Перечень видов полевых кадастровых работ. Тема: Кадастр и кадастровые работы. Разновидности кадастровых услуг

Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учета. Для проведения кадастровых работ всегда требуется юридическое обоснование - кадастровый план.

Виды кадастровых работ:

Согласование акта выбора,

Разработка и согласование проекта границ земельного участка,

Установление собственников и землепользователей земельных участков,

Контурная или кадастровая съемка местности,

Восстановление в натуру утерянных границ участков, вынос в натуру границ землеотвода,

Составление и оформление межевого плана и землеустроительного дела (земдела),

Подготовка документов для государственной регистрации сделок с недвижимым имуществ

Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учёта.

Кадастровые работы необходимы для описания земельного участка - объекта недвижимости в качестве объекта права.

Сведения из кадастра могут предоставляться в виде:

  • ? кадастровая выписка;
  • ? кадастровый паспорт;
  • ? кадастровый план территории Кадастровый номер земельного участка должен включать в себя:

А. номер кадастрового округа;

Б. номер кадастрового района;

В. номер кадастрового квартала;

Г. номер земельного участка в кадастровом квартале

В случае, если земельный участок не стоит на государственном кадастровом учете (ГКУ) или изменяются его характеристики и параметры, то проведение любых операций с данным участком (регистрация, купля-продажа, дарение, наследование, приватизация, изменение площади или конфигурации, раздел совместной собственности и т. п.) необходимо провести кадастровые работы, которые включают в себя сбор информации, обмеры участка, камеральную обработку данных, формирование пакета документов (межевого плана) и последующую сдачу его в государственные органы (ТУ РосРеестра).

Такие сведения о земельном участке, как площадь, координаты точек, конфигурация участка и местоположение вносятся в кадастр после проведения кадастровых работ (работы проводит кадастровый инженер). Кадастровая стоимость земли определяется после проведения государственной оценки. аграрный земельный кадастр недвижимость

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.


1. Библиографический обзор по теме обследования………………………3

1.1. Определение понятия «кадастр» ……………………………………....3

1.2. Определение понятия «кадастровые работы»………………….……...5

2. Виды кадастровых работ…………………………………………………7

2.1. Основные виды кадастровых работ……………………………………7

2.2. Исторический опыт создания и ведения основных видов кадастров...8

Список литературы…………………………………………………………26

1.1. Определение понятия «кадастр»

Почва является основным средством производства в сельском хозяйстве. Рациональное её использование является широкой комплексной программой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства. Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям.

Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.

Следовательно, земельный кадастр - это система государственных мероприятий по всестороннему изучению правового, природного и хозяйственного положения земель путем проведения регистрации землепользований, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель для организации их рационального использования в народном хозяйстве .

Материалы земельного кадастра широко применяются при решении многих вопросов, связанных с использованием земельных ресурсов. С помощью земельно-кадастровых данных можно определить место земельных ресурсов в составе национального богатства страны, устанавливать задания по повышению продуктивности использования земельных ресурсов путем перевода земель из одной категории в другую, трансформации и улучшения угодий, мелиорации земель, борьбы с эррозией почв, кислотностью, засолением, заболачиванием земель, давать оценку экономической эффективности планируемых мероприятий.

В нашей стране проводились крупные исследования, большие опытные работы, в результате которых дано научное обоснование содержания земельного кадастра, официально закреплённое в “Основах земельного законодательства РФ, разработаны главные принципы и методы проведения земельно-кадастровых работ.

Земельный кадастр - это совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Государственный земельный кадастр РФ включает данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель .

Земельный кадастр в предприятиях, организациях и учреждениях является основной составной частью земельного кадастра РФ. Данные земельного кадастра необходимы землепользователям для их производственной деятельности, районным организациям - для руководства и контроля за правильным использованием земель и ведения государственного земельного кадастра.

В сельскохозяйственных предприятиях земельный кадастр создаёт необходимые условия и предпосылки для организации рационального использования земель. Материалы земельного кадастра крайне необходимы для внутрихозяйственного планирования и организации сельскохозяйственного производства. Перспективный план колхоза и других сельскохозяйственных предприятий устанавливает размеры отдельных отраслей хозяйства, посевные площади и урожайность сельскохозяйственных культур, поголовье скота и его продуктивность, намечает мероприятия по улучшению сельскохозяйственных угодий. Следовательно, для составления перспективного плана необходимо располагать детальной характеристикой землепользования по составу угодий, их качественному состоянию и сравнительной оценке качества земельных угодий.

Материалы земельного кадастра земельных угодий, применение при составлении проектов внутрихозяйственного землеустройства, предусматривающих определенный порядок использования земли в колхозах, совхозах, АО и др, на перспективу.

Земельный кадастр способствует не только проведению внутрихозяйственного землеустройства, но и своевременному осуществлению составных систематически контролировать выполнение мероприятий, намеченных проектами, и дают возможность своевременно ликвидировать выявленные недостатки в использовании земель путем корректировки севооборотов. Кроме того в результате проведения землеустройства обновляются и уточняются земельнокадастровые данные, которые используют для ведения текущего земельного кадастра в сельскохозяйственном предприятии.


1.2. Определение понятия «кадастровые работы»

Кадастровые работы – работы в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведении о недвижимом имуществе.

Земельно-кадастровые работы ориентированы на получение достоверных сведений о земельной собственности и обеспечивают создание кадастра на данный момент времени . Однако к земельно-кадастровым работам относятся и такие, которые обеспечивают использование полученных достоверных сведений для защиты прав собственности, налогообложения, учета и контроля, удовлетворения потребительского спроса на кадастровую информацию в течение времени. Такие работы ориентируются на ведение кадастра и включают хранение, обновление и выдачу кадастровой информации.

По содержанию земельно-кадастровые работы, ориентированные на ведение кадастра, отличаются от работ по его созданию. К особенностям выполнения таких работ следует отнести: обеспечение надежного хранения сведений о земельной собственности в течение длительного времени, их защиты от несанкционированного доступа, свободного режима выдачи кадастровой информации и т.д., что определяет организационную, техническую и технологическую их специфику. Например, одной из особенностей организации работ по ведению кадастра является создание специальных подразделений в городах и районах (комитетов по земельным ресурсам и землеустройству), входящих в структуру государственных органов исполнительной власти Российской Федерации .

