Измерение валового регионального продукта. Валовой региональный продукт (ВРП) Валовой региональный продукт определяется как разница между

Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

Таблица 4.10.

Валовой региональный продукт

(на душу населения)

Регион
тыс. руб. в текущих ценах
Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государство – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

Таблица 4.11.

Структура ВРП в Курганской области

(млрд. руб. / доля, в %)

«Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

Контрольные вопросы

1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

4. Какие показатели СРС используются на практике?

5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?

Страница | 38

Введение …………………………………………………………….……..2

    Теоретические понятия

1.1. Валовой региональный продукт………………………………….…..4

1.2. ВРП в системе национальных счетов…………………………….…..6

1.3. Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП…………………………………………………………………..….….12

2. Расчетная часть ………..……………………………………………...19

Задание 1………………………………………………………………….20

Задание 2………………………………………………………………….27

Задание 3………………………………………………………………….33

Задание 4………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………….….…37

Приложение…….…………………………………………………………..38

Введение

Для получения целостного представления о функционировании экономики страны используется совокупность взаимосвязанных между собой показателей, характеризующих результаты экономической деятельности на микро- (отдельного предприятия, организации), мезо- (сектора или отрасли) и макроуровне (страны в целом).

Показатели результатов экономической деятельности в системе национальных счетов подразделяются на показатели:

      Валовых результатов;

      Конечных (чистых) результатов.

Валовые показатели отличаются от чистых на величину потребления основного капитала.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими социально-экономическое положение региона, и эффективность принятых местными органами власти и управления решений, является: валовой региональный продукт (ВРП);

Базовым обобщающим показателем в системе национальных счетов (СНС) является показатель ВРП, так как он характеризует уровень экономического развития и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов региона (республики).

В связи с тем, что валовой региональный продукт – ключевой показатель системы национальных счетов на региональном уровне он используется Министерством финансов.ВРП – показатель общего экономического состояния региона. Он дает представление об общем материальном благосостоянии региона, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

Основным количественным показателем, характеризующих экономический рост, является валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне отдельного региона - валовой региональный продукт (ВРП), который оценивает величину стоимости товаров и услуг, созданной в результате производственной деятельности институциональными единицами на экономической территории данной страны, как правило, за год.Показатель ВРП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике региона и так далее.

    Целью данной работы является изучение ВРП, как важнейшего показателя системы региональных счетов. В первом разделе курсовой работы рассматриваются основные понятия ВРП и ВДС, метод расчета ВРП (производственный метод).

Актуальность исследования состоит и в том, что необходимо выделить факторы, которые способствуют долговременному увеличению возможностей удовлетворять все более разнообразные потребности населения в продуктах экономической деятельности, особенности осуществления этого процесса в регионе, а так же выявить основные проблемы, возникающие при этом.

    Теоретические понятия

      Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Валовой региональный продукт – это индикатор или показатель состояние экономики региона, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. 1

Результатом производственной деятельности регионав денежном выражении выступает валовой региональный продукт (ВРП) в рыночных ценах. ВРП является обобщающим показателем экономической деятель-ности региона. Он создается в результате использования факторов произ-водства внутри региона и характеризует потенциально возможный объем предложения товаров и услуг.

Значимость показателя ВРП в макроэкономическом аспекте обусловлена тем, что данные о результатах производственной деятельности регионов используются органами государственного регулирования экономики для разработки региональной политики, принятия решений в об-ласти социальной, фискальной, кредитно-денежной политики. Кроме того, ВРП позволяет проводить межрегиональные сравнения с целью оценки места каждого региона в системе экономических отношений внутри Российской Федерации и выявления закономерностей и диспро-порций развития регионов. 2

Разработанный инструментарий позволяет вычислять главный макроэкономический показатель региона - ВРП - производственным методом приоритетность которого обусловлена наличием необходимой информации. При этом суммируется валовая добавленная стоимость по институци-ональным единицам, объединенным в группы по видам деятель-ности или секторам экономики. ВДС по каждому виду деятель-ности (сектору) рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением. Для оценки ВРП в рыночных ценах (ценах потребления) к полученной сумме в основных ценах прибавляется величина налогов на продукты и вычитаются субсидии на продукты. Методологические различия ВРП и ВВП связаны с наличием в ВВП элементом, которые полностью или частично не могут быть определены на региональном уровне.

Часть ВВП в принципе не может быть отнесена к какой-либо территории, т.к. они представляет собой стоимость коллективных услуг, оказываемых обществу в цепом (оборона, частично-государственное управление, международное сотрудничество) Финансирование данных услуг идет за счет федерального казначейства и их стоимость учитывается только при расчете ВВП.

