик, их зависимость от экономических процессов, происходящих в мире.

Однако, несмотря на усиление взаимосвязей в мировом хозяйстве, сохраняется и усиливается неравномерность экономического развития стран (мир делится на высоко развитые постиндустриальные страны, динамично развивающиеся новые индустриальные страны и слаборазвитые страны). С другой стороны, не исчезают явления соперничества и конкуренции на мировом рынке (сложились три основных центра мирового соперничества: страны европейского сообщества, Североамериканский союз и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

В 20 веке завершилось крушение колониальной системы, что обусловило глубокие изменения как в хозяйстве бывших колоний, так и их метрополий. Главным результатом деколонизации для западного мира стала экономическая интеграция и переход к интенсивному типу хозяйства в условиях потери колониальных источников сырья.

6. В 20 веке обостряются глобальные экономические проблемы: экологические, связанные с негативными последствиями хозяйствования человека на Земле; обеднение животного и растительного мира; исчерпание невосполнимых ресурсов; проблемы разоружения и конверсии; борьбы с мировым терроризмом; освоения Космоса и мирового океана; проблемы бедности и нищеты в отсталых странах; проблема инфекционных заболеваний и др. Эти проблемы носят глобальный характер, так как они касаются всех стран, и решение их возможно только на основе объединенных усилий всего человечества.

Кроме перечисленных черт и тенденций в 20 веке сохраняются такие особенности рыночной экономики, как монополизация (несмотря на активное государственное антимонопольное регулирование) и цикличность в развитии экономики (периодические спады и кризисы, несмотря на проводимую антициклическую политику). Таковы основные черты и тенденции в экономическом развитии стран в 20 веке.

Выделяются несколько периодов экономического развития в 20 веке: межвоенный период (1919 - 1939 гг.), послевоенный (1945 - конец 60 - х гг.) и современный период (последняя треть 20 - начало 21 века).

Последствия первой мировой войны и экономические изменения

в межвоенный период

Усиление неравномерности экономического развития стран в конце 19 - начале 20 века обусловило обострение борьбы между ведущими странами за передел мира - за колонии, источники сырья, рынки сбыта, сферы приложения капиталов. Эта борьба привела к первой мировой войне 1914 - 1918 гг. между странами Антанты (Англия, Франция, Россия и другие страны) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и др.). Это была именно мировая война, так как в ней участвовали 34 страны из 56 стран мира и 80 млн. человек. Победу одержала Антанта, исход войны был предрешен успехами английского военного флота, отрезавшего Германию и ее союзников от источников сырья, и вступлением в 1917 г. в войну США.

Экономические потери в результате войны были огромными: уничтожено треть материальных ценностей человечества, большой урон был нанесен природе, осуществлены огромные нерациональные военные расходы (выросшие за годы войны в 20 раз), человеческие жертвы составили более 10 млн. убитых, 20 млн. - инвалидов, еще 10 млн. умерших от голода и заболеваний. 50 % промышленности работало на нужды фронта, производя пулеметы, танки, самолеты, подводные лодки, пушки, обмундирование и боеприпасы. Только США и Япония вышли из войны обогащенными, их национальное богатство увеличилось на 40 и 25 % соответственно, США сосредоточили половину мирового запаса золота..

В результате войны произошла глубокая перестройка экономической и политической систем ряда стран: распад Российской, Турецкой и Австро-Венгерской империй; буржуазные революции в России и Германии; социалистическая революция в России, положившая начало расколу мира и противостоянию двух систем; начало крушения колониальной системы. В борьбе с социализмом в мире сложилось две основные тенденции: с одной стороны, к демократизации общественной жизни и гуманизации производства (США, Англия, Франция), и с другой стороны, к тоталитаризму и усилению политической реакции (Германия, Италия и Япония).

Основные этапы межвоенной экономики:

1918 - 1924 гг. - послевоенное восстановление хозяйства;

1925 - 1929 гг. - оживление и подъем экономики;

1929 - 1936 гг. - мировой экономический кризис и последовавшая за ним депрессия;

1936 - 1939 гг. - новое оживление на основе военной конъюнктуры.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. стал главным событием мировой экономики. Он охватил весь мир и стал тяжелейшим потрясением для рыночной системы хозяйства. Это был типичный кризис перепроизводства, вызванный дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения. Проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Выход из кризиса каждая страна искала по-своему, общим было усиление государственного регулирования с целью оживления экономики.

