Внутренний контроль и аудит. Внутренний аудит Возглавил службу внутреннего аудита контроля банка союз

Система внутреннего контроля в банке выполняет защитную функцию. Ее задача - минимизация внешних и внутренних рисков и обеспечение такого порядка проведения банковских операций и сделок, который способствует достижению поставленных целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов Банка России, а также внутренних процедур, стандартов и правил.

Правовое поле службы внутреннего контроля определяется положением Банка России «Об организации внутреннего контроля в банках» от 28.08.1997 г. № 509. Непосредственные действия, направленные на минимизацию рисков банка, определяются рядом инструктивных актов, таких, например, как Указание Банка России от 7.07. 1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках в кредитных организациях», постановление ФКЦБ от 19.07.2001г. № 16 «Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг», правило (стандарты) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» (одобренное комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 25.12.1996 г., протоколом № 6) и рядом других актов.

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся принципы:

  • разделения обязанностей;
  • непрерывности;
  • предметности и конкретности;
  • объективности;
  • всеохватности и многоплановости;
  • информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или
    превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей;
  • использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.

Усилия службы внутреннего контроля (исходя из общей ситуации и создания в перспективе высокотехнологичного банка) направлены в основном на контроль:

  • за созданием единого технологического уклада проведения всех операций и обслуживания клиентов;
  • за созданием соответствия технологического уклада, формализованного в виде положений, приказов, инструкций, методик, процедур, реальной практике банка;
  • за адекватным банковским учетом, а также созданием и эффективным функционированием, в рамках единого технологического уклада, механизмов последующего контроля за проведением банковских операций;
  • за соответствием внутренних положений, приказов, инструкций, методик, процедур внешнему законодательству.

Для построения единого технологического уклада в банке следует решить ряд задач.

  1. Выработать (совместно с другими подразделениями банка) унифицированные и стандартизированные правила и алгоритмы для создания (формализации) внутренних положений, приказов, инструкций, методик, процедур, а также их внедрения, применения, изменения (коррекции) и отмены.
  2. Осуществлять контроль за унификацией и стандартизацией внутренних нормативных и методических актов.
  3. Контролировать адаптивность внутренних нормативных актов к быстро меняющейся внешней среде.
  4. Формализовать все процессы деятельности банка.
  5. Контролировать непрерывность технологических цепочек деятельности банка.

Говоря о контроле, следует четко представлять себе его виды. Как правило, это административный и финансовый контроль. Административный контроль состоит в проверке соответствия проведения операций и сделок полномочиям должностных лиц, определенным нормативными актами банка и процедурами принятия и реализации решений. В результате финансового контроля проверяется соответствие проводимых операций и сделок политике банка, изложенной в нормативных актах, их адекватного учета и отражения в отчетности. Важно, что и административный, и финансовый контроль определяют эффективность действующей в банке системы управления рисками и предпринимаемых мер по идентификации и минимизации рисков.

Итак, цели и функции службы внутреннего контроля ясны. Однако возникает вопрос: в чем функциональная разница между службой внутреннего контроля и подразделениями, занимающимися внутренним аудитом? Ведь функционально такие подразделения также осуществляют внутренний контроль за деятельностью банка.
Для ответа на него необходимо четко различать понятия «система внутреннего контроля» и «служба внутреннего контроля». Первая охватывает все виды операций и все иерархические ступени работы банка, а вторая контролирует работу первой.

Рассматривая банк как некое производство (в которое также входят подразделения, выполняющие контрольные функции, - это их производство), можно говорить, что внутренний аудит - это подразделение, выполняющее производственные функции. В то же время служба внутреннего контроля выполняет как производственные, так и организационные функции (создавая контрольные механизмы).

Структурная организация службы внутреннего контроля может осуществляться двумя способами.

Первый. Служба внутреннего контроля включает в свой состав подразделение внутреннего контроля, внутренний аудит, подразделение, занимающееся управлением рисками, а также ряд других аналитических и контролирующих подразделений банка. Фактически речь идет о многофункциональном департаменте, который должен охватывать различные аспекты деятельности банка.

Второй. Служба внутреннего контроля создается как отдельное структурное подразделение банка, осуществляющее взаимодействие с другими контролирующими подразделениями. При таком варианте служба внутреннего контроля должна быть наделена соответствующими полномочиями и правами.
Выбор структурной организации в первую очередь зависит от особенностей банка, наличия в нем соответствующих ресурсов, сложившейся практики деятельности.

Внутренний контроль в банке.

В деятельности службы внутреннего контроля может возникнуть ряд проблем в связи с установленной нормативной базой Банка России. Например, международная практика осуществления контроля предполагает наличие комплаенс-контроля на всех участках деятельности банка. В принципе, комп-лаенс-контролеры проводят проверки по всем направлениям банковской деятельности. Однако в российской банковской системе нормативно комплаенс-контроль (деятельность комплаенс-контролера) регламентирован только в работе банка на финансовом рынке (Указание Банка России от 7.07. 1999 г. № 603-У). Представляется, что логичнее было бы отменить данное Указание, но дополнить Положение № 509, расширив функции службы внутреннего контроля осуществлением комплаенс-контроля по всему набору операций банка.