Вполне очевидно, что земельно-кадастровые работы, ориентированные на создание кадастра и его ведение, могут обеспечить достижение основных целей кадастра только в их комплексе. Поэтому для их выполнения создаются специальные организационно-технологические системы, которые обеспечивают создание и ведение кадастра в едином производственном цикле.

2. Виды кадастровых работ

2.1. Основные виды кадастровых работ


Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учета. Для проведения кадастровых работ всегда требуется юридическое обоснование – кадастровый план.

Виды кадастровых работ:

§ согласование акта выбора,

§ разработка и согласование проекта границ земельного участка,

§ установление собственников и землепользователей земельных участков,

§ контурная или кадастровая съемка местности,

§ восстановление в натуру утерянных границ участков, вынос в натуру границ землеотвода,

§ составление и оформление межевого плана и землеустроительного дела (земдела),

§ подготовка документов для государственной регистрации сделок с недвижимым имуществ .

Кадастровые работы обеспечивают подготовку документов, содержащих все сведения о недвижимом имуществе, которые необходимы для осуществления кадастрового учёта.

Кадастровые работы необходимы для описания земельного участка - объекта недвижимости в качестве объекта права.

Сведения из кадастра могут предоставляться в виде:

кадастровая выписка;

кадастровый паспорт;

кадастровый план территории .

Кадастровый номер земельного участка должен включать в себя:

а. номер кадастрового округа;

б. номер кадастрового района;

в. номер кадастрового квартала;

г. номер земельного участка в кадастровом квартале .

В случае, если земельный участок не стоит на государственном кадастровом учете (ГКУ) или изменяются его характеристики и параметры, то проведение любых операций с данным участком (регистрация, купля-продажа, дарение, наследование, приватизация, изменение площади или конфигурации, раздел совместной собственности и т. п.) необходимо провести кадастровые работы, которые включают в себя сбор информации, обмеры участка, камеральную обработку данных, формирование пакета документов (межевого плана) и последующую сдачу его в государственные органы (ТУ РосРеестра).

Такие сведения о земельном участке, как площадь, координаты точек, конфигурация участка и местоположение вносятся в кадастр после проведения кадастровых работ (работы проводит кадастровый инженер). Кадастровая стоимость земли определяется после проведения государственной оценки.

Кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

2.2. Исторический опыт создания и ведения основных видов кадастров


Кадастр как общественное явление известен с давнего времени, когда человек начал обрабатывать землю. История развития земельного кадастра в России определяется, прежде всего, уровнем экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Объединение в 882 году двух крупнейших политических центров древних славян, Киевского и Новгородского, под властью Киева, положило начало существованию могущественного древнерусского государства – Киевской Руси. Отсюда берет истоки отечественный земельный кадастр, об этом свидетельствуют некоторые статьи «Пространной Русской правды» Владимира Мономаха. Существовавший в то время качественный учет земель имел упрощенный характер. «Русская правда» сохранила сведения о подразделении земель только по видам угодий - дворовые, пахотные, пустопорожние, охотничьи угодья (без указания почвенных различий). Первые переписи земель с характеристикой их качества и количества относятся к XII в. Очень подробное описание многочисленных и разнообразных доходов с земли сделано в уставных грамотах новгородского князя Святослава и смоленского князя Ростислава.

Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрацию земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценку земель.

На развитие древнего земельного кадастра определенное влияние оказало монгольское владычество. Для верного учета и сбора дани проводилась перепись жителей и их имущества, а поскольку главной доходной статьей являлась земля, то при раскладе дани учитывалось ее количество и качество. Брались на учет пространства целых княжеств и поземельное владение каждого частного лица.

Наиболее яркое и полное описание земельных владений в России относится к периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Основной единицей податного обложения считалась соха. В связи с этим система переписи земель получила название сошного письма. Кроме налоговых целей описание земель по сошному письму имело большое значение для определения количества ратников, лошадей и продовольствия, необходимых для обороны. Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI вв. При царе Иване IV (Грозном) были описаны почти все земли России, а некоторые из них - даже по нескольку раз.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим все межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками. Писцовый наказ 1622 г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в писцовых книгах. Их составляли в двух экземплярах: один посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод, наместников и дьяков.

Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам.

В писцовых книгах освещались и финансовые вопросы: оценка имущества, размеры обложения налогом. Запись этих книг содержит показатели своеобразной русской статистики населения, землевладения, культуры, финансов и т. д. В книгах, наряду с учетом и регистрацией земель, дается их классификация по качеству с выделением четырех групп - добрые, средние, худые и очень худые. Для классификации земель использовались данные об урожайности, видах угодий и физических свойствах почв. Оценочной формой были различные окладные единицы - соха, обта, выть, лук, сошка. Постепенно они заменяются большой московской сохой - единицей податного счета, соответствующей определенному размеру чистого дохода.

Кроме писцовых книг, в которые заносились все земли, составлялись окладные, приправочные полевые, строенные, засечные, отказные, дозорные и вотчинные книги. В окладных книгах отражались только земли, приносящие доход, с указанием размера. В приправочных книгах - служилые земли с указанием кому какие принадлежат и по каким документам. Полевые книги составляли при межевании, на их основе появились межевые книги, в которых отражались границы землевладений. В строенных книгах регистрировалось количество земли, отведенной под строительство городов, с указанием их местонахождения. Отказные книги содержали описание раздач, засечные - описание земель по границам государства, в дозорные книги заносили земли, находящиеся в разорении и подлежащие конфискации. Вотчинные книги давали сведения для распределения тягла между населением вотчины с учетом имущественного положения крестьян. Таким образом, собираемая информация могла быть использована для управления территориями и проведения земельной и налоговой политики Российского государства.

Следующий этап развития кадастра был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754 г. Оно было основано на писцовом наказе 1684 г. и помимо учета земель имело елью лишение прав владения и изъятия не соответствующих документам земель. Такой формальный подход привел к возбуждению споров соседствующих владельцев даже в случаях отсутствия взаимных претензий до начала межевания. Это вызывало отрицательное отношение землевладельцев к самой идее генерального межевания и предопределило его неудачный исход.

Главная задача межевания 1765 г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждый уезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагались алфавитные реестры с характеристикой землевладений и отражением проведенных измерений. Кроме того, при межевании составлялись экономические описания, содержащие сведения о качестве пахотных земель.

