Тема проблемы обеспечения экономической безопасности. Проблемы обеспечения экономической безопасности россии. Курсовая работа на тему

Юргинский Технологический институт Томского Политехнического Университета

Студент, кафедра Экономики и автоматизированных систем управления

Полицинская Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Экономики и автоматизированных систем управления Юргинского Технологического института Томского Политехнического Университета

Аннотация:

Современное общество со всех сторон подвержено риску: развитие новых технологий, огромное влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, рост числа новых заболеваний, появление геополитических центров экономического развития, техногенные катастрофы, дефицит энергоресурсов – всё это заставляет трансформировать роль государства в области экономической безопасности.

Modern society with all parties at risk: the development of new technologies, the huge impact of technological progress on human rights, climate change, the proliferation of new diseases, the emergence of geopolitical centers of economic development, technological disasters, lack of energy – all this makes it necessary to transform the role of the state in the field of economic security.

Ключевые слова:

экономика; безопасность экономики России; проблемы экономической безопасности

economy; security of the Russian economy; problems of economic security

УДК 338.2

Стойкое и активное формирование государственной экономики, ее результативность и конкурентоспособность на внутренних и мировых рынках, непосредственно, связаны с экономической безопасностью страны.

Экономическая безопасность обычно рассматривается как важная высококачественная оценка экономической системы страны, которая устанавливает её умение поддерживать привычные требования жизнедеятельности населения, стойкую наделенность ресурсами становления общенародного хозяйства, а также, методичную реализацию национально-государственных интересов.

Целью написания статьи является определение главных вопросов и трудностей обеспечения экономической безопасности России.

Для достижения этой цели, следует обозначить такие задачи:

  • определить понятие экономической безопасности;
  • отметить основные показатели экономической безопасности;
  • рассмотреть проблемы обеспечения экономической безопасности национальной экономики России.

Обеспечение экономической безопасности страны - это один из самых актуальных вопросов в данный период времени. Как демонстрирует мировая практика, защита экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности и успешной жизнедеятельности общества. Трудности установления экономической безопасности в России, как необходимого условия ее становления, привлекают к себе очень пристальное внимание многих политических деятелей, различных научных работников, и других обширных слоев населения. Подобный интерес вызван не случайно. Масштабы угроз, а также возможный реальный урон, принесенный финансовой защищенности государства, выставляют упомянутые трудности к вниманию общественной жизни.

Сейчас, категория экономической безопасности различно объясняется в научной литературе. К примеру, согласно суждению Л.И.Абалкина "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику".

Для обеспечения государственной безопасности, указом Президента РФ от 12 мая 2009 г., был издан указ №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», где утверждалась концепция государственной безопасности РФ. В нем отражены основные, предполагаемые угрозы национальной безопасности, а также основные задачи, направления, принципы по обеспечению государственной экономической безопасности РФ.. Документ несет национальный характер, а также является одним из определяющих развитие нашей страны, так как заключает в себе приоритетные направления формирования внешней и внутренней политики, а также предложения по удовлетворению всех экономических потребностей населения и надежной защищенности от внутренних и внешних угроз.

Целью концепции по предоставлению экономической безопасности принято считать: обеспечение соразмерного и постоянного финансового роста, сдерживание темпов роста инфляции и безработицы, развитие результативной структуры экономики и рынка ценных бумаг, уменьшение дефицита бюджета и государственного долга, предоставление социальной защиты, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.

Рассматривая проблемы экономической безопасности, важно оценить нынешнее состояние экономики России, которое сложилось в предыдущие годы. Превосходя территорией, добычей газа и нефти, ресурсами, в сравнении с США, Китаем и Японией, Россия производит гораздо меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения. Также экспорт продукции остается на низком уровне, и Россия, по - прежнему, остается зависимой от импортных услуг. Можно смело говорить о том, что, несмотря на огромную территорию, экономика России дает гораздо меньшую финансовую отдачу, чем могла бы, учитывая количество финансовых резервов, накопленных в последний годы.

Проблемы мировой экономической безопасности тесно связаны с одной из главных задач экономики - гармонизацией ее сфер.

Гармонизация - это нахождение баланса между основными сферами и секторами экономики. Ее основой может служить масштабный рост объемов производства внутри страны. Также должен быть обеспечен достаточно высокий темп роста в промышленности, например: в топливно-энергетическом комплексе. Остро стоит проблема внедрения конкурентоспособных передовых технологий. В России, по независимой оценке, самый большой потенциал несут в себе ресурсодобывающие отрасли, а в отраслях обработки и переработки чувствуется отставание. В последние два года чувствуется небольшое оживление и в этих отраслях. Наиболее способствуют приросту производства транспорт и связь, при этом важнейшая отрасль, требующая инноваций - машиностроение - остается на недостаточно высоком уровне.

Технологический уровень экономики зависит, прежде всего, от двух факторов - инноваций и инвестиций. Положение дел в части инвестиций медленно, но улучшается, а состояние с инновациями в них едва достигает 12%. Соответственно, конкурентоспособность технологий производства машин и оборудования, имеет весомое положение в технологической базе государства.

Проблема производственной безопасности в России является одной из главных проблем. Имея примерно 15% мировых запасов сельскохозяйственных угодий, государство пользуется этим богатством неэффективно: доля России в мировом агропроизводстве составляет не более 2%. Причина заключена в том, что около 40% пригодных для сельскохозяйственных угодий земель бесхозны и не используются. Страна, которая располагает 17 млн. км 2 территории, может производить только 58% необходимого стране продовольствия. С каждым годом зависимость России от продовольственного импорта увеличивается и приближается к 45%, а в части мегаполисов составляет около 82 - 88%. Однако, в результате введения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным указа о продовольственном эмбарго в августе 2014 года, у местных производителей появился реальный шанс уменьшить статистику, использования импортных продуктов.

Для сохранения России в статусе крупной аграрно-индустриальной державы, спасения страны от экономического упадка, стоит перейти к развитию стратегии реальной экономики страны и, возродить сельскохозяйственный комплекс. Этот подход потребует мгновенного усиления роли государственного участия в экономике.

Еще одной заметной проблемой экономической безопасности считается сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Считается, что к 2025 г. число трудоспособных граждан в стране уменьшится на 14 - 15 млн. человек, а количество пенсионеров, наоборот, увеличится на 5 - 7 млн. человек. По прогнозам, к 2050 г. в России произойдет резкий демографический спад, вследствие чего количество трудоспособных граждан сократится на 40 - 42%, это, примерно, 39 млн. человек.