Несколько слов по проекту Кодекса корпоративного поведения, разработанного ФКЦБ, и вопросам внутреннего контроля.

Оценка состояния корпоративного управления нуждается в особой многомерной системе оценок деятельности субъекта управления. В этой связи важное значение занимает система внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью субъекта. Проект Кодекса предусматривает создание специального органа - контрольно-ревизионной службы, - ответственного за проведение ежедневного внутреннего контроля. Однако основной его задачей, согласно проекту, является аудиторское сопровождение субъекта. На наш взгляд, данный орган в первую очередь должен создать механизм внутреннего, контроля, который сможет наиболее эффективно обеспечить надежность деятельности субъекта управления. А в рамках указанного механизма должна функционировать система внутреннего аудита, как составная, но не единственная часть системы внутреннего контроля.

В проекте Кодекса очень поверхностно описаны функции контрольно-ревизионной службы, принципы взаимодействия этого органа с другими подразделениями субъекта, а также с внешними аудиторами. Недостаточно проработаны функции ревизионной комиссии и в новой редакции Закона «Об акционерных обществах», который вступил в силу 1 января 2002 г. Поэтому положение Банка России «Об организации внутреннего контроля в банках» № 509, на наш взгляд, более полно раскрывает задачи и функции службы, организующей внутренний контроль, по сравнению с гл. 8 «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества» проекта Кодекса. Это касается, в частности, отсутствия таких функций контрольно-ревизионной службы, как контроль за соответствием деятельности субъекта законодательству Российской Федерации, за созданием технологии контроля бизнес-процессов, повышением его эффективности, за возможностью легализации доходов, полученных преступным путем, а также функций в рамках предварительного, текущего и последующего контроля. Разработчики проекта Кодекса не учли Положения Банка России № 509, которое базируется на международных принципах организации внутреннего контроля и рекомендациях Базельского комитета. В качестве предложения можно рекомендовать авторам проекта адаптировать некоторые аспекты Положения № 509 для гл. 8 проекта Кодекса.

Внутренний контроль за сетью филиалов банка.

Операции филиалов проводятся в рамках лимитов и ограничений, устанавливаемых головной организацией. В частности, деятельность филиала ограничена положением о филиалах и генеральной доверенностью управляющего в осуществлении активных операций (по видам деятельности и контрагентам), а также стоимостью привлекаемых средств и объемов проводимых операций (лимиты). Размеры лимитов на операции филиалов с различного рода финансовыми инструментами устанавливаются коллегиальным органом головной организации. На этом же этапе осуществляется бизнес-планирование деятельности филиалов. В дальнейшем контроль за ходом выполнения филиалами бизнес-планов должен осуществляться на постоянной основе. Кроме того, этап предварительного контроля предполагает обязательное согласование с заинтересованными подразделениями банка всех разрабатываемых нормативных актов, непосредственно затрагивающих, деятельность филиалов.

Текущий контроль за операциями филиалов со стороны головной организации реализуется не в режиме реального времени. Вследствие этого, головная организация не может оперативно (в ходе осуществления операции) отслеживать такие нарушения, как превышение лимитов на отдельные виды операций и проведение филиалами не разрешенных головной организацией сделок и операций.

Большинство нарушений, как правило, выявляются в ходе последующего контроля. Это контроль учетно-операционной работы, включая кассовую. Его осуществляют сами сотрудники подразделений филиала на основании части 3 Правил по ведению бухгалтерского учета № 61 в двух направлениях: сплошной контроль правильности отражения всех совершенных в течение операционного дня операций в учетных регистрах и проверка работы сотрудников на основании квартальных планов. При этом по результатам проведенных проверок филиалы направляют в службу внутреннего контроля справки. Это ревизии деятельности филиалов, которые проводятся подразделением внутреннего аудита, в том числе проверка устранения недостатков, выявленных предыдущими ревизиями. Один раз в отчетный год подразделения внутреннего аудита должны проводить комплексные ревизии филиалов.

Кроме того, в ходе последующего контроля учитываются все акты проверок деятельности филиалов органами государственного контроля (территориальные учреждения Банка России, Госналогслужбы, фонды), копии которых филиалы обязаны направлять в службу внутреннего контроля.

Помимо изложенного, желательно иметь в филиалах группы внутреннего контроля дочерние структуры службы внутреннего контроля, в задачу которых входят регулярные тематические проверки деятельности филиалов, а также, на этапе предварительного контроля, участие в согласовании внутренних нормативных актов филиалов. Отчеты этих групп направляются службе внутреннего контроля головной организации.

