Служба внутреннего контроля банка: организация и функционирование. Внутренний контроль и аудит Годовой отчет службы внутреннего аудита банк

Внутренний контроль и аудит группы ВТБ функционирует на основе лучших мировых практик и полностью соответствует как требованиям российского законодательства, так и законодательным и нормативным актам стран присутствия Группы. Порядок взаимодействия и подчиненности элементов системы внутреннего контроля обеспечивает необходимый уровень их независимости, что позволяет всей системе функционировать максимально эффективно.

Система внутреннего контроля группы ВТБ обеспечивает:

  • эффективность и результативность деятельности Банка и группы ВТБ;
  • эффективность управления активами и пассивами (включая сохранность активов) и управления рисками;
  • достоверность, полноту и своевременность предоставления финансовой и управленческой информации и отчетности;
  • информационную безопасность;
  • соблюдение требований законодательства, нормативных актов, правил и стандартов;
  • исключение вовлечения группы ВТБ и ее сотрудников в противоправную деятельность.

При Управляющем комитете группы ВТБ работает координационная Комиссия по внутреннему контролю и аудиту, обеспечивающая эффективное функционирование системы внутреннего контроля и аудита в Группе, а также практическое взаимодействие соответствующих профильных специалистов.

Основными задачами внутреннего контроля и аудита группы ВТБ являются:

  • независимая оценка эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками, бухгалтерского учета и отчетности, бизнес- процессов, деятельности подразделений и сотрудников, а также оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых операций и сделок;
  • проверка надежности внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, а также проверка применяемых способов обеспечения сохранности имущества;
  • мониторинг основных областей рисков и контрольных механизмов в целях выявления недостатков системы внутреннего контроля, новых рисков, а также создания механизмов превентивного контроля для предупреждения рисковых событий;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности функционирования систем, процессов, процедур, сделок и деятельности подразделений и сотрудников Группы;
  • организация эффективного взаимодействия с внешними контролирующими органами и внешними аудиторами.

Внутренний контроль и аудит банка ВТБ

В соответствии с Уставом банка ВТБ, в систему органов внутреннего контроля Банка включаются:

  • органы управления Банка (Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление, единоличный исполнительный орган Банка – Президент – Председатель Правления);
  • Ревизионная комиссия;
  • главный бухгалтер (его заместители);
  • руководители филиалов (их заместители) и главные бухгалтера филиалов (их заместители);
  • структурные подразделения (ответственные работники) Банка, осуществляющие внутренний контроль.

Комитет по аудиту

Ответственность за надлежащее функционирование системы внутреннего контроля несет Наблюдательный совет банка ВТБ. Для полномасштабного анализа и поддержания эффективной системы внутреннего контроля в структуре Наблюдательного совета действует Комитет по аудиту.

Более подробная информация о составе Комитета по аудиту и его деятельности содержится в разделе «Наблюдательный совет».

Ревизионная комиссия

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка ВТБ осуществляет Ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутрибанковского контроля, законность совершаемых Банком операций (сплошной или выборочной проверкой). Ревизионная комиссия избирается на годовом Общем собрании акционеров Банка, которое определяет ее численность и состав на период до следующего годового Общего собрания акционеров.

В соответствии с решением годового Общего собрания акционеров Банка, состоявшегося 19 июня 2014 года, в состав Ревизионной комиссии впервые вошел представитель миноритарных акционеров ВТБ. Акционеры избрали следующий состав Ревизионной комиссии:

  • Платонов Сергей Ревазович – Председатель Ревизионной комиссии, заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации;
  • Волков Леонид Валерьевич – полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации, член Консультационного совета акционеров Банка (представитель миноритарных акционеров Банка);
  • Гонтмахер Евгений Шлeмович – заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, заместитель директора Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив, член Правления Института современного развития;
  • Кант Мандал Дэнис Ришиевич – начальник отдела по приватизации организаций регулируемых отраслей Управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Краснов Михаил Петрович – директор Компании «ВЕРИСЕЛ С. А.» (Швейцария), член Совета директоров ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ»;
  • Сабанцев Захар Борисович – начальник отдела мониторинга банковского сектора, сводной и аналитической работы Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации.

В связи с избранием нового состава Ревизионной комиссии годовым Общим собранием акционеров из состава Ревизионной комиссии в июне 2014 года вышли:

  • Костина Марина Александровна – заместитель начальника Управления отраслевых организаций и зарубежной собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Миронов Алексей Борисович – член Совета директоров ОАО «Корпорация «Росхимзащита», генеральный директор ООО «ЫЪ»;
  • Тихонов Никита Вадимович – начальник отдела Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации;
  • Турухина Мария Александровна – начальник отдела финансово-кредитных организаций, нефтяной, газовой, топливно-энергетической, угольной промышленности и природных ресурсов Управления отраслевых организаций и зарубежной собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Филиппова Ольга Юрьевна – член Ревизионной комиссии.

В 2014 году вознаграждение членам Ревизионной комиссии Банка не выплачивалось.

С информацией о Ревизионной комиссии Банка более подробно можно ознакомиться на сайте банка ВТБ по адресу: http://www.vtb.ru/ir/governance/control/revission_commition/ .

Департамент внутреннего аудита

Для оказания содействия органам управления в обеспечении эффективной работы группы ВТБ в Банке действует Департамент внутреннего аудита (ДВА). ДВА осуществляет мониторинг системы внутреннего контроля, аудиторские проверки, а также предоставляет независимые рекомендации по совершенствованию банковской деятельности и контрольных процедур.

ДВА является самостоятельным структурным подразделением банка ВТБ и напрямую подотчетен Наблюдательному совету. Наблюдательный совет утверждает планы работы ДВА, контролирует их исполнение, рассматривает отчеты ДВА о результатах аудиторских проверок и мониторинга системы внутреннего контроля, а также о выполнении рекомендаций ДВА по устранению выявленных недостатков.

В структуру ДВА входят подразделения, ответственные за текущий мониторинг, координацию систем внутреннего контроля в Группе, аудиторские проверки. В целях повышения эффективности мониторинга системы внутреннего контроля в региональной сети Банка часть сотрудников ДВА работают на постоянной основе в территориальных подразделениях ВТБ.

К компетенции Департамента внутреннего аудита относятся:

  • проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;
  • проверка эффективности системы управления банковскими рисками;
  • проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и управленческой отчетности;
  • проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации, актов регулирующих и надзорных органов;
  • проверка адекватности и надежности системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем;
  • обеспечение единства подходов к организации внутреннего контроля в группе ВТБ.

ДВА взаимодействует с Комитетом по аудиту и внешними аудиторами Банка в части предоставления информации о системе внутреннего контроля, а также основных недостатках, выявленных Департаментом в течение проверяемого аудиторами периода.