Определенной спецификой обладает банковская деятельность. Конкретный банк может быть зарегистрирован как юридическое лицо на территории одного региона и выполнить финансовое посредничество на территории как данного, так и других» регионов. Поэтому проблематично привязывать общую стоимость услуг финансового посредничества (кроме услуг страхования) и косвенно учитываемых услуг финансовом посредничества, включаемых в промежуточное потребление, к конкретному региону. Этот объем определяется Госкомстатом России только на федеральном уровне и целом по экономике.

      ВРП в системе национальных счетов

    Развитие 3 в нашей стране рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее пока-зателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и мак-роэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструк-ции развития (МБPP) стало необходимым применять в оте-чественной статистике, систему национальных счетов, исполь-зуемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области созданий СНС ве-лись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статис-тическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Ми-нистерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и эконо-мическими организациями.

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Евро-пейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соот-ветствии с новым международным методологическим стандар-том по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Национальные счета представляют собой систему взаимо-связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

    Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов - резидентов от момента Производства до момента ко-нечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа сче-тов.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокуп-ности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их ис-пользование. В каждом счете соблюдается, равенство (равнове-сие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи.

    Валовой региональный продукт – это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

    Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне. Методология расчета разработана в центральном аппарате Госкомстата России и является единой для всех регионов.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу, строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Методология исследования социально-экономических процессов и явлений в регионах

2. Методология анализа валового регионального продукта

2.1. Валовой региональный продукт в системе экономических индикаторов регионального развития

В национальной экономике общепризнанной основой макроэкономических измерений и оценок является система Национальных счетов (СНС). В отечественную статистику СНС внедрена в 1993г. , а в настоящее время практически вытеснила разрабатываемую на макроуровне в течение десятилетий систему учета, называемую «балансом народного хозяйства». Причина перехода на СНС заключается в том, что рыночные отношения не возможно адекватно отражать системой учета, обслуживающей административно-плановые отношения . Освоению СНС в России посвящены многие исследования отечественных ученых .

СНС как система взаимосвязанных показателей наиболее общих результатов и пропорций экономического развития сформировалась в 50-е гг. XX в. в развитых капиталистических странах (Англии, США, Франции, Германии) в ответ на потребность органов государственного управления в систематизированной макроэкономической информации для регулирования рыночной экономики . В разработке концепций и понятий СНС и в ее дальнейшем развитии принимали участие экономисты с мировыми именами: Дж. Кейнс, Р. Стоун, Я. Тинберген, М. Фриш, С. Кузнец, В. Леонтьев, О. Окруст. После Второй мировой войны большой вклад в развитие теории и методологии СНС внесли международные экономические организации (ООН, ОСЭР, Европейские сообщества и др.), которым для решения своих задач требовалась сравнимая в международном отношении макроэкономическая информация.

За последние 50 лет ООН, МВФ, Евростат и другие международные организации трижды пересматривали и совершенствовали методологию СНС. В настоящее время СНС применяется для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. На сегодняшний день СНС представляет собой обоснованный, общепризнанный инструмент макроэкономического анализа национальной экономики, в том числе и региональной. Сущность СНС заключается в формировании обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса и их взаимной связи между собой.

Следует отметить, что ключевые макроэкономические агрегаты, определяемые по методологии системы национальных счетов для национальной экономики, могут трансформироваться в соответствующие региональные показатели. Но для этого нужна система счетоводства, адаптированная к региональному уровню.

Для большинства стран с федеративным государственным устройством наличие системы региональных экономических счетов, совместимой с СНС, жизненно необходимо. Методологические принципы построения СРС на основе СНС были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в 50-е гг. ХХ века . В настоящее время региональные счета разработаны и используются в ряде стран, в первую очередь в США, Канаде и странах Европейского Союза. Наиболее полное описание стандарта региональных счетов представлено в ESA 1995 (European System of Accounts) – системе национальных счетов Европейского Союза. Этой теме в руководстве по ESA 1995 посвящена отдельная глава .

Поскольку разработка региональных счетов требует новых концептуальных подходов и затруднена проблемами сбора региональной экономической информации, то СНС-93 оставляет этот вопрос на рассмотрение стран, которым рекомендуется разрабатывать региональные счета в зависимости от их потребностей и возможностей . Для России, страны с огромной территорией и с неравномерным экономическим развитием регионов, разработка СРС как методологической и статистической базы для экономического (в том числе воспроизводственного) анализа региональных и межрегиональных проблем – актуальная задача. Н.Н. Михеева рекомендует формировать СРС, опираясь преимущественно на результаты зарубежных исследований по региональным счетам.