Германия. Германия была побежденной в первой мировой войне страной и понесла большие людские и материальные потери (2 млн. чел. погибло, 1,5 - ранено, 1 млн. - погибли в результате голода и эпидемий). Версальский мирный договор 1919 г. поставил Германию как побежденную страну в крайне тяжелое положение: огромные репарации (132 млрд золотых марок товарами и золотом), территориальные потери (Франции возвращены Эльзас и Лотарингия, передан Саарский угольный бассейн), отторжение колоний (с населением в 13 млн. чел.). Был ликвидирован военно-морской флот, сокращена сухопутная армия и все виды вооружения. Военные расходы Германии за годы войны составили более 150 млрд. марок. В стране усиливался экономический хаос, произошел спад производства (до 43 %), царила безработица (она составляла четверть населения), обострялась классовая борьба.

В 20-х годах осуществляются экономические преобразования, нацеленные на стабилизацию экономки: антиинфляционная денежная реформа 1923 г., модернизация устаревшего оборудования, укрепление германских монополий, усиление эксплуатации. Боясь революционного пожара в стране, а также будучи заинтересованным в восстановлении военно-политического потенциала Германии, значительную экономическую поддержку оказывает мировой капитал (смягчение условий Версальского договора, пересмотр репараций, кредиты и иностранные инвестиции). Был разработан план Дауэса (на 1924 - 1929 гг.), направленный на поддержку Германии, и затем план Юнга (с 1929 г. он не был реализован в условиях начавшегося кризиса).

В результате, во второй половине 20-х гг. отмечается оживление германской экономики. Превзойден довоенный уровень производства, началось его расширение на новой технической основе (особенно быстро развивались электротехническая промышленность и машиностроение). Производительность труда выроста на 40 %, по объемам производства Германия вышла на 2-е место в мире. Были восстановлены утраченные международные позиции германского финансового капитала.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. тяжело поразил германскую экономику, едва оправившуюся от послевоенного спада. Почти на 40 % упало производство, 68 тыс. предприятий потерпело крах, около 8 млн. чел. (11 % трудоспособного населения) стали безработными, разорялось крестьянство. В стране произошел рост заболеваний и самоубийств.

Выход из кризиса в Германии происходил на основе создания командно-административной экономики и централизации управления. В 1933 г. к власти пришла нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером, это было крахом политической системы Веймарской республики и демократии в стране. Гитлер был поддержан национальной и мировой буржуазией, которая видела в милитаристской Германии щит против усиления советской России. Тиссен, Флик, Крупп, Стиннес, Шредер, Шахт и другие финансировали нацистскую партию. Утверждается фашистская диктатура, усиливается тоталитаризм и политическая реакция, Германия готовится к войне за ”восстановление исторической справедливости” и жизненное пространство.

Игнорируя условия Версальского договора, Гитлер начинает открытое перевооружение и наращивание военного потенциала. Он делает ставку на милитаризацию экономики (военные расходы в 1933 - 1939 гг. выросли в 25 раз, их удельный вес в государственных расходах увеличился с 26 % до 76 %), на самообеспечение, централизованное управление и государственный контроль за ценообразованием и распределением всех видов ресурсов. Создаются огромные стратегические запасы за счет импорта сырья (в том числе и из России). Осуществляется принудительное картелирование (монополизация) экономики, растет государственный сектор экономики, в значительной степени за счет ариезации (конфискации собственности не немцев). Расширяются государственные заказы, в первую очередь военного характера. Формируется государственно-монополистический капитализм гитлеровского типа. Запрещены забастовки, стачки, профсоюзы и рабочие политические партии. В стране наводится “порядок” и жесточайшая дисциплина.

Экономический рост в Германии, начавшийся во второй половине 30-х гг., связан в большой степени с подготовкой к войне и усилением ВПК. Германия становится мощной военной державой.

США. США были ведущим государством мира и самой благополучной в экономическом отношении страной (с конца 18 века здесь не прекращался экономический рост). Мировой экономический кризис особенно больно поразил экономику США. Он произошел после долгой эпохи благополучия и стал моральной катастрофой, разрушил веру американцев в свое вечное процветание (психологию “просперити”).

