Налоговая система рф. Структура налоговой системы российской федерации. Налоговая система РФ кратко

Нестеров А.К. Налоговая система РФ // Энциклопедия Нестеровых

Налоговая система составляет важнейший механизм функционирования государства. Эффективное государственное управление налоговой системы в Российской Федерации позволяет контролировать ее функционирование на национальном и региональном уровне, регулировать развитие национальной экономической системы, в том числе с использованием механизмов фискальной политики.

Понятие и структура налоговой системы

В действующих нормативных актах законодательно не определено понятие налоговой системы, однако действовавший до 2004 года Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержал такое определение: "совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".

Налоговая система – это урегулированная нормами налогового законодательства и построенная на определенных принципах система общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов и сборов.

С точки зрения такого подхода, налоги и сборы являются основой налоговой системы, с помощью которой в государстве исполняются функции по регулированию, распределению и перераспределению финансовых потоков, при этом порядок уплаты налогов и сборов устанавливается законодательно.

В соответствии с этим структура налоговой системы состоит из трех элементов:

Структура налоговой системы Российской Федерации

Налоги, сборы и страховые взносы включают весь перечень платежей, подлежащих уплате на территории Российской Федерации.

Система принципов построения и функционирования налоговой системы описывается в налоговом законодательстве. Основополагающим источником регулирования налогов и сборов в Российской Федерации выступает Налоговый кодекс. Налоговый кодекс также содержит нормы, касающиеся налогоплательщиков, плательщиков сборов и плательщиков страховых взносов.

Налоговые органы в Российской Федерации представлены Федеральной налоговой службой, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Налоговая система РФ в настоящее время представляет собой централизованную модель, регулирующую все общественные отношения, связанные с установлением и взиманием налогов и сборов.

Налоговая система – это эффективный инструмент влияния на социально-экономическое развитие, особенно в условиях реализации антикризисных мер, направленных на структурные реформы и устойчивый экономический рост.

Налоговая система, основанная на правовом урегулировании общественных отношений, связанных с установлением и взиманием налогов и сборов, затрагивает все аспекты хозяйственной жизни. Налоги выступают важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества, с одной стороны, а с другой, представляют собой сложную систему распределительных отношений, связанных с налоговыми поступлениями в бюджет и последующим использованием бюджетных ресурсов. Посредством налоговой системы, совокупности налогов и сборов государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

Понятия налога, сбора и страховых взносов закреплены в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации.

Понятия налога, сбора и страховых взносов согласно Налоговому кодексу Российской Федерации

Соответственно, добровольные выплаты и взносы и не являются налоговыми отчислениями. При этом налоги обладают тремя обязательными признаками:

  1. Императивность – требование обязательной уплаты налога со стороны государства, в случае неисполнении требования к налогоплательщику применяются различные санкции;
  2. Смена собственника – путем уплаты налоговых отчислений доля частной собственности трансформируется в государственную или муниципальную собственность в виде налоговых поступлений в соответствующий бюджет;
  3. Безвозвратность и безвозмездность – уплаченные налоговые платежи в бюджет обезличиваются и не возвращаются конкретному налогоплательщику, а перераспределяются в рамках бюджетной системы.

С учетом признаков налогов можно судить о том, что налоговые платежи являются законной формой изъятия государством части средств юридических и физических лиц по законодательно установленным нормам в соответствии с действующим порядком и в определенные сроки.

Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет три уровня налогов и сборов в статье 12:

  1. Федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;
  2. Региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации;
  3. Местные налоги и сборы – обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоговое законодательство является отражением принципов построения налоговой системы и устанавливает:

  • нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы;
  • принципы формирования налогового законодательства;
  • порядок налогообложения и деятельности соответствующих исполнительных органов в сфере налоговых отношений;
  • основные черты, характеристики, права, обязанности, ответственность участников налоговых отношений;
  • конкретные нормы, положения и принципы взимания всех действующих налогов;
  • налогоплательщиков каждого из действующих налогов;
  • налоговую базу каждого налога;
  • порядок исчисления и уплаты налогов;
  • порядок и сроки представления декларации по налогу.

Принципы построения налоговой системы в зависимости от особенностей национальной экономической системы реализуются государствами на основе текущей социально-экономической ситуации, поэтому в различных странах принципы налогообложения могут отличаться. Принципы построения налоговой системы закрепляются законодательно, а наличие в государстве собственной налоговой системы возможно только в суверенных государствах.