В настоящее время Госкомстатом России предпринимается попытка построения системы региональных счетов на уровне субъектов Федерации. С методологической точки зрения, СРС – специфическое отражение СНС на мезоуровне с сохранением основополагающих принципов. Первый принцип характеризуется наличием системы взаимоувязанных классификаций основных структурных элементов региональных счетов, второй заключается в применении к описанию региональной экономики методов бухгалтерского учета, третий базируется на идее хозяйственного кругооборота и заключается в обеспечении замкнутости системы на основе жесткой взаимосвязи показателей .

При внедрении СРС Госкомстат России следует методологическим положениям Европейского статкомитета, который рекомендует начинать работу по построению региональных счетов с расчетов валовой добавленной стоимости и валового накопления капитала . Первые шаги в этой области уже ощущаются в российской статистической практике: для субъектов Федерации разрабатывается счет производства (выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость – по крупным отраслям и в целом, ВРП) и отдельные элементы ряда счетов (основные виды доходов, фактическое конечное потребление домашних хозяйств, инвестиции в основной капитал).

Построение СРС связано со следующими принципиальными проблемами, обусловленными открытым характером региональной системы (взаимодействие с другими регионами внутри национальной экономики и взаимоотношения с остальным миром) :

С распределением между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике в целом (центральное управление, оборона, денежная эмиссия и т.п.) или не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.);

С распределением и фиксированием экономических операций между институциональными субъектами, действующими на территории региона (резидентами и нерезидентами);

С определением экономических границ производства и потребления в регионе;

С отражением операций ввоза и вывоза товаров и услуг, а также экспорта и импорта продукции.

Таким образом, вышеизложенные концептуальные трудности регионализации системы национальных счетов и ограничения информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики, объясняют, почему СНС не может быть реализована в полном объеме на региональном уровне.

Тем не менее, исследователями, занимающимися макроэкономическим анализом на основе региональных счетов, в частности Н.Н. Михеевой, предлагаются практические возможности построения системы счетов для отдельного региона в матричной форме, включающей текущие счета: счет товаров и услуг, счет производства, счета первичного и вторичного распределения доходов, счет использования доходов, счет капитала и два счета внешних связей региона (счет остального мира, счет остальных регионов) .

Из сказанного следует, что разработка и построение экономических счетов регионов позволит связать воедино производство и формирование доходов и расходов всех секторов экономики регионов и оценить влияние макроэкономических процессов на формирование темпов и пропорций регионального развития в России.

Центральное положение в СНС занимает макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт, а в СРС – его региональный аналог – валовой региональный продукт (ВРП). Без них невозможно построение как национальных, так и региональных счетов. ВВП и его важнейшие компоненты (элементы) – исходные параметры для построения специальных счетов, соответствующих каждой стадии воспроизводства на макроуровне (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.). Очевидно, что изъятие ВВП (соответственно, ВРП) из статистического оборота разрушит всю СНС (СРС). В отношении ВВП такой угрозы не существует, потому что во всех странах с рыночной и переходной экономикой он применяется в макроэкономическом анализе как главный индикатор. Роль ВРП пока не так авторитетна. Однако административно-территориальное деление России на регионы (субъекты Федерации), стремящиеся к относительной самостоятельности и самодостаточности, приводит к потребности соответствующих индикаторов, которые будут адекватно отражать уровень их социально-экономического развития. В качестве результирующего показателя эффективности экономической деятельности региона выступает ВРП, а его абсолютный размер является объективным показателем вклада отдельного региона в экономику страны.

Выделим аналитические возможности ВРП в системе существующих региональных экономических индикаторов , которые проявляются в следующем:

1. ВРП выступает в качестве основного показателя, отражающего достигнутый уровень экономического роста: темп роста или прироста реального ВРП в целом по региону либо на душу населения . При этом под экономическим ростом в регионе понимается увеличение масштабов регионального производства, которое обеспечивается как за счет роста количества применяемых факторов производства, так и на основании повышения их качества, которое характеризует интенсивный тип роста . В классическом понимании выделяются два типа экономического роста: преимущественно экстенсивный, основывающийся на вовлечении, наращивании капитальных, трудовых и других ресурсов развития при строительстве новых предприятий, освоении новых месторождений, земель и т.д., и преимущественно интенсивный, основывающийся на повышении производительности труда, отдачи других ресурсов, повышении эффективности их использования на базе реконструкции действующих предприятий. Сегодня появилась возможность инновационного типа экономического роста, который коренным образом отличается от предшествующих тем, что вместо ресурсов массового машинного производства приоритетное значение получают ресурсы постиндустриального развития: наука, накопленные и создаваемые знания, информация и информационные технологии, базовые наукоемкие макротехнологии, общее и профессиональное образование.