При таких условиях очень важно четко выделить главные направления развития экономики, где возможен прорыв и увеличение производительности труда, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции. Для этого следует разработать и осуществить государственные программные проекты по инновациям. Они должны обеспечиваться реальными ресурсами, специалистами, профессионалами своего дела. Если правильно выбрать принципы инновационного развития страны, то они смогут обеспечить прогресс всей национальной экономики в целом.

Экономические угрозы являются комплексными. Экономическая безопасность подвержена рискам самых разных факторов; при этом, они являются не только экономическими. Также большое влияние оказывают социальные, экологические, информационные, политические и многие другие факторы.

Государство должно осуществлять полную систему мер, в первую очередь, по обеспечению устойчивого экономического роста, это будет являться гарантом национальной экономической безопасности.

Такие меры должны охватывать все сферы экономики. В эти меры входят такие факторы, как: осуществление динамично развивающейся социальной политики, усиление роли государства в различных финансовых сферах.

Библиографический список:


1. Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – 124 с.
2. Дукарт С.А., Полицинская Е.В. Экономическая теория. Макроэкономика: учеб. пособие, 2013.
3. Международный журнал теории и практики управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uptp.ru/content/Disp_Art.php?Num=1826, открытый доступ.
4. Российская Газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html, открытый доступ.
5. Электронный журнал «Фундаментальные исследования» №9 – 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999423, открытый доступ.

Рецензии:

15.07.2015, 14:53 Кузьменко Игорь Николаевич
Рецензия : Алиса, каков лично ваш вклад в развитие темы экономической безопасности? Я лично из того что прочитал не увидлел ничего оригиналььного и нового. Вы повторяете слова всем уже набившие оскомину: "государство должно". Но почему-то оно, это самое государство этого не делает. Вот именно с этим вы как исследователь обязаны были связать тему национально безопасности, а не переложить слова учебников и того же самого Абалкина, в свое время внесшего колоссальный урон этой же самой национальной безопасности. В связи с тем, что статья сырая и не вносит ничего нового в области национальной и экономической безопасности в науку, не рекомендую ее к публикации! Только через глубокую переработку и осмысление данной темы статья может быть рекомендована! Оценка не только как доктора философии, но и как соискателя научной степени доктора экономических наук по направлению национальная и экономическая безопасность!

Прежде чем определим некоторые проблемные аспекты в сфере обеспечения безопасности, необходимо выделить уровни возникновения данных проблем.

Первым уровнем является глобальная экономическая безопасность, то есть восприимчивость России к угрозам со стороны глобальной экономики третьих стран. Данный уровень имеет также название международная или внешняя безопасность, однако более точным в научной литературе считается определение указанного уровня через термин «глобальный». В качестве второго уровня безопасности выступает региональная безопасность.

К третьему уровню можно отнести внутреннюю безопасность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим проблемы глобальной экономической безопасности России.

Проблемы глобальной безопасности находятся в тесной взаимосвязи с задачами гармонизации сфер экономики. В качестве одной из основных причин мирового финансового кризиса можно назвать существенное увеличение количества финансовых инструментов, а также снижение отражения данными инструментами процессов, происходящих в реальном секторе экономики. В центре кризисных явлений оказалась финансовые и банковские институты, с накопительными и процессами использования остатков денежных средств на банковских, государственных и счетах предприятия и т.д.

Процесс гармонизации уравновешивает основные сферы и секторы экономики между собой.

Равновесие может быть лишь при масштабном росте внутригосударственных объемов массового производства. При этом обязательна обеспеченность достаточно высоких темпов роста промышленных отраслей производства, в том числе и топливно-энергетического комплекса.

Важно осуществить решение проблемы внедрения в производство конкурентоспособных передовых технологий.

По оценке специалистов, наибольший потенциал в производстве имеют ресурсодобывающие отрасли производства, однако существенное отставание наблюдается в его перерабатывающих и обрабатывающих секторах, а также на низком уровне находится машиностроительная отрасль.

Заметным приростом в последние девятилетие отличились отрасли связи и транспорта.

По мнению некоторых ученых, определение конкурентоспособности отдельных отраслей экономики возможно благодаря повышенному уровню новизны технологий. Таким образом, несмотря на достижение темпов роста по отдельным видам продуктов в России в последние годы от 15 до 20% в год, на мировом рынке уровень продаж остается на показателе не выше одного процента.

В России наблюдается зависимость технологического уровня экономики от таких основополагающих факторов как инновации и инвестиции. В сфере инвестиций в России наблюдается существенный спад ввиду санкций, введенных в 2014 году США и странами Евросоюза. В сфере инноваций в России также не наблюдается особого прогресса - их доля по состоянию на 2015 года не выше 10%.

Таким образом, можно констатировать присутствие конкурентоспособных технологий, машин и оборудования, включая импорт, на уровне такого же удельного веса и в технологической базе государства.

Еще одной проблемой России является проблема продовольственной безопасности.

Наблюдается неэффективное использование сельскохозяйственных угодий: на Россию приходится примерно 10% мировых их запасов, а доля страны в мировом агропромышленном производстве не поднимается выше 1,34%.

Основной причиной данной проблемы является бесхозность и неиспользование около 30% пахотных земель. При наличии в России около 250 млн. га сельскохозяйственных угодий, доля производства необходимого населению страны продовольствия составляет не выше 65%, когда как в Европе лишь около 100 млн. га угодий, которые при полном использовании обеспечивают ее население продуктами питания. В Японии всего около 5 млн. га угодий, которые обеспечивают питанием примерно на 80% 122 млн. граждан страны. В настоящее время наблюдается незначительное повышение производства российских продовольственных товаров ввиду введения экономических санкций, однако для достижения более высоких результатов России необходимо и увеличение инвестиций и инноваций в сельское хозяйство.

К еще одной из проблем экономической безопасности относится сокращение трудовых ресурсов. По мнению некоторых исследователей, в 2025 г. может произойти существенное сокращение трудоспособного населения на 17 млн. человек, и, напротив, увеличение количества граждан пенсионного возраста на 7 млн. человек. Специалисты ООН также бьют тревогу, прогнозируя стремительный демографический спад.

По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных граждан может снизиться на 42-43%, т.е. на 40 млн. человек.

Специалисты предлагают лишь один выход из сложившейся ситуации, - существенное как минимум в 4-5 раз увеличение производительности труда. К приоритетным направлениям развития экономики, необходимым для совершения прорыва и многократного увеличения производительности труда, обеспечения конкурентоспособности российской продукции важно отнести разработку и реализацию национальных инновационных программ и проектов. Программы должны быть адресными и обеспеченными реальными ресурсами.