В 1837 году министерство государственных имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены большие работы по съемке и определению размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ. Каждое из этих угодий делилось на несколько разрядов. На основе собранных данных об урожайности за 12 лет определяли условный валовой доход пашни и сенокосов. Из дохода исключалась стоимость семян, расходы на удобрения, обработку почвы, перевозку продукции и определялся условный чистый доход. По данным о средних рыночных ценах на сельскохозяйственные продукты вычисляли условный чистый доход в денежном выражении.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы учета и оценки земельных ресурсов стимулировалось такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин.

19 февраля 1861 года был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

Отмена крепостного права положила начало коренным изменениям в положении крестьянства. Началось развитие капитализма, в процессе которого крестьянство из сословия феодального общества превращалось в сословие капиталистического общества. Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства и рыночных отношений, крестьянское хозяйство постепенно утрачивало натуральный характер и становилось товарным.

Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:

Юридическая - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов.

Сельскохозяйственная - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.).

Финансовая - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.

Земельная собственность могла быть: единоличной (крестьянина, помещика, учреждения); общей для нескольких лиц с указанием доли каждого; общинной; в виде права в чужой вещи (например, право крестьян на помещичьей земле пасти скот, ловить рыбу, въезжать в лес и т.п.).

Реформа сохранила в руках крестьян значительную часть земельной площади, находящейся в их распоряжении до воли. Но досталась им земля далеко не даром. Не одному поколению пришлось нести за нее тяжелые платежи по цене, заведомо завышенной против действительной стоимости. Платежи эти сопровождались особой выкупной операцией в форме земельного кредита. Притом ссудное обеспечение не требовало волеизъявления тех, кому оно предназначалось, и ссуды назначались подневольно, причем - на выкуп земли, которую крестьянин уже давно считал своей, а следовательно, признавал несправедливым платить за нее.

Новая аграрная политика России 1906 – 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906 г вышел в свет Указа императора Николая II - «Об изменении и дополнении некоторых постановлений об крестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.

Накануне реформы формы землевладения и землепользования в России отличались большим разнообразием, которое было связано с различием, как природных условий, так и исторических судеб населения. Землепользование практически сохраняло сословно - феодальный характер, когда наряду с формирующейся буржуазной частной собственностью существовали и другие виды собственности на землю. Крупнейшим собственником являлось государство (казна). В 1905 году ему принадлежало почти 35% общего землевладения в европейской России (или 138 млн. десятин).

По реформе 1906 - 1910 годов к началу 1916 года общину покинуло в общей сложности примерно 27 % крестьянских семей, увеличив частную (подворную) надельную землю на 14% (около 16 млн. десятин).

Собственность юридических лиц (включая церкви, монастыри, города, посады, учреждения) составляла менее 2%.

Земли Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в основном, принадлежали казне и Кабинету. В Сибири крестьяне владели государственной землей на праве пользования, а фактически присваивали ее практически неограниченно.

Основными тенденциями развития в области земельных отношений в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.

Закон 1910 года еще более жестко проводил линию на ликвидацию общины и переход к частному крестьянскому землевладению. Он предусматривал обязательность перехода к личной собственности на землю в общинах, где за предшествующие 24 года не было общих земельных переделов. В этих общинах крестьяне автоматически становились новыми собственниками своих наделов.

Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30% их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22%), которым отошло в собственность 13,9 млн. десятин, или 16% всей надельной земли.

Значительная часть крестьянства сопротивлялась выходу из общины своих товарищей. Из всех подавших в 1906 - 1914 годах заявления о выделе только 27% получили на это от общины согласие, 67% решали вопрос через земство.

Перераспределение земельной собственности в пользу частного крестьянского землевладения дополнилось механизмом земельной аренды в виде надельной, внутринадельной, внешненадельной аренд и аренды казенных земель.

Необходимые сведения о земле содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывали границы землевладений и отражали происходящие изменения в размещении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировали обладателей прав на землевладения и отражали сведения о совершаемых с землей сделках. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы могли защищать в суде свои права и решать межевые споры.

После 1917 года земельные отношения в России резко изменились. Одним из первых законодательных актов о земле был Декрет «О социализации земли» 1918 года, причем этим актом была закреплена всенародная собственность на землю, трудовой характер землепользования, учреждено равное право на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой нормы землепользования на землях сельскохозяйственного значения. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.

Кадастр представлял собой сведенные в единую книгу регистрационные сведения по землепользователям, а также количественные и качественные характеристики земель. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств съемок и обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Сведения о землях промышленности и территориях городов и других поселениях (в силу их малого влияния на планирование промышленного производства) приводили в кадастре укрупнено и недостаточно.

Регистрацию проводили в государственных земельно-кадастровых книгах районов (городов) и именовали государственной регистрацией землепользований. Выполняли ее должностные лица районной землеустроительной службы, персонально отвечающие за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании.

Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил положение «О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.

За годы советской власти были созданы три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме, и имели достаточно низкую точность. Координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5 метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба М 1: 5 000.

После национализации российские земли до времени внесения в 1990 году поправок в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права частной собственности. Они без оплаты передавались физическим и юридическим лицам в вечное, бессрочное пользование.

С 1989 года было принято большое количество нормативно-правовых документов, в той или иной степени связанных с содержанием и ведением государственного земельного кадастра. Они были направлены на осуществление земельной реформы, предусматривающей претворение в жизнь новых земельных отношений, формирование многоукладности землевладения и землепользования, переход к рыночным отношениям.

В период с ноября 1989 г. По март 1990 г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.

К началу земельных реформ 1990 гг. в России сформировался многоцелевой Государственный земельный кадастр как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, направленная на решение задач управления в различных сферах экономики.

В конце 1990 года Верховный Совет РСФСР одобрил пакет, состоящий из трех законодательных актов по земельной и аграрной реформе: Закон о крестьянском хозяйстве, Закон о земельной реформе и Закон о социальном развитии в сельской местности. Эти законы дали крестьянам право продажи земли районному Совету, обеспечили механизм наделения крестьян землей, освободили крестьянские хозяйства от госзакупок, земельного налога на 5 лет, разрешили использовать наемный труд и обеспечили гибкий максимальный размер землевладения.