Принципы построения налоговой системы Российской Федерации

Характеристика

Обязательность

Все налоговые платежи должны уплачиваться налогоплательщиками своевременно и в полном объеме

Справедливость

Все налогоплательщики находятся в равных условиях.

Определенность

Законодательное закрепление норм, положений и правил уплаты налогов происходит до начала взимания налогов.

Удобство

Процедура уплаты налогов должна быть простой и удобной для налогоплательщиков.

Целесообразность

Сумма налоговых доходов должна превышать сумму издержек по их сбору, которая должна быть минимальна.

Гибкость

Налоговая система должна быстро меняться в случае изменения социально-экономических условий.

Объективность

Налог уплачивается единожды, налоги не должны часто меняться, налоги должны уплачиваться в денежной форме.

Целенаправленность

Взимание налогов должно преследовать конкретную цель: непосредственно фискальную, природоохранную, распределительную и т.п., – с точки зрения природы объекта налогообложения.

Единство

Налоговая система действует на всей территории государства на одинаковых условиях для всех типов налогоплательщиков.

С точки зрения функционирования налоговой системы Российской Федерации в целом, налоговые органы – это особого рода федеральный орган исполнительной власти, в чьи полномочия входит контроль и надзор в области налогов и сборов. В настоящее время данные полномочия возложены на Федеральную налоговую службу, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В соответствии с этим налоговыми органами Российской Федерации является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

В современных условиях налоговые органы функционируют на принципах единой централизованной системы контроля исполнения законодательства о налогах и сборах. В структуре налоговой системы Российской Федерации действия налоговых органов направлены на реализацию контрольной деятельности: контролируют правильность исчисления, полноту и своевременно уплаты всех отчислений в бюджетную систему Российской Федерации, относимых к компетенции налоговых органов. При этом в своей деятельности налоговые органы руководствуются исключительно действующим законодательством и действуют в пределах своей компетенции.

Деятельность налоговых органов осуществляется во взаимодействии с иными органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также с внебюджетными фондами. Налоговые органы действуют в рамках реализации своих полномочий, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, относимых к налоговому законодательству.

Сложившаяся структура налоговой системы Российской Федерации отвечает потребностям национальной экономической системы и урегулирована в рамках действующего налогового законодательства.

Налоговая система РФ

Система налогов и сборов Российской Федерации состоит из федеральных, региональных и местных налогов, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом. В Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

На схеме представлены действующие федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Действующие в Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы

Характеристика налогов и сборов Российской Федерации

Наименование налогов и сборов

Характеристика налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы

Налог на добавленную стоимость

косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

косвенный налог, устанавливаемый преимущественно на товары массового потребления, включается в цену товаров.

Налог на доходы физических лиц

прямой налог, исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц.

Налог на прибыль организаций

прямой налог, взимаемый с прибыли организации, определяемой как сумма доходов, уменьшенная на величину расходов.

Налог на добычу полезных ископаемых

прямой налог, взимаемый с недропользователей, к которым относятся российские и иностранные организации и индивидуальные предприниматели.

Водный налог

прямой налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

взимаются с организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц за получение в установленном порядке разрешения на добычу объектов животного мира, добычу водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Государственная пошлина

взимается уполномоченными органами при выполнении определенных функций (регистрационные, гербовые сборы, судебные пошлины, таможенные пошлины)

Региональные налоги и сборы

Налог на имущество организаций

прямой налог, устанавливается на имущество организаций, из расчета среднегодовой стоимости имущества, относимого к объектам налогообложения.

Налог на игорный бизнес

прямой налог, взимаемый с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Транспортный налог

прямой налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Местные налоги и сборы

Земельный налог

прямой налог, взимаемый с организаций и физических лиц, обладающих земельными участками.

Налог на имущество физических лиц

прямой налог, устанавливается на имущество физических лиц, из расчета суммарной инвентаризационной стоимости имущества, относимого к объектам налогообложения.

Торговый сбор

фиксированный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность.

Для каждого налога определены налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Плательщики сборов и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

В статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен перечень специальных налоговых режимов:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) – Глава 26.1;
  • упрощенная система налогообложения – Глава 26.2;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – Глава 26.3;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – Глава 26.4;
  • патентная система налогообложения – Глава 26.5.