Комплаенс-контроль

Основными целями функционирования системы комплаенс-контроля группы ВТБ являются:

  • соответствие деятельности компаний Группы законодательству страны регистрации, внутренним документам компаний, стандартам саморегулируемых организаций, обычаям делового оборота деятельности;
  • эффективность управления регуляторными (комплаенс) рисками;
  • создание и поддержание эффективной системы управленческой информации и отчетности;
  • исключение вовлечения группы ВТБ и участия ее сотрудников в противоправной деятельности, в том числе коррупционных проявлений, неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком;
  • сохранение высокой репутации группы ВТБ и повышение ее инвестиционной привлекательности на финансовом рынке.

Функциональным координатором по направлению комплаенс для компаний группы ВТБ является Управление комплаенс-контроля банка ВТБ.

При Управляющем комитете группы ВТБ создана и функционирует Координационная комиссия по комплаенс и внутреннему контролю в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, на заседаниях которой рассматриваются в том числе вопросы, относящиеся к компетенции комплаенс компаний Группы.

В 2014 году Координационной комиссией было проведено два очных и пять заочных заседаний по комплаенс и внутреннему контролю в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также две стажировки и три круглых стола с участием представителей компаний группы ВТБ.

Основные требования к организации системы комплаенс, стандарты и принципы ее функционирования в группе ВТБ, распределение полномочий и зон ответственности закреплены во внутренних документах Группы. В 2014 году в группе ВТБ в целях отражения новых требований Банка России, предъявляемых к внутреннему (комплаенс) контролю, были обновлены следующие документы по направлению комплаенс:

  • Концепция консолидированного управления функцией комплаенс группы ВТБ;
  • Регламент взаимодействия компаний группы ВТБ по функциональному направлению комплаенс.

Внешний аудитор

Для проведения проверки и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности банк ВТБ привлекает независимую профессиональную аудиторскую организацию – внешнего аудитора.

В соответствии с действующим законодательством выбор аудитора осуществляется на основании открытого конкурса. Порядок проведения конкурса регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках подготовки проведения конкурса в банке ВТБ разрабатывается конкурсная документация. Рассмотрение конкурсной документации и размера начальной цены контракта на оказание аудиторских услуг осуществляется Комитетом по аудиту Наблюдательного совета. Открытый конкурс по отбору аудитора проводится Конкурсной комиссией Банка.

В ходе проведения конкурса члены комиссии рассматривают заявки, полученные от участников конкурса. На основании указанных в конкурсной документации критериев заявки сопоставляются и определяется участник, предложивший наилучшие финансовые и технические условия. Выбранная по итогам конкурса аудиторская организация рекомендуется Наблюдательным советом для утверждение годовым Общим собранием акционеров.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности банка ВТБ внешний аудитор готовит заключение, которое передается Комитету по аудиту для предварительной оценки. Подготовленное аудиторское заключение направляется Наблюдательному совету, а также представляется на годовом Общем собрании акционеров Банка.

В 2014 году внешним аудитором банка ВТБ было утверждено ООО «Эрнст энд Янг» – российское дочернее общество одной из ведущих мировых аудиторских фирм, компании EY.

Российские дочерние компании EY являются аудитором банка ВТБ с 2003 года. Компания не имеет иных имущественных интересов в банке ВТБ, кроме оплаты аудиторских услуг, не имеет отношений аффилированности с Банком, членами органов его управления и дочерними компаниями ВТБ.

Противодействие легализации преступных доходов

Группа ВТБ придает большое значение деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках координации деятельности компаний Группы в этой сфере банк ВТБ разрабатывает единые общегрупповые стандарты финансового мониторинга и обеспечивает их соблюдение дочерними компаниями. Постоянная коммуникация и обмен информацией между профильными подразделениями компаний Группы позволяет эффективно управлять рисками отмывания доходов и финансирования терроризма на системной основе.

Уделяя большое внимание качеству клиентской базы, банк ВТБ и его дочерние компании реализуют все необходимые процедуры в рамках программы идентификации и изучения клиентов, а также проводят системную работу с банками- корреспондентами.

Проекты всех внутренних нормативных документов, определяющих порядок предоставления банковских продуктов и услуг, проходят обязательную экспертизу на предмет возможности использования соответствующего продукта (услуги) для проведения операций по отмыванию преступных доходов. В случае необходимости предпринимаются меры по минимизации потенциальных рисков.

В отчетном периоде группа ВТБ обеспечила эффективное управление рисками вовлечения в процесс отмывания денег и финансирования терроризма.

Руководитель Службы внутреннего аудита АО «Самрук‑Энерго»

Руководит Службой с 2012 года. Член международного Института внутренних аудиторов (IIA). Владеет международным сертификатом внутреннего аудитора CIA, Дипломом Международного Института Аудита и Менеджмента IFA (DipIFA), международным сертификатом САР ЕССБА.

В условиях современной экономической ситуации, когда и внешняя, и внутренняя среда Компании сталкиваются с рисками самого широкого спектра, мы осознаем важность роли внутреннего аудита в достижении стратегических целей Компании. Сегодня внутренний аудит Компании является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности Компании.

Наша Команда внутренних аудиторов состоит из квалифицированных опытных специалистов.

Деятельность Службы внутреннего аудита построена на Международных основах профессиональной практики внутреннего аудита и признана соответствующей Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита.

Применяя свои навыки и знания, мы привносим пользу Компании путем предоставления независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления в Компании и ее ДЗО.

Служба функционально подотчетна Совету директоров Компании, административно – Правлению Компании. Курирование деятельности Службы осуществляется Комитетом по аудиту. Руководитель и работники Службы назначаются Советом директоров.

В 2016 г. численность Службы составляла 7 человек.

Внутренние аудиторы на постоянной основе осуществляют непрерывное профессиональное развитие. Так, работники Службы владеют международным сертификатом внутреннего аудитора CIA, дипломами Международного института аудита и менеджмента IFA (DipIFA), международным сертификатом САР ЕССБА, дипломами института финансовых менеджеров Великобритании (DipPIA и DiPCPIA).

Основными функциями Службы внутреннего аудита являются:

  • Оценка рисков, адекватности и эффективности внутреннего контроля над рисками в сфере корпоративного управления, операционной (производственной и финансовой) деятельности Компании и ее ДЗО, а также их информационных систем;
  • Проведение в установленном порядке оценки (диагностики) системы корпоративного управления в Компании и ее ДЗО, включая оценку внедрения и соблюдения принятых принципов корпоративного управления, соответствующих этических стандартов и ценностей в Компании и ее ДЗО;
  • Проверка соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, международных соглашений, внутренних документов Компании и его ДЗО, а также выполнения указаний уполномоченных и надзорных органов, решений органов Компании и ее ДЗО, а также оценка систем, созданных в целях соблюдения этих требований;
  • Оценка адекватности мер, применяемых подразделениями Компании и ее ДЗО для обеспечения достижения поставленных перед ними целей в рамках стратегических целей Компании и ее ДЗО.