Докризисный период был связан с беспрецедентным “перегревом” экономики и ростом спекулятивного капитала. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, быстро охватил все отрасли и перекинулся через Атлантику. Это был типичный кризис перепроизводства. По стране прокатилась волна разорений и банкротств. Производство сократилось на 46 % и было отброшено назад на 20 лет, к уровню 1911 года. Резко ухудшилось положение трудящихся. В стране было огромное количество безработных: около половины трудоспособного населения (в 1931 г. только в Нью-Йорке от голода погибло 2 млн. человек). Особенно тяжелым было положение фермеров.

В 1929 году президентом становится Г. Гувер. Он сделал ставку на традиционный американский индивидуализм и экономический либерализм (надежда на то, что рынок все сам отрегулирует), но экономика еще больше погружалась в кризис. В 1932 г., в разгар кризиса, к власти приходит Ф. Д. Рузвельт - один из величайших политических деятелей Америки. Он провозглашает “Новый курс”: экономическую политику, основанную на классовом мире и добрососедстве, на государственном регулировании на основе кейнсианских рецептов.

Дж. М. Кейнс, великий английский экономист, полагал, что в период экономического кризиса надо стимулировать не совокупное предложение (производство), а совокупный спрос (потребительную способность нации). Он не только обосновал необходимость сильного государственного регулирования экономики, но и показал конкретные его рычаги: финансовую и денежно-кредитную политику. Кейнс посетил США, беседовал с Рузвельтом, объяснял ему свой механизм регулирования экономики. Вся программа выхода из кризиса, которую реализовал Ф.Д. Рузвельт, была реализацией кейнсианских идей.

Выход из кризиса Рузвельт начал со спасения банковской системы. Были закрыты банки, и объявлены “банковские каникулы”, затем проведена реструктуризация банковской системы (значительная часть банков при этом была признана нежизнеспособной и ликвидирована); была создана Федеральная Резервная система - аналог центрального банка - для регулирования банковской системы; введено государственное страхование депозитов, что вернуло доверие вкладчиков к банковской системе; изъято из обращения золото и запрещен его вывоз за границу; золотые запасы были сконцентрированы в Казначействе; была осуществлена девальвация доллара, что повысило конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Вторым слагаемым программы Рузвельта было восстановление промышленности. Бал принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА), “Кодекс честной конкуренции и найма”, ограничивший конкурентную борьбу и регламентирующий отношения труда и капитала. Были развернуты общественные работы, финансируемые государством, в целях сокращения безработицы и стимулирования общественного спроса. Промышленность была поддержана государственными субсидиями, снижением налогов и банковского процента в целях оживления инвестиционной политики. Проводилось принудительное картелирование.

Третья составляющая выхода из кризиса была связана с помощью сельскому хозяйству. Был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА): подняты закупочные цены на сельхозпродукцию, стимулировалось снижение производства для обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Фермеры получили кредитную поддержку и погашение своей задолженности банкам за счет государства. Осуществлялась концентрация земель и аграрного производства.

В 1935 г. произошел поворот государственной политики влево, в сторону трудящихся. Был принят закон Вагнера - легализированы профсоюзы и рабочие партии, принято трудовое законодательство, Закон о социальном обеспечении, Закон о справедливых условиях труда (начинает осуществляться государственный контроль за условиями труда и заработной платой).

Таким образом, выход из кризиса США был связан с усилием государственного регулирования экономики, с политикой либерального реформизма.

Великобритания . Здесь кризис на был таким тяжелым, как в Германии и США, и тем не менее, экономика была дестабилизирована. Спад производства произошел на 18 %, особенно в старых отраслях, в два раза сократилась торговля, свирепствовала безработица (она составляла 30 - 35 %), была парализована финансовая система. Необходимы были решительные меры по стабилизации экономики.

В 1931 г. Была создана комиссия под руководством банкира Дж. Мэя, которая была призвана проанализировать экономическую ситуацию и выработать рекомендации для правительства. Комиссия делает неутешительные выводы о состоянии экономики и финансовой системы в стране. Это стало ударом по лейбористскому правительству, к власти приходят консерваторы и разворачивается программа по оздоровлению экономики.