Если филиал осуществляет свою деятельность на хозрасчетной основе, то контроль за его деятельностью со стороны головной организации должен быть более строгим. Он должен охватывать исполнение филиалами лимитов на сделки, контрагентов и финансовые инструменты, балансовый учет (его соответствие реально совершенным сделкам и платежам, т.е. соответствие данных синтетического и аналитического бухгалтерского учета, а также бухгалтерский учет (соответствие требованиям ЦБ РФ и других контролирующих государственных органов).

В целях минимизации рисков на все необеспеченные операции филиала банка с контрагентами устанавливаются лимиты: на необеспеченные сделки на финансовом рынке, при кредитовании корпоративных клиентов, на проведение операций с финансовыми инструментами (векселя, облигации и т.д.), на выдачу гарантий, поручительств и трастового обслуживания средств клиентов, а также индивидуальные лимиты на уполномоченных лиц филиалов. Филиальные службы внутреннего контроля должны осуществлять последующий надзор за исполнением лимитной дисциплины, а
также за правильным и эффективным действием механизмов текущего контроля в данной области.

Служба внутреннего контроля головной организации банка должна организовать взаимодействие с территориальными подразделениями внутреннего контроля, выработать внутренние нормативные акты, регламентирующие порядок такого взаимодействия. Необходимо, чтобы территориальные группы внутреннего контроля были независимы от руководства филиала. Это устранит возможность влияния руководства филиала на их деятельность, впрочем, сказанное касается и службы внутреннего контроля головной организации. Желательно, чтобы она имела возможность «выходить» на Наблюдательный совет банка.

Отдельной проблемой является организация контроля за обособленными структурными подразделениями филиалов банка (дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла). Это прерогатива управляющих, филиалами. При этом управляющие руководствуются положениями нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления операций по различным направлениям банковской деятельности и организации контроля за их проведением, а также внутренними документами, учитывающими специфику конкретного филиала применительно к деятельности обособленных структурных подразделений. Все процедуры, описанные в указанных документах, должны отвечать требованиям части 3 Правил бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, № 61 от 18.06.1997 г.

Контроль за деятельностью обособленных структурных подразделений филиалов должен осуществляется как сотрудниками данных подразделений, так. и со стороны филиала сотрудниками территориальных подразделений службы внутреннего контроля.

В обособленных структурных подразделениях филиалов также должен проводиться последующий контроль учетно-операционной, включая кассовую, работы, предусматривающий регулярные проверки работниками учетно-операционных подразделений деятельности других работников. Он осуществляется сотрудниками подразделений службы внутреннего контроля филиалов, а при отсутствии таковых в филиалах - сотрудниками филиалов - по направлениям их деятельности.

В последнем случае возникают определенные трудности, обусловленные вероятностью, с одной стороны, необъективной оценки, а с другой - возможных ошибок из-за увеличения занятости сотрудников.

Текущий контроль проводят руководители обособленных структурных подразделений, а также начальники профильных отделов в ходе банковских операций. При этом основной проблемой организации эффективного контроля является нечеткое разделение функций и невозможность минимизировать риск возникновения конфликта интересов из-за дефицита персонала обособленного структурного подразделения.

Внутренний контроль на этапе стратегического планирования и прогнозирования.

Стратегическое планирование и прогнозирование тоже являются полем деятельности службы внутреннего контроля.
Основной объект системы внутреннего контроля на этом этапе -состояние внутрибанковской аналитической работы:учет влияния на эффективность текущего и перспективного развития банка возможных изменений в макросреде, внешних рисков (политические, страновые, региональные, отраслевые и др.).

На этапе предварительного контроля осуществляется надзор за полнотой, составом и своевременностью обновления исходных баз данных, на основе которых аналитические и функциональные подразделения банка осуществляют перспективную оценку и прогноз ситуации. Предметом предварительного контроля также является существующий порядок оперативного и систематического информирования руководящих органов банка о выводах и предложениях аналитических служб по текущей ситуации, о прогнозах развития ситуации на соответствующих сегментах рынка и в экономике в целом, в сфере нормативно-правового обеспечения банковской деятельности.

С этой целью проводятся комплексные и тематические проверки указанных подразделений на наличие необходимых инструментов, процедур и технических средств для проведения адекватного анализа и доведения его до сведения ответственных лиц, участвующих в подготовке и принятии соответствующих решений.

Текущий контроль требует проведения периодических проверок исполнения задач анализа и прогнозирования ситуации и своевременности информирования руководящих органов банка.

В процессе текущего контроля проверяется имеющаяся в функциональных подразделениях банка система контроля конкурентоспособности качества и стоимости предлагаемых банком продуктов. Кроме того, оценивается своевременность реагирования этих подразделений на действия конкурентов, а также на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе.

Последующий контроль сводится к сравнительному анализу выводов и рекомендаций аналитических подразделений и реального развития ситуации, в результате чего дается соответствующая оценка.