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок налогообложения, освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов, взамен налогоплательщики уплачивают налог в соответствии со специальным порядком согласно специальному налоговому режиму.

Специальные налоговые режимы формируют условия для налогоплательщиков, при выполнении которых они не платят налоги по общей системе налогообложения. Специальные налоговые режимы позволяют достичь следующих целей в сфере налогообложения и функционирования налоговой системы Российской Федерации:

  1. Повышение эффективности регулирования отдельных отраслей национальной экономической системы в рамках определенных сфер деятельности, подпадающих по условия применения специальных налоговых режимов;
  2. Упрощение налогового учета, налогообложения, уплаты налогов для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы;
  3. Коррекция и оптимизация налоговой системы на основе выработки индивидуального подхода к определенным категориям предпринимателей, учитывая характер и масштаб их предпринимательской деятельности;
  4. Повышение эффективности работы малых предприятий за счет упрощения административного, налогового и управленческого учета в сфере налогов, сборов и страховых взносов.

Следует отметить, что общий налоговый режим, являясь основным, применяется хозяйствующими субъектами по умолчанию до тех пор, пока не подано соответствующее заявление в налоговый орган о переходе на один из специальных налоговых режимов.

Таким образом, можно сделать вывод, что специальные налоговые режимы предусмотрены в налоговой системе Российской Федерации с целью максимального облегчения налогообложения субъектам малого предпринимательства. При этом любой специальный налоговый режим позволяет заменить несколько основных налогов одним единым.

В 2016 году в Налоговый кодекс введена глава "2.1 Страховые взносы в Российской Федерации". Страховые взносы являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Порядок установления страховых взносов включает определение плательщиков страховых взносов, объекта обложения, базы для исчисления, расчетного периода, тарифа, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов. При этом объект обложения и база для исчисления страховых взносов могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов. Страховые взносы регулируются Главой 34 Налогового кодекса.

Основные цели реформы передачи функций администрирования страховых взносов Федеральной налоговой службе:

  • создание условий для снижения административных издержек предпринимателей;
  • сохранение порядка исчисления, уплаты, базы исчисления, тарифов, льгот;
  • оптимизация администрирования страховых взносов, сокращение числа проверок, форм отчетности.

В результате, Федеральная налоговая служба помимо администрирования налогов и сборов с 01.01.2017 наделена полномочиями по администрированию следующих страховых взносов:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации включает в себя совокупность действующих налогов, сборов и страховых взносов, обязанности по администрированию которых возложены на Федеральную налоговую службу, в том числе в части проведения мероприятий налогового контроля и применения мер государственного принуждения.

Направления повышения эффективности налоговой системы РФ

Можно выделить четыре объективные предпосылки повышения эффективности налоговой системы Российской Федерации:

  1. Сложившиеся условия макроэкономической нестабильности и последствия данной ситуации для национальной экономической системы;
  2. Неблагоприятная геополитическая обстановка и необоснованные русофобские санкции, наложенные западными политиками;
  3. Необходимость проведения масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства;
  4. Переход к цифровой экономике.

В условиях макроэкономической нестабильности негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства оказывают риски волатильности экономической среды, что отрицательно сказывается на налоговой системе. В связи с этим требуется согласованность и взаимодействие отдельных подходов к развитию налоговой системы, чтобы соблюсти баланс интересов с учетом необходимости уплаты налоговых платежей. В целом, макроэкономические факторы связаны с состоянием рыночной конъюнктуры, колебаниями процентных ставок и т.д.

Геополитическая и макроэкономическая обстановка в стране прямо влияет на налоговую систему: благоприятное внешнее окружение и общая макроэкономическая ситуация внутри страны создают предпосылки для увеличения объемов хозяйственной деятельности, появлению новых экономических субъектов, увеличению налогооблагаемой базы, налоговых платежей, доходов бюджета. В совокупности, это создает условия для интенсификации экономического развития и повышения темпов экономического роста. В 2015-2017 годах имело место осложнение условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности, обусловленное, в том числе, санкциями против России со стороны ЕС и США и ряда их сателлитов, волатильностью курса рубля в начале 2016 года и прочими факторами. Еще в сентябре 2015 года зам. министра иностранных дел : "Мы должны исходить из того, что санкции – это надолго". Повышение эффективности налоговой системы позволит нивелировать негативные последствия макроэкономической нестабильности и санкций, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов и стимулирования экспорта продукции российского производства.