С августа 1991 г. проведение аграрной и земельной реформ осуществлялось в границах территории всей страны. В декабре 1991 г. вышел Указ Президента «О неотложных мерах по проведению земельной реформы» и Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». На основании этих документов колхозы и совхозы должны были принять решение о переходе к частной собственности.

С 11 октября 1991 г. принят Закон «О плате за землю», который установил, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.

Платежи за землю направляются на финансирование мероприятий по охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, обустройство территории, на компенсацию затрат на эти цели собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также на проведение землеустройства (включая работы по установлению границ земельных участков в натуре, изготовлению их планов или чертежей границ), ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель, осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

От 19 марта 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены новые свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

25 августа 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов.

Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. Это повлекло за собой изменение многих положений земельного кадастра, касающихся научных и методических основ земельной регистрации, учета и оценки земель. Указом были введены новые формы свидетельства на право собственности на землю и других регистрационных документов. В декабре 1993 г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества – ипотеке.

Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный спорный вопрос в сфере земельных отношений. Конституция закрепила право частной собственности на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом.

В 1994 году деятельность органов, ведающих земельным кадастром в России, была направлена на реализацию вышеуказанных законов, указов Президента РФ и постановлений Совета Министров РФ. К наиболее значимым документам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года «О порядке определения нормативной цены земли», установившей ее в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка.

В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра.

В содержание земельного кадастра, в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г., включено получение достоверных сведений о земельных участках и территориальных зонах как основных единиц кадастрового учета. Все прочие действия (ведения основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) включены в земельную информационную систему.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. определил, что государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель Российской Федерации, о кадастровой стоимости, месторасположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. В государственный земельный кадастр также включают информацию о субъектах прав на земельные участки.

Объектом земельного кадастра является земельный фонд Российской Федерации, независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования. Земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть единой глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно-денежных отношений.

Современный Государственный земельный кадастр призван обеспечить государство и граждан следующей актуальной юридически значимой для развития государства и общества информацией: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного контроля за охраной и использованием земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды.

Земельный кадастр – это единая информационная система описания на бумажных и электронных носителях всех земельных участков и прочно связанного с ними недвижимого имущества в границах государства для его административно-территориальных образований по правам собственности, владения и пользования, местоположению, физическим и техническим характеристикам и параметрам, оценочной стоимости, ограничениям использования, которая сопровождается кадастровыми картами и индивидуальными кадастровыми номерами земельных участков.

Государственный земельный кадастр содержит систему следующих необходимых документированных сведений: месторасположение и границы земельных участков и территориальных зон; целевое назначение и правовое положение земель; качественная характеристика и ценность земель; прочно связанные с земельными участками объекты недвижимости; земли и границы территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; земли и границы субъектов Российской Федерации; земли и границы Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законом от 29 ноября 2004 г «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» налоговой базой стала являться кадастровая стоимость земли.

Составной частью земельного кадастра является государственный кадастровый учет земельных участков, который осуществляет посредством внесения необходимой и достаточной (предварительно формализованной) информации в государственную кадастровую книгу.

До настоящего времени учет земель представлял собой процесс регистрации земельных участков и территориальных зон с внесением записей в Единый государственный реестр земель. Теперь создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости (разработанная в соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества.

Назначение автоматизированной системы государственного кадастра объектов недвижимости – создание единой системы, функционирующей на всех уровнях государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов Российской Федерации, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости.

Автоматизированная система обеспечивает доступность сведений кадастра, прозрачность рынка недвижимости, упрощения процедур оформления сделок с недвижимостью за счет создания системы электронного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами, увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней.

Информация об объектах недвижимости поступает в систему в электронном виде, в том числе и о координатах объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр объектов недвижимости, информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр, сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для привязки объектов используются их координаты.

Таким образом, проведение земельной реформы еще раз подчеркнуло необходимость государственного земельного кадастра как системы информации, обеспечивающей осуществление государственного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации.

Итак, на сегодняшний день кадастровое дело состоит из трех основных разделов:

Технические, экономические и юридические характеристики земельного участка;

Основные сведения о землепользователе;

Обременения, предупреждения, претензии.

Разработку системы регистрации прав на земельные участки необходимо начинать с изучения технических, экономических и юридических характеристик земельного участка и технических требований, предъявляемых к этим характеристикам. В настоящее время пока не установлен перечень документально подтвержденных технических, экономических и юридических характеристик земельного участка, которые должны быть в Кадастровом деле. Не определены также технические требования к этим характеристикам.

Показатели, которые указаны в законодательных актах, следует рассматривать как обязательные. Однако в кадастровом деле может быть значительно больше показателей. Поэтому необходимо рассмотреть возможные направления расширения характеристик объекта недвижимости, отображаемых в нем.

Техническими характеристиками земельно-кадастрового дела являются:

Местоположение земельного участка, задаваемое эскизом для договоров краткосрочной аренды и при подготовке распорядительного документа. Эскиз составляется 1:2000 на основе планшетов масштаба 1:2 000 или перечня координат углов поворота земельного участка в городской системе координат с погрешностью не более 2 см относительно ближайшего пункта городской геодезической сети.

Площадь земельного участка, представляемая геодезической площадью, вычисляется по координатам углов поворота границы земельного участка в городской системе координат. Площадь может отличаться от измеряемой на местности с помощью рулетки до 2-3% в зависимости от уклона участка и искажений длин линий при переходе на плоскость. Адресные ориентиры задаются почтовым адресом, номером микрорайона, номером и названием промышленной зоны, кадастровым номером участка.

Если нормативные документы предусматривают дифференциацию оплаты аренды земельного участка в зависимости от целей использования (земельный участок имеет многоцелевое назначение), необходимо выделять участки с указанием конкретных целей их предоставления. При этом требуется классификатор целей использования земельного участка.

Экономические характеристики содержат градостроительную и экономическую оценку земельного участка, а также номер экономической или оценочной зоны. Экономические характеристики даются по утвержденной администрацией города методике. Сами градостроительные и экономические оценки земельного участка должны быть утверждены городской комиссией по земельным отношениям города.

Юридические характеристики включают следующие пункты:

Владелец земельного участка (федеральные земли, частные владения, совместная собственность и другие);

Основание права использования земельного участка (покупка участка, выкуп права аренды, получение участка в наследство, владение зданием или иной недвижимостью и другое);

Вид права (владение, аренда, бессрочное пользование и другое);

Распорядительный документ (решение местных органов власти о выделении участка).