Годовые риск-ориентированные аудиторские планы рассматриваются и утверждаются Советом директоров Компании.

Все запланированные аудиторские задания выполнены в полном объеме.

При осуществлении своих функций Служба подтвердила Совету директоров свою независимость от влияния каких-либо лиц.

КПД Службы и ее руководителя устанавливаются с учетом стратегических целей Компании. Советом директоров Компании деятельность Службы оценена как «эффективная».

Работа с почтой доверия Компании

Служба является уполномоченным органом по рассмотрению, мониторингу и контролю за рассмотрением обращений, поступивших на почту доверия Компании. За 2016 г. поступило и рассмотрено 45 обращений.

Внутренний контроль - процесс, осуществляемый банком (органами управления банка, структурными подразделениями и работниками) в целях обеспечения безопасного и ликвидного ведения банковского дела в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка (локальные акты банка);

Система внутреннего контроля - совокупность организационной структуры, процедур и методов, принятых банком в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения банковской деятельности, уменьшения рисков, минимизации затрат и сохранности активов.

Целью системы внутреннего контроля является обеспечение:

эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективности управления банковскими рисками, активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов;

достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационной безопасности;

соблюдения требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, локальных актов банка;

исключения вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер, в том числе предупреждения и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем.

Внутренний аудит - часть целостной системы внутреннего контроля направленной на улучшение деятельности банка.

Под внутренним аудитом понимается независимый контроль и оценка деятельности банка, осуществляемая путем проведения департаментом внутреннего контроля регулярных проверок структурных подразделений банка.

Целью внутреннего аудита является оценка адекватности функционирующей системы внутреннего контроля в банке осуществляемым операциям и принимаемым на себя рискам.

Служба внутреннего аудита осуществляет мониторинг, проверку, оценку эффективности функционирования системы внутреннего контроля банка, дает свои предложения по повышению её эффективности и контролирует их выполнение.

Аудиторы в процессе своей деятельности должны руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь и локальными актами банка, а также придерживаться общепринятых моральных правил, нравственных норм и соблюдать следующие принципы:

независимость;

профессионализм;

этика поведения.

Главная структура рабочего процесса внутреннего аудита включает следующие шаги: планирование аудита, проведение аудита и реализация рекомендаций по итогам аудита.

Планирование деятельности службы внутреннего аудита должно определять наиболее важные направления контроля на основе риск-подхода и способствовать наиболее эффективному распределению обязанностей среди аудиторов.

Планирование должно проводиться в соответствии со следующими принципами:

Комплексность, что предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования;

    непрерывность, которая, выражается во взаимосвязи этапов планирования по срокам и по структурным подразделениям, подвергающимся проверке;

    оптимальность, которая заключается в том, что в процессе планирования аудитору следует обеспечить возможность выбора оптимального варианта процедуры проверки для её своевременного и качественного проведения.

Планирование деятельности службы внутреннего аудита производится с учетом требований действующего законодательства Республики Беларусь и стратегических задач банка.

При планировании повышенное внимание уделяется структурным подразделениям и банковским продуктам, имеющим наибольший риск. С этой целью аудиторы проводят предварительный мониторинг и анализ информации о деятельности структурных подразделений. Мониторинг направлен на изучение ключевых рисков и вероятности их возникновения в том или ином структурном подразделении банка или банковском продукте.

Ежегодно, за 10 дней до начала планируемого периода руководитель службы внутреннего аудита, представляет на утверждение Председателю Правления банка либо куратору службы внутреннего аудита годовые планы работы и проведения проверок.

Служба внутреннего аудита планирует свою работу таким образом, чтобы была обеспечена определенная (не реже одного раза в три года) периодичность проведения проверок структурных подразделений. Цикл аудита определяется исходя из анализа и оценки рисков проверяемого объекта.

Процесс проведения внутреннего аудита включает: подготовку аудита, проведение проверки в структурном подразделении, согласование недостатков и проекта отчета с проверяемыми, составление рабочей документации и заключительного отчета по результатам проведенного аудита.

Службой внутреннего аудита осуществляются следующие проверки:

проверки финансово-хозяйственной деятельности (филиалов банка, направлений банковского бизнеса либо подразделений Центрального офиса банка);

проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений;

тематические проверки структурных подразделений;

проверки выполнения мероприятий по результатам предыдущих проверок;

внеплановые проверки по заданию руководства банка.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности предполагает полномасштабное осуществление контроля по всем направлениям банковской деятельности проверяемого объекта в целях выявления банковских операций, подверженных наибольшему риску, неэффективного ведения банковского дела, нарушения банковского законодательства, установления фактов хищений и растрат и т.д.

Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предполагает осуществление контроля по нескольким направлениям банковской деятельности.

Тематическая проверка проводится по одному, определенному вопросу. При проведении тематической проверки анализируется и проверяется конкретный вопрос финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения банка, банковского продукта или соблюдения политики банка в конкретной области ведения банковского дела.

Проверка выполнения мероприятий по результатам предыдущих проверок проводится с целью оценки полноты и эффективности мер, предпринятых руководством структурного подразделения к устранению и недопущению в дальнейшем выявленных проверками недостатков и нарушений.

Внеплановые проверки могут быть инициированы Председателем или Членом Правления банка, либо коллегиальным органом управления банком.

Проверки дочерних структур банка производятся на основании решений коллегиальных органов управления банком либо Председателя Правления банка.

Процесс подготовки аудита состоит из следующих этапов:

определение целей и методов осуществления аудита с учетом зон риска в деятельности проверяемого структурного подразделения;

ознакомление с информацией об объекте, подлежащем проверке, имеющейся в распоряжении службы внутреннего аудита и ее анализ;

определение периода, охватываемого проверкой, и предварительных сроков проведения проверки;

определение объёма аудита;

определение необходимого состава группы аудиторов для выполнения проверки;

разработка и утверждение программы проведения проверки.

Ознакомление с информацией об объекте, подлежащем проверке, осуществляется на основании:

    материалов предыдущих проверок, проведенных как специалистами департамента внутреннего контроля, так и других подразделений банка;

    материалов проверок, проведенных внешними контролирующими органами;

Мероприятий по устранению нарушений, выявленных проверками и информации о ходе их выполнения;

Информации о деятельности объекта проверки, полученной от структурных подразделений Центрального офиса банка;

    сведений о деятельности объекта проверки, полученных посредством программных продуктов, используемых в банке;

    решений коллегиальных органов банка, регламентирующих деятельность объекта проверки;

    бухгалтерских и статистических отчетов (балансов, отчетов о дебиторской и кредиторской задолженности и т.д.), сведений об изменениях в организационной структуре и других материалов, относящихся к деятельности объекта аудита.