В условиях интенсивной конкуренции со стороны транснациональных корпораций и западных компаний необходимо проведение масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства, в том числе ориентированного на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью

В связи с переходом к цифровой экономике в 2017 году Правительством Российской Федерации утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации". По масштабам, кумулятивному эффекту и влиянию на национальную экономику эта программа сравнима с государственным планом электрификации России в 20-х годах ХХ века, который заложил основу индустриализации. Это также требует повышения эффективности налоговой системы.

Следует отметить, что радикальных мер в налоговой системе не планируется, напротив, приоритетные направления сопряжены со следующими аспектами:

  • повышение эффективности налоговой системы;
  • корректировка отдельных аспектов налогообложения по отдельным налогам и сборам без существенных изменений;
  • мораторий на повышение налоговой нагрузки;
  • упрощение формальных аспектов налогообложения;
  • упрощение уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
  • развитие электронного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами;
  • повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов;
  • ликвидация возможностей уклонения от налогов.

С точки зрения комплексного подхода к повышению эффективности налоговой системы Российской Федерации по отношению к субъектам хозяйствования необходимо:

  • обеспечение стабильности условий хозяйствования;
  • использование бюджетно-налоговых инструментов реализации государственной экономической политики;
  • создание единых условий хозяйствования;
  • развитие налоговой инфраструктуры для обеспечения функционирования налоговой системы в условиях цифровой экономики.

В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности в рамках сложившейся налоговой системы необходима реализация следующих направлений:

  • упрощение процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • уменьшение стоимости использования ККТ;
  • поддержка экспорта промышленной продукции;
  • сближение налогового и бухгалтерского учета.

В качестве перспективных мер совершенствования налоговой системы предлагается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности налоговой системы Российской Федерации с учетом выявленных предпосылок и сложившихся условий.

Направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

В бюджетно-налоговой сфере

На макроэкономическом уровне

В сфере налогового администрирования

Стабилизация налоговой системы в целях обеспечения бюджетной устойчивости

Создание налоговых стимулов для масштабной индустриализации, интенсификации отечественного производства

Совершенствование системы специальных налоговых режимов, в том числе, расширение списка видов деятельности для патентной системы, снижение ставок по упрощенной системе

Финансовая стабилизация и поддержание низких темпов инфляции

Налоговая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности

Упрощение порядка начисления и вычета НДС, уплаченного в составе аванса, упрощение подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС

Продолжение политики деофшоризации российской экономики

Повышение налоговой конкурентоспособности Российской Федерации на мировом уровне

Введение специальных налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности.

Сохранение моратория на увеличение налоговой нагрузки до 2020 года.

Налоговая поддержка отечественных производителей полного цикла

Повышение акцизов на алкоголь, табачные изделия, электронные сигареты.

Налоговая поддержка и стимулирование ведения бизнеса на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, Восточной Сибири

Изменение порядка расчета пеней в зависимости от длительности просрочки до 1/150 от ключевой ставки

Налоговая и административная поддержка функционирования свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе

Освобождение микропредприятий от уплаты налоговых платежей на упрощенной системе налогообложения

Предложенные меры позволят повысить эффективность функционирования налоговой системы Российской Федерации с учетом глобальных и макроэкономических вызовов, которые стоят в настоящее время и могут возникнуть в ближайшем будущем. Во многом финансовая безопасность и проведение суверенной финансовой политики Российской Федерации зависит от стабильности налогообложения и гибкости налоговой системы. В современных условиях налоговая система должна быть адекватной сложившейся социально-экономической ситуации, способствовать повышению инвестиционной привлекательности.

Выводы

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги, сборы, страховые взносы, налоговое законодательство и налоговые органы. Эффективность ее функционирования детерминируется целенаправленной налоговой составляющей установление и взимание налогов, сборов и страховых взносов в бюджет Российской Федерации на основе действующего налогового законодательств.

В Российской Федерации трехуровневая система налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Налоговая система выполняет четыре функции: фискальную, регулирующую, контрольную и распределительную.