Отдельная функция службы внутреннего контроля - участие в согласовании внутрибанковских нормативных актов и процедур с заинтересованными подразделениями банка. Данная работа предшествует предварительному контролю, поскольку определяет алгоритм действий работников и контрольные механизмы, призванные предупредить нарушения в данных действиях.

При этом служба внутреннего контроля должна обратить внимание на достаточность таких контрольных механизмов. Понятно, что все внутрибанковские нормативные документы должны проверяться на соответствие нормативным актам законодательства России, Центробанка и международным актам и документам.

В заключение хотелось бы отметить, что результатом функционирования системы внутреннего контроля банка должна являться организация непрерывного и постоянного контроля за банковской и административно-хозяйственной деятельностью. Перечень указанных выше проблем, которые возникают в ходе такой организации, далеко не полный. Например, проблемы корпоративного управления и осуществляемого в его рамках контроля в настоящее время не решены по ряду причин (отсутствие соответствующего государственного законодательства и опыта корпоративного управления в России, плохая транспарентность бухгалтерского учета (из-за того, что переход к стандартам МФСО состоится только в 2004 г.) и традиции широкого предоставления его третьим лицам и др.).

А.А. АРСЛАНБЕКОВ-ФЕДОРОВ,
эксперт Службы внутреннего контроля Внешторгбанка, кандидат экономических наук, магистр делового администрирования.


Такси Самолёт Вызов такси? Сегодня это не проблема! Благодаря отлично отлаженной службе компании «Самолёт-такси», вы сможетё вызвать такси в Люберцы, мкр. Красная горка, Люберцы 2015-2016, Томилино, Лыткарино, Некрасовку, Кожухово, Жулебино и иные окрестности в любое время суток - просто и быстро.

Внутренний контроль и аудит группы ВТБ функционирует на основе лучших мировых практик и полностью соответствует как требованиям российского законодательства, так и законодательным и нормативным актам стран присутствия Группы. Порядок взаимодействия и подчиненности элементов системы внутреннего контроля обеспечивает необходимый уровень их независимости, что позволяет всей системе функционировать максимально эффективно.

Система внутреннего контроля группы ВТБ обеспечивает:

  • эффективность и результативность деятельности Банка и группы ВТБ;
  • эффективность управления активами и пассивами (включая сохранность активов) и управления рисками;
  • достоверность, полноту и своевременность предоставления финансовой и управленческой информации и отчетности;
  • информационную безопасность;
  • соблюдение требований законодательства, нормативных актов, правил и стандартов;
  • исключение вовлечения группы ВТБ и ее сотрудников в противоправную деятельность.

При Управляющем комитете группы ВТБ работает координационная Комиссия по внутреннему контролю и аудиту, обеспечивающая эффективное функционирование системы внутреннего контроля и аудита в Группе, а также практическое взаимодействие соответствующих профильных специалистов.

Основными задачами внутреннего контроля и аудита группы ВТБ являются:

  • независимая оценка эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками, бухгалтерского учета и отчетности, бизнес- процессов, деятельности подразделений и сотрудников, а также оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых операций и сделок;
  • проверка надежности внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем, а также проверка применяемых способов обеспечения сохранности имущества;
  • мониторинг основных областей рисков и контрольных механизмов в целях выявления недостатков системы внутреннего контроля, новых рисков, а также создания механизмов превентивного контроля для предупреждения рисковых событий;
  • выработка рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности функционирования систем, процессов, процедур, сделок и деятельности подразделений и сотрудников Группы;
  • организация эффективного взаимодействия с внешними контролирующими органами и внешними аудиторами.

Внутренний контроль и аудит банка ВТБ

В соответствии с Уставом банка ВТБ, в систему органов внутреннего контроля Банка включаются:

  • органы управления Банка (Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление, единоличный исполнительный орган Банка – Президент – Председатель Правления);
  • Ревизионная комиссия;
  • главный бухгалтер (его заместители);
  • руководители филиалов (их заместители) и главные бухгалтера филиалов (их заместители);
  • структурные подразделения (ответственные работники) Банка, осуществляющие внутренний контроль.

Комитет по аудиту

Ответственность за надлежащее функционирование системы внутреннего контроля несет Наблюдательный совет банка ВТБ. Для полномасштабного анализа и поддержания эффективной системы внутреннего контроля в структуре Наблюдательного совета действует Комитет по аудиту.

Более подробная информация о составе Комитета по аудиту и его деятельности содержится в разделе «Наблюдательный совет».

Ревизионная комиссия

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка ВТБ осуществляет Ревизионная комиссия. Ревизионная комиссия проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутрибанковского контроля, законность совершаемых Банком операций (сплошной или выборочной проверкой). Ревизионная комиссия избирается на годовом Общем собрании акционеров Банка, которое определяет ее численность и состав на период до следующего годового Общего собрания акционеров.