Для исполнения своих обязанностей в пределах утвержденного задания, аудиторы имеют право свободного доступа к рассмотрению и проверке всех документов, касающихся деятельности банка (книгам, учетным записям, отчетности, деловой корреспонденции, прикладному программному обеспечению, функционирующему в системе банка). Копии с полученных документов, записей с расшифровками, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, работники департамента могут снимать в соответствии с порядком, установленным в банке. Аудиторы определяют соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства, нормативным актам Национального банка РБ, локальным актам банка.

Сроки проведения проверок определяются руководителем службы внутреннего аудита в зависимости от объема планируемой проверки и состава рабочей группы.

Срок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения не должен превышать 30 календарных дней. Продление срока проверки осуществляется Председателем Правления банка на основании ходатайства руководителя проверки.

Срок проведения проверок отдельных вопросов банковской деятельности, выполнения мероприятий, тематических и внеплановых проверок, устанавливается индивидуально в каждом отдельном случае в зависимости от объема и сложности проверяемых вопросов, но не более срока, установленного для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Состав рабочей группы для проведения проверки определяется исходя из ее характера, сложности, предполагаемого количества затрат рабочего времени, уровня профессионализма аудиторов и их специализации. В рабочую группу для проведения проверки возможно привлечение специалистов структурных подразделений банка на основании решения Председателя Правления либо Члена Правления банка.

Для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности назначается рабочая группа составом не менее 3 специалистов. Руководителем рабочей группы, как правило, назначается главный аудитор департамента внутреннего контроля. В отдельных случаях, руководителем рабочей группы может быть назначен другой специалист из штата департамента внутреннего контроля. В период проведения проверки все члены рабочей группы подчинены непосредственно руководителю рабочей группы, независимо от исполнения ими своих прямых должностных обязанностей.

Для определения основных вопросов, подлежащих проверке, руководителем проверки по согласованию с руководителем службы внутреннего аудита разрабатывается и представляется на утверждение Председателю Правления банка либо куратору службы внутреннего аудита программа проверки. Изменения, вносимые в программу проверки должны согласовываться с лицом, утвердившим её.

При проведении проверок выполнения мероприятий по результатам предыдущих проверок, тематических и внеплановых проверок (кроме комплексных) составление программы проверки не требуется.

Проведение проверки и обеспечение аудита. Основанием для проведения проверки, проводимой службой внутреннего аудита, является приказ или распоряжение (письменное либо устное) Председателя Правления банка на её проведение.

Проверка состоит из двух этапов:

    предварительная оценка деятельности структурного подразделения банка за намеченный период;

    сравнительная оценка предварительных данных с фактическим состоянием дел в структурном подразделении.

На первом этапе члены рабочей группы предварительно производят сбор и анализ информации с целью определения наиболее рисковых направлений в деятельности определенного для проверки структурного подразделения. На основании приказа (распоряжения) о проведении проверки структурного подразделения, департамент автоматизации и информационных технологий на период проведения проверки обеспечивает членам рабочей группы доступ к автоматизированным ресурсам, используемым проверяемым подразделением. На основании данных, полученных из автоматизированных банковских систем, по результатам интервьюирования и иных источников, производится предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения, определяются наиболее рисковые направления.

Из собранной информации и анализа делаются предварительные выводы и предложения для более детального контроля и подготовки рекомендаций на втором этапе.

Анализ деятельности структурных подразделений банка должен осуществляться на постоянной основе.

На втором этапе проводится оценка предварительно полученных сведений с фактическим состоянием дел в структурном подразделении непосредственно с выходом на место его расположения.

Руководитель подлежащего проверке объекта ставится в известность о её проведении накануне и должен быть ознакомлен с программой проведения проверки в день начала проверки. Внезапные проверки по заданию руководства банка проводятся без предварительного оповещения руководства подлежащего проверке структурного подразделения банка.

Руководитель проверяемого структурного подразделения при проведении проверки обязан:

    обеспечить создание аудиторам условий работы, удовлетворяющих эффективному проведению проверки и оперативное представление всей необходимой документации и информации, а также давать по их устному или письменному запросу разъяснения и объяснения в устной или письменной форме по выявленным проверкой фактам нарушений;

    содействовать проведению проверки, то есть не допускать каких-либо действий, направленных на ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении проверки;

    не воздействовать на аудиторов в целях изменения их выводов по результатам проверки.

При проведении проверки структурного подразделения банка, расположенного вне Центрального офиса банка, руководитель проверяемого подразделения должен предоставить аудиторам рабочие места по возможности в изолированном от посторонних лиц служебном помещении. Рабочая группа должна быть обеспечена также компьютерами с программным обеспечением, позволяющим осуществлять просмотр операций и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. При проведении проверок вне гор. Минска руководитель рабочей группы обеспечивается средствами мобильной связи.

Документы и другие затребованные аудиторами материалы передаются на рабочие места членов рабочей группы в порядке и сроки, установленные ими. Документы, не представленные до завершения проверки, в учет не принимаются.

Руководитель проверяемого объекта несет ответственность за достоверность представляемой информации, в отношении которой проводится аудит.

Объём работ. При проведении проверки аудитор должен знать конкретные цели проверки и самостоятельно определить методы проверки, посредством которых данные цели могут быть достигнуты наилучшим образом. Применение методов проверки зависит от характера и объема выполняемых проверяемым подразделением операций, уровня системы внутреннего контроля, объема и результатов предыдущих проверок.

Проверка может проводиться выборочным или сплошным методом.

Профессиональный уровень аудитора не требует от него детального контроля всех сделок (операций), а позволяет проведение проверок в необходимых пределах. При выборочной проверке аудиторы не могут дать абсолютной гарантии отсутствия нарушений или соблюдения установленных норм.

Выборка - это способ проведения проверки, при котором аудитор проверяет деятельность структурного подразделения банка не сплошным порядком, а выборочно. Важнейшим требованием, которое должно быть выполнено при осуществлении выборки, является обеспечение ее представительности. Представительность выборки - это свойство выборки, позволяющее дать возможность аудитору сделать на ее основе правильные выводы о всей проверяемой совокупности. Требование представительности предполагает, что все элементы проверяемой совокупности (совокупность всех проверяемых на данном участке элементов документации структурного подразделения банка) должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Объем выборки и необходимость ее отражения в материалах проверки определяет аудитор либо руководитель проверки. При определении объема выборки, аудитор должен принимать во внимание допустимую ошибку и риск выборочной проверки, который представляет собой вероятность того, что выводы и предложения по результатам проверки, основанные на исследовании выборки, могут отличаться от заключения, которое было бы сделано, если бы аудитор проверил всю совокупность данных, с применением тех же аналитических процедур.