Предложенные направления повышения эффективности функционирования налоговой системы Российской Федерации определены в соответствии с выявленными предпосылками и с учетом глобальных и макроэкономических вызовов, которые стоят в настоящее время перед Российской Федерацией и могут возникнуть в ближайшем будущем. По итогам проведенного исследования следует отметить, что в настоящее время важнейшей задачей экономики является преодоление замедления экономического роста, что позволит увеличить доходы бюджета Российской Федерации и достичь сбалансированности экономического развития.


Понятие налоговой системы государства мы рассматривали в . О структуре налоговой системы России расскажем в этом материале.

Состав налоговой системы РФ

Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.

Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение .

К таким элементам можно отнести:

  • налоги, сборы и страховые взносы;
  • налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;
  • налоговые органы;
  • законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.

При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разными уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.

При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):

  • объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);
  • налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);
  • налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы - это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня) (

Понятие и сущность налогов и сборов

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьиНК РФ налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога;

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.


Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция),

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Понятие и сущность налогов и сборов 1. Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение системы налогообложения,

2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Доктор экономических наук Д. Черник определяет сущность налогов как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.



Структура налоговой системы РФ

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны.

При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д.

Налоговая система государства является необходимым инструментом выполнения им важнейших функций и задач. Структурная организация налоговой системы – основной показатель экономического и социального развития страны.

Налоговая система РФ начала действовать в 1992 г. одновременно с принятием закона «Об основах налоговой системы РФ». Были введены термины подоходного налога, акциза, налога на добавленную стоимость (НДС).

На протяжении 25 лет российская система налогообложения неоднократно изменялась и подвергалась реформам и нововведениям.

В начале 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001 г. начала действовать вторая часть закона. НК РФ стал важнейшим законодательно-правовым актом РФ, определяющим отношения государства и плательщика налогов, функции, структуру и элементы государственнойсистемы налогообложения.

Налоговая система РФ кратко

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Принципы построения налоговой системы РФ

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Структура налоговой системы РФ

Структура налоговой системы предполагает ее разделение на уровни налогообложения. Каждый из уровней состоит из соответствующих ему элементов, характеризующих и дающих возможность системе качественно выполнять назначенные функции.

Уровни налоговой системы РФ

Налоговая система РФ состоит из 3 уровней (НК РФ ст.12):

  • Федеральный.
  • Региональный.
  • Местный.

Налоговая система: классификация налогов в РФ

Ст. 12 НК РФ классифицирует следующие виды налогов в зависимости от уровня:

  • Федеральные. Должны уплачиваться налогоплательщиками в обязательном порядке на всей территории России, за исключением освобождений, предоставляемых в связи с применением налоговых спецрежимов, которые описаны в п. 7 ст.12 НК РФ. Подробнее можно прочитать здесь.
  • Региональные. Налоги, установленные НК РФ и региональными законами субъектов Федерации и подлежащие обязательной уплате на их территории. Какие это налоги и кто их платит – в нашей статье.
  • Местные. Налоги и сборы, взимаемые в муниципалитетах в соответствии с налоговым законодательством РФ, законами субъектов и муниципальных образований. О них вы узнаете здесь.

Элементы налоговой системы

Механизм налогообложения состоит из субъекта и объекта, ставки налога и предоставляемых льгот по его уплате.

Налоговая система России представлена следующими образующими элементами:

  • Виды налогов, сборов и других налоговых платежей.
  • Права и обязанности граждан и органов налоговой системы.
  • Способы и виды контроля в налоговой сфере.
  • Ответственность за нарушения правовых актов налогового законодательства.
  • Основания для установления налога и появления обязанности по его уплате.
  • Принципы установления налогов.
  • Проверки, экспертизы, учет налогоплательщиков.
  • Порядок оспаривания и обжалования действий или бездействий сотрудников органов российской налоговой системы.

Функции налоговой системы

Налоговая система РФ как сочетание элементов выполняет ряд функций. Такими функциями являются:

  • Фискальная. Налоговая система РФ является гарантом обеспечения денежными поступлениями бюджета государства.
  • Регулирующая. Заключается в достижении намеченных задач в налоговой государственной политике. Налоги и налоговая система признаются мощным инструментом регулирования экономики, темпов роста инвестиций, спроса и предложения, трудовой занятости.
  • Распределительная.Выражается в распределении налоговых средств по бюджетам всех уровней.
  • Стимулирующая. Различные льготы позволяют эффективно развиваться перспективным отраслям экономики.
  • Контрольная. Дает возможность государству контролировать финансовую деятельность налогоплательщиков, в том числе их доходы и расходы. Налоговая система динамично развивается, поэтому с помощью контроля оценивается также целесообразность нововведений в нее.