В современном мире вклад науки, инноваций и новых технологий достаточно высок и продолжает увеличиваться. В США в последние два десятилетия доля прироста ВВП за счет «прогресса в знаниях» приближается к 90%. Экономический рост стран Западной Европы, Японии и Южной Кореи также основан на постиндустриальных ресурсах . Следует отметить, что инновации и новые технологии обеспечивают не только рост ВВП (соответственно, ВРП), но и его качественное и прогрессивное изменение. В связи с этим в отраслевой структуре ВВП (ВРП) начинают преобладать отрасли наукоемких производств.

Что касается России, то наблюдающийся ее инновационный экономический рост в основном происходит за счет работы отраслей наукоемкого сектора промышленности. К ним относятся отрасли оборонного комплекса (авиационная, ракетно-космическая, электронная, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов и спецхимии, атомное судостроение), атомного комплекса, химико-фармацевтической промышленности, производства химических волокон и нитей, научного приборостроения, производства медицинского оборудования. Однако в последнее время наблюдается резкий спад наукоемких производств, в значительной мере вызванный недостаточной эффективностью как рыночных механизмов, так и государственного регулирования сложной хозяйственной деятельностью, а также слабыми адаптационными свойствами предприятий к изменяющимся условиям хозяйствования .

По оценкам экспертов, в результате экономических реформ в России скорость инновационного обновления производства не только не возросла, но и недопустимо упала, что привело к нарастанию структурных диспропорций и противоречий . Так, по удельному весу в общемировой величине Россия имеет 12% ученых, но на мировом рынке доля наукоемкой продукции страны составляет всего 0,3%. Число инновационно-активных предприятий по видам экономической деятельности выросло с 1995 по 1999 г. на 16,9%. Удельный вес принципиально новой и усовершенствованной продукции в общем объеме отгруженной продукции этих предприятий в 1999 г. составил 9,5% против 14% в 1995 г. Негативно отразилось резкое сокращение финансирования науки из средств федерального бюджета: в 2002 г. ассигнования по разделу «Фундаментальные исследования и содействие НТП» составили 1,55% к расходам федерального бюджета против 2,02% в 1997 г; 0,28% к ВВП против 0,36% (соответственно) . Сократилось и число организаций, составляющих научно-техническую сферу страны: если в 1997 г. их было 4,137тыс., то в 2000г – 4,099тыс. При этом численность персонала, занятого исследованиями и разработками, уменьшилась на 5% по сравнению с 1997 г.

2. ВРП создает информационную базу для построения государственной и внутрирегиональной экономической политики. В странах с разнообразными условиями социально-экономического развития главное предназначение государственной региональной политики заключается в уменьшении различий в уровнях жизнеобеспечения людей, проживающих на разных территориях, в преодолении региональной асимметрии в целом, в создании предпосылок активизации межрегиональных экономических связей . Являясь обобщающей параметрической характеристикой экономического развития регионов, ВРП выступает в качестве инструмента осуществления конкретного направления региональной государственной политики: проведение анализа дифференциации уровней социально-экономического развития регионов России, их типологизации, с последующей разработкой мер государственного воздействия . Для этих целей в составе индикаторов регионального развития ВРП отражает:

Общую макроэкономическую ситуацию в регионе: ВРП на душу населения (руб.), ВРП на душу населения по отношению к среднероссийской величине (в %), ежегодный темп прироста ВРП на душу населения (в %), ВРП на единицу произведенной продукции, услуг (руб.), произведенный ВРП в расчете на одного занятого или жителя (руб.), инвестиции в % к ВРП;

Состояние бюджетной и финансовой системы (показатели, относимые к ВРП): дефицит бюджета к ВРП (в %), доля совокупных налоговых и неналоговых начислений в ВРП (в %), доля прибыли по основным видам хозяйственной деятельности к ВРП (в %), доля просроченной кредиторской задолженности к ВРП (в %), доля кредитных вложений к ВРП (в %), доля текущих и расчетных счетов предприятий к ВРП (в %), депозиты населения к ВРП (в %).

При оценке необходимых масштабов поддержки регионов из средств федерального бюджета в форме общих трансфертов некоторыми исследователями предлагается взять за основу оценки нормативного уровня финансовых возможностей региона именно созданный ВРП, который может быть использован в регионе на потребление и накопление (ВРП за вычетом его части, переданной в виде налоговых и неналоговых отчислений в федеральный бюджет и центральные внебюджетные фонды). Общие трансферты направлены, с одной стороны, на пополнение общих ресурсов потребления и накопления в конкретном регионе, а с другой - на выравнивание (сближение) интегральных индикаторов социально-экономического развития в разных регионах. Для тех регионов, где среднедушевой произведенный ВРП выше минимально гарантированного уровня, трансферты из федерального бюджета на пополнение ресурсов потребления и накопления не предусматриваются.