В случае установления при выборочной проверке фактов хищения, растрат, злоупотреблений все документы, касающиеся вопроса, по которому были выявлены эти факты, должны быть проверены сплошным порядком. Документы по списанию потерь и убытков подлежат сплошной проверке.

Отчеты внутреннего аудита и документирование. В материалах проверки аудитор должен отражать все известные ему и подтвержденные соответствующими документами факты, повлекшие нарушение требований действующего законодательства, локальных актов банка, искажение отчетности, другой информации или сокрытие противоправных действий.

В случае установления фактов нарушений аудитор обязан выяснить их сущность, а именно: что нарушено, в каком периоде и каким образом.

При выявлении недостатков и нарушений необходимо также установить причины нарушения, их последствия и виновных лиц.

Аудиторы при проведении проверок должны производить оценку достаточности и эффективности системы внутреннего контроля проверяемого подразделения.

По результатам проверки аудиторы должны дать соответствующие рекомендации по устранению выявленных нарушений, усилению внутреннего контроля.

Руководитель рабочей группы несет персональную ответственность за весь ход проведения проверки. Члены рабочей группы несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведение проверки в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных прав.

Результаты проверки структурного подразделения оформляются отчетом о результатах проверки. В отчете по результатам проверки приводятся обобщенные итоговые данные и факты, а также рекомендации по устранению в дальнейшей работе выявленных недостатков.

Комментарии службы внутреннего аудита о деятельности проверяемого подразделения и рекомендации по улучшению его работы, также включаются в материалы проверки. При наличии у аудитора особого мнения по результатам проведенной им проверки при составлении отчета он вправе сделать об этом оговорку. Руководитель проверки не имеет права настаивать на изменении аудитором своих выводов или оценки по результатам проведенного аудита.

Структура отчета по результатам проведенного аудита включает в себя титульный лист, общее представление, таблицу результатов и отчет в деталях.

Титульный лист содержит общую информацию об объекте аудита и должностным лицам, которым направляется отчет; общее представление включает все главные результаты аудита и содержит обобщенное мнение аудита о состоянии дел в проверяемом структурном подразделении, основные недостатки и риски; таблица результатов содержит рекомендации по результатам аудита; отчет в деталях содержит описание недостатков и нарушений и рекомендации по их устранению и недопущению в дальнейшей работе, срок проведения проверки и согласования, проверяемый период и состав рабочей группы.

По результатам проверки (ревизии) касс, обменных пунктов составляется акт по форме, установленной соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка, которые прилагаются к отчету.

Материалы внеплановых проверок по заданию руководства банка могут быть оформлены с отступлением от установленной процедуры и типовой формы отчета.

Все материалы, служащие подтверждением обнаруженных аудитом нарушений, должны быть задокументированы, как часть аудиторских рабочих бумаг, в том числе с использованием рабочих таблиц. В необходимых случаях к отчету могут быть приложены копии документов или выписки из различных учетных регистров, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.

В рабочих таблицах, прилагаемых к отчету, производится документирование нарушений и указываются все необходимые данные по каждому факту: период, на протяжении которого совершались нарушения и их характер, даты и номера документов, виновные лица и другие необходимые сведения. Рабочие таблицы составляются в двух экземплярах. Один экземпляр рабочих таблиц остается в структурном подразделении до подписания окончательного варианта отчета по результатам проверки.

Согласование рабочих таблиц с руководителями проверяемых подразделений (ответственными исполнителями) должно производиться не позднее одного рабочего дня до срока завершения проверки.

В день завершения проверки, руководителем проверки производится систематизация материалов по её результатам и формируется предварительный вариант отчета. До сведения руководства проверяемого подразделения доводится информация о рекомендациях по устранению недостатков в работе, которые будут даны службой внутреннего аудита.

Один экземпляр предварительного отчета остаётся в проверенном подразделении для согласования рекомендаций. В течение 3 рабочих дней после завершения аудиторской проверки материалы должны быть согласованы с руководителем службы внутреннего аудита, ее куратором, а при необходимости с руководителями заинтересованных подразделений Центрального офиса банка. По истечении указанного срока, окончательный вариант согласованного отчета в двух экземплярах подписывается руководителем проверки, регистрируется Секретариатом в соответствии с локальными актами банка и направляется в структурное подразделение, подвергнутое проверке, для ознакомления.

Руководитель и главный бухгалтер проверенного подразделения в течение одного рабочего дня обязаны ознакомиться с материалами проверки, о чем в заключительной части отчета учиняются соответствующие подписи, и направить первый экземпляр окончательного варианта отчета вместе с рабочими таблицами в департамент внутреннего контроля для хранения.

В сроки, обозначенные в таблице результатов, руководство проверенного структурного подразделения должно информировать службу внутреннего аудита о выполнении рекомендаций по итогам проверки. Контроль за исполнением рекомендаций возлагается на руководителя проверки.

Ответственность за устранение недостатков и нарушений, выявленных проверками и выполнением рекомендаций аудита, несут руководители проверяемых подразделений.

После реализации материалов аудита предварительные варианты отчета подлежат уничтожению.

По результатам проверки структурному подразделению могут быть предложены конкретные рекомендации по устранению недостатков, отраженных в материалах аудита. К таковым относятся:

    мероприятия организационного характера, направленные на повышение эффективности взаимодействия структурных подразделений с целью снижения затрат, а также улучшение системы контроля на всех этапах совершения операций;

    мероприятия, направленные на разработку конкретных действий по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также пересмотру либо совершенствованию системы функционального контроля.

Кроме того, по результатам проверок службой внутреннего аудита могут быть даны руководителям департаментов Центрального офиса рекомендации по изменению локальных актов банка, доработке или разработке программного обеспечения, пересмотра процедур, регламентирующих осуществление банковских операций либо иные рекомендации. Рекомендации фиксируются в отчете по результатам проверки и оформляются докладной запиской в адрес руководителя структурного подразделения за подписью руководителя службы внутреннего аудита либо ее куратора.

Реализация материалов. Материалы проверок после получения окончательного отчета рассматриваются куратором. Председатель Правления и главный бухгалтер банка должны быть проинформированы о результатах проведенной поверки. Информация о результатах проверок может также направляться Членам Правления банка. После ознакомления с материалами, совместно с руководителем службы внутреннего аудита определяется способ их реализации. В зависимости от объема и существенности выявленных нарушений применятся одна из форм реализации:

    рассмотрение материалов Председателем Правления банка;

    рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов банка;

    рассмотрение результатов проверки на рабочем совещании у куратора;

    информационное письмо (докладная записка) в адрес руководства проверяемого объекта.

Реализация материалов производится не позже 30 дней с момента подписания отчета по результатам проверки. Рассмотрение материалов может производиться как с участием руководства проверяемого структурного подразделения, так и без его участия. В рассмотрении материалов могут принимать участие и руководители заинтересованных структурных подразделений, которые, предварительно знакомятся с материалами проверки.