В соответствии с решением годового Общего собрания акционеров Банка, состоявшегося 19 июня 2014 года, в состав Ревизионной комиссии впервые вошел представитель миноритарных акционеров ВТБ. Акционеры избрали следующий состав Ревизионной комиссии:

  • Платонов Сергей Ревазович – Председатель Ревизионной комиссии, заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации;
  • Волков Леонид Валерьевич – полномочный представитель Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации, член Консультационного совета акционеров Банка (представитель миноритарных акционеров Банка);
  • Гонтмахер Евгений Шлeмович – заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, заместитель директора Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив, член Правления Института современного развития;
  • Кант Мандал Дэнис Ришиевич – начальник отдела по приватизации организаций регулируемых отраслей Управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Краснов Михаил Петрович – директор Компании «ВЕРИСЕЛ С. А.» (Швейцария), член Совета директоров ОАО «Российская самолетостроительная корпорация МиГ»;
  • Сабанцев Захар Борисович – начальник отдела мониторинга банковского сектора, сводной и аналитической работы Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации.

В связи с избранием нового состава Ревизионной комиссии годовым Общим собранием акционеров из состава Ревизионной комиссии в июне 2014 года вышли:

  • Костина Марина Александровна – заместитель начальника Управления отраслевых организаций и зарубежной собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Миронов Алексей Борисович – член Совета директоров ОАО «Корпорация «Росхимзащита», генеральный директор ООО «ЫЪ»;
  • Тихонов Никита Вадимович – начальник отдела Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации;
  • Турухина Мария Александровна – начальник отдела финансово-кредитных организаций, нефтяной, газовой, топливно-энергетической, угольной промышленности и природных ресурсов Управления отраслевых организаций и зарубежной собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом;
  • Филиппова Ольга Юрьевна – член Ревизионной комиссии.

В 2014 году вознаграждение членам Ревизионной комиссии Банка не выплачивалось.

С информацией о Ревизионной комиссии Банка более подробно можно ознакомиться на сайте банка ВТБ по адресу: http://www.vtb.ru/ir/governance/control/revission_commition/ .

Департамент внутреннего аудита

Для оказания содействия органам управления в обеспечении эффективной работы группы ВТБ в Банке действует Департамент внутреннего аудита (ДВА). ДВА осуществляет мониторинг системы внутреннего контроля, аудиторские проверки, а также предоставляет независимые рекомендации по совершенствованию банковской деятельности и контрольных процедур.

ДВА является самостоятельным структурным подразделением банка ВТБ и напрямую подотчетен Наблюдательному совету. Наблюдательный совет утверждает планы работы ДВА, контролирует их исполнение, рассматривает отчеты ДВА о результатах аудиторских проверок и мониторинга системы внутреннего контроля, а также о выполнении рекомендаций ДВА по устранению выявленных недостатков.

В структуру ДВА входят подразделения, ответственные за текущий мониторинг, координацию систем внутреннего контроля в Группе, аудиторские проверки. В целях повышения эффективности мониторинга системы внутреннего контроля в региональной сети Банка часть сотрудников ДВА работают на постоянной основе в территориальных подразделениях ВТБ.

К компетенции Департамента внутреннего аудита относятся:

  • проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;
  • проверка эффективности системы управления банковскими рисками;
  • проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и управленческой отчетности;
  • проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации, актов регулирующих и надзорных органов;
  • проверка адекватности и надежности системы внутреннего контроля за использованием автоматизированных информационных систем;
  • обеспечение единства подходов к организации внутреннего контроля в группе ВТБ.

ДВА взаимодействует с Комитетом по аудиту и внешними аудиторами Банка в части предоставления информации о системе внутреннего контроля, а также основных недостатках, выявленных Департаментом в течение проверяемого аудиторами периода.

Комплаенс-контроль

Основными целями функционирования системы комплаенс-контроля группы ВТБ являются:

  • соответствие деятельности компаний Группы законодательству страны регистрации, внутренним документам компаний, стандартам саморегулируемых организаций, обычаям делового оборота деятельности;
  • эффективность управления регуляторными (комплаенс) рисками;
  • создание и поддержание эффективной системы управленческой информации и отчетности;
  • исключение вовлечения группы ВТБ и участия ее сотрудников в противоправной деятельности, в том числе коррупционных проявлений, неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком;
  • сохранение высокой репутации группы ВТБ и повышение ее инвестиционной привлекательности на финансовом рынке.

Функциональным координатором по направлению комплаенс для компаний группы ВТБ является Управление комплаенс-контроля банка ВТБ.

При Управляющем комитете группы ВТБ создана и функционирует Координационная комиссия по комплаенс и внутреннему контролю в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, на заседаниях которой рассматриваются в том числе вопросы, относящиеся к компетенции комплаенс компаний Группы.

В 2014 году Координационной комиссией было проведено два очных и пять заочных заседаний по комплаенс и внутреннему контролю в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также две стажировки и три круглых стола с участием представителей компаний группы ВТБ.