3. ВРП может использоваться в качестве одного из возможных показателей экономического дохода как основа расчета налогового потенциала субъекта Федерации, наиболее полно учитывающего объем налогооблагаемых ресурсов . Согласно методологии СНС, ВРП является исходной базой для исчисления таких показателей, как произведенный и полученный (располагаемый) региональный доход (рис. 2.1).

Произведенный доход - сумма первичных доходов всех секторов экономики, полученных резидентами региона в результате участия в производстве регионального продукта на данной территории. Иными словами, валовой региональный произведенный доход равняется объему созданного ВРП. Для более полного отражения первичных доходов, произведенных институциональными единицами-резидентами данного региона и выплачиваемых ими как резидентам, так и нерезидентам, рекомендуется составлять региональный счет произведенного дохода в рамках СРС. Региональный счет произведенных доходов, распределенных по отраслям и секторам, включает следующие компоненты: оплату труда с отчислениями социального характера, прибыль и смешанный доход, потребление основного капитала, налоги на производство.

Полученный доход характеризует доходы всех институциональных субъектов (секторов) независимо от того, произведены они на данной территории или получены извне. Валовой располагаемый региональный доход рассчитывается по секторам экономики путем коррекции величины валового произведенного дохода и доходов от собственности в каждом секторе на сальдо обмена доходами внутри региона и между секторами национальной экономики вне данного региона.

Обменные операции фиксируются в форме текущих трансфертов, переданных и полученных каждым сектором региональной экономики. Поскольку экономика регионов открыта и резиденты различных регионов экономически взаимосвязаны, то валовой произведенный в регионе доход не равен валовому региональному располагаемому доходу. Если приток внешних доходов в субъект Федерации превышает объем передаваемых доходов (что характерно для субъектов – чистых реципиентов федерального бюджета), то располагаемый региональный доход больше произведенного. Итак, оба показателя экономического дохода охватывают основной объем налогооблагаемых ресурсов региона и вполне адекватно отражают налоговый потенциал территории.

4. В современных условиях особое внимание уделяется проблемам обеспечения экономической безопасности региона. ВРП создает информационную аналитическую базу в целях осуществления государственного регулирования мер по обеспечению экономической безопасности региона. Для этого необходима организация специальных мониторинговых исследований. В соответствии с рекомендациями Госкомстата России, специалистами Вологодского облкомстата разработана система показателей, характеризующих состояние экономики области для контроля обеспечения экономической безопасности.

Рис. 2.1. Взаимосвязь ВРП, валового регионального произведенного и располагаемого дохода

В состав этой системы показателей ВРП включен по следующим направлениям :

В блоке показателей, оценивающих способность экономики к устойчивому развитию (темп роста ВРП к предыдущему году (в %), индекс-дефлятор ВРП к предыдущему году (в %), объем оборота розничной торговли в % к ВРП, инвестиции в основной капитал в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих устойчивость финансовой системы региона (дефицит консолидированного бюджета в % к ВРП);

В блоке показателей, отражающих качество жизни населения (расходы на здравоохранение и на культуру в % к ВРП).

С внедрением в российскую практику СНС изменяется система основных результирующих показателей, характеризующих отдельные стороны регионального воспроизводства. В ее состав входят следующие показатели: валовой выпуск товаров и услуг, валовая добавленная стоимость отраслей регионального хозяйства, валовой региональный продукт, чистый региональный продукт, региональный доход, располагаемый региональный доход, чистый располагаемый региональный доход, валовая прибыль экономики региона, чистая прибыль экономики региона, расходы на конечное потребление в регионе (домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства), региональное валовое накопление, доходы институциональных единиц-резидентов (оплата труда наемных работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль и смешанные доходы).

Использование системы взаимосвязанных результирующих показателей, отражающей воспроизводственный подход к управлению регионом, позволит:

Определить место региона в территориальном разделении труда;

Установить соотношение между производством и использованием валового регионального продукта;

Проанализировать важнейшие внутрирегиональные экономические пропорции воспроизводства;

Оценить эффективность регионального воспроизводства.