По истечении 6 месяцев с момента окончания проверки, службой внутреннего аудита проводится проверка выполнения мероприятий по устранению недостатков, зафиксированных в отчете по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности. Указанная проверка проводится в соответствии с утвержденной процедурой. Проверка должна отражать полноту и эффективность предпринятых структурным подразделением мер к устранению и недопущению в дальнейшем недостатков и нарушений, установленных предыдущей проверкой. Кроме того, фиксируется ход и степень реализации рекомендаций, наличие нарушений, аналогичных ранее выявленным. Проверки выполнения мероприятий по результатам тематических проверок, проверок отдельных вопросов и внеплановых проверок по заданию руководства банка могут производиться как с выходом непосредственно в структурное подразделение банка, так и путем переписки.

Материалы проверок являются документами служебного пользования, регистрируются по специальному делопроизводству.

Любое несанкционированное тиражирование и распространение материалов проверок запрещено. Ответственность за несанкционированное тиражирование и распространение материалов проверки в период её проведения несет руководитель проверки, в период их нахождения в проверяемом подразделении - руководитель этого подразделения, а после поступления в департамент внутреннего контроля и регистрации - лицо, ответственное за ведение специального делопроизводства.

Ознакомление с материалами проверок руководителей структурных подразделений банка производится только с разрешения руководителя службы внутреннего аудита. Представление материалов третьим лицам производится по согласованию с Председателем Правления банка либо куратором.

Службой внутреннего аудита производится изучение, обобщение и систематизация недостатков и нарушений, выявленных по результатам проведенных департаментом проверок структурных подразделений банка. По согласованию с Председателем Правления, либо куратором обобщенные материалы проверок доводятся до структурных подразделений банка.

Координация действий. Служба внутреннего аудита организует и осуществляет координацию работы, в области контроля и аудита с Национальным банком Республики Беларусь, внешними контролирующими органами, внешним аудитом банка. Руководитель службы внутреннего аудита является официальным представителем банка в работе с членами ревизионной комиссии банка, внешним аудитом и способствует осуществлению их планов и действий.

Служба внутреннего аудита имеет право запрашивать все банковские документы и информацию, необходимых для проведения проверок Национальным банком Республики Беларусь, внешними контролирующими органами и внешним аудитом. Запросы о представлении информации и документов направляются в адрес подразделений за подписью куратора или руководителя службы внутреннего аудита.

Структурные подразделения банка обязаны исполнять данные запросы в установленные службой внутреннего аудита сроки. Филиалы банка направляют информацию (документы) по принадлежности в подразделения Центрального офиса, курирующие данные направления банковской деятельности. Полученная от филиалов информация анализируется и проверяется ответственными исполнителями соответствующих подразделений Центрального офиса на предмет её соответствия балансовым данным, отчетности (и иным требованиям) и в установленные сроки представляется в службу внутреннего аудита. Запрашиваемую информацию структурные подразделения банка представляют в электронном виде, а при необходимости - с последующим подтверждением её на бумажном носителе за подписью руководителя или его заместителя.

Выверенная и сформированная надлежащим образом информация, полученная от структурных подразделений банка, представляется службой внутреннего аудита заявителям, в соответствии с их запросами. Руководители структурных подразделений банка несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставления информации.

Все структурные подразделения банка должны согласовывать со службой внутреннего аудита планы проведения проверок и представлять материалы проведенных проверок структурных подразделений банка (кроме материалов проверок последующего контроля) не позднее 5 дней с момента их оформления.

При наличии в материалах проверок, проведенных внешними контролирующими органами недостатков и нарушений, копии указанных материалов направляются в адрес службы внутреннего аудита. О фактах применения к банку финансовых санкций со стороны внешних контролирующих органов куратор и руководитель службы внутреннего аудита должны быть поставлены в известность незамедлительно.

При подготовке к утверждению органами управления банка, все локальные нормативные правовые акты банка проходят процедуру согласования со службой внутреннего аудита. В соответствии с принципами независимости, в разработке локальных актов банка (кроме регламентирующих процесс организации внутреннего аудита) служба внутреннего аудита участия не принимает.

После утверждения коллегиальным органом банка, копия локального нормативного правового акта банка должна представляться в службу внутреннего аудита банка.

Сотрудники всех подразделений банка должны оказывать специалистам службы внутреннего аудита содействие в осуществлении ими своих прямых должностных обязанностей.

Система внутреннего контроля в банке выполняет защитную функцию. Ее задача - минимизация внешних и внутренних рисков и обеспечение такого порядка проведения банковских операций и сделок, который способствует достижению поставленных целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил.

Правовое поле службы внутреннего контроля определяется положением Банка России «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997 г. № 509. Непосредственные действия, направленные на минимизацию рисков банка, определяются рядом инструктивных актов, таких, например, как Указание Банка России от 7.07. 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках в кредитных организациях», постановление ФКЦБ от 19.07.2001г. № 16 «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг», правило (стандарты) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобренное комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 25.12.1996 г., протоколом № 6) и рядом других актов.

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся принципы:

  • разделения обязанностей;
  • непрерывности;
  • предметности и конкретности;
  • объективности;
  • всеохватности и многоплановости;
  • информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или
    превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей;
  • использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.

Усилия службы внутреннего контроля (исходя из общей ситуации и создания в перспективе высокотехнологичного банка) направлены в основном на контроль:

  • за созданием единого технологического уклада проведения всех операций и обслуживания клиентов;
  • за созданием соответствия технологического уклада, формализованного в виде положений, приказов, инструкций, методик, процедур, реальной практике банка;
  • за адекватным банковским учетом, а также созданием и эффективным функционированием, в рамках единого технологического уклада, механизмов последующего контроля за проведением банковских операций;
  • за соответствием внутренних положений, приказов, инструкций, методик, процедур внешнему законодательству.

Для построения единого технологического уклада в банке следует решить ряд задач.

  1. Выработать (совместно с другими подразделениями банка) унифицированные и стандартизированные правила и алгоритмы для создания (формализации) внутренних положений, приказов, инструкций, методик, процедур, а также их внедрения, применения, изменения (коррекции) и отмены.
  2. Осуществлять контроль за унификацией и стандартизацией внутренних нормативных и методических актов.
  3. Контролировать адаптивность внутренних нормативных актов к быстро меняющейся внешней среде.
  4. Формализовать все процессы деятельности банка.
  5. Контролировать непрерывность технологических цепочек деятельности банка.