Основное внимание правительства направляется на финансовую стабилизацию. Принимается жесткий бюджет, осуществляется план государственной экономии и рационализации бюджетных расходов (причем английские чиновники не только урезают социальные программы, но и ограничивают финансирование госаппарата и силовых ведомств). Ужесточается налоговый пресс. Проводятся мероприятия по укреплению денежной системы (отменен золотой стандарт, проводится девальвация фунта стерлингов, что приводит к ценовым преимуществами стерлинговых товаров на мировых рынках). Восстанавливается доверие к фунту, возвращаются вклады в английские банки. Вводится политика торгового протекционизма (после двух столетий фритредерства), повышаются таможенные пошлины на импортные товары, улучшается платежный баланс страны.

Все эти мероприятия дают стабилизационный эффект, уже в 1932 г. миновал финансовый кризис, и в 1934 г. начинается оживление британской экономики.

Франция . Особенностью стабилизации во Франции была широкая демократизация общественной жизни и гуманизация производства.

Во Франции в начале 30-х годов усиливается влияние фашистской партии, но нация смогла сплотиться в борьбе против угрозы фашизма, создав Народный фронт - правительство объединенных левых сил (рабочих, мелкобуржуазных, крестьянских партий).

Правительство Народного фронта под руководством социалиста Л. Блюма было у власти в 1936 - 1938 гг. За это сравнительно непродолжительное время было сделано очень много для улучшения положения трудящихся. Было достигнуто соглашение между союзом предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда о признании профсоюзов, увеличении заработной платы, улучшении условий труда (40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, заключение коллективных договоров) - так называемые “Матиньонские соглашения”. Эти соглашения были законодательно закреплены решением парламента. Деятельность Народного фронта показала эффективность совместных усилий государства и общества.

Правительством Народного фронта проводилась политика активного государственного регулирования экономики: антимонопольное регулирование, частичная национализация экономики, политика регулирования доходов и гармонизации экономических отношений в интересах общества.

Эта политика встретила ожесточенное сопротивление крупной буржуазии. Начинается ее саботаж, локауты, отток капитала за границу. Широкие социальные программы ложатся бременем на государственный бюджет, растет его дефицит, усиливается инфляция. Начинается правительственный кризис, компромисса интересов широких масс и крупной буржуазии не было найдено. Происходит раскол внутри самого Народного фронта, усиливается ориентация экономической политики на интересы крупного бизнеса. В 1938 г. правительство Л. Блюма уходит в отставку, его сменяет правительство правого радикала Ф. Даладье, сворачивается политика Народного Фронта, усиливается политическая реакция, страна готовится к войне.

Таким образом, разные страны демонстрируют различные пути выхода из экономического кризиса и национального возрождения: либерально-реформистский путь в США и Великобритании, широкая демократизация и социализация во Франции и Испании, тоталитарный диктаторский режим и создание административно-командной экономики в Германии, Италии, Японии.

Экономические последствия второй мировой войны и послевоенная экономика ведущих стран.

Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) заканчивается поражением Германии и ее блока. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, ее экономика была истощена войной. Англо-американский флот блокировал пути поставки сырья в Германию. Объединенный военный и экономический потенциал союзников (СССР, Англия и США) был выше германского. Германии не удалось избежать затяжной войны на два фронта. Кроме того, на оккупированных территориях сложился оккупационный режим, вызвавший ненависть к оккупантам и упорное сопротивление гражданского населения.

Война носила характер мировой, так как в ней приняли участие 60 стран с населением 4/5 всех жителей планеты; военные действия происходили на территории 40 стран Европы, Азии, Африки и в экватории океанов; в армию было призвано 110 млн. человек.

Последствия войны были катастрофическими для побежденных и очень тяжелыми для победителей: огромные человеческие жертвы (более 55 млн. чел.), разрушенное национальное богатство (на сумму примерно 316 млрд. долл), огромные военные расходы (порядка 962 млрд. долл. - в 4,5 раз большие, чем во время первой мировой войны). Все страны вышли из войны с выросшими государственными долгами, деформированной милитаризированной экономкой, дефицитным бюджетом, спадом гражданского производства, изношенным оборудованием, разорванными хозяйственными связями, разрушенной системой внутренней и внешней торговли, инфляцией и нехваткой самых необходимых товаров. Многие страны пострадали из-за бомбардировок и военных действий на их территории.