В юридических характеристиках кадастрового дела предусматриваются заверенные копии (или ксерокопии) документов-оснований (наименование документа, кто выдал, когда, регистрационный номер и так далее).

Раздел характеристик земельного участка не должен существенно меняться при смене землепользователя. Для юридических лиц сведения о землепользователе включают: наименование юридического лица, Устав или Положение, учредительные документы, копия регистрационного свидетельства, юридический адрес, телефон, факс, финансовые (банковские) реквизиты.

Для физического лица требуется документ, удостоверяющий его (паспорт, военный билет или другие). При этом фиксируется почтовый адрес физического лица, телефон, факс.

Раздел сведений о землепользователе полностью меняется при смене землепользователя. Необходимо предусмотреть в нормативных документах возможность внесения исправлений в раздел "Сведения о землепользователе" в том случае, когда эти сведения меняются без изменения права на земельный участок (изменение адреса, финансовых реквизитов, телефона, факса, изменение формы организации юридического лица).

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»//ИС «Гарант»

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: Теоретические основы земельного кадастра. - М.: Колос, 2009. – 383 с.

3. Варламов А.А., Галченко В.А., Галченко С.А., Ломакин Г.В., Петров Н.Е., Рулева Н.П. Научные основы земельного кадастра: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: ГУЗ, 2008. – 104 с.

4. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: Колос, 2009. 200 с.

5. Казанцев В. Виды прав граждан на землю по российскому законодательству // Хозяйство и право. - 2008. -№ 7. - С. 89-98.

6. Киселев С. Земля в собственность: бремя или стимул? // Экономика и жизнь. - 2009. - № 31.

7. Комов Н.В. и др. Земельные отношения и землеустройство в России. Москва, 2008, с.512.

8. Коротеева Л.И. Земельно-кадастровые работы. Технология и организация. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – с.23.

9. Круглов Ю.В. Генеральный план и эволюция этого документа // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 2008. С. 13-15.

10. Крюков В. Проблемы государственного управления в имущественно земельном комплексе // Экономист. - 2009. - № 8. - С. 62-68.

11. Лукьянчук Н. Земельный рынок решил работать круглый год // Сегодня. - 2008.- 1 декабря. - С.3.

12. Магазинщиков Т.Г. Земельный кадастр. - М., 2009. 213 с.

13. Мерлен П. Город. Количественные методы изучения. - М.: Прогресс, 2008. 115 с.

14. Никонов П.Н. Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество. Аналитический обзор. 2009. – СПб, 2009.

15. Нормативные акты по регулированию земельных отношений и аграрной реформе // Законодательство и экономика. - 2009. - № 15-16. - С. 28-59.

16. Пальчиков Н.С., Пахомова О.Н., Мягков В.Н., Федоров В.П. Методы расчета экономической оценки городских земель. СПб, 2008. 34 с.

17. Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли // Российская газета. - 2009. - 14 марта. - С.3-4.

18. Правила застройки города и административно-подчиненной территории. - Екатеринбург, 2008. 523 с.

19. Прорвич В.А. Основы экономической оценки городских земель. - М.: Дело, 2008. 320 с.

20. Рабинович Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 2009. 224 с.

21. Ромм А.П. Методика индивидуальной оценки земельных участков на основе массовой оценки городских земель // Вопросы оценки. - 2009.- № 1. - С. 39-46.

23. Семин А.С. Межотраслевое распределение земель. - М: Агропромиздат, 2009. 120 с.

24. Смолина Е. Плата за землю // Финансовая Россия. - 2008. - № 11. - С. 16.

25. Согомонян П.М., Мушегян Г.Н. Городское землепользование в рыночной экономике. Ереван, 2009. 53 с.

26. Улюкаев В.Х. и др. Земельное право и земельный кадастр. - М.: Колос, 2008. 205 с.

27. Федеральный кадастровый центр "Земля" // www.fccland.ru

28. Филиппова А.П. Зарубежный опыт функционирования кадастровых информационных систем // Земельный вестник России, № 1–2, 2008 – с.63-68.

29. Фомина Л.П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. - 2009. - № 8. - С. 51-57.

30. Шубин Н.Ю. Основные подходы к оценке земельных участков для строительства эксклюзивного жилья // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 2008 г. - Москва, 2009. С. 91-94.

ЦПИ СА осуществляет весь комплекс кадастровых работ. По окончанию проведения кадастровых работ, заказчик будет иметь на руках необходимые кадастровые выписки и кадастровый паспорт участка для дальнейшего оформления земли.

– это комплекс работ по сбору и анализу документов и данных, по обследованию земельного участка, в результате которых специалистами формируются документы для государственного кадастрового учета. В результате проведения государственного кадастрового учета объекту недвижимости, в отношении которого были проведены кадастровые работы, присваиваются различные уникальные характеристики и выдаются соответствующие документы (кадастровый паспорт земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке и т.д.)

Наиболее распространенной причиной обращения землепользователей является несоответствие сведений о земельном участке по документам (площадь, местоположение, и т.д.) фактическим. Юридическое оформление границы земельного участка, а при необходимости – закрепление ее на местности возможно только при проведении кадастровых работ квалифицированными специалистами.

Кадастровые работы – цели и задачи

Главная цель кадастровых работ – внести в Росреестр сведения о земельном участке в соответствии с фактическими обстоятельствами. Результатом кадастровых работ является межевой план, содержащий актуальные сведения о земельном участке, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости. После такого внесения заказчик кадастровых работ получает возможность оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством или оформить изменения определенных характеристик земельного участка.

Внесение сведений о земельном участке подтверждается при получении кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке.


Кадастровый паспорт должен содержать целый ряд сведений:

  • Схема-чертеж земельного участка
  • Присвоенный кадастровый номер земельного участка
  • Площадь земельного участка
  • Адрес земельного участка в случае его присвоения, в противном случае описание местоположения земельного участка
  • Категория земель и разрешенные виды их использования
  • Кадастровая стоимость участка
  • Дата постановки на кадастровый учет
  • Сведения о соответствии данных о границе земельного участка действующему законодательству

Совместно с кадастровым паспортом получают кадастровую выписку, которая содержит следующие сведения:

  • Информация о частях земельного участка и его обременениях
  • Полное описание всех поворотных точек на границах участка (его координаты).
  • Описание точного местоположения границ участка

Оформленный кадастровый паспорт, выраженный в графической и текстовой форме, должен полностью соответствовать критериям, приведенным выше. В случае недостаточности данных, содержащихся в кадастровом паспорте, может быть отказано в регистрации прав или перехода прав на земельный участок (например, при оформлении сделки). В случае неверно внесенных сведений о земельном участке в государственный кадастр такие сведения подлежат уточнению, а внесение верных сведений возможно только по результатам проведенных кадастровых работ.
Таким образом, основная задача кадастровых работ – юридическое оформление границы земельного участка и ее закрепления на местности.