Говоря о контроле, следует четко представлять себе его виды. Как правило, это административный и финансовый контроль. Административный контроль состоит в проверке соответствия проведения операций и сделок полномочиям должностных лиц, определенным нормативными актами банка и процедурами принятия и реализации решений. В результате финансового контроля проверяется соответствие проводимых операций и сделок политике банка, изложенной в нормативных актах, их адекватного учета и отражения в отчетности. Важно, что и административный, и финансовый контроль определяют эффективность действующей в банке системы управления рисками и предпринимаемых мер по идентификации и минимизации рисков.

Итак, цели и функции службы внутреннего контроля ясны. Однако возникает вопрос: в чем функциональная разница между службой внутреннего контроля и подразделениями, занимающимися внутренним аудитом? Ведь функционально такие подразделения также осуществляют внутренний контроль за деятельностью банка.
Для ответа на него необходимо четко различать понятия «система внутреннего контроля» и «служба внутреннего контроля». Первая охватывает все виды операций и все иерархические ступени работы банка, а вторая контролирует работу первой.

Рассматривая банк как некое производство (в которое также входят подразделения, выполняющие контрольные функции, - это их производство), можно говорить, что внутренний аудит - это подразделение, выполняющее производственные функции. В то же время служба внутреннего контроля выполняет как производственные, так и организационные функции (создавая контрольные механизмы).

Структурная организация службы внутреннего контроля может осуществляться двумя способами.

Первый. Служба внутреннего контроля включает в свой состав подразделение внутреннего контроля, внутренний аудит, подразделение, занимающееся управлением рисками, а также ряд других аналитических и контролирующих подразделений банка. Фактически речь идет о многофункциональном департаменте, который должен охватывать различные аспекты деятельности банка.

Второй. Служба внутреннего контроля создается как отдельное структурное подразделение банка, осуществляющее взаимодействие с другими контролирующими подразделениями. При таком варианте служба внутреннего контроля должна быть наделена соответствующими полномочиями и правами.
Выбор структурной организации в первую очередь зависит от особенностей банка, наличия в нем соответствующих ресурсов, сложившейся практики деятельности.

Внутренний контроль в банке.

В деятельности службы внутреннего контроля может возникнуть ряд проблем в связи с установленной нормативной базой Банка России. Например, международная практика осуществления контроля предполагает наличие комплаенс-контроля на всех участках деятельности банка. В принципе, комп-лаенс-контролеры проводят проверки по всем направлениям банковской деятельности. Однако в российской банковской системе нормативно комплаенс-контроль (деятельность комплаенс-контролера) регламентирован только в работе банка на финансовом рынке (Указание Банка России от 7.07. 1999 г. № 603-У). Представляется, что логичнее было бы отменить данное Указание, но дополнить Положение № 509, расширив функции службы внутреннего контроля осуществлением комплаенс-контроля по всему набору операций банка.

Несколько слов по проекту Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ, и вопросам внутреннего контроля.

Оценка состояния корпоративного управления нуждается в особой многомерной системе оценок деятельности субъекта управления. В этой связи важное значение занимает система внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъекта. Проект Кодекса предусматривает создание специального органа - контрольно-ревизионной службы, - ответственного за проведение ежедневного внутреннего контроля. Однако основной его задачей, согласно проекту, является аудиторское сопровождение субъекта. На наш взгляд, данный орган в первую очередь должен создать механизм внутреннего, контроля, который сможет наиболее эффективно обеспечить надежность деятельности субъекта управления. А в рамках указанного механизма должна функционировать система внутреннего аудита, как составная, но не единственная часть системы внутреннего контроля.

В проекте Кодекса очень поверхностно описаны функции контрольно-ревизионной службы, принципы взаимодействия этого органа с другими подразделениями субъекта, а также с внешними аудиторами. Недостаточно проработаны функции ревизионной комиссии и в новой редакции Закона «Об акционерных обществах», который вступил в силу 1 января 2002 г. Поэтому положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в банках» № 509, на наш взгляд, более полно раскрывает задачи и функции службы, организующей внутренний контроль, по сравнению с гл. 8 «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества» проекта Кодекса. Это касается, в частности, отсутствия таких функций контрольно-ревизионной службы, как контроль за соответствием деятельности субъекта законодательству Российской Федерации, за созданием технологии контроля бизнес-процессов, повышением его эффективности, за возможностью легализации доходов, полученных преступным путем, а также функций в рамках предварительного, текущего и последующего контроля. Разработчики проекта Кодекса не учли Положения Банка России № 509, которое базируется на международных принципах организации внутреннего контроля и рекомендациях Базельского комитета. В качестве предложения можно рекомендовать авторам проекта адаптировать некоторые аспекты Положения № 509 для гл. 8 проекта Кодекса.

Внутренний контроль за сетью филиалов банка.

Операции филиалов проводятся в рамках лимитов и ограничений, устанавливаемых головной организацией. В частности, деятельность филиала ограничена положением о филиалах и генеральной доверенностью управляющего в осуществлении активных операций (по видам деятельности и контрагентам), а также стоимостью привлекаемых средств и объемов проводимых операций (лимиты). Размеры лимитов на операции филиалов с различного рода финансовыми инструментами устанавливаются коллегиальным органом головной организации. На этом же этапе осуществляется бизнес-планирование деятельности филиалов. В дальнейшем контроль за ходом выполнения филиалами бизнес-планов должен осуществляться на постоянной основе. Кроме того, этап предварительного контроля предполагает обязательное согласование с заинтересованными подразделениями банка всех разрабатываемых нормативных актов, непосредственно затрагивающих, деятельность филиалов.

Текущий контроль за операциями филиалов со стороны головной организации реализуется не в режиме реального времени. Вследствие этого, головная организация не может оперативно (в ходе осуществления операции) отслеживать такие нарушения, как превышение лимитов на отдельные виды операций и проведение филиалами не разрешенных головной организацией сделок и операций.

Большинство нарушений, как правило, выявляются в ходе последующего контроля. Это контроль учетно-операционной работы, включая кассовую. Его осуществляют сами сотрудники подразделений филиала на основании части 3 Правил по ведению бухгалтерского учета № 61 в двух направлениях: сплошной контроль правильности отражения всех совершенных в течение операционного дня операций в учетных регистрах и проверка работы сотрудников на основании квартальных планов. При этом по результатам проведенных проверок филиалы направляют в службу внутреннего контроля справки. Это ревизии деятельности филиалов, которые проводятся подразделением внутреннего аудита, в том числе проверка устранения недостатков, выявленных предыдущими ревизиями. Один раз в отчетный год подразделения внутреннего аудита должны проводить комплексные ревизии филиалов.

Кроме того, в ходе последующего контроля учитываются все акты проверок деятельности филиалов органами государственного контроля (территориальные учреждения Банка России, Госналогслужбы, фонды), копии которых филиалы обязаны направлять в службу внутреннего контроля.