Безусловно, не стоит приписывать значению ВРП несвойственный ему смысл, например измерителя уровня жизни населения, на что обращают внимание в своей работе А.Г. Гранберг и Ю.С. Зайцева . Тем не менее, неразумно вопреки методологическим принципам СНС и соответственно СРС пытаться заменить ВРП другими региональными экономическими индикаторами. Некоторые исследователи рекомендуют использовать в качестве заменителя ВРП объем региональной продукции промышленности в денежном выражении. Но этот показатель, во-первых, является частным индикатором регионального воспроизводства сегодня в меньшей степени отражающим структуру российской экономики. Так, удельный вес промышленной продукции в объеме ВВП России в 2001 г. составил 65,5%, а в ряде регионов, вступивших на путь постиндустриального развития, намного меньше (например, в Москве – 3,7%). Кроме того, в промышленности России задействовано теперь менее четверти общего числа занятых в экономике. Во-вторых, при корректном измерении объема регионального промышленного производства возникают, в основном, те же трудности, что и при исчислении ВРП, но справиться с ними статистическими данными промышленного производства, не затрагивая другие ее области, невозможно.

Итак, следует отметить, что в рамках международной статистической методологии СНС (СРС) неправомерно заменять ВВП и ВРП какими-либо другими показателями. В то же время не следует воспринимать ВВП и ВРП в качестве универсальных, самодостаточных индикаторов. При проведении экономического анализа развития национального и региональных хозяйств целесообразно дополнять эти показатели другими, более специализированными индикаторами.

ВРП как параметрическая характеристика регионального воспроизводства идентифицируется в системе воспроизводственных пропорций. Исследование структурных пропорций ВРП обусловлено рядом причин:

ВРП представляет собой результат расширенного регионального воспроизводства и выступает в качестве одного из основных показателей экономической эффективности региональной институционально-воспроизводственной системы;

ВРП занимает центральное положение в системе региональных счетов и методологически тесно связан с другими показателями социально-экономического развития региона;

ВРП при расчете тремя возможными методами – производственным, распределительным и конечного использования – включает в себя компоненты (показатели), которые представляют собой важнейшие параметрические характеристики функционирования структурных элементов институционально-воспроизводственной системы региона. Отраслевая структура произведенного ВРП и динамика ее изменения позволяют оценить место региона в территориальном разделении труда, охарактеризовать направленность структурно-институциональных перемен в региональном хозяйстве, определить тенденции роста (замедления) сферы производства товаров и услуг. Стоимостная структура ВРП показывает соотношение затрат и результатов работы всех отраслей регионального хозяйства. Компоненты структуры распределения ВРП отражают доходы, полученные институциональными субъектами воспроизводственной системы региона. Элементы структуры использования ВРП отражают удовлетворение потребностей конечных потребителей и вложение резидентными институциональными единицами региона средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

С одной стороны, к параметрическим характеристикам региональной воспроизводственной системы относятся ее результаты, из которых в свою очередь формируется система взаимосвязанных пропорций , последние же подвержены изменениям во времени (динамическим) под воздействием доминирующего технологического уклада хозяйства, социальных механизмов производства, распределения, обмена и потребления в соответствии с общественными интересами, потребностями, имеющимися ресурсами. С другой стороны, в валовый региональный продукт встроены составляющие параметрических характеристик (результаты - пропорции - динамика) институционально-воспроизводственной системы региона. Во-первых, ВРП представляет собой параметр результативности расширенного регионального воспроизводства в продуктовом и стоимостном выражении. Во-вторых, ВРП является источником ресурсов для возобновления воспроизводственного цикла. В-третьих, ВРП выступает как индикатор, обладающий собственной структурой производства, распределения и использования, элементы которой могут рассматриваться в качестве составляющих формирования экономико-структурных пропорций ВРП. Наконец, непрерывное движение ВРП по фазам воспроизводственного процесса в регионе выражается в приращении его объемов ВРП в динамике.

Экономико-структурные пропорции ВРП - пропорции, формирующиеся на основе элементов структуры производства, распределения и использования ВРП. К пропорциям производства ВРП относятся:

Соотношения между отраслевыми долями валового выпуска и валовой добавленной стоимости в произведенном ВРП;

Пропорции между удельным весом в структуре ВРП сферы производства и сферы услуг;

Соотношения между отраслями регионального хозяйства в произведенном ВРП;

Пропорции между воспроизводственными секторами в структуре ВРП;

Соотношение долей рыночных и нерыночных услуг в произведенном ВРП;

Соотношение формирующих элементов (валового выпуска, промежуточного потребления, налогов и субсидий) в стоимостном объеме ВРП;

Пропорции структуры произведенного ВРП по институциональным секторам;

Пропорция относительной продуктивности сферы производства и сферы услуг.

К пропорциям распределения ВРП относятся:

Пропорции между полученными первичными доходами субъектов воспроизводственной системы;

Пропорции перераспределения вторичных доходов между институциональными секторами;

Соотношения между произведенным доходом и располагаемым доходом в регионе.