По мнению некоторых исследователей подобный инновационный процесс должен разрабатываться профессиональными инженерами. При правильном выборе принципов инновационного развития государства, они смогут дать подтолкнуть российскую экономику к прогрессу.

В настоящее время наблюдается весьма низкие показатели интеллектуальной составляющей всех отраслей российского производства - не выше 1 %, когда как в западных странах она может достигать 25-30%. Причина заключается в резком снижении, по сравнению с СССР, регистраций патентов на изобретения - не более 20 тыс. в год, из которых только 5% используется в промышленности. Преодоление данной проблемы возможно в случае разработке Министерством образования необходимых образовательных программ для подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере промышленности.

В качестве одной из причин экономического отставания России можно назвать отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» в России была принята Концепция национальной безопасности государства. Указанный документ сформулировал приоритетные принципы политики государства, направления национальных интересов, виды угроз национальной безопасности в Российской Федерации.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года должна мобилизовать все факторы развития национальной экономики, способствовать улучшению качества жизни людей, обеспечению политической стабильности, укреплению обороны страны, повышению уровня безопасности и правопорядка, конкурентоспособности и росту международного престижа Российской Федерации.

Важно также осуществить обеспечение единства государственной политики в системе управления решением стратегических задач. Необходимо создание специального органа управления, способного на научной основе определить объемы ресурсов страны, оценить возможности науки, внедрить и отладить систему натуральных и стоимостных балансов. Построение комплексной стратегии долгосрочного развития страны возможно, на наш взгляд лишь при четком соблюдении вышеперечисленных условий.

Нной жизни.

Здесь недопустимы легкомысли и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем р чь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей -внешних и внутренних, долговрем нных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективны методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, услови стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достиж ния успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадл жит к числу важнейших национальных приоритетов.

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия . До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными) методами. Это вызвано, прежде всего, возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы.

Интернационализация коренным образом изменяет характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.

«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывный передел мира.

В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом атласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или конъюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно, векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономических связей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической ситуации.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, то появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие как экономические, экологические, демографические и т.д.

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении к нации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с атласа мира, по крайней мере, в том виде, в каком оно существует сегодня. Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для того, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, в которых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В данной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности страны, а также мнение автора о направлении развития российской экономики с целью отражения угроз экономической безопасности России.

1.СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Актуальность этих проблем вызвана масштабами угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса, по своей глубине и продолжительности намного превзошедшего Великую депрессию в США 1929-1933гг.

Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в США) накоплен достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, то он в настоящее время несомненно представляет интерес.

После окончания "холодной войны" обеспечение экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.

Официально об этом неоднократно заявлял государственный секретарь У. Кристофер. Так, в феврале 1993 года он подчеркнул, что внешняя политика США должна стоять на "трех китах": укреплении экономической безопасности страны, поддержании демократии и соблюдении прав человека. Ключевыми моментами в обеспечении экономической безопасности являются, по словам секретаря, повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости страны от иностранных займов и укрепление ее возможностей выполнять международные обязательства в торгово-экономических и других областях.

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

(Финансовый университет)

Кафедра "Микроэкономика"

Дисциплина "Микроэкономика"


Курсовая работа на тему:

"Проблемы экономической безопасности в современной экономике "


Выполнил: студент группы ОиУС1-1

Чан Нгок Лонг

Проверил: д. э. н., проф. Вафина Н.Х.


Москва - 2013


Введение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2


Введение


Любая деятельность в экономической среде связана с опасностью, формирующей угрозу стабильному функционированию экономических структур. Вот почему на протяжении всего периода экономической формации повышение безопасности в сфере экономической деятельности всегда было и остается одним из ведущих мотивов деятельности человека. По мере развития экономических систем влияние различных факторов, угрожающих существованию этих систем, приводило к качественным изменениям, в результате которых росла и их защищенность.

Одним из важных условий устойчивого развития хозяйствующих субъектов в ходе рыночных преобразований, формирования высоких результатов производственно-хозяйственной деятельности является эффективная система обеспечения и постоянного совершенствования их экономической безопасности. Состояние макроэкономической безопасности страны во многом зависит от того, как решаются проблемы безопасности на уровне отдельно взятой фирмы, где собственно, и воплощаются стратегические цели и задачи экономической политики государства.

Изменение экономики под воздействием рыночных механизмов выделило систему экономической безопасности хозяйствующих субъектов в особый объект управления.

В условиях рыночной экономики, для которой характерно быстрое протекание процессов и их высокая изменчивость, как для отдельных предприятий, так и дл крупных экономических систем принципиальной является способность накапливать "стратегический запас" конкурентоспособности, позволяющий устойчиво проходить изменения конъюнктуры.

На состояние безопасности фирмы, как известно, оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. В условиях глобализации она постоянно меняется, остается нестабильной и рисковой. Берем на себя смелость утверждать, что ныне обеспечить устойчивое, безопасное развитие фирмы - не менее сложная и важная проблема, чем решение этой же задачи на макроуровне.

Новая обстановка обусловила необходимость по-иному оценить и исследовать, казалось бы, известные проблемы. Например, спад производства в целом по стране, изменение экономических функций государства, которое уже перестало быть основным инвестором и потребителем продукции, заставили посмотреть гораздо шире на проблему обеспечение экономической безопасности фирмы на различных этапах и уровнях ее производственной деятельности, а также на основные принципы, направления и этапы реализации мер безопасности.

Особую актуальность в новых условиях приобретает малоизученная проблемы рисков. межу тем, от умения управлять рисками зависит не только положение в самой фирме, но и нередко благополучие клиентов (вкладчиков), доверивших ей свои финансовые средства. В свою очередь квалифицированное управление невозможно без понимания природы рисков, умения их квалифицировать, оценивать соотношение отдельных составляющих, а также правильно планировать свои действия.

экономическая безопасность национальная россия

§ 1. Характеристика экономической безопасности


1.1 Понятие, свойства и функции экономической безопасности


Понятие "безопасность" неразрывно связано с такими понятиями, как "устойчивость", "развитие", "уязвимость" и "управляемость".

Развитие , является одним из компонентов системы экономической безопасности. Если система не развивается, не приобретает новизну, то у нее резко снижается возможность выживания, сопротивляемость и приспосабливаемость к внутренним и внешним деструктивных факторам, характеризующим опасность, и условиям, влияющим на ее устойчивость.