В результате войны укрепилось экономическое могущество только США: промышленное производство выросло в 2 раза, промышленная прибыль - в 5 раз, страна сосредоточила 2/3 мирового запаса золота (в частности, в результате помощи США по ленд-лизу, внешний долг Великобритании вырос в 8 раз).

В результате войны произошли глубокие социально-экономические и политические изменения в Европе и во всем мире: в 40 - 50 гг. образуется и растет мировая система социализма (в нее включаются Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Германская демократическая республика, Чехословакия в Европе, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика и Вьетнам в Азии, Куба в Америке). В значительной степени под воздействием мирового социализма завершается крушение колониальной системы.

В результате образования мировой системы социализма усиливается противостояние двух социально-экономических систем, начинаются долгие годы “холодной” войны, главным смыслом которой была гонка вооружений. Формируются военно-политические блоки двух систем (Варшавский и Северо-Атлантический - НАТО).

Послевоенная экономика прошла несколько этапов в своем развитии:

1. Вторая половина 40-х годов - послевоенное восстановление экономики;

2. 50 - 60-е гг. - экономический подъем на основе сильного государственного регулирования и разворачивания НТР;

3. 70 - 90 гг. - современный этап в развитии экономики, связанный с ее либерализацией.

Послевоенное восстановление экономики заняло 5 - 6 лет. В послевоенном возрождении многих стран большое значение сыграла реализация Плана Маршалла1 (1948 - 1951 гг.). Это была программа экономического сотрудничества и помощи 16 европейским странам со сторны США в размере примерно 13 млрд. долл.: топливом, продовольствием, сырьем, оборудованием (основную долю помощи получили Англия, Франция, ФРГ и Италия)2 .

В июне 1947 г. был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для подготовки сводной заявки на американскую помощь, в апреле 1948 г. Конгресс США принял Закон о помощи. Она носила частично безвозмездный характер, частично финансировалась банками на кредитной основе под гарантии государства. Кроме того, были созданы благоприятные условия для возрождения экономики разрушенных стран - валютные, торговые, финансовые. Значение этой помощи для экономического возрождения Европы трудно переоценить. Но с обострением международной обстановки, с усилением “холодной” войны экономическая помощь все больше трансформировалась в помощь военную. Усиливалась политическая и экономическая зависимость европейских стран от США (экономическая помощь предоставлялась при условии создания американских военных баз на территории соответствующих стран, их участия в военно-политических союзах, дискриминации в торговле с социалистическими странами и др.).

К началу 50-х гг. были в основном залечены раны войны, достигнут довоенный уровень развития производства. Душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень 1938 г., особенно быстро восстанавливалась энергетика

С начала 50-х годов начинается новый экономический подъем. Осуществляется новая технологическая модернизация, появляются новые отрасли (электроника, реактивный транспорт, современное автомобилестроение, жилищное строительство на основе новых технологий и др.), складывается “постиндустриальное”, или “информационное” общество. Начинается освоение Космоса, использование высоких технологий, широкая компьютеризация общества. Совершенствуется структура производства, расширяется сфера услуг, науки и образования. В результате крушения колониальной системы и утери мощных источников сырья западные страны делают ставку на интенсификацию производства и экономический рост на основе НТП.

Особенностью экономики 50-60-х гг. стало сильное государственное регулирование на основе кейнсианских идей. Во всех странах расширяется доля государственной собственности, растут государственные инвестиции в экономику (в Англии национализируются предприятия угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, частично - электротехнические и автомобилестроительные предприятия, банки. Во Франции - угольная, газовая, авиационная, автомобильная, частично - нефтеперерабатывающая и оборонная промышленность, железнодорожный транспорт и банки). Осуществляется государственное прогнозирование и программирование экономики в целях экономической стабилизации и сглаживания экономического цикла. Активно используются инструменты финансовой и денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста. Глубокие изменения происходят в экономических отношениях общества (отделение собственности от управления, демократизация капитала, гуманизация производства и др.)

Поделиться