Последние новости об изменениях в общей системе налогообложения

При использовании данной системы налогообложения предприниматель уплачивает наибольшее количество налогов:

  • Налог на прибыль (для юридических лиц);
  • Налог на доход физических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Страховые взносы;
  • Остальные налоги.

В новом году основные изменения коснутся налога на добавленную стоимость. Уже известны последние новости – налоговый орган в ходе камеральной проверки будет принимать пояснения по НДС только по системам электронной связи, а не в бумажном виде. Также за несвоевременное представление грозит штрафом в размере 5’000 рублей.

«В частности может произойти увеличение самой ставки НДС в 2017 году. Планируется повысить налог с 18% до 20%. А льготную ставку – с 10% до 12%, с последующим ежегодным повышением ее на 2%, чтобы, в конце концов, сравнять льготу с основной ставкой налога », – пишет «Российский налоговый курьер».

Внимание ! Действующее налоговое законодательство разрешает применять смешанное налогообложение – одновременное использование более одной системы. Например, общая система налогообложения для основных расчетов и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Какие изменения коснутся упрощенной системы налогообложения

Самая распространенная система налогообложения – здесь все основные налоги заменены одним. Предприниматель сам выбирает, по какой формуле ему оплачивать налог:

  1. «Доходы минус расходы» – 15%
  2. «Доходы» – 6%.

Данная система была разработана для уменьшения нагрузки на малый бизнес. Как и в предыдущем случае, упрощенная система налогообложения также претерпит некоторые изменения в будущем году.

Во-первых, планируется увеличить лимит доходов до 120 млн. рублей. Это значит, что применять УСН сможет больший круг предпринимателей, чем в настоящее время. При этом новые лимиты будут зафиксированы до 2020 года, и не будут ежегодно индексироваться на коэффициент-дефлятор. Предприниматели, использующие ОСНО, смогут перейти на упрощенную систему, если их прибыль за последние девять месяцев не превысила 59 млн. рублей.

Во-вторых, ожидается снижение ставок – с 6 и 15 процентов до одного и пяти соответственно. Но это произойдет не во всех регионах – в 70 из 85. Еще одним изменением станет снижение налоговой ставки по налоговым взносам за работников – с 30% она уменьшится до 25%. Это нельзя назвать значительной экономией, но некоторое облегчение бизнесу все же принесет.

Формула исчисления единого налога на вмененный доход в России

Обычно данную систему выбирают предприниматели, занятые в торговой сфере. Здесь размер налога рассчитывается не от конкретной суммы полученных за отчетный период доходов, а по фиксированной ставке.

Главным изменением в ЕНВД в 2017 году станет возможность уменьшения размера суммы налога на личные взносы самостоятельно. То есть если индивидуальный предприниматель работает один, без наемных работников, то со следующего года он сможет уменьшить размер налога конкретно за себя.

Единый сельскохозяйственный налог – последние новости для фермеров

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сельскохозяйственной отрасли в России, оплачивают единый сельскохозяйственный налог в размере шести процентов от суммы доходов, уменьшенной на величину расходов.

Как и остальные системы, грядущий 2017 год несет перемены и для ЕСХН – предполагаются правки в ст. 246.2 и 246.3 Налогового кодекса РФ, согласно которым выручка от предоставленных услуг, оказанных сторонним сельхозпроизводителям, будет приравнена к сельскохозяйственной выручке. Другими словами, если фермер поможет другому фермеру заготовить корма или собрать урожай и получит за это денежное вознаграждение, это будет считаться сельскохозяйственной выручкой.

Чего ждать от патентной системы налогообложения предпринимателям в РФ

Данная система применяется теми предпринимателями, чья деятельность подпадает под определенные виды экономической деятельности. В настоящее время патентная система налогообложения применяется при 63 видах деятельности.

Летом текущего года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил распространить действие ПСН на все ОКВЭДы. При этом он отметил, что данное решение регионы будут принимать самостоятельно. Пока нет официальных подтверждений, но, если предложение будет принято и реализовано, то можно будет с уверенностью сказать, что количество самозанятого населения в стране значительно возрастет.

Поделиться