Устойчивость и безопасность являются важнейшими характеристиками любой системы, в том числе направленной на функционирование и развитие экономической, коммерческой или предпринимательской деятельности. Устойчивость отражает стабильность и надежность структур и элементов системы.

Уязвимость системы - показатель, характеризующий степень его подверженности внешним и внутренним опасностям, т.е. степень его незащищенности. В более широком понятии: "уязвимость можно рассматривать как свойство любого материального объекта природы, техники или социума утрачивать способность к выполнению естественных или заданных функций в результате негативных воздействий опасностей определенного происхождения и интенсивности".

Управляемость системы представляет собой комплексную характеристику ее способности реагировать на целенаправленное воздействие с учетом антиципации на изменяющиеся характеристики внешней и внутренней среды.

Экономическая безопасность в широком смысле слова представляет собой многоуровневую структуру, включающую международную экономическую безопасность; экономическую безопасность отдельно взятого государства, региона, фирмы; личную экономическую безопасность. Эти составляющие теснейшим образом связаны между собой, образуя некую субординированную систему. Важно при этом заметить, что субстанцией, ядром этой системы выступает безопасность государства. Если на этом уровне проблемы экономической безопасности решаются должным образом, то и на уровне отдельно взятого субъекта хозяйствования, скажем фирмы, наблюдается то же самое. И наоборот, если государство не выполняет эту функцию, то у фирмы возникает сложности.

Категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Например, по мнению В. Тамбовцева,". под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы". По Л.И. Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.


1.2 Сущность и виды экономической безопасности


Важнейший компонент экономической безопасности - признание особых национально-государственных интересов и целей России. Эти интересы существуют как в пределах границ страны, так и вовне: государственный суверенитет; международное положение России, ее место в мировом разделении труда, в специализации и кооперации производства, в мировой торговле, в международной финансовой и банковских системах, на важнейших рынках товаров и услуг; самосохранение, самозащита.

Как система знаний экономическая безопасность объединяет следующие подсистемы:

·законодательные и правовые документы, образующие правовую область экономического права;

·экономику;

·бизнес;

·коммерческую деятельность;

·предпринимательство;

·банковскую деятельность;

·рынок валюты и ценных бумаг и др.

Опасность - вероятность отклонения стабильных характеристик экономической системы, угрожающих ее надежному и безопасному функционированию под воздействием деструктивных факторов внутренней или внешней среды.

Надежная защищенность в сфере экономической деятельности может быть достигнута за счет:

Øстратегии формирования основных задач достижения поставленной цели;

Øтактики достижения намеченных целей;

Øвыделения области знаний, изучение которых необходимо для достижения цели, выработки средств познания и принципов, используемых для принятия решений;

Øразработки и формирования практических и теоретических (научных) задач экономической безопасности.

1.3 Экономическая безопасность и ее место в системе национальной безопасности


В условиях транзитивной экономики национальные интересы государства направлены на создание условий стабильного развития общества. Обеспечение таких условий должно гарантировать наличие многоуровневой системы безопасности, в том числе и экономической. Как рассматривалось ранее, экономическая безопасность включает в себя различные уровни: государственный, региональный, отраслевой, фирмы, домашнего хозяйства и личности.

Экономическая безопасность домашнего хозяйства - это способность субъекта к самовыживанию в условиях внутренних и внешних угроз, а также защите от воздействия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

В транзитивной экономике России как никогда важным становится обеспечить домашним хозяйствам возможность полноценно участвовать в экономических процессах, упорядочить и сохранить собственные источники и объемы доходов. Кроме того, домашние хозяйства должны иметь возможность защитить собственный выбор, ощущать поддержку государства. Создание безопасных условий жизнедеятельности домохозяйств в условиях трансформации экономической среды обитания, наполненной угрозами и опасностями, является закономерным процессом.

Экономическая безопасность является своеобразной услугой, предоставляемой государством с помощью средств, созданных всем обществом. Государство не всегда может обеспечить полную защиту от возможных опасностей, угроз. Потому что экономические интересы государства изначально могут находиться в противоречии с экономическими интересами фирм и домашних хозяйств.

§ 2. Влияние проблем экономической безопасности в экономике в развитых странах


В настоящее время в США широко распространены программы профилактики и противодействия экономическим преступлениям, реализуемые во взаимодействии правоохранительных органов страны с общественными и частными охранными агентствами и детективными бюро. Такая форма совместной деятельности полиции и негосударственных организаций достаточно эффективна.

По оценкам специалистов, издержки американских фирм при заключении контрактов со спецслужбами оказывающими охранные услуги, достигают 6 млрд. долл. Еще 11 млрд. долл. тратится на охрану внутренних помещений, чтобы уменьшить расходы на услуги страховых компаний.

Потребность в уменьшении коммерческих рисков и повышении безопасности предпринимательской деятельности побуждает многие фирмы, помимо сотрудничества с самостоятельными охранными предприятиями, создавать собственные службы безопасности. К этому обычно привлекаются государственные спецслужбы, в частности ФБР и ЦРУ.

Для Великобритании, как и для США, характерно стремление предпринимателей к минимизации нежелательной огласки противоправной деятельности подчиненных им лиц.

По данным экспертов, обеспечивая безопасность только компьютерной информации в банках, можно выделить до 18 разновидностей противозаконных операций, которым сегодня уделяется особое внимание, так как традиционными методами их трудно обнаружить. К этим видам пресечения компьютерных преступлений относят:

·борьбу с мошенничеством в области электронного перевода вкладов;

·выявление махинаций с предоставлением вкладов;

·обеспечение сохранности вкладов.


2.1 Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности


Экономические аспекты безопасности хозяйствующих субъектов в рамках деятельностного подхода, как правило, не являются доминирующими. Актуализация экономических аспектов обычно осуществляется категорией экономической безопасности, которая предполагает, прежде всего, обеспечение возможности реализации экономических целей банка: максимизации прибыли и минимизации деятельностных издержек.

Кроме приведенных, известно множество иных подходов к определению понятия экономической безопасности хозяйствующих субъектов. проанализируем некоторые из них.

Нормативный подход.

Безопасность банковской деятельности - система экономических норм и инструментов, обеспечивающих защиту банков и интересов их клиентов. Современная экономическая теория и практика выработали множество экономических характеристик банков, например:

·качество активов (структура кредитно-инвестиционного портфеля банка);

·прибыльность, функционирования банка, позволяющая судить об эффективности работы банка;

·ликвидность и платежеспособность, характеризующие финансовую устойчивость банка;

·темпы роста банка и др.