Основные требования к организации системы комплаенс, стандарты и принципы ее функционирования в группе ВТБ, распределение полномочий и зон ответственности закреплены во внутренних документах Группы. В 2014 году в группе ВТБ в целях отражения новых требований Банка России, предъявляемых к внутреннему (комплаенс) контролю, были обновлены следующие документы по направлению комплаенс:

  • Концепция консолидированного управления функцией комплаенс группы ВТБ;
  • Регламент взаимодействия компаний группы ВТБ по функциональному направлению комплаенс.

Внешний аудитор

Для проведения проверки и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности банк ВТБ привлекает независимую профессиональную аудиторскую организацию – внешнего аудитора.

В соответствии с действующим законодательством выбор аудитора осуществляется на основании открытого конкурса. Порядок проведения конкурса регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В рамках подготовки проведения конкурса в банке ВТБ разрабатывается конкурсная документация. Рассмотрение конкурсной документации и размера начальной цены контракта на оказание аудиторских услуг осуществляется Комитетом по аудиту Наблюдательного совета. Открытый конкурс по отбору аудитора проводится Конкурсной комиссией Банка.

В ходе проведения конкурса члены комиссии рассматривают заявки, полученные от участников конкурса. На основании указанных в конкурсной документации критериев заявки сопоставляются и определяется участник, предложивший наилучшие финансовые и технические условия. Выбранная по итогам конкурса аудиторская организация рекомендуется Наблюдательным советом для утверждение годовым Общим собранием акционеров.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности банка ВТБ внешний аудитор готовит заключение, которое передается Комитету по аудиту для предварительной оценки. Подготовленное аудиторское заключение направляется Наблюдательному совету, а также представляется на годовом Общем собрании акционеров Банка.

В 2014 году внешним аудитором банка ВТБ было утверждено ООО «Эрнст энд Янг» – российское дочернее общество одной из ведущих мировых аудиторских фирм, компании EY.

Российские дочерние компании EY являются аудитором банка ВТБ с 2003 года. Компания не имеет иных имущественных интересов в банке ВТБ, кроме оплаты аудиторских услуг, не имеет отношений аффилированности с Банком, членами органов его управления и дочерними компаниями ВТБ.

Противодействие легализации преступных доходов

Группа ВТБ придает большое значение деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В рамках координации деятельности компаний Группы в этой сфере банк ВТБ разрабатывает единые общегрупповые стандарты финансового мониторинга и обеспечивает их соблюдение дочерними компаниями. Постоянная коммуникация и обмен информацией между профильными подразделениями компаний Группы позволяет эффективно управлять рисками отмывания доходов и финансирования терроризма на системной основе.

Уделяя большое внимание качеству клиентской базы, банк ВТБ и его дочерние компании реализуют все необходимые процедуры в рамках программы идентификации и изучения клиентов, а также проводят системную работу с банками- корреспондентами.

Проекты всех внутренних нормативных документов, определяющих порядок предоставления банковских продуктов и услуг, проходят обязательную экспертизу на предмет возможности использования соответствующего продукта (услуги) для проведения операций по отмыванию преступных доходов. В случае необходимости предпринимаются меры по минимизации потенциальных рисков.

В отчетном периоде группа ВТБ обеспечила эффективное управление рисками вовлечения в процесс отмывания денег и финансирования терроризма.

В 2014 году, в связи с изменениями в организации внутреннего контроля Банк России разделил понятия внутренний контроль и внутренний аудит, которые до недавнего времени признавались Банком России синонимами. В результате внесения изменений в Положение № 242-П служба внутреннего контроля была отделена от службы внутреннего аудита.

Внутренний аудит в банке - это независимая оценка системы внутреннего контроля, установленная в коммерческом банке. Основное внимание внутреннего аудита сосредоточено на анализе информационных систем, включая систему бухгалтерского учета и сопутствующие виды контроля, изучении финансовой и оперативной информации, исследованию экономичности и эффективности операций.

Внутренний аудит в себя включает:

  • Мониторинг контроля со стороны руководства;
  • Предвидение, идентификация и оценка рисков;
  • Расследование реальных и потенциальных упущений в контроле, а также случаев риска;
  • Предоставление рекомендаций по изменению внутренних процессов, процедур и систем контроля в банке, улучшению реагирования на риск.

Внутренний аудит, прежде всего, обязан проверять, оценивать готовить отчетность по:

  • соблюдению банком действующего законодательства и нормативных актов;
  • системам идентификации и управления рисками;
  • работе в банке системы внутреннего контроля по управлению рисками;
  • систем и процедур защиты активов банка и его клиентов;
  • систем и процедур по обеспечению адекватности и достоверности учетных данных для внутренних и внешних пользователей.