Пропорции использования ВРП включают:

Соотношение компонентов конечного использования ВРП (расходами на фактическое конечное потребление домашних хозяйств, расходами государственных учреждений на коллективные услуги, валовым накоплением);

Пропорции между расходами на конечное потребление и валовым накоплением;

Соотношение перераспределения ВРП (между произведенным и использованным ВРП);

Пропорция между среднедушевыми показателями фактического конечного потребления домашних хозяйств и произведенным ВРП;

Пропорции ввоза и вывоза, экспорта и импорта в структуре ВРП по расходам для выявления взаимодействия региона с «остальной» страной и с миром.

Таким образом, процесс функционирования региональной воспроизводственной системы находит концентрированное выражение в экономических пропорциях структуры производства, распределения и использования валового регионального продукта (рис. 2.2).


Гутман Г , Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ //Вопросы экономики. 1993. №5; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5; Иванов Ю., Масакова И. Система национальных счетов в российской статистике //Вопросы экономики. 2000. № 2; Иванов Ю. Применение международных стандартов в российской статис//Вопросы экономики. 2001. № 3; Елисеева И.И., Щирина А.Н., Капралова Е.Б. Возможности оценки теневой экономической деятельности на основе СНС //Вопросы статистики. 2001. №2; Кремлев Н.Д., Сивелькин В.А. Система национальных счетов как отражение теневой экономики (вопросы оценки) //Вопросы статистики. 2001. №2.

Иванов Ю. Перспективы перехода на систему национальных счетов в странах СНГ//Вопросы экономики. 1993. №5. С.22 – 31; Иванов Ю. К выходу в свет новой системы национальных счетов ООН //Вопросы экономики. 1994. №5. С.151 – 152.

Михеева Н.Н. Проблемы использования региональных счетов в макроэкономическом анализе // Экономика и математические методы. 2000. Т. 36. №4. С. 48 – 57.

Систему индикаторов регионального развития см. в работе: Суспицын С. Методические проблемы прогнозирования приоритетов и последствий государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2000. №2. С. 57 – 71.

Гранберг А.Г. Сибирь и Дальний Восток: общие проблемы экономического роста //Регион: экономика и социология. 2003. №1. С. 14–28.; Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой /Под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001; Узяков М.Н. Суспицын С. Проблемы методического обеспечения конкретных направлений государственной региональной политики //Российский экономический журнал. 2003. №11–12. С. 71 – 77.

Гранберг А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития региона //Вопросы статистики. 1998. №9. С. 3 – 11; Гранберг А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления. Ст. 1. – Методологические вопросы анализа производимого и используемого ВРП //Российский экономический журнал, 2002. №10. С. 42 – 64; Ст. 2. Корректировки ВРП с учетом территориальных различий покупательной способности денег //Российский экономический журнал. 2002. №11-12. С. 48 – 70; Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве //Вопросы экономики. 2002. № 9. С. 4 – 17; Путь в ХХI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /Рук. авт. колл. Д.С. Львов; Отд. Эконом. РАН; науч. – ред. Совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.; Суспицын С. Олейникова И.Н. Основы исследования воспроизводственных процессов: структурно-логический подход. /Системный анализ в проектировании и управлении: Труды VII Междунар. науч.-техн. конф. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.

Предыдущая

Валовой региональный продукт (ВРП) - центральный показатель системы национальных счетов (СНС), который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВРП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, то есть в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты. ВРП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.

Прежде чем приступить к характеристике методов расчета ВРП, необходимо заострить внимание на ключевых моментах в понятии показателя.

Прежде всего, ВРП - это показатель произведенного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т. п.), не входит в ВРП. В противном случае ВРП содержал бы повторный счет.

Конечная продукция -- это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция -- это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.

Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объем производства, необходимо, чтобы все продукты и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз, и не более того. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты большинства продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учета частей продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчете ВРП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключается промежуточный продукция.

Следовательно, для исключения многократного повторного счета, ВРП должен выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.

Рассмотрим подробней понятие добавленной стоимости.

Добавленная стоимость (ДС) - это стоимость, созданная в процессе производства на данном предприятии и охватывающая реальный вклад предприятия в создание стоимости конкретного продукта, т.е. заработную плату, прибыль и амортизацию конкретного предприятия. Поэтому стоимость потребленных сырья и материалов, которые приобретались у поставщиков, и в создании которых предприятие не принимало участия, в добавленную стоимость произведенного данным предприятием продукта не включается.

Иначе говоря, добавленная стоимость -- это валовая продукция предприятия (или рыночная цена выпущенной продукции) за минусом текущих материальных издержек, но с включением в нее отчислений на амортизацию (так как основные фонды предприятия принимают участие в создании новой стоимости производимой продукции). В советской практике этот показатель носил название условно чистой продукции.