Помимо изложенного, желательно иметь в филиалах группы внутреннего контроля дочерние структуры службы внутреннего контроля, в задачу которых входят регулярные тематические проверки деятельности филиалов, а также, на этапе предварительного контроля, участие в согласовании внутренних нормативных актов филиалов. Отчеты этих групп направляются службе внутреннего контроля головной организации.

Если филиал осуществляет свою деятельность на хозрасчетной основе, то контроль за его деятельностью со стороны головной организации должен быть более строгим. Он должен охватывать исполнение филиалами лимитов на сделки, контрагентов и финансовые инструменты, балансовый учет (его соответствие реально совершенным сделкам и платежам, т.е. соответствие данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета, а также бухгалтерский учет (соответствие требованиям ЦБ РФ и других контролирующих государственных органов).

В целях минимизации рисков на все необеспеченные операции филиала банка с контрагентами устанавливаются лимиты: на необеспеченные сделки на финансовом рынке, при кредитовании корпоративных клиентов, на проведение операций с финансовыми инструментами (векселя, облигации и т.д.), на выдачу гарантий, поручительств и трастового обслуживания средств клиентов, а также индивидуальные лимиты на уполномоченных лиц филиалов. Филиальные службы внутреннего контроля должны осуществлять последующий надзор за исполнением лимитной дисциплины, а
также за правильным и эффективным действием механизмов текущего контроля в данной области.

Служба внутреннего контроля головной организации банка должна организовать взаимодействие с территориальными подразделениями внутреннего контроля, выработать внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок такого взаимодействия. Необходимо, чтобы территориальные группы внутреннего контроля были независимы от руководства филиала. Это устранит возможность влияния руководства филиала на их деятельность, впрочем, сказанное касается и службы внутреннего контроля головной организации. Желательно, чтобы она имела возможность «выходить» на Наблюдательный совет банка.

Отдельной проблемой является организация контроля за обособленными структурными подразделениями филиалов банка (дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла). Это прерогатива управляющих, филиалами. При этом управляющие руководствуются положениями нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления операций по различным направлениям банковской деятельности и организации контроля за их проведением, а также внутренними документами, учитывающими специфику конкретного филиала применительно к деятельности обособленных структурных подразделений. Все процедуры, описанные в указанных документах, должны отвечать требованиям части 3 Правил бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, № 61 от 18.06.1997 г.

Контроль за деятельностью обособленных структурных подразделений филиалов должен осуществляется как сотрудниками данных подразделений, так. и со стороны филиала сотрудниками территориальных подразделений службы внутреннего контроля.

В обособленных структурных подразделениях филиалов также должен проводиться последующий контроль учетно-операционной, включая кассовую, работы, предусматривающий регулярные проверки работниками учетно-операционных подразделений деятельности других работников. Он осуществляется сотрудниками подразделений службы внутреннего контроля филиалов, а при отсутствии таковых в филиалах - сотрудниками филиалов - по направлениям их деятельности.

В последнем случае возникают определенные трудности, обусловленные вероятностью, с одной стороны, необъективной оценки, а с другой - возможных ошибок из-за увеличения занятости сотрудников.

Текущий контроль проводят руководители обособленных структурных подразделений, а также начальники профильных отделов в ходе банковских операций. При этом основной проблемой организации эффективного контроля является нечеткое разделение функций и невозможность минимизировать риск возникновения конфликта интересов из-за дефицита персонала обособленного структурного подразделения.

Внутренний контроль на этапе стратегического планирования и прогнозирования.

Стратегическое планирование и прогнозирование тоже являются полем деятельности службы внутреннего контроля.
Основной объект системы внутреннего контроля на этом этапе -состояние внутрибанковской аналитической работы:учет влияния на эффективность текущего и перспективного развития банка возможных изменений в макросреде, внешних рисков (политические, страновые, региональные, отраслевые и др.).

На этапе предварительного контроля осуществляется надзор за полнотой, составом и своевременностью обновления исходных баз данных, на основе которых аналитические и функциональные подразделения банка осуществляют перспективную оценку и прогноз ситуации. Предметом предварительного контроля также является существующий порядок оперативного и систематического информирования руководящих органов банка о выводах и предложениях аналитических служб по текущей ситуации, о прогнозах развития ситуации на соответствующих сегментах рынка и в экономике в целом, в сфере нормативно-правового обеспечения банковской деятельности.

С этой целью проводятся комплексные и тематические проверки указанных подразделений на наличие необходимых инструментов, процедур и технических средств для проведения адекватного анализа и доведения его до сведения ответственных лиц, участвующих в подготовке и принятии соответствующих решений.

Текущий контроль требует проведения периодических проверок исполнения задач анализа и прогнозирования ситуации и своевременности информирования руководящих органов банка.

В процессе текущего контроля проверяется имеющаяся в функциональных подразделениях банка система контроля конкурентоспособности качества и стоимости предлагаемых банком продуктов. Кроме того, оценивается своевременность реагирования этих подразделений на действия конкурентов, а также на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе.

Последующий контроль сводится к сравнительному анализу выводов и рекомендаций аналитических подразделений и реального развития ситуации, в результате чего дается соответствующая оценка.

Отдельная функция службы внутреннего контроля - участие в согласовании внутрибанковских нормативных актов и процедур с заинтересованными подразделениями банка. Данная работа предшествует предварительному контролю, поскольку определяет алгоритм действий работников и контрольные механизмы, призванные предупредить нарушения в данных действиях.

При этом служба внутреннего контроля должна обратить внимание на достаточность таких контрольных механизмов. Понятно, что все внутрибанковские нормативные документы должны проверяться на соответствие нормативным актам законодательства России, Центробанка и международным актам и документам.

В заключение хотелось бы отметить, что результатом функционирования системы внутреннего контроля банка должна являться организация непрерывного и постоянного контроля за банковской и административно-хозяйственной деятельностью. Перечень указанных выше проблем, которые возникают в ходе такой организации, далеко не полный. Например, проблемы корпоративного управления и осуществляемого в его рамках контроля в настоящее время не решены по ряду причин (отсутствие соответствующего государственного законодательства и опыта корпоративного управления в России, плохая транспарентность бухгалтерского учета (из-за того, что переход к стандартам МФСО состоится только в 2004 г.) и традиции широкого предоставления его третьим лицам и др.).

А.А. АРСЛАНБЕКОВ-ФЕДОРОВ,
эксперт Службы внутреннего контроля Внешторгбанка, кандидат экономических наук, магистр делового администрирования.


Такси Самолёт Вызов такси? Сегодня это не проблема! Благодаря отлично отлаженной службе компании «Самолёт-такси», вы сможетё вызвать такси в Люберцы, мкр. Красная горка, Люберцы 2015-2016, Томилино, Лыткарино, Некрасовку, Кожухово, Жулебино и иные окрестности в любое время суток - просто и быстро.

Поделиться