Служба внутреннего аудита является ответственной за организацию сотрудничества с контрольными службами, как внутри, так и вне банка (независимые внешние аудиторы, соответствующие подразделения Банка России; контрольно-ревизионные службы банка; служба безопасности банка и другие). Ответственность за организацию и управление процессом сотрудничества в пределах банка несет начальник службы внутреннего аудита.

Эффективность деятельности СВА полностью зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения определенных нормативных требований.

Служба внутреннего аудита должна иметь независимый статус в отношении тех подразделений, которые она проверяет, поэтому руководители подразделений банка не имеют прав влиять на содержание и объем проверок, проводимых службой внутреннего аудита. Но тем не менее Служба внутреннего контроля оказывает помощь персоналу и руководству банка в эффективном исполнении возложенных на них обязанностей путем предоставления результатов анализа, оценки, рекомендаций и деловых комментариев в связи с проверяемой деятельностью.

Необходимым условием качественной работы аудита и аудиторов есть глубокое знание банковской деятельности, как с точки зрения технических знаний, так и с точки зрения обновления законодательных актов. Руководитель Службы внутреннего аудита обязан поддерживать не только свой уровень профессиональной подготовки, но и уровень подготовки всего персонала службы.

АНО ДПО «ИСБД» предлагает пройти базовый курс повышения квалификации для руководителей и сотрудников Службы внутреннего аудита «Внутренний аудит: передовой опыт и лучшие международные практики». В ходе мероприятия слушатели смогут ознакомиться с примерами и методикам передовых российских и международных практик в области внутреннего аудита по вопросам риск-ориентированного планирования, риск-ориентированного внутреннего аудита, а также узнать о последних международных тенденциях, связанных с трансформацией функций и задач внутреннего аудита, включая тренды в организационной структуре. Также будут рассмотрены и проработаны ключевые навыки эффективного руководителя внутреннего аудита.

Детально ответит на многие актуальные вопросы комплекс обучающих семинаров в формате повышения квалификации для внутреннего аудита «Особенности внутреннего аудита в кредитной организации в современных условиях». Будет дан полный обзор программ проверок по основным направлениям деятельности кредитной организации с практическими образцами и материалами для всех участников («Методическое обеспечение проведения проверок Службы внутреннего аудита в коммерческом банке»); рассмотрены основные требования к ВПОДК кредитной организации в соответствии с Указанием № 3624-У с подробными рекомендациями по ВПОДК для работы службы внутреннего аудита, особенности аудита организации ВПОДК («Внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК) в соответствии с Указанием Банка России от 15.04.2015 г. № 3624-У: аспекты внутреннего аудита»). Отдельно будет раскрыта тема аудита автоматизированных систем и особенностей осуществления внутреннего аудита в условиях электронного банкинга («Принципы внутреннего аудита банковских автоматизированных систем и систем электронного банкинга»).

По опыту проведения мероприятий у специалистов руководителей СВА вызовет особый интерес мероприятие «Оценка совокупного уровня рисков в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК)». Будет представлен всесторонний обзор изменений в рамках внутренних процедур оценки достаточности капитала, обобщен практический опыт крупнейших банков РФ и даны ответы на вопросы по оценке Банком России качества ВПОДК и достаточности капитала.

Все мероприятия, являющиеся повышением квалификации отвечают последним требованиям Закона «Об образовании» и установленным требованиям Регулятора (в соответствии с Указанием Банка России от 12.07.2016 N 4067-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 1 апреля 2014 года N 3223-У «О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации»)

АНО ДПО «ИСБД» предлагает отдельно рассмотреть мероприятие для специалистов внутреннего аудита профессиональных участников рынка ценных бумаг «Внутренний контроль и внутренний аудит профессионального участника рынка ценных бумаг». Представитель Банка России даст подробные разъяснения по требованиям к внутренним документам профессионального участника рынка ценных бумаг, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля и аудита в финансовой организации.

Каждый из обучающих семинаров включает в себя обзор нормативных документов Банка России, регламентирующих деятельность СВА в кредитных организациях.

Кроме того каждый месяц в Институте проводится более 100 семинаров для финансовых организаций, которые помогут внутренним аудиторам разобраться в теоретических и практических нюансах работы каждого подразделения финансовой организации, даст глубокие знания в области построения и оценки систем и процедур внутреннего контроля.

Институт Современного Банковского дела Дата публикации: 2017-07-12

Аудиторская компания, претендующая на право проведения аудита Сбербанка, выбирается по итогам проведения открытого конкурса. Конкурсная документация по проведению открытого конкурса по выбору аудитора утверждается конкурсной комиссией Сбербанка по закупке товаров, выполнению работ, оказанию услуг и публикуется на официальном сайте Банка. Аудиторская организация, выбранная по итогам открытого конкурса, согласовывается Правлением, Комитетом Наблюдательного совета по аудиту, Наблюдательным советом и выносится на утверждение годовому общему собранию акционеров.