ВРП - это также внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы (предприятия и домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на территории данной страны (региона). Это означает, что они занимаются производственной деятельностью или проживают на экономической территории страны длительное время (не менее года). Экономическая территория страны - это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличии от географической территории она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

ВРП - это валовой продукт, потому что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера. Теоретически внутренний продукт должен определяться на чистой основе за вычетом потребления основного капитала. Однако для определения потребления основного капитала в соответствии с принципами СНС требуются специальные расчеты на основе данных о восстановительной стоимости основных фондов, их сроке службы и износе по видам основных фондов. Амортизация по данным бухгалтерского учета не подходит для этой цели. Не все страны производят такие расчеты, а те, которые производят, используют различные методы. Таким образом, данные о ВРП более доступны и сравнимы между странами, и поэтому показатель ВРП получил более широкое распространение, чем чистый внутренний продукт.

Помимо ВРП в статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель -- валовой национальный продукт (ВНП). Оба они отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства материального производства и услуг. Оба определяют стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели подсчитываются в ценах как текущих (действующих), так постоянных (ценах какого-либо базового года).

Разница между ВНП и ВВП (ВРП) состоит в следующем:

1) ВРП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сфер материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных территории данной страны;

2) ВНП -- это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом).

Таким образом, ВНП отличается от ВРП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом переведенная в страну прибыль вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.

Обычно, чтобы рассчитать ВНП, к показателю ВРП добавляют разность между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом, с одной стороны, и прибылями и доходами, полученными иностранными инвесторами и иностранными работниками в данной стране, с другой стороны.

Эта разность весьма невелика: для ведущих стран Запада не более ±1 % от ВРП. Статистическая служба ООН рекомендует в качестве основного показателя использовать показатель ВРП.

Валовый региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты). Валовый региональный продукт рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капиталаю

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта ), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта ).

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП , поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются в основных ценных; ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценахю

В настоящее время идет активное внедрение ДИСПДНС(Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). ВРП за 2007 год был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателй и сбор данных.

В настоящий момент подсчёт ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Данные по ВРП за год появились на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в марте 2009 года.

Примечания

Литература

  • Общие принципы расчёта валового регионального продукта.. - M.: Статкомитет СНГ, 2004.
  • Совершенствование методологии расчёта валового регионального продукта.. - M.: Статкомитет СНГ, 2005.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • ВРНС
  • ВР Украины

Смотреть что такое "ВРП" в других словарях:

    ВРП - ВРИ ВРП Вятское речное пароходство ВРП Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ВРП водораспределительный пункт ВРП вертолётный радиополк авиа, воен … Словарь сокращений и аббревиатур

    ВРП - валовый региональный продукт вертолётный радиополк водорастворимый полимер временное революционное правительство Вятское речное пароходство … Словарь сокращений русского языка

    Список российских регионов по ВРП - Данная статья представляет собой список регионов России, упорядоченных по их валовому региональному продукту (ВРП). ВРП представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП) для отдельно взятого региона, наиболее всеобъемлюще показывая его… … Википедия

    Список украинских регионов по ВРП - Валовой региональный продукт (ВРП) показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. Все показатели для сопоставимости выражаются в… … Википедия

    Список регионов Украины по ВРП на душу населения - Валовой региональный продукт на душу населения, 2008 год в долларах США: более 10 000: г. Киев … Википедия

    Список регионов России по ВРП на душу населения - Региональный пр … Википедия

    Валовый региональный продукт (ВРП) - – показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является… … Словарь бизнес-терминов

    Валовой региональный продукт (ВРП) - общая величина дохода, полученного экономикой региона в процессе производства. Характеризует стоимость произведенных во всех отраслях экономики товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта... Источник … Официальная терминология

    Водорастворимые полимеры (ВРП-1) - химические соединения с высокой молекулярной массой, в составе которых имеется растворимая в воде натриевая соль сополимера салициловой кислоты с формальдегидом. Ускоряют твердение цементобетона, улучшают уплотняемость, структурируют водную среду … Строительный словарь

    ВСЕОБЩАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ - (ВРП) рабочая социалистич. партия Венгрии (1880 90). После роспуска Всеобщего рабочего союза орг. центром по созданию рабочей партии стала газ. Мункаш хети кролика (Рабочая еженедельная хроника, изд. на венг. и нем. яз.). В борьбе против бурж.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Региональная экономика: теория и практика № 33 (312) 2013 , Отсутствует. В журнале освещаются проблемы экономики и развития административно-территориальных образований, отраслей и производств; экономическая стратегия устойчивого развития РФ и её регионов,… Купить за 750 руб электронная книга
Поделиться