Организация кадастровых работ

Кадастровые работы представляют собой целый комплекс мероприятий, проведение которых требует наличия геодезических приборов, определенных лицензий, сертификатов и разрешений. Цикл кадастровых работ требует обращения в целый ряд организаций для проведения разного вида изысканий и обработки информации. Поэтому имеет смысл обратиться в единый центр, где все работы проводятся в комплексе, чтобы в итоге получить желаемый кадастровый паспорт и иметь возможность совершать различные сделки с землей, не затратив при этом массу времени и сил.
Кадастровые работы включают в себя такие виды работ, как:
  • Установление всех собственников и землепользователей данного земельного участка и участков, смежных с земельным участка заказчика
  • Разработка и последующее согласование схемы расположения земельного участка в органах местного самоуправления
  • Проведение контурной (кадастровой) съемки территории
  • Описание контуров строений, имеющихся на участке
  • Правовое обоснование образования и формирования земельного участка
  • В случае необходимости уточнения границ земельного участка, в том числе и в связи с
  • В случае отсутствия оформленных границ земельного участка проводится процедура уточнения координат земельного участка
  • Вынос в натуру границы землеотвода
  • Межевание и создание межевого плана

После выполнения кадастровых работ, участку присвоят индивидуальный кадастровый номер и выдадут кадастровый паспорт.

Кадастровые работы – комплект документов

По окончании проведения кадастровых работ заказчик получит следующие документы на земельный участок:
  • Межевой план, он необходим для постановки земли на кадастровый учет
  • Технический план, необходим для постановки на кадастровый учет имеющихся на участке зданий или строений
  • Акт обследования, необходим для снятия с учета объектов недвижимости, находящихся на оформляемом участке

ЦПИ СА оформит все необходимые документы, составит нужные заявления, проведет требуемые работы и представит все данные в соответствующие государственные органы с целью постановки оформляемого участка на кадастровый учет.



Закажите кадастровые работы в компании Центр Проектирования и Инжиниринга.

Свяжитесь с нами!

Кадастровые работы – комплекс мероприятий, направленных на сбор данных о всех видах строений с последующим их изучением и регистрацией. Они нужны для составления технической документации на дома и земельные участки. Вся информация берется для проведения учета зданий и занесения в реестр. И на ее основании собственник оформляет правоустанавливающую документацию.

Кадастровые работы

Кадастровые услуги заказывают при внесении корректировок в технические документы на любые строения и территории к ним. Порядок их выполнения закреплен Законом РФ ФЗ № 122. Эту услугу назначают при проведении каких-либо операций с земельным участком и недвижимостью на нем:

  1. при оформлении прав собственности;
  2. при наследовании и разделе имущества;
  3. купле/продаже, дарении, приватизации.

Предварительно проверяют площадь земельного участка на соответствие градостроительному плану. При этом границы не должны пересекаться с другими территориями и административными единицами.

При размежевании не допускается разбивка таким образом, чтобы объект мешал использованию прилегающих к нему земель. Исследования выполняются на наделах, где расположены:

  • индивидуальные или многоквартирные жилые дома, дачи, складские помещения;
  • инженерные строения и коммуникации;
  • отдельные помещения различного назначения;
  • планируемые к застройке объекты;
  • участки с незавершенным строительством.

Разновидности кадастровых услуг

Внесение объекта в кадастровый учет – регистрация производится для всех типов недвижимости любого целевого назначения и формы собственности. Эти сведения берут для статистической отчетности, анализа с применением графиков и диаграмм, различных таблиц.

Уточнение межи (границ) участка производится при изменении его изначальных характеристик. Параметры вычисляют посредством фото и топо съемки и измерений. Результаты анализируются, систематизируются и заносятся в техпаспорт и государственный реестр.

Раздел территории – на ход его выполнения влияют особенности объекта. Он возможен на наделах с одинаковым либо разным правовым статусом. Порядок процедуры прописан в ст.7 ЗК РФ.

Составление межевого плана проводится по снятым меркам после согласования межи и прочих мероприятий. В нем прописываются все размерные параметры надела. Услуга необходима в ситуациях, когда уточняют либо корректируют площадь и конфигурацию.

Получение кадастрового паспорта обязательно при проведении операций с недвижимым имуществом и землей, строительстве, возникновении спорных моментов. В нем содержится полная техническая и правовая информация, используемая для обозначения и регистрации строения.

Выписка из кадастрового паспорта выдается под заказ, если нужно представить частичные сведения о земле. В ней указываются только факты согласно запросу заказчика. Выписку берут при ликвидации объекта, наличии корректировок либо правовых ограничений.

Порядок выполнения кадастровых работ

1. Подготовка

В период подготовки собирается и анализируется общая и правовая информации об объекте, о проложенных инженерных коммуникациях, смежных территориях. Составляется смета, просчитываются сроки выполнения и планируются требуемые мероприятия.

2. Полевые испытания

Предполагают геодезическую либо спутниковую съемку территории и окрестностей, измерительные работы, оценку земли. Также уточняют и согласовывают границы с другими смежными землепользователями, закрепляют поворотные точки на местности.

3. Камеральный анализ

На камеральном этапе проводится обработка показаний, полученных в ходе полевых измерений. Сведения используются для составления чертежей и нанесения поворотных точек. Все расчеты ведутся в специализированном программном обеспечении. В ходе анализа могут понадобиться дополнительные данные о недвижимости, которые запрашиваются в соответствующих инстанциях по необходимости.

4. Составление межевого плана

Этот документ подразумевает объединение текстовых и графических сведений. Основой для его написания является кадастровый план. Здесь учитываются все нюансы, включая конфигурацию и расположение инженерных сетей. Технический план нужен, если на земельном участке есть постройки. При необходимости составляется кадастровая выписка и другие документы по запросу.