Однако нормативный подход к экономической безопасности банка очень узок, поскольку в нем вопросы безопасности сведены только лишь к нормам и правилам, которые должны соблюдаться банками в процессе деятельности, и гарантиям, которые защищают клиентов банка от недееспособных кредитных учреждений. Этот подход устанавливает общие нормы и правила банковской деятельности, но не учитывает множество индивидуальных факторов и воздействий среды на конкретный банк.

Институциональный подход.

Проведенный выше анализ различных подходов показывает, что экономическая безопасность банка - не одномерное понятие. Прежде всего, в рассмотренных определениях не удается выделить в явном виде объект безопасности. кроме того, реальная экономическая безопасность подвержена действию многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В частности, во многом она определяется состоянием институтов власти, которые гарантируют защиту экономических интересов хозяйствующего субъекта. Чем более устойчивы элементы экономической системы, соотношения производственного и финансово-банковского капитала, сбалансированность структуры собственности и государственного регулирования, инвестиционного обеспечения, развитие институциональной инфраструктуры и т.д., тем безопасней система.

Поэтому представляется, что экономическая безопасность - определенное, измеряемое научно обоснованными количественными и качественными критериями состояние экономики хозяйствующего субъекта, необходимое и достаточное для:

üреализации целевой функции (деятельностной и экономической составляющих);

üсамостоятельного, устойчивого и прогрессивного развития;

üсохранения стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.

Таким образом, анализ понятия безопасности банковской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

.объектом экономической безопасности банка является состояние его экономики;

2.состояние экономики банка в части безопасности определяется безопасностью персонала, информации и имущества.


2.2 Экономическая безопасность компании (предприятия). Виды и источники угроз


Экономическая безопасность предприятия - это система, обеспечивающая конкурентные преимущества предприятия посредством эффективного использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, инвестиционных) на основе изучения всесторонней информации, формируемой в комплексной учетно-информационной системе.

Одной из важнейших характерных черт предпринимательства является коммерческий риск. Это ставит предпринимательства в условия, когда он должен заранее учитывать источники и факторы коммерческого риска, опасности и угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности. Под фактором риска в бизнесе понимается причина, движущая сила, способная породить безопасность или привести к ущербу, убытку.

Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу.

Так, в зависимости от возможности их прогнозирования следует выделить предвидимые, или предсказуемые, опасности или угрозы и непредвидимые.

К предвидимым относятся те, которые, как правило, возникают в определенных условиях, они известны из опыта хозяйственной деятельности, своевременно выявлены и обобщены экономической наукой.

Непредвидимые возникают внезапно, неожиданно. Они связаны, как правило, с непредсказуемыми действиями конкурентов, партнеров, изменением правового поля, деформацией социально-экономической или политической ситуации, форс-мажорными обстоятельствами (аварии, стихийные бедствия) и т.д.

В зависимости от источника возникновения опасности и угрозы экономической безопасности предприятия делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, они независимы от принятых решений, действий менеджера. Субъективные порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий-конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием на субъектов экономических отношений.

Угроза рассматривается как изменения во внутренней или внешней среде субъекта, которые приводят к нежелательным изменениям предмета безопасности. угрозу можно рассматривать как направленное воздействие опасности, т.е. характеризующуюся направленностью фактора и вероятностью его проявления. Угроза экономической деятельности характеризуется любым воздействием, приводящим к изменению стабильного функционировании экономической системы в настоящем периоде и ее устойчивого развития в будущем. В экономической практике обеспечения защиты и безопасности фирм и предприятий относятся к жизненно важным, поскольку без научно обоснованных технологий обеспечения защищенности хозяйственные единицы не могут быть уверены в перспективах дальнейшего развития.

Безопасность, конкурентоспособность и устойчивость - три взаимосвязанных вектора эволюции фирм, поэтому несоответствие любого из них остальным ведет к системным проблемам и инициирует кризисы.


2.3 Экономические механизмы защиты фирмы


Любая фирма функционирует и развивается в условиях неопределенности, в конкурентной внешней среде, продуцирующей многочисленные угрозы. Экстремальные процессы вызывают резкие, шоковые изменения эндогенных условий и ресурсов фирмы, провоцируя защитные реакции с ее стороны. Очевидна необходимость формирования эффективного экономического механизма защиты фирмы, но прежде - разработка теоретических основ такого рода стратегического проектирования.

Экономический механизм защиты фирмы определяется как способ преобразования состояния опасности в защищенность за счет эффективного контроля входа ресурсов и выхода продукции, комбинирования эндогенных факторов и мобилизации резервов, мониторинга и фильтрации угроз, их отражения и гашения. Функция данного механизма - с минимум затрат при максимуме полезного эффекта обеспечить непрерывное расширение воспроизводство системы противодействия экстремальным воздействиям для поддержания гомеостаза фирмы в триединой системе координат ее конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития.

Рис. 1. Системная функция защиты фирмы


Защищенность есть предпосылка безопасности и основа конкурентоспособности и устойчивости развития фирмы. Но поскольку фирма - это сложная экономическая система, то системным должен быть и механизм ее защиты от угроз. Функциональная системность данного механизма заключается в охвате им всех действий, операций, производственных циклов и бизнес-процессов фирмы.

Системность рассматриваемого механизма выражается логикой взаимосвязи его ключевых элементов (блоков) - целей, субъектов, объектов, инструментов, средств, методов, индикаторов, способов коррекции.

Система целей, реализации которых служит данный механизм, дифференцирована и образует два уровня. Верхний представлен генеральной (основной) целью, а нижний - комплексом частных целей, распределяемых по отдельным направлениям, срокам, объектам, методам осуществления защитных мероприятий.

Генеральная цель обеспечения защиты фирмы от экстремальных воздействий среду - с минимум затрат создать постоянно действующий механизм противодействия внешним угрозам и обеспечить стабильность динамики фирмы.

Частные цели обеспечения защиты фирмы могут быть разбиты на следующие блоки:

·по направлениям - диагностика и мониторинг угроз, их блокирование и ликвидация, информирование и инструктаж персонала и т.д.;

·по срокам - краткосрочные, сезонные, среднесрочные (1-2 года), долгосрочные (3-5 лет);

·по объектам - поставщики, оптовики, посредники, потребители и др.

Основным субъектом обеспечения безопасности фирмы могут выступить специализированное защитное подразделение, привлеченная на контрактной основе внешняя организация, мобильная рабочая группа с функциями защиты и др.