Годовым общим собранием акционеров Сбербанка, состоявшимся 24 мая 2019 года, аудитором Банка на 2019 год и 1 квартал 2020 года утверждена аудиторская организация АО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит».

Ревизионная комиссия

Согласно пункту 1 статьи 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» в публичном обществе Ревизионная комиссия может не создаваться, если ее наличие не предусмотрено уставом публичного общества.

Годовым общим собранием акционеров Сбербанка 24 мая 2019 года принято решение об утверждении Устава Банка в новой редакции, которым не предусмотрено образование в Банке Ревизионной комиссии. В этой связи, начиная с 2019 года, Ревизионная комиссия в Сбербанке не избирается.

Служба внутреннего аудита

На Службу внутреннего аудита возлагаются функции проверки и оценки эффективности системы внутреннего контроля, систем управления рисками, систем информационной безопасности, достоверности бухгалтерского учета и отчетности, и ряд других контрольных функций, включающих функции контроля за соблюдением процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Служба внутреннего контроля

На Службу внутреннего контроля возлагаются функции по обеспечению соответствия деятельности Сбербанка законодательству, регулированию и лучшим практикам, а также по созданию и применению эффективных методов и механизмов управления риском возникновения у банка убытков из-за несоблюдения законодательства, внутренних документов банка, стандартов саморегулируемых организаций и/или применения санкций и/или иных мер воздействия со стороны надзорных органов.

Служба управления рисками (Блок «Риски»)

В целях управления рисками в Банке функционирует Блок «Риски», представляющий собой совокупность структурных подразделений банка, а также комитетов, основной функцией которых является управление рисками.

Руководитель Службы внутреннего аудита АО «Самрук‑Энерго»

Руководит Службой с 2012 года. Член международного Института внутренних аудиторов (IIA). Владеет международным сертификатом внутреннего аудитора CIA, Дипломом Международного Института Аудита и Менеджмента IFA (DipIFA), международным сертификатом САР ЕССБА.

В условиях современной экономической ситуации, когда и внешняя, и внутренняя среда Компании сталкиваются с рисками самого широкого спектра, мы осознаем важность роли внутреннего аудита в достижении стратегических целей Компании. Сегодня внутренний аудит Компании является действенным инструментом, предназначенным для выявления возможностей повышения эффективности деятельности Компании.

Наша Команда внутренних аудиторов состоит из квалифицированных опытных специалистов.

Деятельность Службы внутреннего аудита построена на Международных основах профессиональной практики внутреннего аудита и признана соответствующей Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита.

Применяя свои навыки и знания, мы привносим пользу Компании путем предоставления независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование систем управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления в Компании и ее ДЗО.

Служба функционально подотчетна Совету директоров Компании, административно – Правлению Компании. Курирование деятельности Службы осуществляется Комитетом по аудиту. Руководитель и работники Службы назначаются Советом директоров.

В 2016 г. численность Службы составляла 7 человек.

Внутренние аудиторы на постоянной основе осуществляют непрерывное профессиональное развитие. Так, работники Службы владеют международным сертификатом внутреннего аудитора CIA, дипломами Международного института аудита и менеджмента IFA (DipIFA), международным сертификатом САР ЕССБА, дипломами института финансовых менеджеров Великобритании (DipPIA и DiPCPIA).

Основными функциями Службы внутреннего аудита являются:

  • Оценка рисков, адекватности и эффективности внутреннего контроля над рисками в сфере корпоративного управления, операционной (производственной и финансовой) деятельности Компании и ее ДЗО, а также их информационных систем;
  • Проведение в установленном порядке оценки (диагностики) системы корпоративного управления в Компании и ее ДЗО, включая оценку внедрения и соблюдения принятых принципов корпоративного управления, соответствующих этических стандартов и ценностей в Компании и ее ДЗО;
  • Проверка соблюдения требований законодательства Республики Казахстан, международных соглашений, внутренних документов Компании и его ДЗО, а также выполнения указаний уполномоченных и надзорных органов, решений органов Компании и ее ДЗО, а также оценка систем, созданных в целях соблюдения этих требований;
  • Оценка адекватности мер, применяемых подразделениями Компании и ее ДЗО для обеспечения достижения поставленных перед ними целей в рамках стратегических целей Компании и ее ДЗО.

Годовые риск-ориентированные аудиторские планы рассматриваются и утверждаются Советом директоров Компании.

Все запланированные аудиторские задания выполнены в полном объеме.

При осуществлении своих функций Служба подтвердила Совету директоров свою независимость от влияния каких-либо лиц.

КПД Службы и ее руководителя устанавливаются с учетом стратегических целей Компании. Советом директоров Компании деятельность Службы оценена как «эффективная».

Работа с почтой доверия Компании

Служба является уполномоченным органом по рассмотрению, мониторингу и контролю за рассмотрением обращений, поступивших на почту доверия Компании. За 2016 г. поступило и рассмотрено 45 обращений.

Поделиться