5. Акт о проведенных работах

Заключающим этапом является согласование акта о проведенных работах с владельцами смежных наделов, а также подписываются подготовленные бумаги. Последовательность их согласования прописана законодательно. Данные могут взяты для изучения различными службами, включая налоговую инспекцию.

Землеустроительные работы

Под землеустроительными мероприятиями понимают комплекс действий, выполняемых государственными структурами совместно с геодезическими службами для изучения земельных наделов и изменений на них. Эти сведения берутся за основу для межевания участков с установкой знаков, а также планирования способа эксплуатации территорий.

Эта услуга заказывается при измерении пределов административных единиц и выделении земель под сельское хозяйство и строительство, консервации непригодных к использованию участков. Исследования включают в себя:

  • сбор данных о текущем состоянии земель;
  • описание точного местоположения границ, фактическое соответствие параметров записям в ЕГРН — все бумаги оформляются в соответствии с нормативными актами;
  • геодезические исследования, картографические работы, которые предполагают сбор сведений на проверяемой территории посредством проведения замеров землевладения, определения высот и координат, наблюдения за переменами на нем;
  • вычисление границ участка с установкой и фиксацией знаков, занесение параметров в заведенные землеустроительные документы;
  • планирование рациональности дальнейшей эксплуатации земли необходимо для закрепления за ней целевого назначения в соответствии с утвержденными проектами развития округа и страны в целом;
  • внутрихозяйственное обустройство земельных наделов на отдаленных территориях, используемых для сельского хозяйства без изменения традиционного образа жизни местных жителей.

Целью землеустроительных работ является приведение операций с землей в необходимый порядок, целесообразное использование на благо развития государства, а также охрана земельных ресурсов. При обнаружении деградирующих мест разрабатываются мероприятия на восстановление их свойств.

Этапы ведения землеустройства

1. Подготовительный

На этом этапе изучаются архивные данные о характере местности, чертежи, правоустанавливающие документы, информация о предыдущем размещении межевальных знаков. В этот период подписывается договор с заказчиком, рассчитывается предварительная смета, определяются примерные сроки выполнения землеустройства.

2. Полевой

На полевом этапе все исследования ведутся непосредственно на объекте. Землеустроитель составляет технический проект, подготавливается документация для внесения новых отметок, проводятся замеры на местности, межевание, установка новых пределов участка.

При планировании и подготовке технических документов учитываются такие пункты:

  • причины землеустройства и приметы на местности;
  • установленные знаки и их изменение;
  • архивные данные о территории;
  • необходимость выполнения новых расчетов.

3. Камеральный

На камеральном этапе обрабатываются результаты замеров, проводятся вычисления по формулам. Полученные результаты заносятся в технические документы, которые отдаются на согласование в государственные органы.

Утверждение нововведений осуществляется в течение 1 месяца. Бумаги проверяются на соответствие положениям законодательства, иногда для согласования привлекают государственных экспертов для получения заключения по данному объекту.

Полученную информацию применяют для оформления следующих документов:

  • генеральных схем по землеустройству конкретной административной единицы;
  • схем по охране территорий и их использованию;
  • планы и чертежи земельных участков со строениями;
  • картографические материалы, на которых нанесено зонирование и районирование, состояние земель, режимы применения;
  • проекты по рекультивации и восстановлению деградирующих земель.

Для чего все это нужно?

Кадастровые и землеустроительные работы проводятся только специализированными лицензированными компаниями. В сочетании с инженерными изысканиями, они позволяют получить все необходимые данные для строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, объединения и разбивки земельных участков, смены их целевого назначения.

Профессиональные инженеры выполняют все необходимые процедуры в строгом соответствии с действующими регламентами и требованиями законодательства. Срок выполнения зависит от объема исследований, сложности реализации и решаемых задач.

Следует помнить, что регистрационные документы на недвижимость и земельный участок выдаются только после проведения кадастровых мероприятий. Сделки с землей и постройками без наличия соответствующих правильно оформленных материалов, согласно законодательству РФ, считаются недействительными.


Согласно действующему законодательству все объекты недвижимости, находящиеся в собственности, должны числиться на кадастровом учёте. Постановка на такой учёт возможна только при наличии необходимой документации. Для этого собственник объекта должен обратиться к кадастровому инженеру, проводящему кадастровые работы. Как правило, подобная услуга платная и включает в себя не один пункт работы. Также от заказчика потребуется содействие в виде предоставления необходимой документации на объект собственности.

Кадастровые работы направленны на сбор информации в зависимости от вида объекта (участок, дом или квартира) с целью формирования отчёта и конечного документа по выявленным сведениям в соответствии с действующим законодательством.

Комплексные кадастровые работы основной целью и задачей преследуют внесение актуальной информации об объекте работ в Росреестр.

Занесение информации об объекте в кадастровый учёт позволяет:

  • получить кадастровый паспорт, который даёт право на оформление в собственность объект недвижимости;
  • скорректировать информацию по мере необходимости при изменении характеристик объекта в соответствии с законом.

Все изменения, вносимые в сведения, отражаются в кадастровом паспорте или выписке.

Необходимость в проведении кадастровых работ не вызывает сомнений. Собственность, не числящаяся в Росреестре, не может участвовать или фигурировать в различных сделках с имуществом.

Необходимость обращения для проведения кадастровых работ возникает в таких случаях:

  • в документах на объект его границы не определены;
  • определённые ранее границы, включая соседние, не корректны.
  • при совершении сделок с недвижимостью, купля или продажа;
  • в случаях разделения общего или ранее объединённого участка.

После проведения работ инженер формирует необходимый пакет документов для постановки на учёт недвижимость и/или участок.

Необходимость в проведении подобных работ возникает и при проведении процедуры приватизации. В дальнейшем постановка на кадастровый учёт даёт право на определение статуса объекта недвижимости в правовом поле и юридическом смысле. У собственника появляется возможность самостоятельно решать судьбу недвижимого имущества.

Прибегая к помощи инженера, заказчик во избежание недоразумений должен знать, какие виды кадастровых работ будут произведены.