Объектами защиты являются фирма в целом и ее конкурентный статус, а фокусными направлениями обеспечения безопасности - кадры, технологии, материалы и сырье, институциональная структура, организационные схемы, информации, товары, финансовые потоки.

§ 3. Воздействие проблем экономической безопасности в России


3.1 Трудности в решении экономической безопасности в России


Проблема обеспечения безопасности России в области экономики осложняется сочетанием крупных внутренних проблем, связанных с трудностями развития рыночной экономики, обусловленными глобальным финансово-экономическим кризисом, с не менее крупными проблемами внешнего плана, связанных с противоречиями процесса глобализации на фоне все того же глобального кризиса.

Современная рыночная экономика дает возможность хозяйствующим субъектам самостоятельно определять варианты организации производства и возможности реализации продукции, пути развития его экономических интересов, выбирать партнеров по бизнесу. Это в свою очередь требует от них ответственности за результаты деятельности и обуславливает необходимость решения проблем безопасности и устойчивого развития предприятия.

Развития общества и обеспечение благосостояния его членов существенно зависит от безопасности их деятельности. Важнейший составной частью этой безопасности является экономическая безопасность, которую можно рассматривать как устойчивое состояние национальной экономики.

На современном этапе развитие экономики России характеризуется множеством переходных процессов, когда кризисы и критические ситуации являются неотъемлемой характеристикой функционирования экономических систем всех уровней. Поэтому обеспечение экономической безопасности становится одной из стратегических государственных задач. В тоже время в процессе реформирования наша экономика в значительной степени утратила способность к осуществлению расширенного производства. Многие предприятия, став самостоятельными хозяйствующими субъектами, на протяжении длительного времени испытывают финансово-экономические трудности, обусловленной низкой конкурентностью выпускаемой продукции, низким качествам оказания услуг и неэффективной формой организации управления.

Становление и развитие рыночных механизмов в экономике России, изменение форм и методов государственного регулирования деятельности предприятий, возросшее влияние внешней среды, появление конкуренций и необходимости адаптаций предприятий к условиям, складывающимся во внешней среде, обусловили появление многочисленных проблем в обеспечении экономической безопасности предприятий.

В этих условиях для предприятий, для хозяйствующих субъектов становится актуальной проблема повышения уровня экономического обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов находится в тесной зависимости, прежде всего от состояния экономики страны. Это внешнее для них экономическое окружение определяет рамки, в которых хозяйствующие субъекты строят свою деятельность, и предпологает механизмы, которыми они могут использовать для обеспечения экономической эффективности своей деятельности и достижения определенного уровня экономической безопасности.

Таким образом, экономическая безопасность неразрывна связана с экономической эффективностью функционирования хозяйствующих субъектов и с предотвращением угроз, направленных на снижении этой эффективности.

3.2 Перспективные направления и методы для решений проблем экономической безопасности


Обеспечение экономической безопасности и устойчивого развития корпораций предполагает достижение оптимального баланса между их рисками и доходностью. В свою очередь, построение системы обеспечения экономической безопасности корпоративных образований направляется не на устранение факторов риска, а на создание механизма, способного обеспечить эффективное ведение хозяйственной деятельности в условиях неопределенности.

Основным направлением совершенствования системы экономической безопасности является создание и обеспечение безопасности всех блоков, ее составляющих: имущественного, кадрового, информационного и финансового.

В системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов важное место принадлежит средствам защиты. Их состав должен соответствовать современному этапу развития экономики и базироваться на новых, прогрессивных технологиях, в основу которых должны быть положены определенные правила (стандарты) защиты бизнеса.

На основе результатов анализа действующей системы, принятой российскими субъектами хозяйствования в качестве охранной меры, а также с учетом зарубежной практики в данной сфере деятельности разработана система корпоративной защиты экономической безопасности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.

Система включает следующие крупные направления защиты:

vгосударственная поддержка;

vпредупреждение внешних угроз;

vобеспечение внутренней безопасности;

vорганизация конкурентной разведки;

vиспользование современных технологий обеспечения экономической безопасности в экономике и финансах.

Государственная защита и поддержка хозяйствующих субъектов в обеспечении их безопасности занимает центральное место. Именно государственные органы должны своевременно разрабатывать законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, защищающие их интересы и собственность.

К основным элементам системы экономической безопасности предприятия относятся: защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации; компьютерная безопасность; внутренняя безопасность; безопасность зданий и сооружений; физическая безопасность; техническая безопасность; безопасность связи; безопасность хозяйственно-договорной деятельности; безопасность перевозок грузов и лиц и т.д.

К числу основных задач системы экономической безопасности любой коммерческой структуры относятся:

üзащита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников;

üсбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки;

üизучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу предприятия;

üобеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

üконтроль за эффективностью функционирования системы безопасности предприятия, совершенствование ее элементов.

üУгрозы, риски, защита и безопасность фирмы могут рассматриваться на пяти взаимосвязанных уровнях ее строения: трех основных (нано - работники, мини - подразделения и микро - фирма в целом как субъект взаимодействия со средой) и двух промежуточных (профессиональные группы работников и функциональные подсистемы). При этом необходимо учитывать многослойность внешней среды фирмы.


Заключение


Проблема обеспечения экономической безопасности предприятий требует решения, которое касается всех предприятий и хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность в рыночных условиях. Для того чтобы обеспечить безопасность в экономической сфере, нужно обеспечить от внутренних и внешних воздействий, которое нарушает нормальное функционирование предприятию.

Для полного обеспечения экономической безопасности предприятию нужно сделать следующее:

·выявить парадокс и противоречий в законодательстве для того чтобы минимизировать налоги и сборы;

·выработать механизмы и принятие мер против криминальных группировок с возможным привлечением силовых структур;

·выявить уровень профессионализма партнеров, психологии их поведения;

·разработать и реализовать механизмы противодействия деятельности нечестных конкурентов, предотвратить неофициальные налоговые проверки.

Управление экономической безопасностью предприятия предполагает обнаружение опасных угроз, определение структуры и функций подразделений, которое обеспечивает предотвращение этих угроз и создание системы прогнозирования, оперативного планирования вопросов экономической безопасности.

Система оценки и анализа экономической безопасности включает в себя совокупность последовательных, взаимосвязанных между собой блоков, этапов деятельности, систематизированных и приспособленных к этим задачам методик, методов, моделей, дающих возможность выявить, оценить и уменьшить воздействие хозяйственного риска до приемлемого уровня с минимальными затратами корпоративных ресурсов.

Экономическую безопасность предприятия предлагается рассматривать как меру гармонизации во времени и пространстве экономических интересов предприятия с интересами связанных с ним субъектов внешней среды, действующих вне границ предприятия. Такое понимание экономической безопасности предприятия не противоречит уже предпринятым попыткам определить это понятие, поскольку так же, как и все эти попытки, исходит из признания значительного, если не сказать большего - определяющего, влияния внешней среды на деятельность предприятия. Принципиальным отличием предлагаемого понимания экономической безопасности предприятия является признание невозможности полностью защитить деятельность предприятия от отрицательного воздействия внешней среды в силу того, что предприятие осуществляет свою деятельность в этой внешней среде и вне ее его деятельность невозможна, а также признание положительного влияния внешней.

Экономическая безопасность предприятия, его независимость и недопущение скатывания в зону критического риска могут быть обеспечены, если будут определены важнейшие стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, построена четкая логическая схема своевременного обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз, уменьшения последствий хозяйственного риска. Необходимо провести ряд подготовительных мероприятий для создания надежной системы безопасности фирмы. От этой работы во многом зависит то, какие решения будут приняты в этой области, каким образом будут сформированы органы безопасности, какие будут выделены финансовые, материальные и людские ресурсы, а в конечном счете - эффективность обеспечения безопасности бизнеса.

Список литературы


1. Балясный М.Я. Экономическая безопасность бизнеса в современной России: Учебное пособие. - Оренбург: Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка, 2008. - 260с.

2. Буляткина М.Г. Экономическая безопасность и устойчивое развитие корпораций: Монография / М.Г. Буляткина, Н.В. - Иркутск: Изд-во "Репроцентр А1", 2010. - 163с.

3. Королев М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии / М.И. Королёв. - Москва: Экономика, 2011.284с.

4. Герасимов К.Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / К.Б. Герасимов, Г.Ф. Несоленов. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011. - 80 с.: ил.

5. Суглобов, А.Е. Экономическая безопасность предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Экономическая безопасность" / А.Е. Суглобов, С.А. Хмелев, Е.А. Орлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 271 с.

.Экономическая безопасность: учебник для вузов / О.А. Грунин , А.Д. Макаров, Л.А. Михайлов и др. - М.: Дрофа, 2010. - 270, с.

7. Гончаров В.Д., Селина М.В. Экономическая безопасность России: Учебное пособие, 2-е издание. - М.: МГУТУ им.К.Г. Разумовского, ИМНЭК, 2012. - 175 с.

8. Иванов Д.Н. Экономическая безопасность в банковской сфере. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 132с.

.Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова . - 3-е изд., перераб. и дом. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2009. - 815с.

10. Экономическая безопасность : теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В. Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2009. - 394 с.

11. Зыков В.В. Особенности развития российского предпринимательства и проблемы обеспечения его экономической безопасности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010.220с.

12. Горшков А.В. Экономическая безопасность домашних хозяйств в современной России: Монография [Текст] / Горшков А.В., Н.З. Торгай. - Челябинск: Челябинский институт (филиал) ФГОУ ВПО "Уральская академия государственной службы", 2011.236с.

.Экономическая безопасность. Системное представление [Текст]: монография В.В. Водянова; Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2010. - 177с.

.#"justify">15. Экономическая безопасность : теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В. Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2009. - 394 с.

.Карачаровский В.В. Организационно-управленческие аспекты экономической безопасности // Общество и экономика. - 2008.

Приложение 1


Предельно-критические значения показателей безопасности государства

№ п/пЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА 1Объем валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения от среднемирового уровня 100%Социально-политическое, экономическое и военное отстаивание от развитых и среднеразвитых государств2Доля в промышленном производстве: обрабатывающей промышленности машиностроения 70% 20%Деиндустриализация страны, развал военно-промышленного комплекса3Объем инвестиций, в % к ВВП25%Свёртывание производства4Доля новых видов продукции в объеме выпуске продукции6%Утрата высоких технологий, рынков сбыта и снижение обороноспособности страны5Уровень инфляции за год20%Неуверенность населения в будущем, кризис экономики6Объем внешнего долга в % к ВВП25%Экономическое закабаление страны, потеря самостоятельности государства7Дефицит бюджета в % к ВВП5%Усиление инфляции8Объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличной национальной валюты25%Подрыв доверия к национальной валюте, финансовая зависимость9Денежная масса в % к ВВП50%Недостаток оборотных средств, спад производства10Доля импорта во внутреннем потреблении: всего продовольствия 30% 25%Экономическая, социально-политическая и военная зависимость страны, угроза голода11Дифференциация субъектов государства по прожиточному минимуму1,5 разаВозникновение военных конфликтов между субъектами государства12Уровень падения промышленного производства30-40%Деиндустриализация экономики13Доля в экспорте продукции обрабатывающей промышленности40%Колониально-сырьевая структура экономики14Доля в экспорте высокотехнологичной продукции10-15%Технологическое отстаивание экономики15Доля государственных ассигнований на науку в % к ВВП2%Разрушение интеллектуального потенциала

Приложение 2


Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности предприятия.

Внешние угрозыВнутренние угрозыАктивное участие представителей власти и управления в коммерческой деятельностиДействия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании Использование криминальных структур для воздействия на конкурентовУтечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и/ или конфиденциальную информацию) Отсутствие законов, позволяющих в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренцииПодрыв ее делового имиджа в бизнес-кругахОтсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследованийВозникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов) Отсутствие подробной и объективной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положенииКонфликтных ситуаций представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала ит.д. Отсутствие культуры ведения дел в предпринимательской среде


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Сегодня наиболее актуальными являются вопросы, связанные с угрозами национальной безопасности Российской Федерации. Экономическая безопасность -- одна из важнейших составляющих национальной безопасности страны.

В настоящее время объектом экономической безопасности становится экономика на всех уровнях с ее задачами устойчивости, неуязвимости, баланса очевидных выгод и определенного ущерба, привносимого процессом «втягивания» в международные рыночные отношения и экономические связи. Кризисное состояние экономики проявляется через существенное сокращение производства, снижение инвестиционной активности, разрушение научно-технического потенциала, стагнацию аграрного сектора, уменьшение доходной части федерального бюджета и т.д.

Объектом данного исследования является экономическая безопасность России. Предмет исследования - проблемы обеспечения экономической безопасности России. нормативный безопасность управление

Цель работы - изучить понятие «экономическая безопасность» и обозначить основные проблемы ее организации в России. В результате исследования решались следующие задачи:

раскрыть сущность понятия «экономическая безопасность»;

рассмотреть нормативно-правовую базу экономической безопасности;

изучить основные органы управления экономической безопасности в России;

рассмотреть механизмы обеспечения экономической безопасности в России;

сделать выводы о значении обеспечения экономической безопасности и решении основных проблем.