Основной перечень мероприятий включает в себя:

  1. Постановка на кадастровый учёт объекта недвижимости, включающая в себя формирование всей первичной документации, статистических отчётов, заполнение всевозможных графиков и таблиц. Процедура обязательна для всей жилых и нежилых построек. Без постановки на кадастровый учёт оформление права собственности невозможно.
  2. Услуга по замерам включается в комплекс кадастровых работ или предоставляется отдельно и включает: выявление подробной информации об объекте, замер и фотосъёмка объекта, сведение полученных данных в единую логическую систему, определение показателей, формирование документации по нормам закона, проведение процедуры постановки на учёт.
  3. Услуга раздела земли поможет заказчику образовать не один объект, каждый из которых будет отдельной юридической единицей, не зависящий от другого.
  4. Определение границ участка при помощи картографии и геодезии, иначе говоря, межевание, фиксируется на бумаге в виде чертежа и является частью заключения инженера.
  5. Составление межевого плана, содержащего полную информацию по проведённому разделению границ. Документ объединяет чертёж, характеристики объекта и заключение кадастрового инженера. При этом необходимо собрать подробную информацию о недвижимости или участке. При наличии точных и актуальных размеров по ранее проведённым замерам выезд инженера может и не понадобиться.
  6. Получение кадастрового паспорта, являющегося официальным документом, подтверждающим законность владения недвижимостью и/или участком. Документ сводит воедино информацию об объекте в части технических характеристик и правового статуса. Его наличие обеспечивает возможность любых операций и манипуляций с объектом.

Все перечисленные мероприятия обеспечивают возможность дальнейших манипуляций с объектом работ.

Только после постановки на учёт для объектов недвижимости, включая участки, определяется правовой статус. В случаях, когда параметры объекта не определены или претерпели изменения, их необходимо зафиксировать или скорректировать.

На основании полученных инженером сведений об объекте он может разделить один объект по нормам, прописанным в ЗК РФ между несколькими лицами. В дальнейшем каждую из полученных единиц можно наделить собственным правовым статусом.

К комплексу кадастровых работ относится получение земельной выписки. Она содержит информацию ограниченного характера. Её получение зависит только от желания собственника. Она выдаётся в ряде случаев: объект прекратил своё существование, характеристики объекта изменились, ограничение права пользования и владения в предусмотренном законом порядке.

Предоставляет перечисленные услуги только инженер с соответствующим образованием. В штате компаний, предоставляющих услуги по проведению кадастровых работ по лицензии или в том же БТИ, всегда имеются такие инженеры. Тарифы на услуги участники рынка определяют самостоятельно, однако, главный ориентир для заказчика – профессионализм и соблюдение норм законодательства при проведении работ.

Каждое действие включает в себя чётко выстроенный алгоритм действий. Кадастровые работы не являются исключением. Законодатель зафиксировал этот перечень.

Этапы проведения кадастровых работ в соответствии со ст. 42.6 ФЗ № 122-ФЗ:

  1. Для проведения необходимого комплекса работ заказчику нужно составить заявление. С подробным описанием работ, которые необходимо провести кадастровому инженеру. Для этого можно обратиться в государственную компанию или компанию, у которой есть лицензия на предоставление подобных услуг.
  2. На следующем этапе специалист выезжает на место проведения работ. В его обязанности входит: получение материалов картографии, сбор данных об объекте, проведение анализа наличия, отсутствия и расположения коммуникаций, получение документов правового характера на объект, информацию о соседствующих объектах. После проведения необходимых работ заказчик и исполнитель подписывают договор об оказании услуг, отражающий условия и цены на заказанные работы.
  3. Работы на объекте включают в себя фиксацию на носитель его замеров, то есть обследование соседних объектов, замер и фотографирование участка, закрепление особых точек (поворотных) объекта, определение и согласование границ объекта, межевание с соседствующими участками.
  4. Далее происходит анализ и обработка полученных данных. На этом этапе могут быть использованы спутниковые данные. Работа направлена на определение нужных координат и высот точек, создание чертежей. С этой целью привлекаются технические и программные средства.
  5. Анализ имеющейся документации включает не только перенос информации из неё, но порой и уточнение в случае устаревания данных. С этой целью направляются запросы в государственные инстанции. При выявлении несоответствий информация корректируется или обновляется. Такой подход обеспечивает корректный отчёт, внесение информации в таблицы и итоговый документ.
  6. Результат проведённых работ – составление межевого плана, состоящего из двух частей: географической и текстовой. Документ отражает всю полученную информацию, включая технические характеристики строений, находящихся на участке, и информацию о географическом расположении объекта, его внешнем виде, поворотных точках, размещении коммуникаций жизнеобеспечения.
  7. Договор оказания услуг считается исполненным после получения заказчиком акта о проведённых работах, в котором содержатся данные о контуре и площади объекта, данные заказчика и контактная информация, присвоенный кадастровый номер недвижимости.

Как правило, перечисленные действия выполняются именно в указанном порядке. Это позволяет более детально проработать все детали.

Акт необходимо согласовать со всеми соседствующими собственниками. Он вступает в силу после проставления подписей кадастрового инженера и руководителя организации.

В полный пакет документов, который получает заказчик по окончании работ, входят:

  • план межевания;
  • техническая документация;

После их получения стоит сделать копии этих документов, чтобы при необходимости сразу предоставить всю информацию.

Необходимость организации кадастровых работ обусловлена тем, что только после регистрации объекта в кадастровой палате и присвоения номера собственник получает официальное право на недвижимости.

Впоследствии возможной становится проведение операций с объектом:

  • передача на безвозмездной основе, дарение;
  • оформление завещания;
  • продажа;
  • уступка прав;
  • передача в залог.

Проведение кадастровых работ является обязательным условием и при приватизации. Без необходимого перечня документов регистрирующий орган не может оформить право собственности на объект недвижимости, а кадастровый паспорт, выдаваемый на основании данных полученных инженером во время проведения работ, даёт такую возможность.

Выбор компании для проведения кадастровых работ является личным делом заказчика. Для этого можно обратиться в подразделение БТИ по месту нахождения недвижимости. Если же выбор падает на частную компанию, необходимо внимательно изучить поставщика услуг.

На что нужно обратить внимание на:

  • наличие разрешений на предлагаемые услуги;
  • наличие специалистов для проведения работ;
  • срок присутствия на рынке;
  • качество предоставляемых услуг;
  • сроки исполнения обязательств;
  • возможность предоставления предварительного расчёта услуг;
  • наличие офиса;
Поделиться