Тема курсовой работы, ее цели и задачи определили методологию исследования. Оно проводилось в рамках макроэкономического и структурно-институционального подходов на основе диалектического метода, исторического и логического анализа, методов экономико-математического моделирования, а также статистических и эконометрических методов обработки и анализа эмпирических данных.

Теоретической и методической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области управления и защиты экономических интересов, решения проблем обеспечения безопасности, результаты научных исследований Института экономики РАН, Академии экономической безопасности МВД России и ряда других институтов по вопросам экономической безопасности.

Различные аспекты управления народным хозяйством и его отдельными секторами в условиях трансформации российской экономики исследовались многими отечественными и зарубежными учеными. Экономической безопасности в основных сферах экономики посвящены работы Л.И. Абалкина, А.В.Сидоровича, Ю.С.Уфимцева, А.А.Одинцова, В.К. Сенчагова, С.Рабкина и др. Были использованы как периодические издания, так и учебно-методические пособия.

По степени значимости показатели экономической безопасности можно разделить на общие, базовые и частные. По масштабам характеризуемого объекта безопасности можно выделить:

  • 1) микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;
  • 2) мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль;
  • 3) макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом.

Также выделен основной механизм обеспечения экономической безопасности в России, рассмотрены основные принципы обеспечения экономической безопасности. Во второй главе раскрыты актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности в России на сегодняшний день. В контексте исследования рассмотрено взаимодействие федерального центра и регионов в процессе обеспечения экономической безопасности, основные проблемы и значение этого взаимодействия. Подчеркнуто, что несоответствие вертикали управления и реально сложившейся горизонтали регулирования регионального экономического развития усугубляет ситуацию и привносит хаотичность в развитие отношений между федеральным центром и регионами и что по мнению Е.М.Примакова, «России предстоит длительная борьба не только за построение эффективных государственных институтов, но и по преодолению укоренившегося сопротивления самой идее укрепления правового государства. И как это было в истории нашей страны, частью окончательного решения проблемы законности власти может быть передача властных полномочий от центра регионам и органам власти на местах».

Раскрыто влияние развития нано-технологий в рамках НТП на экономическую безопасность страны. Поскольку нанометрические материалы и продукты (с параметрами от 1 до 100 нм), характеризуются кардинально улучшенными физико-химическими и потребительскими свойствами зачастую невозможно составить полномасштабное представление о перспективах и возможных последствиях этого системного процесса. Пессимисты акцентируют общественное внимание на потенциальных угрозах и рисках нанотехнологичного производства и применения продуктов с нанопризнаками. Речь идет о возможной биологической и экологической опасности нанообъектов. По мнению экспертов Всемирной комиссии по этике научных знаний и технологий ООН (COMEST), наибольшую обеспокоенность вызывают следующие специфические свойства нанотехнологий: невидимость нанотехнологий при их использовании затрудняет контроль и отслеживание их последствий (как и в отношении ядерных технологий); высокие темпы развития нанотехнологий затрудняют, особенно в долгосрочном плане, прогнозирование их возможных последствий и принятие соответствующих мер. Общепризнано, что сфера нанотехнологий в России «достаточно «политизирована», поскольку использует значительные суммы государственного финансирования, распределяемые между конкурирующими группами».

Основные результаты исследования заключаются в том, что для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

  • - объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
  • - выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
  • - деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством государственной стратегии, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики.

Другой важный аспект стратегии экономической безопасности - устойчивость национальной валюты. Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны.

Поскольку проблема экономической безопасности достаточно актуальна в России с начала 90-х годов. Это вполне естественно, так как трансформация государства сопровождается развалом старых институтов и созданием новых. Но, как известно, этот процесс очень долгий и требующий больших затрат. Соответственно, в этом периоде страна находится в переходном состоянии и достаточно уязвима. До сих пор правительство Российской Федерации не может вывести страну на должный уровень. Предотвращение различных угроз экономической безопасности возложены президентом России на федеральные органы исполнительной власти. Существуют специальные постановления правительства в данной области с перечнями мер, но, к большому сожалению, на сегодняшний день не ощущается их применение на практике.

В заключении хотелось бы выделить основные направления решения проблем в области обеспечения экономической безопасности Росси.

Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы всех видов экономических отношений. Национальные интересы России в области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию -- вооружением, население и социальную сферу -- предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю -- конкурентоспособными экспортными товарами.

Обособленность экономических комплексов регионов создала психологию временщиков, от которой сегодня приходится отказываться обществу. Объективное, по тем временам, обособление экономических комплексов регионов, проходившее в рамках политической эйфории, сложность системы отношений регионов и федерального центра, в том числе в вопросах бюджетного финансирования и налоговых отношений, сформировали новую систему федеративного взаимодействия. Она была построена не просто на принципах административно-территориального деления, а на экономическом лоббировании определенных интересов. Отсюда отсутствие тех «увязок» между центром, регионами, государственными корпорациями, частными компаниями и населением, которые фактически заставляют каждого из участников этого процесса определять свои интересы.

С позиции обеспечения экономической безопасности страны стратегически важно, чтобы намеченные проекты были реализованы, поскольку, с одной стороны, федеральный центр фактически осуществляет дополнительное финансирование регионов, а с другой - сами регионы активизируют свои внутренние резервы, формируя новую систему экономических отношений. Государство сознательно идет на финансирование из федеральных источников тех полномочий, которые во многих западных странах финансируются за счет самих регионов. Тем самым создавая базу для последующего самостоятельного развития территорий, но в рамках Федерации и общей стратегии развития страны. Возможно, это один из вариантов перехода от дезинтеграционных процессов к интеграции территорий. Что касается другой проблемы, связанной с нанотехнологией, показывает, что выравнивание в сложившейся ситуации уровня финансирования наноиндустриализации в России и США - явление само по себе уникальное. Но для роста производства и повышения конкурентоспособности отечественной нанопродукции нужны, прежде всего, системные институциональные изменения. Они связаны с развитием механизма целевого государственного кредитования долгосрочных инновационных проектов, «выращиванием» институтов государственно-частного венчурного партнерства, формированием эффективной патентной системы и усилением защиты прав интеллектуальной собственности, введением процедур стратегического и индикативного планирования институтов развития с установлением целевых показателей их деятельности, закреплением жестких требований и норм безопасности наноматериалов и др.

Поделиться